Заказ, который был размещен. Исключением в данной ситуации является обжалование действий или бездействий оператора электронной площадки.
Как ФАС рассматривает жалобы: изменения с 19 октября 2020 года
Прежде, чем подать жалобу:
На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.
Есть несколько способов доставки:
почтовым отправлением,
доставка заявителем лично,
доставка курьером под расписку,
на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.
Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).
ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.
В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту, номеру жалобы или извещения о закупке.
В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.
На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:
внести изменения в закупочную документацию,
отменить протокол подведения итогов,
аннулировать результаты конкурсной процедуры.
Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.
Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.
Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.
Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.
Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.
Федеральная антимонопольная служба занимается:
надзором за сохранением здоровой конкуренции на современном рынке и пресечением правонарушений, связанных с использованием методов недобросовестного ведения конкурентной борьбы и монополизацией в любой сфере деятельности;
контролем над исполнением законодательных требований в отношении естественных монополий;
контролем над соблюдением законодательных норм в сфере гос.закупок для нужд муниципальных и федеральных структур;
регулированием в рекламной сфере;
разрешением прочих вопросов в антимонопольной сфере.
Согласно актуальным законодательным нормам, жалоба в ФАС может быть принята также от частного или юридического лица и рассмотрена соответствующим образом. Уполномоченные сотрудники рассмотрят вопрос по существу, проведут расследование и вынесут свой вердикт. Если факт нарушения законодательных требований будет установлен, то правонарушитель получит предписание на устранение своих ошибок. Все решения, принятые уполномоченными представителями ФАС, подлежат публикации в открытом доступе.
Подача жалобы становится основанием для полной проверки всей процедуры закупки. Довольно часто контролирующая инстанция признает жалобы необоснованными, но и эта ситуация оборачивается для заказчика серьезными неприятностями. АС может выявить в ходе проверки иные нарушения и инкриминировать их участнику аукциона. При несущественных нарушениях заказчик может не получить официальное предписание, если своевременно исправил недочеты. Тем не менее, его деятельность в дальнейшем будет находиться под строгим контролем.
Профессиональные юристы не рекомендуют своим клиентам при возникновении малейшего недопонимания с партнером писать заявление в ФАС. Этот инструмент следует использовать, если вы не сомневаетесь в собственной правоте. Довольно распространены ситуации, когда заказчик направляет обращение, не имея представления о законодательных нормах и тонкостях. В действительности, это его позиция является ошибочной. Инстанция проведет проверку и закроет дело, а заказчик впредь не станет работать с таким поставщиком.
Подача жалобы в контролирующую инстанцию возможна, если заявитель:
имеет основания сомневаться в добросовестности проведения аукциона/торгов с участием муниципального или государственного заказчика;
выиграл тендер на поставку товара, а заказчик отказывается принимать партию;
считает, что государство или муниципальный орган продвигают интересы одного из участников тендера/аукциона в ущерб другим компаниям;
имеет основания полагать, что определенная организация нарушила законодательство в сфере участия в конкурентной борьбе;
выявил факт сокрытия заказчиком существенных условий проведения торгов/аукциона в части количества и характеристик товара, их стоимости и комплектации
VIDEO
Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.
Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.
Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.
При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения.
В ФАС закупки и прочие вопросы рассматривают по стандартному алгоритму. Жалобу можно подать в течение десяти дней с момента внесения итогового протокола о торгах в ЕИС. В течение двух рабочих дней заявление регистрируют, а все участники конфликтной ситуации получают официальные уведомления о поступлении обращения, его сути, времени и месте рассмотрения.
Законодательные нормы обязывают представителей ведомства завершить рассмотрение вопроса по существу в течение пяти рабочих дней. В течение трех дней с момента вынесения окончательного решения все участники конфликта получат соответствующие уведомления с обоснованным ответом.
Несмотря на полноту сведений, жалоба не будет рассмотрена, если подана не вовремя.
Жалобу в ФАС нужно подать не позднее 10 дней, отсчитывая со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения заявок или оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, если это конкурс; протокола аукциона, если это открытый аукцион, либо, если конкурс или аукцион признан несостоявшимся – соответствующего протокола.
В случае закрытого конкурса/аукциона жалобу в ФАС необходимо подавать не позднее 7 дней, отсчитывая со дня размещения протокола конкурса/аукциона на официальном сайте.
Если жалоба связана с действиями (бездействием) оператора электронной площадки, связанного с аккредитацией участника размещения заказа на этой площадке, то она подается в порядке в срок – 30 дней с момента совершения действий (бездействия).
В случае обжалования действий, случившихся после вскрытия конвертов (например, в случае запроса котировок), заявителем жалобы может являться только участник, который подавал заявку.
Жалоба в ФАС подается письменно или с использованием связи факсимильного типа. В ФАС можно подать жалобу по электронной почте, подписав ее ЭЦП. Однако если ее вовремя не зарегистрируют, то возникнет проблема, поэтому лучше отвезти и передать жалобу в бумажном виде.
В течение 2 рабочих дней заказчику и заявителю направляются сообщение, в котором указано время и место рассмотрения его жалобы. Федеральная Антимонопольная Служба рассматривает жалобу в срок не превышающий пятидневный, отсчитывая от следующего дня, когда поступила жалоба.
Решение формируется в полном объеме за 3 рабочих дня после оглашения резолютивной части.
Согласно пп. 3-6 ст. 105 ФЗ-44, жалобы на заказчика должны быть поданы в следующие сроки:
Жалоба на положение документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока.
Жалобы на действия/бездействие заказчика – не позднее, чем через 10 дней после размещения обжалуемого протокола в ЕИС или на электронной площадке (если речь идет о ЕИС, то имеется в виду протокол рассмотрения/оценки заявок на участие в конкурсе или запросе котировок, протокол запроса предложений; если об электронной площадке – то протокол подведения итогов электронного аукциона).
Жалобы на бездействие или действия заказчиков при рассмотрении вторых частей заявок в электронном аукционе допускается подавать вплоть до заключения контракта.
Обжалование действий оператора электронной площадки допускается в течение 30 дней после совершения им обжалуемых действий.
После того как указанные сроки истекли, допускается обжалование действий в судебном порядке.
Согласно регламенту ФАС, контролирующая инстанция должна придерживаться определенных временных рамок при рассмотрении заявок:
На принятие или отклонение жалобы у ФАС есть 2 дня. В качестве причин для отклонения могут выступать несоответствие жалобы установленным требованиям, отсутствие на ней подписи уполномоченного лица, подача жалобы после установленного срока либо если по действиям заказчика уже имеется судебное решение.
На уведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы у ФАС есть 3 дня.
На рассмотрение жалобы по существу – 5 дней.
На изготовление решения – 3 дня после оглашения результативной части.
Таким образом, ФЗ-44 допускает возможность обжалования действий заказчика при его действиях/бездействии, которые нарушают интересы участника торгов, а также при необоснованных требованиях в документации по торгам. Большая часть жалоб подается в ФАС федерального или территориального уровня, так как предписаниям данной контролирующей инстанции принадлежит высокий юридический вес. Также пожаловаться на заказчика можно в региональные или муниципальные контролирующие инстанции. При пропуске сроков и несогласии с решением ФАС у участника есть право обратиться в арбитражный суд для отстаивания своих интересов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
Для участников закупки это основной действенный способ отстаивать интересы. Выделим такие виды нарушений:
некорректные положения планов и закупочной документации;
незаконные причины отклонения заявок;
противоправные действия, которые связаны с заключением контракта;
действия оператора электронной площадки при аккредитации и торгах.
Процесс и срок рассмотрения жалобы в ФАС
Если эти сроки истекут, участник обжалует действия исключительно в суде. В ажно следить за ними. Собрали их в таблицу.
Что обжалуете
Кто обжалует
Сроки
Положения документации о закупке до окончания приема заявок.
Любой участник, общественное объединение.
До окончания срока подачи заявок.
Положения документации о закупке после окончания приема заявок.
Только участник, который подал заявку.
Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, которое указано в протоколе проведения процедуры.
Только участник, который подал заявку.
Не позднее чем через пять дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают закрытым способом, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта.
Участник, с которым заключается контракт.
До совершения сделки.
Порядок аккредитации оператором электронной площадки.
Заявитель.
30 дней от даты отказа.
Нарушения, которые связаны с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой площадки.
Участник торгов.
5 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.
За два рабочих дня после поступления жалобы контрольный орган решает, вернуть ее из-за несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или рассмотреть. В ЕИС публикуют уведомление и сообщают заказчику, поставщику и оператору торгов о решении.
Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники направляют в Антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях. Он блокирует процесс заключения контракта, остальные действия заказчик обязан делать в срок, который определен законом о контрактной системе. Например, публиковать протоколы рассмотрения вторых частей заявок.
По результатам рассмотрения контролеры решают признать жалобу:
Необоснованной.
Частично обоснованной.
Обоснованной.
В последних двух случаях, как правило, выдают предписание устранить нарушения, которые обнаружили в ходе разбирательства. Например, изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или аннулировать их.
Решение и предписание ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия и направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет участников, они в течение трех месяцев обращаются в суд с заявлением (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).
Порядок проведения закупок для федеральных и региональных нужд регулируется на государственном уровне. Но не все организации соблюдают его в полной мере. Если предприниматель посчитает, что при отборе победителя были нарушены его права, составляется жалоба в ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Важно знать, как правильно сделать это, сколько будет рассматриваться обращение.
Федеральная антимонопольная служба является органом исполнительной власти. Она контролирует ход проведения госзакупок, конкуренцию на рынке, в том числе и финансовых услуг, субъектов монополий и рекламы.
Деятельность организации может быть полезной как обычным физическим лицам, так и юрлицам. В сфере государственных закупок самой распространенной причиной обращения является наличие ошибок в документах или неправомерные действия заказчика. Для восстановления прав требуется грамотно составить жалобу и направить ее на рассмотрение.
Жалоба в ФАС: срок подачи и рассмотрения
Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу и возражения на неё по существу в течении 5 дней с момента её поступления. На период рассмотрения жалобы закупка приостанавливается. В случае, когда возникает угроза выбора поставщика (исполнителя, подрядчика) с нарушением норм Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, контролирующий орган направляет заказчику, уполномоченному органу требование о приостановлении закупочной операции. Пока жалоба не будет рассмотрена по существу заключение контракта невозможно.
Рассмотрение жалобы происходит в том управлении ФАС, который уполномочен на ее рассмотрение. Некоторые управления антимонопольной службы требуют от представителей компаний предъявить уведомление о назначении заседания, а также документ, подтверждающий полномочия представителя организации. Для подтверждения своих полномочий руководителю организации потребуется предъявить решение о назначении директора, а также свой паспорт. В случае, когда интересы организации на заседании представляет специалист по закупкам или юрист, то достаточно доверенности на представителя и, соответственно, паспорта самого представителя.
Стоит учесть, что независимо от того, явился представитель организации или заказчика на заседание, жалоба в любом случае будет рассмотрена в назначенный день. Это объясняется сжатыми сроками рассмотрения жалобы. В исключительных случаях, когда у комиссии появляется вопросы, на которые стороны затрудняются сразу дать ответы, или необходимо истребовать дополнительные документы, заседание может быть отложено, но не более, чем на следующий день.
В ходе заседания первым заслушивается заявитель жалобы. Он объясняет комиссии, в чем заключается незаконность принятого заказчиком решения. Комиссия при рассмотрении жалобы рассматривает действия заказчика на нарушения Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, поэтому так важно указать комиссии, какие именно положения закона были нарушены. Сделать это грамотно и эффективно сможет юрист, специализирующийся на Законе о контрактной системе 44-ФЗ.
Дальше заслушиваются доводы заказчика, изложенные в возражениях на жалобу, уполномоченного органа или оператора электронной площадки – в зависимости от того, чьи интересы затрагиваются при рассмотрении жалобы. В ходе заседания стороны могут вести аудиозапись заседания, предварительно предупредив об этом комиссию.
После того, как заслушаны доводы сторон, выяснены спорные моменты, комиссия удаляется для принятия решения. Решение по жалобе может быть одним: жалоба признается обоснованной или необоснованной. В случае, когда жалоба признается обоснованной, антимонопольный орган может выдать предписание об устранении нарушений. Если решение антимонопольного органа не удовлетворяет участников заседания, оно может быть обжаловано в суде. Заявление о признании решения ФАС незаконным должно быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня вынесения решения антимонопольным органом.
13 марта 2018
Поделиться
Под этим подразумевается ответ на вопрос: Я вляется ли организация, на которую подана жалоба, заказчиком по 223-ФЗ? В структурах крупных отраслеобразующих организаций существует много зависимых лиц, которые не обязаны закупаться по этому закону. Но головная компания может установить для них обязанность проводить закупки по стандартам, схожим с 223-ФЗ . Это делается для унификации закупочной деятельности всейкорпорации или холдинга.
При этом такие структуры могут применять определенные нормы Положения о закупке материнской компании, пусть и в «облегченном» варианте. В целом их закупка может весьма напоминать процедуру по 223-ФЗ, хотя таковой не является. И неискушенному поставщику крайне сложно заметить эту разницу.
Еще одна проблема, связанная с определением статуса заказчика, вызвана наличием двойного регулирования. В частности, речь о бюджетных учреждениях и унитарных предприятиях — они проводят часть закупок по 223-ФЗ, а часть — по 44-ФЗ. И поставщикам не всегда удается правильно определить закон, в соответствии с которым проводится конкретная процедура.
Следующее, что предстоит определить, — относится ли объект закупки к сфере регулирования законом 223-ФЗ. В нем есть исключения , то есть отдельные правоотношения, на которые он не распространяется. И если организация, которая в принципе является заказчиком по 223-ФЗ, реализует в процедуре именно эти правоотношения, то такая закупка не попадает под регулирование этим законом. Соответственно, она не может быть обжалована в ФАС в установленном порядке.
Рассмотрение по существу — именно та часть, на которую приглашаются представители сторон для прений. Этот этап представляет собой классическое заседание, очень похожее на судебное. Процесс подразделяется на несколько стадий.
Крайне важно, чтобы представители заказчика и заявителя обладали подтвержденными документально правами действовать от имени своих организаций. Поэтому перед тем как отправлять в орган ФАС, рекомендуется удостовериться:
что срок доверенности не истек;
что она подтверждает полномочия представлять интересы заказчика при рассмотрении жалобы;
что наименование органа ФАС, в котором проходит заседание, указано правильно (например, «Московский ФАС России » — неверное название, «УФАС по г. Москве » — верное);
что представитель стороны направляется в орган ФАС по верному адресу (например, только в Москве таких адресов минимум три).
Если полномочия представителя заказчика (или поставщика) не будут подтверждены, комиссия может не дать ему права высказаться . Либо его все же заслушают, но ответы к материалам рассмотрения жалобы не приобщат.
Вызов заказчика в ФАС на рассмотрение жалобы
На этой стадии комиссия доводит до сведения сторон принятое ею решение, а также предписание, если оно вынесено. Речь идет о резолютивной части решения , — мотивировочная будет оформлена позже.
Помимо решения и предписания, оглашается порядок обжалования . Также можно задавать вопросы по поводу резолютивной части — как правило, комиссия без проблем дает пояснения и комментарии.
Это заключительный и, в общем-то, формальный этап процесса рассмотрения жалобы ФАС. Решение, которое было принято на заседании комиссии, подробно «расписывается». На это антимонопольному органу отводится 3 дня.
Важно знать, что решения и предписания ФАС вступают в силу с момента их оглашения . Если в предписании все понятно и нет возражений — приступать к его исполнению нужно сразу же. То есть для начала исполнения предписания заказчику не нужно дожидаться получения мотивировочной части решения.
Из полного текста решения стороны смогут понять логику рассуждений комиссии ФАС при рассмотрении жалобы, доводы, которые были приняты во внимание и так далее. Это может быть полезно для дальнейшего обжалования этого решения.
Федеральная антимонопольная служба после осуществления мероприятий, направленных на усовершенствование существующей контрактной системы, была наделена полномочиями контролирующего органа в данной сфере, на плечи которого легла борьба с возможными нарушениями действующего законодательства, которые допускаются не только заказчиками, но и исполнителями при проведении различных закупочных процедур.
Жалоба подается в письменной форме или в электронной форме, если у вас есть ЭЦП. Подать ее вы можете как в ФАС России, так и в ее территориальные органы. Написать в УФАС и найти полный перечень территориальных органов с их контактами вы можете на официальном сайте ФАС.
Далее мы рассмотрим некоторые ситуации и образцы подачи жалоб на примере компании ООО «Страж». Истории основаны на реальных событиях, но название комании и имена вымышленные.
Компания уже пять лет занимается охранной деятельностью. Ее Генеральный директор Енотов Иван Иванович решил найти новый канал продаж и начать участвовать в тендерах. Он получил ЭЦП, подготовил и заполнил необходимые документы для аккредитации компании на электронных площадках. И был готов приступить к поиску своего первого тендера.
Иван Иванович из компании ООО «Страж» нашел подходящий для его компании электронный аукцион, скачал документацию и приступил к ее изучению.
«Внимательное изучение документации и особенно положений Контракта на начальном этапе необходимо. И если Вы с чем-то не согласны, а Заказчик не дает вам разъяснения положений документации всегда стоит писать жалобы в ФАС.»
Иван Иванович обнаружил в документации пункты, способные ограничить число участников, так как они указывают на конкретные требования, в том числе, и он не сможет принять участие в данном аукционе. Стоит найти другой аукцион, в котором не будет данных пунктов? Ни в коем случае.
Вместо этого составляем жалобу с указанием всех пунктов, противоречащих ст.8 ФЗ-44 «принципы ограничения конкуренции».
Порядок подачи и рассмотрения жалобы в ФАС
Аукцион прошел и 21.12.2015 года был размещен протокол проведения электронного аукциона №0000000000000000011-2, согласно которому компания Ивана Ивановича стала победителем, предложив наименьшую цену. Но после рассмотрения 2-х частей заявок, заявку компании ООО «Страж» отклонили, ссылаясь на п.4 ч2. ст.62 по 44-ФЗ, согласно которому копия выписка из ЕГРЮЛ, должна быть получена не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника такого аукциона с заявлением об аккредитации. Зная, что все документы соответствуют требованиям и отклонение заявки неправомерно.
Иван Иванович составляет жалобу на действия Заказчика.
После рассмотрения вторых частей заявок составлен протокол, и компания Ивана Ивановича признана победителем. Он ожидает подписания контракта. И Заказчик направляет ему контракт для подписания, только в него внесены изменения некоторых положений и даже целых разделов. Он кардинально отличается от Контракта (проекта) представленного в документации электронного аукциона. Как же подписать такой контракт, в который внесены изменения об оплате, обеспечении и ответственности сторон. Стоит ли его подписывать? Нет.
Вместо этого Иван Иванович пишет жалобу, в которой подробно указывает, какие пункты изменены и, что подписывать данный контракт он не намерен.
Гражданин вправе подать электронное обращение онлайн через официальный сайт ФАС, по электронной почте организации.
На сайте органа имеется форма анкеты, которую нужно заполнить заявителю. Дополнительно можно приложить документы, подтверждающие наличие оснований для жалобы. Ответ будет дан гражданину по адресу электронной почты, указанному в жалобе.
Направить обращение можно через Госуслуги. Пользователь должен иметь верифицированный личный кабинет для передачи жалобы. Анонимно обратиться через портал Госуслуги не получится.
Внимание! Все документы, которые передаются через интернет, проверяются сотрудниками ФАС. Жалоба не может быть анонимной, иначе на нее не будет дан ответ органа.
В личном кабинете можно отследить статус обращения. Ответ гражданину поступит по указанной в заявлении электронной почте.
Не все обратившиеся знают, где посмотреть вынесенное решение. Оно публикуется на официальном сайте ФАС. Если оно вынесено в пользу составителя, то может быть сделано предписание заказчику:
Предписание может быть не выдано. Например, это возможно, если нарушения не изменили результатов определения поставщика, договор уже заключен с победителем.
Порядок рассмотрения жалобы в УФАС
На практике деятельность антимонопольной службы может быть очень полезна как простым людям, так и юридическим лицам.
В сфере государственных закупок самым распространенным случаем является подача жалобы в ФАС на ошибки в документации и неправомерные действия заказчика
Чтобы воспользоваться своими правами нужно, во-первых, их знать, а во-вторых, грамотно составить обращение в соответствующий орган.
VIDEO
К подготовке пакета документов стоит подойти очень тщательно. Небрежность может стать козырем в руках вашего будущего оппонента, привести к затягиванию процесса рассмотрения.
Составление жалобы в ФАС требует грамотности и терпения, если она подается письменно, то по установленной форме.
Если речь идет о юридическом лице, то обращение пишется от лица представителя компании и заверяется его личной или электронной цифровой подписью.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие вашу правоту, и их список.
Текст обращения должен содержать ссылки на законодательные акты, подтверждающие Вашу точку зрения.
Не забудьте об информации о Вас или о компании.
В конце статьи Вы увидите образец жалобы в ФАС, составленной на фирменном бланке организации.
Если обращение будет от юридического лица, то Вам потребуется фирменный бланк организации и также необходимо будет завизировать его как исходящий документ. Документ должен быть подписан подающим лицом или его уполномоченным представителем (в этом случае пакет документов должен содержать доверенность на право подписи).
Жалоба подается поставщиком (заявителем) в органы, обладающие соответствующей компетенцией. В соответствии с Законом № 44-ФЗ жалобу могут рассматривать:
1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ, муниципальных нужд. Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 в качестве такого органа власти определена Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации включая ее территориальные органы.
2. Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также закупок, сведения о которых составляют государственную тайну. Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2014 № 1489 полномочия в рамках реализации контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного оборонного заказа делегированы ФАС России, в связи с чем контроль за государственным оборонным заказом в этой сфере также осуществляет данный орган.
3. Органы исполнительной власти субъекта РФ в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории соответствующих субъектов РФ.
4. Органы местного самоуправления в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, территориальные органы ФАС России уполномочены рассматривать жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств, для нужд субъектов Российской Федерации и для муниципальных нужд и приостанавливать определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу.
Таким образом, жалобы в отношении действий заказчиков, проводимых по закупкам для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд рассматриваются территориальными органами Федеральной антимонопольной службы.
Компетенция ФАС России и ее территориальных органов поделена по предметному критерию. Так, непосредственно ФАС России рассматривает жалобы:
• в отношении закупок для федеральных нужд, осуществляемых федеральными государственными органами, государственными корпорациями «Росатом» и «Роскосмос», органом управления государственными внебюджетными фондами;
• в отношении закупок, в которых применяются закрытые способы определения поставщиков;
• на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;
• в отношении закупок, в которых контракт заключается для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства:
• в иных случаях, предусмотренных Административным регламентом.
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика допускается в любое время после размещения в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) плана закупок, но не позднее чем через 10 (десять) дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений.
При этом обжалование действий (бездействия) заказчика в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
В отношении закупок, проводимых в рамках электронной процедуры, жалоба может быть подана не позднее чем через 10 (десять) дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола.
Тем не менее, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупках, проводимых в электронной форме, или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.
Также существуют специальные сроки обжалования. В частности, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение 30 (тридцати) дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).
Важно помнить, что при несоблюдении указанных сроков за поставщиком сохраняется право на обжалование действий заказчика/оператора электронной площадки в судебном порядке. Однако в случае обжалования действий заказчика все же рекомендуется воспользоваться правом на обращение в контрольные органы, так как суды не всегда принимают обеспечительные меры в виде приостановления закупки, тогда как при продолжении закупки вынесенное решение суда (с учетом длительности рассмотрения спора) может быть фактически неисполнимым.
Относительно сроков подачи жалобы следует также отметить, что согласно пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок. Таким образом, контрольному органу в сфере закупок необходимо при получении жалобы учитывать, в том числе указанные положения ГК РФ.
Пунктом 2.14 Административного регламента установлено, что датой поступления жалобы является дата ее регистрации в контрольном органе в порядке, установленном инструкцией по делопроизводству. Вместе с тем понятия «подача жалобы» и «поступление жалобы в контрольный орган» не идентичны, в связи с чем, в случае если жалоба была подана в орган связи до окончания срока подачи заявок, она считается поданной в срок и подлежит принятию к рассмотрению.
В соответствии с ч. 8 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, заявителю необходимо в обязательном порядке указать следующее:
• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, а также почтовый адрес и номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);
• наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения заявителя-юридического лица либо фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства физического лица, подавшего жалобу, а также почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);
• указание на закупку (номер закупки в ЕИС) (если обжалуются действия (бездействие) заказчика, а не оператора электронной площадки, в части осуществления аккредитации на ней);
• указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
Примечательно, что контрольным органом даются послабления относительно указания в жалобе номера факса, адресов электронной почты. Согласно Письму ФАС России от 13.10.2014 № ИА/41224/14 «О направлении информации о приеме к рассмотрению жалоб участников закупок» контрольный орган выражает позицию о том, что принятие решения о возврате жалобы заявителю на основании отсутствия адреса электронной почты является нецелесообразным, а принятие решения о возврате жалобы заявителю из-за отсутствия указаний на номер факса может осуществляться исключительно в случае, если контрольный обладает информацией, подтверждающей, что у заявителя имеется номер факса.
Жалоба может быть подана в форме электронного документа. При этом следует иметь ввиду, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Учитывая данную норму, в соответствии с письмом Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и жалоба, подаваемая посредством факса или в форме электронного документа без использования электронной подписи, не будет соответствовать нормам Закона о контрактной системе.
Жалоба должна быть подписана заявителем либо его представителем с приложением копии документа, подтверждающего полномочия представителя.
Несоблюдение указанных требований будет являться основанием для возвращения жалобы заявителю. Помимо указанного основания, жалоба будет оставлена без рассмотрения в случае истечения законодательно установленных сроков для подачи жалобы, либо в случае, если обжалуемые действия (бездействие) являлись предметом рассмотрения судом или контрольным органом в сфере закупок.
Решение о возвращении жалобы уполномоченный орган принимает в течение 2 (двух) рабочих дней с даты поступления жалобы. Отдельно заявителю сообщаются причины возвращения жалобы. Такое решение органа можно обжаловать в судебном порядке.
Как ФАС рассматривает жалобы на заказчика по 223-ФЗ
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки выносится одно из следующих решений:
•о признании жалобы обоснованной;
•о признании жалобы необоснованной;
•о выдаче предписания об устранении заказчиком нарушений, выявленных контрольным органом (при наличии в действиях заказчика, иных участников закупки нарушений в сфере законодательства о контрактной системе, предписание может быть вынесено независимо от признания жалобы обоснованной).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии. В случае, если член Комиссии не согласен с решением, он излагает письменно особое мнение.
После принятия решения комиссия должна изготовить решение в полном объеме. Датой принятия решения является именно дата его изготовления в полном объеме. Решение контрольного органа в сфере закупок, по аналогии с судебным решением, состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей. Вводная часть содержит реквизиты органа, рассмотревшего жалобу, сведения об участниках дела. Описательная отражает доводы по жалобе и позиции ее участников. Мотивировочная содержит обоснования государственного органа, оценку обстоятельств, доводов сторон, ссылку на нормы законодательства, применяемые в конкретном случае, сведения о выявленных нарушениях. Резолютивная часть решения включает в себя выводы комиссии о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о наличии в действиях заказчика нарушений законодательства, сведения о выдаче предписания об устранении нарушений, другие меры по устранению нарушений.
Полный текст решения изготавливается в течение 3 (трех) рабочих дней со дня рассмотрения жалобы, направляется сторонам и размещается в единой информационной системе в сфере закупок.
Принятое Комиссией решение не является окончательным, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня принятия.
Решение органов ФАС России при определенных основаниях может быть обжаловано в порядке досудебного (внесудебного) обжалования. Однако перечень таких оснований строго ограничен Административным регламентом. Так в порядке досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в том числе в следующих случаях:
•нарушение срока регистрации жалобы;
•нарушение сроков рассмотрения жалобы;
•нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о поступлении жалобы и тексте жалобы, о месте и времени рассмотрения такой жалобы, сведений о вынесенном решении и выданном предписании;
•отказ в рассмотрении жалобы по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Рассмотрение письменного заявления об обжаловании действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, в настоящей статье были рассмотрены основные особенности подачи и рассмотрения жалобы поставщика на действия (бездействие) заказчика. При этом сопровождение процесса представления интересов заказчика в ФАС России или в территориальных органах ФАС России требует детальной проработки многих правовых вопросов, планирования стратегии защиты заказчика, а также комплексного изучения обстоятельств дела, судебной и административной практики.
16 апреля 2019 г.
Юридическая фирма «BRACE» ©
Судебные разбирательства и разрешение споров
Сопровождение коммерческой деятельности
Международное торговое право и иностранные инвестиции
Недвижимость
Государственные и корпоративные закупки
Антимонопольное право
Здравоохранение и фармацевтика
Торговля
Транспорт и логистика
Банки и финансовые институты
Телекоммуникации и IT
Энергетика
Строительство
Вконтакте
Facebook
Google+
Одноклассники
Похожие записи: