Является ли некоммерческое партнерство юридическим лицом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли некоммерческое партнерство юридическим лицом». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Всеобщее собрание членов правомочно, в случае когда на таком собрании или иначе говоря, заседании присутствует больше половины его членов. Вынесение любых решений происходит с помощью указанного общего собрания, они принимаются большинством отданных голосов членов, находящихся на собрании. Принятое решение общего собрания организации по вопросам особенной компетенции наивысшего органа управления некоммерческого партнерства выносится единогласно или же специально квалифицированным большим количеством голосов.

Некоммерческое партнерство как одна из форм некоммерческих организаций

Учредительные документы некоммерческого партнерства должны содержать в себе все основные условия о составе и компетенции органов управления, системе по принятию ими решений, включая и вопросы, решения по которым происходят в порядке единогласного принятия или большинству голосов, и о порядке распределения денежных средств или имущества, остающегося уже после его ликвидации.

Любые перемены в уставе некоммерческой организации фиксируются в уставе и документации по решению высшего органа управления.

Некоммерческое партнерство является юрлицом, и, по действующему закону РФ, имеет полное право на работу своей деятельности в согласии с ГК РФ и вдобавок к нему, с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Такое пратнерство имеет в своем распоряжении право открывать свои личные счета в банках РФ и в других странах за границей. После того, как была пройдена регистрация в налоговых органах, организация получает статус юрлица некоммерческого партнерства.

Стоит уделить внимание тому, что только лишь с приобретением статуса юрлица данная организация может пользоваться любыми налоговыми, равно как и другими льготами. На момент вступления в организацию, все ее члены передают ей в распоряжение и владение часть личного имущества и уплачивают определенные членские взносы. С этого момента данное имущество участников переходит в частную собственность партнерства, в случае выхода из него они получают назад все свое имущество или же получают его в размере денежных средств того же размера.

Учредительным документом некоммерческого партнерства считается устав, в некоторых случаях составляется договор, создателями его могут выступать как физлица, так и юрлица. О системе в порядке приема новых участников, размере и оплате членских взносов, работе в осуществлении дел, партнерства и о регулировке деятельности членов ясно указано в документах организации.

Некоммерческое партнерство и допуск СРО

Некоммерческое партнерство несет следующие обязанности:

  • иметь самостоятельный баланс или смету (абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);

иметь печать с полным наименованием некоммерческого партнерства на русском языке (п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);

  • вести учет доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
  • вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»);
  • предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами некоммерческого партнерства (абз. 2 п. 1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

При этом предметом коммерческой тайны не могут быть: (п. 12 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

  • размеры и структура доходов некоммерческого партнерства;
  • сведения о размерах и составе имущества некоммерческого партнерства;
  • сведения о расходах некоммерческого партнерства;
  • сведения численности и составе работников некоммерческого партнерства;
  • сведения об оплате труда работников некоммерческого партнерства;
  • сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческого партнерства.

Некоммерческое партнерство имеет иные обязанности, предусмотренные законодательством и уставом некоммерческого партнерства.

Некоммерческое партнерство может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям некоммерческого партнерства, которые предусмотрены его уставом (п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В интересах достижения целей, предусмотренных уставом, некоммерческое партнерство может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческим партнерством только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом (абз. 3 п. 1 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Распространенным типом является некоммерческое партнерство СРО, или НП саморегулируемая организация. Она представляет собой объединение компаний, ведущих строительную, изыскательскую или проектировочную деятельность, на принципах саморегулирования.

Необходимость создания подобных объединений возникла в 2010 году, когда Федеральное законодательство упразднило действовавшую ранее систему лицензирования. Функции контроля за деятельностью строителей, инженеров-изыскателей и проектировщиков были отданы СРО – НП, созданным специально для этой цели. Сегодня, чтобы получить разрешение за ведение деятельности в сфере проектирования, строительства или изысканий, надо в обязательном порядке стать членом такого объединения и получить свидетельство о допуске к соответствующим работам.

Лицензирование строительной деятельности в России было заменено в 2010 году на процедуру получения допусков саморегулируемых организаций (СРО). Смысл реформы заключался в создании компенсационных фондов в рамках строительного сообщества. Средства таких фондов служат определенной «подушкой безопасности» для партнеров организации и предназначены для погашения долгов перед третьими лицами, возникших в ходе выполнения определенных видов работ. Ввиду заинтересованности СРО в сохранении целостности фондов, к членству в них априори допускаются лишь те организации, что удовлетворяют достаточно широкому набору требований в части квалификации сотрудников и безопасности выполнения работ.

Деятельность СРО в обозначенной области регулируется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) согласно следующим нормативным документам:

  • Федеральный закон № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях»;
  • Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  • постановление Правительства РФ № 724 от 29 сентября 2008 г. «Об утверждении порядка ведения Государственного реестра саморегулируемых организаций»;
  • приказ № 624 от 20 октября 2008 г. «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капремонту объектов капстроительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • приказ № 274 от 9 декабря 2008 г. «Об утверждении перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • приказ Ростехнадзора № 356 от 5 июля 2011 г. «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
  • постановление Правительства РФ № 207 от 24 марта 2011 г. «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов» и другие.

Поскольку членство в СРО связано с ощутимыми финансовыми затратами, а самих организаций сотни, потребовался инструмент борьбы с мошенничеством. Таким инструментом стал Государственный реестр саморегулируемых организаций. Он доступен к ознакомлению на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому, атомному надзору. В ноябре 2015 года в реестре зарегистрировано 277 СРО в области строительства и ремонтных работ, при числе их членов в 5132 организации. Помимо СРО строителей существует большое количество других СРО, специализирующихся на конкретной деятельности, например СРО проектировщиков.

С 1 июля 2010 г. в соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса, организациям, осуществляющим изыскательные, архитектурно-проектные, строительные, капремонтные, реконструкционные работы (если от них зависит безопасность объектов капитального строительства), необходимо получать на них допуски СРО. Перечень таких работ утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624.

Общий принцип, по которому определяется необходимость в допуске: если на строительство объекта требуется разрешение, потребуется и допуск СРО. Если разрешение на строительство не требуется, то не требуется и допуск. Например, таковой не нужен при постройке гаража на дачном участке, уличного киоска, частного дома не выше трех этажей для одной-двух семей.

Допуск СРО — документ, состоящий из титульного листа и нескольких приложений на стандартных бланках. Подделать его крайне сложно, поскольку для печати используется бумага с высокой степенью защиты, а информация о самом допуске занесена в Государственный реестр СРО.

Титульный лист содержит официальные данные о СРО и компании, которой был выдан допуск. В приложениях зафиксирован перечень работ, к которым допущена компания. При оформлении допуска СРО строителей для участия в тендере в приложении также указывается максимальная сумма контракта.

Допуск невозможно получить, не являясь членом СРО. Этот документ может быть выдан только действующему члену партнерства.

По сравнению с процедурой получения государственной лицензии, оформление допуска СРО значительно более простой и эффективный механизм:

  • Потребуется оформить минимум документов, которые большей частью не нужно заверять у нотариуса. В основном это стандартные заявления и анкеты.
  • Допуски оформляются в течение нескольких дней.
  • За счет заинтересованности каждого участника в сохранении целостности компенсационных фондов требования к вновь принимаемым членам СРО строги, а профессиональная ответственность каждого члена перед партнерством — велика.

На деятельность в области изысканий требуется получить допуск СРО изыскателей.

Виды (формы) некоммерческих организаций

1. Некоммерческие организации как юридические лица

Некоммерческой организацией является юридическое лицо, которое не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 50 ГК; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях»).

1. Понятие объединения юридических лиц

Самостоятельным видом некоммерческой организации является объединение юридических лиц. Создание таких объединений в форме ассоциаций или союзов предусмотрено нормами ст. 121 Гражданского кодекса, ст. 11 Закона о некоммерческих организациях и рядом иных федеральных законов.

Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. п. 1 и 2 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

Следует отметить, что нормами п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27 октября 1995 г. «О финансово-промышленных группах» допускается функционирование объединения юридических лиц (ассоциации или союза) в качестве центральной компании ФПГ, что противоречит его статусу как некоммерческой организации.

В отличие от неправосубъектных объединений холдингового типа, включающих материнские и дочерние компании, объединения различных юридических лиц, основанные на корпоративных (членских) началах, во-первых, являются самостоятельными юридическими лицами, а во-вторых, преследуют некоммерческие цели, создаваясь обычно для координации деятельности участников, представления и защиты их общих, в том числе имущественных, интересов. Они возникают исключительно на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо управленческие функции в отношении своих участников, которые полностью сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц (п. 3 ст. 121 ГК; п. 3 ст. 11 Закона о некоммерческих организациях).

1. Понятие товарной биржи

Товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»).

Товарные биржи предназначены для организации оптовой торговли, осуществляемой между предпринимателями, хотя сами обычно являются некоммерческими организациями. С их помощью предприниматели заключают и исполняют прибыльные коммерческие сделки, в то время как сама деятельность биржи дохода не приносит, а потому требует финансирования со стороны ее участников. В период перехода к рынку товарные биржи создавались в форме коммерческих организаций, учредители (участники) которых получали доход от каждой совершаемой на бирже сделки, что противоречило сути биржевой торговли и приводило к удорожанию реализуемых через биржу товаров. Постепенно организационно-правовая форма биржи как некоммерческой организации приблизилась к ее классической конструкции, известной многим зарубежным правопорядкам. Однако современное российское законодательство до сих пор сохраняет отдельные черты прежнего подхода к организации и деятельности бирж, в частности, допуская возможность получения членами биржи дивидендов в случаях, предусмотренных ее уставом.

1. Понятие общественного объединения

Общественные объединения представляют собой корпоративные (основанные на членстве) объединения граждан, созданные с целью совместного удовлетворения различных нематериальных, прежде всего духовных, потребностей.

К числу общественных объединений относятся разного рода творческие союзы, добровольные общества, политические партии, другие аналогичные объединения граждан по интересам и пр. Юридическая личность названных организаций, которая дает им возможность участвовать в гражданском обороте, составляет лишь одну, причем не главную, сторону их правового статуса. Не случайно действующее законодательство допускает существование общественных объединений, например общественного движения или органа общественной самодеятельности, без государственной регистрации и без прав юридического лица (ч. 4 ст. 3 и ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях»; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Общественные объединения обладают правоспособностью, имеющей строго целевой характер. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую этим целям (абз. 2 п. 1 ст. 117 ГК; п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях). Вместе с тем они могут выступать учредителями (участниками) коммерческих организаций, на которые указанные ограничения не распространяются. Например, профсоюзы вправе учреждать фонды (страховые, культурно-просветительские и пр.), а также коммерческие банки, если их деятельность будет соответствовать уставным целям профсоюзов (п. 6 ст. 24 Закона о профессиональных союзах). По смыслу закона деятельность таких коммерческих организаций должна не только служить укреплению материальной базы их деятельности, но и соответствовать уставным задачам конкретной организации.

Доходы, полученные общественным объединением, предназначаются лишь для целей, указанных в его уставе, и не могут распределяться между его участниками или работниками (п. 3 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). Общественные объединения должны ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества либо обеспечивать свободный доступ к таким сведениям (ст. 29 Закона об общественных объединениях), т.е. обязаны к публичному ведению своих имущественных дел.

Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. Так, религиозные организации должны иметь в своем составе не менее 10 граждан. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений (ст. 6, ч. 2 ст. 8 Закона об общественных объединениях).

Учредительным документом общественного объединения является его устав. Помимо данных, подлежащих включению в устав любого юридического лица, устав общественного объединения должен содержать сведения о целях его деятельности, порядке принятия и выхода членов из его состава, о структуре, порядке избрания и компетенции органов управления, источниках образования его имущества и др. сведения, предусмотренные законами об отдельных видах общественных объединений.

Источниками образования имущества общественного объединения являются вступительные и членские взносы его участников, добровольные пожертвования, доходы от разрешенной законом и уставом предпринимательской деятельности, например издательской, проведения выставок, лотерей, других общественно полезных мероприятий, продажи предметов символики и пр.

Как правило, собственником имущества является само общественное объединение как юридическое лицо. Однако крупным общественным объединениям, состоящим из первичных и (или) иных звеньев с правами юридического лица, закон предоставляет возможность самостоятельно решить в уставах вопрос о субъекте права собственности на соответствующее имущество. Собственником может быть признано каждое правосубъектное звено объединения в отношении имеющегося у него имущества, как это имеет место в профсоюзах, либо объединение в целом, которое может наделять свои правосубъектные звенья ограниченным вещным правом на закрепленное за ними имущество.

Общественные объединения реорганизуются и ликвидируются по общим правилам, установленным для юридических лиц. Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную, т.е. по решению суда, ликвидацию общественных объединений. Остаток имущества объединения, образующийся в результате его ликвидации, подлежит направлению на цели, предусмотренные его уставом или решением его высшего органа, а при их отсутствии — на цели, определенные решением суда (ч. 2 ст. 26 Закона об общественных объединениях). Он не может распределяться между участниками организации, которые также не вправе претендовать ни на какие доходы от его деятельности. Согласно п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве общественные объединения, за исключением политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

2. Управление общественным объединением и права и обязанности его членов

Юридическая личность некоммерческих организаций

1. Понятие автономной некоммерческой организации

Автономная некоммерческая организация — новая для нашего правопорядка организационно-правовая форма юридического лица, предусмотренная ст. 10 Закона о некоммерческих организациях. Она создается на основе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг некоммерческого характера: образовательных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных, медицинских, научно-исследовательских, консультационных и пр. В этой форме могут функционировать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, адвокатские бюро (ст. 23 Закона об адвокатуре) и другие некоммерческие юридические лица, преследующие не только предпринимательские цели. Правоспособность автономной некоммерческой организации носит строго целевой характер.

Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг, в том числе некоммерческого характера, и являющаяся собственником своего имущества (п. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений, данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Однако в порядке, определенном учредительными документами, они обязаны осуществлять надзор за тем, чтобы деятельность организации соответствовала ее уставным задачам. Учредители вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

2. Создание и управление автономной некоммерческой организацией

Учредителями автономной некоммерческой организации могут быть как физические, так и юридические лица, производящие взносы в ее имущество. Не исключено создание автономной некоммерческой организации единственным учредителем. Учредительным документом данной организации является устав, а при наличии нескольких учредителей возможно также заключение между ними учредительного договора, который в этом случае выполняет роль второго учредительного документа (п. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). В уставе должны быть указаны предмет и цели деятельности организации, источники формирования и порядок использования ее имущества, состав и компетенция органов управления, направления использования остатка имущества после ее ликвидации.

В автономной некоммерческой организации создается высший коллегиальный (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. В его состав входят как учредители (их представители), так и наемные работники этой организации, которые, впрочем, не могут составлять более одной трети от общего числа членов этого органа. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются единоличным исполнительным органом. Уставом организации также может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа. Порядок формирования и компетенция исполнительных органов определяется учредительными документами автономной некоммерческой организации.

Автономная некоммерческая организация реорганизуется и ликвидируется по общим правилам гражданского законодательства. По решению ее высшего органа она может преобразовываться в общественную или религиозную организацию (объединение) либо в фонд, но не в коммерческую организацию (п. 3 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях). Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 20 Закона о некоммерческих организациях. Законом не исключена возможность признания автономной некоммерческой организации несостоятельной (банкротом).

1. Понятие учреждения как юридического лица

Учреждением признается не имеющая членства организация, созданная и финансируемая собственником в качестве субъекта ограниченного вещного права под его дополнительную ответственность для осуществления управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих функций (п. 1 ст. 120 ГК, п. 1 ст. 9 Закона о некоммерческих организациях).

Подобно фондам, учреждения не относятся к числу корпораций, поскольку не имеют строго фиксированного участия. Это единственная разновидность некоммерческих организаций, которым имущество принадлежит не на праве собственности, а на праве оперативного управления (ст. 296 ГК). Они полностью или частично финансируются их учредителями-собственниками, имеют строго целевую правоспособность, в силу чего обладают весьма ограниченными возможностями самостоятельного участия в гражданских правоотношениях.

Как и унитарные предприятия, учреждения не свойственны развитому товарному обороту, а представляют собой остатки прежней социалистической системы. Однако опасность их участия в обороте для третьих лиц значительно смягчается правилом о неограниченной дополнительной ответственности собственника-учредителя по долгам созданного им учреждения. Поэтому закон сохранил данную конструкцию не только для публичных, но и для частных собственников.

Вместе с тем государство испытывает известные трудности в связи с необходимостью нести субсидиарную ответственность по долгам своих учреждений, тем более в условиях постоянного недостатка их бюджетного финансирования. В связи с этим имеются проекты определенного расширения возможностей госбюджетных учреждений по получению дополнительных доходов от собственной деятельности и установления их самостоятельной имущественной ответственности по собственным долгам (при исключении субсидиарной ответственности учредителя и одновременном запрете обращения взыскания кредиторов на находящееся у учреждений недвижимое и иное ценное имущество собственника).

Правоспособность учреждений носит узко специальный характер, в рамках которого законом или учредительными документами учреждению может быть разрешено осуществление некоторых видов приносящей доходы, т.е. предпринимательской деятельности. Как правило, речь идет о предоставлении платных услуг, связанных с основной (уставной) деятельностью учреждения в сфере образования, воспитания, медицины, спорта, организации досуга, проведения научных исследований и пр. Учреждение не вправе самостоятельно создавать другие юридические лица, ибо это означало бы незаконное распоряжение имуществом собственника, если только речь не идет о доходах от разрешенной учреждению предпринимательской деятельности и приобретенном за счет этого имуществе, получающем особый правовой режим (п. 2 ст. 298 ГК).

Учреждениями являются органы государственной и муниципальной власти и управления, а также организации образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта и др. (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки и т.п.), особенности правового положения которых во многих случаях устанавливаются специальным законодательством.

В зависимости от состава учредителей можно выделить публичные (государственные и муниципальные) учреждения, учредителями и собственниками имущества которых являются соответствующие публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ либо муниципальные образования. Иные виды учреждений являются частными, поскольку создаются одним или несколькими физическими и (или) юридическими лицами.

Строго говоря, частным является также общественное учреждение, которое Закон определяет как не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного рода услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения (ст. 11 Закона об общественных объединениях). Согласно ст. 6 данного Закона участниками общественного учреждения признаются физические лица и юридические лица — общественные объединения, выразившие поддержку целям данного учреждения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без оформления условий своего участия. Очевидно, что такие участники ни при каких обстоятельствах не могут являться членами общественного учреждения, поскольку оно вообще не имеет членства.

2. Создание и управление учреждением

Учреждение создается по решению собственника либо уполномоченного им органа, а также нескольких собственников. Как правило, его учредительным документом является устав или положение, которое утверждается учредителями. Учреждение может действовать на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида, например типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость. В учредительных документах собственник должен определить задачи и цели деятельности учреждения, поскольку оно имеет ограниченную, целевую правоспособность.

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    Регистрация некоммерческого партнерства

    НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА НЕКОМЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    © Чикишева Н.А.*

    Хабаровский пограничный институт ФСБ России, г. Хабаровск

    Реформа гражданского законодательства в России подходит к своему логическому завершению. Наиболее существенные изменения претерпела система юридических лиц — вторых по численности субъектов гражданского права. Процесс реформирования заключается в возвращении в правовой оборот уже известных российскому дореволюционному и мировому правопорядкам, но забытых советским укладом организационно-правовых форм и в конструировании новых, которые отвечали бы экономическим, социальным и даже политическим потребностям и реалиям. Некоммерческое партнерство является относительной новеллой и для системы юридических лиц иных правопорядков.

    Ключевые слова: юридическое лицо, некоммерческое партнерство, организационно-правовая форма, некоммерческая организация, членство, правопорядок, товарищество.

    В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая, во-первых, имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, во-вторых, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, в-третьих, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, и, в-четвертых, может быть истцом и ответчиком в суде. В основе разделения лиц на коммерческие и некоммерческие организации лежит цель деятельности. Коммерческие организации, по их замыслу, должны иметь целью достижение прибыли, некоммерческие -достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охрану здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиту прав, законных интересов граждан и организаций, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи, достижение иных общественных благ [10]. Разделив организационно-правовые формы юридических лиц по целям, законодатель оставил без внимания средства их достижения, поэтому легитимировалось занятие некоммерческими организациями предпринимательской

    * Доцент кафедры, кандидат юридических наук.

    деятельностью в любом размере, главное — не распределять прибыль. Ситуация усугубилась разрешением создавать юридические лица в формах, вводимых после вступления в действие части первой ГК РФ иными федеральными законами. Поэтому к настоящему времени их перечень перевалил за десяток, причем некоторые из них по конструкции мало отличаются друг от друга.

    Итак, в настоящее время юридическое лицо, которое создается для достижения непредпринимательских целей, может быть организовано в следующих формах, установленных ГК РФ:

    — потребительский кооператив (в форме потребительских обществ, жилищных, жилищно-строительных, гаражных, гаражно-строительных кооперативов, садоводческих обществ, обществ взаимного страхования, кредитных товариществ и т. д.);

    — общественные и религиозные организации (объединения);

    — фонд;

    — учреждение;

    — ассоциация;

    — союз.

    Иными федеральными законами были введены:

    — некоммерческое партнерство;

    — автономная некоммерческая организация;

    — государственная корпорация;

    — товарищество собственников жилья;

    — товарная биржа;

    — торгово-промышленная палата;

    — другие, которые, по мнению отдельных ученых, выступают в качестве самостоятельных организационно-правовых форм, например коллегии адвокатов [1].

    В литературе отмечается, что столь широкий перечень форм не оправдан, поскольку некоторые из них имеют одинаковую правовую природу и, по сути, дублируют друг друга [6]. Наибольший интерес в этом перечне вызывают некоммерческие партнерства, которые являются одной из самых молодых форм организации непредпринимательской деятельности, введенной в российский правопорядок Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях.

    В качестве ключевого плюса можно определить тот факт, что участники подобной организации не должны нести ответственность по обязательствам. В свою очередь партнерство также может не отвечать по обязательствам тем, кто является его членами.

    Благодаря тому факту, что некоммерческое партнерство — саморегулируемая организация, нет необходимости устанавливать минимальный размер имущества, более того, его вообще может не быть. Если какие-либо ресурсы и фиксировались в документации, то использовать их можно лишь в качестве уставного фонда или для благотворительных целей.

    Прежде всего, сразу, как только были определены уставные цели, деятельность организации должна им строго соответствовать. Что касается прибыли, которая в итоге получается, то ее распределение между участниками не представляется возможным.

    К негативным моментам можно отнести и необходимость решать вопросы, имеющие отношение к ведению учета. Подобные нюансы, как правило, требуют определенных умственных и временных затрат. Нельзя забывать и о необходимости подробной разработки всей требуемой документации.

    Если попытаться взглянуть на деятельность некоммерческого партнерства объективно, то нетрудно прийти к нескольким очевидным выводам.

    Прежде всего подобные недостатки значительно усложняют процесс реализации большинства коммерческих схем. При этом если грамотно организовать работу партнерства, его можно использовать в сфере оказания услуг. Таким образом, подобные структуры подходят далеко не всем предпринимателям, но для некоторых представителей отечественного бизнеса они могут быть актуальны.

    Такой процесс, как организация некоммерческого партнерства, начинается с регистрации, о которой более подробно речь пойдет ниже.

    Помимо фиксации юридического лица, нужно избрать, а после и утвердить органы правления партнерства. Устав также потребует внимания, ведь его необходимо не просто разработать, а сделать это в соответствии со всеми нормами действующего законодательства. Более того, обязательным является определение и последующее прописывание задачи и целей, равно как и методов их реализации в рамках деятельности партнерства.

    Такую задачу, как регистрация некоммерческого партнерства, можно без труда решить при помощи Министерства юстиции. При этом нужно быть готовым заплатить государственную пошлину размером в 4 тыс. рублей. Для того чтобы запустить процесс, необходимо предоставить следующие документы:

    • Заявление, которое подписано уполномоченным лицом. Инициалы, а также контактные данные этого лица (адрес, телефон) должны быть указаны в обязательном порядке.
    • Информация об учредителях партнерства (2 экземпляра).
    • Три экземпляра учредительной документации регистрируемой организации.
    • Документальное подтверждение уплаты государственной пошлины.
    • Решение, касающееся создания некоммерческой организации, а также утверждения ее учредительной документации. При этом должен быть предоставлен в двух экземплярах состав назначенных органов.
    • Минюст также должен будет получить информацию о том, где находится постоянно действующий орган партнерства, посредством которого можно осуществлять связь с регистрируемой организацией.
    • Если учредителем является иностранное лицо, то возникнет необходимость предоставления выписки из реестра страны, гражданином которой он является. При отсутствии подобной выписки подойдет любой равноценный документ.
    • В процессе регистрации могут потребоваться документы, подтверждающие права на использование защищенной законом об интеллектуальной собственности конкретной символики или имени какого-либо гражданина РФ при формировании названия партнерства.

    Законных оснований для требования других документов у Министерства юстиции нет. Что касается решения, то регистрация некоммерческого партнерства должна быть завершена в течение 14 дней. Для отказа отводится такой же срок.

    Касаясь особенностей налогообложения, с которыми имеют дело все некоммерческие партнерства, прежде всего нужно обратить внимание на основные обязанности НКП согласно законодательству. Итак, подобные организации имеют статус плательщика налога на прибыль, но при этом те средства, которые относятся к категории целевых поступлений, налогом не облагаются.

    Стоит учесть и тот факт, что ежеквартально предоставлять отчетность должно каждое некоммерческое партнерство. Центров, представляющих организации, при этом может быть несколько. При этом использоваться может как упрощенная система, так и уплата всех категорий налогов по отдельности (не имущество, прибыль, земельный, транспортный, взносы в пенсионный фонд и единый социальный налог).

    Для любого юридического лица является актуальным использование круглой печати, которая содержит наименование организации и место ее нахождения (на русском языке).

    При этом бланки и фирменные штампы могут быть самыми разными. Для того чтобы заказать их изготовление, потребуется предъявить копию свидетельства о госрегистрации юридического лица и постановке на учет в налоговом органе. Согласно федеральному законодательству необходимости отдельно регистрировать удостоверительные печати не нужно.

    • Что такое ДНП: устав, взносы, участки
    • Основные виды некоммерческих организаций и особенности их деятельности
    • Что такое ДНТ: определение, расшифровка и особенности
    • Федеральный закон о некоммерческих организациях
    • Непубличное акционерное общество: устав, регистрация, уставный капитал, реестр акционеров
    • Земельный кодекс РФ. Виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения
    • Чем отличается ИП от ООО? Сравнение ОАО, ООО, ЗАО, ИП. Что такое упрощенная система налогообложения?

    В отношении некоммерческих партнёрств существует два вида пакета документов: обязательный и возможный. К обязательным документам в рамках данной организационно-правовой формы относится Устав организации, который должен быть разработан и утвержден участниками партнерства. К возможным документам в рамках данной организационно-правовой формы относится учредительный договор, т.е. члены партнерства имеют право его заключить, но не должны это делать в обязательном порядке.

    Обязательными реквизитами учредительной документации являются:

    • Наименование и организационно-правовая форма юридического лица;
    • Структура юридического лица, описание деятельности, порядок принятия решений;
    • Цель создания партнерства и цели его деятельности;
    • Описание порядка приема новых членов партнерства;
    • Порядок и источники финансирования имущества юридического лица;
    • Порядок реорганизации и ликвидации партнерства;
    • Прочие положения.

    Некоммерческие партнерства как юридического лица

    Уставом некоммерческого партнерства может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления.

    К ведению постоянно действующего коллегиального органа управления может быть отнесено решение следующих вопросов: (абз. 2 п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

    • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
    • утверждение финансового плана и внесение в него изменений;
    • создание филиалов и открытие представительств;
    • участие в других организациях.

    Исполнительный орган некоммерческого партнерства может быть коллегиальным и (или) единоличным.

    Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческого партнерства и подотчетен его высшему органу управления (п. 1 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    К компетенции исполнительного органа некоммерческого партнерства относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других его органов управления, определенную федеральными законами и учредительными документами (п. 2 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Единоличным исполнительным органом Партнерства может являться директор, который руководит текущей деятельностью Партнерства и решает все вопросы, которые не составляют исключительную компетенцию общего собрания членов Партнерства, определенную Уставом.

    Он избирается общим собранием членов Партнерства на определенный срок.

    Директор подотчетен общему собранию членов и организует выполнение его решений, а так же несет ответственность перед Партнерством за результаты и законность деятельности.

    Директор без доверенности действует от имени Партнерства и представляет его интересы.

    Некоммерческое партнерство имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом (п. 1 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Некоммерческое партнерство может иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Некоммерческое партнерство может иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки (п. 1 ст. 25 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано (п. 2 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Некоммерческое партнерство отвечает по своим обязательствам тем своим имуществом, на которое по законодательству Российской Федерации может быть обращено взыскание (п. 2 ст. 25 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Формирование имущества некоммерческого партнерства

    Как и в отношении других некоммерческих организаций, Закон не устанавливает ограничений, касающихся определенных видов имущества, которое может быть передано некоммерческому партнерству при формировании его имущественной базы. Однако имущество некоммерческого партнерства делится на собственно имущество, обеспечивающее деятельность партнерства, и членские взносы участников.

    Источники формирования имущества некоммерческого партнерства: (п. 1 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»)

    • регулярные и единовременные поступления от членов;
    • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
    • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
    • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
    • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
    • другие не запрещенные законом поступления.

    Порядок регулярных поступлений от членов некоммерческого партнерства определяется его уставом (п. 2 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Полученная некоммерческим партнерством прибыль не подлежит распределению между его учредителями (п.3 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

    Создание некоммерческой организации в результате ее учреждения осуществляется по решению учредителей (п. 2 ст. 13 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

    Учредители некоммерческого партнерства проводят собрание, на котором принимают решение об учреждении некоммерческого партнерства, а также утверждают устав некоммерческого партнерства (абз. 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ).

    Учредители некоммерческого партнерства могут заключить учредительный договор (абз. 2 п. 1 ст. 14 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ).

    Статья 8. Некоммерческие партнерства

    Документами, необходимыми при учреждении некоммерческого партнерства, являются:

    Решение учредителей о создании некоммерческого партнерства.

    Решение учредителей об учреждении юридического лица оформляется в форме протокола собрания учредителей (учредительного собрания).

    Вопросы, которые должны быть отражены в решении:

    • вопрос об учреждении юридического лица;
    • утверждение устава юридического лица (в случае, если в соответствии с законодательством устав является учредительным документом данного юридического лица);
    • избрание органов управления юридического лица;
    • иные вопросы, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.


    Устав некоммерческого партнерства.

    Учредительный договор некоммерческого партнерства (в случае, если учредители решили его заключить).

    Некоммерческая организация, не имеющая членства и учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Такая организация может создаваться для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта. Согласно действующему законодательству РФ, АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение целей, для которых она была создана, но прибыль между учредителями при этом не распределяется. Также важно знать, что учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации, не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам своих учредителей.

    Учредители автономной некоммерческой организации не имеют преимуществ по сравнению с участниками созданной АНО и могут пользоваться ее услугами только на равных с другими лицами условиях. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном учредительными документами. Высший орган управления автономной некоммерческой организации должен быть коллегиальным, и учредители АНО самостоятельно определяют форму и порядок формирования коллегиального высшего органа управления.

    Коллегиальным высшим органом управления АНО является общее собрание учредителей либо другой коллегиальный орган (Правление, Совет и другие формы, в состав которых могут входить учредители, представители учредителей, директор АНО).

    Это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами (не менее 2-х человек) для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей. Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Некоммерческое партнерство создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено его учредительными документами.

    Одной из особенностей данной организационно-правовой формы некоммерческих организаций является то, что имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, становится собственностью партнерства. Кроме того, как и учредители в АНО, члены некоммерческого партнерства не отвечают по его обязательствам, а некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов. Некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным целям партнерства.

    К обязательным правам членов организации относится возможность участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства, получать информацию о деятельности некоммерческого партнерства согласно порядку, установленному учредительными документами, по своему усмотрению выходить из некоммерческого партнерства и другие. Высшим органом управления некоммерческого партнерства является общее собрание членов организации. Участник некоммерческого партнерства может быть исключен из него по решению остальных участников в случаях, предусмотренных учредительными документами. Исключенный из некоммерческого партнерства участник имеет право на получение части имущества организации или стоимости этого имущества.

    По сравнению с другими формами некоммерческих организаций, фонд имеет ряд существенных особенностей. Прежде всего, он не основан на членстве, поэтому его участники не обязаны принимать участие в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полноправным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не несут ответственности по его долгам. В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, распределению между учредителями и участниками не подлежит.

    Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

    В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Имущественная деятельность фонда должна осуществляться публично, и для надзора за соответствием деятельности фонда прописанным в его уставе положениям, создается попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

    Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом. Решения, принятые попечительским советом, носят рекомендательный характер в отличие от решений руководящих и исполнительных органов.

    Члены попечительского совета фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (в добровольном порядке) и не получают за эту деятельность вознаграждение. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утвержденным его учредителями.

    Внесение изменений в устав фонда, как и его ликвидация, возможно только в судебном порядке.

    Благотворительным фондом называется некоммерческая организация, учрежденная путем объединения имущественных взносов с целью осуществления благотворительной деятельности.

    Деятельность благотворительного фонда и порядок ее осуществления регламентируется уставными документами. Средства на свою деятельность благотворительные фонды изыскивают, как правило, двумя способами. Вариант первый: фонд находит спонсора или в качестве его учредителя выступает некий меценат, которым может быть как государство или компания, так и отдельное физическое лицо. Другой вариант: фонд может сам пытаться зарабатывать средства на ведение уставной деятельности.

    Участие в благотворительных фондах запрещается органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным предприятиям и учреждениям. Сами благотворительные фонды не имеют права участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими юридическими лицами.

    Структура фонда не предусматривает членства, поэтому, учитывая, что благотворительная деятельность требует постоянных материальных затрат, которые невозможно обеспечивать при отсутствии членских взносов, закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

    Согласно закону, в благотворительном фонде обязательно создание попечительского совета — контролирующего органа, осуществляющего надзор за деятельностью фонда, использованием его средств, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения.

    Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или внесении в его устав изменений в случаях, предусмотренных законом.

    Учреждением является некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и других услуг некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В качестве собственника могут выступать юридические и физические лица, муниципальные образования и само государство. Учреждение может быть создано совместно несколькими собственниками.

    Учредительным документом учреждения является устав, который утверждается собственником. Как и у других некоммерческих организаций, имущество учреждения находится у него на праве оперативного управления, т.е. учреждение может пользоваться и распоряжаться им только в той мере, в которой это дозволено собственником.

    Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности долг взыскивается с собственника учреждения.

    Несмотря на то, что учреждение является организационно-правовой формой некоммерческих организаций, собственник может наделить учреждение правом заниматься предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, предусмотрев этот пункт в уставе. Такие доходы (и приобретенное за счет них имущество) учитываются на самостоятельном балансе и поступают в хозяйственное ведение учреждения.

    Некоммерческие юридические лица и их виды.

    Для координации своей предпринимательской деятельности, а также для представления и защиты общих имущественных интересов, коммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов. В ассоциации и союзы также могут объединяться некоммерческие организации, однако, в соответствии с законодательством РФ, объединения юридических лиц могут создаваться только коммерческими либо только некоммерческими юридическими лицами.

    Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается.

    Объединившись в ассоциацию или союз, юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридического лица. Независимо от организационно-правовой формы входящих в ассоциации и союзы юридических лиц, они являются некоммерческими организациями.

    Ассоциация (союз) не несет ответственности по обязательствам своих членов, а они, напротив, отвечают по обязательствам ассоциации всем своим имуществом. Основания и пределы этой ответственности прописываются в учредительных документах.

    Высшим органом управления является общее собрание членов организации. Если, по решению участников, на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Также для осуществления предпринимательской деятельности ассоциация (союз) может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

    Имущество ассоциации (союза) формируется за счет регулярных и единовременных поступлений от участников или из иных, разрешенных законом, источников. При ликвидации объединения оставшееся после погашения задолженностей имущество не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.

    Это добровольная, самоуправляемая некоммерческая организация, создающаяся по инициативе группы граждан на основе общности интересов и для реализации общих целей.

    • общественной организации (объединение, основанное на членстве и созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан);
    • общественного движения (состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические, социальные и иные общественно-полезные цели);
    • общественного фонда (один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой общественное объединение, не имеющее членства, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов (и иных, разрешенных законом поступлений) и использовании данного имущества в общественно-полезных целях);
    • общественного учреждения (не имеющее членства общественное объединение, созданного для оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения);
    • политического общественного объединения (общественное объединение, в числе основных целей которого закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности этих органов).

    По территориальному признаку общественные организации подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

    Общественное объединение может быть создано по инициативе не менее 3-х физических лиц. Также в состав учредителей, наряду с физическими лицами, могут входить юридические лица — общественные объединения.

    Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых они были созданы. Доходы от предпринимательской деятельности между участниками объединений не распределяются и должны использоваться только для достижения уставных целей.

    Это некоммерческая организация, созданная двумя или более адвокатами для оказания профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам. Сведения об учреждении адвокатского бюро вносятся в единый государственный реестр юридических лиц, а его учредители заключают между собой партнерский договор, содержащий конфиденциальную информацию и неподлежащий государственной регистрации. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются объединить свои усилия и направить их на оказание юридической помощи от имени всех партнеров.

    По истечении срока действия партнерского договора члены адвокатского бюро вправе заключить новый партнерский договор. Если в течение месяца со дня прекращения действия прежнего не заключен новый партнерский договор — адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения действия партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным обязательствам в отношении своих доверителей и третьих лиц.

    Согласно п. 1 ст. 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

    В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

    Подвидами ассоциаций (союзов) являются некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты.

    Закона, который регулирует исключительно деятельность ассоциаций (союзов) (специального закона) нет, и как следует из п. 5, ст. 123.8 не появится в ближайшем будущем, а правовое положение ассоциаций (союзов) каждого вида устанавливается специальными законами для каждого вида ассоциации (союза).

    В настоящее время действует ряд законов, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений некоммерческих организаций отдельных видов. В частности, правовое положение ассоциаций (союзов) потребительских кооперативов определяется Законом о потребительской кооперации и Законом о сельскохозяйственной кооперации, ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических и дачных объединений создаются и действуют в соответствии с Законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    Некоммерческие организации не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота. Их выступление в роли самостоятельных юридических лиц обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной, главной деятельности, не связанной с участием в имущественных отношениях. В связи с этим некоммерческие организации в отличие от коммерческих имеют целевую (специальную) правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

    При этом в качестве таких целей не может выступать получение прибыли и распределение ее между участниками (учредителями). С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда (капитала), а также возможности банкротства (за исключением потребительских кооперативов и благотворительных и иных фондов).

    Некоммерческие организации могут существовать в организационно-правовых формах, предусмотренных как ГК, так и иными федеральными законами.

    Гражданский кодекс предусматривает такие формы некоммерческих организаций, как:

    • потребительский кооператив;
    • общественная и религиозная организация (объединение);
    • благотворительный и иной фонд;
    • учреждение;
    • ассоциация (союз).

    Некоммерческие партнерства это…

    Некоммерческая организация в виде некоммерческого партнерства ранее не была известна российскому законодательству. Эта правовая форма не предусмотрена Гражданским кодексом РФ и появилась в нашем законодательстве совсем недавно, а потому еще недостаточно изучена в теории и мало используется на практике. Названный вид НКО был заимствован из американского правопорядка, заимствование носит благой характер, целью которого является предоставление более широких возможностей для осуществления предпринимательской деятельности в сфере деятельности НКО. Как же понимает действующее российское законодательство некоммерческое партнерство?

    Главной и отличительной особенностью некоммерческого партнерства является возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой организации. Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут заключить учредительный договор, приобретающий в этом случае статус второго учредительного документа партнерства. В названных документах должны содержаться сведения, касающиеся:

    • характера, целей деятельности партнерства;
    • условий членства в нем;
    • состава и компетенции органов управления и порядка принятия ими решений;
    • источников формирования имущества и порядка распределения его остатков после ликвидации партнерства.

    Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, однако партнерство не может быть создано одним лицом. Высшим органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание и постоянно действующего коллегиального органа по принципу наблюдательного совета. В партнерстве должен существовать и единоличный исполнительный орган, однако уставом партнерства может быть предусмотрено обязательное создание коллегиального исполнительного органа. И в том и в другом случае состав исполнительного органа определяется высшим органом некоммерческого партнерства. Партнерство приобретает статус собственника своего имущества, которое передается некоммерческому партнерству его членами.

    • участвовать в управлении делами некоммерческого партнерства;
    • получать информацию о его деятельности;
    • в порядке, предусмотренном учредительными документами, выходить из его состава, а в случае ликвидации партнерства — получать ликвидационную квоту.

    Кроме того, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами, то при выходе из некоммерческого партнерства его участник вправе получить в натуре либо в стоимостном выражении часть имущества партнерства в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов. Процедура выхода и порядок соответствующих выплат определяются учредительными документами партнерства.

    Казалось бы, важным отличием правового положения членов некоммерческого партнерства от статуса участников общества или товарищества является то, что учредители партнерства не получают дивидендов, поскольку доходы, вырученные партнерством от предпринимательской деятельности, не распределяются между его членами. В действительности же это различие не столь существенно, так как участники партнерства получают долю прибыли в виде заработной платы или иных выплат по трудовым либо гражданско-правовым договорам. Юридическая конструкция некоммерческого партнерства, несомненно, вызовет большой интерес у бизнесменов. Дело в том, что, будучи организацией некоммерческой, партнерство вполне пригодно для систематического занятия предпринимательством. Между тем условия налогообложения некоммерческих организаций, даже осуществляющих хозяйственную деятельность, гораздо благоприятнее, нежели порядок уплаты налогов, установленный для всех видов коммерческих юридических лиц.

    Данный вид некоммерческой организации является новым для отечественного правопорядка. Он представляет собой объединение на корпоративных (членских) началах граждан и юридических лиц (в том числе коммерческих организаций), призванное содействовать своим членам в достижении некоммерческих задач путем осуществления предпринимательской деятельности.

    Главную особенность некоммерческого партнерства составляет возможность его участников получить при выходе из него или при ликвидации этой организации часть ее имущества, т.е. иметь прямые имущественные выгоды от участия в некоммерческой организации. Партнерство же получает тем самым возможность распределения части своего имущества между своими участниками, что тоже противоречит его статусу некоммерческой организации.

    Данная юридическая конструкция заимствована из зарубежного (американского) правопорядка (о чем свидетельствует и ее название — partnership) с сомнительной целью открытия более широких возможностей осуществления предпринимательской деятельности в форме некоммерческой организации.

    Некоммерческим партнерством признается основанное на членстве объединение граждан и юридических лиц, созданное ими для содействия своим членам в достижении некоммерческих целей путем осуществления предпринимательской деятельности.

    Тем не менее, закон обязывает создавать в форме некоммерческого партнерства фондовые биржи.

    Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, утверждающих его устав. Кроме того, они могут (но не обязаны) заключить учредительный договор, становящийся в этом случае вторым учредительным документом партнерства. В этих документах должны содержаться сведения о характере и целях деятельности партнерства (имеющего целевую правоспособность), условиях членства в нем, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, об источниках формирования имущества и о порядке распределения его остатка после ликвидации партнерства. Число учредителей некоммерческого партнерства не ограничено, но партнерство во всяком случае не может быть создано одним лицом.

    Высшим (волеобразующим) органом партнерства является общее собрание его членов, имеющее исключительную компетенцию. Возможно также создание в нем «постоянно действующего коллегиального органа» (типа наблюдательного совета). В партнерстве обязателен единоличный исполнительный (волеизъявляющий) орган, образуемый его высшим органом, а в случаях, предусмотренных уставом, возможно создание и коллегиального исполнительного органа (правления, директората и т.п.).

    Партнерство становится собственником своего имущества. Оно вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую его уставным целям, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, как и партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

    Члены партнерства имеют право участвовать в управлении его делами и получать информацию о его деятельности, а также могут иметь иные права, предусмотренные его уставом. Они вправе свободно выйти из партнерства, получив при этом часть его имущества или его стоимость «в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов» (если иное не установлено законом или учредительными документами партнерства).

    Часть остатка имущества (или его стоимости) пропорционально своим взносам они могут получить и при ликвидации партнерства. По смыслу этих норм участники партнерства должны иметь определенную долю (обязательственное право требования) в имуществе партнерства или в его части, в соответствии с которой и должно осуществляться их право на участие в управлении делами партнерства.

    В качестве ключевого плюса можно определить тот факт, что участники подобной организации не должны нести ответственность по обязательствам. В свою очередь партнерство также может не отвечать по обязательствам тем, кто является его членами.

    Благодаря тому факту, что некоммерческое партнерство — саморегулируемая организация, нет необходимости устанавливать минимальный размер имущества, более того, его вообще может не быть. Если какие-либо ресурсы и фиксировались в документации, то использовать их можно лишь в качестве уставного фонда или для благотворительных целей.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *