Общественное обсуждение закупок по 44 фз с какой суммы 2020

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общественное обсуждение закупок по 44 фз с какой суммы 2020». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно ст. 20 Закона № 44-ФЗ случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ. В дополнение к таким случаям региональные органы власти и органы местного самоуправления вправе установить иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения такого обсуждения для данных случаев. Иными словами, Правительство РФ устанавливает случаи общественного обсуждения, обязательные для заказчиков всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе расширить их, в том числе снизить “планку” по сумме НМЦк, при превышении которой закупка подлежит обязательному общественному обсуждению. Однако, при расширении случаев обязательного общественного обсуждения закупок они коснуться только заказчиков соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Закупки федеральных заказчиков, в том числе территориально расположенных в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут регулироваться только постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635.

Рассмотрим случаи общественного обсуждения закупок, обязательные для всех заказчиков. В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635:

Общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей, за исключением закупок, осуществляемых:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ;

г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

Как проходят обязательные общественные обсуждения закупок

Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 предусматривает, что обязательное общественное обсуждение закупок начинается со дня размещения информации о закупке в плане-графике и заканчивается за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ст. 36 Закона № 44-ФЗ). По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок “Закон.гуру” особого смысла начинать общественное обсуждение со дня размещения информации о закупке в плане-графике нет, т.к. в планах-графиках (особенно в тех, которые начались вестись с 2020 года) подробная информация о проводимых закупках фактически отсутствует. Так, например, в планах-графиках отсутствует техническое задание, проект контракта, проект документации, а с 2020 года также отсутствует и обоснование НМЦк. В связи с этим, до размещения заказчиком в ЕИС извещения о проведении конкурса или аукциона обсуждать просто нечего.

Принять участие в общественном обсуждении может любое лицо. Для этого необходимо зарегистрироваться в ЕИС и в разделе “Обязательное общественное обсуждение закупок” оставить свои замечания и предложения. Все замечания и предложения в ЕИС проходят модерацию перед размещением в открытой части сайта. На поступившие замечания и предложения заказчик обязан реагировать в течение 2 рабочих дней путем размещения в ЕИС соответствующего ответа и, при необходимости, внесением изменений в документацию (отменой процедуры закупки). Никакие отдельные протоколы по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком не составляются.

Минфин на сайте проектов нормативных актов выложил новый порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается он проектом постановления правительства и вступит в силу с 01.01.2019. С этой даты уйдет в прошлое постановление правительства № 835 от 22.08.2016, которое сейчас регулирует общественный контроль за крупными тендерами.

ВАЖНО! Госзакупки, которые планировали обсуждать в 2020 году, проводите по правилам, которые действовали до дня вступления в силу нового порядка.

В п. 2 постановления указано с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-фз в 2020 году — 1 млрд. руб.

Не обсуждают тендеры:

  1. Закрытые.
  2. В рамках гособоронзаказа.
  3. На выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капитального строительства, начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК), которых не больше 2 млрд. рублей и проводятся они в форме электронного аукциона.

В п. 3 нового порядка указано, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты когда разместили в ЕИС план-график с информацией о закупке, которая подлежит обсуждению. Этой же нормой зафиксировано, что обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позже срока, до истечения которого определение поставщика вправе отменить по ст. 36 44-ФЗ.

Если по закону о контрактной системе не формируют план-график, то обсуждать начинают от даты публикации в ЕИС извещения.

На первом этапе знакомят со сведениями, которые содержатся в плане графике. Этот этап проходит виртуально в ЕИС, а затем в форме публичного слушания. В ЕИС тендер обсуждается не менее 20 дней с момента публикации плана графика. В это время участники оставляют замечания и предложения. Непосредственный организатор мероприятия в течение двух дней направляет ответ на поступившее замечание или предложение.

Изменились правила проведения общественных обсуждений закупок для госнужд

После окончания первого этапа составьте протокол. В нем укажите:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить тендер дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить подготовку закупки с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС, выберите пункт меню «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» или загрузите готовый файл с компьютера.

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с дня, когда проводили очные слушания.

В течение десяти дней после окончания той части, что проходит в ЕИС, проводятся очные публичные слушания. Информацию о них размещают в ЕИС за пять дней до начала. В день проведения слушаний обеспечьте возможность присутствовать на них желающим. Обязательно присутствует руководитель или его заместитель и руководитель контрактной службы или его заместитель. Это указано в п. п. 22, 25 постановления Правительства № 835 от 22.08.2016.

Процесс проходит так:

  • участники, которые присутствуют на слушаниях, высказывают замечания и предложения по тендеру,
  • отвечают и поясняют.

ВАЖНО! Не забудьте включить аудиозапись.

Второй этап включает обсуждение информации, которая содержится в извещении и документации о проведении торгов. Срок начала — с момента публикации извещения и документации в ЕИС. Завершается эта процедура за три дня до момента, когда заказчик вправе отменить процедуру. Сама процедура аналогична той, что проводится в рамках первого этапа, то есть участники в ЕИС оставляют замечания и предложения, а организатор в течение двух дней отвечает на них.

В протоколе указывают такие данные:

  1. Замечания и предложения, которые поступили от участников.
  2. Ответы на них.
  3. Решение:
    • отменить закупку;
    • проводить закупку дальше без учета результатов обсуждения;
    • продолжить закупку с учетом этих результатов.

Сформируйте протокол в ЕИС при помощи в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Протокол разместите в ЕИС в течение двух дней с даты окончания второго этапа.

Регламентация обязательного общественного обсуждения закупок по статье 20 44-ФЗ

Процедура строго регламентирована. Обновленный порядок проведения общественных слушаний по 44-ФЗ утвержден постановлением правительства № 1635 от 11.12.2019. Законодательные правила установлены и в ст. 20 44-ФЗ.

Коррективы обязательных слушаний понадобились после реформирования процесса планирования государственных и муниципальных заказов. В 2020 году план закупок не понадобится, вся информация о тендере теперь представлена только в плане-графике. В связи с эти возникла необходимость изменить основные правила общественных слушаний и утвердить новый правительственный распорядительный документ (ПП РФ № 835 от 22.08.2016 утрачивает свою силу).

Представим алгоритм, по которому проводятся обязательные слушания.

Шаг 1. По законодательным нормам обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана-графика с информацией о заказе, требующем открытого анализа.

Шаг 2. В течение всего срока открытого анализа закупки участники оставляют комментарии, направляют вопросы, запрашивают уточнения. Участники слушаний — это любые юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и территориальные органы власти. Вопросы и комментарии они оставляют в соответствующем разделе Единой информационной системы.

После рассмотрения и анализа замечаний и предложений заказчик принимает решение о корректировке плановой и закупочной документации. Отдельные протоколы и иные документы не формируются и не размещаются в ЕИС. В п. 9 правил, утвержденных ПП РФ № 1635, закреплено, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок организация-заказчик вносит необходимые изменения в план-график, извещение и техническую документацию заказа или отменяет процедуру определения поставщика.

Процедура общественной дискуссии по госзакупке существует на всем протяжении действия 44-ФЗ, но с 2020 года кардинально меняется ее порядок: порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки устанавливается с 2020 года постановлением правительства РФ № 1635 от 11.12.2019. Действовавшее ранее постановление № 835 утратит силу.

По новым правилам 2020 года обязательное общественное обсуждение проводится в следующих случаях:

  • поставщик определяется с помощью конкурса или аукциона;
  • в тендере очень крупная начальная максимальная цена. Пункт 2 правил проведения дискуссии по госзакупке, утвержденных постановлением правительства РФ № 1635, устанавливает, с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ в 2020, — с 1 млрд рублей. А если закупаются работы по капитальному ремонту, реконструкции или сносу — стоимостью от 2 млрд рублей.

Оба эти условия должны соблюдаться одновременно!

Дискуссия по поводу тендера не проводится, если:

  • используется закрытый способ определения поставщика;
  • тендер относится к числу госзакупок по гособоронзаказу;
  • конкурс или электронный аукцион является повторным и проводится без изменения объекта госзакупки.

Новые правила, утвержденные ПП РФ № 1635, устанавливают, на каком этапе начинается обязательное обсуждение закупок, планирование закупок. Новый порядок проведения обсуждений значительно проще того, который использовался ранее: процедура теперь одноэтапная, целиком заочная и проводится в ЕИС при помощи функционала специального раздела, размещенного во вкладке «Планирование». Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с того момента, когда заказчик опубликовал план-график, в котором указал намерение провести дорогостоящий тендер. Момент начала проведения изменился, раньше он совпадал с моментом издания плана закупок, но в 2020 году эта форма планирования была отменена.

Изменился и момент окончания проведения процедуры: обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается, когда, в соответствии со ст. 36 44-ФЗ, заказчик утрачивает возможность передумать и без каких-либо специальных обоснований отменить процедуру.

В этом же постановлении прописано, какие субъекты вправе в нем участвовать, в каком порядке и какие полномочия по результатам дискуссии имеются у ее организатора — заказчика.

Новые правила обязательного общественного обсуждения госзакупок с 2020 года

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+
  • Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
  • Краткое руководство пользователя в части формирования сведений об обязательном общественном обсуждении закупок
  • Письмо Минэкономразвития России от 20.01.2017 № Д28и-97 «Об осуществлении общественного контроля в сфере закупок»
  • Письмо Минэкономразвития России от 09.01.2017 № Д28и-70 «Об указании в плане закупок информации об обязательном общественном обсуждении закупки и о сроке обсуждения»
  • Письмо Минэкономразвития России от 09.01.2017 № Д28и-26 «О требованиях к участникам закупки услуг на проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с государственным участием»

[44-ФЗ «О госзакупках»] [Глава 2]

1. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов-графиков, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьёй 36 настоящего Федерального закона.

2. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

3. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи могут быть внесены изменения в планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

4. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Первое, что необходимо понять, как работают закупки по закону 44-ФЗ. В кратком изложении схема выглядит так:

  1. Заказчик — государственный орган — публикует запрос о том, что ему нужна закупка на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ, при помощи извещения и документации тендера.
  2. Поставщик — юрлицо, ИП или физлицо, соответствующее требованиям 44-ФЗ – направляет заявку на участие в закупке товара, работы, услуги, указывая параметры и информацию о себе
  3. Заказчик рассматривает заявки и проводит электронную процедуру, где выбирается выгодное предложение.
  4. Стороны заключают контракт электронным способом.
  5. Поставщик исполняет договор в установленные сроки и надлежащего качества после чего заказчик производит расчет.

Государственный заказчик по 44-ФЗ — это образовательное, медучреждение, фонд, предприятия ЖКХ и др., которая делает закупки на государственные нужды по плану. Средства на тендер должны быть выделены из бюджета.

Если компания с государственным участием (коммерческих организаций это не касается) выделяет на эти цели собственные средства, то такая закупка уже подпадает под нормы 223-ФЗ.

Но поставщик и заказчик — не все участники закупки по 44-ФЗ. В процессе также присутствуют электронные торговые площадки (далее — ЭТП), контролирующие органы, экспертные и банковские учреждения, оказывающие помощь заказчикам.

Благодаря регулированию системы закупок по 44-ФЗ, заказчик получает выгодные условия, сужаются возможности для коррупционных схем. Именно направленность на прозрачность и инклюзивность закупок в России порождает частые изменения законодательства.

Система госзакупок работает по постоплате. Сначала поставщик исполняет контракт и уже после приемки качества производится оплата. Это требует инвестиций.

Авансирование практически не встречается из-за того, что попасть на тендер и выиграть его может почти любой. Раньше можно было получить аванс и ничего не исполнить. После чего государство выбрало подход, что контакт должна исполнять компания, которая уже располагает всеми ресурсами для этого, а не организовывает бизнес с нуля на предоплату и потом пытается вписаться в контакт.

Обязательное общественное обсуждение закупок по 44 ФЗ 2020 г.

Каждый заказ проверяет Министерство Финансов РФ. Это необходимо для оценки того, насколько прозрачно и объективно определяется поставщик, проводится конкурс или аукцион.

Но не только Минфин осуществляет контроль, за соблюдением конкуренции следит ФАС, куда поставщики подают жалобы о нарушении своих прав заказчиками, неправомерном отклонении заявок и прочих нарушениях 44-ФЗ.

Вы являетесь поставщиком, производителем продукции или услуг и хотите принимать участие в закупках. Что вам делать дальше?

Прежде всего следует определиться, подходите ли вы под требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Закон о торгах устанавливает, что участниками могут быть представители малого, среднего и крупного бизнеса, включая ИП, НКО.

Поставщик — это лицо:

  • без задолженностей перед бюджетом по налогам и сборам;
  • не принадлежащее к оффшорным предприятиям;
  • без судимостей (если речь идет о юридическом лице — судимостей не должно быть у руководителя и главного бухгалтера);
  • не привлекавшееся к административной ответственности в течение последних двух лет;
  • не аффилированное (никак не взаимосвязанное) с заказчиком;
  • не находящееся в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • не находящееся в процессе ликвидации, приостановления своей деятельности или банкротства;
  • не имеющее ограничений на участие в тендерах, регламентированных законодательными актами РФ.

При подаче заявки поставщик декларирует соответствие требованиям. Если далее выяснится, что он ввел в заблуждение, заказчик отказывается от подписания контракта и тот попадает в РНП. После этого все двери перед ним закрываются.

Многие поставщики не уделяют серьезного внимания этому аспекту, поначалу по неопытности недооценивают его, а потом становится поздно и ничего уже не сделать.

Ежемесячно в РНП попадают около 1000 поставщиков. Сегодня он насчитывает более 16 тысяч записей, которые находятся там 2 года.

Если вы не знаете законодательство о госзакупках в совершенстве, только пришли в эту сферу и хотите перестраховаться от риска попасть в РНП — лучше воспользоваться услугами профессионалов, чем выбыть из сферы госзакупок и потерять прибыльные контракты! Обращайтесь, чтобы задать любые интересующие вопросы.

Ну а если вы подходите под все требования заказчика — пришло время разобраться, какими бывают закупки, и как они могут проходить.

Обновленный закон о госзаказе предусматривает только электронные закупки по всем видам тендеров. Исключение — некоторые закрытые аукционы.

Подробная схема торгов:

  • Заказчик составляет план-график;
  • Определяет вид тендера;
  • Определяет начальную максимальную цену контракта (далее — НМЦК);
  • Размещает информацию о предстоящих торгах;
  • Размещает сам тендер;
  • Стороны подписывают соглашение;
  • Заказчик определяет поставщика;
  • Заказчик принимает выполненный заказ, по результатам составляется отчет.

Все этапы очень важны, поставщик сталкивается с множеством тонкостей и особенностей на каждом из них, поэтому рассмотрим их подробнее.

Раньше для планирования закупок заказчик использовал планы, а на их основе готовил планы-графики. Новая редакция закона их упраздняет, теперь планирование осуществляется заказчиком только по планам-графикам закупок.

Между этими документами есть ключевые отличие: план-график допустимо менять, дополнять и расширять при необходимости. Это своеобразная гарантия для исполнителя серьезности намерений заказчика.

Что это за документ и для чего о нем нужно знать поставщику? План-график представляет собой список запланированных заказчиком закупок, отраженный в схемах и таблицах.

Из плана-графика поставщик может узнать:

  • что именно планируется закупить;
  • требования к исполнителям;
  • способ закупки;
  • НМЦК;
  • условия для участия;
  • сроки;
  • обеспечение контракта;
  • критерии оценки результата.

Следующим шагом нужно определить начальную цену и разместить извещение.

Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок

Ниже рассмотрим более детальные изменении в 44 ФЗ с комментариями эксперта.

Новый порядок заключения контракта с ЕП

С 01.07.2020 года действует новый порядок заключения контракта с единственным поставщиком в случае признания определения поставщика не состоявшимся

в случаях:

  • подана одна заявка
  • признан соответствующим требованиям документации только один участник
  • не подано ни одной такой заявки

(при запросе предложений)

Контракт с единственным поставщиком заключается:

  • на условиях, предусмотренных извещением, документацией о закупке
  • по цене, не превышающей НМЦК, а также ценового предложения участника (при наличии, например была подана одна заявка)
  • в порядке, предусмотренном 44-ФЗ для заключения контракта с победителем соответствующего способа определения поставщика

Особенностью о заключении контракта с единственным поставщиком является согласование возможности такого заключения с контрольным органом в сфере закупок в случае признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений, если НМЦК превышает предельный размер, установленный

ПП от 30.06.2020 № 961:

  • 500 млн руб. – если закупка для федеральных нужд
  • 250 млн руб. – если закупка для нужд субъекта РФ, муниципальных нужд
  • 1 тыс. руб. – если закупка путем проведения запроса предложений (не подано ни одной такой заявки), а также при проведении закрытой закупки

Заказчик направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании не позднее чем через 5 рабочих дней с даты:

  1. размещения в ЕИС протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся
  2. подписания протокола, содержащего информацию о признании закупки несостоявшейся (если такой протокол не подлежит размещению в ЕИС)

Обращение направляется если закупка проводится для:

    • федеральных нужд, либо закрытый способ закупок

в ФАС России, либо его территориальный орган

    • обеспечения нужд субъекта РФ

в региональный орган контроля в сфере закупок (например: Региональное Министерство финансов)

      • обеспечения муниципальных нужд

в муниципальный орган контроля в сфере закупок

Обращение составляется по форме ПП № 961

Закупки по 44-ФЗ для начинающих: последняя редакция 2020 года

Обращение направляется в течение 5 рабочих дней с даты опубликования протокола.
Далее, у контрольного органа есть 10 рабочих дней на рассмотрение обращения. Если оно не соответствует требованиям, тогда заказчику отправляется уведомление о несоответствии в течение 2 рабочих дней и дается право на устранении несоответствия в течение 2 рабочих дней.

Если в течение этого времени устранены нарушения, то контрольный орган возвращается к рассмотрению обращения и принимает решение о соответствии обращения для заключения контракта.
После того как контрольным органом вынесено решение о соответствии контракта возможно заключение контракта, но не ранее 10 дней со дня размещения протокола и не позднее 20 дней со дня получения решения о согласовании.

С 9 июля 2020 года внесены изменения в постановление номер 99.
Дополнительные требования устанавливаются:

  • для федеральных нужд при цене контракта 10 000 000 руб.
  • для нужд субъектов российской федерации и муниципальных нужд с НМЦК 5 000 000 руб.

Опыт участников в текущей редакции оцениваться за последние 5 лет. (было 3 года)

Изменениям предусмотренным корректировка размера стоимости контрактов для подтверждения опыта.(как правило это увлечение с 20% до 30% от цены контракта)

С 01.04.2020:

• ЕИС будет обеспечивать контроль за соответствием информации об информационном коде закупки (ИКЗ) и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления закупок, содержащихся в планах-графиках, извещениях об осуществлении закупок, протоколах, условиях проектов контрактов;

• Правительством РФ будет определен федеральный орган исполнительной власти, который пополнит перечень органов контроля и на который будут возложены полномочия по осуществлению контроля над проведением закупок с использованием ЕИС.

С 01.07.2020:

• электронный запрос котировок будут проводить, если НМЦК не превышает 3 млн руб.;

• сократится время подготовки заявки. Новая дата окончания подачи заявок будет через 4 рабочих дня со дня, который идет за днем, когда опубликовали извещения о закупке.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок можно будет всего за один час до срока окончания подачи заявок;

уберут ограничения в 100 млн руб. для процедуры электронной закупки, но останется ограничение максимального размера годового объема закупок с помощью запроса котировок — он должен будет составлять не более 10 % от совокупного годового объема закупок.

Изменения 44 ФЗ с комментариями. Третий квартал 2020

Некоторые условия обозначены в Правилах как исключения. Заказчику проводить общественное рассмотрение не надо, если его закупка:

  • закрытого типа;
  • относится к гособоронзаказу;
  • проводится как повторный конкурс или аукцион по ч. 4 ст. 71 или как запрос предложений;
  • осуществляется через запрос котировок для оказания гуманитарной помощи или ликвидации ЧП.

Но если есть исключения, то есть и правила для всех остальных случаев. Закон говорит, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчик получает возможность:

  • изменить план закупок, план-график или документацию;
  • отменить определение поставщика.

Подлежащие рассмотрению закупки невозможно осуществить без указанного мероприятия.

Обязательное общественное обсуждение проводится в 2 этапа. В обоих этапах могут принимать участие любые лица, которые прошли соответствующую регистрацию в ЕИС.

Включает в себя обмен мнениями через специальный раздел ЕИС и очные слушания. Напомним, что обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана закупок.

С этого момента и в течение не менее 20 дней участники высказывают замечания и предложения. Свой ответ на них заказчик размещает в течение 2 дней.

Затем, не позднее чем через 10 дней, заказчик проводит очные публичные слушания. Со стороны участников присутствовать может любое заинтересованное лицо. Со стороны заказчика присутствуют руководитель или его заместители, руководитель контрактной службы. Они дают ответы на поступившие вопросы.

Информация с данными по слушаниям публикуется им не менее чем за 5 дней.

В течение 2 дней после слушаний по каждой закупке заказчик размещает протокол с вопросами и ответами и со своим решением по закупке.

Если решением заказчика процедура не отменена и ее подготовка продолжена без внесения изменений в планы, извещение и документация о закупке публикуются заказчиком в предусмотренные планом сроки.

Со дня размещения извещения и документации в ЕИС начинается второй этап. Участниками рассматривается в ЕИС документация заказчика. Заказчик дает свои ответы на замечания также в течение 2 дней.

При этом обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается за 3 дня до того срока, при котором у заказчика сохраняется возможность отменить закупку.

Протокол по второму этапу заказчик публикует с соблюдением аналогичных первому этапу правил, т. е. в течение 2 дней после завершения этапа.

Итоги первого и второго этапов идентичны. Заказчик обладает правом в отношении закупочной процедуры:

  • отменить;
  • продолжить без внесений изменений;
  • проводить с изменениями документов.

Протоколы по результатам обоих этапов с помощью технических средств ЕИС доводятся до сведения контролирующих финансовых органов.

Допущенные заказчиком нарушения автоматически фиксируются в ЕИС. В специализированном разделе появляется актуальная информация о случаях несоблюдения установленных правил.

Статьей 7.29.3 КоАП установлен штраф виновных за нарушение порядка или сроков проведения должностных лиц в размере 30 000 руб.

Какие новшества учесть при закупках в 2020 году

На первом этапе участники обсуждают детали по закупкам, сведения о которых содержатся в открытом доступе: в плане (документ отменен с 2020 года) или плане-графике. Для этих целей в ЕИС действует спецраздел «Обязательное общественное обсуждение закупок».

Сроки обсуждений на рассматриваемых двух этапах составляют не менее 20 дней. В течение 2 дней после получения сообщения от пользователя заказчик анализирует его и размещает ответ на поступивший комментарий или предложение.

Ответ в автоматическом режиме перенаправляется автору на электронную почту, которую он указал в процессе регистрации в ЕИС.

За 10 дней до окончания сроков обсуждений проходят публичные слушания. Дата и место их проведения определяются организатором за 5 дней до очных слушаний. Об этом публикуется сообщение в ЕИС. Сообщение об очных слушаниях перенаправляется всем участникам, которые отправили свои комментарии при общественном обсуждении.

Очные публичные слушания проводятся только открытым и очным способом. Для их проведения выбираются рабочие дни. Заказчики не вправе ограничивать круг лиц, заинтересованных в слушаниях. На слушаниях обязательно присутствует представитель заказчика или его доверенное лицо. Руководитель контрактной службы учреждения-заказчика также принимает участие в публичных слушаниях.

Слушания проходят по фактическому месторасположению заказчика. В ходе слушаний необходима аудиозапись всего процесса. Сущность публичных слушаний состоит в том, что участники могут задать лично интересующие их вопросы заказчику, а заказчик дает свои разъяснения.

Протокол по итогам первого этапа составляется в течение 2 дней после завершения. Он оформляется на каждую закупку. В протоколе должны быть указаны результаты проведения слушаний и принятое решение: например, об отмене закупки и внесении изменений. В протокол вносятся все поступившие замечания и предложения и ответы на них заказчика.

Заказчик формирует протокол первого этапа в ЕИС в личном кабинете в разделе «Сформировать протокол первого этапа» в разделе «Общественное обсуждение». Также заказчик может загрузить сюда отсканированную версию готового протокола.

Протокол по завершении первого этапа нужно отправить в ФАС. При отсутствии замечаний к закупке извещение публикуется в установленные сроки.

Заказчик в обязательном порядке должен соблюдать регламент проведения общественного обсуждения. Если общественное обсуждение было обязательно, а заказчик не провел его, то ему грозит административная ответственность.

Наказание за несоблюдение порядка общественного обсуждения, как и за непроведение этого этапа, наступает по п. 3 ст. 7.29.3 КоАП. Величина штрафных санкций в указанной статье установлена в размере 30 тыс. р.

Сведения о допущенных заказчиком нарушениях в ходе проведения общественных обсуждений, в частности, просрочка установленных сроков для публикации протоколов, в автоматическом порядке фиксируется в ЕИС. Отсюда информация может стать доступна ФАС и другим контролирующим инстанциям, и это станет основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

В качестве формы общественного контроля закупок для государственных и муниципальных нужд введено общественное обсуждение закупок. Случаи и основные требования к порядку обязательных общественных обсуждений закупок установлены Законом о контрактной системе[1].

До 2015 года порядок обсуждения закупок устанавливался Приказом Минэкономразвития РФ № 578[2]. Общественное обсуждение закупок применимо, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ЕП), превышает 1 млрд руб. Случаи и порядок проведения обсуждения закупок с 2016 года устанавливаются Правительством РФ.

Однако для обеспечения нужд субъектов РФ или муниципальных нужд законодательство субъектов РФ, муниципальные нормативные правовые акты могут определять также иные случаи и порядок проведения общественного обсуждения закупок как в 2015 году, так и в последующий период.

При выявлении нарушений общественный контролер при помощи специального функционала официального сайта[3] сформулирует и разместит свои вопросы, замечания или предложения. При получении аргументированного ответа от заказчика он либо соглашается с доводами, либо продолжает обсуждение.

Если ответ не получен в установленный срок (согласно Приказу Минэкономразвития РФ № 578 в течение двух дней), возникает основание для обжалования действий заказчика в Росфиннадзоре или ФАС.

Началом общественного обсуждения закупки считается дата ее размещения на официальном сайте планов закупок. Обсуждение завершается за три дня до дедлайна – даты, не позднее которой определение поставщика может быть отменено в соответствии со ст. 36 Закона о контрактной системе.

Результат обязательного общественного обсуждения закупок может стать причиной внесения изменений в план закупок, план-график, документацию о закупках, а также отмены самой закупки.

Порядок проведения общественного обсуждения закупок

Общественные контролеры следят, чтобы предмет закупки и введенный код ОКПД соответствовали друг другу, иначе будет затруднен поиск лота, что может привести к ограничению конкуренции.

Заказчику следует обратить внимание, что согласно нормативным документам по контрактной системе Классификатор ОКДП[6] утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14‑ст, утвердившего новый классификатор[7].

Предмет закупки должен быть указан с использованием ключевых слов и отражать суть закупки.

Предмет закупки должен указываться с использованием ключевых слов и отражать суть закупки. Название предмета закупки без использования ключевых слов, например лот № 13 или закупка для государственных нужд, – тоже сигнал для общественных контролеров, чтобы обратить пристальное внимание на закупку. Завуалированные названия приводят к ограничению конкуренции: закупка как бы «затачивается» под одного поставщика, знающего, в чем заключаются государственные нужды и что такое лот № 13.

Согласно ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки могут выделяться лоты. Участник подает заявку в отношении определенного лота. Количество участников ограничивать нельзя. Однако Закон о контрактной системе не регламентирует порядок объединения ТРУ в один лот. Четких критериев определения функциональной и технологической связи между ТРУ нет. Существуют отдельные разъяснения госорганов (например, по строительству комплексных объектов) и примеры судебных постановлений.

Чтобы сократить число конкурентов для своих поставщиков, некоторые заказчики укрупняют или объединяют лоты. Данное нарушение встречается при любом способе закупки. Однако существует запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (ТРУ), технологически и функционально не связанной с ТРУ, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов[8]. Один из признаков такого объединения – отнесение ТРУ к разным группам ОКВЭД или ОКДП.

Поэтому зачастую возникают трения: заказчик считает, что объединение предметов закупки в один лот возможно и оно не приводит к ограничению количества участников закупки (например, объединение в одну закупку изделий медицинского назначения и лекарственных средств), а контролер считает, что это нарушение. В разъяснениях, опубликованных на сайте «За честные закупки», указывается, что данный вопрос разрешается с учетом принципа запрета ограничения конкуренции, в соответствии с которым запрещается ограничивать конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов ТРУ, технологически и функционально не связанных с ТРУ, которые являются предметом торгов. Но законом не установлено однозначных критериев технологической и функциональной связи, что ведет к проблемам и злоупотреблениям со стороны заказчиков. Например, предметом контракта является изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода. В документации указано:

  • ТЗ на изготовление расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство, реконструкцию разводящих сетей водопровода;
  • ТЗ на производство инженерно-геологических изысканий;
  • ТЗ на производство инженерно-геодезических изысканий.

Технические работы на производство инженерно-геодезических изысканий не связаны функционально и технически с изготовлением расчетной схемы водоснабжения и проектной документации на строительство и реконструкцией сетей водопровода. На каждый вид этих работ должны быть объявлены отдельные торги. Объединение их в один лот – нарушение п. 3 ст. 17 Федерального закона № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

Однако с корректностью укрупнения или объединения лотов не всегда все однозначно. Например, проведение закупки на разработку проектно-сметной документации и строительство объекта контролерами обычно рассматривается как два разных вида бизнеса, которые требуют различных лицензий СРО. Но следует заметить, что существуют и EPC-контракты[9], в которых объединяются и разработка проекта, и дальнейшее строительство.

Документация должна быть понятна и доступна.

Если общественный контролер не сможет скачать все документы о закупке для проверки наличия пустых папок или незаполненных разделов, он расценит это как нарушение. Зачастую заказчик при архивации документов для размещения их на официальном сайте «забывает» опубликовать какой‑нибудь файл архива, что делает распаковку невозможной. Невозможность ознакомления с документацией – нарушение. Пример такого нарушения – заявка муниципального учреждения «Управление строительства» на выполнение работ по организации строительства и выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ при строительстве объекта «Жилое здание», размещенная на сайте «За честные закупки». Стоимость контракта – 101 795 025 руб. Однако некоторые заархивированные документы (сметы, чертежи) открыть невозможно. Выявленное контролерами нарушение классифицируется так: затрудняет поиск заказа в базах.

При содержательном анализе документации общественные контролеры обращают внимание на обеспечение исполнения контракта. Согласно п. 7 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должены быть указаны размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе). Однако иногда заказчики отражают только один из возможных способов обеспечения – перечисление денежных средств, игнорируя банковскую гарантию. Если законом предусмотрены оба способа обеспечения, то в документации их обязательно следует указывать.

При расчете размера обеспечения тоже возможны ошибки: нужно учитывать НМЦК, наличие аванса, антидемпинговые меры и т. д. Для проверки правильности расчета обеспечения заказчик может воспользоваться специальным бесплатным онлайн-калькулятором. Такой сервис есть на специализированных ресурсах, например на сайте АЮДАР – www.audar-info. ru/info/calculator/rok.

Как следует из Рекомендаций для проверяющих, при анализе НМЦК общественные контролеры в первую очередь должны обращать внимание на наличие ее обоснования. Данное указание не случайно: зачастую заказчики не публикуют обоснование на официальном сайте или делают это формально, отражая цену только одного из поставщиков.

А случается, что «танцуют» от цены аффилированной компании, используя для анализа данные уже не существующих конкурентов. Пример – заявка на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование программ для ЭВМ с дистрибутивом, размещенная петербургским бюджетным учреждением здравоохранения, которая попала под пристальное внимание народных контролеров, в частности, из‑за неправильного обоснования НМЦК: цена была рассчитана на основе предложений поставщиков, которые ушли с рынка, а также «своих» участников.

Цифры с потолка – еще одно нарушение при определении НМЦК. В качестве иллюстрации рассмотрим заявку на поставку продуктов питания, размещенную муниципальной администрацией. Комментарий народного контролера с сайта «За честные закупки» приводим полностью: «В обосновании НМЦК указаны цифры, не соответствующие реалиям рынка. Например, колбаса вареная, не указано точно какая, стоит порядка 600 руб. за кг, хотя в розницу продается по 350 – 380 руб. по всему Кузбассу. Куры в документации по 197 руб. за кг., хотя в розницу на сегодня они по 120, максимум 130 руб. Сосиски стоят по 392 руб., хотя по розницу максимум 300 в городе».

Данное нарушение похоже на другое – покупку по завышенной цене. Например, когда заказчик покупает квартиры путем участия в долевом строительстве многоквартирного малоэтажного дома для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и указывает в цене контракта сумму, на которую в данной местности можно приобрести уже готовые квартиры с такими же характеристиками и даже большей площади.

В Рекомендациях по определению НМЦК[10] говорится о представлении сравнения цен от трех поставщиков, а в отдельных случаях – от пяти[11]. При закупках строительных работ публикуется утвержденная госэкспертизой проектно-сметная документация. Если заказчик размещает на официальном сайте только сводно-сметный расчет или дефектную ведомость, в которых отсутствуют единичные расценки, то поставщикам приходится тратить время и силы на дополнительные расчеты[12].

☎ Связаться с нами!

На этом пока остановимся. Эксперты Кредитно-Страхового агентства будут и дальше информировать Вас о всех изменениях в сфере госзакупок. Удачи Вам в новом 2020 году!


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *