Авария повлекшая смерть человека статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авария повлекшая смерть человека статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Краткая информация

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Ответственность за ДТП с летальным исходом

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

В силу пункта 1.2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Наказание за ДТП с летальным исходом

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

г. Москва 2019 года

Бабушкинский районный суд г. Москвы в составе:

– председательствующего – судьи Мартыненко А.А.,

– при секретаре судебного заседания Ануфренко Я.А.,

с участием:

– государственного обвинителя – помощника Бабушкинского межрайонного прокурора г. Москвы Гришиной Е.В.,

– подсудимого ФИО,

– защитника в лице адвоката Анцупова Д.В., представившего служебное удостоверение № *** и ордер за № *** от марта 2019 года,

– рассмотрев в открытом судебном заседании, материалы уголовного дела в отношении:

ФИО, *** ранее не судимого,

– обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО, являясь лицом, управляющим автомобилем, совершил нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Так он, 28 августа 2018 года, примерно в 01 час 33 минуты, управляя технически исправным автомобилем марки «СКАНИЯ ***» («SCANIA***»), государственный регистрационный знак ***, следовал по проезжей части Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД) г. Москвы, со стороны *** (внутренняя сторона), занимая вторую (справа налево) полосу движения, при наличии пяти полос движения в данном направлении, при этом, в нарушение требований пунктов 1.3 и 1.5 Правил дорожного движения РФ (далее ПДД РФ), не соблюдал относящиеся к нему требования Правил дорожного движения, чем пренебрег безопасностью дорожного движения и поставил себя в такие условия, при которых не мог действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда, а именно:

– автомобиль вел со скоростью примерно 75 км/ч, которую, в нарушение требований части 1 пункта 10.1 ПДД РФ, избрал без учета дорожных условий: интенсивности движения – потока транспортных средств, движущихся в попутном направлении, темного времени суток и видимости в направлении движения, что не обеспечивало ему возможности постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил дорожного движения;

– в процессе движения был невнимателен к дорожной обстановке и её изменениям, в результате чего в районе 89 км МКАД, при выполнении маневра перестроения из второй полосы (справа налево) в первую полосу движения, в нарушение требований пункта 8.1 ПДД РФ не убедился, что данный маневр (перестроение) не создает опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения;

– при возникновении опасности для движения, то есть ситуации, возникшей в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия в виде движущегося с меньшей скоростью в его (ФИО) полосе движения легкового автомобиля марки «СУЗУКИ ВАЛЕНО ***» («SUZUKIВАЛЕНО ***»), государственный регистрационный знак ***, под управлением водителя Г., с включенной аварийной сигнализацией, которую (опасность) при необходимой внимательности и предусмотрительности он (ФИО) должен был и мог своевременно обнаружить, в нарушение требований части 2 пункта 10.1 ПДД РФ, возможных мер к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства не принял, в результате чего в районе 89 км МКАД совершил столкновение с вышеуказанным автомобилем.

Нет никаких сомнений, что в случае смерти участника происшествия виновное лицо понесет заслуженное наказание. Исключение может быть лишь в том случае, если погиб сам виновник.

Данная ситуация регламентируется Уголовным кодексом Российской Федерации, если быть конкретнее, статьей 264 УК РФ. Конкретный вид наказания виновному лицу может определить только суд. При этом обязательно будет учитываться вся ситуация в целом, причины действий виновного лица, и его отношение к произошедшему.

Также решающее значение будут иметь все действия виновного лица, начиная с самого момента происшествия и до вынесения судебного решения. Например, если лицо активно сотрудничало со следствием, признало свою вину, раскаялось, оказывало помощь близким погибшего, то это однозначно будет являться смягчающим обстоятельством. Бывают и такие случаи, что уголовная ответственность не наступает вообще. Такое возможно в случае, если стороны пришли к примирению. Рассмотрим ситуацию более подробно.

Какое наказание может последовать согласно ст. 264 Уголовного кодекса:

  • в случае гибели 1 человека – принудительные работы либо заключение под стражу на срок до 5 лет;
  • в случае, если авария наступила, когда виновное лицо находилось в состоянии алкогольного опьянения – заключение под стражу до 7 лет;
  • если управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения выявлено не в первый раз – лишение водительских прав, штраф в размере от 200 до 300 тысяч рублей, принудительные работы либо обязательные работы;
  • если в аварии погибло более двух человек – заключение под стражу на срок до 9 лет.

Минимальное наказание будет следующим:

  • если водитель был пьян – от 2 лет заключения под стражу;
  • если погибло несколько людей – от 4 лет заключения под стражу.

Когда в процессе судебного разбирательства будет установлено, что виновник имел умысел, применяется другая статья – 105 УК РФ. Она предусматривает наказание за умышленное убийство одного или более лиц. В данном случае автомобиль будет являться орудием убийства. В таком случае предусмотрено более суровое наказание – до 15 лет заключения под стражу.

Статья 264 УК РФ: нарушение ПДД

Как правило, это зависит от следующих обстоятельств:

  • Состояние автомобиля в момент происшествия;
  • Информация о том, как часто лицо ранее нарушало ПДД;
  • Есть ли у виновника право на управление автомобилем;
  • Возраст виновника аварии.

Также к отягощающим обстоятельствам относится превышение разрешённой скорости, неоказание помощи лицу, пострадавшему в аварии, а также, если водитель скрылся с места аварии.

Действующее законодательство предусматривает уголовное наказание только в случае смертельного исхода в результате аварии, либо если в ПДД были получены травмы, несовместимые с жизнью. Также случаются ситуации, когда смерть наступает не сразу, а через определённый период времени.

При этом может быть и так, что в ходе осмотра не было обнаружено каких-либо серьезных повреждений. В таком случае обязательно проводится судебно-медицинская экспертиза, в которой выясняется, есть ли причинно-следственная связь между аварией и наступившей смертью лица.

Может выясниться, что смерть наступила в результате продолжительной болезни или в результате непредвиденных обстоятельств, например, случился сердечный приступ.

Также в рамках судебного разбирательства устанавливается скорость автомобиля, которым управлял виновник (очень важно, имело ли место превышение скорости или нарушение скоростного режима отсутствовало).

Если скорость была в рамках допустимых норм, суд назначает проведение дополнительной экспертизы. В результате нее устанавливается, какие действия предпринял водитель, мог ли он предотвратить аварию, пытался ли он это сделать.

Если будет установлено, что водитель не имел возможности предотвратить аварию, его действия не могут быть квалифицированы по ст. 264 УК РФ

Если у вас есть опытный адвокат, в совершенстве знающий своё дело, наверняка он поможет вам обеспечить ряд смягчающих обстоятельств. К ним можно отнести:

⁃ Нахождение на иждивении виновного лица несовершеннолетних или недееспособных лиц;

⁃ Плохая освещенность, неблагоприятные погодные условия, плохое состояние дорожного покрытия;

⁃ Виновное лицо предприняло все возможные действия для спасения жизни погибшего;

⁃ Ранее виновник аварии не участвовал в ДТП, либо повреждения в ДТП были незначительные;

⁃ Активное содействие следствию при проведении расследования ДТП;

⁃ Компенсация причинённого ущерба близким и родным погибшего, всевозможная помощь по собственной инициативе;

⁃ Если виновником аварии является беременная женщина, она также может рассчитывать на смягчение наказания.

Каким образом изменится наказание, если виновным лицом будет пострадавший? Разумеется, это в корне меняет дело. Большое значение для определения наказания имеют действия погибшего, например, если последний был пьян и выбежал на дорогу, или пешеход спокойно переходил дорогу в положенном месте – совершенно разные случаи, и наказание также будет отличаться.

Данный вариант предусмотрен ст.76 уголовного кодекса. В ней указано, что виновник аварии и потерпевшая сторона (например, близкие родственники погибшего) могут прийти к примирению. Данный факт обязательно фиксируется судом, кроме того, в решении также указываются все смягчающие обстоятельства.

Факт примирения сторон должен быть обязательно зафиксирован в решении суда, помимо этого, в решении обязательно должны быть отражены все смягчающие обстоятельства по данному делу. Сам процесс примирения выглядит следующим образом: потерпевшая сторона заявляет в судебном разбирательстве ходатайство о прекращении производства по делу в связи с примирением сторон. После поступления такого ходатайства суд имеет право прекратить производство по делу, но не обязан это делать, и, если считает нужным, продолжает проводить разбирательство.

Суд может уточнять обстоятельства произошедшего ДТП, требовать имеющиеся доказательства по данному делу, уточнять, с чем связано примирение сторон, с целью исключения оказания давления на потерпевшую сторону. Производство по делу закончится только в том случае, если суд достоверно установит, что виновник аварии действительно нашел способ примирения с пострадавшим стороной. Возможно, что он произвёл выплату компенсации морального вреда, так называемого ущерба, причинённого близким родственникам погибшего и действительно урегулировал данный вопрос.

Только после того как суд убедится в достоверности всей информации, представленной сторонами, дело действительно может быть закрыто и виновнику не будет грозить уголовная ответственность в виде тюремного заключения. Размер компенсации ничем не регламентирован и устанавливается исключительно по договорённости сторон, суд не может вмешиваться в данную договорённость и регулировать размер выплачиваемой компенсации.

В завершении темы также хотелось бы добавить, что совершенно неважно, воспользовалась ли потерпевшая сторона возможностью получения компенсации в рамках примирение сторон или нет, у потерпевшей стороны однозначно есть право на получение суммы денежной компенсации по ОСАГО. На текущий момент данная сумма составляет 500.000 руб. в случае причинения вреда жизни или здоровью, и 400.000 руб. в случае причинения вреда только имуществу.

В рамках данной статьи мы рассмотрели все основные вопросы, которые возникают в случае аварии со смертельным исходом. Мы подробно разобрали все виды наказаний, которые неизбежно последуют в случае смерти участника аварии, рассмотрели случаи, когда стороны могут примириться. Тем не менее, хотелось бы добавить, что водителю всегда необходимо быть предельно внимательным и осторожным, поскольку от его действий может зависеть чья-то жизнь.

1. Вопросы квалификации комментируемого преступления разъясняются в Постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25.

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, посягает на безопасность использования дорожных транспортных средств (основной непосредственный объект). Безопасность жизни и здоровья человека выступает в качестве дополнительного объекта преступления.

3. Предметом преступления являются механические транспортные средства.

Механические транспортные средства должны быть самоходными, т.е. иметь автономный двигатель. В ч. 1 комментируемой статьи 264 УК РФ указаны некоторые из них: автомобили и трамваи, а в примеч. к статье названы дополнительно также троллейбусы, тракторы и мотоциклы.

Транспортным средством признаются и иные самоходные машины и механические транспортные средства. В частности, к ним относятся специальные машины, выполняющие не только транспортные, но и иные функции. Это машины сельскохозяйственного назначения (например, комбайны), дорожные (автогрейдеры, асфальтоукладчики и др.), погрузочные (автопогрузчик, автокран) и др.

Что грозит за ДТП со смертельным исходом

В июне 2019 года уголовное законодательство в части установления ответственности за ДТП с летальным исходом, совершенное водителем в алкогольном опьянении, было сильно ужесточено.

Во-первых, все «пьяные» дела со смертельным исходом были переведены из категории деяний средней тяжести в тяжкие.

Во-вторых, в санкции статьи 264 УК РФ были внесены поправки, заметно увеличившие сроки лишения свободы за такие преступления. Теперь за сбитого насмерть человека любитель выпить за рулем может получить до 12 лет тюрьмы, а за двух и более погибших – до 15. При этом, как показывает практика, условные сроки наказания по таким делам назначаются все реже и реже, хотя, в соответствии с законом, такая возможность имеется, особенно, при наличии смягчающих обстоятельств.

Когда произошла авария, повлекшая за собой смерть, помимо сотрудников ДПС обязательно на место выезжает оперативно-следственная группа, в состав которой входят специалисты в области автотехники, криминалисты.

До ее приезда проводятся необходимые предварительные мероприятия. Когда тело погибшего находится на асфальте, фиксируются не только место его расположения, но и его положение. Для этих целей используют фото фиксация.

Одной из обязанностей инспекторов ГИБДД является поиск имеющихся следов происшествия. Когда происходит наезд на пешехода, на дороге, как правило, находятся частички краски, осколки лобового стекла или передних фар. При условии, что перед столкновением водитель пытался затормозить, на асфальте виден тормозной след от шин.

Автомобиль, принимавший участие в ДТП, может затруднять передвижение по проезжей части. Поэтому его буксируют в другое место с предварительной фиксацией его положения на камеру, схему.

По прибытии группы в первую очередь детально исследуется место происшествия.

Под этим подразумевается:

  • совершение фото- и видеосъемки;
  • изучение типа, состояния дорожного покрытия, наличие разметки;
  • детальный анализ машин, которые причастны к аварии;
  • производство необходимых замеров;
  • составление схемы ДТП;
  • опрос водителей, других очевидцев.

Берутся также данные с камер на окрестных объектах. В ряде случаев именно они помогают установить истину.

Работа экспертов заключается в нескольких действиях. Производится первичный осмотр выжившего водителя на наличие признаков в крови алкоголя или наркотиков. При подозрении проводиться медицинское освидетельствование.

Далее изучается тела участников аварии. Зачастую невозможно сразу получить данные о погибшем пассажире ввиду отсутствия документов, мобильного телефона с контактами. Поэтому проводятся мероприятия по установлению его личности.

Иногда под ДТП маскируется обычное убийство. В ходе следственных мероприятий выясняется, действительно ли смерть наступила в результате событий на дороге.

На квалификацию преступления влияет то, совершено ли оно сознательно или по неосторожности.

Допустим, что водитель сбил человека насмерть на дороге преднамеренно. Тогда эти действия рассматриваются как убийство и наказываются по ст. 105 УК РФ. Она же применяется и в том случае, когда потерпевший умер в больнице после ДТП.

Однако большинство аварий происходит без злого умысла. В таком случае применяется иная норма уголовного закона.

Вид ответственности, ее мера установлены ст. 264 УК РФ в новой редакции. Во многом на итоговое наказание влияют количество жертв и состояние водителя – был трезвым или пьяным.

Последствия для водителя с отсутствием алкоголя в крови прописаны в ч. ч. 3, 5 рассматриваемой нормы.

Гражданина могут ожидать:

  • принудительные работы до 4-х лет;
  • лишение свободы до 5 лет;
  • изъятие водительских прав до 3-х лет.

Когда в аварии погибло двое и более людей, период принудительных работ или лишения свободы составляет пять и семь лет, соответственно. Срок по правам такой же.

Кстати, лишение водительского удостоверения относится к дополнительным наказаниям. Оно принимается вне зависимости от типа продолжительности основных санкций.

При условии подтверждения факта опьянения, ответственность лица прописана в ч. 4, 6 ст. 264 УК РФ. При наличии одного пострадавшего водителю грозит от 5 до 12 лет лишения свободы.

При большем числе жертв период заключения составит от 8 до 15 лет. Дополнительно к перечисленной ответственности добавляется все тоже трехгодичное лишение прав.

Водитель совершил наезд на пешехода насмерть – какая статья УК РФ и последствия?

В этом вопросе руководствуются положениями УИК РФ. Когда суд назначил в качестве основных только принудительные работы, то осужденный помещается в специальный исправительный центр в регионе места проживания.

Лица там живут в жилье, приравненном к общежитиям. Их отправляют на работу на заранее обозначенное предприятие или учреждение. Добросовестным гражданам разрешены визиты домой.

В случае если суд все-таки решил лишить гражданина свободы, он, скорее всего, будет отбывать наказание в колонии-поселении. При этом учреждение располагается как в регионе проживания осужденного, так и по месту вынесения приговора.

При лишении прав органы ГИБДД получают от уголовно-исполнительной инспекции извещение и копию приговора. Дальше само водительское удостоверение изымается на срок, обозначенный судом.

Справедливость наказания за смерть человека во многом зависит от выяснения того, кто действительно причастен к совершению ДТП. С этой целью проводится ряд необходимых мероприятий со стороны правоохранительных органов.

В первую очередь исследуются материалы ДТП. Дальше идет поиск возможных свидетелей. Бывают случаи, когда используют газеты или социальные сети. Есть и такие обязательные действия.

Чтобы была ясной полная картина, необходимо понимать действительные обстоятельства наступления смерти. В первую очередь анализируется характер травм и непосредственные причины их появления.

Для этого не обойтись без выводов медиков. Дальше задействуют задокументированные материалы, собранные с места аварии. Фотографии, схемы, показания очевидцев – все это учитывается следователем.

Не последнюю роль играют объяснения непосредственного выжившего участника ДТП. Обычно они фиксируются письменно и приобщаются к материалам уголовного дела.

Статья 264 УК РФ определяет различные санкции за совершение ДТП с летальным исходом. Обязательным условием при этом является установление судом причинно-следственной связи между случившимся происшествием и смертью человека. Гибель одного потерпевшего по вине водителя может повлечь наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет или принудительные работы сроком до 4 лет. Может применяться также дополнительная мера — лишение прав на 3 года, а при управлении автомобилем в нетрезвом виде срок тюрьмы увеличен до 7 лет с лишением ВУ на тот же срок.

Если погибло 2 и более человек, прав лишат на 3 года, свободы — на 5 лет, принудительные работы могут назначить сроком до 5 лет. Если водитель при аварии был в состоянии алкогольного опьянения, срок тюрьмы увеличивается до 9 лет.

Важно! Максимальные сроки наказания, указанные в санкции ст.264 УК РФ, не могут превышаться судом при вынесении решения. Виновника ждет лишение свободы и лишение ВУ.

В судебном процессе исход дела во многом зависит от опытности адвоката. Поскольку не установлен нижний предел кары за это преступление, знающий предмет адвокат сможет максимально снизить меру наказания, используя смягчающие обстоятельства или вовсе помочь обвиняемому полностью избежать наказания.

Ответственность за ДТП со смертельным исходом напрямую зависит от действий водителя на месте происшествия. Бездействие участника ДТП преступно. Не покидайте место аварии, это категорически запрещено и водитель может понести административную ответственность.

Важно! Помните, после аварии сразу необходимо включить аварийную сигнализацию и вызвать скорую помощь, ГИБДД, выполнить свои обязанности по оказанию помощи пострадавшим, записать сведения о свидетелях.

Варианты наказания за совершение аварии, окончившейся смертью, различны. Уголовно наказуемым нарушение ПДД считается только тогда, когда в результате аварии:

  • никто не выжил;
  • ее участниками получены травмы средней и тяжелой степени.

Важно! При аварии с летальным исходом водитель привлекается именно к уголовной ответственности. Административным проступком ДТП со смертельным исходом не считается. Смерть пострадавшего должна быть вызвана при этом столкновением. Если в действиях водителя найдут умысел, они квалифицируются как убийство, а машина будет считаться орудием преступления.

Случается, что врачи при первичном осмотре участников аварии не выявляют существенных повреждений, но некоторые из потерпевших на следующий день умирают. А также случается, что пострадавшие умирают в аварии не от травм, а от сердечного приступа, случившегося за некоторое время до причинения серьезных телесных повреждений.

Важно! Причину смерти и степень тяжести травм невозможно установить на месте аварии, поэтому для установления причинно-следственной связи последствий аварии с происшествием назначается судебно-медицинская экспертиза.

Если водитель оставил место аварии, ему грозит:

  • административный арест;
  • административный штраф;
  • лишение прав.

Если водитель оставил место ДТП с летальным исходом, его будут искать как лицо, совершившего уголовно наказуемое деяние, и в таком случае виновного ждет суровое наказание. Если в результате аварии причинены травмы различной степени тяжести, а затем пострадавший умер, виновника привлекут к уголовной ответственности.

Важно: Никогда не перемещайте предметы на месте аварии, оказывайте помощь пострадавшим.

Наказание виновнику ДТП со смертельным исходом можно смягчить, если грамотно выработать стратегию защиты. Опытный адвокат, представляющий интересы виновника, сможет максимально использовать правовые инструменты — обосновать смягчающие обстоятельства:

  • воспитание виновным малолетних детей;
  • водитель является опекуном человека, которому нужен уход;
  • незначительность нарушения ПДД;
  • наличие беременности;
  • совершение нарушения ПДД впервые;
  • оказание помощи пострадавшему.

Важно! Российское законодательство позволяет избежать ответственности путем примирения с родственниками погибшего (ст. 76 УК РФ). С ними можно договориться о компенсации ущерба и получить освобождение от уголовной ответственности.

Если с родственниками погибшего договориться не удастся, виновник получит судимость, а мера наказания будет определена судом с учетом множества тонкостей. Роль защитника состоит в том, чтобы на протяжении каждого этапа уголовного разбирательства достигать смягчения наказания подзащитного.

Если водитель совершил ДТП, в результате чего погиб человек, и не хочет нести наказание в виде лишения свободы, можно примириться с родными погибшего. При этом обязательно условие: отсутствие у виновного судимости любой степени тяжести. Размер компенсации, который могут попросить родственники погибшего, полностью зависит от их желания.

От чего зависит уголовная ответственность за ДТП со смертельным исходом?

Для назначения наказания необходимо наличие доказательств, подтверждающих факт действия с признаками преступления. Срок уголовного наказания зависит от:

  • выводов судмедэксперта;
  • тяжести причиненного вреда;
  • характеристики обвиняемого;
  • наличия отягчающих или смягчающих факторов.

Важно! Если водитель виноват в ДТП, причинившем вред здоровью пассажирам другого ТС, он отвечает также за все тяжкие последствия случившегося с ними. Для привлечения виновного к ответственности за причинение травмы пешеходу достаточно установить нарушение водителем ПДД.

Если наезд на пешехода был совершен при превышении скорости, ограниченной дорожными знаками, водитель отвечает за необеспечение контроля безопасности движения машины.

Ответственность за ДТП со смертельным исходом и последствия для водителя

Информация Конституционного Суда Российской Федерации

25 апреля 2018 года Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности пункта 2 примечания к статье 264 Уголовного кодекса РФ

25 апреля 2018 года Конституционный Суд РФ обязал законодателя выработать правила, предотвращающие бегство пьяных водителей с места ДТП. Дело о проверке конституционности пункта 2 примечания к статье 264 Уголовного кодекса РФ в связи с запросом президиума Ивановского областного суда было рассмотрено 5 апреля 2018 года.

Постановление Верховного Суда РФ от 11.09.2017 N 5-УД17-120

— 26 декабря 2011 года по ч. 1 ст. 264 УК РФ к штрафу в размере 15 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года,

осужден за совершение 11 преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 УК РФ (в редакции Федерального закона N 26-ФЗ от 7 марта 2011 года), к 3 годам лишения свободы за каждое; по ч. 3 ст. 327 УК РФ к исправительным работам сроком на 6 месяцев с удержанием 10% заработной платы в доход государства с отбыванием в местах, определяемых органами местного самоуправления, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

Постановление Верховного Суда РФ от 08.08.2017 N 56-УД17-23

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Приморского краевого суда от 17 ноября 2008 года приговор изменен: из его вводной части исключено указание суда на судимости Коровкина А.В. по приговорам от 7 октября 1997 года по п. п. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ; от 18 ноября 1999 года по ч. 1 ст. 264 УК РФ, на основании ст. 70 УК РФ; от 18 февраля 2002 года по ч. 1 ст. 228 УК РФ, на основании ст. 70 УК РФ; от 16 апреля 2002 года по ч. 3 ст. 30, п. п. «б», «г» ч. 2 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ; из описательно-мотивировочной части исключено указание на отягчающее обстоятельство «опасный рецидив» и на приобретение наркотического средства при «неустановленных обстоятельствах»; определено срок наказания по каждому из 6 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, снизить с 6 лет до 5 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом в сумме 20 000 рублей, по ч. 2 ст. 228 УК РФ — с 4 лет до 3 лет 10 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 20 000 рублей. На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ Коровкину А.В. назначено 7 лет 8 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 21 000 рублей, в соответствии со ст. 70 УК РФ окончательно назначено 7 лет 9 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 21 000 рублей, с отбыванием наказания в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. В остальной части приговор оставлен без изменения.

Решение Верховного суда: Определение N 36-КГ16-13 от 21.11.2016 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Постановление N 19-АД17-9 от 03.04.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор Решение Верховного суда: Определение N 73-АПУ17-10 от 05.07.2017 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Решение Верховного суда: Определение N 47-УД14-6 от 24.06.2014 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Решение Верховного суда: Определение N 7-КГ17-3 от 04.07.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Решение Верховного суда: Приговор N УКПИ09-2 от 02.10.2009 Судебная коллегия по уголовным делам, первая инстанция Решение Верховного суда: Постановление N 45-АД17-6 от 03.10.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор Решение Верховного суда: Определение N АПЛ16-570 от 10.01.2017 Апелляционная коллегия, апелляция Решение Верховного суда: Решение N АКПИ17-36 от 06.03.2017 Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Решение Верховного суда: Определение N 21-Д12-4 от 22.11.2012 Судебная коллегия по уголовным делам, надзор

  • Первая
  • «
  • 1
  • 2
  • »
  • Последняя
  • Статья 263. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена
  • Статья 263.1. Нарушение требований в области транспортной безопасности
  • Статья 264.1. Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию
  • Статья 265. Утратила силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
  • Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями
  • Статья 267. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения
  • Статья 267.1. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств
  • Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта
  • Статья 269. Утратила силу. — Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ.
  • Статья 270. Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие
  • Статья 271. Нарушение правил международных полетов
  • Статья 271.1. Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации

ДТП со смертельным исходом, статья УК РФ

Самый главный фактор, влияющий на наказание за ДТП, повлекшее гибель людей — скрылся ли с места преступления виновник аварии или нет. Запомните — при аварии ни в коем случае нельзя покидать место ДТП, какими бы страшными не были бы последствия. Во первых, своевременным вмешательством вы сможете спасти потерпевшему жизнь и здоровье. Во вторых, вам не смогут предъявить обвинения в неоказании медицинской помощи. В третьих, в вашем обвинении не будет серьезного отягчающего обстоятельства.

Достаточно просто. Экспертиза проходит так же, как и при разборе абсолютно любого ДТП. При этом параллельно с экспертизой, проводимой ГИБДД, проводится еще и судмедэкспертиза, определяющая причину гибели граждан.

В ходе экспертизы сотрудникам ГИБДД так же потребуется дополнительно установить наличие отягчающих обстоятельств, а так же факторов, способных оправдать виновного в аварии или уменьшить его вину. По результатам проверки возбуждается уголовное дело, статья для которого зависит от обстоятельств ДТП.

Наказание за такое преступление определяется весьма своеобразно — оно напрямую зависит от комбинации отягчающих обстоятельств и факторов, способных снизить степень вины водителя. Само же преступление попадает под статью 264 Уголовного Кодекса РФ. Она весьма подробно дает понять, что ожидает водителя, но при этом устанавливает весьма размытые границы самого наказания и дает защитникам «пространство для маневра». Итак, возможны следующие виды наказания:

  • При гибели одного человека в результате ДТП виновнику аварии грозит либо 4 года принудительных работ, либо 5 лет лишения свободы. При этом его лишат водительских прав на три года;
  • Если погибло два человека и более, то следуют более жесткие меры — 5 лет принудительных работ или 7 лет тюрьмы. Водителя так же лишат прав на три года;
  • Если водитель был пьян, и это привело к гибели другого участника дорожного движения в ДТП, то наказанием послужит лишение свободы на 7 лет;
  • Если водитель был пьян, а в ДТП погибло более одного человека, то водителя ждет 9 лет тюрьмы.

Стоит отметить один очень важный факт — ДТП с летальным исходом не рассматривается УК РФ как убийство. Оно будет расценено как поступок, повлекший по неосторожности гибель граждан. Только в крайне редких случаях и при наличии веских оснований ДТП, повлекшее гибель гражданина, будет считаться особо тяжким преступлением.

В связи с этим есть два способа смягчить наказание. Первый — доказать, что вина водителя минимальна. Плохое освещение, некачественное дорожное покрытие, брак тормозов, отсутствие знака — все это может значительно снизить степень вины водителя. Грамотный автоюрист без труда добьется минимального срока или даже отмены наказания.

Второй — примирение. Всегда есть возможность примириться с родственниками погибшего, выплатить им компенсацию. Ведь зачастую гибель людей при ДТП происходит из — за стечения обстоятельств, винить в которых водителя просто нельзя. Полное примирение может снять с водителя, виновного в аварии, всю ответственность.

Какое грозит наказание за ДТП с летальным исходом?

На самом деле, причин такого происшествия много. Аварии с погибшими случаются как по вине водителя, так и без этого. Чаще всего причиной служит:

Передвижение на авто в нетрезвом виде. В таком случае замедляется реакция и водитель не может вовремя среагировать на появившуюся опасность. Трезво оценивать свои навыки вождения также не получается;

Грубые нарушения ПДД:

  • выезд на полосу встречного движения;
  • проезд перекрёстка на красный сигнал светофора;
  • и превышение ограничения скорости.

В настоящее время к таким нарушениям прибегают многие автомобилисты, думая, что они уже опытные. В этот же список входит применение небезопасных манёвров: перестроение, поворот и прочее без убеждения в их безопасности. Такие ошибки чаще всего допускают «новички».

Как правило, сотрудники ДПС выявляют, что же послужило причиной ДТП. Обычно причины именно такие. Случаи, когда водитель соблюдал все правила дорожного движения и скоростной режим, но всё равно совершил аварию с погибшим, случаются крайне редко. Именно в таких ситуациях есть возможность оправдать свои действия. Если же причина ДТП будет обнаружена, то наказание неизбежно.

Виновник получает наказание только, если в результате аварии кто-то погиб. Однако на месте не всегда можно определить, есть ли погибшие или они отсутствуют. Это не всегда возможно определить на месте аварии, так как случаи бывают разные.

К примеру, медики приводят случаи, когда жизни пострадавших ничего не угрожало и они чувствовали себя нормально, но через короткий период они умирали. Если это было связано с ДТП и имеется прямая связь, то обвиняемого накажут. В противном случае наказания удастся избежать.

Также бывали случаи, когда человек после аварии был в тяжёлом состоянии, но выживал. Однако тогда наказание всё равно предусмотрено, хоть и не такое суровое, как за смерть. Это расценивается как причинение тяжкого вреда здоровью.

Часто происшествия на дороге случаются из-за того, что автомобилист был пьян. К сожалению, нередко в таких ДТП есть погибшие. Что будет с виновным лицом за такое происшествие?

Если водитель находился в нетрезвом виде на момент аварии с гибелью одного человека, то ему грозит до 7 лет лишения свободы. Если же погибших двое или больше, то срок установлен до 9 лет. Вместе с этим виновник будет лишён права управления ТС до 3 лет, а также он не сможет занимать определённые должности на установленный законом срок. Особенно это касается водителей, курьеров и прочих профессий, непосредственно связанных с вождением авто.

Если в результате есть пострадавшие или погибшие, то водителя в обязательном порядке проверяют на алкогольное опьянение. Это может осуществить как сотрудник ДПС, так и медицинский работник в результате освидетельствования. При этом отказываться от такой процедуры не рекомендуется, так как водитель сразу будет считаться пьяным и его наказание будет более суровым.

Бывают случаи, когда виновное лицо находилось в нетрезвом виде, но авария случилась из-за грубого нарушения ПДД. Тогда предусмотрено ещё более суровое наказание. Также стоит отметить, что если на момент аварии водитель пьян, то назначение условного срока для него невозможно. В любом случае он лишится свободы, но на какой срок, будет решать суд, опиравшись на все факторы и обстоятельства.

Виновное лицо заключается под стражу не сразу. Изначально ведётся следствие, срок которого 3 месяца. По истечении этого времени прокурор, который ведёт это дело может продлить расследование ещё на 3 месяца. Дознание же разрешается продлевать лишь на 1 год. Если в эти сроки не укладываются, то дополнительно продлить сроки может только руководитель Следственного комитета РФ или его заместители.

На этот период виновника также ограничивают, а временное наказание назначает следователь. Виновное лицо на время расследования может находиться:

  • под стражей;
  • под подпиской о невыезде;
  • или под домашним арестом.

Вместе с отягчающими, могут быть выявлены и смягчающие обстоятельства. Благодаря им срок может быть уменьшен, а в некоторых ситуациях заключение под стражу может быть заменено на условный срок. К смягчающим обстоятельствам относят:

  1. Преступление совершено впервые, а срок лишения свободы не превышает 3 года, а произошло оно из-за стечения обстоятельств.
  2. Несовершеннолетний возраст виновника. К сожалению, в судебной практике встречается и такое. Водительское удостоверение в таком возрасте получить нельзя, значит ПДД виновник наверняка не знает.
  3. Наличие у обвиняемого несовершеннолетних детей. Такое обстоятельство действует не только при вынесении приговора, но и во многих других случаях.
  4. Авария была заранее спланирована, но произошла из-за психологического давления другого лица, или же зависимости в финансовом или служебном плане от другого человека.
  5. Человек за рулём не мог поступить по-другому, или же ДТП было совершено из-за обороны. Если же автомобилист был на службе, то смягчением может послужить то, что он исполнял приказ.
  6. Погибший сам спровоцировал аварию, а также его поведение было аморальным и неприемлемым.
  7. Явка с повинной. Если обвиняемый помог расследованию преступления, то это может быть расценено, как смягчающее обстоятельство.
  8. Помощь потерпевшим при аварии, а также дальнейшее возмещение им вреда как материально, так и морально. Возмещение оказывается семьям погибших.

Смягчающие обстоятельства могут быть и другими. На данный момент их список открыт. В ходе расследования ими могут быть признаны любые действия со стороны обвиняемого лица.

Условный срок не всегда выносится, если имеются смягчающие факторы. Формально, для его вынесения необходимо лишь, чтобы величина срока не была больше 8 лет. Тогда суд вправе посчитать, что виновник может исправиться и на свободе. Но на деле суд подходит к приговору комплексно.

Уголовная ответственность за аварию со смертельным исходом

Некоторые виновники после совершения аварии, которая привела к гибели её участников, раскаиваются в содеянном. Другие же просто не считают себя виноватыми. Независимо от этого, любой виноватый в аварии может использовать примирение с семьёй погибшего.

Для совершения таких действий у виновника не должно быть никаких судимостей, лишь тогда лишения свободы он сможет избежать. При этом родственники вправе указывать свою сумму компенсации, ограничений по закону в этом нет.

Безусловно, никакие деньги не заменят родного человека, но некоторые понимают, что происшествие произошло по случайному стечению обстоятельств и поэтому принимают примирение. Однако бывают и случаи, когда назначается и материальная компенсация, и лишение свободы на разные сроки.

Аварии – это всегда плохо. Такое происшествие сопровождается появлением множества проблем, особенно если в ДТП имеются погибшие. Поэтому крайне не рекомендуется нарушать правила дорожного движения.

Причинение смерти в дорожно-транспортном происшествии по неосторожности, связано с тем, что люди не придают значения своему поведению за рулем. Большинство водителей думает, что всегда успеет вовремя среагировать на непредвиденную ситуацию, но суровая статистика ДТП говорит о другом.

Если произошла смерть на дороге, то водителя как правило привлекают к уголовной ответственности и лишению свободы. Об особенностях наказания и возможных вариантах решения проблемы поговорим далее.

Если в аварии на дороге смерть наступила без отсутствия на то умысла, то следствие и суд применяют части 3-6 статьи 264 УК РФ.

В таком случае ответственность за причинение смерти в результате ДТП зависит следующих факторов.

Три важных обстоятельства совершения аварии:

  1. Дорожной обстановки.
  2. Состояния водителя (наличие в крови спиртного или наркотиков).
  3. Количества жертв.

На последний пункт этого списка стоит обратить отдельное внимание.

Так, если ДТП спровоцировало убийство и при этом погибло больше двух человек, то за это установлено отдельное наказание. Но обо всем по порядку.

Если имело место убийство по неосторожности в результате ДТП водителем, который находился в адекватном состоянии, то его могут ожидать как принудительные работы на протяжении 4 лет, так и лишение свободы на 5 лет ( ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Когда вследствие неосторожности погибли два и более человека, для водителя это может быть чревато также работами до 5 лет, либо лишением свободы на срок от 5 до 14 лет ( ч. 5 с. 264 УК РФ).

Естественно, что в данном случае это будет отягчающим обстоятельством. Причем, речь идет не только о действии алкоголя, но и наркотиков и других приравненных к ним веществ.

Если это будет выявлено, то наказание может составить от 5 до 12 лет лишения свободы ( ч. 4 ст. 264 УК РФ).

Когда же произошло ДТП, повлекшее смерть по неосторожности двух или более людей, то пьяному водителю грозит наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет ( ч. 6 ст. 264 УК РФ).

При этом необходимо помнить, что факт присутствия алкоголя в крови должен быть зафиксирован посредством результатов официального медицинского освидетельствования.

Если же оно произошло с нарушениями, то данное обстоятельство может сыграть на руку водителю. Во всяком случае, практика Верховного Суда идет именно по такому пути.

В первую очередь это наступление летального исхода вследствие управления машиной под действием спиртного или наркотических препаратов. Но реалии таковы, что даже пьяным водителям суды иногда выносят крайне мягкие приговоры.

Уезд с места ДТП также играет свою роль. И не имеет значения, насколько далеко сидевший за рулем успел отъехать.

Не в пользу водителя играет его предыдущее привлечение уголовной ответственности или административной по пьяным статьям. Особенно это актуально, когда предыдущие санкции были связаны с нарушением ПДД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *