Отказ человека признать возможность своей смерти это

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ человека признать возможность своей смерти это». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

В этом сражении есть свои периоды борьбы, когда нам удаётся оградиться от своего тяжёлого страха. Психологическая защита от ужаса смерти, от других психологических защит, отличается существенно. И не смотря на эту защиту, человек становясь старше, и тем более заболев, осознаёт её неизбежность. Молодые стараются эти думы заглушить, а вот пожилым, не остаётся ничего другого, как углубиться в размышления о ней.

Идея хосписа (учреждения, предоставляет комплексную помощь смертельно больным людям и их семьям) предполагает отношение к смерти как к нормальной и естественной стадии жизни, приближение которой необходимо воспринимать ать с достоинством. Смерть так же естественна, как и рождениея.

Отказ человека признать возможность своей смерти это

Больной может узнать о приближении смерти из различных источников, по различным симптомам. Основанием для соответствующих выводов могут послужить ухудшение физического состояния, патологические ощущения в области различных органов, а также поведение окружающих, в первую очередь врача, его деятельность.

На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, иличность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания. Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества. Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий.

Отказ человека признать возможность своей смерти это

На земном пути каждого человека судьба расставила препятствия, иногда — очень серьезные, сопоставимые с мощью самого индивидуального жизненного потока. Последствия от столкновения с ними могут быть разными: от полного разрушения жизни и гибели человека до полного же разрушения препятствия, если жизненные ресурсы достаточны и вовремя мобилизованы. Между этими полярно противоположными исходами существует множество «промежуточных» вариантов, тех или иных отклонений от предшествующего пути, позволяющих, пусть с потерями, обойти препятствия, которые не удается разрушить. Углы такого «отклонения» могут быть различны — вплоть до резкой смены курса или поворота вспять. Некоторые из таких поворотов и сами ведут к разрушению человека.

— Как правило, женщины видели и самих себя, и медперсонал, и соседок по палате с высоты 2–3 метров, — отмечает Леонид Иванович. — Будто бы с потолка. «Воспаряли» внезапно, переставали чувствовать боль, ничего не слышали, испытывали умиротворенность. «Воссоединялись» с телом примерно через минуту — столь же внезапно, как и «расставались». Боль при этом возвращалась.

2. Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения (Если пациенту приходится переносить тяжелые и непрекращающиеся боли, чувство сострадания может подсказать и такой выход, как эвтаназия. Но страдания пациента связаны не только с состоянием пациента, но зачастую и с плохими условиями пребывания в клинике и плохой работой ее персонала).

3. Смерть как утрата. Смерть приносит человеку бесчисленные утраты: утрату сознания, последующего опыта, всех любимых людей, мест, предметов и самого бытия. Никакое другое событие в жизни не наносит человеку столь полный ущерб. Независимо от того наступает смерть внезапно или в результате длительной болезни, на наше отношение к ней сильнее всего влияет ожидание полной потери всего [3].

В последнее время приобрели актуальность этические проблемы умирания и смерти. Серьезную полемику вызывает вопрос о праве человека на смерть, на автоевтаназию — укорочение с собой в связи с невыносимыми мучениями от болезней или эвтаназию — действия врача о прекращении жизни безнадежно больных людей. Эта проблема не находит однозначного медицинского, нравственно-духовного и правового решения в обществе. Традиционная медицина старается поддержать жизнь смертельно больных с помощью специальной аппаратуры, игнорируя при этом потребности человека в автономии и общении, выявлении чувств и привычном окружении, сохранении контроля за жизнью и осведомленности о состоянии собственного здоровья.

Этические проблемы окончания жизни человека

У людей, которым не грозит скорая смерть, больше времени на то, чтобы привыкнуть к мысли, что когда-нибудь они все же умрут. Свои последние годы они вспоминают прошлое и заново переживают старые радости и горести. Батлер считает, что это обозрение жизни является очень важной ступенью, на которую индивидуум поднимается в конце своего жизненного пути. В старости человек сильнее стремиться к самосознанию, этот процесс часто ведет к настоящему росту личности: решаются старые конфликты, переосмысливается жизнь и открывается что-то новое в себе. Только в ситуации с реальным приближением смерти, человек может твердо определиться в отношении того, что для него имеет особую важность, и кто он есть на самом деле [11].

Всю жизнь человек сталкивается с событиями, которые формируют его отношение к смерти и влияют на это отношение. Человек слышит, как смерть обсуждают дома и в средствах массовой информации. Аварии, болезни и т. д. Восприятие подобных событий влияет на отношение общества к смерти. В отношении к смерти людей, смертельно или тяжело больных и близких этих людей, велика потребность в физической помощи, но еще больше эти люди нуждаются в помощи эмоциональной, психологической.

Согласно формулировке, предложенной еще в 1968 г. Селией Грин, возглавлявшей в Англии Институт психофизических исследований, «внетелесный опыт» — это «такой, в котором объекты восприятия явно располагаются таким образом, что наблюдатель испытывает ощущение их восприятия с точки зрения, не совпадающей с положением его физического тела». Длинная, но весьма точная характеристика, считают нынешние коллеги Селии, опубликовавшие результаты своих экспериментов в недавнем номере авторитетного журнала Science. Им удалось воспроизвести буквально то, о чем говорила ученая.

Сегодня большинство людей категорически избегают любого столкновения со смертью, хотя в прежние времена она была обычным явлением. Люди умирали дома, в окружении родных и близких, которые в последние дни жизни умирающего окружали его заботой. Сегодня большинство людей умирают в больницах, и ухаживает за ними медицинский персонал. Создается впечатление, что в глубине души мы верим, будто смерть — это просто еще одна болезнь, от которой пока не найдено лекарство. И это притом, что средний человек, достигший 21 года, ни разу не был свидетелем реальной человеческой смерти, зато видел более 10 000 смертей по телевидению. Такой вот пример двойственного отношения — отрицания и неослабного интереса!

Особая разновидность веры в продолжение существования после смерти — концепция реинкарнации. Помимо принципа вне телесного посмертного существования индивида, в ней признается возможность возвращения к материальному возрождению в иной форме. Вера в реинкарнацию существует в таких культурных и религиозных структурах, как философия и религия Индии, космологические системы различных племен индейцев Северной Америки, философия Платона и неоплатонизм, орфический культ и другие мистические религии Древней Греции, а также раннее христианство. В индуизме, буддизме и джайнизме эта вера объединена с законом кармы, согласно которому качество личной инкарнации определяется заслугами и грехами человека, имевшими место в предыдущем рождении [6]. Условная оценка жизни и смерти может подвергнуться пересмотру и измениться на противоположную по отношению к доминирующим европейским концепциям. В этом случае процесс умирания станет восприниматься как событие более важное, нежели жизнь. Это верно, по мнению С. Грофа, для некоторых философских или религиозных систем, включающих веру в реинкарнацию. В них период умирания — событие огромнейшего значения, так как позиция умирающего определяет качество всей будущей инкарнации, а сущность и ход следующего воплощения являются актуализацией способа смерти [6]. В других системах жизнь воспринимается как наказание, а смерть как воссоединение, освобождение или возвращение «домой». Таким образом, для индуса смерть — пробуждение от мира иллюзии (майя) и возможность для индивидуальной души (дживы) реализовать и испытать свою божественную природу (Атман-Брахман).

Психогенная смерть : как убивает потеря воли к жизни?

При упоминании о времени смерти большинство людей говорят, что они хотели бы умереть ночью, потому что «так будет проще для всех», «будет меньше суеты». Выбор ночи как другого аспекта желаемого мирного конца жизни имеет второстепенное значение, но здесь проявляется множество скрытых символических обертонов, Гомер в «Илиаде» упоминал о сне (hypnos) и смерти (thanatos) как о братьях-близнецах, и множество религий соединяют идеи сна и смерти. Ортодоксальные христиане, например, просыпаясь по утрам, благодарят Бога за то, что он вновь возвратил их к жизни.

Первым делом придется понять истинный смысл процедуры. В России есть два варианта действий, связанных с изучаемой темой – признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление умершим. Что значат эти термины?

В первом случае имеет смысл говорить о том, что местонахождение человека не известно. То есть, о его пропаже. Но при всем этом предполагать смерть не стоит. Теоретически гражданин может быть живым.

А вот объявление умершим – это фактическое признание смерти того или иного человека без обнаружения его тела. Например, после какого-то стихийного бедствия. В данном случае будут наступать серьезные последствия, которые носят юридическую значимость для родственников. Но как и при каких условиях происходит признание гражданина умершим? Что для этого потребуется?

Последствия признания гражданина умершим – вот то, что играет весьма важную роль. Ведь, как уже было сказано, данная процедура с юридической точки зрения влечет за особой особые, значимые изменения. Какие именно?

Дело все в том, что после признания человека умершим, фактически, признается его смерть. То есть прекращаются все права гражданина. У потенциальных наследников возникает право наследования, брак с супругой/супругом автоматически прекращается. При этом родственникам будет выдано на руки свидетельство о смерти человека.

Правовые последствия признания гражданина умершим тоже должны быть понятны. Человек, который якобы умер, теряет все свои гражданские права. Они ликвидируются. И наступают последствия, с которыми сталкиваются родственники при реальной гибели человека. Но если внезапно признанный умершим объявится и докажет, что он – это именно он, то все гражданские права ему вернут в полной мере.

А каков порядок признания гражданина умершим? На самом деле нет ничего трудного в данной процедуре, но только при предварительной подготовке. Как действовать, если о ком-то долго ничего не слышно?

Можно руководствоваться следующими принципами:

  1. Собрать доказательства, которые могут указывать на потенциальную смерть гражданина. Подойдут любые бумаги и свидетельства.
  2. Написать заявление установленного образца для признания человека умершим. Предварительно придется подождать указанные ранее сроки. До этого можно начать сбор документов и доказательств. Но в написании заявления смысла нет.
  3. Подать доказательства иском в суд. Требуется обращаться в районный судебный орган.
  4. Дождаться судебного решения. После этого можно сходить в ЗАГС и получить свидетельство о смерти гражданина.

Соответственно, это все действия, которые придется предпринять. Отмечается, что в некоторых случаях лучше признать гражданина без вести пропавшим. Но это не обязательный пункт. Умершим можно признать и без данного шага. В действительности при правильной подготовке процедура не доставит хлопот.

Реферат: Право человека на смерть проблема эвтаназии в современном мире

Как может выглядеть заявление, понятно. А какие документы могут пригодиться для того, чтобы признание гражданина умершим прошло успешно. Дело все в том, что бумаги могут быть разными. Но существует общепринятый список, который позволит весьма быстро собрать недостающие документы.

Независимо от ситуации гражданин должен принести:

  • исковое заявление установленного образца;
  • удостоверение личности;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о рождении общего ребенка (если есть);
  • документы, подтверждающие родство с умершим (любые, если истец – родственник);
  • доказательства нахождения в опасных условиях (например, газетные вырезки и так далее).

Именно с доказательствами приходится тяжелее всего. Ведь, как показывает практика, их может быть очень много. Можно предоставлять видео и аудиозаписи, новости, вырезки из газет и так далее. Только при наличии достаточных сведений, указывающих на возможность гибели, гражданина признают умершим.

Соответственно, после подачи искового заявления в суд придется подождать некоторое время. Обычно решение о назначении заседания для рассмотрения дела выносится в течение 5 дней. После истца приглашают для участия. Изучается материал, представленный для ознакомления. В конце судебный орган выносит решение об удовлетворении иска или о его отклонении.

Если заявление о признании гражданина умершим было удовлетворено, истец получает справку из суда с судебным решением. Она пригодится чуть позже. Что теперь придется сделать?

Как уже было сказано, обратиться в ЗАГС. Желательно по месту прописки умершего. С собой придется принести некоторые документы и подать заявку для изготовления свидетельства о смерти. Спустя несколько дней можно забрать готовый документ.

Теперь понятно, как происходит признание гражданина умершим. Какие документы необходимо принести в ЗАГС, чтобы получить свидетельство-подтверждение смерти? Человек приносит с собой:

  • документы, подтверждающие родство (при наличии);
  • судебное решение;
  • удостоверение личности;
  • паспорт умершего (если есть).

Платить государственную пошлину не нужно. Ко всем ранее перечисленным бумагам прикладывается заявление установленного образца о выдаче свидетельства о смерти. Заранее заполнять его не нужно. Все сделают непосредственно в ЗАГСе. Теперь понятно, как происходит признание гражданина умершим в России.

Законодательством РФ предусмотрены случаи, когда гражданин может быть признан умершим в судебном порядке. Ранее человеку достаточно было отсутствовать только 3 года, чтобы суд признал его смерть.

Теперь, согласно Гражданскому кодексу, он объявляется умершим, если место его пребывания не известно в течение 5 лет.

В случае, когда гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих его жизни и здоровью, его могут признать умершим через 6 месяцев.

Другой порядок объявления судом умершими военнослужащих, которые пропали без вести во время военных действий.

Нормы гражданского законодательства устанавливают, что признать смерть человека, пропавшего в период войны, можно только спустя 2 года после ее окончания.

Подать в суд заявление имеет право любой заинтересованный гражданин. При этом таким лицом могут быть как родственники пропавшего без вести, так и лица, которым это необходимо для защиты своих интересов. Помимо этого, заявление могут подавать должностные лица, то есть сотрудники прокуратуры, полиции или суда, которым необходимо установить факт смерти гражданина.

Заявление должно содержать:

  • Цель, для которой заявителю необходимо подтвердить смерть лица. Это может быть развод, назначение социальных выплат и т. д.
  • Обязательно указываются все известные обстоятельства, связанные с исчезновением лица.
  • Если гражданин пропал во время проведения военных действий, требуется уточнить дату их окончания.

Все требования к заявлению должны быть соблюдены заявителем. Иначе судопроизводство по нему не начнется и признание смерти лица не осуществится. Также суд устанавливает правовые последствия для заявителя установления факта смерти. Если никаких юридических последствий для него не будет, суд может отказать в актовой записи о смерти.

Проверяются в ходе судебного заседания и обстоятельства пропажи лица. Для этого необходимо:

  • установить последнее место жительства лица, чью смерть собирается объявить суд;
  • определить, какие были приняты меры для его розыска;
  • установить, что найти гражданина не представляется возможным;
  • проверка обстоятельств, подтверждающих, что гражданин может скрываться намеренно, находясь в розыске правоохранительными органами.

Если исчезновение гражданина связано с обстоятельствами, указывающими на опасность для его жизни и здоровья, то его признают умершим спустя полгода. Естественно, что суду требуются доказательства того, что лицо могло погибнуть из-за несчастного случая, террористического акта и т. д.

Суд имеет право также обращаться в различные организации, которые могут располагать сведения о пропавшем лице. Это правоохранительные органы, жилищно-эксплуатационные конторы и органы власти по последнему месту работы или проживания гражданина.

Судебное заседание, во время которого рассматривается вопрос об установлении факта смерти гражданина и осуществлении актовой записи об этом в ЗАГСе, всегда являются открытыми. При этом обязательным условием является присутствие сотрудника прокуратуры, который осуществляет определенный надзор за рассмотрением дела.

Если прокурор не явился на судебное заседание, хотя был предупрежден о его проведении заранее, суд откладывает проведение процесса.

Правоспособность гражданина, признанного умершим, восстанавливать не нужно. Дело в том, что он сохраняет свои права, даже если суд объявил его умершим, так как сам факт смерти не установлен. То есть, не смотря на принятое судом решение, остается правоспособным.

Из этого следует, что все действия юридического характера, которые гражданин совершил, будучи в статусе умершего, свою силу не теряют. И все заключенные договора и выданные им доверенности считаются действительными.

Также признание умершим не влияет на субъективные права лица, которые были приобретены в месте, где о судебном решении не знали. Естественно, для установления этого факта потребуются доказательства.

Закон отдельно указывает на то, что гражданин может восстановить только те права, которые были переданы после признания его умершим другим лицам, в том числе и наследникам.

Восстановлению не подлежат права личного характера, к примеру, осуществление юридических действий, выполнение работы и т. д. Но особое отношение у законодательства к восстановлению прав собственности на имущество.

Стало известно об ударе Марадоны головой за неделю до смерти

Согласно Семейному законодательству, в случае признания судом лица умершим, его брак автоматически прекращается.

При явке гражданина, брак может быть восстановлен только по обоюдному согласию супругов.

Если во время отсутствия гражданина супруг зарегистрировал новый брак, по закону он считается действительным.

В случае, когда семья лица, признанного умершим, получала пенсию по потери кормильца, с его появлением утрачивает право на эти выплаты.

Важно понимать, что мы не движемся линейно по ступенькам шаг за шагом. Человек имеет тенденцию переходить на этапы в произвольном порядке, а иногда может даже вернуться к предыдущему этапу после определенного момента времени. Каждый этап может длиться разный период времени, человек может застрять на определенном этапе и не двигаться.

«Я не могу в это поверить»; «Этого не может быть»; «Не со мной!»; «Повторно это не может произойти!».

Стадия шока или отрицания – это обычно первый этап в модели Кюблер-Росс и в основном длится не долго. Это фаза защитный механизм требующий время, чтобы переработать неприятную тревожную новость или реальность. Никто не хочет верить, в то, что происходит, и что это происходит именно с нами. Мы не хотим верить в изменения.

Эта стадия может повлечь за собой снижение мышления и действий. После того, как спадает первый шок, можно испытать отрицание и возможно сосредоточенность по-прежнему на прошлом. Некоторые люди склонны оставаться в состоянии отрицания в течение длительного времени и могут терять связь с реальностью.

Эта стадия похожа на страуса, который прячет свою голову в песок.

«Почему я? Это не справедливо!»; «Нет! Я не могу этого принять!»

Когда, наконец, осознание приходит и человек понимает серьезность ситуации, он/она может рассердиться, и на этой стадии происходит поиск виновного. Гнев может проявляться или выражаться во многом.

Одни направляют гнев на себя, другие могут направить его на окружающих. В то время как некоторые могут быть озлоблены на жизнь в целом, другие могут обвинять экономику, Бога, партнёра.

Во время этой стадии человек находится в раздражительном, расстроенном и вспыльчивом состоянии.

«Просто позвольте мне жить, чтобы увидеть, как мои дети получат диплом.»; «Я сделаю все, если ты дашь мне больше времени, еще несколько лет.»

Это естественная реакция того, кто умирает. Это попытка отсрочить то, что неизбежно. Мы часто видим такого же рода поведение, когда люди сталкиваются с переменами.

Мы ведём переговоры для того, чтобы отсрочить изменения или найти выход из ситуации.
Большинство из этих сделок – тайное соглашение или договор с Богом, другими, или жизнью, когда мы говорим: «Если я пообещаю сделать это, то эти изменения не произойдут со мной».

«Мне так грустно и печально, зачем мне беспокоиться о чём-то?»; «Какой смысл пытаться?»

Депрессия – это стадия, в которой человек склонен чувствовать печаль, страх, сожаление, чувство вины и другие негативные эмоции. Человек может полностью сдаться, теперь он может достигнуть тупика; на этом пути дорога вперёд кажется тёмной и мрачной.

Может демонстрироваться безразличное отношение, замкнутость, отталкивание других и отсутствие волнения к чему-либо в жизни. Может показаться, что это низшая точка в жизни, из которой нет пути вперед.

Некоторые признаки депрессии включают в себя печаль, низкую энергию, чувство демотивации, потеря веры и т. д.

Проблема смерти и бессмертия. Дискуссии об эвтаназии.

Специфика биоэтических проблем смерти и умирания в условиях современной медицины связана с уровнем развития медицинских технологий по поддержанию жизни человека, находящегося в терминальном состоянии, переосмыслением феноменов жизни и смерти в философии, выработкой новых критериев биологической смерти человека.
Бурное развитие в конце XX века реаниматологии и трансплантологии, обусловило необходимость пересмотра критериев смерти, решения ряда вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи неизлечимым, тяжело страдающим людям, пациентам, находящимся в персистирующем вегетативном состоянии и многих других.
Процессы демократизации, происходящие в обществе привели к активному обсуждению вопроса о праве человека на достойную на достойную смерть, которое является неоднозначным, как в моральном, так и правовом отношении, особенно в случае участия в этом акте медицинских работников.
Впервые попытка найти ответы на эти вопросы была сделана в 1965 году на проходившем в Марселе международном «Коллоквиуме о сущности жизни и смерти». В его постановлении говорится: «Новые медицинские ситуации требуют выделения двух состояний: длительной комы (coma prolonge) и необратимой комы (coma depasse). Длительная кома – это состояние, в котором вегетативные функции сохранены и которое может либо регрессировать до необратимой комы, либо пойти на улучшение. При необратимой коме регулирующие функции мозга безвозвратно утрачены, а вегетативные функции (дыхание и др.) поддерживаются искусственно. Этот диагноз должен быть подтвержден клиническим и лабораторным исследованием, свидетельствующим, что гибель центральной нервной системы действительно наступила. В течение 48 часов эти исследования должны быть сделаны повторно, и если они дали тот же результат, такой больной может быть объявлен мертвым, а его органы взяты для трансплантации». Таким образом, впервые главным объективным критерием смерти были объявлены определенные критерии деятельности мозга и появился новый термин «смерть мозга».
В России, в соответствии с действующим законодательством (Письмом МЗ РФ «Инструкция по определению момента смерти человека, отказу от применения или прекращению реанимационных мероприятий», 1997 г.), биологическая смерть считается наступившей при наличии ряда признаков: прекращение сердечной деятельности (в течение 30 минут), дыхания и функций головного мозга, включая его стволовые отделы. Однако, эти признаки не являются достаточными, ели они возникли под действием гипотермии организма или лекарственных препаратов угнетающих деятельность ЦНС, а также для новорожденных и детей до 6 лет.
Мозг оказался ведущим органом при определении момента наступления смерти, поскольку это единственный орган, функции которого не могут быть замещены средствами современной медицины. К концу XX века в законодательствах почти всех стран смерть мозга была признана главным критерием смерти человека.

В настоящее время все споры вокруг этико-медицинских проблем, связанных со смертью человека, сводятся к противоборству двух главных подходов к пониманию жизни, нашедших воплощение в концепции качества жизни, в основе которой лежат утилитаристские идеи, и концепции самоценности (святости) жизни.
При рассмотрении проблем смерти и умирания в условиях современной медицины с позиций утилитаристского подхода отмечается, что поддержание жизни неизлечимо больных людей или интенсивное лечение, в результате которого человек все равно не будет жить полноценной жизнью требует все больших материальных затрат (лекарства, аппаратура, труд врачей). Эти средства можно потратить на восстановление здоровья значительному количеству людей, которые имеют меньшие проблемы со здоровьем и смогут не только жить полноценной жизнью, но и приносить пользу обществу. При таком подходе нравственные ценности, прежде всего Сама жизнь, приобретает ценность материальных вещей.
Концепция святости жизни и самоценности феномена жизни в философии сходны в своей главной идее: жизнь является безусловной, высшей ценностью в мире. К ней неприменимы критерии полезности, затратности, целесообразности и др. Ценность жизни в том, что она есть, даже ущербная, неполноценная в каком-то отношении. Польза в данном случае тоже есть, но она не материальная, а нравственная, духовная. Признавая жизнь высшей и безусловной ценностью во всех ее формах, общество сохраняет созидательные, конструктивные тенденции своего развития. Сохранение жизни немощным, тяжело больным, инвалидам, престарелым и другим «экономически невыгодным» для общества людям сохраняет в обществе потенциал доброты и человеколюбия, составляющий духовную основу существования любого общества.

Проблема эвтаназии стала предметом длительных, не утихающих до настоящего времени дискуссий в связи со сложным сочетанием таких понятий как «благо» и «смерть» в понятии эвтаназия. Является ли эвтаназия добром или злом для человека, к которому она применяется? А если является, поскольку сам термин предполагает благо для человека, то в каких случаях, при каких условиях смерть станет для человека благом? И может ли вообще смерть быть благом?
Желание пациента умереть, т.е. однозначно высказанное добровольное решение о проведении эвтаназии компетентного больного является главным условием оценки эвтаназии как нравственного или безнравственного поступка. Насколько человек волен сам решать, такой вопрос, как жить ему или умереть?
Человек своей волей и разумом определяет в жизни те или иные свои поступки, выстраивая свою жизнь определенным образом. Он вправе распоряжаться своим телом, своей жизнью. Но если человек имеет право распорядиться своей жизнью, совершая поступки, которые наверняка принесут ему смерть (добровольное участие в военных действиях, героические поступки ради спасения других, занятие опасными профессиями и видами спорта), то почему он не может ускорить наступление смерти в случае безнадежной болезни при помощи эвтаназии? Смерть во благо общества не вызывает осуждения и этических споров. Когда человек принимает решение умереть в связи с невыносимыми для него условиями жизни, вызванными болезнью, то возникают споры о его праве на это.
Самостоятельный контроль над собственной жизнью и смертью, вплоть до решения продолжать жить или умереть – это проявление свободы личности. Решение человека о продолжении своей жизни или ее прекращении является реализацией прав личности, свободы волеизъявления.
Распространяется ли свобода воли человека на такую часть его жизни как собственная смерть? При либеральном подходе к решению этой проблемы, признающем право человека распоряжаться своей жизнью, признается и право на смерть, т.е. право по своей воле прервать свою жизнь. При консервативном подходе, основанном, главным образом на религиозных идеях, смерть, как и рождение не являются для человека областями свободы его волеизъявления и действий. Не по своей воле человек начинает жить, а по воле природы, Бога или каких-то других сил. Следовательно, раз не в его воле было решать родиться ли ему, значит не в его воле и решать продолжать ему земную жизнь или умереть.
Все нравственные коллизии, разворачивающиеся вокруг эвтаназии, предопределены тем фактом, что любая форма эвтаназии – это деятельность одних людей по отношению к другим. Поэтому в самом общем виде вопрос о возможности применения эвтаназии перерастает в вопрос: убить или не убить, пусть даже из сострадания и в соответствии с волей другого человека.
В настоящее время уже не вызывает сомнений тот факт, что существует целый ряд условий, при которых добровольная эвтаназия может быть этически оправдана. Цель добровольной эвтаназии в избавлении больного человека от страданий, когда исчерпаны все другие средства. Но где критерии того, все ли средства уже использованы? Противники эвтаназии в любых ее формах считают, что жизнь человека надо поддерживать и, по возможности, облегчать даже в том случае, если использованы все доступные для данного больного средства, поскольку «завтра» может появиться новый лекарственный препарат, который может излечить или существенно облегчить состояние больного.
Сторонники эвтаназии считают ее допустимой, особенно в добровольной пассивной форме, по нескольким основаниям: медицинским, как последнее средство прекратить страдания неизлечимо больного; альтруистическим, как средство заботы о близких, обремененных заботами о больном и также страдающих; эгоистическим, как способ умереть достойно, быстро и приятно; экономическим, как средство сэкономить средства (лекарства, труд медицинских работников и проч.) для оказания помощи больным, которых еще можно спасти. Пассивная эвтаназия фактически используется во многих странах мира.

Противники эвтаназии исходят из неизменной моральной нормы медицинской деятельности: задача врача (и других медицинских работников) в том, чтобы сохранять и продлевать жизнь, а не прекращать или укорачивать ее.
Сторонники эвтаназии считают, что сохранять и продлевать жизнь, безусловно, надо. Но продлевать полноценную жизнь, а не затягивать смерть, приносящую облегчение от мучений. Эвтаназия должна применяться лишь в тех случаях, когда нет никакой надежды на восстановление полноценной жизни человека. Неосознающие своих страданий люди не могут быть объектами эвтаназии, например, психические больные, находящиеся в коме и т.д. Считается, что эвтаназия может применяться при наличии определенных условий. К таким условиям, в первую очередь относится неизлечимость заболевания больного, что должно быть подтверждено достоверными объективными исследованиями и не вызывать сомнений у группы врачей, хорошо знакомых с научным состоянием данной проблемы.
Следующим условием должно быть наличие непереносимых физических страданий, а также дыхательных, диспептических или иных расстройств, которые невозможно устранить без постоянного выключения сознания. Наличие непереносимых физических страданий является главным условием в характеристике физического состояния, но в то же время и самым неопределенным, самым субъективным. Объективных критериев уровня непереносимости страданий, в мировой практике нет.
Третьим обязательным условием должно быть наличие терминального состояния. Это значит, что больной не просто неизлечим и страдает от физических мучений – он неизбежно умрет в ближайшие дни или недели, и нет никакой надежды, что за короткое время в медицине появятся средства, излечивающие данную болезнь.
Отсутствие хотя бы одного из этих условий должно исключать эвтаназию, а больной должен быть подвергнут радикальному или симптоматическому лечению.

Понимание взаимосвязи душевной, психической и биологической составляющей жизни человека имеет принципиальное значение для решения вопроса о вмешательстве человека в процесс умирания другого человека.
Во многих религиозных и философских учениях присутствует идея перевоплощения души, согласно которой душа после смерти своего биологического тела воплощается в новое материальное тело и продолжает свою жизнь.
В православной христианской традиции отношение к смерти человека и различным состояниям, предшествующим ей определяется пониманием души человека. Этический комитет Московского патриархата Русской православной церкви принял заявление об эвтаназии (3.05.1999 г.), в котором сказано: «Признавая ценность жизни каждого человека, его свободу и достоинство как уникальные свойства личности, созданной по образу и подобию Божию, православные священнослужители, ученые, врачи считают недопустимым реализацию любых попыток легализации эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства (по решению врачей или согласию родственников), либо самоубийства (по просьбе пациента), либо сочетание того и другого. Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку ее применение неизбежно приведет: а) к криминализации медицины и потере социального доверия к институту здравоохранения; б) к поруганию бесценного дара человеческой жизни; в) к умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга; г) к снижению темпов развития медицинского знания, в частности разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых заболеваний и т.п.; д) к распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди «не убий». …Совет считает эвтаназию неприемлемой в нравственном отношении и категорически возражает против рассмотрения законодательных проектов, пытающихся юридически оформить возможность ее применения и тем самым внедрить в общественное сознание допустимость убийства или самоубийства с помощью медицины».
Русская Православная Церковь подтвердила свою позицию в отношении эвтаназии в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (раздел XII, п.8): «…Церковь, оставаясь верной соблюдению заповеди Божией «не убивай» (Исх. 20, 13), не может признать нравственно приемлемыми распространенные ныне в светском обществе попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных (в том числе по их желанию). …Признание законности эвтаназии привело бы к умалению достоинства и извращению профессионального долга врача, призванного к сохранению, а не к пресечению жизни. …Эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент. …Вину самоубийцы нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к действенному состраданию и проявлению милосердия».
И. Брек пишет: «Личностное достоинство зависит… от любви Божией, объемлющей носителей Его образа от зачатия до последнего вздоха и перехода в новую жизнь. Вот почему больные в коматозном и персистирующем вегетативном состоянии остаются личностями в самом полном значении этого слова, задуманные и утвержденные как таковые Самим Богом».

Католицизм запрещает эвтаназию во всех видах и всякая медицинская помощь должна быть направлена на сохранение жизни.
Мусульманство также требует от медицинских работников борьбы за сохранение жизни пациентов до самой последней минуты, категорически отвергая возможность эвтаназии.
Буддизм отрицает активную эвтаназию, а также искусственное продолжение жизни, когда без медицинской аппаратуры и интенсивной терапии могла бы наступить смерть.
Иудаизм отрицает эвтаназию, даже если об этом имеется соответствующая просьба больного. В то же время по вопросу относительно того, когда прекращать реанимационные мероприятия, мнения ведущих религиозных общин расходятся. Ортодоксальные раввины считают, что нужно поддерживать жизнь любой ценой, неортодоксальные – что в ряде случаев можно дать возможность свободно умереть, если продолжение жизни связано с существенными физическими страданиями, которые не могут прекратиться. Во всех случаях врач должен бороться за жизнь до последнего вдоха. Лечение при невозможности полного физического выздоровления должно быть направлено на уменьшение страданий больного .

Большинством врачей все формы эвтаназии признаются противоречащими принципам гуманизма и предназначения медицины. Ценность человеческой жизни побуждает медицинских работников бороться за нее даже вопреки законам человеческой природы, в самых безнадежных ситуациях, так как медицинская наука и практика богаты случаями исцеления самых безнадежных больных.
Американская медицинская ассоциация запретила своим членам принимать участие в проведении эвтаназии и выдвинула лозунг: «Врачи не должны быть палачами».
Многие специалисты полагают, что формулировка «право на смерть», которая используется в законодательствах зарубежных стран, неудачна, поскольку обладающий правом на смерть человек будет обладать и правом настаивать на исполнении своего желания третьими лицами, что фактически легализует убийство из милосердия, поэтому в настоящее время признано «право человека умереть достойно» как более адекватное существующей ситуации.
Несмотря на запрещение активной эвтаназии в абсолютном большинстве стран мира, в ряде стран (Германия, США, Австрия) прошел ряд судебных процессов над медицинскими работниками, применявшими активную эвтаназию или ассистировавшими при самоубийстве больных людей.

Мировую известность получил американский врач Джек Кеворкян, который оказывал услуги по ассистированию при самоубийстве . В 1956 г. он опубликовал ряд статей, в которых обосновал право больного, тяжело страдающего человека на активную эвтаназию и право врача на помощь в ее проведении. В 1989 г. он сконструировал машину, при помощи которой больной сам простым нажатием кнопки мог ввести себе смертельную дозу лекарства. Его «услугами» воспользовались три пациента, после чего он был привлечен к юридической ответственности. На судебном процессе было признано, что действия Дж. Кеворкяна являются не убийством, а ассистированием при самоубийстве. Кеворкяна приговорили к лишению лицензии на врачебную деятельность. Но Кеворкян продолжил свою деятельность и в период с 1992 по 1995 гг. лишил жизни еще 8 человек. Впоследствии его неоднократно привлекали к суду. За годы своей деятельности он по разным сведениям лишил жизни от 78 до 120 человек, но в связи с отсутствием правовых и законодательных актов по этому вопросу, он не понес серьезного наказания. Анализ историй болезни тех людей, которым он оказывал свои услуги, показал, что многие из них не были обречены на смерть в связи с болезнью. По клиническим и социально-юридическим данным они не соответствовали параметрам, в пределах которых эвтаназия может быть допустима.

Большую известность получил судебный процесс в Вене над четырьмя медицинскими сестрами, работавшими в клинической больнице в пригороде Вены. В ходе судебного заседания они сознались, что с 1983 по 1989 годы они умертвили более 40 больных с помощью сильнодействующих снотворных средств. Суд счел доказанным 21 случай. По их признанию, они хотели положить конец невыносимым мукам своих беззащитных и беспомощных пациентов. Две медсестры были приговорены к пожизненному заключению, две – к двадцати годам тюремного заключения. В Австрии их назвали «ведьмы из Лайнца».
В связи с этими фактами и активным обсуждением в обществе различных аспектов проблемы эвтаназии на 44-й Ассамблее ВМА в Испании в 1992 году было принято специальное Заявление о пособничестве врачей при самоубийствах. В нем отмечалось, что «случаи самоубийства при пособничестве врача стали в последнее время предметом пристального внимания со стороны общественности. Известны случаи использования приспособлений, сконструированных врачом, который инструктирует смертельно больного пациента о том, как им воспользоваться в целях самоубийства. Подобно эвтаназии самоубийство при пособничестве врача является неэтичным и подлежит осуждению со стороны медицинской общественности».

  • Общие проблемы биоэтики
  • Начало жизни человека
  • Репродуктивные биотехнологии
  • Биомедицинские эксперименты
  • Модификации человека
  • Трансплантология
  • Окончание жизни человека

В эту категорию смело можно записывать всех, кто стремится побольше отдыхать и поменьше работать. Разумеется, это обыкновенное человеческое желание, однако некоторые из нас частенько перегибают палку.

Например, если сотрудник компании за год оформил несколько больничных, взял пару отпусков и бесчисленное количество отгулов, а при всем этом умудрялся еще и опаздывать, психолог бы поставил ему антисоциальное расстройство личности.

Правда, для этого нужно, чтобы наблюдались еще и такие симптомы:

  • частая ложь, которая ничем не мотивирована;
  • стремление жить за чужой счет;
  • частое увольнение без дальнейших планов по трудоустройству, то есть «уход в никуда»;
  • растрата денег не по назначению (собирался купить продукты, а приобрел новую игрушку для приставки).

Бороться с антисоциальностью поможет тайм-менеджмент и награды.

Достаточно расписать, какой презент можно себе сделать за то или иное достижение (например, пару дней прожить по составленному плану), и придерживаться расписания хотя бы в течение месяца, чтобы успела выработаться привычка.

Еще при таких нарушениях психологи рекомендуют упражнение «Обзор выборов»: письменно ставится проблема, определяются возможные выходы из нее и преимущества / недостатки каждого. Это поможет принимать решения рационально.

Поощряемая стеснительность со временем может перерасти в тотальное отчуждение и нежелание устанавливать связи с внешним миром. Люди, которые находятся на грани психического расстройства, перестают ощущать сильные эмоции и стараются ограничить себя в любых контактах, а поэтому часто выбирают удаленную работу или другую деятельность, которая никак не связана с коммуникацией.

Гипертрофированная интроверсия приводит к шизоидному расстройству личности, которое имеет такие признаки:

  • безразличие к критике и похвале;
  • отсутствие близких друзей или наличие только одного друга;
  • склонность часто и нереалистично мечтать;
  • чрезмерная чувствительность, которую невозможно или страшно выразить окружающим.

Предотвратить развитие болезни можно разными способами. Один из наиболее действенных — деятельность в группе. Подойдет любой кружок: рисование, изучение иностранного языка, йога или пилатес.

Для борьбы с возрастающей мизантропией стоит воспользоваться простым лайфхаком: вместо фразы «я не люблю людей» говорить «мне не нравится эта вещь» (черта характера, одежда, внешность, привычка или что-то другое). Такой подход позволит сформировать новую установку: в людях помимо плохого есть и нечто хорошее.

В эту категорию попадают бунтари, которые не желают подчиняться правилам в обществе. Выражается все в откладывании необходимых действий на когда-нибудь. Запущенная прокрастинация вполне может привести к пассивно-агрессивному расстройству личности, которое часто влечет за собой хроническую депрессию.

Немного бунтарства в школе или университете — явление вполне закономерное, и в нем искать истоки болезни не надо. О том, что прокрастинация переходит в новую фазу развития, могут говорить следующие симптомы:

  • раздражительность в ответ на просьбы сделать что-то не особенно приятное, но обыкновенное для большинства людей (например, вымыть посуду, убрать за кошкой или вынести мусор);
  • очень медленный темп работы и плохое ее качество;
  • обида на полезные советы окружающих о том, как сделать работу быстрее и лучше;
  • необоснованная злобная критика людей, которые наделены властью.

Сложность профилактики заключается в том, что человек обычно считает, что он-то ни в чем не виноват. Здесь отлично подойдет уже описанное нами упражнение «Обзор выборов». Еще рекомендуется социальная игра, в которой нужно ставить себя на место других людей, чтобы понять их чувства. Такая терапия остановит прогресс прокрастинации и сделает человека более чутким по отношению к окружающим.

Каждый из нас немножко параноик, и это нормально.

Но некоторые люди в своих подозрениях переходят все мыслимые границы: взламывают странички в соцсетях, прослушивают телефонные разговоры и даже нанимают частного детектива.

Человек, которого сомнения толкают на такие отчаянные действия, возможно, страдает параноидным расстройством личности. Это нарушение сопровождается следующими признаками:

  • необоснованное недоверие партнеру;
  • поиск скрытых смыслов в обыкновенных действиях людей (например, сосед нарочно хлопает дверью, чтобы вам досадить);
  • тенденция считать всех, кроме себя, виноватыми;
  • отсутствие чувства юмора, неспособность видеть смешное в бытовых ситуациях.

Отличный способ бороться с хроническим недоверием — завести список знакомых людей и ставить плюсики напротив их имени каждый раз, когда они в чем-то оправдывают ожидания (например, вы боялись, что парень на корпоративе забудет о вашем существовании, а он уделял вам внимание весь вечер). Когда в следующий раз возникнет какое-либо подозрение, достаточно будет взглянуть на количество плюсиков, и недоверие исчезнет.

Как и зачем готовиться к смерти

Зависимость от близких — отличительный признак всех млекопитающих и, конечно же, человека.

Полагаться на других совершенно нормально, а вот чрезмерная привязанность определяется в медицине как зависимое расстройство личности.

Чертой, за которой кроется настоящее нарушение психики, считается большая трудность или невозможность принимать решения без одобрения авторитетного человека. Кроме того, заболевание сопровождают следующие симптомы:

  • согласие с окружающими, даже если они не правы;
  • ощущение дискомфорта в одиночестве и стремление сделать что угодно, лишь бы не быть одному;
  • совершение неприятных или унизительных действий с целью понравиться;
  • беспочвенные навязчивые мысли, что все люди вокруг — предатели.

Лучший способ борьбы — собрать доказательства своей компетентности, например: «я хорошо вожу машину», «я подготовил отличный отчет на работе» и т. п. Всякий раз, когда появляется желание попросить одобрения у кого-то, нужно посмотреть на список — это добавит уверенности.

Излишняя эмоциональность и чувствительность могут быть симптомом гистрионного расстройства личности, которое в миру называется просто истерией.

Стремление привлечь к себе внимание естественно для человека, пока не переходит в вспышки гнева и припадки. Отличительная черта — очень эмоциональная речь и одновременно отсутствие в ней деталей.

Например, на вопрос «А как выглядит ваша мама?» ответ последует примерно такой: «Она была очень хорошей».

Другие признаки расстройства:

  • постоянный поиск поддержки, одобрения и похвалы авторитетного человека;
  • невозможность сосредоточиться на одном деле в течение долгого времени;
  • поверхностные, быстро сменяющие друг друга эмоции;
  • нетерпимость к прокрастинации при постоянном желании что-то делать.

Один из отличных способов противостоять истерии — работа по таймеру. Необходимо поставить таймер на полчаса или час и все это время заниматься только одним делом.

При кажущейся легкости упражнения выполнить его будет не так-то просто: излишне эмоциональным людям очень трудно усидеть на месте.

А еще им трудно ставить цели, потому что мечтают они обычно о чем-то прекрасном, но неопределенном, поэтому замечательным решением будет ставить конкретные цели: достичь повышения через 2 месяца, научиться готовить ризотто к Новому году и т. д.

Отчаянный перфекционизм — прямой путь к обсессивно-компульсивному расстройству личности.

Развитие заболевания обычно связано с тем, что общество ценит такие качества, как внимание к деталям, самодисциплина, эмоциональный контроль, надежность, подчеркнутая вежливость, и люди сильно увлекаются.

Тогда эти замечательные свойства оборачиваются настоящей катастрофой: эмоциональной блокировкой, догматичностью, психологической негибкостью.

Согласно статье 171 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, является ничтожной.

Ничтожность подразумевает, что сделка недействительна независимо от признания ее таковой судом. Отсюда – жесткие критерии.

Чтобы сделка считалась недействительной в соответствии с указанной статьей, требуется чтобы ее совершил гражданин, в отношении которого вынесено решение суда о признании его недееспособным.

При этом такое решение вступило в силу до совершения сделки и на момент совершения сделки оно не было пересмотрено в порядке пункта 3 статьи 29 ГК РФ (человек не восстановил способность понимать значение своих действий и руководить ими самостоятельно или при помощи других лиц).

Таким образом, нет решения о недееспособности – нельзя признать сделку недействительной по статье 171 ГК РФ. Есть решение – судебное разбирательство пройдет достаточно быстро, поскольку всё очевидно.

Маловероятно, что недееспособный сможет заключить сделку с недвижимостью. Как правило, документы хранятся у опекуна, и ввести в заблуждение приобретателя не получится. Да и сотрудники, принимающие документы на регистрацию, могут проявить бдительность. Другое дело, если опекун, приобретатель и регистратор находятся в сговоре. Но здесь может идти речь уже об уголовном преследовании.

Другим препятствием для заключения сделок недееспособным становится контроль со стороны нотариуса, который проверяет дееспособность обратившихся для заключения сделки, оформления завещания или выдачи доверенности.

Однако далеко не все сделки требуют регистрации или нотариального удостоверения. Поэтому прочие сделки недееспособным совершить оказывается проще. Например, взять кредит, если особого пакета документов предоставлять не требуется.

В России нет реестра недееспособных граждан. В документах, удостоверяющих личность, никаких отметок также не ставится. Контрагент может полагаться только на себя, оценивая поведение человека, общение с ним, его внешний вид и т.п.

Суд, признавая сделку недействительной по статье 171 ГК РФ, обязывает стороны вернуть друг другу всё полученное ими по сделке. Дееспособная сторона, если она знала или должна была знать о недееспособности контрагента, должна также возместить реальный ущерб.

Статья 177 ГК РФ позволяет признать недействительной сделку, совершенную дееспособным гражданином, находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.

Отличие от статьи 171 ГК РФ: на момент совершения сделки человек не был признан судом недееспособным.

В данном случае разбирательство в суде не будет столь однозначным.

Сделки, заключенные лицами, не понимавшими своих действий, являются оспоримыми, то есть только суд может признать сделку недействительной, если найдутся заинтересованные в этом лица.

Узнаваемая ситуация: дедушка дарит внуку домик в деревне и умирает. Наследники пытаются оспорить дарение. В иске ссылаются на то, что дедушка задолго до смерти никого не узнавал в лицо и странно себя вёл.

Таким же образом оспаривают завещания, договоры купли-продажи, займа, мены и ренты. Практика адвоката Владимира Чикина – тому подтверждение.

В качестве истца могут выступать:

  • сам гражданин, заключивший сделку;
  • его опекун, если гражданин впоследствии был признан недееспособным;
  • его попечитель, если гражданин впоследствии был признан ограниченным в дееспособности вследствие психического расстройства, а другая сторона сделки знала или должна была знать, что гражданин в момент совершения сделки не был способен понимать значение своих действий или руководить ими;
  • иные заинтересованные лица.

Зачастую сделки по статье 177 ГК РФ оспаривают наследники. При этом важно, чтобы состоялся факт принятия наследства. В противном случае в иске будет отказано. Из этого также следует, что до смерти гражданина его потенциальные наследники не могут оспорить его сделки, если только кто-то из них не является опекуном (попечителем).

Суд оценивает все доказательства в совокупности. Однако в каждом деле какие-то из доказательств становятся главнее других и на них выстраивается логика решения.

Когда рассматривается дело об оспаривании сделки по статье 177 ГК РФ, таким ключевым доказательством становится заключение судебно-психиатрической экспертизы. Эксперты должны дать ответ на вопрос: способен ли был гражданин отдавать отчет своим действиям в момент совершения сделки.

Прочие доказательства, в частности, свидетельские показания, лишь дополняют экспертизу. Если же они противоречат ее выводам, то у экспертизы, вероятнее всего, будет приоритет.

Нужно понимать, что экспертиза проводится ретроспективно. То есть на сегодняшний день состояние гражданина может быть отличным от момента заключения сделки. Более того, гражданин, возможно, уже умер. Задача эксперта на основе сохранившихся данных охарактеризовать состояние психического здоровья в прошлом.

Базой для экспертизы становится история болезни, которая велась в отношении обследуемого. Если никаких медицинский исследований ранее не проводилось, то вероятным ответом экспертов станет вывод о невозможности установить наличие психического расстройства. Одних лишь показаний свидетелей будет недостаточно и суд откажет в удовлетворении иска.

По той же причине редко удается оспорить сделку со ссылкой на состояние алкогольного или иного опьянения заключавшего сделку человека. Однократного алкогольного возлияния будет недостаточно. Требуется страдать психическим заболеванием в виде расстройства личности и поведения в связи с злоупотреблением алкоголя.

На реакцию умирающего оказывают влияние многие факторы, это и культура, и религия, иличность, и собственная философия жизни, а так же продолжительность и характер заболевания.

Одни испытывают гнев и депрессию до самой смерти, другие приветствуют смерть как освобождение от боли и одиночества.

Прохождение процесса умирания индивидуально, и нет универсальной последовательности стадий.

На земном пути каждого человека судьба расставила препятствия, иногда — очень серьезные, сопоставимые с мощью самого индивидуального жизненного потока. Последствия от столкновения с ними могут быть разными: от полного разрушения жизни и гибели человека до полного же разрушения препятствия, если жизненные ресурсы достаточны и вовремя мобилизованы.

Между этими полярно противоположными исходами существует множество «промежуточных» вариантов, тех или иных отклонений от предшествующего пути, позволяющих, пусть с потерями, обойти препятствия, которые не удается разрушить. Углы такого «отклонения» могут быть различны — вплоть до резкой смены курса или поворота вспять.

Некоторые из таких поворотов и сами ведут к разрушению человека.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *