Гражданская ответственность автовладельцев

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданская ответственность автовладельцев». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Субъект привлекается к гражданской ответственности в том случае, если он, будучи владельцем транспортного средства, в результате нарушения ПДД, причинил ущерб имуществу потерпевшего лица. Не исключен случай, когда ущерб возмещает не только тот, кто был за рулем в момент ДТП, но и собственник автотранспорта. Если автомобиль виновника служебный, то наказание за проступок водителя возлагается на организацию, предоставившую авто в пользование.

Статья 15 ГК РФ гласит, что хозяин пострадавшего имущества вправе требовать возмещения: расходы на ремонт и/или восстановление товарного вида, также возмещение неполученных из-за ущерба доходов (упущенной выгоды). Поэтому мерой наказания выступает материальная компенсация хозяином и/или водителем пострадавшему лицу, если последнее не понесло тяжких повреждений здоровья.

Согласно договору ОСАГО, страхование покрывает убытки для возмещения ущерба потерпевшему, только если сумма ущерба не превышает указанную в полисе сумму.

Освобождаются от возмещения за нанесенный вред хозяева авто, если ДТП произошло из-за чрезвычайных ситуаций природного характера: извержение вулкана, сход селей и т.п. Также, если гражданский суд установил, что ДТП возникло по умыслу потерпевшего, то обвинение с хозяина авто снимается.

Гражданская ответственность (ГО) – это обязанность виновника дорожно-транспортного происшествия (ДТП) компенсировать ущерб, причиненный его действиями имущественным интересам третьих лиц. При этом вред может быть нанесен жизни, здоровью или имуществу пострадавших.

Бесспорно, что любому автовладельцу дорого его авто и материальное благополучие. Но собственное здоровье, жизнь близких – дороже.
Для их защиты существует страхование от несчастного случая (НС).
Страховой случай – причинение вреда жизни или здоровью водителя и пассажиров в результате повреждения или гибели автомобиля. Возмещение выплачивается пострадавшим или их родственникам в случае смерти, постоянной потери трудоспособности (инвалидности), временной потери трудоспособности в результате полученных травм.

Страхование от НС возможно в двух вариантах:

  • по паушальной системе страхуется весь салон автомобиля и выплаты производятся путем деления общей страховой суммы на количество пострадавших;
  • по системе мест на определенную сумму страхуется каждое место в автомобиле.

Данный вид страхования добровольный. Страховую сумму может назначить сам клиент. Следует отметить, что тарифы на страхование от несчастного случая вполне приемлемы и составляют от 0,3 до 1 % от страховой суммы.

В заключение о комплексных договорах автострахования.
Полис ОСАГО – это всегда отдельный документ установленного образца, который приобретается на каждое транспортное средство. То же самое касается договора КАСКО – он привязан к конкретному автомобилю.

Договоры ДОСАГО и страхования от несчастного случая в принципе могут быть оформлены отдельным документом, но с обязательной жесткой привязкой к конкретному транспортному средству. Хотя такой вариант используется крайне редко, так как страховщики прилагают максимум усилий, чтобы клиент приобрел в первую очередь полис КАСКО и без него редко страхуют ДОСАГО и НС.

Поэтому практически все страховые компании предлагают комплексные договоры автострахования. Они включают в себя все три вида добровольного страхования для определенного автомобиля: КАСКО, ДОСАГО, НС. При этом КАСКО выступает как основной и обязательный, а ДОСАГО и НС – как дополнительные. Если клиент не желает страховать дополнительные виды, то соответствующие разделы договора не используются. Для того, чтобы заинтересовать клиента в заключении комплексного договора, включающего все три вида страхования («три в одном»), СК, как правило, дают существенные скидки по дополнительным видам, а иногда и по всем трем. Бывают также случаи, когда при покупке КАСКО и ДОСАГО страховка НС предоставляется в подарок (или наоборот – ДОСАГО в подарок при покупке НС).

Поэтому, если Вы приняли окончательное решение по страхованию Вашего авто и определились с необходимыми Вам видами защиты, то желательно заключать комплексный договор, причем одновременно с оформлением полиса ОСАГО. Это в большинстве страховых компаний даст Вам возможность получить наибольший материальный выигрыш без потери качества.

ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, такой полис покроет нанесенный машинам ущерб и виновному не придется возмещать его из своего кармана. А пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины лично. Все это сделают за них страховые компании.

Стоимость полиса зависит от стажа вождения, мощности машины и региона, в котором зарегистрирован ее владелец. Например, в Москве владелец Лады Калины 2013 года выпуска заплатит около 4 тысяч рублей, а в Республике Тыва за такой же полис — 2 тысячи рублей.

Федеральный закон «Об ОСАГО»

Лучше всего распечатать бланк полиса и возить его с собой. По закону это необязательно, но может возникнуть ситуация, когда вы не сможете воспользоваться электронной версией полиса.

Можно сохранить электронную версию полиса в телефоне, и нарушением это не будет. Но если попадете в ДТП, а телефон забудете дома, он будет разряжен или разобьется — вспомнить все его реквизиты сложно. А без них невозможно заполнить извещение о ДТП.

Если в результате ДТП пострадали люди, в происшествии участвовало больше двух машин, или ущерб, по мнению участников, может превышать 400 тысяч рублей, либо есть разногласия в обстоятельствах у участников ДТП — необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В этом случае они сами оформят все документы и определят виновного.

Что такое европротокол. В некоторых случаях, например, если пострадало только две машины, ущерб меньше 400 тысяч рублей, и люди не пострадали, — водители могут оформить все документы самостоятельно по европейскому протоколу.

Куда обращаться за возмещением по ОСАГО. Нужно будет обратиться в свою страховую компанию. А в некоторых случаях можно обратиться и в компанию виновника — например, если пострадал пешеход или причинен вред дорожному имуществу. Там вас попросят написать заявление об убытке по форме компании. А еще снимут копии документов на автомобиль или попросят их электронные копии.

Обязательное страхование автогражданской ответственности знакомо всем водителем. По полису ОСАГО страховой компанией возмещается ущерб, который был причинен одним водителем другому.

Однако существует лимит страховой выплаты. В 2016 году он был равен 400 000 рублей за возмещение материального ущерба и 600 000 рублей за урон здоровью.

При желании сумму компенсации можно значительно увеличить. Для этого нужно оформлять так называемый ДОСАГОдополнительное страхование автогражданской ответственности. Подобный документ гармонично дополняет ОСАГО и работает, когда ущерб при аварии превышает установленные лимиты.

Даже самые современные технологии допускают возможность производства бракованной продукции.

Причинами возникновения брака продукции могут быть:

  • человеческий фактор:
  • использование некачественных расходных материалов;
  • недоработка на стадии проектирования продукта;
  • нарушение условий труда.

В подобных ситуациях ущерб причиняется не только потребителю, но и производителю, который несет серьезные убытки.

Что и от чего можно защитить? Виды автострахования.

Например, юрист гарантирует клиенту, что выиграет его дело в суде и берет плату за свои услуги. Но он терпит поражение. А клиент несет убытки и направляет правозащитнику претензию.

В такой ситуации будет хорошо, если предусмотрительный юрист оформил полис страхования гражданской профессиональной ответственности. Затраты в этом случае понесёт страховая компания.

В России это обязательная процедура. Данная страховка может помочь дольщикам и вкладчикам вернуть потраченные деньги или даже обеспечить их жильем в том случае, если происходит банкротство их строительной компании.

Данный закон вступил в силу в 2014 году. Теперь строительные компании могут брать деньги с клиентов вперед, только если у них есть полис страхования гражданской ответственности застройщика.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов регламентировано ФЗ РФ № 225 от 27.07.2010 (акт. ред. от 18.12.2018). К таким объектам относят, к примеру, расположенные на территории РФ:

  • гидротехнические сооружения;
  • АЗС жидкого моторного топлива;
  • опасные производственные объекты, занесенные в соответствующий госреестр.

Внимание! Владелец опасного объекта обязан заключить договор со страховщиком на весь срок его эксплуатации. Без него эксплуатировать объект запрещено.

В связи со спецификой такой деятельности, как строительство, страхование ответственности перед третьими лицами просто обязательно. Так как в противном случае велика вероятность возникновения серьезных материальных трат.

Страховая защита рассматриваемого типа вступает в силу, если страхователю будут предъявлены претензии третьими лицами, заявленные в соответствии с нормами гражданского законодательства РФ.

Федеральный закон, регламентирующий возмещение вреда, причиненного в результате ведения какой-либо деятельности непосредственно на строительной площадке или же вне её, которая повлекла:

  • причинение вреда жизни или здоровью (потеря трудоспособности, увечье, смерть);
  • серьезный ущерб имуществу (полное уничтожение ТС, построек, животных или даже зданий).

Также страховщик обязан оплатить издержки, возникшие в результате ведения судебного разбирательства. Размер страховой компенсации при возникновении страхового случая определяется в соответствии со ст. №947 Гражданского Кодекса РФ.

Также определение размера денежной компенсации может быть оставлено на усмотрение сторон. Чаще всего необходимой суммой являются средства, требуемые для полного возмещения полученного вреда: лечения, восстановительных работ и иного.

Обязательное страхование гражданской ответственности

Предусмотрено два случая привлечения водителя к уголовной ответственности за нарушения ПДД.
Первый, и к сожалению, очень НЕ редкий. Этот случай предусмотрен статьей 264 УК РФ, т.е. за причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти в результате нарушения Правил дорожного движения.
Особой линией в этой статье отводится совершению преступления в состоянии опьянения. Причем, опьянение может быть разным: алкогольным, наркотическим и т.д.
Второй случай, это управление транспортным средством, лицом, которое уже было лишено этого права за управление в состоянии опьянения (статья 264.1 УК РФ). Т.е. когда лицо, уже привлеченное к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, повторно совершает указанное правонарушение.

6.1. Предельный срок осуществления восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

Датой окончания срока осуществления восстановительного ремонта является дата подписания потерпевшим акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства, составляемого в трех экземплярах станцией технического обслуживания или страховщиком в случае организации транспортировки транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Один экземпляр подписанного акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства передается потерпевшему, по одному экземпляру — страховщику и станции технического обслуживания.

6.2. Максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, по выбору потерпевшего от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.

В случае организации и (или) оплаты страховщиком транспортировки поврежденного транспортного средства указанная в абзаце первом настоящего пункта максимальная длина маршрута исчисляется до места передачи такого транспортного средства страховщику.

6.3. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.

    • Зачем нужна ОСАГО
    • Как рассчитывается цена полиса ОСАГО
      • Неопытные платят больше
      • Москвичи платят больше всех
      • Много водителей — выше цена

      Несмотря на то, что законом установлен базовый тариф ОСАГО, на стоимость полиса влияет множество факторов. Дороже всего ОСАГО обойдется молодым водителям и водителям со стажем вождения до трех лет. И тот и другой фактор увеличивает стоимость ОСАГО (применяются повышающие коэффициенты от 1,3 до 1,7), поэтому при расчете тарифа необходимо учитывать возраст водителя (до 22 лет) и число лет практики за рулем.

      Страховые тарифы по ОСАГО имеют различную стоимость при аварийной и безаварийной езде. Опытным водителям, не создававшим ДТП в течение нескольких лет, предоставляются значительные скидки; чем больше стаж безаварийной езды, тем выше сумма поощрения. Так как к управлению автомобилем часто допускается несколько водителей, считается допустимым применять этот понижающий коэффициент для ОСАГО только с учетом истории вождения каждого из них.

      Стоимость ОСАГО увеличивается, если число водителей, допущенных к управлению ТС, не ограничено (к тарифу добавляется коэффициент 1.7).

      Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта

      И, разумеется, стоимость автогражданки зависит от самого автомобиля, вернее, от мощности двигателя. Так как количество лошадиных сил влияет на стоимость страховки в обоих направлениях, владельцы маломощных авто могут считать ОСАГО дешевым, а сильных автомобилей – дорогим.

      24 августа 2020 года вступил в силу закон о персонализации тарифов ОСАГО. Это произошло спустя месяц после запуска новой ИТ-системы для этого вида страхования.

      При расчёте базовых ставок страховщики теперь имеют право учитывать различные факторы риска, увеличивающие вероятность страхового случая. Например, ставки могут повысить для водителей, которые регулярно нарушают правила дорожного движения, в том числе привлекаются к ответственности за вождение в нетрезвом виде.

      Кроме того, страховые компании будут учитывать цвет и дату производства машины, семейное положение и наличие детей, форму кузова, мощность двигателя, участие в авариях без вины, установку телематического оборудования на транспортном средстве и т.п.

      28 июня 2020 года состоялся запуск новой автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО, а также стали известны разработчики проекта. Подробнее здесь.

      Безусловно, автостраховой полис не сумеет защитить автолюбителя от аварии. Зато он сможет защитить его от очень больших расходов на возмещение ущерба (в случае, если водитель был виновником случившегося) или же наоборот, защитить от траты личных средств на ремонт своей автомашины (в ситуации, когда водитель оказался потерпевшим).

      Автостраховка служит для возмещения ущерба в следующих ситуациях:

      • выплата определенной суммы на ремонт и восстановление автомашины;
      • компенсация причиненного вреда пострадавшему лицу, а также компенсация его похорон (в случае летального исхода);
      • оплата дополнительных услуг, связанных с дорожным происшествие (например, эвакуация машины).

      Следует сразу отметить, что не во всех случаях автомобильная страховка может возместить полную стоимость для восстановления автомашины до доаварийного состояния. Это вызвано тем, что имеются определенные ограничения максимальной суммы, подлежащей к выплате. Так, на восстановление авто максимально можно получить не более 400.000 рублей.

      Главной особенностью автостраховки является определение ущерба после случившегося дорожного происшествия. Вызвано это тем, что в последнее время фирмам-страховщикам все чаще приходится оплачивать крупные страховые суммы. Стоимость же самих полисов при этом остается невысокой (а благодаря применению понижающих коэффициентов возможны и значительные скидки, причем все это регламентировано государством и компании ничего не могут изменить самостоятельно).

      Все перечисленные ранее случаи, когда страховая откажет в выплате, и являются не страховыми. Так, если в результате дорожной аварии был нанесен ущерб каким-либо строениям, то возмещать его автомобилисту-виновнику придется лично за свой счет. В эту же категорию попадает и нанесение ущерба природе (например, повреждение лесных полос или утечка химикатов в результате ДТП).

      ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, являющееся самым распространенным автострахованием в России. Согласно действующему законодательству любой вид гражданской ответственности предполагает возмещение причиненного ущерба потерпевшей стороне. Это правило относится и к автогражданской ответственности, согласно которой каждый водитель обязуется компенсировать любой возможный вред на дороге.

      Например, если автовладелец врезался в другую машину, то он покрывает ремонт транспорта, или задел пешехода, то оплачивает лечение пострадавшего. Закон «Об ОСАГО» был разработан для того, чтобы потерпевшая сторона гарантированно получала возмещение причиненного ущерба, что раньше было достаточно проблематично: каждый из участников аварии имел свое мнение о том, кто прав, а кто виноват, и какой размер компенсации требовать с виновника дорожного происшествия.

      Обязательное страхование автомобилей для жителей многих европейских стран уже с середины прошлого столетия является обычной процедурой. Автолюбители же Российской Федерации узнали об ОСАГО только с июля 2003 года, когда начал действовать соответствующий закон. До этого момента владельцы транспортных средств могли оформлять договор со страховыми компаниями по своему желанию, то есть добровольно. Если провести сравнение ОСАГО в РФ с другими странами, в отечественном можно выделить некоторые нюансы:

      • правила и тарифы назначаются Правительством и Центральным банком Российской Федерации;
      • как в европейских странах, так и на территории России ОСАГО содержит понятия «европротокол» и «прямое возмещение». В случае мелкого ДТП страхователь, благодаря европротоколу, может получить компенсацию в страховой конторе без обращения в Госавтоинспекцию. Прямое возмещение позволяет участникам аварии отправиться в свои страховые компании, а не к страховщику виновника ДТП, но только в том случае, когда в результате дорожного происшествия повреждено не больше двух машин и нет пострадавших. Кроме того, оба автовладельца должны иметь полис ОСАГО. Отличие российского обязательного автострахования долгое время заключалось в том, что прямое возмещение было альтернативно, чего не скажешь о Европе (там прямое возмещение было и есть безальтернативно). ОСАГО в России давало водителю право выбирать между своим страховщиком и страховой конторой виновника ДТП. Однако подобная свобода выбора очень часто оборачивалась против пострадавшего, потому что страховщики старались отправить его в другие страховые компании. Этот недостаток российского прямого возмещения был устранен в августе 2014 года поправками в соответствующий закон;
      • существуют скидки за безаварийность. Например, если год прошел без аварийных ситуаций, то полагается скидка 5%. Однако в случае дорожного происшествия взнос увеличивается в зависимости от количества аварий по вине водителя, на которого оформлен полис.

      Ответственность автовладельцев

      Раньше для получения выплат по обязательному автострахованию пострадавший в результате дорожного происшествия должен был обратиться в страховую контору лица, которое являлось виновником произошедшей аварии.

      Сегодня же, чтобы немного упростить процедуру получения компенсации, на законодательном уровне внесены некоторые изменения — если в результате ДТП не было пострадавших и соблюдены другие обязательные условия, пострадавшая сторона имеет право обратиться непосредственно к своему страховщику (прямое возмещение). Кроме того, если вред имуществу оценивается до 50 тысяч рублей, то участники аварии могут не уведомлять Госавтоинспекцию о произошедшем дорожном происшествии, а самостоятельно оформлять утвержденный европейский протокол.


      1. Комментируемая статья содержит принципы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — основополагающие идеи, исходные положения, составляющие основу данного института, раскрывающие его правовую и экономическую сущность, социальное назначение, а также стоящие перед ним ключевые задачи. Значение данных принципов, помимо сугубо теоретического, состоит в преодолении с их помощью коллизий, возникающих в правоприменительной деятельности, а также определении перспективных направлений совершенствования законодательства в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с учетом современных потребностей общества. Следует иметь в виду, что каждый из четырех принципов, перечисленных в комментируемой статье, получает свое толкование исходя из приоритетов в обеспечении прав и законных интересов субъектов правоотношений, основанных на договоре ОСАГО, и в особенности их наименее защищенного участника — потерпевшего (выгодоприобретателя).

      2. Принцип гарантированного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в пределах, установленных комментируемым Законом, означает, что с помощью обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств создаются условия для применения упрощенных процедур возмещения такого вреда по сравнению с общим порядком, предусмотренным гражданским законодательством для внедоговорных (деликтных) обязательств.

      Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. В силу требований ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (собственно, к такой деятельности относится использование транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от вины, т.е. если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

      Статья 12 ГК РФ предоставляет потерпевшему возможность реализовать в рамках внедоговорных (деликтных) обязательств один или несколько способов защиты нарушенного права, таких как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, возмещение убытков, компенсация морального вреда. Однако для применения любого из них по общему правилу требуется обращение в суд, при этом потерпевший несет на себе риск неплатежеспособности владельца транспортного средства.

      Ликвидировать основную часть проблем, связанных с реализацией принципа полного возмещения вреда в рамках внедоговорных (деликтных) обязательств, призван институт страхования гражданской ответственности. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, при определении направленности правового регулирования отношений, возникающих в процессе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, надлежит предусматривать специальные правовые гарантии защиты прав потерпевшего, которые должны быть адекватны правовой природе и целям такого страхования, а также характеру соответствующих правоотношений. При этом от законодателя требуется установление более предпочтительных в сравнении с внедоговорными обязательствами условий реализации потерпевшим своих прав, вытекающих из страхового правоотношения.

      ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Данный полис является подтверждением заключенного договора между автовладельцем и страховой компанией, согласно которому страховая обязуется возместить ущерб, нанесенный владельцем авто в результате ДТП где он будет признан виновным.

      Согласно договору страхования, весь нанесенный ущерб и убытки, в пределах установленной суммы, третьим лицам – пострадавшим в аварии пассажирам или транспортному средству, возмещает страховая компания.

      Однако самому владельцу транспортного средства, заключившего договор ОСАГО и являющегося виновником ДТП на возмещение собственных убытков рассчитывать не приходится. Для страхования своего автомобиля от повреждений или угона приобретается полис КАСКО.

      Каждый автовладелец во время вождения в обязательном порядке должен иметь при себе действующий полис ОСАГО. Наличие данного полиса является гарантией возмещения ущерба, нанесенного транспортным средством, всем пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии. Причем возмещением убытков будет заниматься не лично владелец авто, признанный виноватым в аварии, а страховая компания, с которой заключен договор автострахования.

      Именно введение обязательного страхования позволило упростить решение проблем, возникающих при попадании в ДТП, таких как компенсация убытков пострадавшим. Сумма выплат для компенсаций рассчитывается для каждого пострадавшего отдельно, с учетом вреда причиненного его здоровью либо исходя из повреждений его транспортного средства. При этом если транспортное средство уже имело повреждения, из страховой выплаты вычитается сумма износа запчастей. Подробнее о том, как оценивают ущерб по ОСАГО, мы рассказывали здесь.

      Гражданско-правовая ответственность владельцев транспортных средств

      Объектами страхования ответственноси владельцев транспортных средств являются не противоречащие законодательству РФ имущественные интересы страхователя, связанные с компенсацией убытка потерпевшим за вред, причиненный третьим лицам при эксплуатации транспортных средств. Ущербы, нанесенные третьим лицам в результате дорожно-транспортных происшествий, практически везде покрываются за счет страхования ответственности владельцев автотранспорта.

      В России, как и в большинстве европейских стран этот вид страхования является обязательным в связи с принятием федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.

      Страховать автогражданскую ответственность могут дееспособные физические и юридические лица. По договору, заключенному с физическим лицом, застрахованной считается гражданская ответственность собственника транспортного средства или лица, управляющего автотранспортным средством по доверенности. Если договор заключается с юридическим лицом, то действие его распространяется на всех лиц, допущенных к управлению данным транспортным средством.

      Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда при ДТП

      В результате ДТП у виновного может возникнуть гражданско-правовое обязательство вследствие причинения вреда. За исполнение этого обязательства он несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность . Частично или полностью выполнение этого обязательства ложится на страховую компанию, в которой застрахована гражданская ответственность нарушителя.

      Если для привлечения водителя к уголовной или административной ответственности необходимым условием является его виновность , то гражданско-правовая ответственность за причиненный вред может наступить и при отсутствии вины. Закон предусматривает такую ответственность для лица, осуществляющего деятельность (владение и управление транспортным средством), создающую повышенную опасность для окружающих. Ответственность без вины не может наступить при взаимодействии (столкновении) двух источников повышенной опасности. Как правило, она относится к случаям наезда автомобиля на пешехода. Размер ответственности может быть уменьшен судом, если ДТП произошло в результате грубой неосторожности самого потерпевшего, приведшей к возникновению или увеличению вреда. Вред жизни и здоровью, вред в связи с потерей кормильца и расходы на погребение должны быть компенсированы и в этом случае.

      Причинителем вреда считается тот, кто воздействовал на потерпевших источником повышенной опасности, а также тот, кто своим бездействием не предотвратил вреда, хотя был обязан это сделать. Ответственность может быть возложена судом как на лицо, использовавшее источник повышенной опасности, так и на его владельца (если тот не обеспечил надлежащую охрану) — в долевом порядке в зависимости от вины каждого.

      У автохозяйства украден грузовик и вор, укравший автомобиль, совершил ДТП. Ответственность за вред суд возложил поровну на владельца предприятия, не обеспечившего сохранность грузовика, и на управлявшего источником повышенной опасности вора.

      Ответственность водителя (владельца автомобиля) за имущественный вред, а также за вред, нанесенный жизни и здоровью, подлежит обязательному страхованию (ОСАГО). Обязанность лично компенсировать эти виды вреда (частично или полностью) может возникнуть у водителя, если компенсация по ОСАГО окажется недостаточной (тогда он будет обязан выплатить недостающие суммы), а также в некоторых других случаях (например, если водитель в момент ДТП находился в состоянии опьянения — в этом случае страховщик выплатит компенсацию потерпевшему, но, в свою очередь, может потребовать от водителя возместить эти расходы в порядке регресса ).

      Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.

      Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.

      Она накладывается по Кодексу административных правонарушений. Ответственность наступает, если водитель нарушил действующие правила и не нанес ущерба другим участникам, либо ущерб несущественный.

      В качестве наказания может быть назначено:

      • предупреждение;
      • денежный штраф;
      • лишение водительского удостоверения;
      • административный арест;
      • конфискация орудия нарушения.

      Срок ареста по административному правонарушению может достигать 15 суток. Денежный штраф определяется в соответствии с тяжестью преступления. Он назначается в некоторых случаях, например:

      • управление автомобилем с тонированными стеклами;
      • остановка или стоянка в неположенном месте;
      • пересечение сплошной линии разметки;
      • при отсутствии у водителя полиса ОСАГО;
      • при пользовании мобильного телефона во время вождения и другие.

      Такой вид ответственности наступает, если водитель вследствие нарушения ПДД причинил материальный ущерб третьим лицам. Наказание за нарушение правил дорожного движения будет в виде административного штрафа и возмещения ущерба пострадавшей стороне.

      Водитель обязан возместить моральный и материальный ущерб, а также выплатить компенсацию за упущенную выгоду, в связи с наступлением ДТП пострадавшему лицу, если его трудовая деятельность осуществляется за счет пострадавшего транспортного средства.

      Он обязан компенсировать расходы, если нарушение нормативов дорожного движения было с его стороны, и он лично управлял транспортным средством.

      Такой вид предусмотрен, если был причинен тяжкий ущерб здоровью человека или его смерть. Наказание за нарушение ПДД определяется Уголовным кодексом. Санкции назначаются в виде лишения свободы и выплаты компенсации пострадавшей стороне.

      Уголовная ответственность наступает по статьям:

      • ст. 109 — причинение смерти по неосторожности;
      • сь. 264 — нарушение ПДД и эксплуатации ТС; причинение тяжкого вреда здоровью человека в результате нарушения ПДД в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

      Грубые нарушения ПДД, перечень:

      • езда в нетрезвом виде;
      • управление автомобилем без водительского удостоверения;
      • нарушение правил безопасности перевозки пассажиров и другие.

      Нарушители правил дорожного движения привлекаются к ответственности в зависимости от тяжести преступления. Таблицу штрафов можно посмотреть на официальном сайте ГИБДД здесь.

      ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

      Важно учесть, что в соответствии со ст. 76.2 УК РФ гражданина освобождают от ответственности при совершении преступления небольшой либо средней тяжести случае, если он возместил ущерб либо по-другому загладил причиненный потерпевшему лицу вред. К преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 УК РФ) относится деяния, где максимальный размер наказания для виновника не превышает 3-х лет лишения свободы, средней тяжести – до 5 лет (если оно совершено умышленно), до 3 лет (по неосторожности).

      Объектов для страхования гражданской ответственности весьма много. Защитить потенциальные риски перед третьими лицами могут как физические лица с небольшими доходами, так и международные компании, располагающие миллиардами. Суммы взносов в этих случаях будут отличаться в разы.

      В основном же, стоимость полиса зависит от:

      • Вида ответственности, которая страхуется;
      • Суммы покрытия, которая выплачивается пострадавшим при наступлении оговоренного в полисе события;
      • Количества застрахованных рисков;
      • Франшизы (если вы в состоянии оплачивать небольшие суммы по наступившим рискам из собственных средств, то страховая компания для вас снизит тарифы).

      В полисе страхования указывается и сумма возмещения, которая может выплачиваться:

      • Только на один страховой случай в течение всего срока действия полиса (к примеру, за год затопили жильцы соседей три раза: один из них оплатит страховая, а два – сами виновники произошедшего);
      • На одного пострадавшего (например, при ДТП были повреждены два автомобиля, но по условиям полиса компенсация выплачивается лишь одному из них. Ущерб другому водителю будет платить виновный в аварии);
      • Без установления лимитов (если от ошибочных расчётов оценщика в течение года пострадало 5 клиентов, то каждому из них положено возмещение).

      Таким образом, стоимость полиса может быть и 1000 рублей, и несколько миллионов. Всё зависит от масштабов рисков, их разновидности и сумм покрытия.

      Просто о важном: для чего нужно ОСАГО и принцип его действия

      Если вы впервые решили стать обладателем полиса, защищающего гражданскую ответственность, то мы рекомендуем придерживаться следующей последовательности действий:

      1. Выберите подходящую страховую компанию. Оцените её с точки зрения нескольких критериев: надёжности, скорости выплат, суммы полиса и разнообразия страхуемых рисков. Самый лучший вариант – узнать мнение родственников или знакомых. Вероятно, кто-то из них имеет опыт взаимодействия со страховыми компаниями и поделится своими впечатлениями о той или иной компании;
      2. Определитесь с набором рисков. Если вы оформляете обязательное страхование, то выбор в этом вопросе уже сделало за вас государство. А если происходит регистрация добровольного полиса, то подумайте, перечень каких рисков лучше в нём указать. Обозначьте лишь те из них, которые так или иначе связаны с вашей жизнедеятельностью. Чем больше рисков, тем выше стоимость страховки;
      3. Подготовьте документы. В зависимости от вида риска, могут потребовать паспорт и бумаги на объект собственности. В редких случаях страховая компания запрашивает какие-либо справки, которые готовятся несколько дней. Чаще всего достаточно сделать копии имеющихся на руках документов;
      4. Оформление и подпись полиса. На данном этапе внимательно прочитайте все пункты в полученном документе. Не упускайте из виду написанное мелким шрифтом или предложения в сносках. В них может содержаться важная информация касаемо условий выплат;
      5. Оплата взноса. Можно оплатить наличными представителю страховой компании или провести электронный платёж. Вам будет выдана квитанция, которая является доказательством внесения средств. Некоторые компании допускают оплату в рассрочку в течение нескольких месяцев.

      Наиболее простые виды полиса можно оформить и в режиме «онлайн». Например, страхование гражданской ответственности перед соседями регистрируется без походов по страховщикам через сайт выбранной компании.

      Если же крупная компания страхует риски по загрязнению экологии, то оформление происходит исключительно при взаимодействии со специалистом.

      Зарегистрировать полис страхования можно на разные сроки. Обычная страховка заключается на год. Допустимы и периоды до 12 месяцев. Данное условие оговаривается со страховым агентом и зависит от ваших целей.

      Полис начинает действовать с 00:00 следующего дня, после которого был внесён единовременный взнос или первая часть рассрочки. Окончание страховки приходится на 24:00 дня, который указан в полисе в качестве последнего дня договора.

      Все события, которые произошли до начала действия полиса или по его завершении, не являются страховыми случаями. Выплаты по ним производиться не будут.

      В договоре страхования может быть указано, что страховая компания выплатит возмещение по тем событиям, которые произошли до вступления в законную силу полиса, если будет доказано, что проявился страховой случай уже во время действия договора.

      То же самое касается и событий, которые произошли до окончания полиса, но стали явными после его завершения. В подобных полисах обычно указывается срок, в который компания принимает заявления на компенсацию.

      Договор, заключённый со страховой компанией может быть прекращён по следующим причинам:

      1. Завершение его срока;
      2. Досрочное выполнение всех обязательств страховой компанией;
      3. Суд признал недействительность договора;
      4. Страхователь отказался от услуг, которые предлагает полис;
      5. Клиент не оплатил рассрочку в положенные сроки (если вы пренебрегли обязанностью ежемесячных платежей согласно договору, то и страховая компания не выплатит компенсацию, так как по факту услуги вы не оплатили).

      При наступлении страхового случая вам необходимо обратиться в свою страховую компанию. Сделать это можно по телефону горячей линии, который указан в полисе, либо через сайт страховщика.

      Чтобы получить компенсацию, вам потребуется:

      1. Составить заявление на возмещение ущерба (его написать может и пострадавший от ваших действий);
      2. Предъявить все подтверждающие страховой случай документы (к примеру, акт осмотра специалистом затопленной квартиры соседей).

      В течение 7 рабочих дней страховщик огласит вам решение об одобрении выплаты или отказе в таковой. По принятому решению составляется акт, согласно которому и будет начислена сумма компенсации.

      Выплаты зависят от нанесённого ущерба и выплачиваются в размере:

      1. Стоимости объекта при полном его разрушении (в пределах суммы покрытия);
      2. Стоимости ремонтных (оздоровительных и других) работ на основе заключения независимого оценщика (при повреждении имущества, нанесению вреда здоровью или экологии);
      3. Стоимости повышения качественных характеристик, если полученные повреждения не требуют восстановительных работ.

      Выбор страховой компании во многом определяет порядок дальнейших выплат. Это важный критерий, по которому судят о надёжности страховой фирмы.

      Если ожидание компенсации затягивается на несколько недель, а то и месяцев, то на этом взаимоотношения страховщика и клиента часто заканчиваются.

      Мы рассмотрим ТОП-7 страховых компаний, имеющих высокие рейтинги надёжности, а также большой опыт работы и сеть представительств по всей стране.

      К таким относятся:

      1. Ресо-Гарантия. Действует с 1991 года, имеет лицензию на осуществление 100 видов страхования. В России расположено 850 филиалов, представительства имеются и в ближнем зарубежье. Здесь можно застраховать ответственность перед соседями, участниками дорожного движения и другими лицами;
      2. АльфаСтрахование. Существует уже более 20 лет. За это время у компании появилось 270 филиалов. Группа входит в большой холдинг, имеющий банковскую организацию, сеть крупных супермаркетов, несколько операторов сети и прочих компаний;
      3. Росгосстрах. Предлагает широчайший выбор страховых продуктов, связанных с гражданской ответственностью. Одна из первых страховых фирм, которая и по сей день не снижает обороты;
      4. Уралсиб Страхование. Услуги по страхованию компания начала оказывать с 1993 года. Страховщик постоянно реализует различные социальные проекты;
      5. Газпромбанк. Страховая компания входит в группу, объединяющую большое число машиностроительных, нефтехимических заводов. Это является важным фактором, подтверждающим финансовую состоятельность страховщика;
      6. Согаз. Компания функционирует с 1993 года и является одним из лидеров среди страхования физических лиц. Разветвлённая сетка страховых услуг для организаций также завоевала своих постоянных клиентов;
      7. ВТБ Страхование. Компания предлагает страховые услуги с 2000 года. За это время количество клиентов страховщика увеличилось в несколько раз, а объёмы страховых взносов превысили 60 млрд. рублей.

      Данные компании позволяют сформировать полис защиты гражданской ответственности в режиме «онлайн». Порядок страхования в каждой из них разный: предлагаются как готовые программы, так и индивидуальный подход.

      Чтобы не разочароваться в действиях страховой компании при страховании гражданской ответственности, мы рекомендуем придерживаться следующих правил при оформлении полиса:

      1. Ищите только проверенную страховую компанию. Узнайте о количествах выплат за последний год, сумму компенсаций на одного человека и статистику отказов в возмещении. Эта важная информация содержится на сайтах рейтинговых агентств, на основе которой можно судить о надёжности страховщика;
      2. После ввода ваших данных страховым агентом, проверьте их на соответствие действительности. Если личные сведения будут содержать малейшее расхождение, в выплате вам будет отказано. Причём ответственность за верность введённых данных лежит именно на клиенте, а потому внимательно отнеситесь к этому моменту. В противном случае вы просто отдадите деньги компании без возможности на компенсацию;
      3. Изучите страховые риски, указанные в полисе. Узнайте, при наступлении каких случаев выплаты не полагаются. Уточните у специалиста, когда может быть отказано в компенсации. Эти важные вопросы помогут избежать проблем в будущем;
      4. Обращайтесь в те компании, чьими услугами вы уже пользовались. Таким образом, вы получите скидку на следующий полис. Для постоянных клиентов у страховщиков имеются пониженные тарифы.

      Правила страхования в конкретной компании можно узнать на сайте или прочитав их в заключаемом договоре. Соблюдайте все рекомендации страховой компании при наступлении страхового случая, так вы обезопасите себя от отказа в выплатах с её стороны.

      Если произошли события, оговоренные в страховом полисе, немедля сообщите об этом в страховую фирму и не предпринимайте самостоятельных попыток устранить последствия случившегося.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *