Игнорирование писем о включении в списки кандидатов в присяжные заседатели

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Игнорирование писем о включении в списки кандидатов в присяжные заседатели». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде всего, явиться по указанному в письме адресу и заполнить анкету. И лишь тогда вы становитесь официальным претендентом, который включен в список. Повестки в суд без заполнения анкеты приходят значительно реже.

После оформления анкеты остается только ждать, когда вас призовут участвовать в рассмотрении уголовного дела. Попадание в число кандидатов очень редко приводит к переходу в основной или хотя бы запасной состав комиссии. По статистики, лишь 3-5% участников реально участвуют в рассмотрении дела. Любой из нас так или иначе имеет представление о подобном процессе. Несмотря на вводимые новшества, весомых изменений нет.

Присяжные – это независимые заседатели судебного процесса, которым придется определить, доказана ли вина подсудимого или нет, на основании улик. Основной состав комиссии состоит из 12 человек, не связанных с государственными органами, религиозными организациями и некоторыми другими учреждениями.

В период изучения защита и прокуратура выдвигают свои доводы и аргументацию. Присяжные присутствуют в зале, непосредственно напротив подсудимого. Их имена и фамилии включены в протокол и известны защите. Именно это отпугивает многих.

По факту, отсутствует факт вручения письма, если только речь идет не о заказном варианте. Это означает, что пришедшее оповещение можно просто проигнорировать – большинство граждан поступает именно так. Не забывайте, шансы получить реальную повестку о включении в основной или запасной состав присяжных возрастают только после заполнения соответствующей анкеты.

Получатель письма так же имеет возможность официально заявить о самоотводе или же подобрать подходящую причину для его исключения из рассмотрения конкретного дела. В этом случае в будущем возможны повторные повестки.

Участие в составе комиссии присяжных – это почетная гражданская обязанность. Нередко, присутствие независимых заседателей способствует тому, что вынесенное решение будет справедливым и не предвзятым.

Тем не менее, далеко не все желают принимать участие в судебном процессе, когда имена всех заседателей известны подсудимому. Именно соображения безопасности подталкивают кандидатов искать всевозможные способы уклонения от участия в основном составе присяжных в нашей стране.

Что делать и какую позицию принять, когда вам пришло уведомление о включении в список кандидатов в присяжные заседатели – решать вам. В любом случае, вы можете проигнорировать его и ничего не случится. Напоследок, вот такое “пугающее” видео.

Получить повестку об участии в суде в качестве присяжного заседателя могут далеко не все. Кандидаты выбираются случайным образом из заранее подготовленных списков. Данные списки формируются один раз в четыре года. Их составлением занимаются местные исполнительные органы власти. При этом всегда составляются два списка: общий и запасной (на случай невозможности участия гражданина из основного списка).

В соответствии с Федеральным законом № 113 от 20 августа 2004 года «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» кандидатом на указанную должность становятся граждане РФ:

  • Постоянно проживающие на территории страны.
  • Достигшие 25-летнего возраста.
  • Не состоящие на учете в наркологических и психиатрических диспансерах.
  • Являющиеся полностью дееспособными.
  • Не являющиеся на момент составления списков подозреваемыми и обвиняемыми.

Лица, привлеченные к судебному слушанию по уголовному делу, наделяются следующими полномочиями и обязанностями:

  • Изучение всех обстоятельств совершенного преступления, исследование вещественных доказательств (в том числе прослушивание аудио- и видеозаписей, осмотр предметов и орудий преступления).
  • Присутствие при проведении следственных мероприятий, необходимость в которых может возникнуть в ходе разбирательства в суде.
  • Оглашение вопросов по существу уголовного дела (через председательствующего).
  • Ведение записей, которые впоследствии понадобятся для принятия решения в совещательной комнате.
  • Требование разъяснений норм действующего законодательства, оглашаемых в суде документов (также не напрямую, а через председательствующего).

Несмотря на то что исполнение вышеуказанных функций является гражданской обязанностью гражданина, закон о присяжных заседателях предусматривает возможность отказа.

После того как человек получил соответствующее уведомление о явке в суд, ему необходимо в течение четырнадцати дней обратиться с письменным заявлением к председателю суда. В заявлении нужно указать конкретные причины, по которым лицо не может принимать участие в судебных заседаниях.

Итак, если гражданина все же выбрали в присяжные заседатели. Как отказаться? Существует ряд фиксированных ситуаций, при которых можно избежать подобной участи.

Отказ от участия в суде присяжных может быть принят в следующих законодательно установленных случаях:

  1. У гражданина имеется неснятая или непогашенная судимость.
  2. Лицо в судебном порядке признано недееспособным.
  3. Гражданин числится на учете в наркологическом или психиатрическом лечебном учреждении (диспансере).
  4. Не знает языка, на котором ведется судебное разбирательство.
  5. Возраст — 65 лет и старше.
  6. Наличие заболевания или иного физического недуга (обязательно подтвержденного документально), которое мешает участию в процессе.
  7. Гражданин работает судьей, прокурором, следователем, дознавателем, нотариусом, адвокатом, сотрудником службы судебных приставов, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность.
  8. Лицо является военнослужащим или священнослужителем.

Во всех вышеуказанных случаях закон о присяжных заседателях позволяет отказаться от исполнения соответствующих обязанностей присяжного.

Я получил приглашение стать присяжным. Что это значит и нужно ли соглашаться?

Кроме того, отказаться от участия в присяжных заседателях можно, если профессиональная деятельность противоречит процессу рассмотрения уголовного дела. Список должностей:

  • судья;
  • сотрудник прокуроры;
  • представитель следственного или дознавательного комитета;
  • практикующий адвокат;
  • работник нотариальной конторы;
  • судоприставы;
  • частные сыщики;
  • военнослужащие ФСБ, ФСО и СВР;
  • служащие таможни, МВД и ФСИН;
  • священнослужители.

Когда выбирают в присяжные заседатели, то отказаться можно путем самоотвода, если у человека есть сомнения в объективности оценки уголовного дела. Примечательно, что в этом случае гражданин не становится отступником, а, наоборот, адекватно взвешивает свои возможности.

Например, такая ситуация происходит, когда на скамье подсудимых находится знакомый, дальний родственник. Аналогично складываются обстоятельства, если присяжный состоит в дружеских отношениях с одним из участников процесса. В таких ситуациях должно восторжествовать правосудие, а не личное мнение, основанное на слухах в сети или от бабушек по подъезду.

Приглашают присяжных в суд, как правило, на рассмотрение уголовного дела – подозрение в геноциде, убийствах, изнасиловании, а также причинение тяжкого вреда здоровья потерпевшей стороне. Поэтому, если есть сомнения лучшее решение – подавать официальный самоотвод.

При получении приглашения в присяжные заседатели отказаться гражданин может как на этапе извещения, так и после клятвы. Если человек просто проигнорирует письмо, то в его отношение санкции вменяться не будут. В последнем случае необходимо документально подтвердить уважительность неявки.

В правовом поле отсутствуют штрафы за уклонение от принятия приглашения стать присяжным. Таким образом, на этапе предварительного назначения человек вправе согласиться с обязанностью по исполнению гражданского долга или отказаться.

  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop
  • Реклама на «Медузе»
  • Прайс-лист
  • Примеры нативной рекламы
  • Требования к баннерам
  • Написать в рекламный отдел



Мэр города
С.А. Кравчук



Приложение

УТВЕРЖДЕН
Постановлением
администрации города Хабаровска
от 20 декабря 2018 года N 4461


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления муниципальной услуги «прием заявлений
о необоснованном включении в список и запасной список
кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город
Хабаровск», об исключении из этих списков или исправлении
неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели,
содержащихся в этих списках»

(с изменениями на 20 декабря 2019 года)


2.1. Наименование муниципальной услуги: «Прием заявлений о необоснованном включении в список и запасной список кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск», об исключении из этих списков или исправлении неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели, содержащихся в этих списках».

2.2. Муниципальная услуга предоставляется администрацией города Хабаровска в лице комитетов администрации города Хабаровска по управлению районами.

2.3. Результатом предоставления муниципальной услуги является:
а) выдача или направление Заявителю извещения об исключении из списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск»;
б) выдача или направление Заявителю извещения об исправлении неточных сведений о Заявителе, содержащихся в списке и запасном списке кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск»;
в) выдача или направление Заявителю извещения об отказе в исключении из списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск»;
г) выдача или направление Заявителю извещения об отказе в исправлении неточных сведений о Заявителе, содержащихся в списке и запасном списке кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск».

2.4. Решение об исключении из списка и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск», об исправлении неточных сведений в этих списках, об отказе в исключении из списков, об отказе в исправлении неточных сведений, содержащихся в этих списках, принимается по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных в соответствии с подразделом 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента в течение 5 дней со дня регистрации заявления.
Извещение о принятом решении (далее — извещение) выдается (направляется) Заявителю не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения способом, указанным в заявлении о предоставлении муниципальной услуги.
В случае подачи гражданином заявления о предоставлении муниципальной услуги через МФЦ извещение не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения направляется в МФЦ для выдачи Заявителю, если иной способ получения не указан Заявителем.

2.5. Муниципальная услуга предоставляется в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в подразделе 1.2 раздела 1 настоящего административного регламента.
Срок предоставления муниципальной услуги составляет не более пяти рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении муниципальной услуги.


3.1. Предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) прием, проверка, регистрация заявления о предоставлении муниципальной услуги и представленных документов (далее — заявление);
б) рассмотрение заявления и подготовка извещения о принятом решении;
в) направление Заявителю извещения о принятом решении;
г) направление в Управление информационных технологий:
— сведений о принятом решении для внесения изменения в список (запасной список) кандидатов в присяжные заседатели по городскому округу «Город Хабаровск»;
— заявления и документов для передачи в Главное управление по вопросам безопасности Губернатора и Правительства Хабаровского края.

3.2. Основанием для начала предоставления муниципальной услуги является поступление заявления Заявителя.

3.3. Ответственными за прием, проверку, регистрацию заявления являются:

3.3.1. При подаче Заявителем заявления в Комитеты по месту регистрации Заявителя:
— специалист отдела по организационно-методической работе и делопроизводству в комитете администрации города Хабаровска по управлению Центральным районом;
— специалист отдела по организационно-методической работе в комитете администрации города Хабаровска по управлению Индустриальным районом;
— специалист сектора по организационно-методической работе соответствующего Комитета администрации города Хабаровска по управлению Железнодорожным, Кировским и Краснофлотским районами. (Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 1 июля 2019 года N 2094.

3.3.2. При подаче Заявителем заявления через МФЦ — специалист МФЦ, к должностным обязанностям которого отнесены прием заявлений и документов от Заявителей.

3.4. Прием, проверка, регистрация заявления.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в Комитет заявления.
Специалист, указанный в пункте 3.3.1 подраздела 3.3 раздела 3 настоящего административного регламента, в день поступления заявления проверяет его на соответствие требованиям, установленным в подразделе 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента.
В случае несоответствия заявления требованиям, установленным в подразделе 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента, заявление и приложенные к нему документы возвращаются Заявителю в течение 2 рабочих дней со дня поступления с объяснением причин возврата по адресу, указанному в заявлении.
В случае соответствия заявления требованиям, установленным в подразделе 2.6 раздела 2 настоящего административного регламента, специалист, указанный в подразделе 3.3 раздела 3 настоящего административного регламента, регистрирует заявление в автоматизированной информационной системе «Муниципальный электронный документооборот», копирует представленные Заявителем документы (либо сличает представленные Заявителем копии с оригиналом) и выдает заявителю расписку в получении документов.
В случае подачи заявления через МФЦ рассмотрение осуществляется в порядке, установленном подразделом 3.10 раздела 3 настоящего административного регламента.
Результатом административной процедуры является регистрация заявления или его возврат Заявителю.
Регистрация заявления осуществляется в день его поступления в Комитет. (Подраздел изменен Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 20 декабря 2019 года N 4230.

Отбор кандидатов в присяжные заседатели

4.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению муниципальной услуги, осуществляется:
— заместителем мэра города, председателем Комитета;
— начальником отдела по организационно-методической работе и делопроизводству (начальником отдела по организационно-методической работе, заведующим сектором по организационно-методической работе) Комитета;
— начальником Управления;
— Абзац утратил силу — Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 20 декабря 2019 года N 4230.
(Пункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска от 1 июля 2019 года N 2094.

4.2. Проверки могут быть:
— плановыми (не реже одного раза в год);
— внеплановыми (по конкретным обращениям граждан).
Периодичность осуществления плановых проверок полноты и качества предоставления муниципальной услуги устанавливается в соответствии с планом работы Управления. Результаты проведенных проверок оформляются документально в течение 5 дней со дня проведенной проверки.

4.3. За ненадлежащее исполнение требований указанного административного регламента специалист, ответственный за предоставление муниципальной услуги, несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательством Российской Федерации и Хабаровского края о муниципальной службе.

4.4. Контроль за исполнением муниципальной услуги осуществляется Заявителем путем получения информации о выполнении административных процедур в электронном виде, а также в устной и письменной форме. (Подпункт изменен Постановлением Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 20 декабря 2019 года N 4230.


ЗАЯВЛЕНИЕ
об исключении из списка (запасного списка) кандидатов
в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск»

В соответствии с извещением администрации города Хабаровска от «_____» ______________ г.

N _____ _________________________________________________

(Ф.И.О. <*> гражданина, включенного в список
(запасной список) кандидатов в присяжные
заседатели городского округа «Город Хабаровск»)
был включен в список (запасной список) кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск».

В соответствии со статьями 5, 7 Федерального закона от 20.08.2004 N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» в связи с

(указать основания исключения из списка)

прошу исключить

ЗАЯВЛЕНИЕ
об исправлении неточных сведений о кандидате в присяжные
заседатели, включенном в список (запасной список) кандидатов
в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск»

В соответствии с извещением администрации города Хабаровска от «______» ____________ г. N ___ я был включен в список (запасной список) кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город Хабаровск».




Приложение N 3
к Административному регламенту
предоставления муниципальной услуги
«Прием заявлений о необоснованном включении
в список и запасной список кандидатов
в присяжные заседатели городского округа
«Город Хабаровск», об исключении из этих
списков или исправлении неточных сведений
о кандидатах в присяжные заседатели,
содержащихся в этих списках»


БЛОК-СХЕМА
предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений
о необоснованном включении в список и запасной список
кандидатов в присяжные заседатели городского округа «Город
Хабаровск», об исключении из этих списков или исправлении
неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели,
содержащихся в этих списках»


Приложение утратило силу — Постановление Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 20 декабря 2019 года N 4230.

?

Коллегиями присяжных рассматриваются уголовные дела.

В течение 2008–2013 годов из-под их компетенции были исключены такие статьи, как «Терроризм», «Захват заложников», «Массовые беспорядки», «Шпионаж», «Организация преступного сообщества», «Убийство», «Производство и сбыт наркотиков в крупном размере», «Изнасилования и сексуальные преступления против детей», «Покушения на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов» и др.

Поэтому до 1 июня к компетенции суда присяжных относилось небольшое количество преступлений.

Принятые поправки существенно расширяют их полномочия. Теперь к подсудности присяжных отнесены уголовные дела «Убийство без отягчающих обстоятельств» и «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего». Также присяжным возвращена подсудность дел по фактам убийства с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105), незаконного производства и сбыта наркотиков (ч.5 ст. 228.1), контрабанды наркотических средств организованной группой (ч. 4 ст. 229.1), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцида (ст. 357 УК РФ), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания к подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.

К подсудности суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет.

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Меня включили в список присяжных

?

Присяжным может стать любой гражданин России, если он:

  • достиг 25 лет;
  • не был судим;
  • дееспособен;
  • не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Кандидатами в присяжные не могут быть:

  • лица, занимающие государственные или выборные должности;
  • священники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники правоохранительных и судейских органов.

Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

?

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели формируются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационный ресурс ГАС «Выборы». Имена случайным образом отбирает компьютерная программа. После этого списки утверждаются властью региона и публикуются в СМИ.

При назначении суда присяжных из общего списка также случайным образом отбирают кандидатов в коллегию. Не менее чем за неделю до подготовительного заседания отобранным кандидатам рассылаются повестки.

На подготовительном заседании проходит дополнительный отбор, в котором участвуют судья, подсудимый и обвинитель. Стороны процесса могут отклонять кандидатуры присяжных, если они им по какой-то причине не понравились. Однако без мотивировки обвинение или подсудимый могут отклонять не более двух кандидатов каждый.

После окончания формирования коллегии ее члены избирают председателя из своего состава, а затем приносят присягу.

?

Согласно закону граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных на десять рабочих дней. Если рассмотрение уголовного дела затягивается ;— на все время рассмотрения этого дела. Это означает, что суд может длиться от пары недель до нескольких месяцев. В особо сложных случаях процесс может растянуться на год-полтора.

?

По закону работодатель обязан отпустить сотрудника на время выполнения обязанностей присяжного. Пока длится процесс, присяжного не имеют права лишить положенных льгот, уволить или перевести на другую должность по инициативе работодателя.

Только если сотрудника некем заменить, работодатель может попросить освободить его от обязанностей присяжного. Например, директор школы может попросить отвод для учителя, чтобы дети не остались на долгое время без занятий.

Судебная власть народу: что делать, если вас выбрали в присяжные заседатели

?

Кандидат в присяжные может взять мотивированный самоотвод. Как мы уже упоминали, это могут сделать лица, которых не стоит отвлекать от служебных обязанностей. Помимо учителей это могут быть пилоты, врачи скорой помощи и т.д.

Также кандидат в присяжные может отказаться от участия в деле, заявив, что сомневается в своей объективности.

Наконец, если вам пришла повестка для участия в суде присяжных, вы можете ее просто проигнорировать, так как ответственности за неявку на подготовительное заседание не существует. Но не забывайте, что участие в суде присяжных — это гражданский долг каждого россиянина.

— В списках коллегий примерно равное соотношение безработных, пенсионеров и предпринимателей, главных инженеров, журналистов, то есть людей с хорошим достатком. Поэтому нельзя сказать, что те, кто не имеет работы, стремятся попасть в присяжные. Среди 14 человек — 1-2 могут быть безработными, еще 1-2 — пенсионеры, бюджетники, люди, работающие в частных фирмах, предприниматели, коммерсанты. То есть в коллегии присяжных бывают представлены практически все слои населения. Естественно, что те, кто не имеет постоянного заработка, соглашаются охотнее. Но становиться присяжным чаще, чем раз в год, запрещено.

За работу присяжным выплачивается половина оклада судьи, который составляет 23 тысячи. Деньги присяжный получает пропорционально отработанным дням, при этом сумма не должна быть меньше зарплаты, которую он получает на месте работы. Так что если письмо от суда придет, скажем, сотруднику крупной промышленной компании, на счет которого каждый месяц падает зарплата в 50 тысяч рублей, то суд должен выплатить ему столько же…

— Не помню точно, сколько я получал в суде, но в то время я работал в Академии наук молодым ученым, и та оплата, которую предлагал суд, была выше, чем моя зарплата. Это примерно 500 рублей в день. Деньги платили за каждый день, что нас вызывали в суд, будь то весь день или всего 15 минут. Последнее бывало, когда кто-то из свидетелей не приходил и заседание суда переносилось. Выплачивали деньги в конце месяца. Вся коллегия, включая запасных присяжных, дружно выстраивалась в очередь к кассе и получала наличку по документам, сформированным канцелярией, о днях нашего присутствия в суде.

Российские присяжные — это прежде всего судьи факта.

— К концу процесса чувствуешь себя винтиком судебной системы, «черным ящиком», которому на входе дают отфильтрованную и пережеванную другими информацию, а на выходе ждут лишь нолик или единицу в качестве ответа. Возможностей расширить поток информации на входе очень немного. Возможностей обозначить свое мнение, чтобы его не округлили до нуля или единицы, — еще меньше. О том, насколько этот процесс далек от выяснения всей правды по делу, я вообще молчу. Мы лишь устанавливаем некоторые факты, которыми у нас интересуются. Верю — не верю, да и только. Тем не менее этот «черный ящик» делает возложенные на него обязанности неплохо. Думаю, что его роль и возможности в судебной системе надо расширять, повышая тем самым ее непредвзятость и доверие к ней.

Несмотря на довольно жесткие правила, нередко адвокат оговорится, что в прошлом у потерпевшей были проблемы с наркотиками, или сам подсудимый расскажет, что он уже был судим и теперь на него как человека, лишенного доверия, следствие хочет повесить всех собак… «Уважаемые присяжные заседатели! Вы не должны в совещательной комнате принимать во внимание эти доводы, поскольку они не относятся к обстоятельствам дела», — говорят обычно в таких случаях в зале суда. Для присяжных подсудимый должен быть чистым листом бумаги.

Заседание начинается: как выбирают присяжных и как они работают

— Суд присяжных — это театр, и люди в нем — актеры. Очень многое зависит от того, как выступят стороны: прокурор, адвокат. Но прокуроры, как правило, пока не готовы к публичным выступлениям, в отличие от адвокатов. Здесь важно все: от костюма до интонации.

Заслушав стороны, присяжные уходят в совещательную комнату. Здесь они проводят как минимум 3 часа, но бывало, что обсуждение затягивалось до 6 часов.

Это атрибут демократического общества, на которое возлагается часть ответственности за вынесение приговоров обвиняемым. Присяжные, выбранные из не имеющих профессиональных знаний в области права граждан, в ходе судебных заседаний решают фактический вопрос — виновен или не виновен подсудимый.

Например, в ноябре 2018 года суд присяжных в Красноярске вынес приговор мужчине, который во время переговоров пытался зарезать партнера по бизнесу. Преступление он совершил на людях, но в суде все отрицал — однако убедить присяжных в собственной невиновности мужчине не удалось. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

Впрочем, легко найти присяжных у судов получается не всегда. Так было с делом расстрелявшего родственников жителя Хакасии. Подсудимые попросили, чтобы решение по их делу приняли присяжные заседатели, но суд столкнулся с неожиданной проблемой. Из 400 приглашенных для участия в заседании кандидатов согласие выразили лишь четыре человека. Суд же обязан обеспечить явку 40 человек, из которых потом выберут 12 основных и двух запасных присяжных заседателей. В крайнем случае, отбор кандидатов могут начать при явке 20 человек.

«Абсолютное большинство из них заявило о нежелании принимать участие в рассмотрении уголовного дела. Причины, которые, по их мнению, не позволят им прийти в суд — различные. Такая ситуация чревата тем, что в назначенное время мы не сможем приступить к судебному рассмотрению уголовного дела, что приведет к увеличению как сроков его рассмотрения, так и понесенных бюджетом расходов», — пояснял тогда председатель суда Виктор Носов.

К счастью, вскоре после этого суду удалось сформировать коллегию присяжных заседателей. В итоге решением суда «буденовского стрелка» из Хакасии пожизненно лишили свободы.

После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей секретарь или помощник судьи случайным образом отберет кандидатов из списка — в зависимости от дела и статуса суда в их число попадут от шести до четырнадцати человек.

Важное замечание: если в течение года вы уже были в числе присяжных, во второй раз вас не выберут.

Суд присяжных создается в целях противостояния возможной коррупции судебной системы. Граждане участвуют в уголовных процессах по тяжким и особо опасным преступлениям. Они принимают решение о виновности или невиновности подсудимого, на основании которого судья выносит приговор по делу. Если заседатели признали подсудимого невиновным, судья обязан вынести оправдательный вердикт, даже если он, как профессионал, с этим не согласен.

ВАЖНО! Граждане неохотно идут на эту должность, так как возникает сомнение в безопасности: опасно ли быть присяжным заседателем, ждать ли мести подсудимого, его родственников или подельников? Государством гарантируется неприкосновенность призванных к участию в деле граждан наравне с судьями, по ст. 12 закона № 113 «О присяжных…». По ст. 9 закона № 3132-1 «О статусе судей…» судьи находятся под особой защитой, органы внутренних дел принимают все меры по безопасности судьи, членов его семьи, имущества. Необходимость обеспечения безопасности прямо установлена и в законе № 45 «О госзащите судей…» — п. 1 ст. 2.

В соответствии с законом, участие в осуществлении правосудия является гражданским долгом. Составление списков заседателей происходит путем случайной выборки на основании списков избирателей муниципального образования. Выбранные граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей в суде без учета личных желаний. Чтобы уклониться от этой обязанности, нужны весомые основания, их перечень установлен законом. Даже по требованию руководителя сотрудник не вправе отказаться от исполнения возложенных обязанностей без уважительных причин.

Для отказа от участия подается заявление о необоснованном включении в списки кандидатов. Обоснование причин и само заявление подаются в МФЦ. На принятие решения отводится 5 календарных дней и еще 6 рабочих дней на доставку ответа заявителю.

Гражданка П. обратилась с иском о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе. В судебном заседании было выяснено, что истица в течение семи месяцев принимала участие в слушаниях по уголовному делу в качестве присяжного. Явившись по месту основной работы после исполнения своего гражданского долга, истица узнала, что несколько месяцев назад уволена по сокращению штата, на завод ее не пустили.

Суд, установив, что увольнение истицы по инициативе работодателя произведено в период осуществления ею обязанностей заседателя, вынес решение о восстановлении П. на работе, выплате ей среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.


по _________________________________________________
(наименование муниципального образования)

N
п/п

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

1

2

3

4

5




Форма N 2


для ______________________________________
(наименование федерального суда)
по _______________________________________
(наименование муниципального образования)

N
п/п

Фамилия

Имя

Отчество

Год рождения

1

2

3

4

5


2.8. В случае непредставления информации, необходимой для составления списков присяжных заседателей, а также за представление заведомо неверной информации граждане, должностные лица государственных органов, а также предприятий, учреждений и организаций несут административную ответственность в соответствии со статьей 17.6 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (далее — КоАП РФ).

При выявлении указанных правонарушений исполнительно-распорядительные органы направляют в соответствующие территориальные органы Федеральной службы судебных приставов Мурманской области сообщение об обнаружении признаков административного правонарушения. На основании ст. 28.3 КоАП РФ судебные приставы составляют протокол об административном правонарушении и направляют в адрес мирового судьи по подсудности для рассмотрения по существу.

Должностные лица, допустившие данное правонарушение, могут быть привлечены к административному наказанию в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

2.9. После завершения работы по составлению списков исполнительно-распорядительные органы:

— уведомляют граждан, включенных в списки, путем отправки заказного почтового отправления. Подтверждением надлежащего уведомления кандидатов в присяжные заседатели считается фиксируемый результат уведомления, т.е. квитанция об отправлении заказного письма, выписка из журнала исходящей корреспонденции, реестр об отправке почтового уведомления.

Образец


В соответствии с извещением ___________________________________________

(наименование исполнительно-распорядительного органа муниципального

образования РФ)

от «__» ____________ года N ___ _____________________________________________

(Ф.И.О. гражданина, включенного в список

кандидатов в присяжные заседатели)

был включен в список кандидатов в присяжные заседатели по ________________.

(наименование муниципального образования субъекта РФ)

В соответствии с ч. 4, 10 ст. 5 Федерального закона от 20.08.2004

N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в

Российской Федерации» прошу исключить меня из вышеуказанного списка

кандидатов в присяжные заседатели по причине необоснованного включения в

указанный список, а именно:

__________________________________________________________________________.

Приложение:

1. Копии документов, подтверждающих необоснованность включения в список

кандидатов в присяжные заседатели.

«__» ____________ ___ г. ______________/_______________

(подпись)


Образец



В соответствии с извещением ___________________________________________

(наименование исполнительно-распорядительного органа муниципального

образования РФ)

от «__» ____________ года N ___ _____________________________________________

(Ф.И.О. гражданина, включенного в список

кандидатов в присяжные заседатели)

был включен в список кандидатов в присяжные заседатели по ________________.

(наименование муниципального образования субъекта РФ)

В соответствии с ч. 4, 10 ст. 5 Федерального закона от 20.08.2004

N 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в

Российской Федерации» прошу исключить меня из вышеуказанного списка

кандидатов в присяжные.

Приложение:

1. Копии документов, подтверждающие основания для исключения из списка

кандидатов в присяжные заседатели.

«__» ____________ ___ г. ______________/_______________

(подпись)


Образец

наименование исполнительно-

распорядительного органа

муниципального образования

или высшего исполнительного

органа государственной власти

субъекта Российской Федерации

адрес: _______________________

от ___________________________

(Ф.И.О. гражданина,

включенного в список

кандидатов в присяжные

заседатели)

адрес: ______________________,

телефон: ______, факс: ______,

адрес электронной почты: _____

Письмо о включении в список присяжных заседателей

N
п/п

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Адрес места жительства

улица

дом

квартира

1

2

3

4

5

Изменения в часть 4 ст.5 закона о присяжных заседателях судов общей юрисдикции

Принят Государственной Думой 31 июля 2004 года
Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее — присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее — суды).

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

1. Граждане Российской Федерации (далее — граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседетелей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;
3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;
4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;
2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели.

1. В главе, регламентирующей особенности рассмотрения уголовных дел судом с участием присяжных заседателей, впервые в данной статье появляется участник уголовного судопроизводства, производящий отбор кандидатов в присяжные, — помощник судьи. Вместе с тем работу по отбору кандидатов в присяжные может производить также и секретарь судебного заседания. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В списки включается необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации. Данное правило распространяется на города федерального значения Москву, Санкт-Петербург и Севастополь, исключение предусмотрено п. 3 ст. 5.1 указанного Федерального закона, предусматривающего, что в соответствии с законами городов федерального значения полномочия по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут передаваться в исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований.

2. Для окружных (флотских) военных судов списки кандидатов в присяжные заседатели формируются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых действует данный суд. Из списков, представленных в суд разными субъектами Российской Федерации, в окружном (флотском) суде формируется единый список (ст. 9.1 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»).

3. Необходимое для работы соответствующего суда число граждан (кандидатов в присяжные) определяется председателем суда, который должен руководствоваться критерием усредненного количества уголовных дел рассматриваемой категории. Достаточность количества кандидатов в присяжные следует определять согласно ст. 10 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», предусматривающей, что граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год. Кроме того, следует учитывать показатели явки вызванных и явившихся в суд кандидатов в присяжные заседатели. Изучение судебной практики показывает, что данное соотношение в разные годы и в различных регионах составляет от 1/200 до 1/300. Последняя цифра характерна для последних лет.

4. Порядок производства отбора кандидатов в присяжные заседатели законодательством не определяется и, соответственно, может осуществляться в любой форме: направление повесток почтой, с помощью электронных средств коммуникации, телефонограммой. В соответствии с п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 ноября 2005 г. N 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей» отбор кандидатов в присяжные заседатели производится из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки. Секретарь судебного заседания или помощник судьи обязаны проверить наличие обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя, предусмотренных Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Кроме того, дополнительным основанием невозможности исполнения обязанностей присяжного заседателя является установление несовпадения данных о личности кандидата в присяжные заседатели, указанных в списке, с его паспортными данными.

5. В соответствии с требованиями Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» обстоятельства, препятствующие участию лица в качестве присяжного заседателя, следует разделить на две группы: общие требования, предъявляемые к присяжным, и факторы, влекущие исключение из списка присяжных заседателей, в том числе на определенный срок. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям, перечислены в ч. 2 ст. 3 названного Закона: присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

6) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

7) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены