Льготы И Соц Выплаты Ликвидаторам Аварии На Чаэс 1989 Года В 2020году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы И Соц Выплаты Ликвидаторам Аварии На Чаэс 1989 Года В 2020году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Права и льготы граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также вследствие других ядерных аварий, испытаний и военных учений, гарантируются в Украине Законом «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» 1991 года № 796-XII. Данный закон о чернобыльцах является действующим и на сегодняшний день.

Помимо указанного закона, правительством Украины принят целый ряд постановлений, которыми регулируются отдельные вопросы по предоставлению льгот чернобыльцам и их семьям в 2020 году. О них пойдет речь ниже в этой статье.

Прежде чем подробнее рассмотреть, какие именно льготы предусмотрены для чернобыльцев, и в том числе рассказать о повышении чернобыльских выплат на питание, напомним, какие категории граждан подпадают под этот статус.

Какие предоставляют льготы чернобыльцам

Лицами, имеющими статус чернобыльца, считаются:

  1. непосредственные участники ликвидации аварии на ЧАЭС;
  2. потерпевшие от Чернобыльской катастрофы – граждане, в том числе дети, которые пострадали от радиоактивного излучения;
  3. граждане — непосредственные ликвидаторы других ядерных аварий и их последствий (ядерных испытаний, военных учений);
  4. граждане, пострадавшие от радиоактивного излучения вследствие других аварий, нарушения правил хранения и захоронения радиоактивных веществ, если это случилось не по их вине.

Далее вышеуказанные лица распределяются на 4 категории в зависимости от уровня причиненного им вреда, что устанавливается документально и даёт право на соответствующий перечень льгот:

1 категория: инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевших от ЧАЭС, больные лучевой болезнью.

2 категория: участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения: с момента аварии

  • до 1.07.86 – вне зависимости от количества дней
  • С 1.07.86 по 31.12.86 – не менее 5 календарных дней
  • В 1897 – не менее 14 календарных дней, а также потерпевшие от ЧАЭС;
  • Лица, эвакуированные в 1986 г. из зоны отчуждения (в том числи дети, которые были зачаты на тот момент — после достижения ими совершеннолетия);
  • Лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного отчуждения с момента аварии и до принятия постановления об отселении (16.12.1992).

3 категория: участники ликвидации аварии на ЧАЭС, которые работали в зоне отчуждения:

  • с 1.07.86 по 31.12.86 – от 1 до 5 календарных дней;
  • в 1987 – от 1 до 14 календарных дней;
  • в 1988 – 1990 г. – не менее 30 календарных дней;

К этой же категории относятся лица:

  • работавшие на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или строительстве – не менее 14 календарных дней,
  • потерпевшие от аварии на ЧАЭС, которые постоянно проживали (постоянно проживают, работают или учатся состоянием на сегодняшний день) в зоне безусловного или гарантированного добровольного отселения на день аварии,
  • состоянием на 01.01.93 г. прожили в зоне безусловного отчуждения не менее 2 лет (на территории гарантированного добровольного отселения – не менее 3 лет) и отселенные или добровольно переселившиеся.

4 категория: лица, которые постоянно проживают/работают/учатся в зоне усиленного радиоэкологического контроля, при условии что в этой зоне они прожили, отработали, отучились состоянием на 01.01.93 не менее 4 лет.

Кроме вышеперечисленных лиц, льготы имеют также лица, которые работали с момента аварии до 01.07.86 г. – не менее календарных 14 дней или не менее 3 месяцев в течение 86-87 годов вне зоны отчуждения на работах с особенно вредными для здоровья условиями по радиационному фактору, связанными с ликвидацией последствий на ЧАЭС.

Больным лучевой болезнью, а также пострадавшим вследствие других ядерных аварий и испытаний, категории присваиваются в отдельном порядке, установленном Постановлением Кабинета Министров Украины от 02.12.1992 г. № 674.

Теперь мы остановимся на самых распространенных вопросах, касающихся льгот чернобыльцев, в том числе льгот вдовам чернобыльцев и детям чернобыльцев в Украине.

Чернобыльцы 1 категории имеют право на обеспечение продуктами питания с обязательным прикреплением к магазинам по месту проживания. Компенсируется 50% стоимости продуктов питания, исходя из установленных государством норм.

Чернобыльцы 2 категории имеют право на компенсацию 25% стоимости продуктов питания.

Точные размеры компенсации по чернобыльским выплатам на питание на 2020 год можно посмотреть в Приказе Министерства социальной политики Украины от 25.01.2017 № 111.

Изменения в льготах в 2020 году ликвидаторам чернобыльской АЭС

Если смерть чернобыльца 1 категории связана с аварией на ЧАЭС, за женой (мужем) такого чернобыльца остаются льготы в виде:

  1. преимущественного права сохранения рабочего места при увольнении сотрудников в связи с сокращением, получение 3-кратной среднемесячной заработной платы, а также на трудоустройство;
  2. выплаты помощи по временной нетрудоспособности в размере 100% средней зарплаты вне зависимости от страхового стажа;
  3. 50% скидки по оплате коммунальных услуг;
  4. внеочередного помещения в учреждения социальной защиты.

В мае 2017 году были внесены изменения в закон о чернобыльцах относительно льгот вдовам (вдовцам) чернобыльцев в Украине после смерти последних.

Так, Законом от 13.04.2017 г. № 2015-VIII было установлено, что пенсии мужьям и женам чернобыльцев из числа участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС 1 категории, будет выплачиваться пенсия по потере кормильца, вне зависимости от того является ли смерть следствием Чернобыльской катастрофы.

  1. Закон Украины о чернобыльцах определяет, кто и к какой категории пострадавших относится, а также устанавливает основной перечень льгот чернобыльцам и условия их получения.
  2. В данной статье мы рассмотрели льготы чернобыльцам 1 категории, а также коснулись последних изменений в порядке предоставления льгот вдовам чернобыльцев, которые будут действовать с 1 января следующего года.

Вопрос определения статуса лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, регулирует Закон от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» (далее – Закон № 796) и постановление КМУ от 11.07.18 г. № 551 «Об утверждении порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, и другим категориям граждан» (далее – Постановление № 551).

Участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (категория 1, 2, 3) считаются граждане, которые непосредственно принимали участие в устранении Чернобыльской аварии, ее последствий, в том числе в проведении эвакуации людей и имущества из этой зоны, а также временно направленные в командировку в зону отчуждения, включая военнослужащих: лица офицерского состава, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнообязанные, призванные на военные сборы, военнослужащие-женщины, а также сержанты (старшины), солдаты (матросы), которые находятся (находились) на действительной срочной службе в вооруженных силах, руководящий и оперативный состав органов Комитета государственной безопасности, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, а также других воинских формирований, работники государственных, общественных, других предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, а также те, кто работал в 1986 году на пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве;

Пострадавшими от Чернобыльской катастрофы (категория 1, 2, 3) считаются лица, которые подверглись влиянию радиационного облучения в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая детей.

Основанием для определения статуса являются:

  • для участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – справка о периоде работы (службы) в зоне отчуждения, которая выдается предприятиями, учреждениями и организациями (военкоматами);
  • пострадавших от Чернобыльской катастрофы – справка о периоде проживания, работы на этих территориях, выданная органом местного самоуправления.

Категория

Определение статуса

Категория 1

Лицо с инвалидностью из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавших от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, больные в результате Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью

Категория 2

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения:

– с момента аварии до 01.07.86 г. – независимо от количества рабочих дней;

– с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – не менее 5 календарных дней (далее – к. д.);

– в 1987 году – не менее 14 к. д., а также пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

– эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения (в том числе лица, которые на момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, после достижения ими совершеннолетия);

– лица, которые постоянно проживали в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия постановления об отселении

Категория 3

Участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали:

– в зоне отчуждения с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. – от 1 до 5 к. д.;

– в зоне отчуждения в 1987 году – от 1 до 14 к. д.;

– в зоне отчуждения в 1988–1990 годах – не менее 30 к. д.;

– на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не менее 14 к. д. в 1986 году

Категория 4

Лица, которые постоянно проживают или постоянно работают либо постоянно учатся на территории зоны усиленного радиоэкологического контроля, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали либо постоянно учились в этой зоне не менее четырех лет

Льготы для «чернобыльцев» подразделяются на: медицинские; трудовые; жилищно-коммунальные; транспортные; образовательные; налоговые; социальные услуги и сфера обслуживания.

Полный перечень льгот опубликован на сайте Минсоцполитики, а мы рассмотрим подробнее трудовые льготы (см. табл. 2).

«Чернобыльские» выплаты: основания и компенсация

Чернобыльская катастрофа коснулась судеб миллионов людей. Во многих регионах, на огромных территориях возникли новые социальные и экономические условия. Украина объявлена зоной экологического бедствия.

Потому создание системы надежной защиты людей от последствий Чернобыльской катастрофы нуждается в привлечении значительных финансовых, материальных и научных ресурсов.

Законом также предусмотрена льгота, связанная со снижением пенсионного возраста. Правом досрочного выхода на пенсию пользуются участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, которые работали в зоне отчуждения с момента аварии до 1 июля 1986 г. – независимо от количества рабочих дней, а в период с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. – не менее 5 календарных дней.

Важно! Эти лица выходят на пенсию на десять лет раньше остальных.

Тем, кто работал в зоне отчуждения не меньше 14 дней на протяжении 1987 г., пенсионный возраст снижается на 8 лет. На 5 лет сокращен пенсионный возраст для тех, кто работал на ЧАЭС с 1 июля 1986 по 31 декабря 1986 г. меньше 5 дней, и не меньше 30 дней – в 1988 г., а также тех, кто трудился на действующих пунктах санитарной обработки населения и дезактивации техники или их строительстве не меньше 14 календарных дней в 1986 г.

Участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, которые отработали на подземных работах, на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда по Списку №1 (мужчины – 10 лет и более, женщины – 7 лет и более), возраст выхода на пенсию снижается дополнительно на 3 года сверх предусмотренного Законом о чернобыльцах.

Пострадавшие от Чернобыльской катастрафы Уменьшение ПВ
эвакуированные из 10-км зоны отчуждения в 1986 г. 10 лет
эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. 8 лет
лица, которые постоянно проживали или постоянно проживают или постоянно работали или постоянно работают:
  • в зоне безусловного (обязательного) отселения при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет
4 года и плюс 1 год за каждый год проживания, работы, но не более 9 лет
  • в зоне гарантированного добровольного отселения при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 3 лет
3 года и плюс 1 год за 2 года проживания, работы, но не более 6 лет
  • в зоне усиленного радиологического контроля при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 года прожили или отработали в этой зоне не менее 4 лет
2 года и плюс 1 год за 3 года проживания, работы, но не более 5 лет
лица, которые работали с момента аварии до 1 июля 1986 г. не менее 14 календарных дней или не менее трех месяцев в течение 1986 – 1987 гг. за пределами зоны отчуждения на работах с особо вредными условиями труда (по радиационным факторам), связанными с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, которые выполнялись по правительственным заданиям 2 года

Что касается пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы, то эти граждане также имеют пенсионные льготы:

  • лица, эвакуированные из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., получают снижение пенсионного возраста на 10 лет;
  • эвакуированные из других территорий зоны отчуждения в 1986 г. – на 8 лет;
  • лица, постоянно проживающие или работающие в зоне безусловного (обязательного) отселения, при условии, что они по состоянию на 1 января 1993 г. прожили или отработали в этой зоне не менее 2 лет – на 4 года и дополнительно на 1 год за каждый год проживания, работы, но не более, чем на 9 лет.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить:

  • документ, удостоверяющий личность – паспорт для взрослого гражданина и свидетельство о рождении для детей;
  • документ, подтверждающий право на получение этого статуса (справка из ЖЭКа о проживании на территории с радиоактивным загрязнением, запись в военном билете о прохождении воинской службы и т.д.);
  • если заявителем является родственник, может понадобиться подтверждение родственных связей либо факта нахождения на иждивении у гражданина, относящегося к категории чернобыльца.

Для оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт участия в работах по ликвидации.

Для оформления удостоверения перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом дополнительно понадобятся:

  • заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии;
  • удостоверение о праве на меры социальной поддержки;
  • справка государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов);

В случае обращения членов семьи, потерявших кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или кормильца, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, ставшего инвалидом, дополнительно предоставляются:

  • свидетельство о смерти;
  • свидетельство о рождении детей;
  • свидетельство о браке.

Для оформления удостоверения эвакуированного, переселенного, выехавшего добровольно из зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС дополнительно понадобятся документы, подтверждающие факт проживания или прохождения военной службы в зонах радиоактивного загрязнения (предоставляются по желанию заявителя).

Получите совет юриста за 15 минут!

Законом № 796 установлены гарантированные государством компенсационные выплаты, доплаты, различные виды пособий и льготы, касающиеся всех пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы граждан в соответствии с определенными категориями.

Статьей 14 этого Закона для установления льгот и компенсаций четко определены основные категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, среди которых выделены участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (граждане, непосредственно участвовавшие в выполнении работ по ликвидации аварии и ее последствий, в зависимости от срока и периода работы в зоне отчуждения) и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (граждане, подвергшиеся воздействию радиоактивного излучения вследствие Чернобыльской катастрофы). Кроме того, ст. 27 Закона № 796 определены категории несовершеннолетних граждан, относящихся к пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

Для граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, Законом № 796 предусмотрены следующие льготы:

  • ежемесячная выплата денежной компенсации стоимости продуктов питания для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, коммунальными услугами и телефоном (категорий 1 и 2);
  • бесплатное обеспечение инвалидов автотранспортом;
  • обеспечение санаторно-курортным лечением всех категорий пострадавших, включая детей;
  • выплата пособия в размере трехкратной среднемесячной заработной платы при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата (для граждан категорий 1 и 2 и для участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 3);
  • дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для 1 и 2 категорий, родителей детей-инвалидов);
  • поступление вне конкурса в учебные заведения и выплата повышенной стипендии;
  • бесплатный или льготный проезд один раз в год в любой пункт Украины и обратно (возмещение 100 и 50% стоимости проезда для граждан категорий 1 и 2 соответственно);
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта для граждан, отнесенных к категориям 1 и 2 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • снижение пенсионного возраста на 5 — 10 лет и льготы при назначении пенсий;
  • выплата ежемесячной денежной помощи гражданам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • доплата за работу гражданам, работающим на территориях радиоактивного загрязнения;
  • предоставление дополнительного отпуска (увеличение продолжительности основного ежегодного отпуска) гражданам, работающим (находящимся в командировках) на территории радиоактивного загрязнения);
  • выплата единовременной компенсации участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ставших инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, при установлении инвалидности, связанной с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата единовременной компенсации семьям, потерявшим кормильца из участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которого связана с последствиями Чернобыльской катастрофы, а также родителям умерших участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, смерть которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы;
  • выплата ежегодной помощи на оздоровление гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы категории 1, участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категорий 2 и 3, эвакуированным из зоны отчуждения в 1986 г., детям-инвалидам, инвалидность которых связана с последствиями Чернобыльской катастрофы.

Для пострадавших от Чернобыльской катастрофы детей до достижения ими 18 лет предусмотрены следующие основные компенсации и льготы, предоставляемые согласно Закону № 796:

  • ежегодное бесплатное обеспечение пострадавших детей по месту работы одного из родителей путевками на оздоровление сроком до двух месяцев;
  • бесплатное нахождение детей в дошкольных учреждениях;
  • ежемесячная выплата на каждого ребенка дошкольного и школьного возраста;
  • бесплатное питание учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, студентов колледжей и техникумов (училищ), расположенных на территории радиоактивного загрязнения.

Для детей, которым установлена инвалидность, связанная с Чернобыльской катастрофой, кроме вышеуказанных дополнительно предоставляются следующие льготы:

  • поступление вне конкурса в государственные высшие учебные заведения, профессионально-технические учебные заведения и на курсы для профессионального обучения;
  • бесплатное пользование всеми видами городского и пригородного транспорта;
  • 50-процентная скидка на плату за пользование жильем, телефоном и коммунальными услугами и т. п.

Пенсии в 2020 чернобыльцам в украине

Если на предприятии работают чернобыльцы, то работодатель должен учитывать ряд льгот, предусмотренных для этой категории лиц. Такой работник должен иметь соответствующие документы, подтверждающие его статус и предоставляющие право пользования льготами, установленными Законом № 796. К таким документам относятся удостоверения «Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС», «Потерпілий від Чорнобильської катастрофи», выданные в соответствии с Порядком № 51.

Работник-чернобылец имеет право использовать очередной ежегодный отпуск в удобное для него время, а также получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней в год (для категорий 1 и 2 пострадавших, для одного из родителей ребенка-инвалида, пострадавшего вследствие Чернобыльской катастрофы).

Дополнительный отпуск чернобыльцам предоставляется в календарном году, то есть принятый на работу работник, относящийся к категориям 1 и 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право получить дополнительный отпуск с сохранением заработной платы сроком 16 календарных дней даже в первый месяц работы. Указанный дополнительный отпуск не отнесен Законом об отпусках к ежегодным дополнительным отпускам, а определен как льгота и компенсация за вред, причиненный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы. Этот отпуск не продлевается на период праздничных дней и в случае временной нетрудоспособности не делится на части, не переносится на следующий год, а также за него не выплачивается денежная компенсация.

Отпуск по беременности и родам продолжительностью 90 календарных дней до родов и 90 календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщинам полностью независимо от количества дней, фактически использованных до родов, с оплатой в размере полного заработка независимо от страхового стажа и места работы (для категорий 1 — 4 чернобыльцев).

Чернобыльцам, отнесенным к категориям 1 — 3, предоставлено право преимущественного оставления на работе при увольнении работников. Кроме того, им предоставлено не только право преимущественного оставления на работе в случае увольнений на основаниях, указанных в п. 1 ст. 40 КЗоТ, но и право преимущественного трудоустройства, то есть работу таким категориям работников следует предлагать в первую очередь исходя из их опыта трудовой деятельности и в пределах их квалификации.

Работники-чернобыльцы категорий 1 — 3 из участников ликвидации последствий аварии имеют право на пособие в размере трех среднемесячных заработных плат в случае увольнения в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, сокращения численности или штата работников, кроме выходного пособия, предусмотренного ст. 44 КЗоТ.

Для категорий 1 — 4 чернобыльцев предусмотренополучение пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% средней заработной платы (дохода) независимо от страхового стажа одному из родителей ребенка в возрасте до 14 лет, пострадавшего от Чернобыльской катастрофы.

Пострадавшие категорий 1, 2 имеют право на получение налоговой социальной льготы в размере 150% общей суммы льготы.

Имеют ли право на налоговую социальную льготу лица, отнесенные к категориям 1 и 2 пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы? Если да, то в каком размере и какие документы нужно представить работодателю?


В соответствии с пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, отнесенный законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта. Указанным подпунктом установлено, что плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере 100% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года.

При этом ст. 1 раздела XIX «Заключительные положения» Налогового кодекса предусмотрено, что до 31.12.2014 г. для целей применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется в размере 50% прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года (в 2013 г. — 573,50 грн.).

Вместе с тем в пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи определено, что налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не выше суммы, равной размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженному на 1,4 и округленному до ближайших 10 грн. (в 2013 г. — 1610 грн.).

Таким образом, при условии соблюдения требований ст. 169 Налогового кодекса лица, отнесенные к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, имеют право на налоговую социальную льготу в размере 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 указанной статьи (в 2013 г.860,25 грн.).

Согласно пп. 169.2.2 п. 169.2 этой статьи плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном выборе места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).

Кроме того, п. 5 Порядка № 1227 установлено, что для применения льготы на основании, предусмотренном в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, кроме заявления о применении льготы лица, отнесенные законом к категории 1 или 2 лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют копию удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:

  • гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
  • участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации;
  • гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
  • гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.

Лица, награжденные Грамотой Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют ее копию.

При этом следует обратить внимание на то, что согласно п. 3 Порядка № 1227 периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренной, в частности, в пп. «в» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.

Облагается ли налогом на доходы физических лиц выплата пособия пострадавшему вследствие аварии на ЧАЭС категории 1 (пособие выплачивается согласно ст. 20 Закона № 796), предоставленного при увольнении в связи с сокращением штата? Как рассчитать такое пособие?


Порядок осуществления плательщиком налога трудовой деятельности и порядок начисления, выплаты ему вознаграждения вследствие осуществления такой деятельности регулируются КЗоТ, Законом об оплате труда и другими законодательными и нормативными актами, в том числе Инструкцией № 5.

При увольнении работников ст. 44 этого Кодекса предусмотрена выплата выходного пособия. При этом выходное пособие выплачивается работникам при их увольнении на основаниях, предусмотренных этим Кодексом, а также коллективными договорами (соглашениями).

Законом № 796 установлено, что при увольнении работников в связи с ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятия, учреждения, организации, сокращением численности или штата работников им, в частности, выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной заработной платы.

Исчисление среднемесячной заработной платы для начисления сумм выходного пособия при увольнении осуществляется в соответствии с Порядком № 100, п. 2 которого предусматривает, что исчисление среднемесячной заработной платы для расчета выходного пособия при увольнении осуществляется исходя из выплат за последние два календарных месяца работы, предшествующих месяцу, в котором состоялось увольнение.

При этом работникам, проработавшим на предприятии, в учреждении, организации меньше двух календарных месяцев, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за фактически отработанное время. Если в течение последних двух календарных месяцев работник не работал, среднемесячная заработная плата исчисляется исходя из выплат за предыдущие два месяца работы.

В соответствии с п. 8 Порядка № 100 начисление выплат, которые исчисляются из среднемесячной заработной платы за последние два месяца работы, осуществляется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, которые должны быть оплачены по среднему заработку. Среднедневная заработная плата определяется делением заработной платы за фактически отработанные в течение двух месяцев рабочие дни на количество отработанных рабочих дней за этот период.

Среднемесячное количество рабочих дней рассчитывается делением на 2 суммарного количества рабочих дней за последние два календарных месяца согласно графику работы предприятия, учреждения, организации, установленному с соблюдением требований законодательства.

Согласно пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса заработная плата для целей раздела IV этого Кодекса — это основная и дополнительная заработные платы, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.

Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, определенный ст. 165 Налогового кодекса, в которой, в частности, отсутствует отдельная норма об освобождении от налогообложения выходного пособия, выплачиваемого работникам при их увольнении.

Таким образом, выходное пособие в связи с увольнением работника, в том числе выплачиваемое в соответствии с Законом № 796, для целей Налогового кодекса считается доходом, получаемым в виде заработной платы, налогообложение которого осуществляется на общих основаниях с применением ставки 15 и/или 17% (в зависимости от полученных доходов в отчетном месяце).

Мужчина в 1986 г. был эвакуирован из г. Припяти. В 1988 г. работал в зоне отчуждения почти два месяца. Имеет ли он право на досрочный выход на пенсию?


Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, работавшим в зоне отчуждения в 1988 г. не меньше 30 календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Пенсионный возраст по желанию лица может быть снижен только на одном основании, предусмотренном этой статьей, если не обусловлено другое. То есть пенсионный возраст мужчины будет снижен на десять лет как лицу, эвакуированному из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г. Право на пенсию по возрасту он приобретет по достижении 50-летнего возраста.

В 1986 г. мужчина эвакуирован из г. Чернобыля. В каком возрасте он будет иметь право на пенсию?


Статьей 55 Закона № 796 определено, что лицам, эвакуированным из 10-километровой зоны отчуждения в 1986 г., пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, на десять лет. Лицам, эвакуированным из других территорий зоны отчуждения в 1986 г., — на восемь лет.

Распоряжением начальника Гражданской обороны Киевской области от 02.05.86 г. № 09 определена 10-километровая зона отчуждения, из которой провели эвакуацию населения в период с 27.04.86 г. по 03.05.86 г., и постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦРПС от 07.05.86 г. № 524-156 определена 30-километровая зона, из которой провели эвакуацию населения начиная с 02.05.86 г. и заканчивая 28.08.86 г., г. Чернобыль — 30-километровая зона.

Таким образом, право на пенсию по возрасту мужчина приобретет по достижении 52-летнего возраста (608).

В Украине хотят повысить пенсии ликвидаторам аварии на ЧАЭС

К работам по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы мужчина привлекался трижды: в сентябре 1986 г.два дня работы в зоне отчуждения, в мае 1987 г.пять дней и в сентябре 1989 г.15 дней. В каком возрасте ему будет назначена пенсия по возрасту?


В соответствии со ст. 55 Закона № 796 участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, работавшим в зоне отчуждения в 1986 г. с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней и с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. — не меньше пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на десять лет. Лицам, которые в период с 01.07.86 г. до 31.12.86 г. работали в зоне отчуждения от одного до пяти календарных дней, пенсионный возраст снижается на пять лет.

Участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работавшим в 1987 г. в зоне отчуждения не меньше 14 календарных дней, пенсии предоставляются со снижением пенсионного возраста на восемь лет, а участникам ликвидации, работавшим в 1987 г. от 10 до 14 календарных дней, — на пять лет.

Работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в течение одного месяца в 1989 г. и в течение пяти дней в 1987 г. не дает права на снижение пенсионного возраста, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

То есть за работу в зоне отчуждения в течение двух дней в сентябре 1986 г. пенсионный возраст снижается на пять лет, следовательно, право на назначение пенсии по возрасту мужчина приобретет по достижении 55-летнего возраста (605).

Для лиц с инвалидностью I группы:

  • с 1 января – 2948,4 грн;
  • с 1 июля – 3081,6 грн;
  • с 1 декабря – 3184,2 грн.

Для лиц с инвалидностью II и группы:

  • с 1 января – 2620,8 грн;
  • с 1 июля – 2739,2 грн;
  • с 1 декабря – 2830,4 грн.

В соответствии с Постановлением № 1210 пенсия инвалидности и в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы начисляется по формуле:

П = Зс * Кзс * Кв/100%, где

П — размер пенсии;

Зс — средняя заработная плата в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, из которой оплачены страховые взносы, за 2006 год;

Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы;

Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).

Среднемесячный коэффициент заработной платы, в свою очередь, рассчитывается таким образом:

Кзс = Ск/К, где

Ск — сумма коэффициентов заработной платы (Кз1 + Кз2 + Кзn), за каждый месяц работы в зоне отчуждения в 1986-1990 годах;

К — количество месяцев.

Коэффициент заработной платы равен: Кз = Зв/Зсм, где Зв — сумма заработной платы за месяц Зсм — показатель среднемесячной заработной платы работников и служащих в отраслях экономики за соответствующий месяц (утверждены Постановлением КМУ от 20.11.2003 года № 1783).

По желанию лиц, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, других ядерных аварий и испытаний, военных учениях с применением ядерного оружия во время прохождения действительной срочной службы и вследствие этого ставших лицами с инвалидностью, пенсия по инвалидности исчисляется исходя из пятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года, по формуле:

П = Зс*Кзс*Кв/100%,

где П — размер пенсии;

Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, которая определяется как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы;

Кзс — среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии;

Кв — размер возмещения фактических убытков (в процентах).

Среднемесячный коэффициент заработной платы, который учитывается при исчислении пенсии (Кзс), определяется по формуле:

Кзс= (Зп(мин)*5)/Зс1,

где Зп (мин) — размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года;

Зс1 — средняя заработная плата (доход) в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине, с которой уплачены страховые взносы за год, предшествующий соответствующему году.

Размер возмещения фактических убытков (Кв) определяется как процент потери трудоспособности, определенный органами медико-социальной экспертизы.

В случае изменения размера минимальной заработной платы производится перерасчет указанных пенсий исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января соответствующего года.

Ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» выплачивается в следующих размерах:

1) лицам, принадлежащим к категории 1:

из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС:

лицам с инвалидностью I группы — 474,5 гривны;

лицам с инвалидностью II группы — 379,6 гривны;

лицам с инвалидностью III группы — 284,7 гривны;

для других лиц с инвалидностью, в отношении которых установлена ​​причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой:

лицам с инвалидностью I группы — 341,64 гривны;

лицам с инвалидностью II группы — 227,76 гривны;

лицам с инвалидностью III группы — 170,82 гривны;

2) лицам, относящимся к категориям 2-4:

лицам, принадлежащим к категории 2 — 170,82 гривны;

лицам, принадлежащим к категории 3 — 113,88 гривны;

лицам, принадлежащим к категории 4 — 56,94 гривны;

3) детям с инвалидностью, а также больным вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью — 170,82 гривны.

Ежемесячная компенсация семьям за потерю кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы назначается на каждого нетрудоспособного члена семьи, который был на его иждивении, в размере 113,88 гривны.

Повышение пенсий нетрудоспособным пенсионерам, которые проживают на территориях радиоактивного загрязнения составляет:

  • тем, кто проживает в зоне безусловного (обязательного) отселения — 13,2 грн.;
  • тем, кто проживает в зоне гарантированного добровольного отселения — 10% грн.;
  • тем, кто проживает в зоне усиленного радио экологического контроля — 5,2 грн.

Вопрос: Мой муж ликвидатор аварии на ЧАЭС 2 категории. Сейчас он ожидает назначения инвалидности. Будут ли после назначения инвалидности какие-то изменения в пенсионном обеспечении?

Ответ: Лица, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и которые отнесены ко 2 категории, имеют право на уменьшение пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в зависимости от года, в котором проводились работы в зоне отчуждения и периода проживания в зоне безусловного (обязательного) отселения (статья 55 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» (далее — Закон)).

Инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, относительно которых установлена ​​причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, относятся к 1 категории.

В соответствии со ст. 54 Закона, пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, могут назначаться по желанию гражданина из заработка, полученного за работу в зоне отчуждения в 1986-1990 годах, в размере возмещения фактического ущерба, который определяется в соответствии с законодательством.

Условия, порядок назначения и минимальные размеры пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, определяются актами Кабинета Министров Украины по соответствующим вопросам.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» определен механизм исчисления пенсий, в частности, по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и установлены минимальные размеры пенсий по инвалидности.

Основанием для исчисления пенсии по инвалидности в соответствии с частью 1 статьи 54 Закона является справка о заработной плате, выданной предприятием, учреждением, организацией или их правопреемником. Указанная справка выдается на основании первичных документов: лицевых счетов, платежных ведомостей и других документов, содержащих сведения о начисленной заработной плате, месте работы (населенный пункт, № зоны, кратность или объект), период работы в зоне отчуждения, конкретные дни работы или их общее количество, продолжительность рабочего дня. Копии первичных документов прилагаются к справке о заработной плате. Первичными являются те документы, которые составлены в период работы в зоне отчуждения.

В минимальном размере пенсия такой категории лиц назначается если нет указанной выше справки о заработной плате.

Учитывая указанное, органы Пенсионного фонда Украины определяют размеры пенсий в соответствии с указанными нормативно-правовыми актами и с учетом других требований, предусмотренных действующим законодательством.

При этом, если инвалидность не связана с Чернобыльской катастрофой, то устанавливается надбавка на уход при соблюдении условий, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Украины от 16.07.2008 № 654 «О повышении уровня пенсионного обеспечения граждан».

Пенсии чернобыльцам: перерасчет чернобыльских пенсий в Украине

  • Пенсия по инвалидности: условия, размеры, сроки

  • Пенсии в связи с потерей кормильца

  • Государственная социальная помощь детям-инвалидам и инвалидам с детства: размеры, условия и порядок выплаты

  • Гарантии и льготы для инвалидов

  • Что такое индексация пенсий, и каким образом ее должны проводить?

  • Как оформить пенсию переселенцам из зоны АТО?

  • Условия выхода на льготную пенсию

  • Негосударственное пенсионное страхование

  • Пенсии военным в Украине. Пенсия военнослужащих и участников боевых действий

  • Пенсионная реформа в Украине

  • Пенсионный стаж

  • Перерасчет пенсии в Украине

  • Подтверждение трудового стажа для назначения пенсии

  • Временная помощь пенсионерам, не имеющим необходимого стажа для выплаты пенсии

Причинами, предоставляющих основное влияние на размер пенсии при оформлении – это в основном причины получения травмы (причины инвалидности):

  1. Общее заболевания.
  2. Врожденная травма.
  3. Трудовое увечье.
  4. Профессиональная болезнь.

Важно! В течение 2020 года, вслед за увеличением пенсионных выплат детям-чернобыльцам, участникам устранения аварии будут пересмотрены в сторону пенсии участникам ликвидации ядерных взрывов, испытания оружия и т.д.

Все бумаги, которые формируют, чтобы предоставить инспектору социальной защиты населения регламентированы разработанным порядком назначения и индексации госвыплат.

Для этого предусмотрен единый для всех список документов для всех групп инвалидности:

  1. Выписки о зарплате и общем стаже работы.
  2. Отчет МСЭК и отдельная выписка.
  3. Фото (пример, как для «пенсионного»).
  4. Код ИНН.
  5. Паспорт оригинал и копии.

Также важным документом будет собственноручно написанное заявление на предоставление пенсии по инвалидности, которую пенсионерам-чернобыльцам помогут написать в службе.

Возможно, военнослужащим «срочникам» понадобится предоставить инспекторам копии выписки из военного комиссариата (адрес снятия с воинского учета), а также свидетельство о ВВК при комиссариате.

Если же травма была получена после того, как гражданин был уволен со службы, понадобится пройти комиссию МСЭК и получить соответствующее заключение о «полученное проблему», а также справку военкомата, в которой будут вписаны дата призыва и увольнения.

Важно! Согласно последним изменениям и реформированием в стране, оформить пенсию военнослужащим и госслужащим возможно с использованием специальной системы «Е-пенсии». Это сделано, чтобы сократить временные и человеческие ресурсы, снизить количество документов, упросить саму процедуру назначения и перерасчета.

Независимо от назначенной комиссией группы инвалидности, в Украине в 2020 году сумма минимальной пенсии составит от 1638 гривен до 1769 гривен. Все суммы рассчитываются в процентном соотношении исходя из заработной платы или ПМ в соответствие с нормами действующего законодательства.

Для неработающих инвалидов 1,2 групп государство предлагает расчет пенсий по возрасту при наличии страхового стажа.

Лицам, которые намерены оформить пенсию и все возможности, предлагаемые государством, нелишним будет знать, какие льготы у инвалидов-чернобыльцев, кроме того, определенная пенсия ликвидаторам аварии на ЧАЭС?

В Украине есть несколько видов основных льгот:

  • налоговые
  • медицинские
  • жилищно-коммунальные
  • образовательные
  • транспортные
  • трудовые

Денежное покрытие льгот и дотаций от государства проводится и государственного или местного бюджета города, области. Все льготы являются легальными и установлены ЗУ.

Льготы Ликвидаторам На Чаэс Украина 2020

Извините. Данных пока нет.

  • Права и льготы граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, а также вследствие других ядерных аварий, испытаний и военных учений, гарантируются в Украине Законом «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы» 1991 года № 796-XII. Данный закон о чернобыльцах является действующим и на сегодняшний день.

    • отселения — от 1 года;
    • с правом на отселение — от 3 лет;
    • с льготным социально-экономическим статусом — от 4 лет.

    Важно! Это было сделано в целях профилактики недобросовестного поведения граждан, которые прописываются на таких территориях непосредственно перед появлением на свет детей, а после назначения выплат покидают эту местность.

    На 3,4 процента кабмин планирует увеличить социальное пособие на погребение, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, государственные пособия людям, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Например, мамам, которые не работали до рождения ребенка. В этом случае они получают пособия по беременности, родам и уходу за ребенком не из фонда соцстраха, а из бюджета. Это касается и людей, которые были уволены в связи с ликвидацией предприятия.

    К данной категории относятся как люди, что проживали на территории возникновения аварии, так и те, кто помогал в ликвидации ее последствий. Следует понимать, что много людей, среди которых военные, медики, сотрудники МЧС, также пострадали в результате ликвидации аварии на ЧАЭС. В первую очередь на здоровье таких людей отразилось воздействие радиации. Вполне обосновано право таких людей получать определенную денежную помощь от государства.

    Вердикт Конституционного Суда стал известен 17 июля 2020 года. В нем сказано, что суд признал незаконным урезание льгот чернобыльцам, которое произошло в конце 2014 года. По решению Суда положения о сокращении льгот теряют силу, поскольку льготы, компенсации и гарантии являются особой формой возмещения ущерба. А отмена или ограничение этих льгот, компенсаций и гарантий без равноценной замены будет свидетельствовать об отступлении страны от ее конституционного долга.

    – Фoрмулa пeрeрaсчeтa пeнсии oстaeтся бeз измeнeний. Кaждoму пeнсиoнeру мы в свoe врeмя рaзoслaли письмa, гдe укaзaн иx индивидуaльный кoэффициeнт зaрaбoтнoй плaты, примeняeмый для исчислeния пeнсии. При прeдыдущeм мaссoвoм пeрeрaсчeтe пeнсий с 1 oктября 2020 гoдa, этoт кoэффициeнт умнoжaли нa срeднюю зaрaбoтную плaту для рaсчeтa пeнсии пo Укрaинe 3764,40 грн.

    Размер денежной компенсации за льготное обеспечение продуктами питания Минсоцполитики определило на уровне 2015 года. Однако, в связи с подорожанием продуктов, размеры выплат за 2020 год оказались в 2,6 раз меньше, нежели размеры, рассчитанные согласно законодательству, а в 2020 году – в 2,9 раз меньше. Соответственно эти выплаты не могут обеспечить Нормы питания пострадавших граждан в результате Чернобыльской катастрофы.

    В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

    Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

    Пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС и других техногенных катастроф имеют право на несколько видов выплат:

    • ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также получение набора социальных услуг;
    • пенсия по инвалидности (если пострадавший имеет инвалидность);
    • социальная или страховая пенсия.

    Ежемесячная денежная выплата назначается Пенсионным фондом РФ, ее размер индексируется каждый год и неизменный для всех субъектов РФ. Данные о суммах ЕДВ и категориях получателей – в таблице.

    Категории Сумма, рублей
    — инвалиды из-за аварии на ЧАЭС;
    — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС;
    — дети-инвалиды, вследствие аварии на ЧАЭС;
    — инвалиды из-за профзаболеваний. связанных с лучевым воздействием;
    — ставшие инвалидами из-за аварии на ПО «Маяк»;
    — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1957-1958 годах
    2 590,24
    — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ЧАЭС;
    — ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС в 1988-90 годах;
    — эвакуированные в 1986 году из зоны отчуждения;
    — дети, страдающие болезнями из-за аварии на ЧАЭС;
    — получившие профзаболевания из-за лучевого воздействия;
    — получившие суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв (бэр)
    — получившие лучевую болезнь из-за аварии на ПО «Маяк»;
    — направленные на ликвидацию последствий аварии на ПО «Маяк» в 1959-1961 годах;
    — эвакуированные и выехавшие из зоны загрязнения (ПО «Маяк» и р. Теча)
    2 073,51
    — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, проживающие в зоне заражения;
    — дети 1 и 2 поколений, страдающие заболеваниями из-за воздействия радиации на родителей
    1 295,13
    — дети до 18 лет, проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом 778,41
    — получившие суммарную эффективную дозу облучения от 5 до 25 сЗв (бэр);
    — дети до 18 лет, дети 1 и 2 поколений, эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв
    649,23
    — проживающие или работающие в зонах проживания с правом на отселение; с льготным социально-экономическим статусом; в зоне отселения;
    — проживающие в населенных пунктах, где доза облучения свыше 1 мЗв (0,1 бэр)
    518,37

    Согласно законодательству, все получатели ЕДВ имеют право на получение набора социальных услуг (НСУ), в которых входят:

    • обеспечение лекарствами согласно рецепту врача и в пределах стандартов медицинской помощи;
    • оплата санаторно-курортного лечения согласно назначениям врача;
    • бесплатный проезд к месту санаторно-курортного лечения.

    НСУ можно получить как в натуральной форме, так и в денежной. Изначально условия получения социальных услуг для «чернобыльцев» отличаются от других категорий – утвержденные суммы ЕДВ уже учитывают получение набора в денежной форме.

    Если же льготник желает получать бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к нему, он подает соответствующее заявление, но в таком случае стоимость набора социальных услуг вычитается из суммы ЕДВ (в 2018 году сумма равна 1075,19 рублей).

    Отдельные категории льготников вправе улучшить жилищные условия за счет жилищной субсидии от федерального бюджета. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 вставшие на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, которые были подвержены радиационному воздействию из-за аварий на ЧАЭС и ПО «Маяк», имеют право на обеспечение жильем.

    Условия выделения жилищной субсидии не отличаются от других аналогичных категорий: субсидия выделяется, исходя из норматива площади на каждого льготника и средней цены квадратного метра жилой площади в каждом конкретном регионе.

    Кроме рассмотренных денежных выплат, жилищных субсидий и коммунальных льгот, пострадавшие от аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк» имеют и другие преференции:

    • при сокращении персонала работодателем – преимущество по сравнению с другими работниками (вне зависимости от стажа работы);
    • при переводе на другую работу (менее оплачиваемую) по состоянию здоровья – доплата до прежнего уровня заработной платы;
    • возможность использовать основной отпуск в любое удобное время, дополнительный оплачиваемый отпуск на срок до 14 дней;
    • пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100% заработной платы;
    • внеочередное обслуживание в социально-бытовых учреждениях, внеочередной прием в кооперативы, внеочередное право на покупку дачи;
    • обеспечение земельным участком для постройки жилья вне очереди (для тех, кто имеет на это право);
    • внеочередное оказание медицинских услуг, возможность обслуживаться в тех медучреждениях, к которым был прикреплен льготник до выхода на пенсию;
    • обеспечение детей местами в детских садах, школах, санаториях вне очереди, оплата их питания;
    • при отселении из зараженных территорий – внеочередное право трудоустроиться на новом месте;
    • право преимущественного приема в дома престарелых и ветеранские пансионаты.

    Дополнительно каждый регион России может устанавливать свои дополнительные льготы и компенсации, например, бесплатный проезд в общественном транспорте. Чтобы уточнить перечень льгот, следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

    Для того, чтобы воспользоваться полагающимися льготами и выплатами, нужно, прежде всего, получить соответствующее удостоверение:

    • удостоверение единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • удостоверение гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

    В апреле 2018 года в Госдуму партией «Справедливая Россия» были внесены законопроекты, касающиеся повышения социальных стандартов для участников ликвидации аварии на ЧАЭС. В частности, предложено назначать льготы и компенсации расходов на ЖКХ для проживающих в любом жилье, а не только в государственном, муниципальном или приватизированном жилом фонде. Это направлено, прежде всего, на тех, кто приобрел за последние годы жилье в собственность. Также предложено установить памятную дату (день участников ликвидации) на 30 ноября каждого года.

    В мае 2018 года был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Согласно закону, меры социальной поддержки, предусмотренные для детей, предоставляются детям вне зависимости от места рождения.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 г. № 74 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году» были проиндексированы выплаты пострадавшим от радиационных аварий. На 2018 год установлен коэффициент индексации, равный 1,025.

    Льготы и компенсационные выплаты чернобыльцам

    • В 1986 — 1987 годах ликвидировали последствия чернобыльской катастрофы в границах зоны отчуждения, те, кто занимался в тот период времени эвакуацией населения, сельскохозяйственных животных или материальных ценностей и прочими работами на Чернобыльской АЭС, включая тех, кто был временно туда направлен либо командирован.
    • Военнослужащие и военнообязанные, призванные на сборы или привлеченные в тот период времени к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в границах зоны отчуждения, в том числе инженерно-технический и летно-подъемный состав авиации, независимо вида выполняемых работ и места их дислокации.
    • Рядовой и начальствующий состав ОВД, служивший в 1986 — 1987 годы в зоне отчуждения.
    • Граждане, в том числе военнообязанные и военнослужащие, призванные на военные сборы и принимавшие 1988-1990 годах участие в работах по объекту «Укрытие».
    • Младший, средний медицинский персонал, врачи и прочие работники лечебных учреждений, получившие при оказании медицинской помощи в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. дозы облучения сверх допустимой нормы, кроме тех лиц, которые в силу своей профессиональной деятельности и профиля работали с любыми источниками излучений в условиях радиации.
    • Граждане, принимавшие участие в 1957-1958 годах в ликвидации последствий аварии, произошедшей на ПО «Маяк», а также те, кто в 1949 — 1956 годах осуществлял защитные мероприятия и реабилитировал радиоактивно загрязненные территории вдоль р. Теча.
    1. Статьей 15 упомянутого Закона таким гражданам гарантируется в случае перевода их согласно медицинским показаниям на работу, оплата которой ниже предыдущей, доплата в размере соответствующем заработку на предыдущей работе.
    2. Также в полном объеме размера средней заработной платы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
    3. Средний заработок берется в том размере, который учитывается при начислении страхового взноса на обязательное соцстрахование на случай наступления временной нетрудоспособности, а также в Фонд соцстрахования в связи с материнством, независимо от того, какую продолжительность имеет страховой стаж. Даже в том случае, если выдается направление для получения врачебной консультации в другом населенном пункте.
    4. Кроме того, если на работе планируется сократить численность штата сотрудников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС имеет преимущественное право на то, чтобы его оставили на работе, причем совершенно независимо от его трудового стажа, опыта работы в данном учреждении, на предприятии или организации. Ликвидатор ЧАЭС имеет право в числе первых быть трудоустроенным в случае реорганизации или полной ликвидации организации, учреждения или предприятия.
    5. На льготных условиях участников Чернобыльской АЭС обслуживают в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до того момента, как вышли на пенсию.
    6. Дети участников ликвидации аварии имеют право без очереди быть принятыми в детские сады, на отдых и лечение в санатории и летние детские лагеря. К тому же детям участников для компенсации питания в санатории или лагере, куда они приняты, каждый месяц выделяется по 90 рублей.
    7. Участник ликвидации чернобыльской аварии имеет право без конкурса поступить на обучение в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Обучение производится из определенного бюджета бюджетной системы РФ, для чего установлен соответствующий порядок, а также при необходимости может быть предоставлено место в общежитии.
    8. Участники имеют преимущество перед остальными желающими вступить в гаражно-строительный и садоводческий кооператив.
    9. Если у ликвидаторов аварии на ЧАЭС есть необходимость в том, чтобы улучшить каким-то образом свои жилищные условия, они могут встать на учет, как это предусмотрено жилищным законодательством.
    10. Ежегодный отпуск, который оплачивается в соответствии с законом, ликвидаторы аварии могут взять не по графику, составляемому на предприятии, а тогда, когда им будет удобнее.

    Законом предусмотрено 5 категорий граждан, которые могут претендовать на льготы по инвалидности:

    • инвалиды 1 группы А;
    • инвалиды 1 группы Б;
    • инвалиды 2 группы;
    • инвалиды 3 группы;
    • дети-инвалиды.

    С марта 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым инвалидам первой группы больше не нужно проходить ежегодную комиссию МСЭ. Статус присваивается пожизненно. То же касается и детей инвалидов.

    Для остальных категорий граждан потребуется регулярное подтверждение того, что их состояние здоровья не улучшилось.

    Льготы полагаются сразу же после присвоения статуса инвалида. Чтобы его получить, необходимо выполнить следующие действия:

    • проконсультироваться с терапевтом районной поликлиники;
    • получить назначение на прохождение комиссии МСЭ;
    • предоставить комиссии копии паспорта, трудовой книжки, амбулаторной карты, заявление, характеристику с места работы или учебы, акт Н1, если инвалидность произошла вследствие производственной травмы;
    • получить справку об инвалидности.

    На практике не редко бывают случаи, когда МСЭ признает человека инвалидом третьей группы вместо назначения второй. В случае несогласия с решением, его можно обжаловать в течение 1 месяца.

    Со справкой и паспортом следует обратится в управление социальной защиты. После обработки данных ОСМД, ЖЭКам и поставщикам коммунальных услуг поступит информация о том, что лицо имеет льготу и начисления коммунальных должны происходить с ее учетом.

    Согласно действующему законодательству к участникам боевых действий относятся военнослужащие, которые проходили срочную или контрактную службу в горячих точках и фактически принимали участие в вооруженных столкновениях.

    Те же правила относятся и к участникам АТО. Для получения льгот обязательным условием является нахождение на линии фронта. Штабным работникам и прочим военнослужащим, которые не принимали фактического участия в конфликте льготы не положены.

    Факт подтверждается выпиской из части, в которой служило лицо. В документе указываются годы службы, звание и характеристика.

    Поскольку в 2014 году произошел конфликт, перевернувший историю современной Украины, появилось понятие «участник АТО». Фактически оно тождественно закрепленному в законодательстве термину УБД. Отличие в том, что расширен перечень лиц, которые могут претендовать на льготы.

    К ним относятся:

    • военнослужащие регулярной армии;
    • служащие национальной гвардии;
    • участники добровольческих батальонов;
    • сотрудники СБУ и МВД.

    Для этого необходимо подтвердить, что лицо находилось в АТО более 30 дней или принимало непосредственное участие в бою.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *