Как стать футбольным детским тренером

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как стать футбольным детским тренером». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В современном виде футбол сформировался во второй половине XIX века в Англии. Тогда же стали проводиться многочисленные матчи и соревнования между командами энтузиастов. В 1885 году было разрешено платить заработную плату футболистам, и футбол стал профессиональным.

Побеждать в турнирах было престижно, поэтому для постановки игры спортивные клубы, в которых были футбольные команды, нанимали тренеров для подготовки игроков. Сегодня футбол считается игрой №1, им занимаются миллионы людей во всем мире, в том числе и в России.

Как стать футбольным тренером?

Для того чтобы тренировать футбольную команду, даже детскую или любительскую, необходимо иметь лицензию, которую можно получить в региональном центре подготовки тренеров. Но при поступлении кандидат должен предъявить диплом о высшем образовании.

Чтобы стать тренером по футболу, не обязательно заканчивать специализированное высшее учебное заведение спортивного профиля, можно учиться в университете и на других направлениях. Однако лучше все-таки получить спортивно-физкультурное образование, например, по специальностям «физическая культура» или «спортивная тренировка (футбол)» в одном из этих вузов:

  • Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург);
  • Воронежский государственный институт физической культуры;
  • Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева;
  • Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова;
  • Московский государственный областной университет.

Следующий шаг – это обучение для получения тренерской лицензии. Всего в футболе есть 6 тренерских категорий:

  • «D» (выдается на 5 лет). Единственная категория, где от кандидата не требуется наличия предварительного образования, достаточно прохождения краткосрочных курсов. Обладатель этой категории может стать только детским тренером в футбольных командах ДЮСШ, для более высокого уровня нужен диплом вуза.
  • «C» (выдается на 3 года). Данная лицензия дает возможность работать тренером в России на уровне детско-юношеских команд, любительских коллективов, в командах Национальной Футбольной Лиги и второго дивизиона. Также специалисты этого уровня могут привлекаться к работе с дублирующими составами команд РПФЛ.
  • «B» (срок 3 года). С этой категорией можно тренировать футболистов клубов, которые входят в РПФЛ, а также молодежь первого и второго дивизионов.
  • «A». Специалист этого уровня имеет право тренировать команды Премьер-Лиги России, а также команды из стран, которые подписали Тренерскую конвенцию УЕФА.
  • «A» (элитный детско-юношеский футбол). Это категория УЕФА, которая дает образование, необходимое для подготовки детских и юношеских команд во всех клубах.
  • «PRO» (3 года). Это самая высокая категория, имея которую, можно трудиться на должности главного тренера футбольного клуба любой страны-подписанта Конвенции.

Пройти курсы тренеров по футболу на категории «D» и «C» можно в семи городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Краснодаре, Омске и Ярославле. Заниматься нужно непосредственно в региональном центре подготовки тренеров на протяжении нескольких недель (124 академических часа). Слушатели проходят теоретический (50 часов) и практический (70 часов) курсы, после чего сдают экзамен.

Обучение на все остальные категории производится исключительно в Академии тренерского мастерства Российского Футбольного Союза, находящейся в Москве. На международные категории слушателей учит инструктор, подготовленный на семинарах, организованных УЕФА.

Получать лицензии можно только последовательно, одну за другой. Получив категорию «C», нужно не менее года отработать с командами соответствующего уровня, после чего подавать документы на категорию «B». Здесь учиться нужно около года, после чего сдавать квалификационный экзамен. Для обучения на каждую последующую лицензию нужно минимум год нарабатывать практику с предыдущей лицензией.

Функции футбольного тренера могут заметно отличаться в зависимости от уровня, на котором он работает. Если он руководит детской или юношеской командой, то ему приходится решать все вопросы коллектива самостоятельно. В его обязанности входит:

  • набор желающих в спортклуб, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья;
  • организация учебно-тренировочной, а также воспитательной работы;
  • распределение игроков по позициям на поле в соответствии с их способностями;
  • повышение уровня мастерства игроков, их физической, технической и теоретической подготовки;
  • разработка краткосрочных и перспективных планов подготовки;
  • использование разных средств, методов и приемов обучения;
  • работа с родителями детей относительно их дальнейших перспектив.

Если речь идет о профессиональном клубе, то здесь уже есть тренерский штаб, в который входят главный тренер и тренеры по направлениям: по физической подготовке, для вратарей. Кроме того, в команде есть врач, массажист, повар, физиотерапевт, администратор, иногда переводчик. Все они участвуют во всесторонней подготовке игроков к матчу или турниру.

На главного тренера возлагаются такие обязанности:

  • организация работы всех специалистов тренерского штаба;
  • выработка стратегии игры команды;
  • постановка ближайших и перспективных целей, настрой команды на их достижение;
  • разработка тактического рисунка на каждую игру и подбор исполнителей для его реализации;
  • организация тренировочной работы;
  • групповая и индивидуальная психологическая работа с игроками;
  • укрепление духа товарищества в коллективе.

Немалую часть функционала составляет работа с владельцами профессионального клуба по кадровому составу команды и подбору новых игроков. Очень важная задача главного тренера – общение с представителями средств массовой информации. И далеко не всегда это общение доставляет удовольствие.

Если вы не любите футбол и не готовы к трудностям, то хорошим тренером вы не станете. Разные люди в этой сфере деятельности имеют разную мотивацию: кто-то хочет достичь высот в профессиональном спорте, а кому-то просто нравится возиться с детишками.

Что касается личностных особенностей, то тренеру желательно иметь такой набор качеств:

  • честолюбие и воля к победе;
  • уверенность в своих силах;
  • системность и последовательность;
  • стратегическое мышление;
  • умение найти подход к каждому игроку и объединить их всех в единый сплоченный коллектив;
  • способность мотивировать и психологически поддерживать подопечных.

И конечно, железные нервы, поскольку игра непредсказуема, а болельщики сегодня носят тебя на руках, а завтра ругают на чем свет стоит.

Тренер должен обладать глубокими познаниями относительно всей футбольной «кухни», быть грамотным стратегом и тактиком. Важнейший аспект, без которого невозможно добиться успеха, – это авторитет наставника. Если игроки понимают и поддерживают тренерскую философию, то команда будет играть слаженно.

Меня привлекла такая подработка и я решил позвонить по номеру, указанному в объявлению. На мой звонок ответил мужчина и спросил о моём образовании. Я рассказал ему о своей ситуации, и он пригласил меня на собеседование на следующий день. Собеседование проходило в том же здании, где проводятся занятия. Разговор с моим будущим начальником был не очень долгий. Он спросил меня о том, как я планирую проводить занятия (я пересказывал ему свои тренировки из детства), спросил про мой опыт работы и про моё отношение к футболу.

Так как футбол меня интересует с детства, мы минут 5 обсуждали последние футбольные новости, и я понял, что меня точно возьмут на работу.

Он рассказал мне о графике (3 занятия в неделю, каждое из них длится чуть более часа), оплата — 700 рублей за одно занятие. Кроме того, деньги выплачивались сразу же после окончания тренировки, что меня очень обрадовало. Также была предусмотрена стажировка длиной в одну неделю, но мне сказали, что если я проведу первую тренировку нормально, то стажировка сразу же закончится. Я согласился на такие условия.

Через два дня я пришёл на свою первую тренировку. К моему удивлению, я даже немного волновался. Я должен был работать с группой детей, которым было 5-7 лет. Всего в группе было 12 человек. Занятия проводятся в спортзале. Первая тренировка прошло очень быстро: около 10 минут ушло на разминку, 10 минут — на отработку паса и бег, а потом группа поделилась на две команды и я был не тренером, а судьёй в их матче.

Если у вас не было опыта игры в футбол, то вы вряд ли сможете чему-то научить детей. Детский тренер должен научить ребенка основам футбольного мастерства, без которых невозможно стать профессиональным футболистом.

Детский тренер должен знать как устроен детский организм и как правильно давать нагрузку детям. Поэтому без специальных знаний стать хорошим тренером будет очень сложно.

Как вариант, можно поступить в университет на факультет физического воспитания и в процессе учебы найти подработку футбольным тренером или помощником. Очень хороший вариант, который позволяет совмещать теорию и практику. От этого учебный процесс становится более продуктивным.

Задатки будущего тренера можно увидеть по характеру футболиста. Если футболист имеет твердый характер и свою точку зрения, то он вполне может построить успешную тренерскую карьеру.

Почему эти качества так важны для наставника? Тренеру часто приходится действовать под большим давлением со стороны прессы, болельщиков и даже игроков. Поэтому залогом успешной тренерской работы является способность гнуть свою линию в условиях сильного давления.

Футбол нашел меня: Как я стала детским тренером по футболу

Как правило, профессиональными футбольными тренерами становятся бывшие футболисты. Это вполне логично. Профессиональные футболисты всю жизнь играли в футбол и не понаслышке знают, что такое футбольная команда. Однако, не каждому футболисту дано стать хорошим тренером.

Стать профессиональным футбольным тренером может не только футболист. Любой человек с высшим образованием (необязательно физкультурным или педагогическим) может пойти на тренерские курсы и по окончании получить тренерскую лицензию. Подробнее о тренерских лицензиях можно прочитать здесь.

Как я уже говорил, чтобы стать футбольным тренером в России, нужно получить документ – тренерскую лицензию. Пройти курсы тренеров на лицензию «C» и «D» можно в региональных центрах подготовки тренеров. Они расположены в 7 городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Воронеже, Краснодаре, Омске, Ярославле.

Центр по подготовке детско-юношеских тренеров по футболу им К. И. Бескова проводит обучение в Москве.

«В Белгороде получали лицензию категории С, – рассказал Алексей Орлов. – Все, кто на неё претендует, должны иметь высшее образование – неважно, по какой специальности. Стаж работы в области физкультуры и спорта не имеет значения. Курс рассчитан на 124 академических часа. По итогам проходит аттестация: защита плана-конспекта и классический экзамен по билетам с тремя вопросами.

Обучение в Белгороде было сессионным. Слушатели курса по неделе учились в октябре, ноябре и декабре. На занятиях преподавали доценты и профессора центрального спортивного вуза России – Российского университета физической культуры, кафедры футбола.

Во время обучения у слушателей курсов, кроме теории, были и практические занятия – тренировки с детьми. Между сессиями будущие тренеры выполнили методические и самостоятельные задания.

Тем, кто прошёл итоговую аттестацию, присвоили тренерскую категорию С: можно тренировать детские и любительские команды, быть в заявочных листах при проведении соревнований под эгидой РФС. В Белгородской области их организует областная Федерация футбола».

«Нет, лицензии С, юношеская В и А – это национальные уровень. Чтобы тренировать в странах УЕФА, нужно получать профессиональные лицензии. Детско-юношеский и любительский футбол УЕФА отдала на откуп национальным федерациям.

РФС лет шесть назад ввёл юношеские категории А и В для элитного уровня детско-юношеских тренеров, которые работают в академиях футбола при профессиональных клубах или в региональных Центрах спортивной подготовки со статусом РФС.

Частные академии могут выставлять критерий для подбора специалистов. Лицензия А предполагает следующие должности: спортивный директор, старший тренер, замдиректора по спортивной подготовке футбольной академии. Также это главный тренер юношеских сборных и молодёжных дублирующих составов. Сейчас есть идея распространить В и на любительский футбол.

По регламенту РФС во всех соревнованиях, которые проводят региональные и городские федерации, все тренеры в протоколе должны иметь лицензию С. Если нет, то наставника команды записывают как представителя. В Белгородской области в 2020 году в регламенте будет прописано, кто такой тренер: у него должна быть минимум лицензия С».

«Для получения профессиональной лицензии уже необходим стаж работы, другие профессиональные навыки. Обучение тренеров идёт от 1 до 1,5 года без отрыва от профессиональной деятельности.

Сессии проходят в перерывах между чемпионатами и турами. Категорию В без С не получить. Есть одно исключение – футболисты, которые внесли большой вклад в развитие футбола, могут сразу поступить на обучение А и В. Они сыграли 5–10 сезонов в профессиональных лигах или провели не меньше 10 матчей за национальную сборную. Все остальные обязаны получить категорию С».

«После года работы с лицензией С можно подать на получение категории В. После получения В (150 академических часов) год отрабатываешь с ней, потом можешь поступить на А (200 академических часов + стажировки в клубах, в том числе за границей). Так же, через год, подаёшь документы на категорию PRO (350 часов – около полутора лет).

Любую лицензию, включая С, выдают на три года. Когда лицензия истекает, каждый тренер должен подтвердить свой уровень в Центре подготовки специалистов в сфере футбола. Это занимает 2–3 дня. На сессии выполняют задания, пишут конспекты, составляют микроциклы, доклады и делают презентацию, продолжая работать».

«Когда тренера назначают на должность, не соответствующую его лицензии, он подаёт документы в Центр подготовки специалистов в сфере футбола. Если его зачисляют, то он имеет право работать до окончания обучения. Если он не получит лицензию PRO, то его юридически снимают из заявочного листа, и он не может во время матчей находиться на скамейке запасных.

Такая ситуация произошла с Мурадом Мусаевым из «Краснодара». Это прекрасно знал владелец клуба Галицкий. Мусаев тогда только подал документы на лицензию А УЕФА. Чтобы быть главным тренером в РПЛ, надо иметь категорию PRO. РФС пошёл ему навстречу и разрешил находиться на скамейке запасных.

Но «Краснодар» играет в Лиге Европы, а его лицензия является международной, и он попал в реестр УЕФА. Она запретила ему находиться в технической зоне, пока он не получит PRO. Галицкий нашёл Сергея Васильевича Матвеева, который юридически стал главным тренером, так как учится на PRO, хотя тренирует команду Мусаев».

«Основы спортивной тренировки, азы комплекса медико-биологических дисциплин: анатомию, физиологию, биохимию. Должен уметь вести и анализировать тренировки, владеть документами оперативного, текущего и годового планирования, составлять план-конспекты, микроциклы, мезо- (месячные) и годовые циклы. 80 % этих навыков тренер получает в вузах. Тренеры с таким образованием гораздо легче ориентируются и сдают экзамен. Но шансы равны у всех слушателей.

Плюс тренеры должны знать теорию методики тренировки по футболу, закономерности в обучении и в совершенствовании детей, особенности их технической и физической подготовки в зависимости от возраста, ведь тренировать 10- и 17-летних – две большие разницы, а профессиональную команду – вообще другое дело».

«Стажировки в обучении на категорию В входят в учебный план, и их стоимость включена в стоимость обучения. Если слушатель проходит вступительный экзамен и оплачивает обучение, то он едет на стажировку. Это такая же сессия. На А – две стажировки. Первая, двухнедельная, проходит в основном в Турции в январе – феврале, где зимой собирается масса команд. То же самое у PRO.

Есть индивидуальная стажировка, когда академия отправляет на неделю в клуб. Если А – ПФЛ, ФНЛ и РПЛ, PRO – минимум ФНЛ или какой‑то из зарубежных клубов. Будущие тренеры обязаны приехать туда. Там они знакомятся с инфраструктурой, тренировками и потом готовят отчёт о стажировке. Если у тренера есть возможность поехать в условный «Ливерпуль», то мы не возражаем. Когда Леонид Слуцкий работал в голландском «Витессе», то наши слушатели проходили стажировку у него».

Кому подходит профессия тренера по футболу и как им стать?

В школу, спортивный клуб или секцию, на учебно-тренировочную базу, в футбольный клуб для детей или школу корпоративного футбола для взрослых, в детскую спортивную академию. На старте карьеры, чтобы накопить ценный опыт, можно устроиться помощником тренера.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Можно. И таких примеров в мировой практике предостаточно. Все знают историю двукратного победителя Лиги чемпионов, многократного победителя различных национальных чемпионатов и просто «особенного» Жозе Моуринью, который в середине 90-х работал переводчиком в «Барселоне», а до этого тренировал в детских и молодежных командах Португалии. Бывший тренер «Зенита» Андре Виллаш-Боаш пошел учиться на тренера в возрасте 17 лет, в 19 получил необходимую лицензию для работы помощником, в 32 впервые возглавил взрослую команду, а в 33 с «Порту» выиграл национальный чемпионат и Лигу Европы.

И в России тоже есть хороший пример. Леонид Слуцкий в 19 лет после падения с дерева получил тяжелую травму колена, которая не позволила стать профессиональным футболистом, и начал тренировать детей в волгоградском клубе «Олимпия». В итоге специалист воспитал несколько футболистов, выступавших даже за сборную России — Романа Адамова и Дениса Колодина. В 34 года тренер возглавил «Москву», затем «Крылья Советов». А дальнейший путь Леонида Викторовича все знают — несколько чемпионств с ЦСКА, работа в Европе, а теперь специалист поднимает со дна «Рубин».

Итак, вы решили с нуля стать тренером в России. Первое, что вам нужно сделать — поступить на обучение самой низшей тренерской лицензии С в одном из региональных центров подготовки. Эта категория дает право работать в детско-юношеском футболе.

— Данные центры находятся в следующих городах: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Ярославль, Воронеж, Краснодар, Волгоград. Чтобы подать документы на обучение в региональный центр подготовки, необходимо наличие диплома о высшем образовании, — говорится на сайте Российского футбольного союза (РФС). — При этом не имеет значения, оканчивали ли вы специализированный спортивный вуз или любой другой. Обучение на лицензию С проходит в течение нескольких недель. В случае успешной сдачи экзамена вам необходимо не менее одного года проработать с данной тренерской лицензией, чтобы продолжить дальнейшее обучение.

Для футболиста все немного проще. Во-первых, пройдя долгую карьеру и поработав со множеством специалистов, накапливается определенный опыт, который точно поможет в тренерской деятельности. Во-вторых, игроки, которые провели от пяти сезонов на профессиональном уровне, могут не проходить первые две ступени, а сразу пойти на категорию А. В третьих, если ты известный футболист, то вероятность приглашения в клуб, даже если не сразу главным тренером, тоже возрастает.

В современном виде футбол сформировался во второй половине XIX века в Англии. Тогда же стали проводиться многочисленные матчи и соревнования между командами энтузиастов. В 1885 году было разрешено платить заработную плату футболистам, и футбол стал профессиональным.

Побеждать в турнирах было престижно, поэтому для постановки игры спортивные клубы, в которых были футбольные команды, нанимали тренеров для подготовки игроков. Сегодня футбол считается игрой №1, им занимаются миллионы людей во всем мире, в том числе и в России.

Функции футбольного тренера могут заметно отличаться в зависимости от уровня, на котором он работает. Если он руководит детской или юношеской командой, то ему приходится решать все вопросы коллектива самостоятельно. В его обязанности входит:

  • набор желающих в спортклуб, если они не имеют противопоказаний по состоянию здоровья;
  • организация учебно-тренировочной, а также воспитательной работы;
  • распределение игроков по позициям на поле в соответствии с их способностями;
  • повышение уровня мастерства игроков, их физической, технической и теоретической подготовки;
  • разработка краткосрочных и перспективных планов подготовки;
  • использование разных средств, методов и приемов обучения;
  • работа с родителями детей относительно их дальнейших перспектив.

Если речь идет о профессиональном клубе, то здесь уже есть тренерский штаб, в который входят главный тренер и тренеры по направлениям: по физической подготовке, для вратарей. Кроме того, в команде есть врач, массажист, повар, физиотерапевт, администратор, иногда переводчик. Все они участвуют во всесторонней подготовке игроков к матчу или турниру.

Если вы не любите футбол и не готовы к трудностям, то хорошим тренером вы не станете. Разные люди в этой сфере деятельности имеют разную мотивацию: кто-то хочет достичь высот в профессиональном спорте, а кому-то просто нравится возиться с детишками.

Что касается личностных особенностей, то тренеру желательно иметь такой набор качеств:

  • честолюбие и воля к победе;
  • уверенность в своих силах;
  • системность и последовательность;
  • стратегическое мышление;
  • умение найти подход к каждому игроку и объединить их всех в единый сплоченный коллектив;
  • способность мотивировать и психологически поддерживать подопечных.

И конечно, железные нервы, поскольку игра непредсказуема, а болельщики сегодня носят тебя на руках, а завтра ругают на чем свет стоит.

Тренер должен обладать глубокими познаниями относительно всей футбольной “кухни”, быть грамотным стратегом и тактиком. Важнейший аспект, без которого невозможно добиться успеха, – это авторитет наставника. Если игроки понимают и поддерживают тренерскую философию, то команда будет играть слаженно.

Сергей: Как ты думаешь, если к футболу нашему немного поменять отношение, сказать: «Мы делаем бизнес. Мы в Локомотиве хотим произвести 15 человек в основной состав и еще 15 продать. Для этого нам нужно 4 психолога, каждому тренеру – целое поле». Думаешь, так поставить задачу реально?

Игорь: Помечтать, подумать. Конечно, реально. Если брать лучший персонал, лучших тренеров, лучших специалистов своего дела, собрать способных детей, у которых есть перспектива и возможности развиваться дальше и заниматься – почему бы и нет? Должны быть условия, среда для того, чтобы игроки понимали, что от них требуют и для чего. Важно понимать, что во многих командах, которые занимаются «бизнесом» каждый игрок имеет шанс проявить себя в основной команде. Очень важно, чтобы у игрока был шанс. Если шанса нет – все усилия насмарку. Мы можем готовить, а в итоге он себя не может проявить. Во многих академиях такая проблема существует – что в России, что в Европе. Игроки не могут себя в одночасье себя зарекомендовать в какую-то академию. А потом уходят. Многие игроки из «Барселоны» уходили, из «Реала» – и так по кругу. Это проблема. А такие бельгийские, голландские академии, где есть возможность получить шанс и пройти этот путь от юниорской команды до основной, там это выстроено, как бизнес. Они на это нацелены. Многие академии прям все прописывают, что в команде должно играть определенное количество выпускников или на замене должно сидеть столько-то игроков, которые прошли академию. Или молодых игроков, которые, может, не из нашей академии, как в Италии, но они молодые перспективные игроки, им должны дать шанс. Этот подход имеет право на жизнь – мне кажется, он и должен осуществляться, давать возможности таким командам, которые дают шанс молодым.

  • Экипировка1
  • Обучение футболу3
  • Тренер2
  • Как правильно делать ставки на футбол1
  • Соревнования по футболу2
  • Правила игры в футбол1

Как все устроено: детский тренер

  • обучение
  • Экипировка
  • мяч футбольный
  • тренер
  • Где пройдет чемпионат мира по футболу 2022
  • Где будет проходить Чемпионат Европы по футболу 2020
  • Что такое футбол: футбол под микроскопом
  • Во сколько сегодня футбол: топ 5 сайтов
  • Сколько человек играет в футбол: все виды футбола в одной статье
  • обучение
  • Экипировка
  • мяч футбольный
  • тренер

И правда, как? Как становятся футбольными тренерами, как попасть в большой футбол? Вопросов много, но их обычно задают либо из любопытства, чтобы понять, как этот человек пришел тренировать других, либо уже на моменте завершения спортивной карьеры.

В первом и во втором случае ответ будет один – футбольными тренерами становятся лучшие и с образованием.

В эту спортивную профессию, а это именно профессия, не приходят без послужного списка, опыта и образования.

Как стать тренером в спортивной школе

Курсы футбольному тренеру необходимы для получения лицензии. Именно лицензия – залог допуска в профессию. Существует несколько тренерских категорий от D до PRO. Каждая из них – не нашивка, а показатель направленности и специализации работы.

Любая категория выдается на ограниченный срок, ее необходимо подтверждать. Для получения низшей категории – D не требуется диплом о высшем образовании, но для всех остальных это обязательное условие.

С категорией D можно стать детским тренером, C дает возможность работать в командах Национальной футбольной лиги, B – уровень для тренировки футболистов клубов, входящих в состав РПФЛ, A – для тренировки футболистов Премьер-Лиги и обучения детских и юношеских команд во всех клубах. Категория PRO относится к должности главного тренера футбольного клуба.

Любой из вышеуказанных категории нужно учиться. Курсы тренеров по футболу дают такую возможность. Чтобы расти профессионально, для начала, нужно будет получить категорию C и отработать не мене года. Через 12 месяцев можно учиться на категорию B. Все последующие звания получают в Академии тренерского мастерства РФС и только при наличии категории не ниже B.

Профессия тренера является сложной и требующей специального образования. К несчастью, без получения знаний и навыков не получится стать Хосепом Гвардиолой или Виктором Ганчаренко. Но можно сделать определенные шаги в этом направлении, пойти учиться в высшее учебное заведение, параллельно устроившись помощником или ассистентом тренера какой-нибудь небольшой команды.

Хорошо, что тренерские штабы во многих командах большие, поэтому при желании сможете получить вакансию. С устройством на работу, появится возможность больше узнать о футбольной кухне изнутри, подсмотреть тактические разработки, процесс тренировки от начала до конца, вместе с тем получите четкое представление о профессии.

У детских тренеров есть мотивация прогрессировать, добиться повышения. Но это только вредит. В том-то и дело, что детские тренеры должны удовлетворять амбиции, развивая игроков. Энергия должна быть направлена на создание семейной атмосферы и на общение с детьми. Но когда тебе хочется занять высокое место, твоя работа делает упор на тактику и физическую подготовку. То есть, на основы взрослого футбола. Техникой во взрослом футболе никто не занимается – там сформировавшиеся игроки.

В «Зените» говорят, что мы же не можем весь питерский футбол поднимать. А кто будет этим заниматься? Кто конкретно? Никто не знает. Академия «Зенита» собирает лучших игроков региона, но в этом нет никакой пользы. Каждый год в академию приходят условные пять игроков. Во-первых, это значит, что пятерых надо выгнать. Это уже изломанные судьбы – я знаю таких ребят. Дома трагедия, они чуть ли не с ума сходят.

Как стать футбольным детским тренером

В период взросления мальчика с ним происходят невероятные вещи, которые вообще психику ломают. Дети сидят на раскаленных углях и боятся, что не сегодня, так завтра их выгонят. И их чаще всего выгоняют, потому что футболистами становятся единицы.

Поэтому нужно проводить анализ, чтобы понимать, где сейчас находятся дети, которые заканчивали школы. И чем они занимаются. Есть много негативных результатов, связанных с пьянством и наркоманией. Зачастую неоправданная надежда ведет к падению. Стоит только начать. Свое горе надо успокоить, и такое горе чаще всего заливается спиртным. Помните команду Колыванова? Что с ними сейчас стало, где они сейчас? А ведь это же чемпионы Европы, лучшие игроки своего поколения.

В Петербурге ежегодно выпускаются по 20 человек из академии «Зенита», потом еще 20 из СДЮШОР «Зенит». Есть еще и другие школы – за пять лет получается тысяча воспитанников. Нужно подвергать анализу, понимать, на что тратились деньги. Что надо менять. Без осознания того, что происходит, мы будем топтаться на месте.

Дети сидят перед экранами, на улице не гуляют. Физически они потенциально ослаблены – еще и экология ухудшилась. Да, есть открытые площадки, но они себя не оправдали. Потому что на них играют взрослые и никого не пускают. А дети идут домой играть в компьютер. Поэтому нужны крытые залы, чтобы поля не простаивали зимой. В них должны работать специально обученные люди, которые организуют соревнования. Потому что только игры и турниры стимулируют к занятию спортом. Когда за победу что-то дарят – у ребенка праздник в душе.

Главное – атмосфера в спортшколе должна быть приятной. Встает ребенок в 7:30, и его должно тянуть на занятия. У нас есть такие дети, которых тянет в школу утром? А почему не тянет – потому что учителя строгие, программа непонятная, чего-то требуют, закидывают заданиями на дом. В футбольных школах то же самое. Тренировки должны проходить в радость. Для этого должны работать профессионалы – профессионалы не по контрактам, а по ответственности к делу.

Из-за родителей вырастает целый ком проблем – отношения тренеров с родителями, родителей с детьми, детей с тренерами. Родители перестают видеть в детях детей, а видят в них средство для заработка на пенсии. И тут отношения начинают искажаться. Если ребенок не прогрессирует, в этом сразу виновен тренер. Неподготовленные тренеры часто начинают допускать ошибки под давлением. Бывают бесцеремонные родители. Приходят после игр и тренировок, начинают права качать. На первый раз даем им предупреждение. На второй выгоняем.

Бывают смышленые 5-летние мальчики. Ножки быстрые, голова светлая, любо-дорого посмотреть. И тут влезает папа, который кричит на него со стороны и не дает ему делать то, что он хочет. Тут же начинает какую-то установку давать, тренер на это все смотрит, его не выгоняет. Тренер, который все это терпит – это уже не тренер. А папа, который что-то говорит, губит своего ребенка. Как вообще можно что-то объяснять о тактике 5-летнему? Папа и себя не способен вспомнить в этом возрасте.

Испанцы в 80-х годах зашли в тупик. Так же, как и мы сейчас. Гнались за немцами, французами и голландцами и поняли, что догнать их не смогут никогда. Потому что не на тех смотрели. Испанская нация – маленькая, низкорослая. А тогда была тенденция – выше, мощнее, быстрее. В итоге Испания обратила внимание на Южную Америку. Там тоже невысокие ребята играют, а услугами бразильцев, аргентинцев и уругвайцев пользуется весь мир. Они изучили их опыт и разработали программу, свойственную для конкретной нации. И успехи пришли не только в футболе – в теннисе, баскетболе, гандболе. Там, где мяч, там, где нужно быстро соображать и выполнять техническое действие – там у них преимущество. И даже в Англию испанцев стали приглашать, чего раньше никогда не было. Их футбол кардинально изменился – тактически, внутренне и внешне. Сейчас весь мир работает как испанцы. Кроме, наверное, России. Мы как всегда в хвост дышим.

Первым делом Замараев отправился получать тренерскую лицензию «С». Занятия длились полгода, было 3 сессии по две недели, но Юрию они новую информацию не дали:

«Это азы, первый пласт обучения, где объясняют, как ставить ребенку ногу перед передачей, как ставить вратарю руки. Все практические занятия (например, написать тренировку для развития техники, приема мяча) были в основном для 11-13 лет. Строили упражнения, и при преподавателях проводили их на одногруппниках. Все нюансы моделировались на то, что перед тобой находятся 11-летние дети. Нужно было объяснять вплоть до того, что: «Стали здесь, между вами такое-то расстояние, отдаем несильно передачу». Плюс, обязательно, личная демонстрация».

В стоимость обучения входил рюкзак, заполненный различными материалами, но раскрывались в них исключительно базовые вещи. «Может, я хотел большего, но если рассматривать «С» как начальный этап, то той литературы хватит. На занятиях не было ни слова о подготовке вратарей, зато литература об этом была. Можешь читать, развиваться, а можешь не читать».

«Чтобы развиваться дальше, на «В» или «А», знаний нужно больше, чем тебе дали на «С». Искал книги, видео по тренерству, тактике, работе с вратарями и т.д. – сейчас с этим проблем нет, все в интернете, тем более я знаю английский».

Лекций/семинаров для начинающих тренеров в Украине очень мало. В нынешнем сезоне, с августа, организовывалось три тренерских форума: уже прошли в Одессе, Ивано-Франковске и Полтаве.

Со стажировками ситуация тоже выглядит неважно. «Мониторю, ищу любую информацию о чем-то подобном. Не скажу, что вижу все, но пока стажировок не встречал».

«Если хочешь развиваться как тренер, то – сам, пожалуйста. Или напрашивайся к кому-то ездить, все это в индивидуальном порядке. Никто не запрещает учиться чисто на практике других, просто ездить смотреть чужие тренировки. Грубо говоря, поехал на неделю в Счастливое, а там каждый день Шахтер и Арсенал от U13 до дубля. Все открыто, все можно смотреть».

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТРЕНЕР ПО ФУТБОЛУ

«Первое: можно найти себе ментора. Есть тренеры, чью работу ты видишь, и берешь с них пример. Самостоятельно ходишь и обучаешься, смотришь: подход этого детского тренера – классный, а вот у этого я бы уже не хотел работать.

Второе: начинаешь помощником у главного тренера в детской команде. Есть много тренеров, которые доводят детей до 12 лет без какого-либо футбольного клуба. Эти команды называются как-угодно, там просто работает хороший детский тренер. Он набрал детей, вплоть до того, что сам развесил объявления на районе: «Набираются дети. Занятия будут проводиться на таком-то поле». Все. Набрал детей, назвал команду и играет. Ничего сложного в этом нет».

Не возникнут проблемы и с поиском турниров. «Соревнований для детей – масса, нужно просто обновлять информацию в интернете. Каждое футбольное поле, самых маленьких размеров, заинтересовано в том, чтобы на нем все время были дети, открывались школы и проводились игры. Под эгидой Федерации уже с 9 лет проводятся три лиги Киева: Высшая, Первая и Вторая. С 14 начинается ДЮФЛ».

Выстроить алгоритм попадания именно в команду детско-юношеской лиги (14-17 лет) Замараев не может. «Это все индивидуально».

«В Украине нужно сразу забыть о том, что ты будешь зарабатывать. Просись, работай помощником, но не рассчитывай, что будешь содержать семью на эти деньги. Либо имей за плечами финансовую базу.

Необходимо разграничивать. Например, в Академиях Динамо, Шахтера, Днепра, Карпат, Металлиста дети и тренеры находятся на полном обеспечении клубов. Там отличные условия, туда все хотят попасть, конкуренция на место большая.

И есть остальные клубы, которые существуют только за счет родителей. Родители сдают где-то 400, 500, 1000 гривен в месяц. Сюда входит и зарплата тренера, и экипировка, и переезды на чемпионат Украины – все за счет родителей».

Клубы, в свою очередь, предоставляют поле. Или, как в случае с Арсеналом, еще и тренажерный зал. «Со вторым получается не всегда, но мы рады и этому, потому что знаем, как у других. Может быть и хуже. Понятно, что хочется двухразовых тренировок в день, чтобы они в школу не ходили, чтобы только мы ими занимались (смеется). Но те условия, которые есть у нас – в принципе, все нормально», — говорит Замараев.

Тренируются подопечные Протченко и Замараева трижды в неделю. В период соревнований: дважды в неделю, плюс игра на город и на выходных матч в ДЮФЛ. В команде нет тренера вратарей, поэтому Замараев, который в своей непродолжительной карьере был голкипером, выполняет и эти функции.

Разочаровался ли Замараев в украинском футбольном мире? «В тех условия, которые есть, мне нравится». Очень хочу связать свою жизнь с футболом, с тренерской или какой-то еще деятельностью».

Впереди его ждет лицензия «В», а затем заочка института физкультуры, ведь, чтобы получить лицензию «А», обязательно нужно иметь тренерское образование в учебном заведении. Замараев смотрит в будущее с оптимизмом.

Футбольный тренер совмещает в себе несколько специалистов. Кроме футбола, тренер должен хорошо разбираться в психологии. Футбольная команда – это коллектив. Построить хорошие отношения в коллективе бывает не так просто. Грамотный специалист знает, как построить сильный и сплоченный коллектив, который будет приносить результат.

Стоит отметить, что быть тренером взрослой команды и тренировать детскую команду это совершенно разные вещи. В работе с детьми есть свои нюансы. Тренер, кроме футбольных, должен вложить в детские головы много других важных знаний. Фактически, детский тренер выполняет функции воспиталя и психолога, поэтому от него требуется высокий уровень терпения, большой объем знаний и опыт.

Можно быть отличным детским тренером и не иметь успехов со взрослыми командами, так и наоборот. Поэтому вопрос «как стать хорошим тренером по футболу?» нужно делить на два: «Как стать хорошим ДЕТСКИМ тренером по футболу?» и «Как стать хорошим тренером взрослой команды?»

Если у вас не было опыта игры в футбол, то вы вряд ли сможете чему-то научить детей. Детский тренер должен научить ребенка основам футбольного мастерства, без которых невозможно стать профессиональным футболистом.

Детский тренер должен знать как устроен детский организм и как правильно давать нагрузку детям. Поэтому без специальных знаний стать хорошим тренером будет очень сложно.

Как вариант, можно поступить в университет на факультет физического воспитания и в процессе учебы найти подработку футбольным тренером или помощником. Очень хороший вариант, который позволяет совмещать теорию и практику. От этого учебный процесс становится более продуктивным.

[attention type=yellow]

Детскому тренеру также важно поддерживать связь с родителями. Это общение поможет понять психологические особенности ребенка и подобрать к нему особый подход. Через родителей также можно положительно воздействовать на ребенка.

[/attention]

Василий и Алексей Березуцкие после завершения карьеры имели предложение тренировать детей в футбольной школе ЦСКА. Братья отказались, аргументировав это тем, что у них не хватает знаний для работы с детьми. В итоге Березуцкие стали работать в тренерском штабе голландского «Витесса» во главе с Леонидом Слуцким.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *