Государство и право россии в период сословно представительной монархии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государство и право россии в период сословно представительной монархии». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В конце XV – начале XVI вв. появилось русское централизованное государство. В результате глубоких социально-экономических и политических изменений в России с середины XVI в. сформировалась сословно-представительная монархия – форма правления периода развитого феодализма. Ее характерной чертой выступает опора монарха на органы, формируемые из представителей сословий, главным образом господствующих – светских и духовных феодалов. Сословно-представительная монархия в Русском государстве имела ряд особенностей, отличающих ее от западноевропейских стран. Своеобразие заключалось в следующем: власть монархов фактически не была ограничена представительным органом, как во многих европейских странах; в отличие от Западной Европы, где сословно-представительная монархия возникла тогда, когда феодализм как строй пришел в упадок, в России она появилась в период формирования централизованного государства; в Московском государстве сословно-представительная монархия начала складываться с середины XVI в., когда на Европейском континенте уже господствовал абсолютизм, а сословно-представительные собрания или перестали собираться, как во Франции, или утратили активный политической характер, как в германских государствах; отличительной чертой сословно-представительной монархии является не появление в обществе сословий (сословия дворянства и сословная структура горожан в России юридически были закреплены в 1785 г.), а наличие политически активного сословного представительства, чего не было в России (в силу закрепощения большинства крестьянства и бесправного городского населения).

В России сословно-представительная монархия существовала довольно короткий исторический период времени, с середины XVI до второй половины XVII вв. Высшими сословно-представительными органами являлись Земские соборы и на местах – губные и земские учреждения. В их деятельности иногда принимали участие и предста вители непривилегированных сословий, что должно было придать этим органам широкий представительный характер выразителя интересов «всей земли».

ТЕМА 5. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ

Произошедшие в России в первой половине ХVII в. важные изменения экономического, социально-политического и государственного характера повлекли за собой развитие мануфактурного производства, увеличение товарно-денежного оборота и способствовали складыванию всероссийского рынка. Рост феодальной эксплуатации, закрепощение крестьянства и укрепление прав и привилегий дворянства вызвали ряд мощных народных восстаний. Завершается процесс имущественно-правового нивелирования внутри класса феодалов. Большинство из них – средние и мелкие землевладельцы, дворяне-помещики, ставшие к этому времени опорой самодержавия и образовавшие замкнутое сословие. В его составе оказались по томки титулованных княжеских фамилий, старых бояр и детей боярских и, наконец, простых дворян, предки которых выслужились из дворовых княжеских холопов. Про цесс структуризации самодержавной монархии, складывания сильного деспотического государства обусловили два разнополярных направления в государственном строительстве – дальнейшую централизацию в виде приказов и консолидированной властной бюрократии – дьяков, подьячих, писцов, и одновременное снижение роли сословных органов – Земских Соборов. Наметившийся переход к абсолютизму также сопровождался всемерным возвеличиванием идеи монархии и единоличной власти царя.

Все эти сложные и болезненные для общества процессы не могли не вызывать в государства обострение ряда меж- и внутриклассовых противоречий. Дворянство и купечество выдвигали ряд сословных требований – отмены урочных лет сыска беглых и окончательного закрепления на земле крестьян, ограничения самовольства крупных землевладельцев-бояр, погашения долгов и выплаты жалованья, уравнивания правового статуса поместий с вотчинами, ограничения торговли и при вилегий иноземных купцов, ликвидации обособленных в правах «белых слобод» и др. Противоречия усиливались несовершенством и громоздкостью законодательства. К середине ХVII в. появилось огромное количество новых законодательных актов, част ных указов (они накапливались в т.н. «Указных книгах»), что создавало правовые прецеденты и затрудняло судопроизводство. Достаточно указать, что за прошедшие 100 лет добавилось 445 новых указов. Назрела потребность в реформе законодательства. Немаловажным фактором, также ускорившим разработку нового законодательства, были городские восстания 1648 г., широко прокатившиеся в Москве, Воронеже, Курске, Соликамске и других городах Русского государства.

Все это обусловило созыв царем 1 сентября 1648 г. Земского собора. Для принятия нового законодательства в Москву съехались выборные из 121 города и уезда. Следует отметить довольно демократический состав собора – из 316 выборных было 153 служилых провинциальных дворян и 94 посадских торговых людей. Проект Уложения разрабатывала комиссия во главе с князьями Н. И. Одоевским и С. В. Прозоровским. Работа над проектом длилась около полугода, но обсуждение готовых глав выборными началось уже 3 октября 1648 г. Полностью Уложение было принято Земским собором 21 января 1649 г. и отпечатано огромным для того времени тиражом – 2400 экземпляров. Его объем составлял 14 печатных листов (длина свитка составляла 433 аршин – около 307 метров). Это было первое печатное законодатель ство Русского государства.

Основными источниками Соборного Уложения послужили Судебник 1550 г., указы царя, Боярской Думы и Земских соборов, указные книги приказов (Разбойного, Холопьего, Поместного и др.) и Литовский статут 1588 г. Соборное Уложение законодательно оформило общественный и государственный строй Русского государства, укрепило царскую власть, значительно усовершенствовало законодательство. Уложение ознаменовало собой крупный шаг вперед в развитии русской юридической мысли – как по объему регулируемых отношений, по принципам, предметам (уже намечено разделение норм права по отраслям и институтам), так и уровню систематизации норм права, хотя и оставалась казуальность изложения. Соборное Уложение включало большой нормативный материал по государственному, уголовному, гражданскому, административному праву, судоустройству и порядку судопроизводства. Уложение являлось сводом русского феодального права. Состояло из 25 глав и 967 статей.

В Уложении закреплены структура и компетенция судебных органов и порядок судопроизводства. Существенных изменений в судоустройстве и процессе, по сравнению с Судебником 1550 г. не произошло. Суды делились на государственные, церковные и вотчинные. Государственные делились на центральные – суд царя и бояр ской Думы, приказы, и местные – суды воевод, а также земские и губные суды. Право обращаться к царю, как в суд первой инстанции, являлось важной привилегией для ограниченного круга лиц, для остальных это было уголовно наказуемым деянием. Уложение определяло исключительный порядок обращения с челобитьем к царю – в случае отказа в правосудии в соответствующем приказе, в порядке апелляции на злоупотребления судей. Царь мог рассматривать дело сам или поручить его кому-либо из чиновников.

Боярская дума осуществляла суд в качестве 1-й инстанции по делам ряда должностных лиц (собственных членов, приказных чинов, местных судей и др.), по тяжбам о местничестве, вотчинах и т.д.; высшей инстанцией по приговорам местных судов, а также апелляционной инстанцией. Наиболее важные, особенно политические, дела рассматривались Думой в полном составе, как судом второй инстанции, что было особо указано в Уложении 1649 г. (Соборное Уложение, гл. X, ст. 2). Суд вершили высшие чины Думы – бояре и окольничие. Позднее появилось особое профилированное отделение Думы – Расправная палата для рассмотрения судных дел по 1 и 2-й инстанциям.

Основной судебной инстанцией в центре были приказы. Большинство приказов, как и ранее, ведало судом и расправой. Они рассматривали дела: по компетенции, по территориальной принадлежности и по кругу лиц. Основная масса тяжких уголовных преступлений рассматривалась в Разбойном сыскном приказе, ведавшем также губными старостами, дьяками, целовальниками, тюрьмами и тюремным персоналом. С середины XVI в. выделились собственно судебные приказы. Всего судебных приказов было шесть. Земский Приказ, помимо полицейских функций, осуществлял также суд по уголовным преступлениям, совершенным в Москве. Судом высшей инстанции для гражданских дел по приговорам местных судов являлся Судный приказ. Тяжбы по земельным спорам подлежали рассмотрению Поместному приказу. Судебные функции осуществляли Приказ Большого дворца (по тяжбам среди домениальных крестьян) и Холопий Приказ. Суд в приказах осуществлялся коллегиально и письменно. К государственным судам принадлежали также суды военные и третейские, назначавшиеся для решения особых дел. На местах суд вершили представители местной администрации – воеводы, губные и земские органы самоуправления с нечеткой компетенцией.

Юрисдикции церковных судов подлежали лица духовного звания и зависимое от церкви население, их духовные дела, а также гражданские и незначительные уголовные дела. Остальные дела основной массы подвластных церкви духовных и светских лиц подлежали суду Монастырского Приказа. Уложение упоминает также центральные церковные суды – суд патриарха и патриарших приказов, ограничив их права по компетенции и подсудности. В случаях столкновения лиц различной подсудности (светской и духовной) было предусмотрено создание смешанного, «смесного» суда из представителей светского и духовного судов. Деятельность вотчинного суда в Уложении не регламентировалась, хотя в отдельных статьях есть упоминание о них. Самосуд над разбойниками был запрещен, а виновный помещик наказывался конфискацией поместья.

Судопроизводство. Как и раньше, различия между уголовным и гражданским процессами не было. Суд не отделен от администрации, судья не нес ответственности за ошибку. Стороны имели право на отвод судьи, впервые указаны меры наказания судьи за взяточничество, а клеветника за ложное обвинение судьи в данном преступлении. Допускались использование свидетельств женщин и феодальнозависимых людей, отвод свидетелей в суде. Регламентированы размеры и порядок выплаты судебных пошлин. Пошлины были многочисленны – за подачу иска, за вынесение судебного решения, оплата недельщику и др. Процесс был письменным, протоколы (судные дела) велись подьячими и скреплялись подписью дьяка, их запрещалось выносить из суда, показывать тяжущимся сторонам и допускать какие-либо исправления. Впервые используются термины «истец» и «ответчик». Процесс носил состязательный (обвинительный) и розыскной (следственный, инквизиционный) характер. Состязательным процессом рассматривались гражданские иски и незначительная часть уголовных дел. Процесс начинался с подачи истцом челобитной, подкрепленной письменными актами (любая сделка оформлялась письменным документом). Были установлены сроки исковой давности. Неявка в суд истца означала прекращение дела неявка ответчика в суд в третий раз влекла признание его виновным, уклонение стороны от суда подлежало серьезному уголовному наказанию. Истцами могли выступать все, даже холопы и иностранцы, кроме вымогателей, детей при подаче иска на родителей и др. Несовершеннолетние не могли выступать в качестве истца или ответчика, кроме как через доверенного представителя. Принесение присяги, крестного целования в суде допускалось с 20 лет, и в крайних случаях – с 15 лет.

Период сословно-представительной монархии в России имел ряд особенностей.

  1. Существовала непродолжительный период времени. В странах Западной Европы она продержалась дольше;

  2. Она исполняла переходную функцию от периода раннего феодализма к периоду абсолютизма;

  3. Отсутствие регулирующего законодательства в вопросе отношения Земских соборов и царя;

  4. Выборность местного населения в органы самоуправления на местах;

  5. Сословно-представительная монархия существовала в условиях жёсткой деспотии царя Ивана IV.

Ещё одной характерной чертой является особый период правления Ивана IV – период опричнины. Он характеризуется жестоким террором по отношению ко всем неугодным сословиям, которые распускались или упразднялись.

Укрепление самодержавной власти царя, способствовало постепенной потере значения Земских соборов. Этапы развития сословно-представительной монархии представим в таблице.

Дата

Событие

1549 г.

Первый созыв Земского собора Иваном IV. «Собор Примерения».

1566 г.

Созыв для решения вопроса о продолжения войны с Ливонским орденом.

1598 г.

На Земском соборе Борис Годунов выбран царём.

1613 г.

Собрание Земского собора завершает Смутное время, на трон избирается Михаил Фёдорович Романов.

1613–1622 гг.

Активная деятельность Земских соборов. Помощь в управлении государством царю Михаилу Фёдоровичу.

1642 г.

Земский собор созывается для обсуждения Азовского вопроса. Результат: Азов отдан обратно Турции (был захвачен казаками).

1648–1649 гг.

Соборное уложение Алексей Михайловича (свод законов).

1653 г.

Последний созыв Земского собора царем Алексеем Михайловичем Романовым по поводу воссоединения России и Украины.

1682–1684 гг.

Прекращение деятельности Земских соборов и переход к абсолютной монархии.

Правления Алексея Михайловича Романова (1645–1676) охарактеризовалось укреплением самодержавной власти. Прежде всего, это выразилось в подчинении церкви светской власти. Конфликт с патриархом Никоном завершился в пользу царя, что предопределило его неограниченную власть и заложило фундамент будущих преобразований Петра I.

Итогом созыва Земских соборов стала высокая степень самоорганизации общественных сил. Особенно ярко это проявилось в период Смуты в Российском государстве. Во время кризиса власти и угрозы национального суверенитета был достигнут компромисс между сословными группами. За счёт этого удалось создать Первое (1611) и Второе (1611–1612 гг.) национальные ополчения. Которые были созданы как национально-освободительные движения против польско-литовского и шведского вторжения.

Успешное создание Земского правительства предопределило созыв Земского собора в 1613 году и выбор царя Михаила Фёдоровича Романова.

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

  • 1550 г. – создание Судебника Ивана IV. Создан на основе Судебника Ивана III, но имел больше статей, в которых особое внимание уделялось регулированию вопроса земельных владений и вотчин;
  • 1551 г. – 67 вопросов к церкви от Ивана IV. В результате появился Стоглав – сборник юридических прав;
  • 1551 г. – создание сборника нравственно-моральных сводов. Путём наказаний государство пыталось бороться с нарушением правил морали;
  • 1606 – 1607 гг. – появление нового Судебника на основе Судебника Ивана IV;
  • 1649 г. – Соборное уложение. Свод законов государства Российского представлял собой сборник нормативно-правовых актов, охватывающий все стороны жизни населения.

Произошедшие в России в первой половине ХVII в. важные изменения экономического, социально-политического и государственного характера повлекли за собой развитие мануфактурного производства, увеличение товарно-денежного оборота и способствовали складыванию всероссийского рынка. Рост феодальной эксплуатации, закрепощение крестьянства и укрепление прав и привилегий дворянства вызвали ряд мощных народных восстаний. Завершается процесс имущественно-правового нивелирования внутри класса феодалов. Большинство из них – средние и мелкие землевладельцы, дворяне-помещики, ставшие к этому времени опорой самодержавия и образовавшие замкнутое сословие. В его составе оказались по томки титулованных княжеских фамилий, старых бояр и детей боярских и, наконец, простых дворян, предки которых выслужились из дворовых княжеских холопов. Про цесс структуризации самодержавной монархии, складывания сильного деспотического государства обусловили два разнополярных направления в государственном строительстве – дальнейшую централизацию в виде приказов и консолидированной властной бюрократии – дьяков, подьячих, писцов, и одновременное снижение роли сословных органов – Земских Соборов. Наметившийся переход к абсолютизму также сопровождался всемерным возвеличиванием идеи монархии и единоличной власти царя.

В качестве доказательства применялся так называемый «общий обыск» и «повальный обыск». «Общий обыск» заключался в опросе всего населения относительно фактов совершения преступлений. «Повальный» — состоял в опросе местных жителей относительно конкретного, определенного лица, подозреваемого в совершении преступления. Обыск также как и пытка.широко применялся в розыскном процессе. Появился институт отвода судьи, о котором сказано в ст. 3 главы X: «а будет который судья истцу будет недруг, а ответчику друг или свой., тому судье. не судити. » Вопрос об отводе судьи должен был решаться до начала судебного процесса.

В рассматриваемый период произошло событие чрезвычайной важности – присоединение к России украинских земель. Значительная часть Древнерусского государства – Киевская, Волынская, Черниговская и Подольская земли ко второй половине XIV в. вошли в состав Великого княжества Литов ского (позднее Волынь и Галиция отошли к Польше). Эти земли и их население во многом сохранили внутреннюю самостоятельность, самобытность, бытовой уклад, законы и язык. Постепенно сложилась украинская народность со своим языком и культурой. На Люблинском сейме 1569 г. Подляшье, Киевщина и Волынь были захвачены польской короной. Там была создана административно-территориальная система управления по польскому образцу. Территория состояла из 8 воеводств и 17 судовых поветов, власть осуществляли воеводы, каштеляны и старосты. Все главные должностные лица – воеводы, каштеляны, старосты, подкомории и судьи поветовые и гродские – замещались в основном из поляков. Ополяченная и окатоличенная украинская шляхта входила в состав 10 местных (поветовых) сеймиков. Руководство городов составляли назначаемые королем войты и выборные рада и лава. Особенностью социального развития Украины, сыгравшей впоследствии решающую роль в ее судьбе, было наличие большого слоя казачества из русских крестьян, холопов и горожан, бежавших в XV–XVI вв. в малозаселенные районы Поднепровья и Побужья.

Судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские. Отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время, в 1550 г., был введен новый кодекс законов — «Судебник» Ивана IV, который ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике впервые в России закон был провозглашен единственным источником права.

В главах XVI «О поместных землях» (69 статей) и XVII «О вотчинах» (55 статей) регламентировались вопросы дворянского землевладения. В них определялись нормы земельных угодий помещиков в соответствии с занимаемыми должностями, запрещались перевод поместных земель в вотчину и продажа вотчинных земель представителям духовенства. В то же время разрешалось наследование поместий женами и детьми помещика.

История Российского государства и права

Произволом нарождавшейся бюрократии были недовольны не только правители, но и население. Стремление общества жить по законам впервые ясно проявилось во время Соляного бунта 1648 года в Москве. Выражая мнение большинства населения, группа дворян и купцов призывала в челобитной царю Алексею Михайловичу последовать примеру византийского императора Юстиниана и провести систематизацию российского права. Результатом этого ходатайства стало Уложение 1649 г.

Изменения, произошедшие в общественно-политических отношениях, должны были получить более четкое отражение в праве. В 1648 г. был созван Земский собор, который продолжал свои заседания до 1649 г. Для составления проекта кодекса была учреждена специальная комиссия, обсуждение проекта пред­ставителями Земского собора проходило посословно. Одной из причин, ускорившей кодификационные работы, явилось обострение классовой борьбы — в 1648 г. вспыхнуло массовое восстание в Москве.

Сословно-представительная монархия в России окончательно оформилась в ходе проведения государственных реформ в середине XVI в.

Были проведены финансовая реформа, реформа управления и военная реформа.

Финансовая реформа. В 1530-х годах вся денежная система уже была сосредоточена в руках государства. В 1550 г. была установлена новая податная единица, сохранившая старое название «соха». Так стали называть определенное количество распаханной земли.

Введена была единая система обложения податями: налоги и сборы — ямские деньги, пищальные деньги, кормленый откуп, пятина с движимого имущества; косвенные налоги — таможенные, кабацкие, соляные.

В 1550—1551 гг. была произведена отмена финансовых привилегий феодалов — отменялись тарханные грамоты, освобождавшие его владельца от различных повинностей и обязанностей в результате земской реформы.

  • Экономическая и социальная география Белоруссии;
  • Экономическая и социальная география Украины;
  • Экономическая и социальная география Молдавии;
  • Экономическая и социальная география Грузии;
  • Экономическая и социальная география Армении;
  • Экономическая и социальная география Азербайджана;
  • Экономическая и социальная география Казахстана;
  • Экономическая и социальная география Узбекистана;
  • Экономическая и социальная география Киргизии;
  • Экономическая и социальная география Туркменистана;
  • Природоведение;
  • Экономическая и социальная география Таджикистана;
  • Экономическая и социальная география Эстонии;
  • Экономическая и социальная география Латвии;
  • Экономическая и социальная география России;
  • Дальний Восток России;
  • География Литвы;
  • Социально-экономическая география.

Государство и право россии в период сословно представительной монархии

Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. в истории нашей страны отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в многофункциональную и разветвленную систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию.

Сословно-представительная монархия по уровню централизации является более высокой формой феодального государства.

В этот период получило дальнейшее развитие и право. Создание Судебника 1550 года и Соборного уложения 1649 года сыграло огромную роль в складывании политического и экономического единства страны.

Целью лекции является рассмотрение общественного и государственного строя РЦГ в период сословно-представительной монархии и дальнейшего развития права Соборным уложением 1649 года.

Классические примеры сословно-представительной монархии дала история Западной Европы XIII, XIV и отчасти XV веков.

В Испании, Англии, Германии, Франции сословно-представительные монархии возникли как раз тогда, когда феодальный строй пришел в упадок; сословно-представительные учреждения носили здесь явственные черты хронологической близости к феодальной эпохе. Наиболее характерной чертой в этом смысле является само происхождение состава сословно-представительных собраний, особенно в начале периода, т.е. в XIII веке: в эти собрания являлись не депутаты, не избранные представители феодалов, клира, городов, а все феодалы, все клирики, связанные вассальными отношениями с короной, а также городские должностные лица (либо одни городские головы, либо они же со своим секретариатом, либо один секретариат). Последние участвовали в собрании как представители самоуправления, как королевские контрагенты, как одна из двух договаривавшихся сторон, помеченных в коммунальной грамоте их города. Обсуждать с королем общественные вопросы имели право только те, кто мог указать на какие-либо прямые отношения свои к королю. Архиепископы, епископы, аббаты самостоятельных монастырей были королевскими вассалами — и все они имели право на место в сословно-представительных учреждениях; сельские священники (и в громадном большинстве городские), миссионеры, аббаты безземельных монастырей не были связаны никакими отношениями с королевской властью — и никогда в эти собрания не попадали. Светские феодалы, и мелкие, и крупные, считали короля сюзереном их земель — и они все могли явиться в собрание; наоборот, бездомные рыцари, хотя бы их феодальное происхождение было твердо установлено, никакого отношения к собранию иметь не могли. Наконец, города только тогда присылали своих представителей, если пользовались коммунальной свободой, если успели запастись от короля хартией на самоуправление.

Государственно-правовая идея сословно-представительных учреждений была та, что дела государства должна вершить общая воля, управляющая всей землей. Но так как, по феодальному праву, частицы этой воли уступлены государем 1) его вассалам, пользующимся властью в своих имениях, и 2) городам, получившим самоуправление — то для того, чтобы воля была действительно общей, государь должен был собрать вокруг себя всех носителей и представителей власти, т. е. всех вассалов и самоуправляющиеся города. Такой совокупностью всех земских властей и было сословно-представительное собрание, под председательством короля, в первое время, т.е. в XIII веке.

Позднее избирательное начало стало прокладывать себе путь в германских ландтагах, во французских Генеральных штатах. Раньше всего сказался этот принцип в представительстве городов: вместо городских властей на собрания начали являться специально для того избранные городские депутаты. В Венгрии (в эпоху Людовика Великого, в XIV веке), дворяне, являясь на комитатские собрания в огромном числе, производили такие бесчинства и так затрудняли делопроизводство, что пришлось предписать, чтобы приезжали впредь не все дворяне, а только их депутаты. По иным причинам (а чаще всего без причин, ясно поддающихся учету) такие же изменения произошли в немецких ландтагах и в Генеральных штатах. В английском парламенте наличность избирательного принципа (наряду с личным — в верхней палате) можно констатировать с первых времен его существования.

Чрезвычайно разнообразна судьба сословно-представительных учреждений в различных европейских странах. Можно сказать, что только одна общая черта характеризует их: приблизительно одно и то же время появления на свет. Во всем остальном, начиная с их политических прав и кончая их историей, — они мало сходны между собой. В Испании, где (собственно, в Кастилии и Арагоне) сословно-представительные учреждения (кортесы) были уже в расцвете в XII веке, т.е. несколько раньше, чем в иных местах, они выговорили себе право легального сопротивления силой, в случае нарушения королем сословных прав и привилегий. Такого права вооруженного сопротивления не имели ни французские Генеральные штаты, ни немецкие ландтаги, но имели английский парламент и венгерские сословные собрания.

Замечание 1

Русское централизованное государство оформилось к концу XV – началу XVI вв. В результате глубоких, протекающих с середины XVI в. политических и социально-экономических изменений в России сформировалась особая форма правления периода развитого феодализма – сословно-представительная монархия.

Сословно-представительная монархия как форма феодального государства соответствовала эпохе зрелого феодализма. Она сложилась в результате продолжительной борьбы царей и великих князей за укрепление централизованного государства. Власть царя еще не была настолько сильной, чтобы стать абсолютной. Монархи со своими сторонниками боролись с верхами феодальной аристократии (крупными боярами и удельными князьями), противодействующими централизованной политике московских монархов.

Замечание 2

Основная характерная особенность сословно-представительной монархии заключается в опоре царя на органы, созданные из представителей разных сословий, в основном, господствующих (духовных и светских феодалов).

Земские соборы становятся новым высшим органом правления государства. Через них монарх привлекал к управлению государством дворянство и посадское население.

Структура Земского собора подразумевала наличие двух палат:

  • Верхняя палата – монарх, Боярская дума, представители высшего духовенства;
  • Нижняя палата – представители дворянства, крупного купечества, торговцев (путем царского назначения или выборов).

К середине XVI века взамен дворцово-вотчинной полностью установилась приказная система управления. Сформировалась разветвленная система приказов. Была отменена система кормления. Взамен создали губные и земские органы управления, возглавляемые целовальниками и губными старостами.

Органы управления избирало местное дворянство, основной обязанностью которых являлась борьба с антифеодальными выступлениями крестьян и разбоями. Разбойный приказ руководил Губными органами.

Земские органы были созданы для управления посадами, сбора налогов, управления черносошными крестьянами.

Государство и право России в период сословно-представительной монархии

Историческое значение сословно-представительной монархии в России носило судьбоносный характер.

За время действия Земских соборов было принято ряд важных государственных решений:

  • 1550 г. – создание Судебника Ивана IV. Создан на основе Судебника Ивана III, но имел больше статей, в которых особое внимание уделялось регулированию вопроса земельных владений и вотчин;
  • 1551 г. – 67 вопросов к церкви от Ивана IV. В результате появился Стоглав – сборник юридических прав;
  • 1551 г. – создание сборника нравственно-моральных сводов. Путём наказаний государство пыталось бороться с нарушением правил морали;
  • 1606 – 1607 гг. – появление нового Судебника на основе Судебника Ивана IV;
  • 1649 г. – Соборное уложение. Свод законов государства Российского представлял собой сборник нормативно-правовых актов, охватывающий все стороны жизни населения.

Как уже отмечалось, еще до реформ, проводимых Иваном IV, в системе государственного управления российского государства начали появляться приказы – учреждения, возникшие из отдельных поручений («приказов»), даваемых царем приближенным боярам. Они ведали отдельными сферами государственного управления или отдельными регионами страны. Таким образом, они формировались и по ведомственному, и по территориальному принципу. Среди них были:

  • Челобитный – канцелярия царя, принимавшая жалобы и прошения («челобитные») на имя Ивана IV,
  • Разрядный – ведал поместным войском,
  • Пушкарский – ведал артиллерией,
  • Стрелецкий – управлял стрельцами, как постоянным войском при царе,
  • Оружейный (Оружейная палата) – арсенал,
  • Посольский – управлял иностранными делами,
  • Поместный – ведал государственными землями, раздаваемыми дворянству,
  • Холопий – управлял холопами,
  • Большой приход – финансами,
  • Сибирского дворца – управлял освоенными землями Сибири,
  • Казанского дворца – управлял присоединенными территориями бывшего Казанского ханства и др.

В середине XVI в. было уже два десятка приказов.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Приказы ведали административными делами, сбором налогов, судом. Нередко их функции дублировали деятельность Боярской думы, что делало систему государственного управления достаточно запутанной уже при Иване IV. Эта тенденция особенно усилилась в XVII в.

В XV–XVI вв. к Московской Руси присоединен Волго-Уральский регион (около 1 млн км2), что стало важным этапом в складывании многонационального государства. В середине XVI в. проблема управления Казанским ханством, включенным в состав Московского царства, решалась двояко:

  • правобережная сторона (горная) присоединена летом 1551 г. «по челобитью» ее населения и управлялась из Свияжска,
  • левобережная сторона (луговая) после взятия Казани 2 октября 1552 г. управлялась из Казани.

После официального провозглашения Чебоксар русским городом (1555 г.) образован третий Чебоксарский уезд.

Восстания 50-х, 70-х, 80-х гг. XVI в. затрудняли становление административной структуры. Вместе с известными для русских уездов «волостяными» и «станами» были иные административные единицы:

  • в центральных районах бывшего Казанского ханства до 70-х гг. XVIII в. существовало прежнее деление на пять «даруг» («дорог») – округов,
  • в Предуралье сохранялось традиционное деление на земли.

Административное управление строилось по воеводскому принципу – во главе с воеводами и дьяками. В самом московском центре в XVI в. эта система отсутствовала, и только с 10-х гг. XVII в. была распространена на всю территорию государства.

Наместнические органы управления отсутствовали, практически не получили распространения органы самоуправления, учреждаемые с середины XVI в. в центре Московского государства.

Своеобразие и сложности управления Волго-Уральским регионом, трудности освоения и пограничное положение потребовали создания специального органа центрального управления в Москве.

С середины 60-х гг. XVI в. встречаются бесспорные свидетельства существования «Казанской избы» – прообраза Приказа Казанского дворца.

В конце 80-х гг. XVI в. Казанский дворец предстает как постоянно функционирующее центральное государственное учреждение, в ведении которого находились царства Казанское и Астраханское с другими городами, лежащими по реке Волге. В отличие от иных центральных учреждений Приказ Казанского дворца обладал всей полнотой власти на подведомственной ему территории по всем вопросам управления как гражданской, так и военной власти.

Характер управления в Казанском ханстве определялся различными факторами. Та часть татарской знати, которая перешла на царскую службу, заняла высокое положение в официальной московской иерархии. Ее Москва стремилась оторвать от прежней почвы, давая должности и земли вне Казани. Мусульманские ханы владели «царством» в Касимове и других землях, крещеные царевичи владели землями в Звенигороде и иных местах.

По отношению к самой Казани были применены радикальные меры:

  • из крепости выведено все население, поселены русские;
  • происходила интенсивная раздача земель русским дворянам и детям боярским, что служило важным фактором укрепления поместной системы – основы служилого сословия.

Период сословно-представительной монархии, который в свою очередь является периодом развитого феодализма, характеризуется одним из наиболее важных событий в этой сфере –полным закрепощением крестьян.

Первым юридическим актом в направлении закрепощения крестьян явился Судебник 1497 г., которым разрешался переход крестьян от одного помещика к другому только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», которые устанавливали сроки сыска и возвращения беглых крестьян (от 5 до 15 лет). И наконец окончательным актом процесса прикрепления крестьян к земле стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливающее бессрочность сыска.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле зависимые от феодалов крестьяне становились их собственностью. Но затем крепостное право стало напоминать холопство, так как крестьяне стали прикрепляться не к земле, а к личности помещика, который получил право отчуждать своих крепостных крестьян путем продажи, закладывания, дарения и пр. К концу XVII в. помещики стали открыто продавать своих крестьян, хотя Соборным Уложением 1649 г. это было запрещено.

9Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты

Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами.

В период сословно-представительной монархии в России монарх – царь, а сословно-представительные органы – земские соборы.

Предпосылки сословного представительства в России.

1. Экономические предпосылки: к XVI в. экономическая обстановка в России значительно изменилась:

  1. появились мануфактуры;
  2. расширялись торговые отношения с Западом.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

1) пленум;

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

1) пленум;

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

  • Государство и право России в период сословно-представительной монархии
  • Основные черты сословно-представительной монархии
  • Органы государственной власти в России в период сословно-представительной монархии
  • Центральные органы управления в России
  • Правовая политика в России
  • Этапы закрепощения крестьян
  • Общая характеристика права
  • Соборное Уложение 1649 г
  • Виды преступлений
  • отношения подданства, сменившие отношения вассалитета-сюзеренитета;
  • деятельность царя направлялась Боярской думой, которая помимо знати включала в себя представителей дворянства;
  • созыв Земских соборов;
  • приказная система управления, заменившая дворцово-вотчинную систему;
  • система губного и земского самоуправления на местах, заменившая систему кормлений.

Судебник 1497 г. — введение ограничения перехода крестьян от одного хозяина к другому «Юрьевым днем» при условии уплаты «пожилого»;

  • Судебник 1550 г. — подтверждение «Юрьева дня» и увеличение «пожилого»;
  • 1581 г. — введение «заповеди»(запрета) на переход в «Юрьев день»;
  • 1581-1592 гг. — составление писцовых книг ( перепись населения)
  • 1597 г. — введение «урочных лет», т. е. установление срока сыска беглых в течение 5 лет;
  • 1607 г. — «урочные лета» увеличены до 15 лет;
  • Соборное уложение 1649 г.;
  • отмена «урочных лет», введение бессрочного сыска беглых.

Сословно-представительная монархия в Московском государстве

Гражданское право

Получает дальнейшее закрепление право феодальной собственности на землю собственность государства или царя (дворцовые земли, земли черных волостей) вотчинное землевладение (родовые, жалованные, купленные) поместья, которые давались за службу, главным образом за военную

Залог

Законодатель устанавливает правило: в случае нарушения срока возврата долга залогодателю собственность на имущество переходит залогодателю

Поручительство

В законе указывалось, что поручитель, пострадавший из-за недобросовестности лица, за которое он поручился, вправе взыскать с него все убытки

  • Новые книги
  • Жанры
  • Авторы
  • Сериалы
  • Издательства
  • Города
  • Случайная книга
  • Фильтр книг
  • Библиотечное
    • Авторы на КулЛиб
    • Инструкция FTP
    • Коды языков
    • Софт
    • Теги книг
    • Карта сайта
    • Ссылки
    • Требуется OCR
    • Memory
  • Статьи
  • V493089 Шаг в тень (целиком)
  • Как удалить книгу из библиотеки?
  • Генерация книг с правками
  • Чекбокс «Требует вычитки»
  • Ваш конвертор в FB2 не пашет в половине читалок если вы не в курсах =))
  • Отвращают ли ошибки от чтения опуса
  • Нашей библиотеке 8 лет!!!
  • Famvir: Buy Australia Online
  • XML расширенной таблицы жанров для программы-библиотекаря FB2Librarian 1.5.x от Stribog
  • Юлия Громова » Не умерла и ладно»
  • Малкин, Аминова, Минаков, Ангелов, и другие.
  • Бойня в стриптиз-клубе. 18+.
  • В.Шебзухов «Докопаться до истины» читает Джаббарова Маша
  • Бабочка и лягушонок
  • В. Шебзухов Басня «Сова, лиса и ёж » мультстудия «Живая картинка»
  • XML расширенной таблицы жанров для программы-библиотекаря FB2Librarian 1.5.x от Stribog
  • Афоризмы и цитаты гения.
    Государство и право Англии в период сословно-представительной монархии
    Институт монархии
    Монархия как форма государства
    Проблема современной монархии
    Роль монархии в Англии. Право собственности и обязательственного права во Франции
    Складывание сословно-представительной монархии в России
    Сословно-представительная монархия в Западной Европе: общие черты и особенности
    Сословно-представительная монархия во Франции
    Становление абсолютной монархии в России
    Этапы эволюции средневекового государства. Становление английского парламента (ΧІІІ – &…

Государство и право России в период сословно- представительной монархии

  • Рубрикатор по предметам
  • Рубрикатор по типам работ
  • Пользовательское соглашение
  • Размещение рекламы

В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года[1], хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяне, и все люди).

  • Чехия
  • Речь Посполитая — Сейм Речи Посполитой
  • Российское царство — Земский собор
  • Франция — Генеральные штаты
  • Нидерланды — Генеральные штаты
  • Священная Римская империя — Рейхстаг
  • Хорватия — Сабор
  • Создать список литературы
  • Список источников
  • Примеры списков
  • Готовые списки литературы
  • История списков литературы
  • Список издательств
  • Список авторов
  • Теоретическая механика: Тарг С.М. 1989
  • Физика: Чертов для заочников (решебник)
  • Физика: Прокофьев (решебник)
  • Химия: Шиманович мет. 2003г. (решебник)
  • Новости образования
  • Тонкий студенческий юмор
  • Полезные файлы
  • Обмен ссылками

В наше время вновь, появляется потребность, изучать взаимоотношения формирования в нашей стране представительных органов власти, которые имеют особенную значимость и ценность, это наш исторический опыта, который был накоплен нашим государством в течении многочисленных столетий. Со временем увеличивается заинтересованность к системе сословного представительства, имевшейся в прошлом. В этой взаимосвязи обращение к истокам Земских соборов, выяснение процессов развития и функционирования органов представительной власти, их значимости а также значения, дает возможность сформировать наиболее четкую оценку силы нынешнего российского социума, а также дать ответ на многочисленные проблемы, что встают пред российским обществом в настоящее время и, возможно, будут стоять в будущем. На протяжении столетия с середины XVI вплоть до середины XVII в. в России функционировали Земские соборы.

Целый ряд факторов (негативные климатические условия, открытость границ, проникновения завоевателей с востока а также с запада, постоянные миграции жителей) содействовали тому, что ведущая роль в нашей государстве относилась княжеской, а затем царской власти, которая отличалась строгостью и авторитарностью Но в период резких социально-экономических и общественно-политических упадков власть была вынуждена обращаться к представителям сословий за поддержкой при решении существенных задач.

Таким (образом, в 30-50 гг XVI в московское правительство провело лабиализованную реформу, привлекая представителей сословий к управлению на местах Новым органам управления находились возложены сыск, и борьба с разбойниками Продолжением данного курса был сбор сословно-представительного органа — Земского собора. Хотя власть и сделала этим шаг навстречу настроениям и требованиям общества, сословное представительство никак не было инициировано властью, а скорее навязано ему снизу. При поддержки Земского собора, таким способом, был реализован диалог социальных групп с господством.

ИЗ середины XVI вплоть до середины XVII вв в Русском государстве совершалось формирование а также развитие сословного представительства в центре и на местах, развитие избирательных начал, изменение соборов в общественно-политическую силу а также постепенное угасание их деятельности В историографии соборам уделено существенное интерес, однако, тем никак не менее, все еще остаются пробелы, недостаточно изученные задачи к ним, например, относится проблема возникновения Земских соборов, развитие их состава и статуса избирательных, механизмы их созыва и роспуска.

Цель данной работы — проанализировать особенности сословно-представительных учреждений России в XVI — XVII вв.

Задачи:

  1. Определить особенности сословно-представительной монархии XVI — XVII вв в.

  2. Охарактеризовать предпосылки образования в России XVI — XVII вв.

  3. Проанализировать органы управления сословно-представительной монархии в России XVI — XVII вв

  4. Выявить и систематизировать органы местного самоуправления в XVI — XVII вв.

Реферат состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованного источника и литературы и приложения.

Глава 1. Сословно-представительная монархия. Предпосылки образования в России.

1.1 Понятие сословно-представительной монархии

  • Мария Кахикало
  • Кирилл Александрович Суворов
  • Такис Вюргер
  • Евгений Христофорович Баринов
  • Иеромонах Хрисанф
  • Марк Львович Слоним
  • Jason Leonard
  • Вадим Фёдоров
  • M. Kemal Atesmen
  • Alexey Szydlowski

Важным источником права в этот период являлся Судебник.
1550 г. (в истории он получил название Царского). В нем отрази­лись изменения в российском законодательстве с 1497 по 1550 г.
К источникам, содержавшим главным образом нормы цер­ковного права, а также некоторые нормы гражданского, семей­ного, уголовного права, относился так называемый Стоглав
1551 г. —собрание постановлений Собора[10]. Значительный инте­рес представляет в этот период такой источник права, как устав­ные книги приказов.
Крупнейшим законодательным актом того времени явилось Соборное Уложение 1649 г. Непосредственным поводом для его принятия послужило вспыхнувшее в 1648 г. восстание по­садских людей Москвы. Посадские обратились к царю с челобит­ными об улучшении своего положения и о защите от притеснений. В это же время свои требования царю предъявили дворяне, кото­рые считали, что их во многом ущемляют бояре. Царь подавил восстание посадских, но все же был вынужден отложить взыска­ние недоимок, облегчить в некоторой мере положение посадских. В июле 1648 г. он приказал начать разработку проекта нового за­кона под названием «Уложение».
Главнейшая причина принятия Соборного Уложения заключа­лась в обострении классовой борьбы. Царь и верхушка господстаующего класса, напуганные восстанием посадских, стремились для успокоения народных масс создать видимость облегчения положе­ния тяглого посадского населения. На решение об изменении за­конодательства повлияли челобитные дворянства, в которых со­держались требования об отмене урочных лет.
Соборное Уложение 1649 г. — значительный шаг вперед по сравнению с предыдущим законодательством. В этом законе ре­гулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни того времени. В Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение правовые нормы различных отраслей права.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *