Детям о вреде наркотиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Детям о вреде наркотиков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Большинство родителей обычно начинает разговор о наркотиках без соответствующей подготовки. В результате этой ошибки ребенок может вынести неправильный вывод из разговора. Он может решить, что наркотики – это интересно. Поэтому, по утверждению ведущих психологов, родителям следует тщательно подготовиться к такому разговору. Они могут изучить специализированную литературу о наркомании или почитать различные статьи, размещенные в интернете.

Наличие доверительных отношений между родителями и ребенком – еще один важный нюанс. Если таких отношений нет, то и не нужно заводить разговор о вреде наркотиков. Он может иметь обратное действие.

Беседа о вреде наркотиков должна проходить без элементов нравоучений или морализаторства. Она должна быть общеобразовательной. Желательно предварительно поинтересоваться у ребенка, что он знает о наркотиках и их вреде. Можно не сомневаться в том, что он уже успел получить какую-либо информацию от телевидения. Поэтому родителям стоит быть внимательными слушателями. Такая тактика поведения позволит подростку довериться и честно изложить все свои познания о наркотиках.

Родители, не знающие как рассказать ребенку о наркотиках, могут превратить свой разговор в образовательную игру. В ходе игры родителям необходимо завуалировано рассказать о сущности наркобизнеса. Для этого следует задавать правильные вопросы. Разговор можно начать с вопроса: «Почему сначала наркотики предлагаются бесплатно, а потом за них берут большие деньги?». С помощью такого вопроса можно подвести ребенка к тому, что наркотики вызывают сильнейшую зависимость, избавиться от которой практически нереально. Необходимо дать ребенку пространство для полета фантазии. Пусть он хорошо обдумает поставленный вопрос и даст свой ответ. В итоге родителям необходимо незаметно подвести свое чадо к нужному ответу. Родители могут сказать, что один день жизни наркомана может стоить 100 долларов. Для детей 7-10 лет сумма в 100 долларов кажется заоблачной.

В разговоре с подростками необходимо делать упор о негативном влиянии наркотиков на организм. Подросткам можно рассказать о наркотической ломке и ее последствиях. Им следует рассказать о сложностях лечения наркотической зависимости. При этом необходимо сделать акцент на вреде абсолютно всех вариантов наркотиков. В подростковой среде зачастую бытует мнение о том, что марихуана не является серьезным наркотиком, вызывающим зависимость. Подростку необходимо знать, что большинство закоренелых наркоманов начинают именно с травки. Если подросток даст себе волю попробовать марихуану, в будущем он может начать употреблять кокаин, героин и прочие тяжелые наркотики.

В процессе беседы также стоит затронуть тему сложности заработка денег, необходимых для покупки наркотических средств. Необходимо объяснить ребенку, что практически все наркоманы зарабатывают на дозу путем воровства. Причем чаще всего объектом их ухищрений становятся родственники и самые близкие люди. Родителям нужно акцентировать внимание подростка на хитростях наркоманов, которые идут на все ради покупки очередной дозы. В дальнейшем подобные хитрости могут привести к негативным последствиям.

Как рассказать ребенку о вреде наркотиков?

Дети начинают проявлять интерес к наркотикам в начале подростковой жизни. В подростковом возрасте они начинают считать себя взрослыми, стараясь принимать различные решения самостоятельно. Нравоучения и попытки давления родителей воспринимаются подростками крайне негативно. Учитывая данный факт, огромное значение имеет начало беседы. Специалисты рекомендуют использовать в качестве повода для разговора сильный и впечатляющий фильм на тему наркотиков и их разрушающего влияния на организм.

Институт наркологического здоровья нации перевёл на русский язык мультфильм «Война с Нарко» (War on Drugo). Он был создан в 2014 году по заказу Глобальной комиссии по вопросам наркополитики (международная организация, среди её членов, к примеру, бывший Генсек ООН Кофи Аннан). Действие происходит в королевстве. Там живёт дракон Нарко, и местные жители любят с ним играть, да так увлекаются, что забывают про свою семью и работу. Тогда правитель королевства объявляет Нарко главным врагом.

Мультфильм немецкого аниматора Андреаса Хайкаде (2014 год) лаконично рассказывает о том, что такое наркотическая зависимость, как она возникает и какие могут быть последствия. Вместе с тем это история про маленькую птичку. Однажды она клюнула золотой самородок и очутилась в чудесном мире. Но ощущение лёгкости быстро проходило, и чтобы почувствовать его опять, птичка в ярости искала чудодейственный самородок. В конце концов птичка превратилась в чёрное сморщенное создание.

Памятка детям о вреде наркотиков.

Первый опыт курения, употребления алкоголя и наркотических веществ обычно происходит в компании сверстников. Причин, по которым ребенок соглашается попробовать новое вещество, довольно много:

  • желание доказать, что он смелый и достоин места в компании;
  • стремление поступить наперекор слишком строгим родителям;
  • любопытство и желание попробовать что-то новое;
  • доверие к друзьям, если они уже пробовали наркотик раньше и утверждают, что он «клёвый».

Для подростков нехарактерно обращение к опасным веществам от отчаяния или безнадежности. Исключение составляют дети, проживающие в заведомо неблагополучных условиях психологического и физического насилия, за чертой бедности или в маргинальных семьях.

Наркотики и подростки — довольно сложная тема для школьных психологов и родителей, потому как у детей нет сформированного негативного отношения к психоактивным веществам (ПАВ). Слова о «безобидной травке» или «отличном способе похудеть к выпускному» несовершеннолетний не всегда связывает с наркозависимостью и соглашается на эксперимент. Через данный этап проходит множество детей, но зависимыми становятся далеко не все.

Ребенок-наркоман проходит несколько стадий развития зависимости. Рискованные эксперименты и желание попробовать новые вещества — лишь первый этап, на котором формирование зависимости не происходит. Единичный случай употребления может вызвать неприятные ощущения, но редко серьезно нарушает физиологические процессы.

Второй этап — регулярное употребление. Если первый опыт оказался приятным, то у ребенка может возникнуть желание снова употребить наркотическое вещество или попробовать что-то новое. Употребление наркотиков снижает когнитивные функции и притупляет чувство радости, поэтому через некоторое время начинаются проблемы с учебой и общением, а новая доза требуется, чтобы улучшить настроение и самочувствие. Начинает формироваться физиологическая зависимость.

Последний этап — деградация личности подростка. Ребенок перестает интересоваться чем-либо, кроме покупки наркотика и получения приятных ощущений, состояние наркотического опьянения выступает для него единственной нормой.

Чтобы понять, как уберечь ребенка от наркотиков, необходимо разобраться, почему дети принимают психоактивные вещества. Желание влиться в компанию и склонность к экспериментам — причины первой пробы, а вот повторное и регулярное употребление обычно связано с:

  • недостатком поддержки в семье — детям, которые чувствуют себя важными и ценными, нет необходимости самоутверждаться в компании с помощью наркотиков;
  • травлей в коллективе — наркотик может стать как попыткой вписаться в коллектив, так и способом отвлечься от агрессии одноклассников;
  • стремлением к свободе самовыражения — для детей слишком опекающих, либо критикующих и излишне требовательных родителей наркотики становятся попыткой принять самостоятельное, “взрослое” решение;
  • попыткой похудеть — постоянное давление индустрии красоты заставляет девочек и девушек садиться на диеты, голодать и пробовать запрещенные препараты, ускоряющие метаболизм.

В зону риска входят дети наркоманов и алкоголиков, а также родителей, имеющих зависимости, которые в обществе снисходительно осуждаются, но не считаются криминалом:

  • курящих табак;
  • одержимых идеями «псевдоправильного» питания;
  • приверженных культу еды и потребления;
  • одобряющих регулярное употребление небольших доз алкоголя;
  • зависимых от онлайн-казино и азартных игр.

Физиологически зависимость от наркотиков проявляется довольно ярко:

  1. Меняется речь, она становится то эмоциональной, то замедленной, часто ребенок путается в словах, забывает начало фразы, отвечает невпопад.
  2. Бледнеет кожа, могут появляться необъяснимые синяки, сосудистые звездочки.
  3. Зрачки плохо реагируют на свет — слишком расширяются или сужаются, часто ребенок старается избегать чересчур яркого освещения — оно причиняет боль. Белки могут покрываться сеточкой расширенных капилляров, приобретать желтоватый оттенок.
  4. Аппетит меняется — подросток то вообще перестает есть, то начинает поглощать пищу в непривычно больших объемах. При этом, как правило, тело худеет, а ребенок регулярно страдает от проблем с пищеварением — диареи, тошноты, рвоты.
  5. Появляются проблемы с артериальным давлением — гипотония и гипертония, может возникать тахикардия — усиленное сердцебиение.
  6. Нарушается координация движений — ребенок спотыкается, влетает в косяки и углы шкафов, с трудом завязывает шнурки, не может написать ровно даже несколько строк.

О вреде наркотиков. Полезные советы для школьников и подростков

  • Даже, если вам совсем не хочется пугать ребенка страшными фотографиями и историями о том, что случилось с людьми, страдающими наркотической зависимостью, объясните последствия употребления наркотиков честно, доступно и просто. «Нельзя, потому что я так сказал» и «нельзя, потому что я твоя мать, и я запрещаю» — плохой аргумент для ребенка. Метод запрета в целом крайне редко работает. Ребенку важно иметь право принять решение на основе информации, которую вы ему дадите. Объясните, как больно вам будет, если с ним произойдет трагедия, если он будет страдать и причинит себе вред.
  • При этом не стоит предоставлять и полную свободу. Фраза «наркотики — это плохо, но ты сам решай, нам все равно, если ты решишь себя погубить» будет воспринята подростком, как чистая правда. Подросток — это все еще ребенок, который нуждается в границах, в семейных правилах: «мы все друг другу рассказываем, ты можешь поделиться, и я не буду тебя ругать или осуждать, мы спокойно поговорим». Важно, чтобы ребенок не боялся обсудить с родителями ни одну тему, в том числе — наркотики.
  • Если ребенок рассказал вам, что уже однажды пробовал наркотики, худшее, что можно сделать — начать его стыдить и ругать. Признаться в этом — акт большого доверия, вы вместе должны обсудить, что подтолкнуло его к этому? Что он почувствовал? Понимает ли он опасность того, что с ним произошло? Спокойный разбор этой ситуации и откровенная беседа помогут больше, чем бурная эмоциональная реакция.
  • Если вы употребляете при детях алкоголь, наркотики и говорите им нечто похожее на «мне можно, потому что я взрослый, а ты еще не дорос», вы одобряете тот же путь ребенку. Нет ничего важнее личного примера здорового образа жизни.
  • Если у подростка уже есть негативный опыт коммуникации с наркотическими веществами, одного разговора и поддержки родителей будет недостаточно. Важно будет обратиться к наркологу и детскому психологу, потому что наркотики часто становятся для ребенка попыткой убежать от глубинного страха, тяжелых переживаний, метод стать «своим» в компании, не подвергаться травле со стороны сверстников.
  • Придти на помощь ребенку в такой ситуации — это не наказать его как можно суровее, а предоставить помощь квалифицированных специалистов. Употребление наркотиков — большое испытание для семьи. Не стоит стараться преодолеть его исключительно своими силами.
  1. В чем заключается вред наркотиков
  2. Действие на организм человека
  3. Каковы признаки употребления наркотиков
  4. Действие наркотиков проявляется с первой «дозой»

Впервые термин «наркотик» был произнесен Галеном, греческим целителем, для описания странных веществ, которые вызывали паралич или потерю чувствительности. Этот термин употреблял и Гиппократ.

Что же это за вещества и каково их вредное действие? Такими веществами служили, прежде всего, растения. Например, Гален описывал семена мака и эклата, корень мандрагоры. Эти вещества воздействуют на нервную систему и ведут к изменению психики. В медицине эти психоактивные вещества называются психотропными и используются при лечении психических заболеваний.

Однако люди часто склонны заниматься самолечением, при этом даже не подозревая, чем может обернуться злоупотребление успокоительными и другими веществами. Еще в 60-е годы прошлого века была обнаружена способность седуксена, элениума, диазепама вызывать привыкание и как следствие — абстинентный синдром.

Наркотики захватывают организм за мизерный срок, и уже просто так от их употребления избавиться не удается. Вред проявляется и в том, что вот это безобидное «я только один раз попробую» очень часто приводит к печальным последствиям: воля и мозг человека оказываются парализованными и работают только в одном направлении «где взять дозу».

Признаки употребления наркотиков, обычно, очевидны. Только все дело в том, что окружающие часто, занятые своими проблемами и хлопотами, не замечают некоторые странности в поведении людей или же просто, что называется, «проходят мимо». А ведь вовремя обратить внимание, остановить – очень важно и иногда может спасти жизнь человеку.

Вот самые распространенные признаки употребления наркотиков:

  • у человека появляются новые друзья, о которых он старается ничего не рассказывать;
  • он постоянно уходит куда-то, в то же время интерес к учебе и прежним увлечениям пропадает абсолютно;
  • опаздывает или все чаще отсутствует на работе, выдумывая в свое оправдание жуткие истории;
  • происходит резкая смена настроения с приливами агрессии и злости, которые через некоторое время сменяются на добродушную улыбку;
  • неестественно расширенные или суженые зрачки, возбужденность при отсутствии запаха алкоголя;
  • человек становится раздражительным и грубым, у него появляются следы уколов на руках;
  • ну, и прямым признаком часто является наличие шприца, закопченных чайных ложечек, папирос в пачках из-под сигарет.

Такое неадекватное поведение должно насторожить окружающих, в таком случае необходимо приглядеться пристальней, побеседовать и предложить помощь, а иногда и «начать бить в колокола» и «звать на помощь».

Действие наркотических веществ коварно. Сначала у человека возникает очень приятное чувство. Ему кажется, что предупреждение об опасности — чистая глупость, ведь от употребления вещества в любую секунду можно отказаться. Но, как правило, приятные ощущения — это наживка на крючке. И чем привлекательнее эта наживка, тем больше заглатывается жертвой крючок и, спустя короткое время, возникает психологическая зависимость.

Отрицательное действие наркотиков появляется уже после пары принятых доз, а иногда и с первого раза. Коварство этих веществ состоит в том, что полученные после их употребления первые ощущения всегда самые яркие. У человека возникает естественное желание испытать их еще раз, а может даже и усилить. Но вновь испытать это чувство не удается, острота ощущений ускользает, блекнет. Это приводит к тому, что человек не только увеличивает дозу наркотика, но и употребляет его чаще. Так сначала возникает, а затем развивается быстрыми темпами наркотическая зависимость.

Действие наркотиков опасно тем, что, зачастую, человек сам с этой проблемой справиться уже не может, нужен длительный процесс реабилитации.

Если говорить о причинах, по которым подростки обращают свое внимание в сторону употребления наркотических веществ, то в этом вопросе не существует четкой корреляции. Как говорится — сколько людей, столько и мнений. Во многих случаях подросток, обнаруженный «в компании» двух дорожек амфетамина, вряд ли сможет внятно объяснить свою мотивацию, несмотря на повышенную разговорчивость, наступающую после употребления этого стимулятора. Однако, исходя из психологических и научных исследований, можно выделить несколько основных причин того, что школьники и студенты начинают постигать мир наркотических веществ, рискуя обзавестись зависимостью и рядом хронических заболеваний.

Весьма характерная личностная черта для людей, которых могут даже не пустить в кинотеатр из-за того, что фильм имеет возрастное ограничение. Инфантилизм проявляется разносторонне, но в если рассматривать его в срезе подростковой наркомании, то он приводит к тому, что у ребенка нет четкой жизненной цели, и он с легкостью поддается чужому влиянию. Помножьте это на обилие свободного времени, отсутствие путей для выплеска энергии и получите объяснение тому, что карманные деньги потрачены на пакетик спайса.

Эта причина употребления наркотиков является прямым следствием педагогического просчета родителей, которым по неизвестным причинам нет дела до собственного ребенка – такие люди часто сетуют, что школа совершенно не воспитывает детей, забывая, что воспитательные функции прежде всего возлагаются на них самих.

Кора головного мозга богата не только извилинами и серым веществом, но и нейромедиаторами – биохимическими веществами, которые передают импульсы нервным клеткам. Именно это обеспечивает разнообразные действия человека – от поднятия руки до улыбки от ощущения счастья. И работа этих нейротрансмиттеров во многом зависит от влияния генов. Поэтому у родителей, которых сложно назвать образцовыми ввиду употребления наркотиков или пристрастия к выпивке, дети также могут испытывать тягу к запрещенным веществам. И даже если ребенок не чувствовал в себе такой потребности, но употребил наркосодержащее средство за компанию с друзьями, он с большой долей вероятности ощутит потребность получить повторный опыт.

Подростковые группы зачастую формируются по принципу жесткой иерархии, а потому всегда кроме статусных членов группы есть и аутсайдеры. Именно причастность подростка к менее авторитетным членам группы или нахождение вне ее может стать стимулом для приобретения и употребления наркотического средства. В этом случае подросток принимает наркотики при свидетелях, приходит в учебное заведение в состоянии наркотического опьянения или совершает иной демонстративный поступок – по его мнению это может повысить персональный статус в глазах сверстников. К тому же, поступая таким образом, он чувствует себя более взрослым, укрепляясь в ложноположительной самооценке.

Бунтарство изначально заложено в профиле этого возрастного периода, поэтому, употребляя наркотические вещества, многие подростки показывают своеобразный протест против слишком строгих и жестких методов воспитания. Разумеется, это случается не сиюминутно – обычно предварительно дети устраивают акты неповиновения, не соблюдают установленные правила, демонстративно нарушают дисциплину в школе или дома. В эту же категорию попадает и попустительский стиль воспитания, который нередко практикуется в семьях, где родители увлекаются алкогольными напитками – ребенок начинает распоряжаться предоставленной свободой по-своему. Поэтому две стороны одной монеты с легкостью могут привести к единому результату.

Дети любопытны, и это факт. Вот только сначала им интересно, что будет, если сунуть палец в кастрюлю с кипящей водой, а спустя полтора десятка лет – что будет, если выкурить «косяк». Это вполне стандартный механизм, в результате действия которого появляется первый опыт в выпивке или курении сигарет. И наркотики здесь — не исключение, к тому же вряд ли ребенок будет подумывать о героиновой инъекции в качестве первого опыта, но употребление амфетамина, спайса или марихуаны более чем вероятно. Если такое происходит, то это также можно отнести к педагогическим просчетам родителей, которые своевременно не объяснили сыну или дочери всю опасность таких экспериментов.

Важное значение для подростка имеет общественное мнение – оно является неотъемлемым атрибутом процесса взросления. Поэтому, когда сформировано мнение, что быть пьяным или «вмазанным» — это круто, то устоять перед этим сложно. В результате подготовка к походу на школьную дискотеку может заключаться не в покупке новых кроссовок, а в поиске «закладки» на районе. К сожалению, такой мотив в перспективе оказывается долгосрочным и многие годы человек, прежде чем отправиться в клуб или на вечеринку, будет практиковать разнообразные способы изменить свое восприятие реальности – состояние радости без употребления допинга для него становится недоступным.

Конспект беседы с подростками «Вред наркотических веществ»

Он характеризуется любопытством, особенно свойственным молодым людям. Им хочется попробовать наркотики, о которых так много говорят, и испытать на себе ранее неизведанный «кайф».

Причин, толкающих человека на первое употребление наркотических препаратов, довольно много. Иногда это слабость характера и неумение отказаться от предложенного. Иногда – нежелание прослыть «маменькиным сынком» или стать «белой вороной» в компании друзей. Во многих случаях первый прием наркотиков связан с желанием уйти от трудностей жизни – осознанно или не осознанно.

Многие молодые люди проявляют инфантильность, равнодушие к собственной жизни. Их мировоззрение на сленге можно назвать «пофигизмом». Если к этому добавляется незнание действия наркотиков на психику и физическое здоровье человека, то наркотики находят себе новую жертву.

Даже «продвинутые» молодые люди нередко прибегают к употреблению наркотических препаратов, пытаясь сделать свою жизнь более насыщенной, интересной, открыть новые ощущения и возможности своего мышления.

Наркотики, конечно, заставляют организм мобилизовать собственные ресурсы, но какой ценой?

Состояние, называемое «кайфом», характеризуется необычайным пиком ощущений, так как первые дозы наркотика вызывают в мозге резкий сбой нейрохимического баланса. Это заставляет организм активнее использовать свои возможности, в результате чего у человека появляется огромное физическое удовольствие.

Человеку на всю его жизнь отведен определенный запас удовольствий. Он может использовать их понемногу на протяжении всей своей жизни, а может «выгрести» из этого запаса целую охапку приятных ощущений. Но после такого расходования внутренних ресурсов, вызванных действием наркотика, организм очень долго приходит в себя.

После первого употребления наркотиков бывает два исхода: либо человек больше не возвращается к наркотику (50% впервые попробовавших это зелье поступают таким образом), или он продолжает его употребление и обрекает себя на развитие зависимости.

Наркомания обычно начинается с «травки». Самой популярной из трав является марихуана. Ею балуются как подростки, так и взрослые люди. После курения марихуаны происходит «отключка», и человек ничего не воспринимает из внешнего мира, и ничто ему не может доставить беспокойство.

Для начинающих наркоманов это состояние невесомости и беспамятства особенно ценно и приятно, а к приятным вещам привыкают очень быстро. Поэтому сорваться с крючка наркотика очень трудно. Хорошо, если дело не зайдет дальше марихуаны, но обычно все происходит намного хуже. Люди склонны искать новые ощущения, и их предоставляют наркотики, причем моментально. Только единицы из числа наркоманов удерживаются на марихуане, и еще меньше полностью отказываются от нее.

Курение травки многие люди считают безобидным, но это уже первая стадия наркомании. К марихуане возникает устойчивая привычка, приводящая к изменению химического состава организма. Смеси наркотических трав разрушают психику человека. 10 дней после курения они влияют на мозг, так что это – настоящие, опасные наркотики.

Со второго этапа употребления наркотических веществ берут начало стадии развития наркомании. 2-й этап употребления – это 1-я стадия наркотической зависимости.

Для нее характерны следующие черты:

  • человек осознанно стремится получить «кайф» путем употребления психоактивных препаратов;
  • он планирует употребление наркотиков;
  • наркоман ищет любые оправдания своему желанию;
  • он ищет подходящую компанию;
  • наркоман уже не может отдыхать и веселиться без психоактивных веществ;
  • для него наркотики становятся средством против своих комплексов, лекарством от стрессов, способом общения и спутниками секса.

На этой стадии замечается рост дозы, требующейся для получения желаемых ощущений. Среди принимающих наркотики формируется своя «тусовка», для которой характерны наркотики, своя музыка, свой стиль одежды и даже свой юмор. Привыкание к употреблению наркотиков перерастает в болезнь, именуемую зависимостью. Теперь привычной дозы уже мало для получения «кайфа», и наркоман вынужден ее увеличивать.

Это диктуется законом дозы: употребляющий психоактивные вещества человек всегда переходит с меньших доз на большие, и с менее сильных препаратов – на более сильные.

Если на этой стадии наркоман не прекращает принимать наркотические вещества, он переходит на следующие стадии наркотической зависимости.

На второй стадии зависимости у наркомана появляются проблемы со здоровьем. Его беспокоят ломка, неприятные ощущения после приема наркотика, могут появиться инфекционные заболевания, гепатит С и СПИД.

Характерными для 2-й стадии наркомании являются:

  • потеря контроля над своим поведением (возникают травмы, насильственные действия, криминальные случаи);
  • неразборчивость в сексуальных связях (приводит к нежелательной беременности у женщин, к венерическим заболеваниям, неизбежны проблемы в отношениях);
  • скандалы в семье;
  • проблемы в учебе или работе;
  • материальные трудности (долги, воровство, вынос вещей из дома, постоянный поиск денег на покупку наркотика);
  • перемена круга общения (компания состоит из тех, кто принимает наркотики);
  • конфликты со старыми друзьями;
  • конфликты с правоохранительными органами.

На 2-й стадии наркомании возникает физическая зависимость от наркотических препаратов. Теперь наркотики уже не приносят первоначальных приятных ощущений, а требуются для того чтобы привести организм в нормальное состояние.

Проблемы, появившиеся из-за наркотической зависимости человека, служат оправданием в дальнейшем употреблении наркотиков. А их употребления влечет за собой новые проблемы. Получается замкнутый круг.

На этой стадии заболевания самостоятельно прекратить прием наркотиков практически невозможно. Помочь могут только специалисты. Если наркоман на этой стадии не одумается, и не прибегнет к медицинской помощи, то он обязательно перейдет на следующую стадию наркотической зависимости.

Вторая стадия зависимости от наркотиков начинается, когда человек не способен противостоять своим разрушительным желаниям, и пробует новые наркотики для достижения удовольствия. Это зачастую экстази, ЛСД и т. п. Новые ощущения, которые дают эти вещества – прилив энергии, головокружение, ощущения своего всемогущества, и даже галлюцинации. Нередко эти наркотики приводят к потере сознания, но наркоманам это даже нравится. Последствия, которые ждут их после скорого пробуждения, их не пугают.

Молодежь, которая в наше время уже много наслушалась о различных наркотиках, употребляет экстази и ЛСД небольшими дозами, чтобы, например, сделать дискотеку более яркой. Но это не безопасно. Долго ходить по лезвию бритвы невозможно. Поэтому выход один – либо прекращать употребление этих наркотиков, либо страдать от неминуемой передозировки.

3-я стадия наркотической зависимости имеет такие признаки:

  • наркотики употребляются ради употребления;
  • больной чувствует постоянную потребность в психоактивных препаратах;
  • для поиска дозы наркоман использует любые способы, даже криминальные действия;
  • происходит деградация личности и потеря нравственных ценностей;
  • возникает апатия, утрачивается смысл существования, появляется нежелание жить;
  • совершаются суицидальные попытки;
  • наблюдаются серьезные проблемы со здоровьем, развиваются хронические заболевания;
  • происходит разрыв с друзьями, семьей, обществом.

На этой стадии в организме наркомана происходят физиологические изменения, и он полностью зависит от психоактивных веществ. Без них он существовать не может. Мозг уже не может самостоятельно регулировать нейрохимический баланс и воспринимать окружающее без очередной дозы наркотика. Если наркоман продолжает катиться в яму наркотизации, то он, в конце концов, гибнет.

Практически все наркоманы, дошедшие до этой стадии, умирают от передозировки наркотика. Количество вещества, необходимое для нормального функционирования мозга, становится критическим для организма в целом, и приводит к его гибели.

Фото наркомана, некроз тканей голени от иньекций наркотиков

В последнее время в средствах массовой информации появился термин «цифровые наркотики», под которым понимаются специальные аудиофайлы, либо программы, генерирующие звук. Для обозначения таких программ или файлов имеются сленговые выражения «idozers» и «idosers» — айдо?зеры. Утверждается что эти звуки могут вызывать у человека ощущения, сходные с ощущениями, вызываемыми употреблением настоящих наркотиков: курение марихуаны, употребление ЛСД и т.п. Такие эффекты вызываются звуками за счет так называемых бинауральных ритмов. То есть эти ритмы, соответствующие частотам головного мозга человека, образуются в мозгу слушателя при прослушивании с помощью стереонаушников специально подобранных разных звуковых сигналов для левого и правого уха слушателя. Произведенные таким образом эмбиентные звуки оказывают влияние на работу мозга человека.

Наркотики обладают свойством вызывать привыкание — толерантность (проявляется в постепенном снижении эффекта от приема вышеуказанных веществ, что вынуждает принимать со временем все большие дозы для достижения эффекта) и зависимость (т. н. «аддиктивные свойства») которая проявляется «синдромом отмены» или «абстинентный синдром» (На сленге — ломка), что является отличительной чертой наркотиков.

Как рассказать ребенку о наркотиках

Делят на психическую и физическую зависимости. Психическая зависимость связана с тем, что приём определённого вещества связывается с приятным состоянием (формируется условный рефлекс) и сохраняется в течение почти всей жизни. Физическая — с тем, что регулярный приём вещества изменяет обмен веществ в организме употребляющего.

Сильную зависимость могут вызывать опиаты, а также барбитураты, алкоголь и никотин. Стимуляторы (кокаин, амфетамин, метамфетамин) вызывают сильную психологическую зависимость.

Исследователи предмета соглашаются в том, что «классические» психоделики, такие, как ЛСД, мескалин и псилоцибин, не вызывают зависимости,[14] так как вызываемое ими состояние нельзя однозначно назвать приятным, а в метаболизме они не участвуют. Тем не менее, некоторые люди могут испытывать желание повторить полученное переживание снова.

Детская и подростковая наркомания — насколько серьезна эта проблема? Каких подростков эта беда наверняка не коснется? Кто может считать своего ребенка вне зоны риска? К сожалению, социологические данные свидетельствуют, что более 20 % наших подростков утверждают, что они при желании могут получить доступ к наркотическим веществам, причем речь идет и о так называемых «легких» наркотиках, которыми считаются марихуана и гашиш (их могут без особых проблем достать более 11 % школьников), и о транквилизаторах и амфетамине (это не проблема для примерно 5 % подростков), и даже об экстази (его могут заполучить до 6 % очень молодых людей). Эта ситуация не просто настораживает, она действительно критична: Всемирная Организация Здравоохранения располагает доказанными данными, что если в стране наркотики употребляют более 7 % граждан, то неминуемы процессы деградирования всего общества. А если речь идет о детях? Кто-то тешит себя надеждами, что разумные современные подростки все понимают и не совершат никакой глупости… Что же, кого-то эта чаша действительно обойдет стороной, а кому-то придется испить ее до самого дна. Но вот кто же попадает в эту очень страшную и смертельно опасную группу риска? Конечно же, можно сказать, что официально подростков-наркоманов в стране «всего» около двух тысяч. Но цифра этого «всего» постоянно увеличивается. Но это и преступления, и болезни, и смерти… И несмотря на весь ужас ситуации и на попытки остановить эту ужасающую тенденцию, количество несовершеннолетних наркоманов постоянно увеличивается. Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) с 2007 по 2012 годы провел в Украине исследование, результаты которого просто шокируют каждого здравомыслящего человека: за эти пять лет наркотики и алкоголь наши дети начали пробовать на два года раньше. Всего за пять лет! Эксперты, которые проводили это исследование, с очень высокой долей вероятности предположили, что за последние десять лет количество школьников, которые не просто попробовали, но регулярно употребляют алкоголь и наркотические вещества, выросло минимум в два раза. Внимание! Исследования, которые проводились в разных странах, свидетельствуют, что привыкание подростков к алкоголю и наркотикам развивается в несколько раз быстрее, чем у взрослых, а разрушающее действие этих веществ на организм подростка в несколько раз сильнее, чем на организм взрослого.

Есть несколько расхожих утверждений о наркотиках, которые не имеют ничего общего с правдой, но которые часто подсовывают подросткам, чтобы они не боялись попробовать употреблять наркотики и потом продолжили это делать. Ложь первая — наркотики бывают не только плохими, но и хорошими. Правда заключается в том, что любое вещество может быть и полезным, и ядовитым, разница же заключается только в количестве этого вещества — об этом говорил еще Парацельс. К этому можно добавить, что все вещества очень разные по силе своего воздействия. Наркотики же по своей природе относятся к очень сильнодействующим веществам, то есть чтобы это вещество стало ядом, нужна его ничтожно малая доза. Некоторые вещества, которые раньше использовались только как лекарства, например, опиум, сегодня стали использоваться как наркотик. А конопля, которая всегда была важнейшей технической культурой, а вовсе не наркотиком? А мак, который широко использовался и в народной кухне, и в народной медицине? Однако сегодня эти весьма популярные и известные своей полезностью продукты стали именоваться наркотическими веществами. Наркотический эффект имеют и многие лекарственные препараты, особенно обезболивающие… Однако, в любом случае, наркотическое вещество всегда опасно, и даже его применение с медицинской целью всегда должно осуществляться только под наблюдением врача, строго в определенных в каждом конкретном случае дозах и только по врачебной рекомендации и по индивидуальному назначению. Одно и то же вещество может стать обезболивающим при ранении на поле боя и спасти от смерти, но может стать действительно ядом при бессмысленном и бесконтрольном употреблении и даже убить. Интересно! В греческом языке слово ναρκωτικ?ς означает «приводящий в оцепенение».

Важно помнить, что лучшая профилактика, это вовлечение ребенка в здоровый образ жизни, причем желательно собственным примером. Я бы не рекомендовал вести разговоры о наркотиках с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Как правило, в таком возрасте все, что попадает в фокус внимания ребенка, вызывает неподдельный интерес и совершенно неважно это что-то хорошее или не очень. Поэтому лучше если в фокусах внимания вашего ребенка будут здоровые привычки, занятия спортом, интересные хобби, позитивный круг общения и благоприятный климат в семье. С маленькими детками можно общаться на тему добра и зла, читать истории, сказки, тем самым формируя понимание, что такое хорошо, а что такое плохо. Можно затронуть тему сигарет и алкоголя, так как ребенок уже с детства видит это, если не в семье, то на улице точно.

В подростковом возрасте ребенок так или иначе узнает о том, что наркотики существуют. Телевизор, интернет, отсутствие цензуры, это самый опасный возраст для употребления наркотиков и алкоголя. В подростковом периоде происходят первые пробы никотина, алкоголя и иногда легких наркотиков.

И тут конечно важно, что бы информация которую он получит, была не искаженной. Ребенок растет, исследует мир и рано или поздно он встречается с наркотиками и алкоголем, а вот как пройдет эта первая встреча зависит во многом как раз от родителей. Либо ребенок будет информирован и с пониманием того, что подошел к опасной черте, либо не будет чувствовать подвоха. Я считаю очень важным, что бы подросток узнал о существовании наркотиков не из интернета или друзей, а от родителей. Так как именно родители могут сформировать отрицательное отношение к этому явлению, если конечно у вас есть доверительный контакт со своим ребенком. Если у вас нет доверительных отношений, то и такой серьезный разговор начинать не следует, иначе это может дать обратный эффект.

Классный час «Злой волшебник наркотик», 2-й класс

Запланируйте разговор с вашим ребенком, когда ни у кого из вас не будет других отвлекающих факторов. Вы можете пойти погулять, купить молочный коктейль в кафе или поболтать в машине по дороге домой из школы. Также может быть полезно, использовать подсказки из соответствующих тем на телевидении. Можно воспользоваться интернетом, вместе посмотрев ролики о наркотиках.

Вы можете начать разговор с некоторой базовой информацией.

Объясните, что наркотик может быть натуральным (например, каннабис, табак) или произведенным (например, экстази и героин). Сообщите вашему ребенку, что каждый наркотик каким-то образом меняет наше физическое и психологическое состояние.

Объясните, что наркотики делятся на три группы:

  1. повседневные вещества, такие как кофе или рецептурные лекарства;
  2. легальные рекреационные наркотики, такие как сигареты и алкоголь;
  3. запрещенные наркотики, такие как героин, кокаин, экстази, марихуанна.

Объясните, что люди употребляют наркотики (или лекарства) по разным причинам:

  • из-за зависимости;
  • лечат болезнь;
  • облегчение от боли;
  • чувствуют себя расслабленными и спокойными;
  • чтобы заснуть.

Исходя из этой информации, у вашего ребенка, вероятно, возникнут вопросы. Пусть разговор вытекает из этих вопросов. Другими словами, пусть разговор идет в том направлении, в котором ваш ребенок хочет. Вы всегда можете вернуться к своей подготовленной информации в другой день. Помните, что также важно оценить мнение вашего ребенка о наркотиках и алкоголе и пускай он расскажет вам, как он будет вести себя в разных ситуациях.

У вас могут быть не все ответы на вопросы вашего ребенка. Дети могут спросить о наркотике, о котором вы не слышали, или об эффектах, о которых вы не знаете, или о статистике, связанной с наркотиками, которой у вас нет.

Эта ситуация шанс исследовать наркотики вместе. Ищите информацию в Интернете. Посмотрев страницы вместе, ваш ребенок узнает, что вы рады помочь ему, и разговор будет открытым и доверительным.

Если ваш ребенок не хочет искать ответы, то проведите исследование самостоятельно. Если вы не предоставите ответы на вопросы вашего ребенка, то, вероятно, кто-то другой ответит, и его информация может быть неправильной.

Другими словами, вы можете лучше контролировать то, что ваш ребенок знает о наркотиках, будучи основным источником информации. Исследования показывают, что дети видят в своих родителях надежный источник информации.

Кроме того, поговорив со своим ребенком, вы, по крайней мере, сможете узнать больше о том, что происходит в его жизни. И, после общения с вами, ваш ребенок может принять правильное решение.

Очень важным является то, как сами родители ведут себя по отношению к наркотикам и алкоголю. Если Вы сами курите или пьете, невозможно будет объяснить ребенку, что этого делать нельзя. Ваши разговоры просто вызовут непонимание с его стороны.

27 ноября 2020 года

Более 88 тысяч заявок оформили сотрудники горячей линии за два месяца работы

26 ноября 2020 года

Вкусная благотворительность: как волонтеры-кулинары помогают подопечным столичных психоневрологических интернатов

26 ноября 2020 года

Арт-терапия для настроения: чем занимаются дети в обсервационном пространстве в Царицыно

26 ноября 2020 года

«Всем нужна поддержка и забота»: интервью с сотрудником обсервационного пространства

26 ноября 2020 года

Более 13 000 обедов развезли сотрудники обсервационных пространств

25 ноября 2020 года

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

В далеком 1994 году в Новосибирске я защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора Цезаря Петровича Короленко. Это удивительный человек. Цезарь Петрович — основатель отечественной аддиктологии, науки о зависимостях.

Аддикшен — тяга, стремление. Я помню, как к Цезарю Петровичу прилетали студенты из США и Канады и гуськом ходили за ним на кафедре, пока он задумчиво на отличном английском языке рассказывал о том, что лежит в основе саморазрушающего поведения подростков.

Диссертация моя была посвящена «нюхальщикам». Подростки тогда массового повадились нюхать всякую гадость из кулечков, и задача диссертации заключалась в том, чтобы ответить на вопрос… Нет, не почему они это делают — это было к тому времени уже хорошо известно. Задача заключалась в том, чтобы ответить на вопрос: почему не все подростки нюхают всякую гадость, которую им не составляло никакого труда достать.

Ученые думали, что, может быть, не все подростки об этом знают. Нет. Обследовали детей разного возраста в нескольких школах — обнаружили только одну девочку, которая не слышала про эти вещества. Тогда почему не все подростки дышат всякими веществами? Боятся за свое здоровье, боятся наказания, родителей, больницы, зависимости? Нет. Все боятся, все знают.

Достоверное различие было найдено только по одному показателю. И я считаю, что вам как родителям об этом важно знать. Подростки, которые не нюхали летучие вещества, очень боялись осуждения со стороны друзей (не модно), а подростки, которые нюхали — совершенно не боялись, потому что уже были включены в группы ровесников, в которых такое поведение не осуждалось.

После этого стал понятен механизм профилактики этого поведения: бесполезно рассказывать о вреде психоактивных веществ, зависимости, пугать наказанием — дети это и так знают. Необходимо срочно извлекать мальчика или девочку из группы, в которой практикуется та или иная форма неадекватного поведения, и уже потом работать с ним или с ней индивидуально.

Поэтому мой совет сегодня прост: внимательно следите за теми социальными группами, в которых находится ваш ребенок, потому что именно группа определяет, какие модели поведения (положительные или отрицательные) он усваивает в подростковом возрасте. В более старшем возрасте, конечно, все может поменяться, но жалко, если наши дети потратят очень важный период жизни на активное знакомство с психоактивными веществами.

Влияние употребления наркотиков на организм человека

Товарищи родители, вы слышали про траву под названием конопля или марихуана? Слышали. А вы знаете о том вреде, который она причиняет растущему организму? По моему опыту — не знаете. Именно поэтому то, что вы пытаетесь рассказать детям о вреде «легких» наркотиков, вызывает у них закономерный смех.

Так вот, запоминайте. Марихуана представляет огромную опасность, но она состоит не в возникновении зависимости, не в ее токсичности и не в риске перехода на более сильные наркотики. Опасность в другом.

Марихуана вызывает очень мощный амотивационный синдром. То есть она лишает мотивации. Она расслабляет, снимает напряжение, «тупит» и тем самым полностью лишает человека той движущей силы, которая побуждает его чего-либо добиваться в жизни. А зачем? Покурил — и все хорошо.

Трезвые сверстники в это время изучают английский, программирование, профессионально растут, создают бизнес, а наш «травокур» невозмутимо смотрит, как жизнь проходит мимо него. А очнувшись однажды от травяного дурмана, он обнаружит, что жизнь ушла так далеко, что ее не догнать.

Поэтому мой совет: не дайте детям убедить вас в безопасности травы. Но и не рассказывайте им всякие глупости. Объясните им, в чем ее настоящая опасность.

По моим наблюдениям, это один из самых эффективных способов профилактики и блокады зависимого поведения у подростков. Он предусматривает крайне жесткое психологическое отношение к подростку в том случае, если он начинает использовать наркотические препараты.

Только в тех случаях, когда у родителей хватает мужества на самые жесткие меры, связанные с началом и продолжением употребления наркотиков, мне удавалось видеть реальные результаты. В тех случаях, когда родители идут на поводу у детей, пытаясь использовать методы уговоров, призывы к «здравому смыслу», бесконечное количество раз оплачивают дорогостоящее лечение и все возрастающие долги — эффект близок к нулю.

Подросток, использующий наркотическую модель поведения и получающий финансовую поддержку со стороны родителей, не только ничего не теряет в конечном счете, а, как это ни парадоксально, только приобретает. Он получает удовольствие и от употребления наркотических препаратов, и от возможности постоянно быть в центре внимания, вызывая у окружающих чувство озабоченности и какую-то патологическую гипертрофированную любовь. Многие родители никогда в жизни не обращали на своих детей столько внимания, сколько после начала употребления ими наркотиков.

Примером верного отношения к злоупотреблению наркотиками может служить женщина, два старших сына которой несколько лет «сидели у нее на шее», а она безуспешно пыталась наставить их на путь истинный, поднимая при этом еще и младшую дочь.

В конце концов, когда она почувствовала, что физические и психологические силы оставляют ее, она заявила сыновьям, что вырастила их, выкормила, и возможности заботиться о них дальше у нее нет. «У меня еще есть дочь, и ее нужно поднимать, а вы идите на все четыре стороны и делайте, что хотите, — твердо сказала она им. — Если голодные приползете к моим дверям, то я вынесу вам в подъезд тарелку супа, а на большее не рассчитывайте».

В течение полугода оба сына прекратили употребление наркотиков, один устроился на работу, а другой возобновил учебу в институте, которую давно забросил.

Помогая многим наркоманам и видя, как родители нежно заботятся о них, я всегда с горькой усмешкой говорю им, что мне самому, глядя на все это безобразие, хочется стать наркоманом, чтобы обо мне кто-нибудь так заботился.

Родители боятся, что, оттолкнув своего ребенка, они тем самым погубят его. Шанс теоретически есть — это нужно честно признать (хотя реально с такими примерами я не встречался). Подросток, предоставленный самому себе, без средств к существованию, может опуститься на социальное дно, и есть шанс, что он оттуда «не вынырнет». Только нужно помнить, что наркотики погубят ребенка в сто крат вернее.

Предоставив подростку право самому отвечать за все последствия, родители дают ему шанс самому встать на ноги, а продолжая нести его по жизни на руках, полностью лишают такого шанса, потому что чем дольше продолжается такая псевдогуманная поддержка, тем меньше шансов у подростка когда-нибудь самостоятельно выжить без поддержки родителей и наркотиков.

Осторожно! Подозрительные симптомы!
На что следует обратить внимание родителям:

  • Резкая смена настроения (от эйфории до резкой скрытности и параноидальных проявлений)
  • Разрыв дружеских отношений и появление большого количества новых друзей
  • Рассеянность, забывчивость
  • Нарушение сна
  • Изменение внешности (красные глаза, неряшливость)
  • Полная апатия к деятельности, а также к любимому хобби
  • Нарушение отношений в семье

Влияние наркотиков на подростковый организм

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Состояние наркотического опьянения вызывает у человека чувство эйфории, позволяет «отключиться», забыть о насущных проблемах и заботах, снять боль, стресс, психологическое напряжение. Возвращаться в естественное трезвое состояние не только не хочется, но и порой просто невозможно. Все мысли зависимого сосредотачиваются на поисках наркотика и приеме очередной дозы, то есть на возвращении в то состояние, которое они испытывают под действием отравляющего вещества.

К сожалению, большинство наркотических веществ очень быстро вызывают не только психологическую, но и физическую зависимость. Когда действие вещества заканчивается, у наркомана начинается ломка – крайне неприятные физические ощущения, ликвидировать которые можно двумя способами – приемом очередной дозы наркотика или выведением из организма наркотического вещества с помощью медицинских препаратов.

Наркомания – щепетильная тема, поэтому зависимые никогда не обращаются к врачам добровольно, стараются всячески скрывать свою зависимость от близких и членов семьи. С каждой очередной дозой растет толерантность к употребляемому веществу, приходится увеличивать дозу, чтобы достичь желаемого эффекта. В какой-то момент развития наркомании вред организму становится критичным – человек просто умирает, так как его органы и системы органов перестают функционировать.

Наркозависимые редко доживают до 30 лет – ядовитые вещества быстро разрушают организм и приводят к летальному исходу. Но это не единственный путь в могилу – смертельной может стать даже первая доза. Ниже приведены основные причины смертности от наркотиков.

  • Индивидуальная реакция организма на препарат. Зачастую человек пробует наркотики под влиянием знакомых, которые в красках описывают состояние эйфории и убеждают в том, что это не страшно. Но каждый организм реагирует на ядовитые вещества по-разному. Нередко во время первого употребления, казалось бы, незначительной дозы наркотика у человека случается анафилактический шок или остановка сердца.
  • Вещества сомнительного происхождения. Как известно, наркотики стоят немалых денег, а обойтись без очередной дозы зависимый не может. Поэтому нередко наркоманы покупают вещества низкого качества с примесями неизвестного происхождения. Примеси порой оказываются не менее вредными, чем сам наркотик. Употребление наркотиков низкого качества регулярно приводит к смерти зависимых, причем смертельной может оказаться всего одна доза.
  • Передозировка. Регулярное употребление наркотического вещества приводит к формированию толерантности к нему, то есть со временем дозу приходится увеличивать. На сколько именно нужно увеличить дозу – наркоман не в состоянии самостоятельно вычислить, поэтому случаи смерти от передозировки среди наркозависимых наблюдаются очень часто.
  • Ломка. В зависимости от типа наркотического вещества ломка может быть более или менее тяжелой. Нередки случаи, когда организм зависимого, истощенный регулярным приемом наркотиков, просто не выдерживает симптомов ломки. Именно поэтому нельзя запирать наркоманов дома без возможности принять наркотик – сначала нужно обязательно провести детоксикацию организма, обратившись за помощью к врачам-профессионалам.
  • Суицид. В состоянии наркотического опьянения зависимые нередко теряют контроль над своими действиями и мыслями, возникают галлюцинации, панические атаки. Человек может непреднамеренно совершить суицид, например, выпав из окна или бросившись под машину, ведь он не осознает того, что с ним происходит и где он находится. Может быть и преднамеренный суицид, обычно в состоянии ломки. Зависимый чувствует себя крайне плохо, не имеет возможности принять наркотик, поэтому видит единственный способ прекратить свои мучения – свести счеты с жизнью.
  • Нестерильное введение вещества. Наркоманы, употребляющие сообща, могут пользоваться одним шприцем на всех, велика вероятность заражения СПИДом, гепатитом, сифилисом. Далеко не всегда при введении наркотика соблюдаются даже элементарные гигиенические нормы, возможно заражение крови.

Кроме внутривенных способов введения наркотических веществ существуют и другие – наркотики курят, вдыхают и т.д. Вред курения и наркомании сказывается на слизистых носа, горла, пищевода, на легких, на состоянии кровеносных сосудов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *