Квалификация в дипломе о высшем образовании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификация в дипломе о высшем образовании». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно Болонской системе образования, существует три основных типа квалификационных степеней – это бакалавр, специалист и магистр. Характеристики каждой степени соответствуют определенному уровню профессионального образования.

Бакалавр

Данная степень предоставляет право для ведения профессиональной деятельности или получения квалификации «магистр». Присуждается по итоговым результатам четырехлетнего обучения в учебном заведении по всем современным направлениям (исключение – медицина).

Специалист

Является самой распространенной квалификацией в образовательной системе, так как подтверждает возможность проведения практической деятельности по выбранному направлению за границей. Эта степень присуждается после успешного окончания 5-6 летнего обучения в учебном заведении по всем направлениям, включая медицину.

Магистр

Квалификационная степень присуждается после прохождения программы, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. К учебе допускаются лица, закончившие бакалавриат и специалитет по любой специальности и успешно-написавшие магистерскую диссертацию под руководством научного руководителя.

Квалификация «магистр» предоставляет право на поступление в аспирантуру и принятия участия в специальных научных программах, необходимых для получения ученой степени «кандидат наук».

Специальность и квалификация по диплому

Специальность по диплому – это комплекс умений/навыков, знаний учащегося, полученных в процессе обучения выбранному направлению подготовки в соответствии с условиями профессиональных программ современного высшего образования. Указанная совокупность характеристик предоставляет возможность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификационной степенью (бакалавр, специалист и т.д.).

  1. Объем характеристик и понятий. Квалификация – более узкий термин, поэтому входит в состав понятия «специальность».
  2. Особенности получения/присуждения. Квалификация может присваиваться при получении соответствующей профессии, а специальность – после прохождения курса обучения и успешной сдачи экзаменов/защиты выпускной квалификационной работы.
  3. Мобильность и динамика. Квалификационный уровень видоизменяется на протяжении всей профессиональной деятельности. Приобретенная специальность статична и навсегда закрепляется за выпускником.

Для создания эффективного бизнеса одной идеи недостаточно. Его основатель должен обладать целым набором качеств, которые помогут управлять бизнес-процессами, вдохновлять и грамотно направлять команду на достижение целей. Университет «Синергия» рассказывает о том, какие навыки и качества важны для стартапера и можно ли им научиться.

Умения, необходимые для успешного ведения бизнеса, можно разделить на две группы:

1. Личностные характеристики человека. Внутренние качества проявляются в действиях бизнесмена и решениях, которые он принимает.
2. Приобретенные навыки. Это знания, которые можно применить к абсолютно любому бизнесу. Например, умение общаться с клиентами и потенциальными инвесторами, понимание того, как осуществляются продажи, знание основ маркетинга и финансов, способность подобрать команду и управлять ей.

Итак, навыки, которые помогут открыть свое дело:

Чем отличается квалификация от специальности по диплому, пример

Чем старше становится студент, тем больше он задумывается о начале карьерного пути и финансовой независимости. По данным опросов популярных сайтов поиска работы, 70% студентов совмещают учебу с работой. Университет «Синергия» подготовил несколько советов, как правильно организовать рабочий и учебный процессы без ущерба друг другу и при этом находить время на отдых.

Нередко учащиеся вузов сталкиваются с такими проблемами, как нехватка времени, несоблюдение дедлайнов и нарушение баланса между трудом и отдыхом. Найти работу, которую можно совмещать с учебой, реально. Для начала важно определиться, хотите ли вы работать по специальности, получая не только зарплату, но и практический опыт, или вас устроит подработка в любой сфере деятельности.

Некоторым работодателям требуются стажеры и молодые специалисты. С ними можно договориться, например, о неполном рабочем дне: возможно, часть заданий вам разрешат выполнять дистанционно.

Все зависит от самого студента. Если вы сможете выстроить свой график таким образом, чтобы работа и учеба не мешали друг другу, то окажетесь в выигрыше и получите опыт работы, который пригодится после выпуска из вуза, подкрепите теоретическое образование практическими навыками и будете иметь дополнительный доход.

Чтобы совместить работу и учебу:

1. Читайте учебные материалы по частям. Составьте недельный план чтения учебников и других материалов из списка для чтения. Займитесь этим сразу после того, как получите задание. Посчитайте, сколько дней у вас есть до аттестации и количество страниц в каждом учебном материале. Определите, сколько страниц в день вы должны прочитать, чтобы закончить освоение материала в срок.
2. Учитесь по дороге на работу. В общественном транспорте можно проводить время с пользой: взять книгу с собой или загрузить материалы в приложение для чтения на планшет или телефон.
3. Свободные минуты проводите с конспектами. В течение дня случаются 5-10 минут ожидания, когда вы совершенно свободны: в очередях, перерывах на работе. В это время пробегитесь глазами по собственным записям, заметкам и закладкам в учебных материалах. Чем больше времени днем вы потратите на обучение, тем раньше сможете расслабиться вечером и лечь спать.
4. Обязательно отдыхайте, а перед важным экзаменом возьмите отпуск или отгул на работе. Отдых и позитивные эмоции – факторы, которые помогают переключаться с задачи на задачу. Сама по себе аттестация – стресс даже для неработающего человека. Совместить интенсивную подготовку с восемью рабочими часами, конечно, можно, пожертвовав при этом отдыхом и сном, что может сказаться разрушающе не только на здоровье, но и на результатах обучения. Даже если вы чувствуете себя полностью уверенным в знаниях, отгул поможет очистить голову и дать возможность освежить материал в памяти.
5. Установите на смартфон полезные приложения для планирования времени. Так вам будет легче контролировать ход учебного и рабочего процессов.
6. Разделяйте работу и учебу. Заниматься одним во время другого – значит ничего не делать качественно.

Практический опыт студентов «Синергии»

Университет «Синергия» и до пандемии ежегодно принимал документы студентов удаленно, поэтому к режиму ограничений технически вуз был полностью подготовлен. Рассказываем подробнее о том, каким образом осуществляется прием студентов в режиме онлайн, контрольных цифрах приема и личном кабинете абитуриента.

В этом году количество онлайн-оформлений резко возросло, а вместе с тем увеличился штат приемной комиссии. Также были приняты меры по разработке дополнительных параметров по оформлению в информационных базах университета. Уже сейчас можно с уверенностью сказать: вуз полностью справляется с увеличившейся нагрузкой.

Карьера спортсмена – удел избранных и тяжелый путь, который начинается с ранних лет и может завершиться в любом возрасте. Тренировки с детства и выступления на соревнованиях часто становятся определяющими факторами при выборе профессии. Поступление на профильную специальность в вуз дает возможность после завершения спортивной карьеры работать тренерами или учителями физкультуры. Но успешно трудоустроиться в этой сфере могут не только профессиональные спортсмены. Для всех любителей тренировок, физкультуры и просто сторонников активного образа жизни Университет «Синергия» подготовил список профессий, востребованных в спорте.

Спортивный тренер

Спортивный тренер решает задачи по максимальному развитию необходимых функций и качеств спортсмена для того, чтобы он достиг максимальных результатов. Он планирует нагрузку и режим тренировок, готовит к соревнованиям, поддерживает своих подопечных эмоционально и психологически. Спортивный тренер может работать с профессиональными спортсменами, воспитывать детей в спортшколах или работать со взрослыми в любительском спорте. Свои команды по футболу и хоккею престижно иметь и крупным корпорациям, поэтому тренеры остаются всегда востребованными.

Вдохновение – главный элемент любого творческого процесса. Но как и где его найти? На этот вопрос ответил известный французский режиссер Люк Бессон.

Смотрите по сторонам

Способы найти вдохновение у всех разные. Я ищу его, сохраняя связь с реальностью и используя все органы чувств. Однако источники вдохновения могут быть где угодно.

Например, вы ждете в парке друга, который опаздывает на полчаса. Сидите на скамейке и начинаете гневаться: «Что это за непунктуальность такая?!» Или думаете: «Как это здорово. Я могу провести сам с собой целых 30 минут и насладиться этим прекрасным парком». Я выбираю второй вариант мыслей, потому что никогда не знаешь, представится ли такая возможность в будущем.

Сценарии жизни разнообразны. Созерцая, вы сможете использовать их уже в своих сюжетах. Поэтому смотрите по сторонам. Это и есть вдохновение – способность извлечь пищу для ума из всего, к чему прикасается твое существо. А найти ее можно абсолютно везде.

Я наполняю себя ментальной пищей 24/7, собирая все ингредиенты. И вот, когда мой «холодильник» полон, я могу что-то приготовить для вас. Так и рождается фильм.

Посадите дерево

Идея – это, по сути, растение, которое вы сажаете. Можно ухаживать за ним годами, но в итоге оно погибнет. А может и расцвести таким бурным цветом, что вам придется самому срубить его, чтобы изготовить что-то.

Взять, например, фильм «Люси». Он про интеллект и про то, насколько мы его используем. Всего на пару процентов. А что если их увеличить? Я растил эту идею 10 лет, прежде чем написал первую версию сценария. Почему я не сделал это раньше? Мне не хватало зрелости и опыта.

Специальность по диплому — что это значит

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • академический бакалавр менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – «правоохранительная деятельность»;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

В сфере трудовой деятельности эти термины имеют иной смысл, чем в области просвещения. Трудовая профессия — практические занятия человека, приносящие доход, где применяются полученные знания и навыки.

Профессия — широкое понятие, объединяющее несколько специальностей: врачи бывают педиатрами, хирургами или стоматологами. Уровень знаний и навыков работника называют квалификацией, она выражается категориями, классами или разрядами: врач высшей категории, контролер 4 разряда.

Специальность в системе обучения – общее направление подготовки студента. В рамках конкретной специализации возможно получить различную квалификацию.

Квалификация – уровень подготовки выпускника высшего учебного заведения: специалист, бакалавр, магистр. В области среднего профессионального обучения установлен начальный и средний уровень.

Профессия – узкопрофильные дисциплины учащихся специалитета и средних профессиональных заведений, направленные на овладение определенной предметной областью.

В 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу по сближению отечественной системы обучения с европейской. Сейчас высшее образование в стране предусматривает несколько уровней:

  • Бакалавриат – полноценное высшее образование по определенному направлению (кроме медицинского) без углубления в конкретную специализацию. Для получения степени бакалавра учатся 4 года. Она дает выпускнику право устроиться на работу или обучаться дальше, на степень магистра. Если выбирается магистратура другого профиля, придется сдавать дополнительный экзамен.

  • Специалитет. Степень специалиста получают студенты после 5 или 6 лет обучения в ВУЗе. В выбранной сфере знаний они основательно постигают определенный вид деятельности, включая медицину. Выпускники специалитета вправе поступать в аспирантуру по родственному направлению. Но если выбрать иную область обучения, сначала придется получать профильное высшее образование.

  • Магистратура. Обучение на степень магистра длится 2 года и имеет научно-исследовательскую направленность. С объемом знаний такого уровня выпускник может поступить в аспирантуру, продолжить занятия научной деятельностью или устроиться на престижную должность.

Наниматели неохотно предоставляют работу бакалаврам, предпочитая специалистов по причине углубленного изучения ими определенных видов деятельности.

В дипломах выпускников специалитета указана область обучения и конкретная профессия. В документах выпускников бакалавриата и магистратуры обозначено направление подготовки и уровень образования (бакалавр, магистр).

Квалификация по диплому — это то же, что и специальность?

Рассмотрим несколько документов выпускников средних и высших учебных заведений:

  • Область образования – юриспруденция (она не указывается), специальность по диплому – правовое обеспечение национальной безопасности, код 40.05.02, квалификация – юрист.

  • Государственное и муниципальное управление – вид подготовки, код – 38.03.04, бакалавр.

  • Направление обучения среднего профессионального образования – компьютерные системы и комплексы с кодом 09.02.01, специалист по компьютерным системам.

  • Парикмахер в сфере сервиса и туризма, код 43.01.02.

  • Технология машиностроения с кодом 15.02.08, специалист — технолог машиностроения.

Общее правило – в границах единой сферы деятельности указывается узкая область конкретных дисциплин, как у специалистов, или уровень подготовки, как у бакалавров и магистров.

Когда человек много лет не работал по направлению, указанному в дипломе, его документ об образовании остается действительным, сколько бы ни прошло времени. Не существует закона, по которому документ аннулируется, если им не воспользоваться.

Но навыки и знания, полученные во время обучения, неизбежно теряются без применения на практике. Поэтому работодатели неохотно нанимают таких сотрудников.

Для восстановления статуса специалиста необходимо пройти курсы повышения квалификации по соответствующей должности.

Чтобы не забросить полученный диплом на годы, будущим студентам необходимо определиться заранее, хотят ли они заниматься научной деятельностью или их призвание – конкретное интересное занятие.

Это базовая ступень высшего образования. Следующий уровень – магистратура. Такая двухуровневая система была утверждена в 1999 году в ходе Болонского процесса, цель которого – создание единого образовательного пространства по всей Европе. Для присоединения стране-участнице нужно подписать декларацию, в которой расписаны общие стандарты обучения студентов.

  • Бакалавриат – Юриспруденция

Вы будете в общем и целом подкованы в законодательстве и сможете работать с документами, вести юридические консультации, сопровождать компанию или частное лицо в суде. Но получать какие-то специальные знания вам придется на практике или с помощью следующей ступени образования.

  • Специалитет – Судебная экспертиза

Здесь уже есть знания по узкому профилю. Вы можете сразу заниматься расследованием преступлений и проведением судебных экспертиз, ваш уровень образования это позволяет.

Существует заблуждение, что с дипломом бакалавра не хотят брать на работу. Это не так. Ни в одной вакансии не указывают конкретную степень высшего образования. Кроме того, для работодателя важнее всего будут ваши навыки, способности и гибкость мышления.

Однако для продвижения по карьерной лестнице в госструктуре степени бакалавра будет недостаточно. Чтобы иметь возможность занимать более высокие должности, нужно выучиться в магистратуре. Но стоит понимать, что сразу после вуза стать руководителем маловероятно. Поэтому у вас будет время определиться с дальнейшей траекторией.

Какую бы систему образования вы ни выбрали, стремитесь получить знания, а не «корочку». Ведь чтобы добиться успеха, одного диплома мало. Станьте классным специалистом, и вас обязательно заметят.

Как не запутаться в квалификациях по диплому

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 12.05.2014 N 481, от 16.05.2014 N 546, от 31.03.2016 N 352, от 29.11.2016 N 1487)

В соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562) и подпунктом 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 10 марта 2005 г. N 65 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2005 г., регистрационный N 6508);

от 1 апреля 2008 г. N 106 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный N 11531);

от 22 марта 2010 г. N 197 «О внесении изменения в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 17006);

от 2 мая 2012 г. N 364 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2012 г., регистрационный N 24379).

Министр
Д.В.ЛИВАНОВ

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к заполнению и учету документов о высшем образовании и о квалификации (далее — дипломы), приложений к ним, образцы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2013 г. N 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2013 г., регистрационный N 30505), дубликатов дипломов и приложений к ним (далее — дубликаты), а также правила выдачи дипломов и дубликатов.

2. Дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — организации), по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования (далее — образовательные программы):

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, — диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе — диплом бакалавра);

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы специалитета, — диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе — диплом специалиста);

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы магистратуры, — диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе — диплом магистра);

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, — диплом об окончании аспирантуры;

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, — диплом об окончании адъюнктуры.

3. Дипломы выдаются указанным в пункте 2 настоящего Порядка лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <1> (далее — Федеральный закон), так и до его вступления в силу (с учетом тождественности наименований образовательных программ, установленной частью 2 статьи 108 Федерального закона) <2> и освоившим:

Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562.

образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры — вне зависимости от обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, или образовательными стандартами, утвержденными образовательной организацией высшего образования, имеющей в соответствии с Федеральным законом право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, или государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее соответственно — ФГОС ВО, СУОС ВО, ГОС ВПО, вместе — ОС ВО); (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.11.2016 N 1487)

образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) — в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО или СУОС ВО. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.11.2016 N 1487)

4. Дипломы оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» <3>, и заверяются печатями организаций. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями <4>.

<3> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3804; 2002, N 50, ст. 4926; 2013, N 27, ст. 3477.

<4> Часть 2 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53. ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562)

5. Бланк титула диплома и бланк приложения к диплому (далее вместе — бланки) заполняются печатным способом с помощью принтера шрифтом Times New Roman черного цвета размера 11 п либо размера, указанного в соответствующих пунктах настоящего Порядка, с одинарным межстрочным интервалом. При необходимости допускается уменьшение размера шрифта.

6. Заполнение бланка титула диплома осуществляется следующим образом:

6.1. В левой части оборотной стороны бланка титула диплома указываются с выравниванием по центру следующие сведения: (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.05.2014 N 481)

1) после строки, содержащей надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», в соответствии с требованиями, указанными в пункте 9 настоящего Порядка:

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — полное официальное наименование организации, выдавшей диплом;

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — наименование населенного пункта, в котором находится организация;

2) после строки, содержащей надпись «Регистрационный номер», на отдельной строке — регистрационный номер диплома;

3) после строки, содержащей надпись «Дата выдачи», на отдельной строке — дата выдачи диплома с указанием числа (цифрами), месяца (прописью) и года (четырехзначное число (цифрами), слово «года»).

6.2. В правой части оборотной стороны бланка титула диплома указываются следующие сведения:

1) после строки, содержащей надпись «Настоящий диплом свидетельствует о том, что», с выравниванием по центру в именительном падеже — размер шрифта не более 20п: (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.05.2014 N 481)

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — фамилия выпускника;

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — имя и отчество (при наличии) выпускника;

2) после строки, содержащей надпись «освоил(а) программу бакалавриата по направлению подготовки» (в дипломе бакалавра) или «освоил(а) программу специалитета по специальности» (в дипломе специалиста), или «освоил(а) программу магистратуры по направлению подготовки» (в дипломе магистра), или «освоил(а) программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки» (в дипломе об окончании аспирантуры), или «освоил(а) программу подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по направлению подготовки» (в дипломе об окончании адъюнктуры), на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) с выравниванием по центру — код и наименование специальности или направления подготовки, по которым освоена образовательная программа; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.05.2014 N 481)

3) после строк, содержащих надпись «Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация» (в дипломе бакалавра, дипломе специалиста, дипломе магистра), на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — наименование присвоенной квалификации (для выпускника, начавшего освоение образовательной программы до вступления в силу Федерального закона, — наименование присвоенной квалификации (степени);

4) в строке, содержащей надпись «Протокол N ___ от «__» _________ г.», — номер и дата (с указанием числа (цифрами), месяца (прописью) и года (четырехзначное число цифрами) протокола решения Государственной экзаменационной комиссии; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.05.2014 N 481)

5) после строк, содержащих надписи «Председатель» и «Государственной», в строке, содержащей надпись «экзаменационной комиссии», — фамилия и инициалы председателя Государственной экзаменационной комиссии с выравниванием вправо;

23. Бланки хранятся в организации как документы строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.

24. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.

25. Для учета выдачи дипломов и дубликатов в организациях ведутся книги регистрации выданных документов об образовании и о квалификации (далее — книги регистрации).

При выдаче диплома (дубликата) в книгу регистрации вносятся следующие данные:

регистрационный номер диплома (дубликата);

фамилия, имя и отчество (при наличии) выпускника (обладателя диплома); в случае получения диплома (дубликата) по доверенности — также фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, которому выдан диплом (дубликат);

серия и номер бланка диплома; серия и номер бланка (серии и номера бланков) приложения к диплому;

дата выдачи диплома (дубликата);

наименование специальности или направления подготовки, наименование присвоенной квалификации;

дата и номер протокола государственной экзаменационной комиссии;

дата и номер приказа об отчислении выпускника;

подпись руководителя подразделения (службы) организации, выдающей диплом (дубликат);

подпись лица, которому выдан диплом (дубликат) (если диплом (дубликат) выдан лично выпускнику (обладателю диплома) либо по доверенности), либо дата и номер почтового отправления (если диплом (дубликат) направлен через операторов почтовой связи общего пользования).

26. Листы книги регистрации пронумеровываются; книга регистрации прошнуровывается, скрепляется печатью организации с указанием количества листов в книге регистрации и хранится как документ строгой отчетности. (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 31.03.2016 N 352, от 29.11.2016 N 1487)

В соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562) и подпунктом 5.2.39 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 10 марта 2005 г. № 65 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2005 г., регистрационный № 6508);

от 1 апреля 2008 г. № 106 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 г., регистрационный № 11531);

от 22 марта 2010 г. № 197 «О внесении изменения в Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный № 17006);

от 2 мая 2012 г. № 364 «Об утверждении Порядка выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 мая 2012 г., регистрационный № 24379).

Министр Д.В. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 марта 2014 г.

1. Настоящий Порядок устанавливает требования к заполнению и учету документов о высшем образовании и о квалификации (далее — дипломы), приложений к ним, образцы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2013 г., регистрационный № 30505), дубликатов дипломов и приложений к ним (далее — дубликаты), а также правила выдачи дипломов и дубликатов.

2. Дипломы выдаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее — организации), по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам высшего образования (далее — образовательные программы):

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, — диплом бакалавра, диплом бакалавра с отличием (далее вместе — диплом бакалавра);

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы специалитета, — диплом специалиста, диплом специалиста с отличием (далее вместе — диплом специалиста);

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы магистратуры, — диплом магистра, диплом магистра с отличием (далее вместе — диплом магистра);

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, — диплом об окончании аспирантуры;

лицам, освоившим образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, — диплом об окончании адъюнктуры.

3. Дипломы выдаются указанным в пункте 2 настоящего Порядка лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»* (далее — Федеральный закон), так и до его вступления в силу (с учетом тождественности наименований образовательных программ, установленной частью 2 статьи 108 Федерального закона)* и освоившим:

образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры — вне зависимости от обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования или государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее соответственно — ФГОС ВО, ГОС ВПО, вместе — ОС ВО);

образовательные программы высшего образования — программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) — вне зависимости от обучения в соответствии с ФГОС ВО или при их отсутствии.

4. Дипломы оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»**, и заверяются печатями организаций. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями***.

5. Бланк титула диплома и бланк приложения к диплому (далее вместе — бланки) заполняются печатным способом с помощью принтера шрифтом Times New Roman черного цвета размера 11п либо размера, указанного в соответствующих пунктах настоящего Порядка, с одинарным межстрочным интервалом. При необходимости допускается уменьшение размера шрифта.

6. Заполнение бланка титула диплома осуществляется следующим образом:

6.1. В левой части оборотной стороны бланка титула диплома указываются с выравниванием по ширине следующие сведения:

1) после строки, содержащей надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», в соответствии с требованиями, указанными в пункте 9 настоящего Порядка:

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — полное официальное наименование организации, выдавшей диплом;

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — наименование населенного пункта, в котором находится организация;

2) после строки, содержащей надпись «Регистрационный номер», на отдельной строке — регистрационный номер диплома;

3) после строки, содержащей надпись «Дата выдачи», на отдельной строке — дата выдачи диплома с указанием числа (цифрами), месяца (прописью) и года (четырехзначное число (цифрами), слово «года»).

6.2. В правой части оборотной стороны бланка титула диплома указываются следующие сведения:

1) после строки, содержащей надпись «Настоящий диплом свидетельствует о том, что», с выравниванием по ширине в именительном падеже — размер шрифта не более 20п:

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — фамилия выпускника;

на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — имя и отчество (при наличии) выпускника;

2) после строки, содержащей надпись «освоил(а) программу бакалавриата по направлению подготовки» (в дипломе бакалавра) или «освоил(а) программу специалитета по специальности» (в дипломе специалиста), или «освоил(а) программу магистратуры по направлению подготовки» (в дипломе магистра), или «освоил(а) программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки» (в дипломе об окончании аспирантуры), или «освоил(а) программу подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре по направлению подготовки» (в дипломе об окончании адъюнктуры), на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) с выравниванием по ширине — код и наименование специальности или направления подготовки, по которым освоена образовательная программа;

3) после строк, содержащих надпись «Решением Государственной экзаменационной комиссии присвоена квалификация» (в дипломе бакалавра, дипломе специалиста, дипломе магистра), на отдельной строке (при необходимости — в несколько строк) — наименование присвоенной квалификации (для выпускника, начавшего освоение образовательной программы до вступления в силу Федерального закона, — наименование присвоенной квалификации (степени);

4) в строке, содержащей надпись «Протокол №_____ от «___»_________ 20__ г.», — номер и дата (с указанием числа (цифрами), месяца (прописью) и года (четырехзначное число цифрами) протокола решения Государственной экзаменационной комиссии;

5) после строк, содержащих надписи «Председатель» и «Государственной», в строке, содержащей надпись «экзаменационной комиссии», — фамилия и инициалы председателя Государственной экзаменационной комиссии с выравниванием вправо;

6) после строки, содержащей надпись «Руководитель образовательной», в строке, содержащей надпись «организации» (в дипломе бакалавра, дипломе специалиста), или после строк, содержащих надписи «Руководитель организации,» и «осуществляющей образовательную», в строке, содержащей надпись «деятельность» (в дипломе магистра, дипломе об окончании аспирантуры, дипломе об окончании адъюнктуры), — фамилия и инициалы руководителя организации с выравниванием вправо.

7. Заполнение бланка приложения к диплому (далее — бланк приложения) осуществляется следующим образом:

7.1. В левой колонке первой страницы бланка приложения указываются с выравниванием по ширине следующие сведения:

1) в строках под изображением Государственного герба Российской Федерации — полное официальное наименование организации, наименование населенного пункта, в котором находится организация, в соответствии с требованиями, указанными в подпункте 1 пункта 6.1 настоящего Порядка;

2) после надписи «ПРИЛОЖЕНИЕ к ДИПЛОМУ» на отдельной строке (при необходимости — в две строки) — слова «бакалавра» или «бакалавра с отличием», или «специалиста», или «специалиста с отличием», или «магистра», или «магистра с отличием», или «об окончании аспирантуры», или «об окончании адъюнктуры»;

3) после строк, содержащих надписи «Регистрационный номер» и «Дата выдачи», соответственно — регистрационный номер и дата выдачи диплома в соответствии с требованиями, указанными в подпунктах 2 и 3 пункта 6.1 настоящего Порядка.

16. Дубликаты заполняются в соответствии с требованиями к заполнению бланков, установленными главой II настоящего Порядка, с учетом требований, установленных настоящей главой.

17. При заполнении дубликата на бланке указывается слово «ДУБЛИКАТ» в отдельной строке с выравниванием по ширине:

на бланке титула диплома — в левой части оборотной стороны бланка перед строкой, содержащей надпись «ДИПЛОМ»;

на бланке приложения — в левой колонке первой страницы бланка перед строками, содержащими надпись «ПРИЛОЖЕНИЕ к ДИПЛОМУ».

18. На дубликате указывается полное официальное наименование организации, выдавшей дубликат.

В случае выдачи дубликата в соответствии с пунктом 37 настоящего Порядка на дубликате указывается полное официальное наименование организации на момент ее ликвидации.

В случае изменения полного официального наименования организации с начала обучения обладателя диплома в организации на четвертой странице бланка приложения в разделе 5 «Дополнительные сведения» указываются сведения в соответствии с подпунктом 1 пункта 7.10 настоящего Порядка.

19. В случае выдачи дубликата диплома и дубликата приложения к диплому на указанных дубликатах указываются регистрационный номер и дата выдачи дубликата диплома, в случае выдачи только дубликата приложения к диплому на нем указывается регистрационный номер и дата выдачи дубликата приложения к диплому.

20. В дубликат вносятся записи в соответствии с документами, имеющимися в личном деле выпускника. При невозможности заполнения дубликата приложения к диплому дубликат диплома выдается без приложения к нему.

21. Дубликат подписывается руководителем организации. Подпись председателя Государственной экзаменационной комиссии на дубликате диплома не ставится.

22. Дубликат, выдаваемый в случае, указанном в пункте 37 настоящего Порядка, подписывается уполномоченным учредителем должностным лицом или руководителем (заместителем руководителя) государственного органа или органа местного самоуправления. При этом в строке (строках) перед надписью «Руководитель» указывается наименование должности лица, подписавшего дубликат.

Степени (квалификации) и дипломы высшего профессионального образования

27. Диплом выдается лицу, завершившему обучение по образовательной программе и успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию, на основании решения государственной экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику квалификации. Диплом выдается с приложением к нему не позднее 10 дней после издания приказа об отчислении выпускника.

28. Диплом бакалавра с отличием, диплом специалиста с отличием, диплом магистра с отличием выдается при следующих условиях:

все указанные в приложении к диплому оценки по дисциплинам (модулям), практикам, оценки за курсовые работы (проекты) являются оценками «отлично» и «хорошо»;

все оценки по результатам государственной итоговой аттестации являются оценками «отлично»;

количество указанных в приложении к диплому оценок «отлично», включая оценки по результатам государственной итоговой аттестации, составляет не менее 75% от общего количество оценок, указанных в приложении к диплому.

29. Дубликат выдается на основании личного заявления обладателя диплома:

в случае утраты или порчи диплома и (или) приложения к нему либо утраты или порчи дубликата;

в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа;

в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома.

30. В случае утраты или порчи только диплома (дубликата диплома), а также в случае обнаружения ошибок только в дипломе (дубликате диплома) обладателю диплома выдаются дубликат диплома и дубликат приложения к нему.

В случае утраты или порчи только приложения к диплому (дубликата приложения к диплому), а также в случае обнаружения ошибок только в приложении к диплому (дубликате приложения к диплому) обладателю диплома выдается дубликат приложения к диплому.

31. В случае порчи диплома и (или) приложения к нему либо порчи дубликата, в случае обнаружения в дипломе и (или) приложении к нему либо в дубликате ошибок после получения указанного документа, а также в случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома у обладателя диплома изымаются сохранившийся диплом и (или) приложение к диплому (дубликат диплома и (или) дубликат приложения к диплому). Указанные документы в установленном порядке уничтожаются организацией, выдавшей дубликат.

32. В случае изменения фамилии и (или) имени, и (или) отчества обладателя диплома к заявлению о выдаче дубликата должны быть приложены копии документов, подтверждающих соответствующие изменения.

33. Диплом (дубликат диплома) без приложения к нему действителен.

Приложение к диплому недействительно без диплома.

Дубликат приложения к диплому недействителен без диплома или без дубликата диплома.

34. Диплом (дубликат) выдается выпускнику (обладателю диплома) лично или другому лицу по заверенной в установленном порядке доверенности, выданной указанному лицу выпускником (обладателем диплома), или по заявлению выпускника (обладателя диплома) направляется в его адрес через операторов почтовой связи общего пользования заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

35. Копия выданного диплома (дубликата), а также доверенность, заявление о выдаче дубликата, заявление о направлении диплома (дубликата) через операторов почтовой связи общего пользования хранятся в личном деле выпускника.

36. В случае реорганизации организации дубликат выдается ее правопреемником.

37. В случае ликвидации организации дубликат выдается учредителем организации, а в случае его отсутствия — государственным органом или органом местного самоуправления, в ведении которого находится (структурным подразделением которого является) государственный или муниципальный архив, в который переданы на хранение личные дела выпускников организации.

38. Документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, формы которых были утверждены постановлением Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. № 9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 1996 г., регистрационный № 1110), документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, выданные до 22 июля 1996 г., документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, формы которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 марта 2012 г. № 163 «Об утверждении форм документов государственного образца о высшем профессиональном образовании и технических требований к ним» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 г., регистрационный № 23528), документы о высшем профессиональном образовании и документы о высшем образовании и о квалификации образца, установленного организацией, не подлежат обмену на документы о высшем образовании и о квалификации, выдаваемые в соответствии с настоящим Порядком.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562.

** Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 50, ст. 1740; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3804; 2002, № 50, ст. 4926; 2013, № 27, ст. 3477.

*** Часть 2 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562).


С 1 сентября 2013 г. в России действует новый Закон об образовании.

Определен порядок заполнения документов о высшем образовании и квалификации. Речь идет о дипломах бакалавра, специалиста, магистра. Это также документы об окончании аспирантуры, адъюнктуры. Их образцы утверждены приказом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г. N 1100.

Дипломы выдаются лицам, принятым на обучение как после вступления в силу закона, так и ранее. Учитывается тождественность наименований образовательных программ.

Как правило, документы оформляются на государственном языке нашей страны и заверяются печатями организаций.

Выпускник получает диплом не позднее 10 дней после издания приказа об отчислении.

Дипломы бакалавра, специалиста, магистра с отличием выдаются лицам при соблюдении следующих условий. Оценки по дисциплинам (модулям), практикам, за курсовые работы (проекты) — «отлично» и «хорошо». Государственная итоговая аттестация сдана на «отлично». Количество высших оценок — не менее 75% от общего числа.

Урегулирована процедура заполнения и выдачи дубликатов дипломов. Применяются общие правила с учетом некоторых особенностей. Так, в отдельной строке указывается слово «ДУБЛИКАТ». Записи вносятся в соответствии с документами, имеющимися в личном деле выпускника. Если невозможно заполнить приложение к диплому, то дубликат выдается без него. Подпись председателя Государственной экзаменационной комиссии не ставится.

Инструкция о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профобразовании, о заполнении и хранении соответствующих бланков признана утратившей силу.

Это законченное высшее образование. Поступать на программы бакалавриата могут обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Учеба длится 4 года и предполагает общую фундаментальную подготовку.

По окончании студенты защищают квалификационную выпускную работу. По ее итогам выдается диплом бакалавра.

В отличие от бакалавриата программы специалитета ориентируют студентов на практическую работу в отрасли по выбранному направлению. На них поступают обладатели образования, эквивалентного российскому среднему общему или среднему профессиональному. Обучение длится не менее 5-ти лет. По итогам сдачи экзаменов и защиты дипломной работы выдается диплом специалиста с указанием присвоенной квалификации (например, «Астроном», «Преподаватель», «Специалист по защите информации» и пр.). Выпускники специалитета имеют право на профессиональную деятельность и могут продолжить образование в магистратуре или аспирантуре.

Позволяет углубить специализацию по выбранному направлению. На программы магистратуры могут поступать бакалавры и специалисты. Обучение длится не менее двух лет и предусматривает подготовку студента к научно-исследовательской деятельности. Выпускники защищают выпускную работу (магистерскую диссертацию), по итогам которой выдается диплом магистра и присваивается квалификация «Магистр».

Приказ Минобрнауки РФ от 13.02.2014 N 112

АСПИРАНТУРА – форма подготовки научно-педагогических кадров. В аспирантуру могут поступать выпускники магистратуры или специалитета. Обучение включает образовательную часть, педагогическую деятельность, практику, научно-исследовательскую работу. Аспиранты выбирают научное направление, тему исследования для своей диссертации. Обучение на очной форме длится не менее 3-х лет, на заочной – не менее 4-х. Выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации («Исследователь», «Преподаватель-исследователь»). По итогам защиты диссертации присваивается степень кандидата наук – первая степень, официально подтверждающая статус ученого. Кандидаты наук допускаются к соисканию степени доктора наук (второй степени, подтверждающей статус ученого), присуждаемой по итогам защиты докторской диссертации.

АДЪЮНКТУРА – аналог аспирантуры в учебных заведениях, относящихся к Министерству внутренних дел и Минобороны России.

ОРДИНАТУРА – это завершающая ступень подготовки по ряду направлений в области медицины (фармацевтики). К поступлению в ординатуру допускаются обладатели высшего медицинского (или фармацевтического) образования. Обучение длится 2 года и представляет собой сочетание углубленного изучения основ медицинских наук с практикой в медицинских учреждениях, в ходе которой студенты формируют необходимые профессиональные умения и навыки. По окончании сдается трехступенчатый квалификационный экзамен. Выпускникам выдается диплом об окончании ординатуры и присваивается квалификация специалиста, дающая право работы в медицинских учреждениях.

АССИСТЕНТУРА-СТАЖИРОВКА – форма подготовки работников высшей квалификации в области искусств. По программам ассистентуры-стажировки могут обучаться выпускники специалитета или магистратуры в данной области. Срок обучения не превышает двух лет и представляет собой реализацию индивидуального учебного плана под контролем научного руководителя и заведующего кафедры учебного заведения. Выпускная работа представляет собой выступление, концерт, показ, выставку, фильм в зависимости от специализации. По окончании ассистентуры-стажировки выдается диплом о ее окончании.

Российское законодательство гарантирует россиянам бесплатное получение лишь одного высшего образования (I, II, III уровней), за второе всегда приходится платить. Иностранцы, закончившие университет за пределами Российской Федерации, могут получить второе высшее образование в российских вузах как платно, так и за счет средств госбюджета РФ (при условии успешного прохождения конкурсного отбора). Это можно сделать в формате бакалавриата (до 4-х лет обучения), специалитета (до 6-ти лет) или магистратуры (не менее 2-х лет). Конкурсный отбор проходит на основе вступительных экзаменов. По окончании выдается диплом, подтверждающий присвоение квалификации.

Вид образования Бакалавриат Специалитет Магистратура
Образовательный ценз при поступлении Среднее общее образование или его эквивалент Среднее общее образование или эквивалент Бакалавриат

Специалитет

Сроки обучения (очная форма) 4 года Не менее 5 лет 2 года
Получаемый документ об образовании Диплом бакалавра Диплом специалиста Диплом магистра
Приобретаемая квалификация (степень) Академический бакалавр, прикладной бакалавр Специалист Магистр
Характер образования Общая фундаментальная подготовка по определенному направлению без узкой специализации Ориентировано на практическую работу в отрасли по выбранному направлению Глубокое освоение теоретических аспектов, ориентированное на научно-исследовательскую деятельность
Форма итоговой государственной аттестации Сдача государственных экзаменов, подготовка и защита бакалаврской выпускной квалификационной работы Сдача государственных экзаменов и защита дипломной работы (проекта)

Сдача государственных экзаменов и защита магистерской диссертации
Дальнейшее обучение Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Место на рынке труда

Должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование

Вид образования Аспирантура (адъюнктура – в вузах Вооруженных Сил России и Министерства внутренних дел России) Ординатура Ассистентура-стажировка
Образовательный ценз при поступлении Магистратура или специалитет Высшее медицинское или фармацевтическое образование Магистратура или специалитет в области культуры
Сроки обучения 3-4 года (очная),
4-5 (заочная)
Не более 2 лет

2 года, только очная форма
Выдаваемый документ об образовании Диплом об окончании аспирантуры Диплом об окончании ординатуры Диплом об окончании ассистентуры-стажировки
Приобретаемая квалификация (степень) Исследователь (квалификация), преподаватель-исследователь (квалификация),

кандидат наук (степень)

Специалист Специалист высшей квалификации, преподаватель в высшей школе
Характер образования Образовательная часть, педагогическая деятельность, практики, научно-исследовательская работа Углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности во время практики в медучреждении

Индивидуальный учебный план под контролем руководителя и заведующим кафедрой высшего заведения
Форма итоговой госаттестации Три кандидатских экзамена, государственный экзамен,

защита диссертации

Трехступенчатый квалификационный экзамен Выпускная работа по творческо-исполнительской специальности (выступление, сольный концерт, спектакль, выставка или фильм)
Дальнейшая карьера в научной и профессиональной сфере Защита докторской диссертации Профессиональная переподготовка с целью освоения более узкой специализации, аспирантура Написание кандидатской диссертации для получения степени кандидата искусствоведения. Защита докторской диссертации
Место на рынке труда Исследовательская, аналитическая, научная деятельность в соответствии с квалификацией Работа в медицинских учреждениях по квалификации Педагогическая или профессиональная деятельность в области искусств в соответствии с квалификацией

Двухуровневая система получения высшего образования, пришедшая к нам из-за рубежа и принятая после присоединения России к Болонскому процессу, включает в себя получение степени по следующим направлениям:

  • бакалавр;
  • магистр.

Первый вопрос, который сразу же возникает – зачем нужно это разделение и по какому принципу оно происходит?

Бакалавр – степень высшего образования, при котором вы получаете исключительно самые необходимые знания для своей профессии: ни больше, ни меньше. Программы обучения для магистров включают в себя дополнительную нагрузку углубленных теоритических сведений без присвоения какой-то конкретной специализации для возможности последующего продолжения студентом научной деятельности (поступление в аспирантуру и прочее). То есть образование бакалавриат дает необходимый минимум для освоения профессии.

Данная реформа образования позволяет будущим студентам освоить выбранную профессию с возможностью регулирования получения необходимого уровня знаний самим. Также, учитывая тот факт, что бакалавр – это степень высшего образования по европейскому стандарту, находящаяся в международной классификации и признанная работодателями по всему миру, выпускники этого направления подготовки могут перевестись/продолжить обучение за рубежом и там же трудоустроиться.

Специалитет – форма получения высшего образования, которая была присуща для России. Сейчас такой формат сохранили за собой малое количество ВУЗов и лишь по техническим направлениям. Как и магистратура, она может послужить основой для дальнейшей научной деятельности, но, в отличие от нее, специалистам присваивается специализация внутри выбранного направления.

  1. Ориентация.

Причины, по которым абитуриенты выбирают тот или иной формат обучения: получить специальность и устроиться на работу, продолжить обучение, обеспечить себе престижную должность и карьерный рост. Опять же, направление бакалавр рассчитано на базовое освоение профессии, необходимое непосредственно для работы. Подготовка специалистов и магистров ориентирована на перспективу получения послевузовского образования.

  1. Программа.

Исходя из цели приобретения образования и ее ориентации, бакалавры получают меньшую программную нагрузку – они проходят полную общетеоретическую и узкопрофильную подготовку без углубления и уклона на специализацию, в отличие от магистров и специалистов.

  1. И, конечно же, срок.

Самая приятная часть для будущих студентов бакалавриата. По европейскому стандарту для них предусмотрено два типа обучения: 4 года и 6 лет. Но в России почти во всех ВУЗах получение образование бакалавра направлено на срок обучения в четыре года. Специалист же должен был обучаться не меньше 5 лет, магистр – еще два года после бакалавриата..

Также следует пояснить, что если по окончанию обучения студент бакалавриата захочет учиться дальше и решит поступать в аспирантуру – он не сможет этого сделать. Бакалавр хоть и считается полным высшим образованием, но за ним закреплена меньшая научная степень, а, значит, для продолжения учебы необходимо будет эту степень «добрать» – поступить в магистратуру.

Квалификация по диплому и его значение в деле достижения успеха

Основные проблемы при трудоустройстве, с которыми сталкиваются выпускники бакалавриата.

  • Настороженное отношение работодателей

В Росси часто можно столкнуться с тем, что квалификация бакалавра принижается обществом и сравнивается со средне-специальным образованием, ввиду того, что она ориентирована исключительно на практическую часть деятельности. Работодатели негласно считают ее неполным высшим и не спешат отдавать свои рабочие места под эти кадры.

В действительности это ошибочное мнение, так как вопрос стоит не в качестве получаемого образования, а в целях: если студент не намерен продолжать обучение в научной сфере и ему интересно лишь овладение выбранной профессией, то получение степени бакалавра – это оптимальный для него вариант.

  • Сильная конкуренция с выпускниками магистратур и специалитета

Представьте себе, что вы работодатель. К вам на собеседование пришли три кандидата: бакалавр, специалист и магистр. Кому вы отдадите предпочтение? Разумеется, выбирать будут между вторым и третьим. И здесь уже не важно, что именно бакалавр ориентировался исключительно на рынок труда. Диплом магистра и специалиста всегда будет более привлекательным при трудоустройстве.

  • Ограничение карьерного роста

1 июня 2016 года в Федеральное законодательство были внесены поправки: «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Согласно поправкам бакалавры не смогут занимать руководящие должности, тем самым законодатель ограничил для них возможность карьерного роста. В конечном счете, для получения более высокого продвижения по службе выпускнику бакалавриата может понадобиться поступление в магистратуру (от которого он когда-то отказался).

Перед абитуриентами стоит сложная и ответственная задача – не прогадать с выбранной специальностью, университетом и направлением подготовки.

Необходимо тщательно взвесить все «за» «против», так как приобретенная выпускная квалификация по вашей специальности станет определяющим фактором спроса на вас как на кадровую единицу и дальнейшее продвижение в выбранной профессии.

Моменты, которые следует знать выпускникам школ при поступлении на бакалавриат:

  • бакалавр – академическая степень и квалификация, присваиваемая при завершении получения высшего образования бакалавриат и подтверждаемая дипломом;
  • программа обучения длится 4 года и включает в себя базовую общетеоретическую и узкопрофильную подготовку.
  • возможность продолжения учебы и последующее трудоустройство за рубежом;
  • степень квалификации бакалавра ниже, чем у специалиста или магистра;
  • бакалавр менее конкурентоспособен на рынке труда и не вызывает доверия у работодателей;
  • ограничение перспектив послевузовского обучения (только после окончания магистратуры) и карьерного роста.

Поступи на бакалавра и получи диплом! Узнай об условиях поступления. Жми

Согласно ст.65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, среди прочих предъявляет работодателю документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки).

Как показывает практика, среди подложных документов чаще всего встречаются документы о высшем профессиональном образовании, сфальсифицированные справки о состоянии здоровья, трудовые книжки.

В Москве и в других крупных городах России, в Интернете работает немало мошенников, которые предлагают услуги по изготовлению дипломов. Стоимость этих услуг у разных мошенников примерно одинакова. Она зависит от того, на каком бланке будет выполнена «подделка» — типографском или бланке Госзнака, важно ли для Вас регистрировать диплом в архиве вуза.
Диплом о высшем профессиональном образовании, выполненный на госзнаковском бланке, с приложением старого образца до 1996 года и нового образца после 1996 года стоит ориентировочно $400, с приложением нового образца после 2003 года — $550. Можно даже заказать диплом «гостя из будущего» с годом выпуска, например, 2006 года. От этого, а также от названия вуза и специальности цены на услуги не зависят. В «синем» дипломе вы можете расставить оценки на свой вкус. А если вы захотите «красный» диплом (с отличием), то придется доплатить. Его цена — от $700 и выше.

Диплом бакалавра: неконкурентоспособная единица на рынке труда?

Уголовные последствия

Получив и предъявив подложный диплом, не исключено, что свою карьеру такой гражданин может начать строить не у приличного работодателя, а в местах лишения свободы. Опасность столкновения с законом вполне реальна. Существует соответствующая статья 327 Уголовного кодекса РФ. Она устанавливает уголовную ответственность за подделку , изготовление и сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, что влечет за собой наказание в виде ограничения свободы на срок до 3 лет либо арест на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы до 2 лет. Те же деяния, совершенные неоднократно, наказываются лишением свободы на срок до 4 лет.

Этот термин происходит от латинского слова professio, что означает «официально указанное занятие». Название профессии напрямую связано со следующими фактами:

  • что представляет собой работа;
  • какие выполняются функции;
  • какие используются средства труда.

Профессией человека называют деятельность, выполняемую в следующих социальных ситуациях:

И исследования моих коллег из Университета Принстонского университета, Алана Блиндера и Алана Крюгера, показывают, что высокооплачиваемые рабочие места, сделанные профессионалами высокого уровня, легче переносить за границу, чем те, которые оплачиваются работниками зарплаты и уровня образовательный ниже.

Если они правы, растущая тенденция интернационализации услуг еще больше испортит рынок труда США. Да, нам нужно исправить систему образования в Соединенных Штатах. В частности, неравенства, с которыми сталкиваются американцы на раннем этапе — яркие дети из бедных семей с меньшей вероятностью завершают курс колледжа, чем дети, которые менее способны, но дочери состоятельных людей — это не просто в скандале; они также представляют собой огромную трату человеческого потенциала страны. Но есть определенные вещи, которые образование не в состоянии делать.

1) определённая узкая область, в которую вложены трудовые ресурсы человека;

2) общее занятие группы людей, объединённых общественно-полезными трудовыми функциями;

3) выполнение человеком трудовых функций в определённой области на основе его высокого уровня компетентности;

4) профессиональная реализация чьих-либо трудовых функций;

В частности, идея о том, что, привлекая больше молодых людей в университет, мы сможем восстановить то, что общество среднего класса, с которым мы привыкли, полностью ложно. Наличие степени в колледже больше не является гарантией хорошей работы, и с каждым десятилетием это становится все более и более правдоподобным. Поэтому, если мы хотим общества, в котором процветание широко распространено, образование не является ответом — нам нужно будет стремиться к построению такого общества напрямую.

Нам необходимо восстановить силу переговоров, которую потеряла рабочая сила за последние 30 лет, чтобы как обычные рабочие, так и супермаркеты имели возможность торговать за лучшую заработную плату. Мы должны обеспечить необходимые вещи, особенно доступ к медицинским услугам, всем гражданам. То, что мы не сможем сделать, — это достичь этой цели, отдав университетские степени рабочим. Эти степени могут все чаще представлять собой вход в рабочие места, которые не существуют или не платят зарплаты среднего класса.

5) полезная деятельность, совершаемая за вознаграждение;

6) социальный и общественный статус человека, полученный в ходе занятий определенной деятельностью.

Также нужно понимать, что профессия и квалификация по диплому — это не всегда одно и то же. Первое из понятий напрямую связано с практическим освоением какой-либо трудовой деятельности.

Поиск возможностей трудоустройства и обучения за рубежом связан с доказательством квалификации. Это не всегда легко. Например, если вы говорите, что у вас есть средняя школа, им не нужно везде понимать, что вы имеете в виду. Это будет скорее понимать, когда вы используете термин «среднее образование». Хотя в нашей стране и некоторых других странах со средним образованием мы имеем в виду среднюю школу, возможно, в Германии они могут спросить: что среднее? Они знают двойное: все ниже и выше.

Терминология сертифицированной практики — а также системы образования — различна в разных странах, и у Европейской комиссии нет никаких стремлений ее объединить. Но это дает понять, что должен быть инструмент для их сравнения. Их цель — присвоить всю существующую квалификацию единой европейской системе квалификаций, чтобы каждый сертификат был информирован о уровне знаний и навыков, которые соответствуют и что может ожидать выпускник. Затем работодатель посмотрит и без какой-либо дополнительной проверки он узнает, кто он такой.

Это понятие также латинского происхождения: species означает «род» или «вид». Специальность является составной частью профессии. Например, профессия врача состоит из следующих специальностей: педиатр, хирург, окулист, анестезиолог, акушер и т.п. Профессия юриста включает такие специальности, как следователь, адвокат, прокурор, нотариус, судья и т.п.

Уровень восемь, с первым ответом в соответствии с нашей назначенной специальной школой или начальной базой начальной школы, восьмым, затем докторантом. Однако эти уровни не описываются школами, а знаниями, навыками и компетенциями, которые человек может получить не только от посещения школ от базового до высокого, но и от практики или формы разных курсов, стажировок или досуга. Условием является то, что они проверяются стандартизованным тестом.

Тот факт, что достижение квалификации не обязательно связано с формальным образованием в определенном типе школы, — это роман, который нельзя применять всегда и везде. Например, в Чешской Республике теперь можно получить лишь частичную квалификацию на уровне ученичества без формального образования.

Иными словами, специальностью можно назвать узкопрофильную область приложения трудовых сил и профессиональных умений человека.

После ратифицирования Болонской конвенции, позволяющей считать дипломы стран-участниц действительными за рубежом, в России были приняты новые стандарты высшего образования. Теперь оно осуществляется по трём системам:

  • специалитет (не менее 5 лет обучения);
  • бакалавриат (не менее 4 лет обучения);
  • магистратура (не менее 6 лет обучения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *