Возврат обеспечения заявки по конкурсу по 44 фз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возврат обеспечения заявки по конкурсу по 44 фз». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Обычно вопроса о том, возвращается ли обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе, не возникает. Если со стороны участника не было нарушений, деньги вернутся независимо от того, победит он или нет. Другое дело, если поставщик что-то нарушил. Претендент на контракт потеряет деньги, предоставленные для участия в закупке, если:

  • выиграл, но уклонился от заключения контракта;
  • в течение квартала на одной и той же электронной площадке заявка отклонялась 3 раза, блокировка суммы в размере обеспечения заявки не отменится.

Если организация, в рамках участия в закупке, предоставит банковскую гарантию, те же основания станут поводом для обращения в банк, выдавший гарантию, за выплатой гарантированной суммы.

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

При поиске исполнителей государственных заказов покупатели проводят конкурсные процедуры, обязательным условием которых является перечисление участниками некоторой суммы в виде обеспечения заявки. Эти средства гарантируют серьезность намерений потенциальных исполнителей, их платежеспособность, а также являются страховкой от убытков заказчика.

44-ФЗ в рамках государственных заказов предусматривает два вида обеспечения – заявки и контракта. Первое является обязательным, данное требование включается в конкурсную документацию. Что касается обеспечения контракта, то этот вопрос остается на усмотрение заказчика.

Смысл обеспечения заявки и контракта, требования по которым предъявляются на основании 44-ФЗ, состоит в том, что заказчик получает дополнительные гарантии покрытия убытков как при проведении процедуры выбора поставщика, так и при последующем исполнении работ по договору.

Закон 44-ФЗ, требуя обеспечить заявки, добивается следующего:

  • Компании, претендующие на участие в государственных закупках, демонстрируют определенный уровень платежеспособности.
  • Количество поданных на каждую из процедур заявок сокращается.
  • Снижается вероятность уклонения победителя от подписания контракта.

Таким образом, обеспечение заявки повышает ответственность участников конкурсных процедур. Поскольку за счет такой страховки субъект, выигравший тендер, не может без последствий и веских причин взять и передумать, то из числа участников на самом начальном этапе исключаются экономические агенты без достаточной финансовой базы. В противном случае любое только что зарегистрированное ООО или ИП, не имея фактических ресурсов для исполнения договора, могло бы подать демпинговую заявку, выиграть тендер, а потом отказаться подписывать контракт.

Размер обеспечения составляет от 5% до 30% от НМЦ, указанной в документах о закупке. Если НМЦ превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан повысить планку — от 10% до 30% от НМЦ, но не меньше суммы аванса (если он предусмотрен контрактом). Если аванс больше 30% от НМЦ, размер обеспечения равен авансу. Обеспечить контракт можно переводом денег на счет заказчика или банковской гарантией.

Заказчик обязан вернуть обеспечение контракта в течение 30 дней после подписания закрывающих документов (в течение 15, если закупка походила среди малого бизнеса). Подавая заявку, посмотрите в проекте контракта, есть ли такой пункт в документе. Если заказчик не установил срок, подайте запрос на разъяснение. Если это не поможет, жалуйтесь в ФАС на документацию о закупке (ч. 27 ст. 34 44-ФЗ).

Бывает, что заказчик нарушает условия возврата: контракт уже закрыт, а обеспечение заказчик не вернул. Если вы обеспечивали контракт живыми деньгами, пишите претензию с требованием вернуть деньги. Вы также вправе требовать проценты за их использование (ст. 395 ГК РФ и ст. 317.1 ГК РФ).

Если заказчик не реагирует, обращайтесь в суд. Заказчик несет за это нарушение административную и в некоторых случаях уголовную ответственность (ст. 107 44-ФЗ).

Если контракт по каким-то причинам не подписали в течение 30 дней после объявления победителя, закупка признается несостоявшейся. В этом случае деньги, которые победитель внес в качестве обеспечения, должны вернуть за 5 рабочих дней.

Во-первых, обращайте внимание, есть ли в контракте конкретные сроки, в которые:

  • Заказчик принимает товары и проводит экспертизу качества,
  • Подписывает акты выполненных работ,
  • Перечисляет деньги исполнителю после подписания акта.

Если конкретики нет, вы можете попасть в ловушку. Например, заказчик будет переносить экспертизу качества уже поставленного товара, потому что «нет нужного специалиста» или «нет условий для проведения экспертизы».

Во-вторых, проверяйте заказчика до того, как подавать заявку. У хронических неплательщиков обычно по несколько арбитражных исков. Если заказчик оплачивает исполненный контракт только после суда, задумайтесь: стоит ли участвовать в закупке.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ – это денежная сумма, которую участник закупки передает другой стороне в качестве доказательства заключения контракта в результате определения поставщика. Фактическое поступление денежных средств на банковский счет является задатком и образует обеспечение заявки по 44-ФЗ. Определение задатка дается в статье 380 Гражданского кодекса.

Особенность обеспечения заявки по 44-ФЗ в том, что оно не засчитывается в счет других платежей по контракту и подлежит либо возврату, либо удержанию.

Механизм обеспечения заявок описан в статье 44 федерального закона 44-ФЗ.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ удерживается и его возврат не осуществляется, если:

  • Участник отказался заключить контракт с заказчиком или уклонился от заключения контракта
  • Участник до заключения контракта не предоставил обеспечение контракта или предоставил с нарушением условий
  • Участника электронного аукциона 3 раза отклонили по вторым частям заявок в течение 1 квартала на 1 электронной площадке

Во всех остальных случаях обеспечение заявки по 44-ФЗ в полном объеме возвращается.

Победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обеспечение заявки возвращается после заключения контракта.

Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе по 44-ФЗ

При подаче документов прикладывается оригинал платежного поручения о перечислении денежных средств на расчетный счет заказчика, указанной в документации. Документ должен быть подписан, иметь дату и отметку банка об исполнении.

При вскрытии конвертов комиссия проверяет наличие платежного документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки и оглашает факт наличия такого обеспечения. Денежные средства должны поступить на расчетный счет заказчика до даты рассмотрения и оценки заявок. Иначе считается, что участник не предоставил обеспечение заявки по 44-ФЗ.

Возврат денежного обеспечения заявки осуществляется в течение пяти рабочих дней.

Банковская гарантия по 44-ФЗ может использоваться для обеспечения заявки в конкурсе.

Требования к банковской гарантии для обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта одинаковые.

В кратком виде – это:

  • Безотзывная банковская гарантия
  • Один из 294 банков, включенных в реестр Минфина
  • Наличие в реестре банковских гарантий

Срок выдачи банковской гарантии для обеспечения заявки по 44-ФЗ не менее двух месяцев с даты окончания подачи заявок.

Получение банковской гарантии требует затрат в размере 3-5% от суммы обеспечения заявки по 44-ФЗ. Эти деньги не возвращаются.

Неважно проиграли вы или одержали победу. Победитель компенсирует расходы на банковскую гарантию получением прибыли от оплаты по контракту. Напомним, потребуется еще одна банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.

Возврат банковской гарантии в случае отклонения, отмены закупки не производится.

Проигравший участник компенсирует расходы на получение банковской гарантии за счет победы в других закупках по 44-ФЗ.

Обеспечение заявки возвращается участнику (за исключением победителя) после:

  1. Подписания протокола рассмотрения и оценки, протокола подведения итогов
  2. Отмены конкурса или аукциона
  3. Отклонения или отзыва заявки участника
  4. Подачи документов после окончания сроков
  5. Отстранения участника закупки, в случае выявления несоответствия требованиям
  6. Получения заказчиком решения контрольного органа (ФАС)

При проведении электронного аукциона Заказчик должен установить требование к обеспечению заявки. Помимо обеспечения участия в аукционах/конкурсах банковской гарантией, можно также заменить такое обеспечение на денежные средства. Наличие денежных средств поставщик/участник аукциона должен обеспечить на своем специальном счете в банке, при подаче заявки — площадка их «замораживает» на спец счете.

Для конкурса и закрытого аукциона возможно предоставить

банковскую гарантию для обеспечения участия

. Возврат и взыскание по банковской гарантии не производится (ч.7 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).

Минимальная стоимость банковской гарантии составляет около 1000 рублей. И так как размер обеспечения заявки составляет всего от 0,5% до 5%, то для участника выгоднее внести обеспечение банковской гарантией вместо собственных средств.

Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ

Победителю торгов обеспечение заявки возвращается только после заключения с ним контракта. Всем остальным участникам тендера обеспечение возвращается в установленный регламентом ЭТП срок до заключения контракта в случае наличия победителя, а также при отмене определения поставщика, подрядчика или исполнителя, при аннулировании заявки участником до оговоренного окончания срока подачи заявок, в случае отклонения заявки, при получении заявки на участие в процедуре определения исполнителя после окончания срока подачи заявок и в ряде других случаев.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.

Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно ему. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.

Как уже говорилось выше, при проведении некоторых видов закупок обеспечение заявки по 44-ФЗ возможно вносить не денежными средствами, а банковской гарантией. К данному документу предъявляется ряд требований.

Во-первых, стоит отметить, что каждая гарантия выдается под определенную закупку.

Во-вторых, она должна быть безотзывной и срок ее действия должен быть не менее 2-х месяцев после окончания приема заявок.

Также, есть ряд требований к информации, которая должна быть отражена в данном документе:

  1. срок действия гарантии;

  2. обязательства принципала, гарантом исполнения которых выступает банк;

  3. условие о том, что гарант считается исполнившим свои обязательства при перечислении денежных средств на счет заказчика;

  4. список документов (установленных Правительством РФ), которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом выплатить возмещение, согласно условиям банковской гарантии;

  5. обязанность гаранта в уплаты неустойки, в случае просрочки выплаты по договору;

Каждая выданная гарантия должна вноситься банками в официальный реестр банковских гарантий, тем самым подтверждая свой правовой статус.

Совет: выбирая способом обеспечения заявки в конкурсе банковскую гарантию, стоит убедиться, что банк, выдавший документ, находится в списке МинФина и является реестровым банком на право выдачи данного документа.

Если все эти условия соблюдены, то можно быть уверенным, что заказчик примет документ в качестве обеспечения участия.

Рассмотрим случаи, при которых возвращается обеспечение заявки.

Событий, при которых будет осуществляться возврат обеспечения участия, несколько:

  1. подрядчик отозвал заявку до окончания срока их приема;

  2. подрядчика отклонили после рассмотрения заявок. Это может быть после оценки первой, второй части или заявки на конкурс;

  3. закупка была отменена;

  4. заявка была подана после окончания срока приема, указанного в извещении;

  5. поставщик не выиграл закупку;

  6. если контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в праве заключения контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на тендер победителю закупки производится только после того, как выигравший подрядчик и заказчик заключат контракт.

Если подрядчик предоставлял банковскую гарантию на обеспечение заявки, она не возвращается принципалу — по ней не производятся выплаты.

Т.к. обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в закупке гарантия того, что подрядчик является благонадежным партнером и выполнит все условия участия в установленные сроки, то в ФЗ-44 определены случаи, при наступлении которых заказчик не осуществляет возврат, оставляя обеспечение участия в закупке себе.


Когда вам вернут обеспечение и оплатят контракт

При проведении электронного аукциона Заказчик должен установить требование к обеспечению заявки. В отличие от конкурса и закрытого аукциона, на электронном аукционе согласно ч. 1, 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ обеспечение заявки возможно только в виде денежных средств. Эти деньги участник торгов перечисляет на счет площадки, на которой проходит аукцион.

Победителю торгов обеспечение заявки возвращается только после заключения с ним контракта. Всем остальным участникам тендера обеспечение возвращается в установленный регламентом ЭТП срок до заключения контракта в случае наличия победителя, а также при отмене определения поставщика, подрядчика или исполнителя, при аннулировании заявки участником до оговоренного окончания срока подачи заявок, в случае отклонения заявки, при получении заявки на участие в процедуре определения исполнителя после окончания срока подачи заявок и в ряде других случаев.

  • Подача заявки
  • Поиск аукционов
  • Оценка аукционной документации
  • Предоставление электронно-цифровой подписи
  • Аккредитация на торговых площадках
  • Предоставление рабочего места для участия в торгах
  • Удаленная настройка рабочего места для участия в торгах
  • Подача жалобы в ФАС
  • Запрос на разъяснение положений аукционной документации
  • Заключение контракта. Подготовка протокола разногласий к проекту контракта

Для определенных категорий учреждений законодательством предусмотрен максимально допустимый размер обеспечения заявки:

  • для УИС (предприятий уголовно-исполнительной системы): не больше 2% НМЦК;
  • для организаций инвалидов: не больше 2% НМЦК;
  • для СМП (субъектов малого предпринимательства): не больше 2% НМЦК;
  • для СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций): не больше 2% НМЦК.

В законе 223-ФЗ требования к обеспечению заявок не прописаны, поэтому каждый Заказчик определяет их самостоятельно в собственном Положении о закупках. Как показывает практика, чаще всего Заказчики берут за основу требования по 44-ФЗ и вносят изменения в соответствии с собственными пожеланиями.

В качестве обеспечения заявки, как правило, устанавливается денежный залог, который перечисляется на счет Заказчика.

Заявка вашей компании на участие в государственном конкурсе согласно Закону № 44-ФЗ принимается только в том случае, если присутствует ее материальное обеспечение, которое при определенных условиях будет удержано в пользу заказчика. Для участия в электронных аукционах принимается либо банковская гарантия, либо денежное обеспечение. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания подачи заявок. На такой же срок блокируются денежные средства на счете участника конкурса.

Следует иметь в виду, что победителю конкурса потребуется еще и финансовое обеспечение исполнения контракта, которое также может быть либо в виде банковской гарантии, либо в виде денежных средств, внесенных на указанный заказчиком счет. В какой форме будет предоставлено обеспечение, участник закупки, с которым заключается контракт, выбирает самостоятельно. Срок действия банковской гарантии в данном случае должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Таким образом, от потенциального поставщика требуются два финансовых подтверждения намерений: по участию в конкурсе и по исполнению контракта.

Сумма обеспечения устанавливается в процентном соотношении от начальной (максимальной) цены контракта — НМКЦ. В соответствии с Законом № 44-ФЗ и изменениями, внесенными пунктом 1 постановления Правительства РФ от 12 апреля 2018 года № 439, размер обеспечения заявки варьируется в зависимости от суммы контракта и типа поставщика.

  • В случае если размер НМКЦ находится в пределах от 5 до 20 млн рублей, размер банковской гарантии должен составлять от 0,5 до 1% данной цены.
  • При стоимости контракта более 20 млн рублей это уже 0,5–5%.
  • В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, либо организация инвалидов и НМКЦ превышает 20 млн рублей, размер обеспечения заявки не может быть выше 2% НМКЦ.
  • Для контрактов, НМКЦ в которых составляет от одного до пяти миллионов рублей, Министерством финансов признано целесообразным с 1 июля 2018 года устанавливать размер обеспечения заявок по аналогии права в пределах, установленных для контрактов, размер НМКЦ в которых находится в диапазоне 5–20 млн рублей, т.е. 0,5–1% данной цены (см. письмо Минфина России от 23 мая 2018 года № 24-02-05/34911)[1].

За счет такого распределения сумм есть возможность объективно оценить перспективы компании-участника.

Возврат обеспечения заявки на участие в конкурсе по 44 и 223 ФЗ 2020 г.

Положения Закона № 223-ФЗ применимы к обеспечению заявки, если заказчик относится к одной из следующих категорий:

  1. государственные корпорации;
  2. государственные компании;
  3. субъекты естественных монополий;
  4. организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  5. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки за счет грантов (субсидий);
  6. государственные и муниципальные унитарные предприятия, бюджетные учреждения, ведущие закупки для привлечения субподрядчиков по контрактам, в которых являются исполнителями;
  7. автономные учреждения;
  8. хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, и их дочерние хозяйственные общества;
  9. бюджетные учреждения при наличии принятого и размещенного в ЕИС в соответствующие сроки Положения о закупке.

Такой заказчик имеет право, но не обязан требовать обеспечение заявки/договора. Способы и размеры обеспечения заявки, в случае его необходимости, указываются в конкурсной документации. Банк, предоставляющий банковскую гарантию, должен находиться как минимум в списке лучших пятидесяти банков по версии Минфина России. При этом в реестре банков Минфина, с которым сверяются по Закону № 44-ФЗ, банк может и не фигурировать. Также нет жестких формулировок по определению суммы обеспечения в зависимости от цены контракта, данный вопрос заказчик решает сам.

Итак, для участия в госконкурсах в соответствии с Законом № 44-ФЗ каждый потенциальный исполнитель должен предоставить денежный залог или банковскую гарантию обеспечения заявки, т.е. заручиться поддержкой какого-либо банка, готового покрыть возможные расходы. Также банковская гарантия может понадобиться для обеспечения участия в конкурсе или аукционе, проводимом по Закону № 223-ФЗ, если заказчик посчитает нужным выставить подобное требование. Важным моментом оформления документа являются прописанные в нем условия, на что надо обратить особое внимание при подписании договора банковской гарантии.

Как получить финансовое обеспечение конкурсной заявки в требуемые законодательством сроки и не совершить при этом ошибок, мы попросили рассказать Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«В том случае, когда для участия в конкурсе необходимо предоставить финансовое обеспечение заявки, но нецелесообразно использовать собственные средства, можно оформить банковскую гарантию либо получить тендерный кредит.

КСК групп, работая почти четверть века по осуществлению содействия крупному и среднему бизнесу в привлечении дополнительных источников финансирования, обладает колоссальным опытом практического характера в данной сфере. Обращаясь к нам, клиент может не сомневаться в том, что получит кредит или сможет оформить банковскую гарантию в те сроки, которые ему необходимы, и при максимально добросовестном изучении документации. Последний момент весьма важен, поскольку к условиям, прописанным в банковском договоре, стоит отнестись очень внимательно и убедиться, что они полностью устраивают принципала, иначе его могут ожидать неприятные последствия.

Наши эксперты осуществляют тщательную подготовку сделки, которая включает предварительную диагностику компании-клиента на основании финансовой (бухгалтерской) отчетности и занимаемого в отрасли положения. В обязательном порядке учитываются все нюансы будущей сделки: сроки, ставки и пр. Посредством тщательного анализа удается подобрать соответствующий банк (обычно это один из доверенных банков-партнеров), структурировать сделку и согласовать условия. Именно поэтому заявки КСК групп, подготовленные для банка, всегда рассматриваются в приоритете, и в большинстве случаев мы добиваемся принятия положительного решения на кредитном комитете банка.

Особенностью работы КСК групп является стремление максимально полно выполнить взятые на себя обязательства, поэтому мы стараемся не только привлечь финансирование на необходимый срок, но и помочь нашему клиенту сэкономить на процентах и/или получить индивидуальные условия по залоговому обеспечению сделки. Это становится возможным благодаря тому, что данные вопросы решаются нами непосредственно с руководством кредитной организации.

Минуя среднее звено, удается добиться и максимальной оперативности в рассмотрении подаваемых нами заявок: при необходимости КСК групп в состоянии оформить получение банковской гарантии в течение всего лишь суток».

Целью обеспечения заявок является защита заказчика от убытков, связанных с недобросовестностью участников. В случае совершения нарушений деньги зачитывают в качестве компенсации вреда. На практике взыскание далеко не всегда бывает простым. Аналитики выделили несколько интересных прецедентов и позиций.

№ п.п. Описание ситуации Юридические нюансы
1

Удержание проводится при следующих условиях:

  • заявка отклонена;
  • причиной послужило невыполнение требований ко второй части;
  • документы вернули в третий раз за квартал.

Деньги передают заказчику по истечении 30 суток со дня принятия решения об удержании.

На практике возникает спор относительно отсчета 3-месячного срока. МЭР РФ полагает, что началом периода является день первого возврата. Эту точку зрения ведомство отразило в письме Д28и-2803 от 10.12.2014 года. Однако юристы ставят позицию под сомнение. Правозащитники ссылаются на статью 192 ГК РФ. Норма содержит указание на необходимость отсчета кварталов с начала года.
2

Основанием взыскания послужило отклонение заявки в следующих условиях:

  • участник претендует более чем на 3 заказа;
  • в 3 пакетах вторые части заявки признаны несоответствующими требованиям.

Обеспечение перечисляют третьему заказчику, отклонившему документы.

О судьбе гарантий по оставшимся заявкам однозначного упоминания в нормативно-правовых актах нет. Одни суды обязывают оператора возвращать деньги участнику, поскольку признака систематичности в действиях не наблюдается (постановление АС СКО № Ф08-7252/2015 от 3.11.2015 года). Другие признают поведение виновным и применяют меры гражданско-правовой ответственности по каждому из эпизодов (постановление АС ВВО № Ф01-1528/2015 от 01.06.2015 года).
3 Удержание производят в рамках уклонения от заключения контракта.

Отказать в возврате обеспечения заявки могут при отсутствии документов, необходимых для подписания сделки. Однако деньги подлежат возврату, если антимонопольный орган не усмотрит в действиях победителя вины.

Важно! Если второй лидер конкурсной гонки отказался заключать договор, взыскать с него средства нельзя.

Таким образом, неурегулированных вопросов относительно правил предоставления гарантий еще предостаточно. Участникам закупочной деятельности следует разрешать их, опираясь на практику. В этом случае вероятность ошибки существенно снижается.

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК.

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК.

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов.

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

В каких случаях не возвращают обеспечение заявки по 44 ФЗ?

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;
— отстранение участника от торгов;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— направление заявки после окончания срока подачи заявок;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

— опубликование итогового протокола;
— отмена торгов;
— подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
— получение заявки после истечения срока для подачи;
— истечение срока аккредитации;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
— отстранение участника от торгов;
— участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
— заявка не соответствует требования документации и Закона;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

— уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— непредоставления обеспечения исполнения контракта;
— подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

Под обеспечением заявок понимается установленное в каждой закупке количество денежных средств, которые блокируются на счете участника на торговой электронной площадке в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации. По Закону о контрактной системе для конкурсов и аукционов обеспечение является обязательным условием участия в торгах. Другой закон, регулирующий проведение закупок госкорпорациями, госкомпаниями — естественными монополистами в сфере коммунальных услуг, ГУПами, МУПами и т. д., — Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон о закупках) — не устанавливает обязательности обеспечения заявки. Законодатель оставил право регулировать механизм обеспечения и его размер за компаниями, подпадающими под действие закона. Однако это не значит, что для каждого конкурса заказчик будет разрабатывать новые правила. Все условия проведения конкурсов должны быть прописаны в положении о закупках. В частности, заказчик имеет право требовать обеспечение заявки, указав способы и размеры обеспечения в конкурсной документации.

Обеспечение заявки свидетельствует о благонадежности и серьезности намерений участника закупок и гарантирует подписание контракта с победителем конкурса или аукциона. Если контракт не будет заключен по вине победителя конкурса, то обеспечение заявки остается в качестве компенсации у заказчика.

Статья 44 Закона о контрактной системе предусматривает только два вида обеспечения заявки. Это могут быть денежные средства участника конкурса или банковская гарантия. Причем требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки. Выбор способа обеспечения заявки остается за участником закупок. Однако закон определяет, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

Рассмотрим подробнее каждый способ обеспечения заявки.

Как вернуть обеспечение заявки на участие в торгах

С вопросом о том, как оформить банковскую гарантию в сжатые сроки, мы обратились к представителю компании КСК групп, Андрею Тюрину, руководителю практики «Привлечение банковского финансирования». И вот что он ответил:

«Юридические компании по всей России, в том числе КСК групп, предлагают взять на себя оформление документов и переговоры с кредитными организациями с целью получения банковской гарантии для клиента. Этими услугами пользуются фирмы, нацеленные на участие в тендерах, но не имеющие отдельного сотрудника для решения вопросов с обеспечением заявок. В силу опыта, накопленного за время выполнения заказов по получению банковских гарантий, наша компания оформляет документы заказчиков быстро (иногда лимит времени устанавливается в одни сутки) и имеет больше шансов на положительный результат.

Как уже было сказано, КСК групп является одной из фирм, оказывающих услуги в данном направлении. Сотрудники нашей компании работают адресно, направляя заявку на получение гарантии в один из банков-партнеров, ориентируясь на его запросы, в то время как иные консультанты предпочитают наудачу «разбрасывать» документы по десяткам кредитных организаций. Индивидуальная работа на уровне руководства банка и глубинное знание рынка позволяют нам максимально увеличить шансы на получение наилучших условий по банковской гарантии для клиента.

Стоимость выполнения заявки по получению банковской гарантии варьируется и зависит от финансового положения компании, структуры сделки и многих других факторов. Поэтому консультанты КСК групп всегда готовы прийти к взаимовыгодному соглашению с клиентом».

Существует ряд причин, по которым заказчик может не отреагировать на требование поставщика о возврате денежных средств, внесенных для обеспечения контракта:

  • объектом обеспечения является банковская гарантия;
  • в случаях, когда направленное заявление на возврат некорректно или не содержит важной информации о реквизитах;
  • если у заказчика есть претензии к выполненным работам или поставленным товарам;
  • поставщик не оплатил неустойку по договору за услуги ненадлежащего качества.

Но в ситуациях, когда поставщик уверен в своей правоте и оснований для задержки у заказчика нет, следует составить исковое заявление и обратиться в суд. Правда перед этим шагом необходимо удостовериться, что все условия договора выполнены и закон будет на стороне исполнителя.

Действующее законодательство четко регулирует порядок внесения обеспечения для исполнения контракта, в то время как момент возврата практически не оговаривается. Это требует от поставщиков внимательного изучения проекта договора на наличие информации о сроках перечисления задатка и вытекающих отсюда условий.

Обеспечение заявки является подтверждением того, что поставщик серьезно намерен участвовать в закупке и заключить контракт, предложенный заказчиком. Размер обеспечения заявки варьируется от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Сколько именно придется заплатить — это определяет заказчик в закупочной документации. Способ обеспечения заявки зависит от вида процедуры. Если это электронный аукцион, то оператор (электронная площадка) блокирует на лицевом счете участника необходимую сумму. Если закупка проводится в виде конкурса или закрытого аукциона, то заявка обеспечивается либо переводом денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

Обеспечение заявки вернется к поставщику вне зависимости от исхода закупки. Единственное исключение — если исполнитель по результату процедуры оказался единственным подходящим поставщиком или был единственным участником, но от заключения контракта отказался. В этом случае он не только потеряет обеспечение заявки, но и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Когда закупка состоялась (подписан итоговый протокол), оператор торгов обязан вернуть деньги всем участникам. Тем, кто не стал первым, средства вернутся в течение одного рабочего дня. Тот участник, который победил, получит обратно обеспечение заявки после подписания контракта. Напомним, что это может состояться не ранее чем через 10 дней после публикации результатов в ЕИС. Если закупка признана несостоявшейся, то также в течение одного рабочего дня будут разблокированы средства всех участников.

Освободившимися средствами можно воспользоваться двумя способами — вывести их обратно на расчетный счет (если дальнейшее участие в закупках на этой площадке в планы не входит) либо использовать для других заявок.

банковскую гарантию для обеспечения участия

Обеспечение контракта является гарантией того, что поставщик намерен качественно и своевременно исполнить свои обязательства.

Размер обеспечения контракта куда серьезней, чем обеспечения заявки. Он может варьироваться от 5 до 30% начальной цены контракта, а если она более 50 млн рублей, то от 10 до 30%. Если контракт предусматривает выплату аванса, то сумма обеспечения не может быть меньше суммы аванса. Форму поставщик выбирает самостоятельно — банковская гарантия или «живые» деньги на счет заказчика.

В какие сроки поставщик получит назад обеспечение контракта? Ответ на этот вопрос нужно искать в закупочной документации, и лучше до подачи заявки на участие. Если такая информация отсутствует, можно обратиться к заказчику и все-таки выяснить этот вопрос. Если последний будет отмалчиваться, то можно смело обращаться в ФАС и жаловаться на заказчика на основании части 27 статьи 34 закона № 44-ФЗ.

А что же делать, если заказчик по какой-то причине не возвращает обеспечение в срок? Требовать этого в письменном виде, составив претензию. Следует помнить, что кроме возврата самой суммы, поставщик может требовать от заказчика уплаты процентов за пользование его денежными средствами. Если заказчик будет сохранять молчание и после получения претензии, следует обратиться в суд. Такой же порядок истребования оплаты применяют и тогда, когда заказчик не оплачивает исполненный контракт. Срок исковой давности для обращения в суд составляет 3 года.

К слову, в последнее время проблема неплатежей по госконтрактам привлекла внимание властей. Правительство разработало проект закона, который установит для заказчиков 30-дневный срок на оплату исполненного контракта. Если такой порядок будет утвержден, то в течение месяца заказчики обязаны будут платить всем исполнителям, а не только субъектам малого предпринимательства, как сегодня. Второй законопроект, который также находится на рассмотрении депутатов, вводит штрафы в размере 10000-50000 рублей за указанное правонарушение. Сегодня похожие штрафы установлены только за нарушение сроков оплаты по гособоронзаказу.

Однако не стоит уповать только на законодателей — в первую очередь поставщику самому следует проявлять осмотрительность. Прежде чем подавать заявку на участие в закупке, специалисты рекомендуют тщательно ознакомиться с документацией. Если в ней прописаны сроки, в которые заказчик обязан вернуть обеспечение контракта, принять товар (работу, услуг), провести экспертизу качества, подписать акт выполненных работ и перечислить денежные средства, то поставщику можно особенно не беспокоиться.

Но если проект контракта не содержит точных сроков, то есть риск столкнуться с их затягиванием со стороны заказчика под различными предлогами. Например, из-за невозможности провести экспертизу качества товара, который уже поставлен, потому что для этого нет условий. Также следует обратить внимание на то, как заказчик ранее оплачивал контракты. Как минимум стоит проверить, нет ли у него в недалеком прошлом арбитражных исков и исполнительных листов. При их наличии стоит задуматься о том, тратить ли время на работу с этим заказчиком или сосредоточиться на других закупках.

Размер обеспечения заявки по 44-ФЗ составляет 0,5% – 5%. Обеспечение заявки по 44-ФЗ рассчитывается в виде процента от начальной (максимальной) цены контракта.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ на электронный аукцион с начальной ценой до 3 миллионов рублей равно 1%.

Для закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП) устанавливаются льготные условия. Обеспечение заявки для СМП по 44-ФЗ не более 2%. Заказчик самостоятельно определяет обеспечение заявки по 44-ФЗ. Размер устанавливается в рублях и указывается документации закупки.

Обучение и помощь по 44-ФЗ

Заказчик обязан установить обеспечение заявки в пределах 0,5 – 5%.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ предоставляется в виде денежных средств или банковской гарантии на усмотрение участника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *