Правовой статус участников боевых действий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовой статус участников боевых действий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действие правовых норм по кругу лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта.

Субъектами международных правоотношений, возникающих в связи с вооруженными конфликтами (т.е. субъектами МГП), являются в первую очередь государства. Именно государства выступают главными адресатами норм МГП, на них возложено выполнение конвенционных норм.

О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий

В условиях перехода Вооруженных Сил РФ к новому облику особую значимость приобретает процесс передачи непрофильных функций иным (сторонним) организациям, что в экономической литературе получило наименование «аутсорсинг». Данное явление не является новым в практике.

Однако в юридической науке, в отличие от экономических наук, пока отсутствуют серьезные исследования данного явления. Правовое регулирование в данной сфере является фрагментарным и не отражает практических потребностей, вследствие чего в ряде случаев применяются отдельные правовые нормы по аналогии.

В принципе речь идет о двух явлениях. С одной стороны, это передача непрофильных (или неглавных, второстепенных) функций для их выполнения сторонними организациями, которые могут быть урегулированы гражданско-правовым договором (например, подряда или предоставления услуг). С другой стороны, речь идет о привлечении персонала сторонних организаций для выполнения задач в интересах МО РФ. Если первое направление отчасти разработано и апробировано, то второе направление нуждается в особом осмыслении и правовом закреплении. Что касается широкомасштабного использования аутсорсинга в военной сфере, то оно началось в 1964 г., когда компания Serco заключила контракт с Министерством обороны Великобритании по управлению системами слежения за баллистическими ракетами и системами раннего оповещения в Файлингдейле.

Слово «аутсорсинг» (англ. — outsourcing) можно перевести с английского буквально как «вне источника», «использование чужих ресурсов»; заложенный в него иностранный корень означает действие, направленное на улучшение, оптимизацию процесса в реальном времени. Часто как русский аналог слова «аутсорсинг» применяется понятие «кооперация». В первом приближении аутсорсинг это — договоренность о передаче непрофильных функций организации другим исполнителям, специализирующимся в конкретных областях и имеющим больший опыт, возможности и знания; это стратегия управления, благодаря которой можно оптимизировать процессы, протекающие в организации, и полностью сосредоточится на главном направлении деятельности.

Проблемы аутсорсинга получили определенное освещение, преимущественно в экономической литературе. Однако в юридической науке пока отсутствуют серьезные научные исследования данного явления. Аутсорсинг означает: а) в экономическом смысле это выполнение каких-либо второстепенных производственных функций организации силами сторонних организаций, специализирующихся в выполнении соответствующих работ; б) в юридическом смысле — возмездные услуги внешнего исполнителя (специализированной организации) в пользу организации-заказчика.

Сущность аутсорсинга заключается в распределении производственных функций и административно-управленческих процессов в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Применительно к сферам деятельности военной организации государства и степени влияния на осуществляемые процессы возможно определить следующие формы аутсорсинга: 1) в рамках оборонного строительства — производственный (промышленный); 2) в рамках военного строительства — административно-управленческих процессов и отдельных задач. Производственный (промышленный) аутсорсинг в рамках оборонного строительства представляет собой передачу части производственной цепочки, а иногда и целого производственного цикла одной организацией во внешнее управление другой организации. Аутсорсинг административно-управленческих процессов в рамках военного строительства представляет собой способ оптимизации деятельности военной организации государства, при котором происходит передача второстепенных, непрофильных функциональных обязанностей, напрямую не связанных с реализацией властно-распорядительных полномочий, внешней негосударственной специализированной организации (индивидуальному предпринимателю), способной выполнять указанные процессы более эффективно, путем заключения гражданско-правовых договоров на конкурсной основе в соответствии с заданными (установленными по договору) условиями.

Считается, что внешнему исполнителю могут быть переданы практически любые функции организации. На практике наиболее распространенными видами аутсорсинга является передача следующих функций (высокоуровневых процессов): технического обслуживания и ремонта (например, автомобильной техники, воздушных, морских судов); эксплуатации объектов недвижимости; планирования и оптимизации управленческих процессов; экономической и информационной безопасности; бухгалтерских услуг, расчета налогов, заработной платы сотрудников; юридического (правового) обеспечения деятельности организации; маркетинговых услуг; рекламных услуг; транспортных услуг; услуг доставки (логистики); охранных услуг; информационных систем ( IT -аутсорсинг); процессов в области управления взаимоотношениями с клиентами (англ. CRM ) и, в частности, обработки телефонных вызовов и передачи на сторону колл-центров; управления персоналом (HR-услуг, англ. HRO — Human Resources Outsourcing ) , в том числе кадровое администрирование, ведение кадрового делопроизводства и др. Термин «аутсорсинг» достаточно редко применяется для определения обслуживающих процессов, таких как уборка и обслуживание помеще��ий (клининг); организация питания.

В МГП под жертвами войны (или покровительствуемыми лицами) понимаются лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента (см. приложение 27). В условиях международных вооруженных конфликтов МГП предусматривает 14 категорий таких лиц (к четырем первым относятся комбатанты, к остальным десяти — гражданское население). К ним относятся:

  1. раненые и больные в действующих армиях (I и II Женевские конвенции, ст. ст. 8 — 20 ДП I);
  2. лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (II Женевская конвенция);
  3. военнопленные (III Женевская конвенция, ст. 4 ЖК I, ст. ст. 43 — 47 ДП I);
  4. медицинский и духовный персонал, принадлежащий вооруженным силам (ст. ст. 24, 25 ЖК I, ст. ст. 36, 37 ЖК II);
  5. раненые и больные из числа гражданских лиц (ст. ст. 3, 16 — 23 ЖК IV, ст. ст. 10 — 16 ДП I), в том числе роженицы, новорожденные и другие лица, которые могут нуждаться в неотложной медицинской помощи и уходе, такие как немощные и беременные женщины (п. «а» ст. 8 ДП I);
  6. гражданский медицинский и духовный персонал (ст. 20 ЖК IV, ст. 15 ДП I);
  7. парламентеры;
  8. персонал организаций гражданской обороны (ст. 62 ДП I);
  9. персонал, участвующий в операциях по оказанию помощи (ст. 71 ДП I);
  10. гражданское население и гражданские лица (IV Женевская конвенция), в частности: а) гражданское население в целом — оно не может быть объектом нападений, должно иметь возможность получать необходимую помощь (ст. ст. 48 — 76, 68 — 71 ДП I); б) гражданские лица, попавшие во власть противной стороны по причине военного конфликта или оккупации территории (ст. ст. 4, 27 — 141 ЖК IV);
  11. лица, лишенные свободы, задержанные или интернированные (ст. ст. 41, 42, 79 — 135 ЖК IV, ст. 75 ДП I);
  12. население оккупированных территорий (ст. ст. 47 — 78 ЖК IV, ст. ст. 63, 69 ДП I);
  13. женщины и дети (ст. ст. 76 — 78 ДП I);
  14. иностранцы, беженцы и апатриды на территории одной из сторон в конфликте (ст. ст. 35 — 46 ЖК IV, ст. 73 ДП I).

В условиях внутригосударственного вооруженного конфликта МГП предусматривает пять категорий покровительствуемых лиц:

  1. все люди без исключения, которым предоставляются основные гарантии (ст. 3, общая для ЖК, ст. 4 ДП II);
  2. гражданское население и объекты, необходимые для его выживания (ст. ст. 13, 14 ДП II);
  3. лица, лишенные свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом (ст. 5 ДП II);
  4. раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение (ст. ст. 7, 8 ДП II);
  5. медицинский и духовный персонал (ст. 9 ДП II).

Для целей Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права от 16 декабря 2005 г. (п. п. 8, 9), жертвами считаются лица, которые понесли ущерб индивидуально или коллективно, включая физический или психический вред, душевное страдание, материальные потери или существенное ущемление их основополагающих прав, в результате действий или бездействия, которые являются серьезными нарушениями МГП.

Соответствующее лицо считается жертвой независимо от того, было ли опознано, задержано, привлечено к ответственности или осуждено лицо, совершившее нарушение, и независимо от родственной связи, которая может существовать между виновником и жертвой.

Общими для всех международно-правовых документов о защите жертв войны являются следующие требования: они при всех обстоятельствах должны пользоваться гуманным обращением и защитой без какой бы то ни было дискриминации и различий; запрещаются преднамеренные убийства, пытки, истязания, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, биологические опыты и эксперименты, преднамеренное причинение телесных повреждений и др.; специальная защита и покровительство распространяются на женщин, детей и престарелых.

В МГП система защиты покровительствуемых лиц от последствий вооруженного конфликта построена на основе предоставления: а) общей; б) специальной; в) минимальной защиты. Правом на общую защиту пользуется все гражданское население. Правом на специальную защиту (т.е. на усиленную защиту по сравнению с предоставляемой основным категориям покровительствуемых лиц) обладают медицинский и духовный персонал, дети, женщины, а также беженцы и апатриды. Такая защита предоставляется в особых ситуациях (на оккупированных территориях, при интернировании, в эвакуации). Минимальная защита предоставляется отдельным категориям лиц, которые не могут рассчитывать на общую и специальную защиту, но могут получить некоторые юридические гарантии (ст. 75 ДП I). Это касается шпионов и наемников, которым предоставлены гарантии на судебное разбирательство их дела.

1. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий предоставляется реабилитационные отпуска.

2. Участникам боевых действий предоставляется реабилитационный отпуск продолжительностью 20 суток после 3-х месячной службы в районе боевых действий. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Участникам вооруженного конфликта предоставляется реабилитационный отпуск продолжительностью 20 суток после 6-ти месячной службы в зоне вооруженного конфликта. Время проезда к месту проведения отпуска и обратно в срок отпуска не засчитывается.

Правовое положение участников боевых действий

Расходы на реализацию дополнительных льгот, установленных для участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий и лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий настоящим Федеральным законом, финансируются за счет средств федерального бюджета на:

1) дополнительные выплаты участникам вооруженных конфликтов, участникам боевых действий и лицам, принимающим участие в обеспечении боевых действий;

2) мероприятия комплексной реабилитации.

1. Порядок предоставления и расходования средств на реализацию прав и льгот для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, определенных настоящим Федеральным законом, устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Дополнительные средства для финансирования установленных настоящим Федеральным законом мер социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий могут быть получены из любых не запрещенных законом источников.


Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий обязаны соблюдать общие обязанности военнослужащих и общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права и международные договоры Российской Федерации.

1. Юридическая ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий устанавливается в соответствии с принципами и нормами международного гуманитарного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

3. Участник вооруженного конфликта и участник боевых действий за совершенные преступления в ходе боевых действий несет уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и не может быть выдан для привлечения к уголовной ответственности другому государству, межгосударственным и международным органам.


Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Вопрос № 3. Правовое положение участников военных действий.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации



Текст документа сверен по:
рассылка

Настоящий Федеральный закон определяет права, дополнительные меры социальной защиты, обязанности и ответственность участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

вооруженный конфликт — вооруженное столкновение между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

зона вооруженного конфликта — любая территория, на которой происходит вооруженное столкновение конфликтующих сторон;

участники вооруженных конфликтов — граждане, проходящие (проходившие) военную службу, службу либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организациях в зонах вооруженных конфликтов;

боевые действия — организованные действия частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении боевых или служебно-боевых задач;

участники боевых действий — граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций;

медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий — составная часть комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий и представляет собой систему медицинских и психологических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях;

реабилитационный отпуск — отпуск, предоставляемый участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий для прохождения медицинской реабилитации.

1. Статус участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий есть совокупность прав, дополнительных мер социальной защиты, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий обладают дополнительными правами для исполнения специальных обязанностей, установленными нормами международного гуманитарного права, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Статус участников вооруженных конфликтов имеют лица, проходящие (проходившие) военную службу, службу в зонах вооруженных конфликтов.

4. Статус участников боевых действий имеют лица, непосредственно принимающие (принимавшие) участие в боевых действиях.

5. Факт прохождения военной службы, службы в зонах вооруженных конфликтов, а также непосредственного участия в боевых действиях подтверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

6. Перечень воинских частей, штабов, учреждений, временных формирований, организаций и иных органов, участвовавших в вооруженных конфликтах, зоны вооруженных конфликтов и период их длительности определяются Президентом Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, служба.

7. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий выдаются свидетельства о праве на льготы и знаки установленного образца в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Сведения об участии в вооруженных конфликтах и боевых действиях заносятся в личные дела или документы воинского учета.

1. Правовыми основами статуса участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

2. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации вправе в пределах своей компетенции и средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий.

1. На участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий распространяются меры социальной защиты, установленные Федеральным законом «О ветеранах»:

1) на участников боевых действий распространяются меры социальной защиты, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах»;

2) на участников вооруженных конфликтов распространяются меры социальной защиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

2. Участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий выплачиваются дополнительные денежные выплаты за прохождение военной службы, службы в зонах вооруженных конфликтов и (или) непосредственное участие в боевых действиях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий имеют право на медицинскую реабилитацию.

4. Дополнительные меры социальной защиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом для участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, могут быть распространены на других лиц указами Президента Российской Федерации.

§1. Международно-правовой статус участников боевых действий. Наемники. Шпионы

1. Участникам вооруженных конфликтов устанавливаются оклады по воинским должностям (должностям) и оклады по воинским (специальным) званиям в полуторном размере, при этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву в зонах вооруженных конфликтов, устанавливаются месячные оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту на должностях, подлежащих замещению солдатами и матросами, сержантами и старшинами.

2. За непосредственное участие в боевых действиях выплачиваются дополнительные денежные выплаты из расчета на одни сутки:

1) военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту на должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов, старшин, лицам рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — 1,3 размера месячного оклада по воинской должности (должности), установленного по первичным воинским должностям солдат и матросов (оклады по занимаемой штатной должности), проходящих военную службу (службу) по контракту;

2) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях, для которых штатом предусмотрены воинские звания прапорщиков, мичманов или офицеров, и лицам среднего, старшего, высшего начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — 1,5 размера месячного оклада по воинской должности (должности), установленного по первичным воинским должностям солдат и матросов (оклада по занимаемой штатной должности), проходящих военную службу (службу) по контракту.

3. Списки непосредственных участников боевых действий составляются и утверждаются в соответствии с положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации.

4. Дополнительные денежные выплаты производятся ежемесячно на личные счета участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, открытые в кредитных организациях Российской Федерации по их желанию и с их письменным уведомлением об этом.

1. Целью медицинской реабилитации являются восстановление социального статуса участников вооруженных конфликтов (участников боевых действий) и их социальная адаптация.

2. Медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий включает в себя:

1) мероприятия восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, протезирования, ортезирования;

2) психологические, психолого-педагогические, социальные мероприятия, направленные на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социального статуса граждан, получивших психическую травму в связи с участием в вооруженных конфликтах (боевых действиях).

1. Медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий проводится: в период реабилитационного отпуска; после непосредственного участия в боевых действиях; после выполнения боевых (специальных) задач; после убытия из зон вооруженных конфликтов.

2. Медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, проходящих военную службу, службу, организуется соответствующим федеральным органом исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, служба, и осуществляется:

на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, служба;

на базе государственных (муниципальных) региональных реабилитационных учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

на базе негосударственных учреждений, предназначенных для реабилитации.

3. Медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий, проходивших военную службу, службу, организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а выявление нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий осуществляется органами военного управления, военными комиссариатами, органами пенсионного обеспечения.

Реабилитационные мероприятия с данной категорией граждан проводятся:

на базе государственных региональных реабилитационных учреждений, перечень которых утверждается решением Правительства Российской Федерации;

на базе реабилитационных учреждений (структур) федерального органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба, служба;

на базе предназначенных для этого санаториев, домов отдыха, туристических баз, реабилитационных центров ветеранских организаций, перечень которых утверждается главами администраций субъектов Российской Федерации;

на базе негосударственных организаций, финансируемых из различных источников, в том числе пожертвований общественных объединений, юридических и физических лиц.

4. Военнослужащие — участники вооруженных конфликтов и участники боевых действий, получившие в ходе участия в вооруженных конфликтах, боевых действиях ранения, контузии, увечья или заболевания, имеют право на медико-социальную экспертизу в период прохождения военной службы на предмет установления инвалидности.

  • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
  • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
  • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
  • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
  • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
  • Наследственное право Махмутова М.М.
  • Международное публичное право Шевчук Д.А.
  • Международное право Глебов И.Н.
  • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
  • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

Я получил удостоверение ВБД за участие в КТО в Чечне. На тот момент я был старшим лейтенантом и служил в разведгруппе. Наши товарищи перехватили телефонный разговор, в котором один чеченский бандит пообещал лично поздравить свою маму с днем рождения. Информаторы из числа соседей подтвердили, что в доме все готовятся к приезду гостя. Мы тоже подготовились — перекрыли несколько направлений. Сразу скажу, что мы никого не видели — к маме этот человек так и не пришел. Зато мы обнаружили запасную базу боевиков, где хранилось оружие, еда и медикаменты.

Во время КТО мы провели десять дней на высоте чуть более 2000 метров. Нас вместе с грузом доставляли на вертолете, но немного ошиблись и высадили на соседней вершине, в 700 метрах от нужных координат. Каждый нес с собой примерно 40 кг груза, а пулеметчик — 50 кг. В горах физические нагрузки даются тяжелее, и лишние 700 метров это доказали.

КТО могла затянуться: например, если бы вертолет эвакуации задержался из-за непогоды. Поэтому мы с первых дней экономили припасы: пили талую воду и растягивали сухпаек на несколько приемов пищи. Спали по двое-трое в палатках, от холода помогали хорошие спальные мешки и грелки. Вместо грелки иногда использовали бутылки с горячей водой. Грели воду и готовили еду на портативной горелке.

Во время операции опасностью для жизни стали старые мины-ловушки. В 1994—2004 годах, когда было много боевиков, эти мины скидывали с вертолетов. Несколько сотен мин разлетались по округе — получалось минное поле. Так прикрывали направления движения боевиков. Увидеть старые мины непросто, а если наступить — как повезет. Мина всё еще может взорваться.

Как только мне выдали выписку об участии в КТО, я подал рапорт на получение статуса ветерана боевых действий. Через полгода мне выдали удостоверение ВБД — как и всем, кто участвовал в операции.

Основные положения международного гуманитарного права

У ветеранов боевых действий есть много небольших, но иногда очень полезных бонусов. Сорвать куш в виде бесплатной квартиры или земельного участка удается единицам, а этими привилегиями может воспользоваться каждый.

Очереди. ВБД везде, где обслуживают людей, принимают без очереди: в магазинах, поликлиниках, музеях и кабинетах чиновников. Этой льготой я пользовался только раз — чтобы пройти на экскурсию в Кремль.

Скидки. Ветеранов бесплатно пускают в музеи и на выставки. Мне это очень пригодилось, когда я был в Москве: почти везде вход был бесплатным и без очереди. Только в Историческом музее пришлось купить льготный билет за 150 рублей.

Скидки могут встретиться в самых неожиданных ситуациях. Перед посещением любого места или мероприятия я ищу раздел «Льготы». Например, ВБД могут бесплатно участвовать в Московском марафоне и сэкономить 2—5 тысяч, могут посещать Сандуновские бани всего за 500 рублей.

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

вооруженный конфликт — вооруженное столкновение между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт);

зона вооруженного конфликта — любая территория, на которой происходит вооруженное столкновение конфликтующих сторон;

участники вооруженных конфликтов — граждане, проходящие (проходившие) военную службу, службу либо временно находящиеся (находившиеся) в объединениях, соединениях, воинских частях, подразделениях, временных формированиях, штабах и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организациях в зонах вооруженных конфликтов;

боевые действия — организованные действия частей, соединений и объединений всех видов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при выполнении боевых или служебно-боевых задач;

участники боевых действий — граждане, принимающие (принимавшие) непосредственное участие в боевых действиях в составе объединений, соединений, воинских частей, подразделений, временных формирований, штабов и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций;

медицинская реабилитация участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий — составная часть комплексной реабилитации участников вооруженных конфликтов, участников боевых действий и представляет собой систему медицинских и психологических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма в связи с участием в вооруженных конфликтах и боевых действиях;

реабилитационный отпуск — отпуск, предоставляемый участникам вооруженных конфликтов и участникам боевых действий для прохождения медицинской реабилитации.

Согласно Федеральному закону №5 четко поясняет вопрос о том, кто имеет право получить статус ветерана боевых действий.

Данный закон разделяет таких граждан на три категории:

  • к первой категории относят военных, которые принимали участие в разминировании территории бывшего Советского Союза, а также граждан, исполняющих военный долг на территории других государств;
  • во вторую категорию входят летчики, которые исполняли свой долг на территории Афганистана, Чечни и прочих горячих точках, и получили какие-либо ранения, контузии и так далее;
  • к третьей категории относятся граждане, которые осуществляли свою трудовую деятельность на территории государств, в которых велись боевые действия (Афганистан, Чечня и другие).

Для ветеранов боевых действий, перечень которых указан в статье 3 закона “О ветеранах ” положена такая социальная поддержка:

  • определенные льготы по пенсионным выплатам;
  • обеспечение бесплатной жилплощадью тех ветеранов, которые стали в очередь до 1 января 2005 года включительно;
  • компенсация финансовых затрат на аренду жилой площади в размере 50%. Стоит отметить, что данная финансовая помощь положена всем прописанным категориям ветеранов, которые проживают вне зависимости от того, к какому жилищному фонду эта недвижимость принадлежит;
  • установка домашнего телефона вне очереди;
  • предоставление налоговых льгот, в том числе и на транспортный налог;
  • внеочередное вступление в кооперативы: жилищные, гаражные и так далее;
  • полное право на бесплатное получение медицинской помощи;
  • право на бесплатное протезирование (всех протезов кроме зубных) согласно установленным законодательством порядке очереди;
  • получение ежегодного отпуска на официальном рабочем месте в любой выбранным им период сроком до 35 календарных дней (предоставление дополнительного отпуска);
  • приобретение билетов на любой вид транспорта, спортивно-оздоровительные комплексы и так далее без очереди;
  • бесплатное профессиональное обучение либо повышение квалификации. Данное обучение осуществляется полностью за счет непосредственного работодателя.

Поправки, внесенные в закон «О ветеранах», коснулись и той категории граждан, которые принимали участие в активных боевых действиях. И хотя значительных изменений нормативно-правовой акт в данном аспекте не претерпел, некоторые изменения все-таки есть.

Как и ранее, ветераны полностью освобождены от уплаты налогового сбора на имущество. Земельный налог будет либо снижен до минимально низких пределов, либо аннулирован полностью. Это будет зависеть от региональной принадлежности гражданина и степени его боевых заслуг перед отечеством.

Для начала разъясним важный момент, касающийся терминологии. Граждан, участвовавших в военных конфликтах, подразделяют на участников и ветеранов боевых действий (далее УБД и ВБД), и эти понятия нередко путают. Разница здесь в следующем.

  • Статусом ВБД могут наделяться лишь лица, которые числятся в рядах Вооруженных сил РФ. При этом их участие в военных столкновениях в силу профессии продолжается длительное время.
  • Статус УБД присваивается непрофессиональным военным, которые призываются к участию в вооруженных конфликтах на короткий срок. Среди них сотрудники МВД, ФСИН и других государственных служб, а также гражданские лица.

С точки зрения набора социальных прав и привилегий статусы ВБД и УБД абсолютно идентичны. По этой причине законодательно эти понятия не разграничены и регулируются единым законом о льготах ветеранам (№5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах»).

Категории лиц, которым полагается ветеранский статус, изложены в ст. 5 вышеуказанного закона. Среди них:

  • военнослужащие (действующие и уволенные в запас);
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • работники Министерства обороны (в том числе бывшие работники Минобороны СССР);
  • сотрудники полиции, органов безопасности, исправительных учреждений и иных госслужб;
  • представители иных профессий, направленные в зону конфликта для осуществления специальных заданий.

Все они могут рассчитывать на получение удостоверения ВБД в случае участия в вооруженных столкновениях как внутри страны, так и за ее пределами. При этом перечень военных конфликтов, за участие в которых полагаются льготы, строго ограничен законодательством (приложение к закону о ветеранах).

В настоящее время актуальными для присвоения ветеранского статуса являются события на территории следующих иностранных государств:

  • военные операции в Сирийской Республике (2005 год);
  • обеспечение безопасности россиян в Южной Осетии и Абхазии (2008 год);
  • военные действия в Чечне (1994-1996 гг.);
  • антитеррористические операции в Чечне и Дагестане (1999 г.);
  • война в Афганистане (1978-1989 гг.).

Условия выхода ВБД на пенсию зависят от рода его деятельности.

Если это военнослужащий, то ему положен досрочный выход в 45 лет, при условии, что он отслужил не менее 20 лет (либо при наличии 25 лет общего трудового стажа).

Пенсия ему будет назначена в размере 50% получаемого во время службы денежного довольствия. Если ветеран отслужил больше 20 лет, ему также полагается надбавка в виде 1% за каждый дополнительный год.

Ветеранам положены послабления по целому ряду налогов – подоходному, земельному, имущественному, транспортному.

По подоходному налогу ВБД положен вычет, размер которого зависит от состояния здоровья.

Если из-за участия в военных столкновениях ветеран получил ранения, приведшие к инвалидности, сумма вычета по НДФЛ составит 3000 рублей. В остальных случаях – 600 рублей.

Применение вычета позволяет сократить размер налоговых отчислений с зарплаты, тем самым увеличив сумму, которую ветеран получает на руки.

При расчете для ВБД земельного налога также применяется сокращение налоговой базы. Из нее вычитается стоимость 600 м2 имеющегося участка. Если его размер менее указанной площади, происходит 100%-е освобождение от налогообложения. Не платить налог ВБД вправе и по одному из каждой разновидности объектов недвижимости — дом, гараж, дача и т. п. (ст. 407 НК РФ).

Льготы по налогу на транспортные средства предоставляются в соответствии с законодательством регионов. В одних субъектах это полное освобождение от налоговых обязательств (Ставропольский край), в других выставляются дополнительные условия по мощности автомобиля (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск).

Оформляются налоговые льготы путем предоставления ветеранского удостоверения в налоговую инспекцию. Для вычета по НДФЛ также подается заявление по месту трудоустройства.

Ежемесячные выплаты назначаются ВБД в соответствии со ст. 23.1 закона «О ветеранах». Их размер по результатам последней индексации от 1 февраля 2020 года составил 1787,19 рубля.

Данная сумма может быть увеличена в случае отказа от набора соц. услуг, о котором упоминалось в предыдущем пункте.

В денежном выражении он составляет 1082,53 рубля, и в результате его прибавления размер ЕДВ для ветерана составит 2869,72 рубля.

  • Для получения статуса необходимо собрать документы и обратиться в военные ведомства Министерства РФ. В большинстве случаев доказать свое право на получение данного статуса – не сложно.
  • Также для получения статуса можно обратиться в федеральное ведомство, которое в настоящее время выполняет функции принятия документов и выдачи данного статуса.
  • Участникам ВОВ можно обращаться в отделения труда и социальной защиты.
  • Иногда с документами и возникают определенные сложности, например на Кавказе, до сих пор идут поисковые работы по восстановлению утраченных материалов и документов. Получение статуса в таких случаях затягивается. Но в основном, как показывает практика – преференций не возникает.

Для начала военно-служащим необходимо получить удостоверение. Его можно получить обратившись в военкомат. Срок получения удостоверения от двух недель.

Для получения необходим такой пакет документов:

  1. Военный билет.
  2. Сведения о полученных наградах и медалях (если имеется).
  3. Документы из архива, которые могут подтвердить участие в боевых действиях.
  4. Летные книги (при наличии).
  5. Выписка из приказа о зачислении.
  6. Командировочные удостоверения.

После выдачи удостоверения необходимо его зарегистрировать в книге учета под роспись.

После выдачи удостоверения можно обратиться в отделение социальной защиты для оформления определенных льгот, предназначенных для участников боевых действий.

Потребуется такой список бумаг:

  1. Заявление.
  2. Выписка из приказа части (при наличии).
  3. Страховое свидетельство.
  4. Фотография 3х4, 2 шт.
  5. Удостоверение УБД.
  6. Справки, подтверждающие наличия ранений.
  7. Записи из трудовой книжки.
  8. Удостоверения, в которых поставлены отметки о командировках в горячие точки.

Также могут потребоваться дополнительные документы, подтверждающие прохождение военной службы. Например, характеристики, награды, справки о нахождении на территории боевых действий.

Если необходимые документы отсутствуют, то воинской частью может быть направлен запрос в архив, (этот процесс занимает одну-две недели, но может потребоваться чуть больше времени, в зависимости, какие документы нужны).

На первом этапе необходимо следующее:

  1. Собрать все нужные бумаги для получения удостоверения.
  2. Если всех документов, которые требуется собрать нет, то необходимо подать запрос в архив. Запрос пишется в простой форме. Для того, чтобы написать такое заявление, нужно обратиться в местный или центральный архив.
  3. Когда все документы будут собраны, сделать копии и подать документы в военкомат для получения удостоверения.
  4. Получить удостоверение и обратиться в государственные органы, к примеру, в управление социального труда и защиты населения.

О СТАТУСЕ УЧАСТНИКОВ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ И УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

  1. Открыть личный банковский счет, куда будут начисляться материальные выплаты.
  2. После открытия счета, нужно обязательно предоставить номер счета в соответствующий орган.
  3. Получить извещение и официальный ответ с принятием данного статуса.
  4. После окончательного принятия решения можно воспользоваться всеми видами льгот.

Если был получен отказ, то его всегда можно обжаловать через суд.

Основанием предоставления мер социальной поддержки гражданам, принимавшим участие в войнах, является признание за ними статуса ветерана боевых действий. Критерии отнесения человека к этой категории льготников, перечислены в статье 3 закона № 5-ФЗ РФ.

В настоящее время перечень обстоятельств, с которыми закон связывает право на получение статуса ветерана, содержит семь пунктов.

Практически все граждане, принимавшие участие в афганской войне, чеченских войнах, иных вооруженных конфликтов на территории России, а также исполнявший воинский долг в Сирии, включены в соответствующие пункты списка.

Граждане включаются в льготную категорию в зависимости от характера и условий исполнения ими должностных обязанностей во время вооруженных конфликтов.

Вторым критерием является факт официального признания государством вооруженного конфликта боевыми действиями. Перечень войн, участники которых признаются ветеранами, приведен в приложении к закону.

Этот список постоянно дополняется. Последние изменения учитывают участие ВС нашей страны в сирийском конфликте. Ведется обсуждение о предоставлении льгот добровольцам, принимавшим участие в конфликте на Донбассе.

Формальным документом, дающим право на льготы участникам боевых действий, является удостоверение. Статус ветерана не присваивается автоматически, заинтересованное лицо должно обратиться в ведомство, в котором он проходил службу во время боевых действий.

Обращения военнослужащих рассматриваются в порядке, определенном приказом министра № 2288. Для рассмотрения вопроса в ВС создаются специальные комиссии. Претенденты направляют в них рапорт, а гражданские служащие – заявление.

Обращения пишется на имя непосредственного начальника. Запасники и отставники направляют заявления через военные комиссариаты.

Рапорт должен содержать:

  • Ф.И.О. заявителя;
  • личный номер;
  • звание;
  • должность;
  • дату рождения;
  • информацию о периодах выполнения боевых задач и территории.

К заявлению прикладываются:

  • две фотокарточки 3х4;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие указанные в рапорте обстоятельства.

Подтверждающими документами являются:

  • приказы или выписки из них;
  • военные билеты;
  • орденские книжки;
  • иные документы.

Обращение должно быть рассмотрено комиссией не позднее тридцати дней после регистрации рапорта. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. О продлении срока сообщатся заявителю.

Решение комиссии оформляется заключением, служащим основанием для выдачи удостоверения. В особо сложных случаях, когда комиссии на местах не могут самостоятельно принять решение, документы направляются в центральную комиссию.

В этих обстоятельствах рассмотрение обращения может еще затянуться на тридцать суток, без учета времени прохождения корреспонденции.

Основные льготы участникам боевых действий гарантированы законом № 5-ФЗ РФ. Рассмотрим их подробнее.

Условно ветеранов, участвовавших в войнах, можно разделить на три группы:

  • к первой относятся лица, перечисленные в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 закона;
  • ко второй, указанные в пункте 5;
  • к третьей – в пунктах 6 и 7.

Развитие сотовой связи сделало простым и легким доступ к услугам телефонии. Однако с установкой стационарных телефонов до сих пор возникают сложности. Сохраняется такое явление, как очередь, обусловленное техническими возможностями городских АТС. Ветеранам домашний телефон должен устанавливаться в первоочередном порядке.

Статус участник боевых действий. Как получить статус участника боевых действий

До 31 декабря 2018 года ветераны пользуются преимуществами при вступлении в различные кооперативы и некоммерческие объединения. После этой даты льгота будет изменена на преимущественное предоставление земли.

Реализация этого права не связана с возложением на государство денежных обязательств. Преференция заключается только в предоставлении права на первоочередное получение земельного участка, основания по которым он предоставляется и условия его выделения устанавливаются общим законодательством.

Расходы на погребение ветеранов финансируются за счет средств ведомств, в которых они проходили военную или иную службу.

Ведомствами оплачиваются:

  • подготовка тела к перевозке;
  • услуги по перевозке покойного;
  • услуги по кремированию и погребению;
  • изготовление памятника;
  • установка надгробия.

Ритуальные услуги оплачиваются в размере, не превышающем 18 980,00 р., а в Москве или Санкт-Петербурге – 26 280,00 р.

Стоимость работ по изготовлению и монтажу памятников не должна превышать 32 803,00 р. (см. постановление № 460). В жизни родственники умершего самостоятельно несут эти расходы, а впоследствии обращаются за их компенсацией.

Очень важно сохранить все финансовые документы, подтверждающие произведенные траты. Без них получить возмещение будет невозможно.

Ветераны из второй или третьей категории имеют преимущественное право на получение направлений на отдых в санаторно-курортные учреждения.

Основанием для предоставления льготы является медицинское заключение, содержащее рекомендации по санаторно-курортному лечению. В данном случае основания для предоставления компенсации стоимости путевок не предусматривается.

Условия участия государства в таких расходах ветерана определяются иными правовыми актами.

По 115 статье ТК РФ все работники имеют право на 28 дней отпуска в году. Льготное право ветерана по 11 пункту 16 статьи ФЗ №5 дает еще 35 дней отпуска за свой счет.

Также в ФЗ №5 «О ветеранах» указано право участника боевых действий самостоятельно выбирать время отпуска, независимо от распорядка.

Действующим сотрудникам вооруженных сил, имеющим льготу участника боевых действий, пункт 5.1 статьи 11 ФЗ №76 гарантирует 15 оплачиваемых дней дополнительно к основному отпуску.

Какие есть льготы для участников боевых действий и ветеранам

Согласно действующему закону “О ветеранах боевых действий” получить соответствующую медаль имеют право:

  • все категории военнослужащих, которые принимали участие в различных боевых действиях;
  • военные, принимавшие участие по разминированию бывшего Советского Союза в период с 1945 года по 1951;
  • работники ОВД либо члены органов власти бывшего СССР, за которыми было закреплено исполнение военных обязанностей;
  • граждане, проходившие воинскую службу в Чечне с декабря 94-ого года по декабрь 96-ого;
  • граждане, исполняющие свой военный долг на территории Афганистана в тот период, когда шли боевые столкновения;
  • граждане, работавшие на территории Афганистана в период с 1979 года по 1989.

Медаль имеет золотистую расцветку, а окружность диаметром порядка 32 миллиметров. На лицевой части медали изображен земной шар. В центре шара расположен автомат Калашникова.

По всей округи медали расположены надписи “Честь, Слава, Отвага”. В нижней части расположена пятиконечная звезда.

Сама лента из красного цвета, которая символизирует невероятную стойкость и героизм человека, который получил право носить эту медаль.

На сегодняшний день получить данную медаль можно с помощью:

  • отделения МВД по месту проживания претендента;
  • Пенсионного Фонда;
  • кадровых подразделений территориальных органов МВД;
  • МФЦ;
  • портала “Госуслуги”.

Перед обращением каждый претендент должен составить соответствующее заявление. Заявление составляется в свободной форме и четких рамок по его оформлению нет.

При выборе способа оформления необходимо учитывать несколько нюансов:

  • МФЦ является наиболее лучшим вариантом для оформления, но он действует не во всех регионах, поэтому лучше об этом узнать заранее (есть ли в конкретном регионе или нет данной возможности);
  • для оформления с помощью портала государственных услуг необходимо проходить регистрацию своего личного кабинета (если его еще нет). Регистрация занимает до 2 недель, что является не очень удобно, если, к примеру, медаль необходимо получит в срочном порядке.

Помимо самого заявления необходимо предоставить определенный перечень необходимой документации:

  • копию паспорта заявителя (претендента на получение медали и удостоверения);
  • военный билет (часто требуют оригинал и копию);
  • копию выписок и справок о зачислении в воинские части;
  • документы из архивов (полный их перечень оговаривается в индивидуальном порядке в зависимости от региона прохождения воинской службы);
  • при наличии необходимо предоставить копии летных книг;
  • СНИЛС;
  • 4 фотографии 3х4;
  • для участников боевых действий в Чечне либо Афганистане следует предоставить любые документальные подтверждения.

Помимо этого перечня следует предоставить копию свидетельства о регистрации брака (если брак разорван, то необходима также и копия о расторжении брака).

Многие рекомендуют сразу сделать копии свидетельств о рождении детей (при их наличии), поскольку бывали случаи, когда их требовали.

Не имеет никакого значения ветеран проходил службу в Чечне либо в другой горячей точке, главное, что все данные в удостоверении ничем не отличаются и являются одинаковыми.

В самом удостоверении в обязательном порядке должно содержаться:

  • инициалы владельца;
  • личная фотография;
  • серия, наименование и номер документа;
  • наименование органа, который предоставил удостоверение;
  • подпись ветерана;
  • даты выдачи;
  • подпись ответственного лица, которым было вручено удостоверение.

В том случае, если в нем будет какая-либо иная информация, удостоверение считается недействительным.

О вручении медалей и удостоверений Ветерана боевых действий в г.Пенза смотрите в следующем видеоматериале:


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *