Проблемы понимания понятие земли населенных пунктов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы понимания понятие земли населенных пунктов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исторически появление в законодательстве России категории земель населенных пунктов связано с принятием Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельного кодекса РСФСР 1970 г. В предшествовавшем данным актам Земельном кодексе РСФСР 1922 г.

подобное современному разделение земель на категории по целевому назначению отсутствовало, а наиболее близкими к землям населенных пунктов являлись городские земли — они отделялись от иных земель городской чертой, внутри которой земельные распорядки определялись особыми узаконениями (ст.

147 названного Кодекса). Все иные земли, расположенные за пределами городской черты, признавались ст. Земельный кодекс РСФСР 1970 г., разделив земли России на шесть категорий, предусмотрел в их числе земли населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов)

Проблемы в понимании понятия «земли населенных пунктов»

Городское поселение — это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями.

В пределах черты поселения осуществляется подразделение на соответствующие территориальные зоны, имеющие общее функциональное назначение — обеспечение устойчивого развития поселения, правовой режим которых аналогичен правовому режиму различных категорий земель (кроме земель запаса).

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию и охране поселений, градостроительной деятельности, являются Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и (в пределах своих полномочий) органов местного самоуправления.

Совершение сделок с земельными участками регулируется не только конституциональными нормами и земельным правом, но и гражданским законодательством.

Ключевые слова: земельный участок сельскохозяйственного назначения, оборот земель, земельная доля, преимущественное право выкупа.

Объектами земельных отношений, согласно статье 6 Земельного Кодекса Российской Федерации являются земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и их части.

частная собственность, земельный участок, РФ, земля, ограничение, участок, Конституция РФ, лицо, целевое назначение, ГК РФ.

Земли населенных пунктов: проблемы исторического развития

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.

Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:

  • города;
  • поселки;
  • села;
  • станицы;
  • стойбища;
  • заимки.

Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.

Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления.

На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.

Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

В Земельном кодексе РФ четко определено понятие и состав земель населенных пунктов. Согласно требованиям данного нормативно-правового акта под землями населенных пунктов подразумеваются участки земли, которые используются и, соответственно, предназначаются, для застройки и развития населенных пунктов.

Любое развитие и расширение населенного пункта подразумевает под собой возникновение разнообразных земельных отношений, которые напрямую связаны с процедурой проведения изъятия участков, прочих связанных с данными процедурами действий, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями, урегулированными земельным законодательством, получается, что в качестве основания для установления земель населений является факт наличия границы участка земли. Причем характерно, что данная граница в обязательном порядке должна быть установлена таким образом, чтобы отделять земли поселений от прочих земель, относящихся к другим категориям.

Основное целевое назначение подобных земельных участков заключается в том, что они используются в качестве отдельной территории, предназначенной для размещения на ней:

  • разнообразных строений, по большей части жилых домов, пригодных для постоянного круглогодичного проживания;
  • сооружений и строений, предназначенных для обеспечения возможности жизнедеятельности всех граждан, проживающих в данном поселении.

В отличие от прочих земель, земель поселений, как правило, очень мало. А для их увеличения требуется осуществить изменение границ данного населенного пункта. Увеличение границ – это достаточно сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени и затрат.

Именно по этой причине большинство населений предпочитают заниматься не увеличением границ, а проводить уплотнительные застройки.

Земли населенных пунктов – сравнительно новое название территории, на которой располагаются жилые дома, объекты недвижимости, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность проживающего на этих землях населения. Ранее данные участки носили название «земли поселений», ведь вплоть до принятия Земельного кодекса РФ во всех градостроительных нормативно-правовых актах города и населенными пункты называли поселениями.

Согласно текущему законодательству, к населенным пунктам относятся:

  • города;
  • поселки;
  • села;
  • станицы;
  • стойбища;
  • заимки.

Все данные населенные пункты, в свою очередь, подразделяются на десять различных групп, в зависимости от численности проживающего населения.

Однако данные требования шли в разрез с прочими нормативно-правовыми актами федерального уровня, которые определяли понятие населенных пунктов по-другому. Подобные разногласия на законодательном уровне существовали вплоть до вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Таким образом, согласно требованиям земельного законодательства, под городскими поселениями подразумевается город или поселок, в котором власть осуществляется на местах через органы местного самоуправления. На данный момент сельские поселения объединяют территориально в один населенный пункт, в которых самоуправление также осуществляется на местах через специально выбранные для этих целей органы местного самоуправления.

Соответственно, на основании земельного законодательства населенные пункты могут включать в себя несколько городских и сельских поселений, объединенных одной общей территорией.

Проблемы понимания понятие земли населенных пунктов

Границы городских, сельских населенных пунктов рассматриваются в Земельном кодексе России в качестве отдельного понятия. Согласно положением данного нормативно-правового акта границы городских, сельских населенных пунктов представляют собой специальные границы, которые позволяют отделить населенные пункты от прочих земель, которым присвоена иная категория.

Согласно федеральным нормативно-правовым актам границы городских или сельских поселений никаким образом не могут пересекать границы прочих муниципальным образований.

Кроме того, в земельном законодательстве четко установлено требование, согласно которому границы населенных пунктов не могут не только пересекать границы муниципальных образований, но и каким-либо образом выходить за них.

Также границы населенных пунктов устанавливаются таким образом, чтобы не пересекать земельные участки, выделенные для пользования и ведения сельского хозяйства, физическим или юридическим лицам, организациям, действующим для удовлетворения нужд государства и отдельно взятых субъектов государства.

На уровне федерального земельного законодательства устанавливаются определенные особенности, которые распространяются только на границы земель населенных пунктов, к которым относятся городские и сельские поселения.

Согласно требованиям законодательства, в частности, Земельного кодекса РФ и соответствующим нормативно-правовым актам федерального уровня, установление границ городских и сельских поселений должно осуществляться таким образом, чтобы:

  • Они не пересекали установленных границ муниципальных образований;
  • Они не выходили за установленные границы муниципальных образований, то есть земли городских поселений, располагающихся на территории одного субъекта государства, ни в коем случае не должны выходить за пределы данной установленной границы.
  • Они не должны пересекать границы земельных участков, которые были предоставлены в постоянное или временное пользование индивидуальным предпринимателям, организациям или простым гражданам. Границы населенных пунктов не должны пересекать границы участков, которые были предоставлены организациям, действующим от имени государства, в целях удовлетворения федеральных и муниципальных нужд.

Некоторые специалисты в области земельного права склоняются к мнению о том, что в качестве основной из особенностей населенных пунктов выступает урегулированное законодательством условие о том, что данные ограничения предназначаются не только для территориально-пространственного действия установленных на территории государства правовых норм, но и позволяют определить пространственные границы определенного географического объекта.

Следовательно, при помощи границ происходит индивидуализация земель населенных пунктов в качестве отдельной категории земель.

На законодательном уровне устанавливается еще одна особенность границ поселений: согласно требованиям земельного законодательства, границы поселений ни в коем случае не должны пересекать установленные границы участков, которые были предоставлены гражданам или юридическим лицам для ведения на них хозяйственной деятельности или индивидуального строительства.

Если границы поселения были установлены еще до предоставления участка земли гражданину или организации, на законодательном уровне допускается отнесение участка сразу к нескольким категориям в индивидуальном порядке.

Введение

Глава 1. Общая характеристика правового режима земель населенных пунктов

§ 1. Понятие правового режима земель населенных пунктов

§ 2. Понятие земель населенных пунктов

2.1. Границы населенных пунктов, их установление или изменение

2.2. Использование и предназначение земель населенных пунктов для застройки и

развития

§ 3. Пригородные зоны

§ 4. Нормативные правовые акты, регламентирующие правовой режим земель

населенных пунктов

Глава 2. Особенности правового режима земель населенных пунктов

§ 1. Территориальное планирование и его значение в установлении правового

режима земель населенных пунктов

§2. Градостроительное зонирование и состав земель населенных пунктов

2.1. Правила землепользования и застройки

2.2. Градостроительные регламенты

Глава 3. Проблемы реализации законодательства в области использования и

охраны земель населенных пунктов

§ 1. Виды споров при применении градостроительного законодательства

1.1. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

1.2. Нарушение прав при изъятии земельных участков для государственных и

муниципальных нужд

§ 2. Особенности изъятия земель для государственных нужд на примере

города Сочи

Заключение

Нормативные правовые акты

Судебная практика

Литература

Земельный кодекс Российской Федерации определяет земли населенных пунктов следующими понятиями:

Земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Право пользования землями в населенных пунктах носит многогранный характер. Это объясняется тем, что здесь тесно связаны имущественные и земельные отношения. Так, право пользования землями в городах связано с комплексом прав пользователей не только на земельный участок, но и на строения, которые возведены на этом участке. Как уже указывалось, в состав земель населенных пунктов входят различные виды земель. Однако их объединяет то, что они имеют одно основополагающее начало — разместить город, поселение и обеспечить его нормальное функционирование как единого и в то же время сложного социально-экономического организма.

  1. Земли населенных пунктов
  2. Состав земель населенных пунктов
  3. Заключение
  4. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по понятию земель населенных пунктов
  5. Список законов

Понятие земель населенных пунктов и их границ

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Земли поселений – это зоны, которые предназначены для организации проживания населения государства, а также для размещения инфраструктуры, позволяющей создать необходимые бытовые и социальные условия.
  2. Относительно таких земель назначается определенный режим пользования, который регулируется Градостроительным кодексом РФ. Виды разрешенного использования вносятся в специальный перечень.
  3. Различается несколько типов поселений, которые могут размещаться на данных территориях, в зависимости от численности населения, развития инфраструктуры.
  4. Площади населенных пунктов могут принадлежать к различным категориям земель – сельскохозяйственным, промышленным, рекреационным и другим видам.

В земельном законодательстве предусматривается семь категорий, на которые могут быть поделены участки земли. В данном документе дается понятие землям, принадлежащим населенным пунктам. Указывается, что такими наделами признаются те, что не выходят за границы населенной территории.

Предназначением таких земель является развитие инфраструктуры и проведение строительных работ. Типы разрешенного использования земель закреплены в специально разработанном классификаторе. Границы территорий указываются в законодательных актах. Некоторые субъекты имеют правомочия по их изменению.

Понятие и виды наделов, относящихся к землям поселений, регулируются на федеральном уровне с помощью земельного законодательства. Кроме того законодательные нормы принимаются на уровне субъектов по вопросам, относящимся к их компетенции. Также регулирование рассматриваемых отношений осуществляется при помощи градостроительных регламентов, которые подлежат принятию на уровне субъектов.

Разрешенное использование относительно рассматриваемой категории земель устанавливается в специальном классификаторе. Все наделы, относящиеся к поселениям, в условном порядке могут быть поделены на зоны по территориям.

Указывают такие зоны, как:

  • расположение построек жилого назначения;
  • постройки общественно-делового характера;
  • для ведения предпринимательской деятельности;
  • использования в общественных целях;
  • организации отдыха.

Для того, чтобы возвести на рассматриваемой категории наделов частный дом, требуется установления таких видов использования:

  • строительство, имеющее индивидуальное жилое назначение;
  • земля относится к ведению подсобного хозяйства;
  • жилое строение блокированного типа.

Индивидуальное строительство

Когда речь идет о строительстве индивидуального характера, то допускается размещать дома, этажность которых не превышает трех.

При этом стоит отметить, что цокольные помещение не подлежат учету, равно как и помещения, имеющее подсобное назначение.

Такой дом может быть только одноквартирным. На территории независимо от формы собственности на землю допускается разведение садоводства и огородничества.

http:// Российская газета.- 2009.- № 7.

На наделах, которые отводятся для ведения личного подсобного хозяйства, допускается возведение домов жилого назначения. Устанавливаются правила относительно их этажности – не больше трех. В данной ситуации также учету не подлежат гаражи и подсобные помещения. Особый акцент делается на том, что дом может быть только одноквартирным.

На участке, имеющем рассматриваемое назначение, допускается занятие разведение скота, огородничество и садоводство.

Когда речь идет о строительстве данного типа, то говорится о возможности сооружения нескольких домов, которые будут являться одноквартирными. Указывается, что строения примыкают друг к другу.

Устанавливаются требования относительно этажности – как в рассмотренных выше ситуациях она не может превышать значения 3. Учету не подлежат помещения, имеющие подсобное назначение и гаражи. На участке допускается разводить огороды, сады, цветники.

Составными частями каждой категории земельных наделов являются земли, имеющие разное использование, которое разрешено для них. Когда происходит использование вопреки установленным нормам, то к нарушителям применяется предусмотренное законом наказание. Законодатель предусматривает правила, согласно которым осуществление выделение территорий для занятия садоводством или огородничеством.

Отличие между рассматриваемыми разновидностями наделов состоят в разрешенном пользовании относительно выращивания на них сельскохозяйственной продукции, а также тип строений, который может возводиться.

Эти земли хоть и занимают сравнительно небольшую площадь по отношению к площадям других земель, но на них проживает значительная часть населения страны. Поэтому там бурно протекают процессы развития: строительство домов, объектов промышленности, бизнеса, инфраструктуры и др. в соответствии с зонированием территории, что закрепляется правилами застройки и землепользования, принятыми местными органами власти.

Согласно этим правилам для всех зон устанавливается отдельный градостроительный регламент.

Это специфическая система организации жизнедеятельности людей в границах городских и сельских населенных пунктов, проводимая путем введения для субъектов рамок допущений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, определяемых законодательством Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами. Правовые статусы городского и сельского населенных пунктов, а также особенности их землепользования неодинаковы.

Особенности и общую характеристику правового режима земель населенных пунтов вы найдете в этой статье.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА

Земли населенных пунктов — 003002000000:

  • сельхозназначения — 003002000010;
  • жилищного, инженерно-инфраструктурного, жилищно-коммунального назначения — 003002000020;
  • жилищное строительство — 003002000030;
  • частные участки юрлиц и физических лиц под жилищное строительство, кроме ИЖС — 003002000040;
  • частные участки физических лиц под ИЖС — 003002000050;
  • участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства — 003002000060;
  • участки, предоставляемые юрлицам для садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства — 003002000070;
  • участки, предоставленные физическим лицам для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства — 003002000080;
  • производственные, инженерные и зоны транспортных инфраструктур — 003002000090;
  • остальные участки — 003002000100.

Такая инвентаризация проводится в черте административно-территориального образования и представляет совокупность действий, направленную на выявление и уточнение данных о земельных участках, их границах, определение собственников, пользователей, арендаторов участков, нерационально используемых и неэксплуатируемых территорий.

Справка! Предприятия, организации, граждане, получившие лицензию в установленном законом порядке имеют право на проведение инвентаризационных мероприятий.

Садовый участок предназначен для устройства фруктовых садов и огородов с целью выращивания урожая для личного потребления, а также для отдыха. На нем разрешается строительство жилых дачных домов, в которых можно проживать круглогодично без постоянной регистрации, и вспомогательных построек. Максимальная площадь такого участка составляет 15 соток.

Важные нюансы о землях населенных пунктов для садоводства рассказаны здесь.

Такие территории имеют назначение производства сельхозпродукции, как то: сельскохозяйственных культур, скота, птиц, рыб и др. На них можно строить сопутствующие хозяйственные здания. В их пределах находятся территории, занятые дорогами, лесной растительностью, пашни, сенокосы, пастбища, сады, залежные земли.

Информацию про особенности земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования и порядок их включения в границы вы найдете в отдельной статье.

Данные территории, называемые приусадебными земельными участками, предназначены для сельхозиспользования — ведения личного подсобного хозяйства. На них можно возвести жилые дома, на которые зарегистрировать право собственности, и впоследствии прописаться в них.

О том, что такое земли населенных пунктов для ЛПХ и как их правильно использовать, говорится здесь.

Реферат на тему: «Земли населенных пунктов»

В населенных пунктах возможно существование различных зон:

  • жилая – предполагается строительство домов для проживания (индивидуальных, малоэтажных, среднеэтажных, многоэтажных и др.) и бытовых объектов. В рамках жилой зоны могут располагаться еще и земли для ведения садового хозяйства.
  • общественно-деловая зона – объекты для общественного использования в сфере администрирования (например, суды, здания органов власти), образования (например, детский сад, университет), социальной сфере (например, интернат), сфере культуры (например, музей, галерея) и иных.
  • производственная – возведение промышленных объектов (например, склад, завод),
  • инженерная и транспортная инфраструктура – прежде всего, в данных зонах строятся объекты транспорта различного вида (речной, трубопроводный, железнодорожный и др.).
  • рекреационная – зона отдыха, где находятся сады, парки, скверы, пруды и др.
  • сельскохозяйственная – занятая под объектами сельского хозяйства (например, конюшня, пашня).
  • зона размещения военных объектов – объекты, обеспечивающие безопасность и охрану жителей (например, воинская часть),
  • иные зоны.

Важно не путать категорию земель «земли сельского хозяйства» с сельскохозяйственными землями населенных пунктов (НП), это разные виды земель.

Территориальное зонирование проводится с учетом того, что земельный участок не может находиться одновременно в разных зонах.

М., 1955; Аксененок Г.

А. Право государственной собственности на землю в СССР. Профессор Г. А. Аксененок в монографии

«Право государственной собственности на землю в СССР»

отрицательно высказывается по поводу распространения правового режима несельскохозяйственных категорий земель на сельскохозяйственные угодья. По его мнению, к землям сельскохозяйственного назначения относятся лишь земли, расположенные вне пределов городской черты.

По справедливому замечанию профессора А. М. Турубинера, не следует забывать, что для ведения сельского хозяйства используется также значительное количество городских земель и земель специального назначения.

Если признать, что все эти городские угодья не являются землями сельскохозяйственного назначения, то придется допустить, что многие нормативные акты, регулирующие сельскохозяйственное использование земли, на эти земли и на их пользователей не распространяются,

д. Допускается также передача в ведение сельской администрации земельных участков, расположенных за чертой сельского поселения на доступном расстоянии от него, для использования гражданами под огородничество, сенокос и выпас скота. Граница населенного пункта устанавливается согласно с документами территориального планирования, градостроительной документацией, а также проектами землеустройства, расчётами по обоснованию резервных площадей с использованием материалов вычисления площадей земельных угодий, инвентаризации земель, проектно-технической и учётной документацией по населённому пункту.

Установление границ сельских населенных пунктов осуществляется в целях обоснования размеров территории населенных пунктов и закрепления границ на местности. Определение границ населенных пунктов и их координат либо же создание иного описания местоположения выполняются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации [1, с.

При межевании застроенных территорий проводится: выделение структурных планировочных единиц посредством разделения на кварталы крупных межмагистральных территорий с выделением территорий транспортных и инженерных коммуникаций в соответствии с планом красных линий; межевание на земельные участки посредством установления границ существующих и новых объектов недвижимости. Работы по межеванию проводятся на основании постановлений органов местного самоуправления или по заявкам владельцев недвижимости.

Постановление органов местного самоуправления о межевании и сроки его проведения публикуются в местной печати.

Межевание включает:

  1. — Установление границ в натуре. План межевания утверждается решением органа местного самоуправления.
  2. — Подготовительные работы;
  3. — Согласование его с владельцами недвижимости и утверждение в установленном порядке;
  4. — Разработку плана межевания микрорайона или квартала,

Проблема рационального использования земель населенных пунктов одна из важнейших.

Теоретические основы землеустройства в населенных пунктах

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Главным источником сведений о правилах пользования землей является Земельный Кодекс РФ. Он дает представление о землях населенных пунктов и что это значит. В седьмой его главе приводится классификация всего состава территорий государства. Наряду с землями лесного и водного фондов, особо охраняемых территорий, сельскохозяйственного назначения, в отдельную категорию выделяются земли населенных пунктов, для которых созданы свои правила и законы. Глава 15 Кодекса целиком посвящена этой категории и в трех статьях, с 83 по 85, описывает следующие понятия и процедуры:

  1. Определение территории, считающейся землями населенного пункта, и места, где должны проходить ее границы.
  2. Кому и каким образом разрешено эти границы изменять.
  3. Классификация земель поселения и разделение их на зоны.

Кодекс почти не содержит конкретики, ограничиваясь общими установлениями. Все же частные случаи подлежат рассмотрению властей регионов Российской Федерации и самих населенных пунктов, создающих свои правовые нормативы и акты по правилам землепользования.

Само понятие «населенный пункт» подразумевает проживание в этом месте людей и возведение разного вида строений для их нужд. Кроме Земельного Кодекса, правовой режим пользования землями населенных пунктов дополнительно регламентируется еще и отдельными главами Градостроительного Кодекса.

Что представляют собой земли населенных пунктов? ЗК РФ считает, что главное и единственное их назначение – служба в целях застройки и развития поселений, к которым они принадлежат. От земель других категорий они должны быть обязательно отделены границами, которые одновременно являются и границами близлежащих поселений.

85 статья Кодекса насчитывает 9 видов (или территориальных зон) участков, которые могут входить в состав земель населенного пункта. Приведем их список:

  • жилые зоны – отведены под строительство разных видов жилья, от ИЖС до многоквартирных домов;
  • общественно-деловые – зоны, используемые для возведения поликлиник, школ, институтов, культовых строений, магазинов и торгово-развлекательных центров, офисных зданий и банков. Т. е для всех сооружений, повседневно используемых в быту, в том числе и жилья;
  • производственные зоны – промышленные предприятия со всей необходимой производству инфраструктурой;
  • зоны инженерной и транспортной инфраструктуры – порты, вокзалы, аэродромы, ТЭЦ, ГЭС, объекты ЖКХ;
  • рекреационные зоны, отведенные законом для отдыха и культурного развития граждан – парки, скверы, пляжи и прочие приятные душе и телу места;
  • зоны, предназначенные для сельскохозяйственного применения – пашни, сады, пастбища, все то, что нас питает и одевает. Дачные и садоводческие товарищества тоже могут располагаться на землях, относящихся к этим зонам;
  • зоны специального назначения. По названию понятно, что ничего эстетичного на этих землях располагаться не может, но и без них обойтись невозможно. Это кладбища, полигоны отходов, скотомогильники и т. п.;
  • зоны военных объектов. Все видно из наименования, а в детали вдаваться не будем, чтобы не разгласить ненароком военную тайну;
  • зоны, в законе обозначенные как «Иные». Это все виды зон, не вошедшие в пункты выше, в том числе культурные, природные и исторические памятники.

Чтобы не запутаться в сложной иерархии графических составов и видов, суммируем два предыдущих пункта. Категория земель – ЗК РФ, глава I, статья 7. Состав земель – любая из территориальных зон, перечисленных в 85 статье ЗК РФ и 35 статье ГрК РФ.

Перед тем как перейти к описанию имеющихся видов разрешенного использования земельных участков, нужно разобраться, для чего они нужны. На первый взгляд, названия территориальных зон из списка выше полностью объясняют назначение участков, расположенных непосредственно в этих зонах. Но между ними существуют небольшие, но важные различия. Вид разрешенного использования – это характеристика, призванная уточнить и расширить список возможных способов землепользования конкретного участка.

Существует такой важный аспект, как непосредственная оценка земли. В дальнейшем она будет использоваться как база для многих расчетов, например, выкупная цена участка, стоимость его аренды, размер налоговых выплат.

Формально, кадастровая оценка — это сложный и разносторонний механизм, использующий разные установленные методы оценки, например, сравнительный и затратный. В большинстве случаев эти методы применяются совокупно друг с другом. Берется среднерыночная цена покупки и продажи других похожих участков, служащая основой расчетов. Затем оцениваемый участок сравнивается с проанализированным материалом. Информация поступает из многих достоверных источников, от отчетов профессиональных оценщиков до публикаций в СМИ по этой тематике.

Стоимость земель поселений намного выше, чем у других любых категорий. Кроме того, на оценку будут влиять многие другие важные факторы, такие как географическое положение населенного пункта и степень его благоустроенности. Ясно, что цена участка в ближнем Подмосковье несравнима с ценой похожего участка где-нибудь под Комсомольском-на-Амуре, при всем уважении к жителям обоих этих населенных пунктов. Опыт же подсказывает, что чаще всего кадастровая цена сопоставима с рыночной ценой или равна ей.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в зависимости от численности, расположения, структуры и целей выделяются следующие типы муниципальных образований:

  • сельские поселения;
  • городские поселения;
  • поселения;
  • муниципальный район;
  • городской округ;
  • внутригородская территория города федерального значения;
  • муниципальное образование;
  • межселенная территория.

Сельское поселение — это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы МС.

Управление землями населенных пунктов осуществляется местными администрациями через свои департаменты, отделы и службы, например, департамент строительства и архитектуры и др. Функции управления землями населенных пунктов и пределы компетенции органов управления четко разграничены в ЗК РФ, ГрК РФ и Федеральном законе РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ГрК РФ к основным функциям по управлению землями населенных пунктов относятся:

  • подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
  • утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, правил землепользования и застройки поселений;
  • утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территорий;
  • выдача разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к основным функциям относятся:

  • утверждение схем территориального планирования муниципального района, правил землепользования и застройки межселенных территорий;
  • ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района;
  • резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
  • утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий;
  • осуществление земельного контроля за использованием земель межселенных территорий.

Органы местного самоуправления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией обеспечивают:

  • ее реализацию в установленные сроки;
  • соблюдение градостроительных нормативов и экологических требований, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ.

Органы государственной власти и управления в пределах своих полномочий:

  • устанавливают порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях;
  • обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников;
  • контролируют соблюдение нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результаты экспертизы и реализацию градостроительной документации;
  • согласовывают вопросы формирования промышленных, рекреационных и иных функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко-культур-ного наследия и окружающей среды.

Значительное место в управлении землями населенных пунктов играет перспективное и текущее планирование их использования посредством территориального планирования и градостроительного зонирования. Планирование отражено в градостроительной документации, поскольку главным назначением этих земель является строительство на них промышленных, культурных, жилых и иных объектов. Органы государственной власти и управления устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.

Они контролируют соблюдение нормативных актов в области финансирования градостроительной деятельности, результаты экспертизы и реализацию градостроительной документации, а также согласовывают вопросы формирования промышленных, селитебных, рекреационных и других функциональных зон и объектов, использования природных ресурсов, охраны историко-культурного наследия и окружающей среды. В свою очередь, органы местного самоуправления в соответствии с согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией обеспечивают ее реализацию в установленные сроки, соблюдение градостроительных нормативов, а также ведение опорного плана территории поселения. Вопросы развития и благоустройства города (поселения), улучшения окружающей среды решаются в соответствующих планах и проектах, являющихся основными градостроительными документами.

Территориальное планирование — планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Органы власти города помимо общих экологических требований, предусмотренных в законе об охране окружающей среды, вправе в интересах рационального землепользования устанавливать на своей территории и другие требования и

ограничения, обязательные для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами. На практике такие ограничения и требования получили название земельно-планировочных. Они в основном указаны в строительных нормах и правилах (СНиП) и касаются не только пользователей, арендаторов, владельцев земли, но и собственников. Земельно-планировочные ограничения имеют несколько разновидностей. Исторически наиболее известными из них являются сервитуты. При продаже застроенных земельных участков земельным законодательством устанавливаются следующие публичные сервитуты, обязывающие собственников земельных участков обеспечивать:

  • безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;
  • возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры.

Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами. Ограничения в пользовании землей, если это пользование требует создания определенных видовобъектов,могутдиктоватьсясоциальными, экономическими, эстетическими нормативами, предъявляемыми к данной местности в целом. Например, в пределах малоэтажных поселков может быть запрещено многоэтажное строительство. В центральном квартале крупного города от владельца земли, желающего ее застроить, могут потребовать постройки высоких и выразительных зданий.

Градостроительные нормы предусматривают сохранение или создание заново зеленых насаждений в застраиваемых кварталах. Поэтому независимо от желания собственника земли часть отведенной для застройки местности должна остаться незастроенной. Если в пределы земельного владения вторгается санитарно-защитная зона, то в ней нельзя размещать жилые строения, детские и некоторые другие учреждения. То же касается зон безопасности, устанавливаемых вдоль линий высоковольтных передач, газопроводов высокого давления. Для жилой и иной застройки не выделяются земли, которые могут подвергнуться затоплению, просадкам, камнепадам с гор, лавинам и селям, а также земли, подверженные оползневым процессам.

К особому виду земельно-планировочных мероприятий относится долгосрочное резервирование земель под некоторые будущие государственные или местные нужды. Резервирование позволяет избежать или уменьшить потери, допустимые лишь в исключительных случаях перепланировки территории.

Резервирование территорий может происходить при планировании создания водохранилищ, крупных промышленных предприятий, коммунальных объектов, железных и шоссейных дорог, аэропортов, новых населенных пунктов, проектировании развития открытой и подземной добычи полезных ископаемых.

Резервирование может происходить в рамках надлежаще утвержденных как отраслевых, так и территориальных планов. Эти документы принимаются на 20–25 лет, и в прямой зависимости от сроков их действия применяют ограничения, вызванные резервированием земли.

Помимо долгосрочного резервирования земель в практике земельного планирования широко используется краткосрочное резервирование, которое применяется после предварительного отбора (выбора) конкретной площадки для конкретного объекта. Этот отбор оформляется особым актом. После такого отбора выполняются проектно-изыскательские работы, которые должны подтвердить или опровергнуть пригодность выбранной площадки. Предварительный отбор еще не решает судьбу площадки, и она остается в пользовании предыдущего владельца. Если изыскания и проектирование подтвердят правильность первоначально сделанного выбора, производится отчуждение (изъятие) земли у первоначального владельца. Утвержденный властями акт предварительного отбора (выбора участка) накладывает обязанность не производить работы, которые могут помешать будущему строительству. Такая обязанность действует, как правило, не свыше трех лет, пока судьба участка окончательно не прояснится. Однако в самом законе этот срок не указывается.

Таким образом, правовой режим земель населенных пунктов направлен на обеспечение устойчивого развития территорий посредством территориального планирования и градостроительного зонирования, а также обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

Органы государственной власти и управления устанавливают в пределах своей компетенции порядок осуществления градостроительной деятельности на своих территориях и обеспечивают защиту прав и охраняемых законом интересов ее участников.

Основным юридическим документом, определяющим в интересах населения условия проживания, направле��ия и границы территориального развития, функциональное зонирование, застройку и благоустройство территории, сохранение историко-культурного и природного наследия, является генеральный план поселений, городских округов, территории.

 Разрешенное использование земельных участков: проблемы понимания сущности определения * Л.Е. Бандорин ассистент кафедры экологического и земельного права юридического факультета Московского государственного университета имени М.В.

Ломоносова, кандидат юридических наук (г. Москва) Леонид Евгеньевич Бандорин, Полномочия по определению видов разрешенного использования земельных участков посредством градостроительного зонирования в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьями 14-16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

возложены на органы местного самоуправления.

В статье 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен правовой статус территорий и границ территорий муниципальных образований. В частности, установлено:

  • — территория субъекта РФ, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями;
  • — территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
  • — территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
  • — в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
  • — в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;
  • — размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;
  • — границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;
  • — территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;
  • — территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
  • — границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Подавляющая часть населения проживает в населенных пунктах, которые являются средоточием и центром жизни граждан. Согласно последней Всероссийской переписи на селения почти две трети россиян проживает в городских поселениях, а остальные – в сельских. Земли населенных пунктов занимают второе место после земель сельскохозяйственного назначения среди других категорий земель, что обусловливается их ролью и важностью для проживания и обеспечения благополучия граждан. Здесь происходят главные жизненные события людей, связанные с их рождением, бытом, трудом, отдыхом, захоронением.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» в зависимости от расположения, структуры, численности населения и целей земли и населенные пункты бывают сельскими, городскими поселениями, муниципальными районами, городскими округами, с внутригородскими территориями городов федерального значения, муниципальным образованием, межселенной территорией.

Населенные пункты могут иметь временное значение и непостоянный характер, в ряде отраслей хозяйства и экономики могут быть служебными объектами: это железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, полевые станы, палаточные городки, одиночные дома. Такие поселения должны находиться в ведении муниципальных образований, с которыми они связаны в административном и территориальном отношениях.

Землями населенных пунктов (городов, поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, стойбищ, заимок) признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Занимая сравнительно небольшую площадь относительно последних, земли населенных пунктов выполняют незаменимую функцию территориального базиса и служат местом проживания подавляющего большинства населения страны, обеспечивая его жизнедеятельность и предполагая надлежащие землепользование, благоустройство и озеленение.

  1. ДНП или дачные некоммерческие партнерства из-за неплодородности земли населенного пункта. Располагаются такие участки, как правило, за пределами города. Собственник земель становится партнером и может принимать непосредственное участие в общих собраниях.
  2. СНТ или садовые некоммерческие товарищества. Отличаются высокой стоимостью земли, так как относятся к разряду высокоплодородных земель.

    Также находятся вне границ города.

  3. ИЖС или индивидуальная жилая застройка. Всегда находится только в зоне жилых поселений. Возведение жилых зданий на этих участках предполагает возможность регистрации и прописки. Приобретение такого участка потребует обустройства коммуникаций, включая подъездные пути.
  4. ЛПХ или группа личных подсобных хозяйств. Используются исключительно для ведения полевого хозяйства.

    Не подходят для возведения жилых помещений.

Есть также особая группа земель, которая в законе описывается формулировкой «иные территориальные зоны земли населенных пунктов». Что это значит? В данном случае речь идет о земельных участках для общего пользования, включая проезды, скверы, улицы, площади и т.д.

Как правило, подобные территории находятся в составе основных зон и не подлежат приватизации или переоформлению в частные руки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *