Ст 16 закона об энергосбережении проведение энергетического обследования изменения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 16 закона об энергосбережении проведение энергетического обследования изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.

2. Порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. Данные деклараций о потреблении энергетических ресурсов используются при составлении проектов бюджетов в целях планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также при определении размера субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

Отменено обязательное проведение энергетических обследований на предприятиях

Статья 38. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

Статья 17. Обработка, систематизация, анализ и использование информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов

Статья 48. Заключительные положения

АПК РФ

ГК РФ (часть I)

ГК РФ (часть II)

ГК РФ (часть III)

ГК РФ (часть IV)

ГПК РФ

ГрК РФ

Жилищный кодекс

КАС РФ

КоАП РФ

НК РФ (часть I)

НК РФ (часть II)

Семейный кодекс

ТК РФ

УИК РФ

УК РФ

УПК РФ

Бюджетный кодекс

Воздушный кодекс

Водный кодекс

Земельный кодекс

Лесной кодекс

В таблице, которая следует, представлены основные отличия между энергодекларацией и энергопаспортом.

Энергодекларация Энергопаспорт
Приказ Минэнерго №401 №400
Периодичность оформления Ежегодно Один раз в 5 лет
Стоимость оформления с нашей помощью 10 тыс. руб. 19 тыс. руб.
Кто отвечает за оформление самостоятельно энергоаудитор
Кто сдает в Минэнерго самостоятельно энергоаудитор (СРО)

Главное преимущество энергодекларации над энергопаспортом — энергодекларацию можно оформить самостоятельно и бесплатно.

Но, в то же время, это и ее главный недостаток.

Персоналу организации необходимо самостоятельно разобраться с оформлением и расчетом данных для энергодекларации.

Методика, описывающая как заполнять энергодекларацию, занимает более 100 страниц.

Форма энергодекларации для государственных организаций и учреждений состоит из 10 страниц.

Форма энергодекларации для регулируемых организаций состоит из более чем 25 страниц.

Каждой организации необходимо внести данные о потреблении энергоресурсов и воды как всей организации в целом, так и по каждому отдельно стоящему зданию.

Все эти данные необходимо перевести в тонны условного топлива в год на рубль произведенной продукции.

Кроме того, энергодекларация содержит информацию

  • об оснащенности организации счетчиками,
  • о строительных характеристиках зданий и сооружение,
  • описание инженерных систем (отопления, электропотребления, водоснабжения, вентиляции),
  • описание используемого оборудования.

Если ваша организация обладает необходимым количеством специалистов, способных выполнить такую работу, тогда вам следует самостоятельно оформить энергодекларацию.

Как мы упомянули выше, при раскрытии информации по утверждённым приказом Минстроя №882/пр формам, нужно указывать класс энергоэффективности жилого дома при его наличии.

Если класс энергоэффективности не присвоен, то это поле нельзя оставить пустым, но можно указать там какое-либо значение.

В данном случае будет считаться, что требования законодательства по этому вопросу раскрытия информации исполнены в полном объеме, поскольку по закону у УК нет обязанности проводить энергетическое обследование МКД.

Но с другой стороны, отсутствие в форме 2.1 раскрытия информации класса энергоэффективности может уже стать поводом для проверки управляющей компании на наличие паспорта энергоэффективности многоквартирного дома.

Поскольку отсутствие указание класса энергоэффективности МКД прямо указывает на невыполнение энергоаудита дома.

Процедура хотя и является добровольной, но так или иначе должна проводиться в обязательном порядке один раз в пять лет в соответствии с законодательством.

Поэтому данный вопрос до сих пор остаётся спорным и неоднозначным. В целом же, отношения по энергосбережению и повышению энергеоэффективности определены в ФЗ №261 от 23.11.

2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В п.5 ст.15 ФЗ №261 сказано, что энергетическое обследование проводится на добровольной основе.

Исключение составляют случаи, если согласно данному федеральному закону энергоаудит проводится обязательно.

В соответствии с п.1 ст.15 ФЗ №261 энергоаудит может проводиться в отношении любых зданий и объектов системы коммунальной инфраструктуры, включая многоквартирные дома.

Энергетическое обследование проводится для (п.2 ст.

15 261-ФЗ):

  • получения объективных данных об объёме используемых энергоресурсов;
  • определения показателей энергоэффективности;
  • определения потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • составления списка мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, а также для проведения оценки их стоимости.

По закону энергетическое обследование проводится обязательно управляющими компаниями, если (п.1 ст.16 ФЗ №261):

  • многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию после вступления в силу ФЗ №261 от 27.11.2009 года или прошли реконструкцию либо капитальный ремонт (п.6 ст.11 ФЗ №261). По таким МКД один раз в 5 лет проводится энергоаудит;
  • превышена предельная величина совокупных затрат на приобретение энергоресурсов. Критерием для определения необходимости проведения энергоаудита служит объём совокупных затрат УК на приобретение природного газа, теплоэнергии, угля и электроэнергии.

Максимальная величина совокупных затрат указана в Постановлении Правительства РФ №818 от 16.08.2014 года «Об установлении объема энергетических ресурсов в стоимостном выражении для целей проведения обязательных энергетических обследований». Эта предельная величина равна 50 миллионам рублей.

Следовательно, если совокупная сумма расходов УК за календарный год превысит 50 миллионов рублей, такая компания должна обязательно провести энергетическое обследование (пп.5 п.1 ст.16 ФЗ №261). В противном случае энергетическое обследование является добровольным.

Энергетическое обследование МКД призвано определить и устранить причины потерь энергоресурсов в подъездах и квартирах собственников помещений в данном доме. Тепло из домов может утекать через не утепленные кровельные перекрытия, оконные трещины, старые двери и холодные, сырые подвальные помещения. Знание источника утечки тепла поможет принять меры по его устранению.

Мероприятия по повышению энергоэффективности МКД позволят сэкономить расходы на использование энергоресурсов каждым собственником помещений в жилом доме.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ” предусматривает следующие санкции

Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследований

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 тысяч до 250 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 8 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Норма закона

  • Пункт 10 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г.

№ 18 “После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г.

(на период 2011 – 2015 годов) – не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 – 2020 годов) – не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. – не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню”

Требования к зданиям, строениям, сооружениям установлены Приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г.

Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ” “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ

  • Новости
  • Новости и объявления СРО
  • О партнерстве
  • Документы СРО
  • Условия вступления и членства в СРО
  • Контроль СРО
  • Реестр членов СРО
  • Обучение и повышение квалификации
  • Личный кабинет
  • Образцы документов
  • Энергопаспорт
  • Энергопаспорт здания
  • Методические материалы
  • Вопрос-ответ
  • Калькуляторы
  • Размеры взносов и регламент
  • Поиск по реестру энергопаспортов
  • Бланк энергопаспорта, XLS
  • Бланк отчета, DOC
  • Заявление на проведение контроля (экспертизы)
  • Программа энергосбережения
  • Федеральные законы
  • Постановления Правительства
  • Распоряжения Правительства
  • Приказы министерств и ведомств
  • ГОСТы и стандарты
  • Прочие документы

Изменения законодательства в области энергоаудита. К чему готовиться?

  • Допуск СРО (свидетельства)
  • Реестр СРО-Э России
  • Реестр энергопаспортов
  • Извещения Минэнерго России о регистрации энергопаспортов
  • 16.01.2019. Предоставление копий энергетических паспортов и отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
  • 15.01.2019. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 29.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России
  • 25.12.2018. Регистрация энергопаспортов в Минэнерго России

Я даю согласие ИП Туксин Артем Александрович (далее — Оператор), расположенному по адресу: 650056, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Марковцева 6-263, на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование моих персональных данных и подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую своей волей и в своих интересах.

Согласие дается мною для целей: получения консультации по вопросам электроснабжения, заполнения форм обратной связи, регистрация профиля пользователя, совершения иных действий на сайте energo.blog; а также исполнения требований других федеральных законов и подзаконных актов с использованием как автоматизированных средств обработки моих персональных данных, так и без использования средств автоматизации, внесения полученных сведений в электронную базу данных, включения в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные документами, регламентирующими предоставление отчетных данных (документов), передачи их уполномоченным органам.

Согласие дается на обработку следующих моих персональных данных (включая получение от меня и/или любых третьих лиц): фамилия, имя, отчество, номера телефонов (городской, мобильный), адрес электронной почты, сведения для входа в профиль пользователя Оператором. Лицо, осуществляющее обработку моих персональных данных обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные действующим законодательством.

Настоящее согласие дано мной с даты подтверждения согласия на официальном сайте Оператора и действует бессрочно.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» муниципальные и региональные образования должны подготовить и утвердить программу энергосбережения.

Вытяжки из статьи 14 ФЗ №261 о муниципальной программе энергосбережения:

Статья 14 1. В составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Обязательный энергоаудит бюджетников может быть отменен

(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.07.2010 N 191-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 11.07.2011 N 197-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 402-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 12.12.2011 N 426-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 10.07.2012 N 109-ФЗ, от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 07.06.2013 N 113-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 399-ФЗ, от 28.12.2013 N 401-ФЗ, от 04.10.2014 N 291-ФЗ, от 04.11.2014 N 339-ФЗ, от 04.11.2014 N 344-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 466-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 03.07.2016 N 269-ФЗ, от 26.07.2017 N 196-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 29.07.2017 N 279-ФЗ, от 23.04.2018 N 107-ФЗ, от 19.07.2018 N 221-ФЗ, от 29.07.2018 N 255-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ, от 27.12.2018 N 522-ФЗ, от 26.07.2019 N 241-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
11 ноября 2009 года

Одобрен
Советом Федерации
18 ноября 2009 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

2. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на следующих принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

4) планирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

5) использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий.

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на деятельность, связанную с использованием энергетических ресурсов.

2. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении энергетических ресурсов, применяются и в отношении воды, подаваемой, передаваемой, потребляемой с использованием систем централизованного водоснабжения.

3. Положения настоящего Федерального закона, установленные в отношении организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, применяются к осуществляемым этими организациями регулируемым видам деятельности.

4. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной энергетики, производства расщепляющихся материалов с учетом положений законодательства Российской Федерации в области обороны, законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:

1) формирование и осуществление государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

2) разработка и реализация федеральных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением федеральными государственными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем пятьдесят процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежат государственным корпорациям; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

4) определение товаров, которые должны содержать информацию об энергетической эффективности, и правил нанесения такой информации;

5) установление правил определения классов энергетической эффективности товаров, многоквартирных домов;

6) определение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений;

7) установление принципов определения перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

7.1) установление требований к проведению энергетического обследования, результатам энергетического обследования (энергетическому паспорту и отчету о проведении энергетического обследования) (далее — требования к проведению энергетического обследования и его результатам); (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

7.2) установление формы декларации о потреблении энергетических ресурсов; (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

7.3) установление порядка представления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, деклараций о потреблении энергетических ресурсов, порядка обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетического обследования, декларациях о потреблении энергетических ресурсов; (в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 221-ФЗ)

8) установление требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

9) установление порядка осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

10) установление правил создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечение ее функционирования;

11) установление требований к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

12) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению федеральными органами исполнительной власти, и отчетности об их реализации; (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 399-ФЗ)

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 255-ФЗ)

1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта Российской Федерации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями соответствующего субъекта Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

7) осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)

8) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 настоящей статьи, на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут осуществляться подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением, к деятельности которого относится информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. (в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 255-ФЗ)

В мае 2014 года Министерством экономического развития был инициирован очередной проект с изменениями в закон «Об энергосбережении…». Он предусматривает введение «энергетической декларации», которая может быть представлена организацией вместо проведения энергетического обследования. Предлагается сделать обязательным заполнение энергодекларации для органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а энергетические обследования перевести в статус добровольных мероприятий. Основные аргументы авторов документа — снижение финансовой нагрузки на бюджет и низкая активность заказчиков обследований. Разработчики постановления уверены, что специалисты администраций будут за ту же заработную плату выполнять больше обязанностей.

По мнению профессионального сообщества, заполнять энергетическую декларацию должны специалисты-энергоаудиторы, эту функцию не обязательно возлагать на сотрудников школ, больниц, музеев, библиотек, которые будут отвлекаться от исполнения своих прямых обязанностей. Дело в том, что сама форма декларации занимает 10 страниц. Каждому учреждению в нее надо будет внести данные о потреблении энергоресурсов и воды как в целом организацией, так и по отдельным зданиям, а также перевести эти цифры в единые расчетные единицы — тонны условного топлива в год на рубль произведенной продукции. Также в документе прописываются оснащенность средствами учета, сведения об оплате за ресурсы, о тарифах, строительные характеристики здания, описание инженерных систем (отопления, электропотребления, водоснабжения, вентиляции), используемое оборудование. Только методика, описывающая, как и что заполнять, занимает 101 страницу. Понятно также, что государству эти данные очень нужны — без них неясна картина, и сложно принимать решения.

Отчасти причины таких резких изменений в законе понятны: программа энергообследования в стране фактически провалена, энергетические паспорта сдали не более 30-50% по различным оценкам организаций, подлежавших обязательному энергообследованию. Мотивации у заказчиков создано не было, часто не хватало элементарной информации, как и финансирования из бюджетов (для бюджетных организаций). В результате заказчики массово предпочли заплатить мало и получить формальный энергопаспорт, данные из которого теперь не могут стать основой для реализации мероприятий повышения энергоэффективности или, тем более, энергосервиса. Но почему же, когда в 2009 году принимали закон, никто не подумал, что силами двухсот организаций невозможно выполнить триста тысяч энергетических обследований?

Однако, за время реализации 261-ФЗ, несмотря на запаздывание и в ряде случаев отсутствие поддерживающих нормативно-правовых актов и методик, все же заработала рыночная модель, основанная на саморегулировании. Только в нашей СРО разработаны 22 стандарта профессиональной деятельности, мы с партнерами обучили более трех тысяч специалистов, утверждено более 18 000 энергопаспортов, поданных через нас. Но это все не принимается в расчет законодателем, и эти достижения новые поправки в закон могут свести на нет, а зародившийся рынок энергоаудита просто «убить», ничего не создав взамен.

Остается непонятным, почему государство не ужесточит условия капитальных ремонтов жилых домов, производимых на средства бюджетов — если по итогам такого ремонта обязательное энергообследование не подтверждает определенный класс энергоэффективности здания, работы не должны быть оплачены за счет бюджетных ассигнований. Эти меры позволили бы повысить эффективность расходования бюджетных средств.

Важно, что сегодня профессионалы готовы объединить усилия по развитию рынка и реализации политики повышения энергоэффективности. Именно такая проактивная позиция является залогом движения вперед. Сейчас складывается ситуация, когда предыдущие меры (обязательные энергетические обследования) не доведены до логического конца и отменяются, причем до сих пор ни заказчикам, ни исполнителям не понятны границы нового рынка. В том, что реформы на рынке неизбежны, сомнений нет, но всем нужна ясность.

Примечание.

1Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » предусматривает следующие санкции


Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследований

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 250 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 8 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Норма закона

  • Пункт 10 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 “После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 — 2015 годов) — не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 — 2020 годов) — не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. — не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню”

Требования к зданиям, строениям, сооружениям установлены Приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г.

Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » лица, отвечающие требованиям обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.

Полномочия по контролю выполнения закона по указанным выше пунктам Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2010 г. № 67 возложены на Ростехнадзор — Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ. Полномочия следующие:

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Контроль за соблюдением юридическими лицами в уставных капиталах которых доля (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования составляет более чем 50 процентов и (или) в отношении которых Российская , субъект Российской Федерации, муниципальное образование имеют право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, государственными компаниями, государственными корпорациями, а также юридическими лицами, имущество которых либо более чем 50 процентов акций или долей в уставном капитале которых принадлежит государственным корпорациям, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Контроль за проведением обязательного энергетического обследования в установленный срок.

Правила осуществления контроля введены в апреле этого года Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318.

Правила определяют порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Правилами госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа. Основанием для проведения внеплановых проверок являются истечение срока выданного предписания об устранении выявленного нарушения, поступление в контролирующие органы соответствующей информации, обращения граждан, поручения Президента РФ и Правительства РФ.

Федеральный закон установил, что в техдокументации на импортируемые в РФ или производимые на территории РФ товары должен указываться класс их энергетической эффективности. Он также утвердил сроки выполнения этих требований (федеральный закон 261 ф3, гл.3, ст.10) ФЗ об энергосбережении утвердил промежутки времени (начиная с 01.01.2011 года), в течение которых должны быть выведены из оборота электрические лампы накаливания (ФЗ РФ 261, гл.3, ст.10).

ФЗ также установил порядок проведения обязательного энергетического обследования, требования к муниципальным и региональным программам в области энергосбережения, требования к «энергетическому паспорту» (закон 261 фз, гл.4, ст.15, 16). Энергетическое обследование, согласно закона об энергосбережении, проводится в добровольном порядке, исключая организации с участием федерального, регионального или местного бюджета, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющих добычу, производство или транспортировку энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.4, ст.16).

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ

261й федеральный закон об энергосбережении утвердил обязанности по учету используемых энергоресурсов и сроки оснащения зданий и строений различного назначения приборами учета всех используемых видов энергоресурсов (261 ФЗ об энергосбережении, гл.3, ст.13). Он также установил требования энергоэффективности зданий, строений, сооружений, а также порядок исполнения соответствующих обязанностей (закон 261 РФ, гл.3, ст.11).

Закон об энергосбережении установил новый вид договоров — «энергосервисный договор (контракт)», обязывающий подрядчика к действиям по повышению энергэффективности использования ТЭР заказчиком. Контракт должен содержать обязательства подрядчика о величине экономии ТЭР, которая должна быть обеспечена им по исполнению контракта (федеральный закон об энергосбережении, гл.5, ст.19).

Нормами, регулирующими энергосбережение, дополнен целый ряд законодательных актов. Так, например, ФЗ 261 устанавливает административную ответственность за нарушение данного закона в области повышения энергоэффективности, в частности штрафы за отсутствие энергетического паспорта. С этой целью в кодекс административных правонарушений внесены изменения (в 261 ФЗ статья 29 предполагает ответственность за нарушение законодательства об энергоэффективности). Кроме того, в комитет ГД РФ по энергетике был направлен проект закона, который предусматривает изменения в 261 ФЗ. Проект был принят в первом чтении 17.05.2011г.

  • Вопрос-ответ (2)
  • Охрана труда (1)
  • Промышленная безопасность (12)
  • Строительный надзор и экспертиза (5)
  • Экология (2)
  • Энергетика (11)

Закон 261-ФЗ об энергосбережении. Обязателен ли энергоаудит предприятий ?

1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований осуществляет сбор, обработку, систематизацию, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований, в соответствии с требованиями, определёнными Правительством Российской Федерации.

2. Каждая саморегулируемая организация в области энергетического обследования один раз в три месяца обязана направлять заверенные ею копии энергетических паспортов, составленных членами такой саморегулируемой организации по результатам проведённых ими за указанный период обязательных энергетических обследований, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований вправе запрашивать и получать у саморегулируемых организаций в области энергетического обследования данные о проведённых в добровольном порядке энергетических обследованиях, а также данные составленных по результатам таких обследований энергетических паспортов в соответствии с перечнем информации, указанной в части 7 статьи 15 настоящего Федерального закона, с учётом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне.

4. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований должен обеспечить приём копий энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также информации, запрошенной в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в форме электронного документа.

5. Информация, полученная при обработке, систематизации и анализе данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований, используется в целях получения объективных данных об уровне использования органами и организациями энергетических ресурсов, о потенциале их энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о лицах, достигших наилучших результатов при проведении энергетических обследований, об органах и организациях, имеющих наилучшие показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, об иных получаемых в результате энергетического обследования показателях.

1. Статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования может приобрести некоммерческая организация, основанная на членстве, при условии её соответствия требованиям, установленным частью 3 настоящей статьи.

2. Для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования сведений о некоммерческой организации ею представляются в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, предусмотренные Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», а также документы, подтверждающие соблюдение установленных частью 3 настоящей статьи требований. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не вправе требовать от некоммерческой организации представление документов, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включённых в определённый Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

2.1. Порядок ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и перечень включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

2.2. В случае, если заявление о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования и указанные в части 2 настоящей статьи документы подаются в форме электронных документов, данное заявление должно быть подписано заявителем усиленной квалифицированной электронной подписью, а указанные документы — должностными лицами органов, организаций, уполномоченными на подписание указанных документов электронной подписью, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации в области энергетического обследования при условии её соответствия следующим требованиям:

1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее чем двадцать пять субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц) или не менее чем сорок субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключённого с работодателем — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве её членов не менее чем пятнадцать субъектов предпринимательской деятельности и не менее чем десять субъектов профессиональной деятельности;

2) наличие указанных в части 4 настоящей статьи документов, в том числе стандартов и правил, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования;

3) наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем два миллиона рублей за счёт взносов членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования, как способа обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования перед потребителями услуг, которая может возникнуть в результате причинения им вреда вследствие недостатков оказанных услуг по энергетическому обследованию.

4. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана разработать и утвердить следующие документы:

1) порядок приёма в члены саморегулируемой организации в области энергетического обследования и прекращения членства в такой саморегулируемой организации;

2) стандарты и правила, регламентирующие порядок проведения энергетических обследований членами саморегулируемой организации в области энергетического обследования, в том числе стандарты и правила оформления энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования, стандарты и правила определения перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, стандарты и правила расчёта потенциала энергосбережения (далее — стандарты и правила), в соответствии с требованиями к проведению энергетического обследования и его результатам;

3) перечень мер дисциплинарного воздействия, которые могут быть применены в отношении членов саморегулируемой организации в области энергетического обследования за нарушение требований стандартов и правил;

4) стандарты раскрытия информации о деятельности саморегулируемой организации в области энергетического обследования и о деятельности её членов.

5. Саморегулируемая организация в области энергетического обследования вправе утверждать иные стандарты и правила по вопросам, относящимся к деятельности её членов по проведению энергетического обследования.

5.1. Документы, указанные в пункте 2 части 4 настоящей статьи, но не размещённые на официальном сайте саморегулируемой организации в области энергетического обследования в сети «Интернет», не применяются.

Например, для получения государственных денежных ресурсов, скажем для модернизации энергетического оборудования в коммунальном секторе, одно из условий — проведенное обследование и паспорт объекта. Или ещё одна процедура: схема теплоснабжения населённого пункта.
По нормам, принятым Госстроем, такая схема должна составляться на базе проведенного энергетического обследования. Тот же проект правительственного решения по границам в 50 млн рублей предполагает, что все у кого потребление ТЭР обходится в сумму меньшей величины, обязаны представлять энергетическую декларацию.
Процедурная часть составления такой декларации предполагается, что будет предписана властью. Но обсуждение этих процедур фактически идёт вне участия профессионального сообщества.

Все статьи рубрики Энергетические обследования и энергоаудит Посмотреть данную технологию более подробно,Вы можете в Каталоге энергосберегающих технологий Архив номеров Выпуски за 2009 год: №1 (1), №2 (2), №3 (3), №4 (4), №5 (5), Выпуски за 2010 год: №1 (6), №2 (7), №3 (8), №4 (9), №5 (10), №6 (11), №7 (12), №8 (13), Выпуски за 2011 год: №1 (14), №2 (15), №3 (16), №4 (17), №5 (18), №6 (19), Выпуски за 2012 год: №1 (20), №2 (21), №3 (22), №4 (23), №5 (24), №6 (25), Выпуски за 2013 год: №1 (26), №2 (27), №3 (28), №4 (29), №5 (30), №6 (31), Выпуски за 2014 год: №1 (32), №2 (33), №3 (34), №4 (35) , №5 (36), №6 (37), Выпуски за 2015 год: №1 (38), №2 (39), №3 (40), №4 (41), №5 (42), Выпуски за 2016 год: №1 (43), №2 (44), №3 (45), №4 (46), Выпуски за 2017 год: №1 (47), №2 (48), №3 (49), №4 (50), Выпуски за 2018 год: №1 (51).
Представление информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований в случаях, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам проведения энергетических обследований. (часть 1.2 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ) 2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.
3.

Закон об энергосбережении в новой редакции

Правила осуществления контроля введены в апреле этого года Постановлением Правительства РФ от 25.04.2011 № 318. Правила определяют порядок осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности организациями независимо от их организационно-правовых форм, их руководителями, должностными лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с Правилами госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. Плановые проверки проводятся 2 раза в 3 года на основании планов проверок, утверждаемых руководителем контролирующего органа.

Указанные лица обязаны организовать и провести энергетическое обследование в течение двух лет по истечении календарного года, в котором их совокупные затраты на потребление природного газа, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии, за исключением моторного топлива, превысили объем соответствующих энергетических ресурсов в стоимостном выражении, установленный Правительством Российской Федерации. Последующие обязательные энергетические обследования проводятся указанными лицами в соответствии с частью 2 настоящей статьи. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 399-ФЗ) 1.2.

Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » предусматривает следующие санкции


Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 7 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследований

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 250 тысяч рублей

Норма закона

  • Пункт 8 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Административное нарушение

  • Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Штраф:

  • для должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Норма закона

  • Пункт 10 статьи 9.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 “После установления базового уровня требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений требования энергетической эффективности должны предусматривать уменьшение показателей, характеризующих годовую удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, не реже 1 раза в 5 лет: с января 2011 г. (на период 2011 — 2015 годов) — не менее чем на 15 процентов по отношению к базовому уровню, с 1 января 2016 г. (на период 2016 — 2020 годов) — не менее чем на 30 процентов по отношению к базовому уровню и с 1 января 2020 г. — не менее чем на 40 процентов по отношению к базовому уровню”

Требования к зданиям, строениям, сооружениям установлены Приказом Минрегионразвития РФ № 262 от 28.05.2010 г.

Согласно пункту 4 статьи 13 федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » “до 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию”

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » лица, отвечающие требованиям обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования — не реже чем один раз каждые пять лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *