С с2020года у контрактных управляющих по 44-фз должен быть диплом или курсы повышения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С с2020года у контрактных управляющих по 44-фз должен быть диплом или курсы повышения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов для сотрудников контрактных служб и закупочных комиссий заказчика. Для руководителей организаций-заказчиков – не менее 40 часов.

Рекомендуемые формы обучения – очная и очно-заочная. Если образовательная организация проводит обучение по очно-заочной форме, то очная (аудиторная) часть должна составлять не менее 40 часов (для руководителей организаций-заказчиков – не менее 16 часов).

При обучении могут применяться дистанционные образовательные технологии, в том числе занятия в режиме онлайн с использованием Интернет-ресурсов. Суть такой формы обучения проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Онлайн — обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

Необходимо помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В программы повышения квалификации рекомендуется включать лекции, практические семинары, деловые игры и консультации.

Обратите внимание, что проходить переподготовку, согласно методическим рекомендациям, специалисты контрактной службы заказчика должны каждые три года.

Повышение квалификации по 44‑ФЗ: закон требует, Минэкономразвития рекомендует

  • Конкурс на закупку строительных работ
  • Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
  • Что делать, если заказчик отсеивает поставщиков
  • Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
  • Демпинг цен в закупках по 44‑ФЗ
  • Все, что вы хотели знать про обучение по 44‑ФЗ, 223‑ФЗ в Контур.Школе

Стандарты, форма и сроки прохождения обучения определяются образовательными программами, утверждаемыми каждым образовательным учреждением самостоятельно. Однако для сферы применения Закона о контрактной системе Минэкономразвития России и Минобрнауки России разработаны Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок. Рекомендуем выбирать образовательные учреждения и программы, которые учитывают Методические рекомендации.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Приказом Минтруда № 625н от 10.09.2015 утвержден и закреплен профстандарт «Специалист в сфере закупок». Приказ Минтруда № 626н от 10.09.2015 утверждает стандарт «Эксперт в сфере закупок». Данные профессиональные стандарты включают в себя 4 раздела:

В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе» контрактная служба создается одним из следующих способов: путем создания отдельного структурного подразделения или путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

При этом отсутствие у работника контрактной службы соответствующего образования в сфере закупок не является основанием для его освобождения от административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Итак, согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации (СО) и контрольного органа (КО) в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Online обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, т.к. компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

Подтверждается полученное среднее или высшее образование соответствующим документом – дипломом. Если сотрудник проходит специальную переподготовку, то после ее окончания ему на руки выдается специальное удостоверение о пройденной переквалификации или диплом о профессиональной переподготовке (ст. 60 Закона от 29.12.12. №273-ФЗ).

  1. На заказчиков возложены обязательства по повышению уровня знаний и квалификационных характеристик сотрудников, занятых в госзакупках (ст. 9 №44-ФЗ).
  2. Закупочная комиссия и контрактная служба должны быть сформированы заказчиком из лиц, обладающих необходимой профессиональной подготовкой в области госзакупок, которые прошли соответствующую переподготовку или владеют специальными знаниями относительно объекта закупки (п. 5 ст. 39 №44-ФЗ).
  3. Лица, входящие в состав контрактной службы, а также ее руководитель должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере госзакупок (п. 6 ст. 38 №44-ФЗ).

Ответственность за направление сотрудников на переподготовку несут заказчики, а вот непосредственной подготовкой контрактных управляющих занимаются специализированные компании. По окончанию курсов, слушатель получает удостоверение официального образца или диплом.

Решение о выборе между этими двумя вариантами принимается заказчиком на основании данных о совокупном годовом объеме закупок (далее СГОЗ). Если он не превышает ста миллионов рублей, то заказчик назначает контрактного управляющего. Если превышает, то в организации создается специальная служба на основании типового положения, утвержденного приказом Минэкономразвития от 29.10.2013 № 631.

Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ

Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.

Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:

  • высшее образования (без учета профиля);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.

Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.

Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.

Тема 1. Общие положения контрактной системы

  1. История развития государственных закупок в России.
  2. Современный этап: Федеральный закон N 44-ФЗ.
  3. ГК РФ. Бюджетный кодекс РФ.
  4. Предмет, цели, субъекты Федерального закона N 44-ФЗ. Сфера действия и принципы контрактной системы.
  5. Контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок.
  6. Основные понятия и определения контрактной системы. Цели закупок.
  7. Информационное обеспечение. Организация электронного документооборота.
  8. Особенности закупок, осуществляемых бюджетными, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами.
  9. Национальный режим при осуществлении закупок.
  10. Культура письменной деловой речи и язык законодательства

Тема 2. Порядок осуществления закупок

  1. Способы определения поставщиков.
  2. Централизация закупок.
  3. Требования к участникам закупок и документы, подтверждающие соответствие данным требованиям.
  4. Особенности участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы, организаций инвалидов.
  5. Критерии и процедуры оценки заявок (предложений) участников закупок.
  6. Правила описания объекта закупок. Использование товарных знаков.
  7. Извещение об осуществлении закупок. Отмена процедур закупок. Изменение и отзыв заявок.
  8. Обеспечение заявок при проведении закупок. Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий.
  9. Обеспечение исполнения контракта. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов.

Тема 3. Планирование и обоснование закупок

  1. План закупок и план-график.
  2. Обоснование закупки и нормирование в сфере закупок.
  3. Методы обоснования начальной максимальной цены контракта: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный методы. Случаи их применения.

Тема 4. Способы определения поставщиков

  1. Проведение открытого конкурса.
  2. Проведение двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием.
  3. Проведение запроса котировок.
  4. Проведение запроса предложений.
  5. Проведение электронного аукциона.
  6. Особенности проведения закрытых способов закупок.
  7. Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Тема 5. Государственные и муниципальные контракты

  1. Контракт — правовая сущность, нормативное регулирование и существенные условия. Обязательные условия контрактов. Типовые контракты.
  2. Виды ответственности за нарушения условий контракта.
  3. Изменение заключенных контрактов.
  4. Расторжение контрактов: одностороннее, обоюдное, по решению суда.
  5. Особенности исполнения контрактов. Порядок приемки. Отчетность.
  6. Реестр контрактов.

Тема 6. Мониторинг, аудит и контроль в контрактной системе

  1. Контроль в рамках контрактной системы. Виды контроля.
  2. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  3. Обжалование действий (бездействия), возникающих в рамках контрактной системы.

Тема 7. Изменения Федерального закона N 44-ФЗ

  1. Изменения в порядке осуществления контроля в сфере закупок.
  2. Изменения в правилах описания объекта закупки.
  3. Изменения в порядке заключения контрактов.
  4. Изменения в порядке направления сведений в отношении лиц, уклонившихся от заключения контракта, в ФАС для решения вопроса о включении указанных лице реестр недобросовестных поставщиков.
  5. Изменения в порядке осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  6. Изменения в порядке планирования закупок.
  7. Прочие изменения законодательства о контрактной системе.

Введите какой-нибудь текст …

В Учебном центре Юнитория очень четно построена подготовка контрактных управляющих.

Это в первую очередь:

  • Квалифицированные преподаватели на очной и дистанционных формах обучения
  • Удобная структура материалов, чтобы не читать и не слушать те вещи, которые уже знают от корки до корки и сосредоточиться на сложных и важных для себя моментах.
  • Информация о всех нововведениях.
  • Консультация преподавателя-эксперта по рабочим вопросам и спорным трактовкам законодательства.
  • Самоконтроль. Тестирование, которое укажет, где есть пробелы в знаниях и что нужно повторить.

Из опыта нашего учебного центра: 87% слушателей курса «Управление государственными и муниципальными закупками» проходят обучение в дистанционной форме.

Профстандарт «работник контрактной службы», или специалист в сфере закупок, утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 625н, зарегистрирован в Минюсте 07.10.2015 № 39210, является нормативным актом, обязательным для применения.

Профстандарт «специалист в сфере закупок» разработан для тех, кто осуществляет закупочную деятельность ради обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд с целью эффективного и результативного использования денежных средств.

Профстандарт специалиста определяет четыре направления в сфере закупок:

  1. Обеспечение (уровень квалификации 5).
  2. Осуществление (уровень квалификации 6).
  3. Экспертиза результатов (уровень квалификации 7).
  4. Контроль (уровень квалификации 8).

Разберем их подробнее.

Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:

  • составление планов и их обоснование;
  • осуществление конкурсных процедур;
  • организация общественного обсуждения;
  • определение и обоснование цены контракта;
  • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

Как происходит повышение квалификации по 44-ФЗ

Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:

  • проверка соблюдений условий контракта;
  • проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
  • организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
  • взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
  • привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.

Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:

  1. Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
  2. Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
  3. Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
  4. Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.

Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области).

Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др.

в части применения к закупкам, а также этические нормы:

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).

В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.

Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:

  • консультированием;
  • экспертизой;
  • организацией работы технических специалистов.

Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2020 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.

По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:

  • создание и ведение баз данных;
  • расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
  • составление заключений;
  • непосредственное консультирование.

Часто компании, которые работают по контрактной системе, не знают об обязательности повышения квалификации по 44-ФЗ. Тем не менее многие нередко задаются следующими вопросами: кому необходимо прохождение обучения, какова должна быть его периодичность, могут ли оштрафовать организацию за отсутствие подтверждающего квалификацию документа и в каком размере?

Проясним все эти моменты.

Кто в обязательном порядке должен обучиться работе в сфере госконтрактов, прежде чем приступать к исполнению обязанностей:

  1. Сотрудники заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, работающие по контрактной системе, в том числе входящие в состав комиссии по осуществлению закупок, а также специалисты контрактной службы, контрактные управляющие.
  2. Сотрудники органа, регулирующего контрактную систему в сфере госзакупок, органа, имеющего полномочия осуществлять контроль в сфере закупок, органа – аудитора участников этой сферы.
  3. Работники специализированной компании, выполняющей отдельные функции, к примеру выбирающей поставщика (подрядчика, исполнителя) либо принимающей участие в его отборе.
  4. Специалисты, выполняющие другие функции при обслуживании госконтрактов.

Заказчик должен пройти обучение по 44-ФЗ в обязательном порядке. Допуск к закупкам сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий могут получить только при наличии законченного высшего или дополнительного профессионального образования в этой сфере. Обучают работе с госконтрактами в вузах, длительность программ составляет от 2 до 5 лет.

Существует два вида дополнительного образования – повышение квалификации и профессиональная переподготовка. Они различаются по многим параметрам. Целью переподготовки является получение дополнительной специальности, а повышение квалификации позволяет апгрейдить уже имеющиеся профессиональные знания. Кроме того, документом, подтверждающим успешное завершение программы переподготовки, является диплом, а курсов повышения квалификации – удостоверение повышения квалификации по 44-ФЗ.

Получить образование – это полдела. Для работы требуются еще практические навыки. Функции специалиста по проведению госзакупок следующие:

  • работа с документацией – сбор, архивирование;
  • работа с базами данных;
  • работа в Единой информационной системе;
  • работа с вычислительной техникой;
  • анализ замечаний в ходе общественного обсуждения закупок;
  • формирование НМЦК;
  • обоснование стоимости закупки;
  • анализ заявок;
  • оценка результатов торгов;
  • выбор способа определения поставщика;
  • составление отчетности;
  • разработка проектов контрактов, типовых условий контрактов;
  • составление планов-графиков.

Специалисты должны также знать требования антимонопольного законодательства и в сфере госзакупок, ориентироваться в гражданском, бюджетном, земельном, трудовом и административном праве.

Существуют бесплатные программы повышения квалификации 44-ФЗ для начинающих. К примеру, на сайте Единой информационной системы есть видеоуроки по 44-ФЗ. Кроме того, региональные органы власти, регулирующие контрактную систему закупок, нередко организуют обучающие мероприятия для заказчиков и исполнителей.

Также повышение квалификации по 44-ФЗ дистанционно возможно путем изучения материалов из открытых источников. Но их всегда нужно проверять на достоверность и соответствие всем нововведениям.

Повышать свой уровень знаний в сфере госзакупок необходимо не только заказчикам, но и поставщикам. Организациям и ИП, которые хотят принять участие в торгах, надо знать требования закона к их проведению, регламент, виды и особенности таких процедур, критерии определения победителя, порядок заключения сделки. Полезно поставщикам будет и изучение практики по делам, связанным с госзакупками. Оно поможет не попасться на мошеннические уловки заказчиков и избежать ошибок при участии в тендере.

В 2020 году еще больше компаний расширят сферы своей деятельности участвуя в электронных торгах. Как следствие на рынке появилось большое количество предложений с обучением тендерных специалистов.

Курсы госзакупок

Когда встает вопрос о выборе курсов по госзакупкам, то от разнообразия предложений разбегаются глаза. Помимо того, что различается стоимость курсов, их длительность, программа, полнота подаваемого материала. Так еще и много компаний чьи компетенции в сфере закупок малы, они зарабатывают лишь на продаже курсов, за частую низкого качества.

Ситуацию усугубляет то, что многие организации предлагают диплом после прохождения курсов, при этом лицензии на ведение образовательной деятельности они не имеют. Потратить время, деньги, получить не котирующийся диплом и поверхностные знания – на самая хорошая перспектива.

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Требования 2020 К Образованию Контрактного Управляющего По 44 Фз

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

  • разрабатывают плановую документацию (план закупок и план-график), и готовят изменения к ним (при необходимости);
  • размещают в ЕИС план закупок, план-график и внесенные изменения;
  • подготавливают документальное обоснование закупок;
  • проводят и принимают участие в консультациях с поставщиками для дальнейшего определения состояния конкурентной среды на рынках товаров, работ, услуг, выбора наилучших технологий и оптимальных решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

  • разработку и размещение в ЕИС извещения, закупочной документации и проекта контракта;
  • формирование и рассылку приглашений для принятия участия в определении поставщиков закрытыми способами;
  • расчет и обоснование НМЦК;
  • организацию обязательного общественного обсуждения закупок;
  • обеспечение работы закупочной комиссии;
  • привлечение экспертных организаций и индивидуальных экспертов.

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

  • непосредственно осуществляют закупки и дальнейшее заключение контрактов;
  • изучают банковские гарантии;
  • принимают участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов закупочных процедур.

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

  • обеспечить заключение контракта;
  • организовать приемку товаров или результатов выполненных работ, оказанных услуг, в том числе отдельных этапов;
  • санкционировать проведение экспертизы;
  • создать приемочную комиссию;
  • обеспечить оплату поставщику.

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

  • связываются с исполнителем;
  • включают в РНП сведения о недобросовестном поставщике;
  • направляют подрядчику требования об оплате штрафных санкций;
  • организуют выплату по банковской гарантии;
  • обеспечивают сбор всех необходимых материалов для дальнейшего ведения претензионно-исковой работы.

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

  • административную;
  • дисциплинарную;
  • гражданско-правовую;
  • уголовную.

В том случае, если контролирующие органы в ходе проверок или работы над жалобой выявят значительные нарушения законодательства, регулирующего госзакупки, то в отношении ответственных работников могут открыть дело об административном правонарушении (п. 1 ч. 22 ст. 99 закона № 44). На таких работников будут выписаны штрафы как на должностных лиц (ст. 7.29-7.32, 7.32.5, ч. 7 и 7.1 ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ).

При этом заказчик может получить:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию.

Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Обязательным является высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок для контрактного управляющего, руководителя и сотрудников контрактной службы. Порядок обучения и программы разрабатывают учебные заведения. Выбирайте образовательные программы в сфере закупок, которые учитывают Методические рекомендации Минэкономразвития России и Минобрнауки России.

  1. Общие положения. В них кратно прописываются особенности должности, порядок вхождения в нее и так далее.
  2. Требования к квалификации сотрудника. Согласно нормам 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование, а также дополнительное образование в сфере закупок.
  3. Должностные обязанности.

    Сотрудник обязан формировать и размещать в ЕИС план-графики и планы закупок, разрабатывать закупочную документацию, оформлять приобретение товаров и услуг у единственного поставщика, искать потенциальных контрагентов и рассылать им предложения участвовать в тендерах.

    Контрактный управляющий также должен отвечать за оценку поданных на участие в закупках заявок, разъяснять участникам требования документации и результаты проведения процедур, взаимодействовать с ФАС.

  4. Права. Работник имеет право получать всю необходимую ему информацию, контролировать оформление документов, подписывать бумаги.
  5. Ответственность.

    В инструкции прописывается вся зона ответственности работника, последствия его трудовой деятельности, возможные результате его бездействия.

  6. Порядок должностного взаимодействия. В этой главе описываются внутренние и внешние связи сотрудников. Указываются сроки передачи информации между подразделениями.
  7. Оценка результатов деятельности.

    Рассматривается вопрос об оценке грамотности и результативности работы контрактного управляющего.

  8. Составленная инструкция должна быть предоставлена на подпись сотруднику до подписания трудового договора. Копия документа обязательно остается у работника.

  1. Для участников установили еще одно требование – отсутствие ограничений для участия в закупке.
  2. Изменили требования к обеспечению заявки. При НМЦК от 1 до 20 млн. – обеспечение от 0.5 до 1% от НМЦК. Если больше 20 млн. – обеспечение от 0.5 до 5%. Особые условия для организаций УИС и инвалидов — не более 2%.

  3. Изменили требования к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии. С 1 июля банковские гарантии могут выдавать только банки, которые соответствуют требованиям постановления Правительства от 12.04.2020 № 440.
  4. Изменили правила проведения процедур, уточнили порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупках.

    Например, в норме о конкурсе внесли корректировки. Теперь все участники обязаны указывать почтовый адрес, в том числе и физлица.

  5. В запросах предложений разрешили согласовывать увеличение количества товара до НМЦК при заключении контракта.
  6. В контрактах изменили обязательное условие об уменьшении цены на размер налоговых и иных обязательных платежей.

Также в 44-ФЗ появились новые статьи, части и пункты, нумерация некоторых статей изменилась. Например, статью 93 Закона № 44-ФЗ дополнили новыми пунктами в части заключения контракта по несостоявшейся процедуре. Поэтому необходимо пересмотреть свои документы не только на устаревшие формулировки, но и на нумерацию.

Пересмотрите функции, обязанности и права работников контрактной службы, контрактного управляющего, сотрудников, ответственных за приемку и экспертизу продукции. Добавьте новые полномочия по проведению электронных процедур.

  • соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
  • активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
  • не допускать конфликты на работе;
  • не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
  • не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
  • составление планов и их обоснование;
  • осуществление конкурсных процедур;
  • организация общественного обсуждения;
  • определение и обоснование цены контракта;
  • составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.

Какие курсы госзакупок выбрать?

Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это уполномоченное лицо, которое несет ответственность за выполнение закупок, включая исполнение контракта.

Данная должность появляется, когда общая годовая величина закупок заказчика не выше 100 млн руб., а также нет контрактной службы.

Один заказчик может иметь в штате несколько контрактных управляющих, которые будут заниматься закупками в разных сферах. К примеру, один управляющий может осуществлять закупку строительных и ремонтных работ, другой – продуктовой корзины, третий – различной техники и т. д.

Контрактная служба (контрактный управляющий) занимается закупкой. Деятельность начинается со стадии планирования и определения исполнителя (поставщика, подрядчика). Завершающий этап — анализ эффективности результата и выполнения обязательств всех сторон контракта.

Следовательно, работа контрактного управляющего (контрактной службы) — осуществление полного закупочного цикла. Он включает в себя также претензионно-исковую стадию.

Но это только верхушка айсберга. Основных позиций, за которые отвечают данные специалисты, очень много. Постараемся разобраться в базовых нюансах данного процесса.

Положения ч.4 ст.38 44-ФЗ описывают, что должен делать контрактный управляющий, обязанности которого состоят в следующем:

  • Разрабатывать план закупок, подготавливать изменения для внесения в данный план, размещать план в единой информационной системе, заносить изменения в план.
  • Разрабатывать план-график, готовить изменения для него, вносить план-график в ЕИС, вносить изменения в план-график.
  • Подготавливать и размещать в ЕИС извещения об исполнении закупок, документов о закупках, готовить и направлять приглашения о принятии участия в выборе поставщиков закрытым способом.
  • Осуществлять закупки и заключать контракты.
  • Участвовать в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов выбора поставщиков и готовить материал для выполнения претензионно-исковой работы.
  • Организовывать консультации с поставщиками, если того требует случай, принимать участие в таких консультациях для выявления конкурентной среды, выявления лучших технологий, решения вопросов, касающихся обеспечения госнужд. Данная работа должна проводиться на стадии планирования закупок.
  • Исполнять другие обязанности, которые предусмотрены 44-ФЗ.

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы;
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

В законодательстве нет каких-либо пометок, что именно должна содержать должностная контрактного управляющего и что она вообще должна быть. Поэтому руководитель может самостоятельно выбрать документ, который будет регламентировать работу контрактного управляющего, где прописываются обязанности и права данного сотрудника.

Можно указать должностные обязательства в трудовом договоре или в приложении к нему, но в таком случае составлены они должны быть согласно профстандартам контрактного управляющего.

Иногда данный вариант не совсем удобен для реализации, поэтому руководство организации может составить документ не конкретно для сотрудника, а на должность в целом. Конкретного образца, как должна выглядеть должностная инструкция контрактного управляющего, нет. Поэтому каждая организация, где есть подобная должность, может создать свою унифицированную форму.

Есть один нюанс, который должен быть учтен и об этом должны уведомить сотрудника, предполагающего занять оговариваемую должность. Инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ должна содержать сведения о том, что данный сотрудник несет ответственность перед законом и может быть оштрафован или же понести административное наказание за невыполнение своих обязанностей или же за злоупотребление своими полномочиями.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

В этом документе закрепите, как действует служба на этапах закупочной деятельности, и пропишите условия взаимодействия с закупочной комиссией, подразделениями заказчика, другими лицами, которые участвуют в организации тендера. Например, специализированные организации или независимые эксперты.

По 44-ФЗ контрактный управляющий — это сотрудник, которого назначают, чтобы проводить все закупки в организации или одну конкретную процедуру Это указано в ч. 2 ст. 38 44-ФЗ. Определяйте сами сколько управляющих нужно, чтобы организовать закупочный процесс. Рекомендуем распределять закупки по видам товаров (работ, услуг) и назначать управляющего, который обладает специальными знаниями в конкретной сфере (автомобили, компьютерная техника, строительство и т.п.). Основные обязанности контрактного управляющего по 44 ФЗ в бюджетном учреждении заключаются в том, чтобы:

  • представление об устранении причин и условий совершения административных правонарушений (п. 1 ч. 22 ст. 99 44-ФЗ, ст. 29.13 КоАП РФ);
  • предписание об устранении нарушений, обязательное к исполнению (п. 2 ч. 22 ст. 99).

    44-фз требования к контрактному управляющему с 2020 года

    • планирование: разработка плановой документации и внесение при необходимости изменений в нее, размещение планов в Единой информационной системе, подготовка обоснований, проведение консультаций с поставщиками, в том числе на предмет исследования конкурентной среды и выбора оптимальных путей решений;
    • организация: разработка документации, размещение информации в Единой информационной системе, оформление и рассылка приглашений о принятии участия в выборе поставщиков закрытыми способами, обеспечение работы закупочной комиссии, привлечение экспертов, организация общественного обсуждения;
    • осуществление госзакупок: обеспечение заключения контрактов и проведение самих закупок, принятие участия в рассмотрении дел об обжаловании выбора поставщиков, проведение претензионно-исковой работы.

    Вопрос:
    Я являюсь главным бухгалтером бюджетного учреждения, учусь на последнем курсе института (заочно), необходимо ли мне проходить повышение квалификации для бухгалтеров (которое обязательно проходить раз в три года)Согласно Постановлению Правительства от 27 июня 2016 г. N 584?

    Как сотрудники, так и работодатели подчас задаются вопросом: обязательно ли бухгалтерам проходить повышение квалификации, и стоит ли направлять сотрудников на курсы и семинары. Чтобы разобраться в вопросе, давайте изучим действующее российское законодательство.

    Правовые нормы ТК РФ

    Повышение квалификации бухгалтерского персонала определяется следующим набором нормативно-правовой базы:

    • Статья 168 ТК РФ регламентирует необходимость оплатить затраты на командировку, если повышение квалификации по его направлению проводится с покиданием территории проживания и работы.
    • Статья 187 ТК РФ указывает основной порядок обеспечения работодателем определенных гарантий сотрудникам, которые направляются на повышение квалификации. К таким гарантиям относится обязательное сохранение за трудящимися рабочих мест и среднего заработка на весь период обучения.
    • Статья 195.1 ТК РФ определяет понятие квалификации работников.
    • Статья 195.3 ТК РФ устанавливает обязанность использовать профессиональные стандарты в отношении к должностям, для которых они предусмотрены. Профстандарт бухгалтера является разработанным и принятым в РФ, поэтому его нормативы также обязательны для использования работодателем.
    • Статья 196 ТК РФ указывает обязанности и права работодателей, связанные с предоставлением работникам образования, в том числе в вопросах повышения квалификации сотрудников.
    • ФЗ №402 от 06.12.2011 рассматривает понятие бухгалтерского учета в целом и регламентирует требования к определенным работникам, в том числе главным бухгалтерам в частности.

    Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях , составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

    Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

    Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

    По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.

    Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

    При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):

    – в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *