Пример конфликта интересов на государственной гражданской службе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пример конфликта интересов на государственной гражданской службе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

По закону госслужащий обязан в письменном виде уведомить свое непосредственное начальство и представителей тех лиц, которым оказываются услуги, о ситуациях, имеющих потенциальную возможность возникновения КИ. Степень личной заинтересованности остается полностью на совести служащего, он же несет все последствия юридического характера.

Если же госслужащий, участвующий в ситуации конфликта интересов, не предпринимает никаких мер, чтобы бороться с ним, не предотвращая конфликтную ситуацию, то это правонарушение. В качестве наказания может последовать ряд мер, в том числе увольнение служащего с госслужбы.

Важно! Если имело место нарушение дисциплинарного характера либо же административное правонарушение, то по месту работы проводится инициированная руководством служебная проверка, после чего назначается взыскание. Помимо этого, сведения о нарушении могут переданы в органы правопорядка.

Конфликт интересов на государственной службе

Ситуация: Служащий может принимать решения относительно кадровых вопросов к своим родственникам или другим заинтересованным лицам. К примеру, речь идет о служащем, занимающем место в конкурсной комиссии, а в числе претендентов на место находится его родственник. Или же работник может являться членом комиссии, проводящей проверку по делу о нарушении со стороны своего родственника.

Решение: Первым делом нужно оповестить руководство о наличии факта личной заинтересованности, также эту информацию доносят до представителей нанимающей стороны.

Ситуация: Служащий или же его родственники занимаются осуществлением оплачиваемых действий по договору касаемо организации, в которой служащий выполняет управленческие функции.

Решение: Первый шаг в этом случае остается неизменным – потребуется уведомить о заинтересованности нанимателя и собственное начальство, а также написать отказ от выполнения работы. Если же там работают родственники, достаточно уведомления. При этом отсутствие действий по урегулированию конфликта интересов влечет отстранение данного служащего от работы.

То же самое будет касаться ситуаций, в которых заинтересованная сторона осуществляет выполнение платных услуг в отношении организации, где госслужащий выполняет управленческие функции.

Попробуем разобраться в ситуации, когда госслужащий сотрудничает с компаниями, представляющими те или иные виды услуг, в том числе на небезвозмездной основе.

Потребуется произвести следующие действия: обязательно уведомляем начальство и нанимателя, а затем потребуется принять важное решение – будет ли в данном случае факт оказания услуг как-либо плохо влиять на то, как именно исполняются должностные функции. Если личная заинтересованность достаточно высока, то лучше всего избегать в дальнейшем работы с этой компанией и провести отстранение служащего от дел с ними.

Ситуация может складываться таким образом, что сам госслужащий так или иначе управленчески связан с учреждением, перед которым у него или его родных есть обязательства имущественного характера.

Важно! Для того чтобы урегулировать очевидный конфликт, нужно обязательно завершить все возможные обязанности по отношению к учреждению – расплатиться с любыми долгами, аннулировать аренду и так далее. Если это по каким-то причинам не представляется возможным, то информацию представляют, как и в других случаях, нанимателю и своему начальству.

В этой ситуации начальство обычно выносит вердикт об отстранении сотрудника от выполнения им своих обязанностей по отношению к искомой организации. Это будет продолжаться до тех пор, пока он несет имущественные обязанности.

Итак, из вышеперечисленных случаев следует, что при возникновении конфликта интересов со стороны работника обязательно должны последовать меры по предотвращению или урегулированию данного конфликта. В противном случае это будет считаться правонарушением. Какие могут быть наступить санкции?

Используя подобные ситуации в личных интересах, можно подорвать или полностью утратить доверие работодателя, вследствие чего наступят последствия в виде увольнения в занимаемой должности на государственной службе. Это достаточно жесткая мера пресечения, однако она базируется на том, что интересам и правам граждан, общества, организаций, субъектов Российской Федерации или же самой стране не должно быть причинено никакого вреда из-за некорректных действий государственных служащих.

В этом случае дисциплинарная ответственность может выражаться в виде вынесения замечания, выговора или же предупреждения о том, что данный сотрудник не полностью соответствует занимаемой должности.

Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.

Теоретическая ситуация

Возможные последствия

Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников.

  • увольнение в связи с утратой доверия;
  • увольнение за несоблюдение ограничений по должности.

Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений.

  • выговор — госслужащему;
  • увольнение — родственнику.

Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда)

  • отстранение до снятия имущественных обязательств (возврат долга, расторжение аренды);
  • отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве

  • оценивается возможность спора;
  • отстранение от выполнения служебных обязанностей.

При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник

  • выговор;
  • увольнение.

При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался.

Использование служебной информации в корыстных целях

  • проведение служебной проверки и назначение административного и уголовного наказания.

Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Конфликт интересов: примеры ситуаций

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Существуют примеры и ситуации конфликта интересов на государственной службе в случае наличия личной выгоды должностного лица. Так, сотрудник может принимать непосредственное участие в решении кадровых вопросов в отношении своих родственников. Помимо близких людей здесь можно рассматривать и иных лиц, в отношении которых у госслужащего имеется вероятность получения выгоды. Рассмотрим примеры конфликта интересов на муниципальной службе:

  • Сотрудник государственного органа входит в состав конкурсной комиссии, рассматривающей кандидатов на занятие вакантной должности в своем учреждении. Одним из претендентов при этом является его родственник.
  • В обязанности госслужащего входит осуществление определенных управленческих функций или вопросы принятия кадровых решений, касающихся родственников или других приближенных к нему лиц.
  • В таких случаях является обязательным написание уведомления о вероятности появления конфликта интересов. В связи с этим представитель нанимателя должен отстранить такого сотрудника от тех обязанностей, которые предполагают его взаимодействие с близкими людьми.

Рассмотрим и другие случаи возникновения конфликта интересов. Примеры на службе в государственных или муниципальных органах могут касаться владения служащим или (и) его родственниками ценных бумаг, принадлежащих данной организации. Об этом также должно быть составлено уведомление в письменной форме. Ценные бумаги в таком случае должны быть переданы в доверительное управление. Помимо этого, может быть рассмотрен вопрос об их отчуждении.

Примеры конфликта интересов могут касаться и тех ситуаций, когда госслужащий имеет вклады в банках или иных кредитных организациях, в отношении которых им осуществляются управленческие функции. В этом случае также потребуется написание уведомления об имеющейся личной заинтересованности на имя непосредственного начальника. До принятия необходимых мер сотрудник должен быть отстранен от исполнения им тех должностных обязанностей, которые касаются работы с банками и кредитными организациями.

Помимо государственной службы можно привести примеры конфликта интересов и в школе. Это касается ситуаций, когда преподаватель параллельно с осуществлением своей трудовой деятельности оказывает платные услуги.

Законодатель стремится бороться с такой ситуацией, когда педагог занимается с учеником, который обучается в школе, являющейся местом работы этого педагога. В результате подобных действий и возникает конфликт интересов в образовании. Примеры оказания подобных платных услуг можно встретить повсеместно. При этом некоторые педагоги искусственно создают такие ситуации, при которых родители детей или их законные представители вынуждены согласиться с предоставлением навязанного им репетиторства. Порой коллеги «поставляют» друг другу таких обучающихся. При этом они пользуются принципом «ты – мне, а я – тебе».

Государственная гражданская служба предполагает ряд четко регламентированных обязанностей, которые возлагаются на конкретное должностное лицо в рамках его полномочий. Отсюда могут возникнуть разногласия между личными взглядами и служебными обязанностями.

Конфликты интересов при прохождении государственной гражданской службы представляют собой ситуации, при которых личные интересы государственного служащего могут помешать объективному, надлежащему и беспристрастному исполнению должностных обязанностей. Лицо при этом в силу своих полномочий обязано разрешать подобные споры,

Обратите внимание! Личные интересы следует рассматривать в данном случае как возможность получения денег, имущества, услуг имущественного характера, выполнение работ и так далее.

Субъектами, на которые возлагается обязанность по устранению рассматриваемых разногласий, являются:

  • государственные, муниципальные служащие;
  • сотрудники государственных корпораций, Центробанка РФ, ПФ РФ и так далее;
  • работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти;
  • иные лица, если обязанность установлена действующими нормами закона.

Таким образом, подобные ситуации могут коснуться только определенных людей, имеющих статус чиновника или иного должностного лица.

Конфликты, возникающие в период служебной деятельности, предполагают схожий характер с другими видами социальных разногласий. Чтобы определить тип спора, нужно оценить личные интересы затрагиваются или общественные.

К видам рассматриваемых обстоятельств можно отнести следующие:

  • Организационные. Здесь речь идет о том, что организация или группа лиц, в данном случае служащих, не может исполнять те или иные обязанности. Это мешает беспристрастности и объективности из-за наличия конкретных личных интересов.
  • Личные. В данном случае индивидуальные интересы конкретного должностного лица встают в разрез с обязанностями по службе.

При этом государственная служба может продемонстрировать примеры каждого из представленных типов.

С учетом особенностей госслужбы определяются также и признаки рассматриваемого понятия, к которым можно отнести следующее:

  • разногласия, касающиеся личных интересов и общественных, связанных с исполнением должностных обязанностей;
  • заинтересованность должностного лица;
  • материальный характер личной заинтересованности служащего (стремление получить деньги, имущество, услугу и так далее);
  • отсутствие возможности объективно и беспристрастно исполнить обязанности.

Указанные признаки отражают конфликт интересов, возникающий непосредственно при прохождении государственной гражданской службы.

Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.

Способы урегулирования возникающих разногласий:

  • Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
  • Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
  • Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
  • Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.

При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.

Чтобы понять принцип, по которому действуют госорганы, разрешая разногласия, достаточно обратиться к положениям действующего закона.

Для устранения конфликта следует помнить, что:

  • должностное лицо обязано принимать меры по устранению проблемы, это не его право, и проигнорировать конфликт для служащего недопустимо;
  • обязательно осуществляется уведомление работодателя в установленном порядке о том, что возникли противоречия интересов, что также рассматривается, как обязанность, а не его право;
  • отстранение служащего от работы или даже должности на время путем вынесения распоряжения. Кроме того, лицо самостоятельно может сделать отвод, что также подтверждается соответствующих документов, подписывается работодателем.

Кроме того, лицу достаточно сообщить о споре и самостоятельно принять меры, устраняя его. Таким образом, порядок предусматривает отстранение лица от конкретной работы, независимо, от его желания.

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Обратите внимание! Докладная должна быть передана на рассмотрение в течение трех дней. Более того, служащий может предложить конкретные варианты разрешение конфликта.

Конфликты интересов на государственной службе — это что? Примеры ситуаций

Как упоминалось выше, при определении ответственных за устранение конфликтных ситуаций на государственной гражданской службе, достаточно обратиться к федеральному законодательству.

Государственные, муниципальные служащие, сотрудники государственных корпораций, работники организаций, задачи которых определяются федеральными органами власти, – все эти субъекты отвечают за выявление и устранение разногласий по службе.

Указанные выше субъекты напрямую несут ответственность за координацию таких конфликтов, поскольку они приводят к нарушению работы государственных органов. Если разногласие не будет устранено, то повысится коррупционный показатель, здесь встанет вопрос о компетентности и соответствии должности отдельных лиц.

Если говорит о тех, из-за кого формируются конфликты, то для них предусмотрены разные виды ответственности. Служащего могут уволить, отстранить на время или снять с должности. А могут отделаться предупреждением в случае самостоятельного принятия участия в разрешении проблемы.

Если говорить о государственной службе, особенно о возникновении споров в ее среде, объясняется это признаками такой работы, а именно специфическим статусом работников органов власти. Закон предусматривает массу ограничений для чиновников, служащих и так далее. Отсюда и формируется большинство спорных ситуаций. Следовательно, чем больше ограничений, тем большая вероятность развития тех или иных разногласий.

Еще одна особенность рассматриваемых ситуаций – это определение таковых. Речь идет о заинтересованности госслужащих, носящей личный характер, что возможно установить в половине из всех возможных проблемных ситуациях. Пример – получение денег должностным лицом, которое достигается посредством использования служебного положения.

Отсюда можно сделать вывод о том, что установить разногласия на государственной службе можно только определив характер полномочий должностного лица. А также доказав наличие личной заинтересованности.

Случаи с конфликтами интересов распространены в большинстве сферах жизни человека. Подобные ситуации случаются в личной жизни, образовании, быту, а также на работе. Наглядные примеры представлены между однокурсниками ВУЗа или одноклассниками школы, среди служащих различных организаций. Не обходит стороной явление различные сообщества. Примечательно, что возникновение таких ситуаций необязательно указывает на негатив.

Термин «конфликт» происходит от латинского и имеет корень — «столкновение». Иными словами — возникновение ситуации, при которой двое или несколько лиц из одной группы проявляют претензии на объект. Это влечет к пересечению не только интересов, но и ответственности.

Столкновение потребностей на владение одним объектов подразделяют на два вида:

  1. Личный. Работник в ходе исполнения обязанностей попадает в ситуацию, где личное желание сталкивается с общественной или организационной задачей. К примеру, у служащего стоит план по сдаче проекта. Однако, невзирая на риск пропустить сроки сдачи, человек стремится пораньше уйти домой.
  2. Организационный. В данном контексте компания ставит во главу угла получение выгоды, не смотря ни на что. При этом происходит разрыв договоров с государственными, муниципальными предприятиями. Однако в такой ситуации организация уже не способна оказывать беспристрастно услуги. Ответственным лицом признается руководитель компании, либо другие сотрудники, принимающие решения.

Например, родственник сотрудника предприятия направил жалобу на действия или бездействие чиновника, который является братом. Однако претензия не была рассмотрена по существу. Если в ходе проверки устанавливается, что работник знал о заявителе и их связях, но не выполнил обязанностей, лицо привлекут к ответственности.

На заметку: мероприятия, направленные на урегулирование проблемы, установлены в антикоррупционных законах Российской Федерации.

Конфликт интересов на государственной службе: понятие, примеры

Личная заинтересованность государственного служащего заключается в возможности приобретения выгоды в ходе выполнения обязанностей по работе. В Федеральном законе такие действия расцениваются, как необоснованное обогащение.

Примечательно, что работник предприятия осуществляет такие манипуляции не только в качестве выгоды для себя, а также:

  • отца и/или матери;
  • мужа или жены;
  • ребенка;
  • братьев, сестер;
  • компаний, с которыми сотрудник имеет какие-то связи.

Для урегулирования конфликта интересов на государственной службе по вопросам судебных разбирательств рекомендуется:

  • погасить задолженность, аннулировать контракт, а также другие действия по разрешению имущественных споров;
  • служащему следует уведомить руководителя.

На заметку: представителю организации эксперты советуют временно отстранить работника от выполнения должностных функций.

Президентом России 15.08.2001 утверждена Концепция, реформирующая систему госслужбы. Она включает сведения о возможности формирования механизмов конфликта интересов в деятельности чиновников. Для исполнения Концепции 27.07.2001 утвержден ФЗ № 79-ФЗ, установивший основы системы госслужбы в России. Законодательный акт определил, что такое конфликт интересов (на муниципальной службе понятие урегулировано ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ). Термин относится к ситуации, когда служащий лично хочет (прямо или косвенно) приобрести выгоды от исполнения обязанностей по работе. Желание влияет на степень объективности, беспристрастности и качество выполняемого функционала.

Национальный план борьбы с коррупцией, утвержденный Президентом 31.07.2008 в качестве одного из главных механизмов недопущения развития коррупции, утвердил необходимость разрешать на службе конфликты интересов. Понятие получило развитие в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ.

Статья 10 ФЗ № 273 определяет, что конфликтом интересов является ситуация, когда личная заинтересованность влияет на исполнение обязанностей по должности. Возникает противоречие между требованием соблюдать права граждан и персональными интересами служащего, связанные с приобретением выгоды. В результате нарушаются прав населения, общества или государства.

Понятие «личная заинтересованность» упоминается в ст. 19 ФЗ № 79. Его подробное определение содержится в ст. 10 ФЗ № 273. Это возможность для работника лично или для его родных, друзей, знакомых, связанных с ним учреждений получить в процессе исполнения функциональных обязанностей доходы в виде финансовых средств, преимуществ, результатов работы организаций. Она прямо влияет на надлежащее выполнение госслужащим обязанностей по должности.

Личная заинтересованность подразделяется (ст. 10 ФЗ № 273) на:

  • прямую (получение выгод непосредственно сотрудником);
  • косвенную (создание условий и возможностей для реального получения служащим выгод).

Исключить полностью возможность появления ее у сотрудника и, как следствие, возникновения конфликта интересов невозможно. Необходимый алгоритм — эффективно урегулировать проблему. Для этого нужно:

  • заранее определить способствующие ее возникновению обстоятельства;
  • отследить динамику развития;
  • управлять разрешением проблемы.

Термин «конфликт интересов» применяется по отношению к множеству ситуаций, в которых действует сотрудник. Примеры конфликта интересов на муниципальной службе и на госслужбе приведены в памятке Управления делами Президента по разъяснению типовых случаев, связанных с проблемой. Минтруд в Письмах от 03.09.2018 № 18-0/10/П-6179, от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088 опубликовал обзор часто встречающихся ситуаций и критериев их определения. Оценить конкретную ситуацию помогают Рекомендации Минтруда от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146, обзоры практики и решения типовых проблем.

Скачать Письмо Минтруда от 03.09.2018 № 18-0/10/П-6179

К регулярно встречающимся примерам относят:

  • исполнение служащим управляющих функций в отношении родственника;
  • получение имущества в качестве подарка;
  • участие в заседании комиссии, работа которой связана с вопросами предоставления финансовых благ родственнику;
  • издание и утверждение распоряжений, касающихся направления материальных средств родственнику;
  • осуществление предпринимательства или оплачиваемой деятельности в сфере, которую контролирует госслужащий;
  • обучение сотрудника в образовательном учреждении, в отношении которого орган власти осуществляет функции контроля, надзора. Получение преимущества в процессе учебы, например, завышение оценок;
  • работник является членом комиссии по замещению вакансий, а претендент — его дочь, она получает преимущество перед остальными претендентами;
  • отец супруга служащего — участник общества в единственном лице, с этой организацией служащий заключил контракт и подписал акт выполненных работ. В силу личной выгоды учреждение получило доход.

Скачать Письмо Минтруда от 15.10.2012 № 18-2/10/1-2088

Практических примеров множество, а задача госслужащего — не допустить реализации конфликта в практической деятельности.

Скачать памятку о типовых конфликтных ситуациях на госслужбе

Примеры конфликта интересов на государственной службе

Обе стороны — и служащий, и работодатель — обязаны принимать меры по недопущению конфликта или его урегулированию. Обязанность установлена ст. 19 ФЗ № 273. В таблице собрали способы урегулирования конфликта интересов на муниципальной службе в 2020 году.

Варианты действий служащего

Варианты действий работодателя

Проинформировать работодателя о факте наличия проблемы, перспективе возникновения (ч. 2 ст. 11 ФЗ -273, п. 12 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 79, п. 11 ч. 1 ст. 12 ФЗ № 25), направив в его адрес уведомление.

Внести изменения в положение служащего по должности, при необходимости отстранив его от функционала (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 3.1 ст. 19 ФЗ № 79, ч. 2.1 ст. 14.1 ФЗ № 25). Изменения вносят путем исключения процессов из обязанностей или отстранения от их исполнения (с сохранением зарплаты).

Взять самоотвод (ч. 5 ст. 11 ФЗ 273) в установленных законодателем случаях. Перечень случаев до настоящего времени не определен.

Сообщить о проблеме в специальную комиссию, контролирующую соблюдение требований к поведению на службе (п. 16 Положения о комиссиях, утвержденного Указом Президента от 01.07.2010 № 821).

Выразить отказ от выгоды, которая является поводом к возникновению проблемы (ч. 4 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 3 ст. 19 ФЗ № 79, ч. 2 ст. 14.1 ФЗ № 25).

Провести передачу ценных бумаг, долей участия, вызывающих возможность появления конфликта (ч. 7 ст. 11 ФЗ № 273, ч. 2 ст. 17 ФЗ № 79, ч. 2.2 ст. 14.1 ФЗ № 25).

Наказанием за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по недопущению, урегулированию является увольнение (освобождение от замещаемой должности) вследствие утраты доверия, так устанавливает ст. 13.1 ФЗ № 273.

Лишение права замещать должности в виде наказания установлено ст. 47 Уголовного кодекса.

КоАП разрешает применение похожего наказания — дисквалификации (ч. 1 ст. 3.11), то есть запрета занимать должности государственной и муниципальной службы на период от полугода до 3 лет.

Конфликты интересов на государственной гражданской службе были предусмотрены законодательством изначально. Летом 2001 года президент РФ утвердил Концепцию реформирования системы государственной службы, в которой отдельное внимание посвящалась формированию конфликта интересов. Это было необходимо для того, чтобы при индивидуальной или групповой заинтересованности служащих при возникновении спорных ситуаций работал механизм преодолению конфликтных ситуаций без нарушения или превышения полномочий.

Правовое оформление вопроса о разрешении конфликтов на государственной службе направлено на то, чтобы общество могло доверять органам государственной власти и знать, что они обеспечат полную безопасность и защищать их интересы. Немаловажно, чтобы граждане были уверены в том, что гос. служащие не станут злоупотреблять своими должностными обязанностями.

Летом 2008 года был принят национальный план по противодействию возникновению коррупции, который позже президент РФ подтвердил. В этом плане говорилось о том, что самым мощным механизмом противодействия коррупции является создания полноценного и комплексного механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Зимой 2008 года был принят ещё один закон, касающийся темы нашей статьи «О противодействии коррупции». Частично в нем были скопированы основные моменты из нормативно-правовых актов, принятых ранее. Дополнение состояло в том, что были добавлены конкретные положения, которые более детально рассматривали само понятие конфликта. Также отдельно рассматривались возможные методы решения проблемы.

Памятка по вопросам урегулирования конфликта интересов для ГГС в Департаменте

Выявление конфликта интересов на государственной службе и своевременная его обработка – лучший вариант действий, однако не единственный. В законе предусмотрено несколько возможных способов решения проблемы:

  • изменение должности или служебного положения, которое занимает гос. служащий;
  • отстранение от выполнения обязанностей;
  • добровольный и гарантированный отказ работника от выгод, из-за которых и возник конфликт интересов;
  • отвод госслужащего от дела в определённых государством случаях и порядке.

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Примеров конфликта интересов на государственной службе множество, но как с этим борются? В 2007 году по приказу министра обороны была создана Комиссия по контролю за соблюдением требований к служебному поведению у государственных гражданских служащих. Она занималась рассмотрением следующих вопросов:

  • проверка наличия у работников личной заинтересованности;
  • нарушение служебного поведения, границы которого предусмотрены законом;
  • согласие или отказ в даче согласия лицам, которые выполняли обязанности на определенном посту, в замещении их в течении 2 лет с момента увольнения с прежней должности.
  • Неоправданная широта полномочий.
  • Отсутствие конкретных сроков для принятия решения.
  • Наличие органов государственной власти, которые дублируют полномочия других служб.
  • Изменение объёма своих полномочий по желанию из-за отсутствия детальных формулировок.
  • Превышения свободы чиновников для правотворчества.
  • Установление общих правил для разных правовых ситуаций без вникания в детали.
  • Принятие нормативных документов, которые лежат вне компетенции.
  • Отсутствие определённого порядка при выполнении ряда административных процедур.
  • Представление завышенных требований к гражданам, которые обратились за помощью, установление обременительных и запутанных правил.
  • Безнаказанное злоупотребление властью.
  • Использование двусмысленных терминов в законах и нормативных актах.

Подводя итоги статьи, хочется сказать о том, что конфликты интересов на государственной службе – это нормально. Однако, чтобы ситуация не выходила за рамки дозволенного, необходимо наладить механизм выхода из таких ситуаций и создать все условия, чтобы они не могли возникать в большинстве случаев, и у должностных лиц не было возможности воспользоваться некоторыми преимуществами своего положения.

Конфликт интересов – это повсеместно встречающееся явление. Подобные ситуации могут возникнуть в любых сферах жизни. Примеры конфликта интересов нередко встречаются между членами семьи и одноклассниками, среди сотрудников, входящих в штат одной организации, а также в сообществах, созданных единомышленниками. Причем их наличие вовсе не означает того, что люди испытывают друг к другу личную неприязнь. Наиболее сложные сферы, в которых имеет место конфликт интересов, – политический и общегосударственный сектор.

В п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе указано, что отсутствие конфликта интересов — это общее требование к участникам. Под ним понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член закупочной комиссии, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий состоят в браке с физлицами, который являются выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, гендиректором, управляющим, президентом и др.), членами коллегиального исполнительного органа хозобщества, руководителем учреждения или унитарного предприятия или другими органами управления юрлиц — участников закупки, с физлицами, в том числе зарегистрированными как индивидуальный предприниматель, — участниками закупки или являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (которые имеют общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными таких физлиц. А под выгодоприобретателями понимаются физлица, которые владеют напрямую или косвенно (через юрлицо или через несколько юрлиц) более чем 10% голосующих акций хозобщества или долей, которая больше 10% в уставном капитале хозобщества.

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

В 2009 г. в своем докладе Мэрилин Филд и Бернард Ло указали на то, что конфликт интересов является не чем иным, как совокупностью обязательств, создающих риски того, что вторичный интерес будет оказывать непосредственное влияние на профессиональные действия или суждения относительно первичных интересов. Другими словами, подобное явление может иметь место в случае имеющейся личной выгоды человека, который участвует в ходе принятия того или иного решения. Это и приводит к нанесению ущерба интересам компании или общества.

Рассмотрим некоторые наглядные примеры конфликта интересов:

  1. Фармацевтическая компания вручает доктору исследовательский гранд. В этом случае специалист начинает чувствовать себя обязанным прописывать своим пациентам лекарства именно этого производителя, несмотря на наличие лучших альтернатив. В этом случае наносится ущерб общественным интересам.
  2. Женщина, которая является сотрудницей компании, расписывает боссу достоинства своего племянника как кандидата на вакантную должность. При этом она не упоминает о своих родственных связях с ним.
  3. Начальник дает работнику задание найти для компании поставщика. Тот предлагает в ответ организацию, владельцем акций которой является сам.
  4. По итогам года босс выписывает себе и своей команде внушительные премии. Причем это происходит на фоне того, что у владельцев компании имеются серьезные убытки.

В большинстве случаев подобные ситуации не являются нарушением закона. Именно поэтому в любых организациях так много примеров конфликта интересов. Но имеющаяся проблема непременно поставит под сомнение репутацию сотрудника, его надежность и честность. В дальнейшем это негативно отразится на работе всей команды.

Внутриличностный конфликт в психологии — типы, причины и последствия

Личная заинтересованность не всегда приводит к конфликту интересов. Более того, не всегда конфликт интересов является неправомерным и карается законом. Именно поэтому не существует отдельно взятого закона, который бы оценивал непосредственно преступность конфликта интересов. Личный интерес является первой ступенью на пути к совершению преступления или неправомерного действия. Он также может привести к административному нарушению, за которое можно получить штраф в виде нескольких необлагаемых минимумов с дохода служащего либо условное ограничение свободы, особенно, если такая ситуация случилась впервые у человека с отличными рекомендациями, работающего на госслужбе.

Интересно. Предотвращение конфликта интересов или умение разрешить такие споры приводит к сохранению свободы, финансов, репутации отдельно взятых служащих и предприятия в целом.

Слово «конфликт» пришло к нам из латыни. В переводе с этого языка оно означает не что иное как «столкновение». То есть приходит определенный момент, когда двое или большее количество членов сообщества или группы начинают выдвигать претензии на один и тот же объект. Это приводит к пересечению зон интересов всех тех, кто имеет отношение к данной ситуации.

Конфликт интересов подразделяют на личный и организационный. В первом случае выполнение служебных обязанностей человеком вступает в явное противоречие с его собственными желаниями. Примеры на службе конфликта интересов порой касаются, например, такой ситуации, когда, несмотря на то что задание не будет выполнено в срок, сотрудник стремится уйти домой либо по окончании рабочего дня, либо раньше. Ведь на вечер у него имеются свои планы.

В случае организационного конфликта на защиту своей выгоды встает целое частное предприятие. При этом фирма принимает во внимание только свои интересы и пытается отказаться или отказывается от сотрудничества с государством, становясь неспособной оказывать свои услуги беспристрастно. Ответственность за подобную ситуацию целиком возлагается на руководителя, ведь такие деяния непременно станут причиной ущерба компании в целом. Если же урон будет наноситься структурам, находящимся на государственном обеспечении, то в этом случае возможно вступление в силу действующего законодательства.

Возникают подобные ситуации и в тех случаях, когда объект конфликта не может быть поделен между двумя сторонами, претендующими на него. При этом никто не желает идти на уступки или искать компромиссы.

Таким образом, этот пункт закона может стать причиной отказа об устройстве на работу из-за риска использования служебного положения с целью произведения сделок, несущих выгоду для третьих лиц. Рассмотрим пример.

Некий гражданин являлся учредителем и основателем нескольких автономных предприятий. Спустя время, поняв, что заниматься он этим не хочет, он прекратил предпринимательскую деятельность. В этом случае, при устройстве на работу в государственную или коммерческую организацию, чей род деятельности совпадает с его предыдущим или наоборот, несет конфликт с ним, он может получить отказ с причиной «конфликт интересов». Чистой конфликтной ситуации, как таковой, может даже и не быть.

Понятие конфликта интересов в первую очередь связано с возникающими в ходе рабочей деятельности или несения государственной службы разногласиями между обязанностями сотрудника или служащего, связанными с работой, и его другой деятельностью — семейной, общественной или коммерческой. В целом, оно подразумевает ситуацию, в которой возможно само появление такого воздействия — далеко не всегда предусматривающего реальное нанесение ущерба интересам работодателя, общества или государства. Однако, намного проще устранить саму возможность таковых неправомерных действий, чем разбираться с её последствиями — именно поэтому недопущение конфликта интересов достаточно глубоко рассматривается российским антикоррупционным законодательством.

В то же время не только на государственной службе может возникнуть конфликт интересов. В коммерческих организациях подобные ситуации также могут возникнуть и по факту возникают достаточно часто. В качестве примера можно привести следующие наиболее распространенные случаи:

  • Выбор ответственным работником в качестве контрагента своего близкого человека или коммерческого партнёра. Например, сотрудник может принять решение заказать материалы для компании-работодателя у своего знакомого, или даже — у собственной фирмы.
  • Прием на работу нового работника. Кадровый сотрудник, да и многие непосредственные руководители структурных подразделений могут упростить трудоустройство своего родственника или партнёра.
  • Получение доступа к информации, составляющей тайну. Если работник имеет доступ к коммерческой тайне компании, и при этом имеет других коммерческих партнёров или родственников, являющихся конкурентами или просто представляющих иные компании, для которых данная информация может быть полезна — эта ситуация также может являться конфликтом интересов.

Выше указаны лишь основные ситуации, когда может возникать конфликт интересов в коммерческой организации. На деле подобных случаев намного больше и каждый из них следует рассматривать в индивидуальном порядке.

Заинтересованность личного характера служащего может выражаться в получении им дополнительного дохода, помимо денежного довольствия, выплачиваемого из средств местного бюджета.

Служащий может получить доход, как в денежном выражении, так и в натуральной форме, например, в виде вещи, имущества, услуг, награждений. Однако служащие во избежание конфликтных ситуаций по службе, часто получают указанный доход на имя своих родных и близких.

Для этого случая имеется указание, что личная заинтересованность распространяется не только на самого служащего, но и его близких родственников (родителей, супругов, детей, братьев, сестер).

Чтобы проверить дополнительный доход служащего помимо официального, служащий обязан ежегодно подавать декларацию о доходах, где он и его родственники указывают все свое движимое и недвижимое имущество, а также денежные средства, заработанные за год.

Во избежание неблагоприятных ситуаций по должности, служащий должен следовать этике служебного поведения, заложенного в законодательстве.

В связи с чем, на служащего возлагаются дополнительные обязанности к служебному поведению:

  • служить интересам муниципального образования и населению добросовестно;
  • иметь нетерпимое отношение к коррупции и в короткие сроки ставить в известность представителя нанимателя или работодателя о личной заинтересованности;
  • соблюдать права и свобод граждан, обращающихся за помощью в реализации своих прав и законных интересов, равным образом относиться к каждому без исключения, невзирая на их имущественное положение, национальность, религиозные убеждения и политические взгляды;
  • не отдавать предпочтения отдельным лицам при выполнении должностных обязанностей;
  • соблюдать профессионализм и компетентность на муниципальной службе;
  • в рамках регламента принимать личный прием граждан и рассмотрение их обращений;
  • уважать местные традиции муниципального образования;
  • брать во внимание культурные ценности и взгляды народов и национальностей России при ведении приема граждан;
  • не разжигать национальных или религиозных конфликтов;
  • избегать конфликтных ситуаций, которые могут нанести вред в работе местного органа, его авторитету и доверию со стороны населения.

Определение понятия дано в части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Согласно данной нормы, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей.

Суть определения осталась прежней, но оно стало проще. Вместо четырех признаков в настоящее время законодательно закреплены три.

Признаки:

  1. Замещение лицом должности, которая предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта.
  2. Влияние или возможность влияния личной заинтересованности на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение лицом должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
  3. Наличие личной заинтересованности (прямой или косвенной).

Из определения конфликта интересов удалены признаки возникновения или возможности возникновения противоречия между личной заинтересованностью государственного служащего (муниципального служащего) и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства.

Способность этого противоречия привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

Указанные критерии применимы к государственному служащему, а также состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).

Сюда можно отнести граждан или организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *