Состав районного суда при рассмотрении уголовных дел

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Состав районного суда при рассмотрении уголовных дел». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.05.2018 N 11

    «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 N 23 (ред. от 15.05.2018)

    «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.11.2012 N 26 (ред. от 01.12.2015)

    «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

Все документы >>>

Статья 30 УПК РФ. Состав суда (действующая редакция)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2020 N 23

    «О практике рассмотрения судами гражданского иска по уголовному делу»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18

    «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

    «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

  • Федеральный закон от 18.12.2001 N 177-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

    «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 14.06.2011 N 140-ФЗ

    «О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

  • Федеральный закон от 27.10.2020 N 352-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 15.10.2020 N 328-ФЗ

    «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 15.10.2020 N 336-ФЗ

    «О внесении изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Все документы >>>

Состав суда при рассмотрении дел судами общей юрисдикции

  • Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 N 1838-р

    <О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 30 и 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей">

  • Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2011 N 170-р

    <О проекте Федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации">

Все документы >>>

  • Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2020 N 2751-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 132 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»»

  • Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 N 260 (ред. от 10.10.2020)

    «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»

  • Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2020 N 2430-р

    «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»»

Все документы >>>

Апелляция пересматривает принятые судами первой инстанции решения. Они могут быть отменены, оставлены без изменения или изменены. После вынесения апелляционного постановления дело возвращается в первую инстанцию для его последующего исполнения.

Согласно ст. 30 УПК РФ в апелляционная инстанция может осуществляться в следующих судах:

  • В районном суде – единолично районным судьей;
  • В вышестоящих судах – только в составе трех членов коллегии федерального суда общей юрисдикции.

Надзорная инстанция является последней попыткой пересмотра принятого решения по уголовному делу.

При этом законодателем не установлен срок, в течение которого может обратиться заявитель в надзорную инстанцию с заявлением о пересмотре. В любое время после вступления приговора в законную силу надзор может его отменить.

В надзорной инстанции решение принимается большинством членов Президиума Верховного суда РФ.

ч. 1. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиально или судьей единолично.

ч. 2. Суд первой инстанции рассматривает уголовные дела в следующем составе:

1) судья федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 4 настоящей части;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ)

2) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжных заседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

3) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 212 частью первой, 275, 276, 278, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 настоящего Кодекса, — уголовные дела об иных тяжких и особо тяжких преступлениях;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ)

4) мировой судья — уголовные дела, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 настоящего Кодекса.

ч. 3. Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.

ч. 4. Рассмотрение уголовных дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, а в порядке надзора — в составе не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

ч. 5. При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании.

ч. 6. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой статьи 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление могут быть обжалованы в кассационном порядке.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ. Часть первая
  • Гражданский кодекс РФ. Часть вторая
  • Гражданский кодекс РФ. Часть третья
  • Гражданский кодекс РФ. Часть четвертая
  • Жилищный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Трудовой кодекс РФ
  • Уголовно исполнительный кодекс РФ
  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ

Судовые инстанции проводят огромную работу, разбирая юридические материалы обвиняемых. Такие, как:

  • кассационные прошения, рассматриваются председательствующим и двумя судьями, в процессе участвуют секретарь, адвокаты, прокурор;
  • приговоры, касающиеся статей 30 ч.3, 228.1 ч.1, ст. 228. 1 ч. 2 п. и постановления по подсудности, выносит мировой судья, при этом присутствуют секретарь, государственные обвинители, адвокат обвиняемого;
  • гражданские дела рассматриваются одним судьёй с присутствием секретаря;
  • апелляционные постановления выносятся судебной коллегией, состоящей из председательствующего, секретаря, прокурора, защитников.

Граждане, которые попадают в «бездонную правовую яму» длительный период времени пытаются «выкарабкаться» из неё самостоятельно ища ответы на чужих примерах, а, не получив должного результата, вспоминают об адвокате.

Правовед практик:

  1. Знает правоохранительную и судебную систему с середины.
  2. Каждая история клиента индивидуальна, поэтому с тщательностью и доскональностью подходит к изучению вопроса.
  3. Соблюдает профессиональную адвокатскую этику, ответственно подходит к исполнению обязанностей.

Юристы советуют обращаться к опытным специалистам, адвокат решает задачу клиента с большей эффективностью, подскажет как себя вести в судебном процессе.

  1. В контексте уголовно-процессуального закона суд – это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК (пункт 48 статьи 5 УПК); суд первой инстанции – это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (пункт 52 статьи 5 УПК), а суд второй инстанции – это суд апелляционной или кассационной инстанции (пункт 53 статьи 5 УПК).
  2. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции рассматриваются:

– судьей единолично;

– судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей;

– коллегией из трех федеральных судей.

  1. Федеральный судья единолично рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе (пункт 1 части второй статьи 30 УПК).
  2. Суд в составе федерального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей (суд с участием присяжных заседателей) рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе (часть третья статьи 31 УПК), при условии, что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый.
  3. Коллегия из трех судей федерального суда рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, который, в частности, не пожелал, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных, а также все уголовные дела о терроризме (статья 205 УК) и о других преступлениях, перечисленных в части второй комментируемой статьи после слов “за исключением…” независимо от ходатайства обвиняемого, иначе говоря, в обязательном порядке, безальтернативно. Речь идет о некоторых преступлениях против общественной безопасности (глава 24 УК) и против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК).
  4. Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично.
  5. В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются всегда единолично судьей федерального районного суда, в кассационном – коллегией в составе трех судей федерального суда среднего звена судов общей юрисдикции, т.е. верховного суда республики, областного, краевого суда и им равных, или же коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, а в порядке надзора – коллегией в составе не менее трех судей из числа членов президиумов вышеназванных судов.

Если вам нужна помощь Адвоката

Статья 30 УПК РФ. Состав суда

Комментарий к статье 30 УПК РФ:

1. Данная статья определяет т.н. подсудность уголовных дел различным составам суда. В составе одного профессионального судьи (единолично) действуют:

— районные суды и гарнизонные военные суды, действующие в качестве судов первой и апелляционной инстанций, а также правомочные принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (ч. 5 ст. 108, ч. 3 ст. 125, ч. 2 ст. 165);

— районные суды и гарнизонные военные суды, а также верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, окружные (флотские) военные суды — при рассмотрении дел о всех подсудных им преступлениях (за исключением уголовных дел, указанных в п. п. 2 — 3 ч. 2 настоящей статьи. Смотрите также пункт 6 ком. к ст. 31);

— мировые судьи;

2. В составе из трех профессиональных судей в РФ действуют следующие суды:

— суды уровня субъектов РФ — при рассмотрении в первой инстанции дел о тяжких и особо тяжких преступлениях из числа подсудных этим судам;

— суды апелляционных (за исключением районного суда), кассационных и надзорных инстанций (последние могут действовать также и в составе, состоящем более чем из трех судей).

В составе одного судьи верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа, окружного (флотского) военного суда и коллегии из двенадцати присяжных заседателей по ходатайству обвиняемого рассматриваются уголовные дела о преступлениях, указанных в п. 3 ч. 2 ком. статьи.

3. Как указал КС РФ в Постановлении от 19.04.2010 N 8-П, исключение из подсудности суда присяжных уголовных дел о террористических актах и других связанных с террористической деятельностью преступлениях произведено с учетом запрета назначения исключительной меры наказания в виде смертной казни и вызывается их повышенной сложностью и спецификой самих преступлений, чем в современных условиях предопределяется правомочие именно профессиональных судей делать вывод о виновности или невиновности подсудимых.

При этом определение подсудности уголовных дел суду присяжных по видам преступлений регулируется таким образом, что при предъявлении обвинения одновременно по нескольким составам преступлений, часть которых подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, а часть является исключительно предметом рассмотрения суда в составе профессиональных судей, по общему правилу признается приоритет суда с участием присяжных заседателей. Вместе с тем положения пунктов 2 и 3 ч. 2 ст. 30 УПК в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 321-ФЗ, как специально предназначенные исключить дела о терроризме и связанных с ним преступлениях (именно с учетом их специфики) из подсудности суда с участием присяжных заседателей, не предполагают возможность их рассмотрения этим судом, несмотря на то что в объем обвинения включены и составы преступлений, подлежащие рассмотрению судом с участием присяжных заседателей.

Предоставленное обвиняемому право заявить ходатайство о рассмотрении его дела коллегией из трех судей (п. 3 ч. 2 ст. 30) не подлежит удовлетворению в случае признания законным судом по данному делу именно суда с участием присяжных заседателей. В то же время предполагается, что в отношении подсудимых, которым было отказано в удовлетворении заявленного в связи с заключением досудебного соглашения о сотрудничестве в соответствии с главой 40.1 УПК ходатайства о рассмотрении их дела профессиональными судьями, при рассмотрении дела судом с участием присяжных, во всяком случае, должны соблюдаться установленные законом (ч. ч. 2 и 4 ст. 62 УК, ч. 5 ст. 317.7 УПК) правила о смягчении наказания.

4. Часть пятая ком. статьи умалчивает, каким образом должен определяться председательствующий в коллегии из трех профессиональных судей. Представляется, что в силу принципа независимости суда, рассматривающего дело, он не должен назначаться председателем суда. Вряд ли следует и избирать его составом суда, т.к. в этом случае, во-первых, будущему председательствующему придется голосовать за самого себя, а во-вторых, возможна ситуация, когда каждый из трех судей проголосует за свою собственную кандидатуру. Предпочтительнее, на наш взгляд, определять председательствующего жеребьевкой.

Законный состав суда в уголовном процессе

Решение Верховного суда: Определение N 10-О11-18 от 07.12.2011 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 45-О11-85 от 18.08.2011 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 21-АПУ16-8 от 28.10.2016 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 58-АПУ15-6СП от 05.03.2015 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 20-АПУ14-4 от 20.03.2014 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 83-АПУ14-17СП от 22.01.2015 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 16-Д13-19 от 21.08.2013 Судебная коллегия по уголовным делам, надзор Решение Верховного суда: Определение N 35-О11-24 от 10.11.2011 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 20-О13-4 от 11.03.2013 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 18-УД14-52 от 20.01.2015 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • »
  • Последняя
  • Статья 29. Полномочия суда
  • Статья 31. Подсудность уголовных дел
  • Статья 32. Территориальная подсудность уголовного дела
  • Статья 33. Определение подсудности при соединении уголовных дел
  • Статья 34. Передача уголовного дела по подсудности
  • Статья 35. Изменение территориальной подсудности уголовного дела
  • Статья 36. Недопустимость споров о подсудности
  • Часть первая. Общие положения
    • Раздел I. Основные положения
      • Глава 1. Уголовно-процессуальное законодательство
      • Глава 2. Принципы уголовного судопроизводства
      • Глава 3. Уголовное преследование
      • Глава 4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования
    • Раздел II. Участники уголовного судопроизводства
      • Глава 5. Суд
      • Глава 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
      • Глава 7. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
      • Глава 8. Иные участники уголовного судопроизводства
      • Глава 9. Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве
    • Раздел III. Доказательства и доказывание
      • Глава 10. Доказательства в уголовном судопроизводстве
      • Глава 11. Доказывание
    • Раздел IV. Меры процессуального принуждения
      • Глава 12. Задержание подозреваемого
      • Глава 13. Меры пресечения
      • Глава 14. Иные меры процессуального принуждения
    • Раздел V. Ходатайства и жалобы
      • Глава 15. Ходатайства
      • Глава 16. Обжалование действий и решений суда и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство
    • Раздел VI. Иные положения
      • Глава 17. Процессуальные сроки. процессуальные издержки
      • Глава 18. Реабилитация
  • Часть вторая. Досудебное производство
    • Раздел VII. Возбуждение уголовного дела
      • Глава 19. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
      • Глава 20. Порядок возбуждения уголовного дела
    • Раздел VIII. Предварительное расследование
      • Глава 21. Общие условия предварительного расследования
      • Глава 22. Предварительное следствие
      • Глава 23. Привлечение в качестве обвиняемого. предъявление обвинения
      • Глава 24. Осмотр. освидетельствование. следственный эксперимент
      • Глава 25. Обыск. выемка. наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. контроль и запись переговоров. получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
      • Глава 26. Допрос. очная ставка. опознание. проверка показаний
      • Глава 27. Производство судебной экспертизы
      • Глава 28. Приостановление и возобновление предварительного следствия
      • Глава 29. Прекращение уголовного дела
      • Глава 30. Направление уголовного дела с обвинительным заключением прокурору
      • Глава 31. Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением
      • Глава 32. Дознание
      • Глава 32.1. Дознание в сокращенной форме
  • Часть третья. Судебное производство
    • Раздел IX. Производство в суде первой инстанции
      • Глава 33. Общий порядок подготовки к судебному заседанию
      • Глава 34. Предварительное слушание
      • Глава 35. Общие условия судебного разбирательства
      • Глава 36. Подготовительная часть судебного заседания
      • Глава 37. Судебное следствие
      • Глава 38. Прения сторон и последнее слово подсудимого
      • Глава 39. Постановление приговора

      Юридические дела рассматриваются судовой инстанцией коллегиально или одним судьёй. Законный состав суда в уголовном процессе создаётся исходя от нагрузок и судейской подготовки служителей Фемиды.

      Под статусом председателя суда подразумевается возможность принимать решения организационного и кадрового характера. Он назначает и освобождает от занимаемых должностей работников судебной инстанции, проводит проверки, руководит судопроизводством и принимает участие в разбирательстве дел. У заместителя начальника суда, функции касающиеся выполнения обязанностей судьи, исполнения особых поручений главы суда.

      В аппаратах судовых инстанций работают специалисты:

      1. Помощник председателя.
      2. Помощник судьи.
      3. Судебный администратор.
      4. Консультант.
      5. Главный специалист.
      6. Специалист I категории.
      7. Специалист II категории.
      8. Специалист.

      Все сотрудники аппарата с дипломами, званиями и чинами согласно классификации и пройденным тестам.

      В судовом органе первой инстанции разбираются юридические материалы:

      • федеральный судья общего порядка. Им рассматриваются все правонарушения, материалы апелляционного порядка, помимо отмеченных в п. 2 п. 4 действующей статьи 30 УПК РФ;
      • федеральный судья и 12 присяжных. Обвиняемый может подать ходатайство на разбирательство своего дела по этой схеме. Судопроизводство с участием присяжных работает по всей Федерации России, кроме Крымской Республики и Севастополя, на этих территориях суд присяжных должен заработать с января 2018 года;
      • коллегиально судебное дело по первой инстанции может рассматриваться коллегией из трёх судебных представителей;
      • мировой судья, чей принцип работы заключается в разбирательстве уголовных материалов по ст. 31 ч. 1 действующего Кодекса.

      У коллегии, в которую входят три судьи федерального судового органа общей юрисдикции, имеется право заниматься разбирательством, особо тяжких правонарушений, дел о терроризме против общественной и интеллектуальной безопасности. Также этим составом рассматриваются юридические дела кассаций и обжалование надзорных дел.

      У военных судов нет органов мировой юстиции, из-за чего содеянные правонарушения, относящиеся к подсудности мирового суда гражданским или военнослужащим, проходящим военные сборы, будут рассматриваться гарнизонным военным судом.

      Судебную власть в нашей державе реализуют неизменно через судей, но есть ситуации, когда возможно заявление об отводе судьи, после чего произойдёт изменение судейского состава.

      Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.

      1. В отличие от ранее действовавшего уголовно-процессуального закона действующий УПК не увязывает правомочие на единоличное рассмотрение уголовного дела с принадлежностью судьи только к районному суду или к мировым судьям.

      2. Единоличное рассмотрение уголовных дел, однако, не только сохранено, но и приумножено. Если по прежнему уголовно-процессуальному закону судья единолично рассматривал дела о преступлениях, за которые максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышало пяти лет лишения свободы, то теперь он наделен таким правомочием по уголовным делам, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное законом, не превышает десяти лет лишения свободы.

      3. Анализируя положения комментируемой статьи в сопоставлении с последующими статьями УПК, необходимо заметить, что единоличное рассмотрение уголовных дел является достоянием не только первого звена федеральных судов общей юрисдикции (включая военные суды), но и судов второго звена этой судебной системы, поскольку к их подсудности отнесены дела о многих преступлениях, по которым максимальное уголовное наказание согласно нормам УК () не превышает десяти лет лишения свободы.

      4. В то же время рассмотрение дела в составе трех профессиональных судей допущено в районных судах, хотя показатели рассмотрения дел в коллегиальном составе у них будут ниже, чем в областных и равных им по компетенции судов. Объясняется это тем, что к подсудности районных судов отнесено рассмотрение сравнительно небольшого числа дел о преступлениях, по которым максимальное наказание может быть назначено свыше десяти лет лишения свободы.

      5. Сопоставление положений комментируемой и последующей статей уголовно-процессуального закона показывает, что коллегиальный состав суда, состоящий из 12 присяжных заседателей, может быть образован (по ходатайству обвиняемого) областными, краевыми и равными им по компетенции судами. Следовательно, суды второго звена федеральных судов общей юрисдикции могут рассматривать в первой инстанции уголовные дела: а) единолично федеральным судьей; б) в составе трех федеральных судей; в) в составе федерального судьи и 12 присяжных заседателей.

      6. УПК подтвердил ранее принятые нормативные акты, которые установили рассмотрение единолично мировым судьей всех дел, отнесенных к его ведению (см. коммент. к ст. 31).

      7. В комментируемой статье обоснованно отмечено отсутствие единообразия в определении количественного состава судов второй инстанции: при рассмотрении дела в кассационном порядке — в составе трех федеральных судей; при рассмотрении дела в апелляционном порядке — федеральным судьей районного суда единолично. При рассмотрении уголовного дела в надзорном порядке суд составляет не менее трех судей федерального суда общей юрисдикции.

      В каких случаях уголовные дела рассматриваются в составе трех судей

      Заслушав последнее слово подсудимого, суд объявляет время оглашения приговора и удаляется в совещательную комнату для его постановления. Во время постановления приговора в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному уголовному делу.

      Суд при постановлении приговора должен обсудить и решить следующие вопросы.

      1. Доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый?

      2. Доказано ли, что деяние совершил подсудимый?

      3. Является ли это деяние преступлением и какими пунктом, частью, статьей УК РФ оно предусмотрено?

      4. Виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?

      5. Подлежит ли подсудимый наказанию за совершенное им преступление?

      6. Имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание? Какое наказание должно быть назначено подсудимому? Имеются ли основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения от наказания? Какой вид исправительного учреждения и режим должны быть определены подсудимому при назначении ему наказания в виде лишения свободы?

      7. Подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в пользу кого и в каком размере? Доказано ли, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления либо использовалось в качестве орудия преступления или предназначалось для финансирования терроризма?

      8. Как поступить с вещественными доказательствами?

      9. На кого и в каком размере должны быть возложены процессуальные издержки?

      10. Должен ли суд в случаях, предусмотренных ст. 48 УК РФ, лишить подсудимого специального, воинского или почетного звания, классного чина, а также государственных наград? Могут ли быть применены принудительные меры воспитательного воздействия в случаях, предусмотренных ст. 90 и 91 УК РФ? Могут ли быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, предусмотренных ст. 99 УК РФ?

      11. Следует ли отменить или изменить меру пресечения в отношении подсудимого? (ст. 299 УПК).

      Если уголовное дело рассматривалось судом коллегиально, при разрешении каждого вопроса судья не вправе воздержаться от голосования, за исключением следующего случая: судье, голосовавшему за оправдание подсудимого и оставшемуся в меньшинстве, предоставляется право воздержаться от голосования по вопросам применения уголовного закона. Если мнения судей по вопросам о квалификации преступления или мере наказания разошлись, то голос, поданный за оправдание, присоединяется к голосу, поданному за квалификацию преступления по уголовному закону, предусматривающему менее тяжкое преступление, и за назначение менее сурового наказания.

      Председательствующий голосует последним. Мера наказания в виде смертной казни может быть назначена виновному только по единогласному решению всех судей. Судья, оставшийся при особом мнении по постановленному приговору, вправе письменно изложить его в совещательной комнате. Особое мнение приобщается к приговору и оглашению в зале судебного заседания не подлежит.

      Основания отмены или изменения судебного решения – это такие нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных уголовным законом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора.

      Согласно ст. 389.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора в апелляционном порядке являются:

      – несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции;

      – существенное нарушение уголовно-процессуального закона;

      – неправильное применение уголовного закона;

      – несправедливость приговора.

      Приговор признается не соответствующим фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции, если (ст. 389.16 УПК РФ):

      1) выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании;

      2) суд не учел обстоятельств, которые могли существенно повлиять на выводы суда;

      3) в приговоре не указано, по каким основаниям при наличии противоречивых доказательств, имеющих существенное значение для выводов суда, суд принял одни из этих доказательств и отверг другие;

      4) выводы суда, изложенные в приговоре, содержат существенные противоречия, которые повлияли или могли повлиять на решение вопроса о виновности или невиновности осужденного или оправданного, на правильность применения уголовного закона или на определение меры наказания.

      Основаниями отмены или изменения судебного решения судом апелляционной инстанции являются (ст. 389.17 УПК РФ) существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

      Основаниями отмены или изменения судебного решения в любом случае являются:

      – непрекращение уголовного дела судом при наличии к тому оснований;

      – вынесение судом решения незаконным составом суда или вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей;

      – рассмотрение уголовного дела в отсутствие подсудимого, за исключением случая, случаев, предусмотренных в законе;

      – рассмотрение уголовного дела без участия защитника, когда его участие является обязательным в соответствии с уголовным законом;

      – нарушение права подсудимого давать показания на родном языке или языке, которым он владеет, и пользоваться помощью переводчика;

      На основании ч. 4 ст. 390 УПК РФ приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

      Понятие «приведение приговора в исполнение» шире, чем понятие «обращение приговора к исполнению», поскольку охватывает деятельность не только суда, но и других субъектов (учреждений или органов, на которые возложено исполнение наказания), реализующих свои полномочия не только в уголовно-процессуальных, но и в других правоотношениях. Понятие «обращение приговора к исполнению» характеризует только процессуальную деятельность суда.

      Согласно ст. 391 УПК определение или постановление суда первой или апелляционной инстанции вступает в законную силу и обращается к исполнению по истечении срока его обжалования в кассационном порядке либо в день вынесения определения суда кассационной инстанции. Определение или постановление суда, не подлежащее обжалованию в кассационном порядке, вступает в законную силу и обращается к исполнению немедленно. Определение или постановление суда о прекращении уголовного дела, принятое в ходе судебного производства по уголовному делу, подлежит немедленному исполнению в той его части, которая касается освобождения обвиняемого или подсудимого из-под стражи. Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть пересмотрено лишь в порядке, установленном главами 48 и 49 УПК РФ.

      Порядок обращения к исполнению приговора, определения, постановления суда определен ст. 393 УПК РФ. Обращение к исполнению приговора, определения, постановления суда возлагается на суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции. Копия обвинительного приговора направляется судьей или председателем суда в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд апелляционной инстанции обязан сообщить в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, о решении, принятом им в отношении лица, содержащегося под стражей. В случае изменения приговора суда первой или апелляционной инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке к копии приговора прилагается также копия определения суда кассационной инстанции. Учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, немедленно извещают суд, постановивший обвинительный приговор, о его исполнении. Учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания, должны извещать суд, постановивший приговор, о месте отбывания наказания осужденным.
      Об обращении приговора к исполнению в случае удовлетворения гражданского иска извещаются гражданский истец и гражданский ответчик (ст. 394 УПК РФ).

      До обращения приговора к исполнению председательствующий в судебном заседании по уголовному делу или председатель суда предоставляет по просьбе близких родственников, родственников осужденного, содержащегося под стражей, возможность свидания с ним (ст. 395 УПК РФ).

      1. Под составом суда понимают судей, полномочных принять решение по делу в результате заседания суда как первой, так и апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

      Согласно данной статье единолично судьей рассматривается большинство уголовных дел по первой инстанции, кроме дел, указанных в п. п. 2 — 3 ч. 2 данной статьи, а также осуществляется судопроизводство в апелляционной инстанции.

      Но законодатель предусмотрел коллегиальную форму суда для рассмотрения дел о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях могут рассматриваться коллегиально в составе трех профессиональных судей по ходатайству обвиняемого. Такое ходатайство может быть заявлено по окончании следствия, а также в процессе подготовки дела к судебному разбирательству, т.е. в стадии назначения судебного заседания.

      2. Федеральными судьями именуются все судьи федеральных судов (см. ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации»). Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 4 указ. Закона).

      Пересмотр судебных решений мирового судьи, не вступивших в законную силу, осуществляется в апелляционном порядке единолично федеральным судьей районного суда (см. комментарий к главе 44 УПК). Пересмотр судебных решений в кассационном и надзорном порядке осуществляется только коллегиально. Если надзорной инстанцией является Судебная коллегия Верховного Суда, то дело рассматривается составом из трех профессиональных судей, а если в порядке надзора дело рассматривается президиумом суда, то судебный состав — это состав президиума. Президиум полномочен рассматривать дела, если на его заседании присутствует не менее половины всего состава. Председательствующим в таком случае является председатель суда, который возглавляет президиум, или его заместитель.

      3. Рассмотрение ходатайств о разрешении производства отдельных следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, а также жалоб на действия и решения дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора осуществляется федеральными судьями единолично.

      1. В контексте уголовно-процессуального закона суд — это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решения, предусмотренные УПК (пункт 48 статьи 5 УПК); суд первой инстанции — это суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по уголовному делу (пункт 52 статьи 5 УПК), а суд второй инстанции — это суд апелляционной или кассационной инстанции (пункт 53 статьи 5 УПК).

      2. В системе федеральных судов общей юрисдикции уголовные дела в первой инстанции рассматриваются:

      — судьей единолично;

      — судьей и коллегией из двенадцати присяжных заседателей;

      — коллегией из трех федеральных судей.

      3. Федеральный судья единолично рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, за исключением тех, которые относятся к подсудности судов в коллегиальном составе (пункт 1 части второй статьи 30 УПК).

      4. Суд в составе федерального судьи и коллегии из двенадцати присяжных заседателей (суд с участием присяжных заседателей) рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, исчерпывающий перечень которых содержится непосредственно в законе (часть третья статьи 31 УПК), при условии, что о рассмотрении его дела судом именно в таком составе ходатайствует сам обвиняемый.

      5. Коллегия из трех судей федерального суда рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии заявленного до начала судебного следствия ходатайства подсудимого, который, в частности, не пожелал, чтобы его дело рассматривалось судом присяжных, а также все уголовные дела о терроризме (статья 205 УК) и о других преступлениях, перечисленных в части второй комментируемой статьи после слов «за исключением.», независимо от ходатайства обвиняемого, иначе говоря, в обязательном порядке, безальтернативно. Речь идет о некоторых преступлениях против общественной безопасности (глава 24 УК) и против основ конституционного строя и безопасности государства (глава 29 УК).

      6. Мировой судья рассматривает уголовные дела всегда единолично.

      7. В апелляционном порядке уголовные дела рассматриваются всегда единолично судьей федерального районного суда, в кассационном — коллегией в составе трех судей федерального суда среднего звена судов общей юрисдикции, т.е. верховного суда республики, областного, краевого суда и им равных, или же Коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ, а в порядке надзора — коллегией в составе не менее трех судей из числа членов президиумов вышеназванных судов.

      Статья 30. УПК РФ. Состав суда

      • Налог
      • Оборотные активы
      • Бухгалтерский учет
      • Бухгалтерский баланс
      • Юридическое лицо
      • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
      • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

      В уголовном судопроизводстве суд всегда занимал исключительное положение, однако после принятия УПК РФ положение это принципиально изменилось. По УПК РСФСР суд был одним из органов государства, осуществляющих уголовное судопроизводство. Все эти органы объединяли общие для них задачи уголовного судопроизводства (ст. 2 УПК РСФСР). Вместе с прокурором, следователем и лицом, производящим дознание, суд обязан был в пределах своей компетенции возбуждать уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принимать все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и их наказанию (ст. 3 УПК РСФСР). На суде, так же как и на прокуроре, следователе и лице, производящем дознание, лежала процессуальная обязанность принимать все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, как отягчающие, так и смягчающие его ответственность обстоятельства (ст. 20 УПК РСФСР).

      Поэтому и при рассмотрении дела судом участие государственного обвинителя было необязательным, и суд самостоятельно выполнял не только функцию разрешения дела, но и функции обвинения и защиты, если в процессе возникала такая необходимость. В силу ч. 2 ст. 243 УПК РСФСР председательствующий был обязан принять все предусмотренные законом меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела и установлению истины, устраняя из судебного разбирательства все, не имеющее отношения к делу, и обеспечивая воспитательное воздействие судебного процесса.

      По существу, действовала единая «технологическая цепочка», в которой все органы государства, осуществляющие процесс, действовали, дополняя друг друга, исправляя в каждой из последующих стадий ошибки, односторонность и неполноту, допущенные на предшествующей стадии. Такое построение процесса позволяло рассматривать суд как инструмент в руках государственной власти и использовать его совместно со следственным аппаратом и прокуратурой как средство осуществления политики государства.

      Однако такое положение суда среди субъектов уголовно-процессуальной деятельности не соответствует природе уголовного судопроизводства, которое всегда сопряжено со столкновением интересов обвинения и защиты, с противоборством между ними. Уголовное судопроизводство возникает по поводу сообщения о совершенном или готовящемся преступлении при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Движущей силой уголовного судопроизводства является обвинение, которому всегда в той или иной мере противостоит защита. И для решения правового спора этих процессуальных сторон необходим самостоятельный, независимый и беспристрастный субъект, способный объективно, законно и обоснованно разрешить спор обвинения и защиты. Именно такую роль призван выполнять в уголовном судопроизводстве суд.

      Такая роль суда в современном уголовном судопроизводстве России была предопределена Концепцией судебной реформы 1991 г., а позже получила правовое оформление в Конституции РФ 1993 г. и российском законодательстве, в том числе в УПК. Суд приобрел статус органа государственной власти, на который возложено осуществление судебной власти (ст. 10 Конституции РФ). Из ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» следует, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и — применительно к уголовному процессу — привлекаемых в установленном законом порядке присяжных заседателей. В качестве судов, осуществляющих уголовное судопроизводство, выступают только суды общей юрисдикции. При этом по смыслу ст. 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» носителями судебной власти признаны в их личном качестве именно судьи, т. е. лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе; представители народа, привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия.

      Все суды общей юрисдикции (мировые судьи, районные суды, суды субъектов РФ, военные суды и Верховный Суд РФ) правомочны рассматривать и разрешать уголовные дела. Однако их полномочия определены пределами подсудности уголовных дел каждому из них. Подсудность зависит от определенных качеств (признаков) самого уголовного дела: квалификации преступления, вида и размера возможного наказания, места совершения преступления, иногда от свойств личности обвиняемого. Подсудность — это предписанная процессуальным законом совокупность признаков уголовного дела, по которым определяется, какой из судов будет правомочен принять данное дело к рассмотрению в качестве суда первой инстанции, рассмотреть и разрешить его.

      Подсудность уголовных дел, будучи прямо предписана законом, является гарантией конституционного права граждан: «Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). Наличие в законе строгих правил о подсудности уголовных дел является гарантией и другого конституционного положения: «Создание чрезвычайных судов не допускается» (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ).

      Из этого следует, что подсудность устанавливается в законе для определенных категорий дел и остается неизменной до тех пор, пока не изменен процессуальный закон. Каким бы сложным и важным ни было рассматриваемое дело, государство не вправе создавать какие-либо чрезвычайные судебные или квазисудебные органы для рассмотрения конкретного дела. Производство по любому уголовному делу подчиняется заранее установленным в законе и известным участникам процесса правилам о подсудности, и подсудность не может быть произвольно изменена.

      Анализ положений ст. 31—36 УПК позволяет выделить несколько видов подсудности уголовных дел: предметную (родовую), персональную и территориальную. Это имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Виды подсудности позволяют относительно пропорционально распределить нагрузку между судами, обеспечивая, с одной стороны, близость и доступность суда населению, а с другой — компетентность суда, устанавливая, что дела о наиболее тяжких преступлениях рассматриваются более высоким звеном судебной системы.

      Предметная (родовая) подсудность определяется в зависимости от квалификации преступления или вида и размера наказания. Самая широкая предметная подсудность у районных судов. Эти суды вправе рассматривать все уголовные дела, за исключением дел, отнесенных к подсудности других судов (ч. 2 ст. 31 УПК). Предметная подсудность уголовных дел районным судам на практике обеспечивает рассмотрение этим звеном судебных органов примерно 55—60% уголовных дел, направляемых для разрешения в суд. Среди них наибольший удельный вес составляют дела о таких преступлениях, как кражи, грабежи, разбои, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, убийства без отягчающих обстоятельств.

      К подсудности мировых судей ч. 1 ст. 31 УПК относит уголовные дела о преступлениях, за которые УК предусматривает максимальное наказание не более трех лет лишения свободы. Но при этом законодатель исключает из этого правила более 90 статей УК, предусматривающих преступления с такими же санкциями. Согласно ч. 2 ст. 31 УПК эти преступления отнесены также к предметной подсудности районных судов. Фактическое количество уголовных дел, рассматриваемых мировыми судьями, составляет около 40—45%.

      В качестве суда первой инстанции по отдельным категориям дел могут выступать и суды среднего звена судебной системы — суды субъектов РФ: верховные суды республик, краевые, областные, суды городов федерального значения, автономной области или автономного округа (ч. 3 ст. 31 УПК). К предметной подсудности судов этого звена законодатель относит, как правило, дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, например об убийстве (ч. 2 ст. 105 УК); похищении человека (ч. 3 ст. 126 УК); об изнасиловании (ч. 3 ст. 131 УК); террористическом акте (ст. 205 УК); захвате заложников (ч. 2—4 ст. 206 УК); государственной измене (ст. 275 УК); шпионаже (ст. 276 УК) и др. Однако к подсудности этих судов отнесены и некоторые преступления средней и даже небольшой тяжести, например преступления против правосудия, предусмотренные ст. 294—302, ч. 2, 3 ст. 303, ст. 305 УК.

      Судам среднего звена подсудны также все уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК). Кроме того, они могут рассматривать и уголовные дела, переданные им из других судов в порядке ст. 34 или 35 УПК. Однако фактический объем уголовных дел, рассмотренных судами этого звена, составляет менее 1%.

      Подсудность уголовных дел в известной мере связана и с составом суда. Уголовные дела, а также иные вопросы, разрешаемые судом при производстве по уголовному делу, могут рассматриваться в единоличном или коллегиальном составе судей. Коллегиальный состав судей может включать как профессиональных судей, так и профессионального судью и присяжных заседателей, но состав судей в конкретном судебном заседании должен быть законным.

      Создание суда на основании закона является требованием и международного права. При этом Европейский Суд в ряде решений подчеркивает, что словосочетание «созданный на основании закона» относится не только к правовому основанию самого существования суда, но и к составу суда по каждому делу. Это означает, что каждый из судей и присяжных заседателей, участвующих в рассмотрении данного дела, должен быть назначен в установленном законом порядке. Кроме того, не должно быть обстоятельств, исключающих участие кого-либо из них в уголовном судопроизводстве (ст. 61—65 УПК), что позволяет обеспечить независимость и беспристрастность судей.

      Состав суда различается в зависимости от того, какой суд рассматривает дело, какова степень тяжести рассматриваемого преступления, в какой инстанции рассматривается дело в данный момент производства.

      Суд первой инстанции может действовать в составе одного судьи, единолично рассматривающего уголовное дело; в составе трех профессиональных судей или в составе профессионального судьи и 12 присяжных заседателей.

      В первой инстанции единолично судьей рассматриваются все дела, подсудные мировым судьям. В федеральных судах единолично судьями рассматриваются практически все уголовные дела, за исключением тех, по которым процессуальный закон допускает возможность коллегиального рассмотрения.

      В коллегиальном составе из трех профессиональных судей рассматриваются уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если обвиняемый до назначения судебного заседания заявляет соответствующее ходатайство (п. 3 ч. 1 ст. 30 УПК). В таких случаях один из судей председательствует в судебном заседании и наделяется соответствующими полномочиями (ст. 243 УПК).

      При рассмотрении некоторых уголовных дел, подсудных судам среднего звена, по ходатайству обвиняемого суд может рассматривать уголовное дело в составе профессионального судьи (он является председательствующим) и 12 присяжных заседателей (п. 2 ч. 1 ст. 30 УПК).

      Вышестоящие судебные инстанции также могут иметь как единоличный, так и коллегиальный состав. В единоличном составе (судьей районного суда) осуществляется проверка судебных решений только мирового судьи в апелляционном порядке. Во всех иных случаях вышестоящие инстанции действуют в коллегиальном составе. С 2013 г. апелляционная проверка судебных актов федеральных судов осуществляется судом в составе трех судей соответствующей инстанции (ч. 3 ст. 30 УПК). Кассационная инстанция действует всегда в составе не менее трех судей, а единственная надзорная инстанция в лице Президиума Верховного Суда РФ проверяет судебные решения в составе большинства членов президиума (ч. 4 ст. 30 УПК).

      Судебный контроль в досудебных стадиях и в стадии исполнения приговора, как правило, судьи осуществляют единолично. Исключением является только дача заключения о наличии признаков преступления при возбуждении уголовного дела или решении вопроса о привлечении в качестве обвиняемого отдельных категорий лиц (п. 2, 21 ч. 1 ст. 448 УПК), о чем уже говорилось выше.

      При этом распределение уголовных дел между судьями и назначение конкретного судьи в состав суда при рассмотрении данного дела в каждом из судов осуществляет председатель данного суда. Составы коллегий из трех судей в Верховном Суде РФ или судах среднего звена для принятия заключений и решений в порядке судебного контроля в досудебных стадиях при производстве по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц, в частности судей, ежегодно утверждаются соответственно Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационной коллегией судей субъекта РФ (п. 9 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

      Участники уголовного судопроизводства

      Руководитель следственного органа появился в числе участников уголовного процесса на стороне обвинения вместо начальника следственного отдела в результате изменений, внесенных 5 июня 2007 г. в ст. 39 УПК. Однако федеральными законами от 3 декабря 2007 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ, от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ эта статья снова была изменена, что следует учесть при изучении процессуального положения руководителя следственного органа.

      Руководитель следственного органа — это «должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель» (п. 381 ст. 5 УПК). Следовательно, термин «руководитель следственного органа» охватывает все следственные органы: Следственный комитет РФ и его территориальные органы, а также следственные органы иных органов исполнительной власти и их территориальные подразделения (см. ч. 5 ст. 39 УПК).

      Независимо от того, в каком из ведомств и на каком организационном уровне действует должностное лицо, какое из следственных подразделений оно возглавляет, его процессуальные полномочия как руководителя следственного органа определены ст. 39 УПК как единые для всех руководителей. Объем процессуальных полномочий предопределен функцией процессуального руководства. Анализируя положения ст. 39 и других статей УПК, можно выделить несколько видов полномочий руководителя следственного органа по осуществлению процессуального руководства следователем.

      Полномочия по распределению уголовных дел между следователями. Руководитель следственного органа уполномочен поручать производство следствия любому следователю своего следственного подразделения. Он может перераспределять уголовные дела, изымая дело из производства одного следователя и передавая его другому. При этом руководитель обязан указать основания передачи дела. Вопрос о перераспределении дел между следователями может возникать, например, в случае заявления следователю отвода или его самоотвода, разрешение которых отнесено к компетенции руководителя следственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 39, ст. 61, 67 УПК). Руководитель вправе отстранять следователя от дальнейшего производства расследования и в случаях, когда им допущено грубое нарушение уголовно-процессуального закона (п. 6 ч. 1 ст. 39 УПК).

      При необходимости руководитель следственного органа может поручать расследование дела нескольким следователям, создавая для этого следственную группу, и может в ходе следствия изменять ее состав (п. 1 ч. 1 ст. 39, ст. 163 УПК). В отдельных случаях руководитель следственного органа вправе принимать к своему производству сообщения о преступлениях или уголовное дело. В таком случае он пользуется всеми правомочиями следователя (ч. 2 ст. 39 УПК).

      Полномочия по проверке возбуждения дела и хода расследования. Руководитель следственного органа наделен правом проверять материалы проверки сообщения о преступлении или уголовного дела в ходе следствия, оценивать законность и обоснованность действий и решений следователя (п. 2, 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Такую проверку он обязан осуществлять и в тех случаях, когда закон предписывает ему давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий, требующих разрешения суда, или ходатайства о разрешении суда на применение мер процессуального принуждения (п. 4 ч. 1 ст. 39, ч. 3 ст. 3171 УПК). Контроль качества расследования и законности и обоснованности решений следователя с 2007 г. усилен за счет того, что, согласно п. 9 ч. 1 ст. 39 УПК, руководитель следственного органа получил право утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу.

      Полномочия по руководству ходом расследования и своевременному исправлению ошибок и нарушений закона, допущенных следователем. Проверка материалов дела и принимаемых следователем решений по делу осуществляется руководителем следственного органа для того, чтобы своевременно выявить нарушения или ошибки следователя, предупредить их или, в случае необходимости, принять меры к их исправлению.

      Основным полномочием руководителя в таких ситуациях является его право давать следователю письменные и обязательные для исполнения указания (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Эти указания могут касаться направления расследования, например выдвижения или проверки дополнительных версий, проверки отдельных обстоятельств дела в целях устранения противоречий или сомнений, поручения органам дознания оперативно-розыскных мероприятий, производства тех или иных следственных действий, направленных на собирание новых или проверку имеющихся в деле доказательств.

      Руководитель следственного органа вправе давать следователю указания и о разрешении тех или иных правовых вопросов по делу, требующих оценки доказательств и обстоятельств дела по внутреннему убеждению, например указания о привлечении лица в качестве обвиняемого, об объеме обвинения и квалификации деяния, об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения (п. 3 ч. 1 ст. 39 УПК). Как отмечалось выше, такого рода указания могут быть оспорены следователем, что приостанавливает их исполнение. Следователь при этом вправе представить свои возражения руководителю вышестоящего следственного органа, отстаивая, таким образом, собственное внутреннее убеждение по данному вопросу.

      Органы дознания. Значительную роль в расследовании преступлений и выполнении процессуальной функции обвинения играют органы дознания. К ним законодатель относит различные органы исполнительной власти и ряд должностных лиц, для которых уголовно-процессуальная деятельность не является их единственной и основной функцией, как, например, для следователя. Они вступают в уголовный процесс только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных уголовно-процессуальным законом. Иные полномочия, возлагаемые на органы дознания федеральным законодательством, могут быть связаны с уголовным процессом (например, административная, оперативно-розыскная, охранная деятельность), но осуществляются ими вне уголовного процесса. Следовательно, участниками уголовного процесса органы дознания являются лишь в той части своих полномочий, которые прямо предписаны процессуальным законом.

      К органам дознания относятся прежде всего органы исполнительной власти, которые наделены в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК). Такими полномочиями в настоящее время наделены органы внутреннихдел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний и некоторые другие.

      Кроме того, к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК).

      К органам дознания законодатель относит и командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов (п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК). И еще одну группу составляют органы государственного пожарного надзора противопожарной службы (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК).

      Органам дознания уголовно-процессуальный закон предписывает три вида процессуальной деятельности:

      1) перечисленные органы дознания в пределах своих полномочий правомочны осуществлять дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия. Органы дознания проводят расследование уголовных дел в порядке, предусмотренном гл. 32 УПК. Это, как правило, дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, прямо перечисленные в ч. 3 ст. 150 УПК. Дела распределяются между органами дознания с учетом основных функций, которые они выполняют, о чем свидетельствуют предписания ч. 2 ст. 157 УПК. Например, командиры воинских частей осуществляют дознание по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, если преступление совершено военнослужащим;

      2) органы дознания могут осуществлять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК). Выполняя свои основные функции, органы дознания могут первыми обнаруживать совершенное или готовящееся преступление и принимать меры к его пресечению. В таких ситуациях важно принять необходимые процессуальные меры к сохранению и закреплению имеющихся доказательств, независимо от того, кому будет в дальнейшем подследственно дело о данном преступлении. Поэтому орган дознания и наделяется правом в пределах полномочий, определенных ч. 2 ст. 157 УПК, возбудить уголовное дело и произвести те следственные действия, без которых доказательства могут быть утрачены, после чего в установленном законом порядке передает дело следователю (ст. 157 УПК);

      3) органы дознания участвуют в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности еще и в случаях, когда следователь в порядке, предусмотренном УПК, дает им соответствующие поручения. Например, по письменному поручению следователя орган дознания может выполнять отдельные следственные действия по делу, расследуемому следователем. Этот вид процессуальной деятельности органов дознания прямо не указан в ст. 40 УПК, но он предусмотрен применительно к полномочиям следователя (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК) и обязателен для исполнения органами дознания.

      Кроме перечисленных органов дознания, в определенных ситуациях некоторые процессуальные полномочия могут приобретать и иные должностные лица, которые также названы законодателем в ст. 40 УПК. К их числу отнесены: 1) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по делам о преступлениях, совершенных на данных судах; 2) руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения иных органов дознания, — по делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (ч. 3 ст. 40 УПК). Перечисленные должностные лица, так же как и органы дознания, вправе возбуждать уголовное дело и выполнять неотложные следственные действия, но производить дознание в полном объеме они не могут.

      Кроме должностных лиц и органов, ведущих уголовный процесс, на стороне обвинения участвуют и лица, отстаивающие свои интересы, нарушенные преступлением: потерпевший, гражданский истец и др.

      Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда (ст. 42 УПК).

      Конституция РФ устанавливает, что права потерпевших от преступлений охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшему доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ). В соответствии с этим конституционным положением в УПК записано, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений (п. 1 ч. 1 ст. 6 УПК), и содержится совокупность таких правил судопроизводства, которые призваны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления.

      Конституционный Суд РФ указал, что право на судебную защиту, по смыслу ч. 3 ст. 55 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, не подлежит ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких обстоятельствах не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией целей. В УПК со всей определенностью выражено право потерпевшего обжаловать процессуальные решения, а также действия (бездействие) должностных лиц и органов, преграждающие ему право на судебную защиту и затрагивающие его интересы (ст. 123 УПК). Лицу может быть отказано в признании потерпевшим только в том случае, если его права и законные интересы не были непосредственно нарушены преступлением, в связи с которым проводится расследование по делу, о чем выносится постановление.

      Проявляется тенденция к повышению роли потерпевшего и его влияния на ход и принимаемые по делу решения не только по делам частного, но и по делам публичного обвинения. Так, по заявлению потерпевшего дело публичного обвинения небольшой или средней тяжести может быть прекращено ввиду примирения потерпевшего с обвиняемым (ст. 25 УПК); без согласия потерпевшего не может быть удовлетворено ходатайство обвиняемого об особом порядке судебного разбирательства (ч. 1 ст. 314 УПК); по жалобе потерпевшего (его представителя) допускается пересмотр вступивших в законную силу судебных решений по основаниям, ухудшающим положение осужденного (оправданного), а также при возобновлении производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (ст. 413 УПК). Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора.

      Основанием для признания лица потерпевшим является наличие данных, дающих основание полагать, что преступлением причинен вред потерпевшему. Решение о признании лица потерпевшим принимается либо по его заявлению, либо по инициативе органов предварительного расследования при наличии любого вида вреда. В момент вынесения постановления о признании лица потерпевшим факт причинения вреда преступлением может быть еще не доказан, однако наличие данных о том, что преступлением нанесен тот или иной вид вреда, достаточно для признания лица потерпевшим. Признание его таковым дает возможность использовать права, предоставленные потерпевшему для защиты своих интересов. Следует обратить внимание на то, что при производстве по уголовным делам частного обвинения сам факт подачи заявления потерпевшим и принятия мировым судьей дела к своему производству является основанием наделения потерпевшего процессуальными правами частного обвинителя (ч. 7 ст. 318 УПК).

      С момента признания лица потерпевшим он является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие права для защиты своих прав и законных интересов. Процессуальные права потерпевший (физическое лицо) может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с представителем, которым могут быть не только адвокаты (договорное представительство), но и законные представители (представительство в силу прямого указания закона). Конституционный Суд РФ указал, что ч. 1 ст. 45 УПК «по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителями потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе могут быть — помимо адвокатов — лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший или гражданский истец». При этом от услуг представителя он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда вместе с ним (или вместо него) в деле участвует законный представитель ввиду недееспособности или ограниченной дееспособности потерпевшего. В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомочное в соответствии с ГК представлять его интересы (ст. 45 УПК). По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников или иное лицо, о допуске кото��ого ходатайствует потерпевший.

      ⇐ Подсудность: понятие и виды

      Важнейшее значение для постановления приговора или иного судебного решения законным судом имеет и определение правильного для рассмотрения данного уголовного дела состава суда.

      Поиск оптимального состава суда, позволяющего минимизировать возможность судебной ошибки, исключить произвольное формирование судейской коллегии и, как следствие, обеспечить доверие граждан к судебному решению как к акту истинного правосудия, является одной из актуальнейших проблем уголовного судопроизводства. Над ее решением работали и работают ученые и юристы-практики в течение столетий.

      Возможен ли коллегиальный порядок рассмотрения уголовного дела в районном суде?

      Для Граждан:

      • Задавайте вопрос из любого региона России на форуме и получите ответ сразу нескольких юристов.
      • Общайтесь с юристами в чате.
      • Пользуйтесь дополнительными платными юридическими услугами.
      • Получайте полезный контент.

      Для Юристов:

      • Общайтесь с авторами вопросов в чате.
      • Дополнительный заработок.
      • Отвечайте на вопросы на форуме.
      • Ведите собственную страницу.
      • Публикуйте статьи, показывая уровень Вашей экспертности, привлекая новых клиентов.

      Все суды, осуществляющие рассмотрение гражданских дел, разделяют на две группы:

      • первая группа – суды первой инстанции. Те, которые рассматривают дело после поступления иска с соблюдением правил подведомственности и подсудности. Состоят из мировых, районных и, в определенных случаях, вышестоящих судов. Функция судов такой группы – рассмотрение дела по существу и вынесение решения суда.
      • вторая группа – апелляционные, кассационные и надзорные суды, в функции которых входит в основном проверка обоснованности, полноты и законности решений нижестоящих судов.

      Полномочия кассационных и надзорных судов осуществляют профессиональные судьи, состоящие в президиуме или судебной коллегии.

      Состав районных судов можно разделить по двум критериям.

      К первому относится численность судей. В зависимости от нагрузки и численности населения соответствующего района состав суда включает несколько федеральных судей. Председатель суда решает организационные и кадровые вопросы, поскольку назначает и освобождает от должности сотрудников судебного аппарата, а также осуществляет руководство судом. При этом и сам участвует в рассмотрении дел.

      Заместитель председателя суда, кроме выполнения обязанностей судьи, исполняет отдельные поручения председателя и замещает его во время отсутствия.

      Ко второму критерию относится аппарат районного суда. Такой аппарат включает следующие должности:

      • помощник председателя;
      • помощник судьи;
      • судебный администратор;
      • консультант;
      • главный специалист;
      • специалист І категории;
      • специалист ІІ категории:
      • специалист.

      Все работники аппарата – государственные служащие, имеющие специальные звания и классные чины.

      Запоминаем простое правило. В суде первой инстанции (после подачи иска до вынесения решения, определение не считается) дело рассматривает один судья единолично (крайне редко назначаются 3 судьи, но это дела по защите избирательных прав).

      Какой именно судья? Обычно судьи имеют определенную специализацию. И посмотреть, кто чаще всего рассматривает исковые требования по конкретному вопросу, можно на официальном сайте суда с помощью рубрики судебное делопроизводство.

      Если интересуют совсем частности.

      В ГПК РФ закреплен принцип независимости судей, который в случае невозможности соблюдения влияет на состав суда. При заявлении отвода судье, который будет удовлетворен, судья будет заменен.

      Во всех остальных инстанциях – при апелляционном, кассационном и обжаловании в порядке надзора – состав суда назначается коллегиальным. Апелляционная жалоба рассматривается 3 судьями, один из которых назначается председательствующим, кассационная и надзорная жалоба рассматриваются судьей – председательствующим и не менее, чем еще 2 судьями.

      Районный суд – основное звено судов общей юрисдикции; его состав и полномочия

      Организационную деятельность районного суда обеспечивает его администратор. Он назначается на должность и освобождается от нее начальником управления Судебного департамента по представлению председателя суда.

      Отличительная особенность судебного администратора от иных должностей судебного аппарата заключается в двойном подчинении: председателю суда и руководителю органа Судебного департамента (является штатной единицей такого департамента).

      Полномочия администратора заключаются:

      • в организации деятельности суда (подготовка к проведению судебного слушания);
      • в организации ведения делопроизводства, статистики и работы архива;
      • в организации материально-бытовых условий судей и работников судебного аппарата;
      • в организации их санаторно-курортного оздоровления и медицинского обслуживания;
      • в обеспечении юридической литературой, справочно-информационными материалами и нормативно-правовыми актами;
      • в информационно-правовом обеспечении деятельности суда;
      • в организации ремонтно-строительной и хозяйственной деятельности;
      • в планировании расходов суда
      • в прочих обеспечительных мерах деятельности суда.

      Отдельные функции возлагаются на должностных лиц суда, в частности, секретарей судебного заседания. Они осуществляют определенные действия от имени суда, но под руководством судьи. К полномочиям секретаря судебного заседания относится ведение протокола судебного заседания, подготовка судебных извещений, работа по ходатайству об ознакомлении с делом.

        1. в районном суде — судьей районного суда единолично;
        2. в вышестоящих судах — судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции, за исключением уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также уголовных дел с апелляционными жалобой, представлением на промежуточные решения районного суда, гарнизонного военного суда, которые рассматриваются судьей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда единолично.

      В рамках российского правового поля существует определенный порядок рассмотрения уголовных дел судами. Он предполагает участие в заседании двух противоборствующих сторон – обвинения и защиты. Суд выясняет суть дела из аргументов прокурора, адвоката, свидетелей, экспертов и иных лиц. Обычный метод основан на принципе справедливости наказания, но занимает длительное время. Рассмотрение дела может длиться годами.

      Определение: особый порядок судебного разбирательства – это альтернативная процедура.

      Она значительно проще обычной. Применяется исключительно судами первой инстанции (районными, мировыми и иными).

      УПК РФ / Статья 30. Состав суда

      Условия, при которых утверждается особый порядок по уголовному делу, перечисляются в ч. 1 ст. 314 УПК РФ. К ним относятся:

      • согласие обвиняемого, потерпевшего и прокурора на вынесение приговора без проведения судебного разбирательства;
      • четкое понимание обвиняемым характера применения особого порядка и последствий, к которым это приведет;
      • рассмотрение только тех дел, максимальное наказание в рамках которых не превышает 10 лет лишения свободы;
      • наличие исчерпывающих доказательств законности и обоснованности обвинения;
      • отсутствие оснований для прекращения дела.

      Судья должен убедиться, что собранных улик достаточно для подтверждения причастности гражданина к преступлению. При появлении у него сомнений он не сможет вынести обвинительный приговор даже при условии, что подсудимый признал себя виновным.

      Чтобы прибегнуть к особому порядку рассмотрения уголовного дела, необходимо:

      • Обвиняемый должен полностью поддерживать позицию прокурора по делу;
      • Инициатива должна исходить от него через заявление ходатайства;
      • Это исключительно добровольная и осознанная мера, на которую идет заявитель после консультаций с адвокатом;
      • Прокурор и потерпевший должны поддержать инициативу;
      • Максимальный срок за преступление не может превышать 10 лет лишения свободы.

      Нарушение хотя бы одного из указанных выше условий приводит к рассмотрению дела в общем порядке.

      Особый порядок рассмотрения уголовного дела запрещен по отношению:

      • к несовершеннолетним;
      • относительно применения принудительной медицинской помощи.

      Законодатель требует, чтобы в делах с несовершеннолетними были установлены условия их жизни, воспитания, особенности личности, посторонние влияния, а также факты, на основании которых лицо может освобождаться от наказания. Это проводится в рамках общего производства.

      Это центральный этап разбирательства в суде, суть которого заключается в исследовании доказательств — содержащихся в материалах дела и представленных дополнительно в процессе.

      Внимание! Его основные участники — это стороны процедуры, а суд только создает условия для обеспечения реализации их прав. Именно они занимаются производством допросов и исследованием доказательств в условиях состязательности.

      Данная процедура рассматривается во всех подробностях в главе 37 УПК РФ. Ниже мы рассмотрим ее составляющие, такие как: порядок исследования доказательств в уголовном процессе, тактика допроса потерпевших и свидетелей и т. д.

      Приговор – это логичное завершение судебного процесса. Он оглашается от имени государства. Срок его вступления в законную силу равен 7 дням с момента вынесения, или после рассмотрения вышестоящей судебной инстанцией протеста, поданного в вышеуказанный срок.

      Согласно букве закона, приговор должен быть справедливым, обоснованным, мотивированным и разумеется, законным. В нем содержатся ответы на ряд вопросов:

      • было ли преступление, в совершении которого обвиняют подсудимого;
      • содержит ли в себе это деяние состав преступления, и какой именно статьей УК оно предусмотрено;
      • виновен ли подсудимый;
      • необходимо ли наказывать подсудимого;
      • какое наказание должно быть назначено и применимо ли оно к подсудимому;
      • как поступить с доказательствами;
      • кто оплатит издержки;
      • какая мера пресечения избирается для подсудимого до вступления приговора в силу?

      Изначально, приговор провозглашается в совещательной комнате. Далее он документируется, подписывается и без замедления озвучивается в зале судебного заседания. Все присутствующие в зале слушают приговор стоя. После оглашения приговора, суд разъясняет порядок и сроки его обжалования. В некоторых случаях наряду с приговором судом выносятся частные определения. В них суд обращает внимание органов и должностных лиц на нарушение законов, или ущемление ими прав и интересов граждан. На этом стадия судебного разбирательства в уголовном процессе считается завершенной.

      Среди плюсов, которые сопровождают этот порядок, отмечают:

      1. Сокращение сроков рассмотрения дела, исключение судебных издержек, которые в ряде ситуаций носят необоснованный характер.
      2. Обвиняемому назначают менее строгое наказание.
      3. Процессуальные издержки не будут наложены на обвиняемого.
      4. Скорость вынесения приговора: на практике, судьи обходятся двумя заседаниями.

      Как и плюсы, порядок имеет недостатки.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *