Продажа товара без сертификата соответствия ответственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Продажа товара без сертификата соответствия ответственность». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассмотрим нормативные акты, устанавливающие обязательность наличия сертификата:

  • ФЗ №184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002.
  • Закон №2300 от 07.02.1992.
  • Правительственное Постановление №918 от 21.07.1997.

Ответственность за правонарушение устанавливается на основании ФЗ №195 от 30.12.2001.

Какие штрафы положены за отсутствие сертификатов

Объем ответственности определяется тем, какое именно правонарушение произошло. Простое отсутствие сертификата – это еще не нарушение закона. Правонарушение предполагает совершение каких-либо действий с продукцией, на которую нет документов. Это следующие ситуации:

  • Ввоз продукции на таможенную территорию или ее продажа на внутреннем рынке.
  • Продажа изделий без маркировки ЕАС.
  • Эксплуатация средств связи сетевыми компаниями.
  • Ввоз и продажа на внутреннем рынке изделий, в которых есть радиочастотный спектр.

То есть если продукция без сертификации будет просто лежат на складе, на компанию не накладывается никаких штрафов. Ответственность наступает в том случае, если фирма будет перевозить товар без нужной документации через границу или продавать его.

ВАЖНО! Сертификат получают с целью таможенного оформления продукции, ее реализации и эксплуатации. Все данные операции с изделиями будут незаконными, если отсутствует документ о соответствии. Это касается случаев, когда товар подлежит обязательной сертификации. Однако негативные последствия могут наступить и в том случае, если на изделие, согласно закону, необязательно получать сертификат.

Юридическая ответственность накладывается не только за отсутствие сертификатов, но и за неисполнение обязанностей:

  • На изделия, прошедшие сертификацию, должен быть соответствующий документ – сертификат.
  • Документ предъявляется по требованию структур, осуществляющих контроль над правомерностью деятельности компаний.
  • В сопроводительных бумагах к изделиям должны быть прописаны номера сертификатов.
  • Если срок действия документа прошел или последний был отозван, изготовление и реализация продукции прекращаются.
  • Если изменился порядок изготовления товаров или внесены дополнительные сведения в технологическую документацию, соответствующие данные заносятся в сертификат.

То есть компания, желающая соблюсти все законы, должна не только получить сертификат, но и учесть многочисленные нюансы.

Отсутствие сертификата влечет за собой не только правовые последствия. Это также может повлечь за собой следующие негативные ситуации:

  • Недоверие со стороны покупателей. Большинство продукции на данный момент сертифицировано. Множество компаний проходит добровольную сертификацию для того, чтобы выиграть в конкурентной борьбе. На этом фоне изделие без документа о соответствии не будет пользоваться спросом. На такой товар придется ставить низкую цену, что снижает доходы организации.
  • Сведения о сертификации отражаются в маркировке. Продавец не имеет права поставить маркировку с неправильными сведениями с целью повышения конкурентоспособности.
  • Ухудшение отношений с партнерами. Компания, которая не сертифицирует свою продукцию, пользуется меньшим доверием не только со стороны потребителей, но и со стороны контрагентов.
  • Невозможность наладить импорт-экспорт продукции. При пересечении границы официальные органы требуют документы о соответствии.
  • Невозможность легально продавать продукцию, которая подлежит обязательной сертификации.
  • Постоянная угроза назначения административной ответственности. Некоторые компании «откупаются» штрафом, однако штраф – это не крайняя мера. Продукция может быть конфискована, а деятельность фирмы – приостановлена. Торможение работы приводит к тому, что компания не получает прибыли.

Отсутствие сертификата приводит к самым серьезным последствиям. В худшем случае это снижение продаж, приостановка деятельности, уменьшение дохода, ухудшение имиджа компании. Особенно актуально это, если реализуется продукция с повышенным классом опасности.

Отсутствие сертификата соответствия: последствия

Основные документы, определяющие обязательное наличие сертификата соответствия продукции:

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года (в ред. от 28 июля 2012 года).
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21 июля 1997 года (в ред. от 27 февраля 2007 года).

Степень ответственности за нарушение обязательных требований установлена в федеральном законе РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

Существует, Вас могут ожидать серьезные штрафы! За отсутствие сертификата полагается административная ответственность. Назначается она на основании главы 14 КоАП РФ. Рассмотрим статьи, которые актуальны в случае отсутствия сертификата:

  • Реализация изделий или оказание услуг недостаточного качества, не соответствующих установленным требованиям. Ответственность накладывается на основании статьи 14.4 КоАП РФ. Эта статья предполагает штраф в размере 30 000 рублей. Если правонарушение будет совершено второй раз, товар будет конфискован.
  • Обман покупателей. Регулируется статьей 14.7 КоАП РФ. Полагается штраф в размере 20 000 рублей.
  • Товар не соответствует техническим регламентам. Правонарушение регулируется статьей 14.43 КоАП РФ. Предполагает штраф до 600 000 рублей. Если правонарушение обнаружено не единожды, продукция конфискуется. Возможно также приостановление деятельности фирмы сроком до 3 месяцев.
  • Товар, подлежащий обязательной сертификации, продается без сертификата. Правонарушение регулируется статьей 14.45 КоАП РФ. Предполагает штраф до 300 000 рублей.
  • Товар был сертифицирован, однако сведения о соответствии требованиям не отражены в маркировке. Регулируется статьей 14.46 КоАП РФ. Штраф может достигать 1 000 000 рублей.

Существуют также следующие формы штрафов для товаров, ввозимых из-за границы:

  • Ввоз на территорию страны продукции без сертификата ЕАС. Регулируется статьей 16.3 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 1 000–2 000 рублей, для ЮЛ – 50 000-100 000 рублей. Возможна конфискация товара.
  • Реализация продукции без сертификата ЕАС, который подтверждает безопасность изделий. За это правонарушение полагается штраф в размере 1 000-2 000 рублей (для ФЛ), 10 000-20 000 рублей (для ИП и ЮЛ). Если правонарушение будет обнаружено повторно, штраф для ФЛ составит до 5 000 рублей, для ИП – до 30 000 рублей, для ЮЛ – до 50 000 рублей. При этом товар могут конфисковать.
  • Реализация продукции без маркировки ЕАС, если она обязательна. Регулируется статьей 15.12 КоАП РФ. На виновное лицо накладывается штраф в размере 2 000-4 000 рублей (для ФЛ), 50 000-300 000 рублей (для ЮЛ). В обоих случаях продукция конфискуется.
  • Применение в работе средств связи, на которых нет сертификации ССС. Правонарушение регулируется статьей 13.6 КоАП РФ. Штраф для ФЛ составит 3 000-5 000 рублей, для ЮЛ – 60 000-300 000 рублей. При этом средства связи могут конфисковать.

Работа в области защиты информации без сертификации услуги регулируется статьей 13.12 КоАП РФ. Для ФЛ административная ответственность составит 1 000-1 500 рублей, для ЮЛ – 1 500-20 000 рублей. Если правонарушение будет квалифицировано как грубое, на ИП накладывается штраф в размере 2 000-3 000 рублей, на ЮЛ – 20 000-25 000 рублей. Альтернативное наказание – приостановка деятельности на 3 месяца.

Следующие законодательные акты указывают правила обязывающие иметь в наличии документ подтверждающий качество, безопасность продукции:

  • ПП № 918;
  • ФЗ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ;
  • Закон РФ «О защите прав потребителей»;
  • Единый перечень продукции, подлежащей сертификации.

С учетом требований обозначенных в данных нормативных документах продукция должна подтвердить соответствие ГОСТ Р, ТР ТВС, иметь соответствующий разрешающий документ.

Отсутствие сертификата само по себе не означает нарушение законодательства. Под правонарушением подразумевается осуществление осуществление тех или иных действий с продукцией. Среди которых:

  • продажа на внутреннем рынке, ввоз товара на территорию ТС;
  • реализация продукции без соответствующей маркировки;
  • ввоз, продажа на внутреннем рынке страны изделий, имеющий радиочастотный спектр;
  • применение средств связи без наличия разрешающего документа сетевыми компаниями.

Исходя из чего, наличие товара на складе без прохождения сертификации не предполагает наложение штрафов. Наступает ответственность в том случае, когда компания производитель или продавец перевозит продукцию через границу и реализовывает на рынке без необходимой документации.

Изготовитель или продавец, помимо наличия сертификата, также обязан:

  • следить за сроком действия документа. В том случае, когда срок действия сертификата закончился следует прекратить продажу продукции, повторно оформить разрешающий документ;
  • изменения касательно способа производства, внесение новых сведений в Технические условия должны быть отображены в документации;
  • предъявлять сертификат при проверке уполномоченными органами;
  • сопроводительная документация на товар должна содержать информацию с номером сертификата соответствия.

Ответственность за отсутствие сертификатов соответствия на продукцию

За отсутствие сертификата на производителя, продавца возлагается административная ответственность, согласно главы 14 КоАП РФ.

  • На основании статьи 14.4 КоАП РФ реализация продукции, предоставление услуг, которые не соответствуют определенным требованиям влекут за собой штрафные санкции, сумма штрафа- 30 тысяч рублей. При повторном правонарушении возможна конфискация товара.
  • Статься 14.7 КоАП РФ регулирует вопрос обмана покупателей. Штраф за данное правонарушение- 20 тысяч рублей.
  • Статья 14.43 КоАП РФ определяет санкции за реализацию товара не соответствующего требованиям ТР ТС, в размере 600 тысяч рублей. При повторном нарушении законодательства товар подлежит конфискации. Также допускается наказание в виде приостановления деятельности компании на три месяца.
  • Статья 14.45 КоАП РФ регулирует вопрос касательно продажи без сертификата товара подлежащего обязательной сертификации. Штраф за данное правонарушение до 1 000 000 рублей.

Помимо финансовой меры наказания за отсутствие сертификата, продавец также подвергается:

  • снижению уровня потребительского спроса, что влечет уменьшение уровня продаж, снижение стоимости;
  • невозможность импорта продукции;
  • недоверие со стороны партнеров;
  • при повторном нарушении законодательства конфискацию товара.

В любом случае реализация продукции без надлежащей разрешающей документации грозит предприятию административной ответственностью, снижением продаж, потерей прибыли, ухудшением имиджа.

Проверки в вопросах связанных с наличием необходимой документации могут производить сотрудники:

  • налоговой инспекции;
  • санитарно эпидемиологического надзора;
  • полиции;
  • Государственной противопожарной службы;
  • Росстандарта;
  • органов местного самоуправления;
  • Роспотребнадзора;
  • Общества защиты прав потребителей.

Проверяющие органы должны предоставить распоряжение касательно осуществления проверочных мероприятий.

№1. Одежда и обувь. Во времена существования Советского Союза вся выпускаемая одежда и обувь производилась в соответствии с ГОСТами, и за качество можно было не переживать. В дальнейшем, при возникновении свободного рынка, на прилавки стали поступать товары импортного производства и не всегда надлежащего качества.

Поэтому было принято постановление Правительства №982, которое обязывало предпринимателей иметь документацию подтверждающую качество, в т. ч. на одежду и обувь. Однако с того времени перечень товаров, обязательных к сертификации претерпел существенные изменения.

Получение декларации соответствия допускается для следующих категорий одежды и обуви:

  • одежда, не имеющая прямого контакта с телом (2 и 3 слоя). Сюда входят чулочно-носочные изделия, домашние халаты, изделия зимнего ассортимента;
  • перчатки, рукавицы;
  • обувь;
  • изделия из меха;
  • изделия из натуральной кожи.

На видео: Сертификация продукции

Ответственность за отсутствие сертификатов

Отсутствие сертификата у товаров чревато не только штрафами, но и другими последствиями. Покупатели недоверчиво относятся к таким товарам. Также маркировку продавец ставить не имеет права. Партнеры не станут сотрудничать с компанией, которая не сертифицирует свою продукцию. Импорт и экспорт товаров будет невозможен, также и продажа. Административная ответственность рано или поздно будет назначена.

Равно как и сертификат, декларация – это документ, выдаваемый по результатам проведения проверки любой изготавливаемой или реализуемой продукции в соответствии с установленными нормативами:

  • ГОСТ – отечественные;
  • ТР ТС – международные технические регламенты, действующие в рамках Таможенного Союза, заключенного между Россией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Беларусью.

При отсутствии данных документов законодательно предусмотрен штраф за отсутствие сертификата соответствия на товар. Продукцию могут изъять, а бизнесмену – выписать запрет на осуществление деятельности на довольно продолжительный срок. За подделку документов или подлог предусмотрена уголовная ответственность.

Сертификация считается общим термином, то есть под него попадает как сертифицирование, так и декларирование продукции. Процедуры эти отличаются субъектом собственности и внешним видом самого документа. В остальном они очень похожи.

Типов обязательных документов может быть всего 4:

  • декларация в соответствии с ГОСТ Р;
  • декларация ТР ТС;
  • сертификат ГОСТ Р;
  • сертификат ТР ТС.

Первая всегда обязательная, также сертификация может быть добровольной.

О том, какие товары подлежат каждому из видов сертифицирования, говорится в нормативной документации, перечнях ТР ТС и Постановлении №982. Из первостепенных нормативов стоит перечислить:

  • Федеральный Закон «О техническом регулировании» номер 183;
  • Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
  • КоАП РФ номер 195-ФЗ;
  • Профильные регламенты ТР ТС.

Административная или уголовная ответственность за отсутствие сертификата соответствия на товар и за неисполнение обязанностей накладывается при:

  • отсутствии документа, гарантирующего качество и безопасность продукции;
  • отказе в предъявлении разрешительной документации по требованию соответствующих контролирующих органов;
  • отсутствии в сопроводительных документах прописанных номеров сертификатов;
  • предъявлении документа с истекшим или отозванным сроком действия.

Также штрафные санкции предусмотрены в случае, если в технологию изготовления товаров или технологическую документацию были внесены изменения, дополнения, которые не указаны в сертификате. То есть компания-производитель или реализатор должна не только оформить сертификат, но и учесть множество вопросов.

За отсутствие сертификата предусмотрена административная ответственность. Статьи 14 КоАп РФ, актуальные при отсутствии сертификата соответствия: Изделия, отправляющиеся в торговые точки или на реализацию, не соответствуют заявленному качеству и безопасности. В соответствии с законодательной базой назначаются штрафные санкции в сумме 30 тыс. рублей. При следующем правонарушении товар конфискуется.

В случае обмана покупателей штраф возрастает до 200 тыс. рублей.

Продукция по качеству и другим критериям не соответствует техрегламентам – штраф до 600 тыс. рублей. При вторичном нарушении продукция конфисковывается, в том числе возможно закрытие предприятия сроком до 3 месяцев.

Подлежащий сертификации товар продается без разрешительного документа. В данном случае можно получить штраф в размере 300 тыс. рублей. Сведения о сертифицированном товаре не отражены в маркировке – до 1 миллиона рублей.

Кроме того, можно получить финансовые неприятности в следующих случаях:

  • ввоз на территорию РФ изделий на продажу без сертификата для физических лиц – от 1 тыс. до 2 тыс. рублей, для юридических – от 50 до 100 тыс. руб.; продажа товаров без сертификата ЕАС – для частных лиц от 1 000 до 2 000 рублей, юридических – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; при повторном правонарушении – 30–50 тыс. рублей (товар могут конфисковать);
  • продажа товаров без маркировки – для частников от 3 000 до 5 000 рублей, ИП и ЮР – от 60 000 до 300 000 рублей с изъятием продукции; в области защиты информации работа без соответствующего сертификата наказывается штрафными санкциями для физлиц – от 1 до 1,5 тыс. руб., для юрлиц – от 1,5 до 20 тыс. руб., при повторных случаях – соответственно 2–3 тыс. руб., 20–25 тыс. руб., как альтернатива – блокировка работы компании на 3 месяца.

Размер штрафа за отсутствие сертификата и другие санкции зависят также от тяжести правонарушения.

Существует ли ответственность за продажу несертифицированного товара?

Менеджер Елена разобралась в сути нашей проблемы, каждый раз давала очень понятные консультации и помогла собрать все документы. Елена все проверила, перепроверила и взяла решение всех текущих вопросов на себя. Большое спасибо!

Гришина В. И., компания «СТР»

  • У меня получилось все документы заказать в вашем центре. Очень удобно!

    Компания «Исток»

  • Спасибо!

    Спасибо менеджеру центра «Севтест» Светлане за оказанные услуги. Нам предоставили ответы на наши вопросы и полезные рекомендации по повышению эффективности ведения бизнеса в соответствии с законодательством. Сотрудничество с вами оставило после себя приятные впечатления.

    ООО «Гроза»

  • Благодарим специалистов вашего центра за помощь в процессе решения всех поставленных задач. Мы получили не только их своевременное выполнение, но и профессиональное сопровождение на всех этапах. Нас проинформировали об изменениях в законодательстве, с которыми мы еще не успели ознакомиться. Надеемся на дальнейшее сотрудничество и сохранение сложившихся дружеских отношений. Теперь, когда наши коллеги к нам обращаются за советом, в какой центр обратиться, мы с уверенностью отвечаем – в «Севтест»!

    Компания «БиС»

  • В России действует ряд законов (как федеральных, так и международных), устанавливающих правила для определённых участников различных экономических и правовых взаимоотношений. Этих законов огромное количество, но «тремя китами» всего рынка можно назвать следующие:

    • Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года — для заявителей и аккредитованных лиц при проведении процедур подтверждения соответствия.
    • Закон РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года — для продавцов и покупателей при продаже товаров и услуг.
    • Договор о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а точнее одно из его главных «дополнений»: Таможенный кодекс ЕАЭС от 17 апреля 2017 года — для импортёров и экспортёров продукции при перемещении её через границы ЕАЭС.

    За нарушение установленных этими законами правил предусмотрена ответственность. Кто эту ответственность несёт и в каком объёме — определяет Кодекс об административных правонарушениях РФ. Именно в нём кроется большинство ответов на интересующие нас вопросы.

    Здесь стоит немного уточнить логику возникновения административной ответственности.

    Она возникает после вынесения постановления по делу об административном правонарушении (АП). Постановление, в свою очередь, является итогом рассмотрения дела. Которое сначала должно быть возбуждено на основании протокола или определения.

    Иными словами, чтобы привлечь кого-то к административной ответственности, надо:

    1. выявить и зафиксировать (!) правонарушение;
    2. возбудить дело;
    3. рассмотреть дело;
    4. принять решение по результатам рассмотрения.

    Сейчас станет понятно, почему мы подробно на этом останавливаемся.

    В главе 23 КоАП подробно указано, какой орган может рассматривать дела об административных правонарушениях по определённым статьям (если быть точным: может либо рассматривать самостоятельно, либо передавать дело в суд). В каждой из статей указана область надзора и полномочия надзорного органа. А какое именно ведомство будет надзорным органом в той или иной области — определяется уже постановлением Правительства.

    Чаще всего приходится иметь дело с Роспотребнадзором (санитарно-эпидемиологический надзор по статье 23.13 и надзор в области защиты прав потребителей по статье 23.49) и Федеральной таможенной службой (таможенный орган, статья 23.8).

    Интересно также то, что области надзора часто пересекаются и, например, возбуждать и рассматривать дела по статье 14.44 (недостоверное декларирование соответствия продукции) могут органы по санитарно-эпидемиологическому, сельскохозяйственному, ветеринарному, фитосанитарному, пожарному, транспортному надзору.

    Здесь стоит упомянуть главу 28 (возбуждение дел об АП), а именно статью 28.3, определяющую, какие должностные лица вправе составлять протоколы и возбуждать дела. Здесь указаны именно те, кто может только составить протокол, возбудив тем самым дело, и передать его в суд, который это дело уже будет рассматривать.

    Интересует нас конкретно 95 пункт второй части данной статьи, указывающий на полномочия должностных лиц Росаккредитации:

    95) должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции национального органа по аккредитации — [вправе составлять протоколы] об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.47, 14.48, 14.59, 14.60, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 2 статьи 19.26.

    С одной стороны, всё просто — состав нарушения явно указан в соответствующей статье.

    С другой стороны, нередко бывает так, что одно и то же нарушение может подходить сразу под несколько статей. Точнее, какая-то ситуация может содержать в себе признаки сразу нескольких нарушений.

    Например, если в ходе реализации был нарушен режим хранения товара, который после этого испортился, то это одновременно может подпадать и под статью 14.4 (продажа товаров ненадлежащего качества), и под статью 14.43 (нарушение требований технических регламентов).

    Вопрос — по какой из этих статей привлекут к ответственности? А вопрос это к тем, кто будет данные нарушения выявлять и фиксировать.

    И здесь мы как раз подходим к самому интересному.

    Штраф ИП за отсутствие сертификата на товар

    Согласно действующему законодательству (14 КоАП РФ) за отсутствие сертификата налагаются следующие административные штрафы:

    • продажа товаров и услуг ненадлежащего качества – до 30 000 рублей с конфискацией продукции при повторном нарушении (ст. 14.4 КоАП РФ);
    • обман покупателя – 20 000 рублей (ст. 14.7);
    • нарушение технического регламента производства – 600 000 рублей, конфискация продукции, приостановление деятельности компании до 90 суток (ст. 14.43);
    • нарушение условий реализации – до 300 000 рублей (ст. 14.45);
    • нарушение требований маркировки продукта – 1 000 000 рублей (ст. 14.46).

    Ответственность определяется типом нарушения, надо учитывать, что простое отсутствие сертификата еще не считается нарушением законодательства. Ели товар не сертифицирован, но находится на складах и с ним не предпринимается никаких действий, штраф на производителя не накладывается. Административная ответственность настает только в следующих случаях:

    • ввоз товара и его реализация на территории РФ;
    • продажа товара без нанесенной маркировки и сопроводительной документации;
    • эксплуатация продукции, не имеющей сертификата;
    • ввоз изделий с радиочастотным спектром (для сетевых компаний, предприятий, предоставляющих услуги связи) без сертификации, продажа на внутреннем рынке.

    Штрафы на продукцию без сертификатов налагаются только в случае ее реализации, эксплуатации или перевозок через границу. Размер штрафа зависит от типа нарушения и формы хозяйственной деятельности компании. При повторном нарушении возможно приостановление деятельности с конфискацией всего объема продукции, не имеющей сертификата соответствия.

    Условия маркировки товаров и ответственности, которая ждет нарушителей, регулируют несколько нормативных документов. Основополагающий закон № 487-ФЗ от 31 декабря 2017 года действует с 1 января 2019-го.

    Закон изменил прежние акты о торговле и кассах, запретил продавать товары без кодов и ввел наказание за нарушения. Согласно документу, к 2024 году маркировку внедрят повсеместно.

    Штрафы за производство, ввоз и продажу продукции с нарушением правил прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Там же указано, что у тех, кто пытается обойти требования, могут забрать товар. При этом предприятие сможет продолжить работу.

    Нарушители также могут получить уголовное наказание, которое будет соответствовать статье 171.1 УК РФ.

    Перечень товаров, для которых нужны коды маркировки, есть в распоряжении Правительства РФ № 792-р. Скачайте его, чтобы проверить, должен ли ваш бизнес учитывать новые правила.

    Скачать распоряжение № 792-р

    Если вы думаете, что нарушением маркировки считается только отсутствие кода Data Matrix, то вы заблуждаетесь. На самом деле есть несколько ситуаций, когда производитель или продавец не выполняют требования закона.

    Самое очевидное нарушение. Код Data Matrix можно наносить на само изделие, на прикрепленную к нему этикетку или товарный ярлык. Но если этого не сделать, то вас могут оштрафовать, а товар — изъять.

    Например, если она код не пропечатан или маркировка недоступна для идентификации.

    Требования к нанесению и качеству печати кода устанавливает оператор маркировки — ЦРПТ. Если код им не соответствует, товар нельзя продавать легально.

    Допустим, на товарах в партии есть коды маркировки, но в УПД данных о них нет. Или в документе указаны другие модели. В этом случае магазину или индивидуальному предпринимателю запрещено принимать товары, поскольку они не смогут торговать ими законно. Если нарушить правила, продукцию конфискуют.

    Ответственность за отсутствие сертификата

    Например, если магазин решил оформить возврат, чтобы ввести в оборот не промаркированные вовремя остатки. При этом торговая точка может принять от покупателя товар, для которого не получали специальный код. Или если продукцию продали до начала обязательной маркировки.

    Если на товаре нет кодов, ответственность может быть как административной, так и уголовной.

    Отвечать за нарушения могут и должностные лица, если они контролируют выпуск продукции и вносят нужные сведения в систему маркировки.

    Административная ответственность наступает, если:

    • производить товары, которые подлежат маркировке, без специальных кодов;
    • продавать такие товары оптом и в розницу.

    Обычных граждан ждет штраф до 4000 рублей. Должностным лицам придется заплатить до 10 000 рублей, а юридическим — до 300 000 рублей.

    Индивидуальные предприниматели, которые производят товары без маркировки или торгуют ими, рискуют получить штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей.

    В случае с немаркированной табачной продукцией штрафы будут еще выше. За производство должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 15 000 рублей, а юрлиц — до 150 000 рублей. За продажу суммы для этих категорий составят до 15 000 и до 300 000 рублей соответственно. Физлица рискуют получить штраф до 5000 рублей.

    Уголовная ответственность

    Ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов» — ответственность наступает в том случае, если потребителю предоставили поддельный сертификат соответствия. В этом случае для нарушителя предусмотрены следующие виды ответственности:

    • юридическая — штраф в размере до 300 тыс. руб.;
    • обязательные работы;
    • лишение свободы сроком до 2 лет.

    Административная ответственность

    Статьей 14 КоАп РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций» предусмотрена ответственность предпринимателей в области сертификации продукции и виды наказаний за нарушение правовых форм.

    Ст. 14.4 КоАп РФ — реализация товаров ненадлежащего качества, то есть тех, которые не соответствуют образцам качества, а также оказание услуг , которые не соответствуют требованиям, предусмотренным нормативным актам и техническим регламентам.

    Ответственность:

    • для физических лиц — штраф от 1 до 2 тыс.руб.;
    • для должностных лиц — штраф от 3 до 10 тыс.руб.;
    • для предпринимателей, которые работали на рынке, не оформляя юридическое лицо — штраф от 10 до 20 тыс.руб.;
    • для юридических лиц — от 20 до 30 тыс.руб..

    Если в течение года нарушение со всеми его признаками повторится, то предусмотрены следующие санкции:

    • гражданам — штраф 2-5 тыс.руб.;
    • должностным лицам — штраф 7-15 тыс.руб.либо дисквалификация сроком до 1 года;
    • индивидуальным предпринимателям без оформления юрлица — штраф 15-30 тыс.руб. с конфискацией;
    • юрлицам — штраф 30-50 тыс.руб. с конфискацией товара.

    Для получения консультаций – свяжитесь с нами 7 (495) 722-94-74 или оставьте заявку

    Ст. 14.43 КоАп РФ — производитель, исполнитель (лицо, которое выполняет функции иностранного изготовителя) или продавец нарушил требования технических регламентов. Санкции в случае нарушения:

    • для физлиц — штраф от 1 до 2 тыс.руб. и конфискация товара;
    • для должностных лиц — штраф от 10 до 20 тыс.руб.;
    • для лиц, которые ведут предпринимательскую деятельность без оформления юрлица — штраф от 20 до 30 тыс.руб;
    • для юридических лиц — штраф от 100 до 300 тыс.руб..

    Если в результате нарушения данной статьи бул причинен вред здоровью и жизни граждан, их имуществу, а также вред окружающей среде, то применяются следующие санкции:

    • физлицам — штраф от 2 до 4 тыс.руб. и конфискация товара;
    • должностным лицам — штраф от 20 до 30 тыс.руб.;
    • лицам, которые ведут предпринимательскую деятельность без оформления юрлица — штраф от 30 до 40 тыс.руб. с конфискацией продукции либо приостановление предпринимательской деятельности сроком до 90 дней и конфискация продукции;
    • юридическим лицам — штраф от 300до 600 тыс.руб. с конфискацией товара либо приостановление функционирование предприятия сроком до 90 дней с конфискацией.

    При повторном нарушении данного требования предусмотрена следующая ответственность:

    • физлицам — штраф 4-5 тыс.руб. и конфискация товара;
    • должностным лицам — штраф 30-40 тыс.руб.;
    • лицам, которые ведут предпринимательскую деятельность без оформления юрлица — штраф 40-50 тыс.руб. с конфискацией продукции либо приостановление предпринимательской деятельности сроком до 90 дней и конфискация продукции;
    • юридическим лицам — штраф от 700 тыс.руб. до 1 млн.руб. с конфискацией товара либо приостановление функционирование предприятия сроком до 90 дней с конфискацией.

    Ст. 14.46 КоАп РФ — нарушается порядок маркировки продукции, которая должна проходить обязательное подтверждение соответствия. Размеры штрафов:

    • должностным лицам — от 10 до 20 тыс.руб.;
    • юридическим лицам — от 100 до 300 тыс.руб.;.

    Если в случае данного нарушения повлекли причинение вреда здоровью и жизни человека, имуществу граждан или юрлиц, а также окружающей среде, то штрафы для:

    • должностных лиц — 30-50 тыс.руб.;
    • юрлиц — от 700 тыс.руб. до 1 млн.руб.

    Ст. 14.45 КоАП РФ — нарушается порядок реализации товара, который должен проходить обязательную сертификацию. То есть сопроводительная документация на товар не содержит сведения о сертификате соответствия. Штрафы:

    • для должностных лиц — 20-40 тыс.руб.;
    • для юридических лиц — 100-300 тыс.руб..

    Ст. 14.7 КоАп РФ — обман потребителя, куда входят такие действия, как обмеривание или обвешивание при реализации товаров, а также введение в заблуждение о качестве и потребительских свойствах продукции. Штрафы:

    • гражданам — 3-5 тыс.руб.;
    • должностным лицам — 10-30 тыс.руб.;
    • юридическим лицам — 20-50 тыс.руб..

    Ст. 16.3 КоАп РФ — продукция ввозилась на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в РФ, не взирая на запреты и ограничения, установленные международными договорами государств-членов ЕЭС. Нарушение данного требования влечет:

    • для граждан — штраф 1-2 тыс.руб. с конфискацией продукции;
    • для должностных лиц — штраф 5-20 тыс.руб.;
    • для юрлиц — штраф 50-300 тыс.руб. и конфискацию продукции.

    Ответственность за торговлю несертифицированным товаром

    Сертификация обязательна в отношении ряда товаров и услуг. Она подтверждает безопасность продукции, ее соответствие нормативным требованиям. Отсутствие сертификата несет угрозу для потребителей, а потому такое правонарушение подразумевает юридическую ответственность.

    Рассмотрим нормативные акты, устанавливающие обязательность наличия сертификата:

    • ФЗ №184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002.
    • Закон №2300 от 07.02.1992.
    • Правительственное Постановление №918 от 21.07.1997.

    Ответственность за правонарушение устанавливается на основании ФЗ №195 от 30.12.2001.

    Объем ответственности определяется тем, какое именно правонарушение произошло. Простое отсутствие сертификата – это еще не нарушение закона. Правонарушение предполагает совершение каких-либо действий с продукцией, на которую нет документов. Это следующие ситуации:

    • Ввоз продукции на таможенную территорию или ее продажа на внутреннем рынке.
    • Продажа изделий без маркировки ЕАС.
    • Эксплуатация средств связи сетевыми компаниями.
    • Ввоз и продажа на внутреннем рынке изделий, в которых есть радиочастотный спектр.

    То есть если продукция без сертификации будет просто лежат на складе, на компанию не накладывается никаких штрафов. Ответственность наступает в том случае, если фирма будет перевозить товар без нужной документации через границу или продавать его.

    ВАЖНО! Сертификат получают с целью таможенного оформления продукции, ее реализации и эксплуатации. Все данные операции с изделиями будут незаконными, если отсутствует документ о соответствии. Это касается случаев, когда товар подлежит обязательной сертификации. Однако негативные последствия могут наступить и в том случае, если на изделие, согласно закону, необязательно получать сертификат.

    Юридическая ответственность накладывается не только за отсутствие сертификатов, но и за неисполнение обязанностей:

    • На изделия, прошедшие сертификацию, должен быть соответствующий документ – сертификат.
    • Документ предъявляется по требованию структур, осуществляющих контроль над правомерностью деятельности компаний.
    • В сопроводительных бумагах к изделиям должны быть прописаны номера сертификатов.
    • Если срок действия документа прошел или последний был отозван, изготовление и реализация продукции прекращаются.
    • Если изменился порядок изготовления товаров или внесены дополнительные сведения в технологическую документацию, соответствующие данные заносятся в сертификат.

    То есть компания, желающая соблюсти все законы, должна не только получить сертификат, но и учесть многочисленные нюансы.

    За отсутствие сертификата полагается административная ответственность. Назначается она на основании главы 14 КоАП РФ. Рассмотрим статьи, которые актуальны в случае отсутствия сертификата:

    • Реализация изделий или оказание услуг недостаточного качества, не соответствующих установленным требованиям. Ответственность накладывается на основании статьи 14.4 КоАП РФ. Эта статья предполагает штраф в размере 30 000 рублей. Если правонарушение будет совершено второй раз, товар будет конфискован.
    • Обман покупателей. Регулируется статьей 14.7 КоАП РФ. Полагается штраф в размере 20 000 рублей.
    • Товар не соответствует техническим регламентам. Правонарушение регулируется статьей 14.43 КоАП РФ. Предполагает штраф до 600 000 рублей. Если правонарушение обнаружено не единожды, продукция конфискуется. Возможно также приостановление деятельности фирмы сроком до 3 месяцев.
    • Товар, подлежащий обязательной сертификации, продается без сертификата. Правонарушение регулируется статьей 14.45 КоАП РФ. Предполагает штраф до 300 000 рублей.
    • Товар был сертифицирован, однако сведения о соответствии требованиям не отражены в маркировке. Регулируется статьей 14.46 КоАП РФ. Штраф может достигать 1 000 000 рублей.

    Существуют также следующие формы штрафов:

    Итак, размер штрафов определяется юридической формой фирмы: ИП или ЮЛ. Он также зависит от грубости правонарушения.

    Штраф за отсутствие сертификата

    Страницы: 1

    копия сертификата соотвествия

    Такая ситуация: закупаем продукцию у поставщика, получаем сертификат соотвествия, заверенный его синей печатью. Товар перепродается, сертификат ксерим и ставим свою синюю печать. Покупатель говорит, что ему нужен оригинал сертификата или копия, заверенная держателем сертификата. Посмотрела в Законе: вроде покупатель прав, хотя обычно всех устраивала копия с нашей печатью. Как быть? цепочка поставщиков длинная, получить заверенный сертификат от держателя просто нереально. 😯
    прочла еще в законе, что возможен вариант, когда номер сертификата указывается в накладной и тогда самого сертификата не требуется. Кто-нибудь работал по такой схеме?

    Re: копия сертификата соотвествия

    Ситуация близка к этой, пришла проверка, проверяют практически весь район, нашли пару замечаний, но основное, когда начали проверять сертификаты на закупаемое сырье и материалы то потребовали либо оригиналы, либо копии заверенные или у натариуса или в ЦСМ, но цепочка от производителя до конечного потребителя включает несколько посредников, как быть в этом случае? Где найти ссылку на статью о правомочности требований проверяющего.

    Чаще всего проверки осуществляют сотрудники:

    • полиции;
    • санэпидемнадзора;
    • налоговой инспекции;
    • органов местного самоуправления;
    • Росстандарта;
    • Государственной противопожарной службы;
    • Общества защиты прав потребителей;
    • Роспотребнадзора.

    В зависимости от того, кто является проверяющим, необходимо проверить и желательно записать соответствующую информацию из служебного удостоверения. Проверяющие должны предоставить распоряжение о проверке.

    Для одежды и обуви предусмотрено оформление как декларации, так и СС. Первый документ нужен для изделий, которые не имеют прямого контакта с кожей, второй – изделий первого слоя (нижнее белье, купальники, майки и пр.).

    При реализации лекарственных средств необходимо проходить сертификацию согласно правилам Госстандарта №36 от 24.05.2002. Биологически активные добавки не относятся к лекарственным препаратам.

    За отсутствие декларации соответствия или СС полагается административная ответственность, согласно КоАП РФ глава 14.

    Нарушение Статья КоАП Ответственность юридического лица
    Продажа продукции плохого качества 14.4 Штраф при первичном нарушении – 20 000-30 000 руб. При повторном – 30 000-50 000 руб. плюс товар конфискуется.
    Обман покупателя 14.7 100 000-500 000 руб.
    Нарушение норм техрегламента 14.43 Обычный штраф – 100 000-300 000 руб.При нанесении вреда здоровью – 300 000-600 000 руб. плюс конфискация.
    Нарушение порядка маркировки 14.46 Обычный штраф – 100 000-300 000 руб.При нанесении вреда здоровью – 700 тыс. – 1 млн. руб.

    Отметим, что указанные выше штрафы действуют в отношении юридических лиц. Для ИП, физических и должностных лиц предусмотрены другие штрафы.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *