Гражданское административное уголовное право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гражданское административное уголовное право». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
    • конституционное,
    • гражданское,
    • уголовное
    • финансовое
    • административное
    • семейное
    • трудовое
  2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
    • уголовно- процессуальное
    • гражданско-процессуальное право
    • административно-процессуальное право

Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

  1. Основные (называют еще первичными или фундаментальными) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
  2. Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
  3. Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.
  1. Публичное право — совокупность отраслей права, защищающих общий (публичный) интерес благо всего государства.
  2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.

Конституция РФ является исходной базой всех отраслей права. В России система права охватывает около 30 отрас­лей.

Отрасли права классифицируются по таким видам:

  • Основные (профильные);
  • Специальные;
  • Комплексные.

Основными (профильными) отраслями являются:

  • Конституционное право;
  • Административное право;
  • Уголовное право;
  • Гражданско-процессуальное право;
  • Гражданское право;
  • Административно-процессуальное право;
  • Уголовно-процессуальное право.

К специальным следует отнести:

  • Трудовое право;
  • Семейное право.

Комплексные отрасли – это объединение правовых норм профильных и специальных отраслей. К комплексным отраслям права можно отнести такой вид права, как предпринимательское право.

Для более точного понимания сущности понятия и видов отраслей права, рассмотрим примеры, представленные ниже. Уголовно-процессуальное право – правовая отрасль, которой регламентируется порядок расследования уголовных дел.

Нормами данной отрасли регулируется деятельность государственных органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и судебных органов, осуществляемую при расследовании уголовных дел.

Также нормами данного права определены цели и задачи судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, а также возлагает на правоохранительные органы права и обязанности, которые определяют порядок исполнения уголовных процедур (сбор, оценка доказательств).

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим деятельность государственных органов, компетентных в данной отрасли, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

Положениями гражданского процессуального кодекса определены цели, задачи судопроизводства в гражданском праве, порядок сбора и оценки доказательств гражданским делам, подачи жалоб о принятом судебном решении соответствующей отрасли права, а также порядок исполнения принятых и вступивших в силу судебных решений. Для данной отрасли главным документом является Гражданско-процессуальный Кодекс Российской Федерации.

В теории права принято классифицировать отрасли права по различным основаниям. Одной из важных классификаций является та, которая предполагает выделение базовых и производных отраслей.

Базовые (фундаментальные, классические, «старые») отрасли права – это конституционное, административное, гражданское и уголовно право. Эти отрасли образуют базовую часть системы права, ее фундамент.

Именно от этих отраслей с течением времени, с развитием общественных отношений постепенно отпочковывались более «молодые», производные отрасли: из гражданского права выделилось трудовое и семейное право, из административного – финансовое и таможенное.

Конституционное (государственное) право особо выделяется среди базовых отраслей, является ведущей отраслью по значимости регулируемых отношений.

  1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
    • конституционное,
    • гражданское,
    • уголовное
    • финансовое
    • административное
    • семейное
    • трудовое
  2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
    • уголовно- процессуальное
    • гражданско-процессуальное право
    • административно-процессуальное право

Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

  • Основные (называют еще первичными или фундаментальными) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
  • Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
  • Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

1. Нормы права — это элемент системы права, его «атом», более не делимый (хотя внутренняя организация нормы имеет «свою систему» — определенным образом взаимосвязанные диспозицию, гипотезу и санкцию). В системной организации права правовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметному назначению объединяются в более общее образование — институты права.

3. Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

Правоведение. Курс Гариповой О.Н.

Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведение попыталось найти «собственные», свойственные советскому праву основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в 1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий — особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право как основное звено системы; 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль — судебное право).

Последующее обсуждение данной проблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться же прежней позиции означало признать существование отраслей права с различными предметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный — метод правового регулирования.

Очередная дискуссия по проблеме системы советского права, проведенная журналом «Советское государство и право» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правового регулирования как критериях деления права на отрасли. Под предметом правового регулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е. те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которые подвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые отвечают следующим признакам:

а) являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей;
б) допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;
в) существует объективная потребность в их урегулировании.

В отличие от предмета правового регулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, как регулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средств воздействия на общественные отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют:

а) основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск и др.);
б) способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений;
в) характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.).

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования (рис. 2).

Деление права на публичное (jus publicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право, по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. В последующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись, получали более развернутые характеристики, однако признание научной и практической ценности подразделения права на публичное и частное оставалось неизменным.

Иное положение характерно было для российской правовой системы, которая длительное время не знала деления права на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностях юридической системы, а главным образом в отсутствии института частной собственности.

Советская официальная юридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное и публичное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущность буржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработке Гражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное», длительное время служило методологической установкой для юридической теории и практики.

Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности переводят проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное и публичное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношение свободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжения государства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное и публичное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционная формула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощение во всей национальной системе права. Деление права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы.

Не менее значимо и то, что разграничение публично- и частноправовых начал в условиях постсоциалистического переходного периода необходимо для процесса разгосударствления собственности, психологического освобождения общественного сознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрение данного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву, поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлению правящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образом свою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств — Совет Европы — предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.

Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы.

Какие же отрасли права относятся к частному, а какие к публичному праву?

Сущность частного права выражена в его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты частной собственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы, непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государства является ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельно решает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий, заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.

Иное дело сфера действия публичного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступают государство либо его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Частное право — это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

Система публичного и частного права. Она обусловлена природой публичного и частного права, особенностями национальной правовой системы. С учетом этого публично-правовая и частноправовая системы могут быть представлены следующим образом (рис. 3).

Конституционное право — ведущая отрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особым предметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитета российского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтов представительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначение конституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всех сферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования — исключительная прерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо иной отрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуется методом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместе с тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия — установление, существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления такова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений — конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ).

Правоведение для чайников — 29 // Все отрасли права: краткий обзор

Соотношение этих отраслей права в рассматриваемом контексте можно проследить на следующем примере. Например, в результате ДТП пассажиру причинен вред здоровью. Никаких объективных признаков, свидетельствующих о наступлении тяжкого вреда здоровью, не выявлено, поэтому начинается производство по административному делу. Но до истечения 7-дневного срока, принятого условным при наступлении более тяжких последствий, пострадавший умирает. В этом случае возбуждается уголовное дело, а все полномочия вместе с материалами административного дела передаются следователю. При этом важным является вопрос о преюсдиции. Этот термин означает, что обстоятельства, установленные в рамках одного производства, признается доказанными в рамках другого. Так, административная преюдиция действует и в уголовном праве. Например, в рассмотренном выше случае факт нетрезвого состояния виновника ДТП будет признан и по уголовному делу. Эти же отрасли пересекаются и в некоторых экономических, а также налоговых преступлениях.

Общей чертой уголовного и административного права является то, что, во-первых, в каждой из отраслей участником отношений выступает государство в лице правоохранительных органов, а, во-вторых, принятые ими решения являются обязательными для иных лиц, также вовлеченных в такие отношения. Следующим сходством двух отраслей является то, что обе они имеют один тип источника – кодифицированные акты в виде кодексов, принятых федеральными законами.

Одним из отличий административного права от уголовного является то, что первому к ответственности может быть привлечено юридическое лицо, в последнем же – только физическое, поскольку ему присущ принцип индивидуальной ответственности за деяния. Также отличаются и их последствия. Например, в рамках уголовных отношений лицо получает судимость, которая погашается спустя определенное время. В административном – лицо считается лишь привлеченным к ответственности без каких-либо последствий в течение 1 года. Уголовное и административное право в плане дифференциации правонарушений отличаются кардинально. Преступления бывают четырех уровней и различаются по максимальным санкциям, а правонарушения такой вариации не имеют вовсе.

Еще одним сходством двух указанных отраслей права является то, что каждое из них предусматривает неотвратимость наступления негативных последствий для нарушителей. Например, нельзя безосновательно прекратить производство или освободить лицо от ответственности.

Гражданское право отличается от первых двух тем, что здесь субъекты равноправны, при этом административные методы не применяются. Рассмотрим это на примере. Между коммерческой компанией и местным самоуправлением заключен договор поставки. Если компания не выполняет свои требования, то местные государственные чиновники не вправе включить административный ресурс, поскольку их отношения построены на договоре, в котором обе стороны равны. В отличие от административного и уголовного, в гражданском праве нет места каким-либо проявлением государственного принуждения, не считая вопросов исполнения решения судов, которые, по сути, являются уже прерогативой исполнительного производства.

Рассмотрим пример, в котором проявляются все виды отношений. Между коммерческой компанией и государственным органом заключен контракт (гражданские правоотношения). В ходе его исполнения возникли противоречия, приведшие стороны в суд (гражданские отношения). В рамках судебного заседания представитель коммерческой структуры нарушил порядок судебного заседания, в результате чего был привлечен судьей к административной ответственности (административные отношения). Или, например, со стороны того же представителя совершены действия по фальсификации доказательств, что станет уже предметом уголовного разбирательства. Административное и уголовное право в этом случае находятся с одной стороны весов, если возникнет вопрос о сравнении указанных трех отраслей, хотя и призваны регулировать совсем разные правоотношения.

В целом, административное, уголовное и гражданское право преследуют одну цель – урегулировать те или иные отношения. Именно поэтому каждая отрасль наделена набором инструментов и средств, способных повлиять на такого рода отношения.

Еще одним весьма сложным, но распространенным примером отношений административного, уголовного и гражданского права является следующая ситуация. Один человек берет у другого деньги в качестве займа, при этом оформляется соответствующий договор. Приходит срок возврата денег, но заемщик долг не возвращает. Возникает коллизия: привлекать его за мошенничество, или все же эти отношения находятся в рамках гражданского права. Конечно, никто не будет устанавливать мотивы такого поведения, если нет заявления от потерпевшего. Практика показывает, что в таких случаях представители полиции отказывают в возбуждении дела, поскольку отсутствует состав преступления, а ссылка идет на гражданские отношения. При этом неофициально поясняется, что если бы количество таких займодавцев было несколько, то налицо было бы мошенничество. Такая позиция не вполне понятна, тем более она не решает существующей коллизии. Уголовное право начинает действовать тогда, когда будет доказано изначальное намерение не отдавать деньги, но важно, в рамках какого производства такой факт можно установить. Это вопросы, на которых нет однозначных ответов. Помочь в этом может только разбор конкретной ситуации.

По части регулирования отношений административное и уголовное право обладают своими сферами действия, которые в некоторых случаях соприкасаются. Вместе с этим их нормы не выступают в качестве альтернативы друг другу. Административные и уголовные правоотношения отличаются субъектным составом, принципами, методами, средствами и последствиями, наступающими при реализации тех или других предписаний. В нормах обеих отраслей устанавливаются определенные правила, которые должны исполнять и организации, и физлица, а также меры, которые применяются при их несоблюдении.

ГК имеет ряд важнейших особенностей, кардинально отличающих его нормы от положений указанных выше отраслей. В гражданском праве все субъекты равноправны, административные методы при этом не применяются. Данное положение можно рассмотреть на примере. Между местным самоуправлением и коммерческим предприятием подписан договор поставки. Если компания не исполняет условия соглашения, то органы не могут запустить административный ресурс, так как по договору обе стороны равны. ГК не устанавливает какого-либо государственного принуждения, кроме случаев, касающихся реализации решений судов. Но последние уже относятся к сфере исполнительного производства.

Отрасли права: понятие, виды и характеристика

Что влечет за собой гражданское правонарушение? Ответственность наступает, если доказано наличие вины. При этом она предполагается до того момента, пока заинтересованное лицо не опровергнет обвинение. Другими словами, в ГК установлена презумпция виновности. В связи с тем, что лицо выступает в качестве причинителя ущерба, то закон возлагает на него обязанность по доказыванию невиновности.

  • Правонарушение: примеры и виды
  • Понятие, формы и виды гражданско-правовой ответственности
  • Административный проступок. Ответственность за административные проступки. Виды административных проступков
  • Чем отличаются проступки от преступлений (примеры)
  • Правонарушения: понятие и признаки, виды. Административное правонарушение
  • Виды отраслей права. Понятие отрасли права. Основные отрасли права
  • Экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Уголовная и административная ответственность существенно отличаются друг от друга, однако, несмотря на это, у них очень много общих черт. В статье разберем, что представляют собой оба вида ответственности, и перечислим их сходства и различия.

Прежде чем разобрать отличия административной ответственности от уголовной ответственности, необходимо понять, что они из себя представляют.

Различия уголовной и административной ответственности существенны и обусловлены как различным правовым регулированием, так и самой сутью рассматриваемых явлений.

В качестве основных отличительных черт можно указать следующие:

  1. Законодательные акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности: к уголовной — УК РФ и УПК РФ, к административной — КоАП РФ.
  2. Органы, привлекающие к ответственности: по КоАП РФ — судьи, должностные лица, коллегиальные органы, по УК РФ — суд.
  3. В корне отличная процедура привлечения к ответственности.
  4. Характер деяний, за которые предусмотрена ответственность (преступления и правонарушения).
  5. Наличие категорий преступлений (небольшой, средней тяжести и т. д.) и отсутствие категорий правонарушений.
  6. Наличие института совокупности преступлений и отсутствие института совокупности правонарушений.
  7. Возможное наличие рецидива преступлений (повторное совершение умышленного преступления лицом, ранее судимым за это) в уголовном процессе, отягчающее наказание и влияющее на выбор судом исправительного учреждения, при отсутствии аналогичного понятия в КоАП РФ.
  8. Возраст наступления ответственности: по УК РФ предусмотрен ряд составов преступлений, по которым ответственность наступает с 14 лет, в КоАП РФ лицо может быть подвергнуто наказанию не ранее чем по достижении 16 лет.
  9. По УК РФ возможно наличие одновременно двух форм вины (умысла и неосторожности), по КоАП РФ — нет.
  10. По УК РФ возможно совершение оконченного или неоконченного преступления, по КоАП РФ — исключительно оконченного правонарушения.
  11. Соучастие в совершении: по УК РФ оно возможно, по КоАП РФ — нет.
  12. Цели наказания: в КоАП РФ — предупреждение совершения новых нарушений, по УК РФ — исправление осужденного, недопущение совершения новых преступлений и восстановление социальной справедливости.
  13. Виды наказания: например, по КоАП РФ лишение свободы невозможно (самое суровое административное наказание — административный арест).
  14. УК РФ предусматривает институт судимости, КоАП РФ — институт повторности (сущность этих институтов в корне отличается).
  15. Административная ответственность юрлиц возможна, уголовная — нет.

ВАЖНО! Приведенные отличия административной ответственности от уголовной — основополагающие. Поскольку это разные процедуры, они и отличаются друг от друга весьма существенно. Причем различий настолько много, что все попросту невозможно перечислить в рамках одной статьи.

Несмотря на существенные различия, административная и уголовная ответственность имеют сходные черты:

  1. И административная ответственность, и уголовная налагаются на лиц, совершивших противоправные деяния, за которые соответствующим кодексом предусмотрена ответственность.
  2. Оба вида ответственности основаны на применении мер государственного принуждения.
  3. Некоторые виды наказаний совпадают по своей сути (например, штраф как мера денежной ответственности, не совпадают лишь его размеры).
  4. Как в уголовном, так и в административном праве существуют смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.
  5. Как по УК РФ, так и по КоАП РФ предусмотрены сроки давности привлечения к ответственности.
  6. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение наказаний (например, за неуплату административного штрафа по ст. 20.25 КоАП РФ).
  7. В обоих случаях для производства по делу необходимо его возбуждение, при наличии на то оснований оно подлежит прекращению (то есть существуют основания освобождения от ответственности).
  8. Как в УК РФ, так и в КоАП РФ возможно признание преступления или нарушения малозначительным, хотя суть понятия «малозначительность» в уголовном и административном праве не совпадает.

***

Таким образом, административная и уголовная ответственность имеют как сходства, так и различия. Однако сравнивать их имеет смысл только исходя из теоретического интереса, т. к. это разные процедуры, урегулированные различными законодательными актами и преследующие разные цели.

***

Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ

    ОТНОШЕНИЙ

    Ханов Т.А.1, Бакишев К.А.2, Весельская Н.Р.3 ©

    1Доктор юридических наук, доцент, директор научно-исследовательского института экономических и правовых исследований; 2доктор юридических наук, профессор, начальник Института повышения квалификации и переподготовки кадров, Карагандинская академия МВД РК имени Баримбека Бейсенова; кандидат юридических наук, заведующая кафедрой Правового регулирования экономических отношений, 1,3Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

    Аннотация

    В статье рассматривается вопрос определения признаков гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений и критериев их разграничения. Сделан вывод о недопустимости подмены гражданских правоотношений, возникающих на основе договора, заключаемого по воле равноправных сторон, с уголовно-правовыми, регламентирующими правонарушения, обладающие значительной общественной опасностью и противоправностью.

    Лицо не должно нести уголовную ответственность за причиненный имущественный вред, если не доказано, что в его действиях был умысел на совершение уголовно-наказуемого деяния и не установлены признаки состава преступления.

    Ключевые слова: гражданские правовые отношения, уголовное право, виновность, ответственность, преступление, участники, сделка.

    Keywords: tivil legal relations, criminal law, guilt, responsibility, the offense, the participants, the transaction.

    В последние годы в судебно-следственной практике возникают ситуации, связанные с необоснованным привлечением к уголовной ответственности граждан, осуществляющих гражданско-правовую сделку, но не выполнивших обязательства по независящим от них причинам, в связи с рисковым характером своей деятельности.

    Поэтому очень важным является вопрос определения признаков гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений и критериев их разграничения.

    Прежде всего, следует определиться с понятием правоотношений.

    Согласно общей концепции права правоотношение — это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством [1, 112; 2, 24].

    Правовое отношение — это требуемая реализуемой нормой права форма взаимоотношений субъектов права в процессе приобретения и использования ими конкретно-определенного субъективного права либо создания или исполнения конкретно-определенной юридической обязанности [3, 503; 4, 112].

    Наиболее распространённой разновидностью правовых отношений являются гражданские правоотношения. Их особенность заключается в том, что в основе регулирования этих общественных отношений является метод юридического равенства сторон. Поэтому большинство гражданских правоотношений устанавливается путём добровольного волеизъявления участвующих в них лиц. Типичным основанием возникновения гражданского правоотношения является договор.

    В качестве особенностей гражданско-правовых отношений, отличающих от других правоотношений, в юридической науке выделяют следующие признаки:

    © Ханов Т.А., Бакишев К.А., Весельская Н.Р., 2017 г.

    — диспозитивный метод регулирования имущественных и личных неимущественных, тесно связанных с имущественными, отношений и участвующих в них лиц;

    — субъектами правоотношений являются стороны, которые всецело самостоятельны и абсолютно независимы друг от друга как в финансовом, так и организационном плане. При этом к субъектам гражданских правоотношений закон относит: физических лиц (ст. 12-32 ГК), юридических лиц (ст. 33-110 ГК) и государство в лице Республики Казахстан и административно-территориальных единиц (ст. 111-114 ГК).

    — субъекты правоотношений юридически равны между собой, при этом субъективное право, возникающее у одной стороны, корреспондирует с обязанностью, появляющейся у другой стороны, и выражается в форме имущественного притязания;

    — юридической гарантией обеспечения субъективных прав участников гражданско-правовых отношений являются, установленные гражданским законодательством способы и формы их защиты. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязанностей, предусмотрены гражданско-правовые меры ответственности, как правило, носящие ярко выраженный имущественный характер [5, 503; 6, 112; 7, 569].

    Согласно статье 14 ГК РК гражданин имеет право заниматься любой не запрещённой законодательными актами деятельностью, при этом он вправе создавать юридические лица как самостоятельно, так и с другими гражданами или юридическими лицами. Лицо может совершать любые не запрещённые законодательными актами сделки и участвовать в обязательствах и, в случае их невыполнения, нести предусмотренную законом ответственность.

    Уголовное и административное право

    На территории современной России представленной отрасли регулирования не существовало вообще. Однако уже в Российской империи была сильно развита сфера координирования общественных отношений, которая впоследствии стала основой административного права. Таковой являлось полицейское право. Основным источником отрасли, невзирая на исторические особенности России, был, как ни странно, юридический обычай. Но с развитием общества стал понятен факт недостаточности существующих принципов государственного регулирования. Поэтому полицейское право объединяется с налоговой, экономической, таможенной и медицинской отраслями. С этого момента начинается непосредственное развитие административной сферы в той форме, в которой все мы её привыкли видеть на сегодняшний день.

    Юридическая система РФ содержит в себе большое количество совершенно разных сфер нормативного регулирования. Соотношение административного права с другими отраслями права при таких обстоятельствах изучить довольно сложно. Ведь оно тесно взаимодействует со многими существующими юридическими категориями. Однако наиболее ярко соотношение административного права с другими отраслями права можно проанализировать на примере его взаимосвязи с конституционной, гражданской, уголовной, финансовой и земельной отраслями. Безусловно, в данном случае не следует забывать о большой роли административного процесса, ведь его создали на основе управленческой сферы регулирования и её предметных норм.

    Юридическая система любого государства имеет собственную основу. Это есть главным принципом построения современной и, что самое главное, демократической державы. Подобной основой является конституция. Она представляет собой основной закон, нормы которого устанавливают общий порядок вещей на территории всей страны. Конституции бывают писаные, в форме единого акта, и неписаные, нормы которых разбросаны в различных НПА.

    Не стоит забывать о том, что отрасль регулирования государственного управления также координирует нарушения закона в этой сфере. Значительная часть административного права посвящена правонарушениям. В данном случае мы можем провести параллель между административной и уголовной отраслями. Суть в том, что в обоих случаях говорится о нарушениях закона. Но в контексте уголовного права какие-либо негативные деяния принимают роль преступлений, то есть, действий, имеющих наибольший уровень общественной опасности.

    Гражданские правонарушения: виды, состав, ответственность

    Цивилистика является самой древней и авторитетной юридической отраслью на сегодняшний день. Её нормы охватывают отношения, которые связаны с имуществом и процессом его продажи, покупки, принятия в подарок, передачи и т.д. Административная отрасль регулирует порядок лицензирования и контроля подобной деятельности особенно, если она производится в сфере деятельности органов государственной власти. В остальном административное и гражданское право есть абсолютно разными. Ведь сферы регулирования являются представителями публичной и частной стороны юридической системы нашего государства.

    В Российской Федерации существует множество специфических отраслей. Все они имеют собственный предмет регулирования. При этом соотношение земельного и административного права сложно рассматривать по причине разной направленности этих отраслей. Тем не менее, проблематику можно изучить с двух позиций.

    1. Административное право определяет степень наказания за нарушения, предметом которых есть непосредственно земля. Это связанно с тем, что государство признает землю одним из основных благ.
    2. Управленческая отрасль регулирует отношения, связанные с процессом передачи земли в пользование, владение частным лицам.

    Уголовное право содержит нормы, но не определяет порядок их применения. Особенности применения наказаний и процедуры осуждения виновного регулирует уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное право.

    Также уголовное право охраняет интересы и отношения, являющиеся предметом других отраслей, поэтому тесно связано с трудовым, гражданским, экологическим. Пересекается с административным правом, так как одно и то же действие в зависимости от тяжести последствий могут квалифицировать либо как преступление, либо как административное правонарушение.

    Это закрепленные в законодательстве ключевые идеи, определяющие направленность регулирования отношений и основания применения принудительных мер к нарушителю.

    Означает, что борьба с преступными деяниями производится в строгом соответствии с законом, соблюдаются законодательство и Конституция:

    • Нельзя применять закон по аналогии.
    • Нормы должны быть четко сформулированными.
    • Наказание не должно быть тяжелее предусмотренного на момент совершения деяния.
    • Привлечение к ответственности происходит в определенном процессуальном порядке.

    Тема 14. Основы административного и уголовного права

    Ответственность возможна, если доказана вина обвиняемого по отношению к деянию и наступившим последствиям.

    Криминализация охватывает только необходимые сферы и объекты. Произвольно правительство не может ввести наказание за совершение обычных действий, не причиняющих вреда.

    В континентальной системе основной источник уголовного права — законы. Например, в РФ это Уголовный Кодекс. Нормы носят абстрактный характер, им свойственна кодификация, ограничено судебное правотворчество.

    В англо-американской системе дела разрешают с учетом судебного прецедента. Нормы казуистичны и формируются во время рассмотрения дел в суде. В теократических странах источником выступают религиозные тексты.

    • Гуманизация. Отказ от смертной казни и телесных наказаний, каторги, конфискации имущества. Появление мягких мер наказания вместо лишения свободы: домашний арест, обязательные работы. Декриминализация ряда деяний, например, супружеской измены.
    • Криминализация новых видов действий. Развитие технологий привело к возникновению новых видов преступлений. Набирает обороты киберпреступность и нарушения в сфере информационной безопасности.

    7

    Nullum crimen sine poena, nulla poena sine lege, nullum crimen sine poena legli — с лат. — «Нет преступления без наказания, нет наказания без закона, нет преступления без законного наказания». Норма римского права. — Прим. автора.

    8

    Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2009 г. № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П по делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, пунктов 1 и 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

    Законность как общеправовой принцип понимается как установление недопустимости произвольного толкования правовых норм, не соответствующего источникам права. Применительно к уголовному праву принцип законности означает, что борьба с преступностью как в целом, так и в единичном (при применении мер уголовной ответственности к конкретному лицу) должна проходить в строгих правовых рамках, а отступления от них недопустимы ни в каких целях[20].

    Данный принцип впервые в уголовном праве был сформулирован в явном виде Ансельмом Фейербахом в Баварском УК 1813 года в виде требования, чтобы наказания назначались только за предусмотренные действующим уголовным законом преступления и только на основании действующего уголовного закона[21] (Nullum crimen, nulla poena sine praevia lege poenali, часто цитируется в форме nullum crimen sine lege и nulla poena sine lege) и был воспринят в большинстве стран континентальной правовой семьи, в том числе в Российской Федерации.

    Международно-правовое закрепление данный принцип получил в п. 2 ст. 11 Всеобщей декларации прав человека: «Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено».

    Как правило, в современных государствах принцип законности включает в себя следующие элементы[22]:

    • Запрет применения уголовного закона по аналогии.
    • Требование определённости правовых норм (lex certa), которая подразумевает, что уголовно-правовой запрет должен быть сформулирован чётко, чтобы правоприменитель не мог толковать его произвольно.
    • Неприменение наказания более тяжкого, чем предусматривалось при совершении преступления.
    • Процессуальная законность — возможность привлечения к уголовной ответственности лишь в определённом процессуальном порядке и по приговору суда.

    Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Данный принцип прямо вытекает из ст. 7 Всеобщей декларации прав человека[23] и потому является общим для всего мирового сообщества.

    При этом закон может предусматривать отдельные социально обусловленные особенности уголовной ответственности отдельных категорий лиц: например, женщин, несовершеннолетних, пожилых людей.

    Кроме того, отдельным категориям лиц может предоставляться дипломатический иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания. На таких лиц (например, сотрудники дипломатических представительств и консульств), продолжает распространяться уголовная юрисдикция страны, представителями которой они являются.

    Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление. Это положение восходит к римскому праву и часто цитируется в форме «non bis in idem». Если лицо было осуждено или оправдано судом в ходе уголовного судопроизводства, то повторное привлечение его к ответственности за то же самое деяние (даже при условии другой его квалификации) является недопустимым.

    В протоколе № 7 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод данный принцип сформулирован следующим образом:

  • 1. Никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальным законодательством этого государства.

    2. Положения предыдущего пункта не препятствуют повторному рассмотрению дела в соответствии с законом и уголовно-процессуальным нормами соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.


  • Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *