Агент по приему платежей от юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Агент по приему платежей от юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Платежные агенты и онлайн-кассы

Очередность платежей в платежном поручении в 2018 году

Чем отличается аванс от предоплаты

Специальный банковский счет платежного агента

Статус плательщика в платежном поручении в 2018 году

Некоторые схемы ведения бизнеса предусматривают прием оплаты от клиентов через посредников, располагающих сетью касс или технической возможностью для приема платежей. Данные посредники относят к категории платежных агентов, деятельность которых регламентируется законодательством.

Действующее законодательство четко определяет: платежные агенты – это юридические лица (кроме кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц от физлиц и не оказывающих им иных услуг. Именно последний критерий в определении позволяет отграничить платежных агентов от иных категорий получателей платежей в пользу третьих лиц, например, курьерских служб, обслуживающих интернет-магазины. Не подпадает под это определение и деятельность по реализации товаров по каталогам, продажи карт оплаты и т.д.

Для осуществления деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц агент должен соблюдать следующие требования:

  • Открыть специальный счет для приема платежей. Средства данного счета расходуются исключительно для перечисления их поставщику, а также для удержания агентского вознаграждения. Последнее подлежит перечислению на основной счет агента только после расчета с принципалом;

  • Обеспечивать обязательную идентификацию плательщика;

  • Зачислять все наличные средства (поступившие в пользу третьих лиц) по окончании смены на специальный счет;

  • Обязательно использовать контрольно-кассовую технику в порядке, регламентированном действующим законодательством в этой сфере.

Прием платежей физических лиц платежными агентами осуществляется в рамках агентского договора с поставщиком, требования к которому содержатся в Гражданском кодексе РФ. При отсутствии такого договора агент не вправе принимать платежи, при этом важно, чтобы в договоре было обозначено: за какие товары или услуги агент уполномочивается получать оплату.

Обязательное условие работы платежного оператора – постановка на учет в Росфинмониторинге. Требований к учету для субагентов закон о платежных агентах не содержит, но их работа может быть проверена уполномоченным ведомством в рамках контрольных мероприятий, проводимых в отношении платежного оператора, с которым они работают.

Отметим, что постановка на учет в Росфинмониторинг предусматривает соблюдение всех требований законодательства по противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных преступным путем. В организации должны быть разработаны соответствующие инструкции, а ответственные лица – пройти специальную подготовку.

Закон, регулирующий деятельность платежных агентов, предусматривает использование специального финансового расчетного счета. В чем его особенность? Данный счет организован таким образом, что количество производимых операций ограничено. Условия работы счета прописаны в законодательстве РФ. Владелец не может самостоятельно направлять средства в места, не предусмотренные законом, со счета не могут взиматься дополнительные комиссии. Специальный финансовый счет применяется исключительно для приема денежных средств от физических лиц, впоследствии перечисляемых в банк, при этом происходит списание определенной суммы, прописанной в договоре, на счет оператора. Таким образом, получается, что предназначение специального счета в следующем:

  • зачисление средств плательщиков со счета субагента оператору;
  • списание суммы, указанной в договоре, на спецсчет поставщика.

Согласно статье 15.1 части 2 Кодекса административных правонарушений РФ, агент по платежам, частично переведший средства на расчетный счет поставщика, привлекается к административной ответственности, при этом размер штрафных санкций для юридических лиц колеблется в пределах 40–50 тысяч рублей.

Такая же тарифная сетка применяется к поставщикам/операторам, проигнорировавшим процедуру заключения договора, предусмотренную законом РФ.

С момента вступления в действие закона о платежных агентах в пределах Российской Федерации значительно упростились взаимоотношения между поставщиками товаров, услуг и плательщиками. В данной ситуации платежный агент – это посредник, утвержденный на законодательном уровне. Благодаря этому клиент, осуществляющий платежи за пользование определенными благами, посредством использования услуг агента/субагента по приему денежных средств защищен со стороны государства от мошенничества в процессе осуществления финансовых операций. При этом поставщик и платежный агент наделены рядом обязательств, невыполнение которых подразумевает привлечение участников процесса к административной ответственности с последующим применением штрафных санкций. И помните, что, проводя определенные денежные операции, следует четко понимать свою роль плательщика / платежного агента / поставщика. Только таким образом можно полностью соблюдать букву закона.

Пла­теж­ный агент — это юри­ди­че­ское лицо или ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, осу­ще­ствляю­щие де­я­тель­ность1 по при­е­му пла­те­жей фи­зи­че­ских лиц. Пла­те­жи но­сят це­ле­вой ха­рак­тер — обыч­но это пла­те­жи за ин­тер­нет, теле­фон, со­то­вую связь, ЖКУ и так да­лее. Та­ким об­разом, пла­теж­ный агент яв­ляет­ся по­сред­ни­ком меж­ду пла­тель­щи­ком (фи­зи­че­ским лицом) и по­став­щи­ком услуг (то­ва­ров), в поль­зу ко­то­ро­го пла­тель­щик вно­сит день­ги.

Пла­теж­ный агент мо­жет осу­ще­ствлять свою де­я­тель­ность ли­бо в ста­ту­се опе­ра­то­ра по при­е­му пла­те­жей (юри­ди­че­ское лицо, за­клю­чив­шее с по­став­щи­ком до­го­вор об осу­ще­ствле­нии де­я­тель­но­сти по при­е­му пла­те­жей фи­зи­че­ских лиц), ли­бо в ка­че­стве пла­теж­но­го суб­а­ген­та (юри­ди­че­ское лицо или ин­ди­ви­ду­аль­ный пред­при­ни­ма­тель, за­клю­чив­шие с опе­ра­то­ром по при­е­му пла­те­жей до­го­вор об осу­ще­ствле­нии де­я­тель­но­сти по при­е­му пла­те­жей фи­зи­че­ских лиц).

Для рос­си­ян при­выч­ны­ми пла­теж­ны­ми аген­та­ми яв­ляют­ся «По­чта Рос­сии», Сбер­банк, а так­же мно­же­ство пла­теж­ных тер­ми­на­лов, че­рез ко­то­рые мож­но за­чис­лить сред­ства нуж­но­му по­став­щи­ку то­ва­ров и услуг. Спи­сок пла­теж­ных аген­тов, че­рез ко­то­рых мож­но осу­ще­ствлять пла­те­жи в поль­зу по­став­щи­ка услу­ги (напри­мер, ин­тер­нет-про­вайде­ра), дол­жен предо­став­лять­ся по­тре­би­те­лю по его запро­су.

Посредники в полном объеме перечисляют на счет платежного агента полученные от плательщиков средства. Затем банк перечисляет на счет поставщика стоимость реализованных товаров, а агенту – комиссионное вознаграждение. Соответственно, поставщик не имеет права принимать средства от агентов на свой обычный банковский счет. Такие требования прописаны в ст. 8 ФЗ №103.

Если специальный счет платежного агента не используется в процессе его деятельности, то участники операции будут нести ответственность по ст. 15 КоАП. Агентам грозит административный штраф в размере 4,5-5 тысяч рублей, а юридическим лицам – 40-50 тысяч рублей.

Расчетные операции между банком и агентами проводятся в сроки, установленные договором. Рассмотрим алгоритм операций. Банк со дня получения реестра платежей через терминал на специальный счет посредника до момента перечисления средств от агента выполняет следующие действия:

  • Все операции учитывает на специальном счете 30233 «Незавершенные операции по платежным картам».
  • Обязательства перед платежными агентами отражает на лицевых счетах, открытых к балансовому счету 30233. Данное условие возможно, если в договоре с агентом прописана пролонгация выплаты комиссии или накопление вознаграждения за определенный период.

После получения средств от агента банк перечисляет выручку поставщику услуг и комиссию посреднику.

Платежный агент по приему платежей от физических лиц

По условиям работы банков прием платежей от платежных агентов осуществляется по таким схемам:

  • Депозитная. Агент предоставляет банку средства для предварительного финансирования или в качестве обеспечения, на покрытие риска ликвидности, риска по незавершенным операциям.
  • Кредитная. Агент использует активы банка на покрытие ликвидности и риска по незавершенным операциям.

В полномочия агента ходят:

  • принятие платежей от плательщиков;
  • выдача средств физическим лицам через терминалы и банкоматы;
  • предоставление и реализация механизма использования электронных средств оплаты.

Деятельность платежного агента по принятию средств осуществляется в таком алгоритме:

  • заключается договор между агентом и оператором системы;
  • для проведения расчетов в банке открывается специальный счет;
  • поступившие средства первым делом проходят инкассацию, только после этого они попадают на счет;
  • банк перечисляет средства поставщику услуг и комиссионное вознаграждение агенту.

То есть, платежные, как и банковские агенты, являются посредниками между поставщиками услуг и покупателями. Единственная разница между ними заключается в том, что функционал у агентов кредитного учреждения гораздо шире.

За такие нарушения, как:

  • неприменение кассовой техники;
  • использование оборудования, которое не соответствует требованиям;
  • отказ в выдаче товарного чека;
  • перечисление средств в обход специального счета,

предусмотрен административный штраф в размере 3 тыс. руб. на ответственных сотрудников и 30-40 тыс. руб. – на предприятия. ИП может быть привлечено к ответственности только как должностное лицо.

Стоит отметить различия с зарубежной практикой. В РФ банковские посредники участвуют в переводе средств, а платежные посредники принимают платежи. За рубежом услуги по переводу средств, которые предоставило физическое лицо, платежный агент оказывает только под руководством легального участника системы. Выполнение функций посредников связано с отмыванием средств. Поэтому ФАТФ рекомендует на законодательном уровне прописать ограничения функций агентов.

Когда нужно подключить платежного агента, а когда онлайн-кассу?

Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. 2.

Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ) 20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается. (часть 20 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ) 21. Агенты по приему платежей от юридических лиц Деньги с момента их поступления в кассу платежного агента принадлежат третьим лицам.Отдельные требования есть и для платежных агентов, применяющих в своей работе платежные терминалы или банкоматы:

  • использовать ККТ в составе платежного терминала, банкомата;
  • регистрировать ККТ в налоговой инспекции;
  • применять исправную ККТ и эксплуатировать ее в фискальном режиме;
  • выдавать кассовый чек;
  • вести и хранить документацию по ККТ;
  • обеспечивать проверяющим доступ к ККТ и документации на нее.

Между поставщиком и платежным агентом заключается, как не трудно догадаться, агентский договор.

Комиссионеры и агенты, действующие от своего имени. Кроме приема платежей, они сами заключают с покупателями договор, сами передают им товары, документы и т. д. Кстати, у таких посредников есть и еще один железный аргумент в пользу того, что они не являются платежными агентами: принимаемые ими платежи погашают обязательство покупателей перед ними самимич. 1 ст. 1005, ч. 1 ст. 990 ГК РФ. А платежный агент принимает платежи, которые погашают обязательства физлица перед поставщикомч.
1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ. 2. Агенты, действующие от имени принципала, и поверенные, которые:

  • <илипринимают от физлица деньги, передавая ему товары либо результат работ. К примеру, не являются платежными агентами курьерские службы и транспортные компании, поскольку они принимают деньги за доставленные товары при их передаче покупателю.
  • привлекать субагентов;
  • осуществлять идентификацию плательщиков без открытия счета;
  • проводить операции с электронными средствами платежа.

Таком образом, теперь банковский платежный агент — это юридическое лицо (ИП), которое на основе договора с кредитной организацией участвует в предоставлении банковских услуг, принимает и выплачивает денежные средства физических лиц по взятым обязательствам. Направления деятельности Чтобы лучше разобраться, в чем заключается деятельность платежного агента, нужно ввести ряд понятий:

  • поставщик – это ИП, организация, которая получает средства за реализуемые товары и реализуемые услуги;
  • плательщик – потребитель услуг;
  • платежный агент – это посредник, который принимает платежи физических лиц (УК).

Посредник для осуществления своей деятельности может привлекать оператора и субагента.

Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц. 2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ) 3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей. (часть 3 в ред.

Статус «Платежного агента»: плюсы и минусы

Как и другие нормативные акты Российской Федерации, Федеральный закон О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ периодически претерпевает необходимые поправки.

Последние изменения в 103-ФЗ были введены 3 июля 2016 года Федеральным законом N 290-ФЗ. Изменения коснулись статьи 4 действительного закона. Рассматриваемая статья дополнена п. 11.

1, гласящим, что в случае отсутствия контрольно-кассовой техники у платёжного оператора и субагента, между ними, как и между субагентом и поставщиком, договор заключён быть не может.

Закон о деятельности платёжных агентов был принят для упорядочивания и упрощения совершения частными лицами выплат за коммунальные услуги, интернет, мобильную связь, приобретение других видов товаров и услуг.

Согласно ФЗ-103, платёжным агентом является юридическое лицо, совершающее действия исключительно по приёму выплат от граждан.

Ревизия осуществления обязательств поставщика перед клиентом, выполнившим свои финансовые обязательства, в перечень обязанностей платёжных агентов не входит.

Платёжными агентами не являются:

  • Юридические лица, одновременно являющиеся посредниками;
  • Агенты, ответственные за передачу физическим лицам услуг и товаров.

В рамках детального ознакомления с положением Федерального закона О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» N 103-ФЗ следует ознакомиться с его актуальным текстом. Текст рассматриваемого закона с актуальными изменениями можно скачать по

[important]Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя. [/important] 2.

Схема 5 Управляющий МКД заключил с поставщиком телекоммуникационных услуг договор о сборе средств за пользование антенной, которая не входит в коллективное имущество. [info]В квитанции из ЖКХ эта сумма выведена отдельной строкой. [/info]

Деньги принимаются как через банк, так и через агента.

В данной схеме УК и поставщик услуг должны использовать спецсчета для осуществления транзакции.
Однако ФЗ о платежных агентах не распространяется на безналичные операции.
Поэтому если потребитель осуществляет перевод со своего счета, то средства попадают УК, которая уже погашает задолженность перед оператором связи.

Может ли не банковский платежный агент принимать платежи от организаций?

[attention]В случае расторжения настоящего Договора по инициативе Агента или Принципала Агент сохраняет право на вознаграждение за услуги, оказанные им до прекращения Договора, и несет обязанности по перечислению денежных средств, поступивших в адрес Принципала до момента прекращения Договора, а Принципал обязан исполнить свои обязательства перед третьими лицами согласно перечню реализованных им до момента расторжения настоящего Договора Услуг. [/attention] 8.5. C даты расторжения либо приостановления действия данного Договора прекращаются полномочия Агента на прием Платежей от имени Принципала. 8.6.

Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны надлежащим образом уполномоченными представителями сторон.

8.7.

Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

Договора, приведшее к материальным потерям другой стороны, влечет за собой применение к виновной стороне штрафных санкций в размере нанесенного реального ущерба и может служить основанием досрочного прекращения Договора по инициативе добросовестной стороны. 6. ФОРС-МАЖОР 6.1.

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, таких как: технические аварии, наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов, возникшие во время действия настоящего Договора, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить. 6.2.

Есть ли информация по отсрочке перехода на онлайн-кассы до 2020 года?

— В Государственной думе рассматривается законопроект об отсрочке по применению ККТ ИП без работников, оказывающих услуги или реализующих товары собственного производства, до 1 июля 2021 года Следите за нашими новостями.

Есть информация, что Минфин предложил отодвинуть срок обязательного применения касс для ИП, не привлекающих к работе наемный персонал. Пересмотреть срок перехода на онлайн-кассы еще на год решено из-за введения нового спецрежима для самозанятых — налога на профдоход (НПД). Насколько реальна перспектива этой отсрочки?

— В Государственной думе рассматривается законопроект об отсрочке по применению ККТ ИП без работников, оказывающих услуги или реализующих товары собственного производства, до 1 июля 2021 года Следите за нашими новостями.

ИП без работников на ЕНВД оказывает услуги. Ходит информация, что в марте снова отсрочили обязательное применение ККТ для такой категории до конца 2019 года (вместо 1 июля). Правда ли это?

— Пока не появлялись нормативные акты о новых отсрочках. Наши эксперты мониторят все изменения в законодательстве, следите за новостями.

ИП на патенте. Треть суммы оплачена, остальное — 18 000 — не оплачено. Кассу установим в июне. Можно ли получить налоговый вычет 18 000 руб. и не платить остаток суммы по патенту? В некоторых источниках говорится, что возмещению подлежат только будущие периоды, то есть в этом примере кассу нужно было установить в течение I квартала?

— Начать уменьшать налог можно с того налогового периода, в котором зарегистрировали кассу. Вам нужно обратиться в ИФНС, в котором ИП состоит на учете в качестве налогоплательщика, и заполнить уведомление об уменьшении суммы налога.

Возможно ли получить вычет при ПСН?

— Да. Главное успеть подключить кассу в обозначенный срок. А именно:

  • Розничная торговля и общепит с наемными сотрудниками — должны были зарегистрировать ККТ до 1 июля 2018 года. Если не успели, то право на вычет утрачено.
  • Все остальные, кроме розничной торговли и общепита, в том числе ИП без сотрудников, — должны успеть поставить кассу на учет до 1 июля 2019 года.

Возможность налогового вычета при переходе на онлайн-кассу регламентирована Законом № 349-ФЗ. Он распространяется на ИП на ПСН и ЕНВД. Лимит вычета — 18 000 руб. Он может покрыть покупку кассы, подключение к ОФД, покупку фискального накопителя, программное обеспечение для кассы, ее настройку и модернизацию.

ООО на УСН можно получить налоговый вычет за покупку кассы?

— Нет. Вычет могут получить только ИП на ЕНВД и ПСН.

Если в счете касса и ПО, то налоговый вычет на весь счет можно получить?

— Да, вычет распространяется на кассу, ПО, услуги по регистрации и настройке, фискальный накопитель.

ИП с сотрудниками, касса приобретена в прошлом году. Остаток возврата по кассе сохраняется на первый квартал 2019 года?

— Да, если не использовали всю сумму вычета, то использовать его можно вплоть до 1 июля 2019 года.

Регистрация оператора по приему платежей

Клиент– физическое лицо, заключившее с Принципалом клиентский договор и вносящее Платеж.

Клиентский договор– договор на предоставление услуг, продажу товаров Принципалом Клиенту.

Услуги– услуги и товары, оказываемые и поставляемые Принципалом Клиентам на основании Клиентского договора, перечень которых указывается Принципалом.

Принципал– поставщик товаров и услуг, заказываемых через сеть Интернет, на основании Клиентского договора Принципала с Клиентом.

Агент– агент по организации приема Платежей Клиентов в пользу Принципала.

Платеж– денежные средства, чеки, векселя, электронные деньги и другие средства, используемые для расчетов в Интернете, уплачиваемые Клиентом в пользу Принципала за его Услуги.

Лицевой счет Клиента– аналитический счет в системе бухгалтерского учета Принципала, на котором учитываются операции, связанные с оказанием Услуг по Клиентским договорам, заключенным с одним и тем же Клиентом.

Субагентский договор– договор между Агентом и третьим лицом на организацию приема Платежей от Клиентов по Клиентским договорам за Услуги в пользу Принципала. По заключенному Субагентскому договору Агент остается ответственным перед Принципалом за действия третьих лиц.

Возмещаемые расходы– комиссии банков, платежных систем и других посредников, связанные с конвертацией, зачислением и перечислением платежей Клиентов на расчетный счет Агента, а также конвертация и перечисление денежных средств Агентом Принципалу. Размеры комиссий указаны на Интернет-сайте Агента в разделе «Тарифы».

Отчет– отчет Агента, предоставляемый Принципалу о проделанной работе по настоящему договору и причитающемуся ему вознаграждению.

Отчетный период– календарный месяц.

Пункт приема Платежей– территория, на которой Агент, в том числе через своих субагентов, осуществляет прием платежей с использованием pos-терминалов (специализированных кассовых устройств типа Point Of Sale), автоматов самообслуживания (специализированных автоматов по приему платежей), и других способов, а также область пространства сети Интернет, в которой Агент осуществляет прием платежей с использованием специализированного программного обеспечения.

Период приема Платежа– промежуток времени, в течение которого Клиент вводит данные требуемые для осуществления Платежа, до момента нажатия Клиентом кнопки «оплатить».

Интернет сайт Агента .

Web-интерфейс– Совокупность унифицированных технических и программных средств и правил (описаний, соглашений, протоколов), обеспечивающих взаимодействие Принципала и инструментов (сервисов, служб) Агента в сети Интернет.

1.1. В соответствии с условиями Договора Агент обязуется по поручению и от имени Принципала осуществлять действия по приему и зачислению Платежей Клиентов по реквизитам Принципала, указанным в Заявлении о присоединении к настоящему Договору.

1.2. Денежные средства, поступающие к Агенту в качестве оплаты по Клиентским договорам Принципала, являются собственностью Принципала, за исключением вознаграждения Агента и Возмещаемых расходов.

1.3. Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги. Размер вознаграждения указывается на Интернет сайте Агента в разделе «Тарифы».

3. Принципал обязан:

3.1. Принципал обязан принимать и учитывать на лицевых счетах Клиентов информацию Агента о принятых Платежах, а также самостоятельно осуществлять контроль за полнотой и своевременностью зачисления Агентом принятых Платежей путем сверки расчетов и сумм, зачисленных Агентом на счет Принципала. Если в ходе проверки будут выявлены какие-либо несоответствия, Принципал обязуется с момента выявления таких несоответствий уведомить Агента о результатах проверки путём направления по электронной почте письменного уведомления в течение рабочих дней.

3.2. Принципал обязан предоставить Агенту достоверную информацию о своих контактах, а также услугах и товарах, продаваемых по Клиентскому договору.

3.3. Принципал обязан извещать Клиентов о возможности совершения платежей за Услуги, а также предоставлять Клиентам информацию о способах приема Платежей, в том числе публикуя соответствующую информацию и гиперссылки на собственном Интернет-сайте.

3.4. Принципал обязан сообщать Агенту не позднее, чем за рабочих дней, об изменении своих реквизитов (почтовых, банковских, места нахождения), перечня и характеристик Услуг.

3.5. Принципал обязуется производить отмену либо корректировку Платежа, принятого и перечисленного Агентом на основании данных, ошибочно указанных Клиентом либо сотрудником Пункта приема Платежей. Данное обязательство возникает у Принципала только в случае получения им запроса от Агента.

3.6. Принципал обязуется незамедлительно в письменной форме (по эл. почте) уведомить Агента в случае возврата суммы ошибочного платежа, данные о котором содержатся в запросе Агента, непосредственно Клиенту, и несет ответственность за неисполнение данного обязательства. Кроме того, в случае неисполнения Принципалом данного обязательства, Агент вправе не учитывать произведенный Принципалом возврат денежных средств Клиенту в своем ежемесячном отчете. Размер вознаграждения Агента также рассчитывается без учета возврата Клиенту Принципалом суммы ошибочного Платежа.

3.7. Принципал обязуется начислять Агенту вознаграждение за выполнение поручения по настоящему Договору в размере, указанном на Интернет-сайте Агента в разделе «Тарифы». Вознаграждение Агент удерживает самостоятельно.

3.8. Принципал обязан компенсировать Агенту Возмещаемые расходы.

3.9. В случае реорганизации Принципала его поручение сохраняет свою силу для Агента до тех пор, пока не поступят надлежащие указания от правопреемников Принципала.

3.10. Принципал обязан соблюдать правила и требования всех платежных систем и способов оплаты, которыми он разрешил использовать Агенту в его интересах, посредством включения их в web-интерфейсе.

4.1. Агент обязан перечислять на расчетный счет Принципала принятые им от Клиентов Платежи, за вычетом суммы вознаграждения Агенту, Возмещаемых расходов и сумм, возвращенных Клиентам не позднее рабочих дней с момента получения заявки Принципала в пределах задолженности Агента перед Принципала на момент отправки заявки. Заявку на перечисление на свой расчетный счет Принципал осуществляет, используя предоставленный ему Агентом web-интерфейс.

4.2. В случае расторжения настоящего Договора остаток денежных средств, полученных Агентом от Клиентов в пользу Принципала, должен быть перечислен Принципалу в течение рабочих дней с момента подписания Акта сверки, за вычетом вознаграждения, причитающегося Агенту, и Возмещаемых расходов.

4.3. Ставка вознаграждения Агента за услуги по Договору устанавливается в размере % от суммы принятых платежей Клиентов в пользу Принципала и рублей за каждое разовое перечисление суммы по запросу Принципала на его расчетный счет, указанный в настоящем Договоре.

4.4. Вознаграждение Агента за оказанные Принципала услуги по настоящему Договору удерживается из сумм Платежей, перечисляемых им Принципалу.

4.5. Выплаты Принципалу осуществляются в рублях Российской Федерации, на банковский счет Принципала указанный в Заявлении о присоединении к настоящему Договору.

Платежный агент – это вспомогательное средство проведения платежей

6.1. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, таких как: технические аварии, наводнение, пожар, землетрясение и другие природные явления, а также война, военные действия, блокада, запретительные действия властей и акты государственных органов, возникшие во время действия настоящего Договора, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.

6.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п.6.1, каждая сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую сторону. Извещение должно содержать данные о характере обстоятельств, а также официальные документы, удостоверяющие наличие этих обстоятельств и, по возможности, дающие оценку их влияния на возможность исполнения стороной своих обязательств по данному Договору.

6.3. Если сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.6.2, то она обязана возместить второй стороне понесенные ею убытки.

6.4. В случаях наступления обстоятельств, предусмотренных в п.6.1, срок выполнения стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия.

6.5. Если наступившие обстоятельства, перечисленные в п.6.1, и их последствия продолжают действовать более двух месяцев, стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора.

Бланк этого договора сразу включает в себя все основные разделы и отражает возможные нюансы, с целью на урегулирование возможных вопросов взаимодействия сторон. При подготовке договора к подписанию, в бланке сначала необходимо будет заполнить такие графы:

  • место заключения договора (здесь указывается название населенного пункта)
  • дата заполнения документа;
  • данные сторон, которые вступают в заключаемое соглашение.

Затем, частично заполняются графы в основных разделах. В основном они касаются индивидуальных договоренностей:

  • дата начала приема Агентом денежных средств от плательщиков;
  • сроки предупреждения Агентом Принципала о закрытии пунктов приема средств;
  • срок информирования об изменении тарифов.

Последним заполняется раздел, в который вносятся индивидуальные данные об обеих сторонах: наименование, юридические и почтовые адреса, ИНН, КПП, банковские расчетный счет, БИК.

Только после заполнения договора, обе стороны ставят свои подписи в предусмотренных графах (в самом низу документа). После этого договор считается заключенным.

От исполнения перечисленных ниже обязательств напрямую зависит безопасность платежей:

  • Подписание договора. Без него деятельность агента невозможна.
  • Оператор обязан состоять на учете в Федеральной службе по фин. мониторингу.
  • Открытие счета для сделок с теми или иными активами, при приеме платежей.
  • Банк не должен выступать в роли оператора или лицом, которому прямой агент перепоручил свои функции, т.е. субагентом.

Агент по платежам должен получить на свой счет средства плательщика перечисляемые посредником. Далее банк переводит необходимую сумму на счет поставляющей товары или услуги компании (поставщика), а агент получает плату за работу в качестве агента-посредника.

Поставщик не может принимать перечисленную ему сумму от агентов на свой собственный счет в банке. Уклонение от соблюдения данного правила, влечет за собой ответственность по уголовной статье. Для агентов это админ. штраф в 4 500 – 5 000 руб., юр. лицам – 40 000 – 50 000 руб.

Факт получения денежных средств должен иметь подтверждение в виде выданного чека. Он должен содержать следующие реквизиты:

  1. Обозначение вида письменного документа, т.е. наименование.
  2. Суммарное количество полученных средств.
  3. Наименование платежа.
  4. Плата за услуги посредникам.
  5. Данные о дате, времени и местонахождении при получении средств.
  6. порядковый номер чека.
  7. ИНН и местонахождения агента
  8. контактный телефон агента.

«Кто такой платежный агент? Кто им не является и почему?»

К полномочиям относится:

  • работа с приемом платежей клиента;
  • выдача денежных средств физ. лицам по средствам банкоматов и терминалов;
  • предоставление клиентам возможности перевода денежных средств путем безналичного расчета с использованием эл. средств оплаты.

Последовательность действий в работе следующая:

  1. Составляется и подписывается договор с агентом и оператором.
  2. Для возможности проведения расчетов, заводится спец. счет в банке.
  3. Полученные наличные средства сначала собираются и перевозятся между организациями, после чего – оказываются на счетах.
  4. Перечисление банком денежных средств поставщику услуг и агенту.

Платежные и банковские агенты отличаются лишь тем, что у последних гораздо обширнее функционал.

Есть в данной сфере свои недостатки и риск. Например, деятельности имеющей отношение к переводам средств при помощи терминалов для оплаты, свойственны риски вовлечения организации по кредитованию в процесс отмывания прибыли, полученной незаконным путем.

Так же этим способом возможно оказание финансовой поддержки терроризма. Это главные отрицательные моменты, связанные с эксплуатацией платёжных терминалов.

Вопросы правового регулирования отношений между управляющими МКД и организациями, принимающими в их пользу платежи за жилищно-коммунальные услуги, были подробно рассмотрены в статье Д.В. Дурново «Прием платежей через третьих лиц» (N 9, 2013). Вкратце напомним, что под деятельностью по приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом (Почтой России, расчетным центром, платежной системой) от плательщика (собственника, нанимателя помещения в МКД) денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком (УК, ТСЖ) по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ <1>).

<1> Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Согласно ч. 18 ст. 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Отсутствие спецсчета у ТСЖ и УК, принимающих платежи через платежных агентов, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ. Наказание для организации — штраф от 40 000 до 50 000 руб. Одновременно к административной ответственности может быть привлечено должностное лицо — председатель ТСЖ (Решение Московского городского суда от 04.07.2013 по делу N 7-1602/13) или руководитель УК. Штраф для них на порядок меньше — от 4000 до 5000 руб. Обратите внимание, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Если руководитель исполнял свои обязанности должным образом, а именно открыл спецсчет, включил в договор с платежным агентом условие о перечислении средств на спецсчет, уведомлял платежного агента о допускаемых нарушениях, но тот все равно перечислял принятые от жильцов денежные средства на расчетный счет управляющего, вины руководителя в этом нет (Постановление Смоленского областного суда от 15.08.2014 N 4А-294/2014).

Оказание посреднических услуг при приеме платежей

Если плата за жилое помещение и коммунальные услуги собирается через посредников (организации почтовой связи, расчетные центры, платежные системы и пр.), которые согласно законодательству имеют статус платежных агентов, управляющий МКД обязан иметь специальный банковский счет и только на него принимать суммы от платежных агентов. Требовать от агента перечисления поступивших сумм на счета РСО и подрядчиков без зачисления на свой спецсчет рискованно.

Для правильного отражения операций в бухгалтерском учете управляющий независимо от статуса (УК или ТСЖ) должен иметь документы от платежного агента, подтверждающие величину принятых денежных средств, а также размер вознаграждения. Документ о размере комиссии важен независимо от того, выплачивается ли вознаграждение агенту или он самостоятельно удерживает его из денежных средств, поступивших от граждан.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в связи с обращениями потребителей на работу платёжных агентов, в частности, на задержку полученных от плательщиков денежных средств поставщикам жилищно-коммунальных услуг, разъясняет.

Согласно действующему жилищному законодательству, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива.

Согласно пункту 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту Правила № 354), потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю, либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Согласно пункту 65 Правил № 354, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты.

Частью 15 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Согласно статье 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее по тексту Закон № 2300-1), при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств соответственно продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Деятельность платёжных агентов регулируется Федеральным законом «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» № 103-ФЗ (далее по тексту Закон № 103-ФЗ).

Согласно статье 3 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком.

Согласно части 11 статьи 4 Закона № 103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом от 02.12.1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», запрещена.

Гость

Коллеги, к вопросу о безналичном зачислении на счет 40821.. Банк принимает коммунальные платежи и на квитанциях за коммунальный платеж расчетный центр указал счет 40821. Физические лица других реквизитов не знают и также приносят квитанции в банк на оплату ( естественно с комиссией). Но! Получается физ.лицо не может заплатить по данным реквизитам не в банке не по Интернету ( с карточного счета например), так как это безналичное зачисление (все банки обязаны не зачислять такой платеж)….. ИЛИ НЕТ. Чем это регламентировано?

1 21.10.2012 23:10 ответить 0 Гость

Не понимаю почему выручку платёжных терминалов называют деньгами физ. лиц в пользу которых осуществлены платежи, а не собственными средствами ПА плюс коммиссия. Может я открою военную тайну но сперва ПА перечисляет в платёжную систему гарантийный фонд из собственных денег, затем клиент посредством платёжного терминала даёт команду платёжной системе на списание средств из гарантийного фонда ПА в пользу клиента в размере той купюры которую запихнул в терминал минус комиссия. И списание будет происходить пока не кончится гарантийный фонд ПА.

«Предложения о необходимости выравнивания вопросов регулирования банковских платежных агентов и платежных агентов некоторое время назад обсуждались нашей компанией», — отметила заместитель генерального директора группы QIWI Мария Шевченко, добавляя, что компания теперь не настаивает на упразднении института платежных агентов. «Наоборот, мы выступаем за усиление их позиций на рынке и расширение функционала. Это станет возможным только при условии обеспечения прозрачности деятельности и повышении уровня доверия со стороны регулятора к данному институту», — объясняет Шевченко.

По ее словам, дополнительный контроль со стороны банка или ЦБ не скажется критически на деятельности платежных агентов, готовых работать в прозрачной модели. Но и упразднение института платежных агентов не окажет существенного влияния на доступность платежей, поскольку большинство участников рынка уже сейчас совмещают обе эти роли (БПА и ПА), говорит замгендиректора QIWI.

Запрет или ужесточение регулирования ПА никак не скажется на потребителях услуг, соглашается Обаева, но эти изменения точно повлияют на сокращение объемов обналичивания средств, что приведет к росту цен на наличку на сером рынке, полагает эксперт. С развитием безналичных платежей востребованность ПА снижается, поэтому даже если в результате законодательных изменений с рынка уйдут часть игроков, то на потребителях это никак не скажется, уверен и Достов.

Примечание:
* Опубликован в «Российской газете», № 104, 10.06.2009.

Многие жители нашей страны уже привыкли использовать платежные терминалы, а в ряде случаев и банкоматы для оплаты услуг сотовой связи, телевидения, коммунальных и некоторых других услуг. Причем если 3-4 года назад через терминалы мы оплачивали в основном услуги сотовых операторов, то за последние год-два перечень оплачиваемых услуг серьезно расширился. В зависимости от региона и используемой платежной системы через платежный терминал можно оплатить, например, кредит в банке, штрафы в ГИБДД, охрану помещений, питьевую воду, положить деньги в «электронный кошелек» и т. п. В ряде случаев прием денежных средств от населения в оплату услуг сторонних организаций может осуществляться и в несколько иной форме, например, в некоторых крупных универсамах можно оплатить услуги сотовой связи на кассе. Динамика рынка таких услуг свидетельствует о существовании устойчивого спроса на данную услугу и постоянное расширение видов работ, услуг, которые могут быть оплачены через организации-посредники.

Вместе с тем в настоящее время данная сфера деятельности недостаточно урегулирована законодательно. Практически единственным нормативным правовым актом, определяющим порядок осуществления расчетов при приеме денежных средств от физических лиц является Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями». Определенный указанием порядок предусматривает в качестве обязательного условия для осуществления деятельности по приему платежей от физических лиц наличие договора между коммерческой и кредитной организациями, а также необходимость заключения коммерческой организацией договоров с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу.

С 1 января 2010 года вступит в силу новый Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103-ФЗ). Данный закон будет регулировать отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате работ, услуг, а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством РФ.

Деятельность платежных агентов по приему денежных средств можно рассматривать как «усеченный» вариант посреднической деятельности. Ведь обязанностью платежного агента является исключительно прием денежных средств, их зачисление на расчетный счет и перечисление поставщику.

Учитывая, что принятый закон связан как с регулированием гражданско-правовых отношений в сфере наличного денежного оборота, так и с осуществлением безналичных расчетов, закономерно, что изменения затронули Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон «О банках и банковской деятельности») и Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ).

Помимо данных двух законов принятие Федерального закона № 103-ФЗ повлекло за собой необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях. А изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ, предусмотрена возможность внесения платы за жилое помещение и осуществление расчетов по коммунальным услугам через платежных агентов и банковских платежных агентов.

Данные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 03.06.2009 № 121-ФЗ (далее — Федеральный закон № 121-ФЗ) и вступают в силу с 01.01.2010 (за исключением изменений в части Федерального закона № 115-ФЗ). Изменения, внесенные Федеральным законом № 121-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Собрании законодательства РФ» — 08.06.2009, в «Парламентской газете» — 09.06.2009).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *