Закон о выдачи земельных участков многодетным семьям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о выдачи земельных участков многодетным семьям». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» регламентирует данный вопрос.

Он состоит из трех статей, каждая из которых поделена на пункты. Этот нормативный правовой акт включает в себя положения о выделении и предоставлении земельных участков многодетным и развитие российского жилищного права в части бесплатного обеспечения жильем.

Законодательством установлены определенные ограничения относительно размера предоставляемой земли.

В зависимости от количества детей, а также иных важнейших факторов, гражданам может быть выделено от шести до пятнадцати соток.

Особенностью является то, что такая земля должна быть предоставлена либо в черте города, где ранее семья проживала, либо за пределами города, но не выходя за рамки региона проживания.

Разумеется, что количество выделенной земли можно оспорить. Однако, из за огромных очередей на получение земельных участков, данный процесс может быть растянут на долгие годы и в конце могут полностью отказать в предоставлении из за отсутствия необходимого количества земельных наделов.

Получить землю можно только при условии, если все предоставленные документы являются подлинными, ранее земля в рамках данной программы не предоставлялась, если в собственности нет никакого другого недвижимого имущества.

Еще одной особенностью является то, что предоставить социальную землю могут только регионы, например, Москва, СПБ и др. Поэтому в качестве еще одного условия является непосредственное проживание на территории субъекта в течение определенного периода (как правило, три года). Семье могут отказать в предоставлении земли, если один из ее членов живет на другой территории РФ.

Данная программа реализуется не во всех субъектах РФ. Так, например, в 2017 году ее участниками стали Краснодар, Татарстан и др.

После того, как в семье появился третий ребенок, родители имеют право обратиться за положенным им земельным участком. Выделить и выдавать землю имеют право местные органы государственной власти (для начала обратитесь в МФЦ или городскую/областную администрацию).

Все члены семьи должны быть гражданами РФ, не должны быть лишены родительских прав и не иметь ни земли под ИЖС в собственности, ни любого другого жилого помещения.

Предоставление земельных участков многодетным семьям

Разумеется, что не во всех случаях многодетным по их письменному заявлению предоставляется земля. Существуют и ситуации, когда в такой субсидии может быть отказано на вполне законных основаниях.

Отказать в предоставлении земельного участка могут в следующих случаях:

  1. Кто-либо из семьи не является гражданином Российской Федерации.
  2. Лица имеют на праве собственности недвижимость или участки под ИЖС.
  3. Граждане не прожили необходимого срока на территории субъекта.
  4. Они не являются малообепеченными.
  5. Предоставленные документы являются подложными и др.

По любому из вышеуказанных оснований отказ оформляется в письменном виде. Он направляется гражданину не позднее общих сроков, отведенных на рассмотрение поданного заявления.

Ранее такое положение не существовало. Нововведения и изменения появились лишь в 2015 году (с 1-го Марта). Они были вызваны тем, что зачастую земельных участков не хватало и граждане были вынуждены выдавать землю в мало пригодных для проживания условиях. Там отсутствовала инфраструктура, не было дорог, магазинов, больниц, детских садов и школ.

Именно поэтому новеллой законодательства стало то, что граждане имеют право получить вместо земли квартиру. Ее метраж устанавливается в зависимости от количества детей и норм жилой площади, установленной жилищным законодательством РФ.

Еще в 2011 году был подписан специальный закон №138 Медведевым, на основании которого каждая многодетная семья имеет право совершенно безвозмездно получить землю, которая может применяться для разных целей. Допускается даже возводить на таком участке частный дом, предназначенный для постоянного проживания семьи. Земля многодетным семьям назначается не только для полных семей, поскольку даже отцы и матери-одиночки, занимающиеся воспитанием более 2-х детей, имеют право на участок. При этом неважно, являются ли дети родными или усыновленными.

Однако данная поправка утратила силу в 2015 году, поэтому только на региональном уровне обеспечиваются и устанавливаются разные условия, на основании которых предоставляется земля многодетным семьям. Некоторые региональные власти применяют множество требований к таким семьям, причем только при их удовлетворении имеется возможность получить бесплатно участок. Наиболее частым требованием считается необходимость постановки на учет семей, которые нуждаются в жилой недвижимости.

Власти разных регионах устанавливают, где именно будут располагаться участки земли, передаваемые многодетным семьям, каков будет их размер, а также на каких условиях они передаются гражданам. Усредненным размером таких участков по всей стране является показатель в 8 соток. Максимально размер достигал 15 соток. Не во всех регионах предлагается возможность получить участок непосредственно в городе, поскольку в большинстве субъектов выделяется земля, находящаяся вне черты города.

Закон о предоставлении многодетным семьям земельного участка учитывает, что для получения данного участка должны соблюдаться следующие важнейшие условия:

  • в семье должно быть больше двух детей, причем все они должны быть несовершеннолетними;
  • официально все члены семьи обязаны проживать на территории конкретного региона, в котором планируется получать землю, причем непременно на протяжении последних пяти лет;
  • у родителей в такой семье должен быть официально зарегистрирован брак, если занимаются воспитанием детей два человека;
  • выдается земельный участок исключительно в том случае, если в собственности у семьи больше нет никакой земли.

Для получения участка, один из родителей должен обратиться в администрацию того региона, в котором проживает семья. Здесь пишется специальное заявление, к которому дополнительно надо приложить некоторые обязательные документы. они могут отличаться в различных городах, однако можно выделить определенные виды документов, которые являются обязательными для получения земли.

Земля многодетным семьям выдается только после написания соответствующего заявления и подготовки следующих документов:

  1. копии свидетельств о рождении всех людей в семье, которые являются несовершеннолетними;
  2. копия свидетельств а о браке, причем данный документ должен приноситься только в случае, если претендует на землю полная семья;
  3. выписка, полученная из домовой книги, в которой указывается, что все члены семьи проживают в одном месте;
  4. справка о составе семьи;
  5. справка, которая выдается опекой, в которой указывается, что один или оба родители не лишались родительских прав на детей;
  6. копии паспортов родителей;
  7. если в семье имеются не только рожденные, но и усыновленные малыши, то должны приносить копии соответствующих документов.

После передачи необходимой документации органам местного самоуправления, семья должна подождать, пока будет принято решение. Если не нарушатся какие-либо требования и правила, то оно обычно является положительным. Как правило, узнать о нем можно в течение 30 дней с момента передачи документации.

Если принимается положительное решение, то семье присваивается конкретный номер, в соответствии с которым и будет происходить распределение земли. Важно подождать очередь, после чего только можно будет получить участок. Время, которое придется ждать для этих целей, может быть разным, причем оно существенно отличается в разных регионах страны. Как правило, на это уходит не больше одного года.

Закон №138 ФЗ указывает, что земля может выдаваться многодетной семье на совершенно разные цели. Допускается построить здесь полноценную дачу или вовсе жилой частный дом. Можно заниматься на участке садоводством или разводить сельскохозяйственных животных. Наиболее часто земля используется для ведения подсобного хозяйства. Решение относительно использования земли должно приниматься многодетной семьей заранее, причем оно указывается в заявлении на получение участка, чтобы получить тот объект, который будет предназначен для тех или иных задач.

Многодетная семья может рассчитывать только на один участок, причем он будет находиться на территории региона, в котором она живет. Допускается сразу продавать участки или начинать на них процесс строительства. Можно отказаться от земли, если она не устроит по разным параметрам людей, после чего вновь подается заявление на получение другой территории.

Не всегда многодетная семья получает положительное решение относительно получения земельного участка. Отказы должны быть только объективными и обоснованными, причем наиболее часто они встречаются в следующих ситуациях:

  • предоставление в заявке недостоверных или заведомо лживых данных, например, один из членов семьи имеет не российское, а иностранное гражданство, а этот факт непременно должен указываться в процессе подачи заявки на получение земли от государства;
  • передача только части документов, а не всей требуемой документации;
  • ранее семья уже получала земельный участок, поэтому не имеет право претендовать на еще одну землю.

Дополнительно могут иметься и другие причины для отказа, которые прописываются в местном законодательстве. Однако важным моментом для получения земли является предоставление точных и достоверных сведений о составе семьи и иных ее параметрах.

Прежде всего, стоит определиться с понятием многодетной семьи. В соответствии с российским законодательством, такой семьей считается та, у которой имеется трое и более детей. Причем эти дети могут быть как родными для отца или матери, так и усыновленными.

Однако ошибочно было бы полагать, что получить участок бесплатно может абсолютно любая семья, имеющая такое количество детей.

Многодетные семьи имеют право на получение бесплатного участка в соответствие со ст. 39.5 Земельного кодекса РФ. Для этого подается заявление в местную администрацию или через МФЦ, подтверждается статус многодетной семьи и нуждаемость в улучшении жилищных условий. Участок могут выделить сразу, либо поставить семью в очередь. В зависимости от возможностей региона или муниципалитета, ждать выделения участка можно несколько лет.

Статус многодетной семьи подтверждается свидетельствами о рождении на трех и более несовершеннолетних детей, либо справкой соц. защиты. Также семья должна подтвердить нуждаемость в улучшении жилищных условий. Для этого в собственности или соц. найме не должно быть квартир и домов, либо нужно подтвердить несоответствие по социальной норме жилья (обычно это от 12 до 15 кв. м.).

Чтобы ускорить обеспечение семей жильем, регионы могут предусматривать компенсационную выплату вместо участка. Выплата может выделяться в виде субсидии, земельного сертификата, в иной форме. Размер компенсации регионы определяются самостоятельно. В большинстве регионов выплата составляет 250 тыс. руб. Но есть субъекты РФ, где размер компенсации больше. Например, в Санкт-Петербурге многодетным семьям выдается земельный сертификат на сумму 369 779, 92 руб. (на 2020 год).

Земля — многодетным: условия выдачи и порядок оформления

Основным регулирующим законом, в котором прописаны все требования по распределению земельных участков среди семей определённой категории, является Земельный кодекс. Однако, в зависимости от региона, могут меняться требования к заявителю, активируется или деактивируется возможность получить «земельный сертификат» — денежный эквивалент земельного участка. То есть, система предоставления земельных участков находится в разработке у локальных властей. Соответственно, нормы и требования для подачи заявления необходимо изучать на сайте местного управления или консультироваться с ответственным чиновником. Например, в Москве семья с тремя и более детьми может подать заявление и встать на учёт, чтобы претендовать на земельный участок через областной портал государственных услуг. При этом процедура прописана в законе от 01.06.2011 № 73/2011-ОЗ.

Порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков многодетным семьям устанавливается законами субъектов РФ, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 2 ст. 39.19, пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ).

Так, в частности, законодательством Московской области определены случаи, нормы и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства или ведения садоводства (ст. 1 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ).

В соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области многодетные семьи имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков в равную долевую собственность всех членов семьи (пп. 6 ст. 39.5, ст. 39.19 ЗК РФ; ч. 5, 6 ст. 3 Закона N 73/2011-ОЗ).

Предполагалось, что в 2020 году программа по обеспечению многодетных семей землей во многих регионах прекратит действовать. Это связано с отсутствием земли для бесплатного распределения.

Точную информацию по конкретным регионам следует уточнять на сайтах региональных отделений Министерства Имущества и Земельных отношений. Что касается федеральных настроений, возможно, в будущем власти примут меры, чтобы улучшить ситуацию густонаселенных районов России.

Пока еще можно успеть «заскочить в последний поезд», ориентируясь на региональные новости, потому что никаких изменений в Федеральном законодательстве (см. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» от 14.06.2011 №138-ФЗ) на этот счет не произошло.

Следует учитывать также то, что с 1 марта 2020 года вступили в действие поправки к основному закону, регулирующему выдачу бесплатных земель многодетным семьям.

С этого момента местные власти могут регулировать круг желающих.

Общие действующие безотносительно региона условия, при которых предоставляются льготные земли многодетным семьям, в 2020 году не изменились. Необходимо:

  • наличие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • если есть дети до 23 лет, не приносящие доход, но учащиеся ВУЗов;
  • семья обязана быть прописана в данном регионе не меньше 5 лет;
  • между отцом и матерью брак должен быть законно оформлен;
  • все члены семьи обязаны быть гражданами России;
  • получить участок можно при условии отсутствия на территории России другой земли.

Ответ на вопрос «можно ли получить землю от государства за третьего ребенка» однозначен — можно. Только следует учитывать, что статус «многодетной» семья получает, только если все три ребенка в семье — несовершеннолетние. Если ребенок перерос этот предел и не является студентом ВУЗа, то в число детей для определения статуса семьи он не входит.

По закону на участок могут претендовать отец и мать, в одиночку воспитывающие детей. Все члены семьи получают право на равную долю владения землей. Участок можно использовать для любых целей: построить жилой дом, летнюю дачу, заниматься фермерством.

Отказ для предоставления земельного надела может быть вынесен, если:

  • у родителей есть постановление о лишении родительских прав;
  • если хотя бы один член семьи полностью материально содержится государством;
  • предоставлена ложная информация;
  • при смене гражданства кого-то из родных.

Для получения законного участка необходимо сначала встать на очередь. Для этого существует муниципалитет по месту прописки, куда подается заявление определенной формы и пакет всех собранных документов.

В заявлении необходимо написать просьбу на выделение положенного участка и указать, для каких нужд он необходим. Сдаются документы, которые подтверждают право на получение земли.

Земля для многодетных семей: условия, сроки и особенности получения

Закон предусматривает несколько вариантов безвозмездного получения надела в собственность.

Единого порядка на территории России не существует.

Для получения информации следует проконсультироваться у специалиста по земельному праву. Оформление участка в собственность зависит от условий договора, по которому он был получен. Необходимо обратиться за разъяснением к Росреестру, куда пишется заявление, прикладываются копии всех документов.

Не стоит забывать, что в договоре при получении земли есть обязательное условие — построение дома. Если это не сделать, в противном случае, участок смогут отобрать по суду. Если недвижимость построена, можно получать на нее свидетельство собственности. Как только будут оформлены документы на дом, на этом основании передается в собственность и сама земля.

Важно! В Москве и Санкт-Петербурге не разрешается оформлять землю в собственность.

Федеральное законодательство (статья 39.5 Земельного кодекса РФ) позволяет передавать находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки бесплатно в собственность граждан, имеющим трех и более детей. Но сам порядок предоставления участков при этом устанавливается региональными законами. Почему выделение земельных участков многодетным семьям регулируется именно на региональном уровне, понятно: в разных регионах количество населения отличается, как и площади земель, доступных для распределения.

Как получить земельный участок многодетной семье? В число обязательных требований для выделения бесплатного надела таким семьям входят:

  • Наличие не менее троих родных или усыновленных детей. Как правило, речь идет о детях младше 18 лет, или, если ребенок учится в вузе и находится на иждивении родителей — младше 23 лет. Если в отношении ребенка статус у взрослого «опекун» или «попечитель», то такие дети могут учитываться или нет в зависимости от региона. На территории Московской области дети, находящиеся под опекой или попечительством в счет не идут, как и дети, обучающиеся в вузе после достижения ими 18 лет.
  • Необходимость улучшить жилищные условия.
  • Обязательное включение в список претендентов на землю в местном муниципалитете.

Обратите внимание
В отдельных регионах могут быть предъявлены дополнительные требования. Свободной земли в границах крупных городов находится недостаточно, поэтому вместо выдачи земельных участков региональные власти могут предлагать многодетным семьям участки в других районах либо выделять им квартиры. В некоторых регионах разрешается выплачивать денежную компенсацию вместо участка земли для многодетных, но таких мест в стране очень немного.

Земельный участок для многодетной семьи в Москве в настоящее время получить нельзя: наделы не выделяются, нет и приема заявлений на их предоставление. Лучше обстоит дело с выделением участков многодетным семьям в Подмосковье: согласно Закону Московской области от 01.06.2011 №73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (с изм. от 04.05.2018) многодетные семьи, проживающие в регионе, имеют право однократно получить бесплатно земельный участок в равную долевую собственность всех членов семьи.

На дату подачи заявления в многодетной семье должны соблюдаться следующие условия:

  • все ее члены — граждане РФ;
  • родители проживают на территории области не менее 5 лет;
  • не менее троих детей имеют возраст младше 18 лет, проживая на территории области;
  • члены семьи не имеют земельного участка размером от 6 соток или жилых домов в собственности в Московской области; со дня вступления Закона в силу не производили отчуждение или раздел принадлежащих им участков площадью от 6 соток.

При соблюдении всех условий предоставления многодетным земельного участка (и наличии подходящих участков) органы местного самоуправления выносят решение о его выделении. Они определяют как местоположение бесплатно выделенных земельных наделов, так и размеры площади участков — для Московской области это от 10 до 15 соток. То есть многодетной семье самостоятельно выбрать конкретный участок нельзя. Предполагается, что к выделенному земельному участку подводятся все коммуникации, но на практике так дело обстоит редко.

Для получения земельного участка многодетным семьям нужно предпринять следующие шаги.

Шаг 1. Следует убедиться, что семья обладает правом на бесплатное получение надела (есть трое детей по возрасту младше 18 лет, срок жительства на территории области не меньше 5 лет, не владеет иным домом или участком и т.д.).

Шаг 2. Подготовить пакет документов:

  • заявление с просьбой поставить семью на учет для бесплатного предоставления в собственность участка с уточнением цели (садоводство, индивидуальное жилищное или дачное строительство);
  • документы, подтверждающие личности членов семьи, их родственные отношения, наличие у них гражданства РФ;
  • выписка из домовой книги;
  • выписка из ЕГРН на имеющуюся недвижимость на территории области (с 1997 года);
  • выписка из архива областного бюро технической инвентаризации о наличии либо отсутствии в собственности объектов недвижимости (до 1997 года);
  • документы от органа опеки и попечительства, раскрывающие сведения о детях, не учитываемых в составе многодетной семьи;
  • документы, содержащие данные о постановке на учет и предоставлении семье участка по месту жительства супруга или супруги заявителя от органа местного самоуправления муниципального образования Московской области.

Последние четыре документа для оформления земельного участка многодетным, впрочем, уполномоченный орган запрашивает сам в ведомствах, ведущих учет, поэтому семье приносить их не нужно. Что касается остальных документов, то желательно приносить и оригиналы, и копии.

Шаг 3. Подать заявление и остальные документы в орган местного самоуправления по месту жительства. Заявление может иметь форму электронного документа и отсылаться через Интернет, например, через Единый портал госуслуг.

Шаг 4. Дождаться ответа: в течение месяца орган местного самоуправления должен либо поставить многодетную семью на учет для предоставления земельного участка, либо отказать ей в этом. В последнем случае семья получит заказное письмо с мотивированным отказом, а также электронное сообщение. При несогласии с отказом его можно попытаться оспорить, обратившись в суд в течение трех месяцев.

Шаг 5. Получить решение органа местного самоуправления о предоставлении участка.

Выдача земельных участков многодетным семьям происходит из специального перечня земель, утверждаемого органом местного самоуправления. По Закону многодетной семье полагается от 10 до 15 соток земли, но ей может быть выделен и меньший по площади земельный участок, если имеется ее письменное согласие на это. После получения семьей надела необходимо также оформить государственную регистрацию ее права собственности на земельный участок.

При всей привлекательности идеи обеспечения бесплатными земельными участками многодетных семей, практическая реализация законодательных норм бывает сильно затруднена. Какие сложности обеспечения земельными участками можно назвать?

Во-первых, число желающих получить бесплатно участок земли обычно больше, чем подготовленных для этого наделов. Муниципальные органы формируют списки желающих (отдельные для каждого вида использования — для жилищного, дачного строительства или ведения садоводства) и затем, в порядке очередности, выделяют земельные участки по мере их готовности. Очередь на земельный участок многодетным семьям может двигаться быстро, но может и затянуться — многое зависит от условий конкретного района. По некоторым данным, до сих пор земельные участки получили около 40% семей, претендующих на их получение[1].

При этом важно, чтобы региональные и муниципальные власти провели все подготовительные этапы работы правильно: вопросы собственности земель были согласованы, геодезисты определили точные координаты участков, а сами участки отнесены к категориям, на которых разрешено строительство или садоводство.

К сожалению, в практике разных регионов РФ, включая Подмосковье, немало случаев, когда выделенные для многодетных наделы оказывались либо на территории болот, лесов и оврагов, либо в местах расположения свалок, очистных сооружений и скотомогильников, либо на заповедных территориях. Все это в конечном итоге исключало реальное использование земель, приводило к напрасным тратам времени и денег со стороны многодетных семей, а то и сопровождалось судебными исками в их адрес.

Во-вторых, из перечня необходимых для земельного участка коммуникаций (дороги, электричество, водопровод, канализация, газ) чаще всего присутствуют лишь дороги, но и те не всегда. Учитывая, что в условиях рынка бесплатно выделяются чаще всего лишь самые отдаленные земельные наделы, стоимость создания полноценной инфраструктуры участка может в разы превышать его рыночную стоимость.

Конечно, со временем подводных камней процесса обеспечения участками многодетных становится меньше: совершенствуется взаимодействие муниципальных и региональных властей с федеральными ведомствами. Органы местного самоуправления Московской области теперь обязаны размещать сведения о постановке на учет многодетных семей для бесплатного получения земельных участков, а также о предоставленных участках на своих официальных интернет-сайтах. С мая 2018 года данные о предоставленных участках доступны и в единой государственной информационной системе социального обеспечения. Но, к сожалению, сложностей обретения многодетными семьями земельных наделов остается еще немало.

Таким образом, многодетные семьи в РФ имеют весомые социальные льготы, в том числе возможность бесплатного получения земельных наделов для индивидуального жилищного или дачного строительства либо для садоводства. Порядок выделения участков регулируется региональными законами, а решение о выделении принимается муниципальными органами. Уже тысячи семей в нашей стране воспользовались таким правом и улучшили свое материальное положение. Но хватает и проблем: пребывание в очереди порой затягивается, участок может достаться без коммуникаций, а то и на землях, малопригодных либо совсем непригодных для использования. Поэтому здесь нужно быть внимательным, четко представлять свои законные права и ориентироваться на реальные возможности — свои и конкретных муниципальных органов.

Выплата 250 тысяч рублей. Кому положена.

1. Настоящие методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее — Методические рекомендации), разработаны в соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 1119-р.

2. Целью Методических рекомендаций является оказание методической помощи субъектам Российской Федерации в целях единообразного нормативного правового регулирования случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков (далее — земельные участки), и практики предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления указанной категории граждан земельных участков, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.

3. В Методических рекомендациях содержится круг вопросов, решение которых предусмотрено в рамках нормативного правового регулирования при установлении законами субъектов Российской Федерации случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также рекомендуемый порядок реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками.

4. Положения Методических рекомендаций носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований при разработке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при предоставлении гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков.

5. При установлении случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлена форма нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, который регулирует указанные отношения. Издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих случаи и порядок предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков, не в форме закона субъекта Российской Федерации будет противоречить указанным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

6. В целях установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется разработка и принятие специального закона субъекта Российской Федерации.

В случае разработки закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, рекомендуется решить все вопросы, предлагаемые к урегулированию в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, путем дополнения законов субъектов Российской Федерации главами, разделами и т.д.

7. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предметом правового регулирования закона субъекта Российской Федерации является установление случаев и порядка предоставления гражданам, имеющие трех и более детей, в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не содержат ограничений права выбора гражданами, имеющими трех и более детей, цели предоставления им земельных участков из предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что установленная статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей, законами субъектов Российской Федерации рекомендуется установить случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для любых целей удовлетворения личных потребностей семей на земельном участке, не связанных с ведением предпринимательской деятельности: ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, с установлением особенностей для каждой из указанных целей.

8. В рамках установления случаев предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется определить основания, при наличии которых гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки.

В качестве общих оснований для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется установить следующие условия:

— граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех или более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), либо один из родителей в неполной семье, имеющей трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных) (далее — граждане, имеющие трех и более детей), приняты на учет по месту жительства в целях получения земельного участка для садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

— гражданам, имеющим трех и более детей, ранее бесплатно не предоставлялись земельные участки из государственной или муниципальной собственности;

— иные условия для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, например, такие как проживание граждан на территории субъекта Российской Федерации в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка; отсутствие сделок по отчуждению гражданами земельных участков в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставлении другого земельного участка; дата рождения в семье третьего ребенка, начиная с которой граждане принимаются на учет в целях предоставления земельного участка и т.д., могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации дифференцированно, исходя из сложившейся в субъектах Российской Федерации социально-экономической и демографической ситуации.

При установлении особенных условий предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в зависимости от избранной указанными гражданами цели предоставления земельных участков рекомендуется принять во внимание требования законодательства Российской Федерации, приведенные в разделах III-VI настоящих Методических рекомендаций.

9. Учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им земельных участков рекомендуется осуществлять в муниципальном образовании, на территории которого такие граждане зарегистрированы по месту жительства.

22. При установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется принимать во внимание требования Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Федеральный закон № 66-ФЗ).

23. Учитывая, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства не может рассматриваться как создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище, рекомендуется не устанавливать требование о нуждаемости таких граждан в улучшении жилищных условий и нахождении в связи с этим на соответствующем учете в качестве основания для принятия на учет в целях обеспечения садовыми, огородными или дачными земельными участками.

24. Рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.

25. Законом субъекта Российской Федерации рекомендуется установить внеочередное (или первоочередное) право семей, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства.

26. Учет семей, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется осуществлять в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации для иных категорий граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

При этом установление законом субъекта Российской Федерации внеочередного (первоочередного) права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства на основании требований части 2 статьи 13 Федерального закона № 66-ФЗ позволит включать указанных граждан в отдельные списки в целях предоставления соответствующих земельных участков.

27. При установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в целях ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом № 66-ФЗ.

28. Рекомендуется учитывать, что исходя из требований статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ земельные участки предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан после государственной регистрации такого объединения. Земельные участки в собственность членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 66-ФЗ на основании выбранного варианта размещения земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание право граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях реализации прав таких граждан на бесплатное предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства рекомендуется установить порядок формирования персонального состава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, все члены которого являются гражданами, имеющими трех более и детей, и приняты на соответствующий учет.

29. При установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства рекомендуется принимать во внимание требования Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Федеральный закон № 112-ФЗ).

30. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 112-ФЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.

Согласно статье 4 Федерального закона № 112-ФЗ для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В связи с установленными особенностями использования гражданами приусадебных земельных участков и полевых земельных участков рекомендуется вести дифференцированный учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им приусадебных или полевых земельных участков на основании их волеизъявления.

31. При установлении в законе субъекта Российской Федерации размеров земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, а также условий, необходимых для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, рекомендуется принимать во внимание требование пункта 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ, в соответствии с которым максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

32. При установлении условий для принятия граждан, имеющих трех и более детей, на учет в целях предоставления приусадебного земельного участка рекомендуется учитывать требование пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ, в соответствии с которым приусадебный земельный участок используется в том числе для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков направлено на создание условий для реализации указанными гражданами права на жилище.

В связи с чем может быть установлено условие, при котором граждане, имеющие трех и более детей, принимаются на учет в целях предоставления приусадебного земельного участка в случаях, если они приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Указанное условие рекомендуется устанавливать в субъектах Российской Федерации дифференцированно, с учетом складывающейся социально-экономической и демографической ситуации.

33. Принимая во внимание, что приусадебный земельный участок находится в границах населенного пункта, при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, приусадебных земельных участков рекомендуется установить требования по обеспечению указанных земельных участков объектами инфраструктуры, аналогичные требованиям, рекомендуемым настоящими Методическими рекомендациями при установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

37. Рекомендуется учитывать, что в соответствии с требованиями подпунктов 24 и 29 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, а также вопросов организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Согласно требованиям пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Таким образом, обеспечение земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры может осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий, установленных статьей 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ.

При этом рекомендуется принимать во внимание, что согласно пункту 3.1 статьи 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, утвержденном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

38. Рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.

Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.

При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

39. При планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.

До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

40. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что согласно требованиям части 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, если принимается закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расх��дных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

После принятия положительного решения наступает этап оформления выделенного участка в долевую собственность членов семьи.

Длительность его зависит от цели получения земли:

  1. Для строительства дома. Администрация заключает с одним из членов семьи договор бесплатной аренды. Если за период, указанный в договоре, на участке не начнется строительство здания, то земля подлежит изъятию. После регистрации готового дома в кадастровой палате происходит передача земли и регистрация прав в Росреестре.
  2. Для сельхознужд. В этом случае земля сразу передается многодетной семье с государственной регистрацией прав собственности.

После регистрации собственности у граждан возникает право на распоряжение землей. При принятии решения об отчуждении следует помнить о том, что выдается бесплатный участок многодетной семье всего 1 раз.

Бесплатное предоставление в общую долевую собственность земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, или ведения личного подсобного хозяйства, или создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Гражданам Российской Федерации, имеющим трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающим с ними на территории Ростовской области.

Предоставление земельных участков возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

— земельный участок предоставляется однократно;

— гражданин:

  • имеет трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживает с ними либо является опекуном или попечителем детей, при условии воспитания этих детей не менее 3 лет;

  • проживает на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность;

  • состоит по месту его жительства на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях или имеет основания для постановки на данный учет без признания его малоимущим (в случае, если земельный участок испрашивается в целях индивидуального жилищного строительства, требование введено Областным законом Ростовской области от 29.12.2016 № 939-ЗС, вступившим в силу 01.01.2017).

Земельные участки многодетным семьям: как получить заветные сотки в Москве и МО

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 183-ФЗ был принят 14 июня 2011 года. Он дополняет статью 16 другого нормативно-правового акта под названием «О содействии развитию жилищного строительства». Он содержит данные о предоставлении жилищных льгот малоимущим и многодетным семействам. Положения включают в себя сведения:

  • о размере предоставляемых территорий;
  • о порядке получения места в очереди;
  • о процедуре получения и оформления земельных наделов;
  • о причинах отказа постановки в очередности.

Все представленные правила могут дополняться региональным законодательством. В 2011 году был разработан законопроект, согласно которому семьи с родившимся третьим ребенком вправе претендовать на землепользование, а позже и на оформление участка в собственность. Основные нормы установлены центральной властью, а порядок распределения территорий и их величина формируются местными регламентами.

Сразу после подачи документов в государственный орган супруги задумываются о продолжительности рассмотрения заявки. Как долго власть изучает бумаги? Здесь все зависит от региона. Существует негласное правило, в соответствии с которым, уведомление о постановке на учет должно прийти в течение месяца.

Если документация была подана через портал «Госуслуг», то заявителю придет уведомление на электронную почту. Обычную бумагу вышлют родителю, который подавал справки непосредственно в государственный орган. В большинстве городов России письмо приходит уже через 3 дня. Это не касается Москвы и Петербурга – там ожидание значительно дольше.

После подачи документов семья встанет в очередь на получение субсидии. Государство отправит заявителям официальное письмо о присвоении порядкового номера.

Актуальным остается вопрос о том, как можно узнать очередь на земельный участок многодетной семье. Здесь все просто. Присвоенный номер нужно сверить со списком заявителей, представленным на онлайн-сайте местной администрации. В небольших городах с населением 100-500 тыс. граждан выдача земель происходит достаточно быстро: от пары недель до нескольких месяцев.

Ускорение хода очередности возможно при соблюдении некоторых условий. Во-первых, заявитель обязан иметь статус «нуждающегося в жилом помещении». В составе семейства должно быть не меньше 5 детей.

Также на сокращение срока ожидания влияет наличие ребенка-инвалида. Стоит заранее собрать все необходимые документы и подать прошение об ускорении хода очередности.

В гражданском праве есть три вида собственности: пользование, распоряжение и владение. Оформить полученный участок как свой на первых порах не получится. Государство дает территорию как бы в аренду.

Но даже она может быть ликвидирована, если земля будет пустовать. Сразу при оформлении участка семейство должно начать активное строительство. Достаточно лишь заложить фундамент в первые три месяца со дня получения субсидии, чтобы власти не отняли землю.

Как многодетным получить земельный участок в 2020 году?

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям №138 ФЗ гласит, что полагаются только земельные участки, расположенные на территории РФ, а при этом они должны находиться в том же регионе, где проживает семья. Другие параметры участка, к которым относится его размер и расположение, а также условия предоставления зависят от органов местного самоуправления, в чьем ведомстве находится решение этих вопросов. Также требования, которым должны соответствовать многодетные семьи, могут отличаться в зависимости от региона. Однако имеется минимальный размер участка, который составляет 6 соток, а максимальный размер составляет 15 соток. Также в некоторых регионах предоставляются участки, которые располагаются за пределами региона.

Земельные участки многодетным семьям предоставляются только в случае, если эти семьи соответствуют специальным требованиям и условиям. К этим критериям относятся следующие параметры:

  • в семье должно воспитываться больше двух детей, а их возраст должен быть меньше 18;
  • проживать семья должна на территории Российской Федерации, а при этом проживать в конкретном регионе она должна больше пяти лет;
  • если воспитанием детей занимаются оба родителя, то они должны проживать в официальном браке;
  • у многодетной семьи не должно иметься других участков в собственности.

Если семья полностью соответствует всем вышеперечисленным критериям, то она имеет право претендовать на получение земельного участка от государства совершенно бесплатно.

Перед непосредственным получением участка многодетная семья должна передать в соответствующие государственные органы специальные документы, к которым относится:

  1. копии свидетельств о рождении каждого ребенка, воспитываемого в семье, а дети при этом могут быть как родными, так и приемными, однако их возраст не должен быть старше 18 лет;
  2. копии паспортов родителей или одного родителя;
  3. копия свидетельства о браке, если воспитанием малышей занимаются оба родителя;
  4. справка из ЖЭУ о месте жительства семьи, а также о ее составе;
  5. справка, полученная в органах опеки, а она должна подтверждать родительские права родителей на всех детей;
  6. если дети являются усыновленными, необходимо подготовить подтверждающие это документы.

Полученный земельный участок может применяться для разных целей, к которым относится:

  • строительство дома или дачного строения;
  • животноводство, садоводство или создание огорода;
  • другие цели, которые могут быть совершенно разными, а выбирает их сама семья.

Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется только единожды, а при этом только в одном регионе страны, а чаще всего в том, где именно проживает семья. Довольно частой считается ситуация, когда выданный участок не устраивает семью, в результате чего она может отказаться от него, а после этого нужно будет вновь писать заявление на получение земли и собирать нужные для этого документы. Далее семья вновь становится в очередь, а для получения земли придется вновь ожидать своей очереди.

На каких условиях предоставляются земельные участки для многодетных семей?

Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям 183-ФЗ был принят 14 июня 2011 года. Он дополняет статью 16 другого нормативно-правового акта под названием «О содействии развитию жилищного строительства». Он содержит данные о предоставлении жилищных льгот малоимущим и многодетным семействам. Положения включают в себя сведения:

  • о размере предоставляемых территорий;
  • о порядке получения места в очереди;
  • о процедуре получения и оформления земельных наделов;
  • о причинах отказа постановки в очередности.

Все представленные правила могут дополняться региональным законодательством. В 2011 году был разработан законопроект, согласно которому семьи с родившимся третьим ребенком вправе претендовать на землепользование, а позже и на оформление участка в собственность. Основные нормы установлены центральной властью, а порядок распределения территорий и их величина формируются местными регламентами.

Основанием выделения территории является нахождение на учете у государства. Для этого требуется занять очередь на землю. Многодетным семьям нужно учитывать, что основание для получения субсидии по всей стране одно, а процедура приобретения будет разниться в зависимости от региона.

Главное условие – это заявительный порядок предоставления участков. Компетентные органы попросту не узнают о нужде того или иного семейства в земельной территории ровно до тех пор, пока не будет подано соответствующее заявление.

Этот момент может показаться элементарным, но практика показывает, что граждане не стараются подавать документы, а в большей части надеются на внезапные компенсации.

Выделение земли происходит на основании решения, которое выносится органом местного самоуправления.

Для получения заветной бумаги должна быть реализована подача документов через любые три инстанции:

  • комитет местной самоуправленческой инстанции;
  • администрация или орган исполнительной власти, в ведении которого находятся земельные вопросы;
  • электронный портал «Госуслуги».

Законом не запрещается оформление и передача заявлений через посредника. Особенно актуально это для одиноких родителей. Дозволяется нанять юриста-консультанта, который поможет собрать все необходимые документы и подать их в назначенное место.

Оказание социальной помощи реализуется через участие в федеральной программе «Молодая семья». Для того чтобы получить земельный участок, многодетным семьям придется собрать определенное количество документов. Примерный перечень бумаг выглядит следующим образом:

  • Удостоверения личности супругов и свидетельства о рождении детей.
  • Образец заявления о заключении официального брака, либо форма по номеру 4 / 25 (подтверждение статуса родителя-одиночки).
  • Выписка из домовой книги. С ее помощью государство проверяет факт совместного проживания членов семейства.
  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).
  • Заявление на приобретение земли. Выдается оно в установленной форме. Бланк можно получить в администрации – местном органе исполнительной власти (возможны специальные отделы в инстанциях социальной защиты). На бумаге нужно обозначить цель предоставления участка (под возведение дома, занятие домашним хозяйством и т.д.). Обязательно следует указать основание приобретения льготы – статус «многодетности».

Заявление может быть подана 3 способами:

  1. Путем подачи заявления в комитет земельных отношений в администрации муниципального образования.
  2. Многофункциональный центр.
  3. Сайт госуслуг.

После подачи у должностных лиц администрации есть 1 месяц на проверку представленных документов и принятии решении:

  • О постановке на учет.
  • Об отказе в постановке на учет.

О принятом решение заявитель уведомляется посредством почтовой связи, а если использовалась подача электронного документа, то в дополнение к «Почте России» копия будет направлена на электронный адрес.

Причиной отказа в предоставлении земельного участка многодетным — является:

  • Несоблюдение условий.
  • Предоставление искажённых, неверных сведений.

Стоит обратить, что решение об отказе можно обжаловать в порядке ст. 22 КАС РФ. Срок подачи административного искового заявления составляет 3 месяца, которое подается в районный суд.

Если после постановки на учет семья через какое-то время перестает отвечать требованиям, то по решению местной администрации она подлежит исключению из реестра. Например, ребенок отчислиться с института.

Согласно федеральному закону с момента постановки семьи на учет, до предоставления ей земельного участка должно пройти не более года.

  1. Есть инвалид.
  2. Свыше 5 несовершеннолетних.
  3. Которые в соответствии с законом признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Общие положения

В настоящее время в Российской Федерации действует Федеральный закон № 161-ФЗ от 24.07.2008, в рамках которого ведется политика содействия развитию жилищного строительства. В данном законе указано, на каком основании и при каких условиях многодетная семья может стать в очередь на земельный участок и когда она сможет его получить.

За предоставление земли в нашей стране отвечают местные органы власти. Так, если в наличии имеются подходящие участки, собирается комиссия, которая принимает решение о том, что определенная земля может быть передана во владение многодетных семей. Данное решение закрепляется документально, после чего составляется утвержденный перечень объектов.

В Законе № 161-ФЗ не сказано, на какой участок может рассчитывать многодетная семья, но исходя из практики, сложившейся в регионах нашей страны, размер предлагаемой площади варьируется в зависимости от региона проживания в пределах от 6 до 15 соток.

В настоящее время норма права о получении земли является действующей, несмотря на то, что уже не один год ведутся обсуждения по поводу отмены выделения таких наделов многодетным. К сожалению, в реальности правом на получение участка воспользоваться не так уж и просто: под социальные цели выделяют крайне мало земли, а если и выделяют, то далеко от города, невысокого качества и с полным отсутствием инфраструктуры в окрестностях.

Еще в 2011 году был подписан специальный закон №138 Медведевым, на основании которого каждая многодетная семья имеет право совершенно безвозмездно получить землю, которая может применяться для разных целей. Допускается даже возводить на таком участке частный дом, предназначенный для постоянного проживания семьи. Земля многодетным семьям назначается не только для полных семей, поскольку даже отцы и матери-одиночки, занимающиеся воспитанием более 2-х детей, имеют право на участок. При этом неважно, являются ли дети родными или усыновленными.

  • скидка на уплату коммунальных услуг и компенсация за топливо для обогрева жилья;
  • проезд на бесплатной основе для детей в школьном и общественном транспорте;
  • зачисление в детский сад без ожидания в очереди;
  • бесплатное школьное питание;
  • бесплатная школьная форма и спортивные комплекты для школьников;
  • раз в месяц дети имеют право на бесплатной основе посетить любое заведение отдыха, культуры и развлечения (музей, парки, выставки);
  • муниципальная помощь родителям в становлении бизнеса, хозяйственных, фермерских структур, а именно: предоставление земельных участков, сокращение налогов и скидки на аренду недвижимости;
  • освобождение от оплаты коммерсантского регистрационного налога;
  • выделение земельных участков без очереди для хозяйственных нужд;
  • льготное предоставление строительных материалов, транспортного средства и жилья;
  • помощь в приобретении беспроцентного кредита, лизинга и ссуды.

Рекомендуем прочесть: Где ставят печать о разводе


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *