Договор поставки для государственных нужд

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор поставки для государственных нужд». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Договор поставки товаров для государственных нужд

Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государственного контракта и в тридцатидневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.

Возможны три варианта такого решения:

1. Согласие заключить государственный контракт на условиях, предложенных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подписывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государственному заказчику;

2. Согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельствах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;

3. Отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же тридцатидневный срок.

Государственному заказчику предоставляется тридцать дней для рассмотрения протокола разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполнителем). Здесь возможны следующие варианты: государственный заказчик в течение указанного срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий.

В последнем случае, а также при истечении тридцатидневного срока разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона может обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.

При размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения соответствующих конкурсов заключение государственного контракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через двадцать дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в тридцатидневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект договора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в тридцатидневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в тридцатидневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение тридцати дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расходов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю.

Цена определяется сторонами на момент заключения договора. Можно проводить предварительное согласование цены.

Необходимо отметить, что цена зависит от условий поставки. Если проектом договора предусматривается доставка продукции силами поставщика на склад покупателя, то цена увеличивается на стоимость доставки, расходов на страхование грузов, погрузочных работ и т.д. Если покупатель доставляет продукцию самостоятельно, то цена будет увеличена только на стоимость расходов, связанных с погрузкой.

Договорная цена может быть трех видов: фиксированной, скользящей и с последующей фиксацией. Если стороны договорились о применении твердой фиксированной цены и определили ее конкретную цифру, то она не подлежит изменению при оплате. В случае использования скользящей цены в договоре стороны связывают ее с рыночными ценами, действующими в момент исполнения договора. Этот способ применяется в случаях, когда определить твердую цену в момент заключения договора трудно. Если стороны предпочтут использовать цену с последующей фиксацией, то конкретная цифра в тексте договора может не указываться.

Производитель сельскохозяйственной продукции обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренном договором контрактации. Таким образом, условия о количестве и ассортименте сельскохозяйственной продукции, подлежащей передаче заготовителю, являются существенными условиями договора контрактации — при их отсутствии в тексте договора он должен признаваться незаключенным. Иные обязанности производителя сельскохозяйственной продукции специальными правилами о договоре контрактации не регулируются, поэтому они должны определяться применительно к обязанностям поставщика по договору поставки товаров, а также продавца по договору купли-продажи.

Обязанности заготовителя по договору контрактации в основном тождественны обязанностям покупателя по договору поставки.

На заготовителя возлагаются некоторые дополнительные обязанности:

— заготовитель обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения и обеспечить ее вывоз;

— если передача сельскохозяйственной продукции осуществляется в месте нахождения заготовителя или в другом любом месте, то заготовитель не вправе отказаться от принятия сельскохозяйственной продукции;

— может быть предусмотрена обязанность заготовителя, осуществляющего переработку сельскохозяйственной продукции, по требованию производителя возвращать отходы такой переработки с оплатой по цене, определенной договором.

Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств несет ответственность перед заготовителем лишь при наличии его вины. Заготовитель отвечает по общим правилам как лицо, допустившее нарушение договора при осуществлении предпринимательской деятельности. Более того, за просрочку оплаты полученной сельскохозяйственной продукции заготовитель несет ответственность в форме пени, в размере одного процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и заказчик. Если говорить о госконтракте по закону № 44-ФЗ, то к моменту заключения самого договора стороны уже связаны взаимоотношениями по участию в торгах.

Поставщиком является лицо, победившее в торгах и предложившее наилучшие условия для закупки, заказчиком — государство (РФ или субъекты) или муниципальное образование.

От имени заказчика могут выступать:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • бюджетные учреждения;
  • иные получатели бюджетных средств.

Кроме того, при заключении контракта в данных отношениях может фигурировать еще одно лицо — покупатель. Это происходит в том случае, когда заказчик заключает контракт в интересах третьего лица.

Важнейшей особенностью договора поставки для госнужд является его обязательность для сторон.

Так, заказчик всегда обязан заключить договор с лицом, выигравшим торги, кроме случаев, установленных законом. Поставщик же, напротив, обязан заключить договор только тогда, когда это предусмотрено законом (например, п. 2 ст. 5 закона № 60-ФЗ). При уклонении стороны от заключения контракта противоположная сторона вправе обратиться в суд для понуждения к его заключению (п. 5 ст. 528 ГК РФ).

По договору поставки для государственных и муниципальных нужд поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ). Поставка может осуществляться как непосредственно заказчику, так и любому другому указанному им лицу.

К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся предмет и цена договора.

Договор без указания цены не будет считаться заключенным. Кроме цены должен быть подробно расписан порядок проведения расчетов.

Кроме того, текст контракта традиционно включает в себя разделы «Сроки поставки», «Права и обязанности сторон», «Ответственность сторон», «Порядок разрешения споров».

Примерный образец договора поставки товаров для государственных нужд можно скачать по ссылке.

В отличие от обычного договора поставки и купли-продажи к процедуре заключения контракта для госнужд предъявляются строгие требования. Инициатива должна исходить от заказчика, и именно на него ложится обязанность по разработке проекта контракта. Далее схематично можно выделить следующие этапы:

  1. Проект контракта направляется поставщику (п. 1 ст. 528 ГК РФ).
  2. Если поставщика все устраивает, то он подписывает контракт в течение 30 дней и возвращает один экземпляр заказчику (п. 2 ст. 528 ГК РФ). Если же имеются разногласия, то поставщик должен в этот же срок направить протокол разногласий либо отказ от заключения контракта.
  3. Получив замечания, заказчик должен рассмотреть их также в 30-дневный срок и принять решение о возможности/невозможности учесть замечания. По замечаниям нужно внести правки в текст контракта. Соответственно, в зависимости от принятого решения заказчик либо направляет контракт с внесенными правками, либо отклоняет протокол разногласий.
  4. Если заключение контракта обязательно, а протокол разногласий отклонен, то у другой стороны есть 30 дней для передачи разногласий в суд.

Обратите внимание! При наличии в правоотношениях покупателя заказчик, подписав контракт, в течение 30 дней должен направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 ст. 529 ГК РФ).

Большое значение имеет срок заключения контракта. В ряде случаев он устанавливается законом. Например, если проводятся торги и контракт заключается с их победителем, то срок не должен превышать 20 дней с даты проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ).

Подробно порядок заключения госконтракта по закону № 44-ФЗ рассматривается в другой нашей статье.

***

Итак, в ГК РФ только раскрывается понятие договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и содержатся общие нормы относительно порядка его заключения. Детально договоры, относящиеся к этому виду, регламентируются специальным законодательством.

Договор поставки товаров для государственных нужд это в соответствии с действующим законодательством, поставка товара публичному субъекту правоотношения осуществляющаяся по средствам проведения торгов, где победителем выступает лицо предложившее наиболее низкую цену за приобретаемые у него публичным субъектом товары, работы или услуги.

Участниками отношений по поставке являются государственный заказчик в качестве которого выступают уполномоченные органы, государственные или муниципальные организации.

Поставщик в качестве, которого выступает субъект малого предпринимательства деятельности производящий товары;

Получатель в качестве, которого может выступать как государственный или муниципальный заказчик, так и иное определенное им лицо.

Основанием возникновения отношений являются государственный или муниципальный контракт, который заключается заказчиком и поставщиком в следствии проведения государственных торгов. Контракт содержит обязательства поставщика передать товары лицу определенному заказчиком, по договору поставки (ст.506 ГК).

Этапы поставки товара по государственному контракту:

1) Определяется потребности заказчика в товарах определенного вида, что выражается в формировании государственного или муниципального заказа;

2) Размещение заказа среди неопределенного круга лиц (исключение: размещение может быть адресным, если в качестве производителя товаров выступает лицо доминирующие на рынке соответствующих товаров, такой производитель не может отказаться от принятия заказа, если заказчик согласен возместить ему все убытки вызванные принятием заказа).

3) Принятие заказа поставщиком (победитель торгов) является основанием для заключения контракта, при этом заключение носит обязательный характер для заказчика (ст.445 ГК);

4) На основании и в соответствии с контрактом заключен договор поставки, где его заключение является обязательным для поставщика, при этом покупатель может изменять условия договора или отказаться от его заключения в последнем случаи заказчик обязан определить иного покупателя или возместить все убытки поставщика.

Наталья, Мурманск 22.10.2020Раздел: Поставки

Добрый вечер! Подскажите у нас был составлен договор поставки, но в нем не был указан срока оплаты за поставленный товар и недоимка. Что в этом случае делать. Долг имеется аж с 2017 года и как рассчитать недоимку?

Ирина, Москва 19.10.2020Раздел: Поставки

подавали иск в арбитражный суд о взыскании задолженности по договору поставки с солидарных должников, действовавших в рамках простого товарищества. вчера суд вынес решение взыскать задолженность с ООО «1» и ООО «2» 2.500.000 рублей солидарно, по 1.250.000 рублей с каждого. что это значит? мы что, можем получить только с каждого из них по 1.250.000 рублей? а если один из них неплатежеспособен? получается суд взыскал деньги с каждого из них в четкой сумме? это законно?

Елена, Москва 06.09.2020Раздел: Поставки

По ошибке в договоре поставки не указали срок оплаты за поставленный товар. Товар покупателю передан, но он его не оплачивает, ссылаясь на отсутствие указания на это в договоре, говорит, как будут деньги, так и оплатим. В договоре есть условие о начислении неустойки за каждый день просрочки оплаты. Как заставить покупателя заплатить? и с какого момента надо начислять в таком случае неустойку?

Виктория, Волгоград 27.08.2020Раздел: Поставки

Заключен договор поставки мазута. Срок поставки — в течении 10 дней с момента подписания договора, договор подписан 17.01.2020 г. В договоре прописано что покупатель обязуется принять товар, а поставщик обязуется осуществить доставку товара предварительно согласовав с покупателем дату и время. Поставщик направил покупателю три уведомления о готовности товара к поставке, в связи с тем что покупатель не идет на контакт. Уведомления покупателем проигнорированы. Что поставщику требовать в претензии в данной ситуации? Возможно ли взыскать убытки понесенные поставщиком в связи с хранением товара, т.к. покупатель оказывается его принимать?

Карина, Москва 23.08.2020Раздел: Поставки

Будет ли считаться договор поставки пролонгированным, если по истечение указанного в нем срока действия, продавец передал, а покупатель принял по товарной накладной товар, в которой указан номер и дата договори поставки, и цена товара соответсвует цене, содержащейся в спецификации к договору поставки?

Илья, Москва 22.08.2020Раздел: Поставки

подскажите, а по договору поставки возможно взыскание аванса? столкнулись с такой ситуацией, что по условиям заключенного договора нам должны выплатить аванс после чего мы должны в течение 5 дней поставить оборудование. нам аванс не выплатили вовремя. терять данный контракт не хотелось бы. можем ли мы через суд заявить о взыскании невыплаченного аванса по договору поставки?

Ольга, Москва 20.08.2020Раздел: Поставки

Наш менеджер переписывался по электронной почте с одной организацией на предмет продажи им нашего товара. Когда договорились о покупке, мы выставили им по электронной почте счет, в ответ они прислали платежку, что перевели нам деньги по счету, и мы тут же отгрузили им товар (приехал водитель от них отдал нам копию доверенности). Затем выяснилось, что они отозвали платежку, и денег мы так и не получили. Обратились к ним с претензией, они сказали, что никакого договора с нашей организацией не заключали, товар не получали, а кому мы отдали товар, они не знают, а копия доверенности — не документ. Можем ли мы через суд взыскать с них задолженность, если договор поставки мы не подписывали?

Госконтракт на предоставление товаров – это гражданско-правовой договор, по которому поставщик (исполнитель) обязуется передать товары покупателю, указанному государственным заказчиком, а покупатель обязуется обеспечить их оплату. Гарантией прав и законных интересов поставщика в договоре поставки для государственных и муниципальных нужд служит норма, согласно которой при оплате покупателем товаров госзаказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя (ст.532 ГК РФ).

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд является возмездным, консенсуальным и взаимным. К отличительным особенностям сделки относятся:

  • Специальный субъектный состав. Покупателем может быть федеральный (муниципальный) орган исполнительной власти, федеральное (муниципальное) казенное предприятие или учреждение. Покупатели обеспечиваются финансовыми ресурсами из соответствующего бюджета, либо оплата товаров производится госзаказчиком.
  • Поставка товаров для государственных нужд возможна только в том случае, если поставляемая продукция соответствует обязательным требованиям ГОСТов.

Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд заключается только на основании госконтракта, он должен содержать все его существенные условия (предмет, цена товаров и др.).

При заключении договора поставки товаров для государственных нужд могут понадобиться такие дополнительные документы:

  • спецификация;
  • спецификация тары;
  • график поставок;
  • график платежей;
  • дополнительное соглашение;
  • протокол разногласий;
  • протокол согласования разногласий.

Остальные договоры с госзаказчиком представлены в разделе «Госконтракты».

С этим шаблоном часто используют:

  • Государственные контракты
  • Государственный контракт на выполнение подрядных работ
  • Государственный контракт на оказание услуг
  • Государственный контракт на поставку товара
  • Приложения к государственному контракту

Популярные документы и процедуры:

  • Бланк трудового договора
  • Договор купли продажи земельного участка
  • Бланк договора купли продажи
  • Трудовой договор с работником
  • Договоры хранения

Договор поставки для государственных и муниципальных нужд

г.

, именуемое(ый, ая) в дальнейшем , в лице , действующего(ей) на основании ,

1.1.

В соответствии с Договором обязуется передать товары для государственных нужд, указанные в п. 1.2 Договора (далее по тексту – ), а обязуется принять и оплатить в порядке и сроки, указанные в Договоре. Отношения между и регулируются настоящим Договором и Государственным контрактом.

1.2.

По Договору осуществляется поставка следующего : . В Спецификации (Приложение № к Договору), являющейся неотъемлемой частью Договора, Сторонами определены:

наименование

количество

стоимость

2.1.

Договор вступает в силу с и действует до .

3.

4.1.

Поставка осуществляется путем отгрузки .

4.2.

Место передачи : .

4.3.

до места передачи доставляется силами .

4.4.

Риск случайной гибели или случайного повреждения переходит на с момента, когда передал в порядке, предусмотренном Договором.

5.1.

Цена на , поставка которого осуществляется по Договору, установлена в соответствии с Государственным контрактом и указана в Спецификации .

5.2.

Цены, указанные в настоящем Договоре (в том числе в приложениях к нему), не могут быть изменены в одностороннем порядке и являются стабильными в течение действия Договора. В случае необходимости изменения цены на в период действия Договора до его оплаты или поставки, обязан предварительно письменно согласовать новую цену с и . Изменение цены оформляется соответствующим дополнительным соглашением. Изменение цены после проведения оплаты или поставки не допускается.

5.3.

Оплата производится . При этом признается поручителем по этому обязательству .

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции (продавец) обязуется передать произведенную продукцию заготовителю (контрактанту), а последний обязуется принять и оплатить ее.

Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Его отграничение от других договоров куплипродажи проводится по субъектному составу и предмету договора.

Договор контрактации является:

1) консенсуальным – считается заключенным в момент достижения между сторонами соглашения в требуемой законом форме;

2) возмездным;

3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора контрактации.

Продавец (производитель продукции) и заготовитель продукции (контрактант) – предпринимател и. Государство и граждане, не имеющие статуса предпринимателя, не могут участвовать в договоре контрактации в качестве продавца, при этом государственный орган может выступать в качестве заготовителя.

Предметом договора контрактации является любая продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства, в том числе пушного, и т. д.).

Предмет договора контрактации не предназначен для личного, семейного, домашнего или иного подобного использования.

Существенными условиями договора контрактации являются срок и ассортимент.

Цена договора контрактации не является существенным условием и определяется по общим правилам, предусмотренным для договора куплипродажи.

Форма договора – письменная.

Права и обязанности заготовителя:

1) принятие товара;

2) оплата товара;

3) обязан принять сельскохозяйственную продукцию у производителя по месту ее нахождения;

4) обязан обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства производителя;

5) обязан оплатить приобретаемую сельскохозяйственную продукцию;

6) отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях для предпринимателей;

7) заготовитель – государственный орган по договору закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд при нарушении условий договора отвечает только за вину;

8) при наличии определенных условий в договоре обязан вернуть производителю отходы переработки за соответствующую плату.

Права и обязанности производителя:

1) передача заготовителю произведенной продукции;

2) необходимость передать товар в согласованном ассортименте;

3) освобождение от ответственности за нарушение условий договора при наличии доказательств отсутствия вины.

Ответственность за нарушение условий контракта или договора поставки, как уже говорилось выше, определяется на основании норм, содержащихся в Постановлении Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства №1011 от 2 августа 2019 года.

На основании данных нормативных актов штрафные санкции, применяемые в качестве мер ответственности, определяются следующим образом:

  1. Если закупка проводилась среди субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, штраф устанавливается в размере одного процента от цены контракта или договора, но не превышая пределов от одной до пяти тысяч рублей. Использование данных видов штрафных санкций возможно только для тех закупок, которые были объявлены, и в отношении которых произошло размещение извещения после 14 августа 2019 года. Если извещение было размещено раньше данной даты, то применяются старые методы расчета штрафных санкций.
  2. Если в качестве исполнителя выступает юридическое лицо, которое не обладает специальным статусом, то штрафные санкции рассчитываются по-старому для стоимостных обязательств, нарушенных в ходе исполнения поставщиком договора поставки:
    • если цена контракта или договора поставки не превышает трех миллионов рублей, то сумма штрафа равняется десяти процентам от стоимости такого договора или контракта;
    • если цена договора или контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, то размер штрафа исчисляется, как пять процентов от цены;
    • в случае диапазона цены от пяти до ста миллионов рублей размер штрафа составляет один процент от стоимости контракта;
    • при использовании диапазона от ста до пятисот миллионов рублей размер штрафа составит не более одной второй процента от цены;
    • при цене контракта или договора, находящейся в диапазоне от пятисот миллионов до одного миллиарда рублей размер штрафа составит четыре десятые процента цены самого контракта;
    • если речь о цене контракта в диапазоне от одного до двух миллиардов рублей, то размер штрафа составит три десятые процента такой цены;
    • если цены контракта или договора находятся в диапазоне от двух до пяти миллиардов рублей, то размер штрафа составит двадцать пять сотых процента от значения цены;
    • в случае нахождения цены контракта или договора в диапазоне от пяти до десяти миллиардов рублей размер штрафа устанавливается равным двум десятым процента размера цены;
    • если цена контракта установлена свыше десяти миллиардов рублей, то размер штрафа не превышает одну десятую процента от такой цены.
  3. Если речь о нарушении обязательств, которые не принесли заказчику стоимостный ущерб, то есть нет материального ущерба, то расчет штрафных санкций будет осуществляться следующим образом:
    • если стоимость обязательств по контракту не превышает трех миллионов рублей, размер штрафа составит одну тысячу рублей;
    • если цена контракта находится в диапазоне от трех до пятидесяти миллионов рублей, размер штрафа составит пять тысяч рублей;
    • для цены контракта в диапазоне от пятидесяти до ста миллионов рублей размер штрафных санкций будет равняться десяти тысячам рублей за каждый допущенный факт нарушения обязательств по контракту или договору;
    • для контракта с ценой больше ста миллионов рублей размер штрафа составит сто тысяч рублей.
  4. В случае с заказчиком расчет штрафных санкций, используемых в качестве мер ответственности, также будет происходить исходя из цены контракта:
    • если цена договора поставки не достигает предела в три миллиона рублей, сумма штрафа составит одну тысячу рублей;
    • в случае со стоимостью контракта в пределах от трех до пятидесяти миллионов рублей сумма штрафа будет равняться пяти тысячам рублей;
    • если речь идет о стоимости договора или контракта на поставку товара с пределами от пятидесяти до ста миллионов рублей, размер штрафа будет равен десяти тысячам рублей;
    • для контрактов или договоров с ценой свыше ста миллионов рублей для заказчика штраф будет равен ста тысячам рублей.
  5. Также в случае допущения просрочки по исполнениям обязательств за каждый день просрочки назначается пени в размере одной трехсотой от установленной на дату расчета пени ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, умноженной на размер неисполненных обязательств.

Образец договора поставки для государственных и муниципальных нужд можно посмотреть здесь.

Кроме того, на основании положений Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть установлены дополнительные штрафные санкции в случае установления таких требований этим нормативным актом.

Сторонами договора поставки для государственных и муниципальных нужд являются поставщик и заказчик. Если говорить о госконтракте по закону № 44-ФЗ, то к моменту заключения самого договора стороны уже связаны взаимоотношениями по участию в торгах.

Поставщиком является лицо, победившее в торгах и предложившее наилучшие условия для закупки, заказчиком — государство (РФ или субъекты) или муниципальное образование.

От имени заказчика могут выступать:

  • государственные и муниципальные органы власти;
  • бюджетные учреждения;
  • иные получатели бюджетных средств.

По договору поставки для государственных и муниципальных нужд поставщик обязуется поставить в сроки и на условиях договора конкретный товар, а заказчик — принять и оплатить его (ст. 526 ГК РФ). Поставка может осуществляться как непосредственно заказчику, так и любому другому указанному им лицу.

К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся предмет и цена договора.

Договор поставки для государственных нужд

В отличие от обычного договора поставки и купли-продажи к процедуре заключения контракта для госнужд предъявляются строгие требования. Инициатива должна исходить от заказчика, и именно на него ложится обязанность по разработке проекта контракта. Далее схематично можно выделить следующие этапы:

  1. Проект контракта направляется поставщику (п. 1 ст. 528 ГК РФ).
  2. Если поставщика все устраивает, то он подписывает контракт в течение 30 дней и возвращает один экземпляр заказчику (п. 2 ст. 528 ГК РФ). Если же имеются разногласия, то поставщик должен в этот же срок направить протокол разногласий либо отказ от заключения контракта.
  3. Получив замечания, заказчик должен рассмотреть их также в 30-дневный срок и принять решение о возможности/невозможности учесть замечания. По замечаниям нужно внести правки в текст контракта. Соответственно, в зависимости от принятого решения заказчик либо направляет контракт с внесенными правками, либо отклоняет протокол разногласий.
  4. Если заключение контракта обязательно, а протокол разногласий отклонен, то у другой стороны есть 30 дней для передачи разногласий в суд.

Обратите внимание! При наличии в правоотношениях покупателя заказчик, подписав контракт, в течение 30 дней должен направить поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (п. 1 ст. 529 ГК РФ).

Большое значение имеет срок заключения контракта. В ряде случаев он устанавливается законом. Например, если проводятся торги и контракт заключается с их победителем, то срок не должен превышать 20 дней с даты проведения торгов (п. 4 ст. 528 ГК РФ).

Подробно порядок заключения госконтракта по закону № 44-ФЗ рассматривается в другой нашей статье.

Итак, в ГК РФ только раскрывается понятие договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд и содержатся общие нормы относительно порядка его заключения. Детально договоры, относящиеся к этому виду, регламентируются специальным законодательством.

Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для го­сударственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками то­варов, предназначенных для удовлетворения потребностей Россииской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопас­ности страны, жизни и здоровья граждан.

Потребности государства определяются исходя из

  • необходимости реализации федеральных го­сударственных программ;
  • обеспечения необходимого уровня оборо­носпособности;
  • формирования государственных материальных резер­вов;
  • реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд суб­сидиарно применяются

  1. сначала нормы о договоре поставки товаров,
  2. затем (при отсутствии соответствующих специальных пра­вил) — общие положения о купле-продаже.

Но эти отно­шения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными за­конами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд (ко­торые подлежат применению в части, не противоречащей нормам ГК). К их числу относятся:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее — Закон о поставках продукции);
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государствен­ном материальном резерве» (далее — Закон о государственном ма­териальном резерве) ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
    О закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд» (далее — Закон о закупках и поставках сель­хозпродукции) , которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия как для федеральных, так и для региональных государственных нужд;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном обо­ронном заказе) .

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения кон­курсов при размещении заказов на поставку товаров для государст­венных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг).

Если говорить о проведении мероприятий, направленных на осуществление заключения договора, именуемого в правовом поле договором поставки, то для таких документов, заключаемых для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков, опираться следует на следующие правовые нормы:

  1. Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В данном федеральном нормативном акте необходимо обратить внимание, в первую очередь, на статью 34, которая определяет те требования, которые должны быть предъявлены к заключаемым контрактам и договорам по итогам всех проведенных процедур в соответствии с положениями данного закона. В том случае, если положения данной статьи соблюдены не были при составлении договора, в том числе предметом которого является поставка какого-либо товара, то такой договор может быть признан недействительным в силу его нелегитимности.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Этот нормативный акт придется изучить по причине того, что он лежит в основе всех правоотношений договорного типа. Кроме того, поставка товара – это особый вид правоотношений, который может возникнуть только из гражданских правоотношений, даже если речь идет о взаимодействии между несколькими юридическими лицами. Чтобы договор поставки был полностью оформлен с точки зрения действующего законодательства, необходимо изучить Параграф 4 Главы 30 Раздела IV данного федерального нормативного акта в силу того, что именно в данном параграфе происходит подробное освещение всех вопросов, связанных с поставкой товаров.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №1042 от 30 августа 2017 года, посвященное расчету штрафных санкций и применению мер ответственности для сторон, участвующих в проводимых закупках. Однако с 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в данное Постановление, сформулированные в другом Постановлении Правительства Российской Федерации – под номером 1011 от 2 августа 2019 года. Поэтому для формирования мер ответственности необходимо теперь использовать два этих нормативных акта, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как теперь заказчику необходимо учитывать новые требования при формировании размера штрафных санкций для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Для того чтобы договор был признан соответствующим действующим нормам гражданского законодательства и законодательства в сфере закупок, в нем необходимо учесть те положения, которые являются обязательными для такого вида договоров, а именно:

  • перечень сторон, которые будут принимать участие в подписании текста договора или контракта вне зависимости от его формы (бумажной или электронной). Указание таких сведений должно быть осуществлено в двух видах – развернутом в преамбуле и сокращенном в реквизитах сторон, но с обязательной расшифровкой данных о подписантах;
  • предмет закупки, который стал предметом контракта или договора. Указание предмета также может быть осуществлено в сокращенной и развернутой форме. Это характерно для тех случаев, когда речь идет о большом описании предмета закупки либо о необходимости подробного перечисления всех его данных. В этом случае в соответствующем разделе описывается предмет закупки в краткой форме (например, «поставка офисной мебели»), а в приложении, выступающем в качестве спецификации к контракту или договору, даются подробные сведения о таком товаре;
  • цена контракта или договора, а в случае закупки нескольких единиц одинакового товара – указание на величину стоимости такой закупки. Данные сведения размещаются в самостоятельном разделе с обязательным указанием данных о проводимых порядках расчета между участниками данного соглашения;
  • права сторон, а также их обязанности, в том числе в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, официально подтвержденных на федеральном или региональном уровне чрезвычайных обстоятельств;
  • применяемые меры ответственности сторон, которые подписывают данный документ. При этом описание таких мер ответственности должно строго соответствовать требованиям действующего законодательства;
  • порядок разрешения возникающих спорных конфликтов и механизм действия сторон, а также те законные механизмы, которые могут быть использованы сторонами для изменения или расторжения договора;
  • срок действия договора и возможные основания для его расторжения;
  • реквизиты сторон, подписывающих документ, а также подписи таких сторон.

В качестве дополнительного раздела рассматривается список приложений к тексту договора или контракта, например, в виде ведомости поставки, акта приема-передачи и образцов платежных документов.

В том случае, если речь идет о заключении договора или контракта на поставку с использованием процедур для закупок малого объема, возможно использование более простой формы (например, если для осуществления закупок малого объема используется Единый агрегатор торговли «Березка», то можно воспользоваться типовой формой договора, которую предлагает данная торговая площадка).

Тема: Договор поставки товаров для государственных нужд

  • Поставка товаров для государственных нужд
  • Договор поставки для гос нужд
  • Договор поставки для государственных нужд
  • Договор поставки для муниципальных нужд

Выделение поставки товаров для государственных нужд (§ 4 гл.30 ГК РФ[2]) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установления специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство – Российская Федерация и ее субъекты (ст.124 ГК РФ).

Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК РФ не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[3]. Кроме того, согласно ст.3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Понятие «государственные и муниципальные нужды» характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, то есть потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия – средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды)[4].

Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства.

Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.

Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются:

— положениями § 4 гл.30 ГК РФ, посвященными этому договору и субсидиарно нормами о договоре поставки (§ 3 гл.30 ГК РФ)[5];

— общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл.30 ГК РФ).

Изданы специальные Федеральные законы о поставках товаров для госнужд:

— Федеральный закон от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[6];

— Федеральный закон от 2 декабря 1994 года «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»[7];

— Федеральный закон от 29 декабря 1994 года «О государственном материальном резерве»[8];

— Федеральный закон от 27 декабря 1995 года «О государственном оборонном заказе»[9].

Особое значение имеет Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 года) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.

В соответствии с названными законами издан ряд указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ.

В частности, Указом Президента РФ от 01.01.2001 года № 000 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд[10].

Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки и в этом смысле может быть охарактеризован как возмездный, консенсуальный и взаимный договор. Но этот договор обладает существенными особенностями, позволяющими выделить его из общей массы договоров поставки.

Субъектами договора о поставке товаров для государственных нужд на стороне заказчика являются государственные органы и организации, выступающие в качестве юридических лиц, на стороне поставщика – государственные и частные организации (юридические лица). Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного заказчика.

ГК РФ и иными федеральными законами предусматриваются две категории договора поставки товаров для государственных нужд: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд и договор поставки товаров для государственных нужд.

Первый из них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй – заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним[14].

Согласно ст.526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд (государственный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик – обеспечить оплату поставленных товаров. Под указанием иному лицу понимается выдача государственным заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного контракта.

В роли государственных заказчиков по договору о поставках продукции для федеральных государственных нужд выступают федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение; о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в зависимости от вида продукции – Федеральная продовольственная корпорация, Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по государственным резервам, в субъектах РФ – государственные органы и организации, определяемые органами власти субъектов РФ; о поставках товаров для нужд обороны – федеральный орган исполнительной власти, имеющий войска или вооруженные формирования.

В роли поставщика по государственному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный контракт. В их числе значатся: по поставкам продукции для федеральных государственных нужд – казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв – поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70%; по выполнению оборонного заказа – унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства продукции[15].

При этом заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

Согласно п.1 ст.529 ГК РФ договор поставки товаров для государственных нужд заключается в случае, предусмотренном государственным контрактом. Документом об определении государственным заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, и от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить государственного заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Государственный заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п.2 ст.530 ГК РФ). При невыполнении государственным заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

Порядку заключения государственных контрактов и договора поставки товаров для государственных нужд закон придает важное организационное значение.

Целью правового регулирования поставки товаров для государственных нужд является максимальное удовлетворение жизненно важных индивидуальных и общественных интересов. Однако за время разработки федеральных и региональных программ, утверждения бюджета и проведения прочих процедур, связанных с государственными нуждами, может измениться социальная и экономическая ситуация таким образом, что покупателю планируемая продукция окажется не нужна. В этих условиях было бы совершенно необоснованно навязывать ему соответствующие товары, как это делалось до недавнего времени. С другой стороны, возможно, за время участия в конкурсах, заключения государственного контракта поставщик произвел необходимую подготовку, запланировал выпуск продукции в соответствии с заключенным контрактом, осуществил определенные затраты. Решить конфликт интересов поставщика, продукция которого оказалась ненужной, и покупателя, потребности которого изменились, призвана ст.530 ГК РФ[23].

Субъектом, на которого возложено согласование интересов поставщика и покупателя, является государственный заказчик, который обязан найти поставщику нового покупателя. Это вполне обоснованно, поскольку именно государственный заказчик инициировал заключение государственного контракта и на нем лежат соответствующие обязанности.

Для этого государственный заказчик может: либо самостоятельно принять и оплатить заказанные товары, либо в течение 30 дней найти поставщику другого покупателя, либо выдать отгрузочную разнарядку на отгрузку товаров другому получателю[24].

Если государственный заказчик не выполнил своих обязанностей, поставщик вправе самостоятельно реализовать произведенные товары, и если при такой реализации ему будут причинены убытки, разумную обоснованную их часть можно компенсировать за счет государственного заказчика в судебном порядке.

По общему правилу и в силу особенности поставки для государственных нужд односторонний отказ со стороны государственного заказчика не должен иметь места. Тем не менее, ряд специальных законов, на которые ссылается ст.534 ГК РФ, содержит в себе правило о том, что государственный контракт должен предусматривать право заказчика на расторжение контракта по его инициативе в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный заказчик вправе отказаться (полностью или частично): от продукции, произведенной по государственному контракту, при условии полного возмещения им поставщику понесенных убытков в соответствии с действующим законодательством; от оплаты продукции, не соответствующей требованиям, установленным законодательством для определения качества продукции или государственным контрактом.

В случае расторжения контракта по инициативе заказчика он обязан возместить поставщику понесенные им на момент расторжения контракта затраты по контракту, включая упущенную выгоду. Поставщику должна быть выплачена контрактная стоимость товаров, полностью или частично произведенных в соответствии с контрактом и не имеющих на момент его расторжения спроса на рынке, при этом все товары должны быть переданы заказчику. В случае если товары имеют рыночный спрос, поставщику должны быть возмещены убытки, причиненные в результате продажи товаров.

Законодательство о поставках для государственных нужд регулирует взаимоотношения сторон исходя из того, что объектом поставки является необходимая продукция, которая должна быть выпущена в любом случае, в том числе продукция, изготовление которой заведомо убыточно.

Обязанность возмещать обоснованные и необходимые убытки, возникающие у поставщика в процессе выпуска и реализации товаров для государственных нужд, лежит на государственном заказчике. Возмещение убытков должно производиться в пределах общего финансирования государственного заказа. Но поскольку производство товаров для поставщика – это не разовое действие, а постоянно осуществляемая деятельность, то законодатель установил сроки для получения компенсации – 30 дней с момента передачи изготовленного товара.

Если государственный заказчик не выполняет своей обязанности произвести соответствующие выплаты, у поставщика в соответствии с общими правилами о договоре поставки возникает право одностороннего отказа от исполнения договора. При этом, естественно, могут возникнуть убытки и у покупателя, которые также должны компенсироваться государственным заказчиком[25].

Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при расторжении и выполнении государственных контрактов на поставку продукции для федеральных государственных нужд, а также о возмещении понесенных убытков, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

В ст.42 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» закреплена такая форма торгов, как запрос котировок.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Размещение заказа способом запроса котировок возможно в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает 500000 руб. либо аукцион признан несостоявшимся и начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта не более 500000 руб.

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок. Такое размещение заказа заказчик вправе сделать только в случае, когда это осуществляется для обеспечения своей (заказчика) деятельности на территории иностранного государства, на которой он (заказчик) находится. Кроме того, такое размещение заказа производится у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) независимо от цены государственного или муниципального контракта[31].

Заказчик вправе осуществлять размещение заказа на поставку:

— продовольствия;

— средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи;

— лекарственных средств;

— топлива,

которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в следующих случаях:

— вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении государственного или муниципального контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения;

— если уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок. Указанное решение принимается уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления на основании заявления заказчика в срок не более чем десять рабочих дней со дня выдачи указанного предписания.

Контракт на поставку товаров, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, может заключаться на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку таких товаров. При заключении указанного контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока[32].

Закон не допускает взимание с участника размещения заказа платы за участие в запросе котировок.

Также на законодательном уровне урегулирован порядок проведения запроса котировок. Заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до дня истечения срока представления котировочных заявок.

Перед таким размещением заказчик, как правило, предварительно проводит конъюнктурную оценку сложившегося рынка закупаемого товара. В результате изучения конъюнктуры определяется масштаб цен, сложившийся на рынке закупаемой продукции, и перечень потенциально наиболее привлекательных поставщиков.

Заказчик обязан направить запрос котировок также лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных запросом котировок, исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц. Такая обязанность возложена на заказчика, когда осуществляется размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика и для которых есть функционирующий рынок, для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) независимо от цены государственного или муниципального контракта[33].

Запрос котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в электронной форме.

Котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.

Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг.

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, когда осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке и заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала – государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Данный способ размещения заказов осуществляется без торгов. Учитывая минимальные затраты времени, нельзя не указать на недостаток такого способа размещения заказа – полное отсутствие конкуренции[34].

Минэкономразвития России в письме от 01.01.2001 года № АШ-2818/05 «О совершенствовании работы по согласованию размещения заказов на поставку товаров (работ, услуг)» указало список документов, которые Минэкономразвития России рассматривает для принятия решений о согласовании закупок.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ[35] согласование размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) путем проведения двухэтапных открытых конкурсов, закрытых (в том числе двухэтапных) конкурсов, а также у единственного источника (поставщика) осуществляется Минэкономразвития России в пределах бюджетного года.

Если же размещается заказ у единственного поставщика, то сторонам предоставлено право выбора: можно заключить контракт либо иной гражданско-правовой договор в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:

1) поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 года «О естественных монополиях»[36];

2) осуществляется оказание следующих услуг: водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) – по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам);

3) заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

4) осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

5) выполняются работы по мобилизационной подготовке в РФ;

6) возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ;

7) возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, и т. п.

Все возможные случаи применения способа размещения заказов путем закупки у единственного источника исчерпывающим образом перечислены в ст.55 Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[37].

При заключении государственного контракта в соответствии с данной статьей также не стоит забывать, что все государственные (муниципальные) контракты подлежат регистрации в реестре независимо от суммы закупок.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Поставка товаров для государственных нужд урегулирована в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве одной из разновидностей поставки (ст. 525 — 534 ГК РФ).

Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключаемый поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта [10].

Гарантией прав и законных интересов поставщика в указанном договоре служит норма, согласно которой при оплате покупателем товаров государственный заказчик признается поручителем по денежному обязательству покупателя.

Поставка — один из самых распространенных договоров в гражданском обороте. Поставка товаров осуществляется на основе двух самостоятельных договоров: государственного контракта и договора поставки заключенного в соответствии с таким контрактом. Договору поставки товаров для государственных нужд всегда предшествует государственный контракт.

Договор поставки для государственных нужд, специфика содержания документа

Первые — это потребности госзаказчиков в определенных услугах, товарах, работах, которые необходимы им, чтобы исполнять конкретные функции, обязательства и полномочия.

Вторые — это потребности местных образований в том, что необходимо для решения вопросов местного значения, а также для исполнения ими конкретных функций, обязательств, полномочий.

ВАЖНО! Не все тендеры являются закупками, хотя и проводятся для обеспечения потребностей государства. Например, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд регулируется Земельным кодексом (ЗК РФ, статья 70.1), а не 44-ФЗ.

Чтобы обеспечить нужды заказчика в зависимости от уровня, нужны государственные или муниципальные контракты:

  1. Государственный контракт — договор, который заключается от имени Российской Федерации либо субъекта для обеспечения госнужд.
  2. Муниципальный контракт — договор, который заключается от имени муниципального образования для обеспечения муниципальных нужд.

Такие определения закреплены в п. 8 ст. 3 44-ФЗ.

ВАЖНО! Работа поставщика без контракта — прямые убытки. Без госконтракта исполненные обязательства не оплачиваются.

Существуют три основных вида государственных (муниципальных) контрактов:

  • на заказ товара;
  • на подрядные работы;
  • на возмездное оказание услуг.

В статье 525 ГК РФ изложено определение договора поставки для государственных и муниципальных нужд.

Договор поставки для обеспечения нужд государства — это соглашение, по которому поставщик обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату за поставку товара.

В этом случае возможны два варианта: соглашение может быть разовым или по заявкам заказчика.

При разовой поставке товаров для государственных и муниципальных нужд речь идет о доставке всего заказа единовременно и в полном объеме. В разовом соглашении могут быть два случая:

  • дата поставки исчисляется с момента подписания (эта дата плавающая, нельзя точно назвать день);
  • дата доставки исчисляется от даты заявления заказчиком и не зависит от даты подписания договора.

Соглашение по заявкам заказчика означает, что исполнитель поставляет товар по нескольким заявкам заказчика (количество может быть любым) и в том объеме, который указан в каждой из них. Например, заказчик сформировал 4 — на поставку овощей и 2 — молочных продуктов, а делал он это по мере необходимости.

В соглашении на подрядные работы для государственных и муниципальных нужд должны быть прописаны все этапы подрядных работ, а также четко указаны сроки исполнения каждого из них.

В качестве примера возьмем за объект жилой дом. Первый этап будет заключаться в очистке помещения. Второй этап — укрепление фундамента. Затем последует третий этап — косметический ремонт здания. Для каждого нужно установить срок завершения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *