Суды рассматривающие дела о несостоятельности и банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Суды рассматривающие дела о несостоятельности и банкротстве». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Дела о банкротстве обычно рассматриваются по месту нахождения. Суд рассматривает заявление только при наличии двух главных признаков несостоятельности:

  • должник имеет непогашенную задолженность не менее 500 тысяч рублей для физических лиц и 300 тысяч рублей для юридических лиц;
  • более трех месяцев не осуществляются выплаты по обязательствам.

Подать заявление о признании должника банкротом имеет право сам должник, его кредиторы или иные уполномоченные органы. Процедура регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ. В этом законодательном документе также указаны случаи, когда требуется обязательная подача заявления.

Независимо от того, кто участвует в процессе рассмотрения делопроизводства, данные дела рассматриваются исключительно в арбитражном суде. Важным условием является следование правилам арбитражного процессуального кодекса и статьям Федерального закона о банкротстве.

Рассмотрение дел о банкротстве

При подаче заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в документе следует указать:

  • наименование арбитражного суда;
  • данные и адрес заявителя (в том числе номер СНИЛС и ИНН);
  • размер задолженности;
  • сумма требований контрагентов;
  • обоснованность того, что должник (гражданина или компания) не может удовлетворить требования кредиторов;
  • наличие или отсутствие счетов в банках;
  • наличие или отсутствие имущества;
  • прилагаемые документы, которые подтвердят факт невозможности погашения долгов.

Следующие процессуальные работы судья осуществляет единолично:

  • принимает заявление о признании банкротом согласно части 1 статьи 42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • рассматривает заявления с запросами о введении процедуры наблюдения;
  • выполняет подготовительные процедуры перед разбирательством;
  • рассматривает ходатайства, заявления и жалобы участников процесса согласно статье 60 Федерального закона № 127-ФЗ.

Рассмотрением дел о несостоятельности также занимается и коллегиальный состав судей в том случае, если по закону возникает необходимость в данной процедуре.

В соответствии со ст. 35 Закона № 127-ФЗ в арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют следующие представители:

  • сотрудников должника;
  • собственников имущества должника;
  • участников (учредителей) компании-должника;
  • собрания кредиторов или комитета кредиторов;
  • уполномоченные органы;
  • иные лица.

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

Обратиться с требованием в арбитражный суд о признании юрлица или гражданина несостоятельным может, как сам должник, так и его ссудодатели, сотрудники, заинтересованные организации. Уполномоченная инстанция на протяжении 5 дней после поступления заявления примет решение о целесообразности процесса.

Иск должника должен включать следующие пункты:

  • информацию о высшей инстанции;
  • размер требований (в неоспоримом размере);
  • сумму возможных задолженностей;
  • доказательство неплатежеспособности;
  • сведения о предоставленных заявлениях;
  • информацию об имуществе должника;
  • счета с данными всех ссудодателей.

Компания-должник или физлицо направляет копии заявления уполномоченным органам, конкурсным лицам и другим заинтересованным сторонам, участникам процесса. Заявление кредитора – физического лица или сотрудника заверяется направившим требование лицом. Иск кредитора – компании удостоверяется уполномоченным гражданином (на основании доверенности) или главой предприятия.

Информация Арбитражный суд , рассматривает предоставленные сведения и принимает решение о возможности начала судопроизводства, проверяет наличие 2-х обязательных требований – предприятие не выплачивает долги от 3-х месяцев и более, общая сумма задолженности не меньше 300 000 рублей (для физлица 500 тыс. руб.).

Иск от кредиторе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном органе;
  • юридические данные организации или адрес и инициалы физического лица (предпринимателя);
  • сумму требований;
  • обязательства перед ссудодателем и их доказательства;
  • информацию относительно нового руководителя.

Сотрудники организации-должника и заинтересованные стороны имеют право объединиться и направить один иск. Если суд установит признаки несостоятельности и исключит недостоверность банкротства, тогда будет принято решение о производстве. Арбитраж выносит определение о начале первой стадии – надзора, назначает нового руководителя.

Основная цель данного этапа – сохранить имущество предприятия-должника (физлица) для возможности выполнения предъявленных требований. На первой стадии осуществляется анализ финансово-экономического состояния субъекта.

Заключение о неплатежеспособности принято делить на виды по срокам их опротестования. Решение-акт об отказе в производстве и о прекращении разбирательства обжалуются по стандартным правилам ПК (на апелляцию – месяц, кассацию – 2 месяца).

По общим нормам опротестовываются определения, относительно:

  • закрытия дела;
  • отказа о принятии заявления;
  • начала стороннего контроля;
  • финансовой санации.

Постановление относительно мирного соглашения опротестовывается в определенном порядке: срок кассации – месяц. Если жалоба передана по почте, момент ее подачи устанавливается на основании потовой квитанции или штемпеля.

Обжаловать решение арбитражного суда о несостоятельности можно до внесения сведений в единый государственный реестр. Арбитражный управляющий представляет информацию об окончании процедуры банкротства в срок 30-60 дней с момента получения постановления от арбитража. В реестр сведения заносятся на протяжении 5 дней с даты их поступления от управляющего.

Процедура признания организаций и физических лиц неплатежеспособными субъектами требует значительных материальных, временных затрат. Избавиться от всех долгов банкротство не поможет. Существуют и юридические последствия признания субъекта финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособным должником. Поэтому не следует забывать обо всех нюансах процедуры и уточнить их у юриста перед подачей соответствующего заявления.

Это правило касается и такой не самой приятной процедуры, как банкротство. И неважно, о ком идет речь — о разорившейся компании или рядовом физлице, обремененном неподъемными долгами. В подсудность Арбитражного суда входят и дела о банкротстве ИП.

Подведомственность и подсудность дел о банкротстве регулируется Федеральным законом №127 РФ, а точнее его 33 статьей. Ни суды общей юрисдикции, ни третейский суд не владеют полномочиями для подтверждения финансовой несостоятельности субъекта.

В судебной практике случаются случаи банкротства гражданина, состоящего в законном браке. Если такой процесс доходит до стадии реализации имущества, то вся совместно нажитая за годы после заключения брака собственность подлежит продаже, а супруг или супруга банкрота получают половину вырученной суммы. В такой ситуации семейная пара часто требует от Арбитражного суда раздела активов до продажи, как при разводе. Но по закону, если разделить имущество после того, как стартовало банкротство, подсудность не будет соблюдена. Грубо говоря, каждый судебный орган занимается только своим делом в четко определенных рамках.

Не менее строг ФЗ и в территориальной подведомственности судов. Заявление об установлении статуса банкрота заемщика может рассматривать только суд, к которому относится место регистрации юридического лица, ИП или адрес прописки гражданина. В таком деле, как банкротство физических лиц и организаций, подсудность не может быть изменена несмотря на любые аргументы и требования сторон.

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

В подавляющем большинстве случаев заявление в суд о признании банкротом исходит от должника. Но бывают истории, когда физическое лицо как обладающее статусом ИП, так и без него, за определенный период несколько раз сменило место регистрации, одновременно сумев оформить несколько новых займов. Если в такой ситуации судебный процесс инициируют кредиторы, то подсудность дел о банкротстве гражданина относится к инстанции, в которой зафиксировано первое обращение. В других Арбитражных судах в принятии иска будет отказано, так как дело одного должника не может входить в компетенцию сразу нескольких судебных органов.

Если о реальном местоположении заемщика на момент возбуждения дела о несостоятельности заявителю неизвестно, то иск может быть заявлен в суд по месту нахождения материальных активов ответчика. В отдельных случаях уместна подача иска по месту жительства задолжавшей особы на территории России, которое известно истцу, как последнее. Если никакие попытки по розыску должника не увенчаются успехом, в его деятельности и на расчетных счетах будет полная тишина, то по правилам подсудности дел о банкротстве граждан и юридических лиц, через определенный период времени судом к нему будет применена упрощенная процедура банкротства по признакам отсутствующего лица.

Если ответчик на момент начала дела постоянно проживает на территории другого государства, то предъявить к нему претензии возможно в суде по месту нахождения известного кредиторам имущества либо по месту исполнения контракта, по которому предъявляются претензии.

Как гласит статья 223 АПК Российской Федерации, иски о несостоятельности в судебном органе первой очереди в отношении физических лиц, ИП и компаний рассматриваются одним судьей. Рассмотрение дела судебной коллегией может быть применено в следующих ситуациях.

  1. Повторное производство, с четко указанными аргументами в пользу коллегиального рассмотрения.
  2. Особо сложные процессы об объявлении субъекта банкротом с большим количеством кредиторов, уступками прав требований и т. д. Поводом для собрания судейской коллегии является заявление судьи, в компетенцию которого изначально входило рассмотрение иска.

На участие в процессе банкротства имеют право следующие субъекты:

  • должник (юр лицо, индивидуальный предприниматель, гражданин);
  • юридические лица, имеющие документально подтвержденные материальные претензии;
  • физические лица, подтверждающие свои требования соответствующими документами;
  • уполномоченные органы, представляющие государственные требования;
  • организации местного самоуправления;
  • временный управляющий.

На протяжении всего суда за соблюдением интересов истца и ответчика следит арбитражный управляющий, который утверждается судьей на этапе наблюдения. В компетенцию временного специалиста входит как анализ текущего положения ответчика и правомерности его действий в трехлетний период, так и меры, направленные на спасение субъекта от полного краха. Если выровнять ситуацию не удается, назначенный управляющей распродает активы ответчика и погашает его денежные обязательства.

На каждой стадии судебного производства любая из сторон-участников процесса может обжаловать действия временного управляющего или даже отстранить его от обязанностей. В такой ситуации подтвердить отвод специалиста должен Арбитражный суд, он же обязан назначить нового управляющего. Также судья имеет право своим решением освободить от выполнения обязанностей управляющего на любой стадии процесса.

Четкое разделение подсудности в истории с банкротством физических лиц и предприятий — один из инструментов государственного регулирования экономических отношений. А установленные законом правила позволяют максимально соблюсти интересы всех сторон дела.

В случае отсутствия признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) не всегда влечет обязательную ликвидацию должника. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника — юридического лица, могут применяться и иные процедуры как: наблюдение, внешнее управление, мировое соглашение. Последнее слово в выборе конкретной процедуры, применяемой к должнику, всегда остается за арбитражным судом.

При разбирательстве дела о банкротстве арбитражным судом вводится процедура наблюдения в отношении предприятия-должника.

Смысл установления данной дополнительной процедуры состоит в том, что на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не до конца ясно, является ли он фактически несостоятельным (то есть в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме). Поэтому введение наблюдения и ограничение полномочий руководителя должника позволят определить состояние его платежеспособности, сохранить его имущество и, кроме этого, является разумным компромиссом между соблюдением интересов предприятия-должника и кредиторов.

Наблюдение — одна из процедур банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния.

Наблюдение должно быть завершено с учетом сроков рассмотрения дела о банкротстве (семь месяцев).

Однако арбитражный суд не назначает наблюдение в отношении:

  • ликвидируемого юридического лица; отсутствующего должника;
  • организаций, осуществлявших незаконную деятельность по привлечению денежных средств, а также граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

С момента введения процедуры наблюдения законом устанавливается особый порядок предъявления имущественных требований к должнику, в частности, кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения своих требований в индивидуальном порядке. Предъявление требований производится в течение месяца со дня вынесения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, путем направления временному управляющему документов, подтверждающих наличие задолженности. Рассмотрев указанные требования, временным управляющим составляется реестр кредиторов и им направляются уведомления о результатах. Должником в недельный срок могут быть представлены в арбитражный суд возражения по выставленным кредитором требованиям. В противном случае данные требования будут признаны установленными в размере, составе и очередности удовлетворения так, как они представлены внешним управляющим.

В случае, если в производстве суда находится дело, связанное с взысканием с должника денежных средств и иного имущества, кредитор вправе заявить ходатайство о приостановлении производства по данному делу. Если же кредитор не заявит ходатайства, то судом по делу будет вынесено соответствующее решение, и в рамках процесса банкротства требования кредитора будут рассматриваться как установленные.

Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Это положение действует до вынесения арбитражным судом решения. В случае, если будет вынесено решение об отказе в признании должника банкротом, то исполнение исполнительных документов восстанавливается с момента вынесения такого решения.

Запрещается удовлетворение требований участника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников. Поскольку участники юридического лица не признаются Законом о несостоятельности (банкротстве) кредиторами, удовлетворение их требований производится после удовлетворения требований кредиторов из оставшегося имущества.

Помимо перечисленных ограничений существуют также ограничения на ведение должником хозяйственной деятельности. Так, органы управления (Общее собрание, Совет директоров или Наблюдательный совет, Генеральный директор или Правление) исключительно с согласия временного управляющего могут совершать следующие сделки, связанные: с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника

Органы управления, в чью компетенцию входит принятие решения по вышеизложенным вопросам, не вправе принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, о создании юридических лиц, о выплате дивидендов и т.д.

Однако ведение хозяйственной деятельности должником все же возможно в установленных законодательством рамках. В случае введения наблюдения руководитель должника не отстраняется, а продолжает осуществлять свои полномочия с учетом установленных ограничений. В тоже время арбитражный суд вправе отстранить руководителя, если он не приминает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества или чинит препятствия вре��енному управляющему при исполнении его обязанностей. В этих случаях исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.

Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Целью данной процедуры является распределение средств, полученных за счет реализации имущества должника (конкурсной массы), между кредиторами в установленной действующим законодательством очередности. Другая цель конкурсного производства — охрана имущественных интересов участников и предупреждение возможности совершения ими неправомерных действий в отношении друг друга.

Открытие конкурсного производства в отношении юридического лица — банкрота означает, что:

  • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей считается наступившим;
  • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности;
  • сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;
  • снимаются ранее наложенные аресты имущества должника, введение новых арестов и иных ограничений по распоряжению имуществом не допускается;
  • совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника, допускается с ограничениями, предусмотренными гл. 6 Закона о несостоятельности (банкротстве);
  • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.

Начальным моментом открытия конкурсного производства является принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Данное решение может быть вынесено только при условии установления признаков банкротства, предусмотренных Законом.

Срок проведения конкурсного производства определен законодателем и не должен превышать одного года. Однако в случае необходимости он может быть дополнительно продлен на шесть месяцев.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства подлежит немедленному исполнению, если иное не установлено в самом решении.

С момента открытия конкурсного производства правовое положение должника — юридического лица претерпевает серьезные изменения.

Так, органы управления юридического лица отстраняются от выполнения функций по управлению и распоряжению имуществом организации. Функции управления имуществом переходят к конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Конкурсный управляющий является одной из ключевых фигур, действующих с момента назначения до завершения конкурсного производства. Конкурсным управляющим может быть назначен гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя и обладающий необходимыми знаниями. Конкурсный управляющий должен иметь лицензию, выданную государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Конкурсный управляющий наделен широким спектром прав, установленных законодательством. Для их реализации органы управления должника в течение трех дней после назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности.

При осуществлении своих прав и обязанностей конкурсный управляющий должен действовать разумно и добросовестно, с учетом интересов должника и его кредиторов. Для пресечения возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего контроль за его деятельностью возложен на собрание или комитет кредиторов.

Как уже было сказано выше, к конкурсному управляющему переходят все права по распоряжению имуществом должника. С целью формирования из имущества должника конкурсной массы, конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку имущества должника, принимает меры к обеспечению их сохранности, предъявляет к дебиторам должника требования о взыскании дебиторской задолженности, заявляет возражения на требования кредиторов должника и отказ от исполнения договоров, если исполнение их повлечет убытки для должника, и принимает иные меры для защиты имущественных интересов должника. В его обязанности также входит уведомление работников должника о предстоящем увольнении. При реализации возложенных на него обязанностей конкурсный управляющий вправе привлекать оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника.

Однако не все имущество должника может быть включено в конкурсную массу. Так, не подлежат включению в конкурсную массу предметы, изъятые из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, имущество, находящееся во владении или пользовании должника, но не принадлежащее должнику, в том числе арендованное, имущество, находящееся у него на хранении, и так далее. После того как конкурсная масса окончательно сформирована, составляющие ее материальные объекты подлежат реализации с целью последующего удовлетворения требований кредиторов и погашения обязательств должника по обязательным платежам.

Продажа имущества осуществляется в порядке и сроки, определенные конкурсным управляющим и одобренные собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Продажа имущества должника, как правило, производится на открытых торгах.

Необходимо отметить, что в ходе проведения ликвидационных процедур конкурсный управляющий обязан использовать только один основной счет. Другие известные счета подлежат закрытию, а денежные ��редства, находящиеся на них, должны быть переведены на основной счет. На указанный счет зачисляются денежные средства, поступающие в ходе конкурсного производства, и с него осуществляются все выплаты кредиторам и оплачиваются расходы.

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательства, уступку прав требований должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п. — вполне приемлемый способ окончания дела о банкротстве.

Смысл мирового соглашения заключается в быстром окончании дела на взаимоприемлемых для должника и кредитора условиях. Это дает возможность должнику, как правило, продолжать свою предпринимательскую деятельность, направляя получаемую прибыль для погашения долгов. В случае невыполнения должником обязательств, предусмотренных мировым соглашением, кредиторы вправе предъявить ему требования только в объеме, предусмотренном мировым соглашением. В случае возбуждения нового дела о банкротстве права кредиторов будут определяться условиями заключенного ими мирового соглашения.

Действующее законодательство допускает, что вопрос о признании лица банкротом может быть поднят:

  • непосредственно должником;

  • кредитором;

  • представителем налоговой.

Пример бланка, для подачи соответствующего заявления, можно свободно найти в глобальной сети. Рассмотрение судом подобных исков возможно при условии, что сумма задолженности составляет не менее 500000 рублей, а период просрочки превышает 3 месяца. Если должника нет в живых, то заявление о его несостоятельности может быть подано кредиторами, родственниками должника или налоговой.

Первоначальной задачей суда является выяснение реального финансового состояния гражданина и изучение причин его неспособности покрыть имеющиеся задолженности. Также изучается имущество должника, на предмет наличия ценностей, которые можно было бы реализовать в счет уплаты долговых обязательств. Кредиторы обязаны в течение двух месяцев предъявить несостоятельному лицу все имеющиеся претензии. Объявить человека банкротом вправе лишь рассматривающий дело суд.

После изучения ситуации, уполномоченный суд может вынести одно из следующих решений:

  • заключение мирового соглашения между кредиторами и должником;

  • модернизация имеющихся долговых обязательств;

  • реализация имущества на торгах.

При отсутствии каких-либо возможностей для мирного урегулирования ситуации, происходит продажа ценностей и благосостояния должника. Вырученные на торгах средства идут на погашение долга перед кредиторами.

Правовые основы предупреждения несостоятельности и процедуры банкротства

Признанный несостоятельным человек столкнется со следующими ограничениями:

  • запрет на участие в финансовых сделках на протяжении 5 лет;
  • невозможность занимать руководящие должности 3 года после завершения дела.

Также банкрот не может быть повторно признан несостоятельным на протяжении 5 лет после завершения судебных разбирательств.

Каждый человек может получить банковский и небанковский кредит, при условии своей платежеспособности, который оформляется кредитным договором. Неспособность такого физического лица выполнять свои обязательства финансового характера перед заимодавцем в полном объеме дает возможность уполномоченным органам государственной власти признать его банкротом (несостоятельным).

Судом уполномоченным рассматривать вопросы о банкротстве физлиц, назначен арбитражный суд по месту их регистрации. 01.10.2015 вступил в законную силу Федеральный Закон «О банкротстве физических лиц».

Гласит он о следующем, каждый человек, попавший в тяжелую экономическую ситуацию и потерявший возможность возвращать долги, имеет законное право получить официальный статус банкрота. Обсуждение данного закона шло на протяжении 10 лет.

Вначале суд выясняет финансово-материальное состояние должника и его платежеспособность. Наличие у него собственности, которую можно выставить в счет долгов, и получение им каких-либо доходов. Все заимодавцы на протяжении 2 месяцев должны успеть предъявить свои требования несостоятельному лицу. Только суд, который рассматривает дела о банкротстве физ лиц может признавать граждан несостоятельными.

Дела о несостоятельности (банкротстве) субъектов частного права (граждан и организаций) представляют собой разновидность дел особого производства, подведомственных арбитражному суду в силу ст. 4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г., п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ (так называемая «специальная подведомственность), ст. 6 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ223 (ранее и ст. 29 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.).224

В последние годы в науке российского процесса появляется достаточно большое количество работ, специально посвященных вопросам банкротства. Среди таких работ можно отметить как диссертационные исследования,225 так и монографические/учебные издания.226

Понятие несостоятельности (банкротства).Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).227

Нормативная правовая база процедуры рассмотрения дел о банкротстве. Нормативную правовую базу категории банкротства в гражданском законодательстве составляют: ч. 1 ГК РФ 1994 г. (ст. 25, 56, 61–65), Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса».230 При этом основу процессуального порядка рассмотрения дел о банкротстве в арбитражном суде составляет АПК РФ (гл. 28: ст. 223–225)231 и Закон о банкротстве (гл. III: ст. 32–61, в отношении процедур банкротства – гл. IV–VII: ст. 62– 149), а также глава VIII (ст. 150–167) в связи с заключением мирового соглашения.

Так, ст. 223 АПК РФ предусматривает, что дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства.

Подведомственность. Дела о банкротстве юридического лица и гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства, рассматриваются только арбитражным судом (п. 1 ч. 1 ст. 33 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона о банкротстве), а также быть рассмотрено судом общей юрисдикции.

Подведомственность дел в связи с требованием физического лица к арбитражному управляющему. Если в процессе арбитражного разбирательства и назначения арбитражного управляющего последним причинен вред физическому лицу, то требования о возмещении причиненных действиями или бездействием арбитражного управляющего убытков рассматриваются согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ судами общей юрисдикции (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2000 г. по гражданским делам (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2001 г.).235

Подсудность дел о банкротстве. Нормы процессуального законодательства формулируют подсудность дел о банкротстве как исключительную (ч. 4 ст. 38 АПК РФ, ст. 6 Закона о банкротстве). То есть такие дела рассматриваются лишь по месту нахождения должника. Формулировка норм АПК РФ и Закона о банкротстве относительно «должника», но не «ответчика» подтверждают саму специфику дел о банкротстве, которые выделены в особое производство. Здесь нет истца или ответчика в общепринятом смысле, а лишь заявители о банкротстве, должник и другие лица.

Заявление о банкротстве принимается судьей арбитражного суда единолично (см. ст. 42 и посл. Закона о банкротстве), как судьей единолично производится и подготовка дела к разбирательству (ст. 50 Закона о банкротстве). При этом само рассмотрение в дальнейшем уже осуществляется судом только коллегиально (ч. 2 ст. 223 АПК РФ). При этом к рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели (предл. 2 ч. 2 ст. 223 АПК РФ).

Участники арбитражного разбирательства по делам о банкротстве. Согласно ст. 224 АПК РФ, посвященной праву на обращение в арбитражный суд по делам о несостоятельности (банкростве), с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться должник, кредиторы и иные заинтересованные лица в соответствии с федеральным законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). Процессуальное законодательство выделяет две группы участников арбитражного разбирательства по делам о банкротстве: лица, участвующие в деле (ст. 34 Закона о банкротстве, ст. 7 Закона о банкротстве в топливно-энергетическом комплексе, ст. 37 Закона о банкротстве кредитных организаций), и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 35 Закона о банкротстве, ст. 38 Закона о банкротстве кредитных организаций). Подобное деление связано с уже обозначенным выше делением рассмотрения вопроса о признании лица банкротом на две процедуры. Лица, участвующие в деле в соответствии со ст. 34 Закона о банкротстве, принимают участие как в процедуре разбирательства в суде, так и в процедурах в формах наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения. Лица же, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве согласно ст. 35 Закона о банкротстве, участвуют только на стадии процедуры арбитражного разбирательства.

Лица, участвующие в деле

1. Должник. Это гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного Законом о банкротстве. Должниками (и соответственно банкротами) не могут быть признаны казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации (п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве, ст. 115 ГК РФ).

Должниками по делу о банкротстве не могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

До внесения соответствующих изменений в ГК РФ процедура банкротства (см. гл. X Закона о банкротстве) не применима и в отношении гражданина, не являющегося предпринимателем (п. 3 ст. 1 Закона о банкротстве).

1. Представитель работников должника.Это лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедур банкротства (ст. 2 Закона о банкротстве). Представитель работников должника избирается на собрании работников должника, что оформляется протоколом, который затем является составной частью заявления должника о своем банкротстве в соответствии со ст. 38 Закона о банкротстве.245

2. Представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия. См. ст. 2, п. 4 ст. 37 и др. Закона о банкротстве.

3. Иные лицав случаях, предусмотренных АПК РФ и Законом о банкротстве. Среди таких участников, принимающих участие лишь на стадии арбитражного разбирательства, можно отметить представителя и «содействующих осуществлению правосудия лиц» – эксперта, свидетеля, переводчика (ст. 54 и др. АПК РФ, ст. 35 Закона о банкротстве).

Возбуждение дела о банкротстве.Пункт 2 ст. 6 Закона о банкротстве предусматривает, что «если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину – не менее 10 тыс. рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 настоящего Федерального закона». Статья 6 Закона о банкротстве в топливно-энергетическом комплексе, имеющая общее наименование «Подведомственность дел о банкротстве», содержит в ч. 1 положение, согласно которому «заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение 6 месяцев».

При этом Закон о банкротстве предусматривает следующие правила. Согласно п. 1 ст. 224 Закона о банкростве, в случае, если стоимость имущества должника – юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Согласно § 1 гл. 11 (ст. 227–230) Закона о банкротстве соответствующее правило применяется в отношении отсутствующего должника. В отношении кредитных организаций действует правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций на основании заявления уполномоченных на то лиц (ст. 35 Закона о банкротстве кредитных организаций), если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения либо если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (ст. 36 Закона о банкротстве кредитных организаций).

Заявление о признании должника банкротом. Согласно п. 1 ст. 33, 42 Закона о банкротстве производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом (см. также ст. 37 (заявление должника), ст. 39 (заявление конкурсного кредитора), ст. 41 (заявление уполномоченного органа), п. 1 ст. 203 (заявление о признании гражданина банкротом), ст. 215 (заявление о признании гражданина-предпринимателя банкротом), п. 3 ст. 224 (заявление о признании ликвидируемого должника банкротом), п. 1 ст. 227 (заявление о признании отсутствующего должника банкротом)). Круг лиц, имеющих право подачи такого заявления, четко очерчен процессуальным законодательством: это должник, кредиторы, иные заинтересованные лица (ст. 224 АПК РФ). После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельным того же должника; такой кредитор вправе обратиться с заявлением об участии в деле в качестве кредитора.247

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Закона о банкротстве). Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику (абз. 1 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве). Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения, указанного в абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона о банкротстве (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о банкротстве). Частичное исполнение требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа не является основанием для отказа арбитражным судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований составляет не менее чем размер, определяемый в соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 7 Закона о банкротстве).

Все дела о несостоятельности при банкротстве рассматриваются на общих основаниях по одинаковым правилам. Инициатором открытия производства может стать как сам должник, так и любой из его кредиторов, если сумма задолженности превысила 500 000 рублей (для ИП и граждан – 300 000 рублей) с просрочкой больше трех месяцев. Однако бывают исключения, касаемо размера долгов, в зависимости от условий заключенных между сторонами договоров.

Заявление на разбирательство дел о банкротстве принимается только в письменном виде в канцелярию арбитражного суда по месту регистрации или фактического нахождения банкрота. К нему в обязательном порядке должны прилагаться документы, касающиеся конкретной ситуации.

Рассмотрение Арбитражными cудами дел о несостоятельности (банкротстве)

В соответствии с 51-й статьей ФЗ «О несостоятельности» дела о банкротстве арбитражным судом рассматриваются в срок до 7 месяцев от даты подачи искового заявления. В процессе большая часть этого времени уходит на подготовительные работы органа. Если на лицо все признаки несостоятельности, подтвержденные документально, времени затрачивается меньше.

Сроки конкурсного производства увеличены до одного года и по ходатайству участников производства могут быть продлены еще на 6 месяцев.

Арбитраж обязан не позже установленного срока вынести официальное решение, которое после направляется всем участникам процесса.

Закон позволяет оспаривать судебное решение в случаях:

  • признания претензий истца законными при необходимости введения надзора;
  • отсутствия наблюдения, когда исковое заявление не подлежит разбирательству;
  • процесс приостановлен, надзор не назначен;
  • назначен временный руководитель, вводится наблюдение.

Фактически протест можно подать, если дело закрыли, отказали в принятии искового заявления, начали сторонний контроль или финансовую санацию. Обжалование остается возможным в период принятия мер финансового оздоровления, до того, как решение о несостоятельности внесут в реестр.

Заключения о банкротстве стандартно разделяют, учитывая сроки, данные на их опротестование. Например, акт-решение об отказе начала производства обжалуется по общим правилам процессуального кодекса – месяц дается на апелляцию и 2 месяца на кассацию.

Невзирая на порядок рассмотрения дел, для опротестования мирового соглашения дается месяц на кассацию. Он отсчитывается от даты подачи заявления. Если протест был направлен почтой, датой получения считается не указанная в документе, а та, которая стоит на почтовой квитанции, штемпеле.

Арбитражный управляющий обязан проинформировать о том, что производство по делу завершено в срок от 30 до 60 дней после вынесения решения арбитражем. На внесение в реестр дается еще 5 дней после получения уведомления от управляющего, поэтому медлить с обжалованием не стоит. Если в установленные сроки от сторон не поступило протестов, решение автоматически считается ими принятым.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 (ред. от 09.07.2020)

      «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

      «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 12.07.2011 N 210-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

      «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и статьи 17 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части установления особенностей банкротства застройщиков, привлекавших денежные средства участников строительства»

    • Федеральный закон от 28.04.2009 N 73-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020)

      «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    • Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 31.07.2020)

      «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

    • Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 20.07.2020)

      «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Распоряжение Президента РФ от 21.09.2020 N 244-рп

      «О поощрении»

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 14.02.2020 N 43 (ред. от 20.08.2020)

      «Об утверждении плана информатизации Управления делами Президента Российской Федерации на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов» (вместе с «Планом информатизации государственного органа на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов»)

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 20.08.2020 N 266

      «О внесении изменений в план информатизации государственного органа на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденный приказом Управления делами Президента Российской Федерации от 14.02.2020 N 43»

    Все документы >>>

    ^К началу страницы

    В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО, содержащих указание на возможность представлять во всех субъектах Российской Федерации кандидатуры арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий или должников первой группы, формирует федеральный список СРО по Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий и должников первой группы.

    В федеральном списке в отношении каждой СРО отдельно указывается на возможность представления кандидатур арбитражных управляющих для проведения процедур банкротства должников первой группы, стратегических предприятий и организаций или субъектов естественных монополий.

    В соответствии с пунктом 4 Порядка выбора, ФНС России на основании поступивших заявлений СРО формирует региональные списки СРО по субъектам Российской Федерации для подачи в арбитражный суд заявлений о признании банкротами финансовых организаций, должников второй и третьей групп, отсутствующих должников в соответствии с указанными СРО субъектами Российской Федерации, в которых они готовы представлять кандидатуры арбитражных управляющих — своих членов.

    При формировании региональных списков для подачи заявлений уполномоченного органа о признании банкротами отсутствующих должников уполномоченный орган вправе учитывать эффективность реализации процедур банкротства отсутствующих должников, в том числе в части понесенных расходов на проведение соответствующих процедур и результатов завершения соответствующих процедур, и иные критерии для включения СРО в соответствующий региональный список по соответствующему субъекту Российской Федерации.

    СРО включается в соответствующие федеральный и (или) региональные списки с присвоением СРО очередного порядкового (регистрационного) номера в соответствии с датой регистрации заявления СРО в ФНС России.

    Изменения в федеральный и региональные списки вносятся ФНС России с первого числа первого месяца каждого квартала на основании уведомлений СРО, поступивших в ФНС России не позднее первого числа последнего месяца предыдущего квартала.

    Списки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих

    ^К началу страницы

    В соответствии с приказом ФНС России от 13.12.2013 №ММВ-7-8/594@ «Об осуществлении выбора саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа» в целях реализации Порядка выбора органом, уполномоченным представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организации арбитражных управляющих при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 19.07.2007 N 351 выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в отношении должников всех групп и категорий, при подаче заявления уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом), а также в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 11 Порядка голосования органа, уполномоченного представлять в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам при участии в собраниях кредиторов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 03.08.2004 N 219, осуществляется на уровне центрального аппарата ФНС России.

    Выбор саморегулируемых организаций арбитражных управляющих для указания в заявлении уполномоченного органа в арбитражный суд о признании должника несостоятельным (банкротом)

    ^К началу страницы

    СРО исключается по решению уполномоченного органа из соответствующих списков в случае исключения СРО из единого государственного реестра СРО АУ, а также на основании заявления СРО о невозможности предоставления кандидатур арбитражных управляющих — своих членов — в субъекте Российской Федерации и (или) в отношении определенной группы или категории должников.

    ^К началу страницы

    Решение о неучете СРО при выборе СРО для указания в заявлении уполномоченного органа (далее — решение о неучете СРО) принимается ФНС России при наличии оснований, указанных в п.11 Порядка выбора, в соответствии с которым основаниями для принятия уполномоченным органом решения о неучете СРО являются:

    • отстранение арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей;
    • причинение неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего в деле о банкротстве обязанностей имущественного ущерба Российской Федерации как кредитору;
    • привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей арбитражного управляющего в деле о банкротстве или к административной ответственности в форме дисквалификации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
    • однократное непредставление кандидатур арбитражных управляющих для утверждения арбитражным судом по заявлению уполномоченного органа;
    • непредставление арбитражным управляющим, утвержденным в деле о банкротстве, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства для регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в порядке банкротства.

    Решение о неучете СРО принимается уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО.

    Решения о неучете СРО, принятые уполномоченным органом в случае наличия оснований для принятия решения о неучете СРО и отсутствия оснований, исключающих принятие решения о неучете СРО

    ^К началу страницы

    Повышение эффективности процедур банкротства и снижение связанных с ними издержек определены в качестве одной из стратегических целей Федеральной налоговой службы.

    Достижение данной цели невозможно без организации конструктивного диалога с сообществом арбитражных управляющих, которые являются ключевыми участниками в делах о банкротстве.

    Существующие в настоящее время способы взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих, ограничены, в основном, обжалованием действий (бездействия) арбитражных управляющих в арбитражный суд, а также в орган по контролю (надзору) за их деятельностью.

    Вместе с тем, принятая и реализуемая в настоящее время в Российской Федерации концепция саморегулирования предполагает не только проведение последующего контроля, но и предупреждение членами соответствующих саморегулируемых организаций нарушений.

    К числу наиболее распространенных нарушений, совершаемых арбитражными управляющими, относятся нарушения, носящие формальный характер, а также нарушения, последствия которых могут быть устранены арбитражным управляющим во внесудебном порядке.

    В этой связи ФНС России сообщает о начале пилотного проекта, в рамках которого саморегулируемым организациям предлагается присоединиться к новому формату взаимодействия налоговых органов и арбитражных управляющих.

    Данный формат предполагает внедрение внесудебного порядка обжалования налоговыми органами действий (бездействия) арбитражных управляющих в саморегулируемую организацию, членом которой он является.

    Результатом организации диалога должно стать оперативное устранение допущенных арбитражными управляющими нарушений, а также снижение издержек, связанных с участием в арбитражных судах, и, как следствие повышение эффективности процедур банкротства.

    Особое производство в арбитражном процессе

    Особенности разбирательств:

    • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
    • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему – 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные – ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
    • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона – в зависимости от статуса заявителя.
    • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
    • Заявление кредиторов – их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
    • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
    • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель – кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
    • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
    • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
    • Наблюдение – начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
    • Срок рассмотрения дела – 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
    • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

    Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

    1. Подача заявления и его рассмотрение – начало судебного разбирательства.
    2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство – для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества – для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
    3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
    4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
    5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса – введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

    Само судебное разбирательство – это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства – вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса – это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

    Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

    Статья 28. Порядок рассмотрения дел о банкротстве
    1. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
    2. Особенности рассмотрения дел о банкротстве, установленные настоящей главой, применяются, если иное не предусмотрено другими главами настоящего Федерального закона.

    Статья 29. Подведомственность и подсудность дел о банкротстве
    1. Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматривает арбитражный суд по месту нахождения должника — юридического лица и по месту жительства гражданина.
    2. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее пятисот, а к должнику-гражданину не менее ста минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение трех месяцев, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
    3. Дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение третейского суда.

    Статья 30. Лица, участвующие в деле о банкротстве
    Лицами, участвующими в деле о банкротстве, являются:
    должник;
    арбитражный управляющий;
    конкурсные кредиторы;
    налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам;
    прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению;
    государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

    Статья 31. Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
    В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют:
    представитель работников должника;
    представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия;
    иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

    Статья 32. Основания возбуждения производства по делу о банкротстве
    1. Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.
    2. Заявление о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей может быть подано в арбитражный суд налоговым и иным уполномоченным органом, в том числе Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Государственным фондом занятости населения Российской Федерации.

    Статья 33. Заявление должника
    1. Заявление должника подается в арбитражный суд в письменной форме. Указанное заявление подписывается соответственно руководителем должника — юридического лица или лицом, его заменяющим, либо должником-гражданином.
    2. В заявлении должника должны быть указаны:
    наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;
    сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
    сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам;
    размер задолженности по обязательным платежам;
    обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
    сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;
    сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
    номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;
    сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве;
    перечень прилагаемых документов.
    В заявлении должника указываются и иные сведения, необходимые дня правильного разрешения дела о банкротстве, а также могут содержаться имеющиеся у должника ходатайства.
    3. В заявлении должника-гражданина указываются также сведения об обязательствах должника, не связанных с предпринимательской деятельностью.
    4. Должник обязан направить копии заявления должника кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве.

    Рассмотрение разбирательств по вопросам банкротства при любых обстоятельствах осуществляется арбитражным судом – это исключительное право подтверждено специальным законодательным запретом. Важная особенность заключается, в том, что в судах арбитражной практики рассматриваются в том числе и дела, фигурантами которых являются физические лица. В спорах относительно процедуры банкротства они приравниваются к ИП и юрлицам, а непосредственно дело о банкротстве физлиц расценивается как экономический спор.

    Процедура банкротства в арбитражном процессе требует/допускает участие следующих субъектов:

    • кредиторы, включая конкурсных кредиторов;
    • должники любого статуса и организационно-правовой формы;
    • арбитражный управляющий;
    • контролирующие инстанции, органы исполнительной власти, являющиеся кредиторами по денежным обязательствам;
    • представители должника;
    • представители кредитора;
    • иные субъекты, указанные в положениях ФЗ №127 или Арбитражного кодекса.

    Для возбуждения арбитражного разбирательства по делам о банкротстве требуется подача соответствующего заявления в суд. Оно может быть подано должником, кредитором или уполномоченным органом. Территориальная подсудность дел о банкротстве в арбитражном процессе определяет, что иск должен быть подан в суд по первой инстанции по месту регистрации (пребывания) должника.

    Признание физического лица банкротом проводится по определенному алгоритму, каждый из этапов которого характеризуется различной продолжительностью. Весь процесс можно условно разделить на следующие шаги:

    1. Подготовка документов. Их обязательный перечень приведен в ФЗ №127, однако в каждом отдельном случае могут потребоваться дополнительные бумаги. Важно: все предъявляемые документы должны подтверждать несостоятельность должника и наличие объективных обстоятельств, препятствующих погашению имеющейся задолженности.
    2. Составление заявления. Здесь необходимо указать перечень кредиторов, полную сумму задолженности, опись имущества в собственности и банковских счетов, выбранную СРО арбитражных управляющих. Также важно обосновать причины ухудшения финансового положения. При составлении заявления должны быть соблюдены определенные правила и требования, поэтому доверить процесс лучше квалифицированным юристам.
    3. Подача заявления. Направить готовое заявление и прилагающиеся к нему документы можно лично в канцелярию суда, заказным письмом, либо через интернет.
    4. Принятие решения суда. В результате рассмотрения заявления о банкротстве в арбитражном суде может быть принято решение о реструктуризации задолженности, реализации на торгах имущества должника либо о мировом соглашении.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *