Сколько действует аттестация рабочих мест по условиям труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько действует аттестация рабочих мест по условиям труда». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно стат. 212 ТК обеспечить безопасность труда сотрудников обязан работодатель. В связи с этим предприятие должно не только соблюдать действующие нормативы по охране труда, но и проводить СОУТ в соответствии с требованиями закона. Федеральный порядок оценки регламентируется Законом № 426-ФЗ, где в том числе определены:

  • Обязанности и права персонала и работодателя при СОУТ.
  • Порядок проведения оценки.
  • Оформление результатов СОУТ.
  • Иные условия оценки труда.

Все ли предприятия должны проводить оценку? В соответствии с нормами стат. 212 ТК абсолютно каждый работодатель обязан позаботиться о безопасности рабочих условий для персонала. Но поскольку некоторые организации ранее уже проводили АРМ, таким компаниям разрешается не организовывать повторно оценку, если с даты окончания аттестации не прошло еще 5 лет (п. 4 стат. 27 № 426-ФЗ). Исключение – случаи внеплановых проверок по п. 1 стат. 17 Закона № 426-ФЗ. Не проводится СОУТ в части сотрудников-надомников; дистанционных специалистов; сотрудников, имеющих трудовые взаимоотношения с гражданами без статуса ИП (п. 3 стат. 3 № 426-ФЗ).

Аттестация рабочих мест – обязательна или нет

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

К примеру, аттестация рабочих мест в школе должна проводиться раз в пятилетку, равно как и в дошкольных детских учреждениях. АРМ офисных работников не осуществляется, если занятость таких лиц направлена на собственные нужды организации (п. 4 Приказа № 342н). А при внеплановых мероприятиях срок аттестации рабочих мест по условиям труда составляет 12 мес. с момента введения в эксплуатацию новых мест занятости, изменения условий технологий производства, влияющих на степень опасности (вредности) труда (п. 2 стат. 17 № 426-ФЗ). В остальных ситуациях срок внеплановой АРМ равен 6 мес.

Какие учреждения обладают правом проводить АРМ или СОУТ? Безусловно, это не все компании, а только имеющие право заниматься подобными услугами. В обновленном Классификаторе аттестация рабочих мест, ОПКД 2 71.20.19.130, занимает отдельный блок. Для проведения АРМ работодатель на основании договоров ГПХ привлекает стороннее независимое предприятие, требования к которому перечислены в стат. 19 № 426-ФЗ. Такое учреждение должно состоять в специальном реестре и иметь в штате не меньше 5 сертифицированных экспертов.

Аттестация и рационализация рабочих мест выполняются после утверждения работодателем приказа о необходимости подобных мероприятий и назначении ответственного лица. Затем выбирается учреждение, способное качественно провести АРМ. Для законности процедуры составляется договор на оказание услуг, в бюджетных структурах аттестация рабочих мест по КОСГУ – статья 226. По завершении процедуры составляются отчет, карта аттестации рабочего места по условиям труда, протоколы, ведомость, экспертное заключение и иные обязательные документы (стат. 15 № 426-ФЗ).

Сроки специальной оценки условий труда

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Проведение аттестации рабочих мест: требования, этапы и результаты процедуры

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждый работодатель обязан обеспечивать проведение мониторинга условий труда (специальную оценку условий труда) сотрудников на соответствие нормам и устранять нарушения, угрожающие жизни и здоровью работников[1]. Работодатель должен следить за состоянием производства, оценивать уровень опасности тех или иных производственных факторов, а также стремиться минимизировать эти факторы. Такой комплекс мер широко известен как аттестация рабочих мест. Отметим, что сегодня в законодательстве фигурирует иное обозначение процесса — «специальная оценка условий труда», или СОУТ. Новый термин еще не до конца закрепился в сфере практического применения, поэтому зачастую в качестве его синонима используют более привычное сочетание «аттестация рабочих мест». Так для удобства читателя поступим и мы.

Важно знать

Ключевое отличие СОУТ от аттестации рабочих мест — наличие в рамках СОУТ этапа идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Последняя проводится путем:

  • изучения предоставленных работодателем данных;
  • обследования рабочих мест;
  • опроса работников или их руководителей.

Итак, цель аттестации — устранение выявленных нарушений в части условий труда (например, неполадок в работе оборудования, отклонений показателей от нормы, таких как концентрация вредных веществ в воздухе, воде и так далее), угрожающих жизни и здоровью работников, или установление факта отсутствия таковых нарушений. Комплекс перечисленных мер реализуется в несколько этапов:

  • подготовка к проведению оценки условий труда;
  • идентификация и декларирование опасных производственных факторов;
  • исследование выявленных нарушений;
  • оценка полученного результата.

По итогам мониторинга работодатель обязан привести условия труда к показателям нормы (при несоответствии).

Аттестация рабочих мест необходима любому бизнесу, но есть организации, для которых ее проведение обязательно. Это, прежде всего, предприятия, сотрудники которых работают:

  • со сложным технологическим оборудованием;
  • с оборудованием, находящимся под высоким напряжением либо работа которого сопряжена с риском радиационного заражения работника;
  • с транспортными средствами, а также с эксплуатацией и транспортировкой опасного сырья (например, химикатов) и другим.

Немного статистики

По данным Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО), ежедневно в мире получают травмы на рабочем месте более двух миллионов человек. Смертность по причине профессионального травматизма составляет в среднем примерно 6000 человек в день, при этом об условиях труда части населения вообще нет информации[2]. Проблема травматизма на рабочих местах сопоставима по масштабу с эпидемиями или смертностью на дорогах. В российских условиях, как правило, страдают сотрудники, обладающие максимально релевантным опытом, и, если с ними происходят несчастные случаи, этим людям сложно найти замену.

Оценку условий труда может проводить только организация, удовлетворяющая определенному набору критериев. Согласно Федеральному закону № 426-ФЗ, такая организация должна иметь не менее пяти сертифицированных экспертов, среди которых хотя бы один с высшим образованием в сфере гигиены труда, общей гигиены или в области санитарно-гигиенических лабораторных исследований. В структуре этой организации должна быть испытательная лаборатория, аккредитованная на проведение измерений вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, организация должна быть включена в реестр компаний, проводящих специальную оценку условий труда (размещен на сайте Минтруда России)[3], либо в реестр компаний, оказывающих услуги в области охраны труда и имеющих право проводить специальную оценку условий труда по переходным положениям[4] (статья 18 Федерального закона № 426-ФЗ).

Кстати

Аттестацию рабочих мест работодатель проводит обязательно по требованию Федерального закона № 426-ФЗ. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда[5]. Проведение аттестации обычно положительно сказывается на атмосфере в коллективе, поскольку демонстрирует неравнодушное отношение к подчиненным.

К сожалению, человеческий фактор (например, халатность) оценить сложнее, чем какие-либо количественные показатели. Но профессиональные эксперты могут заметить явные нарушения со стороны персонала и проинформировать об этом ответственных лиц. Таким образом, своевременный мониторинг условий труда и устранение несоответствий избавляет организацию от многих проблем.

Если после проведения аттестации рабочих мест опасных или вредных производственных факторов не обнаружено, работодатель должен подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в местный орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение трудового законодательства. Подача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями декларации СОУТ может быть осуществлена несколькими способами[8]:

  • лично в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения;
  • почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • посредством заполнения формы декларации на официальном сайте ФС по труду и занятости.

Эта декларация действует в течение пяти лет с момента утверждения отчета об аттестации. Если же во время этого срока с кем-либо из работников произойдет несчастный случай на производстве (кроме случаев по вине третьих лиц), будет диагностировано профессиональное заболевание либо будут зафиксированы нарушения требований охраны труда, то действие декларации прекращается. Решение об этом принимает уполномоченный орган исполнительной власти. Его представители обязаны сделать соответствующую запись в реестре декларации не позже чем через десять дней после происшествия. Если же в течение пяти лет действия декларации вышеупомянутых ситуаций не возникло, то ее действие продлевается на следующие пять лет.

Когда в компании организуются новые рабочие места, вводится в эксплуатацию новое оборудование или сырье, происходит изменение технологических процессов на производстве, работодатель должен провести внеплановую аттестацию рабочих мест даже при наличии действительной декларации соответствия. Также работодатель может получить предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, если в ходе проведения федерального надзора за соблюдением трудового законодательства были выявлены нарушения.

Проведение аттестации рабочих мест может не только избавить работодателя от штрафов за какие-либо нарушения, но и сэкономить средства на страховые отчисления. Компании, проводящие специальную оценку условий труда, могут рассчитывать на скидку до 40% к тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Поэтому проведение добровольной аттестации рабочих мест — это еще и выгодно для бизнеса.

В первый раз спецоценка проводится в новой компании не позже 12 месяцев с момента ее регистрации. Такой порядок установлен статьей 17 закона № 426-ФЗ. Ведь новая компания создает рабочие места, которые еще не прошли проверку на соответствие законодательным требованиям относительно условий труда. Поэтому их необходимо оценить в установленные сроки.

Специальную оценку имеют право проводить только уполномоченные исполнители, внесенные в реестр Минтруда. Он опубликован на сайте ведомства. По результатам процедуры исполнитель присваивает каждому рабочему месту конкретный класс условий труда. Этот параметр может иметь одно из следующих значений:

  • оптимальные условия – если воздействие вредоносных факторов отсутствует или не превышает разрешенных гигиенических нормативов;
  • допустимые условия – если воздействие вредоносных факторов присутствует, но позволяет работнику полностью восстановиться к началу следующей смены;
  • вредные условия – если действие негативных факторов оказывает заметное влияние на здоровье и трудоспособность работника. В зависимости от его интенсивности вредные условия делят на четыре подкласса;
  • опасные условия – если действие вредоносных факторов угрожает жизни работника.

Если условия на конкретной позиции относятся к категории оптимальных или допустимых, работодатель оформляет и передает Госинспекции труда особый документ. Он называется декларацией о соответствии условий на конкретной позиции действующим требованиям. Оформление этого документа при перечисленных условиях является обязанностью работодателя.

По окончании спецоценки сведения о ее результатах независимо от установленного класса рабочих мест также передаются в Федеральную информационную систему, предназначенную для учета итогов СОУТ. Эту операцию должна выполнять уполномоченная организация, проводившая работы.

Аттестация рабочих мест: понятие, особенности, на сколько лет действительна

Итак, для некоторых компаний может применяться возможность автоматического продления срока действия аттестации рабочих мест при СОУТ. Это возможно при соблюдении следующих условий:

  • в компании имеются только места, отнесенные к классу оптимальных или допустимых;
  • на эти позиции оформлена декларация о соответствии условий работы действующим требованиям;
  • в течение срока действия декларации, который составляет пять лет, на предприятии не было несчастных случаев, не обнаруживались профессиональные заболевания и не выявлялись нарушения трудового законодательства.

При соблюдении этих требований срок действия декларации СОУТ автоматически продлевается еще на пять лет. Однако если в компании, например, произойдет несчастный случай, действие этого документа аннулируется, и ей потребуется провести внеочередную спецоценку.

Предприятия, в составе которых, кроме оптимальных или допустимых, есть места вредной или опасной категории, также должны оформлять декларационный отчет на первые два типа позиций и могут пользоваться возможностью его продления. При этом в отношении позиций с вредной или опасной категорией спецоценка проводится каждые пять лет в обычном порядке.

Оценка рабочего места предусматривает объективную аттестацию условий труда. Работодатель предоставляют все необходимую документацию, гарантирует беспрепятственный доступ на каждый производственный участок. Для осуществления аттестационных действий, необходимо совершить некоторые организационные мероприятия. Работодателем создается соответствующий комитет, а также определяется состав руководящего совета. После чего составляется график проведения оценки рабочих мест. Сроки выполнения регламентируются на основе специальной документации. Между работодателем и учреждением заключается договор относительно проведения аттестации.

Порядок проведения аттестации по закону следующий:

  • устанавливаются рабочие места, которые могут подлежать общей оценки, включая Список № 1 и Список № 2;
  • определяются вредные и пагубные факторы;
  • осуществляется обзор вспомогательных факторов, а именно — гарантирование наличие спецодежды и средств защиты сотрудников;
  • оформляется заключительный документ, позволяющий сделать вывод об производственных условиях, а при необходимости установить виды обязательных льгот и компенсаций.

Важно! Соответствующий порядок не касается удаленных сотрудников и физических лиц, которые заключали договор с работником, не предпринимателем.

Главным изменением стала не только смена закона, существенно был изменен порядок проведения процедуры. А также была ужесточена ответственность за несоблюдение норм и требований, установленных законодательством России. Последние изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» были приняты участниками Госдумы 01 мая 2016 года.

В новой редакции закона следует выделить следующие статьи:

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Срок действия аттестации рабочих мест

Аттестация рабочих мест (АРМ) — так до начала 2014 г. называлась процедура специальной оценки условий труда(СОУТ). Замена термина не стала единственным нововведением: в методику проверки добавлена, например, классификация мест по уровню наносимого ущерба для здоровья трудящихся. Как правильно организовать и провести СОУТ в 2017 г.?

Статистика получения производственных травм, ухудшения состояния здоровья и самочувствия в результате исполнения трудовых обязанностей может быть снижена. Для этого законом устанавливаются требования и ответственность административного ресурса, вплоть до уголовной. Чаще всего предприятия, которые не спешат организовывать проверки (чаще всего контроль своими силами запрещается), рискуют получить вполне конкретный штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2018. Упредить претензии со стороны государственных органов поможет организация профессиональных проверок.

Установлено несколько видов проверочных мероприятий, повышающих социальную защищенность сотрудников. По результатам испытаний могут приниматься меры повышения безопасности, увеличиваться взносы в фонды, включая пенсионный. Аттестация рабочих мест по закону может быть:

  • первичной. Ее проводят в случае запуска нового хозяйствующего субъекта, заполнения очередных вакансий. Ее следует провести в течение первых двух месяцев после внесения в единый реестр налоговой. Спецоценка рабочих мест по условиям труда должна быть оформлена в отношении нового рабочего места в срок не более года, дальнейшее промедление будет считаться нарушением;
  • повторной. Методика подразумевает проведение проверок в случае неудовлетворительных результатов по первичному осмотру рабочих мест. Если в первый раз все прошло хорошо, инициировать повторную проверку не требуется;
  • внеплановой. Чаще всего запускается при наличии подозрений в низком качестве обеспечения нормативных условий безопасности.

По общему порядку, срок действия результатов проверочных мероприятий определяется видом аттестации. Обычно это пять лет. За периодичность аттестации рабочих мест отвечает специальная комиссия, состав которой определяется руководителями действующих предприятий. При планировании действий назначаемого органа выполняются следующие действия:

  • уточняются должностные лица, приказом назначается срок оформления результатов, состав, председатель;
  • определяется порядок ревизии рабочих мест;
  • подготавливаются сведения по аттестации рабочих мест ОКПД 2 для последующего уведомления контролирующих органов;
  • формируется перечень мер для устранения недостатков, выявленных в ходе ревизии.

Код профессии должности по ОКПДТР

Работа комиссии начинается с изучения действующих локальных актов, которые определяют уровень опасности на производстве. По результатам проверки оформляются такие документы: аттестационная карта, заключение и протокол заседания назначаемого органа. Выводы направляются по назначению — в ФСС и государственную трудовую инспекцию.

Основные функции комиссии:

  • организация оценочных мероприятий;
  • подготовка нормативной базы;
  • определение состава рабочих мест, которые будут подвергаться проверке;
  • выявление факторов, в том числе критических, влияющих на безопасность рабочих мест;
  • оформление локальных актов, аттестационных карт;
  • определение состава мероприятий по приведению актов.

Такие мероприятия, как аттестация рабочих мест КОСГУ, с 2014 года заменены специальной оценкой условий труда. Функции локальных назначаемых органов переданы внешним компаниям, которые специализируются в данной области. Профессиональные организации проводят ревизию мест исполнения трудовых обязанностей на предмет негативных факторов, которые могут оказывать губительное воздействие на здоровье занятых граждан.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает установление классов вредности, наличие опасных условий, определяет классификацию условий. По протоколам таких комиссий определяются размеры отчислений по страховым взносам. С введением нового порядка ревизия стала охватывать большее количество рабочих мест. Под проверку попадают не только производственные цеха, но и офисные помещения.

Качественный уровень проведения ревизий мест исполнения трудовых обязанностей долгое время оставался посредственным. Руководители предприятий не только проводили проверку формально, но и фактически занижали класс опасности для снижения финансовых рисков. Например, такой фактор — АПФД в аттестации рабочих мест часто не соответствовал действительности.

Перевод ответственности за безопасные для человека условия производства позволил повысить качество труда. Улучшение условий и приведение уровня социальной защищенности в нормативное состояние стали возможными вопреки воле администрации предприятий. Упреждая вопрос, аттестация рабочих мест на сколько лет действительна, законодатель установил предел до конца 2018 года. Результаты прошлых ревизий пока еще разрешается использовать для назначения размеров пенсионных отчислений. За это время каждая организация должна пройти соответствующие проверки.

Как проводится аттестация рабочих мест, сколько лет действует и другие вопросы, касающиеся организации безопасных условий труда работников, теперь приняты специализированными организациями. За соблюдение сроков обращения к профильным юридическим лицам обычно отвечают кадровые службы.

Аттестация рабочих мест на сколько лет действительна

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

1. Проводится за счет средств работодателя. Такой порядок используется крупными предприятиями.

2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.

3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Весь процесс специальной оценки рабочих мест можно представить в виде нескольких этапов:

1. Подготовительный этап, который заключается в подготовке к проведению работ.

2. Основной этап, который заключается в самой проверке.

3. Заключительный этап, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований.

4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.

5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Руководитель организации, которая подвергается спецоценке рабочих, назначает председателя комиссии.

Председатель комиссии в свою очередь формирует комиссию.

В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • инженер по ОТ;

  • сотрудник кадровой службы;

  • механик;

  • электрик или энергетик;

  • бухгалтер по начислению зарплаты;

  • медицинский работник;

  • член профсоюзной организации;

  • технолог.

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам охраны труда по ряду направлений:

  • соответствие гигиеническим нормам;

  • опасность получения травмы на рабочем месте;

  • наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;

  • комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности.

Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами.

Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.

  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.

  3. Название приборов измерений.

  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.

  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.

  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.

  7. Автограф ответственного лица за измерение.

  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить, какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных и сопоставления их с нормативами определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом рабочем месте, действующие льготы и компенсации, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью аттестационной карты

— выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности;

— определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до работника условия будущей работы.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Оборотные активы
  • Бухгалтерский баланс
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Идентификации наличия опасности и вреда не подлежат такие РМ:

  • если профессия, должность или специальность сотрудника числится в списке организаций, предприятий, видов деятельности и т. д., по которым сотрудникам назначается досрочная страховая пенсия по возрасту;
  • если для них законодательством установлены компенсационные выплаты и прочие гарантии.

Также не нужно дополнительно исследовать РМ, если по результатам предыдущих оценок уже было установлено наличие негативных факторов.

Роспотребнадзор настаивает на том, что работодатели не должны пренебрегать периодичностью проведения проверок. В случаях, которые являются основанием для переаттестации, нужно незамедлительно действовать согласно инструкции и программе АРМ. Также необходимо помнить о противопожарной безопасности как на отдельных РМ, так и в организации в целом. Проверять годность оборудования, и в случае неисправности чинить или заменять на новое.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Замена прежней аттестации новым пакетом мероприятий была обусловлена необходимостью создания более прогрессивной технологии, максимально приближенной к мировой практике. Поэтому с 1 января 2014 г. вступил в действие новый ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда». Его положения регламентируют последовательность выполнения процедуры, формируют требования к проводящим ее экспертам, формулируют критерии исследования.

Главным отличием СОУТ от ранее действующей системы аттестации служащего персонала учреждения является отказ от предоставления стандартных гарантий и компенсаций, доскональное изучение опасности фактического воздействия негативных факторов на состояние здоровья каждого сотрудника. Для этого комиссия в рамках проверки выполняет следующие мероприятия:

  • изучает предоставленные работодателем данные;
  • обследует имеющиеся в наличии рабочие места;
  • опрашивает работников и их руководителей.

Важным преимуществом СОУТ над прежней аттестацией является введение таких новшеств.

  1. Снижение нагрузки на администрацию предприятий, предоставляющих нормальные условия для трудовой деятельности персонала. Теперь она освобождается от регулярного выполнения дорогостоящей процедуры и отчисления взносов по страховке.
  2. Усиление контроля и ужесточение требований к владельцам вредных производств. Их обязуют доступными средствами улучшать условия трудовой деятельности и сокращать рабочие места с вредоносным производственным микроклиматом.

Для определения уровня вредности трудовой деятельности сегодня используются различные варианты. Наиболее распространенными и приемлемыми в современных условиях считаются следующие.

  1. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится за счет руководства. Такая практика применяется на крупных предприятиях, располагающих большим штатом служащего персонала.
  2. Процедуру выполняют сторонние компании, уполномоченные осуществлять всестороннее изучение условий производства. Как правило, все они имеют специальный сертификат и соответствующую лицензию.
  3. Проверка проводится в тесном сотрудничестве проверяемой организации и независимой фирмы. Первая выполняет всю подготовительную и финансовую работу, а вторая осуществляет замеры.

Усовершенствованный вариант аттестации сотрудников реализуется в несколько этапов.

По инициативе руководителя организации, в которой проходит проверка, выбирается председатель комиссии. Как правило, на эту должность назначается специалист, несущий ответственность за ОТ, например, инженер. Он в свою очередь формирует группу, в которой должно присутствовать нечетное количество представителей:

  • специалист, занятый в области ОТ;
  • представитель нанимателя, компетентный в актуальных вопросах производства;
  • члены профсоюзной организации предприятия;
  • уполномоченное лицо аттестующей компании или фирмы.

Распространенной считается практика, когда в состав входят:

  • специалист по охране труда, имеющий инженерное образование;
  • сотрудник отдела кадров;
  • электрик или энергетик;
  • механик или сварщик;
  • бухгалтер, занимающийся начислением зарплаты;
  • медицинский работник;
  • член профсоюзной организации;
  • инженер-технолог.

Привлечение лица сторонней фирмы, уполномоченной аттестовать рабочие места, является непременным условием. Самостоятельное выявление и фиксация нарушений без присутствия доверенного лица считается незаконным. Вообще же аттестующая организация обладает широким перечнем функций.

  1. Осуществление руководства и контроля всех этапов проверки.
  2. Составление пакета документов, которые понадобятся для мониторинга, и тщательное изучение его положений.
  3. Формирование списка рабочих мест, подлежащих оценке, указание степени травмоопасности каждого из них, а также факторов производственной среды.
  4. Подготовка предложений по изменению ситуации и восстановлению условий производства в соответствии с требованиями ЕТКС.
  5. Присвоение каждому рабочему месту определенного класса опасности.
  6. Подписание актов проведенной аттестации.
  7. Подготовка рекомендаций по изменению пунктов в трудовом соглашении.
  8. Составление плана мероприятий по восстановлению условий производства в соответствии с положениями нормативных актов в области ОТ.

Важно знать! Если на предприятии большая численность персонала, то применяется выборочный метод идентификации с формированием списка аналогичных мест. Изучению подвергается не более 20% их суммарного количества, а результаты транслируются на всю оставшуюся совокупность.

Существует несколько вариантов объяснения, с какой целью проводится специальная аттестация. Одним из них является определение степени соответствия неудовлетворительных факторов трудовой деятельности государственным требованиям ОТ по ряду направлений.

  1. Наличие норм производственной гигиены и уровень их соответствия.
  2. Высокий риск травмоопасности или смерти на рабочем месте.
  3. Снабжение персонала спецодеждой, средствами индивидуальной защиты.
  4. Комплексная оценка всех условий.

Соответствие гигиеническим нормам определяется по наличию вредных и опасных факторов, в том числе химических, биологических, а также степени их тяжести. Оно проводится с помощью измерительной аппаратуры, принадлежащей специализированным фирмам. По окончании процедуры результаты оформляются протоколом, который подписывается лицом, выполнившим замеры, а также всеми членами сторонней организации или собственно комиссии.

Что такое аттестация рабочих мест, ее цели и сроки действия

Датой начала проведения СОУТ считается день, когда был подписан приказ руководителя о выполнении процедуры и утвержден график предполагаемых мероприятий. Согласно существующим правилам, срок действия плановой аттестации рабочих мест составляет пять лет. Следовательно, проверку на идентификацию условий труда с нормативами безопасности следует выполнять не раньше, чем истечет установленный период. При введение в эксплуатацию новых вакансий, их оценка должна состояться не позднее, чем через два месяца (60 суток).

Сначала мероприятия по спецоценке именовались «Аттестация рабочих мест», затем их переименовали в СОУТ (специальную оценку условий труда). С 2014 года основные нюансы проведения этой процедуры регламентируются Законом от 28.12 2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

С тех пор этот закон изменялся 5 раз: законами от 23.06.2014 № 160-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 01.05.2016 № 136-ФЗ, от 19.07.2018 № 208-ФЗ и от 27.12.2018 № 553-ФЗ.

Несмотря на то, что процедура проведения СОУТ уже изучена и не первый год применяется на практике, законодательство о спецоценке продолжают корректировать. Цель поправок — повышение качества проведения спецоценки в целях обеспечения гарантий и прав работников.

Сейчас на подходе очередной пакет поправок в Закон № 426-ФЗ ─ проект № 769142-7 уже находится в Госдуме. Начало применения новой редакции закона запланировано на январь 2020 года.

Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.

Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.

Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:

  • на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
  • сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.

Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.

Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.

С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).

Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:

  • в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в форме электронного документа, подписанного УКЭП.

Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:

  • 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
  • В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).

Спецоценка 2020: новые правила

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки

Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное

не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ

«О специальной оценке условий труда»)

2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки

В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую

СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического

процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние

на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.

3

СОУТ проведена компанией, не имеющей

соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным)

Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ.

Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ

4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ

Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ,

чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест.

За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:

  • должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • компании — от 60 000 до 80 000 руб.

Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.

Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.

  • С 2020 года в Закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ вносятся изменения и дополнения, по которым у участников СОУТ появятся новые обязанности.
  • Компания-оценщик будет обязана до начала проведения СОУТ зарегистрировать работодателя в ФГИС СОУТ и сообщить ему присвоенный ему этой системой идентификационный номер — без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным.
  • Использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета).
  • У компании-оценщика появится новая обязанность по информированию работодателя о факте отправки сведений в ФГИС СОУТ о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений в информационную систему.
  • С 2020 года штрафы за нарушение порядка проведения СОУТ и непроведение спецоценки будут начисляться не только по результатам проверок, но и в автоматическом режиме по результатам мониторинга сведений, имеющихся в информационной системе.

Задачи у обеих проверок одинаковые. Это:

  • выявление классов по вредности условий труда;
  • определение компенсаций и установление гарантий на основании требований ТК РФ;
  • организация, проведение медосмотров.

Составлялась и заполнялась карта аттестации рабочего места. Эта процедура осталась. Документ стал содержать более полную информацию о работнике и его месте работы. Основная цель специальной оценки условий труда и современного инспектирования — планирование, реализация мероприятий по улучшению условий труда, информирование о безопасности рабочих мест сотрудников организации.

Современная охрана труда — как выстроить эффективную систему на предприятии. Об этом и многом другом наш дистанционный курс.

Это целый комплекс действий. Он включает анализ рабочих мест на предмет наличия факторов, негативно влияющих на здоровье человека и уровень их отклонения от нормы. Алгоритм проведения СОУТ установлен на уровне законодательства — в ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013 и Приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Закон определяет не только понятие, периодичность проведения спецоценки условий труда для различных организаций и методику проведения, но и то, сколько действует СОУТ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены