Договор с воис и рао

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор с воис и рао». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В России существует две организации, аккредитованные государством, которые осуществляют коллективное управление авторскими и смежными правами — РАО и ВОИС. РАО — это «Российское Авторское Общество». ВОИС — Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (не путайте ее с другой ВОИС — Всемирной организацией интеллектуальной собственности, занимающейся администрированием вопросов, связанных с интеллектуальными правами, на международном уровне).

Работа обеих организаций регламентирована статьей 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой сказано, что они «вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также совершать иные юридические действия, необходимые для защиты прав, переданных им в управление на коллективной основе». Поэтому когда представители РАО и ВОИС приходят с проверкой в то или иное общественное заведение, они действуют строго в рамках своих полномочий. Также и авторские отчисления РАО и ВОИС получают от пользователей, распределяют и выплачивают правообладателям, действуя по закону.

Авторские отчисления в РАО и ВОИС

Статья 1304 ГК РФ определяет фонограмму следующим образом: «любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение». Любая музыка, которую мы слушаем в записи, является фонограммой, вне зависимости от того, что мы используем, чтобы ее послушать — ресурсы в интернете, диски, радио.

Фонограмма — объект смежных прав, а следовательно, подлежит охране. «Автором» фонограммы является ее изготовитель. И для возникновения прав на этот объект интеллектуальной собственности не требуется соблюдения каких-либо формальностей — то есть право на фонограмму регистрировать не надо.

Использование объектов смежных прав без выплаты вознаграждения правообладателю допустимо только в некоторых случаях, к которым публичное исполнение записи в публичных местах не относится.

Публичное исполнение фонограммы четко определено в российском законодательстве, как «любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением» (статья 1324).

На официальных сайтах РАО и ВОИС размещены Положения о ставках, в соответствии с которыми рассчитывается вознаграждение правообладателей.

Ставки организаций зависят:

  • от того, в каком заведении и в каких условиях проигрывается произведение (в ходе массовых мероприятий, в кафе и ресторанах, отелях, в парках, клубах, музеях, торговых точках, спортивных учреждениях, на транспорте, в кинотеатрах, в театральных постановках и т.п.);
  • числа жителей в городе, в котором находится заведение или проходит мероприятие («региональный коэффициент»);
  • числа объектов одного типа, принадлежащих одному владельцу («сетевой коэффициент»);
  • площади заведений.

РАО и ВОИС являются аккредитованными государством организациями, т.е. сбор, распределение и выплата вознаграждения со всех пользователей являются их прямой обязанностью. РАО и ВОИС на регулярной основе направляют в общественные заведения своих представителей для проведения переговоров – разъяснений норм законодательства об авторских и смежных правах и заключения договоров. В случае отказа пользователя от заключения договора представители РАО и ВОИС вправе осуществить видеофиксацию публичного исполнения музыкальных записей, которые затем идентифицируются с помощью фонографических и музыковедческих экспертиз.

Экспертиза с подписью специалиста является основанием для направления в адрес владельца бизнеса досудебной претензии и доказательством нарушения авторского и смежных прав в суде.

Перед тем, как обратиться в суд, организации направляют ответчику письмо с требованием выплатить компенсации за использование музыки правообладателям и заключить соответствующие договора. Если владелец бизнеса игнорирует претензию, РАО и ВОИС вправе подать иск в суд.

Хотим обратить ваше внимание вот на что. Проиграв одну-единственную композицию, вы нарушите права сразу трех лиц — автора, исполнителя и изготовителя фонограммы. Это значит, что нарушены будут права как исполнителя и изготовителя фонограммы, так и авторов музыкального произведения. А минимальный размер компенсации, предусмотренной законодательством РФ за нарушение авторского права, составляет 10 000 рублей. Максимальный размер компенсации составляет 5 миллионов рублей. Помимо финансовых убытков нелегальное использование музыкального контента может грозить и другими неприятностями:

  • конфискацией оборудования, с помощью которого осуществлялось незаконное воспроизведение музыки;
  • ликвидацией юридического лица или прекращением индивидуального предпринимателя, если было зафиксировано неоднократное нарушение закона.

Если организации подают на нарушителя в суд, придется оплатить не только отчисления в РАО и ВОИС для правообладателей, но и все судебные издержки, а также потратить свое время на участие в процессуальных действиях.

По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст. 1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.

Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»

Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.

Как поставить музыку для клиентов и не попасть на штраф

В ч.1 ст.7.12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:

  1. на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  2. на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  3. на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:

  1. от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
  2. в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.

Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой. А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.

Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.

В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.

1) Административная ответственность.

Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года. Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.

Другой случай – постановление по делу об административном правонарушении № 5-564/2017 Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 19 апреля 2017 года. Оштрафовали должностное лицо – генерального директора бара на 10 000 рублей, неправомерно осуществляющего публичное исполнение фонограмм в своем заведении. Доводы нарушителя о том, что он не знал о необходимости выплаты вознаграждения и о том, что на момент рассмотрения дела он уже заключил необходимый договор с ВОИС не явились поводом для освобождения от административной ответственности.

2) Гражданско-правовая ответственность.

Например, постановление Суда по интеллектуальным правам от 3 февраля 2015 г. по делу N А56-61362/2013. Суд отказал в удовлетворении кассационной жалобы и оставил без изменения решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.06.2014 по делу N А56-61362/2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014. Суть заключалась в следующем: с юридического лица, являющегося владельцем кафе-бара было взыскано в пользу ВОИС 325 000 рублей за нарушение прав исполнителей на 12 исполнений фонограмм и за нарушение прав 12 изготовителей фонограмм из расчета по 15 000 рублей за каждое нарушение. Судами первой и апелляционной инстанции установлено, что 21 октября 2012 года в кафе-баре без разрешения правообладателя осуществлено публичное исполнение музыкальных произведений без заключения соответствующего договора на выплату вознаграждения с ВОИС. (в частности, звучали следующие записи исполнения: «Девочка пай», исполнитель – Михаил Круг (Михаил Владимирович Воробьев), изготовитель фонограммы – Си Ди Лэнд Медиа, Master Sound Records; «Если бы не ты», исполнитель – Ирина Круг (Ирина Викторовна Воробьева) Алексей Брянцев (Алексей Матвеевич Брянцев), изготовитель фонограммы – Artur Music).

Интересный момент: что и кому надо доказать в суде.

По смыслу п.14 постановления Пленума Верховного суда РФ «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» от 19 июня 2006 г. N 15 стороны доказывают обстоятельства, имеющие значения для дела в следующем порядке:

1) Истец (правообладатель) должен подтвердить:

  1. Факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту;
  2. Факт использования данных прав ответчиком.

2) Ответчик (тот, кто использует авторские/смежные права) должен подтвердить:

  1. Факт выполнения им требований законодательства об авторском праве и смежных правах при использовании произведений и (или) объектов смежных прав.

В противном случае физическое или юридическое лицо признается нарушителем авторского права и (или) смежных прав и для него наступает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Да, конечно, «принудить» заключить договор именно с ВОИС вас никто не обяжет. Нужно понимать, что:

  1. Во-первых, есть множество аналогичных организаций, которые сотрудничают с правообладателями напрямую, иными словами занимаются музыкальным оформлением с точки зрения бизнеса – можно заключить договор с ними.Существенным минусом выступит только тот факт, что вы будете ограничены в подборе музыки, придется выбирать «из того, что есть». В этом плане у ВОИС определенное преимущество, ведь в силу закона данная организация может по умолчанию представлять интересы любых правообладателей пока те сами от этого не откажутся.
    Из этого следует, что перечень фонограмм** у них внушающий.** Проверить наличие фонограммы того или иного исполнителя можно на официальном сайте ВОИС в разделе «Реестр» заполнив предложенные поля формы.
  2. Во-вторых, можно использовать фонограммы, перешедшие в статус общественного достояния. Переход происходит в тот момент, когда заканчивается срок действия исключительного права на них. В таком случае вознаграждение платить не придется. Исключительное право на запись исполнения в соответствии с ГК РФ действует в течение 50 лет с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.
  3. В-третьих, можно напрямую сотрудничать с исполнителями и изготовителями в части создания музыкального контента именно для вашего бизнеса. В этом случае платить вознаграждение ВОИС и аналогичным организациям не придется, но затраты на создание фонограммы в разы превысят ежемесячные ставки за использование уже существующих записей исполнения.

Вопреки заявлениям представителей РАО лицензионный договор с РАО не дает права на публичное исполнение любой музыки.

Пользователь не получает право на публично исполнение произведений изъятых из управления РАО, а это сотни авторов и десятки тысяч произведений.

Причем договором не предусмотрено персональное уведомление пользователя об изъятых произведениях, а просто размещение информации на сайте.

Важно заметить практическую невозможность осуществить проверку произведений на предмет изъятия, так как:

  • нет единого перечня произведений, нет поиска, а только перечень авторов и чтобы увидеть произведение необходимо заходить в каждого автора и проверять;
  • чтобы быть уверенным что не изъяли права на музыку которую Вы используете надо ее проверять на сайте фактически каждый день.

Если Вы хотите быть уверены что используете музыку только ту на которую РАО предоставило право и не хотите получить претензию от еще какой-то организации или правообладателя, Вам:

нужно определить ответственного сотрудника за проверку того, чтобы не включали музыку права на которую изъяты из репертуара РАО.

Лицензионный договор с РАО возлагает на пользователя ведение учета использованных произведений и обязует использовать произведения которые идентифицированы по названиям и ФИО авторов.

Уверен что 99% пользователей не известны ФИО авторов в 99% использованных произведений.

Чтобы выполнять обязательства по ведение учета использованных произведений и использовать только произведения которые идентифицированы по названиям и ФИО авторов Вам:

нужно определить ответственного сотрудника за идентификацию каждого произведения по названию и ФИО автора.

Лицензионный договор с РАО содержит требование предоставления отчетов о использованных произведениях с указанием ФИО их авторов.

Ответственность за не своевременную подачу отчета 100 руб. за каждый день просрочки.

Ответственность за не указанное в отчете использованное произведение 100 руб. за каждое.

нужно определить отечественного сотрудника за подготовку и подачу отчета в РАО

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Лицензионный договор предполагает предоставление правообладателем разрешения на использование музыки на определенных условиях. В таком договоре должны быть определены музыкальный контент, способы, срок и территория его использования, а также финансовые условия.

Лицензия не предполагает полного перехода прав, как в договоре об отчуждении исключительного права. Исключительное право остается у правообладателя. В музыкальной индустрии распространена практика определения вознаграждения за использование контента в форме роялти.

Роялти — вознаграждение в виде периодических процентных отчислений. Базисом для расчета, как правило, выступает получаемая чистая прибыль от коммерческого использования.

Лицензиар — правообладатель, который предоставляет право использования музыки по лицензии.

Лицензиат — лицо, получающее право использования музыки по лицензии.

Срок использования — период времени, в течение которого лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором.

Территория использования — территория, на которой лицензиату разрешается совершение действий, предусмотренных лицензионным договором. Например, это может быть территория всего мира или только Россия.

Исключительная лицензия — вид лицензии, предполагающий, что только лицензиат может эксклюзивно использовать музыку на условиях, определенных в договоре.

Простая, или неисключительная, лицензия — вид лицензии, который предполагает право использования музыки лицензиатом с возможностью предоставления правообладателем лицензий многим лицам (без эксклюзивности для одного).

Авторское право: обойдемся без посредников?

Коллективное управление правами призвано облегчить взаимодействие правообладателей и пользователей в сферах массового использования музыкального контента: телевещания, радиовещания, публичного исполнения в барах, ресторанах, клубах и других общественных местах.

Для этого создаются общества по коллективному управлению правами (ОКУП).

Без системы коллективного управления правами пользователям контента (радиостанциям, телекомпаниям, торговым центрам и другим) пришлось бы искать каждого автора или правообладателя, чтобы заключить с каждым отдельное соглашение. Для использования музыкальных произведений, исполнений, фонограмм пользователи заключают договор с ОКУП и вправе использовать любой контент, входящий в его каталог.

При этом нужно отметить, что у коллективного управления наряду с преимуществами есть ряд недостатков, которые могут обретать характер системной проблемы. Ниже мы остановимся на этом подробнее.

Общества по коллективному управлению правами и пользователи вступают во взаимодействие, заключая между собой договор. Согласно этому документу, пользователи могут использовать музыкальные композиции/исполнения/фонограммы, отчитываясь и выплачивая за это деньги.

В России коллективным управлением правами артистов, авторов и изготовителей фонограмм занимаются три организации — Российское авторское общество (РАО), Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российский союз правообладателей (РСП).

В тех случаях, когда правообладатели известны и с ними легко связаться. Распространены случаи, когда сами артисты администрируют свои права, также можно договориться с их паблишером или лейблом.

Преимущества прямого договора с артистом или лейблом:

▪️ Цена лицензии может быть ниже, чем аналогичная ставка РАО. Особенно это актуально, если проводится большой концерт.

▪️ Концертная программа согласована и не подразумевает неожиданных выходов на бис с исполнением чужих песен.

Законом предусмотрены специальные способы защиты и меры ответственности в случае нарушения исключительных авторских и смежных прав. Так, правообладатель может требовать выплаты компенсации:

▪️ В размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

▪️ В двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров;

▪️ В двукратном размере стоимости права использования, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Требовать компенсации может также обладатель исключительной лицензии на контент.

Важно запомнить, что нарушение личных неимущественных (моральных) прав является самостоятельным нарушением и влечет отдельную ответственность. Правда, ответственность и способы защиты отличаются от вышеперечисленных.

Например, если при использовании музыки имя автора не было указано, он вправе предъявить претензию нарушителю с требованием о пресечении таких действий и компенсации морального вреда.

То, что вы не знали о музыке на летних верандах

Если вы задаетесь вопросом как не платить РАО И ВОис , тогда следующая информация будет полезной. Снизить расходы можно на вполне законных основаниях. Первый способ – это использовать бесплатную музыку, которую авторы сами выкладывают в открытый доступ. Так музыка без выплат в РАО и ВОис будет вполне защищенной. Однако выбор музыки в таком случае ограничен и доступа к широкой базе хитов не будет. Второй способ – приобрести пакет наших услуг по музыкальному оформлению. Наша компания покупает лицензии на использование напрямую у авторов, поэтому услуги будут стоить гораздо дешевле. Вы имеете полное право не платить РАО и ВОИС и слушать фоновую музыку без выплат РАО и ВОИС, поскольку в таком случае мы являемся лицензированными обладателями музыкального наполнения.

Вы также сможете расторгнуть ранее заключенный договор с РАО и ВОИС. Это позволит сэкономить на выплатах и слушать музыку без РАО и ВОИС.

Это право на само произведение, авторство, имя автора, публикацию и неприкосновенность произведения. Музыкальные произведения с текстом и без него, являются объектом авторских прав. Для того чтобы официально использовать материалы на которые распространяется авторское право, необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем.

В каком случае необходимо нужен договор? В случае исполнения в открытом для свободного посещения месте, вне зависимости происходит это в живую или же при помощи технических средств, таких как телевидение, радио, Яндекс.музыка, Apple Music, Вконтакте и Youtube. Регулируется данное положение пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Договор с правообладателем совсем необязательно заключать лично. Чаще всего это как минимум затруднительно. В статье 1242 ГК РФ предусмотрена возможность заключить договор со специальными некоммерческими организациями – организациями коллективного управления (ОКУ). Правообладатель в письменном виде заключает договор с ОКУ о передаче полномочий по управлению правами. Таким образом, ОКУ получает вознаграждение от пользователей произведений и перечисляет их непосредственно автору.

ОКУ бывают двух видов: аккредитованные и неаккредитованные. В чем отличия?

  • Аккредитованные ОКУ могут осуществлять сбор вознаграждений не только для тех авторов, с которыми у них заключен договор, но также и для тех, с кем договора нет. В России аккредитация получена Российским авторским обществом (РАО) Приказ Минкультуры России от 15.08.2013 N 1164.
  • Неаккредитованные ОКУ могут представлять только тех правообладателей, с которыми у них самих есть договор. Таким образом, у неаккредитованных организаций перечень предоставляемых произведений меньше, чем у аккредитованных, но зато размер авторского вознаграждения меньше, чем у аккредитованной ОКУ.

Это право на интеллектуальную собственность, фонограммы, вещание в эфир (теле/радио), а также на результаты этого использования. В данной области существую следующие термины:

  • Исполнитель. Ему принадлежит право на исполнение, право быть автором исполнения, право на закрепление его имени или псевдонима на экземплярах фонограммы, право на защиту от искажения смысла. Права исполнителя действуют отдельно от авторских (ст. ст. 1313, 1315 ГК РФ).
  • Изготовитель фонограммы. Ответственное лицо за первичную запись исполнения произведения. Имеет право на непосредственно фонограмму, указание имени на упаковке фонограммы, право на обнародование, на защиту фонограммы от искажения (ст. ст. 1322, 1323 ГК РФ).

В России правовую защиту смежных прав осуществляет ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности Всемирная организация интеллектуальной собственности)

Предмет деятельности ВОИС:

  • осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях;
  • осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях

Функции ВОИС:

  • сбор вознаграждения с пользователей музыки в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм;
  • распределение и выплата вознаграждения российским и зарубежным правообладателям;
  • представительство интересов российских правообладателей за рубежом в рамках международной системы коллективного управления смежными правами целях.

За публичное исполнение фонограмм:

  • предприятия общественного питания (бары, рестораны, кафе и т.д.);
  • предприятия общественного транспорта (авиакомпании, таксопарки, автобусные парки и т.д.);
  • культурно-досуговые учреждения (боулинг-клубы, ночные клубы, дискотеки и т.д.);
  • гостиницы, санатории;
  • спортивные объекты (фитнес-клубы, салоны красоты, спортивные центры и т.д.);
  • иные организации, которые используют фонограммы, опубликованные в коммерческих целях.

У звучащей в вашем заведении музыки может быть несколько законных правообладателей: авторы музыкального произведения (композиторы и поэты), исполнители (музыканты), а также изготовители фонограмм*.

*Фонограммами являются любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (ст. 1304 ГК РФ).

Авторам произведения и владельцам смежных прав (исполнителям и изготовителям фонограмм) принадлежит исключительное право использовать результат своей интеллектуальной деятельности в любой форме и любым, не противоречащим закону способом, в том числе осуществлять публичное исполнение*.

*Публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения (ст.1270 ГК РФ).

Публичное исполнение фонограммы – любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением (ст.1324 ГК РФ).

При этом законом допускается публичное исполнение музыкальных произведений и фонограмм без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения.

Трудно представить себе многочисленных российских и зарубежных авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм, обивающих пороги ресторанов с просьбой выплатить им вознаграждение, поэтому законодательно закреплено, что осуществлять их права на получение вознаграждения могут организации по управлению правами на коллективной основе (ст.1242 ГК РФ). Если такая организация имеет государственную аккредитацию, она может представлять интересы не только тех правообладателей, с которыми заключила договор, но и тех, с которыми таких договоров нет, т.е. может собирать вознаграждение для неопределенного круга правообладателей, в том числе иностранных. В связи с этим не стоит рассчитывать на решение проблемы путем проигрывания зарубежной музыки.

Аккредитованными организациями по управлению правами на коллективной основе в этой сфере являются Российское Авторское Общество (РАО), представляющее интересы авторов музыкальных произведений, и Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности (ВОИС), представляющая интересы исполнителей и изготовителей фонограмм.

Некоторые правообладатели исключают из управления РАО и ВОИС свои права, передавая их на управление в другие организации, либо осуществляют самостоятельный контроль соблюдения своих прав. В таком случае вы не найдете этих правообладателей в открытых реестрах РАО и ВОИС. В отношении остальных правообладателей РАО и ВОИС остаются уполномоченными лицами для сбора вознаграждения и предъявления требований в суде, а также совершения иных юридических действий, необходимых для защиты прав.

Если у вас нет лицензионных договоров с этими организациями, в ваш ресторан в любой момент могут наведаться представители РАО и ВОИС с предложением такие договоры заключить.

В случае если вопрос с авторским вознаграждением у владельца заведения общепита не урегулирован, а заключать договор с РАО и ВОИС он отказывается, аккредитованные организации, как правило, действует следующими способами:

  1. Подают иск в суд и взыскивают компенсацию за нарушение авторских или смежных прав, которая может составить от 10 000 до 5 000 000 рублей (статьи 1301, 1311 ГК РФ) за каждое зафиксированное нарушение (т.е. за каждое зафиксированное произведение/фонограмму).
  2. Взаимодействуют с правоохранительными органами. В административном порядке за каждое нарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а юридическому лицу – от 30 000 до 40 000 рублей. При этом конфискуются технические средства, с помощью которых осуществлялось правонарушение.

Как показывает практика, такие дела в большинстве своем разрешаются в пользу РАО и ВОИС.

В зависимости от способа исполнения музыки в вашем заведении следует помнить о некоторых нюансах.

1. Живой звук. Если вы приглашаете артиста для живого исполнения музыкальных произведений, то, помимо выплаты ему гонорара, вы обязаны выплатить вознаграждения авторам исполняемых произведений. С артистом, исполняющим исключительно те произведения, автором которых он является, вам так же следует урегулировать вопрос о порядке выплаты ему вознаграждения.

2. Радио. Если в вашем заведении проигрываются фонограммы с помощью музыкальных систем или радио, то вознаграждение необходимо выплачивать не только авторам, но и правообладателям смежных прав – исполнителям и изготовителям фонограмм.

Существует заблуждение, что за сообщение музыкальных произведений и фонограмм с помощью радио несет ответственность радиостанция – и никаких дополнительных обязательств на организатора публичного исполнения с использованием радио не возлагается. Однако это именно заблуждение. Радиостанция использует исключительные права авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм путем сообщения результатов их творчества в эфир и для этого она заключает соответствующие лицензионные договоры. Но за осуществление публичного исполнения произведений и фонограмм вознаграждение должен платить организатор этого исполнения. Таким образом, даже если в вашем ресторане звучит радио, это не снимает с вас обязанности выплачивать вознаграждение авторам и исполнителям музыкальных произведений.

3. Караоке. Использование в заведениях систем караоке также подразумевает публичное исполнение произведений, у которых есть авторы, и публичное исполнение фонограмм, для создания которых привлекались исполнители и изготовители.

4. Ди-джей. Выступление ди-джея, при котором он сводит определенное количество треков в одну дорожку, также включает в себя объекты авторских и смежных прав и не освобождает вас от выплат.

5. Музыка во время мероприятий, организованных не рестораном. Когда вы сдаете помещение ресторана, бара или другого заведения в аренду под разовые мероприятия, ответственным за публичное исполнение произведений и фонограмм является организатор мероприятия – арендатор, и обязанность по выплате вознаграждения правообладателям ложится на него.

Во избежание судебных исков от РАО и ВОИС, а также столкновений с правоохранительными органами рекомендуем ресторанам, кафе и другим заведениям общепита заключить лицензионные договоры о выплате вознаграждения за публичное исполнение произведений и фонограмм.

Лицензионный договор с РАО позволяет осуществлять публичное исполнение обнародованных произведений из репертуара РАО – как в живом исполнении, так и при помощи любых технических средств – в том помещении, владельцем или арендатором которого вы является.

Лицензионный договор с ВОИС позволяет осуществлять публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Размер вознаграждения по договору будет зависеть от многих показателей, в том числе от:

  • типа предприятия (ресторан, бар, кафе, кофейня, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания и др.);
  • количества посадочных мест;
  • наличия или отсутствия бильярдных столов;
  • проведения торжественных мероприятий, связанных с увеличением количества посадочных мест;
  • места исполнения (холл, фойе, проходы, межэтажные площадки) – учитывается каждый квадратный метр озвучиваемой площади.

Например, базовый размер отчислений (в РАО и ВОИС) ресторана с 80 посадочными местами в городе-миллионнике может составить от 8 500 рублей в месяц.

В соответствии с условиями лицензионного договора ежемесячно, ежеквартально или ежегодно необходимо выплачивать предусмотренное вознаграждение, а также представлять отчеты с указанием использованных музыкальных произведений и фонограмм.

Лицензионный договор, как правило, заключается на год с автоматической пролонгацией и действует в течение всего периода работы заведения.

Фоновая музыка в магазинах. Правовые аспекты использования

Если предприниматель в своем помещении использует радио или телевизор, то он осуществляет использование «результатов интеллектуальной деятельности», которые там транслируются. По закону, за такое использование положено вознаграждение как авторам произведений, так и обладателям смежных прав. Понятно, что заключить прямые лицензионные договоры со всеми правообладателями предприниматель устанет. Поэтому оплачивать авторские можно через аккредитованные организации — РАО и ВОИС.

Есть Российское авторское общество (РАО основано в 1993 году Юрием Антоновым, Андреем Вознесенским и другими деятелями культуры) — оно представляет интересы авторов и вправе взимать с предпринимателей вознаграждения в пользу даже тех авторов, у которых нет заключенного с РАО договора управления правами.

А есть всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС основана в 2008 году Юрием Антоновым, Сергеем Федотовым, Эдуардом Хилем и др.) — она представляет интересы обладателей смежных прав (правообладателей фонограмм и исполнителей).

Это странная, не всегда логичная система, но она есть, она работает и от нее никак не отвертеться. Общее правило такое: если в помещении, где вы работаете с клиентом (бар, парикмахерская, класс йоги, пышечная и т.д.) нельзя играть музыку, если у вас нет договора с компанией, представляющей интересы человека, обладающими правами на эту музыку. Спросите себя, заключали ли вы договор с Российским авторским обществом или другой компанией, защищающей авторские права? Нет? Значит, вам нельзя включать музыку в своем заведении.

Пытливый ум российского предпринимателя тут же начинает искать лазейку, чтобы никому не платить — это нормально, но в целом бесперспективно. В конце концов, представители правообладателей до вас все равно докопаются.

По закону нельзя. На практике, скажем так, платят не за все. Часто владельцы заведений платят РАО фиксированную ставку авторского вознаграждения (1500 рублей в месяц) и не заморачиваются дополнительными платежами за концерты. В общем, тут как со многими вещами в России — можно, пока не поймают.

Штрафы от РАО за незаконное воспроизведение начинаются от 10 тысяч рублей за песню и в теории могут достигать 5 миллионов. Но еще ни разу не достигали.

С помощью «тайных покупателей». У них есть список заведений, подписавших договор с РАО и ВОИС и общий список заведений в городе. Сравнивая один с другим — проверяющий выбирает жертву. Приходит как простой посетитель, записывает музыку на диктофон, потом составляет протокол и присылает письмо с предложением подписать договор. Если ответа нет — подает в суд.

Иногда присылают письма наугад, без всяких записей — увидели, что открылся бар, сразу угрозы. Даже если музыки там нет.

Положа руку на сердце, мы несколько избалованны пиратской вольницей, царившей в нашей стране с девяностых годов. У многих сложилось впечатление, что музыка, книги, кино, сериалы и т.д. бесплатны. Это не так, и на протяжении последних лет государство и крупные операторы контента последовательно создают в стране такую систему, при которой правообладатель получает полагающееся ему вознаграждение. Яндекс убирает из поисковой выдачи сайты с нелегальным контентом, ВК уже подчистил аудиозаписи и вычищает видео. Немудрено, что активизировались и те, кто защищает правообладателей в офлайне.

В СССР за соблюдением авторского права следили очень строго. Все рестораны составляли список песен, которые могут сыграть работающие в этих ресторанах музыканты и четко выплачивали за каждое исполнение. Спели в ресторане «Гляжу-у-у в озера синие» и бац, Юрию Антонову упала «копеечка», спели два раза — упало две. Если не упала, значит, имел место «левый» концерт, а это уже уголовное дело с реальными сроками. В современной России обходятся штрафами.

Как проигрывать законно музыку в своем заведении?

29.10.2018

ВОИС подал заявление в полицию на нашего клиента ООО «Максимус» о привлечении к административной ответственности по ст. 7.12 КоАП РФ. Полиция передала дело в мировой суд. Мировой судья не принял наши документы с правообладателями – иностранным лейблом, так как перевод документов не был заверен в нотариальном порядке. При том, времени для нотариального заверения мировой судья БУБУКЕ и ООО «Максимус» не предоставил – просто сразу вынес решение о назначении штрафа. К счастью, судебные ошибки исправимы в апелляционной инстанции. ООО «Максимус» и БУБУКА обратились в Волгодонский районный суд с апелляционной жалобой, где приложили уже все документы с правообладателями с нотариально заверенным переводом. Районный суд признал, что факт правонарушения отсутствовал – ООО «Максимус» и БУБУКА не нарушали авторские и смежные права, ВОИС вновь проиграл дело.

12.01.2018

Буквально через полгода после отказа Суда по интеллектуальным правам ВОИСу в иске против ООО «БИО МАРА», ВОИС вновь подал в суд на нашего клиента, но уже с требованием компенсации за нарушение смежных прав. Однако, судом не была принята видеозапись истца в качестве доказательства. В частности, суд указал, что видеозапись не подтверждает факт нарушения исключительных прав истца именно ответчиком, поскольку не позволяет достоверно определить источник звука.

19.12.2016

ВОИС обратился в суд с требованием о взыскании с клиента БУБУКИ вознаграждения по договору, неустойки и пени. Ранее, клиент БУБУКИ ООО «БИО МАРА» имело договор с ВОИС, но потом расторгло его. ВОИС не принял уведомление и соглашение о расторжении и продолжил начислять вознаграждение по договору, а также неустойку и пени.

Однако суд не признал действия ВОИС по отказу в расторжении договора законными. Более того, суд снова указал на то, что договор между БУБУКОЙ и БИО МАРА законный.

Иск был удовлетворен частично, так как у клиента была небольшая задолженность по договору с ВОИС (404 рубля).

Это решение подтверждено апелляционной инстанцией (дело № А43-22901/2016, 21 марта 2017 года, Первый арбитражный апелляционный суд) и кассационной инстанцией (дело № А43-22901/2016, 24 июля 2017 года, Суд по интеллектуальным правам).

09.06.2016

РАО обратилось с иском к клиенту БУБУКИ ООО «Соренто Заволжье» с требованием выплатить компенсацию за нарушение авторских прав в размере 40 000 рублей. Клиент пользовался музыкой БУБУКИ, однако один трек из искового заявления не совпадал с тем, который на самом деле играл в заведении. В связи с этим БУБУКА как третье лицо заявило ходатайство о проведении экспертизы, где поставила вопрос об идентификации музыкальных произведений, зафиксированных на видеозаписи.

После этого РАО полностью отказалось от иска.

  • PCT – международная патентная система
  • Мадридская система – международная система товарных знаков
  • Гаагская система – международная система образцов
  • Лиссабонская система – Международная система географических указаний
  • Будапештская система – международная система депонирования микроорганизмов
  • Статья 6ter
  • WIPO PROOF – надежное цифровое доказательство
  • Ассамблеи ВОИС
  • Комитет по программе и бюджету (КПБ)
  • Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам
  • Постоянный комитет по патентному праву
  • Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков
  • Межправительственный комитет
  • Комитет по развитию и ИС
  • Комитет по стандартам ВОИС
  • Консультативный комитет по защите прав
  • Все директивные органы и органы по ведению переговоров
  • Искусственный интеллект
  • Цели в области устойчивого развития
  • Традиционные знания
  • Экономика
  • Глобальное здравоохранение
  • Изменение климата
  • Политика в области конкуренции

Все направление политики

  • Машинный перевод
  • Поиск по изображению
  • Система распознавания речи
  • Автоматическая классификация


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *