Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, принципы и порядок.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация государственного и муниципального имущества: понятие, субъекты, объекты, принципы и порядок.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

1) Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;

3) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;

4) Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природные ресурсы;

3) государственный и муниципальный жилищный фонд;

4) государственный резерв;

5) государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

6) государственное и муниципальное имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и иное находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество религиозного назначения, отчуждаемое безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях, а также отчуждаемое безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций;

8) государственное и муниципальное имущество, отчуждаемое в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных учреждений;

9) имущество, отчуждаемое государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, закрепленное за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственное и муниципальное имущества, отчуждаемое на основании судебного решения;

11) акции, отчуждаемые в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом (ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Тема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности

1. Сформулируйте понятие «приватизация государственного и муниципального имущества».

2. Назовите принципы приватизации государственного и муниципального имущества.

3. На какие имущественные объекты не распространяется действие Федерального закона от 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества»?

4. Кто не может быть покупателем государственного или муниципального имущества?

5. Назовите органы власти, осуществляющие функции собственника государственного или муниципального имущества в отношениях, связанных с приватизацией такого имущества.

6. Каков порядок приватизации федерального имущества?

7. Перечислите способы приватизации государственного и муниципального имущества по действующему законодательству.

Преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия.

Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, который формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственную собственность и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами (на специализированном аукционе и др.).

Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества:

а) закрепление в государственной собственности 100 % акций акционерных обществ;

б) закрепление в государственной собственности определенного числа (менее 100 %) акций открытого акционерного общества;

в) использование специального права («золотая акция»).

Специальное право «золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.

Специальное право «золотая акция» используется в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

Российская Федерация и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

Представителем РФ, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

• о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

• о реорганизации открытого акционерного общества;

• о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

• об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

• о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

Аукцион – это способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество. При этом от его покупателей не требуется выполнить какие-либо условия в отношении приватизируемого имущества.

По составу участников аукцион всегда является открытым. Проведение закрытых аукционов не допускается.

По форме подачи предложений о цене различают:

1) закрытые аукционы, на которых предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене);

2) открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене).

Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

При равенстве двух и более предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе, закрытом по форме подачи предложения о цене, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок. Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.

Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о приватизации государственного или муниципального имущества, но не более чем 4,5 миллиона установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда.

При закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества они подаются в день подведения итогов аукциона. По желанию претендента запечатанный конверт с предложением о цене указанного имущества может быть подан при подаче заявки.

Претендент не допускается к участию в аукционе по следующим основаниям:

• представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем в соответствии с законодательством РФ;

• представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене государственного или муниципального имущества на аукционе), или оформление указанных документов не соответствует законодательству РФ;

• заявка подана лицом, не уполномоченным претендентом на осуществление таких действий;

• не подтверждено поступление в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении (п. 8 ст. 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Перечень оснований отказа претенденту в участии в аукционе является исчерпывающим.

До признания претендента участником аукциона он имеет право посредством уведомления в письменной форме отозвать зарегистрированную заявку. В случае отзыва претендентом в установленном порядке заявки до даты окончания приема заявок поступивший от претендента задаток подлежит возврату в срок не позднее чем пять дней со дня поступления уведомления об отзыве заявки. В случае отзыва претендентом заявки позднее даты окончания приема заявок задаток возвращается в порядке, установленном для участников аукциона.

Одно лицо имеет право подать только одну заявку, а в случае проведения аукциона при закрытой форме подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества только одно предложение о цене имущества, продаваемого на аукционе.

Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.

Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.

Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.

Конкурсом признается такой способ приватизации имущества, при котором право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит тому покупателю, который предложил в ходе конкурса наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения таким покупателем условий конкурса.

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Условия конкурса могут предусматривать:

• сохранение определенного числа рабочих мест;

• переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

• ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.

Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой.

При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения в информационном сообщении указываются величина снижения начальной цены (цены первоначального предложения); период, по истечении которого последовательно снижается цена предложения; минимальная цена предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество (цена отсечения).

При этом цена первоначального предложения устанавливается не ниже начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже указанного имущества на аукционе, который был признан несостоявшимся.

Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, который первым подал в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Указанная заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

При отсутствии в установленный срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через периоды, установленные в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. В этом случае удовлетворяется первая заявка на покупку указанного имущества по цене предложения. Снижение цены предложения может осуществляться до минимальной цены предложения, по которой может быть продано государственное или муниципальное имущество, которая составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона.

Заявка на приобретение государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения подается заявителем по месту, указанному в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.

Прием заявок на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения начинается с даты, объявленной в информационном сообщении.

После регистрации первой заявки прием заявок прекращается.

Прием заявок завершается регистрацией первой заявки в журнале приема заявок с указанием времени ее поступления (число, месяц, часы и минуты).

Зарегистрированная заявка является принятием предложения (акцептом) о заключении договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по цене предложения. Договор купли-продажи указанного имущества заключается в день регистрации заявки.

В течение десяти дней после регистрации заявки покупатель должен произвести оплату посредством внесения на счет, указанный в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества, денежных средств в размере цены предложения.

Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации не позднее чем через тридцать дней после полной оплаты имущества.

При уклонении или отказе покупателя от оплаты государственного или муниципального имущества на него налагаются пени в размере 5 процентов суммы платежа за каждый день просрочки (ст. 23 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»)…

Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

При этом нормативная цена имущества не определяется.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении о приватизации данного имущества.

Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.

В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц (ст. 24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках

Приватизация призвана реализовать разгосударствление муниципального имущества и повысить эффективность организаций путем их передачи в руки частников.

Разгосударствление — процесс упразднения государственного монополизма, формирование смешанной экономики и ее децентрализация.

Если рассматривать процедуру с точки зрения обывателя, то для обычного гражданина приватизация — это оформление прав на личное владение квартирой. Собственник получает возможность полностью контролировать имущество, продавая и передавая его по наследству.

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением: (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2017 N 155-ФЗ, от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Абзац пятый — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 31.05.2018 N 122-ФЗ)

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков. (в ред. Федерального закона от 01.07.2017 N 155-ФЗ)

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац 2 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

3. Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью не могут являться покупателями своих акций, своих долей в уставных капиталах, приватизируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4. В случае, если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного или муниципального имущества не имел законное право на его приобретение, соответствующая сделка является ничтожной. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества); (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период; (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

8.1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества; (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 01.04.2019 N 45-ФЗ)

8.2) устанавливает для целей настоящего Федерального закона дополнительные требования к операторам электронных площадок, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и функционированию электронных площадок; (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ)

9) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.

Правительство Российской Федерации вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества (далее — уполномоченный федеральный орган исполнительной власти).

1. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством Российской Федерации на срок от одного года до трех лет. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

В прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества указываются основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период, прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в том числе в конкретных отраслях экономики, характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, и предполагаемые сроки его приватизации. (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 106-ФЗ)

2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем периоде. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2.1. Внесение находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ осуществляется без внесения изменений в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период в соответствии с принятыми в установленном порядке решениями Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 31.05.2010 N 106-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

3. Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества после принятия Президентом Российской Федерации решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий.

4. Акции открытого акционерного общества «Газпром», Российского акционерного общества энергетики и электрификации «Единая энергетическая система России», открытого акционерного общества, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также являющиеся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом федеральные государственные унитарные предприятия включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на основании федерального закона. (в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

1. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 293-ФЗ)

2. Информация о результатах приватизации имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта в соответствии с формами отчетов об итогах исполнения прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 293-ФЗ)

1. Состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, в том числе обязательства унитарного предприятия по выплате повременных платежей гражданам, перед которыми унитарное предприятие несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права.

В передаточный акт включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, сведения о размере уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия. Размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия, равен балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, исчисленной в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. В случае создания акционерного общества посредством преобразования унитарного предприятия в передаточном акте наряду с этим указываются количество и номинальная стоимость акций, в случае создания общества с ограниченной ответственностью — размер и номинальная стоимость доли единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью — Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2. Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, определенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

3. Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания хозяйственного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

4. При приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия имущество, не включенное в состав подлежащих приватизации активов указанного предприятия, изымается собственником.

Правительством Российской Федерации могут быть установлены виды исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и передаваемых покупателю в пользование по лицензионному или иному договору.

4.1. Заявленные кредиторами требования рассматриваются в установленном порядке при определении состава подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, при этом не требуется согласие кредиторов на перевод их требований на правопреемника унитарного предприятия. (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

1. Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

1) преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

1.1) преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 201-ФЗ)

2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

3) продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

6) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

10) продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется путем их преобразования в хозяйственные общества.

Приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала акционерного общества, установленному законодательством Российской Федерации, или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в акционерное общество. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 29.06.2015 N 180-ФЗ)

В случае, если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как среднесписочная численность или доход от осуществления предпринимательской деятельности, определяемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за предшествующие приватизации три календарных года, не превышает предельное значение, установленное в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в общество с ограниченной ответственностью. (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 201-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ)

Тема 20. Правовые основы аудиторской деятельности

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии. В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации. Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы. Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

По положениям Конституции РФ в стране признаны несколько видов собственности. Но так было не всегда. Совсем недавно в 90-е годы единоличным собственником всего имущества являлось государство.

Субъектами приватизации в данном случае выступают следующие лица.

Вся процедура приватизации муниципального имущества урегулирован законодательно и предусматривает весь процесс принятия решения и его реализации в отношении того или иного муниципального имущества.

Основу составляют четыре этапа процедуры приватизации. Рассмотрим их подробнее.

Первый этап предполагает составление прогноза приватизации имущества муниципалитета. При его разработке рассматриваются предложения от органов исполнительной власти относительно имущества, находящегося в их ведении. Данный план утверждает ОМСУ ежегодно. План содержит список тех предприятий и учреждений, которые предполагается приватизировать в финансовом году. Кроме того, в плане содержится и краткая характеристика каждого из объектов и планируемые сроки приватизации.

Экономическая система. Которая основывается на единоличном владении государства всем имуществом, потерпела полный крах в конце прошлого столетия. Это отразилось практически на каждом жителе нашей страны. Тот факт и вызвал необходимость разработки новой экономической политики, которая предполагала передачу части имущества в частную собственность для создания здоровой рыночной конкуренции.

Процедура приватизации позволила провести это в максимально короткие сроки. Наличие частной собственности предполагает, что ее владелец на постоянной основе уплачивает налоги. Государство в этом имеет двойное преимущество: получает финансовые средства в момент продажи имущества, а также на постоянной основе получает налоговые поступления от собственника.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении:

1) земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

2) природных ресурсов;

3) государственного и муниципального жилищного фонда;

4) государственного резерва;

5) государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации;

6) государственного и муниципального имущества в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

7) безвозмездно в собственность религиозных организаций для использования в соответствующих целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения, а также безвозмездно в собственность общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности указанных организаций (подпункт дополнен с 22 июня 2005 года Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 60-ФЗ;

8) государственного и муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций, созданных при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий, и государственного и муниципального имущества, передаваемого государственным корпорациям и иным некоммерческим организациям в качестве имущественного взноса Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 30 июня 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положение подпункта 8 пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим после дня официального опубликования Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ, — см. пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.
____________________________________________________________________

9) государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении;

10) государственного и муниципального имущества на основании судебного решения;

11) акций в предусмотренных федеральными законами случаях возникновения у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права требовать выкупа их акционерным обществом;

1. Законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Российской Федерации о приватизации государственного имущества, принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

1. Покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением:

государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений;

юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона;

юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), и которые не осуществляют раскрытие и предоставление информации о своих выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и контролирующих лицах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.

абзац утратил силу с 12 июня 2018 года — Федеральный закон от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.

Понятие «контролирующее лицо» используется в том же значении, что и в статье 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Понятия «выгодоприобретатель» и «бенефициарный владелец» используются в значениях, указанных в статье 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 июня 2018 года Федеральным законом от 31 мая 2018 года N 122-ФЗ.

Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к государственной или муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков.
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 155-ФЗ.

2. Установленные федеральными законами ограничения участия в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности государства обязательны при приватизации государственного и муниципального имущества.

Абзац утратил силу с 26 июля 2011 года — Федеральный закон от 11 июля 2011 года N 201-ФЗ..

Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

1. Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство Российской Федерации:

1) представляет Президенту Российской Федерации для утверждения предложения о формировании перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, включающего в себя:

федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические предприятия);

акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (далее — стратегические акционерные общества);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.

2) представляет Президенту Российской Федерации предложения о внесении в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ изменений, касающихся:

состава федеральных государственных унитарных предприятий из числа стратегических предприятий, в том числе для их последующей приватизации (преобразования в акционерные общества);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.

необходимости и степени участия Российской Федерации в акционерных обществах из числа стратегических акционерных обществ, в том числе для последующей приватизации акций указанных акционерных обществ;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 29 сентября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 180-ФЗ.

3) утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период (подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ;

4) представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год;

5) издает нормативные правовые акты по вопросам приватизации;

6) руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;

7) принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;

8) осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества;

8_1) принимает решение об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени собственника продажи приватизируемого государственного или муниципального имущества и (или) осуществления функций продавца такого имущества;
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2010 года Федеральным законом от 31 мая 2010 года N 106-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июня 2019 года Федеральным законом от 1 апреля 2019 года N 45-ФЗ.

УДК 347

ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Новикова Светлана Викторовна к.ю.н., доцент

Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

UDC347

THE CONCEPT AND METHODS OF PRIVATIZATION OF STATE AND MUNICIPAL PROPERTY

Novikova Svetlana Victorovna Cand.Leg.Sci., associate professor Kuban State Agrarian University,

Krasnodar, Russia

В статье анализируются теоретические и In the article theoretic and practical problems of the

практические проблемы приватизации privatization of the state property, introduction of

государственного имущества, изменения в amendments to the privatization legislation of the

приватизационное законодательство Российской Russian Federation and regulation of processes of

Федерации и регулирование процессов приватизации. privatization are analyzed. Рolitical and economic

Выявляются основные проблемы процесса reasons for privatization of big enterprises are

приватизации considered, same primary problems of the process of

selling the publicly owned companies and of the state financial control over the privatization are revealed

Ключевые слова: ПРИВАТИЗАЦИЯ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО, УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ

Keywords: PRIVATIZATION, FEDERAL PROPERTY, UNITARY ENTERPRISE, PUBLICLY OWNED COMPANIES, GOVERNMENTAL COMPANIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Более двадцати лет назад в российский гражданский оборот был введен неизвестный ранее советскому обществу механизм реализации государственного имущества — приватизация. Резкое изменение социально-экономической формации российского общества повлекло за собой беспорядочную реализацию данного гражданско-правового института, которая, по сути, стала ускоренной распродажей производственных активов российской экономики за бесценок. Еще в 2012 году в своей предвыборной кампании кандидаты в президенты неоднократно обращались с критикой приватизационных процессов, происходивших в России в конце прошлого века. Было указано, что приватизация в России, как в странах с развитым правопорядком, должна носить характер источника пополнения федерального бюджета, предлагалось внести существенные изменения в систему норм, регулирующих данный правовой институт, однако глобальных положений,

способных изменить в сторону эффективности процесс приватизации в России, так и не нашел отражения в законодательстве.

Таким образом, проблематика приватизации по-прежнему остается дискуссионной и актуальной, чему свидетельствует множества примеров правоприменительной практики, неоднозначных научных дискуссий об институте приватизации и существующая необходимость реформирование данного института [1 ].

В российском законодательстве под приватизацией понимается один из ведущих инструментов обеспечения и реализации конституционных норм Российской Федерации, закрепивших многообразие форм собственности и установивших защиту частной собственности[2].

Приватизацию необходимо рассматривать в двух смыслах — в юридическом и экономическом.

Экономисты рассматривают приватизацию как деятельность, противоположную национализации, при которой происходит переход частной собственности в государственную. Приватизация и национализация являются механизмами экономики, позволяющими государству активно участвовать в экономических отношениях. При этом основным фактором для приватизации и национализации является эффективность управления имуществом.

В свою очередь для юридической науки понимание термина «приватизация»также характерно в двух смыслах — широком и узком. В широком смысле под приватизацией понимается передача

государственного имущества в собственность частных лиц. В самом обобщенном понимании это передача государственной и муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность, т.е. в собственность физических или юридических лиц.

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель. Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Тема 24. Предпринимательские договоры

Предусмотрены такие способы передачи прав собственности к гражданам РФ:

Реализация имущества, акций компании через аукцион в капитале обществ, что принадлежат государству либо муниципальному органу
Реализация акций компаний что принадлежат муниципальным либо государственным структурам, посредством объявления конкурса
Преобразование государственного либо муниципального учреждения в акционерное общество
Преобразование компании в ООО (общество с ограниченной ответственностью) без дальнейшего акционирования
Продажа посредством биржевых торгов
Продажа акций после управления организацией доверенным лицом
Имущественный вклад в АО (акционерные общества)
Реализация без объявления стоимости

Данный процесс реализуется в три этапа:

— Этап планирования

— Этап рассмотрения документации, принятия, дальнейшего закрепления условий, на основании которых недвижимость будет передаваться в частную собственность гражданина РФ

— Этап приватизации

Самым сложным считается первый этап. При этом структуры государственной власти обязаны утвердить решение о приватизации – согласие либо отказ.

С такой целью производится оценка имущества, подлежащего переоформлению, анализируется его важность, стратегическая ценность для государства.

Исключительно трудно реализовать приватизацию объекта, который имеет архитектурную либо историческую ценность. В частности, старинных зданий, в которых ранее проживали научные, политические деятели, представители сферы искусства.

Данные объекты рассматриваются в качестве достопримечательностей, как правило, не передаются в собственность гражданам.

Муниципальная недвижимость приватизируется так само в три этапа. Однако окончательное решение утверждают региональные, а не государственные структуры, благодаря чему процедура существенно упрощается.

Чаще всего переоформление жилья в собственность реализуется на уровне муниципального органа, ввиду того, что получить недвижимое имущество непосредственно от государства на сегодняшний день очень сложно, и если это происходит, то большинство квартир не подлежат приватизации.

К примеру, это касается квартир в зданиях, что располагаются на территории военных поселений. Такое жилье допустимо получить, его продолжают использовать члены семьи в случае смерти военного, однако оформить в собственность данную недвижимость невозможно.

Муниципальное имущество, в основном, передается по меньшей стоимости, нежели от государства. На самом деле объекты такого типа продаются владельцу через аукцион.

Приватизация наделов земли, которые располагаются на землях муниципальных сельских округов, производится в соответствии с условиями, утвержденными региональным правительством.

Дабы реализовать оформление нежилой недвижимости в частную собственность, необходимо пройти платную процедуру приватизации.

С такой целью потребуется:

Обратиться в городскую администрацию подав заявление. Параллельно с этим подается подготовленный пакет обязательных бумаг
В среднем, на протяжении тридцати дней происходит рассмотрение заявления, документации, а затем администрация утверждает свое заключение
При условии утверждения благоприятного решения в предусмотренные сроки истец обязуется оплатить заявленную стоимость недвижимости
Выписка об оплате передается административным структурам
Осуществляется переоформление объекта недвижимости на протяжении следующих 2-х месяцев, в завершении такого процесса истцу вручается свидетельство о присуждении права собственности

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Субъекты как приватизации, так и любого другого правоотношения в теории права — это лица, которые в этих отношениях участвуют, имеют права и несут обязанности, при этом права и обязанности тесно связаны друг с другом (праву одного субъекта всегда должна отвечать обязанность другого – в противном случае никаких правоотношений между ними сложиться не может в принципе).

Кто же будет выступать субъектами в таком конкретном виде правовых отношений, как приватизация государственного и муниципального имущества? Субъектами, как легко заметить, будут являться:

  • с одной стороны – граждане, проживающие в помещении, как новые получатели и собственники жилья;
  • с другой – органы власти, муниципальной и государственной, прежде выступавшие как владельцы этих жилых помещений, а конкретно в приватизационных отношениях являющиеся передающей стороной.

Для каждой из сторон есть свои ограничения, позволяющие им полноценно участвовать в приватизационных отношениях. Для физических лиц такими ограничениями будут, прежде всего, необходимость иметь гражданство и проживать в приватизируемом помещении на постоянной основе. В отношении же второй стороны, передающей безвозмездно жильё гражданам в частную собственность, законодательство устанавливает следующие требования:

  1. Орган, выступающий в качестве передающего, должен относиться к муниципальной или государственной власти. Возможно также участие в приватизации муниципальных предприятий либо учреждений, если они наделены правом вступать в правоотношения по поводу приватизации жилого фонда.
  2. Он должен иметь жильё в своей собственности. Не числящуюся на балансе местного самоуправления либо государства квартиру, комнату либо иное жильё приватизировать нельзя.

ВАЖНО! Основная масса приватизируемого жилья находится в собственности местного самоуправления.

Поэтому в дальнейшем речь будет идти в первую очередь о передаче в частную собственность муниципального жилищного фонда. Порядок приватизации государственного жилья ничем не отличается от того, который установлен для муниципального, и потому далее особо оговариваться не будет.

Как можно увидеть, субъектами приватизации по отношению к жилым помещениям выступают с одной стороны граждане России, а с другой – государственные и муниципальные органы власти, наделённые полномочиями распоряжаться жилищным фондом, находящимся в собственности государства (РФ в целом или одного из её субъектов) либо органов местного самоуправления.

При этом объектами приватизации могут выступать только жилые помещения. При этом есть объекты, не подлежащие приватизации, в их отношении действует ряд ограничений, связанных с характеристиками и статусом жилья.

Приватизация в России проводилась в отношении различных видов имущества, каждый из которых имеет особый правовой режим и, как следствие, особый порядок приватизации. Но термин «приватизация государственной собственности» традиционно использовался и используется для обозначения передачи имущества государственных (муниципальных) предприятий в частную собственность, несмотря на то, что другие виды государственной собственности (жилье, земля и т. д.) также являются объектами приватизации.

В Законе о приватизации 2001 года конкретно указывается, что его действие не распространяется на отношения, возникающие в результате отчуждения земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, включая имущественные комплексы; природные ресурсы; государственный и муниципальный жилищный фонд и некоторые другие объекты. Подобные нормы содержались в предыдущих законах о приватизации, поскольку приватизация этих объектов носит специфический характер и регулируется специальным законодательством.

Действующее законодательство о приватизации определяет государственную и муниципальную собственность как основной объект приватизации. Изменения в направлении приватизации можно проследить даже по изменениям названий законов о приватизации (в 1991 г. приватизация предприятий, в 1997 г. и 2001 г. приватизация собственности). В то же время под объектом приватизации понимаются имущественные комплексы государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственные акции открытых акционерных обществ, а также иное имущество, непосредственно связанное с деятельностью предприятия, например, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Закон 1991 года содержал обширный список объектов приватизации, для которых, как уже отмечалось, использовались нелегальные понятия и термины. Объекты приватизации включали в себя:

  1. предприятия, мастерские, производства, площадки, другие подразделения этих предприятий;
  2. оборудование, здания, сооружения;
  3. лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий;
  4. активы ликвидируемых предприятий;
  5. доли (паи, доли) государственных и местных Советов народных депутатов, приватизированных предприятий в капитале других акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.

Законы 1997 и 2001 годов отказались от такого перечисления объектов приватизации, используя понятие государственной и муниципальной собственности как объекта приватизации. В данном случае под имуществом понимается предприятие как имущественные комплексы, а также доли акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, принадлежащие государству и муниципалитетам.

Законодательством о приватизации предусмотрена определенная классификация его объектов, в основе которой лежит степень возможности приватизации определенных объектов.

Исходя из этого, объекты приватизации всегда подразделялись на:

  • собственность, приватизация которой запрещена;
  • имущество, приватизация которого ограничена (это имущество находится в государственной собственности до принятия решения о его приватизации);
  • имущество, приватизированное в особом порядке (по решению Правительства Российской Федерации, без участия нерезидентов и т. д.);
  • объекты, подлежащие приватизации, в том числе путем обязательной приватизации.

Фактически, приведенная выше классификация аналогична классификации вещей, существующей в гражданском праве, на вещи, разрешенные к обращению (оборотные), ограниченные в обращении и изъятые из обращения (статья 129 Гражданского кодекса).

Наиболее полная аналогичная классификация объектов приватизации была проведена в Программе приватизации 1993 года (раздел 2) и в Законе 1997 года (пункт 3 статьи 4).

Закон 2001 года предусматривает различную классификацию имущества, основанную на возможности его приватизации, содержащую два вида собственности:

  • имущество, не подлежащее приватизации (объекты гражданских прав, оборот которых не разрешен (объекты, изъятые из оборота), а также имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности);
  • имущество подлежит приватизации.

В этом случае имущество, подлежащее приватизации, включает имущество, приватизация которого ограничена или осуществляется в особом порядке. Во-первых, это стратегические предприятия и акционерные общества, приватизация которых требует соответствующего решения Президента Российской Федерации: федеральные государственные унитарные предприятия, занимающиеся производством продукции (работ, услуг), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны. возможности и безопасность государства, защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участия Российской Федерации в управлении из которых обеспечиваются стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Во-вторых, акции РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», а также субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области управления железнодорожным транспортом, являются федеральными государственными унитарными предприятиями, которые приватизируются на Основы федерального закона (статья 7 Закона о приватизации 2001 г.).

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственной собственности, а также специально созданные государственные органы. В субъектах России созданы территориальные органы управления государственным имуществом.

Основными функциями всех органов управления государственным имуществом являются:

  • разработка и публикация в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, контроль за их выполнением;
  • разработка проекта приватизационной программы, контроль за ее реализацией;
  • принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;
  • преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполняющие функции учредителя таких компаний от имени Российской Федерации;
  • использование от имени Российской Федерации прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности.

Продавец федерального имущества в соответствии со статьей 6 Закона по специальному распоряжению Правительства Российской Федерации от его имени является специализированным учреждением и его представители, владеющие объектами приватизации, переданными ему до момента их продажа; продать объекты приватизации; вести учет акций субъектов хозяйствования, находящихся в собственности Российской Федерации, подлежащих приватизации; получать и переводить средства, полученные в результате приватизации федерального имущества, вести статистическую и бухгалтерскую отчетность об их движении.

Покупателями федеральной собственности могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых находится доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. и муниципальные образования превышают 25%.

Установленные федеральными законами ограничения на участие в гражданских отношениях отдельных категорий физических и юридических лиц с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности и безопасности Государства обязательны при приватизации федеральной собственности.

Используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:
– преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
– преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
– продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
– продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе;
– продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
– продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
– продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
– продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
– внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
– продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
В рамках данной работы считаем необходимым рассмотреть такие способы приватизации государственного и муниципального имущества, как преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, аукцион и конкурс.
В 2014 – 2016 гг. к приватизации было запланировано не менее 530 федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП). Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО).
Правовое положение унитарных предприятий, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации таких предприятий определяет Закон об унитарных предприятиях.
Порядок приватизации имущественных комплексов ФГУП разъяснен в Письме Минимущества России от 06.06.2002 № АБ-2/10099 (далее – Письмо № АБ-2/10099) .
Порядок операций, связанных с приватизацией государственного и муниципального имущества, определен в Письме Минфина России от 23.12.1992 № 117 «Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий». Письмо № 117 действует в части, не противоречащей более поздним нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету.
Имущество приватизируемого унитарного предприятия подлежит инвентаризации в сроки, установленные уполномоченным органом. Инвентаризация имущества (включая права на результаты научно-технической деятельности) и обязательств унитарного предприятия, подлежащих приватизации, проводится в порядке, которой установлен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности
Кроме инвентаризации на государственном или муниципальном предприятии, подлежащем приватизации, согласно п. 1.1 Письма № 117 производится в установленном порядке оценка имущества.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *