Порядок страхования ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок страхования ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Утверждены на основании положения положения Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Последние изменения были внесены 24.08.2020 года.

Актуальность проверена: 12 сентября 2020 г. (с учетом поправок вступивших в силу с 24 августа 2020 года).

Правила ОСАГО в 2020 году — изменения в страховании

1.1. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) заключается на один год, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами.

Владелец транспортного средства для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными его владельцем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей, включающие в себя информацию и сведения, которые должны содержаться в заявлении о заключении договора обязательного страхования и документах, необходимых страховщику для заключения договора обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

1.2. В случае ограниченного использования транспортного средства в заявлении о заключении договора обязательного страхования указываются период использования транспортного средства, а также водители, допущенные к управлению транспортным средством.

Владелец транспортного средства при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования не заполняет строку «Государственный регистрационный знак», если к моменту заключения договора обязательного страхования данное транспортное средство не прошло государственную регистрацию.

1.3. После государственной регистрации транспортного средства и получения государственного регистрационного знака страхователь обязан сообщить номер государственного регистрационного знака в течение трех рабочих дней страховщику, который на основании полученных данных делает соответствующую запись в бланк страхового полиса обязательного страхования, а также вносит соответствующие сведения в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — автоматизированная информационная система обязательного страхования).

При совершении в отношении транспортного средства регистрационных действий исполнение обязанности его владельца по страхованию своей гражданской ответственности подтверждается путем предъявления сотруднику регистрирующего органа страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, а в случае заключения договора обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

1.4. Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, должен являться страховой полис обязательного страхования. Страховой полис обязательного страхования должен оформляться страховщиком по форме, указанной в приложении 3 к настоящему Положению. Двухмерный штриховой код (QR-код размером 20 x 20 мм), содержащийся в страховом полисе обязательного страхования, должен содержать сведения, используемые для прямого доступа посредством официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») к следующим сведениям о договоре обязательного страхования: наименование страховщика; уникальный номер и дата выдачи страхового полиса; даты начала и окончания периода использования транспортного средства в течение срока действия договора обязательного страхования; марка, модель транспортного средства, идентификационный номер транспортного средства и его государственный регистрационный знак.

Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации. Пункт 9 формы страхового полиса обязательного страхования (приложение 3 к настоящему Положению) и пункт 3 примечания указанной формы не являются обязательными.

Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров и перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, содержащий информацию о месте нахождения и почтовых адресах страховщика, а также всех представителей страховщика, средствах связи с ними и времени их работы (за исключением случаев заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа). Извещение о дорожно-транспортном происшествии составляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдается страховщиком бесплатно по обращению страхователя. Страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».

2.1. Страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если в соответствии с настоящими Правилами страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.

Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных владельцем транспортного средства в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска.

Владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от владельца транспортного средства.

2.2. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора обязательного страхования единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

Новые правила при расчете ОСАГО с 5 сентября 2020 года

  1. Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ
  2. Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации»
  3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  2. Распоряжения Правительства РФ № 337-р от 19 марта 2008 года «О национальном бюро «Зеленая карта» + Уведомление Правительства Российской Федерации в адрес Европейской экономической комиссии ООН и Совета бюро в отношении членства Российского Союза Автостраховщиков в Совете Бюро
  1. Приказ Минтранса России от 22.09.2016 № 277 «Об утверждении требований к экспертам-техникам, осуществляющим независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к их профессиональной аттестации, оснований ее аннулирования»
  1. Указание Банка России от 4 декабря 2018 года № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  2. Указание Банка России от 12 сентября 2014 года № 3380-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»
  3. Указание Банка России от 14 ноября 2016 года № 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  4. Указание Банка России от 14 ноября 2016 года № 4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов»
  5. Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  6. Указание Центрального Банка Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования»
  7. Указание Банка России от 8 июля 2019 года № 5192-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования от несчастных случаев и болезней в части страхования от несчастных случаев физических лиц, являющихся владельцами транспортных средств»

Приложение 1
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 года N 431-П
«О правилах обязательного страхования
гражданской ответственности
владельцев транспортных средств»

(с изменениями на 22 сентября 2020 года)

Изменения в ОСАГО от 25 мая 2020 года: что изменилось и когда вступает в силу

1.1. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — договор обязательного страхования) заключается на один год, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

Договор обязательного страхования может быть заключен как путем оформления и выдачи страхователю страхового полиса обязательного страхования на бумажном носителе, так и путем составления и направления ему страхового полиса обязательного страхования в виде электронного документа в случаях и порядке, предусмотренных настоящими Правилами.

Владелец транспортного средства для заключения договора обязательного страхования или внесения в него изменений обязан предоставить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными его владельцем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей, включающие в себя информацию и сведения, которые должны содержаться в заявлении о заключении договора обязательного страхования и документах, необходимых страховщику для заключения договора обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У.

1.2. В случае ограниченного использования транспортного средства в заявлении о заключении договора обязательного страхования указываются период использования транспортного средства, а также водители, допущенные к управлению транспортным средством.

Владелец транспортного средства при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования не заполняет строку «Государственный регистрационный знак», если к моменту заключения договора обязательного страхования данное транспортное средство не прошло государственную регистрацию.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У.

2.1. Страховая премия рассчитывается страховщиком в соответствии со страховыми тарифами, определенными страховщиком с учетом требований, установленных Банком России.

Изменение страховых тарифов в течение срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам. Если в соответствии с настоящими Правилами страхователь обязан уплатить дополнительную страховую премию соразмерно увеличению степени риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.

Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных владельцем транспортного средства в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У.

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока его действия, страховая премия подлежит изменению после начала действия договора обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зависимости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику, влияющих на степень страхового риска.

Владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от владельца транспортного средства.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У.

2.2. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается владельцем транспортного средства страховщику при заключении договора обязательного страхования единовременно наличными деньгами или в безналичном порядке, в том числе в случае создания и направления владельцем транспортного средства — физическим лицом страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа с использованием финансовой платформы, в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 22 июня 2012 года N 24667, 14 августа 2013 года N 29387, 19 мая 2014 года N 32323, 11 июня 2015 года N 37649, 27 января 2016 года N 40831 («Вестник Банка России» от 28 июня 2012 года N 34, от 28 августа 2013 года N 47, от 28 мая 2014 года N 46, от 22 июня 2015 года N 54, от 15 февраля 2016 года N 14).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года указанием Банка России от 14 ноября 2016 года N 4192-У; в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У; в редакции, введенной в действие с 20 ноября 2020 года указанием Банка России от 22 сентября 2020 года N 5559-У.

3.1. При наступлении страхового случая (дорожно-транспортного происшествия) водители — участники этого происшествия должны принять меры и исполнить обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст.5521; 2000, N 18, ст.1985; 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 9, ст.931; N 27, ст.2693; 2003, N 20, ст.1899; N 40, ст.3891; 2005, N 52, ст.5733; 2006, N 11, ст.1179; 2008, N 8, ст.741; N 17, ст.1882; N 40, ст.4549; 2009, N 2, ст.233; N 5, ст.610; 2010, N 9, ст.976; N 20, ст.2471; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 1, ст.154; N 15, ст.1780; N 30, ст.4289; N 47, ст.6505; 2013, N 5, ст.371, ст.404; N 24, ст.2999; N 31, ст.4218; N 52, ст.7173; 2014, N 14, ст.1625; N 21, ст.2707; N 32, ст.4487), а также принять необходимые в сложившихся обстоятельствах меры с целью уменьшения возможных убытков от происшествия, записать фамилии и адреса очевидцев и указать их в извещении о дорожно-транспортном происшествии, принять меры по оформлению документов о происшествии в соответствии с настоящими Правилами.

3.2. Водитель — участник дорожно-транспортного происшествия обязан сообщить другим участникам дорожно-транспортного происшествия сведения о договоре обязательного страхования, в том числе уникальный номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У.

3.3. Участники дорожно-транспортного происшествия должны уведомить страховщиков, застраховавших их гражданскую ответственность, о наступлении страхового случая в случаях и сроки, установленные настоящими Правилами.

3.4. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия сотрудника страховщика или иного уполномоченного страховщиком лица. Для этого водитель — участник дорожно-транспортного происшествия сообщает страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, любым доступным способом о месте и времени дорожно-транспортного происшествия, а также об обстоятельствах, его повлекших, для принятия страховщиком решения о необходимости выезда на место дорожно-транспортного происшествия.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2019 года указанием Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У.

3.5. Пункт утратил силу с 10 ноября 2019 года — указание Банка России от 8 октября 2019 года N 5283-У..

3.6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе или в случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, могут составить его в виде электронного документа (далее — электронное извещение).

Извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе заполняется обоими водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, при этом обстоятельства причинения вреда, схема дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений удостоверяются подписями обоих водителей. Каждый водитель подписывает оба листа извещения о дорожно-транспортном происшествии с лицевой стороны. Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем самостоятельно.

(Название в редакции, введенной в действие с 21 мая 2017 года указанием Банка России от 6 апреля 2017 года N 4347-У.

4.1. Для получения страховой выплаты в связи с причинением вреда здоровью потерпевшего кроме документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, к заявлению о страховом возмещении прилагаются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 мая 2017 года указанием Банка России от 6 апреля 2017 года N 4347-У.


документы, выданные и оформленные в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, медицинской организацией, в которую был доставлен или обратился самостоятельно потерпевший, независимо от ее организационно-правовой формы с указанием характера полученных потерпевшим травм и увечий, диагноза и периода нетрудоспособности;

выданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — о степени утраты общей трудоспособности (в случае наличия такого заключения);

справка, подтверждающая факт установления потерпевшему инвалидности или категории «ребенок-инвалид» (в случае наличия такой справки);

справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия.

Если вследствие вреда, причиненного здоровью потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия, по результатам медико-социальной экспертизы потерпевшему установлена группа инвалидности или категория «ребенок-инвалид», для получения страховой выплаты также представляются документы, предусмотренные пунктами 4.2, 4.6, 4.7 настоящих Правил.

Для получения страховой выплаты в связи с причинением вреда жизни потерпевшего кроме документов, предусмотренных пунктом 3.10 настоящих Правил, к заявлению о страховой выплате прилагаются документы, предусмотренные пунктами 4.4 и 4.5 настоящих Правил.

4.2. При предъявлении потерпевшим требования о возмещении утраченного им заработка (дохода) в связи со страховым случаем, повлекшим утрату профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — повлекшим утрату общей трудоспособности, представляются:

выданное в установленном законодательством Российской Федерации порядке заключение судебно-медицинской экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — о степени утраты общей трудоспособности;

справка или иной документ о среднем месячном заработке (доходе), стипендии, пенсии, пособиях, которые потерпевший имел на день причинения вреда его здоровью;

иные документы, подтверждающие доходы потерпевшего, которые учитываются при определении размера утраченного заработка (дохода).

Страховая выплата в части возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода) осуществляется единовременно или по согласованию между страховщиком и потерпевшим равными ежемесячными платежами.

4.3. Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности — степени утраты общей трудоспособности.

(Дополнительно включена с 21 мая 2017 года указанием Банка России от 6 апреля 2017 года N 4347-У)

6.1. Предельный срок осуществления восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства составляет 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта.

Датой окончания срока осуществления восстановительного ремонта является дата подписания потерпевшим акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства, составляемого в трех экземплярах станцией технического обслуживания или страховщиком в случае организации транспортировки транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта. Один экземпляр подписанного акта приема-передачи отремонтированного транспортного средства передается потерпевшему, по одному экземпляру — страховщику и станции технического обслуживания.

6.2. Максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, по выбору потерпевшего от места дорожно-транспортного происшествия или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно.

В случае организации и (или) оплаты страховщиком транспортировки поврежденного транспортного средства указанная в абзаце первом настоящего пункта максимальная длина маршрута исчисляется до места передачи такого транспортного средства страховщику.

6.3. Восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок.

Руководство по ОСАГО — как оформить, стоимость, условия страхования

____________________________________________________________________
Бланки страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, изготовленные в соответствии с формой, установленной приложением 3 к настоящему Положению, до вступления в силу указания Банка России от 16 июля 2020 года N 5505-У, могут использоваться страховщиками при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, внесении в них изменений, а также выдаче их дубликатов до 1 июля 2021 года — см. пункт 2 указания Банка России от 16 июля 2020 года N 5505-У.
____________________________________________________________________



Приложение 3
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 года N 431-П
«О правилах обязательного страхования
гражданской ответственности владельцев
транспортных средств»
(В редакции, введенной в действие
с 1 января 2018 года
указанием Банка России
от 14 ноября 2016 года N 4192-У;
в редакции, введенной в действие
с 24 марта 2018 года
указанием Банка России
от 25 декабря 2017 года N 4664-У;
в редакции, введенной в действие
с 10 ноября 2019 года
указанием Банка России
от 8 октября 2019 года N 5283-У;
в редакции, введенной в действие
с 24 августа 2020 года
указанием Банка России
от 16 июля 2020 года N 5505-У. —
См. предыдущую редакцию)

(наименование страховщика)

Страховая премия

Изменения затронули не только саму таблицу с коэффициентами КВС, рассмотренную выше, но и примечания к этой таблице:

Примечание.

При обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, коэффициент КВС устанавливается в следующем размере:

  • 1,7 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является физическое лицо;
  • 1 — в отношении транспортного средства, владельцем которого является юридическое лицо.

Ранее для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, применялись особые правила. Фактический стаж и возраст водителя не учитывался, а для расчета бралось значение 1,7 (для физических лиц) или 1 (для юридических лиц). С 5 сентября 2020 года возраст и стаж водителей иностранных автомобилей учитывается на общих основаниях.

Примечания

1. В случае если собственником транспортного средства является юридическое лицо, коэффициент КВС увеличивается в 1,8 раза.

Данное примечание вводит одно из самых серьезных изменений. С 5 сентября 2020 года КВС для всех автомобилей, принадлежащих юридическим лицам, увеличивается в 1,8 раза. То есть это автоматически приводит к тому, что стоимость страховки у транспортных средств юридических лиц возрастает в 1,8 раза.

Например, Андрей имеет стаж 12 лет и возраст 35 лет.

При покупке страховки для личного автомобиля его КВС составит 0,95.

Если Андрей решит купить точно такую же страховку для автомобиля, принадлежащего юридическому лицу, размер КВС составит 0,95 * 1,8 = 1,71

6. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему (далее — коэффициент КПр).

N п/п Прицеп в зависимости от типа и назначения транспортного средства Коэффициент КПр
1 2 3
1 Прицепы к легковым автомобилям, принадлежащим юридическим лицам, к мотоциклам и мотороллерам 1,16
2 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,40
3 Прицепы к грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 16 тонн, полуприцепы, прицепы-роспуски 1,25
3 Прицепы к тракторам, самоходным дорожно-строительным и иным машинам, за исключением транспортных средств, не имеющих колесных движителей 1,24
4 Прицепы к другим типам (категориям) и назначению транспортных средств 1

Коэффициент КПр полностью исключен из Указания Банка России. Начиная с 5 сентября 2020 года использование прицепа никак не влияет на стоимость страховки. То есть, при наличии любой страховки ОСАГО на автомобиль можно к этому автомобилю присоединить и прицеп. Никакого нарушения при этом не будет.

Что касается финансовой стороны вопроса, то можно сказать, что страховка станет несколько дешевле для тех водителей, кто раньше покупал специальный полис для эксплуатации с прицепом (для личных легковых автомобилей с прицепом такой полис не требовался).

Закон гласит, что ОСАГО обязательно для каждого водителя. Этот полис страхует автогражданскую ответственность на случай аварийной ситуации (ДТП) и компенсации ущерба пострадавшим.

Максимальная сумма возмещения убытков:

  • за вред, причиненный имуществу — до 400 000 рублей,
  • за вред, причиненный здоровью или жизни потерпевших — до 500 000 рублей.

Важно понимать, что в случае ДТП страховка покрывает компенсацию или ремонт автомобиля пострадавших, а не ваш. Если пострадали вы, ремонт и ущерб здоровью покрывает страховка другого водителя. Для покрытия других рисков нужно оформить КАСКО.

После покупки транспортного средства (далее ТС) водитель обязан оформить ОСАГО в течение 10 дней. В это время штраф за отсутствие полиса не применяется, но в случае аварии водитель платит из своего кармана. Рекомендуем оформлять автогражданку сразу после покупки машины.

Для оформления ОСАГО выберите компанию и обратитесь в офис или подайте заявку через интернет. Для получения полиса вам понадобятся документы:

  • водительское удостоверение собственника ТС и всех лиц, которые будут допущены к его управлению (то есть, вписаны в полис);
  • паспорт автомобиля (ПТС);
  • результаты технического осмотра (диагностическая карта) с положительным заключением;
  • свидетельство о регистрации автотранспорта (для переоформления полиса).

Важно придерживаться процедуры, в первую очередь, получить письменный отказ от компании. Устные заявления работников страховой не считаются. Как это сделать:

  • при встрече в офисе вживую — требуйте письменный отказ;
  • дистанционно — соберите документы, подпишите договор-оферту и отправьте на адрес страховщика с уведомлением о получении (оно будет подтверждением получения договора).

В течение 14 рабочих дней вам придет ответ: договор принят, отклонен или принят на других условиях.

Обжаловать отказ можно, обратившись в:

  • РСА;
  • суд по месту жительства;
  • прокуратуру РФ;
  • территориальное подразделение Центрального банка РФ;
  • Федеральную антимонопольную службу.

Для этого вам нужно предоставить:

  • переписку со страховой компанией (необязательно);
  • заявление водителя с печатью, подписью и датой принятия представителем страховщика (или уведомление о получении);
  • отказ в оформлении полиса ОСАГО в письменной форме.

Согласно ст. 12 Закона об ОСАГО, потерпевший обращается за возмещением ущерба в страховую компанию водителя, причинившего вред здоровью и/или имуществу. В случае оформления ДТП по европротоколу он вправе обратиться к своему страховщику и потребовать прямого возмещения убытков (ст.12 п.2).

Страховая компания по-разному возмещает убытки потерпевшим:

  • вред, нанесенный здоровью или жизни покрывается деньгами;
  • урон, нанесенный имуществу, возмещается в натуральной форме или деньгами.

Раньше страховщики предпочитали компенсацию деньгами вместо ремонта. С 28 апреля 2017 года действуют новые правила для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам РФ.

Натуральная форма возмещения убытков стала приоритетной. Получить деньги вы можете только в случае, когда ремонт невозможен.

Это правило распространяется на полисы ОСАГО, полученные 28 апреля и позже. Если ваш договор начал действовать раньше, выбирайте сами — ремонт или деньги.

Произвести выплаты страховщик обязан в срок до 20 рабочих дней. В случае натуральной формы компенсации выдается направление на ремонт в течение 20 рабочих дней (на партнерское СТО) или 30 рабочих дней (в случае, когда СТО согласовывают водитель и страховщик). Срок ремонтных работ — 30 дней, не считая выходных и праздников.

Новые правила обязательного автострахования по ОСАГО

Закон допускает лишь 3 причины для досрочного расторжения договора ОСАГО и возмещения части страховой премии:

  • смерть собственника или страхователя транспортного средства,
  • машина утилизирована по какой-либо причине или не подлежит ремонту после ДТП,
  • поменялся владелец (продажа ТС не по генеральной доверенности).

Предусмотрена и компенсация по ОСАГО в случае банкротства страховой компании. В реальной жизни этот пункт закона не работает. В этом случае есть возможность получить выплату от Союза автостраховщиков.

Страховая премия возвращается из расчета за каждый день после даты прекращения действия ОСАГО. Из суммы вычитают 23%, владельцу полиса достается остальное.

Обратите внимание, что расторжение договора по каждой из причин имеет свои нюансы. Это касается даты прекращения полиса ОСАГО.

Если владелец умер, то датой прекращения договора становится день смерти.

Если машина разбита в ДТП или утилизирована, расчет ведется с даты происшествия.

Если транспортное средство продано, расчет суммы возврата начинается со следующего дня после обращения в страховую компанию.

Пример. Вы продали машину, а в офис страховой компании заехали через месяц. Компенсацию за это время получить уже не выйдет.

Полис, выданный при оформлении, — документ, гарантирующий, что в случае ДТП пострадавшему компенсируют ущерб.

Размер суммы выплаты составляет:

  • до 500 000 рублей за причинение вреда жизни и здоровью — каждому потерпевшему,
  • до 400 000 рублей за поврежденное имущество — каждого пострадавшего.

Срок, на который заключается договор о страховании, в большинстве случаев составляет 12 месяцев. Но он может изменяться с учетом ситуации. Например, если автомобиль зарегистрирован в другой стране и им временно пользуются на территории России, оформляется транзитный полис на срок от 15 дней.

Правила страхования также определяют: если автовладелец планирует пользоваться транспортом не целый год, то ему необходимо указать период использования — и оформить полис по сниженному тарифу — не менее, чем на 6 месяцев.

Также на время транзита авто к месту постоянной регистрации владельца необходимо воспользоваться специальным полисом — сроком на 1 месяц.

Согласно правилам обязательного страхования, есть два варианта оформления полиса:

  • с ограничением количества лиц, допущенных к управлению авто,
  • без ограничения.

В первом случае управлять автомобилем (разумеется, при наличии водительского удостоверения), имеют право только занесенные в полис граждане. Во-втором, что транспортным средством может управлять любой человек с водительским удостоверением. Данный вид страхования часто используют компании, предоставляющие автомобили в аренду или таксопарки.

Если таковой случается, компания берет на себя возмещение ущерба, причиненного автовладельцем пострадавшему — в соответствии с оценкой причиненного ущерба. Сумма выплаты лимитирована — она указывается в договоре.

Согласно правилам компании, выдающие полис, тщательно разбираются в каждом, предусмотренным договором, страховом случае. По закону они имеют право и отказать в возмещении — например, если потерпевший признает себя виновным в ДТП. Или если сумма возмещения причиненного ущерба несоразмерно завышена.

Срок действия договора по ОСАГО фиксирован — один год, но может быть и меньше. Например, при:

  • транспортировке автомобиля к месту постоянной регистрации владельца,
  • использование авто, зарегистрированного вне территории РФ,
  • непостоянной и/или сезонной эксплуатации машины.

При транзите автомобиля от места приобретения к месту постоянной регистрации, автовладелец обязан оформить временный полис сроком до одного месяца – таковы правила. Владелец имеет право оформить соответствующий документ и при покупке – но только при условии, что компания имеет право работать на территории его региона.

В случае, если в Россию нужно транспортировать авто, зарегистрированное в другой стране (например, при туристической поездке на автомобиле), владелец обязан заключить соответствующий договор ОСАГО. По правилам и в соответствии с законодательством, соглашение заключается на срок от 5-ти до 15-ти дней. Если время пребывания на территории Российской Федерации увеличивается, можно продлить договор.

Следует учитывать, что годовое оформление полиса дешевле, чем по месяцам. Стоимость такого полиса остается неизменной на протяжении всего срока действия договора. При оформлении полиса по месяцам сумма может индексироваться. Если тарифы вырастут, при следующем продлении оплата увеличится.

Особенности правил страхования ОСАГО в 2019 году

При истечении срока автовладелец имеет право продлить договор на сходных условиях — при пересчете тарифа и изменении данных, обусловленных коэффициентами начисления. При необходимости автовладелец может отказаться от продления договора и воспользоваться услугами другой компании.

Досрочное прекращение действия полиса возможно по ряду причин. В зависимости от ситуации, компания может возместить средства за неиспользованные месяцы договора.

Это может быть:

  • смерть автовладельца или лица, вписанного в полис,
  • ликвидация компании,
  • невосполнимый урон транспорта, не поддающегося ремонту,
  • отзыв лицензии компании,
  • смена владельца авто,
  • другие случаи, предусмотренные законодательством РФ.

Для того чтобы обеспечить безопасность на дорогах, а также максимально приблизиться к передовым европейским стандартам, в настоящее время на рассмотрении находятся несколько законопроектов об улучшении работы данной системы. А именно:

  • переход на электронное страхование,
  • фиксация нарушений устройствами видеонаблюдения,
  • повышение штрафов за отсутствие полиса.

В наступившем году для российских компаний стало доступно использование СМЭВ (системы межведомственного электронного взаимодействия) — в связи с этим упростилось использование е-ПТС. К 1 ноября 2019 года планируется перевести все транспортные средства на электронные паспорта и полисы.

Преимущества электронного паспорта — возможность хранить больше информации. В е-ПТС содержится полные данные о всех владельцах конкретного автомобиля, сведения о дорожно-транспортных происшествиях, проведенном техобслуживании, о сроках и полисах КАСКО и ОСАГО, прописаны правила их использования.

Еще одно нововведение — в 2019 году в ряде регионов РФ установят специальные фиксирующие приборы (на основе видеокамер), которые будут анализировать информацию и выявлять автомобили, чьи владельцы решили сэкономить.

Нарушение не будет распространяться на лиц, в чьей собственности транспортное средство находится менее 10 суток. Но для подтверждения этого факта необходима соответствующая документация.

Новые правила ОСАГО: как теперь ездить

Новые правила возникли и в отношении процедуры оформления Европротокола. Новые правила при требовании возместить ущерб, пусть и незначительный по размеру, заключаются в том, что сумма лимита, полагающегося для выплаты потерпевшему страхователю, изменилась с 25 000 руб. на 50 000 руб. Но это еще не все.

Для водителей, чьи автомобили зарегистрированы в Москве либо Санкт-Петербурге, а также их областей, выставлен гораздо больший по объему лимит – 400 000 рублей.

Это обозначает, что для этих регионов действует следующее правило – случай ДТП можно оформлять без вызова сотрудников ГИБДД.

Обычно для получения такого страхового возмещения, как 400 тыс. руб., требуются документы от Госавтоинспекции.

При этом такая сумма установлена для покрытия имущественного ущерба для всех автомобилистов, потерпевших материальный ущерб в автодорожной аварии. И такой максимум может страховыми компаниями выставляться на общих основаниях для всех случаев.

Одна только разница – для оформления и расчетов подобных выплат жителям Москвы, Санкт-Петербурга и их областей не обязательно предоставлять документацию от дорожной полиции.

Достаточно в данном случае просто показать заполненное извещение о ДТП, Европротокол, а также свой паспорт, полис ОСАГО и документы на машину.

В целом для оформления по Европротоколу теперь еще действуют и иные правила, которые действуют и в 2020 году:

  1. Наличие материалов видеосъемки или фотосъемки обязательно.
  2. Предоставление координат места аварии, зафиксированные навигатором, обязательно.
  3. Предоставление страховщику протоколов или справок от ГИБДД необязательно.

Следовать всем этим правилам сейчас для каждого водителя является вполне доступным и несложным. Можно фотографировать место аварии с телефона, сейчас это не проблема для водителей.

Но эти правила не отменяют важности заполнения извещения о ДТП, а также предъявления всех необходимых документов по машине и ее владельцу.

Следует отметить, что не только для Европротокола по Москве, Питеру и их областям, но и для других регионов действует лимит страхового возмещения по имущественным интересам в размере 400 000 рублей, а не 120 000 руб., как было до октября 2014 года.

К этому следует добавить еще и выплаты по возмещения вреда, причиненного в результате автоаварии здоровью и жизни потерпевшего, в размере 500 000 рублей, а не 160 000 руб., как было раньше – до апреля 2015 года.

Все выплаты, какими они ни были бы, теперь обязательно производятся исключительно по схемам действия напрямую со своим страховщиком.

Это обозначает, что новыми Правилами внедрена процедура решения вопроса «прямым урегулированием» – обращением страхователя непосредственно к своему страховщику, у которого покупался полис.

И, если вспомнить, ранее нужно было обращаться только в компанию виновной в ДТП стороны, все заявления подавать именно туда.

Теперь же во многом процедура оформления страховых выплат во многом упростилась и не она подразумевает под собой не только подачу нужных бумаг для назначения выплат, но также и начисление прямым страховщиком причитающихся страховых сумм.

Уже даже с 1 сентября 2014 года активно действовал вариант получения возмещения по ОСАГО – это ремонт побитого автомобиля за счет страховой компании.

Все страховщики предоставляли клиентам на выбор – ремонтировать машину либо получить страховку деньгами.

Однако практика за эти годы показала, что зачастую той суммы, которую компания перечисляет автомастерским, попросту не хватает для полноценного ремонта машины.

И тогда автовладельцам приходилось доплачивать из собственных средств покупку недостающих деталей, либо материалов.

Обычно это происходило всегда по одной и той же причине – страховщиком при расчетах не был принят во внимание учет износа деталей, подлежавших замене, либо ремонту.

Еще пока в обязанность водителю ремонтировать машину за счет страховки, а не брать ее деньгами, нет. Однако пункт законопроекта на эту тему уже прошел этап первого чтения и все ожидают результатов к весне 2020 года.

В законопроекте предлагается убрать из функционала полиса ОСАГО такую возможность, как выбор ремонт машины, либо получение страховой выплаты в денежном варианте.

Вместо этого по имущественным интересам предлагается оставить исключительно только ремонт машины, ног тогда он должен быть качественным и вмещаться в установленные законом сроки.

Это предполагает полную переделку федерального закона «Об ОСАГО», поэтому окончательные результаты на этот счет будут известны только весной 2020 года.

Теперь же касательно износа новое решение законодателей привело к тому, что его размер при расчетах сумм страхового покрытия будет ограничиваться.

Сначала ограничение размера износа составит 80%, а потом – 50%. Это говорит о том, что если крыло вашего автомобиля прогнило, а затем, было повреждено в аварии, то объем износа по этой детали теперь будет 50%.

Таким образом, при покупке нового крыла, чтобы установить его на автомобиль в процессе восстановительных работ, автомастерская может затребовать от автовладельца доплату оставшихся 50% сумм.

Но вышеупомянутый законопроект предлагает также вовсе убрать из обязанности страховщика учет износа, чтобы таким способом выровнять потери страхователя между отсутствием возможности получить деньги и найти автомастерскую подешевле, и между вынужденной доплатой, если потребует автосервис.

Выгодными условиями для клиентов страховых компаний, являющихся юридическими лицами, являются средние показатели КБМ, которые будет разрешено для них применять при расчетах стоимости полиса.

Это говорит о том, что правила ОСАГО, действующая редакция 2020 еще ограничивают юридических лиц для того, чтобы им увеличивать свои расходы на автострахование по предприятию.

Ведь, если, допустим, в транспортной компании работают все опытные водители, тогда средний показатель будет приводить к удорожанию полиса для самого страхователя.

Такие изменения крайне некомфортны для таксомоторных автопарков, а также для тех предприятий, на балансе которых достаточно машин или есть такие водители, которые в текущем году попадали часто в аварию.

Это значит, что на следующий год юридическое лицо, даже если и уволит своего безответственного или неопытного шофера, все равно заплатить дороже за полис ОСАГО.

Изменений, как видно, произошло предостаточно, но некоторые из них находятся в стадии полного утверждения законодателями, либо на стадии разработки как практического материала.

Например, оформление полисов в онлайн режиме является до сих плохо отработанным сценарием для многих страховых организаций, выявляются многочисленные сбои серверов, зависание сайтов, не прохождение оплаты в онлайн режиме и прочих технических проблем.

А такие вопросы, как повышение базового тарифа на ОСАГО, либо же создание единой системы по расчетам стоимости полисов, все еще остаются на стадии утверждения.

Федеральный закон о страховании автотранспорта ОСАГО от 2020 года регламентирует условия и порядок обязательного страхования, правила возмещения ущерба, компенсационные выплаты, статус страховщиков и страхователей. Основная цель — не обязать застраховаться всех автовладельцев, а обеспечить возмещение вреда имуществу, здоровью, жизни потерпевшим в ДТП. При этом применяется не только фз №40 об ОСАГО, но и ГК РФ в части обязательств о возмещении вреда, а также нормативные акты ЦБ РФ, в частности, Положение о правилах ОСАГО от 1 сентября 2014 г. № 431-П вместе с коэффициентами, коридором тарифов для расчета стоимости страхового полиса.

Порядок осуществления претерпел несколько изменений. В настоящее время превалирует материальная форма возмещения вреда. Потерпевший обращается к страховщику виновника с документами, подтверждающими страховой случай, тот в течение 5 рабочих дней производит осмотр ТС, направляет на ремонт, который производится в течение 30 рабочих дней.

Деньгами стоимость ремонта возмещается в случае невозможности восстановления ТС после аварии, его размер превышает лимит в 400 тыс.руб.

Нововведение предусматривает активное участие института финансовых уполномоченных (финомбудсмен) в решении проблем с выплатами. Прежде чем обратиться в суд с иском, потерпевший обязан предварительно подать заявление финомбудсмену, который выносит решение в течение 15 рабочих дней, руководствуясь ФЗ “Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг” (ст.16.1. п.1 абз.3). Однако при размере вреда более 500 тысяч руб. эта стадия к прохождению не обязательна.

Право на регресс страховщика было в законе изначально. В настоящее время внесены поправки в статью о праве регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред.

Отныне страховщик не может предъявить иск в порядке регресса к виновному лицу, который не направил ему извещение (европротокол) о ДТП в течение 5 рабочих дней (п.п.”ж” п.1 ст.14 закона не действует). Поправки в закон об ОСАГО коснулись также утраты страховщиком права на регресс к пешеходу, виновному в ДТП, если ему причинен вред вследствие события, или к его наследникам в случае смерти последнего (п.5 ст.14 Закона).

Однако поправки в закон об ОСАГО не только “урезали” в правах страховые компании, но и предоставили дополнительные права. Так, с 1 ноября 2019 года страховщик сможет предъявлять требования в порядке регресса к лицам, отказавшимся от освидетельствования и использовавшим прицеп, при отсутствии записи о такой возможности в полисе.

  • На сегодня предельные значения тарифов (минимальный и максимальный) составляют 20% в ту или другую сторону.

  • Коэффициент возраст-стаж уменьшается вдвое с увеличением возраста и стажа вождения.

  • Коэффициент бонус-малус (КБМ) поставлен в зависимость от выплаченного страхового возмещения в предыдущий период.

При наступлении страхового случая (нанесение ущерба имуществу, жизни или здоровья пострадавшим в ДТП третьим лицам) страховщик обязан выплатить потерпевшему третьему лицу страховую сумму, предусмотренную страховым договором.

В настоящее время правилами установлен следующий лимит выплат по ОСАГО:

  • в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
  • в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

В случае если нанесенный ущерб превышает установленные лимиты, разницу в размерах ущерба будет возмещать виновное лицо.

В интернете распространяется информация об увеличении выплат до 400 тысяч при повреждении имущества и до 500 тысяч при нанесении ущерба жизни или здоровью.

Эти поправки в закон ещё не приняты!

Действительно, законодатель готовит такое увеличение суммы выплат. Но на момент написания этой статьи (апрель 2014г.) данные поправки прошли ещё только первое чтение в Государственной думе РФ.

Страховыми случаями не являются:

  • причинение ущерба во время эксплуатации не указанного в страховом полисе транспортного средства;
  • нанесение морального вреда;
  • возникновение упущенной выгоды;
  • причинение ущерба во время соревнований и испытаний транспортного средства в специально оборудованных местах;
  • причинение вреда перевозимым грузом, в том числе вреда при погрузочно-разгрузочных мероприятиях;
  • причинение вреда здоровью или жизни работника во время исполнения тем своих обязанностей;
  • ущерб, нанесенный транспортному средству виновника происшествия;
  • если при ДТП были повреждены или утеряны драгоценности, деньги, ценные бумаги, то такой ущерб также не подлежит возмещению;
  • вред, причиненный пассажирам при перевозке официально зарегистрированными перевозчиками (страхование ответственности перевозчиков, установленное с декабря 2012 года, регулируется другим законом).

Ушли льготы, вернулся техосмотр

Договор ОСАГО обычно заключается на 1 год.

Минимальный срок, на который можно заключить договор автострахования, установлен в размере 3 месяцев (в случае сезонной эксплуатации транспортного средства). По истечении этого срока договор можно продлить.

Однако установлено ограничение на количество продлений. Всего за год можно дважды продлевать договор, т.е. если заключен договор на 3 месяца, а затем он продлен еще на 3, то для того, чтобы договор действовал весь год, в третий раз придется продлить его на 6 месяцев.

Для незарегистрированных в ГИБДД автомобилей существуют договоры автострахования сроком в 20 дней.

Также правилами установлен минимальный срок страховки ОСАГО для автомобилей, которые состоят на регистрационном учете в иностранных государствах. Они должны быть застрахованы на все время нахождения на территории нашей страны, но не менее чем на пятидневный срок.

Чтобы застраховать автомобиль вам потребуется следующее:

  • заявление установленной формы;
  • общегражданский паспорт страхователя или документ, заменяющий его;
  • ПТС или свидетельство о регистрации ТС;
  • водительские удостоверения (их копии) всех тех лиц, которые будут допущены к управлению данным ТС;
  • в связи с отменой талонов техосмотра − диагностическая карта на автомобиль. Однако до июля 2015 года возможно представление и действующих талонов техосмотра.

Также, согласно новым правилам оформления ОСАГО, для получения полиса можно представить электронные документы, заверенные электронной подписью.

При продлении договора повторное предъявление оригиналов документов не требуется.

Страхователь также должен представить информацию о совершенных им ДТП, страховых выплатах, которые были получены или выплачены по его вине.

Автовладелец несет ответственность за сообщение ложной информации при заключении договора автострахования.

Также страхователь в течение всего периода действия договора должен сообщать обо всех изменениях в указанных им при заключении договора данных.

Вся представленная информация заносится в автоматизированную информационную систему и сверяется с имеющимися в ней данными. В случае необходимости данные в системе корректируются страховщиком.

Заключение договора автострахования без занесения данных в АИС запрещается.

Возмещению подлежат:

  • материальный ущерб;
  • не полученный из-за наступления страхового случая доход в виде заработной платы (в процентах от среднемесячного заработка);
  • вред в случае потери кормильца (не более 135 тыс. руб.);
  • расходы на погребение (не более 25 тыс. руб.);
  • расходы на лечение и лекарственные препараты;
  • расходы на санаторно-курортное лечение;
  • расходы на протезирование;
  • расходы на посторонний уход;
  • расходы на приобретение специального средства передвижения;
  • расходы на переобучение в связи с утратой профессиональных способностей в результате ДТП;
  • прочие расходы.

Все расходы возмещаются в пределах лимитов, установленных законодательством.

В случае заведомо виновного поведения страхователя страховщик может предъявить ему к возмещению все понесенные на покрытие ущерба расходы.

Такими случаями являются:

  • нахождение во время аварии в состоянии опьянения;
  • сокрытие с места ДТП;
  • нахождение за рулем лица, не включенного в страховку;
  • отсутствие в момент ДТП действующей диагностической карты на ТС.

Страховщик не возмещает ущерб в следующих случаях:

  • при возникновении чрезвычайных обстоятельств;
  • при наличии доказанного умысла потерпевшего;
  • во время военных конфликтов;
  • при радиоактивных загрязнениях от ядерных взрывов и утечек радиации;
  • в период гражданских войн, народных волнений и забастовок.

Итак, в существующие правила страхования автомобиля по ОСАГО внесены новые положения:

  • уточнен список страховых случаев;
  • внесены изменения в список представляемых документов в связи с введением диагностических карт на автомобиль;
  • включена возможность представления электронных документов;
  • в список случаев для осуществления регрессных требований добавлен пункт об отсутствии действующей диагностической карты ТС на момент ДТП;
  • внесено требование о применении АИС для ведения общей информационной базы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены