Сроки ответа из налоговой на письмо

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки ответа из налоговой на письмо». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

1. Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

2. Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

3. Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

4. В декларации по НДС:

  • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;

  • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;

  • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

5. Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

6. Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).

Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

  • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);

  • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

Письма «счастья»: запросы от налоговой

В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

Еще один пример любопытного «неправильного» документа из инспекции в рамках камеральной проверки – предписание. Данный пример взят из судебного разбирательства по делу А19-25029/2018. Ситуация: инспекция установила, что организация не оплачивает страховые взносы по работникам и направила предписание на исправление нарушений. Однако в случае выявления недоимки налоговый орган обязан выставлять требование об уплате налога, сбора, страховых взносов (п. 1 ст. 70 НК РФ), а не предписание. В сложившейся ситуации налоговый орган соригинальничал, за что и был наказан. Суд определил, что предписание – неустановленная форма документа для требования уплаты недоимки. Предписание – распорядительный документ, но он не выдается налогоплательщику в рамках камеральной проверки. Форма требования об уплате четко определена, поэтому именно ее и необходимо было направить налогоплательщику для устранения выявленных нарушений. Организация сразу же отправилась в суд, чтобы признать незаконность документа из налогового органа, и выиграла все судебные инстанции.

Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

  • «Дебет-Кредит» 2020
  • «Дебет-Кредит» 2019
  • «Дебет-Кредит» 2018
  • «Дебет-Кредит» 2017
  • «Дебет-Кредит» 2016
  • «Дебет-Кредит» 2015
  • «Дебет-Кредит» 2014
  • «Дебет-Кредит» 2013
  • «Дебет-Кредит» 2012
  • «Дебет-Кредит» 2011

Нормативно-правовое основание: п. 73.3 ст. 73 Налогового кодекса Украины (НКУ) и Порядок периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1245 (далее – Порядок № 1245).

Обязанность предоставить информацию (документы) возникает в случае обращения контролирующего органа с письменным запросом о предоставлении информации, необходимой для выполнения возложенных на этот орган функций, задач, и ее документального подтверждения (п. 73.3 ст. 73 НКУ).

Обратите внимание, НКУ не запрещает направление запроса другим налоговым органом, т. е. тем, в котором налогоплательщик не состоит на учете. Таким образом, направить запрос может любой налоговый орган по основаниям, указанным в абз. 6 п. 73.3 ст. 73 НКУ и п. 12 Порядка № 1245. Также количество запросов, которые могут быть направлены, Кодексом и Порядком не ограничено.

Информация и документы предоставляются бесплатно (п. 73.1 ст. 73 НКУ и п. 2 Порядка № 1245).

Кому может быть направлен запрос: исчерпывающий перечень субъектов информационных отношений содержится в п. 3 Порядка № 1245, в состав которого входят физлица (резиденты и нерезиденты Украины, в том числе самозанятые лица), юрлица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения.

Основания для направления запроса: хотя бы одно из оснований, перечень которых содержит абз. 6 п. 73.3 ст. 73 НКУ, п. 12 Порядка № 1245.

Запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа ГФС и должен содержать:

1) основания для направления запроса с указанием информации, это подтверждающей;

2) перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;

3) печать контролирующего органа.

Срок предоставления ответа на запрос: по общему правилу предоставлять информацию, определенную в запросе, и ее документальное подтверждение необходимо в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса.

Однако, если по результатам проверок других налогоплательщиков или по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, налогоплательщик обязан предоставить объяснения на запрос в течение 10 рабочих дней со дня его поступления (п. 14 Порядка № 1245).

Как следует из формулировки указанного положения, законодательством фактически установлен 10-дневный срок для ответа на запрос.

Соблюдение указанных сроков очень важно, ведь опоздание налогоплательщика с ответом является основанием для проведения у него документальной внеплановой выездной проверки (пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ).

Как свидетельствует судебная практика*, при принятии решения о проведении выездной проверки на основании пп. 78.1.1 ст. 78 НКУ в случае непредоставления объяснения на запрос в установленный законом срок орган ГФС должен соблюдать такую последовательность действий и принимать во внимание факты:

– надлежащего составления налоговым органом и направления в адрес налогоплательщика запроса;

– фактического получения налогоплательщиком такого запроса;

– истечения срока в 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком письменного запроса;

– непредоставления налогоплательщиком в налоговый орган письменных объяснений и документальных подтверждений по сути полученного запроса (определение Харьковского апелляционного админсуда от 21.03.2013 г. по делу № 820/96/13-а).

Запрос считается врученным, если он: направлен по почте налогоплательщику письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу; предоставлен под расписку налогоплательщику; направлен в электронном виде с использованием средств телекоммуникационной связи с наложением ЭЦП органа ГФС (в случае поступления сформированного программным обеспечением уведомления о доставке) (п. 13 Порядка № 1245).

Требования к копиям предоставленных документов. Если орган ГФС просит предоставить заверенные предпринимателем копии всех затребованных документов, следует иметь в виду, что на сегодняшний день ни НКУ, ни Порядок № 1245 не устанавливают, как именно они должны быть заверены, и должны ли быть заверены вообще. Требования налоговиков заверять все предоставленные копии сейчас неправомерны, поскольку это норма старой редакции пп. 20.1.6 ст. 20 НКУ, которая была изменена в 2013 году. Заверенные копии предоставляются только в ходе проведения налоговой проверки, а не при предоставлении ответа на запрос.

Таким образом, копии документов в рамках предоставления ответа на запрос могут не заверяться налогоплательщиком. Вместе с тем, если есть желание и время, то заверить все же можно. Если документов много, их пронумеровывают, прошивают с указанием на последнем листе количества страниц, Ф.И.О. предпринимателя, даты, с проставлением подписи и оттиска печати (при наличии).

Обратите внимание, органу ГФС запрещается изымать оригиналы первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов за исключением случаев, предусмотренных уголовным процессуальным законодательством (п. 85.5 ст. 85 НКУ), и при наличии решения суда об изъятии оригиналов документов (пп. 20.1.38 ст. 20 НКУ) или по решению суда в рамках проведения проверки налоговой милицией (абз. 3 п. 24 ст. 11 Закона Украины от 20.12.90 г. № 565-XII “О милиции”).

В письме-ответе (объяснении) обязательно должны быть: номер и ��ата запроса, на который предоставляется ответ; запрашиваемая информация (п. 15 Порядка № 1245).

Нормативно-правовое основание: глава 8 НКУ (о предоставлении документов – ст. 85). Органы ГФС имеют право запрашивать и изучать во время проведения проверок первичные документы, используемые в учете, регистры, финансовую, статистическую и иную отчетность, связанную с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на такие органы (пп. 20.1.6 ст. 20 НКУ).

Обязанность предоставить информацию возникает у налогоплательщика после начала проверки. Он должен предоставить в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки.

Начало проверки: любая проверка начинается с получения налогоплательщиком приказа о ее проведении (п. 78.4 ст. 78 НКУ).

Перечень документов. Обычно перечень документов, которые должны быть предоставлены для проверки, содержится в приказе. Если он отсутствует, есть смысл составить письмо в налоговый орган с просьбой уточнить объем необходимых для проведения проверки документов. Один экземпляр письма предоставляется инспектору, а другой (обязательно – с указанием должности и фамилии инспектора, подписью и даты получения, желательно – с отметкой канцелярии органа ГФС о получении) останутся у налогоплательщика. Целесообразно любую коммуникацию осуществлять в письменной форме с подписью о получении. Это обезопасит предпринимателя от необоснованных обвинений со стороны контролеров относительно непредоставления документов или информации в ходе проверки.

Сроки предоставления документов. В НКУ отсутствуют требования о предельном сроке предоставления информации в ходе проверки. Установлен только момент возникновения обязанности предоставить документы, который возникает у налогоплательщика после начала проверки (п. 85.2 ст. 85 НКУ). Таким образом, если иное не указано в самом приказе, сроки предоставления документов совпадают со сроком проведения самой проверки и определяются исходя из ее вида (плановая, внеплановая, фактическая).

Все документы должны быть переданы инспектору по акту приема-передачи (даже для ознакомления). Если документов много, их нужно пронумеровать, прошить и составить общее описание (например, расходные накладные по контрагенту “ООО Х” в количестве 25 штук) во избежание случайной потери во время проверки.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являющиеся конфиденциальными. Передаются отдельно с указанием должностного лица, их получившего. Передача таких документов для ознакомления, изучения и их возврат оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное лицо налогового органа и налогоплательщик (п. 85.3 ст. 85 НКУ).

По требованию инспектора предоставить конфиденциальную информацию можно предложить подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны, в которой предусмотреть штрафные санкции в случае ее разглашения. Есть шанс, что после такого предложения потребность в ознакомлении с такими документами отпадет. Не следует забывать, что конкурентная борьба на сегодняшний день имеет много форм, и так предприниматель хотя бы частично обезопасит себя от разглашения конфиденциальной информации.

О предоставлении копий документов. Проверяющие имеют право получать надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов. Такие копии должны быть заверены подписью налогоплательщика и скреплены печатью (при наличии).

Получение копий документов оформляется описью, копия которой вручается под подпись налогоплательщику. Если предприниматель отказывается от засвидетельствования описи или от подписи о получении копии описи, должностные лица органа ГФС делают отметку о таком отказе (п. 85.7 ст. 85 НКУ).

При проведении налоговых проверок также действует запрет на изъятие оригиналов документов, установленный п. 85.5 ст. 85 НКУ (см. выше).

Обычно требованию налоговой предшествует камеральная проверка какой-либо декларации.

Что вызовет подозрение инспектора и заставит его прислать требование:

  • В уточненной декларации вы уменьшили сумму налога (применимо к любому виду налога). Конечно, это может быть вполне правомерное обоснованное действие. Однако, показывая налог к уменьшению, будьте готовы объяснить причину и представить документы.
  • В декларации по НДС заявлен налог к возмещению из бюджета. ФНС невыгодно возмещать вам средства, поэтому вполне закономерно, что инспектор должен убедиться в законности вашего требования. Будьте готовы представить копии всех счетов-фактур.
  • Превышена безопасная доля вычетов по НДС.
  • Низкая налоговая нагрузка.
  • В декларации нарушены контрольные соотношения.
  • В декларации показан убыток.
  • Поставщик не отразил у себя операцию по НДС.
  • Встречная проверка. Когда проверяют вашего контрагента, ФНС, чтобы убедиться в законности сделки, требует копии документов у обеих сторон.

Мы привели наиболее распространенные причины требований ФНС. На практике их гораздо больше.

Как реагировать на запросы налоговой о предоставлении информации

Заместителю начальника межрайонной ИФНС № 4
Зайковой Т. И.
От ООО «Кнопка», ИНН 6656543210
04.08.2020

На Ваше требование № 569 от 31.07.2020 поясняем следующее.

Сумма доходов от реализации товаров (работ, услуг), показанная в декларации по налогу на прибыль организаций за 6 месяцев, действительно меньше, чем сумма выручки от реализации, показанная в декларациях по НДС за I, II кварталы 2020 года. Такая ситуация возникла в связи с отражением во II квартале 2020 года операции по возврату товара поставщику (НДС в сумме 569,24 руб. был восстановлен).

К данному письму прилагаем счет-фактуру № 23 от 11.05.2020 года, подтверждающий возврат товара.

Директор ООО «Кнопка» ______________________И. Б. Останин

Прежде чем переходить к рассмотрению сроков ответа на поступившие в организацию запросы, необходимо понять, с какого момента они исчисляются. Дело в том, что в последние годы гражданское законодательство в этой части довольно заметно изменилось. Теперь действует принцип, что за своевременное получение почтовой корреспонденции отвечает сама организация (т.е. все риски ее неполучения полностью несет получатель):

Фрагмент документа Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

…Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу…

Фрагмент документа Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Налоговая инспекция пошла еще дальше. Она нормативно установила, когда ее сообщение будет считаться полученным, даже если адресат его и не видел:

Фрагмент документа Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

…В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика…

Запросы «от силовиков» приходят в большинство организаций реже, чем от налоговиков, но тоже с завидной регулярностью. Это может быть связано с очередными массовыми компаниями, проводимыми властями, либо с расследованием конкретных преступлений. Так, в преддверии проведения чемпионата мира по футболу некоторые организации получили запросы о наличии в штате лиц, не являющихся гражданами России.

Связанный материал Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов № 11 / 2016

См. статью «Обыск помещений юридических лиц и изъятие документов» журнала № 10′ 2016

Как и в общении с налоговыми органами, игнорирование таких писем чревато серьезными последствиями. Организацию могут привлечь к административной ответственности (ст. 17.7 и ст. 19.7 КоАП РФ). Причем в ряде случаев может быть применена даже такая серьезная мера, как дисквалификация должностного лица на срок до 1 года или приостановление деятельности организации на срок до 90 дней (в частности, если документы не предоставляются умышленно и это мешает расследованию, дознанию или административным процедурам привлечения к ответственности – ст. 17.7 КоАП РФ).

Связанный материал Как организации отразить изъятие ее документов и дел? № 02 / 2017

См. статью «Как организации отразить изъятие ее документов и дел?» журнала № 2′ 2017

Сроки исполнения требований прокурора предоставить информацию, документы или их копии установлены законом о прокуратуре:

Фрагмент документа Статья 6 «Обязательность исполнения требований прокурора» Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 6 «Обязательность исполнения требований прокурора» Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

…2. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются… безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов – в течение 2 рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки…

2.1. При наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, безопасности государства, при наличии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходимые информация, документы и материалы или их копии представляются в течение суток с момента поступления требования прокурора…

Важно, что в самом требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки представления затребованных информации / документов / копий. Если организация будет по каким-то причинам не в состоянии представить запрошенные документы в установленные сроки, то ей необходимо мотивированно уведомить об этом прокурора, который имеет право удлинить срок (аналогичное уведомление налоговым органам показано в Примере 3).

Требования (запросы, представления, предписания) полиции должны исполняться в сроки, установленные в таких требованиях, но в любом случае не позднее 1 месяца с момента их вручения6.

В отношениях между работником и работодателем достаточно много моментов, которые связаны с направлением либо получением каких-либо документов. Вместе с тем сроки направления корреспонденции в этом случае служат скорее точками отсчета, связанными с наступлением определенных юридических фактов, возникновением прав, обязанностей.

Связанный материал Выдача трудовой книжки при увольнении № 10 / 2017

См. статью «Выдача трудовой книжки при увольнении» журнала № 10′ 2017

Пример 6. Направление уведомления о необходимости забрать трудовую книжку

Направление уволенному работнику уведомления о необходимости забрать трудовую книжку прекращает длящееся нарушение, которое условно можно назвать «незаконное удержание трудовой книжки». До направления такого письма, вне зависимости от причин, по которым книжка осталась у работодателя, он считается виновным в ее удержании. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за это (см. ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

В этом номере журнала мы рассмотрели только часть случаев, когда службе делопроизводства необходимо ориентироваться в законодательно установленных сроках ответов на поступающие в организацию документы.

В следующем номере поможем вам разобраться, как определить сроки ответов своим контрагентам-организациям в рамках гражданско-правовых отношений, а также при общении с потребителями собственных товаров и услуг по правилам закона о защите прав потребителей.

Срок ответа на требование налоговой

  • Свежие
  • Посещаемые

Налоговая инспекция отправляет по ТКС требования о представлении пояснений в формате письма с вложением, а не в формате требования с отправкой квитанции о приеме.

Вправе ли мы не отвечать на такие письма? Сообщаю Вам следующее: Согласно Приказу ФНС РФ от 17.02.

2011 N ММВ-7-2/168@, Требование о представлении документов не считается принятым налогоплательщиком в случае несоответствия данного требования утвержденному формату.

Эксперты считают, что требование о представлении документов, направленное с нарушением установленного формата, не считается полученным компанией.

И привлечение к ответственности организации, не представившей ответ на такое требование, будет незаконным.

Ведь у ИФНС не будет квитанции о приеме, подписанной электронной подписью, которую организация должна направить при получении требования по установленному формату. А электронное письмо, к которому было прикреплено требование, например, в виде файла Word, Excel, организация вправе вообще не читать.

Документ 1.

  1. Требование о представлении документов или Истребуемый документ не считается принятым налогоплательщиком (налоговым органом) в следующих

2) при несоответствии утвержденному формату; Документ 2.

Требование о представлении документов (информации) в электронной форме передается налогоплательщику по ТКС в виде файла, которого определен приказом ФНС России от 28.12.2010 N В соответствии с Порядка требование о представлении документов (информации) не считается принятым налогоплательщиком в случае несоответствия его утвержденному формату.

Документ 3. Налоговики могут передать требование о представлении документов или требование о представлении пояснений в электронной форме по ТКС .

График личного приема граждан в центральном аппарате ФНС России и территориальных налоговых органах. Информация о проведении общероссийского дня приема граждан 12 декабря года в центральном аппарате ФНС России.

По истечении месяца он обратился в налоговый орган для выяснения причин непредоставления ответа. Выяснилось, что срок рассмотрения данного письменного обращения продлен заместителем руководителя инспекции ФНС России. Правомерны ли действия налогового органа?

Бесплатная юридическая консультация: Второй экземпляр письма остается на хранение в отделе работы с налогоплательщиками.

В случае, если в указанные сроки ответ на запрос не получен, налогоплательщику следует лично обратиться в ИФНС.

  • Контактный телефон, по которому вы обращались в ИФНС;
  • Фамилию, имя и отчество инспектора, который консультировал вас;
  • Полную информацию, которую предоставил инспектор по вашему вопросу;
  • Наименование запрошенного вида услуги, а также дату и время его передачи;
  • ИНН и КПП организации.

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Может возникнуть ситуация, когда ФНС запрашивает такие документы, которые компания не ведет и не обязана использовать в своей работе, или же на период проверки фактически отсутствуют. Они могут отсутствовать по таким причинам:

  • изъяты правоохранительными органами в рамках проведения расследования;
  • переданы местным властям по их требованию;
  • уничтожены ввиду форс-мажорных и чрезвычайных обстоятельств;
  • похищены и не найдены;
  • уничтожены по сроку давности;
  • переданы в архив.

Информация о персональных данных авторов обращений, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных. Просим Вас с пониманием отнестись к указанным требованиям законодательства, внимательно и четко формулировать суть проблемы. Это значительно ускорит рассмотрение Вашего обращения по существу.

N ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Государственный орган дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, а письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения (пп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

Порядок индивидуального информирования налогоплательщиков в письменной форме определен п. 4.3.2 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее — Регламент), утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

В соответствии с п. 4.3.2.3 Регламента ответ на запрос налогоплательщика должен быть дан ему в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган.

Может случиться так, что до истечения предельного срока рассмотрения обращения налоговая инспекция не получит информацию, позволяющую определить наличие (отсутствие) оснований для перерасчета налогов.

Индивидуальное информирование налогоплательщика на основании его письменного запроса осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС России.

Вопрос В рамках нашего дальнейшего сотрудничества прошу Вас поручить и проконтролировать ответ на наш запрос для Заместителя директора Дмитрия Анатольевича. Ситуация такая: Дмитрий Анатольевич оплатил за свою супругу налог на имущество физических лиц и транспортный налог 01.07.2015.

Но граждане вправе обратиться в вышестоящие инстанции либо в суд с жалобой и просьбой обязать финансистов дать ответ в разумный срок, например в течение месяца (п. 6 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г.Ответ из налоговой инспекции датирован 23.05.2016 и сообщается об уточнении указанных выше платежей.

Просим Вас подготовить письмо для налоговой инспекции в рамках сложившейся ситуации, разъяснить сроки проверки налоговыми органами уплату платежей, сроки ответа на запросы налогоплательщиков и сроки возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика.

В рамках нашего дальнейшего сотрудничества прошу Вас поручить и проконтролировать ответ на наш запрос для Заместителя директора Дмитрия Анатольевича. Ситуация такая: Дмитрий Анатольевич оплатил за свою супругу налог на имущество физических лиц и транспортный налог 01.07.2015. Плательщика в квитанциях указал свою фамилию и.о., соответственно налог в пользу супруги Дмитрия Анатольевича засчитан не был. Обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возврате денежных средств или зачислении их на его лицевой счет. Ответ из налоговой инспекции датирован 23.05.2016 и сообщается об уточнении указанных выше платежей. Просим Вас подготовить письмо для налоговой инспекции в рамках сложившейся ситуации, разъяснить сроки проверки налоговыми органами уплату платежей, сроки ответа на запросы налогоплательщиков и сроки возврата денежных средств на расчетный счет налогоплательщика.

По общему правилу письмо должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня его регистрации. При этом в исключительных случаях (в частности, при принятии решения о проведении проверки указанных в обращении обстоятельств, необходимости направления запроса в соответствующий территориальный регистрирующий (налоговый) орган о предоставлении дополнительной информации, документов и материалов, имеющих значение для рассмотрения обращения) срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем еще на 30 дней. Ответ по результатам обращения всегда письменный.

Сроки подтверждения получения электронных требований составляют до 6 рабочих дней. Изменения коснулись налогоплательщиков, которых законодатель обязал сдавать декларации через интернет (плательщики НДС и те, кто имеет более 100 наемных сотрудников).

С 2015 года согласно новой редакции пункта 5.1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ на все электронные требования, присылаемые инспекторами в рамках реализации своих полномочий, необходимо высылать квитанцию о получении электронных требований. При невыполнении данного условия налогоплательщику грозит блокировка счета.

  • Перечисляют документы, которые прилагают к заявлению – те, что могут подтвердить полномочия представителей, которые действуют по доверенности, те, что подтвердят обоснованность излагаемой информации.
  • ФИО составителей, подписи и дату.
  • Перечислим, какие доказательства можно прилагать: При обращении в связи с некорректными действиями налогового представителя Важные свидетельские показания, копии видеозаписей Если ФНС не отвечает на запрос Прилагайте копию квитанции, что подтвердит отправку заявки Если задержано оплату вычета Ссылайтесь на номер документа и дату, когда его принято инспектором Лицо может подавать жалобы, заявления или предложения. Но в каждом случае должны указываться определенные реквизиты.

В Федеральную налоговую службы можно обратиться по вопросам сферы деятельности Федеральной налоговой службы, установленными «Положением о Федеральной налоговой службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506. Если вопросы касаются конкретных ситуаций взаимодействия налогоплательщика с территориальными налоговыми органами, рекомендуем обращаться непосредственно в УФНС России (подведомственные ИФНС России). При обращении в ФНС России, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть обращения.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

[3]

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Статья 228 НК РФ. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога
3. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

Если для объективного рассмотрения обращения требуется провести проверочные мероприятия (изучить документацию, сделать письменные запросы, опросить руководство и иной персонал, проверить соблюдение трудовых прав в филиалах компании), то сроки рассмотрения жалобы специалистами ФИТ составляют 30 дней.

Следует учитывать, что нормами Трудового кодекса в отдельных ситуациях устанавливаются специальные сроки разбирательства обращений специалистами ФИТ. Например, в случае обжалования решений работодателей об увольнении в рамках ст. 373 ТК РФ, жалоба должна быть рассмотрена инспекций труда в 10-дневный срок с даты ее регистрации секретариатом ФИТ.

Сроки получения ответа от налоговой на обращение

ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

Чем мы можем Вам помочь?

Специалистам финансовых служб современных российских предприятий, специалистам подразделений бухгалтерского учета часто сталкиваются с ситуацией: Поступило информационное письмо из налоговой, нужно ли на него отвечать? Что значит – информационное письмо из налоговой ? Информационное письмо из налоговой — что делать?

Получили информационное письмо из налоговой инспекции — не торопитесь на него отвечать или иным образом реагировать.

Основной документ, на основании которого налогоплательщик взаимодействует с Федеральной налоговой службой РФ (далее «ФНС РФ»), и ФНС России взаимодействует с налогоплательщиком — это Налоговый кодекс Российской Федерации. Именно в Налоговом кодексе содержаться обязательные правила, регулирующие каждый этап налогообложения, в том числе и правила ведения переписки между налоговыми органами и налогоплательщиками по поводу налогов. Это же правило установлено законом «О налоговых органах» №943-1 от 21.03.1991г.

Получили информационное письмо из налоговых органов — сверьтесь с Налоговым кодексом.

Налоговые органы РФ осуществляют властные полномочия от имени государства и могут ограничивать права граждан и организаций.

Например, являясь государственным органом имеющим право безвозмездно изымать у налогоплательщиков принадлежащее им имущество – а налоги это и есть безвозмездно передаваемое имущество (статья 8 НК РФ), налоговые орган так же имеют право привлекать за неуплату налогов к штрафам, проводить проверки правильности исчисления и уплаты налогов, требовать от налогоплательщиков объяснений и т.д.

Для избежания произвола налоговые органы не могут выходить за рамки установленных в законе прав. Так реализуется принцип правового государства: государственному органу запрещено все, что прямо не разрешено в законе.

Основные права налоговых органов сформулированы в статье 31 НК РФ, а так же в законе о налоговых органах.

Этот же принцип полностью действует в отношении документа — «Информационное письмо налоговой инспекции».

Налоговый кодекс прямо устанавливает исчерпывающий перечень форм документов и способов официальной коммуникации российского налогового органа и налогоплательщика (часть 4 статьи 31 НК РФ), согласно которой В рамках выполнения функций по контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов налоговый орган имеет право направить документы адресату либо в виде бумажного документа или в цифровой форме, при этом, документ передается:

— непосредственно (лично) под расписку;

— по почте, заказным письмом;

— передается в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика.

Внимание: приведенная норма кодекса прямо ограничивает усмотрение налоговой инспекции по выбору способа направления документа оговоркой: налоговый орган может выбрать любой из перечисленных способов уведомления — если порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

Второе правило – этой статьи:

Формы и форматы документов, предусмотренных Налоговым кодексом и используемых налоговыми органами, а также порядок заполнения форм указанных документов, порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.

Это означает, что любые документы, которые направляются налоговыми органами налогоплательщику, должны составляться по утвержденным формам, как правило, это приказы ФНС РФ, или приказ Минфина РФ.

Если получено Информационное письмо из налоговой, что бы правильно действовать, необходимо определить в рамках каких мероприятий направлено это письмо, и какие требования содержит информационное письмо.

Наиболее часто организация или ИП получают информационное письмо из налоговой об операциях с проблемными контрагентами. Общие правила по любым сообщениям из налоговой:

Первое правило – не торопиться.

Второе – разобраться, чем вызвано информационное письмо, и что конкретно требует налоговая.

Внимание: Налогоплательщик изначально защищен Налоговым кодексом. Предполагая возможность незаконных действий со стороны налоговых органов при направлении писем и требований, законодатель уравновесил возможные злоупотребления, предоставив налогоплательщикам право не исполнять незаконные акты и требования налоговиков (п. 11 части 1 статьи 21 НК РФ).

По этому, если налоговая «заблуждается», выдвигает заведомо незаконные требования вне налоговых проверок, есть возможность проигнорировать информационное письмо из налоговой. При этом нужно понимать, что после письма могут последовать действия, и к ним нужно быть готовыми. Нужно готовить документы.

Вместе с тем, интерес налоговиков может быть совсем не праздный, а информационное письмо – может оказаться очень полезным налогоплательщику.

В 2017 – 2018 годы налоговые инспекции массово рассылают информационные письма, которые содержат требования или предложения добровольно снять вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль по конкретным контрагентам. Иногда таких контрагентов налоговики прямо называют проблемный контрагент, однодневка и т.п.

Информационное письмо из налоговой о проблемных контрагентах – повод задуматься, и приготовиться к налоговой проверке.

Внимание: После информационного письма из налоговой вы решили самостоятельно снять вычеты по НДС и/или расходы и подать уточненную налоговую декларацию. СДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО !

Внимательно изучите правила статьи 81 Налогового кодекса, особенно части 4 – сначала платите недоимку и пени, затем – сдаете уточненную декларацию.

Один из наших клиентов на сдаче уточненки по НДС «попал» на несколько десятков миллионов.

Срок ответа налоговой на письмо налогоплательщика

Новшество 2017-2018 годов – ваш контрагент получает информационное письмо из налоговой, о том, что вы – проблемный контрагент. Мотивы — как правило, налоговая мотивирует, что вы не полностью отплачиваете налоги.

Что делать?

Общий рецепт на такой случай не существует, приходится рассматривать каждый случай индивидуально. В любом случае «проблемной» организации налогоплательщику без «выяснения отношений» со своей налоговой не обойтись.

В худшем случае – налогоплательщику приходится идти в суд. В этом случае потребуется опытный налоговый адвокат.

В любом случае, получив информационное письмо из налоговой внимательно его изучите, посоветуйтесь со специалистами, и только потом действуйте.

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    В 2017 нашим клиентам стали систематически поступать письма из их налоговых инспекций с предложением проверить налоговую отчетность и изменить ее, конечно, в сторону уменьшения вычетов по НДС и расходов. По нашим сведениям у других предприятий аналогичная ситуация.

    Как реагировать на подобные письма из налоговой ?

    Если в ваш адрес поступило какое-то письмо из налоговой, первый шаг – определить в рамках каких мероприятий это письмо направлено, поскольку именно «статус» документа определит ваши обязанности. Так же при выборе линии поведения, необходимо учесть имеющиеся в распоряжении налоговой рычаги воздействия на налогоплательщиков, по этому, рекомендуется игнорировать даже незаконные требования налоговой осознано.

    При переписке с налоговыми инспекциями для налогоплательщиков действуют два простых правила статьи 23 НК РФ: Налогоплательщик обязан:

    6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

    По этому, любая переписка с налоговыми органами ведется «формально» в соответствии с кодексом.

    Инспекциям ФНС России предоставлены права, в частности, согласно статье 31 Налогового кодекса РФ инспекции вправе:

    — требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

    — требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

    — проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

    При этом реализация прав налоговых органов неразрывно связана с выполнением ими обязанностей. Так, согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны:

    2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

    9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

    А тот же контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговые органы осуществляют в порядке, установленном в кодексе.

    Изложенные положения Налогового кодекса РФ, в их взаимосвязи, приводят к выводу:

    Согласно кодексу, налогоплательщики обязаны исполнять требования налоговых органов если они законные – то есть, если требования направлены в установленных в кодексе случаях, в установленном порядке, и по форме, предусмотренной налоговым законодательством.

    Так, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требования о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в налоговые декларации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (ч.3 ст.88 НК РФ).

    Соответственно, получив требования в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик обязан их исполнять.

    Случаи, по которым нам задают вопросы наши клиенты – иного рода.

    В 2016 и 2017 годах из налоговых по электронным каналам связи с налогоплательщиками поступают информационные письма, в которых говорится о выявленных конкретных признаках получения этим конкретным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с конкретными налогоплательщиками.

    Как правило, нарушения якобы относятся к предыдущим налоговым периодам (в 2017 – за 2016 и т.д.).

    Налогоплательщику предлагается проверить свои документы, и, при необходимости, внести исправления в учет.

    В подобных письмах отсутствуют ссылки на конкретные мероприятия налогового контроля, проводимые в отношении получателя письма, или иных лиц, и не упоминаются его права и обязанности.

    Как реагировать на такие информационные письма из налоговой ?

    По нашему мнению – внимательно, а с лета 2017 и осторожно.

    Не стоит оставлять без внимания сообщение налоговой о признаках получения вами необоснованной налоговой выгоды. Такое утверждение означает, что ваш контрагент- поставщик (прямой или в цепочке) не исполнил свои налоговые обязательства. Причины могут быть разные: случайно или умышленно, ошибка в отчетности, использование поставщиком налоговых схем и т.д. Для вас это не важно, важно то, что вы попали в зону повышенного внимания налогового органа.

    Кроме того, летом 2017 появились инструкции ФНС и Следственного комитета по оценке умышленности действий налогоплательщиков по занижению налогов для целей более широкого применения части 3 статьи 122 НК РФ – штраф за неуплату налога 40%, а не 20.

    Кроме того, налоговым инспекциям вменили в обязанность выявлять, документировать и оценивать действия конкретных должностных лиц организаций, которые привели к необоснованному уменьшению уплаты налогов.

    Не стоит забывать и о новой статье Налогового кодекса — 54.1, согласно которой налогоплательщики, фактически, должны доказывать право на применение налоговых вычетов, расходов, льгот.

    В целях применения ст.54.1 НК РФ уведомление даже о предположении получения вами необоснованной налоговой выгоды сигнализирует, что вы находитесь под контролем и очередная налоговая декларация будет проверяться с удвоенным вниманием. Ваши налоговые риски возросли.

    Письмо из налоговой: что делать?

    Ваш доход в 2014 — 2016 годах превышал 300 000 руб? С суммы превышения ВЫ платили 1% в пенсионный в 2014-2016 годах. Мы знаем почему, и поможем вернуть излишне уплаченные деньги.

    Если чиновники откажут, суд заставит исполнять закон.

    Звоните, пишите на электронную почту.

    Многие ИП уже вернули переплату в пенсионный, а вы?

    Обращайтесь к адвокату по налогам!

    Звоните, не откладывайте !

    Часто на юридической консультации по квартирам задают вопрос: что такое оформление купли продажи квартиры, и как оформить куплю продажу квартиры?

    Оформление купли продажи квартиры является обязательной составной частью или этапом сделки купли продажи квартиры.

    В сделке купли продажи квартиры присутствуют две стороны – продавец и покупатель, один продает квартиру, второй — покупает. По этому, оформление купли продажи квартиры необходимо как при продаже, так и при покупке квартиры.

    Дело в том, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 159) сделки могут совершаться в устной или в письменной форме (простой письменной или в нотариальной). Совершение сделки между двумя и более лицами называется заключением договора.

    Договоры купли продажи недвижимости должны совершаться только в письменной форме (статья 550 Гражданского кодекса РФ), в противном случае договор о недвижимости будет недействительным. Кроме того, право собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации, и переход права на недвижимость по сделке, например, при купле продаже недвижимости, так же подлежит государственной регистрации.

    Для государственной регистрации права собственности на недвижимость необходимо в уполномоченный государственный орган (Росреестр) подать:

    • заявление о государственной регистрации права собственности на недвижимость,
    • Приложить к заявлению соответствующий документ, на основании которого право собственности возникло.

    При купле продаже недвижимости это договор купли продажи. С учетом правила статьи 550 Гражданского кодекса РФ это может быть только письменный договор, оформленный в виде одного документа и подписанный всем сторонами договора – продавцом и покупателем.

    Поскольку квартиры считаются недвижимостью, все описанное выше непосредственно относится и к квартирам.

    Кроме того, в отдельных случаях, прямо указанных в законе, договор купли продажи квартир должен быть оформлен в нотариальной форме. Таких случаев четыре:

    • Если квартира находится в общей собственности. То есть квартира принадлежит нескольким собственникам – долевая собственность, и продается одна доля, несколько долей или все доли.
    • Если вся квартира или доля в ней принадлежит несовершеннолетнему.
    • Если вся квартира или доля в ней принадлежит лицу, ограниченному в дееспособности и над ним установлена опека.
    • Если стороны сделки с квартирой решили провести сделку в нотариальной форме.

    (статьи 24 и 30 закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

    Таким образом, оформление купли продажи квартиры это сумма двух этапов:

    1. Заключение письменного договора купли продажи квартиры
    2. Государственная регистрация перехода права собственности на квартиру от продавца к покупателю.

    Вместе с тем, в узом смысле оформление купли продажи квартиры — это оформление договора купли продажи квартиры.

    Важно: С 2013 года договор купли продажи недвижимости не требует государственной регистрации, и приобретает юридическую силу сразу после его подписания сторонами договора.

    Это значит, что сразу после подписания его необходимо исполнять, а значит в тексте договора должны быть согласованы все существенные условия купли продажи квартиры.

    Существенные условия договора – это условия, без которых договор считается не заключенным.

    Существенными условиями договора купли продажи квартиры, помимо сторон договора, являются:

    1) Условие об объекте недвижимости

    При купле продаже квартиры, в договоре должно быть точное описание квартиры. Описание должно однозначно устанавливать этот объект.

    Для учета объектов недвижимости ведется кадастровый учет, а объектам присваивается кадастровый номер, по этому характеристики квартиры лучше начинать с указания кадастрового номера.

    Технические характеристики квартиры должны точно соответствовать описанию квартиры в предыдущих правоустанавливающих документах (договор, свидетельство о наследстве и т.д.), в ранее выданном свидетельстве о праве, и в технической документации на квартиру – в техническом паспорте на квартиру, в экспликации, поэтажном плате, в государственном реестре прав (ЕГРП).

    Такими характеристиками являются:

    — вид помещения — жилое (не жилое), дело в том, что в настоящее время на рынке появились квартирные апартаменты. Это внешне те же квартиры, но юридически апартаменты – не жилые помещения.

    — количество комнат

    — общая площадь

    — этаж, этажность

    — адрес

    2) Условие о цене квартиры

    Лучше, если цена квартиры в договоре будет указана в виде денежной суммы. При согласовании цены учтите повышенное внимание налоговой инспекции. Дело в том, что с 2016 года цена недвижимости в сделках не может быть ниже 70% ее кадастровой стоимости. Если ниже, вам придется общаться с налоговым органом и доказывать почему в договоре такая низкая цена.

    Если ваши доводы не убедят налоговую, налоговая может с разницы между 70% кадастровой стоимости квартиры и ценой в договоре, взыскать с продавца налог НДФЛ.

    Во-первых, запрос обязательно нужно получить!

    Как я уже писал в своей статье «Проблемы с налоговой? «Разбираемся» правильно», уклонение от получения запроса никоим образом не помогает решить проблему, чаще всего это может только ухудшить ситуацию.

    Таким образом, если у вас в офисе не всегда присутствуют работники, которые могут получить корреспонденцию (или место регистрации компании – это домашний адрес или адрес, где вы фактически отсутствуете), есть смысл договориться с почтой (заключить соответствующий договор или написать заявление), чтобы корреспонденцию оставляли в почтовом отделении, – и забирать ее лично, наведываясь туда хотя бы раз в неделю.

    Не стоит отказываться от получения запроса и в том случае, если вам предлагают приехать в налоговую и получить его «лично в руки». Вместе с тем, если вы опасаетесь туда ехать лично (такое тоже бывает) или у вас нет такой возможности (вы находитесь в другом месте, стране, заболели и т.д.), получение запроса (письма) можно поручить вашему представителю (юристу, адвокату), выдав ему для этого соответствующую доверенность.

    Да, вы можете отказаться от получения запроса «на руки» и предложить налоговикам направить его на ваш адрес по почте, но я бы не советовал так поступать.

    Во-вторых, каким бы простым и «не страшным» не казался вам запрос налоговиков, никогда не недооценивайте риски.

    Не полагайтесь только на себя, а обратитесь лучше за консультацией к соответствующему специалисту по налоговому праву (адвокату, юристу, налоговому консультанту). Вы ведь вполне можете пропустить или не учесть какой-то нюанс – это в дальнейшем может повлечь за собой крайне негативные последствия.

    И не тяните с обращением к специалисту до последнего дня. Большинство из достаточно квалифицированных специалистов вряд ли смогут уделить вам внимание в день обращения (их рабочее время может быть расписано на несколько дней вперед), да и подготовка грамотного ответа на ваш запрос тоже требует времени.

    В-третьих, следите за сроками предоставления ответа.

    На сегодня налоговым кодексом предусмотрено два срока для предоставления ответов на запросы контролирующих органов:
    – для запросов о проведении налоговых сверок – 10 рабочих дней;
    – для любых других запросов – 15 рабочих дней, следующих за днем ​​получения запроса.

    Поэтому, расписываясь на почте за получение письма, всегда указывайте дату, когда вы его получили. А получив письмо, обязательно продублируйте эту дату на конверте или потом сделайте соответствующую отметку в самом запросе, чтобы ничего не забыть и не перепутать.

    Помните, что несвоевременный ответ на запрос контролирующего органа может привести к вполне обоснованной проверке вашего предприятия или вас, если вы – предприниматель.

    Вместе с тем давать ответ на запрос в первые дни после получения тоже не стоит, но и до самого последнего дня тоже не тяните. 🙂 Я обычно рекомендую давать ответ на 12-13 рабочий день после его получения (если речь идет об обычном запросе о предоставлении объяснений и копий документов).

    Четвертое (и самое главное): ответ на запрос нужно предоставлять всегда!

    Даже если этот запрос безосновательный, противоправный или не соответствует требованиям Налогового кодекса.

    Да, согласно положениям п. 73.3 ст. 73 НКУ, на такой запрос можно не отвечать:

    «У разі якщо запит складено з порушенням вимог, визначених абзацами першим – п’ятим цього пункту, платник податків звільняється від обов’язку надавати відповідь на такий запит».

    Вместе с тем отсутствие ответа на запрос является «железобетонным» основанием для назначения внеплановой проверки такого плательщика.

    Таким образом, если запрос не соответствует требованиям НКУ (а это на самом деле 99% всех запросов, направляемых налоговыми органами), вам нужно дать на него ответ, в котором указать это несоответствие – и написать, что вы не отказываетесь давать ответ, но недостатки запроса мешают вам это сделать. 🙂 🙂 🙂

    К сожалению, иногда бывает и так, когда, руководствуясь какими-то своими мотивами, плательщик (руководитель предприятия), несмотря на несоответствие запросу требованиям НКУ, принимает решение «предоставить все, что просят».

    Я не советую так делать, но, если такое решение уже принято, тогда придерживайтесь следующих правил.

    Правило первое.
    Пояснение пишите как можно подробнее.

    Не просто «получен товар согласно накладной», «оплачено согласно платежному поручению», нет. Описывайте весь процесс:
    – заключение договора и кто его подписал (от поставщика и покупателя);
    – документы, подтверждающие получение товара (услуг);
    – документы, подтверждающие полномочия на получение товара (доверенности);
    – документы, подтверждающие перемещение товара (ТТН, путевые листы, договоры с перевозчиком, акты выполненных работ и документы, подтверждающие оплату услуг перевозчика);
    – кто проводил погрузки и разгрузки (и какие документы это подтверждают);
    – документы по складскому учету товара и дальнейшей отгрузке покупателям или передаче сырья в собственное производство;
    – движение между цехами в процессе производства и оприходования готовой продукции;
    – регистры бухгалтерского учета, в которых отражены все эти операции, и тому подобное.

    Учитывайте, что, скорее всего, даже, несмотря на ваши пояснения, налоговая все равно насчитает вам налоги и штрафы, но в этом случае такие подробные объяснения станут дополнительным аргументом в суде.

    Правило второе.
    Тщательно проверьте все документы, копии которых вы предоставляете.

    Все реквизиты документов должны быть заполнены – и заполнены правильно. Информация и данные, указанные в различных документах, должны согласовываться между собой.

    Приведу лишь несколько типичных примеров последнего:
    1) если доверенность выписана на Петрова П. П., в расходной накладной (и ТТН) обязательно должно быть указано, что товар отпущен ООО «Альфа» через Петрова П. П.;
    2) если поставщик находится в Днепре, а его склад (производство) – в Новомосковске, то либо в ТТН как пункт погрузки должен стоять Днепр, либо в договоре должно быть указано, что отгрузка происходит из Новомосковска – и тогда в ТТН должен быть указан именно этот адрес;
    3) если вы – покупатель, а договор предусматривает, что транспортировка товара осуществляется за ваш счет, кроме ТТН, у вас должен быть или путевой лист (если перевозка проводилась вашим транспортом), или договор с перевозчиком (а также акт выполненных работ и документ об оплате услуг перевозчика), или как вариант – документы, подтверждающие пересылку товара через почтовую или курьерскую службу и дальнейшую транспортировку от места выдачи груза к месту нахождения вашей фирмы;
    4) единственное лицо, имеющее право получать товар без доверенности, – это руководитель вашего предприятия (если только в ЕГР не внесена информация и о других подписантах), поэтому, если товар получает другое лицо, вы обязаны выписать доверенность, а предоставляя ответ на запрос налоговой, приложить к нему копию книги регистрации доверенностей;
    5) если вы получаете товар в другом населенном пункте, у вас должен быть приказ о командировке (даже если этот населенный пункт расположен в 10 километрах от вас) и авансовый отчет (да, их копии тоже желательно предоставить);
    6) учтите, что одно и то же лицо не может в один и тот же день получить товар в Мариуполе и в Ужгороде (это физически невозможно)…

    Имейте в виду, что налоговики обязательно используют против вас любые несогласованности или ошибки в документах.

    Правило третье.
    Предоставляя копии документов, предоставляйте их все!

    Все – это абсолютно все по цепочке движения товара: получение, транспортировка, оприходование по складу, документы складского учета, передача в производство или использование для собственных нужд, движение сырья в процессе производства, оприходование готового товара и тому подобное. А также обязательно приложите копии всех сопутствующих документов, создаваемых во время этих процессов: доверенности, журналы, приказы, авансовые отчеты, технологические карты и пр.

    • Как получить справку ОК-7 в электронном виде на портале ПФУ
    • РРО для всех ФЛ-П – как этого избежать
    • Ставка единого налога и ЕСВ для предпринимателей в 2021 году
    • Когда, кому и зачем нужен корпоративный договор
    • Как заполнить заявление о регистрации предпринимателем (форма 1)

    Как считать перенос сроков сдачи отчетности

    Письмо ФНС от 21 апреля 2020 г. N СД-4-3/6655@ «О продлении сроков представления налоговых деклараций (расчетов)». Федеральная налоговая…


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *