Декларация о имуществе и доходах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация о имуществе и доходах». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Можно распечатать бланк и обратиться за бесплатной консультацией к налоговому инспектору по месту жительства или в ближайшую инспекцию. А можно заполнить самостоятельно. Подробная инструкция и пример есть на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.gov.by/ru/primer-zapolneniya-deklaracii-o-dohodah-i-imushchestve/).

С 1 января 2019 года разрешили подачу деклараций в любую налоговую инспекцию на территории Беларуси независимо от места жительства.

Есть несколько вариантов подачи декларации:

  • Личная подача. То есть вы скачиваете бланк декларации, заполняете самостоятельно, распечатываете, подписываете и приносите в ближайшую налоговую инспекцию. Можно заполнить распечатанный бланк декларации и в самой налоговой, там найдутся даже примеры заполненных бланков.
  • Отправить почтой. В этом случае рекомендуется оформить письмо с описью вложения, а почтового оператора выбрать с функцией контроля доставки. Днем предоставления декларации будет считаться день отправки.
  • Через личный кабинет плательщика на сайте МНС. Учетную запись и пароль для входа нужно получить заранее в любой налоговой инспекции. С собой возьмите паспорт. В следующем году вы сможете воспользоваться тем же личным кабинетом уже без визита в налоговую. К слову, при наличии личного кабинета на сайте МНС можно не только предоставлять налоговые декларации, но и получать извещения об уплате налогов.
  • явное несоответствие уровня заработной платы/иных доходов уровню жизни физического лица. Например, регулярное совершение покупок на дорогостоящие суммы, выезд за границу на шоппинг и ввоз в страну покупок, дорогостоящие покупки недвижимости и транспортных средств;
  • наличие займов как выданных, так и полученных. Например, вы дали займ своему другу и налоговая проверяет его доходы. Одновременно и вас могут спросить, откуда ваши доходы;
  • наличие в деятельности фирмы, в которой вы являетесь учредителем/директором сделок с «лжепредпринимательскими структурами». Могут спросить как по результатам налоговой проверки, так и без нее;
  • другие ситуации, когда возникает вопрос «Откуда деньги?», том числе и по информации «доброжелателей».

Доходы, подлежащие декларированию:

  • доходы физических лиц, полученные в декларируемый период от источников в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь;
  • доходы в виде займов (за исключением коммерческих займов (авансы, предоплаты)), полученных в период, предшествующий декларируемому периоду, и не возвращенных на дату представления декларации о доходах и имуществе.
  • Имущество, подлежащее декларированию:
  • земельные участки, здания, сооружения, изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части;
  • транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, воздушные суда;
  • доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения;
  • иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, за исключением имущества, указанного в декларации о доходах и имуществе за полный календарный год или несколько полных календарных лет, но не более чем за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором направляется письменное требование. Десятилетний порог могут превысить только в том случае, если доходы получены ранее 10-го периода.

1) Налоговая требует заполнить декларацию о доходах и имуществе за определенный период.

2) Физическое лицо представляет в установленный срок декларацию о доходах и имуществе.

3) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку.

4) Налоговая требует представить пояснения об источниках доходов, указанных в декларации, если по данным проверки суммы расходов превышают его доходы.

5) Физическое лицо дает пояснения об источниках доходов и имущества.

6) Налоговая инспекция проводит камеральную проверку повторно по дополнительно представленной информации, по результатам которой либо соглашается с вашими расчетами либо не соглашается и рассчитывает подоходный налог с суммы превышения доходов над расходами и предлагает его оплатить.

1.Сроки представления декларацию, заявление с указанием причин ее непредставления. В заявлении также указывается срок (определяемый календарной датой) представления декларации о доходах и имуществе.

В свою очередь должностное лицо налогового органа должно письменно уведомить физическое лицо о продлении срока представления декларации либо сделать отметку о таком продлении на письменном требовании. Срок представления декларации о доходах и имуществе может быть продлен не более чем на 3 месяца.

2.Срок представления пояснений об источниках доходов. Пояснения должны быть представлены физическим лицом в письменной форме в течение 30-ти календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения об источниках доходов, представленные физическим лицом по истечении такого срока, налоговым органом не учитываются. Указанный срок продлевается на период временной нетрудоспособности физического лица или нахождения его за пределами Республики Беларусь при документальном подтверждении такого периода.

3.Срок проведения камеральной проверки не может превышать 30-ти рабочих дней. Начало срока начинается со дня, следующего за днем представления физическим лицом декларации о доходах и имуществе.

Проведение камеральной проверки может быть приостановлено по решению руководителя налогового органа на срок, не превышающий трех месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств — не превышающий шести месяцев), при наличии следующих обстоятельств:

направлении физическому лицу требования о представлении пояснений об источниках доходов;

направлении запроса в государственные органы, иные организации и индивидуальным предпринимателям, в том числе в компетентные органы иностранных государств;

невозможности проведения камеральной проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине проверяемого физического лица.

По решению руководителя налогового органа срок проведения камеральной проверки может быть однократно продлен, но не более чем на пятнадцать рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих изучению, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий.

Камеральная проверка проводится налоговыми органами на основании сведений, указанных физическим лицом в декларации о доходах и имуществе, и информации, имеющейся в налоговом органе. При этом налоговики пользуются дополнительной информацией, которую они получают от других государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, а также о находящемся в его собственности имуществе.

Налоговый орган проводит сопоставление сумм расходов и доходов физического лица за требуемый период. А если заявленные доходы, за счет которых были произведены расходы, получены в период, превышающий 10 календарных лет, сопоставление сумм расходов и доходов физического лица проводится налоговым органом и за период начиная с года, в котором получены такие доходы.

При проверке доходов-расходов налоговая считает расходы физического лица на приобретение минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья физического лица и обеспечения его жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Если физическое лицо не согласно с таким расчетом, то налоговая может принять в качестве расходов представленные сведения о фактически израсходованных физическим лицом денежных средствах на эти цели.

В случае, если налоговая в ходе прверки установит факт, что расходы физического лица превышают его доходы, либо факт получения дохода не подтверждается, то физическому лицу направляется требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны содержать сведения об источнике дохода (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, место его жительства (если сведения о месте жительства имеются), наименование юридического лица, место его нахождения), о размере и дате (периоде) получения дохода, а также при наличии иные сведения об источнике дохода.

Если пояснения об источниках доходов не представлены или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат обложению подоходным налогом.

Если физические лицо декларацию о доходах и имуществе в течение 30-ти календарных дней со дня наступления установленного срока ее представления налоговый орган не представило, налоговый орган вправе провести проверку на основании имеющейся у него информации о доходах, имуществе и расходах физического лица без истребования декларации о доходах и имуществе.

Если при проведении проверки физического лица установлено, что расходы физического лица превышают его доходы, информация о которых имеется в налоговом органе, либо факт получения дохода не подтверждается, налоговый орган направляет физическому лицу требование о представлении пояснений об источниках доходов.

Пояснения об источниках доходов должны быть представлены физическим лицом в налоговый орган в письменной форме в течение 30-ти календарных дней.

Если физическим лицом не представит пояснения об источниках доходов или представленные пояснения об источниках доходов не позволяют установить источник доходов (исключить факт несения расходов), доходы физического лица, исчисленные исходя из сумм превышения расходов над доходами, подлежат налогообложению подоходным налогом.

В соответствии со статьей 23.9 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» за нарушение порядка декларирования доходов и имущества, выразившееся в непредставлении в установленный законодательством срок декларации о доходах и имуществе лицом, обязанным в соответствии с законодательством о борьбе с коррупцией представлять такую декларацию, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, — влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до двадцати базовых величин.

Не является административным правонарушением указание в декларации о доходах и имуществе:

  • неполных сведений о доходах, если размер доходов, не указанных в декларации о доходах и имуществе, не превышает 20 процентов общей суммы доходов, подлежащих декларированию;
  • недостоверных сведений о размере доходов, если размер доходов, недостоверно указанный в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактического размера таких доходов не более чем на 20 процентов;
  • недостоверных сведений о дате приобретения имущества (доли в праве собственности на имущество);
  • недостоверных сведений о площади земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест;
  • недостоверных сведений о стоимости имущества (доли в праве собственности на имущество), если стоимость имущества (доли в праве собственности на имущество), недостоверно указанная в декларации о доходах и имуществе, отклоняется от фактической стоимости такого имущества (доли в праве собственности на имущество) не более чем на 20 процентов;
  • неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих декларированию, если лицом представлена уточненная декларация о доходах и имуществе в государственный орган, иную организацию, должностному лицу, которые проводят проверку полноты и достоверности сведений, указанных в декларации, до составления государственным органом, иной организацией, должностным лицом заключения о результатах проверки полноты и достоверности сведений о доходах и имуществе, указанных в декларации о доходах и имуществе.

— Здесь два варианта. Первый. Ваши расходы и стоимость вашего имущества превысили доходы на 250 и более базовых величин (от 5750 рублей), — говорит юрист налоговой практики REVERA Екатерина Попова. — Когда это может произойти? Если вы, например, купили квартиру или машину. И вообще, в последнее время совершали много крупных покупок, а ваш доход не такой и большой, и налоговая это заметила.

Скоро дедлайн: кому нужно подавать декларацию о доходах и как это сделать

Нет. Личные вещи стоимостью до 2000 базовых величин (это 46 тысяч рублей) можно не указывать в декларации. Например, если в июне вы купили ювелирное украшение за 45 тысяч, то при подаче декларации после 15 июля 2017-го его можно не указывать.

О том, что нужно обязательно декларировать, мы уже говорили раньше. Важно помнить, что по новому закону нужно обязательно декларировать недостроенные квартиры и машино-места.

С 15 июля также вступают в силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях, и штраф за недостоверное декларирование будет распространяться только на госслужащих и их родственников, которые обязаны подавать декларацию о доходах и имуществе согласно закону о борьбе с коррупцией. Размер штрафа при этом уменьшен до 20 базовых величин (460 рублей).

По новым правилам — до 30 календарных дней. Если объем работы большой (у вас много расходов и имущества, например), проверка может быть продлена еще на 15 рабочих дней.

Также проверка может быть приостановлена на срок до 3 месяцев, если:

  • вам направляют запрос и просят пояснить источники доходов;
  • в рамках проверки налоговая направляет запрос в государственные, иностранные органы и другие организации;
  • невозможно провести проверку, так как проверяющий или проверяемый отсутствуют из-за временной нетрудоспособности.

Не пугайтесь. Такое возможно в следующих ситуациях:

  • в ходе проверки налоговая выяснила, что ваши расходы превышают задекларированные доходы;
  • есть сомнения относительно источника доходов.

— Если так произошло, у вас потребуют письменно пояснить источники дохода в течение 30 календарных дней, — говорит Екатерина. — Формально налоговая не будет учитывать информацию о ваших доходах, если прислать их позже этого времени. Исключение — временная нетрудоспособность или нахождение за пределами Беларуси (при документальном подтверждении).

Пояснения об источниках доходов пишутся в свободной форме и должны содержать:

  • если источник дохода — физлицо, то его ФИО и место его жительства;
  • если доход получен от юрлица, то его наименование и местонахождение;
  • и в любом из названных выше случаев: размер и дата (период) получения дохода и иные сведения об источнике дохода (при наличии).

Для убедительности лучше предоставить в налоговую документы, подтверждающие данные пояснения.

Декларация о доходах и имуществе

— Обязательно и не откладывая заплатить подоходный налог, — считает юрист. — Налоговые органы выдадут вам извещение на уплату подоходного налога с физлиц, в котором будет указана крайняя дата уплаты. Пропуск этой даты влечет административную ответственность в виде штрафа и пеню, а в случае неуплаты крупной суммы налога (1000 базовых и более) — уголовную ответственность. Поэтому на будущее — планируя свой бюджет, следует также следить, чтобы расходы не превысили доходы.

Закон о декларировании частично изменяет сферу своего действия и будет регулировать отношения, которые возникли в сфере декларирования физлицами доходов и имущества только по требованию налоговых органов. Соответственно, новая редакция Закона о декларировании названа «Закон Республики Беларусь «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов».

Из документа убрали все моменты, которые касаются декларирования доходов и имущества государственными должностными и иными обязанными лицами, их родственниками. Они с 24 января прошлого года отчитываются по декларациям по закону от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией».

Теперь действие закона о декларировании не распространяется на:

  • кандидатов в президенты, их супругов, близких родственников, которые проживают с ними совместно и ведут общее хозяйство;
  • физлиц, выдвинутых кандидатами в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты областных, Минского городского, районных, городских Советов депутатов;
  • физлиц при регистрации их в качестве безработных.

В новой редакции закона, как и раньше, прописаны доходы и имущество физлиц, которые нужно декларировать по требованию налоговиков, в том числе займы и поступления из-за границы. Указаны и доходы, которые не нужно декларировать: депозиты в банках, включая проценты по ним, а также перевод со счетов (вкладов) в банках других государств в банки Беларуси.

В документе в том числе прописали моменты по бонусным программам банков и магазинов. Не нужно декларировать:

  • вознаграждения от суммы оплаты товаров (работ, услуг) с использованием банковских платежных карточек, систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в виде процентов;
  • товары, полученные в рекламных играх, не нужно декларировать, если по условиям их проведения отсутствуют сведения о получателях таких товаров;
  • доходы, получаемые в рамках бонусных, маркетинговых и (или) иных аналогичных программ;
  • скидки с цены (тарифа) товаров (работ, услуг);
  • облигации (включая купонный или процентный доход по ним), векселя и другие ценные бумаги, находящиеся в собственности физических лиц, за исключением ценных бумаг, указанных в абзаце четвертом части первой статьи 6 новой редакции Закона о декларировании.

При этом данная норма не затрагивает существующий порядок налогообложения (либо освобождения от налогообложения) таких доходов, предусмотренный налоговым законодательством.

Заметные изменения внесли в список имущества, которое нужно декларировать по требованию налоговиков. Так, декларированию подлежат находящиеся в собственности физлиц на дату представления декларации о доходах и имуществе:

  • земельные участки, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, объекты, не завершенные строительством, их части, а также доли в праве собственности на такое имущество;

  • транспортные средства (за исключением мопедов и приравненных к ним механических транспортных средств, велосипедов, гужевых транспортных средств), самоходные машины, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река — море) плавания, воздушные суда, а также доли в праве собственности на такое имущество;
  • доли в уставных фондах (акции) хозяйственных товариществ и обществ, предприятия как имущественные комплексы на сумму, превышающую две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, а также доли в праве собственности на такое имущество, если их стоимость превышает указанные пределы;
  • иное имущество, стоимость единицы которого превышает две тысячи базовых величин (в отношении имущества, приобретенного до 1 марта 2002 года, — две тысячи минимальных заработных плат) на дату приобретения, а также доли в праве собственности на такое имущество, если их стоимость превышает указанные пределы, за исключением имущества, указанного в части пятой статьи 6 новой редакции Закона о декларировании (то есть за исключением облигаций, векселей и других ценных бумаг, кроме акций).

Из этого списка исключили произведения искусства, драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, стоимость каждого из которых превышает одну тысячу базовых величин или общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин, строительные материалы, общая стоимость которых превышает две тысячи базовых величин. Вместе с тем такое имущество необходимо декларировать, если стоимость его превысит две тысячи базовых величин.

Формы налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц

Налоговая сейчас может проводить сопоставление сумм расходов и доходов физлица за полный календарный месяц (несколько полных календарных месяцев) текущего календарного года, за который (которые) истребована декларация о доходах и имуществе, а также за 10 полных календарных лет, предшествующих году, в котором налоговым органом направлено физлицу требование. Если заявленные доходы, за счет которых были приобретены товары и услуги, были получены раньше 10-летнего периода, то также придется предоставить декларацию и за год получения этих доходов.

При этом налоговая сможет запрашивать пояснения не только за полный календарный год, но и за истекший период нынешнего года.

Как и раньше, проверять декларированные доходы и имущество налоговики будут по данным, которые указаны физлицами в декларации, и информации, имеющейся в налоговом органе.

При сопоставлении сумм расходов и доходов физлица к его расходам относятся деньги на покупку минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности, в размере бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Если кто-то будет не согласен с размером расходов на уровне бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, то нужно будет написать заявление в налоговую с информацией о средствах, фактически израсходованных физлицом на эти цели.

Новой редакцией Закона о декларировании изменяется подход к определению срока представления декларации о доходах и имуществе по требованию налогового органа.

Декларацию о доходах и имуществе по требованию налоговиков нужно сейчас представлять не позже десяти рабочих дней со дня получения извещения о подобном запросе. Раньше нужно было отчитаться в такой же срок, но датой отсчета была та, которая указана в требовании о представлении декларации.

Отчитаться перед налоговой нужно в течение тридцати календарных дней со дня вручения требования о представлении пояснений об источниках доходов. Пояснения, которые будут представлены в налоговую после 30-дневного срока, не будут учитываться, как раньше. При этом установленный тридцатидневный срок для представления пояснений об источниках доходов продлевается только на период временной нетрудоспособности физлица или нахождения его за пределами Беларуси при документальном подтверждении такого периода.

  1. Указание дохода полученного “на руки”. В декларации подлежит указанию доход до вычета налогов. Рекомендуем брать у бухгалтера справку и из справки указывать в декларации свою зарплату. Такую справку лучше приложить к декларации.
  2. Не указание доходов из-за границы. Надо знать, что в налоговой есть все сведения о переводах в РБ. Часто в декларациях не указываю переводы от родственников, переводы алиментов.
  3. Очень распространенное нарушение не преставление декларации в установленный срок. Ситуация может выглядеть так: в первый день после окончания срока представления декларации, приходит прокурор и “подводит черту” в журнале регистрации деклараций госоргана. Со своими уже не договорится.
  4. Были случаи, когда прокурорские работники делали запросы в банки и таким образом выявляли лиц, не указавших в декларации кредиты банков.
  5. Несоответствие данных, указанных в декларациях данным в базах учёта сделок с недвижимостью. Прежде всего касается недвижимости и автомобилей. Например, госслужащий указывает в декларации одну сумму от продажи автомобиля, а в базе МРЭО сумма другая. В этом случае будет штраф. ВСЕ ДАННЫЕ В ДЕКЛАРАЦИИ НАДО УКАЗЫВАТЬ СВЕРЯЯ С ДОКУМЕНТАМИ. Это касается не только стоимости, но и всех дат и размеров (площади) имущества. Например, по квартире, находящейся в собственности, информацию надо вносить с свидетельства о собственности на квартиру, а не с иных документов.Не указание имущества находящегося в собственности на момент представления декларации, т.е. доходы указываются за прошедший год, а имущество на момент представления декларации. Например, автомобиль купленный 20.01.2020 года, должен быть указан в декларации за 2019 год.

Также смотрите ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ НА САЙТЕ МНС.

Вопрос 1. В 2018 году получена мед. помощь ребенком в мед. учреждении Украины по страховому полису (страхователь мать -госслужащий). В 2019 году страховая компания по безналичному расчету перечислила мед. учреждению Украины некоторую сумму за оказанную в 2018 году мед. помощь ребенку. На руки никаких денег не получено. Подлежит ли данная информация отражению в декларации госслужащего-матери? Если да, то в каком разделе и с какими формулировками в графах декларации, и за какой период отражать (2018 или 2019 годы)? Спасибо.

Ответ 1. В соответствии с Налоговым кодексом доходом граждан признаются страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от белорусской страховой организации и (или) от иностранной организации.

В вопросе нет данных о виде договора страхования, а также о назначении сумм, от белоруской или иностранной организации. Статья 201 Налогового кодекса определяет по каким видам страхования страховое возмещение или страховое обеспечение не облагаются подоходным налогом, если страховка не по этим видам надо ещё и годовую декларацию подавать. Наше мнение, так как это доход, то в декларации госсужащего надо указывать в разделе доходы полученные от организаций, т.е. там где и зарплата, а формулировка от назначения выплаченной суммы зависит. Доход получен в 2019 году. Вы указываете сдаёте декларацию, а работник который её принимает этот вопрос должен сразу проверить.

Вопрос 2. Я госслужащая в этом году ушла в декрет, сейчас мы узнали что не получили налоговый вычет по строительству в 2016 жилого дома и подала в бухгалтерию заявление о возврате налога за 5 лет. Подскажите, его где-то нужно будет указать в декларации о доходах? Я просто обязана сдавать ее каждый год.

Ответ 2. Во-первых. Тут важная особенность заполнения декларации о доходах, зарплата указывается с налогом, а не “чистая”. Т.е., например, за 2019, если была представлена декларация и в ней указана зарплата за год 15000, то если бы в 2019 году был предоставлен вычет по налогам, в декларации всё равно было бы 15000 с предоставлением вычета или без предоставления вычета. Получается что зарплата в декларациях за периоды за которые будет возвращён налог уже в декларациях отражена. Во-вторых. Это же выплата от нанимателя, и обычно бухгалтерия для заполнения декларации даёт справку о зарплате.

Но, всё равно советуем в конце декларации в дополнительных сведениях указать о сумме полученного за прошлые годы вычета, текущий год не указывайте.

О декларировании доходов и имущества

При приобретении квартиры у ЖСК срок владения начинается с выплаты паевого взноса, получения справки о полной выплате и подписания акта приема-передачи, а не с даты получения свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Регистрация права носит заявительный характер. Даже если квартира не зарегистрирована, правообладатели могут воспользоваться имущественным налоговым вычетом на основании справки о полной оплате.

Пример

В 2009 году Яковлев заключил договор с ЖСК на строительство квартиры. В 2011 году квартиру построили, паевой взнос был выплачен полностью.

В 2020 году Яковлев решил продать эту квартиру, для чего потребовалось оформить право собственности.

В 2021 году от налогового органа Яковлеву придет уведомление о представлении декларации 3-НДФЛ, в ответ на которое необходимо будет представить лишь справку о полной выплате паевого взноса.

Если квартиру приватизировали после 1 января 1998 года, срок владения начинается с момента регистрации права собственности. А если приватизация была до 1 января 1998 года, срок владения исчисляется с даты заключения договора о передаче имущества в собственность.

Пример

Маркелов приватизировал квартиру в 1991 году. В 2020 году он решил продать квартиру и оформил свидетельство о государственной регистрации права собственности.

В 2021 году сдавать декларацию и показывать доход не надо. В ответ на уведомление от налоговых органов необходимо приложить копию договора на приватизацию.

При получении квартиры в дар срок владения начинается с даты государственной регистрации права собственности.

Пример

В 2014 году Алферова получила от брата квартиру в дар. В 2018 году было зарегистрировано право собственности, в следующем 2019-ом квартира была продана.

В 2020 году необходимо будет сдать декларацию, так как срок владения был меньше минимального. В декларации можно заявить имущественный вычет в размере 1 млн руб., так как документально подтвержденных расходов нет.

Если дом построен самостоятельно, срок владения исчисляется с даты регистрации права собственности на данный объект.

Пример

С 2010 по 2016 год Сорокин строил дом на земельном участке. Строительство было завершено в январе 2016 года, а в марте оформлено право собственности.

Дом является единственным объектом недвижимости. При реализации после января 2019 года он не будет облагаться налогом.

Если право на имущество признано в судебном порядке, то срок владения начинается со дня вступления решения суда в законную силу.

Пример

В 2014 году Новиков обжаловал договор наследства в суде. По договору наследования всё имущество отходило только его брату.

В 2016 году суд постановил, что половина имущества по договору должна перейти в собственность Новикову. Регистрация права на имущество была оформлена в 2018 году, а реализация — в 2020-ом. Срок владения имуществом начинается с 2016 года, со дня вступления в законную силу решения суда.

Декларация госслужащего, как не попасться на удочку прокурора

Модестов получил в наследство квартиру в 2020 году кадастровой стоимостью 3 млн руб. и решил продать её в этом же году. Продажа осуществляется раньше минимального срока владения и документально подтвержденных расходов на приобретение нет.

В данном случае можно воспользоваться имущественным вычетом в размере 1 млн руб. Сумма к уплате составит: 260 000 руб. = (3 млн руб. – 1 млн руб.)*13 %

Кораблев купил квартиру в 2018 году за 4,5 млн руб. и продал в 2020 году за 4,2 млн руб., кадастровая стоимость составляет 4,3 млн руб. Так как сумма фактически понесенных расходов больше, чем сумма продажи и кадастровой стоимости, то налог к уплате в декларации не возникнет.

При реализации имущества важным показателем является его кадастровая стоимость. Так, если стоимость имущества по договору будет меньше 0,7 кадастровой стоимости, то рассчитывать налог придется исходя из кадастровой стоимости.

Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. N 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, обращаются в указанное подразделение.

При возникновении у подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации и при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению.

1. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — сведения) представляются лицами, замещающими должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять такие сведения (далее — служащий (работник)), а именно:

1) лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности (последние — с учетом особенностей, установленных подпунктом 2 настоящего пункта);

2) лицами, замещающими муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, — в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, такие лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации;

3) государственными и муниципальными служащими, замещающими должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) работниками государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, замещающими должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенные в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

5) лицами, замещающими должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, иные должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

6) работниками организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в данных организациях, включенные в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

7) атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее — атаман войскового казачьего общества);

8) уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный), руководитель службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

9) иными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданином, претендующим на замещение (далее — гражданин):

1) государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности;

2) любой должности государственной службы (поступающим на службу);

3) должности муниципальной службы, включенной в перечни, утвержденные нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) должности в государственных корпорациях (компаниях, публично-правовых компаниях), Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которую и освобождение от которой осуществляется Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, и должности, включенной в перечни, утвержденные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций;

5) должности члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, включенные в перечень, утвержденный Советом директоров Центрального банка Российской Федерации;

6) отдельной должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенной в перечни, утвержденные федеральными государственными органами;

7) должности атамана войскового казачьего общества (атаманом войскового казачьего общества, избранным высшим органом управления войскового казачьего общества при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества);

8) должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;

9) иных должностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Граждане представляют сведения при подаче документов для наделения полномочиями по должности, назначения или избрания на должность (до назначения на должность, вместе с основным пакетом документов).

Атаманы войсковых казачьих обществ, избранные высшим органом управления войсковых казачьих обществ, представляют сведения при внесении Президенту Российской Федерации представления об утверждении атамана войскового казачьего общества.

7. Служащие (работники) представляют сведения ежегодно в следующие сроки:

1) не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (Президент Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации, федеральные государственные служащие Администрации Президента Российской Федерации и др.);

2) не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (государственные служащие, муниципальные служащие, работники Центрального банка Российской Федерации, работники Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний, публично-правовых компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, атаманы войсковых казачьих обществ, утвержденные Президентом Российской Федерации, и др.).

8. Сведения могут быть представлены служащим (работником) в любое время, начиная с 1 января года, следующего за отчетным.

9. Откладывать представление сведений до апреля не рекомендуется, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.

10. Если последний день срока представления сведений приходится на нерабочий день, то сведения представляются в последний рабочий день. В нерабочий день сведения направляются посредством почтовой связи с соблюдением условий, указанных в пункте 5 настоящих Методический рекомендаций.

11. Сведения представляются отдельно:

1) в отношении служащего (работника),

2) в отношении его супруги (супруга),

3) в отношении каждого несовершеннолетнего ребенка служащего (работника).

Например, служащий (работник), имеющий супругу и двоих несовершеннолетних детей, обязан представить четыре справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера — отдельно на себя и на каждого члена семьи. Не допускается представление сведений на двух и более лиц (например, на двоих несовершеннолетних детей) в одной справке.

12. Отчетный период и отчетная дата представления сведений, установленные для граждан и служащих (работников), различны:

1) гражданин представляет:

а) сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году подачи документов (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов (на отчетную дату);

2) служащий (работник) представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах и расходах, доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году представления сведений (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки;

б) сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода (31 декабря года, предшествующего году представления сведений);

3) лицо при назначении временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) представляет сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году назначения (с 1 января по 31 декабря), а также сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение указанного периода в результате безвозмездной сделки, а сведения об имуществе, принадлежащем ему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям на праве собственности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, об обязательствах имущественного характера по состоянию на день назначения.

13. Служащий (работник), если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Российской Федерации, должен представить сведения, если по состоянию на 31 декабря отчетного года:

1) замещаемая им должность была включена в соответствующий перечень должностей, а сам служащий (работник) замещал указанную должность;

2) временно замещаемая им должность, обязанности по которой исполнялись служащим (работником) в соответствии с приказом (распоряжением) представителя нанимателя (работодателя), была включена в соответствующий перечень должностей.

14. Служащий (работник) не представляет сведения, если он назначен на должность, включенную в соответствующий перечень должностей, или временно замещает указанную должность после 31 декабря отчетного года.

15. Представление сведений после увольнения служащего (работника) в период с 1 января по 1 (30) апреля 2020 г. не требуется.

16. В случае замещения работником нескольких должностей в одной организации (внутреннее совместительство, т.е. работник заключил трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя), замещение которых влечет обязанность представлять сведения, то таким работником заполняется одна справка с указанием обеих должностей.

При внешнем совместительстве (работником заключен трудовой договор о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя) работник, замещающий должности в разных организациях, замещение которых влечет обязанность представлять сведения, представляет в данные организации две справки (заполняются отдельно для каждой должности). Количество справок, представляемых в отношении членов семьи, не меняется.

18. При представлении сведений в отношении супруги (супруга) следует учитывать положения статей 10 «Заключение брака» и 25 «Момент прекращения брака при его расторжении» Семейного кодекса Российской Федерации.

19. Согласно статье 10 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица N 1):

Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2020 году (за отчетный 2019 г.)
Брак заключен в органах записи актов гражданского состояния (далее — ЗАГС) в ноябре 2019 года сведения в отношении супруги (супруга) представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) состоял в браке
Брак заключен в ЗАГСе в марте 2020 года сведения в отношении супруги (супруга) не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) не состоял в браке
Пример: гражданин в сентябре 2020 года представляет сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2020 года
Брак заключен 1 февраля 2020 года сведения в отношении супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин состоял в браке
Брак заключен 2 августа 2020 года сведения в отношении супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин еще не вступил в брак

20. Согласно статье 25 Семейного кодекса Российской Федерации брак, расторгаемый в органах записи актов гражданского состояния, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния, а при расторжении брака в суде — со дня вступления решения суда в законную силу (а не в день принятия такого решения).

Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица N 2)

Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2020 году (за отчетный 2019 г.)
Брак был расторгнут в ЗАГСе в ноябре 2019 года сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) не состоял в браке
Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 12 декабря 2019 года и вступило в законную силу 12 января 2020 года сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации решение о расторжении брака вступило в силу 12 января 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) считался состоявшим в браке
Брак был расторгнут в ЗАГСе в марте 2020 года сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) служащий (работник) состоял в браке
Пример: гражданин в сентябре 2020 года представляет сведения в связи с подачей документов для назначения на должность. Отчетной датой является 1 августа 2020 года
Брак был расторгнут в ЗАГСе 1 июля 2020 года сведения в отношении бывшей супруги не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин не состоял в браке
Брак был расторгнут в ЗАГСе 2 августа 2020 года сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин состоял в браке
Окончательное решение о расторжении брака было принято судом 4 июля 2020 года и вступило в законную силу 4 августа 2020 г. сведения в отношении бывшей супруги представляются, поскольку решение о расторжении брака вступает в законную силу по истечении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. В рассматриваемой ситуации срок истек 5 августа 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) гражданин считался состоявшим в браке

21. Статья 60 Конституции Российской Федерации устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Таким образом, ребенок считается совершеннолетним при достижении им возраста 18 лет.

22. При представлении сведений в отношении несовершеннолетних детей следует учитывать, что лицо считается достигшим определенного возраста на следующий день после дня рождения.

Перечень ситуаций и рекомендуемые действия (таблица N 3):

Пример: служащий (работник) представляет сведения в 2020 году (за отчетный 2019 г.)
Дочери служащего (работника) 21 мая 2019 года исполнилось 18 лет сведения в отношении дочери не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) дочери служащего (работника) уже исполнилось 18 лет, она являлась совершеннолетней
Дочери служащего (работника) 30 декабря 2019 года исполнилось 18 лет сведения в отношении дочери не представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) дочери служащего (работника) уже исполнилось 18 лет, она являлась совершеннолетней
Дочери служащего (работника) 31 декабря 2019 года исполнилось 18 лет сведения в отношении дочери представляются, поскольку дочь служащего (работника) считается достигшей возраста 18 лет на следующий день после дня рождения, то есть 1 января 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (31 декабря 2019 года) она еще являлась несовершеннолетней
Пример: гражданин представляет в сентябре 2020 года сведения в связи с назначением на должность. Отчетной датой является 1 августа 2020 года
Сыну гражданина 5 мая 2020 года исполнилось 18 лет сведения в отношении сына не представляются, поскольку он являлся совершеннолетним и по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) сыну гражданина уже исполнилось 18 лет
Сыну гражданина 1 августа 2020 года исполнилось 18 лет сведения в отношении сына представляются, поскольку сын гражданина считается достигшим возраста 18 лет на следующий день после дня рождения, то есть 2 августа 2020 года. Таким образом, по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) он еще являлся несовершеннолетним
Сыну гражданина 17 августа 2020 года исполнилось 18 лет сведения в отношении сына представляются, поскольку по состоянию на отчетную дату (1 августа 2020 года) сын гражданина являлся несовершеннолетним

23. Представление служащим (работником) сведений в отношении несовершеннолетнего ребенка, в случае если служащий (работник) является опекуном (попечителем), его супруга (супруг) является опекуном (попечителем) или его супруга (супруг) является усыновителем такого ребенка, не является нарушением.

24. Сведения в отношении несовершеннолетних детей, проживающих раздельно со служащим (работником) в случае, если служащий (работник) не лишен родительских прав, представляются в установленном порядке.

Правила декларирования доходов, расходов и имущества госслужащими

Впервые требование предоставлять сведения о доходах и имуществе в отношении госслужащих в России было введено в 1995 году. Согласно ст. 12 федерального закона от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации», госслужащие должны были предоставлять соответствующие данные в органы налоговой службы. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. В статье 8 документа говорится, что государства — участники Конвенции должны «устанавливать меры и системы, обязывающие публичных должностных лиц представлять декларации о внеслужебной деятельности, занятиях, инвестициях, активах и о существенных дарах или выгодах, в связи с которыми может возникать коллизия интересов».

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. «О противодействии коррупции». 29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона «О правительстве РФ» были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и указом президента от 8 июля 2013 года «Вопросы противодействия коррупции», список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 г. правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть» и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой «в связи с утратой доверия». Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

4 августа 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах. Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, «замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей». Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 года. Однако публичная версия деклараций чиновников значительно отличается от той, которую должностное лицо подает в кадровую службу. В «открытой» версии отсутствует информация о счетах и долговых обязательствах, не сообщается точное местонахождение декларируемой недвижимости и год выпуска автомобиля, нет информации о расходах, не сообщаются имена и фамилии супругов и несовершеннолетних детей. При наличии недвижимости за рубежом указывается только страна, где она находится.

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в Управлении по вопросам противодействия коррупции Администрации президента РФ. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого (ныне — замминистра юстиции), было выявлено около 70 тыс. преступлений коррупционной направленности (в 2015 году — 32 тыс.). 16 тыс. должностных лиц различного ровня (в 2015 году — 18 тыс.) были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов. Более поздние данные об итогах проверки деклараций Администрацией президента РФ не обнародовались.

Всего с формулировкой «в связи с утратой доверия» в России в 2018 году, по словам начальника управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры РФ Александра Куренного, были уволены более 1,3 тыс. чиновников (в 2016 году — порядка 400 человек, из них 177 — по итогам проверок деклараций; в 2017 году — 1 тыс. 250 человек).

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, согласно которому создан публичный реестр лиц, уволенных с госслужбы в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В открытом доступе сроком на 5 лет публикуются ФИО чиновников, сведения о госоргане, откуда они были уволены, дата внесения сведений в реестр и реквизиты правового акта об увольнении.

Исключена обязанность предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах:

  • у физических лиц, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации (то есть проводят на территории государства менее 180 дней в год) и получают доход за пределами государства;
  • у физических лиц, за которых налог платит налоговый агент (если речь идет о выплате заработной платы, являющейся единственным источником дохода).

В остальных случаях, даже если с дохода не должен уплачиваться налог, декларация должна быть подана человеком самостоятельно.

Как заполнять декларацию о доходах госслужащего

  1. В самом верху страницы – ИНН гражданина: 504213386470.
  2. Декларация первая, поэтому номер корректировки – 0.
  3. Шифр налогового периода. В нашем случае – год, ставим код 34. Далее указываем год, за который подается – 2016.
  4. Шифр налогового органа по прописке – 7701, код налогоплательщика – 760 (физлицо).
  5. Информация о плательщике: Иванов Иван Иванович, дата рождения – 25.02.1988г., место рождения – город Москва.
  6. Данные паспорта: 4508 123456, выдан 01.02.2006г., кем выдан – ОВД района Тропаево города Москва.
  7. Статус налогоплательщика – 1 (резидент РФ).
  8. Адрес проживания: индекс – 123456, код региона – 77 (г. Москва), улица Ленина, дом 17, кв. 46.
  • Взыскание из бюджета, код 2.
  • Код бюджетной классификации – 18210102010011000110.
  • Цифра по ОКТМО – 45382000.
  • Уплачиваемый налог – 0.
  • Возвращаемая величина средств в рублях – 36400.

Пункт 1 – подсчет налоговой базы в рублях:

  1. Общая сумма дохода – 500 000.
  2. Общая величина прибыли, подвергаемая налогообложению – 500 000.
  3. Объем налогового вычета – 280 000.
  4. Налоговая основа для вычисления налога – 220 000.

Пункт 2 – вычисление объема налога к оплате:

  • Общая величина налога к оплате – 28 600.
  • Общая сумма налога, вычтенная у источника выплаты – 65 000.
  • Объем налога, подлежащий возврату – 36 400.

Во всех остальных строках проставлена цифра 0.

В нашем случае – данные работодателя, у которого Иван Иванович получал заработную плату, и величина прибыли.

  1. Налоговая ставка 13%, код формы дохода – 06 (по трудовому договору).
  2. ИНН работодателя – 7707329152.
  3. КПП – 770701001.
  4. Число по ОКТМО – 45382000.
  5. Наименование работодателя: ООО «Альфа».
  6. Сумма дохода – 500 000, величина облагаемой прибыли – 500 000.
  7. Вычисленная сумма налога – 65 000, вычтенная величина налога – 65 000.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *