Что мне делать,что бы ребёнок не попал в дет.дом?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что мне делать,что бы ребёнок не попал в дет.дом?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Как мы его определяем?

Все очень просто. Здесь мы показываем материалы с максимальным числом просмотров за последнюю неделю. В этот рейтинг может попасть любой материал сайта, включая запись в личном блоге. Редакция оставляет за собой право убрать из рейтинга какие-то материалы, противоречащие правилам проекта, но эта мера используется только в крайних случаях.

Как не дать ребенку попасть в детский дом?

Аня — классический пример ребенка, которого боятся получить приемные родители. Именно поэтому в анкетах детей из детдомов сотрудники опеки стараются отметить их бесконфликтность, усидчивость, дружелюбие, потребность в ласке и доме, вежливость, бережное отношение к малышам.

На самом деле, говорит Елена, с тихим спокойным ребенком может возникнуть не меньше проблем, чем с бунтарем-хулиганом.

Каждая история ребенка, оставшегося без попечения родителей, уникальна, поэтому точно предугадать, какое поведение он выдаст, оказавшись в приемной семье, трудно.

Но психолог Елена Мачинская говорит, что чаще всего «психический вынос» связан с ощущением предательства. Ребенок становится недоверчивым, подозрительным, он будет очень долго проверять приемных родителей, пытаться подловить их на минимальной лжи, в мелочах.

«В первый год нашей жизни доходило до абсурда: к примеру, я утром сказала, что зайду купить яблок, а потом закрутившись, забывала. Или говорила, что вернусь с работы в восемь, а приходила на 20 минут позже. И начинался допрос и истерика: «Все, тебе нельзя верить, ты меня обманула, значит, ты меня вернешь, ты меня бросишь!»

Директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова говорит, что начинающим приемным родителям чаще всего не хватает самых простых вещей: возможности погулять вокруг дома, полежать в ванной, отдохнуть на диване с чашкой чая и посмотреть телевизор, почитать.

С подобными проблемами сталкиваются мамы младенцев, и часто именно эта несвобода становится причиной послеродовой депрессии. Чтобы помочь приемным родителям избежать эмоционального выгорания, фонд создал программу «Передышка», которая предоставляет услуги няни на 16 часов в месяц: график составляет сам родитель, можно, к примеру, разбить ее посещения на два раза в неделю по два часа, а можно сразу взять два дня по восемь часов.

«Изначально мы думали сделать для родителей такие разгрузочные дни: давать билеты в театр, в кино, на выставки, в спа или на маникюр, — рассказывает Яна Леонова. — Но оказалось, что им это все не особо нужно, они хотели просто глоток свободного времени, просили: «Можно мы просто сходим в магазин? Или в поликлинику?» И когда «Передышка» заработала, мы были поражены, какой на нее спрос».

1. Несовпадение ожиданий с реальностью

  • Не все проблемы со здоровьем ребенка-сироты будут проявляться в учреждении. Некоторые, особенно поведенческие проблемы, станут очевидны только дома, из-за этого приемный родитель часто не может правильно оценить свои ресурсы.
  • Потенциальный приемный родитель во время знакомства часто видит идеального ребенка, а не настоящего. Важно понимать, что, оказавшись в детском доме, ребенок уже имеет непростой жизненный опыт, который так или иначе оказывает влияние на его поведение и отношение к окружающим. До пандемии проводились дни открытых дверей в ЦССВ и детских домах, где можно было пообщаться с ребенком. Но это все равно искусственная обстановка, где ребенок не может полностью раскрыться. Часто приемный родитель берет ребенка и имеет слабое представление о его характере и темпераменте. Он увидел только картинку, которую ему показали за два часа. Несовпадение ожиданий с реальностью может привести к внутреннему конфликту у приемных родителей, к страху, к пониманию того, что они не знают, как реагировать в тех или иных ситуациях на поведение приемного ребенка.

2. Сложная адаптация

Подавляющее число приёмных семей проходят период адаптации. В каких-то семьях она проходит более спокойно, а в каких-то — по сложному сценарию.

  • Будущие приемные родители должны обсудить решение взять ребенка со всеми членами семьи. Это своего рода профилактика, потому что в процесс адаптации будут вовлечены не только приемные родители, а все окружение. Если супруг, супруга, бабушка или дедушка были изначально настроены против решения взять приемного ребенка, на адаптации это тоже будет сказываться. Также важно обсудить свое решение с кровными детьми, грамотно подготовить их, вместе обсудить вопросы, которые вызывают тревогу.
  • Важно помнить, что проблема не решится сама. Возвраты, которые произошли после длительного пребывания ребенка в семье, это следствие каких-то неразрешенных конфликтов. Например, родители поняли, что что-то идет не так, но решили, что просить помощь — стыдно. Они думают, что трудности носят временный характер, сильна надежда, что любовь поможет «отогреть» ребенка.

Конечно, любовь и забота — это важно, но не менее важно понимать, что без помощи и поддержки специалистов проблема может и не решиться

Постепенно накапливаясь, она приведет к серьезному кризису в отношениях между ребенком и родителем.

3. Возвраты из-под родственной опеки

Около половины возвратов — это родственные возвраты. Бабушки и дедушки или другие близкие родственники не справляются и сами отдают детей в интернаты, либо делают это под влиянием школы, органов опеки или комиссии по делам несовершеннолетних.

Должна быть качественная подготовка приемных родителей. В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» есть дополнительные модули: особенности детей подростков, особенности детей с ОВЗ. Чем больше знаний получает будущий приемный родитель, тем более осознанное и взвешенное решение он примет в дальнейшем. Он сможет почувствовать свои возможности и ресурсы. Это может стать профилактикой возвратов.

Люди, движимые лучшими побуждениями, но не владеющие информацией об особенностях детей с сиротским опытом, могут принять решение, не рассчитав грамотно свои силы и возможности

«Я столкнулась с этим во время карантина, — рассказывает психолог сопровождения Ольга Сидорова. — Мне позвонила женщина, которая в базе увидела анкеты детей». «Потрясающие, маленькие, похожие на ангелочков. Я хочу их быстрее забрать». Так она мне говорила. Я спросила: «А вы обратили внимание, какая у них группа здоровья, какой статус? Как вы думаете, у вас есть ресурсы, чтобы принять в семью сиблинговую группу? А если это дети с ограниченными возможностями здоровья? А если у детей есть кровные родственники, которые захотят поддерживать общение с детьми?»

Родственникам ребенка, которые готовятся стать его опекуном, нужно ответственно относится к ШПР. «Не так уж редко я слышу: «Это мой племянник (племянница). Я его знаю с пеленок. Мне бы побыстрее, просто получить бумажку» или «Главное — любить ребенка, это важнее всего. Я всегда объясняю, что это не совсем верный подход. В любом случае есть психологические особенности, не зная о которых можно прийти к глубинным противоречиям и довести ситуацию до возврата».

Ребенку и семье тяжело жить в напряжении и страхе быть отвергнутыми. Если опекунами становятся родственники, с ними нужно проводить занятия на принятие ребенка, на принятие ситуации, на проживание чувства вины и стыда. С одной стороны, они чувствуют, что они как семья виноваты в том, что ребенок/ сестра/брат неблагополучные. С другой стороны, они испытывают стыд из-за общественного осуждения. Часто они не выбирали этого ребенка, это не было их осознанным решением, на них это свалилось. Поэтому так важна для них психологическая поддержка.

Если рассмотреть внутрисистемную иерархию детского дома, она разделяется на 4 вида: об этом мало кто знает. Зайчата, лисята, волчата и медвежонок. Медвежонок — это всегда один ребенок, либо мальчик, либо девочка, которая вообще всеми управляет. Это будущий зек. И вот за счет него идет управление всей системой. Почему детские дома до сих пор более или менее управляемы? Убери этого медведя, дети все разбегутся, а он их сдерживает. Он руководит волчатами, волчата — лисятами, а зайчатами сопливыми, которые поют песенку про мамонтенка, не надо руководить. Их задача спонсоров жалить. Вот и вся система.

В детский дом ребенок приходит совершенно заброшенный, ему пора по возрасту, например, в третий класс. Тот факт, что он вообще читать не умеет, никого не интересует. И, стало быть, ребенок не успевает, и у него как минимум задержка развития — а если он плохо себя ведет, что тоже не редкость, то есть простой способ с этим бороться. Он называется психиатрическая служба. В лучшем случае, ребенку делают укол и увозят в больницу на пару недель, и он может оттуда выйти уже с диагнозом — это тоже вполне принятая практика.

Несем добро: как посетить детдом и не навредить детям?

— Светлана, какие особенности в устройстве отечественных сиротских учреждений могут породить у детей различные проблемы? И какие, соответственно, это проблемы?

— Отечественная система сиротских учреждений, в первую очередь, плоха тем, что у ребёнка в ней нет возможности сформировать привязанность к каким-то близким людям.

Очень часто встречаются представители органов опеки, которые говорят: дабы чего-то не случилось, ребенка лучше изымать из кровной семьи даже в тех случаях, когда нет прямой опасности для его жизни.

Однако психологи утверждают: даже плохая семья, в которой есть минимальная забота и нет насилия над ребенком, для формирования его как личности гораздо лучше, чем хорошее сиротское учреждение.

Что мы видим в сиротской системе? Перед ребенком проходит огромное количество взрослых чужих людей. Это — обслуживающий персонал: нянечки, воспитатели, медсестры, и так далее. И ребенок привыкает к тому, что люди вокруг него постоянно меняются. Меняются и окружающие его дети — одних привозят, других забирают в приемные семьи, возвращают родителям; потом самого ребенка по возрасту переводят в следующую группу… С точки зрения психологических основ это означает, что ему незачем бороться за хорошие отношения с близкими.

— Отечественная пресса в последнее время переполнена страшными картинами детдомовских детей, которые бьются головами об стены, сами наносят себе увечья. В чем природа подобного поведения?

— Действительно, существуют дети, и я их видела, которые, попадая из сиротского учреждения в приемную семью, своим поведением показывают, что они занимаются саморазрушением. Это и битье об стенки кроватей, и просто об стены, об раковину. Много таких моментов, как качание, сосание пальца, энурез, может быть, каломазание.

Для того чтобы понять природу подобных явлений, надо посмотреть на жизнь ребёнка. Мы видим, что сирота, который с раннего детства был лишен заботы взрослого, это, как правило, ребенок, научившийся выживать.

На консультациях мы обычно объясняем родителям: ваш ребенок сосет палец? Может быть, это не эстетично, некрасиво, но когда-то это было единственное доступное ему средство самоуспокоения.

Если ребенок бьется об стенки, раскачивается, то при всей внешней некрасивости и неприятности этого зрелища, мы говорим о том, что тем самым он когда-то сам заменял себе родителя, который бы его качал, успокаивал. В общем, ребёнок использует те средства, которые он сам нашёл, чтобы облегчить себе выживание в этом мире.

— Какие ещё особенности поведения можно наблюдать у детей из «системы»?

— Иногда у ребенка случаются истерики по поводу: «Зачем меня родили? Я никому не нужна! Лучше бы они меня сразу выбросили или убили, или что-то еще!» Одна, две беседы — и я понимаю, что у нее просто сиюминутное состояние. Спустя некоторое время, она говорит: «Ой, ну как же я рада, что я здесь живу!» Мне почему-то в этой фразе услышалось не просто про нашу семью и квартиру, а вообще про весь мир. То есть, получается своеобразная проверка значимости своего существования.

— Но мама, которая говорит подобные вещи, напротив, пытается предостеречь ребёнка…

— Да, такая логика есть очень у многих. Она состоит в том, что ребенок должен, подбираясь в своих мыслях или поступках к чему-то плохому — например, к алкоголю, — себя останавливать.

Но в этот момент хочется обратиться к родителям и сказать следующее. Например, у вас, как у многих людей, есть потребность в сладком. Представьте, как кошмар получится, если вам всё время будут говорить: «Если ты будешь есть сладкое, то будешь жирным». И так — постоянно.

Мама надеется, что ребенка подобная мера остановит, но на самом деле она только создает в его жизни очень большое напряжение. В результате запретная вещь становится для него очень значимой.

В итоге «ходи, куда хочешь, но только не туда, где алкоголь» начинает звучать как «ходи, куда хочешь, но только не на север» или «не думай про зеленую обезьяну». И ребенок начинает интересоваться: «А что же там, на этом севере, в этой зеленой обезьяне, в этом алкоголе?»

Мне кажется, особенно для приемных родителей, очень важно внутренне отпустить ребенка на предмет его будущей жизни. Мы живем вот таким образом, у нас такой уклад, такие привычки, я вожу детей на такие-то занятия, я читаю им Библию, я рассказываю им какие-то истории из жизни, в том числе духовной, рассказываю причины и следствия. Иногда мне трудно понять, что взрослая жизнь моих детей не есть стопроцентное следствие моего воспитания. Что есть и другие факторы, — может быть, их предыдущая жизнь, особенно у дочери, которая прожила какую-то её часть без меня.

Также как и со старшим сыном, ему девятнадцать. Притом, что я очень довольна тем, какой он получился, иногда думаю: «Надо же, такому я его не учила».

То есть для приемных родителей важно понимать, что, к сожалению, наши дети могут стать алкоголиками. Но точно так же могут стать алкоголиками и кровные дети. Нужно немножко отделить от себя эту ответственность.

— А существует ли стереотип, что приёмный ребенок должен чему-то соответствовать? Что он должен быть благодарным, красивым, умным, старательно заниматься, раз ему предоставили такую возможность? Этакий образ благодарного сиротки.

— Хороший стереотип. На мой взгляд, все, что мы делаем в этой жизни, мы делаем для себя, даже если нам кажется, что делаем для других. Для нас очень важно видеть, чувствовать, что мы получаем от своих поступков какое-то удовольствие.

Бывают достаточно длительные периоды, когда кажется, что никакого удовольствия в процессе принятия ребенка нет. То есть вот он уже дома, он изо дня в день тут ходит, плохо пахнет, отвратительно себя ведет. И мысли: «А где ребенок, который будет мне благодарен?» — вполне могут появляться.

С другой стороны, именно в этом случае родителям можно сказать: ваше понимание того, что вы сделали для этого ребенка, гораздо важнее его собственных чувств. Кроме того, история — длительный процесс. Если он не сказал вам «спасибо» в пятнадцать лет, то вполне возможно, поймет это гораздо позже. Хотя не факт, что это вообще когда-либо произойдет.

Мне кажется, родителям просто нужно быть готовыми к тому, что слов благодарности они не услышат никогда. Это сложно, но если это принять, то любая благодарность воспринимается как неожиданность: «Ой, надо же!»

— Бывает такое, что из «системы» выходят дети без особых проблем?

— Бывает, но я не знаю, как это просчитать. Наверное, это какая-то удача.

Свою младшую я нашла в ее два с половиной года. По терминологии Л. В. Петрановской, она относилась к такому типу нарушению привязанности, как «заморыш», то есть ребенок, внешне не очень симпатичный с отставанием в развитии, где-то не очень привлекательный для усыновителей. У нее было несколько отказов потенциальных усыновителей, и при этом она отказная с рождения.

Для кого-то это большой плюс, но для формирования привязанности это потенциально большой минус. Тем не менее, на мой взгляд, это оказался абсолютно подарочный ребенок. Не то, чтобы с ней совсем не было проблем, — их много. Но при этом есть ощущение, что тебе с этим ребенком повезло. Нет ощущения, что все ужасно и плохо, и все проблемы сразу передвигаются на уровень: нужно что-то делать.

— Название «подарочный ребенок» часто встречается на усыновительских сайтах и форумах. Что это вообще такое?

— У меня есть достаточно примеров, когда родители говорят: «Палец не сосет, не качается, не лезет к другим, не проявляет каких-либо отклонений». Мы часто в своем кругу говорим, что через несколько лет жизни в семье у нас дети становятся лучше, чем если бы мы сами их рожали. И мы видим, какими замечательными становятся эти дети, иногда сразу, иногда чуть позже. Поэтому, наверное, и существует большая, все возрастающая категория приемных семей.

Беседовала Дарья Менделеева

  • Психология отношений и знакомств
  • Семейная психология
  • Психология для молодых и целеустремленных
    • Психология общения.
    • Психология самоопределения
  • Детская психология
  • Психология красоты и здоровья
    • Как похудеть
    • Психология зависимостей
    • Как бороться со стрессом
  • Психология саморазвития
    • Зачем жить
    • Как добиться успеха
  • Психология влияния
  • Новости психологии
  • Истории успеха «неудачников»
  • Развивающие фильмы (рецензии)
  • Музыка для релаксации (рецензии)
  • Книги для саморазвития (рецензии)
  • Вдохновляющие цитаты, афоризмы и статусы
  • Распространенные случаи
  • Научные исследования и эксперименты
  • Практические методы
  • Мотиваторы
  • Притчи
  • Сказкотерапия
  • Праздники
  • Аудио поздравления на телефон

Еще через полгода мы решили отдать мальчика обратно… Знакомые и родственники называют нас предателями, многие перестали общаться, соседи больше не здороваются. Но никто из них не знает, что я почти поседела за эти месяцы с Кириллом, а мой муж перенес 2 микроинсульта: наше здоровье оказалось нам дороже.

И пусть не все меня поймут, но теперь я с ходу назову 5 причин не брать ребенка из детского дома:

  • если ему больше 2-3 лет, у него уже нарушена психика, бороться с этим почти нереально
  • ты все равно не чувствуешь на 100 процентов что он — родной
  • отношения с мужем серьезно ухудшаются
  • много денег уходит на психологов и других специалистов для коррекции поведения (ежемесячно мы отдавали по 20-30 тысяч рублей)
  • у 90% детей есть какие-то заболевания и патологии, о которых тебе заранее никто никогда не скажет, чтобы ты не передумал.

Дети, пережившие возврат в детдом, гораздо менее доверчивы, считает Инна Пасечник. «Самое страшное, что случается при возврате, — ребенок подтверждает свою теорию, что верить никому нельзя, — рассказывает она. — Человек пережил большое предательство, но все же думает: “Может, взрослые все-таки ничего?” Но возврат убеждает в обратном: “Я попробовал, я сходил, но сказки не бывает”».

Кроме того, «если ты ушел в семью, а потом вернулся, — это позорище внутри детского дома». «Приходится восстанавливать статус. Если я пришел с провалом, мне надо показать среди своих, что я не лыком шит, а дальше начинаются дурные способы — воровать, буянить, морды всем бить, доказывать, что я молодец», — рассказывает Пасечник.

Даже если удается найти новую приемную семью, у ребенка остается много проблем, одна из которых — нарушение привязанности. «Главное проявление — постоянная тревожность и страх, что в какой-то момент от него откажутся», — рассказывает Светлана Строганова из «Арифметики добра».

К тому времени как Елена Мачинская взяла в семью Нюру, у нее уже был опыт воспитания ребенка, дважды пережившего возврат в детдом. Аню — первую приемную дочь Елены — в опеке описывали так: «Девочка хорошая, нежная, так хочет дома жить». «Как я после поняла, они немножко слукавили, оказалось, что девочка не такая уж пушистая, ее дважды брали в приемные семьи и дважды возвращали в детский дом», — рассказывает Елена.

Обратно в детдом: почему опекуны отказываются от детей-сирот

В России установлен «приоритет кровной семьи», который органы опеки иногда ложно трактуют, рассказывает юрист Наталья Карагодина. Особенно часто это касается случаев, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы.

«Ко мне все чаще начинают обращаться приемные родители с вопросом, что будет, когда кровные родители выйдут из тюрьмы. Опека в таких случаях говорит, что ребенка заберут [в кровную семью], но это неправильно», — считает Карагодина. По ее словам, нужно учитывать, сколько ребенок прожил в приемной семье.

Ольга с мужем никогда не думали о приемном родительстве, но, когда узнали, что двоюродный племянник оказался в детском доме, решили: «Ребенка нужно спасать». «У меня была необходимость как можно быстрее домашнего ребенка вырвать из детского дома, меньше чем через год я его выцарапала», — рассказывает Ольга.

Она заранее постаралась найти психологов, которые помогут семье и мальчику принять друг друга, в Школе приемных родителей пыталась узнать, как подготовиться к появлению нового 12-летнего члена семьи. «На занятиях упор шел на проблемы с грудничками. Я все время пыталась перевести на тему подростков, но психологи подстраивались под большинство», — вспоминает Ольга.

Когда мальчик начал жить в семье, Ольга сразу пошла в опеку и попросила назначить занятия с психологом. «Первые полгода меня кормили завтраками. А найти частного специалиста именно по приемным детям было непросто. К тому моменту, когда специалиста все-таки выделили, ситуация уже сильно обострилась», — рассказывает Ольга.

Иногда за отменой по инициативе опекуна скрывается «добровольный» уход ребенка. В статистике такие случаи не выделяются: когда дети просят вернуть их в детский дом, родители чаще всего сами пишут заявление об отмене опеки.

«Ребенок просит вернуть его в детский дом не потому, что он не хочет быть в семье, а потому что ему очень тяжело, — считает Инна Пасечник. — Родители часто начинают говорить: “Слушай, ну вот ты себя так плохо ведешь, ну, наверное, мы тебе не подходим. Может, ты хочешь вернуться в детский дом?” Даже если они говорят фразу: “Я-то хочу, чтобы ты оставался, но ты же не хочешь”, дети-то все равно слышат: “Если ты уйдешь, я буду рада”. И в этот момент ребенок вполне может согласиться, потому что он это понимает как “я вам не нужен, я пошел”. И тогда как будто бы это отказ по желанию ребенка, но по факту это кризис, с которым не смогли справиться родители».

Но даже если ребенка выбирали не по каталогу, а, наоборот, подобрали ему семью с учетом всех особенностей его здоровья и поведения, это не гарантирует отсутствие проблем. Так было у Лены. Они с мужем несколько лет планировали взять ребенка из детского дома. В семье были крепкие отношения, супруги строили дом, уже родилась первая дочь. Пара пошла в школу приемных родителей, когда Лена была беременна второй дочерью. «Для нас стало открытием, что в детских домах здоровых детей нет — только подростки или дети с инвалидностью. На остальных стоят очереди. И если мы правда хотим помочь, то это должны быть такие дети», — вспоминает Лена.

Психологи посоветовали, когда лучше взять ребенка, учитывая возраст кровных детей. Когда старшей дочке исполнилось пять, а младшей — два, Лена с мужем взяли девочку Галю с психоречевыми нарушениями и врожденным мышечным заболеванием. «Мы были уверены, что готовы к ребенку. Знали, что трудно будет, но силы есть. Мы очень долго готовились», — рассказывает Лена.

Лена вспоминает, что в детском доме Галя была «милая, ласковая, за ручку держала, в глаза смотрела и улыбалась». Семью ничего не насторожило. После трех встреч семья решила удочерить Галю. Только при выезде воспитатели предупредили Лену, что у девочки синдром кукушонка и надо быть осторожнее, так как она может сильно обижать младших.

Дома Галя сразу стала вести себя агрессивно — первые три месяца была жесткая адаптация, она пыталась найти место в семье, вспоминает Лена. Галя стала обижать младшую дочь, но Лена с мужем не сразу это заметили, так как в их присутствии Галя, наоборот, ее гладила. Из-за этого у младшей дочки случился откат в развитии, вспоминает Лена. Она стала писаться под себя, перестала разговаривать, начала мычать, ложилась на пол и долго плакала. «Я думаю, чего она злится? Галя такая добрая, — говорит Лена. — А потом мы увидели, как она ее обижала. Когда они были один на один, Галя один раз ее чуть не убила кирпичом. Повезло, что она слабенькая, муж вовремя заметил, и кирпич упал рядом с младшей, а не на нее. У нас сразу никакой любви — все пропало. Был инстинкт защитить своих кровных детей».

Лена с мужем решили работать над поведением девочки с помощью специальных книг. В органы опеки за помощью семья не обращалась из-за боязни осуждения. «Им было непонятно, почему мы взяли тяжелого ребенка из детдома, имея своих кровных. Они многое повидали и считали, что это ради выгоды. Поэтому мы боялись сказать, что у нас начались проблемы», — вспоминает Лена. Когда у Гали стало хуже со здоровьем, семья поставила ее на учет в Московский хоспис. «Там психолог сказал нам завязывать, иначе мы себя погубим. Мы обращались еще к четырем психологами, и все говорили, что нам надо ее сдать [обратно в детдом], — говорит Лена. — В это же время у старшей дочки начались проблемы: в детском саду она сидела в углу, раскачивалась и ни с кем не общалась. Психолог сказал: „Я вижу, что у вас есть проблема. Приемная дочка — ваша проблема. Вам от нее надо избавиться“. Но куда мы избавимся? Это наш ребенок, нет пути обратно».

Родители восстанавливались и набирались сил, когда Галя ходила в детский сад. Но во время самоизоляции семья снова оказалась на грани возврата. Галя всех называла мамой, а к Лене обращалась со словами: «А ты умирай — я себе другую маму найду». Тогда семья обратилась в фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». «Их психолог нам объяснила, что у Гали из прошлой жизни тяжелые травмы: жестокое обращение, в том числе последствия сексуального насилия, нет привязанности. Ребенок полностью сломан. [У нас дома] она почувствовала безопасность, и начали всплывать последствия этих травм, — вспоминает Лена. — Я была не готова, была уставшая. Нам показали, что можно спокойнее реагировать, зная ее прошлое. Сейчас стало легче».

  • Вижу, что с ребенком жестоко обращаются родители. Я могу вмешаться? Как ему помочь? Инструкция

Отношения в семье постепенно складываются. Когда Галю госпитализировали в хоспис, две кровных дочки Лены с первого дня спрашивали, где она находится. У самой девочки, хотя ей сейчас пять лет, начался кризис трех лет — но это считается хорошим признаком развития для ребенка из детского дома.

Адаптация приемного ребенка в среднем длится от одного года до пяти лет — и подготовить ребенка к семейной жизни заранее невозможно. «Для приемного ребенка слово „семья“ может быть пугающим. Сколько бы вы ни говорили, что семья — не всегда плохо, если его опыт говорит, что это опасно, то поверить в другое трудно», — рассказывает Алена Синкевич. Первое время, говорит Синкевич, ребенок в приемной семье пытается вести себя так же, как в условиях детского дома, и не понимает, зачем ему отказываться от старых установок. Он привык к условиям, где очень мало разрешено и почти ничего нельзя — работают четкие правила. Следуя им, ребенок может быть успешным. В семье же порядок держится на ответственности. Из-за этого ребенок не понимает, как же теперь жить. Синкевич отмечает, что ребенок может руководствоваться идеей, что ему важно выжить прямо сейчас, а что будет дальше — не важно. «И его тогда бесполезно просить о чем-то, его не волнуют понятия стыда и репутации. Он делает все, чтобы выжить: „Если я это не сделаю, завтра может не наступить“», — объясняет координатор «Близких людей».

Схемы выживания у ребенка из функциональной семьи и детского дома отличаются, говорит Синкевич. В семье достаточно быть рядом с мамой, и все будет хорошо. В детском доме ребенок один — он должен сам о себе позаботиться. Такой ребенок ни к кому не привязывается и не понимает, что могут быть особые близкие люди — для него все взаимозаменяемы. «Их жизнь научила, что привязываться не нужно, и то, что мы называем корыстолюбием и равнодушием, — это модель выживания. Чтобы выжить в такой системе, ты должен научиться брать ресурс, откуда можешь. Обязательно возьми, сколько можешь — иначе не выживешь. У ребенка нет того, кто его защищает. Адаптация в семье заключается в том, чтобы ребенок отказался от одной схемы и принял новую», — объясняет Синкевич.

Как сдать ребёнка в детдом, если он надоел?

  • Уважаемые и достойные люди Выпускники петербургского детдома обвинили других воспитанников и учителей в сексуальном насилии. Подкаст «Медузы»
  • Дети, которые говорили странные вещи Евгений Берг рассказывает историю Лазурненского интерната. Его сотрудников обвинили в изнасиловании детей

Универсальных правил для адаптации в новой семье нет — все зависит от опыта конкретного ребенка. Например, ребенок, который какое-то время жил в функциональной семье с любящими родителями, будет горевать, что лишился близких, но понимать, что такое значимый взрослый и как с ним можно взаимодействовать. Хуже — если ребенок провел в детдоме всю жизнь или сталкивался только с негативным опытом общения с близкими взрослыми, говорит Синкевич.

Перед тем, как оказаться в детдоме, Антон рос с двумя сестрами — старшая заботилась о нем, по сути, выполняя функцию значимого взрослого. Но, помимо этого, семья была крайне неблагополучной. Из-за нехватки еды дети с раннего возраста научились воровать. Кровные родители избивали Антона, ради смеха поили водкой, занимались сексом в его присутствии. В детдоме он оказался в пять лет. С тех пор от Антона дважды отказывались приемные семьи.

В третьей семье, где Антон живет сейчас, он оказался совершенно случайно — его приемная мама Ольга не собиралась брать еще одного ребенка. На тот момент у нее был кровный 11-летний сын и две приемных дочери с расстройством аутического спектра. Ольге написала знакомая психолог из школы приемных родителей и рассказала про восьмилетнего Антона, которому на тот момент грозило уже не только возвращение в детдом. «Я сказала, что могу попробовать помочь: взять его временно и искать семью. Потому что если Антона сейчас никто не заберет, его поместят в психиатрическую больницу, диагнозы усугубятся. А с каждым возвратом поведение у ребенка ухудшается — с таким бэкграундом его уже никто не заберет», — вспоминает Ольга.

  • Воспитательная психиатрия Как российских сирот отправляют в психбольницы за плохое поведение

Антон, Ольга, знакомая-психолог и прошлая приемная мама встретились в опеке и за полтора часа оформили предварительную опеку. «К ребенку тогда подошла сотрудница органов опеки и говорит: „Смотри, это уже не твоя мама, а вот это уже твоя мама. Ты понял?“ — и все. Предыдущая мама отвезла Антона с его вещами к нам домой», — рассказывает Ольга.

Сначала Ольга действительно искала Антону новую семью, даже создала отдельную группу в фейсбуке, куда приглашала потенциальных родителей. Но через полтора месяца решила, что мальчика нельзя больше никуда отдавать. «Конкретно его нельзя возвращать — очередное перемещение его сломает», — говорит Ольга.

В ее семье Антон живет уже три года — за это время он ужился с другими детьми. Хотя первое время синдром кукушонка был и у него: Антон вел себя агрессивно и старался переключить все внимание Ольги на себя. За то время, пока он жил в одной комнате со старшим сыном Ольги, у последнего развилась легкая форма депрессии. Из-за этого семье пришлось переехать в другую квартиру, чтобы расселить всех детей по разным комнатам.

Антон также проявлял аутоагрессию: бился головой об стену, просил выбросить его на помойку, кричал, что всех ненавидит, щипал себя до черных синяков. «Он махался: „Я себя убью, сброшусь“. Чуть одноклассницу не убил. Были поджоги, воровство, сексуализированное поведение — и каждый день, а не время от времени», — вспоминает Ольга.

По ее словам, важно понимать, из-за чего ребенок так себя ведет. «Я видела, что ребенок просто страдает. Это не истинные его эмоции, а боль, отчаяние, усталость от того, что его жизнь так складывается», — рассказывает Ольга. Это понимание давало Ольге опору, хотя часто возникало чувство, что она находится на пределе своих ресурсов. Ольга обращалась к специалистам. Больше года они с Антоном ходили к трем психологам, в два фонда: «Арифметика добра» и «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

«И я много с ним говорила, границы ставила. Много раз проговаривала, что я его никуда не дену, что у нас есть правило в семье — детей не возвращать, — говорит Ольга. — Что он сам по себе хороший — только поступки плохие, что он не виноват в таком отвратительном поведении, что оно обоснованное и понятное — и я не осуждаю его. Он сначала кричал, что слушаться не будет, что будет еще хуже, но я свою линию гнула, говорила, что он хороший. В целом транслировала ему устойчивость, уверенность и надежность. И это сработало постепенно, хотя, конечно, есть еще хвостики».

  • Новости
  • Истории
  • Разбор
  • Игры
  • Шапито
  • Подкасты
  • Meduza Live
  • Вечерняя Медуза
  • Срочные новости
  • Все новости
  • Шапито
  • Бот
  • О «Медузе»
  • Кодекс редакции
  • Блог
  • SecureDrop

Отчаянный шаг: как отдать своего ребенка в детский дом временно или навсегда?

Первый раз шла на работу с большим желанием помогать. Это был специализированный интернат, где жили дети с разными психо-физическими нарушениями, в том числе тяжелыми. До этого я много раз была в интернатах с волонтерами, думала, что знаю о них все.

А тут вижу: сидит мальчик на подоконнике, и вокруг что-то разлито. Я издали сразу даже не поняла что, думала, может, компот какой.

Подошла, а он… разгрыз себе зубами вену и сидит весь в луже крови….

Дети в интернате всякие: и агрессивные, и злые, и непослушные. Порой они тоже совершают ужасные поступки. Один мальчик все мечтал убить птицу и однажды все-таки убил… Я тогда поняла, что, если сейчас ничего не предпринять, из него просто вырастет маньяк.

У абсолютного большинства родителей лишение прав из-за злоупотребления алкоголем. На этой почве они нередко совершают преступления и попадают в места лишения свободы (МЛС).

Есть больные люди с расшатанной психикой, которые в итоге кончают жизнь самоубийством. Много шизофреников. Их не лишают родительских прав, у них просто изымают детей временно. И этих детей, соответственно, нельзя усыновить.

Идеальных родителей нет. В своей семье дети рано или поздно бывают недовольны родителями, также как и родители всегда хотели бы что-то исправить в поведении детей. Но ведь далеко не всегда эти конфликты «отцов и детей» становятся поводом задуматься, как сдать ребенка в детдом. Причины для отказа от ребенка могут быть разными — сиюминутные спонтанные решения, являющиеся следствием бурной ссоры или конфликта с ребенком, а также взвешенные и принятые в результате сложной семейной ситуации. Не спешите сразу осуждать таких родителей (а, как правило, это одинокая мать), бывают действительно непростые случаи. Реальная жизнь порой подкидывает ситуации, которые гораздо затейливее самого запутанного сериала.

Некоторым знакома ситуация — одинокая мать, живущая в отдаленном районе, хочет уехать на заработки ради своей семьи в крупный город или за границу. Оставить ребенка не с кем, и она приходит к решению: «Хочу сдать ребенка в детдом. Временно!». Предполагается, что мать не бросает свое чадо навсегда, только до тех пор, пока не заработает на жизнь. Ситуация может быть усугублена тем, что у матери детей может быть несколько, и одному из них требуется дорогостоящая срочная медицинская помощь.

Иногда родителям приходится задумываться о возврате в детдом приемных детей. Известна ситуация, когда приемные родители взяли ребенка в семью с уже имеющимися родными для них детьми. Спустя некоторое время выяснилось, что у приемного ребенка есть серьезное психическое отклонение, по причине которого он практически терроризирует младших детей в семье. Причем, ребятишки в силу возраста дать отпор ему не могут, а при взрослых приемный мальчишка ведет себя адекватно. Родители не поспешили сразу избавиться от него, напротив, устраивали неоднократные беседы, искали другие способы воздействия, которые не увенчались успехом. Более того, они и сами привязались к приемному сыну, прекрасно отдают себе отчет в том, каким психологическим ударом для приемыша может обернуться возврат его в детский дом, но, глядя на синяки и побои на младших детях, просто не видят иного способа решения вопроса.

Жизнь после детдома: каким видят свое будущее дети-сироты

Не всегда родители могут справиться и с родным для них ребенком. Причины этому разные, но результат один — родители утратили свой авторитет и не могут оказать должного влияния на подростка. Последний агрессивен, видит в родственниках угрозу своей свободе, норовит удрать из дома, да еще и прихватить что-нибудь из вещей, а родители не чувствуют себя в безопасности, находясь рядом с ним. Вправе ли они принять суровое решение в воспитательных целях, или им стоит покорно ждать своей участи? Отвечает на такой вопрос каждый родитель самостоятельно в каждом конкретном случае. Ждать помощи или совета от других в таких вопросах не стоит — это ваш личный выбор и ваша ответственность.

Перед тем, как принять окончательное решение, нужно иметь правильное представление о том, как живут дети в детдоме и как формируется их личность там. Это место, где у детей не сможет выработаться устойчивая привязанность к человеку, к так называемому психологами «значимому взрослому». А без этого, по мнению Л. Петрановской — российского психолога, педагога и публициста, невозможно формирование полноценной личности. Любой ребенок должен ощущать за собой надежный тыл, знать, что у него есть тот, кто его защитит.

Проживая в детдоме, он видит много взрослых (логопеды, психологи, воспитатели, библиотекари, уборщицы и так далее), но ни один из них не привязан к нему лично, и он, соответственно, не привязывается ни к кому. Чувство близости и преданности способно сформироваться только в условиях разделения на своих взрослых и чужих. Проживая жизнь без значимого взрослого, ребенок, по сути, находится в ситуации постоянного стресса и страха. Окружающий мир для него не открытый, интересный и познавательный, а холодный, безжалостный и враждебный.

О том, какие дети в детдомах, расскажет еще один факт, характеризующий жизнь в детских учреждениях — тотальная невозможность воспитанникам вести свою личную жизнь. В детском доме происходит постоянное нарушение границ личного пространства — общий душ, туалет, негде уединиться со своими переживаниями и мыслями. Ребенок привыкает, что его постоянно осматривают, за ним наблюдают чужие для него взрослые и такие же чужие и не всегда доброжелательные дети.

Проблемой для будущей жизни человека, выросшего в детдоме, является невозможность научиться нести ответственность за свою жизнь и свои действия. С одной стороны, постоянное отсутствие проблем с ежедневными заботами о том, где взять еду и как постирать грязную одежду облегчают жизнь, с другой стороны, воспитанник привыкает, что кто-то должен выполнять эту работу для него ежедневно.

Подводя итог, можно сказать, что вопрос о передаче собственного ребенка в детский дом в каждой конкретной ситуации всегда решается индивидуально. Возможно, другого выхода действительно нет. Это вопрос морально-этического плана и каждый на него отвечает по-своему. Очень важно, чтобы в случае положительного ответа — да, отдать — это произошло при полном понимании того, что условием формирования успешной личности каждого ребенка может быть только семья. С этим утверждением согласятся все — от психологов, педагогов до самих детей — воспитанников детдомов.

Если ребенок пропал в транспорте, сообщите о пропавшем дежурному по станции, начальнику вокзала. Поезжайте за ребенком и выйдите на следующей остановке. Затем обращайтесь в полицию. Если ребенок пропал в торговом центре или другом общественном месте, подключите службу информации и охрану, чтобы они заблокировали выходы и помогали вам в поиске. Просите дать объявление по громкой связи.

Сразу же звоните в «Лиза Алерт». Если у ребенка с собой мобильный телефон, избегайте длительных разговоров, чтобы телефон ребенка не разрядился. Он будет необходим для того, чтобы спасатели смогли определить местоположение пропавшего. Категорически запрещайте детям подходить без вас к водоемам (даже если он кажется неглубоким или ребенку очень сильно хочется пить). 90 % потерявшихся в лесу детей тонут.

Если ребенок пропал за границей — сразу же обратитесь в полицию. Затем следует обратиться в посольство и разыскать телефоны местных организаций, которые занимаются поиском пропавших людей. Будет очень полезно найти родственников, знакомых или сообщество, в котором говорят на вашем родном языке. Эти люди помогут вам перевести все необходимые подробности.

Если мать и отец имеют пагубные привычки (алкогольную или наркотическую зависимость), а также способны поднять руку на свое чадо, то в таком случае детский дом для ребенка становится спасением. Из таких семьи детей забирают органы опеки.

Родители, для которых важнее всего алкоголь и наркотики, не задумываются о том, как сдать ребенка в детский дом. Зачем им об этом думать, если они и о детях своих редко вспоминают?

Очень часто возникает ситуация, когда берут из детского дома, а потом возвращают обратно. Излишне говорить о психологической травме, которую наносит детям подобное поведение взрослых. Поэтому нужно сто раз подумать и все взвесить, а уже потом принимать нового члена в свою семью.

Можно ли сдать ребенка обратно в детский дом? Усыновляют детей обычно те пары, которые не могут или не хотят заводить собственных. Забирая малыша из приюта, невозможно знать, какие черты характера он унаследовал от своих кровных родителей. Кроме того, у ребенка может развиться психологическое заболевание, которое изначально заметить невозможно. Ответственные люди пытаются корректировать негативное поведение усыновленного ребенка, который по факту уже стал родным, лечить все его болезни. Несознательные везут его обратно в детдом.

Если у супругов уже есть собственные дети, то приемный ребенок может негативно влиять на них или применять к ним физическое насилие. В таком случае здоровье кровного чада оказывается дороже, а усыновленного сына или дочь отправляют обратно в приют. Бывает и такое, что родные дети издеваются над приемным, потому что считают его чужим.

«Тюрьма, наркотики, пьяные драки — они не доживают до 40 лет»

Не у всех родителей достаточно навыков и опыта, чтобы справляться с капризами и плохим поведением собственных деток. Почему ребенок стал себя вести неподобающим образом, ответить однозначно нельзя, так как причин может быть масса. Но основная – это потеря авторитета родителей. Многие папы и мамы в подобных ситуациях начинают интересоваться, как сдать ребенка в детский дом в воспитательных целях.

Обычно агрессивное поведение начинается в подростковом возрасте. Ребенок становится неконтролируемым: убегает из дома, прогуливает школу, приходит в синяках, грубит и огрызается, может начать воровать ценные вещи или продавать что-то из своих. Иногда в сторону предков могут сыпаться угрозы от такого ребенка. Некоторые родители не думают о том, что они совершили ошибку в воспитании, когда их чадо было еще совсем маленьким, не ищут других способов исправить ситуацию. Они видят выход лишь в одном – переложить ответственность за своего отпрыска на плечи других (в данном случае государства).

Как сдать ребенка в детский дом навсегда? Если родители не могут обеспечить всем необходимым собственного ребенка, то этим займутся сотрудники детского дома. В таком случае малыш останется там навсегда или до момента усыновления другими людьми.

Взрослые, которые поместили детей в детдом, могут просить о предоставлении возможности видеться с ними, если ребенок будет согласен. Однако это допустимо лишь до того момента, пока малыша не усыновят другие люди. В таком случае все свидания с ним будут запрещены. Фактически кровные родители теряют его навсегда.

Когда принято решение отдать детей в интернат для их же блага, то нужно знать, что для этого придется сделать. Для оформления ребенка понадобится написать заявление в соответствующие органы и предоставить им пакет документов.

В том случае, если дети достигли возраста, превышающего 10 лет, то необходимо спросить их мнение по этому поводу. Окончательное решение по оформлению ребенка в интернат принимается органами опеки. Если для помещения малыша в данное учреждение есть серьезные основания, то между ООП, родителями и интернатом заключается письменное соглашение.

В данном документе должны быть указаны следующие данные:

  1. Сколько времени будет находиться ребенок в учреждении.
  2. Возможность посещений и их порядок.
  3. Обязанности сторон.
  4. Какая психологическая поддержка нужна ребенку или родителям.
  5. Ответственность сторон.

Если взрослые не будет нарушать составленное соглашение, то ребенок сможет вернуться в семью. Такой метод можно использовать для коррекции поведения детей, а также в том случае, если появилась необходимость отдать ребенка в интернат на время.

Такое тоже теоретически возможно, но данная процедура невероятно сложная. Как сдать ребенка в детский дом для профилактики на время?

Как уже указывалось выше, потребуется официально оформленный отказ от ребенка. Когда по этому вопросу будет принято решение, фактически, родители малыша уже таковыми не являются. Они могут его навещать, дарить ему игрушки и вещи, покупать сладости и так далее. Но в любой момент могут появиться люди, которые захотят взять этого ребенка в свою семью.

Кровные родители в данной ситуации ничего не смогут сделать. Если так случилось, что их малыш никому не приглянулся, а они сами уже решили все свои вопросы, забрать ребенка назад из детского дома они могут, но только после того, как их родительские права будут восстановлены.

Эта процедура еще более сложная, чем отказ. Родители должны будут предоставить справки о своем материальном положении, жилищных условиях, состоянии здоровья, психологической атмосфере в семье и так далее.

В интернаты и детдома принимают только несовершеннолетних детей (до 18). Поэтому 12- летнего ребенка сдать можно. При этом будет учитываться мнение самого чада. Важно отметить, что в приют принимают детей с любого возраста. Груднички, как правило, определяются в дом малютки, где они живут до 3 лет. Потом их переводят в детский дом. В интернаты оформляют, как правило, школьников.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *