Пособие За Атомные Станции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие За Атомные Станции». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 970,38 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 646,88 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 129,39 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 64,70 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация детям, находившимся на территории зоны проживания с правом на отселение в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 года
    • 129,39 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 646,88 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 161,72 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 64,70 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 258,79 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 194,09 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 129,39 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация детям, находившимся на территории зоны отселения в состоянии внутриутробного развития и родившимся до 1 апреля 1987 г.
    • 194,09 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1293,86 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 646,88 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 20289,67 руб.
    • инвалидам II группы — 10144,84 руб.
    • инвалидам III группы — 4057,91 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1014,51 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
    • 238,42 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • детям первого года жизни — 609,30 руб.
    • детям второго и третьего года жизни — 529,82 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
    • 476,87 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I

    Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

    • Ежемесячные денежные выплаты
    • Материнский семейный капитал
    • Государственные социальные пособия
    • Ежемесячные выплаты на детей
    • Государственные стипендии
    • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
    • Социальные пенсии
    • Ежемесячные доплаты к пенсии
    • Ежегодные денежные выплаты
    • Единовременные денежные выплаты
    • Социальные субсидии
    • Компенсационные выплаты
    • Государственная социальная помощь
    • Региональный материнский капитал
    • Организация отдыха и оздоровления детей
    • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
    • Обеспечение жильем граждан за счет бюджетных средств
    • Набор социальных услуг
    • Предоставление земельного участка гражданам
    • 24.11.2020 г. Индексация страховых пенсий с 1 января почти в два раза обгонит инфляцию

      Сегодня Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о бюджете Пенсионного фонда России на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

    • 23.11.2020 г. Мишустин объявил о пилотном проекте по определению нуждающихся семей

      До конца года стартует пилотный проект по определению нуждающихся семей на основе данных государственных информационных систем и оказанию им адресной поддержки, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин.

    • 21.11.2020 г. Мишустин: В России нужна по-настоящему социальная адресная поддержка

      В России необходимо перейти к по-настоящему адресной системе социальной поддержки населения, развивая механизмы «социального казначейства», уверен премьер-министр Михаил Мишустин. «У нас огромное число льгот и пособий, которые направлены на то, чтобы выровнять материальное положение семей,…

    Сегодня в продаже:

    • Проблемы Общей части права социального обеспечения. МонографияИздательство: Проспект. Год: 2017.

      Актуальность монографии чрезвычайно велика в связи с тем, что до настоящего времени в стране отсутствует законодательное закрепление основополагающих начал данной отрасли права, таких как цели, задачи, принципы, предмет правового регулирования и др. В монографии подводится некий итог развития и состояния научной мысли по основным теоретическим проблемам Общей части права социального обеспечения на момент ее издания, позволяющий формировать системное…

    • Право социального обеспечения. Учебное пособиеИздательство: ИНФРА-М. Год: 2020. Серия: Среднее профессиональное образование.

      Учебное пособие посвящено теоретическим вопросам права социального обеспечения. Подробно изложены особенности правоотношений по правовой регламентации минимизации социальных рисков путем пенсионного обеспечения, обеспечения граждан социальными пособиями и выплатами, социального обслуживания и предоставления бесплатной медицинской…

    Первая федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности» началась в 2008 году и завершилась в 2015-м. В ней оговаривалось в том числе финансирование вывода из эксплуатации ОИАЭ. За это время полностью выведены из эксплуатации 53 объекта при плане 42, реабилитировано 2,7 млн м2 территории.

    «Несколько примеров. Законсервировано и полностью засыпано озеро Карачай — самый большой резервуар жидких радиоактивных отходов. Уран-графитовый реактор ЭИ‑2 в Северске выведен из эксплуатации по варианту «захоронение на месте».

    Проведена огромная работа, мы обосновали безопасность этого способа и планируем применить его еще на 12 промышленных реакторах.

    Таким же образом полностью выведен корпус «Б» во ВНИИНМ», — ​рассказывает старший менеджер управления разработки и реализации программ реабилитации объектов наследия «Росатома» Евгений Комаров.

    Графитовая кладка РБМК на Ленинградской АЭС, 2017 год

    Вторая федеральная целевая программа стартовала в 2016 году и завершится в 2030-м.

    «К этому сроку мы планируем вывести из эксплуатации 82 объекта, вдвое увеличить площадь реабилитированной территории, обеспечить безопасное захоронение порядка 176 м3 радиоактивных отходов», — ​продолжает Евгений Комаров.

    Так, на АЭХК будут ликвидированы два огромных корпуса, в которых располагалось разделительное производство. В этом году будет демонтирован первый, до 2023-го — второй.

    На СХК продолжается консервация хранилищ жидких радиоактивных отходов — бассейнов Б‑1 и Б‑25, ведутся предпроектные работы по выводу из эксплуатации радиохимического завода, который перерабатывал топливо промышленных реакторов. Идет подготовка к ликвидации хранилища ЖРО № 365 на ГХК. Порядка 30 зданий будут ликвидированы на «Маяке», сейчас выполняются проектные работы и обследование объектов.

    Разрабатывается единая государственная система обращения с ОЯТ и РАО. «В Северске, Озерске и Новоуральске строятся приповерхностные пункты захоронения твердых РАО III и IV классов опасности — низкоактивных и особо низкоактивных.

    Будет сделана подземная исследовательская лаборатория в Красноярском крае, в Нижнеканском массиве, для отработки технологий захоронения среднеи высокоактивных отходов», — ​говорит Евгений Комаров.

    Эта работа, добавляет он, ведется в широкой кооперации с общественностью и международными организациями, в первую очередь МАГАТЭ.

    За всю историю атомной отрасли в мире было окончательно остановлено около 180 энергетических и 600 исследовательских реакторов. Большинство законсервировано после минимального демонтажа. Но атомная отрасль уже обладает технологиями для полной ликвидации объектов.

    Развивается робототехника для погрузки-разгрузки, сортировки радиоактивных материалов, разбора железобетонных и металлических конструкций и т. д. Так, «РосРАО» создало антропоморфного робота с управлением через копирующий костюм. Робот полностью воспроизводит движения оператора. Проект был представлен в 2014 году.

    «Около пяти лет ушло на его согласование, разработку и тестирование экспериментального образца, — ​рассказывает заместитель гендиректора по международной деятельности и новым бизнесам «РосРАО» Сергей Флоря. — ​Зато опытно-промышленный образец был сделан месяцев за семь — современные ИТ-решения для проектирования и макетирования позволяют существенно сократить цикл разработки.

    Первого робота мы называем Алексеем, второго — Софьей. Их испытывают на площадке «РосРАО» в Сосновом Бору. Если эксплуатация покажет нужные нам результаты, то в ближайшие годы появится не менее 20 таких манипуляторов».

    Разделка и хранение ОЯТ на Ленинградской АЭС

    Роботизированных технологий для обращения с РАО довольно много. Уникальность Алексея и Софьи — в простоте управления. Например, контроль телеманипулятора в горячей камере — целая наука, нужно потратить много времени на подготовку оператора. А с антропоморфным роботом человек находит общий язык за три-четыре часа и уверенно сортирует и разбирает РАО на безопасном расстоянии.

    Льготная зона вокруг атомных станций

    Россия готова также рефинансировать Белоруссии ранее выданный займ на $630 млн, сообщил журналистам первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов.

    Он также рассказал, что РФ перечислила Минску средства, которые ему причитаются в рамках реэкспорта российской нефти.

    «Мы договорились, что перечислим все те суммы «перетаможки» [нефти], которые у нас застряли в результате выяснения наших двусторонних отношений. Это сумма $268 млн», — рассказал министр.

    К мерам поддержки в сфере жилищных отношений относятся (ст. 14, 15, 16, 17, 22 Закона № 1244-1; п.1 постановления Правительства России № 153):

    • обеспечение жильем нуждающихся в жилье лиц, посредством предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения, право на которую подтверждается жилищным сертификатом;
    • компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в размере 50 %;
    • внеочередное вступление в жилищно-строительные кооперативы, внеочередное обеспечение земельными участками для ИЖС.

    Чернобыльцам полагаются (ст. 14, 15,16,17,18,19,20,22 Закона № 1244-1):

    • использование в удобное время ежегодного оплачиваемого отпуска;
    • получение дополнительного оплачиваемого отпуска;
    • доплата до размера прежнего заработка при переводе по медицинским причинам на нижеоплачиваемую работу;
    • выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 % среднего заработка;
    • дородовой отпуск – 90 календарных дней;
    • право на дополнительное вознаграждение за выслугу лет;
    • преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата и первоочередное трудоустройство при ликвидации, реорганизации организации;
    • сохранение после прибытия на новое место жительства на период трудоустройства среднего заработка (не более 4 месяцев).

    Чернобыльцам полагаются следующие выплаты и компенсации (п.13,15 ч.1 ст. 14; ст. 15, ст.17, ст. 18, 19, 22, 27.1 , 39, 40 Закона №1244-1):

    • ежемесячная денежная компенсация на приобретение товаров; ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо работ по ликвидации последствий катастрофы;
    • ежегодная компенсация на оздоровление;
    • единовременная компенсация ущерба по случаю утраты имущества;
    • единовременное пособие в связи с переездом на ПМЖ в новое место и компенсация стоимости проезда;
    • ежемесячная выплата на питание на каждого ребенка;
    • ЕДВ;
    • дополнительное пособие зарегистрированным безработным;
    • ежегодная или единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы;
    • ежемесячная компенсация для постоянно проживающих в зоне проживания с правом на отселение.

    Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

    Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

    Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

    • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
    • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
    • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
    • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
    • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
    • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
    • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
    • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
    • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
    • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

    Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

    Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

    • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

    В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

    Законодательство в сфере социальной защиты пострадавших в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф достаточно четко регламентирует порядок присвоения статуса «чернобыльца» и предоставления льгот и выплат. Тем не менее, значительная часть льгот устанавливается на уровне регионов, поэтому у получателей иногда возникают проблемные ситуации.

    Поскольку авария на ЧАЭС произошла до распада СССР, ликвидаторы последствий аварии получили впоследствии разные гражданства. Однако российские органы социальной защиты иногда необоснованно отказывают родственникам умерших ликвидаторов аварии из-за того, что на момент смерти они могли иметь иное гражданство, чем СССР и РФ. Такие отказы незаконны, поскольку меры социальной поддержки, согласно законодательству, распространяются на семьи умерших ликвидаторов аварии, без уточнения обязательного наличия определенного гражданства.

    При этом некоторые отказы вполне обоснованы. Например, компенсации или льготы по оплате услуг ЖКХ полагаются непосредственно самому участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Если за льготами обратится его вдова или другие родственники, им будет отказано на полном основании.

    Среди нерешенных на данный момент проблем и отказ в предоставлении льгот на оплату ЖКХ для проживающих в приобретенной жилой недвижимости. Согласно действующему законодательству такие льготы получают только проживающие в государственном, муниципальном и приватизированном жилье. Есть перспективы того, что Госдума в скором времени проголосует за соответствующий законопроект и проблема исчезнет.

    Рубль — в генерацию, два — в безопасность

    Территориальный орган Федерального казначейства на основании списков получателей перечисляет соответствующие средства в организацию федеральной почтовой связи либо на счет, открытый получателем в кредитной организации.

    Кроме того, остается открытым вопрос об источнике, за счет которого должен быть начислен ЕСН. Суммы ЕСН, начисленные в данном случае, не могут быть включены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль в налоговом учете и не могут быть отнесены на себестоимость в бухгалтерском. Как правило, ЕСН начисляется за счет того источника, за счет которого произведены выплаты. Выплата денежных сумм в связи с предоставлением льгот осуществляется за счет целевого финансирования из федерального бюджета. Однако, хотя статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что организациям возмещаются «расходы, связанные с реализацией положений Закона» (а суммы начисленного ЕСН являются расходами, связанными с выплатой гражданам сумм в связи с предоставленными льготами), возмещение организациям сумм начисленного и уплаченного ЕСН законодательно не предусмотрено.

    Кроме того, в соответствии с Законом №1244-1 гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, гарантируется получение дополнительного оплачиваемого отпуска. Понятие гарантии и компенсации дано в статье 164 ТК РФ. Таким образом, оплата дополнительного отпуска является гарантией, не может быть отнесена к компенсационной выплате и, соответственно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (Письмо МНС Российской Федерации от 6 мая 2004 года №04-2-07/4 «О налогообложении доходов физических лиц»).

    Относительно ЕСН существуют две точки зрения. С одной стороны, суммы, не отнесенные к компенсациям, выплачиваются в связи с предоставляемыми гражданам льготами и, следовательно, являются объектом обложения ЕСН. Однако статьей 5 Закона №1244-1 установлено, что все расходы, связанные с реализацией его положений, финансируются из федерального бюджета и организациям, осуществляющим выплаты своим работникам в рамках Закона №1244-1, их расходы возмещаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Таким образом, суммы, выдаваемые работникам, как в порядке компенсации, так и в связи с предоставлением льгот, выплачиваются не из средств организации, а в рамках целевого финансирования и не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли. Поэтому данные выплаты могут не включаться в налоговую базу по ЕСН на основании пункта 3 статьи 236 НК РФ.

    70 290 рублей – на 2020 год, с учетом примерных ежегодных повышений за 2020 год превысила 90 000 рублей. Средняя зарплата по Ленинградской области за тот же год – 41 738 рублей. Ленинградские атомщики зарабатывают в 2,15 раза больше чем средний житель их области.

    Средняя заработная плата по Воронежской области составила в 2020 году 27 971 рубль. Нововоронежские атомщики в среднем получают в 2,5 раза, как заявило руководство станции. Итого средняя зарплата на Нововоронежской АЭС на 2020 год составляет около 70 000 рублей.

    Современный человек не мыслит жизни без электричества. Если электроснабжение прекратится даже на несколько часов, жизнь мегаполиса парализуется. Более 90% электроэнергии в Воронежской области вырабатывает Нововоронежская атомная электростанция. Корреспонденты РИА «Воронеж» побывали на НВ АЭС и выяснили, как атомная энергия превращается в электричество.

    «Мы стремимся быть мировым технологическим лидером, – заявил Кириенко. – В атомной отрасли лидерство по запасам урана, по выработке энергии, по количеству построенных станций не работает! Работает только технологическое лидерство: если ты не обладаешь инновационным потенциалом, интеллектуальным превосходством и технологическим лидерством – все остальное «лидерство» ты растеряешь мгновенно!» «Система образования – принципиально важный вопрос для развития любой страны, – говорил Кириенко. – А для атомной отрасли это – основа основ. Мы работаем не за счет природных ресурсов или активов – потенциал корпорации определяется и будет определяться интеллектом и знаниями работающих в ней людей. А значит, образование, воспроизводство этого потенциала для нас – самый главный технологический процесс«.

    Утверждено Положение, определяющее порядок выплаты дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам предприятий, организаций и учреждений независимо от организационно-правовой формы, расположенных на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. N 101 «О порядке предоставления дополнительного вознаграждения за выслугу лет работникам, занятым на работах на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»

    Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

    1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

    3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

    Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

    5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

    из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

    на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

    Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

    зона отчуждения;

    зона отселения;

    зона проживания с правом на отселение;

    зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.

    Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

    Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

    Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

    На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

    В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

    Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Оперативный персонал ядерных установок АЭС будет жить в санаториях станций

    Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

    С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

    Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

    Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Зона проживания с льготным социально — экономическим статусом — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).

    Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    В данной зоне помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно — экологическая структура, обеспечивающая улучшение качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер.

    На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, государственный экологический надзор и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды), государственная экологическая экспертиза хозяйственной и иной деятельности, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

    Организация и обеспечение государственного экологического надзора и государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

    Конечно, ту первую атомную станцию сложно сравнивать с современными, но именно она положила начало новому способу получения энергии, как первый iPhone запустил процесс смартфоностроения, а Ford T массовое производство автомобилей.

    С тех пор количество атомных станций в мире сильно увеличилось и достигло 192 штук (суммарно 438 энергоблоков) в 31 стране мира. 10 атомных станций находится в России (суммарно 33 энергоблока). По этому показателю наша страна занимает восьмое место в мире, а по мощности — четвертое.

    Основным элементом, на котором работают атомные станции, является уран-235, который загружается в реактор в специальных картриджах, которые называются тепловыделяющими элементами (ТВЭЛ). В одном реакторе их может быть несколько десятков и даже сотен.

    ТВЭЛ доставляют к реактору на специальных платформах, а загружают их в него краном. Этот же кран участвовал в строительстве станции и погружал в специальную капсулу сам реактор.

    Как работает АЭС? Опасны ли атомные станции?

    Если уж мы заговорили об авариях на атомных станциях, давайте обсудим, как они классифицируются и какие их них были самыми крупными.

    Для классификации аварий по их серьезности и силе воздействия на человека и природу они делятся на 7 степеней по Международной шкале ядерных событий, получая определенный уровень INES. На основании этого уровня можно судить был ли причинен вред людям и насколько было повреждено оборудование самой станции. Далеко не все уровни считаются опасными.

    «Росатом» серьезно подходит к развитию бизнеса Севморпути, нацелившись ни много ни мало — на мировое лидерство.

    Статус оператора Севморпути корпорация получила в 2018 г. Однако, как владелец единственного в мире атомного ледокольного флота, «Росатом» и так был там давно — в этом году его «Атомфлоту» исполнилось 60 лет.

    «Наша задача — достроить тот сервис, который у нас есть и так, — пояснил «Интерфаксу» первый замглавы «Росатома» Кирилл Комаров, говоря о проекте развития Севморпути. — У нас сегодня есть сервис под названием «ледовые проводки», когда мы сопровождаем ледоколами суда. Может к этому добавиться какой-то собственный флот ледового класса? — Почему нет! Особенно учитывая, что в мире не так много свободных судов класса Arc-5 или Arc-7″.

    По его словам, «Росатом» уверен в росте экспорта по этому маршруту. «Несколько лет назад объем грузоперевозок был меньше 10 млн тонн по году, в прошлом году — уже 19 млн тонн, в этом году мы должны были по нацпроекту сделать 26 млн тонн за год, а сделали 26 млн тонн уже к 15 ноября. То есть до конца года будет уже где-то под 30 млн тонн — скачок в 3 раза», — отметил Комаров.

    Согласно указу президента Владимира Путина, к 2024 г. грузоперевозки по Севморпути нужно увеличить до 80 млн тонн.

    «Думаю, что 80 млн тонн будет, — уверен Комаров. — Мы видим, какими темпами идет «НОВАТЭК», «Газпром нефть», «Роснефть», куда угольщики целятся. Там наберется в общей сложности 80 млн тонн, причем без транзита».

    «После того как выстроится система, которая сможет обеспечивать круглогодичный экспорт из страны как на Запад, так и на Восток (а со строительством ледоколов «Лидер» возможность отправлять грузы на Восток появится), глупо ее не использовать для организации транзита грузов», — пояснил он.

    Больше года «Росатом» вел поиски партнера в логистической сфере, в том числе для развития Севморпути. В декабре стало известно, что корпорация покупает 30% в группе «Дело» Сергея Шишкарёва, которая незадолго до этого приобрела 50% + 2 акции ведущего российского железнодорожного контейнерного оператора «Трансконтейнера».

    Эти сделки не связаны: «Росатом» заходил именно в «Дело», безотносительно его сделки по «Трансконтейнеру», объясняет госкорпорация.

    «Никакой «Трансконтейнер» мы не покупали, — сказал на встрече с журналистами в конце декабря глава «Росатома» Алексей Лихачев. — С компанией «Дело» Сергея Шишкарева у нас отношения давние, и стратегический альянс мы договорились сформировать еще 1,5 года назад».

    Он отметил, что корпорации был нужен частный партнер, опытный в логистике, обладающий весом и, главное, имеющий людей, опыт, компетенции работы на глобальном рынке перевозок.

    «Понятно, мы не можем его (Шишкарева — ИФ) ограничить в его развитии. То, что он (Шишкарев — ИФ) участвовал в «Трансконтейнере», для нас не было ни условием ни с нашей, ни его стороны, но, на мой взгляд, гармонично дополнило нашу с ним программу, связанную с созданием такого большого логистического альянса», — сообщил Лихачев.

    По словам Комарова, непосредственно переговоры с «Делом» шли с февраля, и сделка не завязана на покупку «Трансконтейнера». «Дело» было для нас интересно не как объект поглощения, а именно как партнер. Причем мы были готовы с самого начала заходить в этот бизнес как младший партнер, потому что у нас нет компетенций в области логистики, нам важно было их получить. Мы в состоянии принести в бизнес большой грузопоток, но нет умения им управлять. Поэтому «Дело» было интересно нам и без «Трансконтейнера», — сказал он.

    В конце года «Ведомости» со ссылкой на презентацию госкорпорации для банков сообщили, что та готова потратить $7 млрд на мировое лидерство в морских перевозках, ставя целью стать одним из 15 крупнейших морских перевозчиков в мире.

    Морские перевозки «Росатом» хочет запустить уже в 2020 г., к 2023 г. довести выручку от них примерно до $700 млн в год, к 2025 г. — до $4 млрд, а с 2026 г. выйти на пиковое значение в $5,6 млрд, говорилось в презентации.

    «В предыдущий период развития мы считали себя компанией атомных технологий полного цикла. Сегодня мы скорее говорим, что мы высокотехнологичная компания — потому что количество наших бизнесов, которые за рамками атомного сектора, уже очень серьезное», — сказал Комаров.

    Объем 10-летнего портфеля зарубежных заказов последние несколько лет остается примерно на одном уровне. По итогам 2017 г. он составлял $133,5 млрд и насчитывал 33 блока в 12 странах, в 2018 г. — примерно столько же — $133,5 млрд, но уже с 36 блоками в 12 странах. На конец 2019 года цифра пока сопоставима с 2018 годом.

    Все может измениться, если до конца года будет подписан контракт с Узбекистаном, переговоры с которым развивались стремительно. В конце 2017 г. Россия и Узбекистан подписали межправсоглашение по «мирному атому», а в 2019 г. практически вышли на контракт. В среднем такие переговоры занимают 2-3 года. В любом случае переговоры с Узбекистаном находятся в заключительной стадии и контракт будет — если не в этом, то в следующем году.

    «Он (портфель — ИФ) превысит прошлогоднюю величину в $133 млрд, но его итоговая величина будет зависеть от переговоров с узбекской стороной», — сообщал «Интерфаксу» в конце ноября Лихачев.

    «Я считаю, что сегодня по портфелю заказов мы вышли на некоторое плато, — пояснил Комаров. — Наша зарубежная выручка серьезно растет, еще пару лет назад она была порядка $5 млрд в год, в 2018 г. — $6,3 млрд, в этом году мы выходим примерно на $7,3 млрд, в 2020 г. — выйдем на $8 млрд. Это значит, что нам каждый год как минимум то, что у нас уходит в выручку, надо компенсировать заключением новых контрактов. Без подписания контракта на сооружение АЭС набрать контрактов на $8 млрд — очень непростая задача. Потому что топливо, обогащенный уран, сервис, поставки изотопов и все остальное, что мы продаем за рубеж, — это хороший бизнес, понятный и стабильный, высокомаржинальный, но он по объемам не таких размеров. Поэтому вряд ли мы ожидаем в перспективе какого-то сильного скачкообразного роста, скорее это будет такая волатильность между $130-140 млрд».

    В уходящем году закрепились достигнутые год назад договоренности «Росатома» с Китаем по АЭС «Тяньвань» и АЭС «Сюйдапу». В марте госкорпорация подписала с предприятиями китайской ядерной корпорации CNNC генконтракт на блоки NN7 и 8 Тяньваньской АЭС, а также контракт на технический проект на блоки NN3 и 4 АЭС «Сюйдапу», в июне был подписан уже и генконтракт по АЭС «Сюйдапу», а в июле и ноябре — топливные контракты по обеим этим станциям.

    В конце осени началось строительство второго блока на АЭС «Бушер» в Иране, его ввод запланирован через 6 лет.

    Кроме того, в уходящем году «Росатом» вошел вместе с CNNC, корейской KHNP, французским Framatome и американской General Electric в шорт-лист по выбору стратегического инвестора на возобновившийся год назад проект АЭС «Белене» в Болгарии.

    По словам Комарова, на сегодняшний день Болгария предполагает реализовать этот проект как совершенно коммерческий, рыночный, где никто не берет на себя обязательств по реализации будущей электроэнергии. В Финляндии нет обязательств государства, но есть обязательства акционеров проекта, что они выкупают всю произведенную АЭС «Ханхикиви-1» электроэнергию пропорционально своим долям в капитале. Этот вопрос — куда пойдет электричество и по какой цене — является принципиальным, в Болгарии на сегодняшний день он не решен.

    «Мы в любом случае в этом проекте участвовать будем. Какова будет форма нашего участия, сильно зависит от того, какие финальные условия объявит болгарская сторона», — сказал Комаров.

    В мае турецкие СМИ сообщили о трещинах в фундаменте первого блока АЭС «Аккую», заливка которого шла с апреля 2018 г. по март 2019 г. По их данным, летом 2018 г. Турецкое агентство по атомной энергии впервые обнаружило трещину в фундаменте и обязало разрушить и перезалить поврежденный бетон, затем трещины обнаружили в недавно уложенном бетоне и вновь предписали переделать участок.

    АЭС «Аккую» строится по схеме BOO, когда владельцем зарубежной АЭС выступает российская сторона. Компании «Росатома» сейчас владеют почти 100% в капитале проектной компании «Аккую Нуклеар».

    Проектная компания не подтверждала эту информацию, заявив, что «бетонирование фундаментной плиты I энергоблока было выполнено в соответствии с современными требованиями мирового ядерного сообщества, нормами МАГАТЭ, международными и национальными требованиями Турции».

    Источник в «Росатоме» тогда пояснял, что трещины появились в процессе подборки бетонной смеси, во время пробной заливки бетона. На стадии подборки смеси могут возникать трещины — это нормальный рабочий процесс.

    «Первые заливки были экспериментальные, они были не все удачные, но, начиная с ноября у нас уже полным ходом идет бетонирование. Забетонировали фундаментную плиту первого блока. Освоение бетонных работ у нас в декабре вышло на темпы, которые нам нужны в следующем году», — пояснил в конце декабря Лихачев.

    «Мы делаем все, чтобы успеть (запустить первый блок к 2023 г. — ИФ), это будет рекорд, если мы успеем, и это будет очень сильно зависеть от наших турецких партнеров. Вы знаете, мы там создали альянс, совместное предприятие концерна «Титан-2» и ICTAS — это очень сильная турецкая строительная контора, и если у них пойдет дело, то шансы в 2023 г. «толкнуться» вполне себе есть», — сказал он.

    По словам Комарова, на какое-то время на АЭС «Аккую», действительно, останавливали процесс бетонирования, чтобы посмотреть, как ведет себя бетонная смесь. Но не было ситуации, что уже залитый бетон на большом участке ломали и вместо него клали другой.

    «Технологии наши хорошо отработаны, но какие-то процессы всегда отрабатываются на месте, поскольку состав песка, земли, цементных смесей для каждой страны нужен свой. Чтобы идеально подобрать все составляющие, требуется какое-то время. Технология самой заливки бетона предусматривает, что могут образовываться разного рода пустоты. Существуют нормативы, что считать критичным, а что является только предметом наблюдения. В нашем случае, во-первых, ничего критичного не происходило, во-вторых, за строительством очень внимательно следит огромное количество экспертных организаций. Это и представители турецкого регулятора, и консультанты из всемирно известной французской компании Bureau Veritas — и, разумеется, мы как собственник станции», — заявил он.

    Вопрос с поиском инвестора для АЭС «Аккую» пока не решен. С начала 2018 года в качестве потенциального покупателя доли в проекте фигурирует турецкий государственный энергетический холдинг EUAS, который претендует на 10%. Однако в октябре министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Донмез сообщил журналистам, что EUAS определится с покупкой доли в проекте АЭС «Аккую» после завершения его оценки. EUAS пока не принял решения, поскольку проект очень крупный и дорогой. «Когда мы закончим всю оценку проекта, у нас будет решение, но сначала эта оценка должна быть завершена», — говорил Донмез.

    «Мы никуда не торопимся, на сегодняшний день у нас есть деньги на реализацию проекта (АЭС «Аккую» — ИФ), — пояснил Комаров. — Более того, с каждым днем проект дорожает. Подписано не только межправсоглашение, но и договор о продаже электричества, поэтому мы спокойно ведем переговоры».

    «Понятие инвестора для этого проекта достаточное широкое. Инвестор — это не обязательно тот, кто акции купит. В качестве инвестиций в проект, мы рассматриваем и кредиты коммерческих банков. И, например, экспортное кредитование под поставки оборудования из третьих стран, это тоже долгосрочные деньги, на которые мы можем станцию строить», — добавил он.

    Грядущий год обещает быть оживленным. Помимо возможного переноса на 2020 г. контрактации АЭС в Узбекистане, весной должно начаться строительство II блока АЭС «Аккую», также «Росатом» ожидает строительную лицензию на III блок станции, документы на который уже переданы турецкому регулятору.

    Кроме того, «первые бетоны» ожидаются на I блоке АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, на III энергоблоке АЭС «Сюйдапу» и, возможно, даже в Узбекистане.

    Также в будущем году запланирован пуск на Белорусской АЭС. На рубеже 2020-2021 гг. ожидаются итоги тендера по АЭС в Саудовской Аравии, где «Росатом» прошел предквалификационный отбор, в этот же период может начаться строительство АЭС «Белене».

    В будущем году должны быть поданы документы на лицензию для венгерской АЭС «Пакш-2», чтобы получить ее во втором полугодии 2021 г. «По Венгрии мы прошли важный этап, сдали базовую проектную документацию венгерскому заказчику. Это случилось в октябре этого года и, соответственно, 6 июня он должен передать ее на лицензирование. Сейчас идет работа с венгерским регулятором», — сообщил в декабре Лихачев.

    Кроме того, в ближайшем будущем ожидается тендер на новые реакторы на АЭС «Дукованы», который чешское правительство планировано объявить еще в 2019 г. Чехия в 2022 г. планирует выбрать подрядчика нового блока, а построить его в 2036 г.

    «Росатом» размыкает ядерный цикл

    В России атомная энергетика генерировала в основном положительные новости. С подключением в декабре к энергосети Чукотки плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» количество АЭС в стране увеличилось на одну. В перспективе ПАТЭС должна заменить выводимые из эксплуатации генерирующие мощности Чаун-Билибинского энергоузла — Чаунскую ТЭЦ в Певеке и Билибинскую АЭС в Билибино. В промэксплуатацию ПАТЭС, как ожидается, будет сдана летом 2020 года.

    В апреле концерн «Росэнергоатом», управляющий всеми АЭС в России, начал строительство II блока Курской АЭС-2, заливка бетона под I блок состоялась годом ранее.

    В ноябре был введен в эксплуатацию II энергоблок Нововоронежской АЭС-2 (или блок №7 НВАЭС) с реактором ВВЭР-1200, который стал третьим в серии энергоблоков подобного типа, построенным в России. Первым был I блок этой же станции, запущенный в 2016 г., другим — I блок Ленинградской АЭС-2, сданный в промэксплуатацию в ноябре 2018 г. Весной-летом 2020 г. ожидаются физический и энергетический пуски на II блоке ЛАЭС-2.

    «Год для концерна был удачным. По выработке электроэнергии атомные станции России выходят на очередной рекордный максимум — более 208 млрд кВт.ч. Прогнозное значение выручки на конец года — более 450 млрд руб., что на 17% выше прошлогоднего показателя», — сообщил «Интерфаксу» глава департамента коммуникаций «Росэнергоатома» Андрей Тимонов.

    «С вводом энергоблока №7 НВАЭС полностью завершено сооружение четвертой очереди АЭС в составе двух энергоблоков поколения «3+». Фактически мы получили первую в мире полноценную новейшую АЭС поколения «3+» в составе двух энергоблоков, которую можно демонстрировать зарубежным заказчикам. С запуском плавучей станции количество российских АЭС увеличилась с 10 до 11, а статус самой северной АЭС в мире от Билибинской АЭС перешел ПАТЭС. С декабря официально именно эта станция среди всех АЭС в мире эксплуатируется в наиболее сложных климатических условиях», — отметил он.

    Ключевой задачей на 2020 г. является сдача ПАТЭС в промышленную эксплуатацию и энергопуск II блока ЛАЭС-2, добавил Тимонов.

    Слабый рост спотовых цен на уран, наметившийся в середине прошлого года, также медленно продолжился в начале этого. На конец 2018 г. спотовые цены были на отметке $28,5 за фунт закиси-окиси урана (промежуточный продукт переработки природного урана), на конец января 2019 г. цена немного поднялась, составив $28,9 за фунт. В феврале-марте цены уже постепенно снижались, завершив I квартал на уровне $25,75 за фунт, сообщал британский инвестфонд Yellow Cake.

    На конец полугодия цена опустилась уже ниже отметки $25 за фунт. По данным консалтинговой компании UxC, представленным в отчете Uranium One, спотовая цена закиси-окиси урана в начале III квартала 2019 г. составляла $24,55 за фунт, что было обусловлено снижением объемов продаж в связи с ожидавшимся решением по разделу 232 закона «О торговой экспансии», которое президент США Дональд Трамп должен был принять в середине июля.

    Трамп не поддержал введение торговых ограничений на импорт урана в страну, вместо этого он сформировал рабочую группу по ядерному топливу. В результате этого решения в июле рыночная активность выросла, а спотовая цена на конец месяца поднялась на $0,95 и составила $25,50 за фунт. В августе объемы реализации и цены сократились, в сентябре активность на споте восстановилась и на конец сентября и III квартала 2019 г. спотовая цена составила $25,65 за фунт.

    «Прошедший год оказался любопытным для рынков ядерного топлива. В 2019 г. рынок получал обнадеживающие сигналы: на урановом рынке были зафиксированы рекордные объемы торгов, а рост цен, скорее всего, сохранится, — сообщила «Интерфаксу» старший вице-президент по политике UxC Анна Брындза. — Основными драйверами роста в 2019 г. стало сокращение производства канадской Cameco и казахским «Казатомпромом», а также некоторыми другими производителями, в частности, французской Orano. Сокращение первичного производства наряду с удалением некоторых вторичных поставок на рынке (в частности, правительственных запасов США) привело к некоторым заметным изменениям в фундаментальных рыночных показателях. Эти изменения не остались незамеченными и привлекли внимание развивающейся группы игроков на урановом рынке — инвестиционного сообщества».

    По словам Брындзы, остается вопросом, каким образом тренды, зародившиеся и развивавшиеся в 2019 г., разовьются дальше.

    «Этот год был разнонаправленным, имел взлеты и падения как с точки зрения динамики цен, так и объемов торговли. Среди ключевых факторов, формирующих рынок урана в 2019 г., была производственная активность. Cameco остается важным драйвером спроса на рынке, публично заявляя о необходимости закупок значительных объемов урана для выполнения своих обязательств по поставкам. Интерес со стороны инвестсообщества несколько ослабел после падения цен на уран, но игроки, пришедшие на рынок, подтверждают готовность остаться в нем надолго», — отмечает Брындза.

    По ее словам, в 2019 г. доминировали торговые вопросы. Американские санкции в отношении Ирана и связанные с ними исключения, которые позволяют осуществлять сотрудничество в ядерной сфере, остаются незаконченной историей.

    «Еще два ключевых вопроса, которые следует отметить: переговоры США с «Росатомом» о доступе на рынок США после 2020 г. и введение США торговых ограничений на ядерную торговлю с Китаем. В целом, несмотря на то, что фундаментальные рыночные показатели в 2019 г. оставались важными, торговые проблемы привели к некоторой степени непредсказуемости и неопределенности на рынках», — отметила она.

    В 2020 г., многие вопросы, зародившиеся за последний год, останутся актуальными. Ожидается, что текущие торговые проблемы разрешатся в 2020 г. Необходимо наблюдать за производством урана, ожидая некоторого истощение ресурсов в 2021 г. Понимание перспектив развития уранового рынка потребует соблюдения требований, предъявляемых к отраслям конверсии и обогащения урана. «В конце концов, факт того, что рынки ядерного топлива взаимосвязаны, остается в значительной степени недооцененным», — считает Брындза.

    Растущий спрос на электроэнергию во всем мире и необходимость разработки и использования безопасных, надежных и экономичных источников электроэнергии подталкивают страны к строительству новых АЭС.

    Во всем мире в настоящее время эксплуатируется более 400 действующих ядерных реакторов, а в 17 различных странах строятся 54 новых энергоблока. Всего же в мире сейчас насчитывается около 475 проектов новых ядерных реакторов, которые еще не начали строительство, но уже были объявлены или начали получать разрешения и финансовые средства.

    Всего существует несколько типов реакторов, но тип реактора с водой под давлением (PWR) является наиболее популярным, имея 70% от мирового флота АЭС. Другие типы реакторов, которые в настоящее время также активно эксплуатируются, это – реакторы с тяжелой водой под давлением (PHWR), реакторы с кипящей водой (BWR), графитовые реакторы с легкой водой (LWGR), газоохлаждаемые реакторы (GCR) и реакторы на быстрых нейтронах (FBR).

    Тридцать две страны в настоящее время эксплуатируют атомные реакторы для выработки электроэнергии. В то время как некоторые страны, такие как Армения и Словения, эксплуатируют только один реактор в стране, то США эксплуатируют 95 и Франция ​​57 энергоблоков. Странами, обладающими значительными ядерными энергетическими мощностями, являются: США, Франция, Китай, Япония, Россия и Южная Корея с более чем 25 гигаваттами (ГВт) установленной мощности у каждой страны. Канада и Украина имеют около 13 ГВт, а Великобритания, Германия, Швеция, Испания, Индия и Бельгия имеют установленную мощность АЭС около 5–10 ГВт. Еще в 16 странах имеется один или несколько реакторов с установленной мощностью от 0,4 до 4 ГВт каждый.

    Несколько стран за период с 2020 по 2030 годы планируют значительный вывод АЭС из эксплуатации, и к 2030 году около 12 стран, по их заявлениям, будут иметь меньшую по мощности ядерную программу, чем сегодня. Некоторые из них выводят из эксплуатации старые АЭС и не строят новых мощностей, а некоторые страны активно отказываются от атомной генерации и переходят на возобновляемые источники энергии.

    Германия уже сократила свои ядерные мощности до половины своего общего количества в 2010 году и планирует к 2022 году свернуть свою ядерную энергетику. Бельгия, Тайвань и Швейцария осуществляют аналогичные программы по прекращению использования атомной энергии к 2030 году.

    Между тем, Беларусь, Египет, Саудовская Аравия и Турция находятся в процессе строительства своих первых ядерных мощностей, и Беларусь планирует ввести в эксплуатацию свой первый реактор уже в 2020 году. ОАЭ является последней страной, добавившей ядерную энергетику в свой энергетический баланс, первый реактор АЭС “Барака” мощностью 1345 МВт должен начать свою работу уже в этом году.

    В целом, в течение 2020–2025 гг. будет построено 49 новых блоков АЭС, мощность которых составит 53,5 ГВт, из которых 13,4 ГВт или 25% планируется ввести в эксплуатацию только в Китае благодаря строительству там 13 новых реакторов. Индия, Южная Корея и ОАЭ являются другими странами со значительными строящимися ядерными мощностями, которые планируется ввести в эксплуатацию в 2020–2025 годах. Эти три страны должны добавить 17,2 ГВт в течение этого периода.

    Глобальная установленная мощность ядерной энергетики в 2010 году составила 375,8 ГВт, из которых более 100 ГВт приходилось на США. В 2011 и 2012 годах эта цифра несколько снизилась после катастрофы на Фукусиме, поскольку некоторые реакторы в Японии были окончательно остановлены. Несколько реакторов в Германии также были остановлены в том же году в рамках долгосрочной политики этой страны по поэтапному отказу от ядерной энергетики.

    В течение 2012–2019 гг. общая установленная мощность увеличилась на 30 ГВт и достигла 404,7 ГВт, несмотря на то, что в мире было остановлено несколько станций. Это было связано с тем, что в этот период в Китае были построены новые АЭС с более чем 37 ГВт новой мощности.

    Ожидается, что в течение 2020–2030 годов двенадцать стран сократят свои ядерные мощности путем закрытия и вывода из эксплуатации существующих станций, что приведет к снижению мощности более чем на 30 ГВт. Тем не менее, поскольку в одном только Китае ожидается увеличение мощности свыше 80 ГВт в течение этого периода, ожидается, что общая установленная мощность в мире значительно возрастет с 404,7 ГВт в 2019 году до 496,4 ГВт в 2030 году (см. Рисунок 2).

    Атомная энергетика до 2030 года: пять ключевых стран

    Атомная энергетика рассматривает безопасность как наиболее важный аспект, обусловленный природой этой технологии. Это, в свою очередь, также делает безопасность, здоровье и благополучие работников АЭС ключевым элементом эксплуатации станции. Для каждой АЭС, будь то на стадии строительства, эксплуатации или вывода из эксплуатации, имеются планы действий в чрезвычайных ситуациях, в том числе на случай пандемии. Это помогло большинству АЭС продолжать бесперебойную и устойчивую работу даже после начала пандемии COVID-19.

    На многих площадках АЭС второстепенные специалисты были переведены на дистанционную работу и получили соответствующее необходимое оборудование и доступ. Ключевым же сотрудникам было предложено остаться на своих местах. В свою очередь были приняты меры для длительного пребывания рабочих на площадках АЭС, чтобы не было риска их заражения, потому что в этом случае могла бы потребоваться остановка всей станции.

    Очень немногие действующие АЭС сообщили о сокращении рабочих. На некоторых строящихся площадках сообщалось о сокращении числа рабочих, например, на АЭС “Вогтль” в США, но работа по большей части на них всех успешно продолжается.

    Все же атомные объекты, которые первоначально приостановили строительство во время вспышки коронавируса, теперь уже возобновили свою работу. На нескольких объектах продолжалась строительная деятельность, но с сокращением рабочей силы, чтобы поддерживать меры социального дистанцирования. Это может привести к небольшим задержкам в завершении строительства и испытаний на некоторых площадках реакторов, что, в свою очередь, приведет к возможной задержке ввода этих реакторов в эксплуатацию.

    В целом, в краткосрочной перспективе не было каких-либо радикальных последствий пандемии COVID-19 для атомной энергетики. Не было никаких существенных сокращений рабочей силы, и при этом выработка электроэнергии не была прекращена. Механизмы и методы удаленной работы, которые иначе никогда ранее не рассматривались бы в атомной энергетике, были проверены, внедрены и адаптированы в течение нескольких недель. В более долгосрочной перспективе вполне вероятно, что некоторые АЭС может потребоваться закрыть из-за одного из нескольких условий, включая более агрессивное распространение вируса COVID-19, заражение им ключевого эксплуатирующего персонала АЭС или значительное падение спроса на электроэнергию.

    1. Ядерные амбиции Китая

    К 2026 году Китай будет обладать самой большой мощностью ядерной энергетики, превосходя США и Францию. К 2025 году Китай собирается добавить 40 ГВт новых ядерных мощностей и еще 40 ГВт в течение 2026–2030 годов. Кроме того, в стране были предложены новые реакторы с еще 200 ГВт общей мощности. Китай также проявил интерес к созданию большого количества небольших плавучих энергоблоков, размещенных на судах, пришвартованных на верфях. Эти дополнительные мощности и растущий интерес Китая к тому, чтобы стать ведущим мировым поставщиком ядерных технологий, будут стимулировать рынок в течение следующих двух десятилетий.

    1. Сопротивление со стороны экологических групп

    Международные экологические организации, такие как «Гринпис», неоднократно заявляли о своем несогласии со строительством новых ядерных мощностей, а также с продлением срока службы стареющих АЭС, ссылаясь на снижение уровня безопасности реакторов по истечении срока их эксплуатации. В мире существует более 30 неправительственных организаций, в повестку дня которых входит поэтапный отказ от ядерной энергии. Их противодействие новым мощностям может напрямую повлиять на ввод новых станций. Кроме того, их несогласие с продлением срока службы может привести к тому, что операторы скептически отнесутся к будущему своих АЭС после их проектного возраста и возврату инвестиций, если продление срока службы не будет одобрено после первоначального срока службы. Многие из этих НГО имеют специальные группы, изучающие негативные аспекты продления срока службы реакторов. Они утверждают, что модернизированные старые реакторы имеют повышенный риск нарушений безопасности и повышают вероятность аварий. Операторы и инвесторы сочтут развитие проектов по атомной генерации менее привлекательными, если будет большая вероятность того, что АЭС будет разрешено работать только в течение ее проектного срока службы и если продление срока службы будет маловероятно.

    2. Планы поэтапного отказа в Европе

    После катастрофы на Фукусиме в Японии несколько правительств пересмотрели свою ядерно-энергетическую стратегию. Несколько европейских стран решили полностью остановить новые проекты, которые еще не начали строительство, в то время как некоторые планировали как запретить новые, так и вывести из эксплуатации старые АЭС. Германия, Швейцария, Бельгия и Тайвань обладают значительными ядерными мощностями, но планируют отключить все реакторы до 2030 года. В целях поэтапного отказа от ядерной энергетики эти страны отказывают в продлении лицензии энергоблокам АЭС, срок эксплуатации которых истекает, и в конечном итоге их отключают. Таким образом, экономика этих АЭС не нарушается, и, хотя реакторы работают до истечения срока действия их лицензий, другие технологии в конечном итоге занимают их место и их потенциальный рынок. Это оказывает серьезное влияние на рынок атомной энергии, делая его почти не существующим в ближайшие несколько лет в странах с такими планами.

    3. Пандемия COVID-19

    Пандемия COVID-19 до сих пор не оказала негативного влияния на рынок атомной энергии ни в одной стране. В марте было приостановлено лишь очень небольшое количество строительных проектов, но в конечном итоге там возобновились работы с немного меньшей по количеству рабочей силой. Тем не менее, общий спрос на электроэнергию сократился почти в каждой стране мира. Если падение спроса продолжится или если он не будет существенно восстановлен, то в каждой такой стране будет сокращена эксплуатация нескольких электростанций. Соответственно, некоторые АЭС также может потребоваться временно отключить. Реакторы, которые в настоящее время находятся в стадии строительства и должны быть введены в эксплуатацию в конце 2020 года или в начале 2021 года, также могут быть затронуты отсутствием спроса на электроэнергию. Это может привести к задержкам при вводе в эксплуатацию.

    В конце прошлого года российское отделение Greenpeace вбросило в публичное простран­ство информацию, распространить которую поспешили многие наши СМИ. Из текста могло сложиться впечатление о раскрытии тайных действий злых сил, намеренных отравить российские просторы и их жителей.

    «Западноевропейская компания Urenco в 2019 г. возобновила транспортировку в Россию урановых «хвостов» с немецкой уранообогатительной фабрики в Гронау», – сообщала экологическая организация. Она ссылалась на документ министерства экономики земли Северный Рейн-Вестфалия, зафиксировавший, сколько «урановых хвостов» отправлено на Уральский электрохимический комбинат (УЭХК) в Новоуральске (Сверд­ловская обл.).


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *