Штраф за отсутствие карты аттестации рабочего места

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие карты аттестации рабочего места». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Что грозит предприятию за непроведение аттестации рабочих мест

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2020, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Ответственность за непроведение аттестации

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2018. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2020 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Но вновь созданным организациям на СОУТ дается 12 месяцев со дня введения в эксплуатацию рабочих мест. И не важно, относится производство к микробизнесу или среднему предпринимательству. Поскольку вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ, на уровне правительства решен давно: наказывать надо всех, кто нарушит требования закона.

По официальным данным, СОУТ завершилась в установленный срок в отношении порядка 72% всех рабочих мест. Собственникам оставшихся 28%, очевидно, грозит штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест в 2020 г., внеплановые проверки ГИТ и иные «прелести».

Но Минтруд пообещал, что сразу наказывать не будут. В разъяснениях ведомства от 16.01.2019 сказано, что задача чиновников — узнать реальное состояние рабочих мест, а не просто наказать непослушных предпринимателей. И до того, как будут штрафовать за отсутствие СОУТ, компаниям разошлют официальные предостережения о недопустимости нарушения требований охраны труда. В этих предостережениях инспекторы ГИТ пропишут сроки устранения нарушений. Если на такое предупреждение работодатель не отреагирует, его накажут. Если в компании пока не успели, но уже начали проверку и анализ производственных факторов, ГИТ не станет наказывать ни должностных лиц, ни саму организацию за нарушение сроков.

Достаточно сильно распространены ситуации, когда предприятие без проведения аттестационных процедур выплачивает компенсации и обеспечивает необходимые гарантии. Проверка со стороны государственных контролирующих органов может показать, что такие действия неправомерны, особенно если предприятие имеет бюджетное финансирование, ведь в таком случае на лицо – отклонения от налогообложения.
Кроме того, если организация не осуществит аттестацию и, соответственно, откажет своим сотрудникам в предусмотренных законодательством гарантиях и возмещениях, то каждый сотрудник, недополучивший то, что ему предписано законом, имеет полное право подать на свое руководство в суд для восстановления справедливости через возмещение нанесенного ему ущерба. Соответственно, отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда в Украине может восприниматься, как доказательство вины работодателя.
Также нельзя не учитывать, что отсутствие аттестационных мероприятий – это нарушение Закона Украины об охране труда. В такой ситуации нарушителем выступает руководство предприятия, за что он может быть привлечен к штрафам и другим видам несения ответственности.

Отказ в пенсии по 2 списку — нет аттестации рабочих мест

В первую очередь, аттестация рабочих мест по условиям труда необходима руководству предприятия, так как вся ответственность за качество и своевременность проведения таких действий лежит именно на работодателе.
Также в таких мероприятиях должны быть заинтересованы сами работники, так как аттестация показывает необходимость предоставления денежных компенсаций, льгот, дополнительных отпусков, специального питания и других гарантий со стороны руководства предприятия.
И все же: аттестация – это право или необходимость руководства предприятия? И кто проводит аттестацию рабочих мест?

В Законодательстве Украины достаточно четко приведены профессии, которые сопряжены с вредными или опасными условиями труда. Список содержит производства, должности и профессии, которые имеют право на:

  • специальные пенсионные льготы;
  • повышенную заработную плату;
  • дополнительные оплачиваемые отпуска;
  • получение специального питания.

Если работодатель обнаруживает в этих списках профессии или другие моменты, имеющие отношение к его предприятию, то он обязан провести аттестацию этих рабочих мест по закону Украины.
Но как быть предприятиям, список должностей которых отсутствует в специальном перечне опасных и/или вредных? Вроде бы все вполне понятно: в законодательстве приведен достаточно подробный список условий труда, являющихся опасными или вредными. Однако на деле такие нормы могут применяться только членами аттестационной комиссии. Представители предприятия, не имеющие узких знаний в области охраны труда, не способны адекватно оценить вредность производства без проведения предварительной аттестации.
Соответственно: если не провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, то нельзя точно сказать, имеется ли необходимость осуществления таких действий для организаций, чьи профессии отсутствуют в списках опасных и вредных.

До начала 2015-го года в Законе Украины не было специальной нормы, предусматривающей ответственность за нарушение сроков осуществления и порядка аттестации рабочих мест.
Руководители предприятий должны быть в курсе, что проведение аттестационных процедур закреплены в 13-й статье Закона об охране труда и в пункте 1 Порядка №442. Кроме того, отсутствие своевременной и качественной аттестации – это нарушение прав работников, что, по сути, говорит о том, что человек работая во вредных и/или опасных условиях не получает предусмотренных Законом вознаграждений, возмещений и льгот. Это позволяет сотруднику не только расторгнуть трудовой договор без отработки положенного по закону срока, но и запустить судовой процесс в отношении своих работодателей. Кроме того, важно понимать, что непроведение необходимых проверок может стать причиной проблем со здоровьем сотрудника, что может вылиться для руководства уголовной ответственностью.
Также важно отметить, что нарушение сроков и порядка осуществления аттестации рабочих мест по условиям труда или других требований, предусмотренных Законом о труде, может привести к наложению штрафа на руководство предприятия. В административном законодательстве имеется четкая норма, предусматривающая ответственность за срыв сроков и порядка осуществления аттестации, которая будет выражаться штрафными санкциями по решению суда. Повторное привлечение будет иметь более серьезные последствия.

Аттестация является обязательной процедурой лишь при наличии вредных и опасных условий труда. При других обстоятельствах, проведение таких мероприятий – это право руководства предприятия, а не обязанность. Однако осуществить аттестацию необходимо в любом случае, так как:

  • Только специалисты в области определения вредности и опасности условий труда способны выявить наличие таких условий. Соответственно, работодатель самостоятельно сделать это не может.
  • Отклонение от осуществления аттестации способно стать причиной штрафов, остановки деятельности предприятия и даже уголовной ответственности.

Аттестация работников на предприятии: обязательность, периодичность, процедура

Основанием для проведения аттестации рабочих мест является Порядок № 442 и Методическая инструкция Кабмина № 41. В этих документах говорится о том, какие организации проводят аттестацию, как часто, в какой срок и какие последствия ее отсутствия. Чтобы, не поднимая вышеуказанной литературы, разбираться, нужна ли для ЧП или крупного коммерческого предприятия такая процедура, проанализируйте:

  • особенности производственного процесса. Есть ли факторы (технология, сырье, опасное оборудование, токсичные материалы и проч.), которые могут отрицательно сказаться на здоровье персонала;
  • трудовое расписание. Есть ли сотрудники, работающие сверх нормы (8 часов в сутки, 40 часов в неделю). Возможно, предусмотрены должности, предусматривающие нахождение на производстве в ночные часы;
  • трудовую деятельность персонала на предмет потенциальной опасности для здоровья и самочувствия подчиненных или их потомков не только на данный момент, но и в будущем.

Если один или несколько факторов характерны для вашего производственного процесса, подумайте о том, как пройти аттестацию рабочих мест. Неизбежно возникнет много вопросов:

  • что включает в себя аттестация;
  • для каких должностей ее проводить;
  • каков порядок выполнения проверки и проч.

На все эти и другие вопросы ответит аттестационная комиссия. Именно она, согласно Постановлению № 442 КМУ от 1992 года об особенностях оценки рабочих мест, имеет право осуществлять подобные мероприятия. В нее должны входить ведущие специалисты производственных отделов, кадровик, представитель контролирующих органов. Есть и частные организации, которые предоставляют услугу аттестации рабочих мест. Срок проведения зависит от количества должностей, для которых необходимо выполнить оценку, и других особенностей предприятия. Сколько стоит услуга, узнавайте в индивидуальном порядке.

Возникает ощущение, что создание комфортных условий труда интересно только сотрудникам предприятия. Руководитель несет немалые убытки при организации рабочего места, компенсационных выплат, отпускных и других социальных гарантий. На практике у работодателя есть несколько весомых причин в установленные сроки провести аттестацию:

  1. Если предприятие не имеет оснований для начисления дополнительной оплаты за отпуск, материальную помощь за работу в сверхурочные часы, спецодежду и проч., могут возникнуть сложности касательно правомерности действий при проведении проверки контролирующими органами. Особенно этот аспект важен для государственных структур.
  2. Несоблюдение требуемых условий труда может стать причиной обращения сотрудника в суд с целью взыскания морального ущерба. В этом случае отсутствие документов, подтверждающих проведенную аттестацию рабочих мест, является доказательством вины ответчика. Другим способом доказать правомерность действий крайне трудно.
  3. Главное, для чего нужна аттестация рабочих мест, – соблюдение требований законодательства об охране труда. Не проводя оценки производственных процессов, юридическое лицо фактически нарушает права персонала, который не получает доплаты за выполнение тяжелых/опасных работ и другие социальные льготы, предусмотренные государством. В этом случае на руководителя предприятия или ответственное должностное лицо будет наложен штраф. Его размер вне зависимости от формы собственности колеблется в пределах 30–100 минимумов доходов граждан.

Чем еще грозит отсутствие подобной оценки? Важной причиной создания комфортной обстановки для персонала является увеличение производительности. Когда условия труда удовлетворяют сотрудников, результат их работы лучше. Повышение эффективности неизбежно приводит к увеличению рентабельности предприятия в целом.

Владельцев коммерческого и пассажирского транспорта обяжут купить тахограф для
фиксации времени нахождения в пути, чтобы контролировать усталость водителя. На
тахограф цена стартует от 4500 гривен. Также отдельно покупается карта тахографа. Эти
приборы должны с периодичностью раз в 3 года проходить освидетельствование в центре
сертификации авто Харькова или другого областного центра.
Разрешается водителю находиться в пути не более семи часов. Если водитель находится за
рулем 7 часов и 15 мин уже предусмотрен штраф, размер которого варьируется в пределах
850 — 3 400 гривен, в зависимости от времени переработки. Коммерческий транспорт
обяжут оборудовать ограничителями скоростного режима. Те перевозчики, кто выпустил
пассажирский рейс протяженностью более 500 км с одним водителем, будут нести
административную и дисциплинарную ответственность.

Также вводятся новые штрафы в Украине:
1. За отсутствие бланка ТО или несвоевременном его прохождении полагается штраф
в размере 1700 грн. Такую же сумму изымут в случае обнаружения у водителя чужой
карты.
2. За отсутствие свидетельства о профессиональных качествах водителя (карта
водителя), предусматривается аналогичный штраф. Повторное нарушение грозит
лишением прав до 6 месяцев. Карта водителя подтверждается раз в 5 лет.
3. За применение неисправного тахографа, его отсутствие или попытку внести
изменения в работу устройства грозит штраф в размере 850 грн.
4. За отказ от остановки ТС по требованию полицейского или не предоставление
данных тахографа уполномоченному лицу грозит суммой 2550 грн, при повторном
аналогичном нарушении придется уплатить уже 4250 грн.
5. Штраф за езду без прав или передачу ТС лицу, не имеющего удостоверения
составляет 510 грн.
6. Максимальный штраф за превышение скорости — штраф 680 грн;
7. Увеличится штраф за не пристёгнутый ремень до 850 грн.
Необходимо помнить, что проводить техосмотр имеют право, только сертифицированные
эксперты по вопросам проверки ТС, получившие лицензию МВД. Они будут нести полную
ответственность за правильность данных. В случае повторного нарушения порядка
проведения ТС эксперты лишаются лицензии на срок до 5 лет.

По графам

Графа 2. Производится отметка выявленных на данном рабочем месте (группе рабочих мест, рабочей зоны) характерных для данной профессии (должности) вредных и опасных производственных факторов (далее — ОВПФ).

Графа 3. Проставляется дата проведения замеров согласно протоколу.

Графа 4. Заносятся нормируемые значения выявленных ОВПФ в соответствии с действующими, на период проведения аттестации, санитарными нормами, утвержденными Минздравом, и ГОСТами.

Графа 5. (Пункты 1 — 11) заносятся фактические значения ОВПФ по результатам лабораторных и инструментальных исследований, выполненных в соответствии с действующими методиками, утвержденными Минздравом и оформленных протоколами. Перечень протоколов прилагается (приложение 1).

По пунктам 12 — 15 заносятся результаты проведенных исследований, данные из технологических, технических документов, хронометражных наблюдений, документов по охране труда и др., подтверждающих наличие ОВПФ и их величины.

Графы 6, 7, 8. Проставляются величины отклонения от нормируемых значений, согласно приложению 3 Методических рекомендаций.

Графа 9. Определяются данные на основании анализа технологического процесса, хронометражных наблюдений, других учетных документов предприятия. Если продолжительность действия фактора учтена в методиках, как вибрация, шум, то в графе 9 проставляется прочерк.

При наличии вредных веществ однонаправленного действия, воздействующих одновременно либо последовательно, длительность воздействия этих веществ суммируется, но принимается не более 100 %.

При наличии в воздухе веществ разнонаправленного действия для каждого из них указывается фактический процент длительности рабочей смены (пункт 1).

По пунктам

Пункт 7. Записываются выявленные вредные вещества по классам опасности. Вредные вещества разнонаправленного действия оцениваются и учитываются как отдельные факторы. Вредные вещества однонаправленного действия учитываются как один фактор, и фактическое их значение определяется как сумма отношений фактических концентраций каждого из них к установленным для них ПДК. Если сумма отношений превышает единицу, то степень вредности данной группы веществ определяется по величине этого превышения с учетом класса опасности наиболее токсичного вещества этой группы.

Однонаправленное действие вредных веществ на организм — это воздействие двух или нескольких веществ, как правило, близких по химическому строению и характеру биологического действия на организм (фтористый водород и соли фтористоводородной кислоты и тетрафтората кремация, формальдегид и хлористоводородная кислота, сернистый и серный ангидрид, хлорированные и бромированные углеводороды (предельные и непредельные), спирты, кислоты, щелочи, ароматические углеводороды (толуол и ксилол, бензол и толуол), аминосоединения, нитросоедиения и др.).

Заключение об однонаправленности действия вредных веществ выдается органами государственного санитарного надзора.

Пункт 2. Указываются конкретные виды пылей, преимущественно фиброгенного действия (обозначенных в ГОСТе 12.1.005-88 в графе «Особенности действия на организм» условным обозначением «Ф»).

Пункт 3. Уровни общей и локальной вибрации вносятся раздельно по их эквивалентным значениям, через дробь: числитель — общая вибрация, знаменатель — локальная. При отсутствии одного из видов вибрации ставится прочерк (в числителе или знаменателе).

Пункт 4. Вносится эквивалентный уровень звука.

Пункты 5, 6. Вносится общий уровень звука.

Пункт 7. Вносятся факторы значения уровней электромагнитной энергии, а для лазерного — напряженность оптического излучения.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2020 году

Заполняется комиссией по результатам анализа, выполненного в соответствии с разделом 5 Методических рекомендаций.

Раздел III. Аттестация рабочего места

На основании комплексной оценки рабочее место должно быть отнесено к одному из трех видов условий труда согласно пп. 6.1 и 6.2 Методических рекомендаций.

Для этого берутся по всем учтенным итоговой строкой «КОЛИЧЕСТВО ФАКТОРОВ» степени отклонения параметров факторов производственной среды и трудового процесса (раздел I Карты) и сопоставляются с показателями, приведенными в приложении 4 Методических рекомендаций. Для аттестации рабочего места с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, а также вредными и тяжелыми условиями труда в расчет принимаются факторы, воздействующие на работника в процессе труда не менее 80 % рабочего времени. При этом выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения своих трудовых функций не лишает работника права на льготное пенсионное обеспечение.

С вредными условиями труда оцениваются рабочие места при наличии ОВПФ, продолжительность действия которых составляет менее 80 % рабочего времени, в этом случае льготное пенсионное обеспечение может производиться за счет средств предприятия.

Заполняется аттестационной комиссией.

Предложения на подтверждение права на пенсию на льготных условиях определяются только по показателям, приведенным в приложении N 4 Методических рекомендаций, остальные льготы и компенсации — в соответствии с ныне действующими законодательными актами.

Приложение 4. «Показатели факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение».

Пункт 4. Наличие в воздухе рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия 1 или 2 класса опасности следует понимать как наличие повышенных концентраций (превышение ПДК).

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Пункт 1.3. Общие положения Методических рекомендаций — для производств, работ, профессий и должностей, показатели условий труда которых предусмотрены непосредственно в Списках, аттестации рабочих мест проводятся только по этим показателям.

По этим рабочим местам аттестации проводятся в полном объеме, но подтверждение права на льготную пенсию производится по тем показателям, которые предусмотрены Списками, при условии превышения ПДК и ПДУ.

Пример заполнения Карты прилагается (приложение 2).

<...>

Министерство труда Украины
30.11.92 г. N 06-41-48

Главный эксперт по условиям труда
А. Винник

Министерство здравоохранения Украины
27.11.92 г.

Зам. Главного государственного
санитарного врача Украины
В. Романенко

Приложение 1

Предприятие (организация, учреждение)

Электровозоремонтный з-д
______________________________________

Производство

электротехническое
______________________________________

Цех (участок, отдел)

электромеханический, участок секционный
______________________________________

Номер рабочего места

27. 39. 55…
______________________________________

Профессия (должность)

12520 изолировщик
______________________________________
(код по ЕТКС, КС полное наименование)

Номера аналогичных рабочих мест

1 — 63, 1 — 20
______________________________________

N
п/п

Факторы производственной среды и трудового процесса

Дата иссле-
дова-
ния

Норма-
тивное значе-
ние (ПДК, ПДУ)

Факти-
ческая величина

III класс — вредные и опасные условия и характер труда

Продол-
житель-
ность действия фактора, % за смену

Приме-
чание

1 сте-
пень

2 сте-
пень

3 сте-
пень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Вредные химические вещества, мг/м3

Требуется техническое перевооружение цеха. Работниками нарушаются требования по применению спецодежды и средств индивидуальной защиты.

III. Аттестация рабочего места

Рабочие места имеют в наличии: 1 фактор III степени, 5 факторов I степени. По показателям рабочие места следует считать с вредными и тяжелыми условиями труда, что соответствует показателям Списка N 2, пункту 1.

Существующие

Предлагаемые

Затраты (руб.)

Пенсионное обеспечение

Список N 2

Список N 2

Доплаты

4 %

4 %

Дополнительный отпуск

12 раб. дней

12 раб. дней

Другие

молоко

молоко

Председатель аттестационной комиссии: Соловьев
________________________

Члены аттестационной комиссии: Карпов, Кузнецов
________________________
________________________

С аттестацией ознакомлены:
________________________
________________________
________________________

____________

Напечатано:
«Бібліотечка голови профспілкового комітету»,
N 8, август, 2003 г.

© Інформаційно-аналітичний центр «ЛІГА», 1991 — 2010
© ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2007 — 2010

Така зміна виникає за таких умов:

  • реконструкція виробничого об’єкта;
  • зміна або модернізація виробничого обладнання;
  • заміна сировини і матеріалів;
  • зміна технологічного процесу та засобів колективного захисту, у т.ч. при поліпшенні умов праці у зв’язку з впровадженям нової техніки, технологій, застосування нових видів сировини і матеріалів;
  • створення нових робочих місць;
  • внесення змін і доповнень до списків виробництв, робіт, професій, посад і показників, зайнятість в яких дає право на пенсію за віком на пільгових умовах та щорічні додаткові відпустки за роботу із шкідливими і важкими умовами праці, скорочену тривалість робочого тижня.

Відповідальність за своєчасне та якісне проведення атестації покладається на керівника підприємства.

За непроведение аттестации рабочих мест на физические и юридические лица накладывается юридическая ответственность в виде:

  • дисциплинарной,
  • административной,
  • гражданско-правовой,
  • уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за ненадлежащее исполнение или вовсе отказ от исполнения трудовых обязанностей работников, действия которого могли привести к несчастному случаю.

Административная ответственность наступает, если работником и работодателем были нарушены условия охраны труда, прописанные в КоАП РФ.

Если вы не нашли интересующей вас информации на нашем сайте или ваша проблема подпадает под несколько категорий одновременно – вы можете заказать обратный звонок или консультацию с нашим специалистом. Мы свяжемся с вами в течении одного часа и ответим на все наши вопросы.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Аттестация рабочих мест в Украине

Не все работодатели знакомы с процедурой аттестации рабочих мест. Это сложный регламентированный комплекс мер, обязательный для каждого предприятия. Исключение составляют ИП без наемных работников. Цель такой оценки — выявление негативных производственных факторов, и приведение условий труда в соответствие с государственными нормативами (ст. 209 ТК РФ).

Согласно ст. 220 ТК РФ, государство гарантирует работникам защиту их прав в части соответствия условий труда установленным нормам. Наличие аттестации рабочих мест проверяют такие государственные органы, как:

Аттестацию тоже проводил работодатель с привлечением специальной организации, тоже образовывалась комиссия, определялись классы опасности и составлялся отчет. Срок аттестации рабочих мест сопоставим со сроками проведения специальной оценки условий труда. То есть фундаментально, хоть СОУТ фактически и заменил АРМ, функции и задачи остались прежними:

Как часто проводится аттестация рабочих мест или СОУТ, решает работодатель: хоть ежегодно. Но не реже чем один раз в 5 лет и каждый раз при возникновении условий, обязывающих работодателя провести внеплановую СОУТ.

Например, одна из участниц группы «Красный уголок бухгалтера» рассказала о подобной проблеме. Компания была создана в сентябре 2020, в декабре 2020 провели СОУТ, но ГИТ утверждает, что имеет место просрочка, так как отсчитывает 12 месяцев с даты регистрации компании, не вдаваясь в подробности фактического создания рабочих мест.

Вместе с тем Минтруд совместно с Рострудом в 2020 году обещали реализацию механизма предупреждения нарушений обязательных требований законодательства о специальной оценке условий труда в отношении малого бизнеса.

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).

В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.

Охрана труда: что нужно знать предпринимателю

Таблица штрафов в 2020 году

Собрали в таблице все штрафы за отсутствие СОУТ 2020 года. Они варьируются в различных пределах, в зависимости от объема нарушения, вида нарушителя, установленных ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Нарушитель

Должностное лицо

ИП

Юрлицо

Наказание за 1-ое нарушение (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Предупреждение

или штраф от 5000 до 10 000 руб.

Штраф от 5000 до 10 000 руб.

Штраф от 60 000 до 80 000 руб.

Наказание за 2-ое нарушение (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от 1 до 3 лет

Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или остановка деятельности до 90 дней

Вопрос о том, кто штрафует за отсутствие аттестации рабочих мест, решен на уровне федерального законодателя. В ч. 1 ст. 25 ФЗ № 426-ФЗ Приказом Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н утвержден регламент, в соответствии с которым Роструд и терорганы — государственные инспекции труда реализуют функции по госконтролю за соблюдением требований законодательства о СОУТ.

Важность СОУТ чрезвычайно высока и влияет на права сотрудников, поэтому контролирующие органы наделили широкими полномочиями:

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.

С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.

Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:

  • Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
  • направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
  • в предостережении определяется срок для устранения нарушений.

Если предприятие не исполняет обозначенные в предостережении положения, вводятся санкции административного характера по нормам ст. 5.27.1 КоАП РФ. Работодатели, которые не провели СОУТ, получат шанс исправить ситуацию, не подвергаясь финансовому наказанию.

По графам

Графа 2. Производится отметка выявленных на данном рабочем месте (группе рабочих мест, рабочей зоны) характерных для данной профессии (должности) вредных и опасных производственных факторов (далее — ОВПФ).

Графа 3. Проставляется дата проведения замеров согласно протоколу.

Графа 4. Заносятся нормируемые значения выявленных ОВПФ в соответствии с действующими, на период проведения аттестации, санитарными нормами, утвержденными Минздравом, и ГОСТами.

Графа 5. (Пункты 1 — 11) заносятся фактические значения ОВПФ по результатам лабораторных и инструментальных исследований, выполненных в соответствии с действующими методиками, утвержденными Минздравом и оформленных протоколами. Перечень протоколов прилагается (приложение 1).

По пунктам 12 — 15 заносятся результаты проведенных исследований, данные из технологических, технических документов, хронометражных наблюдений, документов по охране труда и др., подтверждающих наличие ОВПФ и их величины.

Графы 6, 7, 8. Проставляются величины отклонения от нормируемых значений, согласно приложению 3 Методических рекомендаций.

Графа 9. Определяются данные на основании анализа технологического процесса, хронометражных наблюдений, других учетных документов предприятия. Если продолжительность действия фактора учтена в методиках, как вибрация, шум, то в графе 9 проставляется прочерк.

При наличии вредных веществ однонаправленного действия, воздействующих одновременно либо последовательно, длительность воздействия этих веществ суммируется, но принимается не более 100 %.

При наличии в воздухе веществ разнонаправленного действия для каждого из них указывается фактический процент длительности рабочей смены (пункт 1).

По пунктам

Пункт 7. Записываются выявленные вредные вещества по классам опасности. Вредные вещества разнонаправленного действия оцениваются и учитываются как отдельные факторы. Вредные вещества однонаправленного действия учитываются как один фактор, и фактическое их значение определяется как сумма отношений фактических концентраций каждого из них к установленным для них ПДК. Если сумма отношений превышает единицу, то степень вредности данной группы веществ определяется по величине этого превышения с учетом класса опасности наиболее токсичного вещества этой группы.

Однонаправленное действие вредных веществ на организм — это воздействие двух или нескольких веществ, как правило, близких по химическому строению и характеру биологического действия на организм (фтористый водород и соли фтористоводородной кислоты и тетрафтората кремация, формальдегид и хлористоводородная кислота, сернистый и серный ангидрид, хлорированные и бромированные углеводороды (предельные и непредельные), спирты, кислоты, щелочи, ароматические углеводороды (толуол и ксилол, бензол и толуол), аминосоединения, нитросоедиения и др.).

Заполняется аттестационной комиссией.

Предложения на подтверждение права на пенсию на льготных условиях определяются только по показателям, приведенным в приложении № 4 Методических рекомендаций, остальные льготы и компенсации — в соответствии с ныне действующими законодательными актами.

Приложение 4. «Показатели факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса для подтверждения права на льготное пенсионное обеспечение».

Пункт 4. Наличие в воздухе рабочей зоны химических веществ остронаправленного действия 1 или 2 класса опасности следует понимать как наличие повышенных концентраций (превышение ПДК).

Методические рекомендации по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

Пункт 1.3. Общие положения Методических рекомендаций — для производств, работ, профессий и должностей, показатели условий труда которых предусмотрены непосредственно в Списках, аттестации рабочих мест проводятся только по этим показателям.

По этим рабочим местам аттестации проводятся в полном объеме, но подтверждение права на льготную пенсию производится по тем показателям, которые предусмотрены Списками, при условии превышения ПДК и ПДУ.

Пример заполнения Карты прилагается (приложение 2).

<...>

Министерство труда Украины
30.11.92 г. № 06-41-48

Главный эксперт по условиям труда
А. Винник

Министерство здравоохранения Украины
27.11.92 г.

Зам. Главного государственного
санитарного врача Украины
В. Романенко

Приложение 1

Предприятие (организация, учреждение)

Электровозоремонтный з-д
______________________________________

Производство

электротехническое
______________________________________

Цех (участок, отдел)

электромеханический, участок секционный
______________________________________

Номер рабочего места

27. 39. 55…
______________________________________

Профессия (должность)

12520 изолировщик
______________________________________
(код по ЕТКС, КС полное наименование)

Номера аналогичных рабочих мест

1 — 63, 1 — 20
______________________________________


п/п

Факторы производственной среды и трудового процесса

Дата иссле-
дова-
ния

Норма-
тивное значе-
ние (ПДК, ПДУ)

Факти-
ческая величина

III класс — вредные и опасные условия и характер труда

Продол-
житель-
ность действия фактора, % за смену

Приме-
чание

1 сте-
пень

2 сте-
пень

3 сте-
пень

1

2

3

Требуется техническое перевооружение цеха. Работниками нарушаются требования по применению спецодежды и средств индивидуальной защиты.

Рабочие места имеют в наличии: 1 фактор III степени, 5 факторов I степени. По показателям рабочие места следует считать с вредными и тяжелыми условиями труда, что соответствует показателям Списка № 2, пункту 1.

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2014 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

За нарушение порядка СОУТ или за ее не проведение работодателей ждет административная ответственность:

  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.

Такая ответственность предусмотрена поправками в КоАП от 03 августа 2018 года. Изменения в КоАП вступают в силу с 1 октября 2018 года.

Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.

Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

Если же эксперт обнаружит вредные условия, то следующим этапом оценки является проведение исследований и измерений данных факторов. Конкретный перечень факторов утверждается членами комиссии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены