Срок исполнения судебного решения по административному делу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок исполнения судебного решения по административному делу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конкретные сроки исполнения тех или иных судебных актов предусматриваются нормами соответствующего процессуального кодекса. Сроки принудительного исполнения судебных решений установлены исполнительным законодательством, в частности Законом об исполнительном производстве. В связи с этим принято различать:

  1. Срок исполнения судебного решения – установленный процессуальным законом период, в течение которого решение должно быть исполнено добровольно. Течение этого срока начинается:
  • незамедлительно – для судебных актов, которые сразу вступают в силу;
  • по истечении установленного процессуальным законом срока – для судебных актов, которые вступают в силу после истечения срока обжалования;
  • по истечении срока, установленного самим судебным решением или судебным решением об отсрочке исполнения.
  1. Срок принудительного исполнения судебного решения (срок давности обращения судебного решения к исполнению) – период, установленный исполнительным законодательством. Течение этого срока начинается, в зависимости от вида решения, либо в момент его вступления в силу, либо в момент выдачи судебного решения.

Порядок исполнения по административным делам

Для определения таких сроков необходимо обращаться к процессуальному законодательству, по которому осуществлялось производство по делу.

По гражданским делам, согласно ГПК РФ:

  • Незамедлительно должны быть исполнены такие судебные решения, для которых предусмотрено незамедлительное вступление в силу.
  • По истечении срока на апелляционное обжалование должны быть исполнены судебные решения, для которых установлен определенный период вступления в силу. Срок для подачи апелляционной жалобы – 1 месяц со дня принятия обжалуемого решения, если ГПК для конкретного решения не предусмотрел иной срок. Если жалоба не подана, срок начала исполнения судебного решения – завершение срока на апелляционное обжалование. Если жалоба подана, срок начала исполнения неотмененного судебного акта – сразу после вынесения апелляционного определения. Если жалоба подана, обжалуемый судебный акт отменен/изменен и вынесено новое решение, то срок исполнения нового решения – незамедлительно с принятием апелляционного определения.
  • По истечении срока на подачу возражений (10 дней) должны быть исполнены неотменённые судебные приказы.
  • По истечении срока, установленного судебным решением, должны быть исполнены судебные решения со сроком исполнения или решения, в отношении исполнения которых суд предоставил отсрочку.

При вынесении любого судебного акта в его тексте суд указывает, в какой срок решение вступает в силу и должно быть исполнено, а также разъясняет процедуру обжалования. Поэтому для определения срока достаточно обратиться к самому судебному решению. Если есть желание убедиться в правильности определения судом срока, то можно сверить срок, указанный в решении, со сроком, предусмотренным соответствующей статьей ГПК РФ.

В арбитражном процессе (АПК РФ) используется практически такой же подход к определению сроков, как и по гражданским делам. Сроки вступления судебных решений в силу регулируются ст. 180 АПК РФ.

Такие дела образуют две категории:

  1. Производство по КАС РФ.
  2. Производство по КоАП РФ (дела об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.ст. 187-188 КАС РФ:

  • срок приведения решения в исполнение – его вступление в силу;
  • незамедлительно должны быть исполнены решения, для которых предусмотрено незамедлительное исполнение;
  • суд вправе установить предельные сроки исполнения судебного акта, если это вытекает из характера удовлетворенного судом требования.

В целом, административное судопроизводство по КАС РФ использует для определения сроков исполнения судебных решений такой же подход, как гражданское и арбитражное. Правда, во многих случаях срок апелляционного обжалования сокращен до 10 дней (ст. 298 КАС РФ).

Согласно КоАП РФ, по административным делам постановление приводится в исполнение сразу после вступления в силу. Сроки вступления решения в силу регулируются ст. 31.1 КоАП РФ:

  • после истечения срока на обжалования (10 дней, иногда – 5 дней или иной срок) – для решений, которые не были обжалованы;
  • после истечения срока обжалования решения по жалобе, если такое решение не обжаловалось или не отменило постановление по делу об административном правонарушении;
  • незамедлительно – для не подлежащих обжалованию решений по жалобе на постановление, кроме таких решений, которые отменили постановление.

Порядок исполнения отдельных видов наказаний установлен Главой 32 КоАП РФ. Так, в частности:

  1. Административный штраф должен быть уплачен в установленные ст. 32.2 КоАП РФ сроки, а если предоставлена отсрочка/рассрочка – по окончании отсрочки или согласно графику рассрочки. Установленные сроки различаются в зависимости от правонарушения: незамедлительно после вступления постановления в силу, 60 дней (большинство статей КоАП РФ), 7 дней (ст.19.28 КоАП). Для многих правонарушений по линии ГИБДД (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП) первичный срок уплаты штрафа – 20 дней. Он позволяет заплатить только половину назначенного штрафа. Если возможность не использована, действует общий 60-дневный срок, и оплате подлежит весь размер штрафа.
  2. Административный арест исполняется незамедлительно органами МВД РФ. Если лицо не задержано, оно задерживается и помещается под стражу.
  3. Профессиональная дисквалификация исполняется незамедлительно путем внесения данных в Реестр и прекращения договора с дисквалифицированным лицом.
  4. Приостановление деятельности исполняется незамедлительно приставом-исполнителем путем опечатывания соответствующих объектов и проведением иных мероприятий.
  5. Обязательные работы приводятся в исполнение приставом в течение 10 дней с момента вступления постановления в силу.

Эти сроки имеют значение для понимания, в какие сроки можно предъявить судебное решение для принудительного исполнения. Они установлены ст. 21 Закона об исполнительном производстве:

  • 3 года с момента вступления судебного решения в силу – по исполнительному листу, который выдан на основании такого судебного решения;
  • 3 года с момента выдачи – по судебным приказам;
  • срок действия присужденных периодических платежей плюс 3 года дополнительно – по судебным решениям о взыскании таких платежей;
  • 2 года с момента вступления решения в силу – по судебным решениям об административных правонарушениях.

Сроки могут прерываться и приостанавливаться. Оснований для этого довольно-таки много – ст. 22, ст.ст. 39-40 Закона. Оконченные и прекращенные исполнительные производства могут судебными приставами возобновляться. Поэтому процесс принудительного исполнения судебного решения может длиться очень долго, пока жив должник или существует организация, обязанная выполнить установленные судом требования.

Сроки исполнения судебного решения

Исполнительный лист получает сторона, выигравшая административное дело, в суде, который его рассматривал (полномочие на это представителя должно быть оговорено в доверенности). Можно подготовить и подать в суд письменное ходатайство с просьбой направить исполнительный лист в уполномоченный орган, но лучше сделать это самому, чтобы не затягивать указанный процесс.

Исполнительный лист по делу выдается в одном экземпляре. Но, если административных ответчиков в деле несколько или исполнение листа будет происходить в разных местах, можно в письменной форме обратиться к суду с ходатайством о выдаче нескольких исполнительных листов, каждый из которых будет направлен на удовлетворение части требований административного истца.

Если в соответствии с решением суда с административного ответчика – органа государственной власти – взыскиваются денежные средства (в том числе по возмещению судебных расходов), исполнительный лист предъявляется в Управление Федерального казначейства по соответствующему региону вместе с заполненным бланком заявления и удостоверенной судом копией решения. Если административный ответчик – муниципальный орган, значит, исполнительный лист предъявляется в финансовый орган муниципального образования. Если же речь идет о возмещении денежных средств за счет федерального бюджета за счет казны РФ, исполнительный лист направляется в Министерство финансов. Исполнение решений в таких случаях занимает, обычно, около 3 месяцев с даты предъявления исполнительного листа.

Во всех остальных случаях исполнительный лист предъявляется в органы ФССП России, которые и занимаются принудительным исполнением решений судов на территории России.

Исполнительный лист предъявляется взыскателем до истечения 3 лет с даты вступления решения суда в силу. Прерывается указанный срок предъявлением его к исполнению, частичным исполнением должником.

  • Расторжение брака — Развод
  • Алименты, Общение с детьми
  • Раздел имущества супругов
  • Адвокат по уголовным делам
  • Привлечение несовершеннолетнего к административной ответственности за побои ст.6.1.1 КоАП РФ.
  • Как вести себя в суде по административному, гражданскому делу?
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ)
  • Обжалование постановления по административному делу
  • Сроки по административному делу
  • ОБРАЗЕЦ заявления об оспаривании Постановления об изоляции гражданина
  • Оставил место ДТП — что будет? ст.12.27 КоАП РФ
  • Незаконная установка шлагбаума – ст.12.33 КоАП РФ
  • Ответственность за продажу пиротехники (консультация адвоката)
  • Адвокат по ДТП — КОАП РФ

Здесь вы можете получить качественную юридическую помощь по любому правовому вопросу бесплатно и прямо сейчас, для этого вам нужно нажать кнопку «Задать вопрос» и дождаться ответа юриста, который мы вышлем Вам на почту.

Возможно ситуация, похожая на Вашу, была уже решена, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими ответами другим пользователям

Перейти к ответам нашим пользователям

«В соответствии с частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.

Поэтому при отсутствии оснований для перерыва, приостановления или продления срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания (части 2 — 4 статьи 31.9 КоАП РФ) по истечении двух лет со дня его вступления в законную силу исполнение постановления подлежит прекращению независимо от того, что исполнение не производилось либо произведено не полностью. (п. 20.2 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 10 от 02.06.2004)».

Из приведенной выше нормы права следует, что истечении 2 лет со дня вступления постановления в законную силу, оно не подлежит исполнению независимо от того, производилось исполнение, не производилось, или произведено не полностью. Данная позиция подтверждена судебной практикой и Постановлением Пленума.

Сроки по административному делу

Представим такую ситуацию, гражданина (ку) привлекают к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ по двум эпизодам. За каждый эпизод назначают по 30 000 штрафа и 1,5 года лишения водительского удостоверения. Каждое наказание исполняется самостоятельно и имеет свой порядок исполнения.

Вопрос о порядке исчисления срока лишения специального права в данной публикации не ставится.

Представим, что постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу по первому эпизоду 01.12.2015, по второму – 02.12.2015, т.е. срок примерно одинаков, отличие в одном дне, что несущественно.

Таким образом получается, что гражданин обязан оплатить штраф в течении 60 дней со дня вступления в законную силу.

03.12.2017 года по всем постановлениям истек срок исполнения постановления. Начиная с 03.12.2018 в любое время гражданин может вернуть ВУ.

Постановлением правительства № 1191 от 14 ноября 2014 утверждены «Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами» (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.10.2018 № 1210).

Пункт 2.
Изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее – лицо, лишенное права на управление), по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – подразделение Госавтоинспекции) по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения (далее – проверка), при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее – обязательное медицинское освидетельствование).

Т.е. раз государство не может взыскать административный штраф в принудительном порядке, то государство решило ограничить человека в получении права — возвращении водительского удостоверения. Тем самым ограничить гражданина в правах.

Мое мнение, что государство в очередной раз переложило свои обязанности на самих граждан. Зачем им взыскивать штрафы, если проще обязать гражданина самостоятельно уплатить штраф в любом случае, даже при истекшем сроке давности.

Верховный суд запретил отключать аудиозапись на процессах

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции норм главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Общие положения

Судебные акты, подлежащие апелляционному обжалованию

Лица, имеющие право на апелляционное обжалование

1. Проверка законности и обоснованности принятых в порядке административного судопроизводства не вступивших в законную силу судебных актов (решений, определений) осуществляется судом апелляционной инстанции: районным судом (определения мировых судей), верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом (судебные акты районных судов, гарнизонных военных судов), апелляционным судом общей юрисдикции (судебные акты верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции), апелляционным военным судом (судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции), Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (судебные акты Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции).

Как следует из части 11 статьи 137[1], статей 296, 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, Кодекс), судебные приказы, определения об утверждении соглашения о примирении с прекращением производства по административному делу полностью или в части не подлежат обжалованию в суд апелляционной инстанции. Данные судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Определение об отказе в утверждении соглашения о примирении обжалуется в суд апелляционной инстанции (часть 12 статьи 137[1] КАС РФ).

Судебные акты судов апелляционных и кассационных инстанций не подлежат апелляционному обжалованию, поскольку вступают в силу со дня их вынесения.

2. Апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление могут быть поданы не только на судебный акт в целом, но и на его часть, например резолютивную или мотивировочную, по вопросам распределения судебных расходов, порядка и срока исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при вынесении судебного акта, а также на дополнительное решение, принятое в порядке, предусмотренном статьей 183 КАС РФ.

Если апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление поданы не на судебный акт в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемый акт не вступает в законную силу.

3. Правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, их представители, правопреемники. Последние вправе подать апелляционную, частную жалобу независимо от того, привлекались ли они к участию в деле судом первой инстанции и был ли предварительно разрешен вопрос о замене стороны ее правопреемником (статьи 37, 44, 45, 56 КАС РФ). Вопрос о правопреемстве может быть разрешен судьей суда апелляционной инстанции при подготовке административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции или судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы, представления.

4. Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (часть 2 статьи 295 КАС РФ).

    Завершающим этапом производства по делам об административных правонарушениях становится их исполнение. По факту вступления в силу начинается исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

    Нормами КОАП РФ предусмотрены определенные ограничения по времени, за которое решение по административному нарушению вступает в силу:

    • когда закончится срок, который установлен для обжалования, в случае если обозначенное распоряжение не было обжаловано или же опротестовано. После вручения или получения копии постановления, по КоАП РФ имеется 10 суток на подачу жалобы об административном правонарушении. В случае если в этот срок апелляция не подавалась, а протест прокурора не вынесен, тогда постановление вступит в законную силу;
    • когда закончится срок, данный на обжалование заключения по жалобе, протесту, в случае когда указанное решение не было обжаловано или опротестовано, не считая исключений, случаев, когда решением отменяется постановление. Имеется 10 дней на обжалование решения по жалобе или подаче протеста, так же, одни сутки со дня поступления, для жалоб на постановление об административном аресте. Спустя 10 суток после вынесения решения по первичной жалобе, в случае если решение не было обжаловано, в силу вступает постановление, касаемое административного правонарушения;
    • если решение не может быть обжаловано или опротестовано, то оно вступает в силу. Исключение – в случае отмены решения постановлением.

    Далее наступает время организационных мер – реализация уполномоченными лицами и инстанциями постановления в соответствии с принятым решением.

    Замечание 1

    Если назначение административного наказания делится на два или более постановлений, и все они относятся к одному лицу, то каждое постановление обладает самостоятельной силой.

    Исполнение может быть отложено не более, чем на месяц. Произвести отсрочку в полномочиях того, кто вынес постановление или судьи. Причиной для такой отсрочки становится невозможность в данный момент реализовать наказание (штраф, лишение определенного права, взятие под арест).

    Замечание 2

    Исключением является взыскания административного штрафа по месту исполнения административного правонарушения.

    Должностное лицо или судья, вынесшие постановление по административному штрафу, могут отсрочить крайнюю дату его оплаты на срок до трех месяцев. К примеру, когда материальное положение оштрафованного лицы не позволяет произвести оплату немедленно. В Кодексе об административных правонарушениях изложена возможность не только отсрочить по времени, но и прекратить исполнение по решению.

    В нескольких случаях, судья, орган или должностное лицо, которые постановили назначение административного наказания, прекращают исполнение постановления, в таких как:

    • при наличии акта амнистии, который исключил бы применение;
    • в случае отмены закона, в соответствие с которым было принято решение, и если определенные положения закона утратили силу;
    • по причине смерти привлеченного ответственности лица, по факту смерти или объявления гражданина умершим в соответствии с законодательством;
    • если у исполнения решения вышел срок исковой давности. Для этого предусмотрен определенный период – один год после вступления в законную силу;
    • отмена решения;
    • в случаях, в которых предусмотрены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, решения о завершении исполнения постановления о назначении административного наказания. По завершению производства по исполнению решения о вступлении в силу административного наказания, прекращаются все исполнительные действия по введению его в исполнение;
    • прекращение срока давности, если лицо, привлеченное к административной ответственности, избегает исполнения решения об административном наказании.

    Расчет времени давности в таком случае вновь начинается со дня, когда лицо или его доход, вещи, которые соответствуют решению о наложении административного взыскания, могут быть подвергнуты административному взысканию.

    Производство по выполнению решения об установлении административного наказания, завершаются, если выполнение полностью завершено. В то же время орган, должностное лицо, приведшее решение в действие, возобновляет решение о наложении административного наказания судье, органу, должностному лицу, вынесшему это решение с отметкой об исполнении административного наказания.

    Определение 1

    Конец всех исполнительных действий по приведению административного выполнения наказания – завершение производства по осуществлению решения о назначении административного наказания.

    В день завершения исполнения решения о наложении административного взыскания, начинается начисление срока административного наказания лицу, подлежащему административной ответственности.

    Также имеются случаи, когда КоАП РФ решает о назначении административного наказания, если по нему не было исполнено или выполнено не в полном объеме, отдается органом, должностным лицом, которые исполняли постановление, органу, судье, официальному лицу, который вынес решение. Список примеров по таким случая находится ниже:

    • в случае, когда физическое лицо приговоренное к административной ответственности, не живет, не учится или же не работает по адресам, которые указаны судьей, органом, должностным лицом, которые вынесли решение, привлеченное к административной ответственности юридическое лицо не могут найти, либо не нашли имущество лиц, у которых возможно административное взимание;
    • если человек, который привлечен к административной ответственности, не имеет имущества или же доходов, на которые можно наложить административное взимание, и меры по поиску имущества этого лица получились неэффективными;
    • когда закончился срок давности, по выполнению постановление о решении административной ответственности.

    Таким образом, происходит окончание производства по исполнению постановления по делам об административных правонарушениях.

    1. Сроки исполнения решений
    2. Решения суда, которые ответчик обязан выполнить сразу
    3. Решения суда, исполнение которых предусматривает сроки
    4. Исполнительные документы
    5. Сроки работы судебных приставов
    6. Сроки давности

    Решения суда условно делятся на две категории: • решения, которые вступают в законную силу непосредственно после вынесения вердикта; • решения, вступающие в силу лишь по истечении определенного срока. В первом случае вердикт судьи должен быть выполнен немедленно. Второй случай предусматривает определенные сроки исполнения судебных решений.

    Первая категория решений предусмотрена статьей 210 ГК РФ. Существует ряд случаев, когда постановление суда по гражданским делам должно быть выполнено немедленно. К данной категории дел относятся следующие иски:

    • о выплате алиментов;
    • о выплате установленной заработной платы сотруднику предприятия;
    • о восстановлении в должности уволенного сотрудника, если увольнение противоречило закону;
    • о восстановлении в прежней должности сотрудника, если имел место его перевод на другое место работы или должность, и это противоречило закону;
    • в возмещении потерпевшему вреда, нанесенного его здоровью;
    • о выплатах семье при смерти кормильца;
    • в выплатах гонораров, авторских вознаграждений за интеллектуальный труд, изобретения, рационализаторских решений, открытий.

    Перечисленные выше иски должны быть удовлетворены немедленно, так как задержки по исполнению могут нанести серьезный урон благополучию истца. Если решения по подобным делам не исполняются сразу, лицо или организация, обязанные их выполнить, могут быть призваны к ответственности.

    Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

    Комментарии

    Комментариев нет, будьте первым!

    Эффективность производства по делам об административных правонарушениях, как известно, зависит от успешной реализации стадии исполнения постановлений об административных наказаниях.

    Вопросы исполнения этих постановлений приобретают особую актуальность в современных условиях, когда заметно обостряется криминальная ситуация в обществе и расширяется сфера действия административно-деликтного законодательства, что связано с увеличением числа административных правонарушений и количества лиц, привлекаемых к административной ответственности. Примечательно, что одновременно с этим увеличивается число неисполненных постановлений об административных наказаниях, в правоприменительной деятельности не снижается количество ошибок и нарушений законности, допускаемых должностными лицами органов государственного управления при исполнении таких постановлений.

    По общему правилу, сформулированному законодателем, исполнение постановления о наложении административного наказания начинается с моменты вступления его в законную силу.

    Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

    1. после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано) ;
    2. после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту (если указанное решение не было обжаловано или опротестовано), за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
    3. немедленно после вынесения, не подлежащего обжалованию решения по жалобе или протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

    Хотя в этой статье прямо не сказано, но ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ дает безусловное основание для вывода о том, что постановление о применении такой санкции, как административный арест, вступает в законную силу немедленно.

    В соответствии со ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами.

    128 Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а также его опротестование прокурором в 10-дневный срок приостанавливают вступление постановления в силу.

    Прежде всего, постановление о назначении административного наказания обязательно для физического или юридического лица, которое признано виновным. Лицо, совершившее административное правонарушение обязано делать то, что ему предписано (например, в случае назначения административного штрафа — уплатить его), либо воздерживаться от того, что ему запрещено (например, в случае лишения специального права — не пользоваться этим правом на срок лишения).

    КоАП предусматривает неблагоприятные для виновного последствия неисполнения постановлений. Так, например, при неуплате суммы административного штрафа в установленный срок соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, т.е. для принудительного исполнения (ст. 32.2 КоАП РФ), более того при этом факт неуплаты штрафа в установленный срок, согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, рассматривается как самостоятельное административное правонарушение, которое влечет назначение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов. В соответствии с ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ самовольное оставление места отбывания административного ареста влечет административный арест на срок до 15 суток.

    Федеральный закон №229 «Об исполнительном производстве» в ст.113 предусматривает ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава — исполнителя. Это может быть наложение на должника штрафа за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок, а при наличии признаков состава преступления — привлечение к уголовной ответственности.

    В любом случае уклонения от исполнения постановления о назначении административного наказания срок давности такого исполнения прерывается. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное взыскание (ст. 31.9 КоАП РФ).

    Часть 2 ст. 31.2 КоАП РФ специально подчеркивает, что постановление по делу об административном правонарушении должно быть исполнено с момента его вступления в законную силу.

    Во-первых, как уже отмечалось, это касается субъектов, привлеченных к ответственности. Они обязаны уплатить штраф, сдать документы, предоставляющие им специальное право, которого они лишены.

    Во-вторых, компетентные должностные лица обязаны начать осуществление принудительных мер, которые не могут быть исполнены добровольно (например, административный арест). Если к лицу ранее было применено административное задержание, оно трансформируется в административный арест. А если к моменту вынесения судьей постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста виновный не был задержан, сотрудники полиции обязаны в зале суда взять его под стражу.

    Статья 32.1 КоАП РФ определяет порядок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения. Согласно этой статье постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.

    Таким образом, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, который вынес данное предупреждение.

    Исполнение производится путем вручения постановления под расписку либо высылки постановления виновному физическому лицу, его законному представителю или законному представителю виновного юридического лица. И вручение, и высылка должны быть произведены в трехдневный срок со дня вынесения постановления.

    Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регулируется ст. 32.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

    Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

    Такая формулировка позволяет судье, органу, должностному лицу, исходя из конкретных обстоятельств, решить, кто из родителей обязан уплатить штраф и может выполнить соответствующую обязанность. В полном соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ здесь закрепляется правило о том, что при отсутствии самостоятельного заработка у лица в возрасте от 16 до 18 лет, привлеченного к административной ответственности, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Такая замена обязанного лица может быть произведена судьей, органом, должностным лицом, постановившими наложить штраф. Решение о взыскании штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей выносится в виде определения.

    В соответствии с ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.

    С 1 января 2008 года федеральным законом №210-ФЗ от 24 июля 2007 года была отменена обязанность лиц, привлеченных к административной ответственности, направлять копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление. Сегодня эти вопросы уплаты штрафа должен контролировать соответствующий юрисдикционный орган. Анализ практики исполнения штрафов показывает, что существуют определенные сложности и неразбериха в контроле уплаты штрафа.

    Учитывая эту проблему, федеральный закон №162 от27 июня 2011 года внес изменения в федеральный закон «О национальной платежной системе», предусмотрев норму: «Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Эта норма вступила в действие с 1 января 2013 года.

    Рассмотренный порядок определяет механизм добровольной уплаты штрафа лицом, подвергнутым такому наказанию. Часть 5 ст. 32.2 КоАП РФ закрепляет процедуру принудительного взыскания суммы административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч. 1 этой статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в десятидневный срок направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке, предусмотренном федеральным законом «Об исполнительном производстве». Кроме того, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. При неуплате штрафа, наложенного судьей, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.25 КоАП составляет судебный пристав-исполнитель.

    (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 190-ФЗ, от 30.12.2015 N 425-ФЗ, от 15.02.2016 N 18-ФЗ, от 05.04.2016 N 103-ФЗ, от 02.06.2016 N 169-ФЗ, от 23.06.2016 N 220-ФЗ, от 28.06.2016 N 223-ФЗ, от 03.07.2016 N 303-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ, от 01.05.2017 N 87-ФЗ, от 28.05.2017 N 101-ФЗ, от 28.05.2017 N 102-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 29.07.2017 N 274-ФЗ, от 05.12.2017 N 380-ФЗ, от 28.12.2017 N 421-ФЗ, от 19.07.2018 N 213-ФЗ, от 29.07.2018 N 265-ФЗ, от 28.11.2018 N 451-ФЗ, от 27.12.2018 N 562-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 02.12.2019 N 406-ФЗ, от 27.12.2019 N 494-ФЗ, от 31.07.2020 N 244-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

    Принят
    Государственной Думой
    20 февраля 2015 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    25 февраля 2015 года

    1. Порядок осуществления административного судопроизводства определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», а также настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила административного судопроизводства, чем предусмотренные настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

    3. Предусмотренные настоящим Кодексом общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных настоящим Кодексом.

    4. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

    5. Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

    Задачами административного судопроизводства являются:

    1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений;

    2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений;

    3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел;

    4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

    5) мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

    1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

    2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

    3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

    3.1. Стороны вправе после обращения в суд использовать примирительные процедуры для урегулирования спора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 197-ФЗ)

    4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также — иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

    1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.

    2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:

    1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;

    2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан; (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

    3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;

    4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.

    3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.

    4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.

    5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

    6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.

    7. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных организаций (административная процессуальная правосубъектность) определяются правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных и иных публичных правоотношениях.

    8. Иностранная организация, не обладающая процессуальной правосубъектностью в соответствии с правом страны, в которой организация учреждена, может быть признана на территории Российской Федерации обладающей административной процессуальной правосубъектностью в соответствии с российским правом.

    Порядок исполнения судебного решения

    1. При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

    2. Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

    3. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

    4. Информация о внепроцессуальных письменных или устных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по административным делам, находящимся в их производстве, или председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по административным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по административным делам.

    Решение суда оглашается в судебном заседании по результатам судебного разбирательства. Изготовлено в полном объеме оно должно быть в течение 5 дней после оглашения, направлено сторонам еще в течение 3 дней.

    По общему правилу, решение суда по административному делу подлежит исполнению с даты вступления в законную силу, т .е. спустя месяц со дня вынесения. Учитывая особенности административного судопроизводства, в административных делах часто используется ходатайство о немедленном исполнении решения суда, ведь это позволит защитить нарушенные права граждан при осуществлении властных полномочий. Логично требовать немедленного исполнения по административным искам об оспаривании решения органа власти, на действия должностного лица. Требовать исполнения такого судебного решения, в том числе получить исполнительный лист, можно непосредственно после его принятия.

    Вынесенное решение суда в порядке упрощенного производства вступает в силу по истечение 15 дней с даты вручения сторонам.

    Если по административному делу проходила процедура обжалования, решение вступает в силу со дня вынесения апелляционного определения.

    Решение суда должно содержать перечень тех действий, которые должен совершить административный ответчик, и может содержать способ и порядок их исполнения. Принудительное исполнение судебного решения возможно путем получения в суде, который вынес решение в первой инстанции, исполнительного листа.

    Исполнительный лист получает сторона, выигравшая административное дело, в суде, который его рассматривал (полномочие на это представителя должно быть оговорено в доверенности). Можно подготовить и подать в суд письменное ходатайство с просьбой направить исполнительный лист в уполномоченный орган, но лучше сделать это самому, чтобы не затягивать указанный процесс.

    Исполнительный лист по делу выдается в одном экземпляре. Но, если административных ответчиков в деле несколько или исполнение листа будет происходить в разных местах, можно в письменной форме обратиться к суду с ходатайством о выдаче нескольких исполнительных листов, каждый из которых будет направлен на удовлетворение части требований административного истца.

    Если в соответствии с решением суда с административного ответчика – органа государственной власти – взыскиваются денежные средства (в том числе по возмещению судебных расходов), исполнительный лист предъявляется в Управление Федерального казначейства по соответствующему региону вместе с заполненным бланком заявления и удостоверенной судом копией решения. Если административный ответчик – муниципальный орган, значит, исполнительный лист предъявляется в финансовый орган муниципального образования. Если же речь идет о возмещении денежных средств за счет федерального бюджета за счет казны РФ, исполнительный лист направляется в Министерство финансов. Исполнение решений в таких случаях занимает, обычно, около 3 месяцев с даты предъявления исполнительного листа.

    Во всех остальных случаях исполнительный лист предъявляется в органы ФССП России, которые и занимаются принудительным исполнением решений судов на территории России.

    Исполнительный лист предъявляется взыскателем до истечения 3 лет с даты вступления решения суда в силу. Прерывается указанный срок предъявлением его к исполнению, частичным исполнением должником.

    Вынесение судом решения не всегда означает окончание обращений в суд. Например, взыскатель и должник сами вправе обратиться в суд за разъяснением исполнительного листа, способов и порядка исполнения содержащихся в нем требований. Такое заявление рассматривается в 10-дневный срок с даты поступления в суд, который выдал соответствующий исполнительный лист.

    Кроме того, и взыскатель, и должник вправе просить суд изменить способ и порядок исполнения судебного решения, предложив свой вариант и приведя веские аргументы невозможности исполнения его в порядке, определенном судом в решении.

    Взыскатель по исполнительному листу вправе просить суд о восстановлении срока предъявления исполнительного листа. Стороны исполнительного производства вправе просить суд о предоставлении отсрочки, рассрочки исполнения решения суда.

    Действия и бездействия судебного пристава-исполнителя, его постановления в рамках исполнительного производства, могут быть обжалованы в порядке административного судопроизводства путем подачи административного иска на действия судебного пристава-исполнителя.

    Исполнение постановлений по делу об административном правонарушении

    НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

    Ю.В. Винников, и.о. председателя Металлургического районного суда го-

    рода Челябинска

    A.B. Тимошенко, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-

    го права и процесса ЮУрГУ

    Эффективность любой власти характеризуется не количеством исписанных бумаг, принятых решений, постановлений, а способностью власти реализовать, претворить в жизнь принятые решения, осуществлять действенный контроль за их исполнением, иметь реальные рычаги воздействия на лиц, обязанных исполнять принятые властью решения.

    Судебная власть, как одна из ветвей власти, осуществляемая в соответствии со ст. 118 Конституции РФ посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, не является исключением.

    Невозможность исполнения судебных актов, двойное толкование норм, регулирующих их исполнение, нечеткость законодательства, лишает г ражданина возможности быстрого восстановления нарушенных прав, порождает недоверие к судебной власти у одних, уверенность в безнаказанности у других, дискредитирует власть как таковую, не способствует предупреждению совершения правонарушений.

    Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях, с одной стороны, не должно являться функцией судебной власти с учетом принципа разделения властей, с другой — на суд, который уполномочен выносить постановления по делу об административном правонарушении, в соответствии с ч. 1 ст. 31.3 КоАП РФ возлагается обязанность обратить указанное постановление к исполнению. Только лишь при исполнении вынесенного постановления можно говорить о выполнении задач законодательства об административном правонарушении, предусмотренных ст. 1.2 КоАП РФ.

    Уже на стадии обращения постановления к исполнению возникают коллизии норм права, которые до настоящего времени не получили четкого и однозначного толкования в судебной практике или разъяснений со стороны высших судебных инстанций.

    Постановление по делу об администра-

    тивном правонарушении согласно ст. 31.4 КоАП РФ приводится в исполнение уполномоченными на то органами, каковым в части исполнения постановлений о наложении административного штрафа в соответствии со ст. 32.2 ч. 5 КоАП РФ является служба судебных приставов.

    На службу судебных приставов возложено также исполнение судебных актов по гражданским делам (раздел VII ГПК РФ) и исполнение приговоров суда о наложении штрафа (ст. 31 УИК РФ).

    Служба судебных приставов на основании ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительно исполняет акты других органов и должностных лиц, которым «предоставлено право возлагать на граждан, организации и бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий».

    Между тем правовая природа судебных актов и актов должностных лиц, которые исполняют судебные приставы-исполнители является различной.

    Если судебные акты, вынесенные в порядке гражданского судопроизводства, разрешают споры между физическими, юридическими лицами и т.д., то судебные акты и акты должностных лиц, вынесенные в порядке КоАП РФ, являются актом государственного принуждения, направленными на защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина … и предупреждение административных правонарушений (ст. 1.2 КоАП РФ).

    Нормы гражданского, уголовного и административного судопроизводства регулируют лишь некоторые вопросы, связанные с исполнением судебных актов и актов органов (должностных лиц) и не регулируют непосредственно деятельность самих судебных приставов-исполнителей по исполнению указанных актов.

    Винников Ю.В., Тимошенко А.В.

    Некоторые проблемы исчисления сроков ________при исполнении постановлений…

    Вопросы, связанные с деятельностью судебных приставов регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, указанным Законом регулируются порядок возбуждения исполнительного производства, сроки и время совершения исполнительных действий и сроки предъявления исполнительных документов к исполнению.

    Данный закон значительно устарел и вошел в противоречие с нормами ГПК РФ, УПК РФ и КоАП РФ.

    Положения подп. 5 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливают, что постановления по делам об административном правонарушении могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления.

    • Решение Верховного суда: Определение N 53-КГ17-8, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация дела, поведение участников судебного процесса достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу (часть 2 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица…

    [КАС РФ] [Раздел I] [Глава 1]

    1. Административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.

    2. При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу.

    3. Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.

    4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства.

    5. Правила определения разумного срока административного судопроизводства, предусмотренные частями 2 и 4 настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным делам.

    6. В случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда по своей инициативе или на основании соответствующего заявления заинтересованного лица об ускорении рассмотрения административного дела вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела.

    7. В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование. Заявление об ускорении рассмотрения административного дела рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня после дня поступления этого заявления в суд без извещения лица, подавшего заявление, и иных лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом.

    8. В определении об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения его рассмотрения, а также установлен срок, в пределах которого должно быть проведено судебное заседание.

    9. Копия определения об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

    1. На стадии исполнения постановления применяется положение о прекращении производства по делу, если истек срок давности исполнения постановлений.

    С целью обеспечения оперативного принудительного воздействия на лицо, привлеченное к ответственности, установлен годичный срок давности приведения в исполнение постановления о наложении административного наказания.

    Кроме того, важно правильно исчислять срок давности, который начинает течь со дня вступления постановления в силу, а не со дня вынесения постановления.

    Течение этого срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом составляется акт об уклонении, в связи с чем срок давности исполнения постановления перестает течь.

    При уклонении лица от добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа указанное постановление подлежит принудительному исполнению в соответствии с ч. 5 ст. 32.2, ч. 3 ст. 32.3 КоАП (см. комментарии). Уклонение лица от исполнения постановления (решения) о назначении административного наказания подразумевает неисполнение лицом обязанностей, предписанных вынесенным постановлением, либо их ненадлежащее исполнение, в том числе просрочка предусмотренных сроков добровольного исполнения постановления (решения) лицом, привлеченным к административной ответственности.

    Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его имущества, доходов, на которые в соответствии с постановлением о назначении административного наказания может быть обращено административное наказание, т.е. со дня, когда появляется реальная возможность исполнить назначенное лицу наказание. Непосредственно факт обнаружения виновного, его имущества, доходов необходимо оформлять документально.

    В срок давности исполнения взыскания не включается время, на которое была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, а также время, на которое исполнение было приостановлено в связи с принесением протеста прокурором (см. комментарий к статье 31.5 КоАП).

    Приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания в случае принесения протеста на указанное постановление предусмотрено ст. 31.6 КоАП (см. комментарий). Срок давности исполнения постановления, на которое был принесен протест, приостанавливается до рассмотрения протеста.

    Правовые последствия при уклонении лица, лишенного специального права, от исполнения постановления (решения) о назначении указанного административного наказания наступают на основании ч. 2 ст. 32.7 КоАП (см. комментарий).

    2. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению, установленные в статье 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, отличаются от соответствующих положений КоАП:

    — в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

    — в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ, то есть при восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

    В случае если исполнение судебного акта было приостановлено, время, на которое исполнение приостанавливалось, не засчитывается в срок, установленный для предъявления исполнительного листа к исполнению.

    Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, если федеральным законом не установлено иное, частичным исполнением судебного акта.

    В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

    Согласно пункту 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. N 2 при определении в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 320 АПК РФ в исполнительном листе срока предъявления его к исполнению судам необходимо учитывать положения части 1 статьи 31.9 КоАП, согласно которым постановление о назначении административного наказания (в данном случае таковым является судебный акт арбитражного суда о привлечении к административной ответственности) может быть приведено в исполнение лишь в течение года со дня его вступления в законную силу.

    Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» (Вестник ВАС РФ. 2006. N 9 (сентябрь)) в частности регулирует, что заявление уполномоченного органа о включении в реестр сумм штрафов, назначенных за административные правонарушения, должно быть подано в арбитражный суд в течение срока давности исполнения решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания), определенного частью 1 комментируемой статьи. Подача указанного заявления приостанавливает течение срока давности исполнения, поскольку после введения процедуры наблюдения существует юридическая невозможность принудительного исполнения соответствующего решения суда о привлечении к административной ответственности (постановления о назначении административного наказания).

    Порядок и особенности исполнения решения суда по административным делам

    По гражданским делам, согласно ГПК РФ:

    • Незамедлительно должны быть исполнены такие судебные решения, для которых предусмотрено незамедлительное вступление в силу.
    • По истечении срока на апелляционное обжалование должны быть исполнены судебные решения, для которых установлен определенный период вступления в силу. Срок для подачи апелляционной жалобы – 1 месяц со дня принятия обжалуемого решения, если ГПК для конкретного решения не предусмотрел иной срок. Если жалоба не подана, срок начала исполнения судебного решения – завершение срока на апелляционное обжалование. Если жалоба подана, срок начала исполнения неотмененного судебного акта – сразу после вынесения апелляционного определения. Если жалоба подана, обжалуемый судебный акт отменен/изменен и вынесено новое решение, то срок исполнения нового решения – незамедлительно с принятием апелляционного определения.
    • По истечении срока на подачу возражений (10 дней) должны быть исполнены неотменённые судебные приказы.
    • По истечении срока, установленного судебным решением, должны быть исполнены судебные решения со сроком исполнения или решения, в отношении исполнения которых суд предоставил отсрочку.

    Такие дела образуют две категории:

    1. Производство по КАС РФ.
    2. Производство по КоАП РФ (дела об административных правонарушениях).

    В соответствии со ст.ст. 187-188 КАС РФ:

    • срок приведения решения в исполнение – его вступление в силу;
    • незамедлительно должны быть исполнены решения, для которых предусмотрено незамедлительное исполнение;
    • суд вправе установить предельные сроки исполнения судебного акта, если это вытекает из характера удовлетворенного судом требования.

    В целом, административное судопроизводство по КАС РФ использует для определения сроков исполнения судебных решений такой же подход, как гражданское и арбитражное. Правда, во многих случаях срок апелляционного обжалования сокращен до 10 дней (ст. 298 КАС РФ).

    Согласно КоАП РФ, по административным делам постановление приводится в исполнение сразу после вступления в силу. Сроки вступления решения в силу регулируются ст. 31.1 КоАП РФ:

    • после истечения срока на обжалования (10 дней, иногда – 5 дней или иной срок) – для решений, которые не были обжалованы;
    • после истечения срока обжалования решения по жалобе, если такое решение не обжаловалось или не отменило постановление по делу об административном правонарушении;
    • незамедлительно – для не подлежащих обжалованию решений по жалобе на постановление, кроме таких решений, которые отменили постановление.

    Порядок исполнения отдельных видов наказаний установлен Главой 32 КоАП РФ. Так, в частности:

    1. Административный штраф должен быть уплачен в установленные ст. 32.2 КоАП РФ сроки, а если предоставлена отсрочка/рассрочка – по окончании отсрочки или согласно графику рассрочки. Установленные сроки различаются в зависимости от правонарушения: незамедлительно после вступления постановления в силу, 60 дней (большинство статей КоАП РФ), 7 дней (ст.19.28 КоАП). Для многих правонарушений по линии ГИБДД (ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП) первичный срок уплаты штрафа – 20 дней. Он позволяет заплатить только половину назначенного штрафа. Если возможность не использована, действует общий 60-дневный срок, и оплате подлежит весь размер штрафа.
    2. Административный арест исполняется незамедлительно органами МВД РФ. Если лицо не задержано, оно задерживается и помещается под стражу.
    3. Профессиональная дисквалификация исполняется незамедлительно путем внесения данных в Реестр и прекращения договора с дисквалифицированным лицом.
    4. Приостановление деятельности исполняется незамедлительно приставом-исполнителем путем опечатывания соответствующих объектов и проведением иных мероприятий.
    5. Обязательные работы приводятся в исполнение приставом в течение 10 дней с момента вступления постановления в силу.

    Нарушение срока исполнения судебного решения приравнивается к неисполнению судебного решения и влечет:

    1. Приобретение истцом (взыскателем) права на получение исполнительного документа для принудительного исполнения удовлетворенных судом требований.
    2. Задействование системы принудительного исполнения судебных решений.
    3. Штраф, предусмотренный соответствующим процессуальным законом. Например, такой штраф предусмотрен ст. 332 АПК РФ (размер штрафа – ст. 119 АПК РФ).
    4. Уклонение от административного наказания влечет ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ. Это может быть штраф, удвоение ранее назначенного штрафа, административный арест – в зависимости от первого правонарушения и его тяжести.
    5. Злостное неисполнение судебных решений по уголовному делу может повлечь уголовную ответственность по ст. 315 УК РФ.

    Любое неисполненное судебное решение будет исполняться принудительно. И здесь уже будут действовать нормы Закона об исполнительном производстве или, если речь об исполнении приговора, нормы УИК РФ.

    Эти сроки имеют значение для понимания, в какие сроки можно предъявить судебное решение для принудительного исполнения. Они установлены ст. 21 Закона об исполнительном производстве:

    • 3 года с момента вступления судебного решения в силу – по исполнительному листу, который выдан на основании такого судебного решения;
    • 3 года с момента выдачи – по судебным приказам;
    • срок действия присужденных периодических платежей плюс 3 года дополнительно – по судебным решениям о взыскании таких платежей;
    • 2 года с момента вступления решения в силу – по судебным решениям об административных правонарушениях.

    Сроки могут прерываться и приостанавливаться. Оснований для этого довольно-таки много – ст. 22, ст.ст. 39-40 Закона. Оконченные и прекращенные исполнительные производства могут судебными приставами возобновляться. Поэтому процесс принудительного исполнения судебного решения может длиться очень долго, пока жив должник или существует организация, обязанная выполнить установленные судом требования.

    Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

    1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

    2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

    3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление

    Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами

    Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

    Обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесшие постановление.

    В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту, вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу

    Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение

    Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном ст. 32 2—32 11 КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ.

    Принудительное исполнение постановления о наложении административного штрафа, а также исполнение постановления о назначении административных наказаний в виде возмездного изъятия или конфискации вещи, являющейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, совершаются судебным приставом — исполнителем (за исключением постановления о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов).

    Постановление о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, определенных ст. 24.5 КоАП, приводится в исполнение в порядке, предусмотренном КоАП (за исключением разрешения споров с возмещением имущественного ущерба, компенсацией морального вреда, причиненных незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, рассматриваемых судом в порядке гражданского судопроизводства).

    Если одновременно с вопросом о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении о назначении административного наказания указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

    При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение, при этом каждое вынесенное постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение самостоятельно.

    Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания.

    При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания (в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа, за исключением взыскания административного штрафа на месте совершения административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

    С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

    Приостановление исполнения постановления о назначении административного наказания.

    Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение.

    Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления.

    Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    ЗВОНИТЕ В ЕКАТЕРИНБУРГЕ +7 (343) 383-59-64

    Чем мы можем Вам помочь?

    1. Административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.

    2. При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу.

    3. Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.

    4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства.

    5. Правила определения разумного срока административного судопроизводства, предусмотренные частями 2 и 4 настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным делам.

    6. В случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда по своей инициативе или на основании соответствующего заявления заинтересованного лица об ускорении рассмотрения административного дела вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела.

    7. В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование. Заявление об ускорении рассмотрения административного дела рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня после дня поступления этого заявления в суд без извещения лица, подавшего заявление, и иных лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом.

    8. В определении об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения его рассмотрения, а также установлен срок, в пределах которого должно быть проведено судебное заседание.

    9. Копия определения об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.

  1. ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  2. ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  3. ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам
    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20

      «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)

    • Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)

    Все документы >>>


    Похожие записи:

  4. Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *