Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от уплаты налогов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.
№ |
Статья |
Крупный размер, млн. руб. РФ |
Особо крупный, млн. руб. РФ |
1 |
194 |
1 |
3 |
2 |
198 |
0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 1,8 |
3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 9 |
3 |
199 |
2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 6 |
10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 30 |
4 |
199.1 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Аналогично условиям ст. 199 |
- Čeština
- Deutsch
- Español
- Français
- Italiano
- Nederlands
- Polski
- Português
- Türkçe
- Norsk
- Svenska
- Dansk
- Suomen kieli
- Magyar
- Română
- Macaranga — Macaranga«>Previous article
- Next article
- Ответственность за нарушение налогового законодательства юридическими лицами, предусмотренная уголовным кодексом РФ 2018 / Елизаров А.А., Остроухова В.А.
- К вопросу о способах преступного уклонения от уплаты налогов и (или) сборов 2012 / Пушкарева Н.А.
- Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации по законодательству России и Германии 2017 / Шукшина Т.А.
- Основные подходы к оценке необоснованной налоговой выгоды, полученной налогоплательщиками 2018 / Блохина Н.А., Остроухова В.А.
- Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица 2014 / Кузнецов Василий Иннокентьевич
- Ответственность по статьям 199-199. 2 уголовного кодекса Российской Федерации 2017 / Кузнецов Василий Иннокентьевич
- Объект и объективная сторона уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица как основные ориентиры в расследовании 2015 / Коновод Андрей Александрович
- Методы противодействия уклонению от уплаты налогов: классификация и проблемы применения 2012 / Быков Степан Сергеевич, Кутузова Екатерина Сергеевна
- Уменьшение налогов: виды и характеристика 2008 / Середа Ирина Михайловна
- К вопросу о моменте окончания налоговых преступлений, предусмотренных статьями 198, 199 УК РФ 2017 / Ахтырская Наталия Викторовна
- Налог
- Оборотные активы
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
- Следователи допрашивают директора контрагента. Он говорит, что никакой он не директор, что компанию свою он зарегистрировал за деньги, никаких документов и договоров в глаза не видел, никаких обязательств по договорам не исполнял.
- Анализируют банковские выписки контрагента. Значит, вы говорите, что купили у него товар? А откуда он этот товар взял, у кого сам-то купил, чтобы вам продать, как за товар расплачивался? Ах, в банковской выписке вашего контрагента нет этих операций… Значит, и товара не было, и ничего вы не покупали, соответственно сделка фиктивная.
- Доказывают, что деньги, которые вы платили этому контрагенту, потом обналичивались. Они шли по цепочке, а потом выдавались каким-то директорам под отчёт, каким-то ИПшникам переводились… В общем, обналичивались эти деньги!
- Видят, что деньги за товар (работы) вы не оплачивали на расчётный счёт (так бывает если имело место покупка «бумажного НДС»). Оплаты не было, а поставщик никаких действий по взысканию долга не предпринимает, что не соответствует обычаям делового оборота, где целью предпринимательской деятельности является извлечение прибыли. Соответственно, по мнению проверяющих, эта сделка недействительная.
- Смотрят количество сотрудников в штате контрагента. Сотрудников нет или мало? Значит, контрагент не мог продать вам товар либо выполнять для вас работы, потому что эта сделка — трудозатраты. По договорам ГПХ контрагент людей тоже не привлекал, это из банковской выписки видно, никому он не платил. Мог заплатить наличкой? Но на допросе он уже сказал, что никому не платил и ничего по деятельности компании не знает.
- вот контрагент. По мнению следователя контрагент недобросовестный. Это мнение может основываться на формальной позиции (допрос директора номинала, отсутствие в штате необходимого количества сотрудников, транзитные платежи по расчетному счету, адрес массовой регистрации и т.д.). Таким образом, по версии следователя, контрагент не мог выполнить работы/оказать услуги/поставить товар;
- если контрагент недобросовестный значит вы не проявили должную осмотрительность. И что бы вы не возразили, это не изменит этот довода следствия;
- вы заявили вычет по этому контрагенту, например по работам, которые контрагент не мог выполнить своими силами;
- заявив вычеты по недобросовестному контрагенту, вы незаконно уменьшили НДС к уплате.
- 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
- 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).
- Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
- Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
- Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
- С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.
- если оно совершается умышленно строго определенными Уголовным кодексом Республики Беларусь способами (способы установлены в ч. 1 ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь);
- причиняет ущерб в крупном или особо крупном размерах.
- в крупном размере (ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок;
- в особо крупном размере (ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь) наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
- Директор
- Лицо, которое фактически выполняло обязанности директора – подписывало документы
- Лицо, которое подписывало документы для налоговой инспекции (п. 7, 19Постановления № 48).
- неточно рассчитать налоговую базу – сумму, с которой платят налог;
- указать неверные сведения об объекте налогообложения;
- применить незаконные льготы и вычеты;
- скрыть источники доходов;
- уменьшить размеры доходов;
- завысить расходы;
- неверно указать период, в котором были доходы или расходы;
- неточно указать физические показатели, из которых считают ЕНВД. Например, площадь торгового зала или количество сотрудников.
- наличие недоимки в крупном или особо крупном размере (пени и штрафы в эту сумму не входят);
- наличие имущества;
- сокрытие имущества.
- Формирование налоговой декларации
- материальная. В соответствии со ст. 75 НК РФ, пени за несвоевременное исполнение обязательства по уплате сбора взимается независимо от применение других видов ответственности;
- административная — в соответствии со ст. 122 НК РФ;
- уголовная — по ст. 198 — 199 УК РФ.
- За уклонение от уплаты налогов в Украине предусмотрена уголовная, административная и финансовая ответственность. При этом финансовая может наступать одновременно с уголовной или административной (в зависимости от вида нарушения, размера не уплаченного налога).
- Уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты в значительных, крупных и особо крупных размерах.
- Штрафы за неуплату, предусмотренные Налоговым Кодексом Украины (финансовая ответственность), могут быть применены налоговым органом при соблюдении установленного порядка уведомления плательщика и с учетом сроков давности привлечения к ответственности.
- Для физлиц за уклонение от уплаты налогов в крупном размере могут быть назначены: штраф в 100-300 тыс. руб., арест на полгода или тюрьма до 1 года, а при уклонении от налогов в особо крупном размере штраф составит 200-500 тыс. руб. Возможный вариант – лишение свободы до 3 лет.
- Если от уплаты налогов уклоняется компания, то ее руководству грозит штраф в размере 100-300 тыс. руб., арест на полгода или лишение свободы до 2 лет при уклонении от налогов в крупном размере. Для случая особо крупного размера или сговора группы лиц могут быть назначены штраф в 200-500 тыс. руб., тюрьма до 6 лет. При этом лица, отбывшие принудительные работы или заключение, могут быть лишены права работать в некоторых должностях до 3 лет.
- непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно;
- включение в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
- во-первых, физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
- нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном порядке частной практикой;
- во-вторых, физическими лицами, получающими вознаграждение от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или аренды;
- физическими лицами, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности; физическими лицами — налоговыми резидентами РФ, получающими доходы от источников, находящихся за пределами РФ;
- физическими лицами, получающими другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами; физическими лицами, получающими выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
- налогоплательщик скрывает получение дохода;
- игнорирует обязанность о подаче налоговой декларации;
- незаконно использует предоставляемые льготы;
- не встает на учет;
- представляет ФНС ложные сведения.
- После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
- После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
- Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
- В Налоговом кодексе РФ (статья 119 – процентное указание размера выплат, статья 122 – неверный расчет суммы налога).
- Кодекс, рассматривающий административные правонарушения (статья 15.5 – ответственность не несвоевременное оформление декларации).
- Уголовный кодекс (статья 199 УК РФ – санкции за намеренное уклонение от налоговых выплат).
- Так, согласно ст.119 непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого законом рамки будет наказываться следующим образом: наложение штрафа в размере 5 % от суммы, которая должна быть уплачена в качестве налога. При этом она не может быть менее 1 тыс. руб. и не должна превышать 30 % от суммы, подлежащей к уплате.
- Наложение штрафа в размере 200 руб. за непредоставление декларации в электронном виде.
- Предоставление в налоговый орган неверных сведений о суммах, с которых должен быть уплачен налог, приведет к наложению штрафа в 40 тыс. руб. на ответственное лицо. При повторном правонарушении сумма возрастет до 80 тыс. руб.
- Если налог не был выплачен или внесен в неполном объеме, то провинившееся лицо будет обязано выплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна быть внесена в бюджет. Если доказан факт предумышленности правонарушения, то сумма штрафа возрастет до 40 %.
- Основание для возврата птовара алкоголь
- Будут ли выплаты с мат капитала в 2020 году единовременная выплата
- Реквизиты для уплаты ндс 2021
Таможенные пошлины являются важным источником доходов в развивающихся странах. Импортеры пытаются уклониться от уплаты таможенных пошлин путем (а) занижения счета и (б) неправильного указания количества и описания продукта. При наличии адвалорной импортной пошлины налоговая база может быть уменьшена за счет занижения счетов. Неправильное указание количества более актуально для товаров с конкретными обязанностями. Описание производства изменено, чтобы соответствовать коду ГС, соразмерно более низкой ставке пошлины.
Уклонение от уплаты налогов — что это и какая ответственность
Уклонение от уплаты налогов является преступлением почти во всех развитых странах, виновная сторона подлежит штрафу и / или тюремному заключению . В Швейцарии многие действия, которые могут быть приравнены к уклонению от уплаты налогов в других странах, рассматриваются как гражданские дела. Нечестное указание дохода в налоговой декларации не обязательно считается преступлением. Такие дела рассматриваются швейцарскими налоговыми судами, а не уголовными судами.
Однако в Швейцарии некоторые налоговые проступки (например, преднамеренная фальсификация записей) являются уголовным преступлением. Более того, гражданские налоговые правонарушения могут повлечь за собой штрафные санкции. Часто считается, что степень уклонения зависит от строгости наказания за уклонение.
Дополнительная информация: налоговое сельское хозяйство
Налоговое фермерство — это исторический способ сбора доходов. Правительства получили единовременную выплату авансом от частного лица, которое затем собирает и удерживает доход и несет риск уклонения от уплаты налогов со стороны налогоплательщиков. Было высказано предположение, что сбор налогов может уменьшить уклонение от уплаты налогов в менее развитых странах.
Эта система может быть подвержена злоупотреблениям со стороны «налоговых фермеров», стремящихся получить прибыль, если они не подвергаются политическим ограничениям. Злоупотребления со стороны налоговых фермеров (вместе с налоговой системой, освобождающей аристократию) были основной причиной Французской революции , свергнувшей Людовика XVI.
Агентства по предпогрузочной инспекции, такие как Société Générale De Surveillance SA и ее дочерняя компания Cotecna, занимаются предотвращением уклонения от уплаты таможенных пошлин из -за занижения счетов-фактур и неправильной декларации.
Однако агентства PSI сотрудничали с импортерами в уклонении от уплаты таможенных пошлин. Власти Бангладеш признали Cotecna виновной в пособничестве импортерам в уклонении от уплаты таможенных пошлин в крупном размере. В августе 2005 года Бангладеш наняла четыре компании PSI — Cotecna Inspection SA, SGS (Bangladesh) Limited, Bureau Veritas BIVAC (Bangladesh) Limited и INtertek Testing Limited — на три года для сертификации цены, качества и количества импортируемых товаров. В марте 2008 года Национальное налоговое управление Бангладеш аннулировало сертификат Cotecna из-за серьезных нарушений, в то время как жалобы импортеров на другие три компании PSI росли. Бангладеш планировал организовать обучение своих сотрудников таможенного департамента по вопросам « оценки ВТО , торговой политики, системы ASYCUDA , управления рисками», чтобы взять на себя инспекции.
Было также установлено, что Cotecna подкупила премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто, чтобы получить контракт PSI с пакистанскими импортерами. Она и ее муж были осуждены как в Пакистане, так и в Швейцарии.
Уклонение от уплаты налогов — незаконное умышленное избежание уплаты налогов физическими или юридическими лицами.
Способы уклонения от уплаты налогов зависят от вида налога. Основными способами уклонения от уплаты налогов на доходы физических лиц и на прибыль организаций является неуказание в налоговых декларациях определенных налогооблагаемых доходов или указание в них фактически не имевших места расходов, уменьшающих налоговую базу. Для уклонения от уплаты налогов используются сделки с фирмами-однодневками и офшорными компаниями.
За уклонение от уплаты налогов законодательствами различных стран предусмотрена административная ответственность в виде штрафа[1], а в определённых случаях — и уголовная ответственность.
Как отмечает профессор Фрайбургского университета Ларс Фельд, хотя трудовая деятельность в обход налоговых органов и противоречит закону, но для отдельных групп людей это — нередко «последняя возможность заработать на жизнь»[2].
От незаконного уклонения от уплаты налогов следует отличать избежание налогов законными способами (англ. tax avoidance) или налоговое планирование, то есть умелое применение налоговых льгот и других законных способов минимизации уплачиваемых налогов, в том числе с использованием иностранных юрисдикций.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица — преступление, предусмотренное статьёй 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путём включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершённое в крупном размере.
Объектом преступления являются финансовые интересы государства[3]. Объективная сторона заключается в действиях направленных на уклонение от уплаты налогов в крупном размере. Под уклонением следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ[4].
Субъективная сторона заключается в прямом умысле. Виновный осознаёт, что уклоняется от уплаты налога в крупном размере путём непредставления декларации о доходах или путём включения в неё заведомо искажённых данных о доходах или расходах либо иным способом, или осознаёт, что уклоняется от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, и желает этого. Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, обязанное в соответствии с законодательством уплачивать налог и (или) страховой взнос в государственные внебюджетные фонды.
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации — преступление, предусмотренное статьёй 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путём включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Объектом преступления являются финансовые интересы государства[5]. Объективная сторона заключается в действиях направленных на уклонении от уплаты налогов в крупном размере или особо крупном размере. Уголовному преследованию подлежит уклонение от уплаты налогов с организации в только размере более 5 млн рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 25 % подлежащих уплате налогов или более 15 млн руб. — размер увеличен с середины 2016 г.(крупный размер) или в особо крупном размере (более 15 млн рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 50 % подлежащих уплате налогов или более 45 млн руб.). Под уклонением следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлёкшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ[4].
В 2015 году заработала система АСК НДС-2. Это стало вехой в налоговом контроле.
С 2015 года ФНС начала накапливать информацию о компаниях: изменилась форма налоговой отчетности (были введены новые разделы в налоговую декларацию по НДС, где компании стали отражать данные книги покупок и продаж).
Таким образом, налоговый орган начал сохранять историю сделок с контрагентами, а также историю использованных налоговых вычетов по НДС. Однако использовать эту информацию «по полной» инспекции смогли в 2018 году, то есть через 3 года после того, как данные начали потоком стекаться в серверы налоговой. Почему 3 года?
Потому, что при выездной проверке инспекторы могут проверить 3 года, предшествующие проверке. Также, по уголовным делам налоговой направленности проверке подлежат 3 финансовых года подряд (примечание к ст. 199 УК РФ).
Конечно, инспекторы выходили с выездными проверками в компании и до 2018 года, но в таком случае проверка «цепляла» очень непрозрачные для неё 2014 и предыдущие годы.
Почему эти периоды для налоговой были непрозрачными? Не только из-за АСК НДС-2, но и потому, что сама налоговая отчётность была иной. Нередко при таких проверках бизнесмены убирали из книг покупок счета-фактуры по недобросовестным контрагентам и заменяли их на вычеты по добросовестным компаниям, конечно учитывая сроки давности (3 года с момента получения счет-фактуры) и отследить это налоговикам и правоохранительным органам не всегда удавалось.
Теперь же, с АСК НДС-2, инспекторы видят всю историю сделок с контрагентами в режиме онлайн прямо на мониторе. Чтобы получить нужную информацию, инспектору достаточно сделать несколько щелчков мышью.
Итак, есть декларация по НДС. В ней есть данные книг покупок и продаж.
Органы следствия видят, по каким контрагентам и на какую сумму были заявлены вычеты по НДС. Этих данных уже достаточно, чтобы из числа заявленных вычетов отобрать недобросовестных контрагентов и рассчитать сумму налогов, на которую уклонилась компания.
То есть для проведения экспертизы в рамках уголовного дела достаточно предоставить эксперту книгу покупок и указать по каким контрагентам исключить из деклараций вычеты по налогу. Если за 3 года вы так «сэкономили» больше 15 млн руб — то ч.1 ст.199 УК. Если за 3 года набралось 45 млн руб — то ч.2 ст.199 УК (в ред. с 01.04.2020 г.)
Теперь задача Следственного комитета — доказать, что ваш контрагент — однодневка. Как это делается?
Нет техники, адрес массовой регистрации, минимальные налоговые платежи… Все. Ваш контрагент — однодневка, а вы — выгодоприобретатель по схеме и без пяти минут подсудимый.
Вы можете заявить:
Уклонение от уплаты налогов: раскладываем по полочкам
Презумпции невиновности нет.
Следствие формирует обвинительную позицию, совершенно не обращая внимание на ваши доводы. Здесь нет ситуации, что вы правы «по умолчанию», а следователь должен доказать обратное (как должно быть по закону). Фактически позиция следователя — это скала, о которую безнадежно разбиваются, как морские волны, все ваши доводы.
Что бы вы ни сказали, какие бы ни нашли аргументы, у следователя уже готовы все выводы.
Также следствию не очень-то и нужны ваши документы с проблемными контрагентами. Ведь то, что контрагент недобросовестный, он узнает из допроса номинального директора этого контрагента. А суммы вычетов по проблемным контрагентам следователь/эксперт рассчитает, используя вашу налоговую отчетность. Таким образом, для того, чтобы подготовить обвинительное заключение, вы или ваша позиция следователю не нужны. То, что вы скажете следователю, пройдет мимо «фоном» и никак не повлияет на уже сформированную обвинительную позицию.
Мы хотим, чтобы вы осознали ситуацию. Логика уголовного обвинения — это паровоз, где одно цепляет другое, и никто не разбирается в составных частях:
Никто не будет разбираться, как именно вы проверяли контрагента, как встречались с его директором, как ваши менеджеры переписывались с менеджерами контрагента в почте, как согласовывали условия договора. Не мог выполнить работы или поставить товары! Все! Уголовное дело может быть возбуждено, обвинение предъявлено, дело уйдёт в суд, а ситуацию с оправдательными приговорами вы и сами знаете.
Вы можете заявить, что умысла на неуплату налогов у вас не было, а значит, уголовная ответственность невозможна. Однако этот довод также не работает. Умысел следствием констатируется формально, на практике его следствие не доказывает.
Следственный комитет может возбуждать дела по ст.199 УК РФ вообще без без информации от вашей компании и без налоговой проверки. Система АСК НДС-2 даёт инспекции возможность видеть проблемных контрагентов как на ладони.
Когда обнаруживается крупный проблемный контрагент, все компании, заявлявшие вычеты по этому контрагенту, получат налоговые доначисления. Против директоров этих компаний могут быть возбуждены уголовные дела, если сумма доначислений будет больше 15 млн руб/45 млн руб.
Цепочка рассуждений инспекции/Следственного комитета: контрагент недобросовестный, он не мог исполнить сделку. Значит, вы не проявили должную осмотрительность. Вычеты по сделкам с таким контрагентом необоснованны. Все это в совокупности говорит о том, что ваша компания незаконно уклонилась от уплаты налогов. Из чего следует уголовное дело.
Ваши доводы следствию не интересны. У них есть своя методика что надо доказать, чтобы вменить вам уклонение от уплаты налогов и ваши доводы не влияют на позицию по уголовному делу.
Если вы решили прекратить уголовное преследование, то придется уплатить всю сумму недоимки, пеней и штрафов, которые фигурируют в обвинении. Частичная уплата налоговой задолженности не освободит вас от ответственности, а будет рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание.
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5
остановка транспорта Гагарина
Трамвай: А, 8, 13, 15, 23
Автобус: 61, 25, 18, 14, 15
Троллейбус: 20, 6, 7, 19
Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67
При каком размере неуплаченных налогов может быть возбуждено дело
В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:
Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);
Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.
Пример расчета пеней:
Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб.
Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г.
Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога:
25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366)
24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)
Формула расчета пеней:
(100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.
Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.
В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.
Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ). При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности. Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.
Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).
Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:
В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.
В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).
Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).
Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.
Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:
Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).
За неуплату налогов административное взыскание в виде штрафа может быть наложено не позже 6 месяцев со дня обнаружения этого факта со стороны контролирующих органов (то есть если в отношении плательщика 01.03.2016 составлен акт проверки, в котором зафиксирован факт неуплаты налогов, то штраф может быть наложен не позднее 01.09.2016).
Дела об административных правонарушениях, связанные с неуплатой налогов, могут рассматривать органы Комитета госконтроля Республики Беларусь и налоговые органы.
При обнаружении факта неуплаты налогов составляется протокол об административном правонарушении. Он вручается под роспись лицу, в отношении которого составлен. В случае неявки лица для подписания копия протокола направляется этому лицу по почте.
Дальше назначается дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем извещается плательщик, который вправе присутствовать при рассмотрении этого дела со своим защитником или представителем. И по итогам рассмотрения дела в случае признания плательщика виновным уполномоченным лицом налогового органа или органа Комитета госконтроля уже выносится постановление о наложении административного взыскания.
Уклонение от уплаты налогов закон связывает с сознательным (умышленным) невыполнением плательщиком обязанности производить установленные законом налоговые платежи в бюджет.
Уголовным преступлением уклонение от уплаты налогов становится при одновременном выполнении следующих условий:
Способы уклонения от уплаты налогов, при которых может наступить уголовная ответственность:
1) Сокрытие налоговой базы — это умышленное неотражение в документах налогового учета (отчетности) фактических данных об объектах налогообложения. Проще говоря, это когда плательщик получает доход, подлежащий налогообложению, но умышленно не отражает этот доход в своей налоговой отчетности (по сути утаивает его, скрывает факт получения этого дохода).
Примером сокрытия объекта налогообложения является ситуация, когда лицо получает доход от участия в деятельности иностранной организации (имеет счет в иностранном банке, с которого снимаются деньги, или корпоративную карточку, на которую перечисляется доход) или получает доход от деятельности в сети Интернет, однако эти доходы не отражаются плательщиком в налоговой декларации (по сути утаиваются от налоговых органов Республики Беларусь).
Сокрытие налоговой базы имеет место при приеме выручки от реализации товаров, работ, услуг без отражения ее в учетных документах с целью утаивания полученного дохода.
Здесь отметим, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью без регистрации в качестве ИП или ЮЛ и от этой деятельности получает доход, такое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности не за уклонение от уплаты налогов, а за незаконную предпринимательскую деятельность.
2) Умышленное занижение налоговой базы — выражается в ситуациях, когда в документы налогового учета заведомо вносятся не соответствующие действительности сведения и они приводят к уменьшению размера сумм налогов, подлежащих уплате (это может быть необоснованное завышение затрат, учитываемых при налогообложении, необоснованное принятие к вычету НДС и т.п.).
Как пример: ситуация, когда ЮЛ или ИП сознательно взаимодействуют с лжеструктурами, то есть оформляют не соответствующие действительности товаросопроводительные документы на поставку или приемку товара (так называемые бестоварные накладные), что приводит в результате к недоплате НДС и налога на прибыль.
3) Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) — проявляется, если умышленно не предоставить ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности с целью уклониться от уплаты налога.
4) Внесение в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений — умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога.
*Чаще всего в практике встречаются первые два способа уклонения от уплаты налогов (путем сокрытия и занижения налоговой базы).
Для цели привлечения к уголовной ответственности под ущербом, причиненным уклонением от уплаты налогов, понимается не величина сокрытой или заниженной налоговой базы, а сумма неуплаченного (не поступившего в бюджет) налога. Установленные пени и штрафы за неуплату налогов в эту сумму не включаются.
При этом крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 1000 базовых величин — это 210 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к менее тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 1 ст. 243 УК Республики Беларусь.
Особо крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов на сумму, в 2500 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (в настоящее время 2500 базовых величин — это 525 млн руб.). В данном случае уклонение от уплаты налогов относится к тяжким преступлениям и ответственность наступает по ч. 2 ст. 243 УК Республики Беларусь.
Уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба:
Конкретный вид и размер наказания определяет суд по итогам рассмотрения уголовного дела с учетом всех обстоятельств и материалов дела.
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет, за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам (статьи 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на то, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.
Исходя из положений пунктов 1, 4, 5 и 6 статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах и страховых взносах, законов субъектов Российской Федерации о налогах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с данным Кодексом.
При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях (статьи 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) судам следует руководствоваться понятиями налогов, сборов, страховых взносов, содержащимися в статье 8 НК РФ, и учитывать, что в Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) и местные налоги и сборы (статьи 12, 13, 14 и 15 НК РФ), а также федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, которые могут быть предусмотрены специальными налоговыми режимами, установленными в соответствии с пунктом 7 статьи 12 НК РФ (в частности, налоги, предусмотренные в статье 18 НК РФ).
Ответственность по статье 198 или по статье 199 УК РФ наступает в случае уклонения от уплаты федеральных налогов и сборов, страховых взносов, региональных налогов и местных налогов и сборов.
2. Судам следует иметь в виду, что налоговые преступления совершаются в отношении налогов, сборов, страховых взносов, уплата которых предусмотрена статьями 13, 14, 15, 18 и 18.1 НК РФ и соответствующими главами части второй НК РФ. Преступление, предусмотренное статьей 199.2 УК РФ, состоит в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки не только по указанным налогам, сборам, страховым взносам, но и по страховым взносам, предусмотренным законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3. По делам о налоговых преступлениях необходимо учитывать особенности действия актов законодательства о налогах и сборах во времени, установленные в статье 5 НК РФ.
Обратить внимание судов на то, что в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы, страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, а также иных участников этих отношений, обратной силы не имеют.
При расчете размера налога, сбора, страхового взноса, образованного в результате уклонения от их уплаты, суды должны принимать во внимание только те налоги, сборы, страховые взносы, налоговые ставки и их размеры, тарифы страховых взносов, которые были установлены законодательством для налогового (расчетного) периода, за который рассчитывается указанный размер. В случаях, когда актом законодательства были отменены налоги, сборы, страховые взносы либо снижены размеры ставок налогов (сборов), тарифы страховых взносов, расчет должен производиться с учетом этого нового обстоятельства, если соответствующему акту придана обратная сила в соответствии с пунктом 4 статьи 5 НК РФ.
4. Способами уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных указанных документов.
Исходя из того, что в соответствии с положениями законодательства о налогах и сборах срок представления налоговой декларации (расчета) и сроки уплаты налога, сбора, страхового взноса могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, как суды должны рассматривать уголовные дела о налоговых преступлениях.
К ответственности может быть привлечен не только обычный гражданин, но и индивидуальный предприниматель, а также адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус и другие частнопрактикующие лица. При неуплате налогов организацией можно привлечь ее руководителя или уполномоченного представителя, который фактически выполнял обязанности руководителя. Подставное лицо привлекается как пособник.
Уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом, поэтому самого по себе факта неуплаты налогов недостаточно. Суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину. Все неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого. Это касается и определения периода для исчисления крупного или особо крупного размера долга. При сокрытии денег или налогооблагаемого имущества следует устанавливать не только их наличие, но и обстоятельства, которые показывают, что эти средства были намеренно скрыты.
Суды обязаны сами определять подлинный размер налоговых обязательств при определении ущерба бюджетной системе, учитывая все факторы.
Доказательствами в уголовных делах могут быть налоговые декларации, другие документы, необходимые для расчета налога или взноса, акты налоговых проверок, заключения экспертов, судебные решения.
В новом Постановлении № 48 Пленум выделил три категории лиц, которых можно наказать за уклонение от уплаты налогов:
Как мы видим, привлечь могут директора, номинального директора и главного бухгалтера, если он подписывал налоговую отчетность. Что касается предпринимателей, Пленум так же дал новые свои разъяснения. Так, в тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, его действия следует квалифицировать по ст.198 УК РФ как исполнителя данного преступления, а действия иного лица — в соответствии с положениями ч. 4 ст. 34 УК РФ как его пособника при условии, если оно сознавало, что участвует в уклонении от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.
В качестве дополнительной санкции с виновных лиц почти всегда взыскивают сумму недоимки, которую не погасила компания. Эти деньги требуют по гражданскому иску в рамках уголовного дела как возмещение ущерба на основании статей 15 и 1064 ГК. Такой иск обычно заявляет прокурор. Суд вправе удовлетворить иск, если невозможно взыскать долг с самой компании. Например, если компания недействующая или налоговая установила невозможность взыскания (п. 27, 28 постановления).
Раньше суды лишь поверхностно выясняли, возможно ли взыскать долг с компании (см. определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.12.2019 № 88-1734/2019 по делу № 2-2223/2017). Теперь надо настаивать на более глубокой проверке и ссылаться на новые разъяснения Пленума, которые в своем новом постановлении обратил внимание судов на то, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, связанных с деятельностью организаций, являющихся налоговыми агентами либо плательщиками налогов, сборов, страховых взносов, виновное физическое лицо может быть привлечено в качестве гражданского ответчика лишь в случаях, когда отсутствуют правовые и (или) фактические основания для удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, отвечающих по ее долгам в предусмотренном законом порядке (например, если у организации-налогоплательщика имеются признаки недействующего юридического лица, указанные в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», либо установлена невозможность удовлетворения требований об уплате обязательных платежей с учетом рыночной стоимости активов организации). Дополнительно можно ссылаться на аналогичную позицию Конституционного суда РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П.
В законе есть специальные основания для освобождения от ответственности за первое преступление (ст. 199, 199.1 УК РФ). Пленум Верховного суда РФ разъяснил их в п.14 Постановления от 27.06.2013 № 19.
Верховный суд сказал, что неуплата налогов должна иметь прямой умысел. Если нет умысла – это не преступление (п. 4, 8, 9 Постановления № 48). Но такое разъяснение сбивает с толку – кажется, что за ошибки компанию могут только оштрафовать по НК и преступления не будет. Например, если компания применяла упрощенную систему, когда это было нельзя.
На самом деле такие ошибки – это тоже преступления. Суды посчитают уклонение неумышленным, если имеют место обстоятельства, исключающие вину. Это стихийные бедствия, психические болезни и т. п. (ст. 111 НК РФ). Таким образом, ошибку расценивают как умышленное уменьшение налогов. Сведения в декларации сочтут заведомо ложными, если (п. 10 Постановления № 48):
Важно! Если в течение трех лет из за ошибок накопится недоимка в крупном размере, это признают налоговым преступлением.
Пропуск срока уплаты налогов на один день является налоговым преступлением
Преступление считается совершенным, если компания пропустила срок для уплаты налогов (п. 4, 11 Постановления № 48). В этот момент возникает общественная опасность, так как деньги не поступили в бюджет или в фонды. Общественная опасность – необходимый элемент для привлечения к ответственности. Срок сдачи декларации и срок уплаты налогов могут различаться, но вам важен второй срок. Срок давности тоже считайте с даты, в которую нужно было заплатить налоги, но компания не заплатила.
Преступление | Срок давности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация не подала декларацию или приложения к ней. Либо указала ложные сведения в этих документах.
Недоимка в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) |
2 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
То же самое в особо крупном размере (п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ) | 10 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ИП не подал декларацию или приложения к ней. Либо указал ложные сведения в этих документах.
Недоимка в крупном или особо крупном размере. ( ч. 1 и ч. 2 ст. 198 УК РФ) |
2 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация или ИП не перечислили налоги и взносы, которые обязаны удерживать с других лиц, – не исполнили обязанности налогового агента.
Недоимка в крупном размере. ( ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
2 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
То же самое в особо крупном размере.
( ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
10 лет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация или ИП скрыли имущество, за счет которого нужно погасить налоговые долги.
Недоимка в крупном размере. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налоговВ сокрытии обвинят, если компания не оприходует выручку в кассу, не вносит ее на расчетный счет, переоформляет имущество на третьих лиц, открывает новые счета взамен заблокированных. Или, к примеру, если просит контрагентов платить другим организациям, минуя свои расчетные счета (см. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.12.2019 № 88-2573/2019). Для наказания за сокрытие суду необходимо установить три факта: Если есть недоимка в особо крупном размере и компания скрывает имущество от взыскания, наказать могут по двум статьям – 199 и 199.2 УК (п. 22 Постановления № 48). Наказание за сокрытие имущества от взыскания налогов – до семи лет лишения свободы и штраф до 2 млн руб. (ст. 199.2 УК РФ). Для сравнения: самое строгое наказание за неуплату налогов меньше – до шести лет лишения свободы и штраф до 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 199 УК). Что касается физических лиц, то сокрытие имущества для повседневного личного пользования не считают преступлением. К такому имуществу относят единственное жилье и домашние вещи (абз. 4 п. 22 Постановления № 48, ст. 446 ГПК РФ). Однако, если переписать жилье на родственника, такую сделку могут оспорить по ст.10 ГК РФ как совершенную во вред взыскателю (см. Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 24.12.2019 № 88-127/2019). На практике в большинстве случаев до реального наказания за совершение налогового преступления не доходит, так как истекает срок давности – два года. Но все же есть исключения, когда назначают реальный срок. При этом всегда взыскивают с директора сумму недоимки в порядке гражданского судопроизводства.
|