Жилищная политика чем занимается

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жилищная политика чем занимается». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ВОПРОСЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

Приватизация земельного участка: необходимая документация

Договор социального найма и последующая приватизация

Стоимость процедуры по приватизации квартирного жилья

Кто имеет право осуществлять приватизацию квартиры

Заявление на приватизацию жилья: тонкости и нюансы оформления

Приватизация комнаты в общежитии

Как написать отказ от приватизации

Как приватизировать землю под домом

Отказ в приватизации квартиры

Обмен приватизированной квартиры

Как продать долю в приватизированной квартире

Оспаривание незаконной приватизации

Расприватизация квартиры и нежилых помещений

Приватизация земельных участков

Сроки приватизации квартиры

Доверенность на приватизацию квартиры

Приватизация квартиры военнослужащим

Документы для приватизации квартиры

Приватизация квартиры — плюсы и минусы

Приватизация квартиры с чего начать…

Приватизация квартиры через суд

Приватизация комнаты в коммунальной квартире

ЖИЛИЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Кадастровый паспорт на садовый и дачный дом

Технический паспорт на дачный дом

Приостановка выплаты субсидии на оплату ЖКУ

О принудительном изъятии земли

Жилищный сертификат для молодой семьи: условия получения и реализация

Как получить жилищный сертификат молодым семьям

Государственный жилищный надзор

Жилищные нормы

Закон о прописке и регистрации

Индивидуальное жилищное строительство

Временная регистрация по месту пребывания

Государственный жилищный сертификат

Жилищные программы

Имущественный налоговый вычет

Регистрация по месту жительства

Долевое участие в строительстве

Жилищный накопительный кооператив

Правила пользования жилыми помещениями

Ипотечное жилищное кредитование

Жилищный отдел

Налог на недвижимость

Продажа квартиры, полученной по наследству

Жилищный отдел, его функции и задачи

К ним наиболее значимыми для рядовых потребителей являются:

Взаимодействие комитетов по жилищной политике с органами государственной власти и её субъектов в пределах территориального нахождения и обслуживаемой территории;
В предусмотренных законом случаях направлять запросы по вопросам, отнесенным к компетенции комитета и получать ответы на направленные запросы, а так же документы и другие материалы, необходимые для реализации своих полномочий;
Организовывать прием граждан и юрлиц, а так же заявлений и жалоб, направленных ими в адрес комитета;
Выступать соучредителем с предоставлением субсидий в виде имущественного взноса в фонды некоммерческих организаций, производящих деятельность по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (функция регионального оператора);
Принимать в пределах полномочий участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
Взаимодействовать с соответствующими ведомствами при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке;
Участвовать в разработке проектов федеральных и местных законов, подзаконных актов местной администрации, а так же участвовать в составлении и утверждении списков многоквартирных домов, подлежащих сносу и расселению в течение календарного года.

Наиболее значимыми полномочиями из данной категории является функция по:
заключению договоров приватизации государственного жилищного фонда с гражданами, имеющими на это право и проживающими в них на основании договоров соцнайма;
Принятию решений о продаже жилых помещений государственного жилищного фонда;
Организация торгов по продаже жилых помещений коммерческого использования;
Выдача жилищных сертификатов на приобретение жилых помещений отдельным категориям граждан;
Формирует списки молодых семей участников программ по приобретению и строительству жилья;

Таким образом, функции Комитетов по жилищной политике весьма разнообразны и настолько широки что ознакомится с полным перечнем её полномочий можно только подробно изучив Положение, регламентирующее деятельность конкретного комитета.

Вопреки широко распространенному мнению ГЖИ не имеют никакого отношения к деятельности Комитетов по жилищной политике. Они не находятся в непосредственной связи или подчинении по отношению друг к другу.
ГЖИ – Государственный надзорный орган, основными функциями которого является контроль за соблюдением законодательства в коммунальной сфере деятельность которого регламентирована Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.
Для этого ГЖИ наделены административными полномочиями, которых не имеют Комитеты по жилищной политике при администрациях. Подробнее про государственную жилищную инспекцию можно прочитать в другой нашей статье, там же есть образец жалобы в ГЖИ, а также верный алгоритм подачи такой жалобы.

  • Наследство
  • Ипотека
  • Аренда (найм) жилья
  • Перепланировка/переустройство
  • Самострой
  • Создание ТСЖ

Комитет по жилищной политике (что это, их полномочия, как обратиться)

В ЖК РФ определены основные положения, которые отражены в гос целевых программах «Программа Жилище».

Задачи жилищной политики:

  • справедливо распределить, поддерживать эксплуатацию уже имеющегося жилья и улучшать его качество;
  • защитить квартиросъемщиков от неправомерного повышения квартирной платы и выселения.

Государственная целевая программа «Жилище» дала начало жилищной реформе, которая отражена в постановление Совета Министров – Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595. Также она отражена в Основных направлениях реализации Государственной целевой программы «Жилище», в свою очередь, которые одобрены Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431.

Основные задачи жилищной реформы:

  • построение нового жилья, предпочтительно малоэтажного, из натуральных строительных материалов;
  • разработка законодательства, которое позволит гражданам реализовать конституционное право на жилище;
  • убеждение населения в том, что получить жилье в условиях рыночной экономики является благом, за которое следует платить личными средствами;
  • уменьшение инфляции, которая понижает уровень обеспечения населения;
  • перевод системы управления из государственной компетенции на рыночные рельсы.

Основные аспекты федеральной программы «Свой дом» 1996 г:

  • строительство индивидуальных жилых домов в соответствие с новыми технологиями и ценами, доступными для населения (стоимость 1 кв. м жилья не должна превышать среднего двухмесячного дохода на человека в субъектах РФ);
  • доля строительства малоэтажных индивидуальных домов с автономными средствами жизнеобеспечения должна увеличиваться;
  • регулирование потока выезжающих граждан из районов Крайнего Севера;
  • (Федеральная целевая программа 1996 г. – выезд 2 млн человек, должен быть обеспечен жильем, учитывая что эти жители являются городскими).

Программа социальных реформ в РФ (период 1996-2000 гг.):

  • обеспечить доступность улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком;
  • сохранить бесплатное предоставления жилья льготным категориям граждан: малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и их семьям:
  • увеличить финансирование на строительство жилья, совершенствовать систему управления реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

По итогам реализации всех намеченных мер и мероприятий:

  • определены правовые и организационные основы государственной жилищной политики;
  • сформулированы ее приоритетные направления;
  • показаны механизмы их реализации;
  • сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой для реализации дальнейших преобразований в жилищной сфере.

Проведенная реформа подготовила коренной поворот от плановых методов регулирования к рыночным принципам, при условии соблюдения механизмов, обеспечивающих социальные гарантии в области жилищных прав льготных категорий граждан, установленных законодательством РФ.

Было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством. Очень существенно изменилась структура жилищного фонда России. Это касается форм собственности, а также появилась новая социальная база реформы – собственники жилья.

Однако, полностью поставленные задачи в жилищной сфере решить не удалось. В связи с этим по распоряжению Правительства РФ от 14 марта 2001 г №346-р разработана Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.

Программа подлежала реализации в несколько этапов. В долгосрочной перспективе после 2010 г.

без привлечения бюджетных средств обеспечить работу жилищного сектора, контроль и роль государства станут минимальными, без участия федерального центра.

[attention type=yellow]

Государство будет выполнять роль в регулировании прав на недвижимость, основных направлений градорегулирования и соблюдения строительных и социальных норм.

[/attention]

Главной задачей муниципалитетов и местных бюджетных средств должны стать:

  • развитие коммунальной инфраструктуры;
  • предоставление жилья льготным категориям граждан, в первую очередь-малоимущим.

В течение 2002 – 2010 годов последовательно выполнялись задачи программы.

Первый этап пришелся на 2002 – 2004 год, в течение этого этапа было выполнено:

  • правовое обеспечение Программы по всем направлениям и ее реализация в соответствие с жилищными нормами;
  • повышение эффективности функционирования жилищной сферы;
  • внедрение в практику субъектов РФ механизмов;
  • реализация подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» которая была включена в состав основной Программы.

На втором этапе (2005–2010 гг.) проводилось:

  • с учетом итогов реализации Программы на практике в субъектах РФ проводилось совершенствование и развитие нормативной правовой базы жилищной сферы;
  • широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов, помогающих реализации комплексных мер по всем направлениям;
  • продолжение реализации подпрограмм и мероприятий Программы.

17 ноября 2001 года Правительство нашей страны своим постановлением №797 утвердило «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» целевой программы «Жилище». Данная подпрограмма была составлена для решения определенных задач:

  • избавление долгов и установление ЖКХ тарифов на обоснованном уровне с точки зрения финансового обеспечения граждан в рамках экономической нормализации сферы;
  • формирование строгих норм по оплате услуг потребителями, трансформация системы в сторону предоставления субсидий малообеспеченным гражданам, уход от дотирования организаций ЖКХ и необходимости предоставления льгот по категориям;
  • формирование доступности и качества услуг ЖКХ путем минимизирования издержек, а также усиление привлекательности с точки зрения инвестиций сферы ЖКХ посредством создания здоровой конкуренции в данной среде и формирования перекликающихся механизмов для управления предприятиями, в том числе и топливно-энергетическим комплексом, состоящим из монополистов;
  • создание гарантированной поддержки со стороны государства изменениям в ЖКХ, базовой частью которой станут инновационные материалы и технологии. Обеспечение привлекательных инвестиций средствами из бюджета и гарантиями со стороны государства.

Контроль за выполнением и реализацией поставленных задач поручен жилищно-коммунальному комплексу и Госкомитету строительства.

Замечание 2

Государство разработало практические условия, которые направлены на расширение строительства жилья в стране. Эту проблему отразил Указ Президента РФ «О мерах по развитию жилищного строительства».

Если проанализировать опыт прошлого, то мы поймем, что практике ЖК РСФСР имелись механизмы для правового управления теми вопросами, которые на данный момент не могут быть улажены аналогичным образом.

К ним наиболее значимыми для рядовых потребителей являются:

Взаимодействие комитетов по жилищной политике с органами государственной власти и её субъектов в пределах территориального нахождения и обслуживаемой территории;

В предусмотренных законом случаях направлять запросы по вопросам, отнесенным к компетенции комитета и получать ответы на направленные запросы, а так же документы и другие материалы, необходимые для реализации своих полномочий;
Организовывать прием граждан и юрлиц, а так же заявлений и жалоб, направленных ими в адрес комитета;
Выступать соучредителем с предоставлением субсидий в виде имущественного взноса в фонды некоммерческих организаций, производящих деятельность по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (функция регионального оператора);
Принимать в пределах полномочий участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
Взаимодействовать с соответствующими ведомствами при проведении мероприятий по мобилизационной подготовке;
Участвовать в разработке проектов федеральных и местных законов, подзаконных актов местной администрации, а так же участвовать в составлении и утверждении списков многоквартирных домов, подлежащих сносу и расселению в течение календарного года.

Жилищная политика чем занимается

Вопреки широко распространенному мнению ГЖИ не имеют никакого отношения к деятельности Комитетов по жилищной политике. Они не находятся в непосредственной связи или подчинении по отношению друг к другу.

ГЖИ – Государственный надзорный орган, основными функциями которого является контроль за соблюдением законодательства в коммунальной сфере деятельность которого регламентирована Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 г.
Для этого ГЖИ наделены административными полномочиями, которых не имеют Комитеты по жилищной политике при администрациях.

Подробнее про государственную жилищную инспекцию можно прочитать в другой нашей статье, там же есть образец жалобы в ГЖИ, а также верный алгоритм подачи такой жалобы.

Граждане могут обращаться в Комитет по жилищной политике в трех основных случаях:В случае существования оснований для получения социальной помощи в виде предоставления жилого помещения согласно ЖК РФ;В случае наличия права на получение льготных жилищных займов или соцвыплат из средств местного бюджета;В случае необходимости в получении ипотечного кредита или признания (подтверждения) статуса малоимущего или нуждающегося в жилой площади.С подобными просьбами обращаются в комитет с заявлением. Обычно оно принимается специалистом комитета в помещении территориального управления городской (районной) администрации по месту регистрации гражданина.

Понятие ФЦП «Жилище» не закреплено ни одной областью права, однако нормативные акты, утвержденные вследствие реализации программы, затронули многие сферы экономики: строительство, оказание услуг ЖКХ, кредитование.

Сущность и понятие жилищной политики закреплены Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050. Документ определяет цели и инструменты их реализации до конца 2020 года. Несомненно, влияние на действие государство оказало состояние дел в этой сфере за почти 30- летний период постсоветской Российской истории.

Несмотря на то, что жилищная политика ударными темпами выстраивалась и реализовывалась в СССР, на момент утверждения Конституции России 1991 года, одним из самых острых вопросов были проблемы жилищного фонда. В Союзное время доля частной недвижимости не превышала 33%.

· 1991-1993 годы

Важнейшей мерой стало закрепление права частной собственности. Фонд жилья был разделен на частный и муниципальный. Началось становление рынка недвижимости. Были созданы программы приватизации, разрабатывались новые механизмы социальной поддержки. В декабре 1992 года принят закон «Об основах федеральной жилищной политики»

· 1994-1996 годы

Предприняты шаги по реформе ЖКХ, предполагающей разделение функций между заказчиками и подрядчиками. Появилась и была утверждена конкурсная основа сотрудничества. Установлен принципиально новый, с элементами рыночных отношений, механизм оплаты коммунальных услуг. Созданы первые товарищества собственников жилья (ТСЖ). Началось осуществление программ поддержки граждан, направленные на улучшение условий проживания. Фонды формировались из региональных и местных бюджетных средств.

· 1997-1998 годы

Утверждение направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Регионы России изменили порядок оплаты услуг ЖКХ. Обновлена процедура регистрации прав на недвижимое имущество. Государство на законодательном уровне взяло на себя регулирование и субсидирование строительного рынка. Был дан старт развитию ипотечного кредитования. Гражданам стали выдавать государственные сертификаты на получение жилья.

· 1998-2000 годы

Кризис помешал реализации планов. Строительство было практически остановлено. Цены на тарифы ЖКХ были заморожены, так как темп роста инфляции в 2,5 раза превысил увеличение доходов населения.

· 2001-2004 годы

Вместе со стабилизацией экономики увеличились объемы строительных рынков. Но к этому моменту резко вырос уровень аварийности инженерных инфраструктур жилого фонда. Ожидалось, что 2003 год запомнится чередой коммунальных катастроф. Это был период подведения итогов, а также пересмотр направления политики в сфере обеспечения жильем. Главный прорыв произошел с принятием пакета законов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Государственная власть была централизована в столице, в то время как в регионах переход к новым рыночным правилам затягивался.

· 2005-2008 годы

Только к этому времени реформа ЖКХ вступила в этапы реализации на местах. Кроме развития направления поддержки проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», была создана ФЦП «Жилище».

· 2009 год

Произошло изменение социальных настроений на более позитивные. Началось активное укрепление строительного сектора, который дал толчок развитию ипотечного кредитования. Увеличение инвестиций в строительство и сферу ЖКХ способствовало реформированию. Был принят закон о долевом участии. За 2009 год приватизировано наибольшее количество объектов жилой недвижимости.

· С 2010 года

Появились и до настоящего времени реализуются долгосрочные программы обеспечения жильем военных, инвалидов, малоимущих, молодых семей и других категорий граждан, нуждающихся в поддержке.

Жилищная политика в России — мифы, заблуждения и реальность

Министерство строительства России разработало стратегию развития жилищной сферы на 2020-2025 годы, где определены основные цели:

  1. Повышение стандартов качества жилого фонда, формирование современной городской среды.
  2. Сбалансированное развитие городов и территорий.
  3. Доступность жилья.
  4. Развитие рынка аренды жилой недвижимости.

В связи со сложившейся мировой обстановкой в экономике, прогнозы социально-экономического развития делать трудно, тем не менее, подготовленная стратегия равняется на Европейский опыт управления жилым фондом.

Так как жилищное право с юридической точки зрения сегодня представляет совокупность норм, регулируемых разными правовыми актами, следует руководствоваться следующими документами:

  • Конституция РФ
  • Жилищный кодекс РФ
  • Градостроительный кодекс РФ
  • Земельный кодекс РФ

На данный момент действуют законодательные акты:

  • «О приватизации жилищного фонда»
  • «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Нормативные акты включают аспекты владения и пользования жилым имуществом, возможности получения субсидий определенными категориями граждан, регулируют административные правонарушения, связанные с недвижимостью.

Жилищная стратегия реализуется согласно 131–ФЗ, который наделяет местные органы самоуправления компетенциями о проведении систематических мероприятий согласно действующему федерального направления. На региональную и муниципальную власть возложена обязанность:

  • предоставления жилья установленным категориям граждан;
  • строительства и управления жилыми фондами;
  • нормализации условий для жилищного строительства;
  • по сносу и расселению ветхих зданий;
  • контроля над исполнением законодательных норм в области жилищного права.

Государственные функции на местах выполняют учрежденные для этих целей «управления жилищной политики». Региональная власть может принимать решения по ограничению максимальной суммы платежей за коммунальные услуги, улучшению качества жилья, восстановлению и оживлению инфраструктуры заброшенных ранее территорий.

ФЦП «Жилище» подразумевает улучшение условий сразу в нескольких направлениях. Гражданам предоставляются субсидии, сертификаты и другие льготы на приобретение жилья.

Органы местного самоуправления должны отслеживать показатели доступности жилья для работающих граждан, создавать условия доступности инвестиций для строительной отрасли региона.

Одной из подпрограмм является проведение капитальных ремонтов и увеличение энергоэффективности, улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг. Сейсмически-опасных регионы принимают меры по укреплению устойчивости жилых зданий.

Жилищная политика Российской Федерации: основные положения, задачи

На протяжении XIX — начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Если под перенаселением понимать проживание в каждой комнате, включая кухню, более двух человек, то в перенаселенных квартирах обитали: в Познани — 53 %, в Дортмунде — 41 %, в Дюссельдорфе — 38 %, в Ахене и Эссене −37 %, в Бреслау — 33 %, в Мюнхене — 29 %, в Кельне — 27 %, в Берлине — 22 % рабочих. Были перена­селены были 55 % квартир в Париже, 60 % в Лионе, 75 % в Сент-Этьене. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоне встречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчи­на, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью.

Все это побуждало городские власти предпринимать меры по решению жилищного вопроса. В Париже первый комплекс недорогого муниципального жилья под названием «Город Наполеона» появился в 1851 году. В Великобритании в 60-90-х годах XIX века был принят ряд законов о реконструкции или сносе непригодных для проживания домов. Муниципалитеты сносили старые кварталы и строили новые дома, однако муниципальное строительство было незначительным.

Строительством жилья для рабочих нача­ли заниматься фабриканты. Во Франции первыми стали обеспечивать своих рабочих семейными домами угольные шахты. В Вели­кобритании начало фабричному жилищному строительству положил владе­лец фабрики по производству мыла Левер, который в 1887 году перенес свое предприятие в окрестности Ливерпуля и построил для рабочих «образцовую дерев­ню» из коттеджей.[1]

Жилищная политика является одним из основных направлений государственной экономической политики. Объектом регулирования жилищной политики является рынок жилья и жилищные инвестиции. В экономической литературе под жилищной политикой понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по удовлетворению потребности граждан в жилье. Жилье является одной из базовых ценностей, обеспечивающих гражданам ощущение экономической стабильности и безопасности, стимулирующих к эффективному и производительному труду и, в значительной степени, формирующих отношение граждан к государству, поскольку именно государство является гарантом реализации конституционного права граждан на жилище.

В. Даль в своем «Словаре живого великорусского языка» определял «жилье» как место, где «живут люди». С.И. Ожегов определяет жилье как «обитаемое место, где живут люди», а «жилище» — более конкретно: это «помещение, в котором живут, можно жить». Жилье было и остается продуктом труда человека, который удовлетворяет его многочисленные потребности и служит ему в течение длительного времени как никакой другой продукт труда, будь это средство производства или предмет потребления. Жилье обусловливает возможность и функционирование такого первичного и основополагающею института для развития общества, как семья.

Цели и задачи жилищной политики формулируются с учетом общих целей и задач социальной политики. Жилищная политика представляет сложную совокупность различных видов воздействий: экономических, политических, правовых, социальных. Жилищная политика — составной элемент экономической политики. Она тесно корреспондируется с политикой государства в строительном комплексе, ценовой, налоговой политикой. В основе жилищной политики государства должна лежать научно обоснованная концепция долговременного развития.

При разработке этой концепции следует принимать во внимание:

  1. уровень развития производительных сил в стране и потенциальные возможности общества с точки зрения обеспеченности материальными ресурсами для удовлетворения потребности общества в жилье;
  2. социальную структуру общества, интересы отдельных социальных групп;
  3. соотношение финансовых возможностей государства и направление жилищной политики.

В современных условиях в развитых странах государственная жилищная политика ставит задачу обеспечения граждан доступным и комфортным жильем на основе возможности выбора формы собственности на жилье и создание благоприятной среды обитания.

В разных странах существуют различные варианты (модели) жилищной политики: либерально-реформистский, неоконсервативный и патерналистский.

Либерально-реформистский подход заключается в выделении государственных ассигнований на строительство жилья и сдаче его внаем за умеренную плату. Проведение такой политики позволяет решить проблему нехватки жилья, однако не решает проблемы его качества, так как решить ее в полном объеме за счет государственных средств практически невозможно. Более того, проведение либерально-реформистской политики в течение длительного времени порождает социальное иждивенчество в жилищной сфере и неэффективное использование финансовых ресурсов.

Неоконсервативный подход характеризуется тем, что основным способом решения жилищной проблемы является расширение индивидуального домовладения, приватизация государственного и муниципального жилья и передача управления жильем частным компаниям. Такая политика позволяет значительной части населения (среднему классу) стать собственниками жилья, однако малоимущее население имеет весьма ограниченный доступ к жилью. При реализации неоконсервативной политики ограничиваются бюджетные расходы на жилищные программы, что приводит к обострению дефицита дешевого жилья при значительных масштабах пустующего дорогого жилья.

Патерналистский подход к жилищной политике конституирует жилье как важнейшее социальное благо, которое государство или предприятие-работодатель должно предоставить бесплатно и распределить в порядке жилищной очереди. Жилье в данном случае является не товаром, а продуктом наделения, поскольку государственное регулирование всецело вытесняет рынок. В структуре собственности на жилье доминирует государственный сектор. Такая политика была характерна для СССР.

Каждый из указанных подходов может быть эффективным лишь определенный период времени и для определенных социально-экономических условий. Однако долгое применение какого-то одного варианта жилищной политики неизбежно приводит к кризису. Поэтому во многих странах для решения жилищной проблемы применяется смешанный тип жилищной политики, сочетание рынка жилья и института государственного обеспечения.

Жилищная политика в целом разбивается на два основных направления:

  • жилищное направление как создание условий для реализации потребности граждан в жилье;
  • коммунально-жилищное направление, связанное с предоставлением услуг ЖКК населению.

Таким образом, решение жилищной проблемы является важнейшей частью государственной политики большинства как экономически развитых, так и развивающихся стран. Способы ее решения, формы участия государства, масштабы и механизмы финансовой поддержки граждан зависят от множества факторов, среди которых выделяются:

  • уровень экономического развития страны;
  • уровень жизни населения и его обеспеченность жильем;
  • состояние жилищного фонда страны;
  • масштабы развития ипотечного жилищного к��едитования;
  • условия предоставления ипотечных жилищных кредитов;
  • состояние сферы жилищного строительства;
  • особенности законодательства, регулирующего жилищную сферу.

    Обеспечить все население РФ, в первую очередь его социально-незащищенные категории жильем, которое соответствует принятым нормам-одна из главных задач государственной жилищной политики в России.

    В условиях рыночной экономики жилье выполняет функции защиты человека, и выполняет роль объекта капиталовложений, поэтому и становится предметом жилищной политики.

    В ЖК РФ определены основные положения, которые отражены в гос целевых программах «Программа Жилище».

    Задачи жилищной политики:

    • справедливо распределить, поддерживать эксплуатацию уже имеющегося жилья и улучшать его качество;
    • защитить квартиросъемщиков от неправомерного повышения квартирной платы и выселения.

    Государственная целевая программа «Жилище» дала начало жилищной реформе, которая отражена в постановление Совета Министров – Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 595. Также она отражена в Основных направлениях реализации Государственной целевой программы «Жилище», в свою очередь, которые одобрены Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 431.

    Основные задачи жилищной реформы:

    • построение нового жилья, предпочтительно малоэтажного, из натуральных строительных материалов;
    • разработка законодательства, которое позволит гражданам реализовать конституционное право на жилище;
    • убеждение населения в том, что получить жилье в условиях рыночной экономики является благом, за которое следует платить личными средствами;
    • уменьшение инфляции, которая понижает уровень обеспечения населения;
    • перевод системы управления из государственной компетенции на рыночные рельсы.

    Основные аспекты федеральной программы «Свой дом» 1996 г:

    • строительство индивидуальных жилых домов в соответствие с новыми технологиями и ценами, доступными для населения (стоимость 1 кв. м жилья не должна превышать среднего двухмесячного дохода на человека в субъектах РФ);
    • доля строительства малоэтажных индивидуальных домов с автономными средствами жизнеобеспечения должна увеличиваться;
    • регулирование потока выезжающих граждан из районов Крайнего Севера;
    • (Федеральная целевая программа 1996 г. – выезд 2 млн человек, должен быть обеспечен жильем, учитывая что эти жители являются городскими).

    Программа социальных реформ в РФ (период 1996-2000 гг.):

    • обеспечить доступность улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком;
    • сохранить бесплатное предоставления жилья льготным категориям граждан: малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и их семьям:
    • увеличить финансирование на строительство жилья, совершенствовать систему управления реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

    Жилищная политика: сущность, понятие, задачи

    По итогам реализации всех намеченных мер и мероприятий:

    • определены правовые и организационные основы государственной жилищной политики;
    • сформулированы ее приоритетные направления;
    • показаны механизмы их реализации;
    • сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой для реализации дальнейших преобразований в жилищной сфере.

    Проведенная реформа подготовила коренной поворот от плановых методов регулирования к рыночным принципам, при условии соблюдения механизмов, обеспечивающих социальные гарантии в области жилищных прав льготных категорий граждан, установленных законодательством РФ.

    Было принято более 230 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством. Очень существенно изменилась структура жилищного фонда России. Это касается форм собственности, а также появилась новая социальная база реформы – собственники жилья.

    Замечание 1

    Эти понятия были отражены в новом Законе РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Доля государственного и муниципального жилого фонда стала 34,8%, против ранее 67%, а доля частного жилого фонда стала более 63%, в 2000 г., против 33% в 1990 г.

    Однако, полностью поставленные задачи в жилищной сфере решить не удалось. В связи с этим по распоряжению Правительства РФ от 14 марта 2001 г №346-р разработана Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг.

    Программа подлежала реализации в несколько этапов. В долгосрочной перспективе после 2010 г. без привлечения бюджетных средств обеспечить работу жилищного сектора, контроль и роль государства станут минимальными, без участия федерального центра. Государство будет выполнять роль в регулировании прав на недвижимость, основных направлений градорегулирования и соблюдения строительных и социальных норм.

    Главной задачей муниципалитетов и местных бюджетных средств должны стать:

    • развитие коммунальной инфраструктуры;
    • предоставление жилья льготным категориям граждан, в первую очередь-малоимущим.

    В течение 2002 – 2010 годов последовательно выполнялись задачи программы.

    Первый этап пришелся на 2002 – 2004 год, в течение этого этапа было выполнено:

    • правовое обеспечение Программы по всем направлениям и ее реализация в соответствие с жилищными нормами;
    • повышение эффективности функционирования жилищной сферы;
    • внедрение в практику субъектов РФ механизмов;
    • реализация подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» которая была включена в состав основной Программы.

    На втором этапе (2005–2010 гг.) проводилось:

    • с учетом итогов реализации Программы на практике в субъектах РФ проводилось совершенствование и развитие нормативной правовой базы жилищной сферы;
    • широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов, помогающих реализации комплексных мер по всем направлениям;
    • продолжение реализации подпрограмм и мероприятий Программы.

    17 ноября 2001 года Правительство нашей страны своим постановлением №797 утвердило «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» целевой программы «Жилище». Данная подпрограмма была составлена для решения определенных задач:

    • избавление долгов и установление ЖКХ тарифов на обоснованном уровне с точки зрения финансового обеспечения граждан в рамках экономической нормализации сферы;
    • формирование строгих норм по оплате услуг потребителями, трансформация системы в сторону предоставления субсидий малообеспеченным гражданам, уход от дотирования организаций ЖКХ и необходимости предоставления льгот по категориям;
    • формирование доступности и качества услуг ЖКХ путем минимизирования издержек, а также усиление привлекательности с точки зрения инвестиций сферы ЖКХ посредством создания здоровой конкуренции в данной среде и формирования перекликающихся механизмов для управления предприятиями, в том числе и топливно-энергетическим комплексом, состоящим из монополистов;
    • создание гарантированной поддержки со стороны государства изменениям в ЖКХ, базовой частью которой станут инновационные материалы и технологии. Обеспечение привлекательных инвестиций средствами из бюджета и гарантиями со стороны государства.

    Контроль за выполнением и реализацией поставленных задач поручен жилищно-коммунальному комплексу и Госкомитету строительства.

    Замечание 2

    Государство разработало практические условия, которые направлены на расширение строительства жилья в стране. Эту проблему отразил Указ Президента РФ «О мерах по развитию жилищного строительства».

    Если проанализировать опыт прошлого, то мы поймем, что практике ЖК РСФСР имелись механизмы для правового управления теми вопросами, которые на данный момент не могут быть улажены аналогичным образом.

    К таким моментам относят:

    • отсутствие способа подвергать помещения социального найма жилого типа бронированию;
    • невозможность провести разделение по лицевому счету между нанимателя и его родственниками, живущими совместно;
    • отсутствие определения отдельных категорий лиц, пользующихся льготами, в частности тех, кто имеет право получить жилье по найму без выдерживания очередности.

    Отдельные положения, принятые во времена Советского Союза, актуальны и действительны по сей день. В итоге такого сочетания нередко происходят спорные ситуации, в которых суд становится не на сторону потребителя услуг. Но над ситуацией ведется работа, в практике вырабатываются механизмы регулирования спорных моментов.

    Пример 1

    Правительство страны вынесло постановление «Об утверждении Правил предоставления жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2007–2010 годы», в котором наладило порядок обеспечения жильем молодых семей в рамках социального найма вне очереди.

    Непрерывно ведется обсуждение злободневных моментов в жилищной политике с анализом экспертной оценки, предлагаются новые решения, разрабатываются новые механизмы.

    2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013
    2012 2011 2010 2009 2008 2007

    1. конструктивно планировочные решения жилых зданий. Больше 30 лет прошло с тех пор, как Россия свернула с пути строительства коммунизма, а многие Впрочем, рынок недвижимости в СССР тоже был. Жилищные кредиты часто были беспроцентными, но максимальная ставка. Как решался жилищный вопрос в ссср. Минстрой готовит меры поддержки застройщиков с низкой. Портал государственных услуг Российской Федерации. Частные дома в ссср. Ставропольский музей открыл портал в СССР Своё ТВ. И Совета министров СССР О развитии жилищного строительства в СССР. В больших размерах жилищное строительство развернулось и на селе. Типовое строительство ссср. Об индивидуальном жилищном строительстве в редакции.07.2020 г. Многодетным выплатят 450 тысяч на ипотеку, взятую на строительство дома Санкт Петербургский Всероссийский жилищный конгресс.

    Национальный проект Жильё и городская среда. Последние. Федеральный проект Формирование комфортной городской среды национального проекта Жильё и городская среда. Основные цели и.

    Программа реновации пятиэтажек в Москве, кому нужен закон о. Реновация. Власти Москвы утвердили отделку комфорт класса для всех квартир по программе реновации 08.08.2017 2616. На состоявшемся в. Реновация москва график сноса. Реновация в Москве программа переселения из аварийного и. Власти Москвы планируют продать часть построенного жилья, чтобы окупить затраты на программу реновации. Об этом пишет газета.

    Департамент жилищной политики и жилищного фонда, его функции

    По программе сноса пятиэтажек 1999 года осталось снести 65. Программа сноса пятиэтажек в Москве длительностью в почти 20 лет с постановлением Правительства Москвы от 6 июля 1999 г. Список сноса домов. Мэр Москвы: Программа сноса пятиэтажек выполнена на 85. В Москве могут снести почти 400 домов, несмотря на то, что они не попали в программу реновации Сергея Собянина. Такую цифру вывел The Bell в до 2010 года, которое подписал Юрий Лужков в 1999 году. Список домов под снос 2019. Программа сноса пятиэтажек в Москве Novostroy M. Москвы приняло решение продлить программу сноса пятиэтажек первая программа сноса была утверждена в 1999 году. Однако, как. План сноса пятиэтажек. Программа сноса пятиэтажек выполнена более чем Москва 24. Пятиэтажек остается демонтировать? С.Л.: Напомню, что программа сноса началась в 1999 году с выхода Постановления Правительства Москвы от.

    Севастопольские застройщики отказываются строить. Сегодня порядка 110 000 тысяч людей могут претендовать на заселение в социальное жильё. Какие категории населения учитывались. Социальное жилье архитектура. В Думе хотят раздавать молодоженам социальное жилье. Россиянам, которые вступили в брак, необходимо выдавать социальное жилье с возможностью его последующей приватизации.

    Опыт проектирования и строительства высотного жилья в. Эпоха умных домов наиболее ярко заявляет о себе в странах с развитыми технологиями и социальной инфраструктурой. Так, к примеру, на. Как переносится жара в сингапуре. Поучительная история американского эксперимента с Maxim. Получение талонов на бесплатное питание, социальных пособий или пользование льготной медстраховкой Medicaid всё это. Сезон дождей в сингапуре. Социальное жильё в Сингапуре. Социальное жилье в Валлекасе. Мадрид, Испания. 2012. 34. LOOK Architects Pte Ltd. Медицинский институт LEE KONG CHIAN, Сингапур. 2013. 35. Социальное жилье в Гонконге БигПикча. Принципиальное отличие социального жилья в странах Европы и США состоит в том, что оно адресовано той части населения, которая.

    То есть дальнейшее уплотнение городского пространства, увеличение Опять таки, в России таунхаусы это элитное жилье, а в. Что в Германии считают хорошим жильем. Показываем на. Мунальные квартиры, бараки и приспособленные под жилье различные помещения. Публикуемые ниже документы, относящиеся к 1935 1940 гг.,. В Архангельске задумались над уплотнением окраин. Уплотнение изъятие в Советской России в 1918 1920 х годах излишков жилплощади в пользу как правило лиц пролетарского происхождения. Китай Изолированный блок фиксированной погрузочную дверь. Моногорода предложили уплотнить для сокращения расходов. Об этом Известиям рассказали эксперты, участвующие в разработке. Новостройки будущего: особенности энергоэффективных домов. Было упразднено право частной собственности на жилье, а дома переданы в распоряжение органов местной власти. С этого дня в.

    Новости о государственных жилищных сертификатах. Муниципальные услуги Posted on 15.02.2019 15.02.2019. Федеральная целевая программа Жилище. 248. facebook twitter google. Постановление. Федеральная целевая программа жилище отзывы. Федеральная целевая программа Жилище на 2011–2015 годы. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЖИЛИЩЕ НА 2015 2020 ГОДЫ 05 4 37 236 383.36 963 507.6 Субсидии на мероприятия подпрограммы.

    Наряду с проблемами здоровья и образования, в числе наиболее значимых для россиян является обеспеченность жильем. Рассмотрим структуру занимаемого россиянами жилья.

    1, 8% россиян проживают либо в общежитии и служебных квартирах, либо снимают жилье. Причем это, вопреки представлению, складывающемуся на примере Москвы, в массе своей самая неблагополучная часть населения. Половина обитателей общежитий — представители двух низших страт, а не проживающие в служебных квартирах депутаты. Лишь 15% обладателей служебного жилья относятся к стратам от 5 и выше, составляющим верхние четыре дециля. Снимают жилье также не столько люди с высоким доходом, сколько малообеспеченные семьи — 58% арендаторов относятся к трем низшим стратам и лишь 5% — к сравнительно благополучным слоям, представляющим два верхних дециля. Более того, основная часть арендаторов имеет жилье с маленьким метражом и частичными коммунальными удобствами. Еще около 6% обитают в коммунальных квартирах или в части дома, не имеющих коммунальных удобств. По уровню жизни — это неблагополучная категория населения.

    Как показывает исследование, 15% населения страны (т. е. около 20 млн. человек) по существу ютятся в жилище, малопригодном для жизни. Понятно, что сами они ее решить не смогут — 77% из них относятся к нижним 4 стратам, где денег хватает только на текущие расходы. Лишь 5-6% этой группы (т. е. менее 1% из 15% входящих в нее граждан) могут благополучно улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов.
    При этом стоимость имеющегося у россиян жилья («стартового капитала») — комнаты в «коммуналке», части дома, «койки в общежитии» — явно меньше, чем у большинства остальных россиян, имеющих отдельные квартиры или собственные дома, хотя 28% представителей этой неблагополучной группы имеют свое жилье в собственности (по остальным жильцам этот показа%). То есть 15-процентники заведомо находятся в сложной ситуации, при которой не смогут решить свой жилищный вопрос, так как самый популярный вариант его решения не ипотека, а «альтернативные сделки». Они также не смогут рассчитывать на получение бесплатного жилья от государства: во-первых, большинство из них имеют 12 и более кв. м жилой площади на человека (зачастую в «хрущобах»), и, следовательно, по существующим нормативам, не могут претендовать на «бесплатное» жилье. Во-вторых, если добавить к этим нуждающимся в бесплатном жилье других граждан, имеющих не более установленной в соответствующем регионе нормы, относящихся в большинстве своем к слоям, не способным решить проблему самостоятельно, то объем обязательств государства резко возрастает, достигая почти четверти населения, выполнение которых в обозримом будущем нереально.

    Насколько благополучны жилищные условия у остальных трех четвертей россиян? На первый взгляд, картина с ними складывается неплохо. Половина наших соотечественников проживает в отдельной двух — или трехкомнатной квартире, плюс 28% имеющих собственные дома. В настоящее время отдельная квартира и индивидуальный дом — два основных типа жилья жителей страны: первый — в основном в городе, второй — преимущественно в сельской местности, хотя и в городских поселениях немало индивидуальных домов: в районных центрах каждый двадцатый живет в собственном доме. Важно подчеркнуть, что собственный дом зачастую значительно отличается от того, что он представлял собой еще пару десятилетий назад. 19% их обитателей отметили наличие в домах всех коммунальных удобств (центральное отопление, водоснабжение, канализацию и т. д.). То есть речь идет о коттеджах, хотя в российских условиях подразумевается, что это не благоустроенный отдельно стоящий дом, а особый вид элитного жилья, напоминающий особняк. Причем, доля коттеджей оказалась в выборке значительно больше (5%), чем тот 1% россиян, которые идентифицировали свое жилье как коттедж. При этом только в 1% случаев речь идет о жителях крупных городов, а остальные 4% составляют жители районных центров, поселков городского типа и сел. В этой «самодеятельности» просматривается, на наш взгляд, одна отрадная тенденция, совпадающая с курсом на развитие малоэтажной застройки в российских регионах. Главное, чтобы самодеятельная активность населения и управленческая эйфория не вылились в очередную кампанию и не превратились из идеи современного индивидуального жилья в вариант строительства в XXI веке обычных изб. Такая опасность тем более реальна, что проблема обеспеченности всеми коммунальными удобствами остро стоит не только для сельской местности, но и для многих горожан — от жителей мегаполисов до районных центров. Сегодня 18% россиян имеют лишь часть коммунальных удобств и еще 12% их вообще не имеют (81% последних проживают именно в собственном доме, а остальные, как правило, в неблагоустроенном общежитии).

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

    Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозглашает право каждого гражданина на жилище. Основные же принципы и механизмы реализации данного конституционного права российских граждан — важнейшая часть правового регулирования жилищных отношений — определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

    В ч. 2 и 3 ст. 1 ЖК РФ указывается на то, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Они свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. При этом жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Жилищное право — это совокупность правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

    К принципам жилищного права или, как указывается в п. 1 ст. 1 ЖК РФ, к основным началам жилищного законодательства относятся: обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилища, необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

    Ольга Сидорина. Государственная жилищная политика: понятие и цели реализации

    После событий 1917 г. в России (РСФСР) кардинально стала меняться жилищная политика: государство перераспределяло жилые помещения, отбирая их у «богатых» и передавая «бедным»1, дробя отдельные квартиры, создавая небывалое количество коммунальных квартир. При этом первоначально создавались многочисленные жилтоварищества, затем, избавляясь от частной собственности на жилье, власти стимулировали заключение договоров найма.

    Нового строительства практически не велось. В условиях быстрого роста городского населения за счет крестьян страна испытывала острый жилищный кризис. Стало очевидно, что бесконечно заниматься переделом жилищного фонда царской России нельзя.

    В рамках нэпа Постановлением НКВД от 8 августа 1921 г. была объявлена и новая жилищная политика, которая «требует… предоставления коллективам жильцов, арендаторам и домовладельцам определенной самостоятельности в эксплуатации помещений… освобождения населения от излишних стеснений и регламентаций в занятии жилищ».

    Главный признак новой жилищной политики заключался в том, что в жилищное хозяйство возвращались частная инициатива, личные денежные средства и частная собственность. Был дан старт процессу возвращения отобранного частного жилища его бывшим владельцам (а также проживающим в домовладениях коллективам жильцов) — демуниципализации.

    В конце 1921 г. был издан Декрет о демуниципализации небольших жилых зданий. Декрет предписывал следующее: «Обязать коммунальные отделы в двухмесячный срок пересмотреть списки муниципализированных домов и представить в Народный комиссариат внутренних дел утвержденные списки тех домов, которые… могут быть переданы коллективам и отдельным лицам…». Коммунальным отделам НКВД было дано поручение выделить категорию ненужных местным исполкомам строений и передать их обратно владельцам или коллективам жильцов: «Дома могут быть возвращены бывшим владельцам лишь при условии производства в годичный срок полного ремонта дома».

    Демуниципализации подлежали строения, не занятые государственными и коммунальными учреждениями, общежитиями рабочих или коллективами жильцов, небольшие — размером в одну-две квартиры с общей площадью до 25 кв. саженей (113, 75 кв. м) в провинции и чуть больше — до пяти квартир — в Москве и Ленинграде (за исключением барских особняков). Часть жилья была возвращена прежним либо передана новым владельцам.

    14 августа 1922 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «О праве застройки», в котором устанавливалась возможность заключения договоров о предоставлении городских участков под застройку, в том числе жилищную. Впоследствии текст этого Декрета практически целиком, лишь с некоторыми изменениями, был включен в раздел «Вещное право» Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. (ст. 71-84). В 1924 г. 72% вновь построенного жилья было возведено частным путем.

    Другим аспектом жилищных отношений, которые также регулировал Гражданский кодекс РСФСР, был договор найма жилого помещения, регламентация которого была расположена в главе «Имущественный наем».

    Государство подробно регламентировало выселение граждан из занимаемых ими помещений. В Инструкции, утвержденной 9 января 1924 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (далее — ВЦИК) и Советом Народных Комиссаров (далее — СНК), устанавливалось, что дела о выселении граждан рассматриваются в суде по предъявлении соответствующего иска. Наряду с общими основаниями, предусмотренными для расторжения договора имущественного найма, а также для договора найма жилого помещения, Инструкция указывала на такое основание, как «хищническое отношение к жилищу». При этом таковым признавались действия, влекущие за собой порчу жилища, пользование помещением и общими частями дома вопреки их назначению и с нарушением установленных правил (колка дров в помещении, загрязнение канализационных труб и т.п.). В некоторых случаях предусматривалось внесудебное — административное — выселение. Через полгода, 14 июня 1926 г., ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление, название которого говорит о сути данного документа: «Об условиях и порядке административного выселения граждан из занимаемых ими помещений».

    Вместе с тем через два месяца политика опять изменилась и был принят документ, значительно сужающий пределы вмешательства государства в жилищные права граждан. Принятием 16 августа 1926 г. постановления ВЦИК и СНК РСФСР «Об ограничении принудительных уплотнений и переселений в квартирах»2 по существу был закончен период «великого передела» (перераспределения) жилищного фонда.

    Интересно, что еще в 1923-1930 гг. предпринимались попытки подготовки Жилищного кодекса, однако они закончились неудачей.

    Было подготовлено два проекта Жилищного кодекса РСФСР. Первый был разработан в Главном управлении коммунального хозяйства НКВД РСФСР под руководством Д.И. Шейниса и опубликован в 1926 г.4 Данный проект стал жертвой очередной административной реформы, поскольку лишился главного «двигателя» — НКВД РСФСР: 15 декабря 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О ликвидации наркоматов внутренних союзных и автономных республик».

    Главным источником любой отрасли российского права, в том числе и жилищного, является Конституция РФ. Наряду с положениями, рассмотренными в предыдущих параграфах, Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

    Несмотря на принятие и введение в действие 1 марта 2015 г. Жилищного кодекса РФ на федеральном уровне, жилищное законодательство в настоящее время представляет собой достаточно большое количество источников жилищного права — законов и других нормативных актов, принятых в разное время (от законов до инструкций).

    Основным актом, регулирующим жилищные отношения, безусловно, является Жилищный кодекс РФ, который определяет основные принципы реализации конституционного права граждан на жилище, устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений при различных видах использования недвижимости в жилищной сфере.

    Гражданский кодекс РФ обоснованно называют экономической конституцией, но также его можно назвать основным законом частного права. Это все в полной мере относится и к Жилищному кодексу, регулирующему отношения, складывающиеся по поводу жилых помещений.

    В части первой ГК РФ (гл. 18) регулируются право собственности на жилые помещения и иные права (права членов семьи собственника жилого помещения), дается понятие квартиры как объекта права собственности, указываются основные начала регламентации права собственности на объекты общего пользования многоквартирного дома, организации и деятельности товариществ собственников жилья.

    Часть вторая ГК РФ содержит главу (гл. 35), посвященную договору найма жилого помещения и другим договорам, предметом которых могут стать жилые помещения, а также нормы, регулирующие особенности продажи жилых помещений.

    Часть третья ГК РФ в разд. V «Наследственное право» содержит кроме прочего нормы, устанавливающие особенности наследования жилых помещений.

    Из других законов, содержащих нормы жилищного права, следует выделить Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации жилищного фонда) (с изменениями и дополнениями), в котором устанавливаются основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищных фондов, определяются права нанимателей и членов их семей при осуществлении приватизации жилья.

    Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) хотя и не содержит прямых норм жилищно-правового характера, но, безусловно, является источником жилищного права, поскольку на базе семейных отношений строятся отношения по предоставлению жилых помещений, регулированию правового положения членов семьи нанимателя, собственника, участие органов опеки и попечительства в жилищных отношениях.

    Жилищные споры рассматриваются по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

    Анализ норм жилищного права, содержащихся в других законодательных актах, дается в различных главах настоящей работы.

    На федеральном уровне жилищные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. № 432 «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов»), и постановлениями Правительства РФ (например, постановления от 20 февраля 1995 г. № 161 «Об утверждении перечня категорий работников лесного хозяйства, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации»2, от 21 мая 2005 г. № 315 «Об утверждении типового договора социального найма жилых помещений» и от 5 декабря 2014 г. № 1318 «О регулировании отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования»).

    Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. № 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.

    Как было указано раньше, регулирование жилищных отношений отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Поэтому лишь часть норм жилищного законодательства относится к федеральному законодательству, при этом достаточно большая часть норм — к законодательству субъектов Федерации и к актам органов местного самоуправления.

    С практической точки зрения делать правильные шаги по такому «разнокалиберному» правовому полю затруднительно еще и в связи с тем, что жилищное законодательство представляет собой комплексную отрасль законодательства, включающую нормы гражданского, административного, а также конституционного права.

    Внутриотраслевое разделение компетенции в данной области между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления впервые предусмотрено в ЖК РФ. И очень важно, что одной из основных задач федерального жилищного законодательства является определение тех вопросов, которые должны регулироваться федеральным жилищным законодательством, с одной стороны, нормативными правовыми актами субъектов Федерации — с другой стороны, и актами органов местного самоуправления — с третьей. При этом представляется, что большая и наиболее важная часть норм жилищного законодательства должна относиться к федеральному законодательству и на федеральном уровне развитие жилищного законодательства должно идти только (или преимущественно) по пути принятия федеральных законов.

    Так, значительная часть вопросов жилищных отношений, по своей природе относящихся к гражданско-правовым (право собственности на жилые помещения, договор жилищного найма, определение порядка организации и деятельности жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья, а также основ их правового положения и др.), должна в силу ст. 71 Конституции РФ регулироваться федеральными законами. Другие вопросы, не относящиеся согласно Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации, могут регулироваться правовыми актами субъектов Федерации, которые должны создавать свою законодательную базу в области регулирования жилищных отношений.

    Поскольку жилищное законодательство представляет собой хотя и комплексную, но достаточно важную и объемную часть единой системы российского законодательства, нет сомнений в том, что развитие правового регулирования в области жилищных отношений должно идти главным образом по пути кодификации.

    Принятие в 2004 г. Жилищного кодекса РФ: во-первых, значительно систематизирует и уменьшает количество принимаемых в соответствии с Кодексом других (специальных) федеральных законов; во-вторых, снижает возможность регулирования жилищных отношений на федеральном уровне иными нормативными правовыми актами, главным образом ведомственными; в-третьих, четко проводит черту, определяющую границы предмета ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования жилищных отношений.

    Следует подчеркнуть, что в ЖК РФ впервые содержатся четкие нормы, определяющие границы в?дения субъектов Федерации в регулировании жилищных отношений. Это должно прекратить практику превышения ими своих полномочий, а в отдельных случаях привести к принятию актов, регулирующих весь спектр жилищных отношений, в том числе по вопросам, являющимся исключительной компетенцией Российской Федерации.

    В этой связи развитие жилищного законодательства субъектов Федерации, по всей видимости, должно идти (в отличие от федерального законодательства) по пути издания отдельных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции субъектов Федерации. Так, ЖК РФ (ст. 13) отнесены к компетенции субъектов Федерации вопросы, связанные с жилищным фондом конкретного субъекта Федерации: от предоставления жилого помещения до его учета и контроля за эксплуатацией и сохранностью.

    Важно отметить, что к региональной компетенции отнесено установление минимального размера взноса на капитальный ремонт и определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

    Органы местного самоуправления наделяются отдельными полномочиями в области жилищного регулирования согласно ст. 14 ЖК РФ. К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся вопросы, связанные с муниципальным жилищным фондом, в том числе с признанием граждан малоимущими, ведением учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядком предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда специализированного использования, предоставлением в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контролем за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, и еще, кроме того, вопросы, связанные с принятием в установленном порядке решений о переводе помещений в жилые или нежилые помещения, согласованием переустройства и перепланировки жилых помещений, признанием жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

    Литература по жилищному праву достаточно многообразна, хотя справедливости ради следует отметить, что возраст такого вида литературы по сравнению с гражданским или даже семейным правом достаточно молодой. Первые работы по жилищному праву стали появляться в 20-х гг. прошлого столетия. В основной своей части, как в прежние годы, так и сейчас, они представляют собой комментирование законодательства либо научно-практические произведения. Реже представлены учебные пособия, учебники, еще реже — монографические исследования теоретических проблем жилищного права.

    Если брать самый трудный и тяжелый жанр как для написания, так и для прочтения — монографический, т.е. теоретические произведения, посвященные жилищному праву, то хотелось бы первоначально выделить попытки комплексного подхода к рассмотрению жилищно-правовых вопросов — работы И.Г. Кобленца «Жилищное право» (1924), С.И. Раевича «Жилищная кооперация» (в кн.: Советское хозяйственное право» (1926)), С.И. Аскназия «Советское жилищное право» (1940); С.М. Гинзбурга «Основные вопросы жилищного права» (1940); Г.Н. Амфитеатрова «Права на жилые строения и пользование жилыми помещениями» (1948); С.И. Аскназия, И.Л. Брауде и А.И. Пергамент «Жилищное право» (1956); М.А. Нечецкого «Очерки советского жилищного права» (1958); Ю.Г. Басина «Вопросы советского жилищного права» (1963); Ю.К. Толстого «Советское жилищное право» (1967); В.Ф. Чигира «Советское жилищное право» (1968); Г.П. Петрищевой «Правовое регулирование жилищных отношений» (1977); коллективную монографию О.А. Красавчикова, Г.А. Свердлыка, В.Ф. Яковлева, Ю.Г. Басина, М.И. Бару, А.А. Пушкина, М.Н. Сибилева, Т.В. Касаткиной, А.Г. Потюкова, В.Т. Смирнова, В.А. Ойгензихта, Г.П. Петрищевой, М.Я. Кирилловой, В.В. Чубарова, Н.П. Ворониной, И.С. Вишневской, Т.Н. Молчановой, В.Ф. Яковлевой, В.Ф. Чигира и Т.И. Илларионовой «Основы советского жилищного законодательства» (1981); труды В.П. Грибанова «Основы советского жилищного законодательства» (1983), П.С. Никитюка «Жилищное право» (1985); статьи Б.М. Гонгало «Структура жилищного обязательства» (в кн.:«Проблемы обязательственного права» (1989)), С.М. Корнеева «Основные тенденции развития жилищного права в условиях рыночной экономики» (в книге, посвященной памяти В.П. Грибанова), «Гражданское право при переходе к рынку» (1995).

    Из современных теоретических трудов следует отметить главу «Договоры найма жилых помещений» М.И. Брагинского в книге М.И. Брагинского и В.В. Витрянского «Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества» (2000); коллективную монографию Е.С. Гетман, Б.М. Гонгало, Л.О. Красавчиковой, П.В. Крашенинникова, И.Е. Манылова, С.В. Пчелинцева, Л.М. Пчелинцевой, В.Н. Симонова, Е.А. Солоповой и Г.Ф. Шешко «Актуальные проблемы жилищного права». Сборник памяти П.И. Седугина (2003); статью Б.М. Гонгало «Исходные положения о правовом регулировании жилищных отношений» (в кн.: «Проблемы теории гражданского права». Вып. 2 (2006)); монографию В.Н. Литовкина «Жилищное законодательство: Смена вех (конституционные основы жилищного законодательства)» (2008); статью Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинникова «Развитие кодификации жилищного права» (в кн.: «Кодификация российского частного права» под редакцией Д.А.Медведева (2019)).

    Из комментариев необходимо обратить внимание на «Советские жилищные законы в кратком изложении» И.Н. Ананова (1926); «Устав жилищных товариществ. Практический комментарий к Нормальному уставу жилищных товариществ» Н.И.Бронштейна (1923); «Комментарий к Жилищному кодексу Казахской ССР» под редакцией Ю.Г. Басина (1990); «Жилищный кодекс Украинской ССР: Научнопрактический комментарий» под редакцией В.И. Зайчук (1990); «Жилищное законодательство: Комментарий» под редакцией В.Ф. Яковлева и П.И. Седугина (1991); «Жилищные права и льготы граждан в России» Л.М. Пчелинцевой и С.В. Пчелинцева (2001); «Комментарий к Жилищному кодексу РСФСР» под редакцией Б.М. Гонгало (2004); «Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации» под редакцией П.В. Крашенинникова (2012).

    Разумеется, говоря об учебной и научно-практической литературе, следует обратить внимание на то, что нельзя абстрагироваться от монографической и комментаторской литературы. Более того, без произведений названного вида почти невозможно по-настоящему изучить жилищное право.

    Из учебной литературы следует выделить книгу «Советское жилищное право» П.И. Седугина (1986); работы В.А. Золотаря и П.Н. Дятлова «Советское жилищное право» (1986); И.И. Андрианова «Жилищное законодательство. Практические вопросы» (1988); И.Б. Мартковича «Жилищное право: закон и практика» (1990); Е.С. Гетман «О жилищных правах и обязанностях» (1992); два произведения Ю.К. Толстого и П.И. Седугина с аналогичным названием «Жилищное право» (соответственно 1996, 1997), учебник Ю.К. Толстого «Жилищное право» (2007), учебник «Жилищное право» под редакцией Е.Е. Богдановой и К.Р. Файзрахманова (2018).


    2.1. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов Республики Коми.

    2.2. Предоставление гражданам по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения жилых помещений муниципального жилого фонда.

    2.3. Проведение заседаний общественной комиссии по жилищным вопросам.

    2.4. Переселение граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, включенном в программу переселения из аварийного жилищного фонда.

    2.5. Выдача разрешения на вселение в жилые помещения муниципального жилищного фонда МО ГО «Сыктывкар».

    2.6. Обмен жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

    Сущность государственной жилищной политики


    3.1. Постановка на учет, исключение с учета, проведение перерегистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законов Республики Коми.

    3.2. Организация приема населения по вопросам действующих программ, направленных на улучшение жилищных условий.

    3.3. Оформление и выдача договоров социального найма и договоров найма специализированного жилого помещения муниципального жилого фонда.

    3.4. Подготовка материалов для рассмотрения общественной комиссии по жилищным вопросам.

    3.5. Участие в подготовке и проведении мобилизационных мероприятий в администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар».

    3.6. Обеспечение жилыми помещениями граждан, подлежащих переселению из аварийных жилых помещений, включенных в программу переселения из аварийного жилищного фонда.

    3.7. Обеспечение нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями.

    3.8. Оформление документов по обмену жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

    3.9. Выдача разрешения на вселение в жилые помещения муниципального жилищного фонда МО ГО «Сыктывкар».

    3.10. Подготовка по поручению главы администрации МО ГО «Сыктывкар» сведений по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, для принятия решений по заявлениям, предложениям и жалобам граждан.

    3.11. Подготовка материалов по жилищным вопросам в государственные органы.

    3.12. Защита информации, предоставленной гражданами при постановке на учет, использование ее лишь в интересах граждан.

    3.13. Обработка персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

    3.14. Своевременное предоставление статистической отчетности по жилищным вопросам.

    3.15. Подготовка проектов муниципальных правовых актов по жилищным вопросам.

    3.16. Осуществление иных полномочий, относящихся к сфере деятельности отдела, в соответствии с действующим законодательством.


    4.1. Отдел имеет в своем составе сектор с функциональным распределением обязанностей — сектор по реализации жилищных программ.

    4.2. Отдел возглавляет начальник, который назначается и освобождается от должности главой администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» по представлению первого заместителя главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», курирующего деятельность Отдела.

    4.3. Начальник Отдела подчиняется непосредственно первому заместителю главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», курирующему деятельность Отдела, руководит деятельностью Отдела и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Отдел задач и функций.

    4.4. Начальник Отдела имеет одного заместителя. Заместитель начальника Отдела осуществляет деятельность в соответствии с должностной инструкцией. В отсутствие начальника Отдела его обязанности исполняет заместитель начальника Отдела.

    4.5. Начальник Отдела:

    4.5.1. Обеспечивает выполнение задач и функций, возлагаемых на Отдел, согласовывает деятельность Отдела с деятельностью других функциональных, отраслевых и территориальных органов администрации МО ГО «Сыктывкар».

    4.5.2. Распределяет обязанности между работниками Отдела.

    4.5.3. Осуществляет планирование работы Отдела и контроль за выполнением запланированных мероприятий.

    4.5.4. Визирует и подписывает в пределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Отдела, дает ответы на обращения граждан и организаций.

    4.6. Сотрудники Отдела назначаются и освобождаются от должности главой администрации МО ГО «Сыктывкар» по представлению начальника Отдела, согласованному с первым заместителем главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар», курирующим деятельность Отдела.

    4.7. Сотрудники Отдела исполняют свои должностные обязанности в соответствии с должностными инструкциями.


    5.1. Отдел в пределах своей компетенции осуществляет следующие права и обязанности:

    5.1.1. Запрашивает в функциональных, отраслевых и территориальных органах администрации МО ГО «Сыктывкар», других органах местного самоуправления, органах исполнительной власти данные, необходимые для решения вопросов, связанных с осуществлением своей деятельности.

    5.1.2. Дает консультации по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

    5.1.3. Участвует в совещаниях, проводимых в администрации МО ГО «Сыктывкар» по жилищным вопросам.

    5.1.4. Самостоятельно ведет переписку по жилищным вопросам, если при этом не требуется согласование с руководством администрации МО ГО «Сыктывкар».

    5.1.5. Выступает истцом и ответчиком в органах судебной власти по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

    5.1.6 Выносит на заседания сессии Совета МО ГО «Сыктывкар» предложения, касающиеся жилищных вопросов.

    5.1.7. Привлекает работников отраслевых (функциональных) органов администрации, муниципальных предприятий и учреждений для подготовки и проведения мероприятий, проводимых отделом в соответствии с возложенными на него обязанностями.


    6.1. Отдел несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, законов Республики Коми, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и Республики Коми, по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *