Предварительные опека и попечительство регламентируется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предварительные опека и попечительство регламентируется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Родители, обращаясь в орган опеки и попечительства с заявлением об установлении временного опекунства над несовершеннолетним ребенком, указывают в нем период, в течение которого они самостоятельно не смогут осуществлять за ним уход. Срок временной опеки будет устанавливаться в соответствии со сроком, указанным в заявлении.

В том случае, если опекунство оформляется не по просьбе родителей, то срок устанавливают сами сотрудники органа опеки и попечительства. Согласно ч. 5 ст. 12 №48-ФЗ, опекунство может быть оформлено на срок до 6 месяцев, но при наличии исключительных обстоятельств он может быть продлен до 8 месяцев.

Порядок назначения предварительной опеки над несовершеннолетним ребенком

В отличие от постоянной формы, где к соискателям предъявляются жесткие требования, подбор кандидатов на предварительного опекуна более либерален. В таких ситуациях чаще всего эту роль на себя берут близкие родственники:

  • бабушки и дедушки;
  • дяди и тети;
  • совершеннолетние братья и сестры.

Предварительными опекунами могут быть и не родственники: друзья семьи или соседи, которые пожелают стать законным представителем ребенка. Если нет возможности найти близкого для малыша человека, то, отдел опеки подберет представителя из числа кандидатов, подыскивающих детей.

По закону опекуном могут быть лица, которые соответствуют следующим требованиям:

  • совершеннолетние (от 18 лет и старше);
  • полностью дееспособные (не состоящие на учете в специализированных медицинских учреждениях);
  • имеющие подходящее жилье (в собственности, аренде или в социальном найме);
  • обладающие постоянным доходом (заработная плата, пенсия, прибыль от имущества).

Назначенный опекун имеет все права и обязанности постоянного опекуна или попечителя, кроме права совершения каких-либо сделок по распоряжению имуществом опекаемого.

Для предварительной опеки предусмотрены льготные условия оформления всего по трем документам:

  1. Заявление опекуна, в котором он раскрывает причины опеки.
  2. Гражданский паспорт кандидата.
  3. Акт обследования помещения, составленный специалистами отдела опеки по месту проживания кандидата.

Если будущий опекун полностью соответствует требованиям, документы не обнаруживают противоречий, то дополнительная проверка личности не требуется. Приказ о назначении предварительной опеки принимается в течение 3 дней и органы опеки выдают удостоверение.

Специалисты отдела попечительства по закону не имеют права тщательно проверять кандидата, тем более, если он близкий родственник. Поэтому назначение предварительного опекунства проходит быстро и с гарантированным результатом. Но иногда в опекунстве все же отказывают.

Причинами для отказа может быть:

  • у кандидата нет постоянного жилья;
  • несоответствие жилья санитарным нормам;
  • соискатель проживает совместно с родителями несовершеннолетнего, которые лишены прав или ограничены;
  • ребенок, если он достиг 10 летнего возраста, может не согласиться с кандидатурой опекуна;
  • паспорт у потенциального опекуна недействителен или вообще отсутствует.

Отказ отдела опеки может быть обжалован в суде в течение 4 дней с момента вручения.

На законодательном уровне вопросы опеки и попечительства регламентируются федеральными законами, кодексами Российской Федерации и постановлениями правительства. Законодательная база, которая регулирует опекунство над несовершеннолетними, представлена следующими нормативными документами:

  1. СК РФ. Ст. 146 определяет условия и формы опекунства.
  2. ГК РФ. Ст. 35 регулирует взаимоотношения между попечителем и подопечным.
  3. Постановление правительства № 542 от 1 мая 1996 года. В этом нормативном акте указан перечень заболеваний, который накладывает запрет на оформление опеки над несовершеннолетними.
  4. ФЗ РФ № 48 от 24 апреля 2008 года. Документ содержит информацию о формах попечительства и опеки.

Эти законодательные акты содержат полную информацию об условиях оформления опеки, денежных выплатах опекуну и необходимых документах. На местах вопросами опеки и попечительства занимаются непосредственно органы опеки, местная администрация, социальные службы и, при необходимости, районные суды.

Предварительная опека над несовершеннолетним

Существует несколько видов попечительства и опеки. Временная опека отличается от постоянной ограниченным сроком действия. В жизни происходят разные ситуации, при которых родители временно не могут исполнять свои обязанности.

В случае предварительной опеки складывается другая ситуация. Эта форма устройства детей назначается до того момента, пока у ребенка нет постоянного опекуна, или пока несовершеннолетний не будет определен в детский дом.

Законом предусмотрены определенные случаи, когда требуется временная опека:

  • длительная командировка родителей;
  • длительное лечение родителей в больнице;
  • мать или отец задержаны и находятся под надзором правоохранительных органов;
  • смерть родителей или лишение родительских прав (до момента назначения постоянного опекуна).

Сознательные родители часто оформляют временную опеку добровольно на ответственное лицо. Они понимают, что на время их отсутствия за ребенком нужен присмотр, и обязанности опекуна должны быть зарегистрированы официально. Если ребенку до 14 лет, оформляется опека, от 14 до 18 лет — попечительство.

Оформление разных форм попечительства или опеки над ребенком строго регламентировано законодательными актами. Существует определенный порядок подачи документов и конкретные требования к гражданам, которые желают стать опекунами. Что делать для оформления временной формы опекунства?

Родители, которые уезжают в командировку или госпитализированы для длительного лечения, могут самостоятельно назначить опекуна. Если несовершеннолетнему исполнилось 14 лет, он сам может попросить назначить попечителя. С 10 лет мнение ребенка остаться с конкретным человеком обязательно учитывается при назначении опекуна.

Существует очередность назначения опекунов или попечителей:

  • близкие родственники — братья и сестры, бабушки и дедушки;
  • дальние родственники, включая мачеху и отчима;
  • друзья семьи;
  • соседи;
  • сотрудники образовательных учреждений, которые посещает ребенок;
  • посторонние люди из перечня опекунов ООиП.

Специальных требований к временному опекуну не предъявляется. Основное условие — совершеннолетие и дееспособность гражданина. Кроме этого, его условия проживания должны подходить для жизни несовершеннолетних детей. Общую проверку личности уполномоченные органы не выполняют.

Для оформления временной или предварительной опеки и попечительства над ребенком требуется предоставить следующий пакет документов:
(рекомендуем прочитать: какие документы нужны для оформления опекунства над ребенком в РФ?)

  • паспорт будущего опекуна;
  • свидетельство о рождении ребенка;
  • заявление;
  • справку об отсутствии заболеваний;
  • акт осмотра жилого помещения;
  • справку о доходах;
  • справку об отсутствии судимости.

Если родители добровольно назначают временного опекуна, с заявлением в ООиП они обращаются самостоятельно.

В заявлении обязательно указываются причины, по которым родитель не сможет выполнять свои обязанности, и срок для надзора и воспитания ребенка.

Если родителя лишают родительских прав, и необходимо определить форму устройства несовершеннолетнего, заявление пишет опекун. Ниже можно ознакомиться с образцом заявления кандидата на опекуна.

Если родители самостоятельно обращаются в социальные органы с просьбой назначить опекуна, они указывают в заявлении любой срок опеки. Законодательно этот период никак не ограничен, но лучше в заявлении указать срок с запасом, чтобы не пришлось продлевать опекунство.

Если временное попечительство назначается в связи со смертью родителей или лишением их родительских прав, его сроки ограничены. Максимальный период составляет полгода. После этого ООиП определяют несовершеннолетнего к человеку, который будет исполнять роль постоянного опекуна, или в детский дом.

Во время нахождения ребенка в приемной семье представители органов опеки осуществляют надзор за его психологическим состоянием и условиями жизни. Первая проверка проводится через месяц после назначения опекунства, на ее основе составляется акт. Следующие проверки проводятся с периодичностью раз три месяца. Специалист ООиП изучает условия проживания и физическое состояние ребенка.

Нюансы оформления предварительной опеки и попечительства над детьми

После того, как кандидат в опекуны представил в ООиП все необходимые документы, прошла проверка условий его жизни, орган ООиП дает предварительное разрешение органа опеки и попечительства.

Законодательство предусматривает трехдневный срок для проведения всей процедуры: от написания заявления до выхода акта.

При написании заявления родителям стоит указывать наиболее длительный срок, оставляя для себя большой временной запас. Тогда в случае возникновения непредвиденных обстоятельств можно будет не волноваться о продлении сроков временной опеки.

Процедура оформления предварительного устройства различается в зависимости от возраста потенциального подопечного:

  • в отношении малолетнего ребенка (от 0 до 13 лет) и совершеннолетнего лица, лишенного дееспособности, назначается опека;
  • в отношении несовершеннолетнего ребенка (от 14 до 18 лет) и ограниченно дееспособного гражданина назначается попечительство.

Предварительное опекунство может быть назначено только в отношении несовершеннолетнего, лишенного родительского попечения,

Для получения статуса ребенка, оставшегося без родительского попечения, родители несовершеннолетнего должны быть:

  • лишены или ограничены в родительских правах;
  • в розыске или признаны безвестно отсутствующими;
  • мертвы или признаны судом умершими;
  • осужденными на отбывание наказания в местах лишения свободы;
  • бросить несовершеннолетнего в роддоме либо другой медицинской или социальной организации.

В случае назначения опекунства предварительно над несовершеннолетним, подопечный должен проживать с опекуном, даже в период предварительного устройства. Однако опекун не имеет право распоряжаться его имуществом.

Данная форма устройства назначается над совершеннолетним гражданином, признанным судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

В отношении совершеннолетнего подопечного потребуется решение суда, вступившее в силу, которое лишает его дееспособности или ограничивает ее.

В случае предварительного устройства, опекун не обязан проживать совместно с подопечным. Даже если он нуждается в постоянном постороннем уходе, достаточно ежедневно посещать и обеспечивать его потребности.

Приложение 2

Предварительная опека над несовершеннолетним оформляется на следующих основаниях:

  • продолжительное отсутствие родителей;
  • тяжелое заболевание единственного родственника;
  • опека до оформления усыновления ребенка или его передачи в семью;
  • лишение единственной матери или отца родительских прав и т. д.

Причины, в результате которых дети остаются без надзора родителей, являются основанием для установления временного опекунства.

Требуемый пакет документов:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о рождении ребенка (для детей старше четырнадцати лет – паспорт);
  • заявление;
  • справка, подтверждающая отсутствие родительского обеспечения;
  • справка о доходах по форме 2-НДФЛ;
  • выписка об отсутствии судимости;
  • выписка о состоянии здоровья будущего попечителя и ребенка;
  • документы об имуществе несовершеннолетнего и опекуна (недвижимость, транспортные средства и т. д.).

ВАЖНО! Если устанавливается попечительство над детьми старше 10, их мнение принимается во внимание при вынесении вердикта.

Существуют два вида предварительного попечительства:

  • безвозмездное;
  • оплачиваемое.

Под первым понимаются ситуации, когда опекунство производится на добровольной основе без предоставления оплаты. Гражданин, воспитывающий несовершеннолетнего, не получает за это никаких льгот, пособий и выплат.

Под вторым понимается услуга. Гражданин заключается договор о попечительстве с родителями или представителями ребенка. Он может также претендовать на получения государственных льгот и пособий.

Согласно действующим нормам, предварительное опекунство оформляется в течение 6 месяцев. По истечении полугодового периода опекун вправе принять решение: оформить попечительство повторно или прекратить его.

В ситуациях, когда процедура оформляется с законными представителями несовершеннолетнего, срок оформления не может превышать 8 месяцев. По окончании этого периода попечительство прекращается без возможности продления.

Требования к потенциальным попечителям представлены в положениях закона 48-ФЗ. Опекуном может стать гражданин:

  • достигший совершеннолетнего возраста;
  • являющийся дееспособным;
  • имеющий российское гражданство;
  • способный выполнять обязательства по уходу и воспитанию ребенка.

В принятии заявления будет отказано следующим гражданам:

  • лишенным родительских прав;
  • имеющим судимость;
  • не проходившим курсы по обучению и работе с детьми;
  • состоящим на учете в диспансерах;
  • имеющим нетрадиционную сексуальную ориентацию.

На принятие решение об опекунстве влияет много факторов. Например, уровень дохода, отношение к религии, образ жизни, наличие вредных привычек и т. д.

5. Предварительная опека и попечительство

Перечень обязанностей попечителя включает в себя ряд пунктов. Опекун должен:

  • защищать права и интересы своего подопечного;
  • выступать законным представителем опекаемого;
  • распоряжаться имуществом и финансами несовершеннолетнего;
  • извещать органы опеки об изменении условий проживания, здоровья ребенка, своего финансового положения.

Гражданин, оформивший предварительное попечительство, имеет право на денежные выплаты от государства. Это единовременное пособие в размере 15 тыс. р. и ежемесячная выплата, которая рассчитывается исходя из размеров прожиточного минимума в регионе.

Попечительство прекращается в следующих ситуациях:

  • опекун скончался;
  • попечитель был освобожден от исполнения возложенных обязанностей;
  • закончился срок действия заключенного контракта;
  • ребенок изъявил желание о прекращении попечения.

Автоматическое прекращение опеки также происходит на момент достижения подопечного совершеннолетнего возраста.

Бабушка должна обратиться в органы опеки с заявлением.

В правом углу листа нужно указать, в какой ООП направляются данные бумаги, далее полностью ФИО бабушки, ее адрес и паспортные данные.

В заявлении от первого лица (начиная со слова «я») следует написать, что бабушка, с указанием ФИО полностью и года рождения, просит назначить ее опекуном над ребенком (полностью ФИО, место и дата рождения).

Основными сведениями в заявлении на опекунство являются данные о материальных и жилищных условиях, о состояние здоровья претендента на опекунство;

информация о том, что родительских прав опекун не лишалась, не ограничивалась и от выполнения обязанностей опекуна ранее не отстранялась.

Также в заявлении обязательно указываются:

  1. место работы, непременно с уточнением графика, сменности, наличие командировок;
  2. если опекун является пенсионером, то нужно указать, на каких основания оформлялась пенсия, наличии льгот;
  3. если заявитель не пенсионер и не работает, то объяснить, на какие средства существует;
  4. нужно охарактеризовать место проживания, принадлежность, площадь, количестве комнат, а также указать, кто еще проживает на указанной площади, оговаривая степень родства и наличие инвалидов или недееспособных, лишенных родительских прав;
  5. сведения об образовании, опыте работы с детьми, наградах или иные характеристики, дающие основания доверить опеку именно бабушке;
  6. описание отношений, которые сложились у внука и бабули. В конце заявления подпись с расшифровкой, дата.

Ниже идут ФИО и подписи других членов семьи, проживающих на одной жилплощади с бабушкой, в том, что они не против принять еще одного родственника в лице опекаемого. Далее следует перечислить прилагаемые документы.

Обратиться в ООП могут и сами родители, тогда они непременно указывают ФИО бабушки и обосновывают причины, побудившие их к передаче права опеки, или по каким они сами не исполняют своих родительских обязанностей, а также срок, на протяжении которого нужна будет опека.

Порядок оформления предварительного опекунства регулируется ст. 12 №48-ФЗ. Так как чаще всего ответственное за ребенка лицо должно быть назначено в сжатые сроки, то процедура оформления упрощается.

Если кандидат соответствует требованиям, то акт о предварительной опеке может быть принят после предоставления будущим опекуном паспорта и прохождения проверки его жилого помещения (ч. 2 ст. 12 №48-ФЗ). Проверка личности, проводимая согласно ч. 1, ч. 2 ст. 10 №48-ФЗ, не требуется.

Кроме паспорта и заявления, также потребуются:

  • заявление от родителей (опекуна);
  • согласие родителей на установление опеки;
  • согласие опекуна;
  • справки об отсутствии судимостей и инфекционных заболеваний у опекуна.

Если у ребенка есть родители, то заявление об установлении опекунства пишут они, если же их нет, то заявление о желании установить над ребенком опекунство пишет кандидат в опекуны.

Если решение об опеке принимается на основании заявления родителей (или о попечительстве по заявлению ребенка, достигшего 14 лет), то в обязательном порядке должны быть соблюдены требования ч. 1 ст. 10 №48-ФЗ (ч. 4 ст.13 №48-ФЗ).

Выбор формы устройства при приеме ребенка на воспитание осуществляется самим кандидатом. Гражданин вправе подать заявление о назначении опеки или приемной семьи. Причем, не имеет значения, является он кандидатом в усыновители, опекуны или приемные родители.

Смена формы устройства возможна даже в процессе исполнения обязанностей. Гражданин просто обращается в отдел опеки по месту регистрации и представляет заявление с просьбой о перемене формы устройства. Единственной сложностью является необходимость аргументации смены.

Специалисты отдела опеки обязаны рассмотреть заявление в течение 30 дней и вынести решение. При наличии оснований, отдел опеки выносит приказ о переводе опеки в приемную семью. С заявителем заключается договор о приемной семье.

Отказ в перемене формы устройства должен быть аргументирован. Если отдел опеки необоснованно уклоняется от заключения контракта, то опекун может обратиться в суд для принуждения к заключению договора.

Одним из нововведений действующего законодательства стала обязательная недопустимость передачи братьев и сестер под опеку различных опекунов, влекущую их разлучение.

Недопустимость такой разлуки является обеспечением интересов детей. Руководствуясь теми же интересами, орган опеки может назначить братьям и сестрам разных опекунов и попечителей, однако в документе, свидетельствующем о таком решении должны быть указаны причины такого действия, а также основания, по которым одно и тоже лицо не смогло получить опекунство в отношении всех несовершеннолетних, имеющих родство.

Практика показывает, что дети, объединенные родством и лишенные попечительства своих родителей, передаются под опеку одному лицу, что позволяет не разлучать их и демонстрировать семейные ценности, которые защищаются государством.

Порядок установления попечительства и опеки над детьми, которые имеют родственную связь, не отличается в иных процедурах от общего приказного назначения лиц.

Назначение опекунов и попечителей осуществляется в отношении несовершеннолетних детей с целью достижения индивидуально защищенности их интересов. Распоряжение органа опеки является основанием для такого назначения.

Граждане, изъявившие желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних, подают заявления от своего имени в орган опеки, который территориально соответствует месту жительства ребенка, в исключительных случаях, по месту собственного жительства.

Кандидат, прошедший процедуру назначения считается опекуном (попечителем) ребенка. Такое назначение подлежит обжалованию по заявлению заинтересованных лиц. Примером может послужить желание родственника стать опекуном ребенка после того, как в отношении последнего был назначен опекун, не имеющий общего родства с несовершеннолетним.

Обжалование производится в судебном порядке, а его завершением является судебное решение, которое выносится в интересах опекаемого.

Опекуны или попечители не имеют специальных удостоверений, их полномочия подтверждаются распоряжением о назначении, изданном органом опеки.

Процедура оформления одинакова как для несовершеннолетнего подопечного, так и для недееспособного лица.

Порядок действий:

  1. Обращение в отдел опеки.
  2. Подача заявления.
  3. Проведения обследования жилого помещения.
  4. Получение приказа.

Предварительное устройство назначается на срок не более 6 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на 2 месяца.

Документ обязательно должен содержать срок действия. В случае продления выносится еще один акт органа местного самоуправления.

Для назначения предварительной опеки не требуется получение заключения отдела опеки по месту проживании потенциального кандидата. Поэтому он должен обратиться непосредственно в отдел по месту проживания подопечного.

Гражданин должен заявить о своем праве на основании ст. 12 ФЗ от 2008 года № 48. Одним из вариантов назначения устройства несовершеннолетнего предварительно является отобрание его у матери и отца по ст. 77 СК РФ (при угрозе жизни).

Важно! Процедура подбора потенциального кандидата также возложена на специалистов отдела опеки. Если у лица, нуждающегося в установлении опеки, нет близких родственников, которые желают о нем заботится, то опекун может быть выбран из числа посторонних граждан

Порядок назначения предварительной опеки над несовершеннолетним

В перечень основных документов входят следующие наименования:

  • заявление;
  • удостоверение личности заявителя;
  • подтверждение родственной связи (если имеется);
  • заключение комиссии;
  • иные бумаги, актуальные для конкретной ситуации.

Так как опекунство временное, его проще и быстрее оформить. Орган опеки предъявляет к претенденту менее строгие требования.

На назначение предварительной опеки закон отводит тридцатидневный период. Его исчисление начинается с момента приобретения подопечным статуса недееспособного (на основании решения суда), или потеря возможности получать заботу со стороны ответственных лиц (например, родителей).

В зависимости от обстоятельств сроки временной опеки могут быть продлены на два месяца. В некоторых же случаях, временный статус опекуна, для ответственного лица, переходит в постоянный.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 178-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 05.05.2014 N 118-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 220-ФЗ, от 31.12.2017 N 495-ФЗ, от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
11 апреля 2008 года

Одобрен
Советом Федерации
16 апреля 2008 года

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

2. Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к организациям, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия;

2) попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации;

3) подопечный — гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство;

4) недееспособный гражданин — гражданин, признанный судом недееспособным по основаниям, предусмотренным статьей 29 Гражданского кодекса Российской Федерации;

5) не полностью дееспособный гражданин — несовершеннолетний гражданин (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях, установленных статьями 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Предварительные опека и попечительство

1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:

1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;

2) защита прав и законных интересов подопечных;

3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;

2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.

1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ)

1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.

3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

Положения части 5 статьи 6, касающиеся требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2014 (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ).

Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ


ПИСЬМО


от 31 августа 2010 года N 06-364


О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних



С целью оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Департамент направляет методические рекомендации по применению законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Директор Департамента
А.А.Левитская

Над кем может быть установлена предварительная опека



В связи с поступающими вопросами по применению Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон N 48-ФЗ), а также постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (далее — постановление Правительства Российской Федерации N 423) Минобрнауки России направляет методические рекомендации по применению законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.


В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ на образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающими социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами опеки и попечительства могут возлагаться полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан соответствующими организациями.

В соответствии с указанными Правилами порядок контроля за деятельностью организаций по осуществлению полномочий устанавливается органом опеки и попечительства, т.е. этот порядок утверждается актом органа опеки и попечительства.

Полномочия могут осуществляться организациями на возмездной или безвозмездной основе на основании договора с органом опеки и попечительства. Для осуществления указанных полномочий руководитель организации подает в орган опеки и попечительства соответствующие документы.

При этом необходимо отметить, что основной целью возложения полномочий является обеспечение возможности привлечения квалифицированных в требуемой области специалистов. Указанная возможность становится актуальной и в случаях отсутствия или недостаточного наличия у органов опеки и попечительства необходимых организационных, технических и иных возможностей по осуществлению такой работы.

Реализация данной нормы на практике позволит постепенно реорганизовать учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, любой ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы в учреждения по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочий, предусмотренных пунктом 2 указанных Правил, утвержден приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 года N 334 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2009 года, регистрационный N 15610). По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов орган опеки и попечительства может принимать решение о передаче полномочий организации либо об отказе в передаче полномочий с указанием причин. При этом орган опеки и попечительства вправе будет возложить на организацию оба или одно из полномочий, предусмотренных Федеральным законом N 48-ФЗ.


В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ полномочие по подбору граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, таких как приемная семья, патронатная семья (далее — граждане, выразившие желание стать опекунами или попечителями), которое включает в себя обязательность проведения обследования условий их жизни, возложено на орган опеки и попечительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами.

Данными Правилами впервые введен единый общефедеральный перечень документов, которые должен представить в орган опеки и попечительства гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем.

Перечень документов, предусмотренный пунктом 4 указанных Правил, является обязательным для граждан, выразивших желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего. При отсутствии одного из указанных документов установить опеку или попечительство невозможно. Предоставление указанных документов обусловлено необходимостью всестороннего соблюдения прав и законных интересов ребенка.

Подпунктом «з» пункта 4 Правил предусматривается представление гражданами в орган опеки и попечительства справок о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, которые выдаются соответствующими уполномоченными органами по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе.

Порядок, сроки выдачи и форма указанных справок федеральным законодательством не установлены. В связи с этим необходимо учитывать следующее.

В соответствии с подпунктами 24.2, 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству и осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также за соответствием жилых помещений установленным требованиям законодательства.

По указанным вопросам органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ).


В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 48-ФЗ в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для оформления предварительной опеки установлены следующие требования:

1) гражданин, выразивший желание взять ребенка под предварительную опеку или попечительство, должен:

— быть совершеннолетним дееспособным лицом;

— предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет);

2) орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни гражданина и составить акт обследования с заключением о возможности (невозможности) гражданина осуществлять предварительную опеку или попечительство над несовершеннолетним.

В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 48-ФЗ с предложением об установлении предварительной опеки или попечительства орган опеки и попечительства должен обращаться, прежде всего, к гражданам, которые имеют заключение о возможности быть опекуном или попечителем и состоят на учете в органе опеке и попечительства.

Кроме того, при оформлении предварительной опеки или попечительства приоритет должен отдаваться родственникам детей, друзьям семьи (родителей) ребенка. Бабушки и дедушки, родители, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 48-ФЗ).

На близких родственников лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, распространяются требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, предусмотренные статьей 35 ГК РФ и статьей 146 СК РФ.

Установленные федеральным законодательством нормы, связанные с порядком определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями, являются обязательными для всех граждан, подавших заявления с просьбой о назначении их опекунами или попечителями.

Приложение N 2


Примерная форма

(орган опеки и попечительства)

(субъект Российской Федерации)


Начат

Окончен

N п/п

ФИО, дата рождения

Место жительства (адрес, телефон (рабочий, домашний))

Семейное положение

Перечень представленных документов

Результаты рассмотрения документов

Дата и результаты обследования условий жизни гражданина

Результаты рассмотрения обращения гражданина

Решение, принятое органом опеки и попечительства по заявлению гражданина

1

Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции.

Виды опеки и попечительства:

1) опека и попечительство над совершеннолетними гражданами:

— опека над недееспособными гражданами (следствие психического расстройство);

— попечительство над ограниченно-дееспособными гражданами (злоупотребление спиртными напитками или наркотическими средствами);

2) опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами:

— над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;

— над несовершеннолетними детьми несовершеннолетних родителей;

— над несовершеннолетними детьми по заявлению родителей, при наличии уважительной причины.

Любой человек до 18 лет является несовершеннолетним. До этого возраста над ними непременно должна устанавливаться опека. Изначально опекунами и представителями детей выступают родные родители. Они защищают детей, обеспечивают их материально, а также занимаются их воспитанием.

Если родители по разным причинам отсутствует или не желают добровольно исполнять обязанности перед своими детьми, то по решению органов опеки и суда устанавливается опекунство. Если невозможно найти опекунов или усыновителей, то дети остаются на государственном обеспечении.

Предварительная опека над несовершеннолетним – это возможность обеспечить уход за ребенком на ограниченный период времени. Наиболее часто она оформляется родственниками малыша. После окончания срока ее действия ребенок остается на попечении родителей или государства, а также может оформляться полная опека.

Установление предварительной опеки над несовершеннолетним обладает многими значимыми отличиями от постоянной опеки. В качестве инициаторов обычно выступают родственники или друзья семьи. Дополнительно на ее оформлении могут настаивать представители органов опеки.

К основным отличиям от постоянной опеки относится:

  • опекуном становится человек, который заранее не был внесен в специальную опекунскую базу, а также не заканчивал специальные курсы;
  • не требуется гражданину собирать большое количество разных документов, так как достаточно только подтвердить свою личность, а также обладать жильем, которое подходит для проживания несовершеннолетнего.

Процедура оформления выполняется оперативно и достаточно легко.

Предварительная опека над несовершеннолетним разрешается только при удовлетворении некоторых условий. К ним относится:

  • опекун должен быть совершеннолетним;
  • у него не должно иметься каких-либо заболеваний или психических отклонений, приводящих к потере дееспособности;
  • требуется наличие жилого помещения, которое может применяться для постоянного проживания ребенком.

Даже если оформляется только предварительный присмотр, трудно добиться автоматического одобрения, поэтому представители опеки непременно тщательно изучают потенциального опекуна. Если гражданин планирует в будущем оформить постоянное попечительство над несовершеннолетним, то за отведенный период времени он должен подготовить нужные документы для этих целей. Дополнительно он должен доказать, что у него имеются возможности и способности, чтобы обеспечивать и воспитывать ребенка.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Мой юрист, 2024 | Все права защищены