Порядок исполнительного производства судебными приставами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исполнительного производства судебными приставами». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Во-первых, не нужно звонить по телефону судебному приставу и вести с ним бесполезный разговор по поводу возбужденного ИП.

Во-вторых, должнику по ИП лучше сразу обратиться к юристу или к адвокату, которые имеют юридическую практику по делам, связанным с исполнительными производствами, за юридической консультацией.

В-третьих, должнику следует и самому ознакомиться в первую очередь со статьями 12, 14, 21, 22, 30, 31, 50, 64.1 ФЗ № 229-ФЗ.

В-четвертых, далее должнику нужно подготовить в 2-х экземплярах Заявление в адрес судебного пристава с ссылкой на статью 50 ФЗ № 229-ФЗ о предоставлении ему для ознакомления, для снятия фотокопий материалы ИП и заверенную копию исполнительного документа судебным приставом. Первый экземпляр заявления нужно передать через канцелярию подразделения ФССП обязательно под роспись с указанием входящего номера на втором экземпляре этого заявления.

Чего может добиться должник в этом случае?

Во-первых, судебный пристав поймет, что должник знаком с положениями ФЗ № 229-ФЗ, и не будет его «дурачить» и вводить в заблуждение, как не редко это делают судебные приставы, когда уверены в том, что должник или взыскатель по ИП не знает даже положений статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ.

Во-вторых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа без заявления взыскателя. В этом случае на основании статей 14, 31, 121, 122, 123 ФЗ № 229-ФЗ можно будет отменить постановление судебного пристава о возбуждении ИП.

В-третьих, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, предъявленного взыскателем не по месту совершения исполнительных действий, или исполнительный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 ФЗ № 229-ФЗ. В этом случае тоже можно добиться отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

В-четвертых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, срок предъявления которого согласно статьям 21, 22 ФЗ № 229-ФЗ уже истек и не восстановлен судом на основании статьи 432 ГПК РФ. ИП в этом случае тоже можно будет отменить.

В-пятых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был ранее предъявлен взыскателем к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 ФЗ № 229-ФЗ. Это является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

В-шестых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был ранее предъявлен взыскателем к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ. Это тоже является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

В-седьмых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был предъявлен взыскателем к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ. В этом случае можно отменить постановление судебного пристава о возбуждении ИП.

В-восьмых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, не вступившего в законную силу. Это тоже является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

При этом должнику нужно знать, что в перечисленных восьми случаях судебный пристав не имеет права сам отменить свое постановление о возбуждении ИП.

Это может сделать на основании обоснованной жалобы должника только старший судебный пристав на основании части 5 статьи 14 и части 1 статьи 123 ФЗ № 229-ФЗ.

(Об этом смотрите также разъяснение Пленума Верховного Суда РФ в пункте 10 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Что должен знать должник об исполнительном производстве ?

Часто взыскатели и должник по ИП путают окончание ИП с прекращением ИП, которые регулируются совершенно разными статьями ФЗ № 229-ФЗ и имеют разные основания для окончания ИП и для прекращения ИП судебным приставом.

Окончание ИП регулируется статьей 47 ФЗ № 229-ФЗ, в некоторых случаях с ссылкой на статью 46 ФЗ № 229-ФЗ.

Какие могут быть основания для вынесения судебным приставом постановления об окончании ИП?

ИП оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
  • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
  • возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 ФЗ № 229-ФЗ;
  • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  • признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему.

Разберем более подробно эти случаи, при наличии которых судебный пристав обязан окончить ИП.

Во-первых, если должник оплатил полностью долг по ИП, то это не означает, что судебный пристав сразу вынесет постановление об окончании ИП и снимет все ограничения в отношении должника, в т.ч. снимет арест с его счета в банке или с имущества должника. Судебный пристав может и не знать, что должник по ИП погасил весь долг по ИП. А поэтому должнику придется в этом случае потрудиться в своих интересах.

Должник может оформить в 2-х экземплярах на основании статей 50, 47 ФЗ № 229-ФЗ заявление на имя конкретного судебного пристава-исполнителя об окончании ИП и о снятии всех ограничений, введенных в отношении него судебным приставом, и первый экземпляр заявления с письменными доказательствами о погашении им долга передать в канцелярию подразделения ФССП под роспись на втором экземпляре заявления с указанием входящего №. Далее смотрите статью 47 ФЗ № 229-ФЗ, что обязан будет сделать судебный пристав после получения от должника такого заявления.

Во-вторых, если кто-то из солидарных должников оплатил полностью долг по ИП, то остальные солидарные должники также вправе требовать от судебного пристава на основании статей 59, 47 ФЗ № 229-ФЗ окончание ИП, возбужденных в отношении них судебным приставом.

В-третьих, Законодатели немного усложнили основания, указанные в п.3 части 1 статьи 47, для окончания ИП с ссылкой на статью 46 ФЗ № 229-ФЗ. Все пункты в статье 46 ФЗ № 229-ФЗ можно было бы указать в статье 47 этого Закона. Статья 47 была бы больше, зато не было бы того, что указано в статье 46 ФЗ № 229-ФЗ, и было бы понятней положения статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ для многих, которые не редко пишут в своих вопросах, что судебный пристав окончил ИП на основании п.п.2, 3 статьи 46 ФЩ № 229-ФЗ, что не верно. Судебный пристав окончить ИП может на основании пунктов статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ, а на основании пунктов 46 ФЗ № 229-ФЗ он возвращает взыскателям исполнительные документы.

Должникам, как и взыскателям нужно знать и помнить, что если судебный пристав окончил ИП на основании п.3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ и возвратил взыскателю исполнительный документ на основании п.4 части 1 статьи 46 ФЗ № 229-ФЗ, то взыскатель вправе снова предъявить этот исполнительный документ ко взысканию через 6 месяцев (см. ниже выписку п.4 части 1 статьи 46 ФЗ № 229-ФЗ).

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

Должник в этом случае может спокойно жить 6 месяцев?

Да, это так, если только взыскатель понятий не имеет о положениях ФЗ № 229-ФЗ и не обращается своевременно за консультацией к юристу или к адвокату, которые имеют большой опыт по исполнительным делам.

В-четвертых, если судебный пристав окончил ИП на основании п.8 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ (в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом), то в этом случае подлинный исполнительный документ хранится в материалах оконченного ИП, а не возвращается взыскателю.

Если судебный пристав окончил ИП на основании положений статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ, то он обязан:

  • выслать в адрес взыскателя и должника копию постановления об окончании ИП;
  • выслать взыскателю подлинный исполнительный документ, если ИП окончено на основании п.3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ;
  • снять с должника все ограничения (арест счета, арест имущества, временное ограничение для должника выезд из Российской Федерации и т.д.), вынесенные судебным приставом в рамках ИП;
  • убрать с сайта ФССП России сведения о должнике (это отдельный вопрос и не простой, так как регулируется не ФЗ № 229-ФЗ).
  • не нарушать права и интересы сторон исполнительного производства.

Производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в отношении физических или юридических лиц на стадии принудительного исполнения судебного постановления.

Процедура включает в себя три отдельные стадии, во время которых решаются конкретные задачи:

  • возбуждение и подготовка к осуществлению принудительных действий.

Что значит исполнительное производство судебных приставов?

Судебный пристав в течение трех дней после того, как им был получен исполнительный документ, вправе отказать в возбуждении производства. Это возможно в следующих случаях:

  • документ поступил без подтверждающего письменного ходатайства заинтересованной стороны;
  • ходатайство поступило, но не было подписано взыскателем. Исключением могут быть случаи, при которых производство может быть начато без подачи заинтересованной стороной письменного ходатайства (например, на основании постановлений о взыскании штрафов);
  • исполнительный документ был подан не в тот судебный орган, который отвечает за совершение исполнительных действий;
  • производство по этому же листу было ранее официально прекращено;
  • срок предъявления документа к исполнению истек и не был восстановлен по просьбе заинтересованного лица;
  • поданный в службу судебных приставов документ не отвечает требованиям закона;
  • судебный вердикт или решение иного органа, имеющие силу исполнительного документа, не вступили в законную силу (за исключением тех документов, которые должны исполняться незамедлительно);
  • поданный в службу приставов документ не может исполняться сотрудниками этой службы.

Судебный пристав на следующий день после вынесения отказа в возбуждении производства направляет заинтересованном лицу копию постановления и прилагает к ней все поступившие документы

Как только заинтересованным лицом были устранены обстоятельства, которые стали причиной отказа, он вправе повторно направить исполнительный лист.

К мерам принудительного исполнения относят:

  • обращение взыскания на имущество, деньги и ценные бумаги;
  • арест имущества;
  • изъятие имущества;
  • принудительное выселение и т.д.

Если пристав не знает, где конкретно находится должник и его собственность, он осуществляет перечисленные выше действия по последнему известному месту пребывания или постоянного проживания гражданина.

Если судебный вердикт был вынесен в отношении юридического лица, принудительные меры взыскания совершаются по его юридическому адресу или по основному месту нахождения движимого и недвижимого имущества компании.

Если законом не установлена обязанность по незамедлительному исполнению судебного решения, исполнительный документ должен быть выдан на руки взыскателю после вступления вердикта суда в законную силу. Это делается на основании письменного ходатайства.

Обратите внимание!

Предъявление исполнительного документа к взысканию является не обязанностью, а правом заинтересованной стороны. Поэтому никто не может заставить взыскателя направить в судебный орган свои требования по исполнению решения и возбуждению производства.

Обязательным условием в этом случае будет подписание заявления о возбуждении производства непосредственно самим заинтересованным лицом. Образец заявления можно найти на сайте ФССП. Если взыскатель сам не может сделать этого, он вправе выдать нотариально заверенную доверенность на право предъявления исполнительного документа и приложить ее к своему ходатайству.

Если взыскателем является компания, от ее имени ходатайство может подписать руководитель или представитель, действующий на основании доверенности.

Оно может быть прекращено при наличии ряда оснований, указанных в ст. 43 Закона № 229-ФЗ:

  • смерть взыскателя или должника, признание этих лиц умершими или безвестно отсутствующими. Этот вариант возможен, если требования или обязанности по исполнению решения не могут перейти к правопреемнику или не могут быть исполнены назначенным органом опеки и попечительства доверительным управляющим;
  • утрата возможности исполнить требования взыскателя;
  • отказ кредитора от получения вещи, которую изъяли у должника;
  • решение суда о прекращении исполнения документа;
  • отмена судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  • мировое соглашение сторон;
  • прекращении алиментных обязательств и т.д.

Если, к примеру, взыскатель отказывается от своих требований, касающихся выплаты алиментов, и это не противоречит интересам несовершеннолетнего ребенка, исполнительное производство может быть прекращено.

Если производство было прекращено, возобновить его по желанию взыскателя будет невозможно

Исключением может быть отмена решения о прекращении в судебном порядке в случае явного нарушения судебным исполнителем или судом материальных и процессуальных норм.

Закон предоставляет право судебному приставу принимать решение о прекращения исполнительного производства. В большинстве случаев оно будет дублировать определение судебного органа.

Пристав прекращает исполнение вердикта в случаях, если суд:

  • вынес решение о прекращении производства и направил его должностному лицу;
  • принял письменный отказ взыскателя от долговых обязательств;
  • утвердил заключенное между сторонами спора мировое соглашение;
  • отменил или признал недействительным исполнительный документ, который стал основанием для возбуждения производства;
  • отменил судебный акт, который стал основанием для выдачи исполнительного документа.

Обратите внимание!

Судебный пристав обязан рассмотреть ходатайство в десятидневный срок с момента его поступления. После этого он должен вынести постановление о приостановлении или прекращении исполнительного производства либо об отказе в такой просьбе.

Исполнительным производством судебных приставов называют комплекс мероприятий, осуществляемых через принятое судебное решение, с применением специальной исполнительной документации (далее – ИД). С помощью этого процесса восстанавливаются чьи-то права.

Приставы возбуждают исполнительное производство (далее – ИП) исключительно при наличии ИД, а также заявления взыскателя. В тех случаях, когда ИД поступает от органа, который его выдал, заявление не нужно. Решение пристава-исполнителя возбуждать ИП или отказать в этом означает то, что прекращается рассмотрение стадии производства, вследствие чего оформляется соответствующее постановление.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ основанием для данной процедуры являются следующие документы:

  • исполнительный лист, судебный приказ или иной ИД принимается в том случае, если документ соответствует требованиям, прописанных в статье 13 Закона № 229-ФЗ, а также срок его предъявления не истек;
  • заявление взыскателя, согласно которому судебный пристав принимает ИД на исполнение в ФССП или отказывает в этом.

Для начала процесса взыскания требуется два обязательных документа:

  1. Исполнительный лист или постановление суда.
  2. Заявление взыскателя. В нем, как правило, содержится ходатайство об аресте имущества, и излагаются требования по взысканию собственности. А также можно ходатайствовать о применении к должнику мер ограничительного характера в соответствии с законодательством. К заявлению могут быть прикреплены документы, поясняющие имущественное положение и прочие сведения.

С момента подачи заявления процесс должен начаться не позднее 11 дней, если имело место предоставление времени для добровольного погашения задолженности должнику. Если такой период не предоставлялся, то срок составит не более 6 дней. При явном указании в документе необходимости немедленного взыскания срок будем максимально коротким − не более суток.

Стандартный срок − не более 3 дней с момента получения приставом необходимых документов. Однако в этом порядке присутствуют исключения:

  • в случае когда документ подлежит незамедлительному исполнению, он передается приставу немедленно, и решение о начале фактических действий (либо отказе в них) принимается в срок не более 1 дня с момента поступления бумаг в ФССП;
  • при первом поступлении заявления и документов, пристав предупреждает должника о необходимости исполнения требований в добровольном порядке. Предоставляя ему для этого пятидневный срок.

Все самое важное, что нужно знать об исполнительном производстве в 2020 году

В соответствии со ст. 64 Закон № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель может совершать следующие законные действия:

  • запрашивать в органах, физлиц и организациях сведения, в том числе и персональные данные;
  • осуществлять проверку документов, в том числе финансовых;
  • входить в нежилые помещения, принадлежащие должнику или занимаемые им;
  • входить в жилое помещение (в некоторых случаях требуется наличие письменного разрешения от старшего пристава);
  • оценивать, арестовывать и изымать имущество, денежные средства;
  • разыскивать должника и принадлежащее ему имущество, с привлечением сотрудников уполномоченных ведомств;
  • рассматривать ходатайства, заявления, связанные с процедурой;
  • удерживать исполнительский сбор;
  • вводить ограничения на выезд из РФ и прочее.

Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.

1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.

2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.

3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.

Раccмотрим все стадии более подробно:

Возбуждение исполнительного производства — первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.

Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
  • не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
  • исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. После устранения обстоятельств, предусмотренных п. 1 — 4 и 7 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», возможно повторное направление (предъявление) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Требования, содержащиеся в исполнительных документах, обязывающих должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), исполняются по месту совершения этих действий. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества, местонахождении ребенка исполнительные действия совершаются, и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или по месту жительства взыскателя до установления местонахождения должника, его имущества.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако, в отличие от иных юридических действий, приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу.

В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо судом (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве»), либо судебным приставом-исполнителем (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Приостановление исполнительного производства возможно в обязательном порядке или по усмотрению органа, разрешающего вопрос. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат. Например, в судебной практике одним из распространенных оснований для ходатайств со стороны бюджетных организаций о приостановлении исполнительного производства является ссылка на отсутствие денежных средств. Однако данное основание хотя и уважительное, но не указано в ст. 39, 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи, с чем суды отказывают в подобных случаях в приостановлении исполнительного производства.

Суд приостанавливает исполнительное производство полностью или частично в обязательном порядке в следующих случаях:

  • предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключение из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
  • оспаривания результатов оценки арестованного имущества;
  • оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, полностью или частично в случаях:

  • оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
  • оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • нахождения должника в длительной служебной командировке;
  • принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;
  • обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;
  • в иных случаях, предусмотренных ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство;
  • утраты должником дееспособности;
  • участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях;
  • отзыва у должника — кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» не приостанавливается;
  • применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона;
  • принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора;
  • направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации.

Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях:

  • нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении;
  • розыска должника-гражданина или розыска ребенка;
  • просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 6 ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Главный судебный пристав Российской Федерации, Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители также обладают правом приостановления исполнительного производства, но только в одном случае — поступления жалобы на постановление, действия (бездействие) подчиненных им должностных лиц Службы судебных приставов.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства — взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.

Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.

Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:

1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.

2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.

3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.

5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).

8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.

Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

Субъекты розыскных мероприятий На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или неумышленных действий изменяется адрес должника-организации или место жительство должника-гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождения отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер. Только после проведения предварительной розыскной работы, в случае ее безрезультатности, судебный пристав-исполнитель вправе объявить розыск.

Исполнительное производство – это совокупность определенных процессов и действий соответствующих государственных органов. Название этого процесса произошло от того, что он носит исполнительный характер, то есть, направлен на непосредственное (принудительное) исполнение определенных требований.

Исполнительное производство, как и любой процесс, имеет два субъекта: должник и судебный пристав (исполнитель, взыскатель). Оба субъекта связаны между собой объектом исполнительного производства – исполнительным листом.

Исполнительные документы, в частности исполнительные листы, вступают в законную силу после решения суда. В случае, если должник самостоятельно и добровольно погасил все свои текущие обязательства по исполнительному листу, то исполнительное производство в отношении него возбуждаться не будет.

Что такое исполнительное производство судебных приставов?

Процесс исполнительного производства имеет относительно простую схему:

  • взыскатель направляет исполнительный лист судебным приставам;
  • представители службы судебных приставов, в свою очередь, должны принять решение: либо о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе;
  • при принятии решения о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав начинает работу по исполнению требований взыскателя.

На стадии возбуждения исполнительного производства у судебного пристава практически отсутствуют какие-либо сведения о субъекте-должнике (о его имуществе, о наличии транспортных средств, о наличии недвижимости, о наличии и балансе банковских счетов и прочее). Для того чтобы получить наиболее полную и подробную информацию по делу, исполнитель направляет множество запросов в федеральные регистрационные органы (ГИБДД, Росреестр, кредитные организации и т.д.).

На основании полученных информационных результатов, пристав формирует для себя последующую стратегию действий работы. Например, если исполнитель установил, что субъект не владеет никаким имуществом, имеет «нулевые» счета в банках, то, в данном случае, судебный пристав может принять решение об окончании исполнительного производства.

Исполнитель так же может приостановить или совсем закрыть исполнительное производство в случае невозможности установления фактического нахождения объекта (должника).

Порядок окончания исполнительного производства регламентирован статьями № 43-47 закона «Об исполнительном производстве», в котором четко сказано, что судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в случаях:

  • фактического исполнения требований по исполнительному документу, то есть, когда пристав в полном объеме исполнил требование (например, взыскал сумму);
  • возвращения исполнительного документа взыскателю (в том случае, когда исполнитель не может определить местонахождение должника);
  • в случае, когда у должника нет ни имущества, ни счетов, ни денег.

На одного из вышеописанных фактов, создается соответствующий акт, на основании которого регистрируется постановление о прекращении исполнительного производства о взыскании.

Дальше, исполнительный лист передается взыскателю. Он имеет право возобновить исполнительное производство в определенный срок (и так практически до бесконечности).

Ранее судебные приставы отправляли от 5 до 10 почтовых извещений должнику в рамках процесса исполнительного производства. Посчитав почтовые расходы, было принято оптимизировать данный процесс. 11 ноября 2019 года был принят и подписан Федеральный Закон № 375-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»».

Ввиду этого Закона, с 1 января 2020 года судебные приставы имеют право общаться с должниками посредством смс-сообщений. Также каждый гражданин России теперь имеет право оформить заявление, с намереньем получать информацию и документы от судебных приставов в электронной форме через портал государственных услуг.

Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:

  • наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
  • наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
  • дата принятия судебного акта;
  • дата вступления в законную силу;
  • сведения о должнике. А именно:
    1. Фамилия, имя, отчество без сокращений;
    2. Дата рождения полностью;
    3. Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
    4. Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
    5. Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
  • заявление не подписано взыскателем;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).

Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.

В законодательстве Российской Федерации нет такого понятия как «отмена исполнительного производства». Так же, как и нет точных сроков его длительности. Исполнительное производство, согласно юридическим терминам, можно только:

  • возбудить;
  • приостановить;
  • прекратить;
  • окончить;
  • закрыть;
  • возобновить.

Соответственно, если должник будет уклоняться от погашения долга, исполнительное производство можно будет возобновлять бесконечное количество раз.

Порядок возбуждения исполнительного производства регламентируется:

  • статьей 30 «Возбуждение исполнительного производства» и

  • статьей 33 «Место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения»

Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об исполнительном производстве».

В соответствии с этими законодательными нормами исполнительное производство возбуждается:

  • на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя,

  • которое подается в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

На основании исполнительного документа по заявлению взыскателя:

  • судебный пристав-исполнитель (сотрудник органов принудительного исполнения) возбуждает исполнительное производство.

Процедура возбуждения исполнительного производства предусматривает следующие этапы:

  • взыскатель должен получить исполнительный документ в суде или ином органе;

  • заполнить заявление о возбуждении исполнительного производства в Федеральную службу судебных приставов (ФССП);

  • направить заявление о возбуждении исполнительного производства и исполнительный документ в подразделение ФССП по почте, через представителя, либо на личном приеме у судебного пристава-исполнителя;

  • зарегистрировать заявление о возбуждении исполнительного производства и приложенные к нему документы (получить входящий номер), после чего передать судебному приставу-исполнителю (на это дается не более 3 дней с момента регистрации);

  • на принятие решения о возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя есть 3 рабочих дня;

  • если исполнительные документы позволяют возбудить исполнительное производство, судебный пристав-исполнитель издает постановление о возбуждении исполнительного производства, направляет копию этого постановления взыскателю и должнику.

Таким образом, исполнительное производство должно быть возбуждено не позднее 6 рабочих дней после регистрации судебным приставом-исполнителем заявления взыскателя (не более 3 дней на передачу документов судебному приставу-исполнителю плюс еще до 3 дней на вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства).

Законодательством не предусмотрена единая форма заявления о возбуждении исполнительного производства.

Помимо стандартных требований к оформлению документов, в заявлении о возбуждении исполнительного производства необходимо указать:

  • куда подается заявление — название подразделения службы судебных приставов;

  • Ф. И. О., место регистрации;

  • номер банковского счета, куда впоследствии будут направлены деньги, причитающиеся с должника;

  • информацию об исполнительном документе, дату его вынесения, номер, суд, который его выдал.

Указание данных сведений является обязательным, в противном случае судебный пристав-исполнитель будет вправе отказать в возбуждении исполнительного производства.
Что касается способов подачи заявления, то его можно:

  • принести в службу судебных приставов самостоятельно,

  • подать через представителя или

  • отправить по почте заказным письмом.

Во избежание впоследствии недоразумений, при подаче заявления следует потребовать проставления входящего номера, в котором должна быть отражена информация:

  • о дате, когда было принято заявление;

  • о сотруднике службы судебных приставов, принявшем его;

  • телефонный номер представителя ФССП.

Если по одному решению суда было выдано несколько исполнительных листов (статья 429 «Выдача по одному решению суда нескольких исполнительных листов» ГПК РФ), то по каждому должнику пишется отдельное заявление о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительное производство судебных приставов: Как забрать долги законно

Действия судебного пристава-исполнителя при получении заявления детально регламентируются статьей 30 «Возбуждение исполнительного производства» Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с п.7 этой статьи Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в 3-х дневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

При получении заявления о возбуждении исполнительного производства от взыскателя судебный пристав-исполнитель проверяет:

  • обязательные реквизиты исполнительного документа (номер и дату выдачи исполнительного листа, печать суда, подпись уполномоченного лица и т.д.);

  • сведения о взыскателе и должнике;

  • характер и размер требований, так как от этого зависит перечень исполнительных действий;

  • полномочия представителя.

Если представленные документы оказываются в порядке, то судебный пристав-исполнитель в 3-х дневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление:

  • о возбуждении исполнительного производства либо

  • об отказе в возбуждении исполнительного производства.

При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений:

  • судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.

В том случае, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению:

  • он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю;

  • решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.

В том случае, когда исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов:

  • судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и

  • предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий;

  • срок для добровольного исполнения составляет 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства

  • либо с момента доставки извещения о размещении информации о возбуждении исполнительного производства в банке данных, отправленного в форме электронного документа и направленного адресату, в том числе в его единый личный кабинет на Едином портале Госуслуг.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление:

  • не позднее одного дня, следующего за днем вынесения указанного постановления,

  • направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Направив заявление и исполнительный лист в ФССП, взыскатель может:

  • контролировать ход исполнительного производства,

  • обжаловать действия и бездействия судебных приставов-исполнителей.

Для этого нужно получить копию постановления о возбуждении исполнительного производства, в котором будет указан его номер.

Контролировать ход исполнительного производства можно следующими способами:

  • знакомиться с материалами исполнительного производства, так как такое право законодательно предоставлено каждому участнику исполнительного производства;

  • направлять в адрес ФССП письменные запросы о получении информации по ходу выполнения исполнительного производства;

  • проверять информацию по базе данных на официальном сайте ФССП;

  • подавать жалобы на действия и бездействия судебных приставов-исполнителей;

  • участвовать в исполнительном производстве;

  • подавать заявления и ходатайства, например, об объявлении розыска должника и его активов.

В рамках исполнительного производства заявитель может воспользоваться услугами представителя (юриста, адвоката, иных лиц). Для подтверждения полномочий представителя нужно оформить доверенность через нотариат.

Исполнительное производство – это процедура взыскания по специальному документу, состоящая из нескольких этапов и осуществляемая органами ФССП. Возбуждением производства и совершением действий в отношении должников занимаются судебные приставы.

Порядок осуществления этого процесса на всех его стадиях регламентируется Федеральными законами «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Применительно к делам судебных приставов используется общий срок исковой давности – 3 года, с момента выдачи исполнительного документа. За это время взыскатель должен успеть подать его в отдел ФССП для возбуждения дела. Исключения из этого правила содержатся в статье 21 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Документы для взыскания, по которым предусмотрены периодические платежи, могут предъявляться в течение всего срока, на который установлена выплата (например, алименты), а также в течение трех лет после того момента как они должны были окончиться.

Если взыскатель не успел подать лист для взыскания до завершения срока исковой давности, он утрачивает право возбуждения исполнительного производства. Тем не менее, он может попытаться восстановить этот срок через суд, если заявит об уважительности причины пропуска и приложит доказательства.

Таким образом, от эффективности действий, совершаемых судебным приставом в рамках исполнительного производства, напрямую зависит скорость взыскания долга с ответчика.

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства

Принудительными мерами в исполнительном производстве судебных приставов признаются действия пристава, которые должны быть осуществлены по решению суда и будут направлены на получение денег с должника. К таким принудительным мерам можно отнести любые действия пристава, которые совершаются с целью перехода на следующий этап в производстве.

Законодательством отведен срок (3 дня с момента возбуждения ИП — срок исполнения требований добровольно) для добровольного исполнения требований кредиторов, после чего должностное лицо может осуществлять введение различных ограничений, наложения арестов и списание денег с найденных счетов должника.

Это лишь малая часть того, что вправе сделать пристав для защиты имеющихся прав у заявителя. С полным перечнем государственно-властного принуждения можно ознакомиться в нормативно-правовом акте, регулирующем деятельность ФССП.

Кроме этого, в законодательных нормах закреплен порядок применения таких процессуальных действий. Это говорит о том, что законодателем был четко урегулирован вопрос об имеющихся правах и обязанностях у судебных приставов-исполнителей.

Прекращение процесса взыскания происходит на основании Постановления, которое высылается для уведомления сторонам дела в трехдневный срок. Сам исполнительный документ может быть применен в дальнейшем для реализации решения суда, именно поэтому он остается в материалах дела.

Окончание — совершенно другая стадия исполнительного производства судебных приставов, наступление которой возможно только в нескольких случаях:

  • требования заявителя были полностью удовлетворены
  • между сторонами было заключено мировое соглашение
  • ответчик признан банкротом
  • истцу был возвращен исполнительный документ в связи отсутствием возможности возврата долга

Постановления оспариваются путем подачи жалобы в суд, которым они рассматриваются в течение 10 дней. Гражданам следует обращаться в суд общей юрисдикции, а организациям в Арбитражный суд. Для обжалования у заявителя должны иметься основания в виде наличия доказательств незаконности принятия решения должностным лицом.

Процесс взыскания долга или удовлетворения других требований завершается выдачей исполнительных документов. К ним относятся приказы, постановления суда и исполнительные листы, нотариальные соглашения, решения комиссий по трудовым спорам, ряд иных документов. Хотя должник обязан добровольно выполнить предписания суда или иного органа, такие случаи встречаются достаточно редко. Чтобы обеспечить принудительное исполнение законодатель предусмотрел специальную процедуру – исполнительное производство.

Суть исполнительного производства заключается в совершении процессуальных и фактических действий, направленных на исполнение требований взыскателя. Если говорить проще, в ходе производства будут предприняты меры воздействия на должника, чтобы он рассчитался по обязательствам. Предметом исполнительного производства может быть:

  • удержание периодических платежей (например, алиментов на ребенка);
  • взыскание задолженности по договорам, услугам ЖКХ, кредитам, в возмещение ущерба;
  • изъятие и передача взыскателю определенных вещей или предметов;
  • переоформление имущественных прав с должника на взыскателя;
  • понуждение должника к совершению определенных действий (например, для восстановления взыскателя на работе);
  • выселение, принудительное освобождение помещения;
  • отобрание и передача ребенка, который незаконно находился у должника.

Специальным требованием, которое может исполняться в ходе производства, является обеспечение иска. Такую временную меру вправе ввести суд, чтобы гарантировать истцу надлежащее исполнение после удовлетворения его требований.

Исполнительное производство является официальной процедурой, со строго определенными правами, обязанностями и полномочиями взыскателя, должника, других лиц. Поэтому все стадии процедуры детально описаны в нормативных актах, должны соблюдаться специалистами ФССП.

Как указывалось выше, базовым нормативным актом для возбуждения, ведения и закрытия исполнительного производства является Федеральный закон № 229-ФЗ. Он определяет:

  • перечень полномочий пристава, список возможных исполнительных действий и процессуальных документов;
  • порядок взаимодействия взыскателя, пристава, должника и других лиц, участвующих в исполнении;
  • способы и порядок оценки имущества, его реализации;
  • условия и правила обжалования незаконных действий, постановлений и бездействия должностных лиц ФССП.

В Законе № 229-ФЗ нет образцов процессуальных документов. Многие формы утверждены Приказами ФССП, нормативными актами Правительства РФ.

При взаимодействии с приставами в ходе производства придется учитывать нормы ГПК РФ, УИК РФ. Для возмещения ущерба нужно ссылаться на нормы Гражданского кодекса РФ. По многим процессуальным вопросам разъяснения давали Пленум Верховного суда РФ, руководство ФССП. Статус и основные полномочия приставов определены Федеральным законом № 118-ФЗ.

Так как исполнительное производство относится к государственным функциям, его может вести только специальное ведомство – ФССП (Федеральная служба судебных приставов). С 2020 года приставы отнесены к чиновникам государственной службы, хотя на порядок ведения исполнительного производства это практически не повлияло. Коллекторы и коллекторские агентства не могут вести производство, а их действия по взысканию не подпадают под Закон № 229-ФЗ.

Формально, Закон № 229-ФЗ позволяет исполнить решение суда или иной документ вообще без участия приставов. В отдельных случаях взыскатель может обращаться напрямую к работодателю должника, в организацию, выплачивающую ему иные доходы. Также для погашения задолженности можно подать документы в банк, где у должника открыты счета. В перечисленных случаях исполнительное производство не возбуждается.

Если взыскатель обращается за исполнением в ФССП, производство пройдет по следующим этапам:

  • возбуждение производства, вынесение приставом соответствующего постановления, направление копии документа сторонам;
  • стадия добровольного исполнения – на этом пристав может дать до 5 дней (кроме случаев немедленного исполнения);
  • введение обеспечительных мер и ограничений – арест имущества и счетов, изъятие активов, наложение запретов на выезд, лишение водительских прав;
  • совершение исполнительных действий – выезд на место, подача документов на удержание, розыск должника и его имущества, направление запросов, оценка и реализация активов;
  • завершение производства по фактическому исполнению, либо по причине невозможности исполнения.

Точный перечень этапов производства зависит от особенностей взыскания и требований исполнительных документов. Например, при взыскании алиментов и других периодических платежей не обязательно проводить арест имущества и счетов. Если у пристава есть сведения о месте работы должника, туда сразу будут направлены документы на удержание.

В зависимости от требований исполнительного документа, участниками производства и заинтересованными лицами могут быть:

  • судебные приставы-исполнители – ведут производство, издают процессуальные документы, совершают исполнительные действия;
  • взыскатель – вправе требовать исполнения;
  • должник – обязан исполнить судебный или иной акт, требования и предписания пристава;
  • работодатель или иная организация, выплачивающая должника зарплату, другие виды доходов – обязаны осуществлять удержание в соответствие с постановлением ФССП, заявлением взыскателя;
  • банк, в котором у должника открыты счета и вклады – обязан наложить арест на счет, списывать поступающие средства по постановлению пристава;
  • оценщик – привлекается приставом для определения рыночной стоимости имущества для последующей реализации;
  • специализированная организация, заключившая договор с ФССП – занимается реализацией имущества должника по постановлению пристава.

Заинтересованными лицами могут быть граждане и организации, чье имущество было незаконно арестовано приставом. Они могут требовать исключения вещей и предметов из описи, в том числе в судебном порядке.

Верховный суд разрешил арестовывать единственное жилье должников

В целях единообразия применения судами законодательства при рассмотрении отдельных вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2, 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Порядок рассмотрения судами требований и вопросов, связанных с исполнением исполнительных документов

1. Судебная защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц осуществляется в порядке искового производства по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), административного судопроизводства — по нормам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) и производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, — по нормам АПК РФ с учетом распределения компетенции между судами.

Исковой порядок установлен для рассмотрения требований об освобождении имущества, включая исключительные имущественные права (далее по тексту — имущество), от ареста (исключении из описи) в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества; об отмене установленного судебным приставом-исполнителем запрета на распоряжение имуществом, в том числе запрета на совершение регистрационных действий в отношении имущества (для лиц, не участвующих в исполнительном производстве); о возврате реализованного имущества; об обращении взыскания на заложенное имущество; о признании торгов недействительными; о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и/или применения мер принудительного исполнения, и других (например, часть 2 статьи 442 ГПК РФ, часть 2 статьи 363 КАС РФ, часть 1 статьи 119 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве), пункт 1 статьи 349, пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов (далее — ФССП России) рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства.

Жалобы на постановления должностных лиц ФССП России по делам об административных правонарушениях, заявления об оспаривании постановлений указанных должностных лиц о привлечении к административной ответственности рассматриваются, соответственно, судами общей юрисдикции по правилам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), арбитражными судами — по нормам главы 25 АПК РФ.

2. Вопросы исполнительного производства, отнесенные к компетенции судов, разрешаются в соответствии с разделом VII ГПК РФ, регулирующим производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, с разделом VIII КАС РФ, регулирующим рассмотрение процессуальных вопросов, связанных с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемых судами общей юрисдикции, с разделом VII АПК РФ, регламентирующим производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

Разграничение компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов

3. Требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК РФ, и арбитражных судов, в том числе Суда по интеллектуальным правам (далее — арбитражные суды) — в соответствии со статьями 27, 28, 33 АПК РФ.

Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей определяется в соответствии с нормами статьи 17 КАС РФ, статьи 29 АПК РФ и частей 2 и 3 статьи 128 Закона об исполнительном производстве.

  1. По месту проживания или нахождения должника;
  2. По месту открытия его банковских счетов;
  3. По месту расположения имущества.

Если в решении суда нет ваших реквизитов, то к заявлению и исполнительному листу взыскатель обязан приложить реквизиты своего банковского счёта, на который будут переводиться взыскиваемые средства.

В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель может обратить взыскание на имущество должника, на его денежные средства, находящиеся на счетах в банках РФ, на периодические выплаты (например, на заработную плату), на имеющиеся у должника ценные бумаги.

  • Кроме того, если после возбуждения исполнительного производства должник добровольно не уплатит штраф, с него взыщут исполнительский сбор в размере семи процентов от суммы штрафа, но не менее 1000 руб. (ч. 3 ст. 112 Закона от 02.10.2007 №229-ФЗ). Постановление о назначении административного наказания может быть приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу (ст. 31.9 КоАП РФ).

Законодательство РФ предусматривает два способа для оспаривания действия или бездействия судебного пристава-исполнителя о взыскании долга. Первый заключается в подаче жалобы начальнику судебного пристава, то есть в порядке подчиненности (согласно статье 123 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Второй способ также сводится к подаче жалобы, но на постановления судебного пристава, и в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, в зависимости от того, где чиновник выполняет свои обязанности.

Есть возможность обжаловать действия пристава, такие как вынесение постановлений, нарушающих права граждан. Также обжалованию подлежит бездействие пристава, если он не предпринимает действий, предписанных законом.

Жалоба на судебного пристава о его действии или бездействии подается в течение десяти дней после установления факта нарушения. Если должник не информирован о том, в какое время пристав будет проводить определенные действия, то гражданин вправе обжаловать данные действия не позднее десяти дней с момента их свершения.

В таком случае доказательством становится почтовое уведомление с датой получения письма.

Процедура взыскания долга судебными приставами (по кредиту, алиментам, долгам и т.п.), ее основные этапы. Предложения ФССП по упрощенному порядку принудительного взыскания мелких штрафов, находящиеся на рассмотрении в Госдуме.

В данной статье хочу рассказать о порядке взыскания приставами долгов, ведь многим интересно узнать порядок их действий, потому как кто то уже столкнулся с их деятельностью, а кто то предугадал и решил понять принцип их работы заранее, что бы быть готовым к их визиту и позаботится о сохранении своих денег и имущества. В данной статье я рассказываю, как работают приставы и что они делают для взыскания долга.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *