Резерва по списание сомнительным долгам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Резерва по списание сомнительным долгам». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В условиях современной рыночной экономики, когда многие контрагенты то и дело «прогорают», перед предприятиями встает вопрос о невозможности получить оплату от дебитора. В итоге на балансе компании возникает задолженность, возможность погашения которой вызывает сомнения.

Сомнительная задолженность — это сумма долга, которая с высокой долей вероятности не будет оплачена в сроки, предусмотренные договором. При этом предполагать такую вероятность компании могут самостоятельно.

Для отражения в учете сомнительных долгов создается резерв. П. 70 приказа Минфина РФ от 20.07.1998 № 34н гласит, что фирма может списать такую задолженность, если соблюдены определенные условия:

  1. Сроки для оплаты, указанные в договоре, вышли.
  2. Нет залога или гарантийных обязательств под обеспечение задолженности.

То есть, если предприятие-должник направит в адрес кредитора гарантийное письмо с указанием сроков оплаты, то отнести дебиторку в резерв не удастся (письмо Минфина РФ от 06.08.2007 № 07-05-06/211).

ВАЖНО! Компании не смогут отнести в резерв по сомнительным долгам сумму вклада или оставшиеся денежные средства на расчетном счете банка с отозванной лицензией (письмо Минфина России от 18.02.2016 № 03-03-06/2/9007).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Авансы, перечисленные поставщикам, включать в резерв также не следует (письмо Минфина от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Списание резерва по сомнительным долгам — проводки

03.04.2015 ООО «Альфа» заключило договор на поставку ТМЦ ООО «Омега» на сумму 358 433 руб. (в т. ч. НДС 54 676,22 руб.). Договором предусмотрены следующие сроки оплаты: 06.04.2015 — предоплата в размере 10% 35 843,30 руб.; 20.04.2015 — окончательный расчет. Товар ООО «Альфа» был доставлен 08.04.2015. По факту ООО «Омега» выполнило лишь первую часть договора в части оплаты, то есть 06.04.2015 оплатила 10-процентный аванс. Остаток перечислен не был.

Проводки:

  • 06.04.2015 — Дт 51 Кт 62 — 35 843,30 руб. – поступила предоплата;
  • 08.04.2015 — Дт 62 Кт 90 — 358 433 руб. — реализация ТМЦ;
  • Дт 90 Кт 68 — 54 676,22 — начислен НДС.

Чтобы не исчислять налоговые обязательства ввиду разницы между БУ и НУ, в БУ решено списывать задолженность в установленные НК сроки;

  • 30.06.2015 — Дт 91 Кт 63 — 161 294,85 руб. — 50% остатка долга отнесены в резерв;
  • Дт 007 — 161 294,85 руб.;
  • 30.09.2015 — Дт 91 Кт 63 — 161 294,85 руб. — оставшиеся 50% отнесены в резерв;
  • Дт 007 — 161 294,85 руб.;
  • 30.12.2015 — Дт 63 Кт 62 — 322 589,70 — списание просроченной задолженности за счет резерва.

ООО «Омега» перечислило оставшуюся сумму долга 15.03.2016:

  • 15.03.2016 — Дт 51 Кт 63 — 322 589,70 руб. — поступил остаток долга;
  • Дт 63 Кт 91 — 322 589,70 руб. — резерв восстановлен;
  • Кт 007 — 322 589,70 руб.

Сумма дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, относятся:

  • на счет средств резерва сомнительных долгов;

  • либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

Все организации, которые должны соблюдать правила бухгалтерского учета, обязаны создавать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете и относить суммы резерва на финансовые результаты. Это соответствует требованиям ПБУ «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008).

Сумму резерва необходимо определить, учитывая или оценив степень вероятности, что задолженность не будет погашена. В дальнейшем (в предстоящих отчетных периодах) сумма резерва подлежит корректировке с учетом вновь появившейся информации (письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01 «Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2011 год»).

Сумма созданного резерва отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») и кредиту счета 63 «Резерв по сомнительным долгам».

В бухгалтерском учете организация вправе самостоятельно определять нереальность к взысканию тех или иных долгов. То есть для списания задолженности необязательно дожидаться истечения срока ее исковой давности или ликвидации должника, необходимо лишь выполнить условия, перечисленные в п. 77 Положения N 34н. Дебиторскую задолженность, которая, по мнению организации, является нереальной к взысканию, можно списать, в частности, на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, приказа (распоряжения) руководителя организации, не дожидаясь ликвидации должника (постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.07.2015 N Ф08-4494/15 по делу N А63-7109/2013).

Безнадежные долги, нереальные к взысканию, подлежат списанию за счет резерва и отражаются в учете следующей записью:

Дебет 63 Кредит 62 (76)
— списана сумма дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, за счет резерва по сомнительным долгам.

При этом после списания такая задолженность в течение 5 лет с момента списания отражается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (п. 77 Положения N 34н). То есть списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности (письмо Минфина России от 14.01.2015 N 07-01-06/188).

Согласно п. 70 Положения N 34н если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете организация создает, но при этом задолженность дебиторов за счет резерва не списывается, несмотря на то, что срок исковой давности по таким долгам истек, а некоторые дебиторы ликвидированы. То есть в бухгалтерской отчетности сумма безнадежных долгов продолжает учитываться в составе дебиторской задолженности. При этом в отношении таких сумм из года в год формируется резерв.

Отметим, что бухгалтерским законодательством не установлена прямая обязанность на списание таких долгов.

При этом согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12. 2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений (письмо Минфина России от 12.12.2016 N 07-01-09/74292).

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 26 Положения N 34н).

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, — суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (письмо Минфина России от 26.02.2016 N 03-03-06/1/11047).

На основании п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым:

  • истек установленный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

  • обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

  • обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

  • обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ);

  • невозможность взыскания подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Следовательно, организация, имеющая дебиторскую задолженность, может отнести ее к безнадежным долгам только при наступлении одного из перечисленных выше оснований. По другим основаниям, кроме перечисленных выше, дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письма Минфина России от 01.02.2017 N 03-03-06/1/5078, от 23.03.2015 N 03-03-06/1/15764, от 28.03.2008 N 03-03-06/4/18, от 17.03.2008 N 03-03-06/1/184 и др.)

В свою очередь, согласно пп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном ст. 266 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. При наличии у налогоплательщика перед контрагентом встречного обязательства (кредиторской задолженности) сомнительным долгом признается соответствующая задолженность перед налогоплательщиком в той части, которая превышает указанную кредиторскую задолженность налогоплательщика перед этим контрагентом.

При этом ст. 266 НК РФ не содержит положений, которые ставят в зависимость формирование резерва по сомнительным долгам от степени вероятности погашения долга.

В соответствии с п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50% от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с настоящей главой, за исключением доходов в виде восстановленных резервов).

При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.

Резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей ст. 266 НК РФ.

Таким образом, из изложенных норм НК РФ следует, что организация, принявшая решение формировать резерв по сомнительным долгам, списывает безнадежные долги за счет резерва, а в случае, если суммы резерва недостаточно, разница учитывается в составе внереализационных расходов.

Резерв по сомнительным долгам: нюансы учета

Поскольку отчисления в этот резерв являются динамикой оценочного значения, их нужно отражать на балансе с определенной периодичностью. Они входят в состав расходов периода, в котором наблюдались изменения в движении активов в данном резерве. Поэтому данные о состоянии резерва должны содержаться в каждом бухгалтерском отчете (ст. 15 ФЗ от 6 декабря 2011 года № 402).

Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.

Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).

Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.

В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.

При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:

  • если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
  • если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
  • до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.

По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.

Первый вопрос, связывающий рассматриваемый резерв с учетной политикой, сводится к тому, нужно ли в учетной политике определять, что организация создает резерв в бухгалтерском или налоговом учете, а также то, что она его не создает.

Создание резерва в налоговом учете является правом организации (ст. 266 НК РФ), и решение о его создании следует обозначить в учетной политике (ст. 313 НК РФ). Если такой резерв в целях исчисления налога на прибыль организация не создает, это также нужно указать. Впрочем, следует отменить, что имеется судебное решение в пользу налогоплательщика в ситуации создания резерва и без указания на это в учетной политике (Определение ВАС РФ от 12.11.2008 № 14387/08, которым оставлено в силе постановление ФАС СЗО от 03.07.2008 № А56-12980/2007).

Отметим, что резерв для целей налогового учета может быть создан независимо от того, создается ли аналогичный резерв в бухучете (см. письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921).

Для целей бухучета создание резерва, как и отказ от него, нельзя закреплять в учетной политике. Напомним, что по созданию резервов не существует никакого ПБУ, и создание многих их них регулируется исключительно отдельными пунктами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее по тексту — Положение). В частности, в пункте 70 Положения указано, что организация может создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяло многим организациям делать вывод, что в учетной политике можно сделать запись «организация резерв по сомнительным долгам не создает». Однако Минфин России указан на неправильность такой трактовки Положения. Он указал, что если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение следующих 12 месяцев полной оплаты конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т. е. не рассматривать его как сомнительный. В противном случае резерв создать необходимо (см. письма Минфина России от 19.12.2006 № 07-05-06/302, от 29.01.2008 № 07-05-06/18).

Иными словами, создание резерва сомнительных долгов в бухучете не является элементом учетной политики. Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности. Но если, к примеру, на конец отчетного периода выявлена просроченная дебиторская задолженность покупателя, с которым деловые отношения поддерживаются долгое время, и свои долги он погашает регулярно, хоть и с опозданием, создавать резерв по такой задолженности не обязательно.

Второй вопрос о периодичности создания резерва тесно связан с вопросом периодичности проведения инвентаризации. Резерв создается по итогам ее проведения и в бухгалтерском, и в налоговом учете. В бухучете резерв создают чаще всего в конце года, поскольку в бухгалтерской отчетности следует показать реальные сведения о дебиторской задолженности и чистой прибыли. Как правило, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации проводят инвентаризацию в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также пункта 38 ПБУ 4/99.

Аналогичное требование о проведении инвентаризации для создания резерва при исчислении налога на прибыль указано и в пункте 4 статьи 266 НК РФ. Но поскольку налог на прибыль платится большинством налогоплательщиков поквартально, то и резерв есть смысл создавать ежеквартально.

Резерв по сомнительным долгам. Бухгалтерский учет. Примеры и советы

В бухгалтерском учете резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 Положения).

Из приведенной выше формулировки пункта 70 Положения вытекает, что в бухгалтерском учете резерв создается обычно на полную сумму просроченной необеспеченной дебиторской задолженности. Для создания резерва на часть долга требуется соответствующее обоснование специалистов с расчетами, доводами. Такая ситуация возможна, например, если гарантии (залог, поручительство) не перекрывают весь долг.

Обращаю внимание, что в учетной политике для целей бухгалтерского учета нельзя указывать, что такой резерв в бухучете создается по правилам, указанным в статье 266 НК РФ.

Резерв в бухгалтерском учете создается за счет финансовых результатов (п. 70 Положения), т. е. с отнесением суммы в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Для учета резерва по сомнительным долгам используется счет 63. Резерв создается по каждому долгу, как того требует пункт 70 Положения, а не общей расчетной суммой. При этом аналитический учет по счету 63 ведется по каждому созданному резерву, следовательно — по каждому выявленному сомнительному долгу. Создание резерва отражают следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 91-2 (аналитический признак «Отчисления в оценочные резервы») Кредит 63 (аналитический признак «Контрагент, договор»)

— создан резерв по сомнительному долгу по конкретному дебитору и договору.

При составлении бухгалтерской отчетности числящаяся в бухучете дебиторская задолженность, по которой создан резерв, показывается в сумме за минусом образованного резерва. При этом сумма образованного и отраженного в бухгалтерском учете резерва в пассиве бухгалтерского баланса отдельно не отражается.

По правилам пункта 70 Положения, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. При этом делается бухгалтерская запись:

Дебет 63 (аналитический признак «Контрагент, договор») Кредит 91-1 (аналитический признак «Восстановленные оценочные резервы»)

— неиспользованная в текущем году по конкретному дебитору сумма резерва по сомнительному долгу отнесена на прочие доходы.

По итогам новой инвентаризации создаются новые резервы по состоянию на отчетную дату. К данному правилу нельзя подходить механически. Если по итогам новой инвентаризации будет установлено, что должник долг не погасил, и он остается пока сомнительным, не обязательно списывать ранее начисленный резерв на прочие доходы и начислять аналогичную сумму вновь за счет прочих расходов. Можно просто перенести зарезервированную ранее сумму на следующий год.

Если в течение года (или в иной период между инвентаризациями) должник погасил долг, то соответствующая часть резерва списывается на прочие доходы после проведения инвентаризации.

Также в этот период могут измениться обстоятельства, на которых основывалась организация при создании резерва по конкретному дебитору. В этом случае оценочные значения резерва пересматриваются. Но такой пересмотр не считается ошибкой, он не ведет к необходимости исправления прошлой бухгалтерской отчетности (п. 2 ПБУ 21/2008). Корректировки вносятся начиная с того периода, когда был осуществлен пересмотр оценочных значений. Иными словами, они отражаются в отчетности текущего периода с корректировкой прочих доходов в отчете о прибылях и убытках.

По вопросу отражения сумм резервов в бухгалтерской отчетности следует обратить внимание читателей на тот факт, что в ближайшее время возможно изменение форм отчетности, рекомендованных в приказе Минфина России № 67н. На сайте Минфина России представлены проекты новых форм отчетности для обсуждения.

Как и ранее, в бухгалтерском балансе дебиторскую задолженность следует представлять в оценке «нетто», т. е. за минусом созданного резерва. А вот раскрывать информацию о созданных организацией резервах Минфин России предлагает совсем не в разделе II «Резервы» Отчета об изменениях капитала по группе статей «Оценочные резервы». Раздел «Резервы» перенесен в Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (форму № 5) и выделен в самостоятельный Раздел 7.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, а также другие долги, нереальные ко взысканию, должны быть списаны (п. 77 Положения). Списываемые долги относятся на счет средств резерва сомнительных долгов, если этот долг резервировался ранее, либо на прочие расходы (п. 12 ПБУ 10/99). Долг дебитора списывается в том размере, в котором он был отражен в бухгалтерском учете (п. 14.3 ПБУ 10/99).

Списание производится по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования. В ходе инвентаризации комиссия устанавливает на основании имеющихся документов, что срок исковой давности действительно по данному долгу истек. Напомним, что общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). Он может прерываться, его течение может приостанавливаться.

Какие могут быть оформлены письменные обоснования для списания долга? Например, это может быть письменное заключение начальников отделов и служб о необходимости и целесообразности списания соответствующей задолженности (долгов) с баланса, а также заключение инвентаризационной комиссии об истечении срока исковой давности. После обоснования руководитель издает приказ о списании задолженности. Лишь после этого бухгалтер может приступить непосредственно к списанию задолженности с баланса.

При списании невостребованных долгов, ранее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 в корреспонденции с кредитом счетов учета расчетов с дебиторами — 62, 76.

После списания с баланса безнадежной дебиторской задолженности эти суммы следует отразить на забалансовом счете 007. В течение пяти лет долг числится там для возможности наблюдения за ним и взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Например, если должник признан банкротом, и организация включена в перечень кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению, то долг может быть получен в полном размере либо частично.

Аналитический учет на забалансовом счете ведется по каждому должнику, чья задолженность списана в убыток. Документы о списании долга дебитора с баланса нужно хранить в течение как минимум пять лет с момента списания долга (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

С забалансового учета долг списывается после истечения пяти лет или при его дальнейшем погашении дебитором. Также долг списывается по завершении процедуры банкротства дебитора, поскольку требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 НК РФ). По мнению автора, отражать на забалансовом учете долг ликвидированного дебитора не следует.

В связи с предстоящим изменением форм бухгалтерской отчетности обращаем внимание читателей, что расшифровка забалансовых счетов в новых формах отсутствует.

Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета установлен статьей 266 НК РФ. Резерв создают на последний день отчетного или налогового периода по итогам инвентаризации (п. 3 ст. 266, пп. 7 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Для целей налогового учета создание резерва зависит от периода образования долга. Если сомнительная задолженность образовалась более 90 дней назад, то в резерв включается вся сумма. Когда долг «висит» от 45 до 90 дней (включительно), в резерв отчисляют 50 % от этой суммы. Задолженность, которой еще не исполнилось и 45 дней, резерв не увеличивает. Дни нужно отсчитывать не с момента возникновения дебиторской задолженности, а с даты, когда следовало произвести оплату (указана в договоре или счете).

Есть одно ограничение: сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного или налогового периода, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (выручка без учета НДС за этот период). Поскольку резервируется торговая дебиторка, то и выручка берется торговая, хотя прямо такое правило не закреплено в НК РФ. Есть пример судебного решения, в котором указано, что не включаются в выручку доходы от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (см. постановление ФАС ЗСО от 24.05.2006 № Ф04-2951/2006(22789-А67-35) по делу № А67-7003/05).

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период, если налогоплательщик продолжает такой резерв создавать (п. 5 ст. 266 НК РФ). При этом переносимая сумма и вновь созданный по итогам инвентаризации резерв текущего периода в совокупности не должны превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). На этот факт Минфин России обратил внимание в письме от 16.01.2006 № 03-03-04/2/245. К примеру, при поквартальной уплате налога на прибыль переносимый с конца прошлого года резерв и новый резерв по итогам I квартала не могут превышать в совокупности 10 % выручки I квартала. Сумма превышения включается во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 7 ст. 250 НК РФ). Ограничения по объему выручки влекут следующую ситуацию. По итогам года объем выручки нарастающим итогом большой, сумма возможного резерва большая. А в I квартале объем выручки не сопоставим с годовым. И возникнет налог на прибыль к уплате, поскольку на внереализационные доходы списывается сумма излишнего резерва.

При списании резерва важно использовать данные налоговых регистров предыдущих периодов. Необходимо не только отследить, под какую задолженность и в каком размере реально были ранее созданы резервы, но и какие суммы были списаны на внереализационные доходы. Кроме того, различные правила создания резервов в двух видах учета вынуждают бухгалтера применять ПБУ 18/02, если организация не является малым предприятием.

Если в течение отчетного периода долг дебитор погасил, ранее зарезервированные суммы восстанавливать не нужно. При очередной инвентаризации дебиторской задолженности и созданного под нее резерва ситуация проясниться, и на следующий период погашенная сумма долга при создании резерва учтена не будет. А неиспользованная сумма спишется на доход.

Налогоплательщик вправе отказаться от создания резервов с начала следующего года, изменив свою учетную политику (ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 21.09.2007 № 03-03-06/1/688). В таком случае в конце текущего налогового периода неиспользованный резерв необходимо включить в состав внереализационных доходов.

Как и в бухгалтерском учете, резерв по сомнительным долгам, созданный в целях исчисления налога на прибыль, используется исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов (п. 4 ст. 266 НК РФ). Следовательно, если ранее долг резервировался как сомнительный, за счет резерва он списывается при переходе долга в разряд безнадежных. Если при списании долга суммы резерва недостаточны, то разница (убыток) списывается за счет внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Долги, которые в расчете величины резерва не учитывались (например, не рассматривались в качестве сомнительных), можно учесть в составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.

Определение безнадежных долгов дано в пункте 2 статьи 266 НК РФ. Это долги по которым истек установленный срок исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ), а также по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, или смертью должника (ст. 416 и 418 ГК РФ), на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ) или ликвидации организации (ст. 419 ГК РФ).

Как показывает практика, налогоплательщики часто сталкиваются с проблемами при списании безнадежных долгов.

Рассмотрим наиболее частые претензии налоговых органов.

Непосредственно в НК РФ момент списания безнадежных долгов не определен. Оснований, обязывающих организацию списывать такую задолженность исключительно в период, когда по ней истек срок исковой давности, нормативными актами не предусмотрено. Казалось бы, чем позднее налогоплательщик спишет долг на расходы, тем выгоднее для бюджета. Но налоговые органы часто требуют списать долг именно в период истечения срока исковой давности.

Арбитражные судьи считают, что долг можно списать в том налоговом периоде, в котором он признан безнадежным по итогам инвентаризации и издан приказ о его списании (см. постановления ФАС СКО от 04.03.2008 № Ф08-691/08-240А, ВВО от 06.09.2007 № А11-12269/2006-К2-25/764 с учетом определения ВАС РФ от 23.05.2008 № 5941/08, МО от 07.10.2008 № КА-А40/8215-08, СЗО от 30.10.2008 № А56-5119/2008, от 11.09.2008 № А56-3652/2007, УО от 24.09.2008 № Ф09-6808/08-С3, ЦО от 25.08.2008 № А68-АП-47/12-06-2810/06-114/12). Но есть решения, где суды поддерживают налоговые органы и утверждают, что списывать долг следует в год истечения исковой давности, а не в произвольно выбранный период (постановления ФАС ЗСО от 13.07.2009 № Ф04-4098/2009(10354-А46-15) и от 30.09.2008 № Ф04-5919/2008(12543-А03-26), МО от 12.01.2009 № КА-А40/12718-08, от 05.11.2008 № КА-А40/10237-08).

Минфин России однозначно высказывается за то, что списание безнадежного долга на убытки не ставится в зависимость от того, предпринимала ли организация какие-то действия по взысканию этого долга или нет (письма от 13.01.2009 № 03-03-06/1/3, от 25.11.08 № 03-03-06/2/158, 21.02.08 № 03-03-06/1/124). Поддерживают данную позицию и судьи (см. постановления ФАС ПО от 16.09.2008 № А55-15779/07, от 05.08.2008 № А55-15402/2007, УО от 21.10.2008 № Ф09-7654/08-С3, ЦО от 31.07.2008 № А62-1343/2008, СЗО от 18.09.2008 № А56-53271/2007, от 21.07.2008 № А56-18812/2006, СКО от 24.07.2008 № Ф08-4193/2008, МО от 05.11.2008 № КА-А40/10237-08).

Для подтверждения факта ликвидации должника, долг которого налогоплательщик признает безнадежным, необходимо иметь выписку из ЕГРЮЛ о его ликвидации (ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», письмо Минфина России от 04.09.2008 № 03-03-06/1/505).

Если списывается долг ликвидированного должника по причине банкротства и недостаточности конкурсной массы, то основанием может служить определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства или выписка из ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ, письма Минфина России от 11.04.2008 № 03-03-06/1/276, от 30.03.2005 № 03-03-01-04/1/139, УФНС России по г. Москве от 08.04.2008 № 20-12/034110). Если конкурсное производство не завершено, долг безнадежным не является (постановление ФАС МО от 10.10.2008 № КА-А40/9523-08-П). В то же время неполное включение или невключение задолженности в реестр требований кредиторов не препятствует списанию долга в связи с банкротством должника (постановления ФАС ВСО от 24.09.2008 № А33-16514/07-Ф02-4677/08, ДО от 28.02.2007, 21.02.2007 № Ф03-А51/06-2/5637). Если налоговые органы ликвидируют налогоплательщиков в упрощенном порядке как «недействующее юридическое лицо», долг такой организации не разрешают учитывать при списании в налоговом учете (письма Минфина России от 07.07.2008 № 03-03-06/1/309, УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 20-12/116512). Эта позиция спорна, поскольку в статье 266 НК РФ указано общее условие о ликвидации должника. При этом не важно, кто и по какой причине сделал запись об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.

Большое число споров вызывает списание долга по причине вынесения судебным приставом-исполнителем решения об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание и вынесении решения об окончании исполнительного производства (пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ). В условиях кризиса Минфин России согласился признать такой долг безнадежным (письма от 19.06.2009 № 03-03-06/2/121, от 21.04.2009 № 03 03 06/1/271, от 30.03.2009 № 03 03 06/4/25, от 05.12.2008 № 03-03-06/2/163, от 25.11.2008 № 03-03-06/2/158), хотя ранее выражал прямо противоположную позицию (письма от 28.03.2008 № 03-03-06/4/18, от 17.03.2008 № 03-03-06/1/184 и др.). Судебная практика по данной проблеме неоднозначна.

Резервы по сомнительным долгам: учет и автоматизация

Порядок создания резерва следует закрепить в учетной политике. Размер отчислений в резерв следует устанавливать в зависимости от платежеспособности должника и от степени вероятности погашения им долга.

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Создание или доначисление резерва по сомнительным долгам отражается проводкой:

Дебет 91.2 Кредит 63

Начисление резерва отражается в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки.

Как списать невостребованные долги?

Списание задолженности в сумме начисленного ранее резерва отражается в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 63 Кредит 62,76

Обратите внимание, в течении 5 лет сумма списанной задолженности должна быть отражена на забалансовом счете 007. То есть делается запись: Дебет 007. Это делается на случай, если у организации появится возможность ее взыскать.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Дебет 63 Кредит 91

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Дебет 99 Кредит 68

Для тех, кому нужно быстро и легко разобраться в сути ПБУ 18/02, советуем посмотреть видеозапись вебинара «Применение ПБУ 18/02: просто о сложном».

Все о резервах, налоговых и бухгалтерских

\r\n\r\n

К сожалению, редкая компания в условиях кризиса может похвастаться отсутствием у нее дебиторской задолженности. Более того, именно в последнее время у многих организаций наблюдается усиленный рост «дебиторки». Чтобы получить хотя бы какой-то плюс из всей этой ситуации, организации могут с нового года начать формировать резерв по сомнительным долгам. Это позволит уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, не дожидаясь, когда задолженность перейдет в разряд безнадежных долгов. Правда, формировать резерв могут только те компании, которые при расчете налога на прибыль используют метод начислений.
\r\nПеред тем, как приступить к рассмотрению вопросов по образованию резерва, напомним, чем сомнительная задолженность отличается от безнадежной. К безнадежной задолженности относят те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). Тогда как сомнительной является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). В формировании резерва участвует именно сомнительная задолженность.
\r\n
\r\nПоясним, в чем смысл создания такого резерва. В обычной ситуации организация может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы долгов только тогда, когда эти долги станут безнадежными (чаще всего это происходит через три года, после истечения срока исковой давности). А организации, формирующие резерв, могут уменьшать базу на сумму отчислений в такой резерв гораздо раньше. Суммы отчислений включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ). А затем, когда сомнительная задолженность переходит в разряд безнадежной, сумма безнадежного долга списывается за счет сформированного резерва.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Рассмотрим порядок формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.
\r\nДля начала организация должна будет провести инвентаризацию дебиторской задолженности. Если вы решили формировать резерв начиная с 2010 года, то инвентаризацию «дебиторки» нужно будет провести на 31 марта 2010 года. Выявленную задолженность условно нужно распределить на три группы в зависимости от срока возникновения. Это связано с тем, что в создаваемый резерв может включаться не вся сумма задолженности, а какая-то ее часть, в зависимости от степени ее «давности».
\r\n
\r\nТак, задолженность, срок образования которой к концу отчетного периода, составит свыше 90 календарных дней, в сумму создаваемого резерва включается полностью. Та задолженность, которая имеет «возраст» от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается в размере 50 процентов. Соответственно, задолженность со сроком возникновения до 45 дней не будет увеличивать сумму создаваемого резерва вообще. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 266 НК РФ.
\r\n
\r\nПри этом в расчет следует брать задолженность с учетом предъявленной суммы НДС (письмо Минфина России от 09.07.04 № 03-03-05/2/47).
\r\nОбратите внимание: срок образования необходимо считать не с момента возникновения «дебиторки» по данным бухгалтерского учета (Дт 62 Кт 90), а с момента, когда контрагент должен был ее погасить по сроку, указанному в договоре. Поэтому бухгалтер должен будет «поднять» каждый договор и просчитать «возраст» задолженности исходя из срока оплаты, предусмотренного конкретным договором.
\r\n
\r\nНекоторые наши клиенты интересуются, зависит ли право на создание резерва по сомнительным долгам в целях исчисления налога на прибыль от наличия подтверждения дебитором суммы своей задолженности? Нет, не зависит, так как подобного условия в Налоговом кодексе не содержится. И Минфин России в письме от 26.07.06 № 03-03-04/1/612 это подтверждает.

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Необходимо также учитывать, что в формировании резерва участвует не вся возникшая дебиторская задолженность, а только та, что образовалась в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, задолженность, образовавшаяся, например, в связи с перечислением вами аванса и невыполнением поставщиком своих обязательств по поставке в ваш адрес товаров (работ, услуг) формировать резерв не должна. С такой позицией согласен и Минфин (письмо от 17.06.09 № 03-03-06/1/398).
\r\n
\r\nА можно ли включать в резерв задолженность по оплате штрафных санкций, которые должник должен уплатить за нарушение сроков оплаты товара? Нет, нельзя. Как мы уже отметили, сомнительным долгом, по которому создается резерв, признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
\r\nИз такой формулировки, во-первых, следует, что к сомнительной относится задолженность покупателя исключительно по оплате товаров (работ, услуг). Во-вторых, та задолженность, которая не была погашена контрагентом в сроки, определенные договором. Для уплаты штрафных санкций сроки договором не установлены. Штраф — это мера ответственности за нарушение контрагентом договорных обязательств, в частности, условия об оплате.

\r\n\r\n

К сожалению, редкая компания в условиях кризиса может похвастаться отсутствием у нее дебиторской задолженности. Более того, именно в последнее время у многих организаций наблюдается усиленный рост «дебиторки». Чтобы получить хотя бы какой-то плюс из всей этой ситуации, организации могут с нового года начать формировать резерв по сомнительным долгам. Это позволит уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль, не дожидаясь, когда задолженность перейдет в разряд безнадежных долгов. Правда, формировать резерв могут только те компании, которые при расчете налога на прибыль используют метод начислений.
Перед тем, как приступить к рассмотрению вопросов по образованию резерва, напомним, чем сомнительная задолженность отличается от безнадежной. К безнадежной задолженности относят те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ). Тогда как сомнительной является любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). В формировании резерва участвует именно сомнительная задолженность.

Поясним, в чем смысл создания такого резерва. В обычной ситуации организация может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на суммы долгов только тогда, когда эти долги станут безнадежными (чаще всего это происходит через три года, после истечения срока исковой давности). А организации, формирующие резерв, могут уменьшать базу на сумму отчислений в такой резерв гораздо раньше. Суммы отчислений включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ). А затем, когда сомнительная задолженность переходит в разряд безнадежной, сумма безнадежного долга списывается за счет сформированного резерва.

Резерв по сомнительным долгам: особенности формирования в бухгалтерском учете

Необходимо также учитывать, что в формировании резерва участвует не вся возникшая дебиторская задолженность, а только та, что образовалась в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, задолженность, образовавшаяся, например, в связи с перечислением вами аванса и невыполнением поставщиком своих обязательств по поставке в ваш адрес товаров (работ, услуг) формировать резерв не должна. С такой позицией согласен и Минфин (письмо от 17.06.09 № 03-03-06/1/398).

А можно ли включать в резерв задолженность по оплате штрафных санкций, которые должник должен уплатить за нарушение сроков оплаты товара? Нет, нельзя. Как мы уже отметили, сомнительным долгом, по которому создается резерв, признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.
Из такой формулировки, во-первых, следует, что к сомнительной относится задолженность покупателя исключительно по оплате товаров (работ, услуг). Во-вторых, та задолженность, которая не была погашена контрагентом в сроки, определенные договором. Для уплаты штрафных санкций сроки договором не установлены. Штраф — это мера ответственности за нарушение контрагентом договорных обязательств, в частности, условия об оплате.

На балансе ООО «ВЕГА» числится дебиторка в сумме 1200 тыс. руб.

На 31.12.2016г. срок возникновения задолженности равен 50 дней. Выручка от реализации ООО «ВЕГА» за 2016 год равна 20 000 тыс .руб.

По итогам 2016 компания сформировала резерв по сомнительным долгам, размером 600 тыс.руб.

Лимит резерва равен 10% от 20 000 тыс. руб., то есть 2 000 тыс. руб.

Таким образом, величина резерва лимит не превышает.

На 31.12.2017г данная задолженность не погашена и не переведена в безнадежные долги. Срок ее возникновения превышает 90 дней.

За 1 кв. 2017 выручка ООО «ВЕГА» составляет 5 000 тыс. руб. В резерв включена сумма 1 200 тыс. руб. (в 100%размере).

Предельная величина определяется путем сравнения двух сумм: 2 000 тыс. руб. и 500 тыс. руб. За лимит принимаем большее значение, равное 2 000 тыс. руб., а значит сумма резерва за 1 кв. не превышает лимит и равна 1 200 тыс. руб.

Компания самостоятельно определяет, каким способом ей создавать резерв и выбранный способ закрепляет в учетной политике. Выбрать следует один из следующих способов:

Способ создания резерва по сомнительным долгам Что собой представляет способ
Интервальный При данном способе создания, а также использования резерва размер отчислений исчисляется ежемесячно (или каждый квартал) в процентах от задолженности, в зависимости от периода просрочки
Экспертный Резерв создается по каждому долгу на сумму, которая не может быть погашена
Статистический Отчисления определяются исходя из данных компании за несколько предшествующих лет, как доля безнадежных долгов от общей дебиторки по конкретному виду

Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.

Порядок, по которому происходит создание резерва по сомнительным долгам, включает в себя следующие этапы.

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.

Списание резерва по сомнительным долгам

Учетная политика ООО «ВЕГА» содержит положения о том, что резервы по сомнительным долгам формируются на основании данных отдела продаж с помощью экспертного способа.

Контрагент Сумма долга, млн.руб. Срок оплаты Вероятность оплаты
На конец 2-го квартала
Контрагент-1 15 20.07 100%
Контрагент-2 25 15.06 20%
Итого: 40
На конец 3-го квартала
Контрагент-1 20 20.10 100%
Контрагент-2 25 15.06
Контрагент-3 12 28.09 75%
Итого: 57
На конец года
Контрагент-1 5 15.01 100%
Контрагент-2 Долг списан
Контрагент-3 8 20.01 100%
Итого: 13

Долг Контрагента №2 признан безнадежным и списывается:

На конец 2 квартала, ООО «ВЕГА» создает резерв по сомнительному долгу Контрагента №2 на сумму 20 млн.руб. (25 х (100% – 20%)). В конце 3 квартала ООО «ВЕГА» увеличила резерв Контрагента-2 на 5 млн.руб. (25 х 100% – 20), теперь резерв составляет 25 млн.руб. На эту дату также создается резерв по долгу Контрагента №3 в размере 3 млн.руб. (12 х (100% – 75%)). На конец 4 квартала ООО «ВЕГА» списывает долг Контрагента №2 за счет резерва. Контрагент №3 долг оплатил, соответственно по его долгу резерв восстанавливается.

Проводки данном случае будет следующим:

На конец 2 квартала: Д91 К63 – создан резерв по долгу Контрагента №2;

На конец 3 квартала: Д91 К63 – увеличен резерв по долгу Контрагента №2;

Д91 К63 – создан резерв по сомнительному долгу Контрагента №3;

На конец года: Д63 К62 –списан долг Контрагента №2 за счет резерва;

Д63 К91 – восстановлен резерв по долгу Контрагента №3.

Вопрос: Включают ли НДС в сумму задолженности, по которой формируется резерв?

Ответ: Резерв формируется на сумму долга, включая НДС. Это следует из письма Минфина от 03.08.2010г №03-03-06/1/517.

Вопрос: Какую выручки учитывают при расчете предельного размера резерва, с учетом НДС или без него?

Ответ: Предельный размер резерва рассчитывают от чистой выручки, то есть НДС учитываться не должен.

Сомневаться, по сути – не быть уверенным.

Любой договор предусматривает сроки его исполнения. Если полностью своевременно не оплачены выполненные работы, оказанные услуги или реализованные товары в оговоренные сроки, задолженность признается сомнительной.

Еще одним условием,чтобы отнести неполученные суммы к разряду сомнительных, является отсутствие каких-либо поручительств, гарантий по договору. Проще говоря, неизвестно, будет вся сумма погашена контрагентом полностью или частично.

Составляя отчет, нужно откорректировать оценочные значения активов и денежных обязательств, чтобы итоговые данные были достоверными.

Формирование резерва по сомнительным долгам поможет:

  • оценить реальное положение дел, экономическую эффективность деятельности;
  • разработать стратегию в будущем, чтобы не нести убытки;
  • снизить размер дебиторской задолженности.

Резерв по сомнительным долгам – это сумма, которая маловероятно будет погашена даже позже установленной окончательной для расчета даты. К каждому должнику подходят индивидуально, принимая во внимание его род деятельности и платежеспособность. Для примера, если не заплатили своевременно бюджетные организации, есть надежда хоть с опозданием, но дождаться выполнения договорных обязательств.

Учет резервов по сомнительным долгам дает возможность списать числящиеся на бумаге суммы, которые нет никаких шансов взыскать.

Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.

Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.

Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.

Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.

Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.

Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).

Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.

Для удобства отчисления налогов на прибыль, по желанию также дополнительно создаются резервы по долгам, которые сомневаются получить.

В отличие от бухучета формируется такой резерв, руководствуясь нормативными требованиями налогового законодательством.

Обязательно учитывают сроки задержки платежа.

Кроме того, при наличии перед контрагентом встречных невыполненных денежных обязательств, они взаимно перекрываются. Сомнительным долгом может быть признана лишь та его часть, что превышает кредиторскую задолженность.

Если с даты, установленной для расчета, прошло меньше, чем полтора месяца, создание резерва считают необоснованным.

Сумма, какую можно отнести к сомнительным долгам, также зависит от периода просрочки платежа:

  • в размере 50% от общей невыплаченной суммы, если с последнего дня, установленного для выплат, прошло 45- 90 дней;
  • полностью размер долга по дебету, если прошло более 90 дней с оговоренного срока расчета.

Еще одна отличительная черта – ограничение общей суммы. Размер не может превысить 10% от вырученных за этот период средств.

Используют только для покрытия понесенных от безнадежных долгов убытков.

Остаток недополученных средств, исчисленный как разница между изначально зарезервированным долгом и суммой, оставшейся непогашенной по окончанию налогового периода, включают в:

  • расходы налогоплательщика;
  • или внереализационные доходы.

Для наглядности посмотрите таблицу:

Налоговый учет Бухгалтерский учет
1 Можно ли не формировать резерв является правом, создается по собственной инициативе обязательно, если есть вероятность неполучения долга
2 Порядок учета включают в состав внереализационных расходов определяют как прочие расходы

3 Основания итоги проведенной инвентаризации на последний день налогового периода определение степени вероятности возвращения долга сомнительна по критериям, оговоренным положениями внутреннего действия
4 Сумма отчислений в процентном отношении для каждого сомнительного долга, учитывая сроки его возникновения можно разработать другую методику
5 Предельные размеры не более 10% доходов от реализации за этот период без учета НДС нет ограничений
6 Списание резервных сумм только в случае признания долга безнадежным

корректируется сумма дебиторской задолженности

При наличии сумм, которые есть сомнения, что должники погасят, составляя отчет, бухгалтер должен отразить документально, учитывая характер оценочного обязательства:

  • задолженность возврата займа – вычтя из общей суммы размер резерва по строке 1240 баланса;
  • другие сомнительные долги (например, по уплате пени за просрочку платежа или штрафных санкций), за минусом размера зарезервированной суммы – по строке 2350.

В итоге должна быть показана общая сумма долга, сколько зарезервировано в качестве сомнительного.

Дебиторскую задолженность балансируют, учитывая размер резервных средств.

На показатели отчета списание безнадежных для возврата сумм не влияет.

Любое нарушение требований закона влечет наказание. Отсутствие положенной документации не исключение. Штрафные санкции в порядке административного наказания могут быть одновременно возложены как на собственника (руководителя) организации, так и ответственное должностное лицо (главного бухгалтера).

Если будет признан факт грубых нарушений бухгалтерского учета и отчетности, размер штрафа составит 5-10 тысяч рублей для каждого из них.

При повторно выявленных нарушениях, если ранее уже применялись административные меры, придется уплатить уже от 10 до 20 тысяч рублей.

Помимо прочего, должностные лица могут быть дисквалифицированы (то есть не смогут продолжить свою деятельность в прежней должности) сроком до двух лет.

Поэтому трудно сказать, какое из наказаний более мягкое – заплатить штраф и руководствоваться нормами закона или лишиться должности.

Чревато наложением штрафа в размере 10 тысяч рублей искажение фактов по отчетам для налогообложения.

Если в течение налогового периода ситуация не изменится и не приведут в порядок документацию отчетности, взыщут еще 30 тысяч рублей в доход государства.

  1. Налоговый Кодекс РФ с изменениями, вступившими в силу 01. 01.2020.
  2. Положение, определяющее порядок ведение бухучета, утвержденное Минфином (актуальная редакция Приказа № 34н от 11.04.2018)
  3. ПБУ 1/2008, утверждено Приказом Минфина № 106н (редакция от 28.04.2017).
  4. ПБУ 8/2010, согласно Приказу № 167н (с изменениями от 06.04.2015).
  5. ПБУ 10/99, утверждено Минфином на основании Приказа № 33н (редакция 06.04.2015).
  6. Методические указания как провести инвентаризацию финансовых обязательств, утверждены Приказом Минфина № 49 (действует редакция от 08.11.2010).
  7. Кодекс об административных правонарушениях (с изменениями от 13.01.2020).
  8. Постановление Президиума ВАС № 13598/12 от03.2013.
  9. Много разъяснений найдете в письмах Министерства финансов, ФНС.

Резерв по сомнительным долгам в 2020 году

Резерв по сомнительным долгам в бухучете – это оценочное значение. Когда его создают, увеличивают или уменьшают, в бухучете признают соответственно расходы или доходы. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 21/2008.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам учитывают в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, отражают на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам»:

Дебет 91-2 Кредит 63

– создан (увеличен) резерв по сомнительным долгам.

Контрагент может погасить задолженность, по которой ранее создали резерв, полностью или частично. Тогда восстановите часть резерва, которая относится к этой задолженности:

Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…)

– погашена задолженность контрагента;

Дебет 63 Кредит 91-1

– восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности.

Аналитический учет дебиторской задолженности по счету 62 (58-3, 71, 73, 76…) организуйте таким образом, чтобы была возможность получить всю необходимую информацию о задолженности, которая не оплачена в срок. Такие требования установлены Инструкцией к плану счетов.

Ситуация: как отразить разницу между бухгалтерским и налоговым учетом, если в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не создавался?

Разницу отразите как временную.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам отражают в составе прочих расходов с использованием счета 91 «Прочие доходы и расходы». В бухучете созданный резерв уменьшает бухгалтерскую прибыль отчетного периода.

Если в налоговом учете резерв не создают, то, соответственно, расходов в отчетном налоговом периоде не возникает. Поэтому между бухгалтерской прибылью (убытком) и налогооблагаемой возникает разница (п. 3 ПБУ 18/02).

Расходы, связанные с созданием резерва в текущем отчетном периоде, оказывают влияние на прибыль (убыток) в будущем, когда задолженность погасят или спишут как безнадежную. Следовательно, возникает временная разница (п. 8 ПБУ 18/02).

Временная разница приводит к образованию отложенного налогового актива, который уменьшит налог на прибыль в последующих периодах (п. 11 ПБУ 18/02).

В бухучете отложенный налоговый актив отразите проводкой:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– отражен отложенный налоговый актив.

В дальнейшем созданный резерв может быть:

  • восстановлен, если погашена задолженность. Тогда восстановленный резерв включайте в состав прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • восстановлен, если до конца года обязательство дебитор так и не погасит, но долг безнадежным признать еще нельзя (абз. 4 п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности). Сумму восстановленного резерва включите в состав прочих доходов на счет 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • использован, когда за счет резерва спишете безнадежную дебиторскую задолженность(п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Одновременно с восстановлением ранее возникшая временная разница будет уменьшена или полностью погашена. Следовательно, будет уменьшаться или полностью погашаться отложенный налоговый актив. Такой порядок следует из пункта 17 ПБУ 18/02 и пункта 18 ПБУ 10/99.

Погашение (уменьшение) отложенного налогового актива в учете отразите проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09

– погашен (уменьшен) отложенный налоговый актив.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухучете. В налоговом учете резерв не создается

Согласно договору поставки ООО «Производственная фирма «Мастер»» должно производить оплату ООО «Альфа» за поставленный товар в течение 30 дней с даты отгрузки. 15 мая «Альфа» отгрузила товар в адрес «Мастера» на сумму 1 200 000 руб. По состоянию на 15 июня оплата от «Мастера» в адрес «Альфы» не поступила. Согласно оценке вероятности погашения долга «Альфа» принимает решение, что задолженность «Мастера», не обеспеченная гарантией и не оплаченная по договору в срок, является сомнительной и по ней должен быть создан резерв в полной сумме. В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам не предусмотрено.

Периодичность отчислений в резерв зависит от сроков формирования бухгалтерской отчетности.

Отчисления в резерв по сомнительным долгам являются изменением оценочного значения (п. 4 ПБУ 21/2008). Изменения оценочных значений отражаются в бухучете в составе расходов того отчетного периода, в котором эти изменения произошли. Таким образом, отчисления в резерв нужно отражать в бухучете с той периодичностью, с которой организация формирует бухгалтерскую отчетность, (ст. 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

В бухгалтерской отчетности дебиторскую задолженность показывайте за вычетом образованного резерва. Информацию о созданном резерве раскрывайте в пояснениях к Бухгалтерскому балансу и Отчету о финансовых результатах. Такой порядок установлен пунктом 35 ПБУ 4/99.

О том, как учитывать создание резерва при налогообложении прибыли, см. Как в налоговом учете создать резерв по сомнительным долгам.

Если в бухучете организация создает резерв по сомнительным долгам, то безнадежную задолженность списывайте только за счет этого источника.

Порядок списания

Безнадежную дебиторскую задолженность списывайте в следующем порядке:

  • соберите все документы, которые позволяют признать задолженность безнадежной (первичные документы, договоры, письма с претензиями к должнику, выписки из ЕГРЮЛ или справки налоговой инспекции о ликвидации должника, решения суда и другие документы);
  • проведите инвентаризацию дебиторской задолженности и определите задолженность контрагентов, по которой истек срок исковой давности (которая является нереальной для взыскания по иным основаниям);
  • подготовьте бухгалтерскую справку с обоснованием необходимости списания задолженности;
  • оформите приказ руководителя о списании дебиторской задолженности.

Такой порядок предусмотрен пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

Бухучет: использование резерва

Операции, связанные с созданием и использованием резерва по сомнительным долгам, учитываются на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам».

В бухучете списание дебиторской задолженности за счет резерва по сомнительным долгам отразите проводкой:

Дебет 63 Кредит 62 (71, 73, 76…)

– списана безнадежная дебиторская задолженность за счет созданного резерва.

Использовать резерв можно только в пределах зарезервированных сумм. Если в течение года сумма расходов на списание безнадежной задолженности превысит размер созданного резерва, разницу отразите в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

При списании разницы сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 62 (71, 73, 76…)

– списана безнадежная дебиторская задолженность, не покрытая резервом.

Списание безнадежного долга не является аннулированием задолженности. Поэтому в течение пяти лет с момента списания отражайте ее за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» (Инструкция к плану счетов):

Дебет 007

– отражена списанная дебиторская задолженность.

В течение этого периода следите за возможностью ее взыскания при изменении имущественного положения должника (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности).

Пример отражения в бухучете использования резерва по сомнительным долгам

ЗАО «Альфа» ежеквартально проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам в бухучете.

Неиспользованный остаток резерва по сомнительным долгам за I квартал 2013 года составил 45 400 руб.

По результатам инвентаризации на 30 июня 2013 года в учете организации числилась:

1) сомнительная дебиторская задолженность организаций:

  • ООО «Торговая фирма «Гермес»» – 170 700 руб. Срок погашения задолженности – 9 апреля 2013 года, срок задержки составил 82 дня;

2) безнадежная задолженность ОАО «Производственная фирма «Мастер»» в размере 45 400 руб. Во II квартале задолженность «Мастера» была признана безнадежной в связи с ликвидацией организации-должника (подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ). На 30 июня 2013 года срок задержки по задолженности составлял 379 дней. Ранее сумма задолженности была полностью учтена при формировании резерва.

По результатам инвентаризации на 30 июня 2013 года бухгалтер «Альфы» включил в резерв по сомнительным долгам долг «Гермеса» в сумме 170 700 руб.

Безнадежный долг «Мастера» был полностью списан за счет резерва.

В бухучете «Альфы» резерв был сформирован в размере 170 700 руб.

С учетом остатка резерва на 31 марта 2013 года и списанного безнадежного долга «Мастера» дополнительная сумма расходов на формирование резерва во II квартале 2013 года составила:
45 400 руб. + 170 700 руб. – 45 400 руб. = 170 700 руб.

30 июня 2013 года бухгалтер «Альфы» сделал следующие проводки:

1. Обязателен ли резерв по сомнительным долгам

2. Учетная политика по сомнительным долгам

3. Приказ по сомнительным долгам образец

4. Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете

5. Восстановление резерва по сомнительным долгам

6. Использование резерва по сомнительным долгам

7. Пример резерва по сомнительным долгам с проводками

8. Инвентаризация резерва по сомнительным долгам

9. Резервы по сомнительным долгам в 1с 8.3

10. Резерв по сомнительным долгам в балансе

11. УСН резерв по сомнительным долгам

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

Понятие и суть резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Правила формирования резерва по сомнительным долгам различны для целей бухгалтерского и налогового учета.

В бухгалтерском учете применяются следующие нормы:

  1. Создание резерва по сомнительным долгам – обязанность организации согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н
  2. Резерв формируется по любой дебиторской задолженности, отнесенной к сомнительной. При этом сомнительной можно признать и ту задолженность, по которой срок погашения еще не наступил.

Относительно налогового учета законодательство предусматривает:

  1. право налогоплательщика, использующих метод начисления, создать резерв по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ). Поскольку размер резерва по сомнительным долгам относится к внереализационным расходам, организации стремятся использовать данное право и снизить тем самым налогооблагаемую прибыль.
  2. создание резерва по сомнительным долгам только по задолженности покупателей и заказчиков за выполненные работы, услуги или за реализованные товары (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н предусматривает формирование резерва по каждому сомнительному долгу исходя из оценки финансового состояния должника и вероятности погашения долга. Конкретную методику и периодичность формирования резерва организация должна разработать самостоятельно и утвердить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Можно выбрать из следующих вариантов:

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Формируя учетную политику по сомнительным долгам, необходимо учитывать специфику учета и деятельности конкретной организации, а также влияние резерва на показатели бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание, что в налоговом учете резерв не создается:

  1. на суммы выданных авансов поставщикам (см. Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316)
  2. на штрафы за нарушение условий договора (Письма Минфина РФ от 15.06.2012 № 03-03-06/1/308, от 29.09.2011 № 03-03-06/2/150)
  3. на суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, взысканных арбитражным судом (Письмо Минфина РФ от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315)
  4. по договорам займа (Письмо Минфина РФ от 04.02.2011 № 03-03-06/1/70).

Для целей налогообложения в учетную политику включается пункт о самом факте создания резерва, так как формирование резерва – право налогоплательщика, а не обязанность.

После того, как дебиторская задолженность признана в соответствии с учетной политикой организации сомнительной, фирма должна создать резерв. Основанием послужит приказ по сомнительным долгам. Образец ниже.

ПРИКАЗ № 2

о создании в бухучете резерва по сомнительным долгам

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Признать задолженность ООО «Недобросовестный» в размере 590 000 руб., не обеспеченную гарантией и не оплаченную по договору в срок, сомнительной.
  2. Создать в бухучете резерв по сомнительным долгам в размере 590 000 руб.
  3. Ответственным за исполнение приказа назначить главного бухгалтера Петренко С.В.

Директор И.Ф. Корольков

Для учета резерва используется счет 63 «Резервы по сомнительным долгам». Создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете отразите проводкой:

Дебет 91/2 «Прочие расходы» — Кредит 63

Отчисления в резерв по сомнительным долгам списываются на прочие расходы и относятся на финансовые результаты. Основанием для данной проводки будет являться бухгалтерская справка-расчет (профессиональное суждение, экспертное заключение).

Сумма создаваемого резерва в бухучете не ограничена, в отличие от налогового учета. Для налоговых расходов размер резерва по сомнительным долгам ограничен – в пределах 10% от выручки периода, за который создается резерв.

В случае полной или частичной оплаты долга контрагентом созданный резерв корректируется. Восстановление резерва по сомнительным долгам будет в сумме погашения задолженности. Бухгалтерские проводки:

Дебет 51, 50 Кредит 62, 71,73,76 – поступила оплата от контрагента

Дебет 63 Кредит 91-1 – восстановлен резерв по сомнительным долгам на сумму оплаты


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *