Государственная служба защиты прав потребителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная служба защиты прав потребителей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Врачебно-санитарное дело в России во времена своего зарождения в начале XIX века находилось под управлением департамента («полиции медицинской») Министерства полиции. С 1826 года управление медициной и народным хозяйством было подчинено императорскому Министерству внутренних дел.

В губерниях имелись подчиненные медицинскому департаменту врачебные управления, осуществлявшие врачебно-полицейские задачи «по предотвращению причин, служивших источниками болезней населения», врачебно-хозяйственную деятельность «по лечению больных путём устройства больниц и обеспечения их работы», а также судебно-медицинскую деятельность.

Работа врачебных управлений регламентировалась сперва Инструкцией 1797 года, данной врачебным управам, а затем созданным на её основе Врачебным уставом 1857 года, в котором значились вопросы санитарного надзора, наблюдения за чистотой в городах и съестными припасами, издание правил и наставлений по соблюдению «народного здоровья» в губернии, участие в обсуждении устройства новых фабрик и заводов в медицинском отношении, контроль за помещениями и жильём рабочих, пищей, напитками.

Штатными работниками губернских врачебных управлений были городские и уездные врачи, осуществлявшие судебно-медицинскую работу, борьбу с заразными болезнями, примитивный санитарный надзор. В городах эту работу осуществляли городские врачи, количество которых зависело от полицейских участков города.

Во второй половине XIX века забота о народном здравоохранении (в основном, в сельской местности) перешла к органам земской медицины. Одним из важных мероприятий земской медицины были массовые санитарно-статистические исследования заболеваемости, физического развития и демографии с целью улучшения санитарии в России и организации медицинской помощи крестьянству. В процессе деятельности земских учреждений и городских самоуправлений перед ними встал вопрос о создании независимой от Медицинского департамента МВД врачебно-санитарной организации.

Первая земская санитарная организация в России была организована в Перми в 1872 году. К 1913 году из 93 губерний только в 30 были санитарные организации, в которых работало 257 врачей: 70 участковых санитарных врачей, 24 эпидемиолога, в 49 городах из 1063 работали лаборатории.

Что такое Роспотребнадзор? Полномочия Роспотребнадзора

  • Федеральный научный центр гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана[22]
  • Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья[23]
  • Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека[24]
  • Екатеринбургский медицинский научный центр профилактики и охраны здоровья рабочих промпредприятий[25]
  • Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии[26]
  • Санкт-Петербургский НИИ радиационной гигиены имени профессора П. В. Рамзаева[27]
  • Новосибирский НИИ гигиены[28]
  • Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены[29]
  • Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения[30]
  • Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Г. Н. Габричевского[31]
  • ФБУН Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора[32]
  • Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии[33]
  • Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии «Вектор»[34]
  • НИИ дезинфектологии Роспотребнадзора[35]
  • Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера[36]
  • Нижегородский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени академика И. Н. Блохиной[37]
  • Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии[38]
  • Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии[39]
  • Казанский НИИ эпидемиологии и микробиологии[40]
  • Тюменский НИИ краевой инфекционной патологии[41]
  • Омский НИИ природноочаговых инфекций[42]
  • Иркутский ордена Трудового Красного Знамени НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока[43]
  • Волгоградский НИПЧИ[44]
  • Российский НИПЧИ «Микроб»[45]
  • Ростовский-на-Дону ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский противочумный институт[46]
  • Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт[47]

Право получать качественные услуги и приобретать качественный товар – закон обязывает продавца тщательно следить за качеством материальной или нематериальной продукции.

Право на информирование – приобретатель вправе получить достоверные сведения о технических и качественных характеристиках услуг или товара, получать сведения о составе приобретения, производителе, гарантийном сроке, наличии сервисных центров, которые предоставляют услуги обслуживания и гарантийного ремонта. Продавец или исполнитель услуги обязан предоставить запрашиваемую информацию полностью без утайки и замалчивания.

Право на приобретение безопасных товаров и услуг – предлагаемые потребителям товары и услуги должны исключать вероятность причинения вреда пользователю, его имуществу и окружающим людям.

Право на бесплатный ремонт и замену товара в течение гарантийного срока – у каждого товара есть определенный производителем срок службы. Это время, в течение которого товар должен работать. Кроме того, у технически сложных вещей есть гарантийный срок – в течение этого периода предмет должен работать без поломок. Если он все же выйдет из строя, продавец обязан обеспечить бесплатный ремонт предмета или заменить неисправную вещь на работающий.

Право на возмещение убытков – если потребитель понес убытки в ходе эксплуатации приобретенного товара или использования результата оказания услуги, продавец (исполнитель) обязан компенсировать эти убытки в полном объеме. Причем если договором, заключенным между продавцом и потребителем, предусмотрена большая сумма компенсация, нежели установленная законом, выплата должна быть сделать в соответствии с условиями договора.

Официальный сайт Роспотребнадзора Российской Федерации

ФАС занимается контролем и надзором в сфере антимонопольного законодательства. При этом ее сотрудники не только надзирают за юридическими лицами, чтобы проконтролировать соблюдение антимонопольного законодательства, но и работают с обращениями граждан. В частности, к ним можно обратиться, если потребитель считает, что права были нарушены при оказании услуг, стоимость которых регулируется тарифами – водоснабжение, канализация, газ, отопление, энергоснабжение.

Еще одна организация, которая защищает права потребителей в сфере ЖКХ, – государственная жилищная инспекция. Например, туда мледует обращаться, если ресурсоснабжающие организации неправильно начислили коммунальные платежи и отказываются исправлять ошибку. Или если управляющая компания внесла в квитанцию на оплату дополнительный платеж, не объяснив, за что владелец жилья должен заплатить.

Региональные департаменты здравоохранения занимаются защитой прав потребителей медицинских услуг. Их телефоны есть на сайтах и информационных досках в любом учреждении здравоохранения. Если пациент считает, что ему оказали медицинскую услугу плохого качества, он может подать соответствующую жалобу или сообщить о факте нарушения на горячую линию. Департамент здравоохранения проведет служебное расследование и привлечет виновных к дисциплинарной ответственности.

Роскомнадзор защищает права потребителей, пользующихся мобильными и проводными телефонами, интернетом, кабельным и спутниковым телевидением. Поэтому на плохую телефонную или мобильную связь, пропадающий интернет и отказ компании-провайдера все починить можно пожаловаться именно в это ведомство. То же самое касается ошибочных начислений по тарифам за пользование связью и интернетом.

Руководство Роспотребнадзором осуществляет центральный аппарат. В его составе глава ведомства, советники (помощники) руководителя, пресс — служба, а также 10 профильных управлений. В их числе правовое, санитарного и эпидемиологического надзора, научнойподдержки, госнадзора в сфере защиты прав потребителей и другие.

Непосредственно центральному аппарату подчиняются:

  • региональные управления, а также центры гигиены и эпидемиологии РФ;
  • научно — исследовательские организации гигиенического и эпидемиологического профиля (всего 29);
  • противочумные учреждения (всего 14);
  • санитарно — эпидемиологические службы федеральных министерств и ведомств;
  • учреждения дезинфекционного профиля (свыше 100).

Полномочия и функции федеральной службы определяются положением, утверждённым правительственным постановлением от 30.06.2004 №322. К основным видам деятельности Роспотребнадзора относятся:

  1. Эпидемиологический надзор (санитарная безопасность территории, вакцинация, поддержание биологической безопасности).
  2. Санитарный надзор (вопросы санитарной гигиены на объектах транспортной инфраструктуры и на транспорте, гигиена питания, гигиена несовершеннолетних, гигиена труда, радиационная и коммунальная гигиена).
  3. Защита прав потребителей.
  4. Научное обеспечение деятельности. Действует учебный совет, а также совет молодых ученых и специалистов.
  5. Международное сотрудничество.

В соответствии с п.5 Положения о Роспотребнадзоре за ведомством закреплён большой круг полномочий:

  1. Осуществление контрольно — надзорной деятельности за выполнением нормативных требований в сфере защиты потребительских прав и санитарно — эпидемиологического благополучия граждан. В том числе:
  • проведение санитарно — карантинного контроля;
  • госнадзор за выполнением правил реализации отдельных категорий товаров (указаны в постановлении Кабмина от 19.06.2012 №612);
  • госконтроль за соответствием информационных продуктов российскому законодательству.
  1. Разработка и утверждение санитарных норм и правил.
  2. Определение причин и условий, способствующих появлению и распространению инфекционных и массовых неинфекционных болезней.
  3. Организация и осуществление социально — гигиенического мониторинга.
  4. Информирование органов госвласти и муниципалитетов о складывающейся санитарно — эпидемиологической ситуации и проводимых мероприятиях по поддержанию санитарно — эпидемиологического благополучия.
  1. Подготовка предложений о введении/отмене карантинных мероприятий на территории РФ.

Роспотребнадзор вправе предоставлять разъяснения по вопросам, связанным с его компетенцией, а также выполнять тестирования, испытания, экспертизы и давать оценки по проблемам его надзорной деятельности. Ведомство имеет право пресекать правонарушения в рамках установленных полномочий и может использовать профилактические, предупредительные и ограничительные меры по недопущению/устранению последствий несоблюдения законодательных требований.

Служба занимается контролем за исполнением законодательных актов и защитой прав потребителей в России. Ее отделения, расположенные по всей стране, обрабатывают обращения граждан и выполняют мониторинг соблюдения санитарных норм в различных государственных учреждениях (учебных, медицинских), а также торговых (производство еды, кафе и рестораны). Официальный сайт Роспотребнадзора и сайты филиалов ведомства имеют большую популярность, ведь с помощью них граждане получают актуальную информацию из первых уст.
Список осуществляемой деятельности Роспотребнадзором:

  • эпидемиологический надзор;
  • защита прав потребителей;
  • санитарный надзор;
  • деятельность в рамках ВТО и Евразийского экономического союза;
  • создание санитарно-карантинных пунктов.

Полномочия Роспотребнадзора имеют разумные рамки. Проверяющие не в праве:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия лица, в отношении которого проводится проверка;
  • изымать оригиналы документов юридических лиц;
  • проводить внеплановые проверки без веских на то оснований;
  • изымать продукцию без составления рапортов и подписных документов.

Для личного приема необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность. Если гражданин хочет получить защиту, пожаловаться или сообщить о нарушении, то необходимо наличие документов, подтверждающих обоснованность претензии и доводов. Это может быть, например, результат экспертизы, товарный чек, указывающий на просроченность продукта, купленным потребителем, либо другие доказательства.

Права потребителей защищаются органами государства, на которые возложены обязанности по контролю за безопасностью товаров (работ, услуг), соблюдением законодательства о защите прав потребителей и которым предоставлены права по пресечению правонарушений и применению к правонарушителям мер ответственности за несоблюдение законодательства о защите прав потребителей. В соответствии с законодательством к таким органам относятся Государственный комитет РФ по антимонопольной политике, Госстандарт России, Госсанэпиднадзор России и другие органы государственного управления, контролирующие безопасность товаров, работ и услуг для потребителей.

Права потребителя защищаются государственными органами, которые контролируют безопасность товаров (работ, услуг), соблюдение законодательства о защите прав потребителей и имеют права по пресечению нарушений прав потребителей и привлечению правонарушителей к ответственности.

Министерство РФ по антимонопольной политике (МАП России) и его территориальные управления в пределах своей компетенции рассматривают дела о нарушениях продавцами (изготовителями, исполнителями) законодательства о защите прав потребителей.

Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются соответствующим территориальным управлением по местонахождению продавца (изготовителя, исполнителя), в отношении которого возбуждено дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению МАП России.

Министерство РФ по антимонопольной политике вправе принять любое дело к своему рассмотрению.

Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей в МАП России образуется комиссия в составе заместителя министра МАП России, курирующего вопросы защиты прав потребителей, руководителей Управления по защите прав потребителей и его отделов (лиц, исполняющих их обязанности), а также специалистов указанного Управления.

В территориальных управлениях МАП России комиссия образуется в составе начальника территориального управления (его заместителя), начальника отдела по защите прав потребителей (его заместителя), специалистов Управления.

В Министерстве РФ по антимонопольной политике председателем комиссии является заместитель министра, курирующий вопросы защиты прав потребителей (в его отсутствие — лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей), в территориальном управлении — начальник управления (его заместитель).

Персональный состав членов комиссии для рассмотрения конкретного дела определяется председателем комиссии в определении о возбуждении дела. Общее количество членов комиссии МАП России не может быть менее пяти человек, а комиссии территориального управления — менее трех человек. До начала рассмотрения дела председатель комиссии может вносить изменения в состав комиссии, о чем выносит соответствующее определение. Об изменении состава комиссии извещаются лица, участвующие в деле.

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. и доп. от 15 марта 2005 г.) учреждена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Служба). Ей переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора упраздняемого Министерства здравоохранения РФ, в сфере надзора на потребительском рынке — Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в сфере защиты прав потребителей — упраздняемого Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также указанным Положением.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (с изменениями от 16 декабря 2004 г.) основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

  1. организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;
  2. предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в КоАП;
  3. осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;
  4. осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
  5. осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;
  6. осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  7. организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

Государственная защита прав потребителей

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (с изм. от 9 мая 2005 г.).

Данный Федеральный закон направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора).

Федеральный закон регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями (далее — органы государственного контроля (надзора), уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Он не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.

Положения рассматриваемого Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением:

  1. налогового контроля;
  2. валютного контроля;
  3. бюджетного контроля;
  4. банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;
  5. транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);
  6. государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;
  7. государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;
  8. таможенного контроля;
  9. иммиграционного контроля;
  10. лицензионного контроля;
  11. контроля безопасности при использовании атомной энергии;
  12. контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  13. санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода государственной границы Российской Федерации;
  14. контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;
  15. оперативно-разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;
  16. государственного метрологического контроля (надзора).

Рассматриваемый Федеральный закон устанавливает:

  1. порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);
  2. права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;
  3. обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Общественная защита прав потребителей осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и др.), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, Общество потребителей автомобильной техники России; клуб потребителей «Привереда» и др.).

Общества потребителей могут объединяться в союзы, конфедерации (например, Московский союз потребителей).

Общественные организации потребителей, созданные на территории России, объединились в Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), а в СНГ — в Международную конфедерацию обществ потребителей (КОНФОП). Таким образом, Закон о защите прав потребителей устанавливает важнейшие гарантии в правовом обеспечении защиты прав потребителей, определяя, что граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

1) участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

2) проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), информации о них, представленной продавцами (изготовителями, исполнителями);

3) проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а также информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

4) распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

5) вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

6) вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

7) обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

8) обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Предусмотренные Законом о защите прав потребителей права общественных объединений потребителей могут осуществляться ими, если они отражены в уставе организации.

Названным Законом также предусмотрены широкие права общественных объединений потребителей по оказанию влияния на определение требований к качеству товаров (работ, услуг), повышение их качества, а также снятие с производства и изъятие из оборота опасных товаров.

Право общественных организаций потребителей на участие в разработке стандартов обеспечивается указанием в соответствующих нормативных документах Госстандарта РФ о согласовании с ними соответствующих показателей товаров (работ, услуг) по безопасности.

Весьма нужными для потребителей являются полномочия по проведению экспертиз. Результаты экспертизы, проводимой общественными объединениями, в случае рассмотрения спора в суде оцениваются последним наряду с другими доказательствами.

Ноябрь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

2020

  • 2020
  • 2019
  • 2018
  • 2017
  • 2016
  • 2015
  • 2014
  • 2013
  • 2012

В современном мире законодательство стремительно меняется. Вносятся новые правки к действующим законодательным актам и принимаются новые законы. Разобраться в правовых вопросах самому не легко. Каждый из нас не застрахован от попадания в непростую ситуацию, нарушающую наши права.

Ваше гражданское право было нарушено, а получить помощь опытного юриста нет возможности?

Вы понимаете, что вам будет сложно разобраться в тонкостях законодательства и защитить свои права, и ищете квалифицированного профессионала?

Если вы нуждаетесь в помощи, значит, вы попали туда, где вам помогут! Обращайтесь в Федеральный комитет по защите прав потребителей и контролю соблюдения гражданских прав.

Это целый комплекс действий, направленный на профессиональное урегулирование споров между потребителем и продавцом.

Вы можете рассчитывать на защиту, если:

  • продавец не принимает товар без чека;
  • не обменивает бракованный товар;
  • не возвращает деньги за услугу, которую вы не получили;
  • не предоставляет компенсацию за некачественные услуги и работы;
  • специально затягивает срок гарантийного ремонта и т.д.

Зачастую потребители отпускают ситуацию, не веря в справедливость, либо просто ругаются с продавцом, но итог один — права нарушены, виновник не наказан. Чтобы избежать такой ситуации, обратитесь к юристу по защите прав потребителей.

Это узкопрофильный специалист со знанием нюансов гражданского законодательства, закона “О защите прав потребителей” и имеющий практический опыт в потребительских спорах. Что может сделать юрист:

  • проконсультирует: что нарушил продавец, как действовать дальше;
  • грамотно составит претензию продавцу;
  • подаст жалобу в Роспотребнадзор;
  • окажет помощь при общении с противоположной стороной;
  • рассчитает размер компенсации, неустойки, штрафа.

Если ваши права нарушены, доверьте ситуацию профессионалам, призвав к ответу недобросовестного продавца.

Мы предлагаем Вам воспользоваться формами обращений для решения того или иного Вашего вопроса.


Формы обращений в Федеральный комитет по защите прав потребителей и контролю соблюдения гражданских прав:

Изменения в актах Правительства в связи с отнесением к функциям Роспотребнадзора разработки и утверждения государственных СанПиНов Вносятся изменения в акты Правительства в связи с изменением организации деятельности Роспотребнадзора Постановление о предельной численности и фонде оплаты труда служащих и работников федеральных органов исполнительной власти

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке.

2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

4. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются:

а) организация и осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе на железнодорожном транспорте, а также надзора на потребительском рынке и в сфере защиты прав потребителей;

б) предупреждение, обнаружение, а также пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в установленных сферах деятельности до внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы;

г) осуществление санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

д) осуществление государственной регистрации представляющих потенциальную опасность для человека продукции, объектов;

е) осуществление санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

ж) организация и осуществление мер, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.

5. Разрешить Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека иметь до 4 заместителей руководителя, а также до 7 управлений в структуре центрального аппарата по основным направлениям деятельности Службы.

6. Установить предельную численность работников центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в количестве 165 единиц (без персонала по обслуживанию зданий) и предельную численность работников ее территориальных органов в количестве 240 единиц (без персонала по обслуживанию зданий).

7. Согласиться с предложением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации о размещении центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в г. Москве, Вадковский переулок, дом 18/20, улица Мясницкая, дом 47, улица Старая Басманная, дом 11а, и улица Варварка, дом 14.

Председатель
Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Служба занимается контролем за исполнением законодательных актов и защитой прав потребителей в России.

Ее отделения, расположенные по всей стране, обрабатывают обращения граждан и выполняют мониторинг соблюдения санитарных норм в различных государственных учреждениях (учебных, медицинских), а также торговых (производство еды, кафе и рестораны).

Официальный сайт Роспотребнадзора и сайты филиалов ведомства имеют большую популярность, ведь с помощью них граждане получают актуальную информацию из первых уст.
Список осуществляемой деятельности Роспотребнадзором:

  • эпидемиологический надзор;
  • защита прав потребителей;
  • санитарный надзор;
  • деятельность в рамках ВТО и Евразийского экономического союза;
  • создание санитарно-карантинных пунктов.

Деятельность управления довольно широка, поэтому отметим самые частые аспекты, проверяемые ведомством.

  • Соблюдение закона о защите прав потребителя.
  • Наличие трудовых книжек и договоров на работу.
  • Актуальность мед. книжек работников (для сфер питания).
  • Сертификаты на товар, акцизы.
  • Проверка касс.
  • Проверка помещений на соблюдение норм закона.
  • Наличие правильно оформленных вывесок и уголков потребителей.

Полномочия Роспотребнадзора имеют разумные рамки. Проверяющие не в праве:

  • осуществлять плановую проверку без присутствия лица, в отношении которого проводится проверка;
  • изымать оригиналы документов юридических лиц;
  • проводить внеплановые проверки без веских на то оснований;
  • изымать продукцию без составления рапортов и подписных документов.

Если юридическое лицо выполняет свою деятельность добросовестно, то ему нечего бояться. Однако отметим несколько немаловажных моментов, на которые стоит обратить внимание при подготовке к проверке.

  1. Проверьте документы. Очень важно, чтобы предприниматель знал, где лежат оригиналы документов, на основании которых он осуществляет свою деятельность.
  2. Подготовьте копии документов. Могут возникнуть ситуации, когда нужно быть готовым предоставить копии документов сотрудников (трудовые книжки, мед. книжки).
  3. Проверьте сертификаты продукции. Если предприниматель осуществляет деятельность в сфере питания, важно всегда иметь соответствующие сертификаты на еду. Сама продукция также должна храниться с соблюдением условий хранения.
  4. Проведите уборку и дезинфекцию помещения. Конечно, это стоит делать регулярно — за один день к проверке подготовиться невозможно, поэтому рекомендуем всегда поддерживать состояние помещения в норме.
  5. Разрешите все вопросы до начала проверки. Если вы сомневаетесь, что все ваши документы приведены в порядок, то лучше решить этот вопрос до начала проверки, а не во время нее, когда уже будет поздно. Для этого посоветуйтесь с юристом, который вам подскажет, что именно не хватает вам для прохождения проверки с первого раза. Юрист сможет не только проверить существующие документы, но и составить недостающие, если таковые найдутся.

Быстрые ссылки:

приемная Роспотребнадзора находится в городе Москва. Об адресах региональных отделений можно прочитать на странице со списком филиалов Роспотребнадзора. На соответствующих страницах можно найти свой город и узнать точную информацию о территориальном ведомстве и порядке приема.

Для личного приема необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность.

Если гражданин хочет получить защиту, пожаловаться или сообщить о нарушении, то необходимо наличие документов, подтверждающих обоснованность претензии и доводов.

Это может быть, например, результат экспертизы, товарный чек, указывающий на просроченность продукта, купленным потребителем, либо другие доказательства.

Униформа работника Роспотребнадзора

Если гражданину достаточно устного ответа на вопрос или претензию, то проводится разъяснение и делается запись в журнале личного приема. Если вопрос требует большей проработки, могут быть привлечены работники профильных структурных подразделений. Также гражданин имеет право подать письменное обращение. Ответ будет дан в течение 30 рабочих дней.

Отказать в помощи могут в одном случае — если на жалобу уже был дан ответ, о чем может свидетельствовать запись в карточке приема.

Государственная надзорная служба по вопросам защиты прав потребителей и благополучия человека подчиняется непосредственно Председателю Правительства РФ.

Вышестоящая инстанция по отношению к Роспотребнадзору – Правительство РФ. Бразды правления надзорной службой сосредоточены в руках Центрального аппарата.

Нынешняя структура и подчиненность, введение классных чинов и пр. регламентируются такими законодательными актами:

  1. Положением о Роспотребнадзоре, утв. ПП РФ №322;
  2. Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ;
  3. Законом РФ «О защите прав потребителей» №2300-1-ФЗ;
  4. ПП РФ №154.

Руководитель этой организации – Главный санитарный врач страны.

Эта организация имеет достаточно широкие полномочия, данные государством для соблюдения прав граждан в потребительской сфере и касательно их благополучия и состоящие в следующих действиях, производимых с целью осуществления надзора за исполнением законодательных актов РФ:

  • контроль санитарно-эпидемиологической обстановки, включая введение карантинов;
  • надзор за соблюдением правил торговли;
  • осуществление санитарного контроля ввозимых на территорию страны товаров и соблюдением карантинного режима;
  • контроль маркировки товаров, указания энергоэффективности и иных сведений;
  • надзор и контроль качества продуктов как отечественного, так и импортного производства;
  • контроль информационной продукции на предмет защиты детей;
  • регистрация новых лекарственных препаратов, а также иной продукции, содержащей опасные для человека вещества;
  • выявление условий и причин возникновения очагов инфекций и массовых отравлений; организация приема граждан;
  • работа по обращениям граждан с принятием решений и информированием по результатам жалоб, заявлений, сигналов и пр.

Роспотребнадзор вправе проводить исследования, экспертизы, анализы и пр., а также давать разъяснения физическим и юр. лицам касательно тем, относящихся к компетенции организации.

При необходимости сотрудники наделены правами требовать получения данных, необходимых для принятия решений, а также привлекать любых специалистов, компетентных в прорабатываемых темах.

При выявлении в процессе своей деятельности фактов нарушения законов РФ, для работников Роспотребнадзора доступно принятие предупредительных или ограничительных мер по отношению к нарушителям, будь то юр. лица или граждане, но исключительно в пределах своей компетенции.

6.1. Государственная защита прав потребителей

В структуру Центрального аппарата Роспотребнадзора входят следующие инстанции:

  • Центры гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ, в г. Москве, в г. Санкт-Петербурге.
  • Центры гигиены по ж/д транспорту.
  • ФБУЗ «Федеральный центр эпидемиологии и гигиены».
  • Информационно-методический центр Роспотребнадзора.

Центрам гигиены и эпидемиологии по субъектам РФ подчинены территориальные отделения. В подчинении Центров гигиены и эпидемиологии по ж/д транспорту находятся дорожные филиалы по железным дорогам РФ.

В структуру Роспотренадзора входят 2 типа научных организаций — гигиенического и эпидемиологического профиля. Первыми являются следующие инстанции:

  • ФБУН «Медицинский-научный центр охраны здоровья и профилактики рабочих промышленных предприятий» ( г. Екатеринбург);
  • ФБУН «НИИ гигиены» (г. Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Саратов);
  • ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» (г. Санкт-Петербург);
  • ФБУН «НИИ экологии человека и медицины труда» (г. Уфа);
  • ФБУН «Научный центр управления рисками» (г. Пермь);
  • ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены» (г. Москва);
  • ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана» (г. Мытищи).

Научными организациями Роспотребнадзора эпидемиологического профиля являются следующие:

  • ФБУН «Научный центр биотехнологии и вирусологии «Вектор»» Роспотребнадзора (Новосибирская область, р.п. Кольцово);
  • ФБУН «НИИ микробиологии и эпидемиологии» ( г. Москва, Хабаровск, Казань, Нижний Новгород, Санкт-Петербург);
  • ФБУН «Научный центр прикладной микробиологии» (г. Оболенск);
  • ФБУН «НИИ вирусных инфекций» (г. Екатеринбург);
  • ФБУН «НИИ дезинфектологии», ФБУН «Центральный НИИ эпидемиологии» (г. Москва);
  • ФБУН «НИИ инфекционной краевой патологии» (г. Тюмень);
  • ФБУН «НИИ природных очаговых инфекций» Роспотребнадзора (г. Омск);
  • ФБУН «НИИ паразитологии и микробиологии», ФКУЗ «Противочумный НИИ (г. Ростов-на-Дону);
  • ФКУЗ «Противочумный НИИ» (г. Волгоград, Ставрополь, Иркутск);
  • ФКУЗ «Российский противочумный НИИ «Микроб» (г. Саратов).

Специалисты Федеральной службы проводят санитарно-карантинный мониторинг в 285 пунктах пропуска, в том числе в 102 — на автотранспорте, 67 — в аэропортах, 64 — морских, 13 речных, 39 — на пограничных ж/д станциях.

В противочумную службу Роспотребнадзора входит сеть специализированных региональных учреждений здравоохранения, которые осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор в целях предотвращения появления и распространения заболеваний чумой. В структуру этой инстанции входят нижеприведенные подразделения:

  • Российский противочумный НИИ «Микроб» ( г. Саратов).
  • Противочумный центр Роспотребнадзора (г. Москва).
  • Противочумный НИИ (г. Волгоград, Иркутск, Ростов-на-Дону, Ставрополь).
  • Противочумная станция (г. Горно-Алтайск, Астрахань, Махачкала, Нальчик, Уссурийск, Новороссийск, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Кызыл, Хабаровск, Чита, Элиста, Симферополь).
  • ФКУЗ «Микроб» является головной организацией противочумной службы Роспотребнадзора.

Санитарные эпидемиологические службы Роспотребнадзора есть у следующих министерств и ведомств:

  • Министерство обороны РФ;
  • МВД РФ;
  • ФСБ РФ;
  • ФСО РФ;
  • Управление делами Президента РФ;
  • Главное управление спецпрограмм Президента РФ;
  • ФСИН РФ;
  • Федеральное медико-биологическое агентство РФ.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

СБЕРБАНК РОССИИ

100% успешных дел

БАНК ВТБ24

100% успешных дел

БАНК ТИНЬКОФФ

100% успешных дел

БАНК ОТКРЫТИЕ

100% успешных дел

АЛЬФА БАНК

100% успешных дел

РУССКИЙ СТАНДАРТ

100% успешных дел

Просто честно ответьте себе на эти вопросы:

Вы хотите оградить себя
и близких от проблем
юридического характера?

Вы хотите снизить Ваши
проблемы юридического
характера до минимума?

Вы хотите, чтобы Ваши
проблемы решали лучшие
юристы Москвы?

  • Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
  • Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (Роскомнадзор)
  • Главное управление по Санкт-Петербургу Центрального банка Российской Федерации
  • Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г. Санкт-Петербург)
  • Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
  • Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
  • Управление Росздравнадзора по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области
  • Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ Росстандарта)
  • применение мер пресечения нарушений;
  • выдача предписаний о прекращении нарушений;
  • систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований изготовителей своей деятельности;
  • статистическое наблюдение;
  • ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора.
  • проведение проверок соблюдения требованиям качества товаров и услуг;
  • применение мер пресечения нарушений;
  • выдача предписаний о прекращении нарушений;
  • систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований изготовителей своей деятельности;
  • статистическое наблюдение;
  • ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора;
  • ежегодная подготовка государственных докладов о защите прав потребителей.
  • осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка;
  • предупреждение нарушений в области защиты прав потребителей и в сфере потребительского рынка;
  • совершенствование форм и методов контроля в сфере защиты прав потребителей, повышение его эффективности;
  • совершенствование системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав
  • осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей в соответствии с компетенцией Комитета
  1. Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  2. Глава II. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ ПОТРЕБИТЕЛЯМ
  3. 6.4. Общественная защита прав потребителей. Полномочия общественных организаций потребителей
  4. Защита прав потребителя
  5. Глава 16. Контрольно-надзорные мероприятия в сфере защиты прав потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства
  6. С. В. Казаков. АВТОСЕРВИС. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, 2006
  7. Глава 8. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  8. 8.2. Судебная защита прав потребителей. Круг лиц, имеющих право предъявлять иск и участвовать в деле
  9. Глава 4. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ
  10. Российское законодательство. Защита прав потребителей с образцами заявлений, 2008
  11. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (статьи 23.13, 23.49 КоАП РФ)
  12. Глава 5. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ
  13. Глава III. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ (ОКАЗАНИИ УСЛУГ)
  14. Образцы документов, составляемых при обращении в компетентные органы для защиты законных прав потребителей
  15. 1.2. Понятие и действие российского законодательства о защите прав потребителей. Законодательство о защите прав потребителей как система нормативных актов
  16. Статья 23.49. Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей
  17. Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
  18. Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ по федеральным округам


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *