Елена васильевна сурикова биография

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Елена васильевна сурикова биография». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Творческая биография художника началась с работы «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге». Картину Суриков написал в 1870 году, а после продал П.И. Кузнецову. Интересно, что первый вариант полотна сейчас располагается в Красноярском государственном художественном музее, которому присвоено имя Василия Ивановича.

Картина Василия Сурикова «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

Через 4 года Суриков отправляется в гости к Кузнецову, на золотые прииски, находящиеся в Хакасии. Благодаря смене обстановки родилась картина «Милосердный самаритянин». Работа стала подарком радушному хозяину, но отметили полотно и специалисты. Василию Ивановичу вручили Малую золотую медаль.

Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Но за основу подобные картины брал регулярно. В числе произведений Василия Ивановича значатся графические портреты московского гитариста Ф.Ф. Пелецкого.

Картины Василия Сурикова «Портрет Е.К. Дерягиной» и «Портрет княгини С.А. Кропоткиной»

Один из рисунков представлен на всеобщее обозрение в Третьяковской галерее. Суриков признавался, что увлечение музыкой, в частности оперой, помогало в творчестве. Более того, художник обучался игре на гитаре у Пелецкого.

Наступает время известных полотен. «Утро стрелецкой казни» Василий Иванович писал на протяжении 3 лет. Эта картина стала пропуском в мир большой живописи. Итогом многолетней работы стало включение в Товарищество передвижных художественных выставок.

Елена васильевна сурикова биография

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре.

Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена.

Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

Портрет жены Василия Сурикова

Счастье было недолгим. Через 10 лет Елизавета Августовна скоропостижно скончалась. Убитый горем муж постоянно посещал супругу на кладбище, забросил творчество. Желание работать пропало у Сурикова. Но в какой-то момент картины вновь вернули к жизни Василия Ивановича.

Василий Суриков с дочерью Ольгой

Дочь Ольга подарила отцу внучку Наталью Кончаловскую. В свою очередь, девушка родила двух известных в современной России людей – кинорежиссера и сценариста Андрея Кончаловского и режиссера Никиту Михалкова.

Здоровье Василия Ивановича Сурикова в конце жизненного пути оставляло желать лучшего. Несмотря на это, художник отправляется с П.П. Кончаловским в Испанию, для поиска творческого вдохновения. В это же время в Красноярске распахнула двери рисовальная школа. Состояние Сурикова оставалось плохим, но художник уезжает на родину для создания пейзажей.

Могила Василия Сурикова

Через год из-за ухудшения Василий Иванович вынужден поехать в Крым, на лечение.

В марте 1916 года художественные круги облетела страшная новость – ишемическая болезнь сердца погубила талантливого Сурикова.

Могила российского художника находится рядом с местом захоронения супруги, на Ваганьковском кладбище. В память о Василии Сурикове в 1959 году сняли историко-биографический фильм.

25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери — Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из выдающихся мастеров русской живописи начала XX века.

Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами.

Суриков долго гнался за нею, крича на ходу:

— Бабушка! Бабушка! Посох!

Старушка решила, что это разбойник и бросила посох.

Потом Суриков изобразил его в руках странника на эскизе, и работа сдвинулась с мёртвой точки.

Исторические сюжеты

Сюжеты у Сурикова рождались случайно. Художник неоднократно говорил об этом в биографии, записанной Максимилианом Волошиным : «Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской.

Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор». Первую самостоятельную работу Сурикова

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

(1870 год) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском художественном музее им.

В. И. Сурикова). Летом 1873 года Суриков приезжает в Красноярск, некоторое время живёт в Хакасии — на золотых приисках Кузнецова.

В 1874 году Суриков подарил Кузнецову свою картину «Милосердный самарянин» (хранится там же), за которую получил Малую золотую медаль.4 ноября 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании классного художника первой степени.

Василий Иванович получил заказ на создание четырёх фресок на темы вселенских соборов для храма Христа Спасителя.

Суриков начал работать над фресками в Петербурге, а в 1877 году переехал в Москву. В Москве собственного жилья не имел, жил в арендованных квартирах и гостиницах, мечтал вернуться в Красноярск.

  • Популярные публикации
  • Все публикации
  • Последние комментарии
  • Теги публикаций
  • Все блоги

Василий Суриков, «Утро стрелецкой казни», 1881

Картина «Утро стрелецкой казни», написанная в 1881 году, стала первым крупным произведением, посвященным событиям истории Руси.

После Суриков рассказывал: «И вот однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось.

Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина».

Женские судьбы. Дочь Сурикова Ольга

Как-то раз Василий Суриков, Виктор Васнецов и Василий Поленов встретились у малоизвестного тогда художника Ильи Остроухова. Первый тост предложил хозяин Илья Остроухов. Он скромно сказал;

— Выпьем за трех лучших художников здесь присутствующих!

Выпили. Потом Василий Поленов куда-то засобирался и ушел. Тогда тост провозгласил Василий Суриков:

— Выпьем теперь за оставшихся двух — действительно лучших! Когда пришла пора уходить Васнецову, Илья Ост­роухов проводил его до двери парадного. На лест­нице Васнецов вздохнул:

— А вот теперь наш Василий Иванович налил еще рюмочку и выпил её совершенно искрен­не — за единственного лучшего русского худож­ника!

Василий Суриков, «Автопортрет», 1913

Однажды Василий Суриков гостил в Крыму у знакомой худож­ницы, там он постоянно рисовал. Рядом жили две ми­лые девушки-сестры, которые неоднократно просили Сурикова нарисовать что-нибудь на память. Художнику не нравилась их настой­чивость, и Василий Иванович под разными предлогами отне­кивался.

— Все вам автографы подавай. — бормотал он в сторону, — для домашнего музея.

— Ну хоть какой-нибудь пустяк! — умоля­ли они.

Наконец перед отъездом в Москву он все же подарил им два рисунка. Но нарисовал он их на персиках!

25 января 1878 года Василий Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре (в других источниках Елизавета Артуровна Шарэ). У них родилось две дочери — Ольга и Елена. Ольга Васильевна, чей детский портрет находится в Третьяковской галерее, вышла замуж за художника Петра Кончаловского, одного из выдающихся мастеров русской живописи начала XX века.

Василий Суриков «Портрет Ольги Васильевны Суриковой», 1888

Суриков был очень дружен с Кончаловским: они вместе путешествовали, встречались в мастерских, вместе с писателями и меценатами. Л.Н.Толстой, и П.М.Третьяков были частыми гостями Сурикова.

Художник и легендарный реставратор Игорь Эмануилович Грабарь вспоминал: «С Суриковым я познакомился в 1904 году у коллекционера Гиршмана. Здесь ежедневно собирались художники и артисты. Приходили к обеду и сидели весь вечер, часов до двенадцати.

Из художников у Гиршмана бывали москвичи — члены выставочного объединения Союза русских художников, чаще других — Коровин, Серов, Иванов, Архипов, Борисов-Мусатов, Малявин, Ап. Васнецов, Переплетчиков, Виноградов, Остроухов, Клодт, Мещерин, Первухин.

В этом смысле я конечно не волшебник, и не смотря на то, что когда-то закончил знаменитый ВГИК, в фотографии я конечно же просто любитель.

Во ВГИКЕ я учился на кафедре менеджмента Кино и ТВ, и в дальнейшей моей профессиональной карьере я никогда не зарабатывал свой хлеб с камерой в руках. Поэтому я любитель фотографии, ценитель, но не более.

В моих залежах, закромах и запасах накопилось столько фотографий, что наверно можно долго ничего не снимать, и каждый день что то новое выкладывать.

Я конечно же не гонюсь за количеством, а если что то пишу в свой журнал, и соответственно иллюстрирую его своими фотографиями, то исключительно под соответствующее настроение.

Пишу я в свой журнал обычно, когда есть что сказать, и уж конечно когда уже не могу, промолчать и ничего «не сказать». Таким толчком к написанию

У счастливой пары родились две девочки — Ольга и, через два года, Елена.

Они никогда не разлучались, даже когда девочки были совсем маленькие, путешествовали все вместе.

Суриков шутил, что «все мое — всегда со мной».

Суриков любовался своей женой, с удовольствием рисовал ее. Она была натурщицей для одной из самых трагических фигур в русской живописи — старшей дочери Меншикова, Марии.

«Меншиков в Березове» (1883).

Свою картину «Меншиков в Березове» Суриков писал долго.

Нужны были лица, которые выражали бы весь трагизм судьбы семьи, бывшей когда-то самой могущественной в России и оказавшейся в ссылке на краю земли, в Сибири.

Ольга родилась в 1878 году семье Василия Сурикова и дочери француза и русской эмигрантки Елизаветы Шаре. Этот семейный союз был счастливым, но, к несчастью, недолгим. В 40 лет Василий Суриков остался вдовцом с двумя маленькими дочками. Образ своей старшей дочери Суриков запечатлел в работе 1888 года «Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве». В 1902 году Ольга Сурикова вышла замуж за Петра Петровича Кончаловского (1876–1956), знаменитого пейзажиста и натюрмортиста. Василий Суриков писал по этому поводу брату: «Нужно тебе сообщить весть очень радостную и неожиданную: Оля выходит замуж за молодого художника из хорошей дворянской семьи, Петра Петровича Кончаловского. Он православный и верующий человек». В действительности же Суриков принял эту новость как настоящий удар. Василий Иванович в порыве гнева крушил мебель, бил посуду и даже плакал.

Он знал, что Петр хочет быть художником, и считал, что из художника никогда не получится хороший муж. Однако, это была история настоящей любви, и противостоять двум молодым людям никто не мог. Ольга и Петр познакомились еще в подростковом возрасте, когда 16-летний Петр приходил к отцу Ольги в мастерскую брать уроки рисования. Вскоре после свадьбы у пары родилась дочь Наташа, тремя годами позднее — сын Миша. Семья была крепкая, счастливая, но была вынуждена пройти через большие испытания — огонь, воду, медные трубы, жестокую травлю в сталинские времена. Дочь Кончаловских Наталья вышла замуж за детского писателя Сергея Михалкова и в свою очередь стала матерью выдающихся сыновей — Никиты Михалкова, Петра Кончаловского, а также дочери от первого брака Екатерины Богдановой.

Юрий Репин родился в Харьковской губернии Российской империи у Ильи Ефимовича Репина и Веры Алексеевны Шевцовой. Юрий — третий из четверых детей в семье. В 1882 году Илья Ефимович написал портрет маленького Юры. Сам Юрий Ильич также стал живописцем. Первые уроки рисования получил на уроках в художественной школе княгини М.К. Тенишевой, где его отец преподавал живопись и рисунок. В 1899 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств. Занимался в мастерской отца, затем — у живописца-баталиста П.О. Ковалевского, а с 1903 года — в мастерской графика Д.Н. Кардовского. Юрий писал исторические картины, портреты и пейзажи в манере импрессионизма. Создал в поселке Куоккала частную рисовальную школу.

Несмотря на продуктивность в творчестве, он финансово практически полностью зависел от отца, а также от своей сестры и жены. Череда смертей этих близких людей непоправимо изменила жизнь Юрия Ильича. В 1929 году ушла из жизни жена, в 1930 году — отец, в 1931 году — сестра Надежда. Он не смог оправиться от этих потерь, начал вести замкнутый, бродяжнический образ жизни, тяготеть к мистицизму. Все это не могло не отразиться на творчестве Репина. В последние годы своей жизни он писал много икон. Одной из основных тем его работ тех лет стала тема страстей на Голгофе. 9 августа 1954 года Юрий Ильич Репин покончил с собой, выбросившись из окна 4 этажа здания Армии Спасения в Хельсинки.

Густав Учицки — внебрачный сын Густава Климта и Марии Учицки. Родился в Вене в 1899 году. Его мать 19-летняя Мария, приехавшая в Вену из Праги, работала служанкой в доме Климта, а также подрабатывала его натурщицей. Сам Климт никогда не был женат, но славился своими многочисленными романами. Историки и биографы Климта предполагают, что у него было от трех до сорока детей от разных женщин. О том, что Густав Учицки является внебрачным сыном художника, заявил он сам. Учицки — известный кинооператор, кинорежиссер, сценарист Австрии и Германии. Изначально мечтал стать актером, но первые же попытки в актерском мастерстве не увенчались успехом. В 1916 году устроился ассистентом оператора на кинофабрику «Саша», принадлежавшую одному из основоположников австрийского кинематографа кинопродюсеру Александру Йозефу Коловрату-Краковскому. Так начался его путь как кинооператора, которому он посветил несколько лет.

В 1927 году дебютировал в качестве кинорежиссера. Наиболее известные режиссерские работы Учицки: драма по мотивам повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» под названием «Почтмейстер» (1940), военная драма «Рассвет» (1933), которую часто называют первым фильмом Третьего рейха, пропагандистский антипольский фильм «Возвращение домой» (1941), а также драма «Безымянный человек» (1932). Учицки умер от инсульта в 1961 году во время подготовки к съемкам фильма «Последняя глава» в Гамбурге.

В семье у живописца Ивана Николаевича Крамского было четверо детей, из которых Николай был старшим. Иван Николаевич изобразил Николая на портрете 1882 года. Николай Иванович, ставший известным архитектором, с самого детства очень много и с удовольствием учился и проявлял себя как человек разносторонний: в гимназии при историко-филологическом институте, на физико-математическом факультете, в Академии художеств, получил звание классного художника первой степени. С 1894 года работал помощником архитектора А. Ф. Красовского, который в 1893–1898 годах был архитектором Зимнего дворца.

Одними из самых известных работ архитектора Николая Крамского можно назвать сад, примыкающий к западному фасаду Зимнего дворца, Эрмитажный гараж, построенный для императора Николая II в 1911 году, а также реставрация жилых покоев Зимнего дворца с 1899 по 1905 годы.

  • Библиотеки и общество трезвости: как в Хакасии появилось образование
  • В декоративном искусстве Хакасии еще жива тайна орнамента «узел счастья»
  • Хакасия глазами художника, забытого на десятилетия
  • Как многие тайны Хакасии и Сибири навсегда оказались в США
  • Какие сокровища Хакасии хранятся в Томске

Жена Василия Сурикова умерла после поездки в Сибирь

Елизавета Августовна — добрый, приятный, домашний человек и, безусловно, красивая женщина. «Все о ней говорили как об ангеле», — вспоминала её дочь Ольга Кончаловская. Современники подчёркивали, что она так же, как и её муж, сторонилась светских мероприятий, неловко чувствовала себя в большом обществе. Жила интересами своего мужа и сумела создать для него домашний уют. Семейное счастье омрачало только слабое здоровье молодой супруги. У Елизаветы Августовны был врождённый порок сердца, рано развился ревматизм, она очень тяжело переносила любую простуду. Василий Иванович понимал это и старался беречь её.

Естественно, Лиля не раз позировала художнику. Он создал несколько её портретов. Но всё же основной можно считать картину «Меншиков в Берёзове», где он изобразил свою жену в образе старшей дочери Меншикова. На полотне девушка поражает своей бледностью. Когда Суриков работал над картиной, Елизавета Августовна была тяжело больна. Это был один из тяжёлых приступов. И художник, взглянув на измождённую супругу, увидел в ней дочь Меншиковаа, которая в действительности умирала от оспы. Картина написана за пять лет до смерти Елизаветы Августовны. Суриков считал, что это одна из главных его работ.

После выставки картины «Меншиков в Берёзове» у Суриковых появилась финансовая возможность съездить за границу. Они мечтали вместе посмотреть Европу и надеялись, что средиземноморский климат поможет поправить здоровье Елизаветы Августовны. Лиля действительно окрепла. Тогда Суриков решил исполнить свою давнишнюю мечту — показать жене Сибирь. Потом он сильно винил себя за этот авантюризм. Поездка на лошадях через всю страну длилась полтора месяца только в одну сторону. И хотя они путешествовали летом, суровый сибирский климат: жара, ветер, дожди, — неблагоприятно отразился на здоровье Елизаветы Августовны. Она тяжело заболела после возвращения в Москву. Лечили её лучшие медики того времени. Но всё тщетно. В апреле Елизавета Августовна умерла. Ей было всего 30 лет.

Для Сурикова это было самое тяжёлое потрясение в его жизни. Он много времени проводил на могиле жены на Ваганьковском кладбище, часто бывал в церкви, заказывал сорокоуст и панихиды. Елизавета Августовна брала на себя все домашние заботы. А теперь ему пришлось как-то эти проблемы решать. Помогала Софья Кропоткина, которая обшивала детей и занималась с ними. А в дальнейшем, как писал брат художника, Сурикову приходилось быть и матерью, и нянькой, и отцом. Он больше никогда не женился. Никакой другой женщине он не доверил воспитание своих дочерей. Когда их мать умерла, девочкам было девять и семь лет.

#4 Родился в Красноярске в семье коллежского регистратора, бывшего казачьего офицера. Мать происходила из старинного казачьего рода Торгошиных.#5

  • ГОЛОС ДОНБАССА
  • Колонка Ярины БОРЩ
  • Колонка Александра КОЛПАКИДИ
  • Колонка Василия КАЧУРА

Он называл их «хвостиками»

П.

Чистякова. Во время учёбы за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище «Композитор».

Первую самостоятельную работу Сурикова

«Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге»

(1870) приобрёл П. И. Кузнецов (первый вариант картины хранится в Красноярском государственном художественном музее им.

В. И. Сурикова). Василий Суриков» Суриков В. И. Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева.

М.: 1960 Суриков В. И. Альбом.

Инфо Вступ. ст. Д. Сарабьянова. М.: 1963 Суриков В. И. Письма.

Воспоминания о художнике. Л.: 1977 Г. Васильева-Шляпина «Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника»// «Иван Федоров».

Санкт-Петербург. 2002 В. Ануфриева «Отрада суриковская».//«Сибирские промыслы». Красноярск. 2007 Аференко В. А. «Суриков в Сухобузимском»//г.

Эти качества ярко сказались в его живописи. От раннего сибирского «доакадемического» периода жизни Сурикова до нас не дошло ни одной работы, за искючением нескольких рисунков, сделанных с гравюр различных картин «Благовещенье» В.Боровиковского и «Ангел с кадилом» Т.Неффора. В 1866 г. сестра Сурикова Катя вышла замуж и поселилась с мужем в с.Тесь.

В конце лета Василий Суриков ездил к ним в гости и там работал, написал с натуры 15 этюдов. Но в дальнейшем судьба этюдов неизвестна.

В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Золото-промышленник П.И.Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург.

Там он поступил в Петебургскую Академию. Первая самостоятельная работа Сурикова, без наставников, появляется в 1870 году, изображает петербургский пейзаж, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом.

«Я долго ходил, — вспоминал Суриков, — на Сенатскую площадь — наблюдал.

Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске (административном центре Енисейской губернии) в семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова (1806-1859), предки которого имели казачьи корни: дед по отцу служил в тех же краях, его брат атаманствовал на Енисее. Когда-то они переселились на сибирские просторы с Дона. Мать Василия, Прасковья Фёдоровна Торгошина (1818-1895), тоже была красноярской. Это была трудолюбивая, заботливая и умная женщина, к тому же художественно одарённая (плела кружева, вышивала по собственным рисункам, мастерски подбирая цвета). Позже художник вспоминал особенную проницательность матери, которая с одного взгляда на человека точно могла определить его сущность.

В 1854 году семья по причине служебного перевода отца переехала в Сухой Бузим в той же губернии. Через два года Василий идёт учиться: сначала в приходскую школу, в 1858-м – в окружное училище (только после 1879 года округа стали именоваться уездами).

В 1859 году умер отец Василия (от туберкулёза). Мать с пятью детьми, сёстрами будущего художника и его младшим братом Александром, возвращается в семейный дом в Красноярске. Нужда заставляет сдавать собственный 2-этажный дом, а самим ютиться во флигеле. В целом живут сносно (мать рукодельничала, чтобы заработать «копейку»), а, главное, дружно, проводя вечера по традиции все вместе за столом.

Суриков Василий Иванович(1848—1916)

Окончившему в 1875 году Академию Сурикову через некоторое время пришлось переехать в Москву – здесь строился храм Христа Спасителя, художник получил заказ на фрески. Начал работу в Петербурге, продолжил с 1877 года непосредственно на месте строительства. Покончив с этой работой, решил больше не брать заказов, а посвятить свою жизнь творчеству, подчинившись собственным стремлениям и интересам.

Здесь, в Москве, мировоззрение Сурикова окончательно сформировалось и определился стиль его живописи, главный предмет которой русская история. Повлиявшим на начальных этапах своего творчества сам Суриков считал художника Александра Иванова.

Жил по квартирам и меблированным комнатам, заводил знакомства и друзей, с которыми посещал оперу – очень любил музыку, пение, сам учился играть на гитаре. Летом выезжал на родину.

Осенью 1890 года, захватив с собой картину о снежном городке, Суриков вернулся в Москву. Весной следующего года картина была выставлена на Передвижной выставке и успешно продана.

С этого же времени художник начал собирать материал для задуманного полотна о Ермаке в Сибири – надолго уезжал в родные края, в Тобольск, на Дон, где написал много этюдов. Работал с воодушевлением и азартом – в результате родилась одна из лучших его картин, итог исторического прозрения мастера.

Художник всегда отказывался от заказов на портреты, но тем не менее в его творчестве они занимали особое место. Он любил их писать по велению души в часы отдыха. Это были образы простых, ничем не знаменитых, но близких ему людей, запечатлённых в повседневности и обыденности. Автопортреты и портреты Сурикова поражают будничностью – словно написаны для узкого круга.

Но портретный образ для художника был чрезвычайно важен – именно от него он отталкивался, создавая объёмные произведения с множеством характеров и эмоций.

Произведения Василия Ивановича Сурикова в годы зрелости – это портреты родных и исторические картины, героями которых стали Суворов и Степан Разин. История России давалась мастеру не легко, о чём свидетельствует множество эскизов с разными композициями и идеями. В 1911 году художник направил свою пытливость на образ Емельяна Пугачёва. Эскиз с вождём крестьянского восстания, заключённым в клетке, остался единственным свидетельством мыслей Сурикова на эту тему. Сохранилось множество рисунков на разные исторические темы, но картинами они не стали.

В 1910 году Суриков открыл в Красноярске рисовальную школу – способствовал этому, обеспечив её материалами и наглядными пособиями. Здесь же, в родных местах, в 1914-м пишет пейзажи и акварели. Последняя работа, «Благовещение», так и осталась на родине художника (экспонат Красноярского художественного музея имени Сурикова).

Хроническая ишемия сердца отнимала последние силы. Лечение в Крыму в 1915 году ненадолго улучшило состояние художника. Его не стало 19 марта 1916 года – почти накануне революционной мясорубки и Гражданской войны, глобальных исторических событий многострадальной Родины, так волновавших Василия Сурикова, весь творческий путь которого это пытливый взгляд на историю России.

С 1912 года квартиру № 24 арендовала семья художника Петра Кончаловского. В этом же доме Кончаловский работал в мастерской, которая располагалась в квартире № 38. Впоследствии художник переехал в мастерскую № 40 этажом выше.

Из воспоминаний дочери Петра Кончаловского Натальи:

Когда в 1912 году в «доме Пигит» в главном корпусе освободилась квартира из четырех комнат на пятом этаже мы переехали в нее из соседнего дома и прожили в ней несколько лет. Оттуда Петр Петрович в 1914 году ушел на фронт, мастерская его пустовала два года. (Наталья Кончаловская. «Волшебство и трудолюбие». М., 2004).

У Кончаловских время от времени гостил отец жены Петра Петровича — художник Василий Суриков. В период Первой мировой войны он провел у дочери Ольги Васильевны две зимы, написал автопортрет и начал работать над эскизом к картине «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря». Это были последние месяцы жизни Сурикова. Художник нуждался в прогулках на свежем воздухе, а квартира располагалась на пятом этаже и в доме не было лифта. Наталья Кончаловская вспоминает, что ее дед поднимаясь на пятый этаж останавливался на каждой лестничной площадке и отдыхал на стуле, который ему подставлял швейцар Степан. Вскоре Суриков переехал в гостиницу «Дрезден» на Тверской, около дома генерал-губернатора, там был лифт. Художник умер в отеле в марте 1916 года. Литургию служили у дома на Большой Садовой.

В квартире № 24 к апрелю 1924 года были прописаны девять человек, среди которых семья Кончаловских — Петр Петрович, его жена Ольга Васильевна и дочь Наталья. За год в составе жильцов произошли кардинальные изменения — к августу 1925 года здесь осталось только четверо: «сомнительные личности» (как их аттестовали в жилтовариществе) караимы Абрам Симонович Прик и Марина Ильинична Прик-Сакизчи и двое новых жильцов, переехавших из квартиры № 30, — сотрудник типолитографии «Искра Революции» Григорий Иванович Ерофеев и его жена Полина Ивановна. Кончаловские за исключением Натальи перепрописались в художественной мастерской квартира № 40, а сестра Ольги Кончаловской Елена Васильевна Сурикова и Евдокия Гавриловна Кондрашева выехали из дома.

Из воспоминаний Натальи Кончаловской:

После Октябрьской революции «дом Пигит» перешел в ведение Моссовета. Квартиры уплотнялись рабочими соседней табачной фабрики. Мы сдали государству три комнаты, оставив одну для меня. А Петр Петрович, Ольга Васильевна и Миша переехали жить в мастерскую. (Наталья Кончаловская. «Волшебство и трудолюбие». М., 2004).

52804

16248

Фото 18188

97167

Кирилл Русаков

23424

16125

Родился 24 января 1848 года в Красноярске. Принадлежал к казачьему сословию. Крещён 13 января во Всехcвятской церкви. Дед — Василий Иванович Суриков (умер в 1854), двоюродный брат деда — Александр Степанович Суриков (1794—1854), был атаманом Енисейского казачьего полка, обладал большой силой. Однажды в бурю оторвался от берега плот, атаман бросился в реку, схватил бечеву и вытащил плот на берег. В его честь назван остров Атаманский на Енисее. Дед Василий Иванович Торгошин служил сотником в Туруханске.

Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков (1815—1859). Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина (14 октября 1818—1908) — родилась в казачьей станице Торгошино под Красноярском (современное название Торгашино). В 1854 году отца перевели на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим (в настоящее время Сухобузимское, Сухобузимский район Красноярского края).

Дочь Сурикова Ольга была замужем за художником Петром Кончаловским. Его внучка Наталья Кончаловская была писателем, среди её работ — биография деда «Дар бесценный». Её дети — правнуки Василия Сурикова: Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Правнучка — Ольга Семёнова.

Долгое время Василий Суриков приглядывался к внучке декабриста Свистунова. Прекрасную девушку с большими темными глазами звали Елизавета Августовна Шаре. Устоять перед красотой дамы художник не смог, поэтому 25 января 1878 года молодые люди заключили брак. В этом же году у супругов родилась дочь Ольга, а через два года – Елена. Талантливый художник с музой проживали в небольшой квартире, расположенной на Зубовском бульваре.

В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами». Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи».

Известно, что живописец происходил из казачьего рода. Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. Родом они были с Дона, и есть сведения, что Суриковы упоминаются среди основателей Красноярска, где и родился художник. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Это был его родной дед. Отец художника, Иван Васильевич, работал коллежским регистратором, а девичья фамилия матери — Торгошина. Это известная с семнадцатого века семья. Она тоже была родом из казачьей станицы.

Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. На этот раз его попытка завершилась успешно. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. За годы учебы молодой живописец получил за свои работы четыре серебряные медали и несколько денежных премий. Дипломная картина художника, посвященная эпизоду из жития апостола Павла, уже несла элементы будущих драматических столкновений разных исторических лиц. Но консервативным преподавателям она не понравилась, и золотой медали Суриков не получил. Поэтому он не смог поехать за границу и стал расписывать храм Христа Спасителя фресками на тему Вселенских соборов. Работа продолжалась около двух лет. Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей.

Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Она посвящена одному из страшных эпизодов семнадцатого века, когда молодой Петр Первый, узнав о восстании стрелецких полков, беспощадно с ними расправился и даже сам рубил им головы. Не желая пугать зрителей сценами казни, художник показывает ее преддверие. Первого стрельца вывели на плаху, а на заднем плане видно лицо молодого царя, готового убивать. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей. Особенно выделяются семьи и дети несчастных стрельцов, которых выволокли смотреть, как будут умирать их близкие. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.

К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. В дождливые дни он находился с семьей у станции «Люблино». Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Княжну, завернутую в шубу, он рисовал с собственной жены, которая в это время сильно заболела. На деньги, которые Суриков получил от приобретения картины Третьяковым, он смог съездить за границу и своими глазами увидеть собрания музеев в разных странах.


Похожие записи: