Перевод земель сельхозназначения в земли населенных пунктов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевод земель сельхозназначения в земли населенных пунктов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Существует ряд нормативных актов, которые регулируют порядок смены предназначения земельного надела. Земельным кодексом определяется понятие земель сельхоз предназначения. К таким землям принадлежат те, которые находятся за пределами населенного пункта и которые предназначены для удовлетворения нужд сельского хозяйства.

Закон определяет, что владеть землями такой категории могут как отдельные граждане, так и различные организационные и муниципальные образования и даже само государство.

Стоит подчеркнуть, что изменить категорию земельного участка удается не всегда. В отношении всех категорий действуют установленные ограничения или прямые запреты. Воспользоваться правом перевода можно в исключительных случаях:

  • консервации участка или определенной территории, которые необходимы для удовлетворения интересов региональных и государственных властей;
  • создании ООПТ (особо охраняемых природных территорий), природных и культурных памятников;
  • формировании черты населенных пунктов;
  • размещении на территориях объектов, которые представляют общественную значимость;
  • при строительстве дорог и прочих объектов, включая добычу полезных ископаемых, при условии наличия проекта рекультивации;
  • выполнении обязательств и договоров международного характера;
  • признания с/х земель непригодными для занятия сельским хозяйством и возведения на них промышленных предприятий;
  • включении территорий в состав лесного/водного фонда при их непригодности для ведения с/х.

Обратиться с прошением по поводу смены категории земли может любое заинтересованное лицо.

Это право имеется у:

  • Арендаторов, которые временно пользуются территорией, соблюдая условия договора аренды/субаренды.

*В случае нахождения участка в аренде ее фактическому пользователю необходимо провести процедуру согласования подачи ходатайства с хозяином. Если официальный владелец не даст одобрение, перевести землю в другую категорию не получится.

  • Землепользователей (речь идет о лицах, бессрочно или безвозмездно пользующихся участками на законных основаниях).
  • Физических и юрлицах (официальных владельцах этих территорий).
  • Уполномоченного органа госвласти.

Статус земли изменить довольно сложно. Могут возникнуть различные трудности юридического характера. Отказ можно получить в случае:

  • подачи ходатайства лицом, которое не имеет прав на совершение данного действия;
  • наличия ошибок в тексте прошения;
  • подачи документов, в которых содержится недостоверная информация;
  • предоставления не в полном объеме пакета документов;
  • обращения не в ту инстанцию;
  • получения отрицательных результатов после проведения экологической экспертизы;
  • возникновения обстоятельств, препятствующих или делающих невозможной процедуру перевода;
  • распространения запрета на данную категорию земли.

Нередко представителям уполномоченных органов приходится принимать прошения о переводе с/х земель в статус участков под ИЖС, несмотря на их расположение за границами населенных пунктов. Отказывают как раз из-за удаленности участков и отсутствия возможности провести коммуникации.

Перевод земель из одной категории в другую: пошаговая инструкция

На практике людям часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда власти отказываются давать добро на оформление документов. Часто они ссылаются на подачу заявления ненадлежащим лицом.
Следует знать, что правом обладать участками в 2019 году могут наряду с их владельцами лица, которые пользуются ими, например, арендаторы. Таким образом, запрашивать перевод могут как юрлица, так и рядовые граждане, включая ИП.
Ходатайства рассматриваются с соблюдением их очередности. Управляющим лицом является Правительство страны, местная администрация, где и происходило составление обращения.

Переводить с/х земли в другие категории возможно лишь в исключительных случаях, описанных выше. Но на них не запрещено образовывать участки садового/дачного типа. Это в российском законодательстве новшеством не является, но норму было решено закрепить в специальном документе. Речь идет о пункте 11 статьи 23 ФЗ № 217.

С 2019 года в пределах садоводческого/дачного участка не возбраняется размещать дома садового и жилого типа. Но необходимо, чтобы объект ИЖС не нарушал установленные статьей 39 Гражданского кодекса требования. Запрещено строить дома с 4 и более этажами, а также объекты, превышающие 20-метровую высоту. Также дом не может являться отдельно стоящим сооружением и предназначаться для раздела. Использовать его можно только для проживания либо удовлетворения бытовых нужд.

Строить дома на территориях, которые относятся к СНТ, можно. Но трудности могут возникнуть с получением регистрации. Сложности могут появиться в том случае, если изначально дом возводился не с целью проживания в нем. Более того, подавляющее большинство таких объектов противоречит нормам, поэтому прописываться там не позволят. Чтобы переоформить строение как жилой дом, иногда может потребоваться перевод земли в другую категорию.

До принятия решения о переводе участка в другую категорию необходимо понять, как он будет использоваться в будущем. Это позволит определиться с категорией.
В 2019-ом для перевода участка потребуется сумма, размер которой равен в среднем 12000 руб/сотку. При этом не имеет значения, о какой категории земельного участка идет речь.
Итоговую сумму определяют после проведения специалистами оценки уровня сложности работ, которые необходимо произвести.

Важно также помнить, что для перевода земли могут потребоваться дополнительные денежные вливания, связанные, например, с наймом юриста, через которого будет устанавливаться контакт с представляющими власть людьми.

Как перевести земли сельхозназначения в другую категорию? В федеральном законе прописаны все условия, при которых такая смена возможна. Перевод выполняется в следующих обстоятельствах:

  • консервация земли;
  • организация природоохранных заповедников;
  • строительство производственных объектов на сельхозземлях;
  • строительство магистралей, ЛЭП и др;
  • объединение негодных земель с лесным, водным фондами или фондом запаса;
  • добыча полезных ископаемых;
  • строительство объектов ЖКХ;
  • исполнение международных гарантий в оборонных целях.

Не всегда при смене категории можно получить желанное решение. После рассмотрения иска о переводе исполнительные органы выдают:

  • согласие на смену категории;
  • отказ в смене.

Также отказ можно получить, если:

  • с пакетом документов обратилось лицо, которое не указано в федеральном законе;
  • не были исполнены все требования к ходатайствам.

Такой отказ по закону должен последовать в тридцатидневный срок после принятия исполнительным органом. Обоснование отказа должно быть обязательно прописано в сопроводительном документе.

Это дает возможность:

  • исправить ошибки;
  • подать ходатайство повторно.

Отказ при правильно составленных документах выдается в случае несоответствия при переводе категории земли сельскохозяйственного назначения другую действующему законодательству. Также основаниями для отказа могут быть решение экологической экспертизы и расхождение в целевом назначении сельхозземли с официальной документацией по территориальному проектированию и землеустройству.

К примеру, если земельный участок находится в статусе сельхозземли, то на нем не разрешат построить коттеджный поселок. Требуется серьезное, подробное обоснование такого перевода.

При несогласии с отказом любое лицо, будь то физическое или юридическое, имеет полное право опротестовать решение в трехмесячный срок со дня получения постановления об отказе.

Часто необходимость перевода из категории земли сельхозназначения в другую возникает:

  • в связи со строительством индустриальных, жилых и коммерческих объектов,
  • при организации крупного подсобного хозяйства с привлечением большого количества сторонних рабочих рук и др.

Отказ в смене категории можно получить в двух случаях.

  1. При неправильном оформлении документов, когда неверно указаны данные или содержится неправомерная информация.
  2. При несоответствии просьбы с действующим Земельным кодексом и федеральным законом.

Для подачи ходатайства необходимо обратиться в местные исполнительные органы или Правительство РФ. Сроки рассмотрения варьируются от двух до трех месяцев. При получении отказа необходимо подавать апелляцию в 30-дневный срок.

  • Необходимо провести первичное согласование возможности включения земельного участка в состав населенного пункта. Согласование проводится в местной администрации, земельном комитете, комитете по архитектуре района. Целью первичного согласования является установление необходимости и возможности внесения изменений в правила землепользования и застройки, территориальное зонирование, генплан;
  • Изготовление и согласование проекта планировки территории. Решение вопроса с землями общего пользования;
  • Прохождение общественных слушаний. Обоснование социальной значимости расширения границ населенного пункта;
  • Прохождение экспертиз и получение разрешительной документации (экология, Минсельхоз, археология, дорожные сети, энергетики);
  • Внесения изменений в ПЗЗ района, схему территориального зонирования, генплан;
  • Проведение межевания (в случае необходимости) по дроблению земельного участка и выделению земель общего пользования;
  • Регистрация внесенных изменений в Росреестре.

Земельные юристы нашей компании готовы провести процедуру перевода вашего земельного участка в категорию земель населенного пункта, от этапа предварительного согласования до регистрации внесенных изменений в Росреестре

1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов (пункт в редакции, введенной в действие с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ;

8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт дополнительно включен с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ);

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (пункт дополнительно включен с 8 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 111-ФЗ).

Для учета и рационального использования земельных ресурсов все земли в пределах границ Российской Федерации делятся на категории по целевому назначению. Они определены в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) [1].

Согласно основному законодательному акту в земельной сфере земли по целевому назначению делятся на следующие СЕМЬ категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения – земли за границами населенного пункта предоставленные для нужд сельского хозяйства;

2) земли населенных пунктов – земли для застройки и развития населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения (далее земли промышленности и иного специального назначения) – земли за границами населенных пунктов, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для осуществления возложенных на них специальных задач;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов (ООПТ) – земли, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты из хозяйственного оборота и для которых установлен особый правовой режим;

5) земли лесного фонда – лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и другие);

6) земли водного фонда – земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также выделенные под водоохранные зоны и полосы отвода по берегам водоемов;

7) земли запаса – земли в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Справка. Впервые в России попытка классифицировать земли по целевому назначению была предпринята в Декрете ВЦИК 1918 г. «О социализации земли». Тогда было выделено 4 категории земель: земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. В 1968 г. в Законе СССР «Об утверждении основ земельного законодательства союза ССР и союзных республик» введено 6 категорий земель. Земли промышленности и транспорта были объединены в одну категорию с землями курортов, заповедников и землями иного несельскохозяйственного назначения. В 1991 г. в Земельном кодексе РСФСР появилось уже деление земель на категории по целевому назначению в современном виде.

Использование земель не по целевому назначению запрещается. Но качество земельных участков, их характеристики, а также наиболее рациональные и экономически выгодные виды использования земельных участков могут меняться со временем. Поэтому довольно часто для продолжения хозяйственной деятельности на земельных участках или изменения их функционального предназначения необходимо изменить целевое назначение земель или отдельных земельных участков в составе таких земель.

Перевод земель из одной категории в другую регулируется Земельным кодексом Российской Федерации [1], законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[2], а также другими законами и нормативно-правовыми актами.

Закон о переводе земель из одной категории в другую

Рассмотрим основные положения Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» далее Закон о переводе земель из одной категории в другую.

Общий порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую изображен на рис. 1. Ниже приведены комментарии.

Особенности перевода земель из одной категории в другую указаны в главах 14-18 ЗК РФ, а также в главе 2 Закона о переводе земель из одной категории в другую. На основании этих законодательных актов сложена таблица соотношения возможностей перевода земель между категориями (табл. 1).

Таблица 1 – Соотношение возможностей перевода земель между категориями

  • Земли водного фонда
  • Земли запаса
  • Земли лесного фонда
  • Земли населенных пунктов
    • ИЖС
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Земли промышленности и иного специального назначения
  • Земли сельскохозяйственного назначения

В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей

  • Аренда земли
  • Инженерные изыскания
  • Кадастр
  • Категории земель
  • Межевание
  • Порядок застройки
  • Приватизация
  • Специальные программы
  • Границы участка
  • Данные из ЕГРН
  • Кадастровые работы

Перевод земель из одной категории в другую

Процедура, связанная с территорией, предназначенной для ведения сельского хозяйства, имеет ряд особенностей.Если участок не обладает плодородной почвой, шансы на изменение его цели использования возрастают.

Если принадлежащая вам территория находится недалеко от города, для перевода земли сельхозназначения в земли населённых пунктов рекомендуется ссылаться на увеличение границ городской черты.

После одобрения замены категории хозяин объекта сможет построить на своей территории жилой дом и успешно прописаться в нём.

Перевод земель из сельскохозяйственной категории в другие осуществляется в общем случае следующим образом:

  1. Подготовка требуемых документов;
  2. Обращение в экологическую комиссию для проведения экспертизы;
  3. Получение заключения комиссии;
  4. Подача ходатайства в орган исполнительной власти субъекта федерации;
  5. Рассмотрение ходатайства – 60 дней;
  6. Принятие акта о переводе земельного участка в запрашиваемую категорию или отказ в таком переводе;
  7. Внесение сведений о новой категории земли в реестр недвижимости.

Чтобы перевести земельный участок из сельскохозяйственной категории в городскую или промышленную, необходимо обратиться в органы исполнительной власти региона, предоставив документы на участок и ходатайство с аргументированным обоснованием перехода. Чтобы избежать отказа, при заполнении ходатайства следует учитывать требования местного законодательства к процедуре.

На уровне муниципалитета ходатайства о преобразовании категорий земель рассматриваются в срок до 2 месяцев. Обращения о переводе земель, находящихся под контролем органов государственной власти субъекта РФ, проходят рассмотрение не менее 3 месяцев с даты принятия.

По результатам выносится одно из следующих решений:

  • удовлетворить ходатайство и выдать разрешение на перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию участков поселений;
  • отказать в ходатайстве и оставить статус земельного участка прежним.

Оформленное решение в виде акта направляется инициатору перевода земли в срок, не превышающий 14 дней.

Согласно нормам действующего законодательства (Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую») преобразование целевого назначения земельного участка может быть произведено при наличии следующих условий:

  • утвержден акт о консервации наделов определенной категории;
  • определены земельные участки, в отношении которых установлен режим особо охраняемых территорий;
  • издан нормативный акт о расширении действующих границ населенных пунктов;
  • согласовано решение о размещении промышленных объектов на земельных участках сельскохозяйственного направления;
  • разработан план по порядку восстановления плодородия истощенных земельных участков;
  • согласован проект по размещению дорожных магистралей, электрических станций и других коммунальных объектов;
  • принято решение о преобразовании земельных участков, признанных непригодными для использования в сельскохозяйственных целях, в земли, используемые для объектов водной и лесной среды, а также наделов, образующих фонды запаса;
  • утвержден нормативный акт о постройке на земельных наделах объектов социальной инфраструктуры;
  • разработан проектный план по добыче полезных ископаемых;
  • принято согласованное решение об использовании земель сельхозназначения под размещение оборонных объектов.

Вместе с тем, на законодательном уровне установлен запрет на изменение статуса земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых значительно превышает среднестатистическую цену подобных наделов (более чем на 50%). Данное ограничение позволяет государственным органам сохранить земли с высокой плодородностью.

Перевод земель в земли населённых пунктов

Принятие решения об отказе в изменении целевого назначения со стороны уполномоченного государственного органа основывается на следующих основаниях:

  • в результате проведения экологической экспертизы установлено, что смена категории земельного участка повлечет негативные природные изменения и финансовые потери государства;
  • наличие ограничений, установленных в нормативных актах муниципального образования;
  • местонахождение участка исключает возможность перевода категории земли.

Исковая давность в отношении отказов в преобразовании земельных участков, составляет три месяца с даты вынесения решения или с момента, когда заявитель узнал о неправомерности вынесения отрицательного решения.

Сегодня особенно активно ведется загородное строительство коттеджей и частных домов. Земли, выделенной под эти цели, становится с каждым годом все меньше и меньше.

Это привело к тому, что граждане стали более внимательно присматриваться к сельскохозяйственным земельным участкам. Их дополнительное преимущество — более доступная стоимость, чем на территории населенных пунктов. Но для реализации идеи необходимо сначала узнать, возможно ли переоформить и как переводить такие участки в другую категорию.

Следует сразу сказать, что перевод земли в другой статус — это длительный процесс, который редко приносит положительный результат.

Перевод земли из сельхозназначения в другую категорию возможен только при соблюдении нескольких условий. Они обозначены в статье 7 Федерального закона №172.

Нормативно-правовая норма устанавливает девять причин, позволяющих перевести земельный участок сельхозназначения в другую категорию:

  • создание особо охраняемых природных участков;
  • консервация земли;
  • регистрация территории в качестве объекта рекреационного или историко-культурного наследия;
  • признание земельного участка сельхозназначения непригодным для использования в прежних целях, его перевод в состав земли запаса, лесного или водного фонда;
  • изменение границ старых или установление границ новых населенных пунктов;
  • строительство на земле сельхозназначения промышленного здания, если его кадастровая стоимость меньше среднего уровня по аналогичному показателю для городского округа или муниципального района;
  • строительство важных объектов, укладка трубопровода и линий связи, добыча полезных ископаемых, если компания предоставила эффективный план рекультивации части земли;
  • выполнение обязательств по международному договору, обеспечение безопасности и обороны границ;
  • строительство социально-значимых объектов (учреждения здравоохранения, школы, детские сады, коммунально-бытовые службы), если нет других земель для их размещения.

Законодательство запрещает переводить земли в другой разряд, если они относятся к особо ценным продуктивным территориям. Ограничения также распространены на земельные участки с высокой кадастровой стоимостью.

На практике наиболее распространены две ситуации. Первая — земельный участок перестает быть пригодным для прежнего целевого назначения, то есть его больше нельзя использовать для выращивания культурных растений.

Вторая — расширяются границы поселка, города, а землю сельхозназначения переводят в территорию населенного пункта. В последнем случае участок обычно используют в качестве места возведения промышленных зданий.

Допустим, человек хочет построить на участке сельхозназначения частный дом. На первом этапе ему необходимо получить разрешение от компетентных органов, а именно — перевести землю в другой разряд. Что ему следует предпринять?

  1. Подготовить документы: ходатайство о смене категории земельной территории, кадастровый паспорт и свидетельство о собственности на участок, паспорт заявителя.
  2. Обратиться с подготовленным пакетом документации в департамент, который заведует государственным имуществом субъектов России, управляет муниципальной землей.
  3. Дождаться результатов проверки и решения органов власти.

При составлении ходатайства следует указать причину, почему вы хотите перевести землю в другую категорию. Сотрудник государственной службы обязан принять его. Он имеет право отказать вам только в том случае, если заявление регистрирует не собственник объекта или перечень документации не соответствует законодательным требованиям.

Процесс потребует долгого ожидания. Проверка ходатайства и сопутствующих справок обычно занимает от двух до трех месяцев. Решение направляют заявителю в течение двух недель после его принятия.

Чтобы использовать сельскохозяйственные участки по назначению требуются серьезные финансовые вложения. Такие земли, как правило, располагаются за пределами населенных пунктов и не оснащены коммуникациями.

Между тем, для обслуживания промышленных объектов требуется транспортная развязка и другие ресурсы. Все это сложно реализуемо на сельскохозяйственных землях, поэтому требуется перевод.

Плюс таких участков в том, что, благодаря удаленности от населенного пункта, доступно расширение территории промышленного комплекса, если это потребуется. Когда территория под производство находится в черте города или поселка, любое расширение вызывает затруднение. Чаще всего приходится арендовать земельный участок в другом месте, что не выгодно, так как возрастают расходы на транспорт и иные издержки.

Основная сложность в том, что не всегда разрешается переводить сельскохозяйственные земли в другую категорию. Это допустимо в следующих случаях:

  1. Консервация и создание особо охраняемой территории, а также изменение вида разрешенного использования участка на рекреационный, природоохранный и т.д.
  2. Корректировка или установление черты населенного пункта.
  3. Размещение промышленных объектов, кадастровая стоимость которых превышает среднюю по рынку.
  4. Выполнение международных обязательств.
  5. Добыча полезных ископаемых.
  6. Размещение объектов коммунального, бытового или социального назначения, а также для целей образования и здравоохранения.
  7. Строительство линий электропередач, дорог, железнодорожных путей и различных трубопроводов.

В соответствии со ст. 79 ЗК РФ, нельзя перевести сельскохозяйственные земли в другую категорию, если кадастровая стоимость будущего участка превысит среднюю по району более чем на 50 %. Также запрещается перевод особо ценных и продуктивных земель.

Изменение категории земли – длительная процедура. Если причина перевода земли в промышленную уважительная, то необходимо составить заявление, подготовить документы и передать пакет в муниципалитет или иной орган, в компетенции которого находится земля.

При этом компетенция по переводу земель распределяется следующим образом:

1) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

В обязательном порядке к пакету документов прикладывается обоснование изменения категории земель, проект рекультивации, предусматривающий комплекс мероприятий, который необходим для восстановления окружающей среды в результате ведения планируемого вида деятельности. Проект рекультивации требуется в случаях, если перевод земель связан со строительством линейных объектов, а также добычей полезных ископаемых. Помимо этого, прикладывается заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

После рассмотрения проекта рекультивации и иных документов будет вынесено решение о переводе. Если оно положительное, то оформляется постановление, в соответствии с которым осуществляется перевод категории земли. решение о переводе земельного участка из одной категории в другую в порядке межведомственного взаимодействия направляется в Управление Росреестра для внесения сведений в ЕГРН.

В результате на руках у заявителя остается акт о переводе, выписка из ЕГРН и договор аренды земельного участка. Последний документ выдается в том случае, когда земля передана в пользование на правах аренды.

Если земельный участок соответствует всем требованиям для перевода, то необходимо подготовить следующие документы:

  • Ходатайство, в котором указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц);

  • выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц);
  • выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
  • заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
  • согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
  • проект рекультивации земель в случаях, установленных законом.

Все документы могут быть переданы лично, через представителя или посредством направления заказного письма с описью вложений и уведомлением о вручении. Когда от лица заявителя действует его представитель, необходимо предоставить также доверенность, заверенную нотариально.

Если в результате рассмотрения администрацией будет вынесено положительное решение, то следующий этап процедуры – прохождение экспертиз, получение согласия разнообразных инстанций, защита созданного проекта и внесение изменений в Единый реестр прав.

Еще на этапе сбора документов и подготовки заявления об изменении категории земли может потребоваться помощь юриста. Лучше заблаговременно обратиться к специалисту, чтобы предотвратить возникновение ошибок и нарушений норм законодательства.

Порядок изменения категории земли сельскохозяйственного участка

Юридические лица, планирующие строительство объектов жилищного или рекреационного назначения, могут подготовить свои обоснования в виде декларации о намерениях (бизнес-плана), содержащей следующие сведения:

  • о назначении и параметрах предполагаемого строительства
  • необходимости в объёмах
  • обеспечения инженерными и транспортными коммуникациями
  • схему подъездов к объектам
  • наличии предварительных технических условий по инженерному обеспечению
  • необходимости установления санитарно-защитной (охранной) зоны, возможности установления этих зон)

Материалами и документами, используемыми для обоснования необходимости включения земельного участка в границы населённого пункта, установления или изменения ВРИ земельного участка, могут быть следующие:

  • ситуационный план ЗУ, схема расположения земельного участка, выкопировка из карты района с указанием испрашиваемого земельного участка с нанесенными границами:
    • населённых пунктов
    • объекта водного, лесного фонда
    • объектов промышленности, транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры и т.п.
  • выписки из ЕГРН на ЗУ, расположенные на нём объекты недвижимости (при их наличии)
  • заключение кадастрового инженера, органов технической инвентаризации, иных уполномоченных органов о нахождении или об отсутствии объектов недвижимости на земельном участке
  • документы, подтверждающие невозможность (либо возможность и целесообразность) использования ЗУ из земель с/х назначения по целевому назначению:
    • заключение Управления Роспотребнадзора
    • заключения соответствующих экспертиз
  • сведения о проекте, планируемом к реализации, с приведением расчётов и обоснований:
    1. инвестиционный проект
    2. бизнес-план
    3. финансово-экономическое обоснование
    4. эскизный проект
    5. другие
  • документы, подтверждающие финансовые возможности реализации проекта, включая возможность привлечения кредитных и заёмных средств
  • обоснование площади ЗУ в соответствии с указанной в заявлении целью обращения
  • соглашения, заключённые между органом местного самоуправления и заинтересованным лицом, о финансировании строительства на земельном участке:
    • объектов социальной и инженерной (коммунальной) инфраструктуры
    • объектов благоустройства
  • заключения:
    • организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения
    • органов местного самоуправления о возможности подключения к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение к ним
    • уполномоченных органов об отсутствии ограничений в использовании ЗУ
  • иные документы

В подавляющем большинстве случаев главной целью включения в границы населённых пунктов земельных участков из состава с/х угодий является достижение цели жилищного строительства. Именно она указывается в качестве мотива во многих заявлениях.

Поскольку речь идёт об участке сельхозугодий, то обоснование необходимости его включения в границы населённого пункта по той причине, что участок зарос кустарником, может сыграть злую шутку.

Порядок рассмотрения властями заявления и принятия решения о включении участка в границы населённого пункта изложен в пунктах 5 – 25 статьи 4.1 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».

По срокам и очередности действий властей этот порядок можно представить так:

  • в срок 45 дней со дня поступления заявления орган местного самоуправления выполняет следующие мероприятия:
    1. в течение 5 рабочих дней с даты поступления заявления принимает решение о поведении о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний
    2. направляет оповещение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний правообладателям включаемых участков, а также собственникам объектов недвижимого имущества, расположенных на указанных земельных участках
    3. организует и проводит общественные обсуждения или публичные слушания (в случае включения земельного участка в границы населённого пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования обсуждения и слушания не проводятся)
    4. обеспечивает публикацию заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в СМИ, на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет
    5. готовит заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта и о возможности установления или изменения ВРИ земельного участка (если это указано в заявлении)
    6. направляет заключение и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ
  • орган исполнительной власти субъекта РФ выполняет следующие мероприятия:
    1. в течение 5 рабочих дней со дня поступления материалов и документов от органа местного самоуправления направляет поступившие документы для согласования в соответствующие органы, организации, предприятия и учреждения (срок согласования – не более 1 месяца)
    2. в течение 30 дней со дня получения согласований принимает решение о включении земельного участка в границу населённого пункта и об установлении или об изменении ВРИ земельного участка или отказывает в принятии решения
    3. в течение 30 рабочих дней со дня принятия решения направляет его копию в орган местного самоуправления поселения/городского округа/орган местного самоуправления муниципального района, в границах которых расположены земельные участки

По результатам рассмотрения представленных документов, орган исполнительной власти субъекта РФ принимает одно из двух решений:

  1. о включении ЗУ в границы населённого пункта
  2. об отказе во включении участков в границы населённого пункта

В случае принятия решения об изменении границы населённого пункта посредством включения ЗУ в границы вносятся изменения в генеральные планы, схемы территориального планирования – не реже 1 раза в год без проведения общественных обсуждений или после публичных слушаний.

Перевод участков сельхозугодий в категорию «земли населённых пунктов» будет считаться состоявшимся с даты их государственного кадастрового учёта в связи с изменением их категории.

Собственникам и правообладателям не придётся заниматься переоформлением правоустанавливающих документов на земельные участки, по которым приняты акты о переводе из состава земель одной категории в другую.

Кадастровый учёт орган Росреестра проведёт самостоятельно после получения им решения из органа исполнительной власти субъекта РФ, направленного в порядке межведомственного взаимодействия.

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ вправе принять отрицательное решение в следующих случаях:

  • федеральными законами установлены:
    1. ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешённого использования ЗУ
    2. запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешённого использования ЗУ
  • использование участка, указанное в заявлении, не соответствует использованию, установленному документами территориального планирования
  • поступил мотивированный отказ (отказы) в согласовании заявления от соответствующих органов, организаций, предприятий и учреждений, получивших документы для согласования вопроса о включении ЗУ в границу населенного пункта либо об исключении ЗУ из границы населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ
  • поступило заключение органа местного самоуправления поселения о невозможности или нецелесообразности включения ЗУ в границу населённого пункта установления или изменения его ВРИ
  • заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний содержит положение о несогласии их участников с решением о включении ЗУ в границу населённого пункта или об исключении участка из границы населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ
  • отказ в принятии решения предусмотрен решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (руководителем этого органа)

Своё несогласие с отказом в принятии решения о включении земельного участка в границы населённого пункта или об исключении ЗУ из границ населённого пункта и об установлении/изменении ВРИ заявитель имеет право обжаловать в судебном порядке.

Как перевести земли сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов?

  • Как получить участок от муниципалитета или государства – читать здесь
  • Что такое «пятно застройки» земельного участка – читать здесь
  • Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
  • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь

Инициировать процедуру перевода имеет право собственник надела или землепользователь, которыми могут являться граждане, представители юридического лица (ЮЛ), индивидуальные предприниматели (ИП) или общины малых коренных народов России, а в отдельных случаях – компетентные органы государственной (муниципальной) власти. Пошаговая инструкция смены категории земель выглядит следующим образом (ст. 3 ФЗ 172):

Копия акта направляется из местной (региональной) администрации в территориальный отдел Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии (отдел Росреестра) в десятидневный срок со дня утверждения решения. Изменения вносятся в ЕГРН на основании этого акта (ст.5 ФЗ 172).

Услуга по уведомлению Росреестра о смене категории предоставляется заявителю бесплатно. За оказание госуслуги по внесению изменений в ЕГРН владельцу (пользователю) участка понадобится оплатить госпошлину в размере 350 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

После постановки на регистрационный учет владелец участка может начать использование надела в соответствии с новым правовым статусом земли.

Собственник дачного надела гражданин П. подал в суд исковое заявление с просьбой признать незаконным акт об отказе на перевод надела из земель сельхозназначения в категорию ЗНМ. Свой иск гражданин П. обосновал тем, что в связи с запланированным на 2017 – 2019 годы расширением жилого микрорайона, решением собрания районной Думы Стародворского муниципального района № 321-р утвержден генеральный план городского поселения Веселое Стародворского района, по которому его дача внесена в пределы г. п. Веселое.

Процедура перевода земли для сельскохозяйственных нужд в индивидуальное жилищное строительство, возможна, и регламентируется она Земельным Кодексом РФ и законом №172-ФЗ.

В соответствии с этими документами участки с объектами индивидуального жилищного строительства, должны относиться к категории земель населенных пунктов.

Перевод в эту категорию участков сельхозназначения должен обосновываться в каждом отдельном случае.

Как перевести землю из сельхозназначения?

Новые данные, касающиеся земли, будут внесены в систему Росреестра и там останутся. Ходатайство гражданин может написать самостоятельно или, скачав типовую форму, заполнить ее. В составлении подобных документов новичкам помогают юристы. Это недорого, зато гарантия избежать ошибок.

Необходимо знать, что на территории, отнесенной к землям сельхозназначения и отданной в пользование под ЛПХ не разрешается строительство жилой недвижимости.

Фактически, такое сооружение построить можно, но впоследствии не получится оформить дом как жилой объект до момента перевода этого надела в другую категорию.

Именно воздвижение дополнительной инфраструктуры и жилищных объектов становится распространенной причиной для обращения в госслужбу.

  • На перевод рассматриваемого объекта существует запрет, регламентированный нормативно-правовыми актами федерального или регионального значения.
  • Отрицательное решение, полученное на основании экологической экспертизы.
  • Целевое использование не подходит под объявленную категорию.

: Косгу установка и монтаж двери в бюджетном учреждении в 2020

Перевод земель из одной категории в другую исполняется компетентной службой в зависимости от собственности и типа участка. Если рассматриваемый надел является особо охраняемой, стратегической или природозащитной зоной, вопрос об изменении его статуса находится в компетенции федерального правительства или правительств отдельных регионов по запросу Минэкономразвития РФ.

С их точки зрения, это вполне логично.

А на какой же земле еще строиться? Ведь доля земель населенных пунктов в общем земельном фонде России составляет всего около 1 %, а возможности использовать их для строительства практически исчерпаны.

Вот и обращают девелоперы свой зоркий взгляд на безбрежные российские поля, откусывая от них все новые куски, инициируя перевод участков сельхозназначения в другую категорию.

  • ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
  • заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
  • экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.

В результате внесения этих изменений орган, отвечающий за кадастровый учет, обязан уведомить органы госрегистрации прав для того, чтобы были внесены соответствующие изменения в ЕГРПН. Этот случай не предполагает переоформление документации на земельный участок.

  1. Территория загрязнена и застроена заброшенными и аварийными зданиями, постройками и свалками (однако, все же есть возможность получить разрешение на перевод: утвердить проект рекультивации рассматриваемого участка земли).

  2. На земельном участке проводились работы, напрямую связанные с повреждением почвенного слоя (в этом случае также разрешение можно получить после полнейшего восстановления поверхности земельного участка, подтвержденным проектом рекультивации, но в этом случае это должны быть решением собственника, а не приказом представителей законодательной власти).

  • существуют ограничения, которые не позволяют перевести земли в ИЖС;
  • экологическая экспертиза не дала разрешение, определяемое по итогам проводимых исследований;
  • целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам;
  • если стоимость по кадастру выше наполовину;
  • участок является землей особенного назначения: пастбище, луг и так далее.
  • ФЗ №172, регулирующий процедуру перевода земли из сельхозназначения в ИЖС;
  • ФЗ №101, определяющий оборот земель сельскохозяйственного назначения, включая право на строительство;
  • ФЗ №373, регулирующий требования к разрешению на строительство домов;
  • статья №51 ГрК РФ, определяющий процедуру получения разрешения на строительство;
  • некоторые другие статьи из ГК РФ, используемые в каждом случае в индивидуальном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *