Преимущественное право покупки объекта культурного наследия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Преимущественное право покупки объекта культурного наследия». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 33. Преимущественное право покупки объекта культурного наследия

л 1

о

м

•<

ей И

К

о

ас ££

к ё

о щ

о

м

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ГерасимоВ Геннадий АнатольеВи/ч

Преимущественное праВо покупки объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия имеют особый правовой режим, который заключается в их исторической ценности, уникальности, неповторимости, при этом они являются объектами гражданского оборота, обремененные охранным обязательством.

Продажа, дарение, отчуждение памятников истории и культуры; преимущественное право

соответствии со ст. 63 Федерального закона от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [1] (далее — Закон об объектах культурного наследия) впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено Законом об объектах культурного наследия к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 г. сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры РФ, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. №865, и применяемые постольку, поскольку указанные правила не противоречат Закону об объектах культурного наследия.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 г. №865 [2] продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускаются с обязательным предварительным уведомлением государственных органов охраны памятников. При продаже памятников истории и культуры государство имеет преимущественное право покупки. Сделки в отношении памятников, совершенные в нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна.

Так согласно постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 октября 2006 г. по делу №КГ-А40/9814-06 суд исходил из того, что ограничения при использовании объекта, установленные в п. 4 ст. 52 Закона №73-ФЗ, в которых не содержится запретов на продажу объекта культурного наследия, а также обязанности сторон договора купли-продажи получать согласие государственного органа по охране памятников на совершение сделки.

Таким образом, ФАС МО посчитал, что суд апелляционной инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований о признании недействительным договора купли-продажи вновь выявленного объекта культурного наследия, заключенного между ответчиками, и применении последствий недействительности сделки, так как у ответчиков отсутствовала обязанность за месяц до изменения субъекта собственности на памятник вследствие его отчуждения уведомлять государственные органы о предстоящем отчуждении.

Противоположная этому решению является определение ВАС РФ от 07.10.2008 г. №12517/08, согласно которому отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора постановления ФАС Московского округа от 21.04.2008 г. №КГ-А40/571-08-П по делу №А40-70602/05-6-440 и Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 г. №09АП-19137/2007-ГК, согласно которым исковые требования о признании недействительным договора купли-продажи объекта культурного наследия удовлетворены правомерно, так как спорное здание было продано с нарушением норм, установленных Положением об охране и использовании памятников истории культуры, в частности, суд указал на нарушение при совершении сделки абз. 3 п. 4 Положения об охране и использовании памятни-

г

ков истории культуры, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. №865, об обязательном предварительном уведомлении государственных органов охраны памятников о намерении продать памятник истории и культуры, которым является Городская усадьба Сологуба: главный дом с церковью, службами, парадным двором и оградой Городская усадьба Долгоруких (спорное здание).

При этом также остается нерешенным вопрос о возможности применения государством преимущественного права приобретения (помимо памятников культуры) других объектов культурного наследия, в том числе движимых, отчуждаемых их владельцами.

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

г. Уфа, улица Заки Валиди 64

  • Пн
  • Вт
  • Ср
  • Чт
  • Пт
  • Сб
  • Вс

с 8:00 до 20:00 с 10:00 до 17:00 с 10:00 до 17:00

Что нужно знать, приобретая объект культурного наследия?

+7 (347) 293-54-23

  • Пн-Вс с 8:00 до 23:00

Написать комментарий

В рамках изменений предлагается установить ряд способов приватизации объектов, включенных в единый госреестр культурного наследия народов России, а также реализации субъектами МСП преимущественного права на выкуп таких арендуемых зданий. Инициатором поправок в закон о приватизации государственной и муниципальной собственности и Земельный кодекс РФ выступил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.

Статья

Проблемы взаимодействия с клиентами: вебинар LF Академии

Как установить контакт с клиентом, какие стратегии и типы поведения выбрать, что делать, чтобы не потерять продуктивность из-за межличностного конфликта – расскажет руководитель центра урегулирования конфликтов городского центра «КОНТАКТ» Михаил Бриль.

Авторский взгляд

Совершенствование права на будущее: адаптация сферы образования и практики к определенной неопределенности современного мира / Improving Law for the Future By Adapting Education and Practice To The Certain Uncertainty Of Our World

Юрист Николас В. Аллард рассуждает о том, как пандемия изменит будущее права и сферу юридического образования. Статья публикуется на русском и английском языках. / This article is published both in Russian and English.

Статья

6 главных принципов Закона об обязательных требованиях, вступающего в силу 1 ноября

Гигантское количество обязательных требований – проблема, о которой известно как студентам, так и практикующим юристам. Управа на нее одна – ответные требования и регулирование. О самых важных положениях Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» рассказывает заместитель директора Департамента регуляторной политики и развития законодательства Министерства юстиции РФ Дмитрий Смольников.

Комментарии 0

Объекты культурного наследия как предметы сделок с недвижимостью

Фронт-офис:
г. Санкт-Петербург, Ленинский
проспект, д. 160, оф. 222

Проектная группа:
г. Санкт-Петербург, пр. Славы, д. 52, к. 1

Разработка проектов планировки территорий, экспертиза проектной документации:
г. Санкт-Петербург, пл. Троицкая, д. 1, лит. А

— Новости —
Самые актуальные новости Центра градостроительных проектов, а также новости градостроительной отрасли.

— Статьи —
Авторские статьи специалистов Центра, отражающие проблемы и вопросы в сфере градостроительства и реставрации.

Кроме того, кассация указывает, что действующим законодательством не установлена строго определенная форма протокола разногласий к договору. Так, по делу № А40-169125/14 были заявлены требования о признании незаконным решения столичного департамента городского имущества об отказе в предоставлении госуслуги «возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности Москвы» в отношении объекта недвижимости, а также об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи нежилого помещения в отношении его цены. Решением АСГМ, оставленным без изменения постановлением 9-го ААС, в удовлетворении исковых требований отказано. Суды исходили из того, что проект договора купли-продажи, полученный истцом, не был им подписан, а составлен новый проект сделки, при этом сопроводительное письмо, направленное ответчику, протоколом разногласий не является, поскольку предполагается, что протокол разногласий будет являться неотъемлемой частью договора, и должен быть составлен в той же форме, что и договор, а также содержать возможность его подписания обеими сторонами. Истец, в свою очередь, не подписал в 30-дневный срок договор купли-продажи с протоколом разногласий, не обратился в суд с требованиями об оспаривании его условий –следовательно, в установленные законом срок и порядок не реализовал материальное право на преимущественное приобретение в собственность арендуемого имущества либо на его судебную защиту в случае несогласия с условиями реализации, в связи с чем нарушил процедуру выкупа, предусмотренную законодательством, и утратил преимущественное право на выкуп арендованного имущества, то есть право, за защитой которого заявитель обратился в суд.

АС МО отменил принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в АСГМ, указав, что судами не дана оценка доводам истца о том, что представленный ответчиком проект договора купли-продажи истец не подписал ввиду несогласия с ценой выкупаемого имущества, в направленном в адрес ответчика письме истец указал на несогласие с ценой договора в предложенной ответчиком редакции, а также направил ответчику проект договора купли-продажи в собственной редакции с указанием на цену спорного имущества, установленную в отчете об оценке. Кассационный суд подчеркнул, что действующим законодательством не установлена строго определенная форма протокола разногласий к договору, и указал на необоснованность вывода судов о том, что протокол разногласий будет являться неотъемлемой частью договора, и должен быть составлен в той же форме, что и договор, а также содержать возможность его подписания обеими сторонами.

При этом АС МО отметил, что, согласно правовой позиции, отраженной в определениях Верховного суда, из положений ст. 443, п. 2 ст. 445, ст. 446 ГК следует, что согласие на заключение договора на иных условиях не является акцептом, а признается новой офертой, что не исключает его оформления в той же форме, что и первоначально направленная оферта, то есть в виде проекта договора.

Также кассация отметила, что при рассмотрении споров, связанных с выкупом объекта культурного наследия, суду следует учитывать, что выкуп такого имущества возможен только при соблюдении требований специального законодательства, регулирующего отношения, связанные с такими объектами. По делу № А40-135378/14 были заявлены требования о признании незаконным и отмене решения Департамента городского имущества Москвы об отказе в выкупе арендуемого нежилого помещения. Решением АСГМ, оставленным без изменения постановлением 9-го ААС, заявленные требования удовлетворены. Суды пришли к выводу о наличии у общества права на преимущественный выкуп арендуемого помещения, поскольку заявитель отвечает требованиям, установленным законом № 159-ФЗ.

АС Московского округа отменил принятые судебные акты и направил дело на новое рассмотрение. Кассация пришла к выводу, что суды нижестоящих инстанций не учли, что согласно ч. 4 ст. 9 Закона о приватизации имущества Москвы независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями чч. 1 и 2 данной статьи, приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается. По смыслу приведенной нормы права приватизация отдельной части объекта нежилого фонда здания (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), возможна, если здание имеет нескольких собственников.

Верховный суд вынес решение по иску властей города Владимира к местному Управлению Росреестра, которое отказалось регистрировать сделку по помещению на Девической ул., 7. Здание является региональным памятником, это дом купца Никитина XIX века постройки. «Энку» площадью 245,9 кв.м, принадлежащую муниципалитету, в 2011 году сдали в аренду ООО «Спортпит». Договор был заключён до сентября 2016-го. В августе арендатор подписал договор купли-продажи объекта, который по нормам 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения…» должен был достаться ему целевым образом. В октябре Росреестр внезапно приостановил государственную регистрацию. В Управлении затребовали протокол об итогах торгов, на основании которого совершается продажа.

Поскольку речь шла о целевом выкупе, такого документа предоставить не смогли. На этом основании сделку завернули, сославшись на ст. 29 178-ФЗ «О приватизации». Она позволяет выкупать объекты культурного наследия только по итогам конкурсов, в составе имущественного комплекса акционируемого предприятия или через внесение объектов в уставный капитал компании. Статья в такой редакции действует с января 2015 года, её прежняя формулировка целевой приватизации не препятствовала.

Владимирские власти выиграли суды трёх инстанций, но Верховный суд постановил решения отменить. Дело рассматривалось в сентябре, определение может быть в течение трёх месяцев обжаловано. По данным NSP, надзорная жалоба уже подана.

Это решение Верховного суда может иметь принципиальное значение для всей страны и особенно для Петербурга, где значительная часть зданий в историческом центре является объектами культурного наследия. «Верховный суд посчитал, что приватизация памятников по преимущественному праву невозможна с 2015 года. По идее, исходя из этого решения, всем арендаторам встроек в памятниках и арендаторам зданий-памятников надо отказывать, – комментирует Владислав Козельский, исполнительный директор ООО «Национальная кадастровая служба». – Но даже не это самое интересное. Это как раз тот случай, когда, сказав А, надо сказать Б. Если Верховный суд говорит, что памятники не подпадают под действие 159-ФЗ, то значит все сделки с 2015 года незаконны и должны быть обнулены. С иском о признании их недействительными может выйти не КИО, а, например, прокуратура и даже простой гражданин. Ведь в данном случае речь идёт о публичных интересах. Деньги, которые уже получены за проданные памятники и встройки в них, придётся вернуть. В случае аннулирования по суду город должен будет компенсировать не только стоимость объекта, но и проценты за пользование деньгами. Кстати, теперь история с продажей Кузнечного рынка может быть закрыта». «В целом же решение вызывает много вопросов. Ведь никто не подумал, что таким образом наносится прямой ущерб бюджетной системе!» – говорит г-н Козельский.

Как рассказывает заместитель руководителя Росимущества Роман Богданов, запущенная в 2013 году программа «Рубль за кв. м» вполне успешно действует и по сей день. Напомним, что в рамках программы арендатор должен отреставрировать здание, на что выделяется не более 7 лет, после чего исторический памятник сдается на 49 лет по ставке один рубль за квадратный метр.

«Условиями для того, чтобы выйти на программу, — говорит Роман Богданов. — Должна быть доказанная возможность осуществление реконструкцию и наличие банковских гарантий».

За время действия программы были осуществлены работы на 9 объектах культурного наследия. И цифры тут интересные. Речь, например, о жилом доме II половины XIX века в Печатниковом переулке, известном как «Дом с кариатидами», выставленном на торги в 2012 году. Первоначальная стоимость на аукционе была превышена в 9,1 раза, а реставрационные работы были завершены частным инвестором всего за год! Объем инвестиций составил 56 млн. руб., при том, что сам объект стоил 10 млн. руб.

«В 90-годы у нас уже был опыт спасения памятника культуры — Гостиного двора, — рассказывает Вадим Соловьев. — В 97-98 годах мы распродали большое количество площадей, получили за это деньги. Программа аренды хороша для тех объектов культуры, которые находятся в более-менее удовлетворительном состоянии.

А вот насчет руин — сложно. Застройщики и инвесторы справедливо думают: почему я должен вкладывать деньги в то, что никогда не станет моей собственностью? Без приватизации мы ничего не спасем.

Считаю, что нужно выявить то, что нужно спасать срочно и составить список того, что не подлежит приватизации ни на каких условиях».

В 2013 году на торгах Российского аукционного дома за 157 млн. руб. был продан четырехэтажный особняк XIX века на Школьной улице, входящий в исторический ансамбль Рогожской ямской слободы, Аукцион провели по поручению Минкульта России. Здание было отреставрировано в соответствии с обязательствами, наложенными министерством культуры. Проект оказался успешным — сейчас в нем размещается отель.

Сейчас, в рамках программы приватизации к продаже готовится лакомый кусочек земли в Москве. Продавцом является Правительство Москвы, которому эта территория перешла от Министерства обороны.

Столичный генплан уже разработал техническое задание для участка площадью 11 Га на пересечении Москворецкой набережной и Китайгородского проезда. Ранее эта территория принадлежала Академии РВСН имени Петра Великого.

Общая площадь пяти зданий, относящихся к объектам культурного наследия — 128 тыс. кв. м. Проект функционального зонирования предполагает отведение 30% площадей под апартаменты, 18% — под гостиницу, еще 18% под ритейл, 17% — под сервисные апартаменты, 7% — под подземную парковку., остальное — под рекреационные зоны.

Сделки с объектами культурного наследия: ключевые особенности

С 1 марта 2020 года в Земельном Кодексе Российской Федерации произошли достаточно существенные изменения, в соответствии с которыми преимущественное право покупки земельных участков для всех категорий покупателей было отменено.

Однако, так как вопросы купли-продажи регламентируются, в первую очередь, Гражданским Кодексом Российской Федерации, необходимо отметить, что в нем соответствующие статьи сохранились в полном объеме.

Кроме того, право преимущественного выкупа земельных участков регламентируется также еще двумя федеральными законам: № 159 от 22.07.2008 года «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества…» и № 256 от 29.12.2006 года «О мерах дополнительной поддержки семей, имеющих детей».

Понятие преимущественного права имеет несколько ключевых терминов, которые подробно рассмотрены в нижеприведенной таблице.

Термин Характеристика
Долевая собственность Недвижимость, которая имеет нескольких владельцев обладающих правом собственности.
Доля в квартире Доля в праве собственности на соответствующую недвижимость.
Право собственности на часть квартиры Возможность полного распоряжения своей частью и свершения различного рода сделок (продажа, сдача в аренду, завещание).
Преимущественное право приобретения недвижимости Возникновение такого права у третьих лиц при покупке комнаты в коммунальной квартире или же доли недвижимости.
Совместная собственность Право собственности на недвижимость у нескольких лиц. При этом имущество не распределено на какие-либо конкретные доли.

Продавец доли недвижимости, который проводит отчуждение своего имущества, должен уведомить всех остальных участников о своем намерении в соответствии со ст. 250 ГКРФ. В данном случае составляется письменное извещение с указанием стоимости и других важных условий осуществления сделки.

Дольщики могут рассматривать данное предложение на протяжении 30 дней при продаже недвижимости и 10 дней при реализации движимого имущества. По истечении времени продавец получает право продажи доли недвижимости другому постороннему субъекту, если заинтересованные лица дали отказ.

При отказе дольщиков от приобретения доли имущества возможно осуществление продажи в досрочно порядке (до окончания установленного срока) согласно положениям ст. 250 ГК РФ. Процедура уведомления заинтересованных лиц может регулироваться другими федеральными законами.

1. Участникам долевой собственности гарантируется преимущественное право приобретения отчуждаемой доли, кроме случаев продажи: — имущества (долей) с публичных торгов; — доли на земельный участок собственником части расположенного на таком земельном участке здания или сооружения либо собственником помещения в указанных здании или сооружении.

Продавец обязан уведомить сособственников о своем намерении продать долю в общей собственности с указанием условий ее реализации. Преимущественное право свидетельствует о первоочередности предложения приобрести долю именно участникам, а в случае их отказа, либо непоступления в адрес продавца ответа в установленные им сроки, он вправе реализовать ее на тех же условиях третьему лицу. Преимущественным правом приобретения доли могут воспользоваться одновременно все участники — с пропорциональным распределением приобретаемой доли или один (несколько) сособственников. Приобретение доли третьим лицом допускается исключительно на тех же условиях, которые предлагались другим участникам долевой собственности, изменение условий позволяет участникам долевой собственности обратиться в суд с иском о признании договора недействительным.

Законопроект о приватизации культурного наследия и портов внесен в Госдуму

Процедура возникновения и использования преимущественного права регулируется следующими нормативными актами:

  • Гражданский Кодекс РФ;
  • Налоговый Кодекс РФ;
  • Жилищный Кодекс РФ;
  • ФЗ №172 (2016 год) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  • ФЗ №122 (1997 год) «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
  • ФЗ №218 «О регистрации недвижимости»(2017 год).

В июне 2020 года были внесены изменения в закон о регистрации права собственности, а в январе утверждены новые вправки в порядок оформления процедуры в Росреестре.

  • Ипотека 2,7% от РоссельхозБанка

    Ипотечный кредит с льготной процентной ставкой для граждан Российской…

  • Закон о расширении программы материнского капитала

    Капитал в размере 466 617 рублей будет выплачиваться…

  • Разработка проекта закона о кадастровой оценке

    Управление Федеральной службы государственной регистрации,…

    16 октября 2020 года

    Ипотечный кредит с льготной процентной ставкой для граждан Российской…

    20 февраля 2020 года

    Капитал в размере 466 617 рублей будет выплачиваться…

    20 января 2020 года

    Управление Федеральной службы государственной регистрации,…

    • Типовые бланки, договоры
    • Законодательство РФ
    • Законодательство Москвы
    • Законодательство Московской области
    • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • Постановления и Указы
    • Медицинское законодательство
    • Законопроекты
    • Документы СССР
    • Международное законодательство
    • Комментарии к законам
    • Общая судебная практика
    • Судебная практика: Москва и Московская область
    • Судебная практика: Поволжье
    • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
    • Судебная практика: Северо-Запад
    • Судебная практика: Урал
    • Судебная практика: Волговятский регион
    • Судебная практика: Восточная Сибирь
    • Судебная практика: Западная Сибирь
    • Юридические статьи
    • Бухгалтерские консультации
    • Финансовые консультации
    • Статьи бухгалтеру


    4. Муниципальное казенное учреждение «Екатеринбургский Центр по охране и использованию исторического и культурного наследия» (далее — Учреждение) по запросу Департамента о предоставлении проекта условий конкурса направляет в Департамент следующие документы:


    акт технического состояния объекта культурного наследия, заверенный подписью руководителя и печатью Учреждения;


    копию охранного обязательства собственника объекта культурного наследия, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, — копию иного охранного документа, заверенную подписью руководителя и печатью Учреждения;


    состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, заверенный подписью руководителя и печатью Учреждения;


    копию паспорта объекта культурного наследия (при его наличии), заверенную подписью руководителя и печатью Учреждения;


    копию проекта зон охраны объекта культурного наследия, а также копию правового акта органа государственной власти об установлении зон охраны объекта культурного наследия (при его наличии), заверенную подписью руководителя и печатью Учреждения, или информацию о защитных зонах объекта культурного наследия, если границы зон охраны объекта культурного наследия не установлены;


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    выписку из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (информацию об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в реестр объектов культурного наследия) (далее — реестр объектов культурного наследия);


    проект условий конкурса.


    (п. 4 в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 14.02.2017 N 5/60)


    5. Если объект культурного наследия признан находящимся в неудовлетворительном состоянии в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, дополнительно к документам, перечисленным в пункте 4 настоящего Положения, Учреждение направляет в Департамент:


    копию решения органа исполнительной власти Российской Федерации или Свердловской области, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о признании объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии, принятого в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 646 «Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии»;


    (абзац введен Решением Екатеринбургской городской Думы от 14.02.2017 N 5/60)


    проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (стадия — эскизный проект реставрации), согласованную с органом, уполномоченным в сфере охраны объектов культурного наследия;


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 14.02.2017 N 5/60)


    акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.


    33. Для обеспечения эффективного контроля выполнения победителями конкурсов условий конкурсов Департамент:


    ведет учет договоров купли-продажи, заключенных по результатам конкурсов;


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    осуществляет учет обязательств победителей конкурсов, определенных договорами купли-продажи, и контроль их выполнения;


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    ежеквартально принимает от победителей конкурсов отчетные документы, подтверждающие выполнение условий конкурсов;


    проводит проверки документов, представляемых победителями конкурсов в подтверждение выполнения условий конкурсов, а также проверки фактического выполнения победителями конкурсов условий конкурсов в местах расположения проверяемых объектов культурного наследия;


    принимает меры воздействия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договорами купли-продажи, направленные на устранение нарушений и обеспечение выполнения победителями конкурсов условий конкурсов.


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    Проведение проверки отчетных документов, а также проверки фактического использования в отношении объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, должно осуществляться не чаще одного раза в квартал, но не реже одного раза в год.


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 14.02.2017 N 5/60)


    Периодичность и форма представления отчетных документов победителями конкурсов определяется договорами купли-продажи с учетом того, что документы представляются не чаще одного раза в квартал.


    (абзац введен Решением Екатеринбургской городской Думы от 14.02.2017 N 5/60; в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    34. Выполнение победителем конкурса условий конкурса контролируется Департаментом в соответствии с заключенным с победителем конкурса договором купли-продажи.


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    35. В целях осуществления оперативного контроля выполнения условий конкурса Департамент запрашивает у победителя конкурса дополнительные документы и пояснения к ним, оговоренные сторонами в договоре купли-продажи.


    (в ред. Решения Екатеринбургской городской Думы от 23.06.2020 N 22/37)


    36. В течение 10 рабочих дней с даты истечения срока выполнения условий конкурса победитель конкурса направляет в Департамент сводный (итоговый) отчет о выполнении им условий конкурса с приложением обосновывающих документов.


    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 года N 860 в течение двух месяцев со дня получения сводного (итогового) отчета о выполнении условий конкурса Департамент обязан осуществить проверку фактического выполнения условий конкурса на основании представленного победителем конкурса сводного (итогового) отчета.

    Верховный суд вынес решение по иску властей города Владимира к местному Управлению Росреестра, которое отказалось регистрировать сделку по помещению на Девической ул., 7. Здание является региональным памятником, это дом купца Никитина XIX века постройки. «Энку» площадью 245,9 кв.м, принадлежащую муниципалитету, в 2011 году сдали в аренду ООО «Спортпит». Договор был заключён до сентября 2016-го. В августе арендатор подписал договор купли-продажи объекта, который по нормам 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения…» должен был достаться ему целевым образом. В октябре Росреестр внезапно приостановил государственную регистрацию. В Управлении затребовали протокол об итогах торгов, на основании которого совершается продажа.

    Поскольку речь шла о целевом выкупе, такого документа предоставить не смогли. На этом основании сделку завернули, сославшись на ст. 29 178-ФЗ «О приватизации». Она позволяет выкупать объекты культурного наследия только по итогам конкурсов, в составе имущественного комплекса акционируемого предприятия или через внесение объектов в уставный капитал компании. Статья в такой редакции действует с января 2015 года, её прежняя формулировка целевой приватизации не препятствовала.

    Владимирские власти выиграли суды трёх инстанций, но Верховный суд постановил решения отменить. Дело рассматривалось в сентябре, определение может быть в течение трёх месяцев обжаловано. По данным NSP, надзорная жалоба уже подана.

    Это решение Верховного суда может иметь принципиальное значение для всей страны и особенно для Петербурга, где значительная часть зданий в историческом центре является объектами культурного наследия. «Верховный суд посчитал, что приватизация памятников по преимущественному праву невозможна с 2015 года. По идее, исходя из этого решения, всем арендаторам встроек в памятниках и арендаторам зданий-памятников надо отказывать, – комментирует Владислав Козельский, исполнительный директор ООО «Национальная кадастровая служба». – Но даже не это самое интересное. Это как раз тот случай, когда, сказав А, надо сказать Б. Если Верховный суд говорит, что памятники не подпадают под действие 159-ФЗ, то значит все сделки с 2015 года незаконны и должны быть обнулены. С иском о признании их недействительными может выйти не КИО, а, например, прокуратура и даже простой гражданин. Ведь в данном случае речь идёт о публичных интересах. Деньги, которые уже получены за проданные памятники и встройки в них, придётся вернуть. В случае аннулирования по суду город должен будет компенсировать не только стоимость объекта, но и проценты за пользование деньгами. Кстати, теперь история с продажей Кузнечного рынка может быть закрыта». «В целом же решение вызывает много вопросов. Ведь никто не подумал, что таким образом наносится прямой ущерб бюджетной системе!» – говорит г-н Козельский.

    По данным Комитета имущественных отношений, с начала 2015 года в Петербурге в рамках 159-ФЗ приватизировано 44 объекта культурного наследия федерального и регионального значения общей площадью 12 663,7 кв.м на сумму 2,02 млрд рублей (всего за это время выкуплено 654 объекта общей площадью 131 338,32 кв.м общей стоимостью 16,11 млрд).

    Крупнейшие сделки – продажа помещений Елисеевского магазина на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы стоимостью 810,5 млн рублей (покупатель – структура Евгения Пригожина ООО «Магазин купцов Елисеевых»), здания на Б. Морской ул., 32 за 293 млн рублей (покупатель – ООО «Галакси»), помещений на наб. канала Грибоедова, 18–20 за 231,5 млн рублей (покупатель – ЗАО «Невский 40»), помещения на Невском пр., 13/9 за 210 млн рублей (покупатель – ООО «АНСО»), помещения на Невском, 40–42 примерно за 200 млн рублей (покупатель – ООО «Диасто»), помещений на Садовой ул., 12 за 201,8 млн рублей (покупатель – ООО «Рента») и пр.

    Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда – акт суда кассационной инстанции, оно не является абсолютным основанием для формирования новой практики рассмотрения аналогичных дел или для пересмотра уже вступивших в силу судебных актов, говорят в КИО. В то же время комитет уже анализирует возможность применения этого определения в работе по поступающим заявлениям от арендаторов, желающих приватизировать свои объекты. Делать какие-либо окончательные выводы пока преждевременно, поскольку формирование правовой позиции Верховного суда по теме ещё не завершено, добавляют в комитете. К тому же определение вообще может быть оспорено.

    Но ситуация действительно может в корне измениться, признают в Смольном. В исключительном случае Верховный суд может пересмотреть не только практику по рассматриваемым и будущим делам, но и прямо предусмотреть возможность пересмотра уже вступивших в законную силу судебных актов. Такие случаи не часто встречаются, но возможны, говорят юристы.

    «Если правовая позиция, изложенная в определении, будет подтверждена, то это повлечёт ряд существенных изменений в судебной практике по оспариванию выкупа объектов культурного наследия. Кроме того, высока вероятность признания ранее заключённых договоров ничтожными сделками. Последствия при таком развитии: необходимость применения механизма двусторонней реституции, а также рассмотрение вопроса о возобновлении арендных правоотношений», – комментирует заместитель председателя КИО Александр Герман.

    Договор является возмездным, взаимным, консенсуальным. Сторонами договора могут быть любые лица.

    Продавец должен быть собственником недвижимости. Его права на недвижимость подтверждаются свидетельством, выданным государственным регистрирующим органом. Заключая договор, покупатель имеет возможность установить принадлежность отчуждаемого имущества с помощью информации, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП, Единый государственный реестр прав), выдаваемой по его запросу регистрирующим органом.

    Участие в договоре купли-продажи недвижимости отдельных субъектов имеет особенности. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе продавать недвижимость только с разрешения собственника, от имени которого выступает соответствующий комитет по управлению государственным имуществом. Учреждение может отчуждать только то недвижимое имущество, которое приобретено за счет доходов от разрешенной уставом деятельности и учтено на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК). Для совершения сделки с недвижимостью, находящейся в совместной собственности супругов, когда продавцом выступает один из супругов, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга на продажу недвижимости. При отсутствии такого согласия сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по требованию супруга, не участвовавшего в ее заключении (п. 3 ст. 35 Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ, далее — Семейный кодекс, СК).

    Существенными условиями договора являются предмет и цена.

    В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить, какое недвижимое имущество подлежит передаче, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке или в составе другого недвижимого имущества.

    Так, если предметом договора является здание, сооружение или помещение, то в договоре необходимо указать их месторасположение, адрес, назначение, год постройки, площадь, в том числе жилую, этажность и другие характеристики.

    При продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, собственником которого является другое лицо, покупатель приобретает право пользования соответствующей частью участка на тех же условиях, что и продавец недвижимого имущества.

    Предметом договора может быть земельный участок без передачи в собственность покупателя здания, сооружения или другой недвижимости, которая расположена на этом земельном участке и находится в собственности продавца (или другого лица). В этом случае в договоре продажи земельного участка определяются условия, на которых за продавцом (иным лицом) сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования.

    Цена недвижимости, находящейся на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее. Эта норма диспозитивная, иные правила могут быть установлены законом или договором.

    В случаях, когда цена недвижимости установлена на единицу ее площади или иного показателя ее размера, общая цена такого недвижимого имущества, подлежащая уплате, определяется исходя из фактического размера переданного покупателю недвижимого имущества.

    Для определения цены продаваемого объекта недвижимости стороны могут прибегнуть к услугам профессиональных оценщиков, действующих на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

    При отсутствии в договоре условия о цене недвижимости, договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, не применяются.

    Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. В случаях, преду¬смотренных законом, договор подлежит государственной регистрации. Несоблюдение формы договора влечет его недействительность.

    Особого внимания заслуживает в этой связи форма доверенности на совершение сделки по купле-продаже недвижимости. Формально доверенность на подписание договора в простой письменной форме также может быть составлена в простой письменной форме. Но чтобы не создавать себе лишних проблем и не вызывать сомнений у должностных лиц регистрирующего органа в наличии оснований для государственной регистрации сделки (ст. 19 Закона о государственной регистрации), такую доверенность лучше удостоверить нотариально.

    Кассация поправила суды по отчуждению недвижимого имущества

    1. Норма комментируемой статьи не является новой. Ранее имелась соответствующая норма (ст. 142 ГК 1964 г.).

    2. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 35. Ст. 3607) установил, что памятники истории и культуры заносятся в реестр.

    В случае если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, обращаются:

    в отношении объектов культурного наследия федерального значения — федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

    в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия.

    Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли, разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.

    В случае если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом либо по вине владельца земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, земельный участок, расположенный в границах территории объекта культурного наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, либо земельный участок или участок водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия, может быть безвозмездно изъят по решению суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ (ст. 54 вышеназванного Федерального закона).

    3. Европейский суд по правам человека в Страсбурге, рассматривая дело BEYELER против Италии, в котором истец возражал против применения государством преимущественного права покупки картины, приобретенной им за несколько лет до этого, признал, что государство вправе контролировать рынок культурных ценностей. В то же время неопределенность законодательства в этой области не должна приводить к тому, что государство получает выгоды от реализации своего права. Неопределенность итальянского законодательства, в частности, состояла в том, что государство смогло применить свое право в 1988 г., хотя покупка картины состоялась в 1977 г. При этом выкуп был осуществлен по цене 1977 г., что было признано Европейским судом несправедливым.

    По нормативам Гражданского кодекса, в частности, статьи 250 ГК РФ, в первую очередь притязать на приобретение недвижимого имущества могут те граждане, которые состоят с продавцом своей доли в гражданско-правовых отношениях, совместно владея неделимым объектом, на условиях собственности.

    Использование данного преимущества даётся как перспектива владельцев к расширению долей путём приращивания покупаемого метража площадей в помещении или на земельном участке.

    Для его реализации, обозначенные лица уведомляются о продаже, что предполагает их первоочерёдность в приобретении доли.
    После уведомления, таковые предоставляют согласие на продажу, которое прилагается к договору имущественной сделки при регистрации в Росреестре.

    Регламент законодательства предусматривает пересылку уведомления Почтой России – заказным письмом с уведомлением о получении. В данном случае вместо согласия продавец обеспечивает правоспособность сделки следующей документацией по числу собственников:

    • ксерокопией уведомления, зарегистрированным оператором почтового отделения;
    • описью вложения;
    • квитанцией об отправке заказного письма;
    • подтверждением о получении отправления.

    С обозначенной документацией требуется обратиться в нотариальную контору не ранее чем через месяц после отправления уведомления о сделке, если совладельцы не воспользуются приоритетным вариантом расширения. На этих условиях нотариус выдаст свидетельство о проведении процедуры предупреждения, подтверждая добросовестность владельца.

    В уведомлении требуется проставить ту цену объекта, которая будет указана в договоре имущественной сделки. Снижение цены без уведомления остальных собственников недопустимо.

    Если речь идёт о собственности, находящейся в совместном владении большой группы лиц, как, например, в жилищном кооперативе – к ним применяются учредительные положения.

    Распределив площадь квартиры по долям, и оформив их в собственность нескольких лиц, граждане принимают на себя обязанность считаться с совладельцами не только на период совместного проживания, но и при проведении сбыта имущества.

    Продавая долю, они в первую очередь оповещают о планирующейся сделке лиц, проживающих на одной территории и являющихся собственниками.
    Если таковые не проявили имущественного интереса к приобретению площадей в квартире, где проживают, то допускается их сбыт (ст.250 ГК).

    Оповещение требуется проводить в официальной форме. Для этого составляется письменный документ в двух экземплярах – по числу совладельцев. Он адресован конкретному лицу, с указанием его фамилии, имени и отчества, а так же – адреса регистрации лица. Если адресат имеет несколько объектов, допустимо указывать адрес продающегося жилья.

    Один экземпляр передаётся совладельцу для удостоверения, а на другом тот ставит свою подпись и возвращает продавцу. Совладельцу требуется подойти в нотариальную контору и составить согласие на сбыт доли, на основании полученного уведомления.

    Составив документ, он передаёт его заинтересованному лицу, выставляющему собственную долю на торги. Таков основной вариант уведомления, которым пользуются лица, владеющие недвижимостью совместно.

    Если совладелец отказывается от проведения такой процедуры, ссылаясь на занятость или иные причины, допускается пересылка уведомлений заказным письмом. Но в таком случае составлять соглашение в нотариальной конторе придётся заинтересованному лицу.

    Такое допустимо при предоставлении нотариусу документации, подтверждающей получение адресатом переданной по почте информации.

    Для наделов свойственны те же правоотношения, что и для жилых помещений. Приоритет в их приобретении зависит от вида титульного владения или формы собственности, в которой находится участок. В их числе:

    1. Совместное долевое владение супругов, наследников и иных лиц.
    2. Наследственная масса, которая выделяет земельный участок нескольким наследникам по закону (по завещаниюОсобенности наследования земельных участков).
    3. Дачный участок, в совместном владении членов кооператива или товарищества.
    4. Аренда земель с возведённым капитальным строением – исключает продажу надела иному лицу, кроме собственника дома, расположенного на нём.
    5. Аренда земель у муниципалитета, при условии целевого использования ЗУ (см. Как взять землю в аренду у города).

    Гражданский кодекс предусматривает, но не вменяет в обязанность арендодателя, продажу земли арендатору.

    Преимущественное право покупки, в данном случае, может возникнуть только при условии расположения на арендуемых землях объектов или насаждений, принадлежащих арендатору.
    Но, в том случае, если распоряжение участком предполагает допустимость подобных действий с волеизъявления собственника ЗУ, в договоре аренды следует выделить положения:

    • о рамках допустимой реорганизации надела;
    • о первоочерёдности покупки при сбыте ЗУ.

    Несанкционированные собственником или условиями договора действия арендатора, приоритета в притязании на приобретение не предоставляют.

    При совместной собственности ЗУ исключений не предусмотрено. Супруги или наследники обязаны уведомлять совладельцев о планируемых продажах долей ЗУ.

    Как правильно владеть объектом культурного наследия

    При отсутствии нотариально удостоверенного согласия совладельцев, договор о покупке доли недвижимого имущества не должен подлежать регистрации.

    Регистратор многофункционального центра обязан отклонить регистрацию договора имущественной сделки до представления обозначенного согласия, приложенного владельцем проданной доли к договору имущественной сделки. То же – при нарушении регламента оповещения.

    Любые нарушения в проводимой процедуре контролируются на этапе составления документации в нотариальной конторе и относятся к полномочию нотариуса, составляющего документ.

    Если по тем или иным причинам отчуждение имущества без требующегося оповещения состоялось, не осведомлённый о сделке совладелец может восстановить собственное право приобретения проданного третьим лицам имущества, даже после вступления покупателя в распоряжение таковым.

    Восстановление происходит в суде, при подаче искового заявления в районный суд по месту расположения оспариваемого объекта недвижимости. При подаче иска в арбитраж в качестве требований следует выдвигать нарушение права преимущественной покупки.
    Иногда в подобных случаях истец допускает грубую ошибку, указывая в иске признать сделку недействительной. При такой постановке искового требования, иск отклоняется.

    Если решением суда принимается восстановление нарушенных прав совладельца, сделка расторгается, а право приобретения имущественной доли переходит к заинтересованному лицу из числа совместно владеющих объектом недвижимости.

    То же допускается, если цена недвижимости, указанная в переданных сведениях, была снижена при продаже, но совладелец был о данном прецеденте не оповещён. Любые изменения в условиях сбыта требуется доводить до его сведения, во избежание возникновения судебных тяжб.

    Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

    1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий). (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

    1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

    2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

    1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

    2) природных ресурсов;

    3) государственного и муниципального жилищного фонда;

    4) государственного резерва;

    5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

    6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

    7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций; (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 60-ФЗ)

    8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    Подпункт 8 пункта 2 статьи 3 применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

    10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

    11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

    12) акций акционерного общества, а также ценных бумаг, конвертируемых в акции акционерного общества, в случае их выкупа в порядке, установленном статьями 84.2, 84.7 и 84.8 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    13) имущества, переданного центру исторического наследия Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий; (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 68-ФЗ)

    1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

    государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

    юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

    юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

    Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

    Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

    Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

    2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

    Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

    3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

    1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

    1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

    федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

    акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

    состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

    4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

    5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

    6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

    7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

    8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

    8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

    8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

    9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

    Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

    1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

    В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

    2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

    3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

    4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

    1. Настоящая статья нормативно обеспечивает положение ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и направлена на сохранность культурных ценностей независимо от их принадлежности.

    Понятие «культурные ценности» определено в ст. 4 Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации», согласно которой культурные ценности — это имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» <1>.

    ———————————
    <1> Российская газета. 15.03.1993. N 92.

    Как устанавливает ст. 250 ГК РФ, при отчуждении (продаже, в частности), доли постороннему лицу остальные собственники обладают правом преимущественной покупки по стоимости, за которую она продается, и на прочих одинаковых условиях. Исключение предусмотрено для заключения сделок в ходе публичных торгов, а также продажи доли участка собственником части сооружения/здания или помещения в нем, расположенного на таком наделе.


    Похожие записи: