Определение арбитражного суда о банкротстве: читать определение арбитражного суда в деле о банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение арбитражного суда о банкротстве: читать определение арбитражного суда в деле о банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

После проведения всех мероприятий по выявлению имущества должника и погашения долгов проводится последнее собрание кредиторов, на котором принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о завершении процедуры несостоятельности.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде завершается вынесением определения о прекращении производства по делу. Обычно для завершения всех мероприятий требуется 2-3 года. Конкретные сроки прописаны в Законе № 127-ФЗ.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

Обратиться с требованием в арбитражный суд о признании юрлица или гражданина несостоятельным может, как сам должник, так и его ссудодатели, сотрудники, заинтересованные организации. Уполномоченная инстанция на протяжении 5 дней после поступления заявления примет решение о целесообразности процесса.

Иск должника должен включать следующие пункты:

  • информацию о высшей инстанции;
  • размер требований (в неоспоримом размере);
  • сумму возможных задолженностей;
  • доказательство неплатежеспособности;
  • сведения о предоставленных заявлениях;
  • информацию об имуществе должника;
  • счета с данными всех ссудодателей.

Компания-должник или физлицо направляет копии заявления уполномоченным органам, конкурсным лицам и другим заинтересованным сторонам, участникам процесса. Заявление кредитора – физического лица или сотрудника заверяется направившим требование лицом. Иск кредитора – компании удостоверяется уполномоченным гражданином (на основании доверенности) или главой предприятия.

Информация Арбитражный суд , рассматривает предоставленные сведения и принимает решение о возможности начала судопроизводства, проверяет наличие 2-х обязательных требований – предприятие не выплачивает долги от 3-х месяцев и более, общая сумма задолженности не меньше 300 000 рублей (для физлица 500 тыс. руб.).

Иск от кредиторе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном органе;
  • юридические данные организации или адрес и инициалы физического лица (предпринимателя);
  • сумму требований;
  • обязательства перед ссудодателем и их доказательства;
  • информацию относительно нового руководителя.

Сотрудники организации-должника и заинтересованные стороны имеют право объединиться и направить один иск. Если суд установит признаки несостоятельности и исключит недостоверность банкротства, тогда будет принято решение о производстве. Арбитраж выносит определение о начале первой стадии – надзора, назначает нового руководителя.

Основная цель данного этапа – сохранить имущество предприятия-должника (физлица) для возможности выполнения предъявленных требований. На первой стадии осуществляется анализ финансово-экономического состояния субъекта.

Заключение о неплатежеспособности принято делить на виды по срокам их опротестования. Решение-акт об отказе в производстве и о прекращении разбирательства обжалуются по стандартным правилам ПК (на апелляцию – месяц, кассацию – 2 месяца).

По общим нормам опротестовываются определения, относительно:

  • закрытия дела;
  • отказа о принятии заявления;
  • начала стороннего контроля;
  • финансовой санации.

Постановление относительно мирного соглашения опротестовывается в определенном порядке: срок кассации – месяц. Если жалоба передана по почте, момент ее подачи устанавливается на основании потовой квитанции или штемпеля.

Обжаловать решение арбитражного суда о несостоятельности можно до внесения сведений в единый государственный реестр. Арбитражный управляющий представляет информацию об окончании процедуры банкротства в срок 30-60 дней с момента получения постановления от арбитража. В реестр сведения заносятся на протяжении 5 дней с даты их поступления от управляющего.

Процедура признания организаций и физических лиц неплатежеспособными субъектами требует значительных материальных, временных затрат. Избавиться от всех долгов банкротство не поможет. Существуют и юридические последствия признания субъекта финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособным должником. Поэтому не следует забывать обо всех нюансах процедуры и уточнить их у юриста перед подачей соответствующего заявления.

Банкротство: арбитражный суд, этапы и особенности рассмотрения дел

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 АПК и ст. 5 Закона дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является лицом, участвующим в деле, — юридическое лицо или гражданин. Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда (п. 3 ст. 29 Закона).

Подсудность дел о банкротстве, по существу, является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина (ст. 28 АПК и ст. 29 Закона).

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).

При рассмотрении дел о банкротстве арбитражный суд использует основные принципы и положения арбитражного процессуального законодательства о доказательствах: их относимость и допустимость, непосредственность исследования, преюдициальный характер установленных ранее юридических фактов (в основном установленный решением любого суда размер долга тому или иному кредитору).

При рассмотрении дела о банкротстве могут быть исследованы все доказательства, предусмотренные АПК: письменные и вещественные, свидетельские показания и заключения экспертов, объяснения лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, как показывает практика рассмотрения дел о банкротстве, основными доказательствами, исследуемыми в процессе о банкротстве, являются письменные: договоры, платежные документы, балансы и иные бухгалтерские документы, справочный материал, в том числе предоставленный, помимо должника, конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами, банками, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и т.д.

Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудиторской проверки), при этом, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной инициативе (п. 5 ст. 46 Закона).

Законом значительно дополнен перечень обеспечительных мер, предусмотренных ст. 76 АПК. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона арбитражный суд может по заявлению лица, участвующего в деле, принять следующие меры по обеспечению прав кредиторов:

а) запретить совершать без согласия арбитражного управляющего сделки, не предусмотренные п. 2 ст. 58 настоящего Закона (связанные с отчуждением недвижимого имущества, распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительства и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника);

б) обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;

в) ввести наблюдение (ст. 2, 56-58 Закона), которое хотя и называется процедурой банкротства, в процессуальном смысле является не чем иным, как мерой по обеспечению заявления и исполнения решения. Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Его введение преследует цель обеспечить сохранность имущества должника и определить дальнейшую тактику кредиторов по отношению к должнику в зависимости от его финансово-экономического положения. Наблюдение проводится под контролем временного управляющего, назначаемого арбитражным судом (ст. 59 Закона).

Законом о банкротстве не предусмотрены особые основания приостановления производства по делу о банкротстве. Поэтому следует руководствоваться нормами АПК, в частности ст. 81, 82.

В отличие от Закона о банкротстве предприятий 1992 г. Закон 1998 г. не предусматривает обязанность арбитражного суда приостанавливать производство по делу при введении внешнего управления. Названная процедура — внешнее управление — вводится соответствующим определением арбитражного суда на срок не более 18 месяцев (ст. 68 Закона), а при рассмотрении дела о банкротстве градообразуюших организаций и организаций с численностью работников более пяти тысяч человек срок проведения внешнего управления может быть продлен до десяти лет (п. 3 ст. 135).

Таким образом, Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный процесс введено новое основание временной остановки судебного разбирательства (помимо перерыва, отложения рассмотрения дела, приостановления производства по делу), поскольку в ряде случаев — недостижения цели внешнего управления, по ходатайству внешнего управляющего (п. 3 ст. 91) или собрания кредиторов (п. 2 ст. 12, п. 6 ст. 92) либо в случае отказа арбитражным судом в утверждении отчета внешнего управляющего (п. 6 ст. 92) — арбитражный суд должен вынести решение о признании должника банкротом, т.е. вернуться к стадии судебного разбирательства.

Закон о несостоятельности (банкротстве) содержит особые основания прекращения производства по делу. В соответствии со ст. 53 Закона производство по делу подлежит прекращению в случаях:

а) восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

б) заключения мирового соглашения.

Однако с учетом дополнительности процессуальных норм Закона по отношению к нормам АПК арбитражный суд может прекратить производство по делу и по некоторым другим основаниям, установленным ст. 85 АПК, в частности:

  • если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Например, при рассмотрении дела будет установлено, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее пятисот, а к должнику-гражданину — менее ста минимальных размеров оплаты труда;

  • если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании этого должника несостоятельным (банкротом);

  • если организация-должник ликвидирована, о чем внесена запись в государственный реестр;

  • в случае смерти гражданина-должника, поскольку данное правоотношение (объявление банкротом) не допускает правопреемства.

Закон не называет оснований, по которым заявление о признании должника банкротом может быть оставлено без рассмотрения. Тем не менее заявление может быть оставлено без рассмотрения по двум основаниям, предусмотренным ст. 87 АПК. В частности, если в производстве арбитражного суда находится дело о признании этого должника банкротом, если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права подписывать его, либо лицом, должностное положение которого не указано.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволят определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение — одна из процедур банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (семь месяцев).

Однако арбитражный суд не назначает наблюдение в отношении:

  • ликвидируемого юридического лица; отсутствующего должника;
  • организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

С момента введения процедуры наблюдения законом устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временным управляющим составляется реестр кредиторов и им направляются уведомления о результатах. Должником в недельный срок могут быть представлены в арбитражный суд возражения по выставленным кредитором требованиям. В противном случае данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения так, как они представлены внешним управляющим.

В случае, если в производстве суда находится дело, связанное с взысканием с должника денежных средств и иного имущества, кредитор вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные.

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Это положение действует до вынесения арбитражным судом решения. В случае, если будет вынесено решение об отказе в признании должника банкротом, то исполнение исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого решения.

Запрещается удовлетворение требований участника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются Законом о несостоятельности (банкротстве) кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества.

Помимо перечисленных ограничений существуют также ограничения на ведение должником хозяйственной деятельности. Так, органы управления (Общее собрание, Совет директоров или Наблюдательный совет, Генеральный директор или Правление) исключительно с согласия временного управляющего могут совершать следующие сделки, связанные: с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника

Органы управления, в чью компетенцию входит принятие решения по вышеизложенным вопросам, не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании юридических лиц, о выплате дивидендов и т.д.

Однако ведение хозяйственной деятельности должником все же возможно в установленных законодательством рамках. В случае введения наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных ограничений. В тоже время арбитражный суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества или чинит препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

Как известно, основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался нормой, в соответствии с которой на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику и введение моратория не связывалось с прекращением начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам и финансовых (экономических) санкций по обязательным платежам. В связи с этим вероятность восстановления платежеспособности должника резко снижалась.

По новому Закону мораторий на удовлетворение требований кредиторов будет означать не только приостановление исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании с должника задолженности, возникшей по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.

В этот период не будут также начисляться неустойки (штрафы, пени) по этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. В целях компенсации потерь кредиторов и государства (по обязательным платежам) на все «замороженные» суммы должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ.

Осуществление процедуры внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатура которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Закон допускает выдвижение на должность внешнего управляющего кандидатуру временного управляющего.

В случае, когда собрание кредиторов не смогло предложить кандидатуру внешнего управляющего, арбитражный суд может его назначить по предложению лиц, которые не являлись участниками собрания кредиторов, либо из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. Кандидатура внешнего управляющего может быть также предложена государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Одной из наиболее важных функций внешнего управляющего является установление размера требований кредитора. Законом установлено правило о представлении кредиторами своих требований внешнему управляющему независимо от того, были ли эти требования представлены должнику в период наблюдения. По результатам рассмотрения внешний управляющий вносит их в реестр требований кредиторов.

Результаты рассмотрения требований кредиторов должны быть доведены до их сведения.

По требованиям, признанным внешним управляющим неустановленными, кредиторы вправе заявить возражения в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, в месячный срок с момента извещения о результатах рассмотрения их требований.

Внешний управляющий наделен правом отказаться от исполнения договоров должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а также от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника. Однако кредиторы по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде реального ущерба, но только после окончания действия моратория. Вместе с тем право отказаться от исполнения договоров не распространяется на сделки, заключенные с согласия временного либо внешнего управляющего. Расторжение таких сделок влечет для должника ответственность предусмотренную нормами ГК РФ, то есть он будет отвечать за причиненные убытки в полном объеме, включая неполученные доходы. Однако и в этом случае действует правило о моратории.

Мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, осуществляются внешним управляющим на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. План внешнего управления включает конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, среди которых можно назвать перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидацию дебиторской задолженности, продажу предприятия (бизнеса), продажу части имущества должника, уступку прав требования должника, исполнение обязательств третьими лицами.

Продажа предприятия, как единого имущественного комплекса, включает в себя реализацию всего имущества должника, используемого в предпринимательской деятельности, включая здания, сооружения и земельные участки, на которых они расположены.

Необходимым условием является проведение инвентаризации имущества, поскольку акт инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи предприятия.

По общему правилу, продажа предприятия осуществляется на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, который организует внешний управляющий либо соответствующая организация, действующая по его поручению.

Если планом внешнего управления предусмотрены торги в форме конкурса, условия конкурса утверждаются комитетом кредиторов или собранием кредиторов.

Если торги не состоялись, то по согласованию с собранием кредиторов либо комитетом кредиторов предприятие как единый имущественный комплекс может быть продано покупателю без организации торгов.

Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав имущества предприятия и подлежит зачислению на специально открываемый счет. При осуществлении продажи предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют свою силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

б) Продажа части имущества должника также как и продажа предприятия, может быть осуществлена только после проведения инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Целью данной процедуры является распределение средств, полученных за счет реализации имущества должника (конкурсной массы), между кредиторами в установленной действующим законодательством очередности. Другая цель конкурсного производства — охрана имущественных интересов участников и предупреждение возможности совершения ими неправомерных действий в отношении друг друга.

Открытие конкурсного производства в отношении юридического лица — банкрота означает, что:

  • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;
  • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, допускается с ограничениями, предусмотренными гл. 6 Закона о несостоятельности (банкротстве);
  • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных Законом.

Срок проведения конкурсного производства определен законодателем и не должен превышать одного года. Однако в случае необходимости он может быть дополнительно продлен на шесть месяцев.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.

С момента открытия конкурсного производства правовое положение должника — юридического лица претерпевает серьезные изменения.

Так, органы управления юридического лица отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом организации. Функции управления имуществом переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства. Конкурсным управляющим может быть назначен гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и обладающий необходимыми знаниями. Конкурсный управляющий должен иметь лицензию, выданную государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Конкурсный управляющий наделен широким спектром прав, установленных законодательством. Для их реализации органы управления должника в течение трех дней после назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности.

При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно, с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов.

Как уже было сказано выше, к конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. С целью формирования из имущества должника конкурсной массы, конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, принимает меры к обеспечению их сохранности, предъявляет к дебиторам должника требования о взыскании дебиторской задолженности, заявляет возражения на требования кредиторов должника и отказ от исполнения договоров, если исполнение их повлечет убытки для должника, и принимает иные меры для защиты имущественных интересов должника. В его обязанности также входит уведомление работников должника о предстоящем увольнении. При реализации возложенных на него обязанностей конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.

Однако не все имущество должника может быть включено в конкурсную массу. Так, не подлежат включению в конкурсную массу предметы, изъятые из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, имущество, находящееся во владении или пользовании должника, но не принадлежащее должнику, в том числе арендованное, имущество, находящееся у него на хранении, и так далее. После того как конкурсная масса окончательно сформирована, составляющие ее материальные объекты подлежат реализации с целью последующего удовлетворения требований кредиторов и погашения обязательств должника по обязательным платежам.

Продажа имущества осуществляется в порядке и сроки, определенные конкурсным управляющим и одобренные собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Продажа имущества должника, как правило, производится на открытых торгах.

Необходимо отметить, что в ходе проведения ликвидационных процедур конкурсный управляющий обязан использовать только один основной счет. Другие известные счета подлежат закрытию, а денежные средства, находящиеся на них, должны быть переведены на основной счет. На указанный счет зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства, и с него осуществляются все выплаты кредиторам и оплачиваются расходы.

Особенности судопроизводства в арбитражных судах по отдельным категориям дел

ОЛьга Васильевна, Москва 07.11.2020Раздел: Арбитражный процесс

Доброе утро! наша организация выполняла функцию подрядчика по муниципальному контракту. Срок выполнения работ нами был нарушен. Отчасти в том вина заказчика, который несвоевременно передал нам строительную площадку, техническую документацию, а также забыл заключить контракт на выполнение функции технического надзора со сторонней организацией, в результате чего, когда пришло время сдачи работ, со стороны заказчика некому было их принимать.
Неустойку нам рассчитали по 44-ФЗ, еще по старым правилам, т.к. контракт заключен до сентября 2017г. Акт с суммой неустойки мы подписали. Можем ли мы снизить ее размер через суд?

Николай, Москва 27.10.2020Раздел: Арбитражный процесс

Наша компания находится в Москве, компания должника тоже. Стали готовить документы в суд для взыскания задолженности по договору поставки и обнаружили, что в тексте договора ошибочно указали, что в случае возникновения споров, он подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. Нам что теперь всем в Питер ездить? можно ли изменить договорную подсудность и подать иск по месту нахождения ответчика?

Арбитражная практика по делам о банкротстве (часть 1)

Алексей, Москва 05.09.2020Раздел: Арбитражный процесс

С какого момента исчисляется 6-месячный срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с проигравшей стороны судебных расходов на оплату услуг представителя, связанных с рассмотрениям дела в арбитражном суде: с момента принятия последнего судебного акта по делу (например, определения ВС РФ об отказе в рассмотрение кассационной жалобы) либо с момента принятия судебного акта той инстанции, в которой расходы были фактически понесены?

Любовь, Москва 05.09.2020Раздел: Арбитражный процесс

Заключили в суде мировое соглашение. В срок в нем указанный ответчик деньги не перечислил. Получили исполнительный лист, предъявили в банк. Банк деньги со счета списал в нашу пользу. Можем ли мы взыскать с ответчика проценты за неисполнение мирового соглашения в срок, т.е. за период когда он должен был выплатить долг по момента фактической выплаты?

Дела о банкротстве обычно рассматриваются по месту нахождения. Суд рассматривает заявление только при наличии двух главных признаков несостоятельности:

  • должник имеет непогашенную задолженность не менее 500 тысяч рублей для физических лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц;
  • более трех месяцев не осуществляются выплаты по обязательствам.

Подать заявление о признании должника банкротом имеет право сам должник, его кредиторы или иные уполномоченные органы. Процедура регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ. В этом законодательном документе также указаны случаи, когда требуется обязательная подача заявления.

Независимо от того, кто участвует в процессе рассмотрения делопроизводства, данные дела рассматриваются исключительно в арбитражном суде. Важным условием является следование правилам арбитражного процессуального кодекса и статьям Федерального закона о банкротстве.

Рассмотрение Арбитражными cудами дел о несостоятельности (банкротстве)

Следующие процессуальные работы судья осуществляет единолично:

  • принимает заявление о признании банкротом согласно части 1 статьи 42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • рассматривает заявления с запросами о введении процедуры наблюдения;
  • выполняет подготовительные процедуры перед разбирательством;
  • рассматривает ходатайства, заявления и жалобы участников процесса согласно статье 60 Федерального закона № 127-ФЗ.

Рассмотрением дел о несостоятельности также занимается и коллегиальный состав судей в том случае, если по закону возникает необходимость в данной процедуре.

В соответствии со ст. 35 Закона № 127-ФЗ в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют следующие представители:

  • сотрудников должника;
  • собственников имущества должника;
  • участников (учредителей) компании-должника;
  • собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  • уполномоченные органы;
  • иные лица.

Каждый кредитор, подавая заявление о признании должника банкротом и введении наблюдения, хочет принятия его судом. Каждый должник или иной кредитор не хочет, возможно, принятия такого заявления. Поэтому нам стало вновь интересно систематизировать отдельные отказные определения в признании должника банкротом и введении наблюдения. При этом мы не приводим свои комментарии об аргументах, доказательствах или правовом основании. Нам кажется, что лучше оставить подобное для размышлений заинтересованным в материале лицам. В любом случае мы будем рады оказать помощь в ведении дел о банкротстве.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 14.10.2014 принято к производству заявление Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по городу Москве (далее – уполномоченный орган, инспекция, налоговый орган) о признании несостоятельным (банкротом) закрытого акционерного общества «Сетьстрой» (далее – ЗАО «Сетьстрой», должник). Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.03.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015, во введении процедуры наблюдения в отношении должника отказано, производство по делу прекращено ввиду отсутствия доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Суды установили отсутствие доказательств, обосновывающих вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве. Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2015 N Ф05-11822/2015 по делу N А40-162591/2014.

Итоги:

Статья 223 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве)

^К началу страницы

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

^К началу страницы

В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

^К началу страницы

СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

^К началу страницы

Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

  • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
  • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
  • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
  • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

^К началу страницы

Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

  • Start up проекты
  • Корпоративные отношения
    • Реструктуризация бизнеса
    • Структурирование организаций
    • Сопровождение отношений с бизнес партнером
  • Корпоративные конфликты
    • Внесудебное разрешение корпоративных конфликтов
    • Судебное разрешение корпоративных конфликтов
  • Недвижимость и строительство
  • Суд и арбитраж
  • Защита интеллектуальной собственности

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражными судами. Иные органы не имеют права вести данные производства, так как подсудность, в данном случае, является исключительной. Производство проходит по общим правилам, применяемых по отношению к иным арбитражным делам, с учётом особенностей, установленных № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Процедура не является исковым производством.

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Требования, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, срок предъявления которых не был восстановлен судом, удовлетворяются по правилам пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве.

При исчислении предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 и пунктом 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве срока для заявления требований в деле о банкротстве гражданина следует учитывать, что по смыслу статьи 213.7 Закона информация о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации его имущества доводится до всеобщего сведения путем ее включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикации в официальном печатном издании в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. При определении начала течения срока на предъявление требования в деле о банкротстве гражданина следует руководствоваться датой более позднего публичного извещения.

Срок обжалования определений в деле о банкротстве

Согласно пункту 4 статьи 213.8 Закона о банкротстве первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов в форме совместного присутствия по месту рассмотрения дела о банкротстве должника (в соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования (без совместного присутствия).

В случае проведения собрания кредиторов в форме совместного присутствия его участников выбор места проведения собрания должен осуществляться арбитражным управляющим таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность лицам, имеющим право принимать участие в собрании, реализовать это право (доступность), обеспечив максимальную экономию средств должника, конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

В процедуре реструктуризации долгов должник, его кредиторы или уполномоченный орган не позднее чем в течение десяти дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Закона о банкротстве, вправе направить финансовому управляющему, конкурсным кредиторам, в уполномоченный орган проект плана реструктуризации долгов (пункт 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве). Указанный десятидневный срок исчисляется по правилам главы 11 ГК РФ.

Проект плана реструктуризации долгов с приложенными к нему документами (статья 213.15 Закона о банкротстве) направляется всем кредиторам должника, известным на момент направления плана (пункт 2 статьи 213.12 и пункт 1 статьи 213.14 Закона о банкротстве).

Информация о кредиторах и об их адресах может быть получена от должника или из документов, которые должны быть приложены к заявлению должника о признании его банкротом или к отзыву должника (пункт 9 статьи 213.9 и абзац четвертый пункта 3 статьи 213.4 Закона).

В случае предложения плана кредитором или уполномоченным органом к нему прилагается заявление должника об одобрении плана или его возражения против плана (абзац седьмой пункта 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве).

Финансовый управляющий представляет полученный им проект (проекты) плана реструктуризации долгов на рассмотрение первого собрания кредиторов (пункты 3 и 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

Направление проекта плана реструктуризации долгов с пропуском десятидневного срока, указанного в пункте 1 статьи 213.12 Закона о банкротстве, не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов, если названный проект направлен и получен до дня проведения собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление заинтересованных лиц с планом и подготовку финансовым управляющим возражений и (или) предложений по нему (абзац второй пункта 5 статьи 213.12 Закона о банкротстве).

Поступившее в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, решение собрания кредиторов об одобрении плана реструктуризации долгов является достаточным основанием для назначения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В этом случае ходатайство участвующих в деле лиц об утверждении плана реструктуризации не требуется.

На основании пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве должника, арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации долгов в том случае, если этот план не одобрен собранием кредиторов.

Решение арбитражного суда о банкротстве

5

Малышев К. И. Исторический очерк конкурсного процесса. СПб., 1871. С. 4; Шершеневич Г. Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 2.

6

Epstein D. A., Nickles S. H., White J. J. Bankruptcy. Minn, 1993. P. 2.

7

Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 15.

8

Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 23.

9

Колиниченко Е. А. Признаки банкротства в Великобритании, США, Германии, Франции и России (сравнительный анализ) // Вестник ВАС РФ. 2000. № 8. С.103.

10

В литературе такую множественность процедур именуют также процессуальным плюрализмом (см.: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Под ред. Е. А. Васильева. М., 1993. С. 449.

11

Судебная статистика свидетельствует о невысокой эффективности восстановительных процедур банкротства, применяемых к юридическим лицам — должникам. Так, по итогам рассмотрения дел о банкротстве за 2002 г. из 2696 дел, по которым введена процедура внешнего управления, только в 21 случае было прекращено производство по делу в связи с восстановлением платежеспособности; в 121 случае производство было прекращено в связи с утверждением мирового соглашения; в 996 случаях принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (см.: Рассмотрение дел о банкротстве в 2002 г. // Вестник ВАС РФ. 2003. № 4. С. 26).

12

Каримов А. А. Правовое регулирование несостоятельности индивидуального предпринимателя. Дис.… канд. юрид. наук. СПб., 1997. С. 79. — В соответствии со ст. 219 Закона о банкротстве в виде исключения допускается применение процедур финансового оздоровления и внешнего управления в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства.

13

Разделение несостоятельности на торговую и неторговую известно давно и объяснялось в специальной литературе по-разному. Основанием неторговой несостоятельности признавалась недостаточность имущества должника, а не прекращение платежей само по себе. Что же касается основания торговой несостоятельности, то отмечалось, что точность в исполнении обязательств в торговом обороте имеет преимущественное значение, а потому здесь для открытия конкурсного производства достаточно прекращения платежей. По мнению Г. Ф. Шершеневича, стремление обособления торговой несостоятельности вытекает также из более общей идеи обособления торгового права от гражданского (см. критический обзор точек зрения по этому вопросу: Шершеневич Г. Ф. Конкурсное право. Казань, 1898. С. 96–100). Из современных авторов на разделение несостоятельности на торговую и неторговую указывает, в частности, М. В. Телюкина (см.: Телюкина М. В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)». М., 1998).

14

Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 42.

15

Банкротство индивидуальных предпринимателей известно российскому законодательству и судебной практике с начала действия первого закона о банкротстве — Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (СЗ РФ. 1993. № 1. Ст. 4). Так, по итогам 2002 г. поступило заявлений о признании банкротом — 106 647, в том числе: индивидуальных предпринимателей — 1180, крестьянских (фермерских) хозяйств — 2128; принято решений о признании банкротом и об открытии конкурсного производства — 82 341, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей — 937, крестьянских (фермерских) хозяйств — 1557 (см.: Рассмотрение дел о банкротстве в 2002 г. // Вестник ВАС РФ. 2003. № 4. С. 28).

16

Степанов В. В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М., 1999. С. 42–48.

17

Мастерс К. Б., Паксон Э. В. Закон США «О банкротстве» // Принципы коммерческого права и законодательство о реорганизации и банкротстве. М., 1993. С. 3; Epstein D. A., Nickles S. H., White J. J. Bankruptcy. Minn. 1993. P. 9; Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В. В. Витрянского. М., 1998. С. 15.

1. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

2. Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 настоящего Кодекса. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

3. Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Апелляционные жалобы на определения, вынесенные арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве), рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции коллегиальным составом судей.

1. Арбитражным судом рассматриваются дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

2. Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом завершается принятием одного из следующих актов:

  • решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решения об отказе в признании должника банкротом;
  • определения о введении финансового оздоровления;
  • определения о введении внешнего управления;
  • определения о прекращении производства по делу о банкротстве;
  • определения об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
  • определения об утверждении мирового соглашения (ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

3. Поскольку согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указанные в нем судебные акты принимаются судом по результатам рассмотрения дел о банкротстве, то есть этими судебными актами дела о банкротстве заканчиваются по существу, к обжалованию таких судебных актов ч. 3 коммент. статьи не применяется. Все вышеназванные и поименованные в п. 1 ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» судебные акты пересматриваются по общим правилам раздела VI АПК РФ.

4. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях установления признаков банкротства должника, то есть когда при отсутствии оснований для введения внешнего управления:

  • гражданин не удовлетворил требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнил обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства (обязанности) должны были быть исполнены, и при этом сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества;
  • юридическое лицо не удовлетворило требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполнило обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда обязательства (обязанности) должны были быть исполнены;
  • при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве (ст. 3, п. 1 ст. 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

5. На практике возникает вопрос: достаточно ли вступившего в законную силу решения суда для отнесения размера денежных обязательств по требованиям кредиторов к установленному, или необходимо также наличие исполнительного листа? В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». Обязательного представления исполнительного листа Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» не предусматривает. Однако арбитражный управляющий вправе истребовать исполнительный лист у кредитора для проверки произведенных удержаний и своевременности предъявления его к исполнению.

6. Решение арбитражного суда о признании банкротом должника — юридического лица и об открытии конкурсного производства должно содержать указания:

  • о признании должника банкротом;
  • об открытии конкурсного производства.

7. Решение арбитражного суда о признании банкротом должника — индивидуального предпринимателя должно содержать указание на признание утратившей силу регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя.

8. Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства может быть обжаловано (п. п. 2 — 4 ст. 53 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

9. В случаях отсутствия признаков банкротства или при иных предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» обстоятельствах арбитражным судом принимается решение об отказе в признании должника банкротом (ст. 55 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

10. После принятия арбитражным судом решения об отказе в признании должника банкротом все ограничения, являющиеся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения, прекращаются (ст. 56 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

11. Согласно ст. 46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» после введения наблюдения арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника в соответствии с АПК, которые действуют до даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, об отказе в принятии заявления, о возвращении заявления без рассмотрения или о прекращении производства по делу о банкротстве. В указанном определении может быть указано, что меры по обеспечению требований кредиторов и интересов должника, принятые на основании ст. 46 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», отменяются.

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему – 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные – ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона – в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов – их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель – кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение – начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела – 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство – это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства – вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса – это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.


Похожие записи: