4 августа 2018 года вступил в силу ФЗ № 340, которым были внесены значительные поправки в Градостроительный кодекс, а еще с 1 января 2019 года вступил в силу ФЗ № 217, которым введены революционные изменения в регулировании деятельности садовых товариществ.
Какие же изменения произошли?
1) Определены параметры жилого дома.
Это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более трех, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного назначения, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия «жилой дом», «индивидуальный жилой дом» и «объект индивидуального жилищного строительства» теперь равнозначны, в каком бы нормативном акте они не упоминались.
Кроме того, в законодательство введено понятие «садовый дом». Это здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании. Параметры садового дома должны соответствовать параметрам жилого дома.
2) Изменился порядок согласования нового строительства.
Теперь застройщик при возведении жилого или садового дома не должен получать разрешение на строительство, но он обязан направить в орган местного самоуправления уведомление о планируемом строительстве. В течение семи дней администрация обязана проверить соответствие параметров планируемого строительства обязательным правилам и дать ответ: о согласовании планируемого строительства либо об отказе в таком согласовании.
Такое согласование будет иметь десятилетний срок действия и не теряет своей силы даже в случае смены собственника земельного участка.
Здесь необходимо отметить, что теперь на орган, дающий заключение о соответствии параметров планируемого строительства действующим правилам, законодательно возложена ответственность за убытки, которые могут быть причинены застройщику сносом его объекта в том случае, если все же возведенный дом не соответствует действующим требованиям. Поэтому, ожидаемо, что администрация будет перестраховываться и отказывать в согласовании строительства в случае наличия каких-либо сомнений.
После окончания строительства застройщику будет необходимо при помощи кадастрового инженера подготовить технический план дома и направить в администрацию уведомление об окончании строительства. Технический план составляется на основании декларации застройщика, уведомления о планируемом строительстве и уведомления о соответствии. К уведомлению об окончании строительства прилагается технический план и – внимание! — соглашение об определении долей в праве на построенный объект, если земельный участок, на котором он построен, находится в общей долевой собственности.
Далее администрация обязана в течение всё тех же семи рабочих дней проверить соответствие параметров построенного объекта требованиям, действовавшим на дату получения уведомления о планируемом строительстве. То есть, если такие требования были изменены в период строительства объекта, сей факт никак не отразится на застройщике. В случае подтвердившегося соответствия параметров орган местного самоуправления обязан направить застройщику соответствующее уведомление.
3) Изменились и правила регистрации построенных жилых и садовых домов.
Теперь в течение семи рабочих дней орган местного самоуправления, получивший уведомление застройщика об окончании строительства, при отсутствии оснований для отказа в согласовании обязан направить в Росреестр заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности соответствующего лица. Только в том случае, если он этого не делает, у застройщика появляется право самостоятельно обратиться к регистратору с заявлением.
(далее…)